А ю коджаспиров словарь по педагогике. Пед. doc. словарь. Г. Коджаспиров педагогический словарь. Книга: Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров «Педагогический словарь
Педагогическое образование
Г. М. Коджаспирова
А. Ю. Коджаспиров
СЛОВАРЬ
ПО ПЕДАГОГИКЕ
(междисциплинарный)
Предназначен для учащихся, студентов, аспирантов,
учителей и преподавателей вузов
Издательский центр «МарТ»
Москва - Ростов-на-Дону
2005
ББК 74.00
К 56
Рецензенты:
Е. А. Ливанова
- профессор, доктор педагогических наук
(МПГУ, Москва)
Н. М. Конышева
- профессор, доктор педагогических наук
(МГПУ, Москва)
Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю.
К 56 Словарь по педагогББК 74.00 ике. - Москва: ИКЦ «МарТ»;
Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 448 с.
Данный словарь является учебным изданием, содержащим свы -
ше 1800 педагогических и междисциплинарных терминов, знание
которых необходимо при изучении курса педагогики.
Издание предназначено для всех, кто изучает педагогику и ин -
тересуется ею: от учащихся педагогических классов и студентов до
профессорско-преподавательского состава и исследователей в обла-
сти педагогики.
ISBN 5-241-00477-4 ББК 74.00
© Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю., 2005
© Оформление: Издательский центр «МарТ», 2005
© Оформление: ИКЦ «МарТ», 2005
Определяйте значение слов. Этим вы избавите че-
ловечество от половины его заблуждений и недора-
Р. Декарт
«... аще где в книге сей грубостию моей пропись
или небрежением писано, молю вас: не зазрите мое-
му окаянству, не кляните, но поправьте, писал бо не
ангел божий, но человек грешен и зело исполнен не
ведения».
Обращение к читателю
древнерусских книжников
Не всегда говори, что знаешь, но всегда знай, что
говоришь.
Русская пословица
Чем богаче определяемый предмет, тем более раз
нообразными могут быть определения его различных
Г. Гегель
ВВЕДЕНИЕ
В любой науке постоянно идет процесс переосмысления понятийного аппарата, что характерно и для педагогики. Возвращение к гуманистическим истокам вновь делает центральной фигурой педагогического взаимодействия ребенка.
Субъект-субъектный характер современной педагогической парадигмы, разработка технологий педагогического процесса сделали еще более значимой взаимосвязь педагогики и психологии, педагогики и социологии, педагогики и философии, что обогатило педагогику терминологией из смежных наук, поэтому в словаре немало понятий из разных областей знания, особенно из философии , социальной педагогики, психологии, социологии, сексологии и др. Кроме того, в настоящее время в связи с гуманитаризацией образования педагогику ввели в
СЛОВАРЬ ПО ПЕДАГОГИКЕ 4
Стандарт всех профессиональных образовательных стандартов и ее преподают во всех вузах страны, что значительно расширило круг обучаемых, которым необходимо овладеть педагогической терминологией. Повысился уровень обучения в педагогических училищах, многие из которых стали колледжами, дающими начальное высшее образование, что значительно приблизо преподавание в них к вузовскому обучению , а значит и к усложнению и более высокому научному уровню преподаваемых курсов, в том числе и педагогики. Составители данного словаря предприняли попытку показать смысловое содержание основных терминов курса «Педагогика», которые активно используются как в словаре современных исследователей, так и практиков, чтобы приблизить научные педагогические издания к широкому кругу читателей.
В силу учебного характера данного словаря, адресованного в первую очередь студентам педагогических учебных заведений и учителям, которых затрудняет чтение ряда современных психолого-педагогических работ из-за насыщенности их текстов малознакомой или незнакомой терминологией, в нем по необходимости в краткой и доступной форме даны свыше 1800 понятий, многие из которых в педагогику вошли сравнительно недавно или не использовались в силу господствующей до недавнего времени авторитарной парадигмы. Словарь содержит много новых понятий , содержание и определение которых еще достаточно условно.
Совершенно очевидно, что при отборе словарного состава издания и определения сущности терминов, невозможно было все учесть и все свести в единую непротиворечивую целостность, да в этом, на наш взгляд, и нет необходимости. Однако собственно педагогические понятия даны с позиций целостного педагогического процесса. Предлагаемые дефиниции формулировались прежде всего исходя из соображений их достаточной точности, ясности и полноты, понимая в то же время, что и в таком виде не все читатели примут то или иное толкование без определенных уточнений или возражений. Но такова, как нам представляется, участь всех специальных словарей.
