Трудно быть богом содержание. «Эротика текста»: Между свободой воли и попущением зла. Анализ повести «Трудно быть богом

Аркадий Натанович и Борис Натанович Стругацкие – классики современной научной и социальной фантастики. Произведения Стругацких издавались в переводах на 42 языках в 33 странах мира. На русском языке вышло четыре полных собрания их сочинений. «Трудно быть Богом» – одно из самых знаменитых произведений Стругацких, в котором есть и захватывающий приключенческий сюжет, и изображение тоталитарного общества с узнаваемыми деталями недавнего прошлого, и морально-философская проблематика. На планете, живущей по средневековым законам, работают наблюдатели-земляне. Они здесь, чтобы понять механизмы развития общества, и не имеют права вмешиваться в исторический процесс. Главный герой повести – благородный дон Румата, он же Антон – ученый из Института экспериментальной истории. А вокруг – грубый и мрачный мир Средневековья. Мир войн, казней и пыток, крови и страдания, жестокости и мракобесия. Мир, где нужно пройти через грязь и остаться чистым, жить перед лицом горя и смерти и не опуститься до насилия. Мир, в котором очень трудно быть Богом…

Описание добавлено пользователем:

«Трудно быть богом» - сюжет

Действие повести разворачивается в будущем на другой планете в государстве Арканар, где существует гуманоидная цивилизация, представители которой физически неотличимы от людей. Цивилизация находится на уровне развития, соответствующем земному позднему Средневековью. На планете негласно присутствуют сотрудники земного Института экспериментальной истории, ведущие наблюдение за развитием цивилизации.

Земные агенты внедрены в различных слоях общества Арканара и других государств. Они прекрасно экипированы и подготовлены, их физические возможности многократно превышают возможности аборигенов, в принципе любой из них мог бы в одиночку поднимать тысячи людей на бунт, организовывать войны, смещать правящие династии и становиться правителем сам, но подобные действия категорически запрещены - ограничение определяется стратегией «бескровного воздействия», согласно которой история общества Арканара должна иметь самостоятельное течение, а всё, что допустимо для землян, - «сглаживание углов», защита арканарцев от явных исторических ошибок, пережитых в своё время обществом Земли. Земные агенты безупречно владеют оружием, но для них, как и для всех землян XXII века, убийство разумного существа, даже при самообороне, недопустимо по моральным соображениям.

Главный герой - землянин Антон, действующий в Арканарском королевстве под видом дворянина Руматы Эсторского. Арканарское королевство переживает период контркультурной реакции - идут гонения на «грамотеев», и одной из задач Руматы является спасение учёных и поэтов и переправка их в более безопасные регионы. На самом деле гонения на «грамотеев» являются отвлекающим маневром. Происходит государственный переворот, монарх и наследник убиты, устанавливается диктатура религиозного Ордена "чёрных". Появляются новые «грамотеи», воспитанные Орденом. Идет установление теократического тоталитаризма. В процессе переворота на сцене появляется профессиональный бунтовщик и террорист Арата Горбатый, ставящий своей целью осуществить революцию. Работа Руматы в условиях царящего в Арканаре бесчеловечного мракобесия приводит его к глубокому внутреннему конфликту: не имея права активно вмешиваться в события, он в то же время начинает считать такое вмешательство своим нравственным долгом. Но в условиях Арканара такое вмешательство с неизбежностью приведёт к необходимости убивать. Что Румата и делает...

Рецензии

Рецензии на книгу «Трудно быть богом»

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить рецензию. Регистрация займет не более 15 секунд.

Ирина Литовченко

В книге поднимаются важные социальные проблемы, раскрывая жизнь такой какая она есть. При этом проблемы актуальны не только для того времени, но и для современности. И несмотря на всю серьезность вопроса, читателям они преподнесены с тонким юмором и иронией.

В книге нет пустых скучных описаний, все четко и по делу, а главное читать интересно от первой страницы до последней.

