Хараппская цивилизация кратко. Око планеты информационно-аналитический портал. История древней Индии - Протоиндискай культура долины Инда

К настоящему времени памятники Индской цивилизации найдены более чем в 200 пунктах Западной и Северной Индии, в Синде, Белуджистане и на побережье Аравийского моря - на огромной площади, простирающейся на тысячу километров с севера на юг и на полторы тысячи километров с запада на восток.

Первыми были исследованы два наиболее крупных городских центра - Мохенджо-Даро и Хараппа (по названию последнего и вся археологическая культура именуется иногда Хараппской). Затем были открыты менее значительные городища - Чанху-Даро, Калибанган. В последние годы раскопки ведутся преимущественно в периферийных районах. Особенно большой интерес представляет Лотхал - важный форпост южной зоны цивилизации, бывший, возможно, морским портом. Об этом свидетельствуют раскопки верфи, связанной каналами с рекой, впадающей в Камбейский залив.

Но цивилизация сохраняет все же условное наименование Индской, ибо основные ее центры находились в бассейне этой великой реки.

Рис. 50. Мохенджо-Даро. Раскопки . III-II тыс. до н. э. Пакистан

Благодаря археологическим исследованиям последних десятилетий Индская цивилизация уже не кажется единой и совершенно неизменной, удается как установить последовательность периодов ее развития, так и выделить отдельные культурные зоны. От собственно долины Инда, составляющей центральную зону, отличаются области, расположенные к западу от Инда, северные области (Рупар, Калибанган, Аламгирпур) и южные (в основном п-ов Катхиявар).

Хронологически Хараппская культура определяется в границах 2300-1700 гг. до н.э., но для разных зон и отдельных центров датировки могут совпадать не полностью.

Ученые до сих пор бьются над загадкой самых ранних очагов урабанистической культуры и первых протогосударств в Северной Индии, возникших в III тысячелетии до н.э. Это происходит потому, что индская письменность Хараппы и Мохенджо-Даро пока не расшифрована. Скудные данные археологии и религиозные тексты более поздней, ведической эпохи не позволяют представить себе жизнь хараппского общества III тыс. д.н.э. в полном объеме. В распоряжении ученых почти нет дат, имен, реальных исторических событий, сведений об административной структуре и политической динамике. Имеющиеся сведения позволяют сделать следующие выводы.

Территория, занимаемая обществом Хараппы, значительно больше территорий одновременных Египетской и Месопотамской цивилизаций. Считается, что эта цивилизация была известна шумерам под названием Мелухха.

Расцвет Хараппского общества относится к рубежу III-II тыс. до н.э. О его высоком уровне развития говорят строгая планировка городов, монументальная архитектура, наличие письменности, системы мер и весов и произведений искусства. Наиболее полную и разнообразную информацию о цивилизации дают поселения, число которых достигает почти 1000.

Некоторые города отличались большими размерами, например, Хараппа и Мохенджо-Даро, площадь которых составляла 2-2.5 кв. км, а число жителей по различным оценкам определялось от 35 до 100 тысяч. Были и городки площадью от 5 до 12 га и мелкие поселки до 1 га.

Как правило, города обносились мощными стенами. Крупные города состояли из двух частей цитадели и нижнего города. В цитадели размещались зернохранилище, дворец правителя, административные и торговые здания, бассейн для религиозных омовений и культовые строения. Доступ жителей города в цитадель ограничивалась специальными воротами.

В нижнем городе проживала основная часть населения. Застройка городов отличалась четкой планировкой, сеть улиц делила город на прямоугольные блоки-кварталы. Довольно широкие, нередко до 10 м, основные улицы города пересекались под прямым углом. На крупных перекрестках углы домов намеренно округлялись, чтобы не препятствовать движению повозок.

Зажиточные горожане жили обычно в 2-3 этажных домах из обожжённого кирпича, которые, как правило, состояли из нескольких помещений, сгруппированных вокруг дворика, где находились очаги, готовилась пища, и играли дети. Плоские крыши домов покрывались утрамбованной землей и, возможно, в душные летние ночи они служили местом для сна.

Дома не украшались и не имели окон, но были довольно благоустроены. Обычно в каждом доме имелась кухня и туалетная комната. Для доступа в помещение свежего воздуха в верхней части стен делались прорези. Город обслуживало сеть выложенных кирпичом колодцев и совершенная, по масштабам того времени, система канализации. Часть населения, в основном беднота, селилась за городскими стенами, принимая на себя первые удары наводнений и вражеских вторжений.

Население Хараппского общества занималось земледелием, возделывая пшеницу, ячмень, просо, полевой горох, дыни, кунжути и горчицу. Значительное внимание уделялось рисосеянию и садоводству. Выращивали также хлопок, первое знакомство, с которым восходило к раннеземледельческой эпохе.

Нет данных о существовании в этот период крупных оросительных сооружений, но известно об использовании водочерпательного колеса. Вероятнее всего поля орошались естественными разливами рек. Хараппцы широко использовали паводковые воды, производя обваловку полей для их удержания. В это время уже применялась система двух урожаев весеннего и летнего, которая сохранилась в аграрной традиции Индии и в наше время.

Земледелие отличалось значительным техническим оснащением деревянный плуг, каменные лемехи, двух- и четырехколёсная повозка.

Развивалось у хараппцев и скотоводство, и уже были одомашнены коровы, буйволы, овцы, козы, свиньи, ослы. Роль охоты и рыболовства сводилась к минимуму.

