Когда люди превращаются в толпу. Почему люди становятся толпой? Психология массового движения

Вы знаете, что такое «эффект толпы». Любое сообщество людей – семья, рабочий коллектив, толпа, государство, создают так называемый «эгрегор», - информационно- энергетическое образование, которое усиливает ментальное поле участников этого коллектива. Провокатор в толпе, самодур-начальник в коллективе, диктатор во главе государства, то есть, сильная личность, способная взаимодействовать с этим информационно-энергетическим образованием, способны манипулировать большими массами людей, но всегда находятся люди, не поддающиеся ментальному давлению. Это, как правило, именно те люди, в которых есть нравственный стержень. Иммануил Кант сказал: «Есть две непостижимые вещи – звездное небо над нами и нравственный Закон внутри нас».

Психологами давно показано - толпа бессознательна и импульсивна. А потому опасна.

Куда все, туда и яТо, что происходит с людьми в толпе, называется "деиндивидуализация". Изучая это явление, психолог Соломон Эш (Solomon Asch) из Питтсбургского университета поставил любопытный эксперимент. Он просил студентов сравнить длину нескольких линий, начерченных на бумаге, при этом каждому из студентов предварительно показывали ответы его товарищей. Результаты оказались впечатляющими - 75% участников давали заведомо неправильный ответ, если его выбирала вся группа!

Г. Лебон, посвятивший всю жизнь изучению психологии толпы, отмечает поразительный факт: каковы бы ни были индивиды, составляющие ее, их образ жизни, занятия, характеры, ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем чувствовал, думал и действовал каждый из них в отдельности.

В едином порывеПсихологи смотрят на толпу как на некое единое существо. Вспомните стаи саранчи - огромные тучи, опускающиеся и взлетающие словно по команде. Толпа людей ведет себя точно так же. Она имеет свою логику действий, часто отличную от логики каждого, кто входит в нее. При этом толпа, как всякая стая, полностью подчиняет себе действия отдельного человека. "Стадное чувство" ведет к тому, что человек практически перестает разделять собственное "я" и абстрактное "мы" толпы и как бы растворяется в ней.

Толпа людей, охваченная паникой, особенно опасна. В пограничных состояниях индивидуальность нивелируется, уступая место глубинным первобытным инстинктам.

Для того чтобы предотвращать последствия паники толпы, немецкими и венгерскими специалистами была создана компьютерная программа, позволяющая рассчитать поведение большой массы людей в любом заданном пространстве. Учитывая размер толпы, моделируется направление и скорость ее движения. Таким образом, заложив в компьютер трехмерный план того или иного помещения - скажем, стадиона, - можно без труда посмотреть, как отреагируют люди, по какой-либо причине впавшие в панику.

Подразумевается, что такое моделирование даст возможность усовершенствовать конструкцию помещений, и это позволит избежать ужасных смертей в давке. Ведь всего-то и нужно, что направить толпу в нужном направлении. Именно направить, поскольку сдержать ее практически невозможно - известно, что масса народа способна снести на своем пути даже металлические перегородки.

Ирина Павленко.

По законам толпы
Будь как все, а то сомнут
Толпу как психологический феномен начали изучать еще в XIX веке. Уже тогда француз Ле Бон сформулировал главное, что можно о ней сказать: «Сознательная личность исчезает... Образуется коллективная душа... Интеллектуальные способности индивидов исчезают, и берут верх бессознательные качества. В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума».

Феномен толпы так же стар, как и само человечество. Дионисийские праздники, крестовые походы, европейские флагелланты и русские «хлысты», карнавалы, кликушество, монастырские истерики... Наконец, ХХ век принес фашизм, шоу-бизнес, футбольные страсти и тоталитарные секты. Все это так называемые массовые явления, объединенные тем, что их участники буквально перестают соображать. Мы сами недавно видели, как «берут верх бессознательные качества» и как ведет себя, вырвавшись на волю, жутковатая «коллективная душа». На Манежной площади, после проигранного футбольного матча.

О феномене толпы рассказывает профессор Анатолий ЖУРАВЛЕВ, исполняющий обязанности директора Института психологии РАН.

Анатолий Лактионович, сколько человек -- это толпа?

Толпа не может определяться количеством, она определяется специфическими признаками. Первый заключается в том, что люди должны находиться на таком близком расстоянии, в таком тесном физическом контакте, чтобы входить в персональные пространства друг друга. У каждого есть некоторое пространство, в которое он не пускает другого человека, даже близкого. Так вот, в толпах люди входят в персональные пространства друг друга, создавая психологический дискомфорт.

Мы можем ехать в метро или в битком набитом автобусе, прижавшись друг к другу, но мы не осознаем этого -- привыкли. А вот когда посторонние люди входят в персональное пространство, всегда возникает психическое напряжение. И толпы характеризуются повышенным психическим напряжением из-за дискомфорта, создаваемого большим скоплением людей. Вот это один из признаков толпы -- высокая степень контактности и высокое напряжение из-за нарушения персональных пространств.

Хорошо, а все-таки при каком количестве людей наиболее вероятно проявление феномена толпы?

О количественных характеристиках можно говорить лишь условно. Так называемая малая группа -- это до 25--30 человек. Группа средних размеров -- до 100--150 человек. После этого начинаются феномены большой социальной группы. Эффекты толпы возникают, как правило, в скоплениях, превышающих 120--150 человек. Среди специфичных эффектов толпы наряду с высокой контактностью, порождающей психическое напряжение, -- повышенное эмоциональное возбуждение. В толпах люди не сохраняют спокойствие, они неуравновешенны.

Потому что им тесно, они сжаты?

Не только. Толпы, как правило, собираются по какому-то поводу, а повод всегда бывает эмоционально насыщенным -- угроза, нечто необычное, интересное, значимое. Поэтому люди в толпе находятся в состоянии повышенного эмоционального возбуждения. Очень важный феномен -- то, что отдельные члены толпы выражают это возбуждение более интенсивно и заражают других. Одним из очень серьезных механизмов, без которого толпы нет, является механизм психического заражения, когда психическое состояние и формы поведения одного человека передаются другому. Один начинает говорить повышенным тоном -- и другие, один кричит -- и другие, один машет руками -- и другие. И в какие-то моменты начинают вести себя одинаково. Обратите внимание на подростков на концертах. Все они сначала ведут себя по-разному -- двигаются, танцуют каждый по-своему. А через 30--40 минут они уже прыгают, кричат и машут руками одинаково.

