Синтаксис как наука. Синтаксис и его предмет. основные синтаксические понятия. Синтаксис - особый раздел языковой науки

Дезиде́рий Эра́зм [из Роттердама] (Эра́зм Роттерда́мский , иногда просто Эра́зм ) (лат. Desiderius Erasmus Roterodamus , нидерл. Gerrit Gerritszoon ; 28 октября 1469 Гауда , пригород Роттердама , Бургундские Нидерланды - 12 июля , Базель , Швейцарский союз) - крупнейший учёный Северного Возрождения , прозванный «князем гуманистов ». Подготовил первое издание греческого оригинала Нового Завета с комментариями, положил начало критическому исследованию текста Священных писаний . Способствовал возвращению в культурный обиход литературного наследия античности. Писал преимущественно на латыни .

Снискав всеевропейскую славу свободолюбивыми взглядами, Эразм не принял Реформацию и в конце жизни остро полемизировал с Лютером по поводу доктрины свободы воли (которую многие протестанты ставили под сомнение).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Эразм Роттердамский (рассказывает историк Наталия Басовская)

    Открытие памятника Эразму Роттердамскому в Москве

    Истороия философии Эразм Роттердамский

    Лоренцо Медичи / Лоренцо Великолепный - политик, банкир, меценат, писатель и поэт. Наталия Басовская

    Разведопрос: Александр Таиров про Иеронима Босха

    Субтитры

Биография

Родился 28 октября 1469 года (по другим версиям 1467 года) , в Гауде (20 км от Роттердама) в нынешних Нидерландах . Отец его, принадлежавший к одной из бюргерских фамилий городка Гауда (на перекрестке дорог Роттердам-Амстердам и Гаага -Утрехт), увлёкся в юности одной девушкой, которая отвечала ему взаимностью. Родители, предопределившие сына к духовной карьере, решительно воспротивились вступлению его в брак. Влюблённые, тем не менее, сблизились, и плодом их связи был сын, которому родители дали имя Гергард, то есть желанный, - имя, из которого, путём обычной в ту пору латинизации и грецизации, был впоследствии образован его двойной литературный псевдоним Desiderius Erasmus , заставивший забыть его настоящее имя.

Образование

Первоначальное образование получил сначала в местной начальной школе; оттуда перешёл в Девентер , где поступил в одну из основанных «общежительными братствами» школ, в программы которых входило изучение древних классиков.

В 13 лет потерял родителей. Он понимал - с таким наследством ему будет недоступна общественная карьера. Поэтому вскоре, после некоторых колебаний, принимает решение удалиться в монастырь.

Монастырь

В монастырских стенах провёл несколько лет. Основную часть свободного времени выделял на чтение любимых им классических авторов и на усовершенствование своих познаний в латинском и греческом языках, монастырский быт был чужд ему.

В скором времени обращает на себя внимание влиятельных меценатов выдающимися познаниями, блестящим умом и необыкновенным искусством владеть изящной латинской речью. Епископ Камбре взял его к себе в секретари для ведения переписки на латыни.

Благодаря подобным церковным покровителям Эразм смог оставить монастырь, дать простор своим давнишним влечениям к гуманистической науке и побывать во всех главных центрах тогдашнего гуманизма . Из Камбре он перебрался в Париж , который в ту пору ещё оставался центром схоластической учёности.

Признание

В Париже Эразм издал своё первое крупное сочинение - Adagia , сборник изречений и анекдотов, извлечённых из сочинений различных античных писателей. Эта книга сделала имя Эразма известным в гуманистических кругах всей Европы. После нескольких лет пребывания во Франции , совершил путешествие в Англию, где его встретили с радушным гостеприимством и почётом, как известного гуманиста.

Он сдружился здесь со многими гуманистами, в особенности с Томасом Мором , автором романа «Утопия », Джоном Колетом , а позднее с Джоном Фишером и принцем Генрихом, будущим королём Генрихом VIII . Вернувшись из Англии в 1499 году , Эразм ведёт некоторое время кочевую жизнь - последовательно посещает Париж, Орлеан, Лёвен , Роттердам. После нового путешествия в Англию, в 1505-1506 г., Эразм получил, наконец, возможность побывать в Италии, куда его давно влекло.

В Италии Эразм встретил почётный, местами восторженный приём. Туринский университет поднёс ему диплом на звание почётного доктора богословия; папа, в знак особого своего благоволения к Эразму, дал ему разрешение вести образ жизни и одеваться сообразно обычаям каждой страны, где ему приходилось жить.

После двух лет путешествия по Италии , последовательно побывал в Турине , в Болонье , во Флоренции , в Венеции , в Падуе , в Риме , в третий раз отправился в Англию , куда его настоятельно приглашали его тамошние друзья, и где незадолго перед тем вступил на престол большой его почитатель, Генрих VIII. Во время этого путешествия была, по словам самого Эразма, написана им знаменитая сатира «Похвала глупости ». Оксфордский и Кембриджский университеты предложили ему профессуру.

