А ю коджаспиров словарь по педагогике. Пед. doc. словарь. Г. Коджаспиров педагогический словарь. Книга: Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров «Педагогический словарь


Педагогическое образование

Г. М. Коджаспирова

А. Ю. Коджаспиров

СЛОВАРЬ

ПО ПЕДАГОГИКЕ

(междисциплинарный)

Предназначен для учащихся, студентов, аспирантов,

учителей и преподавателей вузов

Издательский центр «МарТ»

Москва - Ростов-на-Дону

2005
ББК 74.00
К 56
Рецензенты:

Е. А. Ливанова - профессор, доктор педагогических наук
(МПГУ, Москва)
Н. М. Конышева - профессор, доктор педагогических наук

(МГПУ, Москва)

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю.

К 56 Словарь по педагогББК 74.00 ике. - Москва: ИКЦ «МарТ»;

Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 448 с.

Данный словарь является учебным изданием, содержащим свы ­-
ше 1800 педагогических и междисциплинарных терминов, знание
которых необходимо при изучении курса педагогики.

Издание предназначено для всех, кто изучает педагогику и ин -­
тересуется ею: от учащихся педагогических классов и студентов до
профессорско-преподавательского состава и исследователей в обла-
­сти педагогики.

ISBN 5-241-00477-4 ББК 74.00

© Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю., 2005

© Оформление: Издательский центр «МарТ», 2005

© Оформление: ИКЦ «МарТ», 2005

Определяйте значение слов. Этим вы избавите че­-
ловечество от половины его заблуждений и недора- ­

Р. Декарт

«... аще где в книге сей грубостию моей пропись

или небрежением писано, молю вас: не зазрите мое-

­му окаянству, не кляните, но поправьте, писал бо не

ангел божий, но человек грешен и зело исполнен не­

ведения».

Обращение к читателю

древнерусских книжников

Не всегда говори, что знаешь, но всегда знай, что

говоришь.

Русская пословица

Чем богаче определяемый предмет, тем более раз­

нообразными могут быть определения его различных

Г. Гегель

ВВЕДЕНИЕ

В любой науке постоянно идет процесс переосмысления поня­тийного аппарата, что характерно и для педагогики. Возвращение к гуманистическим истокам вновь делает центральной фигурой педагогического взаимодействия ребенка. Субъект-субъектный ха­рактер современной педагогической парадигмы, разработка техно­логий педагогического процесса сделали еще более значимой вза­имосвязь педагогики и психологии, педагогики и социологии, педа­гогики и философии, что обогатило педагогику терминологией из смежных наук, поэтому в словаре немало понятий из разных обла­стей знания, особенно из философии , социальной педагогики, психологии, социологии, сексологии и др. Кроме того, в настоящее время в связи с гуманитаризацией образования педагогику ввели в

СЛОВАРЬ ПО ПЕДАГОГИКЕ 4

Стандарт всех профессиональных образовательных стандартов и ее преподают во всех вузах страны, что значительно расширило круг обучаемых, которым необходимо овладеть педагогической терми­нологией. Повысился уровень обучения в педагогических учили­щах, многие из которых стали колледжами, дающими начальное высшее образование, что значительно приблизо преподавание в них к вузовскому обучению , а значит и к усложнению и более вы­сокому научному уровню преподаваемых курсов, в том числе и пе­дагогики. Составители данного словаря предприняли попытку по­казать смысловое содержание основных терминов курса «Педаго­гика», которые активно используются как в словаре современных исследователей, так и практиков, чтобы приблизить научные педа­гогические издания к широкому кругу читателей.

В силу учебного характера данного словаря, адресованного в первую очередь студентам педагогических учебных заведений и учителям, которых затрудняет чтение ряда современных психоло­го-педагогических работ из-за насыщенности их текстов малозна­комой или незнакомой терминологией, в нем по необходимости в краткой и доступной форме даны свыше 1800 понятий, многие из которых в педагогику вошли сравнительно недавно или не исполь­зовались в силу господствующей до недавнего времени авторитар­ной парадигмы. Словарь содержит много новых понятий , содержа­ние и определение которых еще достаточно условно.

Совершенно очевидно, что при отборе словарного состава из­дания и определения сущности терминов, невозможно было все учесть и все свести в единую непротиворечивую целостность, да в этом, на наш взгляд, и нет необходимости. Однако собственно пе­дагогические понятия даны с позиций целостного педагогического процесса. Предлагаемые дефиниции формулировались прежде все­го исходя из соображений их достаточной точности, ясности и пол­ноты, понимая в то же время, что и в таком виде не все читатели примут то или иное толкование без определенных уточнений или возражений. Но такова, как нам представляется, участь всех спе­циальных словарей.