Почему происходит это заражение?

Понимаете, психологи до конца этого не объяснили. Ясно, что это не подражание, механизм другой. Подражая, мы смотрим на образец, начинаем сознательно повторять и подстраиваться. Психическое заражение имеет другую природу. Оно передается автоматически, непроизвольно. То есть мне кажется, что это я так себя веду, что это от меня, а на самом деле это идет не от меня, а от других. Это навязанные формы поведения.

Но толпа ведь не всегда в одном состоянии, она, как живое существо, развивается во времени и в пространстве. Зарождается... и что дальше?

Безусловно, толпа имеет определенные стадии развития, на каждой из которых меняются ее характеристики. Закономерность в том, что она из пассивного обязательно перейдет в активное состояние, которое характеризуется готовностью группы к совместным действиям. Толпа не может быть всегда пассивной. Эмоциональное возбуждение и психическое напряжение нарастают, люди хотят что-то делать, остается им только подсказать, показать, что делать, остается их лишь подтолкнуть.

Так вот почему говорят, что толпа подвержена разным влияниям.

Очень подвержена. Активная, взбудораженная, готовая к действиям толпа легко становится агрессивной.

А почему обязательно агрессия? Почему толпа не идет, к примеру, сажать цветочки?

А вот почему. Продолжительное переживание напряжения, которое называется аккумуляцией, не выдерживается. Обязательно должна быть разрядка, снятие напряжения. И формы снятия могут быть разными.

То есть не обязательно агрессия?

Не обязательно. Самый простой способ снять напряжение -- выйти из толпы.

Да как же выйти, если человек уже «втянулся», «заразился», проникся целями толпы? Ему же не захочется уходить.

Выйти из толпы можно, когда она находится в пассивной стадии или же на каких-то первоначальных стадиях активного состояния. Но на определенном этапе человека действительно уже не вырвешь из толпы. Он не пойдет, ему хочется быть в толпе и довести дело до конца, что-то совершить. Действие -- это снятие напряжения. Люди накапливали напряжение -- они должны его обязательно снять. Но здесь, я подчеркну, очень серьезным фактором является расстояние между людьми. Дистанцировать людей друг от друга (это еще называется «рассеять толпу») -- и психическое напряжение само начнет спадать.

Все-таки мне не очень верится в то, что в толпе я тоже буду как все...

Есть оперативные записи людей в толпе. Так вот, они при просмотре не понимают, почему они так себя вели. Но каждому психологу это понятно: они вели себя по законам толпы. И это имеет защитную, приспособительную функцию.

Иначе сомнут?

Конечно! Вести себя не как все -- физически опасно. Если ты зазевался и просто наблюдаешь за толпой, когда она что-то громит, то и тебя могут уложить. Если ты не бьешь, то сам можешь пострадать.

Еще об одном я хотел бы сказать. Один из эффектов толпы -- так называемая мобилизация, увеличение и физической, и психической активности человека. Человек в толпе становится сильнее.

Может быть, это причина того, что некоторые люди с удовольствием собираются в толпы -- приятно ж чувствовать себя сильным.

Нужно вам сказать, что те вещи, которые человек может сделать в толпе -- это когда вдвоем переворачивают тяжелую машину, -- вне толпы он никогда не повторит. Никогда на следственном эксперименте он не вырвет дерево и не выломает прут. Это эффект толпы -- мобилизация. И потом, в толпе человек чувствует себя «включенным», он защищен, он среди всех.

Скажите, а у него возникает ощущение «мы», «наши», «свои», хотя он видит своих соседей впервые в жизни?

Безусловно. У психологов это называется чувством «мы». Мы -- группа, мы -- сила, хотя они друг друга и не знают. Это чисто психологический эффект. Интенсивность этих эффектов может быть различной, она же, понимаете, подогревается, усиливается за счет значимости события, которое собрало толпу.

О, так на этих эффектах, наверное, держится армия? Наверное, и военный героизм пехоты подпитывается ими?

Конечно! Ну а степень возбуждения определяется значимостью события, вокруг которого собралась толпа. И чем выше значимость события -- а ее можно повысить искусственно, -- тем острее переживается неудача. Пример -- матч с Японией. Значимость этого события повышалась искусственно. Фон был такой: этот чемпионат важен для страны, наши ребята должны достойно выступить, и они могут выступить достойно. Понимаете, через СМИ создавалась иллюзия, что у нас сильная команда, что ребята могут побеждать на мировом уровне, хотя весь последний год ни одна встреча не заканчивалась нормально. Профессиональные люди, футбольные эксперты, давали вполне адекватные оценки, но вмешалась политика. Она вмешивается в спорт повсюду. С помощью спорта, в частности футбола, решаются многие политические задачи -- и связанные с приобретением популярности политиков, и многие другие. А когда вмешивается политика, это создает всегда особую остроту события. Конечно, за счет нашего участия в чемпионате хотели повысить, как говорят социальные психологи, уровень нашей позитивной социальной идентичности.

В смысле -- а зато мы в футбол играть умеем?

В последние 10--15 лет на уровне всей страны мы терпели неудачи, и вот на этом фоне надо было дать что-то людям, чтобы они могли себя позитивно идентифицировать со своей страной, со своим обществом. Это нормально и правильно, но для этого нужны основания. Надо было прогнозировать: а если речь идет о непрофессиональной, неподготовленной команде, то во что это выльется? Вместо позитивной идентификации мы можем получить возмущение. Это приводит к остроте переживания тех неудач, которые могли бы закончиться чем? Тем, что будут говорить «а когда мы удачно выступали»? Да никогда. Чем же тут возмущаться? Да нечем.

В начале нашего разговора вы сказали, что толпа быстро выдвигает наиболее активных. Кто эти активные товарищи?

Скажем так: это те, кто наиболее сильно влияет на других, они -- источник заражения. К сожалению, чтобы толпа пришла в возбужденное состояние, их нужно очень мало. Английские психологи приводят такие цифры: для молодежных групп это 1--1,5 процента.

У разных народов разные представления о личном пространстве -- у кого-то оно больше, у кого-то меньше. Влияет ли это обстоятельство на поведение толп в разных странах? Законы, по которым живут толпы по всему миру, одни и те же или разные?