Преподавание в Кембридже

Эразм остановил свой выбор на Кембридже, где «канцлером университета» был один из его близких знакомых, епископ Фишер. Здесь Эразм в течение нескольких лет преподавал греческий язык , в качестве одного из редких в ту пору знатоков этого языка, и читал богословские курсы, в основу которых им был положен подлинный текст Нового Завета . Это было большим новшеством в ту пору, так как большинство богословов тогдашнего времени продолжало следовать в своих курсах средневековому, схоластическому методу, который сводил всю богословскую науку к изучению трактатов Дунса Скота , Фомы Аквинского и ещё нескольких излюбленных средневековых авторитетов.

Характеристике этих адептов схоластического богословия Эразм посвятил несколько страниц в своей «Похвале Глупости».

«Они до такой степени поглощены своим усладительным вздором, что, проводя за ними дни и ночи, не находят уже ни минуты времени для того, чтобы хоть раз перелистывать Евангелие или Послания апостола Павла. Но, занимаясь своим учёным вздором, они вполне уверены, что на их силлогизмах так же держится вселенская церковь, как небо - на плечах Атласа, и что без них церковь не продержалась бы и минуты»

Но скоро его потянуло в Англию, куда он снова отправился в 1515 году .

При дворе Карла V

В следующем году он опять перекочевал на континент, и уже навсегда.

На этот раз Эразм нашёл себе могущественного мецената в лице Карла Испанского (будущего императора Священной Римской империи Карла V). Последний пожаловал ему чин «королевского советника», не связанный ни с какими реальными функциями, ни даже с обязанностью пребывания при дворе, но дававший жалованье в 400 флоринов . Это создало для Эразма вполне обеспеченное положение, избавлявшее его от всяких материальных забот, и предоставило возможность всецело отдаться своей страсти к научным занятиям. С этих пор, действительно, научная и литературная продуктивность Эразма возрастает. Новое назначение, однако, не заставило Эразма отказаться от своей непоседливости - он побывал в Брюсселе , в Лувене , в Антверпене , во Фрайбурге , в Базеле . Лишь в последние годы своей жизни он окончательно утвердил свою осёдлость в последнем из названных городов, где и окончил дни свои; он умер в ночь на 12 июля 1536 года.

Характеристика, этническая принадлежность

Эразм принадлежит к старшему поколению Англо-германских гуманистов , поколению «рейхлиновскому», хотя и к числу старших представителей последнего (он был на 12 лет моложе Рейхлина); но по характеру своей литературной деятельности, по её сатирическому оттенку, он уже в значительной степени примыкает к гуманистам младшего, «гуттеновского» поколения. Впрочем, его нельзя отнести вполне ни к какой определённой группе гуманистов: он был «человек сам по себе», как характеризуют его в «Письмах тёмных людей » (см. Гуттен).

Германец по своей принадлежности к империи, голландец по крови и по месту рождения, Эразм менее всего был похож на голландца по своему подвижному, живому, сангвиническому темпераменту, и, может быть, именно потому так скоро отбился от своей родины, к которой никогда не обнаруживал никакого особенного влечения. Германия, с которой его связывало подданство «императору», и в которой он провёл большую часть своей скитальческой жизни, не стала для него второй родиной; немецкий патриотизм , которым было одушевлено большинство германских гуманистов, остался совершенно чужд Эразму, как и вообще всякий патриотизм. Германия была в его глазах его родиной не более, чем Франция, где он провёл несколько лучших лет своей жизни.

Сам Эразм относился вполне безразлично к своей этнической принадлежности. «Меня называют батавом, - говорит он в одном из своих писем; - но лично я в этом не вполне уверен; очень может быть, что я голландец, но не надо забывать, что я родился в той части Голландии, которая гораздо ближе к Франции, чем к Германии». В другом месте он выражается о себе не менее характерным образом: «Я вовсе не хочу утверждать, что я - француз, но не нахожу нужным и отрицать этого». Можно сказать, что настоящей духовной родиной Эразма был античный мир, где он чувствовал себя, действительно, как дома.

Характерно и то, что под конец жизни Эразм, после долгих скитаний по свету, избрал местом постоянной оседлости имперский город Базель , имевший, по своему географическому и политическому положению и по составу своего населения, международный, космополитический характер.

Влияние на современников

Совершенно особое место занимает Эразм в истории германского гуманизма также и по тому небывало почётному и влиятельному положению в обществе, какое - впервые в европейской истории - получил в его лице человек науки, литературы и искусства.

До Эразма история не знает ни одного подобного явления, да такого и не могло быть ранее распространения книгопечатания, давшего в руки людям мысли небывало мощное орудие влияния.

