Какие реки символизируют ростральные колонны. Внешние характеристики творения Ж. де Томона. Интересные факты о ростральных колоннах

Тома-де-Томон Ж., Суханов С.

Ростральные колонны являются неотъемлемой частью ансамбля стрелки Васильевского острова . Построены они по проекту архитектора Тома де Томона одновременно со зданием Биржи в 1805-1810 годах.

На стволах колонн укреплены металлические изображения ростр - носовых частей кораблей. Отсюда и их название, так как нос корабля моряки называли латинским словом "рострум", что переводится как "клюв". Такой обитый металлом "клюв" во время морских битв использовался для тарана противника. Впоследствии, ещё в древнем Риме, рострами украшались триумфальные колонны в честь морских побед.

При работе над архитектурным ансамблем стрелки Тома де Томон создал несколько разных вариантов её образа. От проекта к проекту менялись масштаб и декоративное оформление Ростральных колонн. В поиске лучшего решения французу помогал русский зодчий А. Д. Захаров . Он советовал: "Ростральные колонны или маяки по конфирмованному масштабу выстроены быть не могут, потому что лестницы в них будут так тесны, что и человек по оным лезть будет не в состоянии, а стены их будут тонки и непрочны; если же их будет угодно выстроить, то непременно надобно сделать по большему масштабу ". [Цит. по: 3, с. 22, 23]

Для создания скульптурного убранства Ростральных колонн "Комиссия по построению биржевого здания и обложению невского берега камнем" обратилась в Академию художеств. Её совет решил поручить этот заказ скульпторам В. И. Демут-Малиновскому, С. С. Пименову, А. С. Анисимову, И. А. Кащенкову, И. И. Воротиловау, И. И. Теребенёву, П. П. Соколову, М. П. Александрову и И. М. Моисееву. Однако, Комиссия посчитала запрошенную ими цену слишком большой. Заказ был выставлен на торги. Желающие исполнить работу за меньшие деньги нашлись. Согласно финансовым отчётам Комиссии авторами аллегорических фигур у Ростральных колонн стали И. Камберлен и Ж. Тибо. Производством якорей и ростр занимались кузнецы Шапов, Васильев и Корольков.

Кирпичная кладка Ростральных колонн и каменотёсные работы были выполнены артелью мастера С. К. Суханова.

Четыре фигуры у подножия Ростральных колонн высечены из пудостского камня. Первоначально Тома де Томоном предполагалось разместить здесь скульптуры из чугуна, но для такой сложной работы не нашлось исполнителей. В 1809 году было принято решение о создании скульптур из камня, что было сделано в 1809-1813 годах. Фигуры принято считать аллегориями русских рек: Волга и Днепр у северной Ростральной колонны, Волхов и Нева у южной. Однако, у двух статуй отсутствуют атрибуты рек (сосуды с льющейся водой), что позволяет спорить о действительной интерпретации скульптур. Фигура Днепра выполнена мастером из Антверпена Камберленом. Остальные три - французом Ф. Тибо.

Считается, что изначально Ростральные колонны, высотой в 32 метра, служили маяками для кораблей, идущих в находящийся когда-то рядом торговый порт. В чашу на вершине наливали смолу и поджигали её. Некоторые историки подвергают это сомнению. Ведь маяки обычно ставят на берегу моря, океана. У реки - весьма редко. И уж тем более не очевидна необходимость маяков в центре большого города. Возможно, Ростральные колонны, как и сейчас, всегда являлись лишь триумфальными колоннами, а факел их горел только по праздникам.

Украшения Ростральных колонн значительно пострадали во время Великой Отечественной войны. Они были пробиты осколками бомб и снарядов и сплошь проржавели. В 1947-1948 годах их заменили дубликатами из медных патинированных листов. Тогда были заменены в том числе четырёхугольные площадки, на которых покоятся чаши-светильники. Восстановлением скульптурных групп у Ростральных колонн руководил скульптор И. В. Крестовский.

В 1957 году к горелкам Ростральных колонн был проведён газ.