Ремесло, как важнейший компонент Хараппской цивилизации, в полной мере отражало эпоху бронзового века с его нарастающим прогрессом металлургии и металлообработки. Ремесленники того времени умели получать различные сплавы, в том числе меди с мышьяком, свинцом и оловом. Из них изготовляли инструменты, предметы вооружения и украшения. Обработке подвергались также золото, в меньшем масштабе свинец и серебро. Железа в городах Хараппской цивилизации не обнаружено.

В изящных изделиях хараппских ювелиров золото сочеталось с полудрагоценными камнями, а изготовление бус превратилось в налаженное производство. Особенно популярными были сердоликовые бусы с травленым орнаментом.

Особым промыслом, в котором мастерство ремесленника сочеталось с взыскательным вкусом художника, было изготовление печатей-амулетов. Они вытачивались из стеатита, и на амулете обычно изображалось какое-либо животное (например, бык перед особого рода кормушкой – наиболее распространенный сюжет) и несколько пиктографических знаков. В отличие от шумерских цилиндрических печатей, индские были плоскими. Замечательным искусством отличались гончары и резчики по камню и слоновой кости.

Рис. 51. Печати из Мохенджо-Даро . III-II тыс. до н. э. Стеатит. Размеры: 1) 2,4 x 2,4 х 0,53 см; 2) 4,06 x 3,95 х 0,8 см; Национальный музей, Исламабад

1) На квадратной печати изображен трехглавый зверь, сочетающий в себе черты трех важных культовых животных - быка, единорога и антилопы. Животное могло символизировать то или иное божество, либо обозначать природную стихию или время года.

2) На печати изображено божество с рогатым головным убором и браслетами на обеих руках. Божество стоит на священном фиговом дереве и смотрит на коленопреклоненного почитателя. На небольшом стуле покоится человеческая голова. Сцену довершает гигантский баран и процессия из семи человек. Эти последние носят головные уборы с одним пером, длинные юбки и браслеты на руках. У верхнего края печати имеется несколько символов, один символ помещен под священным деревом. Эта картинка, возможно, изображает ритуал жертвоприношения божеству с процессией из семи фигур.

В отличие от Египта и Месопотамии для Индской цивилизации совсем не характерна монументальная скульптура (вряд ли она изготавливалась из непрочного материала, скажем дерева). Все сохранившиеся изображения небольшого размера. Наиболее известна статуэтка так называемого правителя-жреца, найденная в самом крупном здании цитадели Мохенджо-Даро. Небольшую бронзовую фигурку обнаженной женщины в ожерелье и со множеством браслетов на руках считают танцовщицей (типа тех, что и много позже жили при индуистских храмах).

Рис. 52. Статуэтка танцовщицы из Мохенджо-Даро . III-II тыс. до н. э. Бронза. Национальный музей, Дели

Важную роль играло прядение и ткачество. Выделывались различные ткани, в том числе из хлопка.

Крупные поселения-города хараппцев это не только центры ремесла, но и торговли, как внешней, так и внутренней. Морская и сухопутная торговля развивала контакты Индской цивилизации с Месопотамией. Одним из перевалочных пунктов, где совершались торговые сделки, были Бахрейнские острова.

О значительной роли торговли свидетельствует большое количество кубической формы каменных гирь со стандартным весом. Исходной единицей служил вес 0,85 г. с последующим удвоением и удесятерением. Появились также линейки из кости, раковин и бронзы.

О широких внешних связях (по морю и по суше) городов Индской цивилизации говорят находки изделий Хараппской культуры (в основном печатей) на городищах Месопотамии (Ур, Киш, Телль-Асмар), а также Ирана (Тепе-Яхья) и Южной Туркмении (Алтын-Тепе). Некоторые изображения на предметах, найденных в Месопотамии (печати из Телль-Асмара, ваза из Телль-Аграба), считают типично индийскими. Промежуточным звеном между Индией и Месопотамией могли служить острова Персидского залива. Подтверждением этого являются сходство печатей Бахрейнских островов с индийскими и находки предметов, изготовленных на Бахрейнских островах, в городах Индской цивилизации.

Хараппское общество создало оригинальную систему письменности. Письменность получила достаточно широкое распространение, а грамотность не ограничивалась столичными центрами. К настоящему времени до нас дошло 2,5 тысяч надписей на керамике, металлических изделиях и печатях-амулетах. Ученые выделили более 400 рисуночных знаков, но расшифровать их пока не удается. Удалось лишь установить, что хараппцы писали справа налево и что их письменность принадлежит к протодравидскому языку.

В сфере религиозных верований население Хараппской цивилизации поклонялось богине-матери, однако на первый план начал выдвигаться культ верховного мужского божества. Оно изображалось сидящим на невысоком троне, в рогатом головном уборе, иногда трехликим, в окружении разного рода животных, напоминая позднейшего бога Шиву. Для хараппской цивилизации весьма значительны и традиции анимизма. Обожествлялись некоторые виды животных (слоны, обезьяны, собаки, быки, птицы), считающиеся священными и в настоящее время.

Подводя итоги, можно отметить, что в Хараппском обществе четко прослеживаются черты городского образа жизни. Хараппцы находились на первой стадии урбанизации, когда значительный человеческий потенциал и соответствующий ему образ жизни сконцентрировался в единичных крупных центрах. Внутреннее убранство домов отличалось скромностью, ограничиваясь лежанками и сиденьями, резные ножки которых иногда имели форму ног крупного рогатого скота. Уже уделялось внимание и кулинарии. Хозяйки широко пользовались в приготовлении теста каменными и глиняными ступками. Свой повседневный быт женщины украшали, используя престижные вещи, к которым относились личные украшения и прежде всего браслеты. Это были браслеты из золота, серебра, меди, раковин и терракоты, из нитей золотых бус. Их носили не только на руках, но и на ногах.