При отборе терминов для словаря использовались различные словари , монографии, учебники, методические пособия, научные сборники и статьи из периодических изданий, содержащие новей­шую психолого-педагогическую лексику. Основные из использо­ванных источников указаны в списке литературы в конце словаря. В словаре незначительно представлены педагогические понятия, не представляющие сложности в понимании и, как правило, оди­наково трактуемые авторами различных пособий по педагогике.

Если определяемое понятие имеет несколько значений, они обозначаются цифрами. При уточнении смысла понятия разъясне­ния идут через точку с запятой. Понятие, раскрываемое в статье, при упоминании в тексте обозначается начальной заглавной бук­вой. Если оно названо в виде словосочетания, то последующие сло­ва также обозначаются в тексте при упоминании одной начальной буквой, но маленькой.

Связи между словарными статьями прослеживаются посред­ством кустового расположения терминов , следующих в алфавит­ном порядке после базового слова и выделенных различным шриф­том или ссылкой на соответствующие статьи словаря. Словарь снабжен списком сокращений и алфавитным указателем.

В конце издания дается разговорный словарик, с указанием наиболее часто используемых слов и выражений учительской речи, нередко вызывающих определенные затруднения.

Издание адресовано всем, кто изучает педагогику или интере­суется ею: от учащихся педагогических классов и студентов до про­фессорско-преподавательского состава и исследователей в облас­ти педагогики.

Составители словаря будут признательны читателям за отзывы, пожелания и критические замечания.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ


амер.

- американский

англ.

- английский

в. (вв.)

- век (века)

греч.

- греческий

г. (гг.)

- год (года)

Д. б.

- должен быть

др.

- другой (другие)

европ.

- европейский

ЗПР

- задержка

психического

развития

итал.

- итальянский

к.-л.

- какой-либо

(кого-либо)

канад.

- канадский

к.-н.

- кого-нибудь

(какой-нибудь)

к-рый

- который

лат.

- латинский

мед.

- медицинский

м

(м-цев)

- месяц

(месяцев)

млн

- миллион

м. б.

- может быть

напр.

- например

НТР

- научно-техни-

ческая револю

ция

н. э.

- наша эра

(нек-рым) - некоторые (некоторым)


нем.

- немецкий

пед.

- педагогический

полит.

- политический

польск.

- польский

пр.

- прочее

психол.

- психологический

разг.

- разговорное

РФ

- Российская

Федерация

см.

- смотри

соц.

- социальный

СМИ

- средства

массовой

информации

т.д.

- так далее

т. к.

- так как

т. е.

- то есть

т. (тт.)

- том (тома)

т. п.

- тому подобное

Фр-

- французский

анс

- центральная

нервная

система

швейц.

- швейцарский

юрид.

- юридический

Адаптивность образовательной среды
Активность личности
Активность познавательная
Активность общественная
Активность социальная -
Акцентуации характера
Во время душевного подъема представители этого типа ведут себя по гипертимному типу, в период спада - по дистим-ному. Эпилептоид
Амбивалентность чувств
Амбидекстрия -
...
Полное содержание Подобный материал:
  • , 8336.78kb.
  • Учеб пособие для студ высш пед учеб заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, , 8859.66kb.
  • Учеб пособие для студ высш пед учеб заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, , 9201.93kb.
  • Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб пособие для студ высш пед учеб заведений , 8861.71kb.
  • Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб пособие для студ высш пед учеб заведений. , 3614.36kb.
  • Крысько В. Г. К 85 Этническая психология: Учеб пособие для студ высш учеб заведений , 1385.98kb.
  • Марцинковская Т. Д. М 29 История психологии: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений , 8781.24kb.
  • Учебное пособие для студ высш учеб заведений. М.: Владос, 2000. 800с. Введение , 10264.3kb.
  • Селиверстов В. И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического , 2625.2kb.
  • Петров П. К. Пзо методика преподавания гимнастики в школе: Учеб для студ высш учеб , 5202.81kb.
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
5

Б..
14

В..
16

Г..
27

Д..
33
Ж.
41

3..
41

И
45

К.
54

Л..
71

М.
76

н.
90

0 .
92

п.
104

р..
128

с.
131

т..
145

у
152

Ф
158

X..
161

ц.
162

ч..
164

ш,..
164

э..
167

ю...
170

я..
171

Г. М. КОДЖАСПИРОВА, А. Ю. КОДЖАСПИРОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений

АСА5Е1А 2000

УДК 820.091(075.8) ББК 74.00я73

К 57

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор Е. Г. Силяева;

кандидат психологических наук, доцент Н. А. Аминов

Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.