Ни одна экскурсия по главным достопримечательностям Санкт-Петербурга не обходит стороной Ростральные колонны - своеобразный символ морских побед России. Огромное количество желающих взглянуть на эти чудо-скульптуры съезжаются сюда в дни Алых парусов и белых ночей.

История и особенности колонн

Для завершенности ансамбля при оформлении стрелки Васильевского острова архитектором Томом де Томоном в 1810 году были спроектированы и построены две ростральные колонны. В XIX веке они служили в качестве фонарей для освещения порта Санкт-Петербурга.

У подножия обе колонны украшены 4 огромными фигурами – 2 мужчин и 2 женщин. Считаете, что они символизируют реки Волхов, Неву, Днепр и Волгу. Внешняя часть памятников украшена носами – рострами кораблей. Внутри каждой колонны находится лестница, ведущая к смотровой площадке на самом верху статуй. До 1896 года здесь была расположена специальная чаша с конопляным маслом, которая при поджигании давала огненный столб, благодаря чему корабли в ночное время находили путь в порт.


После подведения к сооружениям электричества чаши с маслом заменили электролампочками, но из-за соображений экономии и они долго не послужили. В 1957 году к колоннам подвели газ и до сегодняшнего дня в при праздновании торжественных событий огненные столбы Ростральных колонн освещают центральную часть города.

Интересные факты о ростральных колоннах

За всю свою историю колонны подвергались разрушениям, их реставрировали, а моментами даже забывали. Вот какие факты известны об этих громадных морских символах города:

  • Кирпичная кладка и все работы, связанные с камнем, проводились не всемирно известными скульпторами, а простым выходцем из народа – мастером С. К. Сухановым.
  • Большинство людей, знающих о существовании колонн, считают, что поначалу они служили маяками. Этот миф развеивают многие историки, ведь маяки на берегах рек не устанавливают.
  • В 1999 году завершилась последняя реставрация Ростральных колонн. Занимались их восстановлением мастера из Эрмитажа.
  • В дни белых ночей и Алых парусов сотни горожан и приезжих туристов собираются на Дворцовой площади около колонн и выпускают в небо тысячи разноцветных шаров.


Во время пеших экскурсий городом туристы не могут обойти стороной яркие архитектурные творения. Каждый желает сфотографироваться у ног скульптур.

comments powered by HyperComments

На Стрелке Васильевского острова особенно оживленно в праздничные вечера. Огромные газовые факелы, ярко полыхающие на Ростральных колоннах, освещают радостные лица гуляющих, бросают мерцающие отблески на здания по берегам. В такие вечера Стрелка представляет поистине чарующее зрелище, а языки пламени над Ростральными колоннами словно возвращают к тем временам, когда здесь в XVIII - начале XIX века располагался петербургский порт.

К первой трети XIX века относится превращение Стрелки в один из замечательных архитектурных ансамблей города. Авторы проекта - Тома де Томон и Андреян Захаров.

Несколько отступя от берега, на Стрелке возвышается здание б. Биржи - прямоугольное в плане, приподнятое на высокий цоколь и окруженное торжественной колоннадой. По сторонам строго симметрично расположены более скромные здания бывших складов - пакгаузы, а перед ними, ближе к берегу - две Ростральные колонны, служившие маяками.

Много десятилетий прошло с тех пор, как порт переместился на побережье Финского залива, и, пожалуй, почти забыты времена, когда Стрелка была оживленным местом торговли, а здание Биржи - центром финансовых операций купцов. Однако скульптура, оформляющая старые портовые сооружения, исполненная на темы, связанные с торговлей и мореходством, сохраняет память о былой роли Стрелки. Воедино слиты в этом ансамбле архитектура и скульптура, не только украшающая здания, но и конкретизирующая назначение сооружений, позволяющая осмыслить эпоху, в которую они создавались.


"Нептун с реками Невой и Волховом". Группа на здании б. Биржи

Здание Биржи со стороны Невы и Менделеевской линии оформлено двумя скульптурными группами, расположенными над колоннадой.

