Югендстиль в риге. Югендстиль в Риге – уникальные лепные улицы столицы Латвии


Югендстиль или стиль модерн, или арт-нуво был популярен в Европе во второй половине 19-го - начале 20-го вв. Как архитектурный стиль, Югендстиль достаточно неоднороден - он варьируется от города к городу. Входные павильоны парижского метро, Дом Бальо авторства Гауди в Барселоне, московская гостиница “Метрополь” - все это примеры Югендстиля. Но наибольшей концентрацией архитектуры в этом стиле славится Рига - центральные рижские улицы просто усеяны зданиями с причудливыми растительными декорами, масками женщин и лепниной в виде драконов и прочих мифических существ.

Движение в стиле модерн возникло в 1890-х годах. Основным принципом этого стиля была идея о том, что искусство должно быть частью всего вокруг.


Вдохновленный природой и ее формами революционный художественный стиль начали применять в живописи, скульптуре, иллюстрациях, ювелирных изделиях, дизайне интерьера, и, прежде всего, в архитектуре. Стиль впервые появился в Англии, и вскоре распространился по всей Европе и Соединенных Штатах. Хотя этот стиль называли по разному в различных странах, в основном были приняты названия модерн, ар-нуво или югендстиль.


Здание на улице Альберта, построенное по проекту Михаил Эйзенштейна. Хотя оно очень популярно у туристов, подобная очень богато украшенная разновидность югендстиля не является типичной для Риги. Хороший пример рижской архитектуры в стиле модерн, в котором сочетаются рациональность и декор. Проект этого здания на улице Смилшу разработал Константин Пекшенс.


Популярность модерна начала падать в 1910 году, но примеры этой прекрасной архитектурной формы по-прежнему являются одними из самых популярных среди туристов по всей Европе. Брюссель, Барселона, Париж, Вена... во всех этих городах есть много известных зданий в стиле модерн. Тем не менее, в Европе есть город, в котором можно найти самую большую в мире коллекцию зданий в стиле модерн. Это Рига.


Столица Латвии была основана в 1201 году и является самым большим городом в странах Балтии. В Риге живет около одной трети населения Латвии, а центр этого прекрасного города был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Буквально переполненная модерном и примерами деревянной архитектуры XIX века, Рига привлекает все больше и больше посетителей каждый год, в основном из-за дешевых авиарейсов в Латвию из других европейских городов.


Всего в Риге можно насчитать около 800 зданий в стиле модерн. Столь впечатляющее количество является результатом экономического и демографического бума, который Рига испытала в конце XIX - начале XX века. А именно в это время на пике популярности был стиль модерн.


Расширение Риги привело к сносу старых зданий, которые окружали средневековый центр города, и строительству новых зданий, бульваров и садов. Богатые рижане использовали свои накопления, чтобы построить величественные здания, в то время как местные архитекторы переняли европейский стиль, который был популярен в то время.


В данном случае, это был стиль модерн. Большинство зданий были построены в центральной части города, а также несколько примеров модерна появились в Старом городе Риги. Почти половина зданий в стиле модерн в городе были созданы благодаря архитекторам Михаилу Эйзенштейну и Константину Пекшенсу.

Продолжая путешествие по Европе, мы публикуем .

По материалам thevintagenews.com


Рига - европейская столица югендстиля: каждое третье здание в латвийской столице выполнено в стиле модерн, популярном в Европе во второй половине XIX - начале ХХ века. Всего таких домов более восьми сотен, и большинство из них сосредоточено на улице Альберта и в так называемом тихом центре, или посольском районе.

Архитектурные особенности рижского модерна - это многообразие деталей на фасадах зданий, но лаконичное оформление внутренних помещений и задних дворов. Югендстиль - это страх пустоты и жизнь напоказ: максимально возможное количество архитектурных элементов на парадных входах и окнах должно было символизировать жизнь, смерть, любовь, отношения с соседями и даже причину семейных разногласий. Кружевные балконы, растительные орнаменты, диковинные вытянутые женские лица, невиданные драконы, часы, шпили, барельефы, изваяния львов, мифических сфинксов и химер; рижский югендстиль, где ни одна деталь не повторяет другую, смешивается в невероятную какофонию образов.