Вы знаете, в поведении толп очень много общего, в том числе в поведении болельщиков. Но все-таки так называемые характеристики этнокультуры могут, конечно, проявляться специфическим образом. Например, известно, что самые жестокие болельщики -- английские.

Казалось бы...

Да! А для психолога это нормальная вещь, и вот почему. Консервативное общество с глубокими традициями, где очень много условностей, так называемое чопорное общество, где перед вами могут положить четыре ложки, четыре вилки, и только в определенной последовательности вы должны их использовать. Условностей много, человек сжат. Социальных регуляторов чрезвычайно много. И аккумуляция напряжения неизбежна. Оно накапливается и у болельщиков вырывается в такие беспорядки, в такие жестокости... Английских болельщиков боятся во всем мире.

Последний, практический вопрос. Как быть человеку, на которого идет толпа? Вот от собаки, говорят, нельзя убегать -- это ее только разозлит. А от толпы?

Уход. Нужно уйти из пространства толпы, дистанцироваться. Бежать не обязательно. А вот договариваться -- бесполезно. Это могут только профессионально обученные люди, когда один профессионал может положить 70 человек беснующихся. Есть такие люди. Великолепное описание толпы оставила Мария Бочкарева, женщина-солдат, в своей книге «Яшка». Выросшая в бедной крестьянской семье, она переоделась мужчиной, ушла на фронт и провела в окопах всю первую мировую и гражданскую (в 1920 году ее расстреляли чекисты).

Дело было в 1917 году, на русско-немецком фронте. Солдатский митинг превратился в нечто чудовищное. «Наконец волна разбушевавшихся солдат докатилась до штаба. Слышались крики и вопли. На какую-то секунду все мы замерли в тревоге. Но тут полковник Белоногов заявил, что выйдет к солдатам и попытается их урезонить. У полковника был тихий голос и доброе сердце. Он никогда не допускал фамильярности даже в обращении со своим ординарцем. Когда он однажды подал рапорт о переводе его в другую часть, солдаты упросили начальство не отпускать его». Дальше Бочкарева пишет, что Белоногов спокойно вышел на крыльцо и начал увещевать солдат. «Ребята, ну что вы делаете? Образумьтесь и вспомните о своем долге», -- говорил он. Кончилось это плохо. «Внезапно кто-то выбил из-под ног полковника табурет. В следующую секунду сотня солдат обрушилась и безжалостно растоптала тяжелыми сапогами этого благородного человека. Несколько тысяч человек превратились в зверей. Покачиваясь, словно пьяные, они вышибали последние признаки жизни из своей жертвы».

Тогда на крыльцо вышла сама Бочкарева. Ее речь была очень эмоциональной, в отличие от спокойной речи погибшего. Она рвала на себе гимнастерку и кричала: «Мерзавцы! Можете убить меня! Кто спасал ваши шкуры под огнем? Зачем вы убили его?» Инициатива была перехвачена. «Воздух наполнился горестными криками. Многие в толпе заплакали». Зашла речь о том, что полковника нужно похоронить со всеми воинскими почестями. В толпе нашлись добровольцы, готовые взять на себя изготовление гроба и венков, рытье могилы и проч. «Несколько тысяч солдат, таких смиренных и послушных, с еще не высохшими на слезах щеками, казались стадом заблудших овец. Подавленные скорбью, солдаты стояли притихшие, изредка обмениваясь словами сожаления о случившемся». На похоронах офицера все рыдали и молились. «Все это представлялось невероятным, но тем не менее это было так», -- заключает Бочкарева.

Акоп Назаретян: «В социальных несчастьях чаще всего виновата глупость, а не злодейство»

Акоп Погосович, не верится, что в толпе все люди ведут себя одинаково. А интеллект, культура? Неужто и академики, поддавшись психическому заражению, будут безобразничать, как футбольные болельщики?

Есть такое понятие -- география толпы. Если посмотреть на агрессивную толпу сверху, то видно, что она разнородна. У нее есть более плотное ядро, где взаимное заражение гораздо мощнее, и есть периферия. Так, толпа погромщиков делится на сравнительно небольшое число тех, кто убивает и насилует, тех, кто поддерживает их криками и улюлюканьем, и тех, кто поддерживает, но не так активно, и, наконец, тех, кто просто смотрит. Что касается академиков... Опыт показывает, что в толпе психическое заражение действует на каждого. Правда, у людей интеллектуально более развитых и более адаптированных к городской культуре склонность к образованию случайных толп меньше. К тому же если человек знает закономерности поведения толпы, он может удержаться от каких-то действий.

И что, механизм психического заражения на него не подействует?

Подействует. Но человек сможет ему противостоять, даже противодействовать толпе... А если профессионал внедряется в толпу с манипулятивной задачей -- переориентировать внимание толпы, изменить ее состояние, -- то он способен и свое психологическое возбуждение, и возбуждение толпы направить в нужное русло.... Но это -- при соответствующей подготовке. А просто так даже академику будет очень трудно сопротивляться эмоциональному окружению. Если он не психолог.

Знаете, сейчас начали говорить, что надо было бы нагнать на Манежную побольше милиции с автоматами. Это нелепые разговоры. Забывают, что это наши дети были там, на Манежной. Ну не мои, не ваши, так соседские... И ОМОН -- это не дело. К таким массовым мероприятиям нужно готовиться. Для того и нужна психология, чтобы не было физического насилия. Ведь существуют приемы работы с толпой! В 70--80-е годы московские психологи обучали этим приемам левых политиков от Португалии до Чили. А теперь вдруг оказывается, что в Москве никто не может подсказать, что делать. Это называется «нет пророка в своем отечестве».

Акоп Погосович, склонность к агрессивным действиям в толпе -- она у разных народов разная?

На эту склонность будет влиять уровень критичности мышления, но тем не менее в самых разных странах... У меня не так много знакомых шотландцев, но обычно это бесцветные глаза, неэмоциональная речь. Я на них смотрю и думаю, как же это во время футбольных матчей они кусают полицейских собак и творят черт-те что? Не итальянцы, не испанцы, а англичане оказываются самыми что ни на есть хулиганами. И оказывается, что уровень культуры...

Не мешает?