В центре композиции, обращенной к Неве, бог моря Нептун с короной на голове и трезубцем в левой руке; правой, вытянутой вперед, он словно указывает на широкий речной простор, приветствуя приходящие корабли. Он восседает на колеснице, в которую впряжена четверка морских коней. По сторонам от него - фигуры женщины и старца: они сидят, опершись на наклоненные сосуды, из которых струится вода. Вероятно, это символические изображения Невы и Волхова - рек, по которым в древности проходили основные торговые пути стран северо-запада. Группа отличается четкостью и законченностью композиции, мастерством исполнения.

В центре второй скульптурной группы - фигура женщины, о наименовании которой существуют различные версии: одни утверждают, что это - Навигация, другие - богиня морей, супруга Нептуна, Амфитрита. На голове у нее корона в виде башни с зубчатыми стенами. По сторонам помещены две женские фигуры, олицетворяющие реки, и статуя Меркурия - бога торговли. В отличие от первой, эта группа более измельчена и схематична. Предполагают, что первая группа была исполнена И. П. Прокофьевым, вторая - Ф. Ф. Щедриным. Обе композиции выполнены из пудостского камня-мягкой, легко поддающейся обработке породы, затвердевающей на воздухе до прочности обожженного кирпича. (Добыча пудостского камня производилась в деревне Пудость, недалеко от Гатчины - отсюда и его название.)

В полной тематической и композиционной согласованности со скульптурой на здании Биржи выполнена и скульптура Ростральных колонн. Стволы колонн украшают "ростры" - фигурные выступы, напоминающие изображение носовой части старинного корабля (поэтому колонны называются Ростральные). У подножья каждой колонны на ступенчатом цоколе расположены статуи старика и женщины. Старик правой рукой сжимает рулевое весло, а левая покоится на сосуде, из которого струится вода. Примерно в той же позе сидит старик у второй колонны, левой рукой он властно опирается на лот. Обе женщины изображены с мореходными атрибутами; одна из них держит еще и рог изобилия, наполненный фруктами. Скульптура выполнена из пудостского камня. Рассчитанная на обзор издалека, вблизи она кажется массивной и несколько грубоватой по исполнению.

Как и по поводу скульптурных групп на здании Биржи, в определении наименования фигур у подножия Ростральных колонн также отсутствует единство мнений. Предполагают, что эта скульптура символизирует реки России - Волгу, Днепр, Волхов и Неву, тем самым тематически согласуясь со скульптурным оформлением Биржи. Не установлены до сих пор и авторы - создатели скульптур у Ростральных колонн. Известно только, что высекал их из камня Самсон Суханов.

Скульптурное оформление сооружений на Стрелке Васильевского острова, идейно и композиционно связанное со всем архитектурным ансамблем, повествует о славных страницах истории России - крупнейшей морской державы.

Совершил прорыв в архитектуре Европы. Он превратил в площадь водное пространство, замкнув таким образом главный петербургский треугольник, вершиной которого стали Петропавловская крепость, Зимний дворец, ростральные колонны и Биржа.

Начало застройки

Петр Великий, остерегаясь нападения с моря, в начале XVIII столетия распорядился заложить морской порт для купеческих кораблей на Васильевском острове, а не на берегу Финского залива. Царский указ был исполнен в 1710 году. Однако уже к концу века стало очевидно, что порт нуждается в расширении.

Округлые очертания мыса Васильевского острова, самого крупного в дельте Невы, получили название «стрелки». В начале XIX столетия здесь не было ничего, кроме заливной пустоши. На том месте, где сегодня располагается здание Биржи, находилось болото, а на месте нынешних ростральных колонн и вовсе плескались воды Невы.

С мыслью о торговле

Когда архитектор де Томон приступил к застройке острова, он поднял берег и выдвинул его вперед более чем на 100 метров. Таким образом, вся архитектурная композиция получила завершенность. Однако французский зодчий преследовал не только эстетическую цель.

Главной его заботой было строительство удобного порта на Васильевском острове. По этой причине вся эта территория застраивалась сугубо функциональными зданиями: пакгаузами, где хранились товары, таможней, Гостиным двором, Биржей.

