Архитектор ростральных колонн на стрелке васильевского. Ростральные колонны

Фото -

Ростральные колонны

Стрелка ВО. Биржевая пл., 4х

1805-1810 - арх. Тома де Томон Ж.-Ф.

1926-1928, 1947-1949, 1997-1998 - реставрация

Ростральные колонны - один из символов Санкт-Петербурга - являются неотъемлемой частью ансамбля Стрелки Васильевского острова. Возведены по проекту арх. Ж.-Ф. Тома де Томона одновременно с центральным зданием Биржи в 1805-1810 гг. (торжественное открытие Биржи состоялось в 1816). Две монументальные колонны дорического ордера установлены у спуска к Неве, по сторонам полукруглой площади перед зданием Биржы. Они должны были служить маяками и вместе с тем подчеркивать значение Биржевого здания как центра Петербургского порта. Ростральные колонны являются и памятником военно-морской славы России.

Для составления проекта нового облика Стрелки ВО Тома де Томону потребоваось несколько лет поисков. При работе над архитектурным ансамблем он создал несколько разных вариантов её образа. Композиционная идея центрально расположенного здания Биржи и фланкирующих его Ростральных колонн возникла уже в 1801 г. Долго и тщательно архитектор работал над выверением пропорций Ростральных колонн. В первоначальном проекте колонны носили декоративный характер, были небольшими по размерам. В дальнейшем Ростральные колонны были отодвинуты от здания Биржи, увеличен их размер, введен скульптурный декор. Окончательный проект был утвержден 26 февраля 1804 г. После утверждения проекта была создана "Комиссия по построению биржевого здания и обложеню невского берега камнем" во главе с Н. П. Румянцевым. Монументальным сооружениям ростральных колонн придавалось огромное значение. Об этом говорит тот факт, что все работы по их проектированию и строительству проводились под руководством Совета Академии художеств, возглавляемым А. Д. Захаровым.

Ростральные колонны (от лат. rostrum - нос корабля) - монументальные памятники, символизирующие морские победы, морское могущество страны. Традиция установки Ростральных колонн восходит к Древнему Риму. Ростральные колонны в России получили распространение в период классицизма.

Ростральные колонны появились на Стрелке Васильевского острова в 1810 г. Считается, что одна из них была маяком для судов на Малой Неве, другая - указывала путь в Большую Неву. Маяки зажигались ночью и в туман, и служили до 1885 г., когда торговый порт был переведен на Гутуевский остров.

Высота каждой колонны 32 м. Колонны украшены металлическими скульптурными изображениями ростр - носовых частей кораблей и изображениями якорей. У подножий Ростральных колонн 4 скульптуры. Скульптура выполнена из пудостского камня. На вершинах на квадратных площадках установлены металлические треножники с чашами-светильниками. Доступ к чашам - по винтовым лестницам, устроенным внутри колонн. Колонны покоятся на ступенчатых гранитных основаниях, которые одновременно служат постаментами каменных изваяний.

В определении наименования фигур у подножия Ростральных колонн отсутствует единство мнений. Утверждение, что здесь представлены аллегорические изображения, олицетворяющие четыре русские реки (у южной - "Волхов" и "Нева", у северной - "Днепр" и "Волга"), не подтверждается документами и возникло относительно недавно. Сам Тома де Томон писал, что "база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции". Атрибуты скульптур достаточно скупы, и ни один из них не может подтвердить или полностью опровергнуть версию о том, что перед нами аллегории конкретных четырех рек. Лишь тематическое согласование со скульптурным оформлением Биржи и некоторые атрибуты говорят в пользу этой точки зрения - одна из мужских фигур правой рукой сжимает рулевое весло, а левая покоится на сосуде, из которого струится вода. Мужчина у второй колонны левой рукой опирается на лот. Обе женщины изображены с мореходными атрибутами; одна из них держит еще и рог изобилия, наполненный фруктами.