Не мешает... Понимаете, толпа -- это эволюционная регрессия, когда оживают самые низшие слои вашей психики. Чем глубже мы уходим в историю, тем меньше различия между культурами. И тем меньше различий нужно для того, чтобы возбудить взаимную ненависть. Поэтому и сейчас в состоянии аффекта различия между толпами русских, африканцев, французов или китайцев стремятся к нулю. Если уж озверевшие якобинцы в «гуманной» Франции ловили беременных аристократок, вырезали плод из чрева, нанизывали на штыки и расхаживали по Парижу... Даже большевики, кажется, до такого не додумались.

Кстати, много ситуаций, связанных с толпой, описано в раннехристианской литературе и в Библии. Когда Иисус Христос выгоняет из храма менял, то это типичное поведение агрессивной толпы. Это то же самое, что делают сейчас на рынках. Но это одухотворено идеей и облагорожено тем, что это Библия. Ранние христиане, по описаниям, устраивали такие вакханалии агрессивной толпы... В Италии существуют статуи, побитые камнями, разрушенные храмы. А женщина-философ Гипатия, которую разорвали на части христианские толпы... Все это описывалось с самых давних времен. Вообще все, что сейчас считается патологией, было вполне нормативным в какие-то другие, ранние эпохи. Например, законы преступного мира, лагеря -- это воспроизведение тех законов и норм, которые существовали в первобытных и средневековых обществах. Было вполне нормально грабить слабых. Рэкет! И тип мышления преступника -- это поздний аналог тех типов мышления, мировосприятия, которые были характерны для других эпох. Есть специальные, очень яркие сопоставительные исследования этнографов и криминалистов. Толпа -- это тот же феномен. Толпой очень легко манипулировать. Ею управлять намного проще, чем, скажем, группой. Ниже критичность, нужны более простые приемы, но этим приемам тоже нужно учиться. Иллюзия неуправляемости толпы возникает тогда, когда мы пытаемся подойти к толпе как к группе. Увещевать, пропагандировать. Я знаю трагические случаи, когда шла толпа бить каких-то политических деятелей, а те говорили: но мы же за народ, мы с вами! Их убивали. Потому что если группа деградировала в толпу, то не время пропагандировать, тут нужны другие приемы.

В России этим приемам учат?

Мы этому обучали африканцев, латиноамериканцев, азиатов, европейцев. Наших не обучали. Однако в России тоже есть люди, которые этим занимаются.

Где ж они? Я позвонила в ГУВД Москвы, задала вопрос о методах воздействия на толпу, а они мне сказали: девушка, с толпой невозможно работать! Она же иррациональна! Только водометы!

Очень плохо, что они так думают. Водометы могут иногда помочь, но своевременно включенная музыка определенного ритма может сработать лучше.

После событий на Манежной появилось много пугающих публикаций. Неужели действительно кто-то специально организовал тот «футбольный» погром?

После этих событий мне стали звонить журналисты: «Это была провокация?» Я им говорю -- нет, я не вижу признаков провокации. Было настроение агрессии, фрустрация, провокационный ролик... Я не думаю, что его запустили нарочно. Обычно версии со злодеями я рассматриваю в последнюю очередь. И в личных, и в социальных несчастьях чаще всего виновата глупость, а не злодейство... Так вот, когда агрессия нарастает, человек начинает искать врага. Японца на худой конец или негра. Это стихийное поведение. Кстати, за теми, кто бил витрины, как мне рассказывали, шли вполне благопристойные пенсионеры, смеялись и говорили: так вам и надо, буржуям.

Но журналисты очень любят манихейскую схему -- это когда любое зло имеет свой источник. Если я заболел, значит, кто-то меня проклял или сглазил. Это исходное, примитивное человеческое мышление. Манихеи спорили с блаженным Августином: имеет ли зло свой источник и всякое ли зло имеет своим источником происки дьявола. Вспомните ужасы позднего Средневековья, когда все несчастья объясняли происками ведьм и топили молодых и красивых женщин. Кстати, вы знаете, почему в России больше красивых женщин, чем в Западной Европе?

Что, не успели утопить?

В России ведьмами считали старух. А в Европе это было и у протестантов, и у католиков. Кто виноват, что идет эпидемия? Бог гневается, потому что рядом живет красивая кокетливая женщина, а мы это терпим, вместо того чтобы думать о Боге. Иудеев закапывали живьем, потом начали убивать врачей, которые говорили: идет эпидемия, не надо целовать крест. Ну, ученых погибли хоть единицы, а девочек красивых мочили сплошь... Так вот это обычная история -- найти виноватого.

Беседовала Анастасия НАРЫШКИНА


Бывает, адекватные по отдельности люди, собираясь на стадионах или рок концертах, начинают вести себя совершенно непредсказуемо. Психолог Татьяна Подольская решила выяснить, почему в неорганизованной толпе любой из нас может потерять не только голову, но и человеческий облик.

Простая задачка: вы с друзьями в ночном клубе, это большое заведение, много людей, все веселятся и отдыхают. Вдруг издалека доносится крик: «Пожар!» Каковы ваши действия? Пока вы думаете, я объясню, что в реальных условиях у вас не будет возможности думать.
Отсутствие информации всегда порождает неуверенность и импульс к действиям. Поэтому вы начнете бежать. Куда? Тут сработает стадный инстинкт - вы устремитесь за толпой, поддавшись массовой панике. Я уже слышу ваши возражения: мол, каждый может решать сам, как себя вести. Верно, если только он не в толпе: там жизнь подчиняется своим законам, и даже самый образованный, мудрый и здравомыслящий человек достаточно легко становится лишь песчинкой, которую несет по ветру.

Что надо знать, чтобы не пострадать во время такого урагана? Психологи уже давно изучают феномены, которые возникают в местах большого скопления людей, и выделяют ряд механизмов, бессознательно влияющих на наше поведение, а также дают некоторые рекомендации, как этого воздействия можно избежать.

Осторожно: заразно!
Эффект заражения наиболее распространенный. Этот феномен был известен на самых ранних этапах человеческой цивилизации, когда наши предки впадали в экстаз во время ритуальных обрядов, устраивали заварушки на трибунах гладиаторских арен и спортивных состязаний. В наше время мало что поменялось. Религия, спорт, политика остаются доминирующими триггерами возникновения массовых беспорядков. Американские проповедники - яркий пример ходячей «заразы». Они искусно умеют передавать многотысячной толпе нужные эмоции или психический настрой. Да что далеко
ходить, вспомните повальные «добровольные» денежные вклады народа в МММ! Вы думаете, что аплодисменты, песни и пляски на таких мероприятиях для красоты? Никак нет.