В первой трети XIX столетия прибытие иностранных кораблей в порт являлось настоящим событием. На набережной, где возвышались ростральные колонны, собиралось огромное количество столичных жителей, рассматривавших заморские товары. Васильевский остров был местом проведения всех торговых операций, пока в 1885 году порт не переехал на Гутуевский остров.

История создания

В ходе работ стрелка была поднята за счет подсыпки грунта, чтобы избежать затопления невскими водами. Помимо этого, реку «отодвинули» приблизительно на 100 метров.

По проекту де Томона в были включены колонны-маяки. Французский зодчий тщательно и долго работал над совершенством их пропорций. Ростральные колонны в Санкт-Петербурге на Васильевском острове установили в 1810 г. Одна из них указывала судам путь в Большую Неву, другая же служила маяком кораблям, плывшим по Малой Неве.

Все, связанные с ростральными колоннами, строительные и проектные работы контролировались советом Академии художеств, который возглавлял знаменитый архитектор Захаров. Обсуждалось все: и практическое назначение, и художественный облик, что свидетельствовало о важности этих сооружений.

Согласно первоначальному проекту де Томона, колонны-маяки были небольшого размера и располагались ближе к зданию Биржи. На этот недостаток справедливо указал ему архитектор Захаров. Позднее в проект внесли изменения, маяки обрели свою нынешнюю высоту и были установлены дальше от Биржи.

Мощные колонны с выразительным силуэтом и четкими пропорциями хорошо вырисовывались на фоне северного неба и были заметны с далеких перспектив. Маяки зажигались в туманную погоду и ночью, с этой целью они использовались до 1885 года.

Почему колонны ростральные

Еще в античные времена элементы неприятельских кораблей применялись в качестве деталей парадных сооружений. Рострумом называли переднюю часть носа судна. С латинского это переводится как «клюв». Он использовался в качестве тарана во время атаки корабля противника.

Первоначально рострами украшали трибуну ораторов, установленную на древнеримском форуме. Затем ими стали декорировать триумфальные колонны, которыми было принято отмечать морские победы. Их-то и украшали носами захваченных неприятельских кораблей.

Аналогично ростральные колонны в Санкт-Петербурге служили аллегорией торжества морского судоходства России, они символизировали могущество страны как торговой и военной державы.

Общее описание

При создании маяков де Томон использовал столпы дорического ордера, вид которых определяется сдержанностью, строгостью и отсутствием базы. Ростральные колонны в Петербурге сложены из камня и достигают в высоту 32 метров. Внутри их находится винтовая лестница, на верхней же площадке установлен металлический треножник, удерживающий чашу светильника, как это делали в античных жертвенниках.

Маяками служили горящие фитили светильников. Первоначально это были смоляные факелы, затем пробовали жечь в жаровнях конопляное масло, однако раскаленные брызги сыпались на головы прохожих. подключили к светильникам в 1896 г., но и этот метод освещения был отвергнут по причине большого расхода. Наконец, в 1957 г. в чашах светильников установили мощные газовые горелки.

С тех пор в праздничные дни зажигаются на ростральных колоннах в Питере ярко-оранжевые 7-метровые факелы. В обычные же дни - это просто известные всему миру символы Северной столицы.

Декоративное оформление

У подножия колонн находятся монументальные скульптуры. Сидящие две женские и две мужские фигуры символизируют 4 реки: Волхов, Днепр, Волгу и Неву. Статуи выполнили по моделям Жака Тибо и Жозефа Камберлена, французских скульпторов, которых хорошо знал архитектор де Томон. Первоначально он хотел, чтобы статуи были отлиты из бронзы. Однако никто не хотел браться за столь сложный проект.

В итоге их сделали из пудостского камня - мягкого и податливого при обработке, но обладающего одним недостатком: он очень легко разрушается. В конечном итоге это стало достоинством скульптур. Хотя отдельные их части временами осыпаются, но это-то как раз и придает им некую древность.

В создании триумфальных колонн-маяков принимал участие Самсон Суханов, легендарный каменотес. Он высек из камня сидящие у основания колонн фигуры. В то время Суханов сотрудничал с самыми столицы, но потом разорился и умер в полной безвестности.