На улице Альберта, застроенной в период с 1903 по 1906 год, домов, в оформлении которых угадываются элементы стиля модерн, более 80%. Большинство зданий ныне превращены в офисные центры, некоторые пустуют или находятся на реконструкции. В доме номер 12 по улице Альберта, построенном для себя и своей семьи латышским архитектором Константином Пекшенсом в 1903 году, находится рижский Музей ар-нуво, башня которого служит визуальной доминантой окружающей застройки. Одно из главных украшений дома - спиралевидная лестничная клетка главного подъезда. В музее воссоздан оригинальный интерьер квартиры рижанина начала прошлого века; он является завершающей точкой экскурсионного маршрута, рассказывающего об истории югендстиля в латвийской столице.





Всего домов, построенных в стиле модерн, в Риге более восьми сотен, Латвия // Наталья Староверова, сайт


Рига - европейская столица югендстиля, Латвия // Наталья Староверова, сайт


Музей ар-нуво, где воссоздан оригинальный интерьер квартиры рижанина начала прошлого века, Латвия // Наталья Староверова, сайт


Лестница в рижском Музее ар-нуво, Латвия // Наталья Староверова, сайт





В латвийской столице ежедневно проводятся экскурсионные туры, рассказывающие об истории рижского югендстиля. В случае, если вы путешествуете самостоятельно, о ближайших экскурсиях можно узнать в городском туристическом офисе, расположенном в Старой Риге, на площади Ливу. Средняя продолжительность прогулки - два часа. Впрочем, если в программе заявлено посещение Музея ар-нуво, то тур может продлиться три-четыре часа.

Как добраться

Большинство зданий, построенных в югендстиле, можно найти в центральной части , на улицах Альберта, Элизабетес (за улицей Кришьяна Валдемара, в сторону от центра), Антонияс, на бульварах Калпака, Стрелниеку и Рупниецибас.

Добраться из Москвы в Ригу можно прямыми рейсами , и . Из Санкт-Петербурга в столицу также летают авиакомпании и . Время в пути - 1 час 40 минут.

Автобусное сообщение соединяет Ригу с Москвой и Санкт-Петербургом; это самый дешевый способ попасть в столицу Латвии. Рейсы компаний Ecolines и Eurolines отправляются ежедневно, время в пути - 10-14 часов.

Рига является крупнейшим среди балтийских столиц железнодорожным узлом, связанным поездами с Москвой, Санкт-Петербургом, Киевом, Львовом, Симферополем (в летний период) и Гомелем. К поезду Львов - Рига в Вильнюсе прицепляется общий вагон для пассажиров, следующих из Литвы в Латвию.

Можно въехать в страну и на автомобиле. Для этого необходимо наличие водительского удостоверения международного образца, страховки на автомобиль для въезда на территорию Латвии (можно приобрести на любом из латвийских КПП на границах с Россией и Белоруссией: Терехово, Гребнево и другие). Время простоя на пограничных пунктах обычно достаточно продолжительно (особенно при выезде из Латвии) и сильно зависит от обстоятельств, поэтому следует либо запастись терпением, либо выбрать иной способ въезда. Расстояния от Риги по автодороге: Москва - 918 км, Санкт-Петербург - 641 км, Таллин - 307 км, Вильнюс - 291 км, Калининград - 378 км.

Расположение

Дома, построенные в югендстиле, можно обнаружить на улицах и бульварах исторического центра , в частности на улице Альберта и в посольском районе латвийской столицы.

Если говорить о рижских интересностях, то я должен честно отметить, что воспеваемая многими Старая Рига (Vecriga) в общем-то, слабей своих аналогов – скажем, архитектурно цельного Старого Таллина (Vana Tallinn), оригинального Старого Вильнюса (Senasis Vilnius). Видел я и другие подобные ансамбли – скажем, Любек запомнился. К сожалению, в Старую Ригу было осуществлено немало чуждых и грубых архитектурных вторжений и поэтому многое мне там откровенно «цепляет глаз»; это мы посмотрим попозже.
Зато настоящей жемчужиной Риги, притом совершенно неповторимой, на мой взгляд, является архитектура Belle Epoque – модерн, ар нуво или ещё точней, для этого места – югендстиль . Это не просто единичные здания, это и целые кварталы!
Я бы так охарактеризовал этот феномен: для праздного туриста – это как минимум забавно и интересно; для любителя архитектуры – настоящий Клондайк; а для любителя модерна – полный крышеснос , иначе слова не подобрать! Настолько там оригинальные и очаровательные работы! Можно бесконечно ходить и разглядывать детали, заходить во дворы, искать новые и новые ракурсы, любоваться лепниной, фактурой камня, горельефами и барельефами, пытаясь постичь пропорции и вообще, логику архитекторов. То есть в Ригу можно смело ехать даже из-за одного этого уникального «заповедника модерна». Такого нигде больше не увидишь!