Все направлено на сплочение разума прихожан с целью осуществления дальнейших поборов или чего-то еще. Заразить одного человека намного сложнее, чем заразить группу людей, в которой действует эффект многократного взаимного усиления эмоций. Благодаря такой цепной реакции, часто не понимая почему, мы активно действуем синхронно с толпой. Формула проста: страсти возрастают прямо пропорционально величине аудитории и энергетике вождя. Без паники!
Особой ситуацией, которая влияет на адекватность нашего поведения, является паника. Она получила такое название в честь греческого бога Пана, который одним своим гневом отправлял стада овец в пропасть или мог наслать огонь по несущественной причине. Паника – это сильное эмоциональное состояние, которое возникает при дефиците или переизбытке информации о какой-то непонятной, пугающей новости. Классический пример возникновения массовой паники зафиксирован в США в 1938 году. Радиокомпания Эн-би-си транслировала передачу по книге Герберта Уэллса «Война миров». По официальным данным, около 1 млн 200 тыс. радиослушателей различного возраста и социального положения пережили состояние, близкое к массовому психозу, поверив во вторжение марсиан на Землю. Хотя диктор трижды повторял, что это радиопередача, 400 тыс. американцев заявили, что лично видели гуманоидов.

Навострили уши
Часто предвестником паники выступают слухи - всемирно известное ББС (баба бабе сказала), гордо именуемое в наше время вирусным маркетингом. Ну это как если бы сейчас вам позвонила подруга и сказала, что в магазине Chanel скидка на обувь и сумки - 90%! Человеческая природа такова: если что-то не известно, но жизненно важно – мы найдем, а, возможно, и придумаем интересующую информацию. Обычная ситуация: муж задерживается на работе и не берет трубку. Сколько вариантов возникает в вашей голове?
Подруга недавно что-то говорила о том, что видела его на бизнес-ланче с высокой брюнеткой... и понеслось! Как ни странно, передача слухов помогает нам снизить собственное эмоциональное напряжение, разделить свой страх, неуверенность и волнение. Где есть место слухам, нет времени для размышлений - только эмоции. Психологи считают, что для возникновения слухов необходима угрожающая ситуация, а сама новость должна быть непонятной и не поддающейся проверке. Профессиональные создатели «уток» знают, что для максимальной эффективности «информация» должна отвечать ряду требований: лаконичность, эмоциональность, цифры преувеличены, катастрофа неизбежна, а главное - чем больше повторений, тем лучше. Мировой слух, заполонивший сознание миллиардов людей - конец света 2012. Первоклассная страшилка!
Как говорил мой преподаватель, люди боятся не смерти, а агонии. Для многих, благодаря слухам, агония апокалипсиса уже пару лет как реальность.

Нынче в моде
Вы подумаете, что это какая-то ошибка, и будете неправы. В любом учебнике по социальной психологии вы найдете такой механизм влияния, как мода. Хорошо всем известный пример из современного искусства - черепа, так удачно растиражированные художником Дэмеаном Херстом: они нравятся далеко не всем, и все же смело заполонили нашу жизнь, появившись на футболках, сумках, чехлах для техники и множестве других предметов обихода. Мода возникает под влиянием настроений, увлечений и вкусов, молниеносно заполоняя наше сознание и так же стремительно его покидая в определенный момент. Неверно воспринимать моду лишь как определенные тенденции
в одежде, быту, элементах внешнего вида. Если мы слепо следуем тенденциям, наше поведение становится шаблонным и предсказуемым. Благодаря этому мода «избавляет» нас от психологической проблемы выбора индивидуальной стратегии поведения. Не нужно стремиться к собственной жизни - выбирай из предложенных вариантов, уподобившись массе других «слепых» почитателей.

Сеанс гипноза
Внушение, в отличие от остальных механизмов, является всегда целенаправленным воздействием. Предполагается, что люди, принимающие информацию от суггестора (злостного внушателя), не способны ее критически оценить по причине своей простоты и доверчивости. Бабушка моего друга после нескольких видеосеансов Кашпировского отправилась к стоматологу и без анестезии удалила два зуба. Старушке простительно, но ведь с годами наивных жертв телемагазинов, финансовых пирамид и сомнительных акций, к сожалению, не становится меньше. Возникает вопрос: все ли одинаково поддаются внушению? Благодатной почвой являются закрытые группы, будь то семья или политическая партия, и именно общность идей создает в них стадность понятия «мы». Психологи отмечают особые характеристики у легко внушаемых людей: дети и старики более доверчивы, чем взрослые, физически ослабленный и утомленный человек легче принимает на веру информацию.

Выпишите рецепт!
Что же делать? Не ходить в аквапарки, на концерты и выставки? Нет, это, пожалуй, крайние меры. С некоторыми из механизмов действительно сложно совладать - например, противостоять панике на борту самолета. Но в большинстве случаев взять себя в руки достаточно просто - благодаря паре советов ниже.

1 - Знать меру!
Если вы сложно отказываете другим и верите «профи из рекламы», значит склонны поддаваться психологическому влиянию. Поэтому посещайте сомнительные мероприятия в компании скептично настроенного друга.

2 - В случае когда во время концерта соседи призывают забросать артиста гнилыми помидорами, не действуйте импульсивно. Хотя бы потому, что чужое решение не всегда самое лучшее. Постарайтесь выйти из толпы. И многие из эффектов автоматически потеряют свою силу и магию!

Толпа, с точки зрения психологии, представляет собой изначально неорганизованную (либо потерявшую организованность) массу людей, которая не имеет осознанных общих целей и обычно находится в состоянии эмоционального возбуждения.

Толпа возникает в местах скопления людей при стихийных бедствиях, массовых зрелищах, празднованиях, протестных или транспортных скоплениях. Психология толпы сложна и полна загадок.

Толпа может характеризоваться различной степенью активности и уровнем эмоционального возбуждения. Психология толпы зависит от характера образовавшейся группы людей. К примеру, толпа может быть активной (скопление агрессивно настроенных людей, склонных к жестокости, насилию и разрушительным действиям; скопление спасающихся людей, объятых паникой). Запайная литература выделяют демонстрирующий (собрание людей, выражающих протест). Толпа может быть пассивной, когда ей не свойственен эмоциональных компонент (толпа зевак).

