Выбор жизненного пути в литературных произведениях. Проблема выбора жизненного пути: аргументы к сочинению

Дорогой друг!

Ты уже накопил необходимые знания и умения в том, как можно изменить обстоятельства своей жизни, научился САМОСТОЯТЕЛЬНО И ОТВЕТСТВЕННО ИСПОЛНЯТЬ ДОЛЖНОЕ. Перед тобой стоит очередная задача взросления – подготовиться к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.

В любом случае принятие решения связано с выбором альтернативы. Важно, чтобы этот выбор был сделан осознанно и самостоятельно. Осознанное решение отличает:

1) наличие четкой цели (человек принимает решение исходя из своих собственных потребностей);

2) понимание последствий принятого решения (выбор, как правило, сказывается не только на собственной жизни человека, но влияет и на близких ему людей);

3) выполнимость (у человека, принявшего решение, должно быть достаточно знаний, сил, воли и терпения для его исполнения);

4) самостоятельность (человек принимает решение сам, в силу своего интеллекта и опыта).

Принятие и реализация решений – сложный процесс, состоящий из нескольких стадий: стадии признания необходимости решения, стадии поиска информации, которая позволяет принять решение, стадии принятия решения и стадии выполнения решения. Завершая обучение на ступени основного общего образования, ты должен признать необходимость проблемы выбора жизненного пути, сформулировать ее для себя, определить критерии своих возможных решений, разработать, оценить и выбрать альтернативы поведения. Поможет тебе в этом нелегком деле Дневник самопознания.

Не откладывай решение «на потом». Само оно к тебе не придет. Познай себя и окружающий мир, расширь горизонты своих знаний. Для этого постоянно размышляй о себе и своих задатках, способностях, психо-физических возможностях, о получаемых знаниях, посещай занятия курсов по выбору, читай научно-популярную литературу , выполняй проектные и научно-исследовательские работы , беседуй со взрослыми. Подводя итоги своей работы за четверть, ты увидишь продвижение по пути выбора, сможешь сделать свои действия целенаправленными и эффективными. Желаем успеха!

Проблема выбора жизненного и профессионального пути

Делая какой-то конкретный выбор, человеку всегда хочется как можно быстрее и как можно более глубоко понять окружающий его мир. Интерес, который движет им при этом, объясняется не только стремлением понять этот мир, но и уловить его суть, выявить его движущие силы с тем, чтобы приспособиться к его требованиям и закономерностям развития, чтобы активно интегрироваться в такой мир в максимально подготовленной для этого форме.

Мир, конечно же, многогранен, как многогранна и сама жизнь со всеми ее радостями и печалями, удачами и разочарованиями. Жизнь и границы мира не ограничиваются только работой – есть семья и семейная жизнь, удовольствия и наслаждения, любовь и увлечения – но работа занимает в жизни человека весьма существенное место. Многие мечтают о достойной карьере и не только потому, что более высокое положение человека предполагает и его более комфортное или богатое существование. Карьера важна еще и по причине профессионального и жизненного интереса .

Трудно осознать, но это действительно так: восхождение по карьерной лестнице начинается не тогда, когда приступаешь к работе. Равно как и сама жизнь в ее реальной форме начнется не завтра или через 5 лет – она уже началась, началась еще вчера… Все действия, поступки, привычки человека тянутся шлейфом по всей его жизни... И выстраивание твоей карьеры начинается тоже сегодня – от того, как ты подготовишь себя к реальной практической деятельности, так и будет проистекать твоя профессиональная жизнь…

Конечно, есть еще и Госпожа Удача, но ведь и удача обходит стороной тех, кто не готов к встрече с ней. Умением выполнять какую-то конкретную работу человек не наделяется от рождения, такому умению необходимо научиться. Даже для того, чтобы работать простым дворником, надо уметь владеть метлой или лопатой. Но природа даровала каждому человеку возможность развивать и совершенствовать заложенные при рождении способности и таланты. От человека при этом требуется «включение» определенных волевых качеств. Развитие и совершенствование способностей осуществляется только под воздействием знаний, накопленных человечеством на протяжении долгой истории. Когда же у человека нет истинного знания, то он не только не понимает окружающий мир и происходящие события, но и самый ничтожный пустяк превращается для него в проблему. Если ты не обладаешь нужными познаниями, если тебе неизвестны используемые в какой-то деятельности приемы, методы или формы общения, то для тебя становится затруднительным вход в профессиональное сообщество. Самоценность образования, что бы ни говорили, никуда не делась и не денется.

На окружающий нас мир мы можем смотреть с разных точек зрения. С разных же точек зрения можно по-разному объяснить этот единый мир. Наиболее же объективная картина окружающего нас мира вырисовывается при использовании экономического подхода с обязательным использованием философских рассуждений. С этой точки зрения мир представляет собой прежде всего особый механизм, вынуждающий человека (через процедуру самостоятельного принятия им соответствующего решения) найти какую-то конкретную и удовлетворяющую его (по крайней мере в текущий момент) форму сочетания двух объективно присущих ему природных устремлений:

Организовать течение своей жизни в полном соответствии (или как можно ближе к этому) с его индивидуальным, личностным интересом, влечением, тягой к какому-то конкретному занятию, а занятие представляется как заполнение времени какими-то осмысленными действиями,

Иметь постоянный источник дохода, который бы позволил как можно полнее удовлетворять присущие ему – как существу биологическому и как существу социальному – потребности, которые могут на протяжении жизни меняться или пополняться.