Рижский югендстиль не вполне похож на петербургский или хельсинкский модерн, особенно его ранняя стадия (до 1904 года включительно). Он более «пышный», витиеватый, отличается широчайшим использованием масок, орнаментов и вообще, очень сложных решений. Здания после 1906 года более суровые, серьёзные, близкие к «северному модерну» a-la Хельсинки, когда вошёл в моду т.н. «национальный романтизм». Есть и такие решения, где думаешь, что находишься где-нибудь на Петроградской стороне. А есть и вообще «венецианские» или «мавританские» решения, которые представляют собой смесь мотивов модерна, классицизма и необарокко.
* * *
Некоторые могут спросить – почему же «дыхание Империи»? А потому, друзиа мои, что феномен этот – в том глобальном виде, в котором мы сейчас можем его наблюдать, целиком и полностью обязан экономическому буму Российской Империи конца XIX – начала XX века, когда порт и город Рига привлекал к себе огромные деньги и потоки товаров, являясь пятым по величине городом империи. Если бы этого не было, то несомненные таланты и смелые фантазии архитекторов, конечно, устремились бы в иных направлениях, ведь «свято место пусто не бывает». А в 1914 всё это закончилось. Навсегда. Так что это не просто красивая метафора, а историческая данность.
Впрочем, о феномене и подробностях возникновения рижского югендстиля мы подробнее поговорим в следующей части моего описания, а сейчас я предлагаю вам просто посмотреть эту архитектурную симфонию и проникнуться ею:)

В этой части я покажу образцы архитектуры только с очень и очень небольшой части Риги – улицы Альберта (Alberta iela) и примыкающей к ней перпендикулярно Strelnieku iela. Это самый настоящий концентрированный «музей югендстиля», куда меня привела френдесса elina2106 . Обзору иных зданий в этом стиле и в эклектике, верней того, что я наснимал, будет посвящен следующий пост.
В снимках нам будет несколько мешать снежная пурга; но, увы, других дней у меня в Риге не было, так что все претензии – к погоде:)

Вот она, эта улица Альберта – вид на перспективу.

Alberta, 8. Главный вход.

Этот дракон с «конской» головой поближе.

Шарфик с надписью «1904».

Отчего они кричат? От боли? От возмущения? Чем недовольны?

Alberta, 4. И те самые наверху, помните? Я их показал недавно.
Сейчас тут – вроде – венгерское посольство.

Подьезд дома.

Решение центра фасада.

Детали покрупнее.

Маскароны на фронтоне фасада, крупно.

Ещё одно потрясшее меня архитектурное решение центральной оси фасада.

Смотрите крупнее.
В центре, насколько я понимаю, аллегорический лев? А внизу – чёрт? Обращённые друг к другу профили на синем мне несколько напомнили какого-то римского папу:)

Классика модерна – округлые балкон и окна!

Спускаемся ещё ниже.

И, наконец, решение главного входа в этот замечательный дом!

Alberta, 11.
Образец более строгого строительства, после 1906 – «национальный романтизм». Почти Хельсинки:)

Вход во внутренний двор дома.

Вид изнутри.
Изнутри фасады, конечно, обшарпаны (там, где они наглухо не закрыты). Как и в Питере, разве что немного поаккуратнее. Это - реальность. А то я уже успел услышать в комментах мечтательное «Аххх! Если бы у нас так старину охраняли! Как у них!».

Вид по диагонали на фасад этого замечательного здания. Еле-еле нашел ракурс почти без искажений и широкоуголенья.

Ещё одна интересная особенность местного модерна – широкое использование архитекторами эротических мотивов. Представляю, с каким ужасом глядели на это тогдашние бабушки:)

Вот они покрупнее, барышни-то.
Видите, как изящно? Настоящая Belle Epoque!

Модерн-мотив с бараном. Тоже понравилось.

Здание на Alberta, 13.
Тоже меня сильно впечатлило. Приеду ещё раз и сниму его хорошо и целиком (это весьма непросто), в более благоприятную погоду, а пока – смотрите детали.