После Эразма, за всё продолжение новой истории, можно указать лишь один аналогичный факт: то совершенно исключительное положение, которое выпало на долю Вольтера в апогее его литературной славы, во второй половине XVIII в. «От Англии до Италии - говорит один современник Эразма, - и от Польши до Венгрии гремела его слава». Могущественнейшие государи тогдашней Европы, Генрих VIII Английский, Франциск I Французский, папы, кардиналы, прелаты, государственные люди и самые известные учёные считали за честь находиться с ним в переписке. Папская курия предлагала ему кардинальство; баварское правительство высказывало готовность назначить ему крупную пенсию за то только, чтобы он избрал Нюрнберг местом своего постоянного жительства. Во время поездок Эразма некоторые города устраивали ему торжественные встречи, как государю. Его называли «оракулом Европы», к нему обращались за советами не только люди науки - по различным научным и философским вопросам, но и государственные люди, даже государи - по различным вопросам политическим. Как гуманист, Эразм всего ближе примыкает к Рейхлину: и тот, и другой являются выдающимися носителями того научного духа , духа исследования и точного знания, который составляет одну из наиболее существенных черт в характеристике гуманизма вообще.

Филолог

Выступил на защиту ребёнка, на защиту детства, что явилось принципиально новым в понимании детства и роли воспитания, новым в педагогике. Считал, что ребёнок имеет право на правильное воспитание. Внутренний мир ребёнка - это божественный мир, и к нему нельзя относиться с жестокостью. Резко выступил против жестокости средневековой школы, которую назвал «пыточной камерой», где ничего не услышишь кроме шума розг и палок, криков боли и рыданий, неистовой ругани. Что другое может вынести ребёнок отсюда, кроме ненависти к науке? Протест Эразма против жестокости по отношению к детям был величайшим актом гуманизма, положившим начало поиску форм воспитания, исключающих насилие. Одним из первых Эразм заговорил о собственно народном образовании, а провозглашение отношения к труду критерием нравственности поставило его в ряд самых прогрессивных мыслителей той эпохи.

Организация воспитания и обучения

Воспитание является целью, обучение средством. Главным в воспитании выступает правильно поставленное образование. Правильно поставленным образованием является классическое, в основе которого лежат латинский и древнегреческий языки и античная культура. Ребёнку надо дать раннее научное образование. Начинать нужно с 3 лет.

Обучать сначала языкам, к которым малый ребёнок очень восприимчив. Учить надо играя. Эразм предлагает различные игры для обучения чтению, письму, но предупреждает, чтобы игры не были излишне сложными. Особое внимание при обучении детей нужно уделять тренировке памяти, так как от неё зависят все дальнейшие успехи ребёнка в обучении. Требовал учитывать собственную активность и деятельность ребёнка. В процессе обучения ребёнок и воспитатель должны относиться друг к другу с любовью, поскольку «первый шаг в обучении есть любовь к учителю».

Эразм вновь открыл для мира такое явление, как мир ребёнка, мир детства . Многие педагогические взгляды Эразма были новаторскими для своего времени и сохраняют значение по сей день. Его гуманистические идеи оказали большое влияние на теорию и практику педагогики.

Сочинения

  • «Разговоры запросто»
  • «Навозник гонится за орлом»
  • «Воспитание христианского государя»
  • «Жалоба мира, отовсюду изгнанного и повсюду сокрушенного»
  • «Диатриба или рассуждение о свободе воли»

Издания на русском языке

  • Роттердамский Эразм. Похвальное слово Глупости / Пер. и коммент. П. К. Губера. - М .- Л .: Academia, 1931. - 240 с. - (Сокровища мировой литературы). - 5300 экз.
  • Эразм Роттердамский. Похвальное слово глупости. Dомашние беседы / Пер. и коммент. П. К. Губера и М. М. Покровского . - М. : Гослитиздат, 1938. - 600 с.
  • Себастиан Брант . Корабль дураков . Эразм Роттердамский . Похвала глупости . Навозник гонится за орлом. Разговоры запросто. [Неизвестный автор] . Письма тёмных людей . Ульрих фон Гуттен . Диалоги / Пер. с нем. и латинского. - М. : Художественная литература , 1971. - 768 с. - (Библиотека всемирной литературы). - 300 000 экз.
  • Эразм Роттердамский. Стихотворения.

Эразм Роттердамский - крупнейший гуманист Северного Возрождения и представитель светской гуманистической интеллигенции. Он родился в Голландии в 1469 году, в доме служанки и священника. Его родители умерли очень рано. Когда парню исполняется 18 лет, опекуны отправляют его послушником в монастырь на шесть лет, где он изучает древние языки. Находя удобный случай, он сбегает из монастыря. Вскоре он знакомится с сочинениями Лоренцо Валы и других писателей Италии и переходит на сторону гуманистического движения, которое стремится возродить античные идеалы красоты, добродетели, совершенства и истины.

