Особенности летописания галицко волынского княжества таблица. Галицко волынская летопись. Архитектурные описания летописи

Вот эдак-то лучше, Орош Вещий! - Взнуздал его, взял повод в руки, отвёл туда, где седло да доспехи лежали.
Оседлал Еруслан Лазаревич Ороша Вещего, надел на себя доспехи ратные. В это время подъехал к водопою Фрол-пастух:
- Вижу, покорился тебе конь! Сумел совладать.
- Спасибо, Фролушка! Сослужил ты мне службу. Век буду помнить!
На том они и расстались. Видел табунщик, как добрый молодец на коня садился, а не успел заметить, как он из глаз скрылся, только пыль столбом завилась, будто его и не было.
Ехал Еруслан Лазаревич день ли, два ли и выехал на широкое поле. Смотрит: что такое? Всё поле усеяно мёртвыми телами. Лежит на том поле рать-сила побитая. Громко вскричал Еруслан Лазаревич:
- Есть ли жив хоть один человек? Отозвался голос:
- Только я один и остался жив из всего нашего войска!
Подъехал Еруслан и спрашивает:
- Скажи, кто побил, повоевал ваше войско?
- Иван, русский богатырь, - ответил раненый воин.
- А где теперь Иван, русский богатырь?
- Поезжай на полдень, может, его и настигнешь. Он уехал биться с другим нашим войском.
Еруслан Лазаревич повернул коня и поехал. Ехал долго ли, коротко ли и выехал на большое поле - широкое раздолье. И на этом поле лежит побитая рать-сила.
Снова богатырь крикнул громким голосом:
- Коли есть тут кто живой, откликнись! Приподнялся один человек:
- Чего тебе надо, витязь? Я только один жив и остался из всего нашего войска.
- Чья это побитая рать и кто вас повоевал?
- Лежит тут войско Феодула Змеулановича. А побил-повоевал нас Иван, русский богатырь.
- А где он сейчас, Иван, русский богатырь?
- Да вот видишь поскоки коня богатырского: целые холмы земли из-под копыт мечет. Держись этой ископыти и, коли конь у тебя резвый, настигнешь его.
Поблагодарил Еруслан Лазаревич воина и поехал вокруг поля в ту сторону, куда вела ископыть. Ехал он и день, и два с утренней зари до вечерней и на третий день увидал на зелёном лугу шатёр белополотняный. Возле шатра богатырский конь пшеницу ест. Еруслан Лазаревич расседлал, разнуздал своего коня и пустил на волю. Орош Вещий тотчас подошёл к пшенице и тоже принялся есть.
Вошёл Еруслан Лазаревич в шатёр и видит: спит в шатре крепким сном Иван, русский богатырь. Ухватился было Еруслан за меч, да подумал: «Нет, не честь мне, а бесчестье на сонного руку подымать, а вот самому с дороги отдохнуть надобно». Подумал так и сам повалился спать.
Первым проснулся Иван, русский богатырь. Проснулся и увидел незваного гостя. Стал его будить:
- Встань, проснись, пробудись, добрый молодец!
Еруслан Лазаревич поднялся, а Иван, русский богатырь, говорит:
- Хоть и лёг ты спать у меня в шатре незваный, непрошеный, да ведь постоя с собой не возят. По нашему русскому обычаю, коли гость гостит да не пакостит, такому гостю всегда честь и место. А ты, как видно, худых мыслей не держишь. Садись со мной хлеба-соли отведать да рассказывай, кто ты есть таков? Чьих родов, каких городов, как звать-величать тебя?
- Я из славного королевства Картаусова, Зовут меня Еруслан Лазаревич. О тебе, Иван, русский богатырь, слышал много, и захотелось с тобой свидеться. Гнал по твоему следу много дней, видал побитые тобой рати Феодула Змеулановича. Мнил я себя самым сильным богатырём, а теперь и без поединка вижу - ты сильнее меня. Будь мне названым старшим братом!
Побратались Иван, русский богатырь, и Еруслан Лазаревич, выпили по чарке зелена вина, поели дорожных припасов и стали беседу продолжать. Спрашивает Еруслан Лазаревич:
- Скажи, брат названый, почему ты бьёшься-ратишься с королём Феодулом Змеулановичем? Чего ради извёл у него столько войска?
-Да как же, любезный Еруслан Лазаревич, мне было не биться, не ратиться? Полюбили мы друг друга с красной девицей-душой, дочерью Феодула Змеулановича, и приехал я в его королевство честь по чести, по добру делу, по сватовству. А Феодул Змеуланович нанёс чести великую поруху, стал браниться, кричать: «Знать-де его, прощелыгу, не знаю, ведать не ведаю и на глаза не пущу! Скоро на ваше царство войной пойду, всю Русь повоюю, а русских богатырей в полон возьму». И послал мне навстречу войско. Напало на меня войско, а ведь известное дело: кто меч первый поднял - от меча и погибнет. И побил, повоевал я Змеуланову рать, а он вслед другую послал. И ты сам ведаешь, что с ней сталось. Вот и надумал я сказать ему: «Совсем напрасно ты, Феодул Змеуланович, на свою силу понадеялся! Хвастал, что Русь повоюешь, богаты¬рей русских полонишь. А вышло не по-твоему. Так не лучше ли нам замириться подобру-поздорову? Отдай своей волей дочь за меня, а не то силой возьму». Поедем со мной, Еруслан Лазаревич, мой названый брат, к стольному городу Феодула Змеулановича. Коль станем свадьбу играть, так на свадьбе попируешь.
Снарядились богатыри и поехали. Подъехали к городу на полпоприща (Поприще - старинная мера длины около версты), и затрубил Иван, русский богатырь, в боевой рог.
Прискакал вершник из пригородной заставы к королю:
- Иван, русский богатырь, всего на полпоприща от города стоит. А с ним приехал какой-то чужестранный богатырь.
Всполошился Феодул Змеуланович:
- Ох, беда какая! Он один две рати побил, а теперь, коли их двое, всё наше королевство в разор разорят!
Потом мало-помалу опомнился, слез с тёплой лежанки, корону надел, приосанился:
- Эй, слуги! Зовите скорее королеву, пойдём с хлебом-солью встречать, авось замиримся.- Послал своих князей да бояр:- Ступайте на заставу, ведите Ивана, русского богатыря, в город, а мы с королевой у ворот встретим.
С почестями да с хлебом-солью встретили названых братьев.
- Что между нами было, то прошло, пусть быльём порастёт, - сказал король, - а мы с королевой рады-радёхоньки честь по чести гостей принять.
Раздёрнули во дворце столы, и пошёл пир горой. А в скором времени и свадьбу принялись играть.
На свадебном пиру Еруслан Лазаревич улучил время и спросил невесту Ивана, русского богатыря:
- Прекрасная королевна, есть ли на свете кто красивее тебя?
Смутилась королевна от этих слов:
- Про меня идёт слава, что я красивая, но вот, слышно, за тридевять земель, в тридесятом государстве живут три сестры, так младшая из трёх сестёр краше меня.
- А не слыхала ли ты, кто, кроме Ивана, русского богатыря, твоего супруга, сильнее меня?
- Про тебя и про твою силу и храбрость, Еруслан Лазаревич, тоже катится слава по всей земле. А вот слух идёт, что в славном Индийском царстве стоит на заставе тридцать лет богатырь Ивашка Белая епанча (Епанча - старинный длинный и широкий плащ), Сарацинская шапка. Говорят, он богатырь из богатырей, а который из вас двоих сильнее, про то сказать не могу, да и никто не может, покуда вы силами не померяетесь.
Поблагодарил он красавицу королевну, и на том их беседа окончилась. А когда свадебный пир отпировали, стал Еруслан Лазаревич прощаться со своим названым братом Иваном, русским богатырём, и его молодой женой. Они его уговаривают:
- Погостил бы ещё хоть сколько-нибудь дней!
- Нет, спасибо! Я и так у вас загостился, мой Орош Вещий отдохнул, и пора путь продолжать.
Оседлал коня, надел богатырские доспехи и поехал за тридевять земель, в тридесятое государство.
Едет Еруслан день с утра до вечера, с красна солнышка до закату. И так много дней путь-дорога продолжалась. Приехал в тридесятое государство, где жили красавицы-сёстры. Коня привязал к точёному столбу, к золочёному кольцу, задал корму, а сам поднялся на резное крыльцо: стук-стук-стук!
Двери открыла девушка-покоевка, спрашивает:
- Кто ты есть таков? По какому делу пожаловал? Как про тебя сказывать?
- Скажи: приехал-де витязь из славного Картаусова королевства. А зовут меня Еруслан Лазаревич. Надо мне трёх прекрасных сестёр повидать.
Убежала сенная девушка, и, не мешкая, вышли к нему три сестры, одна другой краше.
- Милости просим, добрый молодец. Пожалуйте в покои!
Перво-наперво усадили гостя за стол, наставили перед ним всяких кушаньев и напитков. Напоили, накормили.
Встал Еруслан Лазаревич из-за стола, учтиво трём девицам поклонился:
- За угощенье спасибо! Теперь сам вижу: не зря молва по всему белому свету катится, что никого нет краше вас да приветливее!
Сестры при этих словах глаза опустили, зарделись, зарумянились, потом взглянули друг на друга и ответили гостю:
- Спасибо на ласковом слове, любезный Еру слан Лазаревич! Но только напрасно считают нас первыми красавицами. Вот в Вахрамеевом царстве царевна, дочь царя Вахрамея, - та настоящая красавица. Всем Марфа Вахрамеевна взяла. И ростом, и дородством, и угожеством. Глаза у неё с поволокою, брови чёрные, соболиные, идёт, как лебёдушка плывёт! Вот уж она из красавиц красавица.
- Про мудрость вашу тоже идёт молва. И вот ещё хочу спросить вас, прекрасные сестрицы, не слыхали ли вы, кто самый сильный богатырь на свете?
- Слухом земля полнится, - они отвечают. - Идёт слава про Ивана, русского богатыря. Говорят о нём, что он самый сильный и храбрый.
- Ивана, русского богатыря, я и сам хорошо знаю. Он мне названый старший брат.
- И о твоей силе да храбрости, наш гость дорогой, - продолжали девицы, - молва докатилась до нас раньше, чем ты сам сюда пожаловал. Да вот ещё много говорят о сильном богатыре Ивашке Белой епанче, Сарацинской шапке. Он стоит тридцать лет на заставе в славном Индийском царстве. Ну а видать нам его не приходилось.
Побеседовал с прекрасными сестрами Еруслан Лазаревич, поблагодарил их за хлеб, за соль и распрощался.
Выехал из города и призадумался: «Много времени я странствую и не знаю, что дома творится. Надо домой попадать, отца с матерью проведать. И заодно попрошу благословения жениться. После поеду в Вахрамеево царство да стану сватать Марфу Вахрамеевну».
Поворотил Ороша Вещего и поехал в Картаусово королевство. Едет Еруслан Лазаревич и едет: день да ночь - сутки прочь. Как Орош Вещий отощает, тогда расседлает, разнуздает коня, покормит и сам отдохнёт, а потом с новыми силами путь продолжает. И вот, наконец, стал к родным местам подъезжать. В нетерпенье коня понукает и скоро увидал вдали стольный город Картаусова королевства. Въехал на пригорок, смотрит и глазам не верит. Вокруг города чьих-то войск видимо-невидимо. Город со всех сторон войсками окружён. Конники скачут на борзых конях, а пешие к городским воротам подступают. «Что тут деется?» - подумал он. Только успел с холма спуститься, встретился ему Фрол-табунщик. Прочь от стольного города уезжает.
- Здравствуй, Фролушка!
Табунщик остановил коня, узнал Еруслана Лазаревича, поздоровался.
- Не знаешь ли ты, - спрашивает богатырь, - чья это рать-сила столь велика к нашему городу подступает?
- Ох, Еруслан Лазаревич! Поехал я из заповедных лугов в город на подворье к твоему родителю, князю Лазарю Лазаревичу, да чуть было в полон не угодил. Спасибо, конь выручил, ускакал я от неприятелей, и вот гоню прочь от города обратно в заповедные луга. Такая ли то беда-напасть приключилась.
Подступил, вишь, к нашему стольному городу князь Данила Белый с несметными полками конного и пешего войска, а у нашего короля Картауса богатырей, кроме князя Лазаря Лазаревича, в городе нет никого. Кто куда разъехались. Заперлись король с боярами да горожане, за городскими стенами отсиживаются, ни в город, ни из города проезда нет, и грозится Данила Белый всё королевство разорить.
Видит Еруслан Лазаревич: оборонять королевство некому. Да и войска у Данилы Белого нагнано тьма-тьмущая. Разгорелось сердце молодецкое, раззудилось плечо богатыр-кое: хлестнул он плетью Ороша Вещего и поскакал к городу.
Увидали неприятели: скачет прямо на них богатырь. Переполошились, загалдели:
- Богатырь едет Картаусу на подмогу! Сам князь Данила Белый повёл конников навстречу и кричит:
- Живым его берите, ребятушки!