С 1800 г. до н.э. Хараппская цивилизация стала медленно угасать. До сих пор неизвестно, что привело Хараппскую культуру к упадку. Возможно, изменение климата, чрезмерные разливы рек, тектонические толчки, быть может, эпидемии. Можно утверждать с достаточной уверенностью, что она не погибла в результате внезапной катастрофы.

Обширный материал, накопленный к настоящему времени археологами, показывает, как постепенно, в течение шести столетий, приходили в упадок некогда цветущие города. Постепенно утрачивались навыки градостроительства, ремесленного мастерства, художественного вкуса, все меньше появлялось привозных вещей. Вероятно, оказалась забытой и письменность. Происходила смена городов сельскими поселениями и варваризация культуры.

В периферийных областях на севере и на юге - на п-ове Катхиявар, - позднее других колонизованных жителями долины Инда, дольше сохранялись характерные черты Хараппской культуры, постепенно сменявшейся позднехараппской и послехараппскими.

Упадок городов сопровождался проникновением в долину Инда более отсталых племен с северо-запада, однако не эти набеги явились причиной гибели Хараппской культуры. Некоторые области Северо-Западной Индии к настоящему времени превратились в пустыни и полупустыни, и вполне возможно, что в результате нерационального ведения поливного земледелия и вырубки лесов природные условия района стали менее благоприятными.

Огромный разрыв между немногочисленными развитыми центрами и обширной сельской периферией способствовал хрупкости цивилизации бронзового века. Но подлинные причины гибели хараппских городов должны быть, прежде всего, связаны с их историей, а ее-то мы пока и не знаем.

После гибели Хараппской культуры на месте опустевших городов возводят свои бедные лачуги племена, которым еще только суждено было вступить в эпоху цивилизации. Однако период расцвета городов долины Инда не прошел бесследно. Прямое влияние Хараппы чувствуется как в энеолитических культурах Центрального Индостана II тысячелетия до н.э., так и у племен бассейна Ганга. Культурное наследие Индской цивилизации сохраняется в религиозных верованиях и культах позднейшего индуизма.

Хараппская цивилизация, или цивилизация долины Инда, появилась ок. 2500 до н.э. и просуществовала в первоначальных границах примерно тысячу лет. Ее территория протянулась на 1600 км: от побережья Аравийского моря на юге до предгорий Гималаев на севере, восточная граница доходила до долины р.Джамны (в районе Дели) и до Мумбаи (Бомбея) на побережье, а общая площадь оценивается в 1300 тыс. кв. км.

Мохенджо-Даро и Хараппа. В период расцвета Хараппской цивилизации было построено свыше 800 городов и поселений. Наиболее крупные из известных городов: Мохенджо-Даро на берегу Инда в Синде и Хараппа на берегу Рави в Пенджабе - оба площадью ок. 2,5 кв. км. В каждом из них на высоких платформах из глины и сырцового кирпича были возведены укрепленные цитадели, а также имелись большие зернохранилища (в Хараппе - рядом с рекой, в Мохенджо-Даро - в цитадели).

В цитадели Мохенджо-Даро обнаружены также сооружения для проведения ритуальных церемоний, священный водоем, дворцовые постройки и расположенные по бокам от них залы приемов. Город Мохенджо-Даро в целом имел прямоугольную планировку. Его примечательной особенностью является развитая система канализации. Трубопроводы для сточных вод строились из обожженного кирпича. Дома, как правило, кирпичные, с двориком в центре, стояли очень тесно. Они имели удобную планировку. Во многих домах были ванные комнаты с полами, выложенными тщательно подогнанной плиткой, и канализацией, а в некоторых - и уборные (аналогичные тем, которые до сих пор встречаются в некоторых районах Месопотамии). На верхний этаж или плоскую крышу вели кирпичные лестницы. В городе раскопано множество колодцев как личного, так и общественного пользования.

Регулярная городская застройка характерна и для меньших по размеру городов Хараппской цивилизации, например небольшого морского порта Лотхал на плоском побережье Камбейского залива. Здесь также были прямые улицы с домами, выстроившимися вдоль красной линии, и искусная система канализации. В порту был построен кирпичный причал.

Эти города в период расцвета преуспевали, по-видимому, благодаря развитию земледелия и торговли. Имеются сведения, что население занималось выращиванием пшеницы, ячменя, проса, гороха, сезама, кунжута, хлопчатника, дынь. В Хараппе рядом с зернохранилищами находились ряды площадок для обмолота зерна, а к ним примыкали сомкнутые ряды бараков, что может свидетельствовать о применении рабского труда. В Мохенджо-Даро также обнаружены постройки барачного типа, но их назначение менее определенно. В годы расцвета центры Хараппской цивилизации развивались по единому принципу. К сожалению, наводнения, неоднократно происходившие на протяжении многих веков, уничтожили следы системы искусственного орошения и противопаводковых сооружений в долине Инда.

Неизвестно, были ли города Мохенджо-Даро и Хараппа взаимодополняющими и конкурирующими центрами единой «обширной империи». Тем не менее складывается представление, что Хараппская цивилизация отличалась удивительной однородностью во всех основных сферах жизнедеятельности. Только на периферии этой цивилизации в более поздние времена появились заметные различия в ряде технологий, в первую очередь в изготовлении керамики, однако и в них прослеживается определенная связь с традиционными элементами Хараппской цивилизации.