Томон предполагал отлить все украшения Ростральных колонн к из чугуна, но никто не взялся за такую сложную работу. Поэтому в 1809 г. было решено сделать скульптуры из пудостского камня, а трофеи из железа. Пудостский камень добывался в каменоломнях под Санкт-Петербургом, недалеко от Гатчины, в местечке Большая Пудость. Структура этого камня не допускает детальной проработки мелких объемов и полировки поверхности.

Для создания скульптурного убранства Ростральных колонн "Комиссия..." обратилась в Академию художеств. Совет АХ решил поручить этот заказ скульпторам В. И. Демут-Малиновскому, С. С. Пименову, А. С. Анисимову, И. А. Кащенкову, И. И. Воротиловау, И. И. Теребенёву, П. П. Соколову, М. П. Александрову и И. М. Моисееву. Но запрошенная ими цена показались академии высокой, и был объявлен конкурс. Желающие выполнить скульптурные группы за меньшую цену нашлись. Позднее удалось установить авторов скульптур. Аллегорические статуи изготовлены по моделям скульптора из Антверпена И. Камберленом (Днепр) и француза Ж. Тибо (Нева, Волхов и Волга), с которыми был хорошо знаком Тома де Томон. Мужская фигура на северной колонне - работа Ж. Камберлена отличается от остальных большей динамичностью и сложностью силуэта. ? Выполнение в 1809-1811 гг.

Триумфальные колонны традиционно ассоциируются с мощью и силой. Олицетворением этих качеств стали монументальные фигуры, помещенные у подножия колонн. Примечательна композиция и пластика фигур, рассчитанная на обзор издалека. Все фигуры сидят в почеркнуто застывшей позе, угадывается лишь сдержанная внутренняя динамика. Формы выявленны обощенно. В композиции фигур сохранено ощущение каменного блока, что почеркивает монументальность фигур.

Кирпичная кладка Ростральных колонн и каменотёсные работы при строительстве Ростральных колонн были выполнены артелью мастера С. К. Суханова. Производство якорей и ростов было поручено кузнецам Шапову, Васильеву и Королькову.

Главным украшением Ростральных колонн являются ростры. С античных времен якори и ростры служили трофеями, добытыми в морских сражениях. На стволе каждой колонны симметрично в 4 яруса укреплены по 8 корабельных ростр с различными украшениями. Самая крупная их пара расположена внизу колонны. Одна носовая часть обращена к Бирже, а другая - к реке. Ростры украшает фигура речного божества - наяды. Другая пара ростр находится перпендикулярно первой, ее украшает изображение головы крокодила, морских коньков и рыб. Третью пару ростр украшает голова водяного, а четвертую - изображения морских коньков. (тритон, волк)

Колонны также украшены рельефными якорями.

На вершинах колонн установлены металлические треножники с чашами: в XIX в. в них заливалось масло, которое зажигали с наступлением сумерек, и Ростральные колонны служили в качестве маяков при подходе к Петербургскому морскому порту. Доступ к чашам осуществлялся по винтовым лестницам, находящимся внутри колонн. Маяки служили до 1885 г., их зажигали в туман и ночью. Внутри колонны имеют винтовые лестницы, ведущие на верхние площадки, где помещены треножники с жаровнями, предназначенные для сигнальных огней. Вначале в жаровнях жгли конопляное масло, но раскаленные брызги падали вниз на головы прохожих. Потом заливали смолу. В 1896 г. к светильникам подвели электрические лампы, но в связи с большими расходами на электричество этот способ освещения был отвергнут.

Основные работы по строительству биржевого ансамбля закончились в 1810 г.

В годы Великой Отечественной войны декоративное убранство Ростральных колонн пострадало от осколков артиллерийских снарядов и авиабомб. Послевоенным восстановлением скульптурных групп у Ростральных колонн руководил скульптор И. В. Крестовский. В 1947-1949 все детали заменены дубликатами, изготовленными из листов патинированной меди.