Вот решил Лазарь семью заводить. Выбрал он себе жену хорошую да пригожую, молодую, красивую. Сыграли свадьбу, стали жить счастливо, а через некоторое время и ребёночек у них родился. Родился мальчик крепкий, здоровый. Назвали его Ерусланом, по батюшке - Лазаревичем.

Жил-был в стародавние времена в королевстве Картауса богатырь славный Лазарь, а по батюшке - Лазаревич. Был это самый храбрый и сильный богатырь в королевстве. Не раз он спасал семью королевскую и всех жителей от набегов разных войск вражеских. Только на него и была надежда у Картауса.

Вот решил Лазарь семью заводить. Выбрал он себе жену хорошую да пригожую, молодую, красивую. Сыграли свадьбу, стали жить счастливо, а через некоторое время и ребёночек у них родился. Родился мальчик крепкий, здоровый. Назвали его Ерусланом, по батюшке - Лазаревичем. И расти он начал так быстро, что родители иногда забывали, сколько ж ему лет. Он в пять годков такой силой уже обладал, что собственного отца, богатыря храброго да сильного, побороть мог.

А хоть и крупный да сильный мальчик был, а всё-таки ребёнок. И хотелось ему с другими ребятами играть. А силушка-то была у него великая. Вот и плакали от него другие дети частенько. Он думает, что играется, а дети от него в слезах убегают да родителям жалуются.

Вот терпели бояре какое-то время эти игры Еруслановы, а потом решили королю жаловаться. Сказали, что хоть и сын Ерус-лан Лазарю, а так продолжаться дальше не может.

Призвал тогда король к себе Лазаря Лазаревича да и говорит:

Давай-ка, богатырь мой лучший да верный, будем решать, как нам с твоим сыном быть. Вижу я, что растёт тебе замена хорошая, однако люди на него жалуются. Не умеет он силушку свою рассчитать, над детьми боярскими издевается. Предлагаю я тебе отправить его подальше от моего королевства. Пускай постранствует, повзрослеет, уму-разуму наберётся. А там посмотрим, может, и вернётся домой и станет службу нести, как ты.