Конечно же, идеальной – с этой точки зрения – представляется ситуация, когда занятие, дело, действительно интересное для человека, позволяет расценивать это занятие и как источник искомого дохода в его достаточной форме. И хотя такое совпадение не всегда возможно, люди все же стремятся к такому поиску. Те же, кто не находит такой формы сочетания или кто не может распознать в себе свой жизненный интерес, поступают по-иному. Они фиксируют возможные источники дохода и пытаются ответить на вопрос: «А я могу делать то, что полагается или предполагается делать человеку, претендующему на право пользования таким источником дохода?» И пока он не найдет позитивный ответ на свой вопрос, он не прекращает анализа всех возможных и доступных источников дохода.

Наивысший эффект достигается тогда, когда «человек находится в согласии сам с собой и со своими природными возможностями»: работа, за которую он получает вознаграждение, интересна ему еще и сама по себе, а не только потому, что она приносит ему индивидуальный доход, а величина дохода позволяет организовать свою жизнь на приемлемом уровне… В обратной ситуации, когда человек осознает, что доход обеспечить себе необходимо, а раз так, то работать надо, но выполняемая работа удовольствия ему не доставляет, она ему не интересна, он ею не увлечен, надеяться на «поражающий окружающих эффект» не приходится. Но человек выбирает свой жизненный путь сам …

Кроме того, необходимо иметь в виду следующие обстоятельства. Во-первых, мир профессий чрезвычайно динамичен и изменчив. Ежегодно появляется около 500 новых профессий. Вместе с тем многие профессии сегодня «живут» лишь 5-15 лет, а затем либо «умирают», либо меняются до неузнаваемости. Во-вторых, особенностью современного мира профессий является необходимость владения не одной, а несколькими смежными профессиями. И в-третьих, сам человек не есть нечто застывшее и «намертво» связанное с профессией. В течение жизни может появиться желание или необходимость изменить профессию или квалификацию. А для этого необходимо быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных в период обучения, не хватит на все время трудовой жизни.

Человеку в течение жизни не раз придется переучиваться, заниматься самообразованием, самовоспитанием. Поэтому конечной целью подготовки к профессиональной деятельности для современного человека становится стать не просто СПЕЦИАЛИСТОМ, а стать ПРОФЕССИОНАЛОМ. Специалист – это человек, владеющий определенными знаниями, умениями и навыками в каком-то конкретном деле (токарь, наладчик, конструктор каких-то машин и механизмов, модельер детской одежды, учитель английского языка и т. п.). Профессионал же владеет профессиональной деятельностью в целом, способен найти возможности применения своих профессиональных навыков в многообразных меняющихся ситуациях, способен к построению своей деятельности, ее изменению и развитию. Иными словами, он способен к саморазвитию (саморазвитие – это активное качественное преобразование человеком своего внутреннего мира).

Задание. Поразмышляй над этой информацией. Обсуди ее с родителями, друзьями, другими, уважаемыми тобой людьми. Попроси их подтвердить или опровергнуть конкретными примерами из жизни главные мысли. Ответь для себя на вопрос, осознал ли ты необходимость начать подготовку к принятию решения по выбору жизненного пути? Является ли для тебя эта работа личностно значимой целью? Сформулируй эту цель для себя. _____________________________________________________________
А теперь начинай собирать информацию, необходимую для того, чтобы сделать твое решение осознанным и самостоятельным.

Прежде всего, ПОЗНАЙ СЕБЯ.

Познать себя для принятия решения о содержании и способах продолжения обучения после 9 класса означает определиться в своих жизненных и трудовых ценностях, интересах и склонностях, осознать свои потребности и интересы.

Задание. Рассмотри представленные списки жизненных и трудовых ценностей. Дополни их, если они для тебя недостаточны. Выбери из них самые важные для тебя и запиши их в порядке убывания по степени значимости.

Мои жизненные ценности

1.Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом).

2.Творчество (возможность творческой деятельности).

3.Удовольствия, развлечения, отсутствие обязанностей. Приятное проведение времени.

4.Здоровье (физическое и психическое).

5.Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).

6.Семья, дети, забота о них.

7.Наличие хороших и верных друзей.

8.Власть и карьера.

9.Интересная работа.

10.Активная деятельная жизнь.

11.Жизненная мудрость.

12.Свобода, самостоятельность и независимость суждений и поступков.

13.Равенство как отсутствие унижения и равные возможности для всех.

14.Уверенность в себе, гордость.

15.Познание как возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуального развития.

16.Общественное признание как уважение окружающих.

17.Развитие как постоянное духовное и физическое совершенствование.

18.Общая обстановка в мире, стране, обществе, сохранение благополучия каждого.

19.Острота ощущений, риск.

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Мои ценности труда

1.НАДЕЖНОСТЬ – иметь постоянную работу, которая позволяет быть уверенным в завтрашнем дне.

2.ПРЕСТИЖ – иметь работу, которая дает мне высокий статус и положение в обществе.

3.ВЫСОКАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА – иметь работу, которая обеспечивает высокий материальный уровень жизни.

4.НЕЗАВИСИМОСТЬ – работа, которая позволяет мне быть самому себе хозяином. Следовать своим собственным суждениям и работать так, как хочется мне без какого-либо контроля.

5.РАЗНООБРАЗИЕ – работа, дающая возможность выполнять много разных дел.