В 1957 г. к чашам светильников был проведён газ. В этом году (с опозданием) отмечали 250-летний юбилей Петербурга. В дни празднования были впервые зажжены газовые факелы. По традиции они зажигаются ежегодно в дни празднеств и торжеств.

Реставрационные работы проводились в 1926-1928 и 1947-1949 гг. Последние проходили в 1998-1999 гг.

Пудостский известняк в большей степени, чем другие каменные породы, подвержен разрушающим воздействиям перепадов температуры, осадков, промышленных выбросов. Поэтому скульптуру из пудостского камня приходится часто реставрировать.

Во второй половине 1920-х гг. власти г. Ленинграда были вынуждены срочно начать восстановление городских памятников (в том числе и Ростральных колонн), т.к. к этому времени многие из них находились в катастрофическом состоянии. Для проведения восстановительных работ были приглашены известные профессиональные скульпторы. Руководил работами ск. И. В. Крестовский. О состоянии памятника Крестовский писал: "Скульптуры к моменту их реставрации, проводившейся после Октябрьской революции, оказались окрашенными масляной краской, и не один раз, и каждый раз новым цветом. Все скульптуры из пудожского известняка были уродливо намазаны гипсом, цементом или штукатуркой не только в местах поломок, но и в совершенно целых местах. При реставрации каменных фигур Ростральных колонн с каждой из фигур было снято воза два-три посторонних цементных, гипсовых и штукатурных намазок". И в дальнейшем возобновление утраченных деталей осуществлялось по сложившимися традициями - из цементных растворов с применением железных крепежных стержней и скоб, что становилось причиной новых разрушений природного камня. При последующих ремонтах, проводившихся обычно в спешке в канун празднования юбилеев, в камень в местах утрат вбивались железные штыри и гвозди, служившие арматурой для цементных доделок. Разрушенные части фигур заменялись новыми, выполненными из цемента или вырубленными из другой породы камня, и все покрывалось краской.

В 1996 г. встал вопрос об очередной реставрации. При реставрации скульптуры Ростральных колонн использовалась методика, разработанная НИИ "Спецпроектреставрация" и опробованная сотрудниками Эрмитажа при реставратии Адмиралтейства. В первую очередь скульптура была промыта, удалены сажистые загрязнения, а затем нейтрализованы биопоражения. Поздние доделки, выполненные из чужеродных материалом, способствовавших разрушению скульптуры, были удалены. Очищенный камень укрепили, а на поврежденные места установили точные повторения утерянных частей, выполнив их в пудостском известняке. Крепление недостающих деталей, устранение сколов и трещин производились специальным составом из извести и мраморной крошки. Для закрепления утраченных элементов применяли полые стержни из корундовой керамики. Технология изготовления стержней разработана в Институте огнеупоров Санкт-Петербурга. Сотрудники НИИ "Спецпроектреставрация" предложили использовать корундовую керамику в реставрационной практике. Финансировал реставрационные работы Балтонэксим Банк.

(О. Мозговая. Ростральные колонны - символ морских побед. журн. Наука и жизнь. N 2. 2000.)

Сейчас по ночам Ростральные колонны и другие сооружения Стрелки Васильевского острова подсвечиваются прожекторами. На молодежном сленге Ростральные колонны называют "Факела".

([*] - Ленинград. Планировка и застройка. 1945-1957.)

(Шуйский В. К. Тома де Томон. (Зодчие нашего города). Лениздат. 1981. С. 26-149.)

(Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда. Искусство. Ленинградское отделение. 1991. С. 35, Mary)

(Энциклопедический справочник. Санкт-Петербург. М. Большая Российская энциклопедия. Белова Л. Н.)

(И. Лисаевич. И. Бетхер-Остренко. Скульптура Ленинграда. Изд. Искуство. Ленингра. Москва. 1965. С. 37-44., Mary)

(Лисовский В.Г. Архитектура Петербурга, Три века истории.Славия.,СПб.,2004.

Пукинский Б..Санкт-Петербург 1000 вопросов и ответов.Норинт.,СПб. 2007.)