Колонны также украшены рострами в память о том, как Петр Великий за выход к Балтийскому морю вел войну со Швецией целых 20 лет. Внизу находится первая пара, укрепленная таким образом, что один корабельный нос обращен к Бирже, а другой - к Неве. Эти ростры украшены фигурами крылатых русалок. Перпендикулярно первой расположена вторая пара, она декорирована морскими коньками, головой крокодила и рыбами. Третья пара декорирована головой водяного, а четвертая, самая верхняя, изображениями морских коньков.

Подводя итог

С колоннами-маяками связано несколько любопытных фактов:

  • Брэнсон Деку, посетивший Ленинград в 1931 г., запечатлел их на цветных слайдах.

  • Изображение ростральных колонн в Питере можно увидеть сегодня на 50-рублевой купюре.
  • Последняя реконструкция маяков проводилась в 1999 году.
  • В 90-е годы здесь сняли эпизод кинофильма «Белые ночи Санкт-Петербурга».

Панорама Васильевского острова с неизменными маяками кирпичного цвета нередко встречается на открытках Северной столицы. Это вполне закономерно, так как история ростральных колонн неотделима от истории Петербурга.

В ансамбль Стрелки Васильевского острова по проекту французского архитектора Ж.Ф. Тома де Томона были включены две ростральные колонны-маяки. Архитектор долго и тщательно работал над совершенством пропорций колонн. Рострумом (в переводе с латинского означает «клюв») называли нос корабля. В Древнем Риме было принято отмечать победы на море колоннами, которые украшались носами захваченных кораблей неприятеля.

Ростральные колонны появились на стрелке Васильевского острова в 1810 году. Одна из них была маяком для судов на малой Неве, другая - указывала путь в Большую Неву. Маяки зажигались ночью и в туман, и служили до 1885 года. Ростральные колонны являются памятником военно-морской славы России. Колонны, сложенные из пудожского камня, достигает высоты в тридцать два метра. Внутри колонн находится винтовая лестница. Металлический треножник, держащий чашу-светильник, находится на верхней площадке каждой колонны. Ярко-оранжевые факелы на ростральных колоннах (в 1957 году к чашам подвели газ) зажигаются в дни праздников и торжеств в Санкт-Петербурге.

Ростральные колонны украшены рострами. Внизу колонны располагается самая большая пара ростр, укрепленная так, что один нос корабля обращен к Неве, другой – к Бирже. Ростры декорированы фигурой наяды (речного божества). Вторая пара расположена перпендикулярно первой, они украшены головой крокодила, морскими коньками и рыбами. Ростры третьей пары декорированы головой водяного, а четвертая, самой верхней, - изображениями морских коньков. У подножия ростральных колонн находятся монументальные статуи: сидящие две мужские и две женские фигуры, символизирующие русские реки – Волгу, Днепр, Волхов и Неву.

Статуи были выполнены по моделям французских скульпторов И. Камберлена и Ж. Тибо, которых хорошо знал Томон. Первоначально Тома де Томон хотел, чтобы статуи рек были чугунными, но от этого замысла пришлось отказаться. Триумфальные колонны-маяки созданы при участии легендарного каменотеса С.К. Суханова, выходца из бедных крестьян Вологодской губернии. В то время он сотрудничал с лучшими архитекторами Санкт-Петербурга, но затем разорился и умер в безвестности.

Примечательно, что проектные и строительные работы, связанные с ростральными колоннами, постоянно находились под контролем Совета Академии художеств во главе с великим зодчим А.Д.Захаровым. Обсуждалось все – и практическое назначение, и художественный облик. Это говорит об огромном значении, которое придавалось этим сооружениям. Ростральные колонны, мощные по объему и выразительные по силуэту, цвету и пропорциям, четко вырисовываются на фоне неба и хорошо видны с далеких перспектив.

В ходе работ над Стрелкой Васильевского острова, она была поднята подсыпкой грунта, чтобы избежать затопления водами Невы. Кроме того, Неву «отодвинули» примерно на сто метров. В зимнее время на льду перед стрелкой собирались тысячи людей, устраивались гулянья, санные бега.