6.ТВОРЧЕСТВО – работа, в которой необходимо использовать мое воображение или быть первооткрывателем, «генератором идей».

7.ЛИДЕРСТВО – стремиться управлять людьми и отвечать за них, принимать решения, влияющие на их жизнь и работу.

8.РАБОТА С ЛЮДЬМИ – в тесном контакте с людьми, направленная на создание психологического комфорта и помощи другим.

9.ВЫСОКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ – работа, способная приносить успех.

10.МИНИМАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – работа под контролем других людей, которые говорят мне, что делать.

11.РАБОТА РУКАМИ – работа, где требуется ловкость рук, практический интеллект для работы с машинами и инструментами или изготовления и ремонта вещей.

_____________________

Выбирая свои ценности, помни, что нет ценностей правильных и неправильных. Каждый человек сам выбирает для себя важное, следует ему, оценивает результаты и нередко пересматривает свой выбор. Поэтому мы рекомендуем тебе поразмышлять над этой проблемой, на примерах из художественной литературы , рассказов бывалых взрослых, описаний жизни знаменитых людей проанализировать человеческие судьбы, то, как они складывались и к каким последствиям приводили в соответствии с выбранными жизненными ценностями.

Зафиксируй результаты своей аналитической работы в следующей таблице.

Мои жизненные и профессиональные ценности

Ценности

1 четверть 9 класса

4 четверть 9 класса

Жизненные ценности

1 ________________

__________________

2 ________________

__________________

3 ________________

__________________

1 ________________

__________________

2 ________________

__________________

3 ________________

__________________

1 ________________

__________________

2 ________________

__________________

3 ________________

__________________

Ценности труда

1 ________________

__________________

2 ________________

__________________

3 ________________

__________________

1 ________________

__________________

2 ________________

__________________

3 ________________

__________________

1 ________________

__________________

2 ________________

__________________

3 ________________

__________________

МОИ ИНТЕРЕСЫ И СКЛОННОСТИ

Есть люди, которым повезло: они с детства знают, кем хотят быть. Но таких людей мало. Есть такие, кто рано начал заниматься каким-то делом в кружке, секции и, как говорится, «нашел себя». Но большинству людей не так-то просто определиться со своими интересами. Кому-то все кажется одинаково интересным. А кому-то ничто не кажется интересным. Как определиться, чему отдать предпочтение?

Школьнику легче всего начать эту работу с самоанализа включенности, интереса и эмоционального благополучия на уроках.

Задание. Понаблюдай за собой на уроках, проанализируй свое состояние и заполни следующую таблицу.

Пред-

Как я учусь?

Как я себя чувствую?

Насколько мне интересно?

Всегда хорошо

Иногда хорошо, иногда плохо

Всегда плохо

Всегда хорошо

Иногда хорошо, иногда плохо

Всегда плохо

Всегда интересно

Иногда интересно, иногда нет

Никогда не интересно

Русский язык

Литература

Математика

Информатика

География

Иностранный язык

Биология

Обществозна-

ние (Я и мир, ККД, право)

Физкультура

1.Выпиши предметы, по которым самооценка наиболее высока по всем трем показателям: _____________________________________________________________________________________________________________

2.Проанализируй свой табель успеваемости:

По каким предметам у тебя самый высокий средний балл?

Совпадает ли этот перечень с тем, что ты выписал выше?

Если нет, то на каком месте в успешности обучения находятся те предметы, в которых ты чувствуешь себя наиболее комфортно?

3.Сделай вывод: в каких предметах ты скорее всего можешь найти свой интерес.

4.Углуби свои знания по этим предметам: почитай дополнительную литературу, научно-популярные статьи, журналы, брошюры. Поинтересуйся тем, в каких сферах жизни знания по этим предметам используются, какие профессии в них существуют.

Уверены, что проделав эту работу, большинство из вас сможет определить круг своих интересов. Запиши свои интересы _________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ты знаешь, что одного интереса для успешности профессионального выбора человека недостаточно. Важно еще иметь склонность к избираемой профессиональной деятельности. Интерес отвечает на вопрос «Что я хочу знать?», склонность – «Что я хочу делать?». Именно возникновение склонности к определенной деятельности обычно является предпосылкой развития соответствующих способностей.

Возникновение и выявление склонности возможно только в практической деятельности человека. Поэтому для определения своих склонностей ты должен попробовать свои силы в разных делах, связанных с твоими интересами . Это могут быть доклады, рефераты, исследовательские проекты, акции, организация и участие в конкурсах, классных и общешкольных мероприятиях, волонтерство, работа в летний период и многое другое.

Проверив свои склонности, запиши, в каких интересах ты бы хотел совершенствовать свои умения и навыки: ______________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________

Если тебе не удалось своими силами определить интересы и склонности или ты не уверен в правильности своего выбора, то определенную помощь тебе могут оказать школьный психолог или психологи – консультаты районного Центра образования или Центра занятости. Однако помни, что тесты дают ответ на основе твоего мнения о себе. Поэтому учись думать о себе, старайся понять себя сам.

В этом тебе может помочь методика «Карта интересов».

Инструкция. «Карта интересов» состоит из 78 утверждений. Дайте ответ на вопрос «Любите ли вы, нравится ли вам, хотели бы вы?» по каждому утверждению следующим образом: если нравится то, о чем говорится в утверждении, то поставьте в бланке ответов рядом с порядковым номером утверждения знак «+», если не нравится – «-»; если сомневаетесь – поставьте «0».