(Гусаров А. Ю. Памятники воинской славы Петербурга. СПб, 2010)

(по материала СМИ, Mary)

(Реставрация памятников истории и искусства в России в XIX-XX веках. История, проблемы: Учебное пособие. М., 2008.)

Для справки: С увеличением размера судов порт на стрелке Васильевского острова стал терять свое значение. Большие суда не могли пройти в порт естественным фарватером, и товары приходилось перегружать на более мелкие суда в Кронштадте. У англичан появилась поговорка: путь от Лондона до Кронштадта короче, чем от Кронштадта до Васильевского острова. В 1885 году был прорыт морской канал, значительно углубляющий судоходный путь до Гутуевского острова, куда был переведен морской порт.

Ростральные колонны (от лат. rostrum - нос корабля) появились на стрелке Васильевского острова в 1810 году. Сооружение колонн было предусмотрено в проекте Биржи, разработанном французским архитектором Жаном Франсуа Тома де Томоном, и осуществлено в 1810 году. Они должны были служить маяками и вместе с тем подчеркивать значение биржевого здания как центра Петербургского порта.
Одна из них была маяком для судов на малой Неве,

другая - указывала путь в Большую Неву.

[

Высота каждой колонны 32 метра. Ростральные колонны украшены рострами. Внизу колонны располагается самая большая пара ростр, укрепленная так, что один нос корабля обращен к Неве, другой - к Бирже.

Ростры декорированы фигурой наяды (речного божества).

Вторая пара расположена перпендикулярно первой, они украшены головой крокодила, морскими коньками и рыбами. Ростры третьей пары декорированы головой водяного, а четвертая, самой верхней, - изображениями морских коньков.

На верхние площадки, где находятся треножники с чашами-светильниками для сигнальных огней, ведут расположенные внутри винтовые лестницы.

Это входы внутрь колонны... Закрыты на простые амбарные замки...

Дверь внутрь колонны со стороны Невы...

И дверь внутрь колонны со стороны Биржи...

Двери располагаются прямо под рострами, которые служат одновременно и козырьками над дверьми...

Маяки зажигались ночью и в туман, и служили до 1885 года. В жаровнях жгли конопляное(!) масло, и раскаленные брызги падали на головы прохожих.

В Древнем Риме существовал обычай: в честь морских побед возводили триумфальные колонны, украшенные рострами (носами) вражеских кораблей. Триумфальные колонны традиционно ассоциируются с мощью и силой. Ростральные колонны - один из символов Санкт-Петербурга, олицетворяющих морское могущество России.

Скульптуры, украшающие Ростральные колонны, создавались в 1810-1811 годах, одновременно со всем ансамблем. Автор эскизов скульптурных групп не известен. Однако, в последние годы было установлено, что над созданием скульптур работали французские ваятели Ж.Камберлен и Ф.Тибо. Первым была выполнена мужская фигура на северной колонне, а остальные скульптуры принадлежат руке Тибо. При более внимательном изучении скульптуры можно заметить различия в стиле исполнения.
Исполнителем колоссальных фигур из пудостского камня был знаменитый мастер-каменотес Самсон Суханов, выходец из бедных крестьян Вологодской губернии. В то время он сотрудничал с лучшими архитекторами Санкт-Петербурга, но затем разорился и умер в безвестности.
Для справки: Пудостский камень обладает небольшой объемной массой, пористостью, морозостойкостью, а также легко обрабатывается, поэтому использовался для декоративных работ — облицовки стен, изготовления скульптур. Имеет интересные свойства, которых нет у других отделочных материалов — меняет цвет в зависимости от освещения и погоды, принимая различные оттенки серого и желтовато-серого цвета. Имеет пористую структуру, чем-то напоминающую структуру пемзы, отчего при использовании в облицовке придает зданию благородный «старинный» вид.
Запасы камня в пудостских каменоломнях были довольно невелики, поэтому к концу XIX века запасы его оказались почти полностью исчерпанными.