Резные печати. Наиболее примечательными из типичных для Хараппской цивилизации изделий являются уникальные резные печати. Обычно они изготавливались из стеатита и имели квадратную форму (иногда круглую). Печать вставлялась в ручку. На лицевой стороне имелись глубоко вырезанные в камне изображения какого-либо животного: единорога, короткорогого быка, горбатого буйвола, носорога, тигра, слона, фантастических зверей, иногда ритуальных человеческих или получеловеческих фигур. Почти на каждой печати были группы знаков полупиктографического письма.

Скульптура Из тех немногих скульптурных произведений, которые сохранились до нашего времени, самое интересное - поясной портрет «бородатого жреца», выполненный в половину натуральной величины. Его плащ украшен рисунком трилистника (клевера), что, по-видимому, имело сакральное (возможно, астрологическое) значение.

Орудия и украшения В качестве орудий труда и оружия жители долины Инда использовали простые изделия из меди или бронзы с низким содержанием олова: плоские ножи, копья, плоские топоры без гнезда для рукоятки, которые давно уже были известны в Западной Азии. Широко применялись примитивные лезвия из кремня, отколотые от приготовленных для этого стержней с незначительной последующей обработкой или без нее. Украшения делали из золота, серебра, меди или фаянса, реже встречается ляпис-лазурь из Афганистана, а также бирюза из северо-восточной Персии. Другие материалы доставлялись издалека, даже из Южной Индии. Отдельные предметы из долины Инда, встречающиеся при раскопках городов в Месопотамии, а также возможные указания на торговлю с населением долины Инда, содержащиеся на глиняных дощечках из Ура, свидетельствуют о том, что торговали в районе Персидского залива в основном хрупкими, непрочными изделиями, и поэтому их трудно идентифицировать.

Религия Многочисленные выполненные из терракоты фигурки женщин, обнаженных, но с украшениями, свидетельствуют о широко распространенном культе богини-матери, а статуэтки беременных женщин или женщин с детьми - о культе плодородия. Полированные камни высотой до 60 см, возможно, использовались в обрядах, предвосхищавших фаллический культ. На трех печатях из Мохенджо-Даро изображены сидящие фигуры в головных уборах с рогами, а на двух - с тремя лицами, которые рассматриваются учеными как прототипы бога Шивы исторического периода. Многочисленные изображения быка, как в терракоте, так и на печатях, напоминают традиционное поклонение индийцев этому животному и ассоциируются с культом прото-Шивы. Индуистская религия позднего времени, несмотря на ее арийское обличье, возможно, позаимствовала свои основополагающие элементы у доарийских культов долины Инда. Однако отдельные звенья, связывающие долину Инда с Месопотамией, не согласуются с общей картиной: прежде всего, это печати с изображением человеческой фигуры с распростертыми руками, сдерживающей вставших на дыбы тигров. Эта фигура напоминает изображения шумерского мифического героя Гильгамеша со львами.

Письменность Хараппская письменность, представленная символами на печатях и гончарных пластинах, полностью не расшифрована. Свидетельств о том, что она когда-либо развилась в последовательность условных знаков, подобно вавилонской клинописи или египетской иероглифике, не обнаружено. Это определенно слоговое письмо, текст читается поочередно справа налево, но когда текст заходит на следующую строку - и слева направо. Однако даже общий смысл многих сотен примеров таких записей пока неясен.

Погребения В Хараппской цивилизации не было мрачных «царских погребений», характерных для Ура в Месопотамии. Как правило, покойника хоронили в вырытой могиле головой к северу. Погребения людей среднего достатка содержали от 15 до 20 горшков и личные вещи - браслеты из ракушек, ожерелья, ножные браслеты из стеатитовых или глиняных бусин, медные кольца или серьги, медные зеркала. В то же время обнаружены две необычные могилы: одна выложена сырцовым кирпичом, в другой находился продолговатый гроб из розового дерева с крышкой из гималайского кедра. В Лотхале, у Камбейского залива, захоронения (возможно, несколько более позднего времени) включают три двойных погребения, что может означать зарождение индийского обычая «сати» (самосожжения вдовы).

Упадок и нашествие ариев

Заключительный этап Хараппской цивилизации, вероятно, в разных регионах протекал неодинаково. Цивилизация в долине Инда оказалась на пути вторжения ариев, которые во II тыс. до н.э. заняли Пенджаб (Пятиречье). Память об этом нашествии сохранилась в гимнах Ригведы, самом раннем индийском литературном памятнике. Из них можно узнать и о том, как арии осаждали местные укрепления, по-видимому, города Хараппской цивилизации. Определенно известно, что конец Мохенджо-Даро был кровавым, и повинны в этом, вероятно, арии. В различных местах Мохенджо-Даро найдены беспорядочные скопления скелетов мужчин, женщин и детей (некоторые со следами ран от мечей или топоров). По всей вероятности, город был взят штурмом, а наступавшие двинулись дальше.