Это весьма воодушевляющее произведение, так сказать пинок к действиям, толчок к самореализации.

Полезная рецензия?

/

Действие происходит в отдаленном будущем на одной из обитаемых планет, уровень развития цивилизации которой соответствует земному средневековью. За этой цивилизацией наблюдают посланцы с Земли - сотрудники Института экспериментальной истории. Их деятельность на планете ограничена рамками поставленной проблемы - Проблемы Бескровного Воздействия. А тем временем в городе Арканаре и Арканарском королевстве происходят страшные вещи: серые штурмовики ловят и забивают насмерть любого, кто так или иначе выделяется из серой массы; человек умный, образованный, наконец, просто грамотный может в любой момент погибнуть от рук вечно пьяных, тупых и злобных солдат в серых одеждах. Двор короля Арканарского, еще недавно бывший одним из самых просвещенных в Империи, теперь опустел. Новый министр охраны короля дон Рэба (недавно вынырнувший из канцелярий министерства неприметный чиновник, ныне - влиятельнейший человек в королевстве) произвел в мире арканарской культуры чудовищные опустошения: кто по обвинению в шпионаже был заточен в тюрьму, называемую Веселой башней, а затем, признавшись во всех злодеяниях, повешен на площади; кто, сломленный морально, продолжает жить при дворе, пописывая стишки, прославляющие короля. Некоторые были спасены от верной смерти и переправлены за пределы Арканара разведчиком с Земли Антоном, живущим в Арканаре под именем благородного дона Руматы Эсторского, находящегося на службе в королевской охране.

В маленькой лесной избушке, прозванной в народе Пьяной берлогой, встречаются Румата и дон Кондор, Генеральный судья и Хранитель больших печатей торговой республики Соан и землянин Александр Васильевич, который гораздо старше Антона, кроме того, он живет на планете уже много лет и лучше ориентируется в здешней обстановке. Антон взволнованно объясняет Александру Васильевичу, что положение в Арканаре выходит за пределы базисной теории, разработанной сотрудниками Института, - возник какой-то новый, систематически действующий фактор; у Антона нет никаких конструктивных предложений, но ему просто страшно: здесь речь уже идет не о теории, в Арканаре типично фашистская практика, когда звери ежеминутно убивают людей. Кроме того, Румата обеспокоен исчезновением после перехода ируканской границы доктора Будаха, которого Румата собирался переправить за пределы Империи; Румата опасается, что его схватили серые солдаты. Дону Кондору о судьбе доктора Будаха тоже ничего неизвестно. Что же касается общего положения дел в Арканаре, то дон Кондор советует Румате быть терпеливым и выжидать, ничего не предпринимая, помнить, что они просто наблюдатели.

Вернувшись домой, Румата находит дожидающуюся его Киру - девушку, которую он любит. Отец Киры - помощник писца в суде, брат - сержант у штурмовиков. Кира боится возвращаться домой: отец приносит из Веселой башни для переписки бумаги, забрызганные кровью, а брат приходит домой пьяный, грозится вырезать всех книгочеев до двенадцатого колена. Румата объявляет слугам, что Кира будет жить в его доме в качестве домоправительницы.

Румата является в опочивальню короля и, воспользовавшись древнейшей привилегией рода Румат - собственноручно обувать правую ногу коронованных особ Империи, объявляет королю, что высокоученый доктор Будах, которого он, Румата, выписал из Ирукана специально для лечения больного подагрой короля, схвачен, очевидно, серыми солдатами дона Рэбы. К изумлению Руматы, дон Рэба явно доволен его словами и обещает представить Будаха королю сегодня же. За обедом сгорбленный пожилой человек, которого озадаченный Румата никогда бы не принял за известного ему только по его сочинениям доктора Будаха, предлагает королю выпить лекарство, тут же им приготовленное. Король лекарство выпивает, приказав Будаху предварительно самому отпить из кубка.