Что изображают скульптуры?
Мнение о том, что у подножия колонн представлены аллегорические изображения, олицетворяющие четыре великие русские реки (у южной - "Волхов" и "Нева", у северной - "Днепр" и "Волга"), не подтверждается документами и возникло относительно недавно. Сам Тома де Томон писал, что "база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции". Атрибуты скульптур достаточно скупы, и ни один из них не может подтвердить или полностью опровергнуть версию о том, что перед нами аллегории конкретных четырех рек.

Нева

Волхов

Волга

Днепр

Примечательно, что проектные и строительные работы, связанные с ростральными колоннами, постоянно находились под контролем Совета Академии художеств во главе с великим зодчим А.Д.Захаровым. Обсуждалось все - и практическое назначение, и художественный облик. Это говорит об огромном значении, которое придавалось этим сооружениям. Ростральные колонны, мощные по объему и выразительные по силуэту, цвету и пропорциям, четко вырисовываются на фоне неба и хорошо видны с далеких перспектив.
В ходе работ над Стрелкой Васильевского острова, она была поднята подсыпкой грунта, чтобы избежать затопления водами Невы. Кроме того, Неву «отодвинули» примерно на сто метров. В зимнее время на льду перед стрелкой собирались тысячи людей, устраивались гулянья, санные бега.
В 1957 году к чашам светильников, установленных на вершинах колонн, подведены газовые трубы. Ярко-оранжевые факелы на ростральных колоннах зажигаются в дни праздников и торжеств в Санкт-Петербурге.

Адрес: СПб, стрелка Васильевского острова

Как добраться от метро: от станции метро «Невский проспект» на автобусе № 7 или троллейбусе № 10, 11 в сторону Невы, выйти на первой остановке после Дворцового моста, 15 минут
От метро "Адмиралтейская" - до Невского проспекта, затем налево через Дворцовый мост. 10 минут пешком


Сегодня этот факт воспринимается с некоторым затруднением, но стоит напомнить, что величественный ансамбль Стрелки Васильевского острова это прежде всего порт. Да, здесь нет кранов, доков и других привычных нам портовых атрибутов, но именно сюда, под окна Зимнего дворца, на протяжение более чем 150 лет прибывали торговые и пассажирские суда. А все грандиозные здания, составляющие вместе ансамбль Стрелки, имеют сугубо утилитарное предназначение: Биржа , пакгаузы (там сейчас расположены Зоологический музей и музей почвоведения), таможня (Пушкинский дом) . Даже знаменитый гранитный пандус, спускающийся к воде, был устроен для быстрой и удобной разгрузки товаров. И конечно, трудно представить себе порт без маяков, которые архитектор Тома де Томон стилизовал под Ростральные колонны.

Впервые, такие колонны появились в Древнем Риме. Они служили символом морского триумфа и декорировались рострами (носовыми украшениями) вражеских кораблей. Появление Ростральных колонн в Петербурге подчеркивало величие русского флота того времени и морскую славу страны (в дальнейшем, ростральные колонны были установлены и в других городах России от Томск до Владивостока). Это было особенно актуально, после крайне неудачной для русских военно-морских сил, англо-русской войны 1808 года.

Строителем колонны был французский архитектор Тома де Томон, но в проекте кроме него участвовала, как бы мы сказали сегодня, большая команда мастеров.

Изначально Тома де Томон набросал несколько вариантов колонн. Они различались масштабом и декоративным оформлением. По поводу одного из этих вариантов весьма критически отозвался известный русский скульптор Андрей Захаров: «Ростральные колонны или маяки по конфирмованному масштабу выстроены быть не могут, потому что лестницы в них будут так тесны, что и человек по оным лезть будет не в состоянии, а стены их будут тонки и непрочны; если же их будет угодно выстроить, то непременно надобно сделать по большему масштабу…»

В своем окончательном виде, ствол каждой башни был декорирован накладными якорями и четырьмя парами металлических ростр. Высота колонн достигал 32 метра. На верхние площадки, где находятся треножники для сигнальных огней, вели расположенные внутри винтовые лестницы.