Опечалился Лазарь. Но не смел он ослушаться приказа королевского. Делать было нечего. Вернулся богатырь домой, призвал к себе жену с сыном и рассказал всё, не утаивая.

Жена-красавица слезами залилась, на шею мужу кинулась:

Не отправляй ты сына от дома далеко, Лазарь! Как же можно, он ещё маленький совсем. Как он без родительской опеки проживёт?

Не печалься, матушка, - говорит тогда Еруслан. - Я только по годам маленький, а по уму-то да по силе уже юноша. Проживу как-нибудь. Буду странствовать по белу свету, силушку богатырскую развивать, стану, как батюшка. Будут про меня люди говорить, будет слава добрая ходить. Дайте мне только коня ретивого, латы богатырские да оружие какое.

Говорит тогда отец Еруслану:

Пойди, сынок, в те луга, где стада коней моих пасутся. Пасёт их Фрол, он тебе поможет выбрать коня богатырского, тебе подходящего. Но знай, что кони те дикие, седока на себе никогда не чуяли, будь осторожен с ними.

Попрощался тогда Еруслан с родителями, надел латы богатырские, оружие взял и пошёл себе коня выбирать.

Пришёл он к тем лугам, где пастух Фрол за стадами его отца следил. Смотрит, а на лугах кони пасутся - один другого краше. Все крепкие, шерсть блестит, гривы по ветру развеваются. А впереди всех самый красивый конь стоит.

Подошёл тогда Еруслан к Фролу, поздоровался, рассказал историю свою и просит этого коня, самого красивого. А Фрол и говорит:

Этот конь так просто никому ещё не давался, ты попробуй его оседлать. Если получится, то будешь им владеть. Но знай, что не так просто это сделать. Конь этот силён, горд. Он по полю бежит, так земля трясётся, клубы пыли поднимаются.

Я всё-таки попробую, - отвечает Еруслан. - Я ведь богатырь, сын Лазаря. Силушка и у меня имеется.

Сказал это Еруслан и направился к коню. А тот как раз к ручью пошёл воды напиться. На скаку его Еруслан Лазаревич остановил, за загривок схватил и держит крепко. Как ни пытался конь вырваться - не получилось. Оседлал его Еруслан и направился к Фролу.

Вижу, справился ты с конём! - удивился Фрол. - Молодец, узнаю сына Лазаря Лазаревича, передалась тебе силушка отцовская великая. Ждут тебя подвиги ратные, будут ещё люди о тебе говорить.

Спасибо тебе, Фрол, - ответил Еруслан. - Теперь поеду я дальше. Буду странствовать, хочу на мир поглядеть да себя показать. С богатырями смелыми хочу познакомиться, силушкой померяться. До свидания!

Вскочил Еруслан на коня, и след его простыл, только пыль клубами поднялась.

День ехал Еруслан, два ехал, три. Видит: поле перед ним широкое. Подъехал ближе Еруслан, смотрит на поле и глазам своим не верит: на поле целое войско лежит. Думает богатырь: «Кто же мог целое войско побить? Какой такой богатырь в этих краях объявился?» Вдруг слышит Еруслан Лазаревич, как будто зовёт его кто-то. Обернулся и видит одного-единственного человека живого на всём поле.

Что случилось с твоим войском? Кто с вами такое учинил? - спрашивает Еруслан.

Это всё русский богатырь Иван. Он всё войско один побил и дальше поехал. Если найдёшь его, отомсти за войско наше.

Поехал дальше Еруслан. Ехал один день, ехал другой, наконец подъезжает к следующему полю. И тут видит ту же картину - лежит войско в поле. Смотрит Еруслан, хочет хоть одного живого человека увидеть. Слышит - зовёт его кто-то. Оборачивается - лежит человек. Подошёл к нему богатырь и спрашивает:

Что случилось с войском твоим? Кто побил вас?

Побил нас русский богатырь Иван. Это он мстит королю нашему Феодулу. Хотел Иван на дочери Феодула жениться, а тот против был. Вот Иван и пообещал всё королевство Фео-дулово истребить. Он сейчас дальше поехал. Если догонишь его, так отомсти за нас.

Поехал дальше Еруслан Лазаревич, а сам думает: «Сильный да храбрый этот богатырь русский Иван. Нужно мне познакомиться с ним да силой померяться». Видит Еруслан: впереди клубы пыли поднимаются. Это русский богатырь на коне своём скачет. Решил Еруслан его догнать. День ехал, другой ехал, уж и пыли впереди не видно. На третий день приехал к лесу. В лесу на полянке шатёр раскинут. Слез Еруслан с коня, подошёл к шатру, заглянул в него, а там спит человек богатырским сном. А Еруслан так устал, что самого в сон клонит. Так и свалил его сон рядом с неизвестным богатырём.

Проснулся Еруслан, а никого в шатре нет. Вышел он на поляну, а там у костра сидит человек, который в шатре лежал. И говорит тот человек Еруслану:

Я богатырь русский Иван, а ты кто такой, гость нежданный?

Я Еруслан, по батюшке Лазаревич. Много я про тебя слышал, Иван. Сила, говорят, у тебя великая. Хотел я даже с тобой померяться.

Я тоже про тебя слышал, Еруслан. И про отца твоего слышал. Знаю я, что могучий ты богатырь.

Я, может, и могучий, да ты меня превзошёл. Может, и не будем мы силой меряться? Давай брататься, будь мне братом старшим!

Тут и побратались богатыри. И рассказал Иван свою историю:

Говорят про меня, будто я жестоко два войска побил, будто мщу я королю Феодулу. А по правде-то он сам первый войной на меня пошёл, а я себя да Русь-матушку защищаю. Да есть у него дочь. Очень мне она по сердцу пришлась, хочу я на ней жениться. Надо мне силу свою показать, страху на королевство Феодулово навести. Вот поймёт он, что сила во мне великая есть, что и ему, если надо, я пригодиться смогу, и отдаст за меня дочь. Хочу я ещё раз в королевство его поехать. Вдруг он согласится свадьбу сыграть. Хочешь, Еруслан, поехали со мной!

Да отчего ж не поехать, поехали!

И отправились два богатыря, два брата названых к королю Феодулу.

Ехали они день, другой день ехали, на третий день добрались до королевства Феодулова.

А там паника творится. Феодул узнал, что оба войска его побиты. Боится он, что богатырь русский всё королевство перебьёт.

Подумал Феодул и решил, что такой муж, пожалуй, для его дочери сгодится да и на службе пригодится. Приказал он впустить Ивана с Ерусланом и вышел с королевой вместе и с дочерью встречать гостей.

Здравствуй, Иван! Знаю я, что оба войска моих ты побил. Значит, могучий ты богатырь, правду о тебе говорят. Только не хочу я больше воевать с тобой. Силушку ты свою показал. То, что не отступишься ты от цели своей, тоже я вижу. Давай забудем все наши ссоры. Хочешь на дочери моей жениться, так знай, что я согласен. С таким мужем моя девица-краса не пропадёт. Женитесь и живите счастливо да внучат мне растите. Сегодня прямо свадьбу и сыграем. А пока проходи вместе с другом своим, отдыхайте, к празднику готовьтесь.

Прошли гости в королевство Феодулово, отдохнули, выспались, а вечером устроили пир да свадьбу. Все бояре да купцы на праздник собрались, пили, ели, веселились, песни пели. Столы от угощений ломились. И Еруслан на свадьбе гулял. Вот смотрит он на Ивана с женой-красавицей и думает: «И мне же когда-то надо семью создавать. Интересно, есть ли в целом свете ещё такие девицы красивые да пригожие?»