В 1492 - 1499 года Эразм продолжает учиться в Париже. Хоть он и числится студентом богословского факультета, но он не занимается богословием, а упорно грызет гранит науки античной литературы. Он знакомится там с гуманистами Парижа. В 1499 году переезжает в Англию. Там он вступает в Оксфордский кружок гуманистов. Именно там начинает формироваться философско-этическая система Эразма. С 1521 - 1529 года юноша обосновывается в Базеле, где создает кружок гуманистов и связывает себя с Германией. Благодаря своим путешествиям Эразм стал «гражданином мира».

На рубеже 15- 16 веков в течении многих десятилетий юноша пользуется большим авторитетом в передовых европейских кругах. Его слово ценится на вес золота. В своих словах он воплощал дух новейшей ренесансснсной культуры, которая победоносно шествовала по странам Европы. Еще в 14 веке в Италии были заложены основы этой культуры в творениях Боккаччо и Петрарки - самых первых величайших гуманистов нового времени.

Начинается процесс освобождения человека от мировоззрения Средневековья, которое подчинено сословно-корпоративным нормам и церковной догме. Именно там классическая древность, которая озарена языческими мифами, впервые становится боевым знаменем гуманизма и школой высокой человечности и эстетического совершенства.

Современники того времени хорошо понимают, какую огромную ведущую роль в культурном перевороте играет Эразм Роттердамский. Его единомышленников и учеников без труда можно было встретить в Германии и Англии, в Нидерландах и во Франции, в Италии и Венгрии, в Польше и Испании.

Голландец по происхождению, Эразм не принадлежит какой-нибудь одной стране, он принадлежит всей передовой Европе. С помощью его литературного языка доводится до совершенства классический латинский язык, который отличает профана от образованного гуманиста и дает возможность свободно беседовать с любым культурным человеком из любой страны. На протяжении достаточно длительного времени Эразм является признанным главой гуманистов Европы, подобно Вольтеру.

Биография Эразма Роттердамского достигает своего пика. Слава этого человека основывается не только на его образованности, но и на том, что он замечательный знаток античных текстов, дальновидный и умный педагог и тонкий филолог. Он становится властителем дум потому, что всей своей неугомонной и неутомимой деятельностью содействует освобождению человеческого духа от очень сковывающих вековых пут. Он уверен в том, что с духовного раскрепощения начинается великое обновление всего мира, который так погряз в несправедливости и в невежестве. Он верит в прогресс, но не будучи сторонником политических и социальных катаклизмов, все свои надежды он возлагает на могучую силу человеческого разума, свет которого разгоняет тьму неразумия и сокрушает такие уродливые его порождения, как безумие войны, религиозный фанатизм, бессердечный эгоизм и все то, что несовместимо с идеалом настоящей человечности.

В мировоззрении Эразма конечно немало утопического и наивного, но его уверенные слова громко звучат и находят отклик в сердцах и умах людей, которые вступают в эпоху Возрождения.

Эразм вовсе не является «прекраснодушным» мечтателем. Свои труды и усилия он всегда направляет на конкретно поставленные цели. Все, что он делает, приносит людям пользу. Эразм ясно видит темные стороны реальной жизни и смело указывает на них в своих творениях «Разговоры запросто» и «Похвала глупости». У него острый глаз. Его характеристики и зарисовки поражают многих своей точностью и реалистической четкостью.

Манускрипты и книги, бесспорно, играют очень большую роль в жизни Эразма, но при всем при этом он не ведет затворническую жизнь. Он странствует по странам Европы и встречается с множеством людей.

Эразм, непосредственно, сталкивается с прозой жизни, которая окружает его со всех сторон. На все это указывают многочисленные письма Эразма, которые представляют большой интерес для тех, кто изучает бытовой и духовный уклад Европы того времени. Как раз из-за того, что он имеет очень яркое представление о пороках и недостатках мира, он стремится к его обновлению.

Идея широкого обновления мира должна распространяться и на церковно-религиозную сферу, которая во времена Эразма продолжает занимать важное место в жизни народов Европы.

Несомненно, что своей неустанной деятельностью Роттердамский прокладывает путь для Реформации, о которой он так мечтает. Она ему представляется, как какое-то нравственное преображение мира, где изгнано схоластическое суемудрие, нелепые предрассудки, различные виды мрачного фанатизма, стяжательство, унижающее людей и другие виды проявления неразумия.