Любите ли вы, нравится ли вам, хотели бы вы?

3.Выяснять устройство электроприборов.

5.Узнавать о жизни людей в разных странах.

6.Знакомиться с жизнью растений и животных.

8.Обсуждать политические события в стране и за рубежом.

10.Знакомиться с работой врача.

11.Создавать уют в доме, классе, школе.

12.Посещать театры, музеи, выставки.

15.Выполнять домашние задания по химии.

16.Исправлять бытовые электроприборы.

17.Посещать технические выставки, знакомиться с новинками техники.

18.Ходить в походы, изучать родной край.

19.Изучать зоологию, ботанику, биологию.

21.Участвовать в школьных делах.

22.Объяснять товарищам домашнее задание.

26.Принимать активное участие в жизни школы.

27.Проводить опыты по физике.

30.Собирать и ремонтировать механизмы (часы, велосипед)

47.Выступать с докладами на исторические темы.

48.Организовывать общешкольные мероприятия.

49.Ухаживать за детьми.

50.Делать разные покупки.

51.Беседовать с другими людьми об искусстве.

52.Заниматься в спортивных секциях.

53.Участвовать в физико-математических олимпиадах.

54.Решать задачи по химии.

55.Выполнять работы с измерительными приборами.

56.Выполнять работы по механике.

57.Разбираться в географических, геологических картах.

58.Проводить опыты по биологии.

59.Обсуждать прочитанные книги и увиденные фильмы.

60.Изучать политику и экономику других стран.

61.Обсуждать вопросы воспитания и обучения.

62.Знакомиться со строением человеческого организма.

63.Убеждать людей в чем-либо.

64.Знакомиться с историей искусств.

65.Быть организатором в походах и играх.

66.Производить математические действия.

67.Отмечать химические явления в природе.

68.Разбираться в радиосхемах.

69.Выполнять чертежи.

70.Производить топографическую съемку местности.

71.Ухаживать за животными.

72.Выступать с докладами по вопросам литературы.

73.Знакомиться с историей культуры.

74.Давать объяснения младшим школьникам.

75.Изучать причины возникновения различных болезней.

76.Знакомиться, общаться с разными людьми.

77.Участвовать в спектаклях, концертах.

78.Соблюдать режим дня.

Бланк для ответов

Обработка результатов. Тринадцать колонок в бланке – это тринадцать направлений профессиональной деятельности:

1 – физика и математика

2 – химия

3 – радиотехника и электроника

4 – механика и конструирование

5 – география-геология

6 – биология

7 – филология

8 – история и политика

9 – педагогика и воспитание

10 – медицина

11 – домоводство

12 – искусство

По каждой из колонок подсчитывается арифметическая сумма плюсов и минусов. Предпочитаемое направление профессиональной деятельности определяется по наибольшему положительному значению суммы плюсов и минусов.

Вопросы сгруппированы таким образом, что первые два в каждом вертикальном столбце дают возможность выяснить, есть ли у школьника желание ознакомиться с той или иной областью знаний и видом деятельности. Вторые два означают стремление к углубленному познанию предмета своих интересов, а последние два – практическую деятельность в этой области.

Задание. Сформулируй результат своей работы по выявлению интересов и склонностей, какой тип профессии для тебя предпочтителен ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Тебе известно, что каждый тип профессии предъявляет к человеку определенные требования. Составь программу совершенствования и развития отдельных своих качеств:

ПОЗНАЙ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Профессиональная деятельность человека осуществляется в системе общественного производства страны. Выбирая профессию в соответствии со своими ценностями, интересами и склонностями, человек должен представлять, в каких сферах хозяйственной деятельности он может найти применение своим профессиональным знаниям, навыкам и умениям. Для этого необходимо знать, что из себя представляет народное хозяйство страны.

Все народное хозяйство страны включает две основные сферы деятельности: производственную (сфера материального производства) и непроизводственную. Каждая сфера состоит из ряда отраслей (смотри схему)

Отраслевая структура общественного производства России

Каждая отрасль включает крупные звенья производства – подотрасли. Например, промышленность – важнейшая отрасль производства состоит из двух больших групп отраслей – добывающей и обрабатывающей; подразделяется также на производство средств производства (машиностроительный комплекс, производство конструкционных материалов, топливно-энергетический комплекс, агропромышленный комплекс) и производство предметов потребления.

В каждой отрасли действуют свои условия и оплата труда , существует своя система подготовки и переподготовки кадров.

Задание. Выясни у взрослых, в каких отраслях ты сможешь работать по избранной тобой профессии, каков в них уровень условий и оплаты труда, в каких институтах и колледжах готовят кадры для этих отраслей. Соотнеси их со своими жизненными и трудовыми ценностями. Помни: от этих факторов во многом зависит конкуренция при поступлении в среднее и высшее профессиональное учебное заведение и требования к качеству подготовки абитуриента для получения профессионального образования . Напиши, в изучении каких предметов тебе нужно подтянуться, а какие изучить углубленно _____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Еще одним условием успешности выбора профессии является прогнозирование своего профессионализма в конкретных видах деятельности. Ты знаешь, что, с одной стороны, одним и тем же видом деятельности можно заниматься в разных профессиях, а с другой - в одной профессии можно заниматься разными видами деятельности. Поэтому, готовясь к получению профессионального образования, очень важно попробовать себя в разных видах деятельности и постараться понять, что у тебя получается лучше и приносит большее удовлетворение. Итак, постарайся попробовать себя:

в управлении – руководстве чьей-то деятельностью;

в обслуживании – работе по удовлетворению чьих-то потребностей;

в образовании – процессе передачи знаний и навыков, формировании личности,

в оздоровлении – избавлении от болезней и их предупреждении,

в творчестве – создании оригинальных произведений;

в производстве – изготовлении какой-либо продукции;

в конструировании – проектировании деталей и объектов для последующего их производства;

в исследовании научном изучении чего-либо;

в защите – охране от враждебных действий;

в контроле – проверке.