В тот период кочевники-арии еще не перешли к оседлости, так что такого рода налет вполне соответствовал их образу жизни. Однако независимо от того, была ли трагическая гибель Мохенджо-Даро (и других городов в долине Инда) делом рук ариев, существуют убедительные свидетельства, что к этому моменту город уже находился в состоянии экономического и социального упадка. Дома были грубо поделены на отдельные маленькие жилые помещения, улицы стали уже, город неоднократно страдал от наводнений, которые оставляли после себя ил и разрушения, высокий кирпичный подиум государственного зернохранилища в цитадели постепенно засыпался строительным мусором и скрылся под жалкими лачугами. С полным основанием можно утверждать, что гибели города предшествовали долгие десятилетия упадка.

Переходный период на юге Иная судьба сложилась у южной ветви Хараппской цивилизации, распространившейся вдоль побережья Аравийского моря и защищенной с севера пустыней Тар и обширными солончаками Качского Ранна. Там, не испытывая непосредственной угрозы вторжения ариев и других захватчиков с пограничных гор, цивилизация органично прошла через промежуточные фазы, перерастая в культуры-преемники, которые постепенно срастались с энеолитическими культурами Центральной Индии второй половины II - начала I тысячелетия до н.э.

Цивилизация в долине Инда сменилась своеобразным культурным безвременьем, в то время как на юге наблюдалась определенная трансляция прежней культуры. В самой Хараппе среди развалин торчат остовы зданий, грубо сложенных из вторично использованных кирпичей. В городе Чанху-Даро, в долине Инда в 130 км к юго-востоку от Мохенджо-Даро, хараппское население сменилось поселенцами, принадлежавшими к культуре Джхукар, стоявшей на более низкой ступени развития. Они делали грубые глиняные изделия и пользовались круглыми печатями-пуговицами из керамики или фаянса с ячеечным рисунком, похожими на печати II тысячелетия до н.э., найденными на севере Ирана и на Кавказе. Через некоторое время этих жителей сменили другие поселенцы, т.н. культуры Джхангар. Отдельные находки бронзовых и медных изделий в Сулеймановых горах (Западный Пакистан) и горах Белуджистана напоминают кавказские и иранские формы, а каменные могильные пирамиды содержат предметы, имеющие сходство с иранскими примерно 10 в. до н.э. Имеются свидетельства проникновения предметов материальной культуры из Анатолии и с запада, т.е. со стороны вторжения ариев.

Позже в долине Ганга и Джамны появилась своеобразная медная и бронзовая индустрия, вслед за которой уже в первой половине I тыс. до н.э. возникли первые в этом регионе города.

Энеолитические культуры Центральной Индии

Неваза и Махешвар. Тем временем вдоль рек прибрежных районов Катхиавада и Саураштры возник ряд энеолитических культур, находившихся в стадии перехода от сельских общин к более высоким формам организации. Промежуточное положение между культурами центральных и западных районов занимает поселение в Невазе, на берегу р.Правара, в 55 км к северо-востоку от Ахмаднагара. Здесь была построена большая деревня, состоявшая из хрупких строений, которая неоднократно перестраивалась в период 1500-900 до н.э. Жители занимались пастбищным скотоводством и земледелием, в числе возделывавшихся культур был и рис. Они плавили медь, из которой делали простые резцы, браслеты и бусы, но шире всего использовались полированные каменные топоры и микролиты, изготовленные из халцедона, агата и кремня. Микролиты представлены лезвиями, часто легкой вторичной обработки, а иногда и без нее. Встречаются серповидные, треугольные, трапециевидные микролиты, вероятно, вставлявшиеся в сделанные в дереве или кости углубления и являвшиеся частью составного орудия. Керамические изделия изготавливались на гончарном круге: это сосуды с красными носиками, украшенными черным штриховым или треугольным орнаментом по бордюру, иногда с изображениями собак, диких козлов и других животных. Погребения (найдены преимущественно детские) производились в урнах и часто помещались под полом жилища.

Поселения подобного типа во множестве возникали по берегам крупных рек в Центральной Индии, и некоторые из них просуществовали до середины I тыс. до н.э. Поселение в Махешваре, где находилась главная переправа через р.Нарбада в ее среднем течении, уже приближалось к статусу города, когда туда, как и в другие районы Центральной Индии, в 500 до н.э. или несколько позже начали проникать элементы гангской цивилизации железного века.

Предыстория

Письменность

Этническая и генетическая принадлежность

Вопрос об этнической принадлежности не решён, чаще всего предполагалась связь с носителями дравидийских языков . В то же время лингвистические данные указывают на то, что в северной и северо-западной Индии контактировали между собой представители трёх этнолингвистических групп: протоиндийской, протоавстронезийской и протосино-тибетской.

Область распространения цивилизации хорошо коррелирует с распространением Y-гаплогруппы L , а также с ареалом наивысшего разнообразия Y-гаплогруппы R1a1a (M17) , связанной с индоариями.

Гипотезы индоарийских корней Харрапской цивилизации придерживается часть известных современных учёных: фламандский индолог Конрад Эльст , немецко-канадский индолог Клаус Клостермайер , индийский автор и исследователь Шрикант Талагери и индийский археолог Б. Б. Лал . Эту гипотезу также популяризирует британский журналист и исследователь Грэм Хэнкок .