Это даже не маскарон, я вообще затрудняюсь определить эту композицию. Симфония архитектуры!

Решение эркера с завершающей его псевдоготической башенкой.

Замечательное здание на углу Alberta iela и Strelnieku iela.
Это, скорей, национальный романтизм, судя по стилю и орнаментам. И никаких уже вам роскошных маскаронов и перетяжеления деталями.

Заскочил в один дворик на Strelnieku iela - и поразился! Я на Петроградке???

Еще одно интересное бело-синее здание. Главный вход.

Балкон - и снова изящные барышни!

Ещё одно замечательное эротическое архитектурное решение. А какие там мрачные и грозные над ними птички, вы только посмотрите! Наверное, сторожат этих красавиц! А узор литья балкона! У меня чуть не зашкалило в глазах от восторга, хорошо фляга с коньяком рядом была:)

PS. Уточнения назначения зданий и номеров домов приветствуются.

Продолжение прогулки по блистательной Риге югендстиля воспоследует.

В начале XX столетия Рига стала местом применения фантазии местных архитекторов, работавших в югендстиле, ставшем популярным в Германии в 1890-х годах и нашедшее широкое распространение на рижский улицах. Новые здания строились в историческом центре, который стал формироваться на излете XX века после ликвидации сооружений городской фортификации.

Стиль под разными названиями возник в европейских странах примерно в одно время. Наиболее употребимыми по отношению у нему стали термины "модерн", означающий "современный" и "Ар Нуво" - новое искусство (от французского l"art nouveau). Иногда стиль называли по имени талантливых архитекторов, например, во Франции "стиль Гимара" по дизайнеру входов парижского метро. В лексиконе были и "стиль линий", "цветочный стиль" , "стиль волн", "вермишель", "угорь" и прочее. В России прижился термин "модерн".

Население в Европе в результате подъема экономики увеличивалось. Так в Риге с 1897 до 1913 года оно выросло на 88%. Мэром в то время был англичанин Джордж Армитстед, который и ввел запрет на типовую застройку.

В Риге выстроено около 800 зданий в узнаваемых формах. ЮНЕСКО по достоинству оценило значимость сооружений, внеся исторический центр со сосредоточием домов, выполненных с этом стиле, в Список мирового культурного наследия.

Каждое творение архитекторы старались сделать не только красивыми, но и совершенно неповторимым. Здание гостиницы Neiburgs с щедрым декором является одним из таких образцов.

Сооружение возведено в 1903 году по проекту местного архитектора Вильгельма Бокслафа (Vilhelms Bokslafs, 1858-1945 гг.), работавшего с стиле эклектики и модерна. В латвийской столице он построили несколько примечательных домов, среди которых здания для офисов и жилых помещений Большой Гильдии и коммерческой школы при Рижской бирже.

Энтузиасты Ар Нуво призывали отказаться от прямых линий и углов, заменив их плавными, изогнутыми линиями.

Стиль отличает растительный и животный орнамент волнистых форм. Источником идей для мастеров стала природа. Очень популярным был бутон, как символ рождения новой жизни. Особенно вдохновляли зодчих орхидеи, ирисы, лилии и кувшинки.

Внимательному зрителю сериала "Семнадцать мгновений весны" это строение покажется знакомым. В окне справа стоял тот самый цветок, который должен был остановить пастора Шлага, сигнализируя, что явка провалена.

Важной особенностью стиля является объединение в единое художественное целое всех элементов архитектурного объекта и внутреннего убранства. Впервые об идеях эстетического синтеза заговорил английский ремесленник, художник и поэт Уильям Моррис (1834-1896 гг.). А действовать в этом направлении он начал со своего собственного дома. Призвав на помощь друзей-единомышленников, автор стал превращать жилище в гармоничную среду, где царят красота и доброта. Место, где искусство облагораживает человеческую жизнь.

Бельгийский модернист Генри Ван де Вельде пошел еще дальше. Для своего особняка "Блуменверф" он разработал буквально все элементы, включая столовые приборы, дверные ручки и даже эскизы одежды для членов его семьи.

В Риге творили свои мастера и стремились удивить как профессионалов, так и обычных жителей.

Интересен еще один элемент в декорировании фасадов домов - маскарон . Это изображение головы человека или животного, дополненное растительным орнаментом. Такое скульптурное украшение можно увидеть над оконным и дверным проемами, в замке арки.