Задание. Выясни возможности разных видов деятельности в пределах выбранного тобой типа профессии. Уточни перечень учебных заведений, в которых ты можешь получить необходимое профессиональное образование. Напиши, образование какого профиля тебе необходимо получить в 10-11 классах школы, чтобы подготовиться к поступлению в ВУЗ _____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Полезная информация .

1. Возможные профили обучения на старшей ступени: физико-математический, физико-химический, химико-биологический, биолого-географический, социально-экономический, социально-гуманитарный, филологический, информационно-технологический, агротехнологический, индустриально-технологический, художественно-эстетический, оборонно-спортивный.

2. Возможное профильное изучение предметов на старшей ступени: русский язык , литература, иностранный язык, математика, история, физическая культура, обществознание, экономика, право, география, физика, химия, биология, информатика, искусство, технология, ОБЖ.

3. Для получения профильного образования не менее двух предметов должны изучаться на профильном уровне.

4. Обучение на старшей ступени может быть как профильным, так и универсальным.

5. Образовательная траектория после 9 класса может проходить через подготовку к поступлению в ВУЗ в 10-11 классах школы, получение начального или среднего профессионального образования в колледже, приобретение начальных профессиональных навыков непосредственно на производстве.

МОЯ РАБОТА ПО САМОПОЗНАНИЮ В 8 КЛАССЕ

МОЯ РАБОТА ПО САМОПОЗНАНИЮ В 9 КЛАССЕ

СТРАНИЧКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

(познакомь с ней родителей)

Родителям важно знать, что степень их влияния на профессиональный выбор ребенка колоссальна. Причем это влияние не обязательно выражается в форме конкретного совета или указания. Часто оно носит опосредованный (косвенный) характер: мимоходом высказанное мнение, профессиональный личный пример, отношение к какам-то конкретным профессиям и взаимоотношения с людьми как представителями профессий и т. д.

Кроме того, многим подросткам трудно из-за робости и отсутствия необходимых навыков сделать какие-то конкретные действия (позвонить, посетить школу или учебное заведение), и в этом помощь родителей может быть незаменима.

Хочется предостеречь Вас от категорических рекомендаций и указаний собственному ребенку, особенно если Ваш вариант идет вразрез с желаниями ребенка. Авторы книги «Азбука профориентации» отмечают: к сожалению, приходится признать, что большинство родителей знает мир профессий, аспекты и условия выбора профессии ненамного лучше самих подростков (кроме, разумеется, своей профессиональной области).

В профессиональных возможностях своих детей большинство родителей ориентируется слабо. А поскольку современный рынок труда меняется очень быстро, то устаревшие представления многих родителей о профессиях оказываются нисколько не лучше, чем ограниченные, но не устаревшие представления самих подростков. Таким образом, к ошибкам выбора вашего ребенка Вы можете добавить свои ошибочные взгляды на эту проблему.

Наиболее частые ошибки профессионального выбора:

· Ограничение исключительно престижностью профессии.

· Ориентация исключительно на высокую заработную плату .

· Ориентация исключительно на комфортные условия труда.

· Снижение до минимума трудностей обучения.

· Следование только указаниям родителей.

· Учеба за компанию, вместе с друзьями.

Ваша помощь ребенку в выборе образовательного маршрута может заключаться в следующем: мудрый совет, обсуждение различных мнений, приобретение необходимых справочников, организации встреч с людьми, чьи профессиональные знания связаны с интересами ребенка, сбор информации об учебных заведениях.

Совет родителей:

1.Познакомиться с профессиями в сфере ___________________________________________________

______________________________________________________________________________________

2.Куда пойти после 9 класса:

Основной вариант _____________________________________________________________________

Запасной вариант _____________________________________________________________________

МОЙ ВЫБОР

(заполняется в перед окончанием 9 класса)

Мой окончательный выбор образовательного маршрута заключается в том, что я

ХОЧУ СВЯЗАТЬ СВОЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

ДЛЯ ЭТОГО Я ПЛАНИРУЮ ПРОДОЛЖИТЬ ОБУЧЕНИЕ В:

Основной вариант

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Запасной вариант

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

ПО ПРОФИЛЮ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ):

Основной вариант

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

ПОТОМУ, ЧТО…

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Полезная информация

В нашей гимназии в 10-11 классах ты можешь получить как универсальное образование, так и образование по профилям . Обучение ведется по индивидуальным учебным планам . На профильном уровне (по выбору) ты можешь изучать обществознание, историю, экономику, право, географию, иностранный язык, … . Дополнительные элективные курсы позволяют расширить и углубить знания о выбранной сфере профессиональной деятельности. Данная профильная подготовка позволяет продолжить профессиональное обучение по широкому спектру профессий.

Подготовка по этим специальностям ведется практически во всех ВУЗах города.