Подошёл Иван к девушке да спрашивает:

Скажи, жена брата моего названого, вот Иван - самый сильный богатырь, а ты - самая красивая девица, так? Или есть ещё в свете кто красивее тебя и сильнее Ивана?

Ох, Ерусланушка, - отвечает королевна, - земля-то слухами полнится. Про Ивана я слышала, что сильный он богатырь да храбрый, и про тебя слышала, про удаль твою молодецкую. И про отца твоего, Лазаря, слышала, а ещё слышала про богатыря Ивашку-сарацинскую шапку. Этот богатырь в Индийском государстве служит. Уже тридцать лет и три года. И никто за это время не прошёл мимо него незамеченным. Говорят, и муха мимо него не пролетит. И про девиц-красавиц тоже знаю. Слышала, что далеко-далеко отсюда, за полями, за лугами, за горами высокими живут три сестрицы одна другой краше.

Спасибо тебе, королевна! Живите с братом моим названым счастливо, деток растите. А я поеду дальше странствовать да свою судьбу устраивать.

Как ни уговаривали молодые Ерусла-на погостить ещё у них, собрался он в путь-дорогу. Попрощался, на коня вскочил и поехал за поля, за луга, за горы высокие трёх сестёр искать.

Долго Еруслан ехал, не день, не два, не неделю. Наконец приехал он в царство за полями, за лугами, за высокими горами. Видит: ворота перед ним. Постучал, открыли ему три девицы, одна другой краше.

Ты кто такой, богатырь, будешь? - спрашивают.

Я Еруслан, по батюшке Лазаревич. Из королевства я Картаусова. Слышал я о вашей красоте, девицы. Вот захотелось своими глазами посмотреть. Вижу, что не обманули меня. И правда хороши вы, пригожи.

Проходи, Еруслан, за стол, - пригласили девицы. - Присаживайся, угощайся.

Спасибо вам, красавицы.

Прошёл Еруслан за стол, поставили девицы перед ним угощения, ест-пьёт Еруслан да всё на красавиц наглядеться не может.

Все вы, девушки милы сердцу богатырскому, все красивы. Уж красивее, наверно, мне и не сыскать.

Говорит тут одна сестрица:

Мы, Ерусланушка, может, и красивы, и пригожи, а земля слухами полнится. Слыхали мы, что есть в мире царь Вахрамей, а у него дочь, Марией зовут. Так вот про ту Марию говорят, что нет краше её в целом свете, что и собою она хороша, и умна, и хозяюшка чудесная. Такому богатырю, как ты, как раз такая жена нужна. Мы про твою силушку богатырскую тоже слышали.

А слышали ли вы, девицы, ещё про каких богатырей сильнее меня? - спрашивает Еруслан.

Слышали мы про отца твоего Лазаря, что в королевстве Картаусовом служит. Слышали про богатыря русского Ивана. Говорят, что он один два войска Феодуловых побил. А ещё слышали про Ивашку-сарацинскую шапку. Служит этот богатырь могучий в Индийском государстве уже тридцать лет и три года. Говорят, что ни один зверь, ни один человек, даже муха никакая мимо него проскользнуть не может.

Спасибо, девицы, за ваш рассказ. Ивана, русского богатыря, я и сам знаю хорошо. А вот про Ивашку-сарацинскую шапку уже во второй раз слышу, да не видел ни разу. Нужно мне найти его да силой померяться. И в Вахрамеево царство заехать надо. Да и дома давно уж не был, нужно родителей навестить.

Отдохнул немного Еруслан у девиц в гостях, потом собрался, попрощался, на коня вскочил и по дороге к королевству Картаусову поехал родителей навестить.

Долго ли ехал Еруслан, коротко ли, подъезжает уже к родному королевству. Видит издалека: ворота крепко-накрепко заперты. Слышит, гул какой-то раздаётся да как будто звон оружия. Забеспокоился Еруслан, всё ли в порядке в королевстве Картаусовом. Решил ближе подъехать, а тут как раз навстречу ему кто-то скачет. Окликнул Еруслан Лазаревич наездника, ближе подъехал, а это Фрол! Радости тут сколько было! Обнялись старые знакомые, порадовались встрече. Тут Фрол и рассказывает Еруслану:

Вовремя ты, богатырь приехал в родное королевство. Тут беда случилась такая, что только тебе под силу с ней справиться. Напал на Картаусово королевство князь Данила. У Картауса-то защитников, кроме отца твоего, нет. Вот и оказались мы лёгкой добычей для разбойников. Пока хватает сил, не впускают войска чужеземные в ворота, но долго ли ещё молодцы наши продержатся...

Вижу я, Фрол, что без меня справиться с силой вражьей некому, отец один их не одолеет. Ты беги, а я в бой пойду.

Сказал это Еруслан и направил коня прямо к воротам королевства. Увидели войска вражеские богатыря незнакомого, испугались. Видят: конь под ним быстрее молнии, да и сам богатырь могучий.

А Еруслан прямо на всём скаку в войско вражеское ворвался да и пораскидал разбойников. А конь топчет их без жалости. Подбирается уже Еруслан к воротам, а там сам князь Данила стоит. Подельники его испугались, бросили его одного. Делать нечего - понял Данила, что придётся ему один на один с богатырём сражаться. Он тогда обратился к Еруслану:

Назови, богатырь, хоть имя своё, чтобы я знал, с кем силой меряться предстоит.

Ерусланом меня звать, а по батюшке - Лазаревичем. Раз имел ты, Данила, смелость на Картаусово королевство напасть, так теперь выходи против меня биться. Выехали противники на поляну, разъехались в разные стороны и друг на друга поскакали. Размахнулся Еруслан копьём своим да сбросил с коня Данилу. Тот на землю упал, понял, что не победить ему Еруслана, и говорит:

Понял я, что ты могучий богатырь, незачем мне с тобой биться. Давай договоримся: я больше не буду своих воинов в Картаусово королевство отправлять. Только не убивай меня, разойдёмся подобру-поздорову.

Хорошо, - ответил Еруслан, убирайся отсюда вместе с войсками своими и больше не появляйся.

Дал Данила команду воинам своим отступать. Увидели жители королевства и сам король, что ушли гости незваные. Вышли, открыли ворота. Видит Картаус: стоит перед ним Еруслан Лазаревич. Бросился он тогда обнимать его да целовать, благодарил его за спасение и прощения просил за обиды старые.

Возвращайся, Ерусланушка, домой, и родители ждут тебя.

Тут и отец с матерью выбежали, радовались возвращению сына, расспрашивали, где был да что видел. А Еруслан и говорит:

Много я где был, брата названого приобрёл, богатыря русского Ивана. Да решил теперь семьёй обзаводиться. Но перед тем надо мне ещё с одним богатырём силой померяться. Так что, родители мои любимые, я сейчас в Индийское государство направляюсь, а затем - в королевство Вахрамеево. Хочу оттуда жену себе привезти.

Отдохнул немного Еруслан в доме родительском, наелся, напился, коню дал отдохнуть и стал в путь-дорогу собираться. Проводили его родители, благословили. Отправился Еруслан в Индийское государство.

Не день он ехал, не два, не неделю. Вот наконец видит: впереди показалось государство Индийское. Высматривает Еруслан богатыря Ивашку-сарацинскую шапку, а не видит. Подъехал почти к воротам, вдруг видит: лежит на земле, на ковре расписном да на подушке мягкой человек. «Видно, это и есть Ивашка-сарацинская шапка, - думает Еруслан». Подобрался он ближе да как крикнет рядом с богатырём!

Ивашка проснулся, на ноги вскочил, кричит:

Ты кто такой, что так меня пугаешь? И зачем в государство Индийское пожаловал?