В эту ночь в городе неспокойно, все как будто чего-то ждут. Оставив Киру на попечение вооруженных слуг, дон Румата отправляется на ночное дежурство в опочивальню принца. Среди ночи в караульное помещение врывается полуодетый, сизый от ужаса человек, в котором дон Румата узнает министра двора, с криком: «Будах отравил короля! В городе бунт! Спасайте принца!» Но поздно - человек пятнадцать штурмовиков вваливаются в комнату, Румата пытается выпрыгнуть в окно, однако, сраженный ударом копья, не пробившего тем не менее металлопластовую рубашку, падает, штурмовикам удается накинуть на него сеть, его бьют сапогами, волокут мимо двери принца, Румата видит ворох окровавленных простыней на кровати и теряет сознание.

Через некоторое время Румата приходит в себя, его отводят в покои дона Рэбы, и тут Румата узнает, что человек, отравивший короля, вовсе не Будах: настоящий Будах находится в Веселой башне, а лже-Будах, попробовавший королевского лекарства, на глазах у Руматы умирает с криком: «Обманули! Это же был яд! За что?» Тут Румата понимает, почему утром Рэба так обрадовался его словам: лучшего повода подсунуть королю лже-Будаха и придумать было невозможно, а из рук своего первого министра король никогда бы не принял никакой пищи. Дон Рэба, совершивший государственный переворот, сообщает Румате, что он является епископом и магистром Святого ордена, пришедшего к власти этой ночью. Рэба пытается выяснить у Руматы, за которым он неустанно наблюдает уже несколько лет, кто же он такой - сын дьявола или Бога или человек из могущественной заморской страны. Но Румата настаивает на том, что он - «простой благородный дон». Дон Рэба ему не верит и сам признается, что он его боится.

Вернувшись домой, Румата успокаивает перепуганную ночными событиями Киру и обещает увезти ее отсюда далеко-далеко. Вдруг раздается стук в дверь - это явились штурмовики. Румата хватается за меч, однако подошедшая к окну Кира падает, смертельно раненная стрелами, выпущенными из арбалета.

Обезумевший Румата, понимая, что штурмовики явились по приказу Рэбы, мечом прокладывает себе дорогу во дворец, пренебрегая теорией «бескровного воздействия». Патрульный дирижабль сбрасывает на город шашки с усыпляющим газом, коллеги-разведчики подбирают Румату-Антона и отправляют на Землю.

Обращаем ваше внимание, что краткое содержание повести "Трудно быть богом" не отражает полной картины событий и характеристику персонажей. Рекомендуем вам к прочтению полную версию произведения.

То были дни, когда я познал, что значит: страдать; что значит: стыдиться; что значит: отчаяться.

Пьер Абеляр

Должен вас предупредить вот о чем. Выполняя задание, вы будете при оружии для поднятия авторитета. Но пускать его в ход вам не разрешается ни при каких обстоятельствах.

Ни при каких обстоятельствах. Вы меня поняли?

Эрнест Хемингуэй

Ложа Анкиного арбалета была выточена из черной пластмассы, а тетива была из хромистой стали и натягивалась одним движением бесшумно скользящего рычага. Антон новшеств не признавал: у него было доброе боевое устройство в стиле маршала Тоца, короля Пица Первого, окованное черной медью, с колесиком, на которое наматывался шнур из воловьих жил. Что касается Пашки, то он взял пневматический карабин. Арбалеты он считал детством человечества, так как был ленив и неспособен к столярному ремеслу.

Они причалили к северному берегу, где из желтого песчаного обрыва торчали корявые корни мачтовых сосен. Анка бросила рулевое весло и оглянулась. Солнце уже поднялось над лесом, и все было голубое зеленое и желтое - голубой туман над озером, темно-зеленые сосны и желтый берег на той стороне. И небо над всем этим было ясное, белесовато-синее.

Ничего там нет, - сказал Пашка.

Ребята сидели, перегнувшись через борт, и глядели в воду.