Раскопки и памятники

Первые случайные находки, относящиеся к древней цивилизации Инда, попадались европейцам с середины XIX века, но для науки протоиндийская цивилизация была открыта индийскими археологами Р. Б. Сахни и Р.Д Банерджи в начале 1920х. Тогда начались планомерные раскопки холмов Мохенджо-Даро и Хараппы, которые продолжались до конца 1960х (с перерывом, который был связан с началом Второй мировой войны). В то же время раскопки шли в других местах - Кот-Диджи (1955-1957), Амри (1959-1961), Калибанган, Лотхал, Рангпур, Аллахдино и пакистанской части пустыни Тар. К концу ХХ века археологами было обнаружено около 1000 поселений, принадлежащих к хараппской культуре. Среди многочисленных городов и поселений лучше всего были исследованы два центра - Мохенджо-Даро и Хараппа . Перечень археологических объектов индской цивилизации:

См. также

  • Маргианская цивилизация - существовала параллельно с Индской на территории Туркмении и Афганистана
  • Мелухха - важный торговый партнёр Шумера , который часть археологов отождествляет с Индской цивилизацией
  • Культура Кулли - рассматривается как локальный вариант Хараппской
  • Теория исхода из Индии - учение об индоевропейском характере Индской цивилизации

Примечания

Литература

  • История древнего Востока, т. 1. М.1986.
  • Альбедиль М. Ф. Забытая цивилизация в долине Инда. - СПб. : Наука , С.-Петербург. отд-ние, 1991. - 176 с. - (Из истории мировой культуры). - 23 000 экз. - ISBN 5-02-027307-4

Ссылки

Хараппской цивилизации:

  • Ок. 3500 г. до н. э. — в долине Инда появляются поселения земледельцев.
  • Ок. 2500-1800 гг. до н. э. — наивысший расцвет цивилизации в долине Инда.
  • Ок. 1500 г. до н. э. — вторжение ариев.

Примерно с 1800 г. до н. э. цивилизация в долине Инда начинает приходить в упадок. Ответа на вопрос, почему это произошло, так никто толком и не знает.

Официально считается, что закат Хараппской цивилизации связан с климатическими изменениями , засухой и холодом. Быть может, плодородная почва истощилась в результате ее нещадного использования и чрезмерного уничтожения лесов. А может, виной тому раздоры между городами.

Тем не менее, есть исследователи (например, Д. Дэвенпорт) которые считают, что следы разрушения одного из главных городов Хараппской цивилизации Мохенджо-Даро можно интерпретировать как следы серьезного военного разгрома, произошедшего 2000 лет до н.э. Он отмечает зеленое стекло, образовавшееся вследствие расплавления песка и глины от температуры порядка 1500 — 2000 °C; скелеты со следами повышенной радиации в 50 раз. Изучая развалины построек города, он определил центр главного взрыва, диаметр которого составляет около 50 м. Многие здания разрушены ударной волной, которая пришла сверху. По положению скелетов видно, что гибель обрушилась на горожан внезапно.

Есть мнение и о влиянии катастрофических природных процессов (стихийного бедствия) на Хараппскую цивилизацию. В 140 км к югу от Мохенджо-Даро выявлен древний эпицентр землетрясения. Катастрофический сброс горных пород , произошедший в процессе землетрясения , блокировал сток р. Инд. Вода разлилась, затопив долину. Поселения были погребены под многометровым слоем песка и ила. Американский ученый Д. Рейкс установил пять таких потопов. Каждое наводнение длилось несколько десятков лет. Жители древних городов пытались строить плотины. Борьба с силами природы подорвала их экономику, и в дальнейшем под натиском арийских племен Хараппская цивилизация погибла.

Вторжение ариев

В конечном итоге в регион долины Инда вторгся народ, известный под названием арии, говорившие на арийских наречиях. Этот народ появился в долине р. Инд с 1500 по 1200 гг. до н.э. Здесь арии разрушили завоеванную Хараппскую цивилизацию и распространились по землям Индостана. Они принесли с собой новый жизненный уклад.

Появление арийских народов способствовало формированию каст и сословий. Первый период арийской Индии проходит под господством жрецов — брахманов, объявивших себя живыми богами.

Таким образом, ведическая цивилизация возникла в Индии позже Хараппской, как минимум на тысячу лет. Хотя, по мнению самих индусов основывающихся на содержании ведических книг, её рождение относится к 7 тыс. до н.э.

Города долины Инда

Примерно к 2500 г. до н. э. в долине Инда существовало более сотни поселений и городов. Двумя самыми многонаселенными были Мохенджо-Даро и Хараппа.

Внутри обнесенной стеной крепости городов находились самые важные общественные здания. Дома в городах Хараппской цивилизации были построены из сырцового кирпича. Дом строили вокруг открытого внутреннего дворика. Летом люди спали на крыше. Туалет соединялся с канализационным каналом, который проходил под улицей, и периодически чистился людьми.

Улицы в городах долины Инда были совершенно прямыми. По ним быки тянули повозки. На улицах торговцы продавали различные товары: бусы, ткани и т. п.

Город Мохенджо-Даро

Как и в других городах долины Инда, план застройки Мохенджо-Даро был тщательно продуман. В центре его возвышалась крепостная стена, которая была построена на огромном, насыпанном вручную холме. Еще одна оборонительная стена окружала город.

Великая купальня

В Мохенджо-Даро, внутри крепости, существовал огромный бассейн-купальня. Быть может, в нем мылись священнослужители и правители перед отправлением религиозных обрядов .

Гигантское зернохранилище

Земледельцы в Мохенджо-Даро должны были отдавать часть своего урожая городу. Зерно хранилось за крепостной стеной, в огромном амбаре. Оно могло пригодиться в неурожайный год или на случай, если паводковый период окажется непродолжительным. Материал с сайта

Земледелие

Земля в долине Инда была пригодной для земледелия. Как в Шумере и Древнем Египте, река и здесь разливалась каждый год. Земледельцам и в этих краях наводнение помогало увеличивать урожаи.