Я Еруслан, по батюшке - Лазаревич. Много слышал я о тебе, Ивашка, вот и приехал посмотреть, такой ли ты богатырь могучий, как про тебя рассказывают. Да вижу, что неправду люди говорят. Какой ты богатырь, когда ты спишь посреди белого дня вместо того, чтобы государство от врагов охранять. Даже и силой с тобой меряться не хочу. Развернул тут Еруслан коня, а Ивашка ему и говорит:

Нет уж, раз приехал, так давай меряться. Поехали на поляну.

Выехали богатыри на поляну, разъехались в разные стороны и поскакали друг на друга. Еруслан копьём размахнулся да и скинул с коня Ивашку. Тот на землю упал и говорит:

Извини меня, богатырь. Вижу, что сильнее ты меня. Будь мне старшим братом названым.

Согласился Еруслан.

Пригласил его Ивашка с царём индийским познакомиться. Направился Еруслан прямо в покои к царю. Тот встретил его приветливо, велел сразу слугам на стол накрывать да стал Еруслана расспрашивать:

Раз пропустил тебя богатырь мой Ивашка, значит, достойный ты человек, кто ты будешь такой?

Я Еруслан, по батюшке - Лазаревич. Прибыл я к вам из Картаусова королевства. Много слышал рассказов про богатыря Ивашку-сарацинскую шапку, вот и приехал посмотреть на него.

Я вижу, что ты богатырь могучий, и конь твой ретивый как раз по тебе. Приглашаю тебя погостить в моём царстве. Тут тебе будет почёт и уважение. Отдохнёшь, по садам моим погуляешь, а там решишь, как быть. Можешь у меня на службе остаться, будешь вместе с Ивашкой охранять царство-государство. А можешь дальше путь продолжить.

Спасибо тебе, царь индийский. Да только остаться я у тебя не смогу. Я решил семьёй обзаводиться. Говорят, есть на свете королевство Вахрамеево. А у Вахрамея того есть дочь Мария. Да такая, говорят, она красавица, что больше в мире таких нет. Так что отдохнуть я не откажусь да сил набраться, а потом отправлюсь я дальше странствовать, Марию искать. А потом домой вернусь да буду там службу нести вместе с отцом моим Лазарем Лазаревичем.

Так и сделал Еруслан. Отдохнул он, сил набрался, коню тоже отдохнуть дал. Потом поблагодарил царя индийского за гостеприимство, собрался, попрощался с братом меньшим названым Ивашкой и направился в царство Вахрамея.

Долго ехал Еруслан, не день, не два, не неделю. Видит наконец: раскинулось впереди царство. Подъехал к воротам, а там стражники. Спрашивает Еруслан:

А это ли царство Вахрамеево?

Да, оно и есть, а ты кто такой, зачем пожаловал?

Я Еруслан, по батюшке - Лазаревич. Прибыл я из Картау-сова королевства. Хочу свататься к дочери Вахрамеевой, Марии.

Тогда открыли стражники ворота, пропустили Ерусла-на. Въехал Еруслан в город. Видит: окна и двери все крепко-накрепко закрыты. Думает богатырь: «Что-то неладное в королевстве Вахрамеевом творится, от кого-то люди прячутся». Поехал Еруслан прямо в покои царские. Вышел ему навстречу Вахрамей:

Здравствуй, богатырь, кто ты такой будешь?

Я Еруслан Лазаревич из Картаусова королевства, приехал я к дочери твоей свататься.

Слышал я о тебе, Еруслан, рад, что ты к нам пожаловал. Я уж и сам думал тебя искать да помощи твоей просить. У меня в царстве беда великая приключилась. Раз в три дня прилетает к нам чудище из моря и ворует жителей царства моего. Уже много людей он истребил. Вот мы от него и прячемся. Видишь: все двери да окна заперты.

Я постараюсь тебе помочь, царь. Поеду я к морю да встречусь с этим чудищем.

И отправился Еруслан к морю. Приехал, остановился на берегу и зовёт чудище.

Тут волны поднялись, ветер вихрем закружил, и вышло на берег чудище о трёх головах.

Говорит Еруслан чудищу:

Ты что же это делаешь? Зачем людей воруешь? Неужели тебе в море еды не хватает?

У меня, богатырь, три головы, - отвечает чудище, - и каждая кушать хочет. А в Вахрамеевом царстве людей много! А сейчас на одного меньше станет!

Сказало это чудище, пасть среднюю разинуло и идёт прямо на Еруслана, съесть его хочет. А Еруслан меч свой достал, размахнулся и одним махом две головы чудищу отрубил.

Встрепенулось тогда чудище, назад попятилось, говорит:

Вижу я, могучий ты богатырь. Прошу, не убивай меня. Я тебе откуп дам. Хочешь, камень драгоценный тебе подарю, какого в мире не сыщешь. Только у меня на дне морском такой есть.

Неси свой камень, - говорит Еруслан.

Скрылось чудище под водой, а через некоторое время снова появилось и держит в лапе камень. А тот так сверкает, что Еруслан даже зажмурился! Взял Еруслан камень, а сам думает: «Отпустить это чудище нельзя. Если оно повадилось людей воровать, то уже не перестанет. Надо последнюю голову рубить, чтобы жители царства Вахрамеева спокойно жить смогли».

Размахнулся Еруслан и последнюю голову чудищу отрубил. А затем вернулся к Вахрамею, радостную новость сообщил.

Собрался тогда народ, отправился на берег морской своими глазами на чудище мёртвое посмотреть. И когда убедились жители, что спокойно теперь жить можно, то схоронили они чудище, по домам разошлись, окна раскрыли и зажили весело, как раньше.

А Вахрамей в честь гостя почётного стал пир готовить. Накрыли столы дубовые, пиво, вино принесли, бояре да купцы на пир пришли. Едят гости, пьют. Вышла на пир и дочь Вахра-меева, Мария. Только посмотрел на неё Еруслан и понял, что правду ему говорили - нет на свете девицы красивее Марии.

Достал тогда Еруслан камень драгоценный, который чудище ему принесло, и подарил его Марии. Обратился он к Вахрамею:

Разреши мне на дочери твоей жениться!

Коли дочь согласие даст, так и я не против. Такой зять мне нужен. И за дочь бояться не буду, когда она под такой охраной.

Мария засмущалась, а потом и говорит:

Я, батюшка, согласна за Еруслана замуж пойти.

В тот же вечер и свадьбу сыграли пышную - всё царство гуляло! А потом поехал Еруслан с молодой женой в Картаусово королевство, с родителями Марию познакомил. И стали молодые жить счастливо да детишек воспитывать.

Еруслан Лазаревич

Еруслан Лазаревич, гравюра на дереве, XVIII век

Еруслан Лазаревич - герой старинной русской сказки, известной уже в рукописях XVII столетия.

Сказка о Еруслане Лазаревиче, повествуя о многочисленных воинских и любовных похождениях молодого и прекрасного богатыря, нравилась старинным русским читателям разнообразием своего содержания и, перейдя на лубок, широко распространилась в народе. Ее влияние заметно даже на некоторых пересказах былин об Илье Муромце .