Перечень специальностей социально-экономического

и социально-гуманитарного профилей по которым ведется подготовка

в екатеринбургских ВУЗах:

Каждый человек делает на протяжении своего жизненного пути множество выборов. Однако самые важные из них формируют траекторию его судьбы, с их помощью решаются самые важные вопросы: кем быть, с кем и как проводить жизнь. Что же происходит, если человек делает неправильный выбор? И как минимизировать возможность ошибок в таком нелегком деле?

Сочинение, заставляющее задуматься

Чтобы поступки школьников, которые повлияют на всю их дальнейшую жизнь, были правильными, нередко они получают от учителей интересное задание. От них требуется написать сочинение о выборе жизненного пути. В этом сочинении необходимо как уметь выразить собственное мнение, так и привести аргументы к проблеме выбора жизненного пути. Ведь молодые люди часто полны необоснованного энтузиазма в отношении своей будущей работы и жизни в целом. Они рисуют в своем воображении, как работают по три-четыре часа в сутки, после этого садятся в роскошную машину и возвращаются домой в не менее роскошные апартаменты. Им кажется, что выбранная ими профессия - самая перспективная и уж точно самая высокооплачиваемая. Однако опыт показывает, что взрослая жизнь не всегда оказывается такой радужной, как это может показаться поначалу. Работать приходится много и упорно, а если человек еще и сделал неправильный выбор в отношении профессии, то труд будет, скорее всего, еще и низкооплачиваемым.


Мнение других в вопросах дальнейшего обучения

Почему случается так, что человек выбирает в своей жизни неверный путь? Одной из главных причин нередко бывает следование чужому мнению. Выразив этот тезис, можно подобрать немало аргументов к проблеме выбора жизненного пути. Друзья советуют выбрать одну профессию, родители - другую. Постоянно прислушиваясь к чужому мнению, выпускник теряется в собственных желаниях - он их попросту перестает слышать. Он не задумывается о том, что этот выбор серьезно повлияет на все его будущее, ведь следующие несколько лет ему придется провести в стенах университета, приобретая профессию, которая ему совершенно не нужна. Может выйти даже так, что он не потратит ни дня на работу по этой профессии. Таким образом, необходимо прислушиваться в первую очередь к себе самому, правильно оценивать свои способности и возможности, иначе можно попросту потратить время впустую. Пустая трата времени - это и есть аргумент, объясняющий, почему стоит первоначально прислушиваться к себе и своим желаниям. Проблема жизненного пути и аргументы к тезисам сочинения на эту тему - хороший повод научиться самому школьнику отличать, в чем проявляется его собственный выбор, а в чем - мнение, навязанное извне.

Сомнение - враг выбора

Однако выбор профессии - это не единственная сфера, где можно совершить ошибку или же, наоборот, существенно улучшить свою жизнь. Человек выбирает, строить ли ему семью или нет, оставаться ли жить в своей стране или эмигрировать, открывать свое дело или же работать в чьей-то компании. Каждый из этих выборов существенно влияет на всю последующую жизнь. Ответственность, которая сопровождает выбор, является причиной множества сомнений. Какие аргументы к проблеме выбора жизненного пути может привести тот учащийся, кто считает главным вопросом наличие сомнений и возможность с ними успешно справиться? Школьник может упомянуть, что если человек сомневается слишком долго по поводу своего выбора, он может попросту упустить драгоценное время. Промедление словно «добавляет масла в огонь», и вероятность поступить неправильно существенно возрастает. Если же человек всерьез хочет побороть сомнения, он должен знать: в действительности, абсолютно верных или неверных путей нет. Даже если был сделан неправильный шаг, это в будущем станет источником бесценного опыта.


Нет плохих и хороших путей

Говорят, что судьба не является делом случая; судьба - это выбор каждого человека. Хорошим или плохим этот выбор не бывает никогда. Почему школьник должен подбирать аргументы к проблеме выбора жизненного пути самостоятельно? Сочинение на подобную тему - это задание, которое поможет переосмыслить те шаги, которые учащийся планирует сделать, а работа по подбору аргументов к своим тезисам поможет структурировать мысли, научиться внятно излагать свои доводы. Многие будут склонны считать, что один и тот же выбор с разных ракурсов может быть и плохим, и хорошим. В качестве аргумента можно привести несколько грубый, однако меткий пример - все любят мороженое, однако для удобрения огорода лучше подойдет навоз. Таким образом, необходимо учитывать также и тот контекст, в котором совершается определенный выбор жизненного пути. Аргументы можно подобрать как из жизни, так и из литературы или же кинофильмов. Школьник может включить описание ситуации выбора из любимого кинофильма или литературной новеллы.


______________________________________Субличности. Во мне живет два разных человека!

Я попробую примерно описать, что я чувствую.
Я недавно подумала, что во мне как будто два человека, один хочет одного, другой - другого, и они друг друга ненавидят. Я не знаю, кто из них я. Один человек хочет забиться в угол, спрятаться от всех, чтобы никто больше не трогал, и быть в полной изоляции от внешнего мира. Ну или хотя бы просто тишины и покоя. Другой хочет быть активным, позитивным, постоянно действовать, двигаться куда-то, развиваться, самосовершенствоваться. И вот они образуют внутри страшный разрыв.

Не могу выбрать между юрфаком и журфаком.