Вскоре отпала необходимость всем возделывать землю. Часть бывших земледельцев могли заниматься другими работами.

Люди возводили города, осваивали новые ремесла и пускались в торговлю.

Торговля

Известно, что жители долины Инда торговали с шумерами: там были обнаружены их бусы и гончарные изделия. Также они продавали шерсть, хлопок и различные специи.

Ремесла

Гончары делали сосуды для варки пищи , кувшины для хранения продуктов или масла, чаши, а также игрушки для детей. Бусины для ожерелий и браслетов делались из золота, глины и полудрагоценных камней. Земледельцы долины Инда первыми начали выращивать хлопок и ткать из него ткань. Резчики по камню делали резные печати с надписями и изображениями животных . Торговцы, возможно, имели личную печать, чтобы ею опечатывать купленный товар. До сих пор никому не удалось расшифровать письмена из долины Инда.

Картинки (фото, рисунки)

  • Карта долины Инда
  • Обычная улица в Мохенджо-Даро. Часть одного дома дана в разрезе: это позволяет видеть, как он был устроен изнутри
  • Великая купальня в Мохенджо-Даро
  • Эта статуэтка, вероятно, изображает жреца или правителя одного из городов
  • Гигантское зернохранилище в Мохенджо-Даро
  • Сосуд из долины Инда
  • Игрушки в виде свиньи (слева) и быка (справа)
  • Ожерелье
  • Сбор хлопка
  • Резная печать из камня с изображением горбатого быка

Развалины Хараппской цивилизации находятся на территории сегодняшнего Пакистана. Первые находки древней Хараппской культуры были случайно использованы в качестве насыпи для железной дороги, которая строилась в долине реки Инд в 1856 году. Просто не было щебенки для насыпи железнодорожных путей, и местные жители посоветовали англичанам брать кирпичи с соседнего холма. Никто и подумать не мог что этим кирпичам четыре тысячи лет. А холм в дальнейшем при раскопках оказался древнем городом.

Открытие Хараппской цивилизации

После этого случая прошло большой промежуток времени. Через 70 лет, в долину реки Инд прибыла экспедиция. Возглавлял ее индийский археолог Рай Бахадур Дайа Сахни со своим коллегой Р. Д. Банерджи, с собой они взяли пару студентов и наемных рабочих, которые участвовали в раскопках. Их цель была найти «Храм Старого Шиви», ведь он был упомянут в легендах . Но, что же они увидели вместо предполагаемой находки?
Перед ними стоял не храм, а фундамент, оставшийся от огромных городских кварталов. Ведь когда-то там были дома, построенные из двух или трех этажей, на улицах стояли бронзовые статуи. Город украшали сады, мостовые, парки. Практически в каждом дворе были колодцы.


Потрясенный открытием уважаемый ученый Рай Бахадур Сахни, вернувшись домой решил, что отправится в новую экспедицию. Только теперь он поехал за 600км от того места, где сделал первые раскопки древней цивилизации. Теперь его цель был тот холм, из которого когда-то англичане выбирали кирпичи для железнодорожной насыпи.
Его интуиция и знания не подвели, рассказы местного населения о загадочных руинах еще больше придали ему уверенности в том, что под холмом находится нечто грандиозное. Само название холма вызывало некий мистический страх – Мохенджо-Даро, что в переводе означает « Селение мертвых» или «Холм Мертвых».

Местные жители рассказывали легенду о том, что правитель города прогневил богов своей распутной жизнью, и они наказали его, послав на город огненные стрелы. Р.Б. Сахни не ошибся, его ждал такой же город, который он нашел в 600 км от этого места, отличался он только тем, что строения его были не очень разрушены.
Затем последовали открытия за открытиями. Археологи обнаружили на этой территории также крупные города Хараппа, Чанху- Даро, и около 1000 маленьких поселений, принадлежавших к протоиндийской цивилизации.

Размеры территории, на которой находилась Хараппская цивилизация, превосходила вдвое больше ту местность, где располагалась раньше Древнеегипетская цивилизация и вчетверо больше она превышала Шумерскую цивилизацию.
Раскопки огромной территории, где находилась Хараппская цивилизация, продолжались долго в течение многих лет до 1961 года. Так как город Харапп сохранился плохо, ученые обратили все свое внимание на холм “Селение мертвых” или Мохенджо-Даро, он стал главным городом, где проводились археологические раскопки.

Эта цивилизация была загадкой века, множество вопросов возникло в процессе раскопок. Как давно была создана Хараппская культура? Кто населял эти земли? Чем занималась местное население? С кем вели торговлю? Почему она исчезла? И наконец, куда делись потомки Хараппской культуры? На все эти вопросы ученые хотели знать ответы, которые были зарыты под землей.

Население

Тщательно изучив руины, ученные пришли к выводу, что Харппская культура появилась примерно в 3300-1300 до н.э. Предполагается, что в годы рассвета цивилизации жителей было до 5 миллионов человек. В шумерских письменах город Харапп наименовался Мелухха.

Население Мохенджо- Даро и всей территории Хараппии населяли смешенные расы. Основная масса народа были дравиды, которые как предполагают ученые, принадлежали к австралоидной расе. Кроме них жителями городов были люди с шумерской, монголоидной и европейской внешностью. Такое разнообразие племен удивляет и порождает новые вопросы, на которые трудно ответить, можно только предполагать.