Изначально реформация начинается в Германии, а потом и в других северных странах Европы. Но оказалось, что это совсем не та Реформация, о которой так мечтал Эразм. Он не только не гасит пламя религиозного фанатизма, она раздувает его до самых крайних пределов, превращая в пожар, беспощадно сжигающий нежные поросли гуманистической культуры и католические монастыри. А почему же так случилось? Почему такое благородное усердие известного гуманиста не приводит к поставленной цели? В чем заключается его ошибка? А она заключается в том, что в реальности мир гораздо сложнее, чем тот мир, который существует в представлении Эразма. Для него эти противоречия сводились к противоречию между неразумием и разумом, варварством и культурой, невежеством и образованностью. Стоит только потеснить варваство и умножить культуру, как перевешивает разум, и человечество вступает в счастливую пору благоденствия и гармонии.

Эразм не был чрезмерно доверчивым. В «Похвале глупости он указывает на то, что человеческий путь и путь исторического прогресса не всегда совпадают с разумным путем. Но он стремится идти по разумному пути и других призывает следовать за ним.

Только отгремели выстрелы рыцарского восстания, как вспыхивает Великая Крестьянская война 1525 года, которая до основания потрясает Германию. В этом большом антифеодальном движении принимают участие большие массы городских плебеев и крестьян. Бюргерская Реформация превращается в народную Реформацию, что вызвало свирепую ярость у Мартина Лютера, который является вождем бюргеров. Он питает большую ненависть к радикальным деятелям народного движения, которые стремятся осуществить множество глубоких социальных преобразований, выходивших за границы собственнического уклада. Бюргерство, напуганное таким неожиданным народным движением, отказывается от народной реформы. Оно помогает реакционным силам взять верх над антифеодальным освободительным движением. Революция утоплена в крови. Начинается пора жесткой феодальной реакции.

Эразм не может себя чувствовать уверенно и хорошо в этой напряженной трагической обстановке. Ему кажется, что Госпожа Глупость, несмотря на все его усердия, необычайно растет и крепнет. Он хочет открыть людям Евангелие мира и любви, а оно, находясь в руках реформаторов, превращается в окровавленные мечи, сеющие гибель и раздоры. Перед лицом мудрой богини Минервы не отступают тирания и фанатизм.

При всех человеческих слабостях Эразма, при его одностороннем подходе к миру, он все равно остается великим и могучим. А все его величие сосредоточено в его удивительной и непоколебимой стойкости, в том, что он не отрекается от своих гуманистических принципов.

Стефан Цвейг - известный австрийский писатель в 1935 году создает свою книгу под названием "Триумф и трагедия Эразма Роттердамского" в очень трагической обстановке. В 1933 году в Германии к власти приходит нацизм, который открыто глумится над заветами и идеалами гуманизма, которые так близки Цвейгу.

Этот стойкий «гражданин мира» Эразм, всегда заботился о благосостоянии всего мира, не имеющего ясно намеченных целей.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Роттердамского Эразма представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Роттердамский Дезидерий Эразм (1469-1536) - учёный Северного Возрождения, прозаик и переводчик, современники называли его князем гуманистов. Настоящее имя писателя - Герхард Герхардс (в переводе означает «желанный»). Ему принадлежит авторство греческого перевода Нового Завета с комментариями и критическим анализом. Учёный появился на свет 28 октября 1469 года в пригороде Роттердама Гауде. Большинство его работ были написаны на латыни. Эразм прославился благодаря своим свободолюбивым взглядам, он постоянно вступал в полемику со своими коллегами насчёт спорных доктрин. Также он был первым, кто применил критический анализ по отношению к священным писаниям.

Детство и образование

Будущий учёный был незаконнорожденным сыном священника. Его отец в юности влюбился в девушку, которая ответила ему взаимностью. Но родители хотели видеть сына исключительно в духовной карьере, и они разлучили влюблённых. Позже появился на свет мальчик, его назвали Герхардом. Родители умерли, когда ему едва исполнилось 13 лет.

Сначала Эразм обучался в местной начальной школе, но потом он перешёл в Девентер. В программу, разработанную «общежительными братствами», входили произведения древних классиков. Уже тогда Агрикола поражался способностям талантливого юноши.

После смерти родителей Герхард замкнулся в себе. Он стал боязливым, нервным и скрытным. Мальчик понимал, что не сможет построить полноценную карьеру из-за репутации отца. Поэтому он посоветовался с приятелями и учителями и решил отправиться в монастырь. В 1486 году Дезидерий уходит в Эммаусский монастырь и принимает сан священника. Там он проводит следующие 5 лет.

Несмотря на все старания, Эразм не был расположен к монашеской жизни. Всё свободное время он проводил за чтением книг, испытывая раздражение от бесед монахов. До конца жизни он с негодованием рассказывал об их бессердечности, пошлости и пьянстве.

Частые переезды

В 1492 году Дезидерий получил сан священника. В то же время ему удалось завоевать внимание влиятельных людей благодаря своей изящной речи и острому уму. После этого камбрейский епископ пригласил его в Рим для изучения богословия. Юноша с радостью согласился, предварительно получив разрешение на отъезд от монахов. Вначале он отправился в Париж, считавшийся тогда центром схоластической учёности.