Громадная щука, - уверенно сказал Антон.

С вот такими плавниками? - спросил Пашка.

Антон промолчал. Анка тоже посмотрела в воду, но увидела только собственное отражение.

Искупаться бы, - сказал Пашка, запуская руку по локоть в воду. - Холодная, - сообщил он.

Антон перебрался на нос и спрыгнул на берег. Лодка закачалась. Антон взялся за борт и выжидательно посмотрел на Пашку. Тогда Пашка поднялся, заложил весло за шею, как коромысло, и, извиваясь нижней частью туловища, пропел:

Старый шкипер Вицлипуцли!

Ты, приятель, не заснул?

Берегись, к тебе несутся

Стаи жареных акул!

Антон молча рванул лодку.

Эй-эй! - закричал Пашка, хватаясь за борта.

Почему жареных? - спросила Анка.

Не знаю, - ответил Пашка. Они выбрались из лодки. - А верно здорово? Стаи жареных акул!

Они потащили лодку на берег. Ноги проваливались во влажный песок, где было полным-полно высохших иголок и сосновых шишек. Лодка была тяжелая и скользкая, но они выволокли ее до самой кормы и остановились, тяжело дыша.

Ногу отдавил, - сказал Пашка и принялся поправлять красную повязку на голове. Он внимательно следил за тем, чтобы узел повязки был точно над правым ухом, как у носатых ируканских пиратов. - Жизнь не дорога, о-хэй! - заявил он.

Анка сосредоточенно сосала палец.

Занозила? - спросил Антон.

Нет. Содрала. У кого-то из вас такие когти…

Ну-ка, покажи.

Она показала.

Да, - сказал Антон. - Травма. Ну, что будем делать?

На пле-чо - и вдоль берега, - предложил Пашка.

Стоило тогда вылезать из лодки, - сказал Антон.

На лодке и курица может, - объяснил Пашка.

«Трудно быть богом» - научно-фантастическая повесть Аркадия и Бориса Стругацких.

Действие повести разворачивается в будущем на другой планете в государстве Арканар, где существует гуманоидная цивилизация, представители которой физически неотличимы от людей. Цивилизация находится на уровне развития, соответствующем земному позднему Средневековью. На планете негласно присутствуют сотрудники земного Института экспериментальной истории, ведущие наблюдение за развитием цивилизации.

Земные агенты внедрены в различных слоях общества Арканара и других государств. Они прекрасно экипированы и подготовлены, их физические возможности многократно превышают возможности аборигенов, в принципе любой из них мог бы в одиночку поднимать тысячи людей на бунт, организовывать войны, смещать правящие династии и становиться правителем сам, но подобные действия категорически запрещены - ограничение определяется стратегией «бескровного воздействия», согласно которой история общества Арканара должна иметь самостоятельное течение, а всё, что допустимо для землян, - «сглаживание углов», защита арканарцев от явных исторических ошибок, пережитых в своё время обществом Земли. Земные агенты безупречно владеют оружием, но для них, как и для всех землян XXII века, убийство разумного существа, даже при самообороне, недопустимо по моральным соображениям.

Главный герой - землянин Антон, действующий в Арканарском королевстве под видом дворянина Руматы Эсторского. Арканарское королевство переживает период контркультурной реакции - идут гонения на «грамотеев», и одной из задач Руматы является спасение учёных и поэтов и переправка их в более безопасные регионы. На самом деле гонения на «грамотеев» являются отвлекающим маневром. Происходит государственный переворот во главе с советником короля доном Рэбой, монарх и наследник убиты, устанавливается диктатура религиозного Ордена, «черных». Идет установление крайне реакционного теократического тоталитаризма. В процессе переворота на сцене появляется профессиональный бунтарь Арата Горбатый, ставящий своей целью поднять новое антиправительственное и антиклерикальное восстание. Работа Руматы в условиях царящего в Арканаре бесчеловечного мракобесия и террора приводит его к глубокому внутреннему конфликту: не имея права активно вмешиваться в события, он в то же время начинает считать такое вмешательство своим нравственным долгом. Но в условиях Арканара такое вмешательство с неизбежностью приводит к необходимости убивать, что противоречит моральному кодексу землянина.