Основа сказания

В настоящее время можно считать вполне установленным, что в ее основе лежит тюркская (татарская) переделка некоторых эпизодов из похождений иранского богатыря Рустема, в особенности двух: похода Рустема в Мазандеран, для освобождения царя персидского Кей-Кауса , и его боя с сыном, Сохрабом. Отец Уруслана (по списку Ундольского), Залазарь, сохраняет имя отца Рустемова, Заль-зара; царь Киркоус соответствует персидскому Кей-Каусу; конь Уруслана, Араш, есть Рустемов конь Рахш и проч. Сам Уруслан - не кто другой, как Рустем, имя которого уже в тюркской среде было переделано в Арслан (лев). Между двумя вышеназванными эпизодами, из которых первый составляет начало, второй - окончание сказки, помещены другие похождения Уруслана, как, например, встреча с русским богатырем Иваном, бой с ним, затем братанье и помощь, оказанная Урусланом Ивану в добывании дочери Феодула-змея Кандаулы Феодуловны; встреча Уруслана с прекрасными царевнами, с великаном-сторожем Ивашкой; бой со змеем Сохранение Принцесса Анастасия Вахрамеевна; женитьба на царевне Подсолнечного города и проч. Эти похождения Уруслана, не имея прямых соответствий в похождениях иранского Рустема, находят себе параллели в разных восточных сказках.

Сказка о Еруслане Лазаревиче представляет значительный интерес для истории былин и сказок об Илье Муромце . С одной стороны, в основе некоторых похождений муромского богатыря лежат те же мотивы, которые вошли в сказку о Еруслане Лазаревиче. Так, встреча Ильи с Соловьем-разбойником , приезд в Киев и отношения к князю Владимиру напоминают встречу Еруслана Лазаревича с богатырем Ивашкой и приезд его к царю Далмату; встреча Ильи с королевичной может быть сопоставлена со встречей Е. с прекрасными царевнами; затем оба богатыря бьются со своими не узнанными ими сыновьями и проч. С другой стороны, на некоторые былины и особенно сказки об Илье Муромце оказала прямое влияние лубочная, распространенная в народе сказка о Еруслане Лазаревиче.

Издания

Сказка о Еруслане Лазаревиче издана, по рукописи Ундольского, Н. С. Тихонравовым и, по рукописи Погодинского древлехранилища, Н. Костомаровым . Текст лубочной лицевой сказки напечатан Д. И. Ровинским . Обе записи сказки XVII в. представляют ее в двух редакциях, из которых редакция списка Ундодьского считается более ценной; она отличается большей логической связностью между отдельными приключениями героя, названного в ней Урусланом, и сохранила в большей чистоте некоторые имена других действующих лиц.

См. также

Литература

  • А. Н. Пыпин. Очерк литературной истории старинных повестей и сказок русских (1858);
  • В. В. Стасов. Происхождение русских былин //Вестник Европы, 1868 г.;
  • А. Н. Веселовский // в «Истории русской словесности» А. Галахова (изд. 2, 1880, стр. 431);
  • Всеволод Миллер. Экскурсы в область русского народного эпоса . 1892, экскурс VI;
  • Всеволод Миллер. Материалы для истории былинных сюжетов //Этнографическое Обозрение, 1892, кн. XII.
  • Пушкарёв Л. Н. Сказка о Еруслане Лазаревиче / Отв. ред. Э. В. Померанцева; Академия наук СССР . - М .: Наука , 1980. - 184, с. - (Литературоведение и языкознание). - 95 000 экз. (обл.)

Ссылки

  • Текст русской народной сказки «О славном, могучем богатыре Еруслане Лазаревиче»

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Ертис орманы (резерват)
  • Ерушалаим

Смотреть что такое "Еруслан Лазаревич" в других словарях:

    Еруслан Лазаревич - герой старинной русской сказки, известной уже в рукописях XVII столетия. Сказка о Е. Л. издана, по рукописи Ундольского, Н. С. Тихонравовым (Летописи русской литературы, т. II, отд. II, М., 1859) и, по рукописи Погодинского древлехранилища, Н.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Еруслан - Еруслан: Еруслан река, протекающая по территории Саратовской и Волгоградской областей, левый приток реки Волга. Еруслан железнодорожная станция Приволжской железной дороги на участке Урбах Ершов. Еруслан Лазаревич герой… … Википедия

    Кандаула Феодуловна - Еруслан Лазаревич, гравюра на дереве, 18 век Еруслан Лазаревич герой старинной русской сказки, известной уже в рукописях XVII столетия. Сказка о Еруслане Лазаревиче издана, по рукописи Ундольского, Н. С. Тихонравовым и, по рукописи… … Википедия

    Меч-кладенец - Добрыня Никитич. Фрагмент картины Виктора Васнецова «Богатыри» Меч кладенец наименование оружия нескольких богатырей из русского фольклора. Могли быть волшебными и придавать владельцу непобедимость. Обычно попадали в руки х … Википедия

    Меч-Кладенец - Добрыня Никитич. Фрагмент картины Виктора Васнецова «Три Богатыря» Меч кладенец наименование оружия нескольких богатырей из русского фольклора. Могли быть волшебным и придавать владельцу непобедимость. Обычно попадали в руки хозяину из какого… … Википедия

    Русланов - Руслан переработка сказочного имени Еруслан Лазаревич. Еруслан, в свою очередь, от тюркского арслан лев. (Ф) В Ономастиконе Веселовского Руслан Владимир Иванович Аминев, конец XV в, Кострома Руслан Ч Араслан (

В некотором царстве, в некотором государстве, а именно в том, в котором мы живем, жили-были двенадцать богатырей. Это будет не сказка, а только присказка. Сказка будет впереди, после обеда, поевши мягкого хлеба.

Так вот. Жили-были двенадцать богатырей. А из них был сильнее всех богатырь по прозванию Лазарь Лазаревич.

Когда минуло Лазарю Лазаревичу двадцать лет, то отец с матерью стали ему приискивать невесту. Но тут пошел у них такой спор: найдет Лазарь Лазаревич себе невесту - отцу с матерью не нравится; отец с матерью найдут - Лазарю Лазаревичу не покажется. Отказался Лазарь Лазаревич по этому случаю от женитьбы. И тут он стал проситься у отца с матерью по белу свету поездить, людей посмотреть и себя показать.

Ездил-ездил по разным странам и заехал в одно царство. И слышит в этом царстве сильный рев людей. Но когда приехал в этот город - рев уже удалился. Стал он спрашивать первых попавшихся людей: в чем здесь дело, об чем так сильно ревели.

Тут ему объяснили так: повели девицу на съедение змею. Вот об этой девице сильно и ревели.

Лазарь Лазаревич спросил:

Почему эту девицу повели на съедение? Разве за какое преступленье?

Нет, у нас повадился змей летать и пожирал каждые сутки шесть-семь человек. А тут со змеем сделали такой договор, чтобы каждые сутки давать ему по одному человеку. И вот жребий пал нынче на нее.

Пришпорил Лазарь Лазаревич коня и поскакал на то место, где находился огромный змей. А там стояла избушка, куда приводили людей на съедение. Заглянул Лазарь Лазаревич в эту избушку и видит - сидит девица-красавица с заплаканными глазами. Лазарь Лазаревич в избушку взошел, а девица-красавица его и не заметила.

Заговорил Лазарь Лазаревич:

О чем ты, красная девица, плачешь?

Подняла глаза девица-красавица, увидела красивого богатыря и ответила так:

Как же мне не плакать, добрый молодец? Сейчас из озера громадный змей выйдет и меня съест. Уходи ты отсюда подобру-поздорову, а то он нас обоих съест. На меня хоть жребий пал, а ты совершенно невинно погибнешь. Но Лазарь Лазаревич сказал ей:

Не плачь, красна девица! Не бойся. Будь только я жив, будешь и ты жива.

Подошел он к ней и попросил, чтобы она почесала ему голову и, как море запенится, чтобы разбудила его.