Психология толпы характеризуется такими особенностями, которые влияют на поведение входящих в нее индивидов. Это анонимность (люди, примкнувшие к толпе, уверены, что их действия останутся никем незамеченными, отсюда появляется ощущение бесконтрольности и безответственности); однородность (когда все психические проявления индивидов уравниваются до одного общего уровня и люди бездумно поддаются воздействию призывов и лозунгов); внушаемость (это существенное и весомое свойство толпы, которое объясняет непредсказуемость ее действий и совершение людьми действий, которые могут абсолютно противоречить их сознанию и характеру).

В толпе большое значение имеют распространяющиеся слухи, которые способствуют стихийной организации действий людей. Психическое заражение передается от одних людей другим моментально. Психология толпы это называет действием закона психологического единства толпы (теория Г.Лебона).

Иррациональность в толпе и высокая эмоциональная напряженность являются результатом всех ее прочих действий. Человек, вовлеченный в толпу, фактически теряет личность, индивидуальность, превращается в ее конформного участника, способного на любые поступки. Однако не все люди подвержены такому. Все зависит от уровня психической и нравственной зрелости человека.

Изучение психологии толпы затрудняется многими факторами. Это и внезапность, с которой формируются толпы, и непредсказуемость нестабильность количественных и качественных характеристик толпы, агрессивный характер и эмоциональная напряженность людей. Все эти особенности мешают проведению спланированных исследований. Собирать данные можно лишь путем опросов участников скоплений людей или очевидцев событий.

Психология малых групп гораздо более понятна, поскольку ее проще изучить.

Малые группы - это объединения людей, которых связывают общие интересы и взаимодействие на основе общих целей. Именно на и проводится большинство эмпирических исследований в психологии. Это объясняется тем, что большая часть жизни людей проходи в малых группах (семье, компании друзей, учебных и рабочих коллективах, соседских группах и т.д.).

В этих группах формируются личности, проявляются качества людей. Психология отношений в коллективе исследуется наукой с точки зрения объективных признаков малых групп, обезличенных и депсихологизированных. Группа рассматривается психологией как фактор влияния на индивида, его поведение, особенности его и процессов.

Малые группы удобно изучать в лабораторных экспериментальных условиях. Для этого создаются искусственные лабораторные группы с прямой целью изучения их определенных свойств. Исследовать психологию толпы аналогичными способами не представляется возможным, что и создает главные препятствия и сложности в процессе исследования этой проблемы.

Содержание статьи:

Психология толпы - это отдельная ветвь психологии, изучающая поведенческие реакции групп людей и отдельного индивидуума в их составе. История знает немало примеров, насколько опасной и непредсказуемой может быть толпа, и в отношении государственного строя, и в отношении отдельно взятых людей. А искусство управления большими массами считается высшим пилотажем у политиков.

Понятие толпы в психологии

Психология дает следующее определение понятию: «толпа» - это неорганизованное, бесструктурное скопление людей, которых объединяют один объект внимания и одни чувства по отношению к нему. Отличительной особенностью такого скопления является отсутствие (или потеря) четкой, осознанной общей цели.

Классическая толпа в социальной психологии - скопление людей во время военных учений, стихийных бедствий, акций протеста, зрелищ массового характера или транспортных перипетий.

Каждый из нас хоть раз в жизни наблюдал за поведением толпы или был ее участником. И в первом, и во втором случае не заметить «эффект толпы» невозможно. Он заключается в том, что люди, попавшие в нее, «заражаются» общим настроением и поведенческими реакциями. Часто даже в ущерб своим желаниям и принципам. Человек буквально вливается в толпу, становясь с ней единым целым.

В зависимости от царящих внутри нее настроений, она может быть очень непредсказуемой и опасной в плане разрушений и травматизации. Поэтому контролировать такие скопления людей очень сложно.

Природа образования толпы позволяет определить ее состав, в который входят:

  • Зачинщики (ядро толпы) - люди, в задачу которых входит сформировать толпу, правильно настроить и использовать в определенных целях.
  • Участники толпы - люди, которые влились в нее и активно участвуют в ее действиях. При этом попасть под влияние большого скопления людей могут как внушаемые люди и люди с обостренным чувством справедливости (сочувствия), так и простые обыватели или праздно шатающиеся. Последние особо активного участия в движениях толпы не проявляют, но при этом способствуют массовости. Наиболее опасными являются люди, которых привлекает толпа только из возможности выплеснуть свою агрессию и негативную энергию.

Интересно! Сам термин «толпа» стал частью социальной психологии именно в такой неспокойный период массовых революционных волнений народа конца ХІХ - начала ХХ века. Поэтому поначалу имел весьма ограниченное определение плохо организованных выступлений пролетариата против эксплуататоров.

Механизм и этапы формирования толпы


Изучая природу скоплений людей, психология поведения толпы выделила 2 главных механизма ее формирования: нарастающее однонаправленное «заражение» эмоционального характера (циркулярная реакция) и слухи. А сам процесс формирования разделила на несколько этапов.

Основные этапы формирования толпы:

  1. Образование ядра толпы . Несмотря на то, что стихийность - отличительная черта толпы, она все же неспособна сформироваться без некоего ядра, центра. В качестве такого ядра могут выступать люди (зачинщики), которые вполне осознают свои действия и преследуют определенные цели, или происшествие (событие). Далее вступает в игру обычное человеческое любопытство, которое притягивает к ядру все больше и больше людей. Людей самых разных возрастов, принципов, темпераментов. Заинтересовавшись происходящим, человек сливается с толпой, чтобы удовлетворить свой интерес. При этом каждое новое «вливание» эмоций подогревает уже создавшийся эмоциональный заряд. То есть срабатывает уже упомянутый выше механизм - циркулярная реакция. Такое «обрастание» центра толпы происходит стихийно, лавинообразно.
  2. Процесс кружения . Внутри образовавшейся толпы нарастает эмоциональное напряжение. На его фоне начинается обострение восприимчивости к информации. Благодаря продолжающейся циркулярной реакции растет и возбуждение - цикл замыкается. У людей проявляется коллективная готовность сразу среагировать на любую поступающую информацию.
  3. Появление нового объекта внимания . Именно разговоры, слухи и сплетни, разогретые накалом чувств, сменяют первоначальную причину - ядро образования толпы. На его место приходит образ, созданный самими участниками «сборища». Он приемлем для всех, объединяет, фокусирует и завладевает чувствами. Он дает ориентацию и направление к действию.
  4. Активизация индивидов через возбуждение . Неизменно растущее внутри толпы напряжение требует разрядки. Этого можно добиться за счет дополнительного стимулирования ее участников путем внушения, подогревания воображения в отношении избранного объекта внимания. Такие действия приводят к тому, что люди приступают к конкретным действиям. Не всегда безопасным и логичным. Подкинуть искру в огонь могут лидер или те же зачинщики, которые могут использовать толпу для определенных целей.