Повесть начинается детскими воспоминаниями Антона, где он играл с друзьями Пашкой и Анкой в ​​»благородных донов».

Дон Румата возвращается в Арканар, дорогой встретив беглеца с книгами. Он прибывает в Пьяную Берлогу, жилье отца Кабане, изобретателя и алкоголика. Туда же скоро приходит на условленную встречу дон Кондор, Генеральный судья и Хранитель больших печатей торговой республики Соан, который на самом деле является землянином Александром Васильевичем. Антон / Румата сообщает о неизвестных Институту факторах, влияющих на историю планеты, порождая по сути фашистское государство. Кроме того, Румата обеспокоен исчезновением после перехода ируканской границы врач Будаха, с которым он еще не знаком лично. Дон Кондор ничего не знает о Будаха и советует Румата не вмешиваться, поскольку земляне здесь только наблюдатели.

На следующий день Румата прибывает в порт, где находит в Весы Колеса лидера различных преступников. Но и тот не слышал куда исчез Будах. Вернувшись домой, Румата находит любимую девушку Киру, которая боится возвращаться домой. Ее отец приносит из тюрьмы, прозванной Веселой башней, окровавленные бумаги, а брат грозится вырезать всех «книголюбов». Румата объявляет слугам, что Кира будет жить в его доме как домоуправительница.

Румата прибывает в док короля и сообщает, что врач Будах, которого он выписал из Ирукана для лечения больного подагрой короля, очевидно схвачен штурмовиками дона Рэбы. Дон Рэба обещает представить Будаха королю в тот же день. За обедом один из присутствующих оказывается Будахом. Он дает королю выпить лекарство.

Ночью дон Румата отправляется на ночное дежурство в опочивальню принца. Министр двора неожиданно прибегает с новостью, что король отравлен. Штурмовики схватывают Румата, скоро выясняется, что Будах находится в Веселой башни, короля отравил самозванец. Румата понимает, что Реба выдал по его просьбе лже-Будаха чтобы отравить короля. Дон Рэба сообщает Румата, что он отныне, епископ и магистр Святого ордена, пришел к власти. Реба рассказывает, что давно следил за Румата, подозревая, что он не тот, за кого себя выдает. Но все же он опасается Румата, чувствуя, что за ним стоят некие могущественные силы, и отпускает его.

К Руматы приходит вожак восставших рабов, Арата Горбатый, которого он когда-то спас на вертолете. Арата, считая Румата богом, требует дать ему молнии для продолжения борьбы. Когда тот отказывает, Арата говорит, что лучше ему возвращаться на небо, а не давать пустые надежды.

Вернувшись домой, Румата успокаивает Киру и обещает увезти подальше. Но в это время врываются штурмовики, Румата вступает в бой, Кира погибает от выстрела арбалета. Румата, понимая, что штурмовики не прекратят свои преступления, пока ими руководить Реба, прорывается во дворец, убивая всех на пути.

Заканчивается повесть разговором между взрослыми Анкой и Пашкой. Сотрудники Института заметили нарушение Безкровного влияния Антоном и присылали дирижабль, который сбросил на город шашки со снотворным газом. Коллеги забрали Румата / Антона и отправили его на Землю. Друзья детства вспоминают как Антон когда пошел по анизотропном шоссе (которое работает в одну сторону) в обратном направлении и нашел скелет фашиста, и видят в этом какой-то скрытый смысл. Анка пугается, увидев на руках Антона, который вышел из кустов, что-то красное, но это оказывается лишь земляничный сок.

«Трудно быть богом» главные герои

Антон, он же дон Румата Эсторский , из рода Румат Эсторских, благородный дворянин до двадцать второго предка - 35 лет, историк с Земли, разведчик ИЭИ в Арканаре в течение 5 лет.