При отборе терминов для словаря использовались различные словари , монографии, учебники, методические пособия, научные сборники и статьи из периодических изданий, содержащие новейшую психолого-педагогическую лексику. Основные из использованных источников указаны в списке литературы в конце словаря. В словаре незначительно представлены педагогические понятия, не представляющие сложности в понимании и, как правило, одинаково трактуемые авторами различных пособий по педагогике.
Если определяемое понятие имеет несколько значений, они обозначаются цифрами. При уточнении смысла понятия разъяснения идут через точку с запятой. Понятие, раскрываемое в статье, при упоминании в тексте обозначается начальной заглавной буквой. Если оно названо в виде словосочетания, то последующие слова также обозначаются в тексте при упоминании одной начальной буквой, но маленькой.
Связи между словарными статьями прослеживаются посредством кустового расположения терминов , следующих в алфавитном порядке после базового слова и выделенных различным шрифтом или ссылкой на соответствующие статьи словаря. Словарь снабжен списком сокращений и алфавитным указателем.
В конце издания дается разговорный словарик, с указанием наиболее часто используемых слов и выражений учительской речи, нередко вызывающих определенные затруднения.
Издание адресовано всем, кто изучает педагогику или интересуется ею: от учащихся педагогических классов и студентов до профессорско-преподавательского состава и исследователей в области педагогики.
Составители словаря будут признательны читателям за отзывы, пожелания и критические замечания.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
амер. | - американский |
англ. | - английский |
в. (вв.) | - век (века) |
греч. | - греческий |
г. (гг.) | - год (года) |
Д. б. | - должен быть |
др. | - другой (другие) |
европ. | - европейский |
ЗПР | - задержка |
психического |
|
развития |
|
итал. | - итальянский |
к.-л. | - какой-либо |
(кого-либо) |
|
канад. | - канадский |
к.-н. | - кого-нибудь |
(какой-нибудь) |
|
к-рый | - который |
лат. | - латинский |
мед. | - медицинский |
м | |
(м-цев) | - месяц |
(месяцев) |
|
млн | - миллион |
м. б. | - может быть |
напр. | - например |
НТР | - научно-техни- |
ческая револю |
|
ция |
|
н. э. | - наша эра |
(нек-рым) - некоторые (некоторым)
нем. | - немецкий |
пед. | - педагогический |
полит. | - политический |
польск. | - польский |
пр. | - прочее |
психол. | - психологический |
разг. | - разговорное |
РФ | - Российская |
Федерация |
|
см. | - смотри |
соц. | - социальный |
СМИ | - средства |
массовой |
|
информации |
|
т.д. | - так далее |
т. к. | - так как |
т. е. | - то есть |
т. (тт.) | - том (тома) |
т. п. | - тому подобное |
Фр- | - французский |
анс | - центральная |
нервная |
|
система |
|
швейц. | - швейцарский |
юрид. | - юридический |
Адаптивность образовательной среды
Активность личности
Активность познавательная
Активность общественная
Активность социальная -
Акцентуации характера
Во время душевного подъема представители этого типа ведут себя по гипертимному типу, в период спада - по дистим-ному. Эпилептоид
Амбивалентность чувств
Амбидекстрия -
...
Полное содержание Подобный материал:
- , 8336.78kb.
- Учеб пособие для студ высш пед учеб заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, , 8859.66kb.
- Учеб пособие для студ высш пед учеб заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, , 9201.93kb.
- Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб пособие для студ высш пед учеб заведений , 8861.71kb.
- Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб пособие для студ высш пед учеб заведений. , 3614.36kb.
- Крысько В. Г. К 85 Этническая психология: Учеб пособие для студ высш учеб заведений , 1385.98kb.
- Марцинковская Т. Д. М 29 История психологии: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений , 8781.24kb.
- Учебное пособие для студ высш учеб заведений. М.: Владос, 2000. 800с. Введение , 10264.3kb.
- Селиверстов В. И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического , 2625.2kb.
- Петров П. К. Пзо методика преподавания гимнастики в школе: Учеб для студ высш учеб , 5202.81kb.
5
Б..
14
В..
16
Г..
27
Д..
33
Ж.
41
3..
41
И
45
К.
54
Л..
71
М.
76
н.
90
0 .
92
п.
104
р..
128
с.
131
т..
145
у
152
Ф
158
X..
161
ц.
162
ч..
164
ш,..