Наиболее ярко югендстиль представлен на улицах Элизабетс, Альберта, Антонияс и Стрелниеку. На открытке начала прошлого столетия можно видеть, как выглядела улица Альберта в оригинальной застройке.

Основные шедевры находятся на улице Элизабетс . В начале XX века в Риге творил выдающийся архитектор Михаил Осипович Эйзенштейн (1867-1920 гг.). За первые 20 лет того столетия по его проектам было построено, по разным данным, от 15 до 53 зданий. Дом 10.Б , сооруженный в 1903 году, считается визитной карточкой автора. Особенно эффектно смотрится композиция из масок, скульптурных голов, хвостов павлинов и геометрических фигур на верхней части фасада.

Размер лиц достигают 4,3 метров в высоту. Ранее на доме были еще железные водосточные трубы в виде обнаженных женских фигур с золотыми кольцами в руках. Они были размещены под прямым углом к зданию. Про них упоминал в своих мемуарах сын архитектора, знаменитый кинорежиссер Сергей Эйзенштейн. Но в советский период такой вольный декор не устроил партийных функционеров из департамента культуры. И фигуры были ликвидированы.

Еще два дома Эйзенштейна под номерами 10.А и 33 на той же улице.

В Риге есть музей югендстиля, расположенный, разумеется, в доме, выполненном в этом стиле. Здание было построено в 1903 году одним из крупнейших латышских архитекторов Константином Пекшеным (1859-1928 гг.). В интерьере воссоздана обстановка жилища горожанина начала XX столетия.

Больше информации о Риге на нашем сайте можно узнать в других обзорах:

- (немецкое Jugendstil), немецкое название стиля модерн … Современная энциклопедия

- (нем. Jugendstil) немецкое название стиля модерн, от названия мюнхенского журнала Югенд (основан в 1896) … Большой Энциклопедический словарь

- (нем. Jugendstil), принятое в немецком искусствознании и художественной критике и применяемое обычно к немецкому и австрийскому искусству наименование стиля модерн. Произошло от названия мюнхенского журнала Jugend , пропагандировавшего… … Художественная энциклопедия

Сущ., кол во синонимов: 2 модерн (5) стиль (95) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Югендстиль - (немецкое Jugendstil), немецкое название стиля “модерн”. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (нем. Jugendstil), немецкое название стиля модерн, от названия мюнхенского журнала «Югенд» (основан в 1896). * * * ЮГЕНДСТИЛЬ ЮГЕНДСТИЛЬ (нем. Jugendstil), немецкое название стиля «модерн» (см. МОДЕРН) , от названия мюнхенского журнала «Югенд»… … Энциклопедический словарь

- («Югендстиль») принятое в немецком искусствознании и художественной критике и применяемое обычно к немецкому искусству наименование стиля «Модерн». Произошло от название мюнхенского журнала «Jugend» (1896), пропагандировавшего этот стиль … Большая советская энциклопедия

- (нем. Jugendstil), принятое в немецком искусствознании и художественной критике и применяемое обычно к немецкому и австрийскому искусству наименование стиля «модерн». Произошло от названия мюнхенского журнала «Jugend», пропагандировавшего этот… … Художественная энциклопедия

- [дэ], а; м. [франц. moderne новейший, современный] 1. В изобразительном и прикладном искусстве и архитектуре конца 19 начала 20 в.: направление, противопоставлявшее себя эклектическому искусству предшественников, стремившееся к эстетической… … Энциклопедический словарь

Запрос «Динабург» перенаправляется сюда; о футбольном клубе см. Динабург (футбольный клуб). Город Даугавпилс латыш. Daugavpils Флаг Герб … Википедия

Книги

  • Журнал "Jugend" . 1896, №№ 1 - 52 , . Мюнхен, 1896. Издательство: G. Hirth"s Verlag in Munchen and Leipzig. Владельческий переплет. Сохранность хорошая. "Югенд" - Мюнхенский еженедельник искусства и жизни - немецкий (баварский)…
  • Стиль модерн , Леньо, Жан-Мишель. Модерн вобрал в себя множество терминов и реалий. Ар нуво - во Франции, новое искусство -в Нидерландах и Бельгии, югендстиль и Сецессион - в Центральной Европе, модернизмо -в Испании и его…