Здравствуйте Рауф. У меня почти такая же ситуация как в вашей статье с парнем, который не мог выбрать универ. Я точно так же – не могу выбрать. Сейчас я на 1 курсе нашего местного юрфака. Учиться там мне очень нравится (ну когда получается учиться). Но я очень хочу на журфак в Москву - этой мечте уже 2 года. И в этом году я хочу попробовать туда поступить. Но дело в том, что покидать мой универ мне тоже не очень хочется. Здесь друзья, да и преподы грамотные - все объяснят, всегда поддержат. В общем разрываюсь.

Меня контролирует мама. Что делать?

Мне 18 лет. Я учусь в Москве. Мама звонит мне несколько раз в день и спрашивает, как у меня дела, что нового. Я должна отчитываться обо всем. Я не могу никуда сходить без ее ведома. Если я куда-то иду, то я должна сказать, куда я иду, с кем я иду и т.д. А если уже сходила, то тоже подробный отчет. Я не хочу ставить кого-то в известность в своих действиях. Я хочу быть свободной. Иногда я даже завидую сиротам: делают, что хотят. А еще она не может спокойно уснуть, не убедившись, что я дома. И, естественно, по ночам я никуда не хожу (и не с кем). А если я иду на какой-то праздник, то она не спит, может до 3х часов ночи не спать: ждет, когда я приду домой. Что мне делать? Как сказать, чтобы она перестала контролировать меня?

______________________________________
Меня убивает неопределенность - журфак или филфак?
(Хочу бить себя за каждую минуту, проведенную в соц.сетях!)

У меня спорная ситуация насчёт поступления, я всегда мечтала быть журналистом, естественно, хотелось поступить на журфак МГУ. Кроме того, я приглядела ещё пару вузов, гу-вшэ и рггу, где тоже довольно неплохие журфаки. А моя мама хочет чтобы я поступила на филфак. Репетиторы тоже переубеждают меня насчёт журфака. Я буду вправе сдать документы и туда, и туда, т.к. предметы везде одинаковые. Возможно, я не вправе разглагольствовать на тему "куда мне поступить" до сдачи экзаменов и до определения количества баллов, или хотя бы до написания олимпиады, но эта неопределённость меня убивает, хочу цель, а не размытое будущее.

За час я сделала один единственный вопрос! Но у меня еще 32 вопроса!!!

Поступила на истфак из соображений, что это будет хорошее образование. Сама по себе история, как дисциплина, безумно интересна, но я частенько думаю, что мне было бы гораздо веселее учиться на каком-нибудь творческом факультете - вроде факультета технологии и дизайна. Но... здесь возникает конфликт между тем, что будет лучше для моего будущего (а это всё-таки историческое образование) и тем, что я хочу (закончив тот же факультет технологии и дизайна почти невозможно потом устроиться на нормальную работу с достойной зарплатой). У меня в голове постоянно сталкиваются эти две стороны.

Как побороть лень при подготовке к экзамену.

Я решила попробовать сдать адвокатский экзамен (у меня высшее юридическое образование). Экзамен через два месяца. Документы уже подала. Проблема в том, что я ленюсь – то чувствую себя уставшей - мозг не соображает, то надо какие-нибудь дела поделать, из серии - что бы поделать, чтобы ничего не делать, то начинаю себя накручивать, представляя как я буду на вопрос на экзамене отвечать, что будут дополнительно спрашивать, после этого вообще ничего учить невозможно. И не хочется все сводить к проблеме перфекционизма, когда решаешь не делать ничего, чем делать плохо (хотя такая проблема тоже есть) - но я понимаю, что лучше делать хоть что-нибудь, хоть что-нибудь читать, чем не читать ничего. В общем непонятно что со всем этим делать.

Чувство вины и как от него избавиться.

Чувство вины часто портит жизнь людям, особенно людям совестливым, с повышенным чувством ответственности. В этой статье я попытался описать наиболее часто встречающиеся разновидности этого чувства.

Как правильно бороться с ленью.

Сколько раз я слышал - как только мы садимся и пытаемся что-нибудь делать, на нас нападает необъяснимая апатия, нашу волю как будто парализует. Возникает ощущение, что нет никаких сил - ни моральных, ни физических. И вот тут в голове у человека и возникает мысль – я ленивый, это меня лень одолела. Сделав такой вывод, человек сначала пытается с ленью бороться. Он собирает в кучу остатки воли и заставляет себя учиться или работать. Помогает ненадолго, через какое-то время лень возвращается и становится еще сильнее. Сделав несколько аналогичных попыток человек вешает на себя ярлык – «я ленивый и ничего с этим поделать нельзя».

______________________________________
Все о прокрастинации.

Прокрастинация – откладывание дел на потом – настоящий бич современного человека. По непонятным для самого себя причинам вы откладываете выполнение работы сначала на пять минут, потом на час, потом на сутки, на неделю, на месяц… В итоге либо делаете работу в последний момент – обычно кое-как, либо не делаете вообще. Эффективность работы резко снижается, самооценка падает до нуля, вместе с ней падает ваш жизненный тонус, а желание что-либо делать исчезает навсегда.

Я рассталась с парнем, потому что он мне изменял
Не так давно я рассталась с парнем. В общем, все полтора года нашего общения на мне были розовые очки, многие его действия (проявления эгоизма, самовлюбленности, отсутствие внимания ко мне и интереса к моей жизни вообще) я объясняла его характером. Я рассталась с ним, когда узнала, что он изменял мне, причем не с одной, а с разными женщинами. И теперь я сижу и думаю - и что мне теперь делать?

Как заставить себя учиться?