164
э..
167
ю...
170
я..
171
Г. М. КОДЖАСПИРОВА, А. Ю. КОДЖАСПИРОВ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений
АСА5Е1А 2000
УДК 820.091(075.8) ББК 74.00я73
К 57Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор Е. Г. Силяева;
кандидат психологических наук, доцент Н. А. Аминов
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
ISBN 5-7695-0445-5
Словарь содержит около 1000 терминов, знание которых необходимо при изучении курса педагогики. Включает также определения понятий из смежных дисциплин - психологии, философии,
социологии.
Пособие может быть полезно всем, кто интересуется вопросами воспитания и обучения подрастающего поколения.
УДК 820.091(075.8) ББК 74.00я73
© Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю., 2000 © Издательский центр «Академия», 2000
ISBN 5-7695-0445-5
Задачи педагогики - сделать науку до того понятной и усвоенной, чтобы заставить ее говорить простым, обыкновенным языком.
А.Герцен
Нет такого труда, который заключал бы в себе больше недостатков, чем СЛОВАРЬ, а также нет такого, который был бы более способным к продолжительному совершенствованию.
А. Ривароль
ПРЕДИСЛОВИЕ
В последние годы идет процесс переосмысления понятийного аппарата педагогики. Возвращение к гуманистическим истокам вновь делает центральной фигурой педагогического взаимодействия ребенка. Субъект-субъектный характер современной педагогической парадигмы, разработка новейшей технологии педагогического процесса сделали еще более значимой взаимосвязь педагогики и психологии, педагогики и социологии, педагогики и философии и обогатили педагогику образования и воспитания подрастающего поколения новой терминологией, которая не могла не найти отражения в настоящем издании. Кроме того, превращение многих средних педагогических учебных заведений в первую ступень высшей школы повысило теоретический уровень преподавания в них. Это прежде всего коснулось педагогических дисциплин и их изучение будет затруднено без овладения студентами современной психолого-педагогической терминологией, в частности понятиями, вошедшими в педагогику сравнительно недавно или не использовавшимися в силу господствовавшей до недавнего времени авторитарной системы. Авторы составители данного словаря, адресованного в первую очередь студентам педагогических учебных заведений и, безусловно, интересного учителям, предприняли попытку объяснить основные термины курса «Педагогические теории, системы и технологии (педагогики)», которые наиболее часто используются как современными исследователями, так и практиками. При этом следует заметить, что толкование понятий еще весьма условно.
Совершенно очевидно, что при подготовке словарного состава издания невозможно было охватить все понятия и свести их в еди-
ную, непротиворечивую целостность. Да в этом, на наш взгляд, и нет необходимости. Собственно педагогические понятия раскрываются с позиций целостного педагогического процесса, при этом авторы стремились, чтобы формулировки были прежде"всего точными, ясными и полными.
При отборе терминов для настоящего издания использовались различные словари, монографии, учебники, методические пособия, научные сборники и статьи из периодических изданий, содержащие новейшую психолого-педагогическую лексику. Основные источники указаны в списке литературы в конце книги. В словарь не включены термины, понимание которых не представляет сложности и которые, как правило, одинаково трактуются авторами различных пособий по педагогике.
Если слово имеет несколько значений, они обозначаются цифрами. При уточнении смысла понятия разъяснения идут через точку с запятой. Слова, вынесенные в название статьи, в тексте обозначаются начальной буквой (например, в статье «Деятельность» - Д., в статье «Воспитательная работа» - В. р. и т. п.).
В книге используются обычные для справочного издания сокращения. Связи между словарными статьями прослеживаются посредством кустового расположения терминов, следующих в алфавитном порядке после базового слова и выделенных жирным шрифтом или ссылкой на соответствующие статьи словаря.
Список сокращений
амер.- американский | пед. - педагогический |
англ. - английский | психол. - психологический |
в. (вв.) - век (века) | пр.- прочее |
греч.- греческий | разг. - разговорное |
др. - другой (другие) | см. - смотри |
европ.- европейский | соц. - социальный |
ЗПР - задержка психического | т. - том |
развития | т. д. - так далее |
к.-л. - какой-либо | т. е. - то есть |
канад.- канадский | т. к. - так как |
к-рый - который | т. п. - тому подобное |
лат. - латинский | фр. - французский |
м. б. - может быть | цнс - центральная нервная |
мед. - медицинский | система |
напр.- например | швейц. - швейцарский |
нем. - немецкий | юрид. - юридический |