Герхард не испытывал трепета перед французской системой образования. Он часто критиковал парижских богословов, обвиняя их в грубости и лицемерии. Это разочарование привело к тому, что учёный решил самостоятельно зарабатывать на жизнь. Он отказался от духовной карьеры, стал преподавателем. Параллельно с этим Эразм выпустил первое сочинение под названием Adagia. В этот сборник он включил различные анекдоты и цитаты античных писателей. Гуманисты по всей Европе высоко оценили работу Роттердамского.

Через несколько лет писатель познакомился с молодым вельможей, он стал его воспитателем. Вместе они отправились в Англию, где Герхард уже был известен благодаря своим произведениям. Там он подружился со многими гуманистами, в частности, с Томасом Морром, Джоном Колетом и Джоном Фишером. До 1499 г. Эразм оставался в Оксфорде, совершенствуя своё знание греческого языка.

После возвращения из Англии учёный вёл преимущественно кочевой образ жизни. За несколько лет ему удалось побывать в Париже, Левене, Роттердаме и Орлеане. Во время путешествий Герхард написал сатирический трактат «Похвала глупости», это окончательно закрепило его славу среди гуманистов. Писателя неоднократно приглашали в Нидерланды и Англию, даже король Генрих VIII лично отправлял за ним людей. Но Эразм мечтал о поездке в Италию, и только в 1505 г. это желание сбылось.

В течение следующих двух лет Роттердамский путешествовал по Италии. Везде к нему относились с благоговением. Папа даже позволил учёному одеваться и вести себя так, как ему захочется, в зависимости от обычаев страны. После этого Эразм посетил ещё несколько городов, в их числе Турин, Болонья и Флоренция. Затем он отправился в Англию в третий раз, получив предложение преподавать в Кембридже и Оксфорде.

Последние годы

Писатель предпочёл остаться в Кембридже, где уже преподавал его коллега епископ Фишер. Герхард обучал студентов греческому языку, анализировал вместе с ними текст Нового Завета. Его методика обучения отличалась от педагогики других богословов, и это неизбежно вызывало критику. Своё отношение к приверженцам схоластики Эразм описал позже в «Похвале глупости». В 1513 г. писатель покинул Англию из-за некомфортного климата. На два года он перебрался в Германию, там состоялось их знакомство с Ульрихом Цазием.

Роттердамский всегда ценил свободу. Он стремился постоянно путешествовать, не оставаться долго на одном месте. С 1516 г. он жил в Базеле, там же был напечатан первый перевод Нового Завета на греческий язык. Эразм вёл переписки со всеми выдающимися учёными того времени, пользовался их уважением. Он написал ещё несколько филологических и богословский статей, важнейшей из них стала работа «Разговоры».

Роттердамского часто сравнивали с Лютером, но они преследовали совершенно разные цели. Учёный не собирался становиться вождём народа, его пугали любые серьёзные изменения и перевороты. В спорных ситуациях Эразм оставался сдержанным и молчаливым, он считал себя выше ссор из-за догматов. Для него честная и добропорядочная жизнь была важнее религиозных суеверий, поэтому писателя часто обвиняли в холодности.

Последние годы жизни учёный провёл в путешествиях. Безбедное существование ему обеспечил будущий император Карл Испанский. Он предоставил Эразму звание королевского советника, благодаря которому тот ежемесячно получал 400 флоринов. Никаких обязанностей на Дезидерия Карл не возлагал, поэтому писатель мог полностью отдаться науке. Его продуктивность существенно возросла, было издано ещё несколько работ.

Уже в зрелом возрасте Роттердамский посетил Брюссель, Лувен, Фрайбург и Антверпен. Но его здоровье постепенно ослабевало, поэтому пришлось осесть в Базеле. Там и прошли последние месяцы жизни Эразма. Он умер в ночь на 12 июля 1536 года.

Дезидрий Эразм, известный как Эразм Роттердамский, был знаменитым ученым, философом и религиозным реформатором Возрождения на севере европейского континента. 28 октября 1466 он родился в городе Роттердам. Эразм остался сиротой в 13 лет. Еще в школьные годы учителя отмечали одаренность этого ребенка. В 20 лет он стал членом Эммауского монастыря, где прожил 5 лет. Увиденное в этом монастыре ужасно поразило его, кардинально испортило его мнение о католичестве и стало одной из причин его дальнейших реформаторских идей.

Эразму довелось проходить обучение в Парижском университете. Популярное в то время схоластическое мышление также не пришлось по нраву философу. Чтобы обеспечить свое существование, Эразм занялся преподаванием и литературными изысканиями. В Англии он нашел себе протекцию в знаменитых в ту эпоху гуманистах Т.Море и Колете. В Оксфорде Эразм улучшил знания древних языков. По возвращении на европейский континент он продолжил заниматься литературой и богословием. Эразм путешествовал по Европе, где был положительно принят всеми известными гуманистами.