Когда приходит время садиться делать некоторые предметы, я не знаю как заставить себя учиться, сразу на что-нибудь отвлекаюсь и в итоге откладываю учебу на другое время. Вспоминаются какие-либо дела (по комнате (убрать, постирать)), вспоминается что хотел почитать какую либо статью, книгу, пообщаться с каким-нибудь другом, поспать и. т.д. Это приводит к тому, что я сажусь ботать на 15-90 минут позже.

ЖЕНЩИНА-ВАМП. Роковая женщина, соблазняющая мужчин, но сама при этом мужчин не любящая. Ей нравится смотреть на мучения влюбленных в себя мужчин. Если брать исторические персонажи - это Клеопатра. Более современных примерглавная героиня фильма «Основной инстинкт»...

Когда студент не знает предмета и боится экзамена, страх вполне естественен. Но иногда человек неплохо готов, но все равно испытывет такой сильный страх, будто вообще ничего не знает. Почему студент боится экзаменов? Может быть несколько причин. Студент может испытывать страх перед экзаменом, потому что испытывает стыд. Ему кажется, что если он не сдаст экзамен, то преподаватели и друзья будут смотреть на него с укоризной и говорить – «А это тот тупой студент, который не смог ответить на такой простой вопрос». Этот стыд зачастую настолько силен, что полностью парализует человека на экзамене.

______________________________________
Проблема выбора: МГУ или МГИМО?

Я учусь на физфаке МГУ, но попал я сюда совершенно случайно, без всякого преднамеренного желания, подготовки и т.д. Учиться, конечно, очень интересно, и хочется пройти этот путь до конца, но я не могу отказаться от мечты учиться в том вузе, в который планировал поступать изначально. МГИМО - это то, чем я жил около 2 лет и мне очень дороги эти годы. Все дело в том, что я не знаю, чего хочу больше: остаться в МГУ или стать дипломатом... поэтому не могу сконцентрироваться на учебе, и возникают совершенно никому не нужные проблемы, ссоры с родственниками... Жду вашего совета.

______________________________________
Как не волноваться на экзаменах?

Даже на тех экзаменах, когда я знал все практически идеально, я начинал волноваться и прочее. Когда я получаю билет на руки, вся уверенность просто уходит куда-то. И я никак не могу сосредоточиться на экзамене.

______________________________________
Как помириться с девушкой.

Начал встречаться с девушкой, но у меня постоянно было чувство, что она от меня что-то скрывает. Пообщались месяц, а потом я узнаю, что она давно уже не девочка. Я постоянно ощущал, что она просто... играет со мной.... И теперь мы с ней поссорились, но я не могу даже представить, что её кто то другой за руку держать будет, да и себя я с другой девушкой тоже представить не могу!

______________________________________
Не уверен в правильности своих поступков.

Я теряюсь в выборе того, что нужно сделать и важно сделать. Например, мне нужно найти девушку, которая станет моей женой. Но также важно помогать семье. Проблема заключается в том, что я полностью погружаюсь в какую либо деятельность с головой. Либо очень сильно помогаю семье, либо ищу очень активно девушку.

______________________________________
Девушки воспринимают меня только как друга!

Чтобы девушка воспринимала молодого человека как мужчину, а не как друга, молодой человек должен транслировать через себя один из мужских сексуальных архетипов.
Например, архетип ВОИНА - смелого и мужественного завоевателя...

Как простить измену?

Раньше я прощала людей, находя им оправдания, мол они поступили так или иначе под влиянием каких-то причин и обстоятельств. И этого было достаточно, я снова начинала общаться с этими людьми, была настроена позитивно. Я всегда считала что лучшее средство решения всех проблем - это сесть, поговорить и прийти путем логических размышлений к решению ситуации. Но почему-то сейчас я не могу простить человека, я не могу себя настроить мыслить конструктивно.

______________________________________
Хочу выйти замуж за властного мужчину старше себя.

Я уже давно хочу выйти замуж, обзавестись семьей... Но в моей жизни никогда не было взаимных чувств, все мои мужчины пытались подчинить меня своей воле, задавить своим характером, да и никогда не любили, хотя "на словах" ценили мою заботу, то, что я отдаю им все свои силы. Мне было бы интересно узнать, почему все мои любовные истории имеют один сценарий (моя бесконечная забота в адрес мужчины - в ответ - предательство или измена с его стороны и расставание) и что мне следует исправить в себе, чтобы избежать повторения таких ситуаций?

В чем смысл жизни. Диалоги с психологом.

У меня какое-то странное ощущение, что я в этой жизни чего-то не понимаю и вообще что-то делаю не правильно. Мне кажется у меня отсутствует глобальная цель, к которой я должна была бы стремиться всю жизнь. А если определенной цели нет вообще, то непонятно зачем я вообще появилась. Я могу всю жизнь работать, учиться, приносить какую-то пользу людям... но непонятно зачем мне все это нужно. Раз я тут появилась - значит кому-то это было нужно?! (но не родителям это точно). Однако этот кто-то почему то не спешит сообщить мне - зачем именно (а сама я как-то не соображу). А без этого понимания жить вообще неинтересно и самое главное непонятно зачем!?

______________________________________
Что делать, если в любви признался друг?

У девушки есть друг. Сложившиеся отношения девушку вполне устраивают. Но в один прекрный момент друг говорит, что давно ее любит. Для девушки это шок, она не знает, как реагировать. Она никогда не смотрела на этого парня, как на потенциального молодого человека...