Стала она чесать ему голову, и Лазарь Лазаревич в самом коротком времени заснул богатырским сном. А девица-красавица смотрит на море и видит - запенилось море, заколыбалось. Испугалась она и начала будить Лазаря Лазаревича. Но как ни будила, богатырский сон не могла нарушить. И вдруг увидела змея, как он выходил на берег весь в пене. Залилась тогда девица горючими слезьми. И поток ее слез угодил как раз на бело лицо Лазаря Лазаревича. От горючих слез проснулся Лазарь Лазаревич и говорит:

Ох, как ты долго меня не будила! Взглянул на девицу, а она уже в обмороке.

Змей же, когда увидал двух человек, заговорил человеческим голосом:

Ага, видно, здесь люди стали богаче: вместо одного прислали двоих!

На это Лазарь Лазаревич сказал так:

А что, ты думаешь нас съесть, что ли? Змей отвечает:

Я не по двум едал, а по семи едал! Тогда Лазарь Лазаревич закричал:

А теперь, пожалуй, и одним подавишься!

И со всей силой богатырской кинулся на змея, и завязалась у них сильная битва.

Сколько бились они - нам неведомо. Только как ни нападал змей на Лазаря Лазаревича - не мог он его одолеть. И вот стал змей совсем слабым, стал на Лазаря Лазаревича кидаться через силу. Заметил это Лазарь Лазаревич, собрал всю свою силу богатырскую и отсек мечом змею голову. Так змей и погиб в сильных судорогах.

Видит Лазарь Лазаревич - змей лежит бездыханный, обратно обернулся к девице-красавице. Но она все еще лежала в обмороке. Начал он ее водой опрыскивать. Девица-красавица стала приходить в себя. Видит - перед ней богатырь стоит. Спрашивает она Лазаря Лазаревича:

Скажи, чудный богатырь, куда же змей девался? А Лазарь Лазаревич отвечает:

Я тебе говорил, девица-красавица,- был бы я жив, будешь и ты жива. Гляди-ко - змей лежит бездыханный!

Как взглянула девица-красавица на змея, ужаснулась и заговорила:

Милый мой богатырь, пойдем к моему папашеньке! Глаза мои не хотят глядеть на эдакую гадину!

Дошли они до первых попавшихся крестов на дороге. Лазарь Лазаревич стал сворачивать вправо. Тогда девица-красавица взмолилася:

Что же ты, чудный богатырь, уходишь? Поедем к моему папаше. Оп тебя наградит, чем только ты пожелаешь.

Решился Лазарь Лазаревич ехать с девицей. И когда стали они подъезжать к ее дому, отец бросился им навстречу, стал дочь спрашивать:

Что это, милая доченька? Разве змей, на наше счастье, не вышел сегодня?

Нет, папенька, вышел змей, но вот нашелся этот богатырь и змея убил.

Отец стал звать Лазаря Лазаревича к себе, а когда сели за стол, стал угощать чем бог послал, как говорится. А после и спрашивает:

Как благодарить вас, добрый богатырь, за спасенье нашей дочери?

Посмотрел Лазарь Лазаревич на девицу-красавицу и говорит:

Дозвольте мне слово молвить, не прогневайтесь. Очень мне ваша дочь по нраву пришлась. Благословите нас на брак, коли перечить не будете.

Не стал отец Лазарю Лазаревичу перечить. Благословил его на брак со своей дочерью. И повез Лазарь Лазаревич молодую жену в дом к своим родителям.

Прожил Лазарь Лазаревич со своей супругой один год, и родился у них сынок. Дали ему имя Еруслан. Когда минуло Еруслану полтора года, на вид он казался взрослым мальчиком и был такой нравный, что коли мать не потрафит в чем ему,-разорвет в люльке шелковые пологи и шелковые шнурки на клочья.

Вырос Еруслан, стал на белый двор похаживать, с детьми боярскими, своими ровесниками, погуливать.

И такая беда с ним приключилась: кого за руку-возьмет - у того рука прочь, кого ладонью ударит - тот недвижим падет, а кого за голову схватит - тот без головы стоит. Л ровесники все были дети боярские.

Пошли тогда бояре к Лазарю Лазаревичу. Говорят ему:

Мы пришли к тебе бить челом. Есть у тебя сынок Еруслан. Ходит он к нашим ребятам на белый двор играть. Да уж больно силен он: кого за руку возьмет - у того рука прочь, кого ладонью ударит - тот с ног валится, а кого за голову схватит - тот без головы стоит. Много у Еруслана силушки, много! Да только у нас от его силушки слезы льются. Просим тебя, учини ты такую милость, отошли его прочь отсюда.

Пришел Лазарь Лазаревич к жене. Жена его стала спрашивать:

Что это, милый муж, с вами? Что-то вы очень кручинны.

Как же мне не кручиниться, дорогая моя жена,- отвечает Лазарь Лазаревич,-у добрых людей родятся сынки в младости для утешения, под старость - на прокормление, а по смерти - на помин души. А нам мой сынок Еруслан доставляет только скорбь великую. Жалуются на него бояре, просят из дома отослать. Говорят - не гоже он с детьми боярскими поступает.

Говорил он так, а жена его плакала. И слышал Еруслан, как отец и матерь его проклинали свою судьбу.

Вот взошел он в их помещеньице, поклонился им до земли низко и сказал так:

Дорогие мои родители, не браните меня и не ропщите на свою судьбу. Знаю я, что бояре на вас гнев держат. Я и сам своей силушке не рад. Видно, надобно мне по белу свету погулять, людей посмотреть, себя показать. Только надобны мне меч-кладенец да доспехи богатырские, а там можно и в путь-дороженьку отправляться.

Пауткин А. А.

Древнерусские летописи – достояние как гражданской, так и литературной истории, свидетельство высокого уровня развития повествовательного искусства эпохи средневековья. Еще в 1852 г. исследователь новгородского летописания Д. Прозоровский писал по этому поводу: «Летописи наши составляют драгоценный материал для истории русской словесности: это неоспоримо. Можно даже сказать частнее: летописи принадлежат истории изящной словесности, ибо в них содержатся не одни голые факты, но нередко встречаются истинно одушевленные строки, отличающиеся силою и краткостью выражений, глубиною и ясностью мысли, простотою и сердечностью чувства – качествами, которые и ныне почитаются лучшими достоинствами словесных произведений». Именно такое произведение было создано в XIII в. на юго-западе Руси. По месту написания это удивительное сочинение именуют Галицко-Волынской летописью.

Этот памятник дошел до нас в составе Ипатьевского свода (нач. XVв.) наряду с «Повестью временных лет» и Киевской летописью. Он охватывает события XIII в. (с самого начала столетия до 1292 г.) и расположен в заключительной части большого свода. Читается Галицко-Волынская летопись и в более поздних списках, близких по своему составу к Ипатьевскому. Исследователи единодушно признают высокие художественные достоинства летописи. Так, К.Н. Бестужев-Рюмин говорил о «значительном успехе в искусстве писания», которого достигли книжники этого региона. А.С. Орлов называл Галицкую летопись «наиболее поэтической». А Д.С. Лихачев отмечал, что «летописец сознательно ставит перед собой художественные задачи, вносит в свой рассказ элемент эмоциональности».

Как явствует из принятого в научной литературе названия, памятник состоит из двух частей, написанных в одноименных княжествах. Граница двух летописей незаметна для непосвященного читателя. Она определяется на основании изменений в манере изложения и политических симпатиях древнерусских книжников. Считается, что волынское повествование открывается сведениями, помещенными под 1261 г.