Пашка , он же дон Гуг - школьный друг Антона, историк-наблюдатель ИЭИ, старший постельничий герцога Ируканского.

Александр Васильевич, он же дон Кондор - сотрудник ИЭИ в республике Соан, стаж работы 15 лет.

Кира - возлюбленная дона Руматы, 18 лет. Дочь помощника писца в суде, простолюдинка.

барон Пампа - друг дона Руматы. Полное имя Пампа дон Бау-но-Суруга-но-Гатта-но-Арканара. Богатый аристократ из провинции.

доктор Будах - коренной ируканец. Крупнейший в Империи специалист по ядолечению. Захвачен штурмовиками дона Рэбы, под угрозами составил яд для отравления Арканарского короля. Спасён доном Руматой из подвалов Весёлой Башни.

дон Рэба - первый министр короля Пица VI Арканарского, впоследствии наместник Святого Ордена в Арканарской области, епископ и боевой магистр Ордена.

дона Окана - любовница дона Рэбы, после интрижки с Руматой была, по поручению дона Рэбы, арестована, обвинена в шпионаже и запытана до смерти.

Арата Горбатый - революционер и профессиональный бунтовщик, предводитель множества восстаний. Ранее был спасён Руматой при помощи вертолёта. Один из немногих, кто в курсе настоящей личности Антона.

Вага Колесо - глава всех преступных сил Запроливья. Сотрудничал как с доном Руматой, так и с доном Рэбой.

отец Кабани - местный изобретатель и химик, страдающий алкоголизмом. Морально раздавлен тем, что его изобретения были применены доном Рэбой на нужды карательной системы. Проживает в Пьяной Берлоге. От него Антон не держит в тайне свою личность историка-наблюдателя.

Уно - мальчик-слуга дона Руматы. Убит серыми штурмовиками во время захвата дома дона Руматы в ночь высадки армии Святого Ордена.

Анка - школьная подруга Антона и Пашки.

Стругацких можно определить как конструкторов в области социального проектирования. Наследуя устремления левонастроенной советской интеллигенции построить «сверхобщество», состоящее из «сверхлюдей» (вспомним Эру Встретившихся Рук в романе Ефремова «Час быка»), Стругацкие, тем не менее, ставят акцент не на технологических достижениях прогрессировавшего человечества, а на сущности моральных оснований, из которых оно исходит. И в этом отношении Стругацких отличает критическая ирония, причиной которой является отсутствие нравственной эволюции человека. Здесь они продолжают традицию русской классической литературы. Именно синтез традиционного морализаторства и советского инженерно-проектировочного пафоса резко выделяют Стругацких из когорты современников.

Сюжет повести «Трудно быть богом» построен как разворачивающаяся этическая дилемма, завязанная на тематике справедливого устройства общества. Группа исследователей института экспериментальной истории с Земли прилетают на планету, жители которой находятся состоянии позднего Средневековья. Задача исследователей ограничивается чистым наблюдением, исключающим какое-либо вмешательство. Однако мракобесные непотребства, которые они наблюдают, вызывают у прогрессивных землян различные реакции. Коллизия романа возникает именно из несовпадения этих реакиций и идейного противостояния главных героев. Если описывать возникающий конфликт коротко, можно сказать, что технологически развитые исследователи с Земли - это своеобразные боги по отношению к отсталым гуманоидам Арканара, спорящие между собой, имеют ли они право вмешиваться в естественное развитие инопланетной цивилизации.