Основными трудами Эразма Роттердамского считают его трактаты «Похвала глупости», «Разговоры». В книге «Похвала глупости» философ высмеивает пороки католической церкви и европейского общества. Он указывает на комичность монашеских обрядов, абсурдность ритуалов католицизма, их несвязность с постулатами христианской веры.

В 1516 г. ученый переезжает жить в Базель. Здесь он опубликовал свою версию перевода с греческого языка Нового Завета, которая стала открытием новой эпохи в развитии богословия.

Многие историки полагают, что Эразм Роттердамский своими трудами проложил дальнейшую дорогу Реформации, коренным изменениям и расколом вероисповеданий в католической церкви. М.Лютер воспринимал его как одного из своих вдохновителей и духовных наставников. Хотя самому Эразму такая бурная активность не понравилась, и в дальнейшем он отошел от Реформации, предпочитая заниматься научными изысканиями. Философу не нравился Лютер и по личным, человеческим качествам, а также он не воспринимал серьезно его кардинальные взгляды. Эразм был сторонником изменения действующей системы путем просвещения высшей сословной знати, а не путем восстаний и войн.

12 июля 1536 Эразм из Роттердама скончался, оставив неизгладимый след в развитии католицизма, философии и теологии Северной Европы. Мировоззрение Эразма, хотя и считается официально христианским, по своей сути, было более языческим.

Вариант 2

Эразм Роттердамский- великий ученый, писатель философ эпохи Северного Возрождения уходящего XV столетия и зарождения VI века. Родиной ученого считается город Гауда в окрестностях Роттердама. Точный год рождения не определен (с 1467 по 1469 годы).

Рожденного вне брака, ребенка воспитывала мама. Тринадцатилетним мальчиком после смерти попадает в монастырь. В средние века внебрачный ребенок не мог иметь хорошую перспективу устроиться в жизни. Годы, проведенные в монастыре, где 1492 году Эразм принимает монашеский сан, прошли в глубоком изучении языков (латыни, древнегреческого), чтении философских трудов, обучению ораторскому искусству.

Период с 1493 года по 1499 год Роттердамский обучается в Париже. В этот период он посещает Англию, где знакомиться в великим Томасом Мором, будущим королем Франции принцем Генрихом, Джоном Колетом. В парижский период был создано первой произведение сборник изречений и анекдотов.

В 1505 году исполняется мечта ученого он приезжает в Италию, где его встретили с особым почетом. Папа благословил на возможность придерживаться обычаев той страны, где находится ученый. Туринский университет вручил диплом на звание доктора богословии. Два года длилось путешествие по Италии, далее посещение Англии, где престол был занят его приятелем и почитателем Генрихом VIII. В период своих путешествий Роттердамский написал небольшое ироническое произведение « Похвала Глупости». Особенностью произведения стала сочетание критики церковного уклада и обрядов через обращение к античным авторам. Повествование ведется от лица Глупости, которая прославляет себя. Несмотря на то, что сам автор считал это произведение безделицей, написанной от скуки, оно прославило его в века. Переведено творение более чем на 200 языков, в том числе русский язык.

В Англии Эразм Роттердамский преподавал греческий язык и богословие в Кембриджском университете, где получил звание профессора богословии леди Маргарет. Новшеством в преподавании предмета являлись основополагающие принципы Нового Завета. В те времена курс богословии был основан на средневековых философских теориях Фомы Аквинского, Дунса Скота.

В 1513 году Эразм отправляется вновь в путешествие. Теперь он посещает Германию, где проводит два года жизни и снова возвращается в Англию. Но по приглашению Карла V он перебирается жить в Испанию, занимая титул королевского советника. Испанский период жизни Роттердамского являлся наиболее плодотворным. Страсть к путешествию не угасла и он продолжает ездить по городам Бельгии Швейцарии. В городе Базеле в 1536 году Эразм Роттердамский умер.

Роттердмаский был многогранным человеком. Его труды в области педагогики «О благовоспитанности детей», «Способ писать письма», «О первоначальном воспитании детей» до настоящего времени служат эталоном всей педагогической науки. Острота ума, знание языков, реформаторские идеи сделали Эразма выдающимся человеком эпохи Северного Возрождения, признанного при жизни.

Мир детства в жизни каждого человека необыкновенный. Лучшие впечатления этих лет сохраняются на всю жизнь благодаря многим факторам, в том числе за счет влияния литературных произведений.