Важно! Уже сформировавшаяся толпа может стать очень опасным оружием в руках агрессивно настроенных людей. Последствия «работы» такой толпы могут носить разрушительный неуправляемый характер. Остановить такую «стихию» чрезвычайно сложно.

Основные виды толпы в психологии


Классификация разновидностей стихийного скопления людей включает несколько направлений в зависимости от того, что взято за основу разделения.

Основные виды толпы в психологии по признаку управляемости:

  • Стихийная. Ее формирование и проявления не связаны с каким-либо видом организации и управления.
  • Ведомая. Сформирована и направляемая (с самого начала или впоследствии развития событий) лидером, то есть конкретным человеком.
Виды толпы по поведенческим реакциям ее участников:
  1. Окказиональная. В основе ее образования лежит любопытство к определенному происшествию, событию, возникшему спонтанно, неожиданно. Это может быть авария, несчастный случай, пожар, драка, стихийное бедствие и т.п.
  2. Конвенциональная. Формируется благодаря интересу к определенному событию массового характера (спортивному мероприятию, зрелищу и т.д.). Причем это событие не носит спонтанного характера: оно заранее объявленное, то есть известное и ожидаемое. Такая толпа относительно управляема, поскольку способна действовать в рамках норм поведения. Однако такое подчинение носит временный характер, а сами рамки поведения могут быть достаточно расплывчатыми.
  3. Экспрессивная. По механизму формирования очень схожа с конвенциональной, то есть людей в ней сплачивает общность отношения к определенному событию или происшествию (возмущение, протест, осуждение, радость, энтузиазм). Имеет подвид, получивший название «экстатическая толпа». Это крайняя степень, когда эмоциональное отношение к событию перерастает в общий экстаз. Чаще всего это происходит во время карнавалов, религиозных ритуалов, концертов, когда ритмически нарастающее заражение доводит толпу до всеобщего транса, эйфории.
  4. Действующая. Формируется на базе эмоциональной общности, готова к конкретным действиям или уже производящая их.
Действующая толпа в свою очередь подразделяется на следующие подвиды:
  • Агрессивная. Участников такого сборища людей объединяет агрессия, направленная на конкретный объект. Это может быть проявлением ненависти к определенному человеку (суд Линча) или определенному движению, структуре (политическим, религиозным). Результатом такой «сходки» чаще всего являются акты вандализма, избиения.
  • Паническая. В этом случае людей сплачивают массовые панические настроения, заставляющие их спасаться от опасности. Причем паника может быть как обоснованной, с реальной опасностью, так и мнимой, когда опасность носит воображаемый характер.
  • Стяжательная. «Клеем» такой толпы является хаотичная борьба за определенные материальные ценности. В качестве таких объектов конфликта могут выступать продукты питания и товары (ажиотаж во время скидок или дефицита, разгром складов), деньги (при банкротстве банков), места в общественном транспорте. Такой вид поведения людей в толпе может проявляться во время террактов, крупных катастроф, стихийных бедствий.
  • Повстанческая. В толпе этого подвида люди объединены общим чувством недовольства работой властей, правительства. Если вовремя и грамотно вмешаться в стихию такой толпы, ее можно превратить в мощное оружие политической борьбы.
Неясность целей или их отсутствие, непостоянность структуры толпы определяет ее изменчивость. Благодаря этому один вид или подвид может легко и спонтанно трансформироваться в другой. Поэтому знание нюансов формирования и поведения толпы дает возможность манипулировать ею, в том числе с целью предупреждения опасных последствий.

Психологические свойства толпы


Известный всем эффект толпы психология объясняет рядом особенностей, присущих стихийному скоплению людей. Эти особенности затрагивают 4 сферы личности: когнитивную (познавательную), темпераментальную, эмоционально-волевую и моральную.

Психологические свойства толпы в когнитивной сфере:

  1. Неспособность к сознанию. Людская толпа не принимает логику и разум - она живет эмоциями. И руководят ею именно последние. Не каждый человек наедине с собой может услышать и послушаться своего разума, а, поддавшись стадному инстинкту толпы, теряет такую способность совсем. Таким образом, в людской толпе бессознательные качества берут верх над сознательными.
  2. Стимуляция воображения. Все участники толпы заражаются не только общими эмоциями, но и образами. Чрезвычайно усилившаяся восприимчивость к впечатлениям оживляет любую информацию, приходящую к толпящимся. Благодаря этому же эффекту коллективного воображения события, происходящие в зоне действия толпы, могут существенно искажаться. В том числе из-за того, как именно эти события «подаются».
  3. Образное мышление. Для больших стихийных сборищ людей характерно образное мышление, упрощенное до предела. Поэтому они не различают объективную информацию от субъективной, не воспринимают сложных идей, не спорят и не рассуждают. Все, что «живет» в толпе - навязано ей. Она не приемлет обсуждений, не рассматривает варианты или нюансы. Здесь возможны только два варианта: идея либо принимается в чистом виде, либо не принимается вообще. Причем предпочтение отдается иллюзиям и заблуждениям, а не правде и реальности.
  4. Консерватизм. Толпа чрезвычайно привязана к традициям, поэтому не принимает любых новшеств и отклонений в сторону.
  5. Высокая внушаемость и заражаемость. Еще одно свойство, присущее толпе - повышенная восприимчивость к внушению. Поэтому ей легко внушить необходимый образ, идею, которыми заражаются все ее участники.
Психологические свойства толпы в эмоционально-волевой сфере:
  • Эмоциональность. Для поведенческих свойств толпы характерен эмоциональный резонанс. Он выражается в том, что постоянный обмен эмоциями среди участников постепенно доводит общее эмоциональное состояние толпы до предела, который уже сложно сознательно контролировать.
  • Высокая чувственность. Отсутствие ответственности за свои действия в дуэте с гиперчувствительностью порождает чрезвычайно сильные импульсы, которые имеют один вектор направленности. То есть они принимаются всеми участниками толпы. Независимо от «окраски» этих импульсов - великодушные они или жестокие, героические или трусливые. Преобладают здесь простые чувства, но в крайности. При этом они настолько сильны, что побеждают не только разум и личные интересы, но и инстинкт самосохранения.
  • Экстремизм. Толпа - явление разрушающее. Она высвобождает из человека скрытые в глубине души и сдерживаемые страсти, в том числе к разрушению. Это же толкает ее отвечать яростью на любое препятствие (даже в речевой форме) на своем пути.
  • Безответственность. Это явление делает большое скопление людей чрезвычайно склонным к жестокости, особенно под воздействием подстрекателей.
  • Слабость мотивации. Несмотря на всю страстность, с которой толпа воспринимает идеи или события, ее интерес нестабилен и продолжается не долго. Поэтому настойчивая воля и рассудительность ей не характерны.
В темпераментальной сфере свойства толпы характеризуются диффузностью и непостоянностью восприятия идей и образов, а также полной готовностью быстро перейти к конкретным действиям.