У подножия колонн находятся сидящие монументальные статуи: по две мужские и женские фигуры, олицетворяющие четыре русские реки - Днепр, Волгу, Неву, и Волхов (у южной колонны - «Волхов» и «Нева», у северной - «Днепр» и «Волга»). Фигура Днепра выполнена архитектором из Антверпена И. Камберленом. Остальные три - французом Ф. Тибо. Кстати, общепринятая «речная» трактовка этих образов появилось относительно недавно. Сам Тома де Томон писал, что «база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции».

Первоначально, Тома де Томон предполагал отлить все скульптуры в бронзе или чугуне, однако из-за сложности работ от этой идеи пришлось отказаться. Был выбран известковый туф из-под села Пудость (вблизи Гатчины), известный также как пудосткий камень. В свежем, только добытом виде камень обладаем красивым ярко-желтым цветом. Благодаря пористой структуре он легко подавался обработке, за что приобрел особенное расположение скульпторов. Однако противостоять петербургскому климату и загрязненному воздуху пудосткий камень, увы, неспособен. Сегодня скульптуры на Ростральных колоннах уже утратили свой первоначальный цвет.

Сами колонны были сложены из кирпича артелью С.К. Суханова. Якоря и Ростры были выполнены кузнецами Васильевым, Шаповым и Корольковым.

До сих пор среди историков и краеведов ведутся споры, использовались ли Ростральные колонны как маяки, или с самого начала они имели только декоративное предназначение. Но огонь на вершине колонн, можно было зажечь всегда. Первоначально в жаровнях жгли конопляное масло, но в 1896 году колонны были электрифицированы. После Революции маяки на колоннах долгое время не функционировали, пока в 1957 году, к 250-летию города, к колоннам не подвели газ. С тех пор по праздникам и торжественным дням, на вершинах Ростральных колонн вспыхивают семиметровые языки пламени.


Жан-Франсуа Тома де Томон

О месте и дате рождения этого французского архитектора существуют разночтения. Одни утверждают, что он родился в 1759 году в Нанси, в других источниках говориться, что Жан Франсуа де Томон появился на свет в 1760-ом году в Берне.

Тома де Томон окончил Парижскую Академию архитектуры, и как лучший ученик получил право на стажировку в Италии. Затем, молодой зодчий был принят ко двору графа д’Артуа в качестве рисовальщика и архитектора, но начавшаяся Великая Французская революция круто изменило его судьбу.

Спасаясь от ужасов либерализма, Томон решил бежать в нормальную феодальную страну, и после несколько лет скитаний по Польше и Венгрии приехал в Россию.
Первоначально француз работал на князя Дмитрия Михайловича Голицина.

Главным творением Тома де Томона в России, разумеется, является ансамбль Стрелки Васильевского острова, но французский архитектор строил и другие объекта. Он перестраивал интерьеры Зимнего дворца , возводил новую императорскую резиденцию на Каменном острове, работал в Павловске, Одессе и в Царском Селе.

Завершилась жизнь мастера трагически. 1 января 1811 года Тома де Томон обследовал здание пострадавшего после пожара Большого театра, сорвался с лесов и серьезно разбился. Оправиться от травм он уже не смог и 23 августа 1813 года Тома де Томон скончался. Первоначально архитектор был похоронен на Смоленском кладбище, но в 1940 году, его прах был перенесен в Некрополь мастеров искусств в Александро-Невской лавре .


В 1928 год была проведена первая капитальная реставрация Ростральных колон. Скульптор И.В. Крестовский писал: «Скульптуры к моменту их реставраций, проводившихся после Октябрьской революции, оказались окрашенными масляной краской, и не один раз, а несколько, и каждый раз новым цветом <...> Все скульптуры из пудожского известняка были уродливо намазаны гипсом, цементом или штукатуркой не только в местах поломок, но и в совершенно целых местах. При реставрации каменных фигур Ростральных колонн с каждой из фигур было снято воза два-три посторонних цементных, гипсовых и штукатурных намазок».