Например, откуда взялись все эти народы и почему поселились на этой земле? На этот вопрос наверное человечество некогда не узнает ответ. А вот насчет того кто был “ праотцом”, так сказать основателем Хараппской культуры, ученые за советом обратились к местным старейшинам – уважаемым мудрецам, знающим много легенд и манускриптов. Взятая из их источников информация дала ученым версию, что Хараппский народ произошел от светлокожих племен мунда.

Строение городов

Хараппский народ по всей вероятности любил порядок, и соблюдались некоторые правила как в строительстве городов, так и в быту. Когда полностью очистили город от слоя земли, нанесенной ветрами за многие века, перед археологами раскинулась панорама строго выстроенных кварталов и маленьких улочек.


Они были похожи на кварталы современных городов нашего столетия. Улицы шириной 10 метров, вдоль них выстраивались в строгую линию дома. Соединяющие переулки улицы были немного уже, чем основные. Дома группировались, выстраиваясь кольцом создавая внутренние дворы. Каждый двор имел колодец, также было отведено место для туалета и канализации.

Хараппы очень внимательно относились к водоснабжению и канализации. Нечистоты по специальным трубам выводились за город в отстойники, где золотари вывозили отходы на поля. Такую сложную и совершенную канализацию в Древнем мире имел только .

Производство

Среди руин были найдены гончарные и текстильные инструменты. Гончарные мастерские располагались по всему городу. Там изготавливали практически все от труб и кирпича до тонкостенных сосудов, изящных статуэток и украшений. Жители также использовали предметы, сделанные из меди, олова, бронзы — это орудия труда, украшения и оружие. Правда, оружие было сделано очень грубо, наверно на этой территории не было военных действий. Хараппский народ так и не смог освоить выплавку железа.

Торговля

По всей вероятности Хараппы торговали с . В Шумерских письменах были упомянуты города, с которыми вели торговлю. Среди них был город с названием Мелуке, ученые отождествляют его с протоиндийским городом Мохенджо — Даро. В больших количествах были найдено на хараппской территории остатки хлопчатобумажных тканей, разнообразие фаянсовых бус, раковины – все это было иноземного происхождения.

Религия

При раскопках были найдены руины храмов, скульптуры посвященные богам этого народа. Местные жители поклонялись мужскому божеству, его изображали на статуэтках и в храмах сидящим в позе лотоса. Вокруг него и у его ног были расположены животные – тигр, антилопа, бык. Кроме статуэток мужского бога были статуэтки с изображением полуобнаженной, многорукой женщины – это была Богиня Мать, у ее ног лежал тигр.

Общество

Общество по — всей вероятности было классовым и делилось на жрецов, богатых, ремесленников, селян и бедных. До сих пор неизвестно был ли правитель один или городом управляла совет старейшин.

Упадок Хараппской культуры

Упадок Хараппской культуры начался стремительно около 1800-1700 до н.э. Первыми, кто ощутил кризис, были большие города. Страшное название города Мохенджо – Даро “Холм мертвых” начинает себя оправдывать. Широкие улицы захламлены, новые строения сооружаются хаотично, в них нет прежнего величия. Канализация и водоснабжение приходят в упадок. Все усилия жителей города стали направляться на строительство крепостных стен.

По всей вероятности у них появились враги, которые готовы были разрушить их жизнь. Но высокие стены не спасли жителей города Мохенджо- Даро от врагов и он был кем-то разрушен. Археологи нашли следы сильного пожара на руинах города. На улицах находили скелеты людей, некоторые костяки лежали по двое, взявшись за руки. По всей вероятности враги уничтожили город, и он, в конце – концов, опустел.

Гипотезы

Ученые предположили, что к упадку Хараппской культуры привели нашествие , или природные катаклизмы не позволили дальше вести сельскохозяйственную деятельность. Эпидемия чумы и другие заразные заболевания тоже не исключались. Но самая невероятная версия была выдвинута ученым Д. Дэвенпортом который изучал руины 12 лет и в 1996 году он сделал сенсационное заявление что город Мохенджо- Даро был уничтожен ядерным ударом.

В древнеиндийском эпосе немало преданий о страшном оружии, «сверкающем, как огонь, но не имеющем дыма». Взрыв, после которого небо покрывает тьма, сменяется ураганами, «несущими зло и смерть». Тучи и земля — все это смешалось воедино, в хаосе и безумии даже солнце стало быстро ходить по кругу! Слоны, обожженные пламенем, метались в ужасе, вода кипела, рыбы обугливались, а воины бросались в воду, чтобы смыть «смертоносную пыль».
Однако, что же на самом деле погубило древнейшею цивилизацию, пока некто не знает.

Куда исчезли последние жители?

Еще одна загадка для ученых осталось не открытой, куда делись последние жители Хараппской культуры? Может быть, они нашли новые земли и остались там, или растворились в среде других племен. Но вот венгерский ученый Фон Хевеим в 1934 году написал статью, где доказывал, что письменность Мохенджо — Даро очень похожа на таблички с острова Пасхи, и те и другие до сих пор так и не расшифрованы.

Интересные открытия сделали ученые, когда сравнили костяные фигурки Хараппской культуры и фигурки, вырезанные в верховьях Енисея народами кета, они между собой были поразительно похожи. Возможно, много веков назад выжившее население Хараппии покинули обжитые места и перебрались на затерянный архипелаг в Тихом океане или в далекую холодную Сибирь. Это загадка остается неразгаданной.

Руины древнего города Мохенджо – Даро занесены в списки Всемирного наследия ЮНЕСКО.