Галицко-Волынское княжество, объединенное Даниилом Романовичем, занимало обширные пространства к востоку от Карпатских гор. В те времена Карпаты именовались Угорскими (то есть венгерскими) горами. Географическое положение, близость к западной Европе определили особенности культурно-исторического развития этих земель. Многие князья, правившие здесь, оказывали влияние не только на русские дела, но и на жизнь соседних европейских государств. В период раздробленности владетели этих земель вели самостоятельную политику, подчас расходившуюся с устремлениями киевских князей. В этом плане весьма показательно то, как безымянный автор «Слова о полку Игореве» охарактеризовал стратегическое положение Галицкого княжества в своем обращении к могущественному Ярославу Осмомыслу: «Отворяеши Киеву врата».

В зависимости от действий местных князей враг с запада мог пройти на Киев, а мог быть остановлен еще в Карпатах. Но не только военными преимуществами обладали владетели этого края. Они могли диктовать свою волю, используя и экономические рычаги. Через город Галич, от которого и происходило название княжества, пролегали торговые пути в центральную и западную Европу. Из этих мест, и прежде всего из Перемышля, в Киев поступали многие товары, в том числе и соль.

История региона была достаточно драматичной. Юго-западной Руси приходилось переживать многочисленные войны, нашествия кочевников, венгерских и польских рыцарей. На севере сложными были отношения с Литвой. Не обошло стороной Галицко-Волынские земли и татарское разорение. Правда, здесь волна нашествия уже несколько потеряла прежнюю сокрушительную силу.

Но не только с иноземными врагами приходилось сталкиваться владетелям этих земель. В отличие от других территорий Древней Руси, здесь огромным влиянием обладало боярство. Князья вынуждены были вести ожесточенную борьбу с этим сословием. Особенно преуспел в этом потомок Мономаха Даниил Романович (1202-1264). Он продолжал объединительную политику своего отца, грозного Романа Мстиславича, павшего на берегу Вислы в битве с поляками в 1205 г. Даже враги высоко ценили доблесть Романа. Свидетельства тому можно найти в польских и византийских хрониках (напр., в Великопольской хронике конца XIII-нач.XIVв., в хронике Я.Длугоша, относящейся к XV столетию, или в сочинении М.Бельского, писавшего в XVI в. Из византийцев следует упомянуть историка Никиту Хониата).

Неслучайно поэтому Галицкая летопись открывается поэтической похвалой Роману Мстиславичу. Князь-богатырь сравнивается в ней с дикими и страшными животными: «Устремил бо ся бяше на поганыя, яко и левъ, сердит же бысть, яко и рысь, и губяше, яко и крокодилъ, и преходжаше землю ихъ, яко и орелъ, храборъ бо бе, яко и туръ». Возможно, сравнение русского князя со львом и крокодилом восходит к каким-то византийским источникам. Нельзя полностью сбрасывать со счетов и латинскую традицию соседей-католиков (ведь матерью Романа была дочь польского князя Болеслава Кривоустого).

После гибели Романа нелегкая судьба ждала его малолетних сыновей Даниила и Василька, вступивших в длительную борьбу за обладание отчиной. Сначала княжичи вынуждены были скитаться вместе с матерью по городам Руси, Венгрии и Польши. В это время заметную роль в делах юго-западной Руси играл Мстислав Удалой – будущий тесть Даниила. На долю братьев выпало много испытаний. Восемнадцатилетнему Даниилу пришлось участвовать в трагической битве на Калке (1223 г.). Только к концу 30-х гг.XIII в. усилия братьев увенчались успехом.

Галицким княжеством стал править Даниил, а Василько сел во Владимире Волынском. Интересно, что Даниил Романович был единственным в истории Древней Руси королем, получившим корону от папы римского, который стремился таким образом склонить русского правителя к принятию католичества. Вот как определял характер Даниила Романовича Н.М.Карамзин: «Славный воинскими и государственными достоинствами, а еще более отменным милосердием, от коего не могли отвратить его ни измены, ни самая гнусная неблагодарность бояр мятежных:, - добродетель редкая во времена жестокие и столь бурные». Этот выдающийся князь-воитель и стал героем галицкого исторического повествования.

Культура Галицко-Волынской Руси соединила в себе различные компоненты, ведь здесь пересекались и тесно взаимодействовали традиции разных народов и конфессий. К сожалению, слишком мало текстов, созданных в этом пограничном регионе, сохранилось до наших дней. По сути, только Галицко-Волынская летопись и представляет оригинальную литературу это области Руси. Другие произведения, созданные здесь, утрачены. Да и сама летопись дошла до нас в неполном виде. Правда, отдельные юго-западные вкрапления обнаруживаются в предшествующих киевских сводах (в том числе в «Повести временных лет» и в большей мере в Киевской летописи 1198 г.).

Ограниченность сведений об оригинальной литературе до некоторой степени восполняется фактами из жизни средневековой книги вообще. Здесь, на юго-западе Руси, создавались или были обнаружены рукописи, говорящие о развитии книжного дела. Это – духовные тексты и переводные произведения. Известно 16 галицко-волынских рукописей домонгольской поры. Самые древние среди них – Евангелие тетр («Галицкое», 1144 г.), Евангелие апракос («Добрилово», 1164 г.), Выголексинский сборник (конец XII в.), включающий в себя переводные жития Нифонта и Федора Студита. Одна из более поздних рукописей – Евангелие (1266-1301 гг.) содержит приписку пресвитера Георгия, в которой писец упомянул потомков Даниила Галицкого – сына Льва Даниловича и внука Юрия.

Собственно Галицкую летопись вслед за историком Л.В.Черепниным нередко называют «летописцем Даниила Галицкого». Почему же применительно к этому произведению используется понятие «летописец» (не следует путать с создателем самого текста)? Вот, что писал по этому поводу Д.С.Лихачев: «Летопись охватывает своим изложением более или менее всю русскую историю от ее начала и до каких-то пределов, приближающихся ко времени ее составления, летописец же обычно посвящен какой-то части русской истории: истории княжества, монастыря, города, тому или иному княжескому роду». Именно так и построен рассказ о событиях, участником которых довелось стать Даниилу Романовичу.

Медиевисты уже давно подметили одну существенную особенность Галицкой летописи, выделяющую ее из массива памятников русского летописания. Повествование здесь отличается внутренним единством, оно практически лишено сухих отрывочных записей. Установлено, что в летописи первоначально отсутствовала привычная погодная сетка («В лето…»). Первым на эту черту указал М.Грушевский еще в начале XX в. Даже хронологическая разбивка текста позднейшими сводчиками, которые, по всей видимости, испытывали трудности при работе со «сплошной», лишенной датировок рукописью, не нарушила связи между ее частями. Чем же, помимо общности стиля, обусловлено это единство «летописца» Даниила Романовича?

Традиционное летописное повествование всецело подчинено прямому однонаправленному и непрерывному ходу времени. По-иному строит свой рассказ о княжении Данила галицкий автор. Он может «овогда же писати впредняя, овогда же возступати в задняя, чьтый мудрый разумееть» (то забегать вперед, то возвращаться памятью к давно минувшему). Благодаря этому, фрагментарность, свойственная летописям, сглаживается, возникает определенная связь между событиями и сообщениями о них. Книжник располагает исторический материал не только в привычной летописной последовательности, Группируя необходимые сведения, он чувствует себя свободнее, нежели его предшественники и современники. Летописец может упомянуть о том, чему суждено произойти спустя многие годы, кратко остановиться на каком-либо явлении, пообещав описать его подробно в дальнейшем («потом спишем»). Такая непринужденность в обращении с фактами, способность автора «заглянуть в будущее», дает основание думать, что составление «летописца», обработка источников, их систематизация, написание новых фрагментов осуществлялось уже в период, когда Даниил воплотил в жизнь свои планы, достиг апогея могущества в середине XIII в.