Как и во многих других своих произвденениях, в этой повести Стругацкие отталкиваются от классической идеи утопии. По сути дела вопрос о природе общественного в их творчестве всегда поставлен ребром: либо социум опирается на моральные ценности, либо он строится по законам безнравственной исторической необходимости, подразумевающей кровопролитие и невиные жертвы. Проблема заключается в том, что общество, основанное на морали - труднодостижимо и менее жизнеспособно; а природосообразное общество - лишено человечности и практически ничем не отличается от животной стаи. В повести «Трудно быть богом» за видимым конфликтом индивида (Руматы) и общества (жителей Арканара) скрываются вечно актуальные социально-этические проблемы. Например, проблема роли насилия в обществе, которое будучи аморальным по своему существу, одновременно с тем является фактором исторического прогресса.

Отношение авторов к тем проблемам, о которых идет речь в книге, можно определить как трагический оптимизм. Главный герой, переживающий не только внешний, но и внутренний конфликт (поскольку он, являясь очевидцем всяких зверств, все же связан политикой невмешательства), в конце концов приходит к определенному (пусть и полуспонтанному) решению - активно бороться против несправедливости (поднять меч против нее). Вывод авторов вполне однозначен - «добро должно быть с кулаками». Это подтверждается двумя эпизодами с главным героем Руматой, которому авторы явно симпатизируют.

1

Кузнец оживился.
- И я так полагаю, что приспособимся. Я полагаю, главное - никого не трогай, и тебя не тронут, а?
Румата покачал головой.
- Ну нет, - сказал он. - Кто не трогает, тех больше всего и режут.
- И то верно, - вздохнул кузнец. - Да только куда денешься... Один ведь, как перст, да восемь сопляков за штаны держатся. Эх, мать честная, хоть бы моего мастера прирезали! Он у серых в офицерах был. Как вы полагаете, благородный дон, могли его прирезать? Я ему пять золотых задолжал.
- Не знаю, - сказал Румата. - Возможно, и прирезали. Ты лучше вот о чем подумай, кузнец. Ты один, как перст, да таких перстов вас в городе тысяч десять.
- Ну? - сказал кузнец.
- Вот и думай, - сердито сказал Румата и пошел дальше.

2

Вздор! - сказал Румата, осаживая жеребца. - Было бы скучно проехать столько миль и ни разу не подраться. Неужели тебе никогда не хочется подраться, Киун? Все разговоры, разговоры...

- Нет, - сказал Киун. - Мне никогда не хочется драться.

- В том-то и беда, - пробормотал Румата, поворачивая жеребца и неторопливо натягивая перчатки.

По здравом размышлении, выясняется, что вариант, который предлагают авторы (деятельная борьба) — наиболее приемлемый из всех. Два других варианта - так или иначе приводят в тупик. Например, вариант «невмешательства» есть синоним попустительства бесчинству зла и насилия. Сам Румата по этому поводу высказывается так: «Мне не нравится, что мы связали себя по рукам и ногам самой постановкой проблемы. Мне не нравится, что она называется Проблемой Бескровного Воздействия. Потому что в моих условиях это научно обоснованное бездействие... Я знаю все ваши возражения! И я знаю теорию. Но здесь нет никаких теорий, здесь типично фашистская практика, здесь звери ежеминутно убивают людей! Здесь все бесполезно. Знаний не хватает, а золото теряет цену, потому что опаздывает».

А вариант непосредственного дарования землянами благ арканарцам грозит лишить последних свободы и самостоятельности. В тексте мы находим следующий отрывок на эту тему, разговор Руматы и Будаха:

- Сделай тогда просто так, чтобы люди получили все и не отбирали друг у друга то, что ты дал им - сказал Будах.

И это не пойдет людям на пользу, - вздохнул Румата, - ибо когда получат они все даром, без трудов, из рук моих, то забудут труд, потеряют вкус к жизни и обратятся в моих домашних животных, которых я вынужден буду впредь кормить и одевать вечно.

Поэтому остается единственный вариант, не посягающий на свободу воли, но и не попускающий зла - это вдохновенная борьба. Легкий толчок косной массы, подъем самосознания толпы с целью превращения ее в общество.

1. А. Скаландис - «Братья Стругацкие».

2. Ю. Черняховская - «Власть и история в политической философии братьев Стругацких».