В моральной сфере психологические свойства стихийного скопления людей проявляются демонстрацией возвышенных чувств (преданности, чувства справедливости, самоотверженности и т.д.) и религиозности. Последняя особенно важна, поскольку тоже предполагает беспрекословное подчинение, нетерпимость и необходимость пропаганды.

Нельзя обойти стороной и влияние толпы на каждого ее участника, в результате чего он приобретает анонимность, «безликость», возможность отдаться своим инстинктам. Он попадает во власть окружения, в том числе за счет высокой внушаемости и осознания неодолимой силы численности. Он готов пожертвовать своими принципами и личными интересами в пользу интереса толпы. Все это усиливает чувство безнаказанности и склонность к агрессии, произволу. При этом человек лишается индивидуальности, становясь частью общей массы, деградируя поведенчески и интеллектуально.

Способы управления толпой


Поведение неорганизованных массовых скоплений людей может зависеть от многих факторов: идеологических влияний и их подачи, психологического состояния «толпящихся», скорости и направленности развития событий. Общность чувств, умноженная на резонирующие эмоции и реактивную готовность действовать, создает благодатную почву для паники.

Результатом такого «коктейля» могут быть очень трагические события. Поэтому психология толпы выделяет несколько опасных в плане панических настроений факторов. К ним относятся: суеверие, иллюзия и предрассудки. Все эти явления присущи многим из нас и в состоянии изолированности от общества, но в толпе усиливаются многократно. Поэтому они способны привести к массовому психозу.

Несмотря на то, что толпа изначально стихийна и неуправляема, в конце концов она все равно стремится к подчинению. При этом лидер, которому она будет внимать, может быть выбран стихийно или взять власть в свои руки самостоятельно. И для нее такие нюансы совершенно не важны - она будет подчиняться любому из них. Подчиняться инстинктивно, слепо и беспрекословно. Толпа не приемлет слабую власть, но преклоняется перед сильной. Она готова терпеть даже жесткое управление. Более того, именно деспотичная власть является наиболее эффективным рычагом управления толпой.

Умения и навыки, которыми должен обладать лидер толпы:

  1. Идейность . Главная задача «вожака стаи» - создать идею и пустить ее «в массы». Неважно, какую именно. Поэтому чаще всего на пьедестал выбиваются психически неуравновешенные люди, чьи убеждения и цели невозможно оспорить или опровергнуть. Даже в случае полной нелепости или абсурда.
  2. Деятельность . Есть еще одна черта, отличающая «героев» от остальной массы толпящихся - действие. Они не размышляют, а действуют. Причем чаще встречаются лидеры, сила воли и энергичность которых имеет преходящий характер. Гораздо реже толпой управляют люди, у которых эти качества присутствуют постоянно.
  3. Обаяние . Еще одно качество, без которого невозможно возглавить толпу - обаяние. В его основании могут быть восхищение или страх, личное обаяние или специальные психологические методики, успешность или опыт в определенной области, близкой к интересу толпы. В любом случае она должна слушать своего лидера и внимать.
  4. Знание приемов управления толпой . Большинство людей, которые оказываются на верхушке власти над толпой, интуитивно понимает, что нужно сделать несколько последовательных шагов. Сначала стоит внедриться в нее и понять, чем она «дышит», слиться с ней и убедить, что дышишь с ней одним воздухом, а потом подсыпать ей «огня» в виде возбуждающих ее образов. В идеале же, чтобы управлять толпой, нужно знать особенности ее формирования и основные свойства.
  5. Использование сильных выражений . Толпа понимает и принимает только силу, поэтому разговаривать с ней следует сильными, прямыми, громкими фразами. Преувеличения, повторения, резкие утверждения здесь просто необходимы. Причем чем больше повторять утверждение в той же словоформе, тем прочнее оно врезается в умы слушателей и воспринимается уже как непреложная истина.
Примечательно, что в большинстве случаев толпа имеет двойственное управление: с одной стороны она управляется лидером, с другой - силовыми структурами. Соответственно и задачи у них противоположные: лидер стремится сформировать толпу и использовать ее в действии, органы правопорядка - привести ее участников «в чувство» и расформировать.

Наиболее эффективными приемами инактивировать толпу являются:

  • Отвлечение внимания толпящихся на другие цели, события, идеи . Такое разобщение интересов приводит к разобщению и в толпе. Она распадается.
  • «Обезглавливание» толпы . Захват или изоляция лидера лишает толпу идеи, которая ее объединяла. И если на его место сразу не придет другой вожак, она превратится в простое сборище народа. Не устойчивое и ничем не связанное.
  • Пробуждение разума у участников толпы . Главная задача - напомнить участникам толпы о чувстве ответственности, сбросить пелену внушения и анонимности. Это можно сделать несколькими способами. К примеру, объявить о том, что ведется видеосъемка происходящего или конкретно обратиться к участникам по фамилии, имени и отчеству (можно выбрать наиболее распространенные в данной местности данные).
Что такое толпа в психологии - смотрите на видео:


Как видите, толпа может значительно влиять как на участников, так и на социальные и политические процессы в целом. Поэтому основы ее формирования и поведения желательно знать не только политикам, но и простым гражданам, которые в любой момент могут стать ее частью.