ISBN 5-7695-0445-5

Словарь содержит около 1000 терминов, знание которых необ­ходимо при изучении курса педагогики. Включает также определе­ния понятий из смежных дисциплин - психологии, философии,

социологии.

Пособие может быть полезно всем, кто интересуется вопросами воспитания и обучения подрастающего поколения.

УДК 820.091(075.8) ББК 74.00я73

© Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю., 2000 © Издательский центр «Академия», 2000

ISBN 5-7695-0445-5

Задачи педагогики - сделать науку до того по­нятной и усвоенной, чтобы заставить ее гово­рить простым, обыкновенным языком.

А.Герцен

Нет такого труда, который заключал бы в себе больше недостатков, чем СЛОВАРЬ, а также нет такого, который был бы более способным к про­должительному совершенствованию.

А. Ривароль

ПРЕДИСЛОВИЕ

В последние годы идет процесс переосмысления понятийного аппарата педагогики. Возвращение к гуманистическим истокам вновь делает центральной фигурой педагогического взаимодей­ствия ребенка. Субъект-субъектный характер современной педа­гогической парадигмы, разработка новейшей технологии педаго­гического процесса сделали еще более значимой взаимосвязь педагогики и психологии, педагогики и социологии, педагогики и философии и обогатили педагогику образования и воспитания подрастающего поколения новой терминологией, которая не могла не найти отражения в настоящем издании. Кроме того, превраще­ние многих средних педагогических учебных заведений в первую ступень высшей школы повысило теоретический уровень препо­давания в них. Это прежде всего коснулось педагогических дис­циплин и их изучение будет затруднено без овладения студентами современной психолого-педагогической терминологией, в част­ности понятиями, вошедшими в педагогику сравнительно недав­но или не использовавшимися в силу господствовавшей до недав­него времени авторитарной системы. Авторы составители данного словаря, адресованного в первую очередь студентам педагогиче­ских учебных заведений и, безусловно, интересного учителям, предприняли попытку объяснить основные термины курса «Пе­дагогические теории, системы и технологии (педагогики)», кото­рые наиболее часто используются как современными исследова­телями, так и практиками. При этом следует заметить, что толкование понятий еще весьма условно.

Совершенно очевидно, что при подготовке словарного состава издания невозможно было охватить все понятия и свести их в еди-

ную, непротиворечивую целостность. Да в этом, на наш взгляд, и нет необходимости. Собственно педагогические понятия раскры­ваются с позиций целостного педагогического процесса, при этом авторы стремились, чтобы формулировки были прежде"всего точ­ными, ясными и полными.

При отборе терминов для настоящего издания использовались различные словари, монографии, учебники, методические посо­бия, научные сборники и статьи из периодических изданий, со­держащие новейшую психолого-педагогическую лексику. Основ­ные источники указаны в списке литературы в конце книги. В словарь не включены термины, понимание которых не представ­ляет сложности и которые, как правило, одинаково трактуются авторами различных пособий по педагогике.

Если слово имеет несколько значений, они обозначаются циф­рами. При уточнении смысла понятия разъяснения идут через точку с запятой. Слова, вынесенные в название статьи, в тексте обозначаются начальной буквой (например, в статье «Деятель­ность» - Д., в статье «Воспитательная работа» - В. р. и т. п.).

В книге используются обычные для справочного издания со­кращения. Связи между словарными статьями прослеживаются по­средством кустового расположения терминов, следующих в алфа­витном порядке после базового слова и выделенных жирным шрифтом или ссылкой на соответствующие статьи словаря.

Список сокращений


амер.- американский

пед. - педагогический

англ. - английский

психол. - психологический

в. (вв.) - век (века)

пр.- прочее

греч.- греческий

разг. - разговорное

др. - другой (другие)

см. - смотри

европ.- европейский

соц. - социальный

ЗПР - задержка психического

т. - том

развития

т. д. - так далее

к.-л. - какой-либо

т. е. - то есть

канад.- канадский

т. к. - так как

к-рый - который

т. п. - тому подобное

лат. - латинский

фр. - французский

м. б. - может быть

цнс - центральная нервная

мед. - медицинский

система

напр.- например

швейц. - швейцарский

нем. - немецкий

юрид. - юридический