В годы Отечественной войны Ростральные колонны сильно пострадали от бомб и осколков. Это повлекло за собой новые реставрационные работы в 1948-1949 года. Последний раз творение Тома де Томона реставрировалось в 1998-1999 годах.

Разумеется, в истории Ростральных колонн были и забавные моменты. В 1990-хх годах на них снимался один из эпизодов легендарного фильма «Белые ночи Санкт-Петербурга». А в 2011 году Ростральные колонны стали объектом нашествия любителей экстремальных развлечений. 7 июня 2011 года на южную Ростральную колонну взобрались любители руфинга. А спустя два месяца, 23 августа, неизвестный, проник внутрь одной из ростральный колонн где и зажег газовый факел. Жертв и разрушений все эти инциденты не повлекли.

Многочисленные турфирмы и экскурсионные маршруты привозят сотни туристов каждый день к одной из самых популярных достопримечательностей города - на Васильевский остров, Стрелку которого с Ростральными колоннами и зданием Биржи мы видим на тысячах открыток. Независимо от дня недели, в любое время дня, здесь можно встретить молодоженов, которые отмечают начало новой жизни в центре любимого города.

Историческая справка

С момента основания города важную часть в его жизни играл Васильевский остров. Стрелка (так называется его восточная оконечность) изначально по проекту архитекторов должна была быть застроена домами. Однако план был изменен, так как Петр Великий решил сделать из этого участка один из центров деловой и культурной жизни города. По его велению архитектор спроектировал новый ансамбль, в который были включены здания Кунсткамеры, Биржи, Ростральные колонны.

По задумке Петра Первого город начался с застройки который должен был стать центром торговли. Но так как у него было достаточно мелко, площадка основных действий была перенесена на Васильевский остров. Стрелка играла большую роль не только в торговых делах, но и в дальнейшем развитии города. Сюда были перенесены здание Биржи, таможня, склады, здесь был возведен Гостиный двор.

Биржа

Здание Биржи красуется во главе всего Именно оно является одной из визитных карточек, по которым во всем мире известен Санкт-Петербург. Стрелка Васильевского острова - одна из самых важных и красивых достопримечательностей города. Здесь приятно находиться в любое время года, отсюда открывается прекрасный вид на Петропавловскую крепость, и дельту Невы.

Архитектурный стиль, в котором построено здание Биржи, - классицизм. Архитектором был Ж. Ф. Тома де Томон. Пространство перед зданием было разбито на две площади - Коллежскую и Биржевую. После строительства здания Биржи по замыслу архитекторов пространство перед ней было увеличено на 100 метров. Таким образом, был создан контраст между архитектурными составляющими и оборудовано пространство для подхода судов. К воде ведут пологие спуски, украшенные гранитными шарами.

Ростральные колонны

Еще один символ отличает Васильевский остров. Стрелка украшена двумя которые были возведены в качестве маяков для кораблей. На их свет они ориентировались при заходе в порт. Высота колонн составляет 32 метра. Они являлись символами величия морской силы державы. Украшениями их служат носовые части кораблей, а фигуры, которые расположены у подножия, символизируют великие реки - Волгу, Днепр, Неву и Волхов.

В настоящее время один из самых интересных объектов для посещения в городе - это Васильевский остров. Стрелка его предлагает для посещения такие интересные музеи, как Зоологический, Почвоведения, Литературный, Кунсткамеру и Центральный военно-морской. Увидеть их экспонаты, а также насладиться великолепным видом приглашает Стрелка Васильевского острова. Адрес этих музеев известен многим, поэтому не забудьте их посетить.