  • Жизнь и творчество Юрия Яковлева

    Есть темы, которые трудно поставить в один ряд. Невозможно представить вместе такие возвышенные чувства, как любовь к родителям, к жизни, друзьям, и горечи войны. Но Я.Ю. Яковлевич, был писателем

  • ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (полн. Эразм Дезидерий Роттердамский; Erasmus Roterdamus Desiderius ) (28 октября 1467, Роттердам - 11 июля 1536, Базель), гуманист эпохи Возрождения (глава "северных гуманистов"), богослов, филолог, писатель. Автор "Похвалы Глупости" - сатиры, высмеивавшей нравы и пороки современного ему общества. Сыграл большую роль в подготовке Реформации, но не принял ее.

    Образование

    Незаконнорожденный сын священника, Эразм первоначальное образование получил в школе "братьев общей жизни" в Девентере. В 1486 он стал монахом, вступив в братство регулярных каноников-августинцев. Шесть лет Эразм провел в монастыре, изучая древние языки, античных и раннехристианских писателей. Затем он продолжил образование в Париже, где познакомился не только с богословской мыслью поздней схоластики, но и с устремлениями гуманистической культуры. Большое влияние на Эразма оказали труды итальянского филолога-гуманиста Лоренцо Валлы, идеи флорентийской Платоновской академии. В 1499 Эразм впервые посетил Англию, где завязал отношения с оксфордскими гуманистами и Т. Мором.

    "Философия Христа"

    Общеевропейскую известность Эразму принесло первое издание в 1500 "Адагий" - собрания поговорок, или крылатых слов, найденных у античных и раннехристианских писателей и рассматриваемых в качестве реликтов стародавней мудрости, наставления которой, как стремился показать Эразм, не утратили своей актуальности. В 1501 был написан религиозно-этический трактат "Оружие христианского воина" (1504), в котором сформулированы основные принципы эразмианской "философии Христа" (или "небесной философии"), подчеркивавшей в христианстве не обрядовую сторону, а нравственное преображение человека в соответствии с Христовыми заповедями.

    В Италии и Англии

    С 1506 по 1509 Эразм жил в Италии, в туринском университете был удостоен степени доктора богословия, а находясь в Венеции, тесно сотрудничал с прославленным книгоиздателем А. Мануцием. Затем несколько лет он провел в Англии, читал лекции в Оксфорде. В гостях у Мора в Лондоне (1509) Эразм закончил прославившую его философскую сатиру "Похвала Глупости" (1511): в этом произведении в шутливо-серьезном автопанегирике Глупости он критиковал принятый уклад жизни, нравы и обычаи общества и вместе с тем проводил гуманистические идеи.

    Базельский период

    Со временем Эразм приобрел широкую известность и славу, став в глазах образованного европейского общества главой так называемой "республики ученых". С его мнением считались не только в вопросах научных и литературных, но также в религиозных и политических, ему охотно помогали меценаты, предлагали свое покровительство светские государи и князья церкви. Однако с 1514 Эразм предпочел обосноваться в швейцарском городе Базеле, где прожил до конца своих дней. В этом городе у Эразма сложились дружеские отношения с типографом И. Фробеном, ставшим его главным издателем.

    Откликаясь на развернувшиеся в ренессансной политической литературе дискуссии о типе идеального монарха, Эразм в 1515 написал "Наставление христианского государя" (1516). В 1516 он сочинил (в жанре речи) и издал "Жалобу мира", в которой с позиций гуманизма показывал пагубность завоевательных войн, приносивших неисчислимые бедствия народам Европы.

    Переводы с греческого

    Большое место в творчестве Эразма занимали переводы с греческого на латынь античных и раннехристианских авторов - Еврипида, Лукиана, Оригена, Иоанна Златоуста. Эразм также способствовал изданию текстов древних писателей. Он опубликовал вместе с собственными комментариями творения Иеронима, автора латинского перевода Библии ("Вульгаты", конец IV в.). Особо важное значение имело предпринятое им в 1517 издание греческого текста "Нового Завета", а затем его новый перевод на латинский язык (1519), сопровождаемый обширными пояснениями и существенно отличающийся от "Вульгаты", что вызвало нарекания со стороны ревнителей католической ортодоксии.

    Полемика с Лютером

    Некоторое время Эразму удавалось держаться в стороне от бушевавшей в Германии идеологической борьбы, вызванной Реформацией, несмотря на желание обеих сторон привлечь его в свой лагерь. Однако в 1524, опубликовав трактат "О свободе воли", Эразм оказался вовлеченным в полемику с Лютером, который в ответном сочинении "О рабстве воли" (1525) отстаивал тезис, прямо противоположный тезису Эразма. Продолжая спор с Лютером, ученый опубликовал еще несколько сочинений, в их числе "О желанном церковном согласии" (1533).

    "Разговоры запросто"

    Ряд сочинений Эразма посвящен проблемам воспитания. В течение многих лет (1518-1533) он работал над главным своим этико-педагогическим сочинением "Разговоры запросто", пополняя его все новыми диалогами, в которых образование рассматривалось в его связи с формированием нравственно ответственной личности.