Ростральная колонна - это отдельно стоящая колонна, которая украшена носами кораблей (или рострами), либо их скульптурными изображениями. Обычай использовать ростры кораблей врагов, как элементы парадных сооружений была известна еще со времен Древнего Рима. Вновь она возродилась в эпоху главенствования стиля ампир. Самыми известными в России являются расположенные на стрелке Васильевского острова Петербурга ростральные колонны.

В 30-е гг. 18 века. Петербургский порт перенесли в восточную часть Васильевского острова. Потом там появилась Биржевая площадь. Ее ансамбль, оформляющий стрелку Васильевского острова, приобрел свой нынешний вид лишь в начале 19 в. По проекту Тома де Томона здесь было построено здание Биржи в 1804-1810 гг., которая была торжественно открыта в 1816 г. По проекту архитектора Ж.Ф. Тома де Томона в ансамбль Стрелки Васильевского острова также вошли две ростральные колонны, выполняющие роль маяков. Долго и тщательно архитектор работал над выверением пропорций этих колонн.

Колонны появились здесь в 1810 г. Поскольку во всем внешнем виде городского порта должна была присутствовать тема морских побед России, то любые сооружения возводились подобно античным постройкам. Так, здание Биржи напоминает античный храм, а ростральные колонны воссоздают формы триумфальных сооружений античности.

Одна из колонн выполняла роль маяка для судов Малой Невы, а другая колонна указывала путь к Большой Неве. Маяки служили до 1885г., их зажигали в туман и ночью.

Ростральные колонны имеют высоту 32м и выполнены из пудожского камня. Внутри каждой колонны расположена винтовая лестница. На верхней площадке каждой из них установлен металлический треножник-жаровня, который предназначен для зажигания сигнальных огней. Сначала на жаровнях жгли конопляное масло, но брызги раскаленного масла падали вниз и попадали на головы проходящих людей. В 1896г. на маяках были установлены электрические лампы, но этот способ через некоторое время отвергли в связи с большими расходами на электричество. В 50-е гг. ХХ в. на ростральных колоннах были установлены мощные горелки и подведен газ к жаровням. В 1957г., когда Петербург с опозданием отмечал 250-летний юбилей, впервые над ростральными колоннами взметнулись огненные факелы семиметровой высоты. В наше время ярко-оранжевые факелы вспыхивают на ростральных колоннах в праздничные дни и дни торжественных мероприятий в городе на Неве.

Главным украшением Ростральных колонн являются ростры. Самая крупная пара ростр расположена внизу колонны. Она укреплена таким образом, что одна носовая часть корабля обращается к Бирже, а другая – к реке. Ростры украшает фигура речного божества - наяды. Другая пара ростр находится перпендикулярно первой, ее украшает изображение головы крокодила, морских коньков и рыб. Третью пару ростр украшает голова водяного, а четвертую - изображения морских коньков. У подножия каждой из колонн расположены скульптурные изображения аллегорических фигур, символизирующих четыре главные реки России: Волги, Днепра, Невы и Волхова. Изначально скульптуры были изготовлены из белой жести, а во время реставрационных работ в 1946-1947гг. их вычеканили из листовой меди.

Аллегорические статуи изготовлены по моделям, выполненным французскими скульпторами И. Камберленом и Ж. Тибо, с которыми был хорошо знаком Тома де Томон. Тома де Томон первоначально предполагал, что статуи, изображающие реки будут отлиты из чугуна, но потом от этой идеи пришлось отказаться.

Триумфальные колонны-маяки создавались при участии знаменитого каменотеса Суханова С.К., который был выходцем из бедных вологодских крестьян со знаменитыми петербургскими архитекторами, но потом умер в безвестности.

Монументальным сооружениям ростральных колонн придавалось огромное значение. Об этом говорит тот факт, что все работы по их проектированию и строительству контролировались Советом Академии художеств, возглавляемым Захаровым А.Д. Обсуждению подвергалось все – от художественного значения колонн до их практического назначения.

Ростральные колонны, имеющие выразительный силуэт, пропорции, цвет и монументальный объем, отчетливо видны издалека на фоне неба и являются своеобразным символом города на Неве.