Халиф Абу Бакр – краткая биография. Абу Бакр ас-Сыддик – первый праведный халиф. Испытания и невзгоды

Абу Умара Салима ибн Мухаммада аль-Газзи

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и просим о помощи и прощения. Мы прибегаем к Аллаху от дурных наваждений наших душ и грешных дел. Поистине, никто не введет в заблуждение того, кого Аллах наставит на прямой путь, и никто не наставит на прямой путь того, кого собьет с этого пути Аллах. Свидетельствую, что нет божества, кроме одного Аллаха, у которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Посланник.

Я хочу вкратце рассказать о человеке, который за небольшой отрезок времени по изволению Аллаха смог завоевать сердца тысяча мусульман, стать их наставником и любимцем и который до сих пор остался в сердцах как человек, указавший им истинный путь и Единобожие. Мне легко и приятно писать об этом брате по вере, так как знал его лично на протяжении многих лет, и я не сомневаюсь в том, что многие братья мусульмане с удовольствием хотели бы упоминать о нашем наставнике-Шейх Салиме с лучшей стороны. Прежде всего, хотел бы указать краткую биографию Абу Умара Салима аль-Газзи.

Краткая биография Абу Умара Салима аль-Гази

Как он сам о себе нам рассказывал, он родился в 1965 году в г. Газа (Палестина). В 1982 году он окончил там среднюю школу. Его родители, да хранит их Аллах, уделяли большое внимание тому, чтобы он с раннего детства заучивал Священный Коран и получал религиозные знания. Этому способствовала и соборная мечеть того района, в которой постоянно организовывались лекции и уроки. Он неизменно посещал занятия по правилам чтения Корана, тафсиру, заучиванию аятов, а также уроки по исламскому вероубеждению. Когда Салим учился в средней школе его учитель, которого звали М. аль-Кану‘, да хранит его Аллах, уделял ему особое внимание на уроках арабского языка и занятиях по исламской мысли. После окончания средней школы он уже знал наизусть пятнадцать частей Священного Корана вместе с простым толкованием его аятов. Затем он поступил в Исламский университет Газы, однако по причине материальных и политических трудностей решил оставить учебу и поработать в течение нескольких месяцев, а уже потом поступить в какой-либо зарубежный ВУЗ.

Между тем, этот период его жизни растянулся на три года, в течение которых он усердно работал и учился. При содействии Всевышнего Аллаха ему представилась возможность получать знания по единобожию у его же родственника, шейха Мухаммада ‘Аджура, да хранит его Всевышний Аллах, и через него познакомился с другими учеными призыва Ахлю-с-Сунна, в том же городе, в городе Хан-Юниса, как шейх Абу Абдуллах аль-Мисри, шейх ат-Таийя, шейх Адел Нассар, шайх аль-Мадхун и другие. Наш брат Салим поехал несколько раз в Иерусалим чтобы получать знание от его ученых.

Шейх Мухаммад был из окружения и близких учеников шейха Салима Шурраба, да смилостивится над ним Аллах, который являлся крупным богословом, преподавателем Исламского университета Медины и основателем ее филиал Газы.

В то время он учился с большим старанием, тщательно изучал книги и посещал занятия разных шейхов в Газе и соседних городах. В частности, он обучался у таких богословов, как Хан-Юнис и Рафах. Кроме того, он постоянно контактировал с шейхом М. ‘Аджуром, который оказывал ему неоценимую помощь в понимании многих вопросов исламского вероучения. Он довольно часто пересматривал правовые вопросы (фикх), которых придерживались ученые мухаддисов и четырех мазхабов. В целом же изучался основы фикха согласно мазхабу имама аш-Шафи‘и.
В это время он познакомился со многими выдающимися людьми, имена которых стали известны позже. Он слушал лекции шейха Ахмада Ясина, да смилостивится над ним Аллах и да примет его как одного из мучеников, а также доктора Фатхи Шикаки, да будет милостив к нему Всевышний Аллах. Он часто принимал участие в диспутах и блуждал между этими течениями, пока Всемогущий и Великий Аллах не открыл ему глаза и не наставил на путь наших праведных предшественников. Он убедился в том, что истинная религия – это то, с чем пришла Книга Аллаха, то, что принес Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, и то, как понимали Коран и Сунну благородные сподвижники и их последователи. И тогда он стал тщательно изучать шариатские доказательства из Корана и Сунны, претворять их в жизнь и следовать по пути сподвижников. Также он осознал необходимость изучения идеологии и вероубеждения тех групп, которые противоречат приверженцам Сунны (Ахль ас-Сунна ва аль-Джамаа).

Благодаря помощи Всевышнего Аллаха он еще в детстве прочитал книгу «Сады праведных» имама ан-Навави до того, как достиг шестнадцатилетнего возраста, после чего изучил «Сахих» аль-Бухари и «Сахих» Муслим, почти когда слушает хадис знает его в аль-Бухари и Муслиме или нет, а затем толкование Корана (тафсир) Ибн Кясира. Это были первые книги, которые помогли ему понять истину. Здесь необходимо отметить, что он в то время не очень хорошо разбирался в цепочках передатчиков хадисов (иснад) и в именах их рассказчиков, однако он с особым тщанием читал сам текст хадисов (матн).

У него появилась любовь к приобретению книг, и он стал откладывать часть заработанных средств на покупки тех из них, которые ему советовали люди, имевшие знания о религии.

Даже когда он приехал к нам сюда в Баку, мы видели столько книг приобрел, все время читал, проверял, и для себя писал. Всегда поручил студентам исламских и арабских университетов купить ему книги. У нас и библиотеке Академии наук читал книги, которые еще их не изданы. Еще не говорить об институте рукописи.

Однажды, находясь в библиотеке соборной мечети, он увидел небольшую книгу Насир ад-Дина аль-Албани, в которой приводилось сто слабых хадисов. Он одолжил эту книгу, и она ему очень понравилась, несмотря на то, что многие из упомянутых в ней терминов он и не знал. Тогда он начал изучать терминологию хадисов. В приобретении этих знаний ему оказал большую помощь шейх Мухаммад ‘Аджур, а также те студенты, которые обучались в мечети Шам‘а. Потом на этих занятиях они начали читать книгу «Фикх ас-Сунна», да будет милостив Аллах к ее автору, а затем великую книгу имама аш-Шаукани «Найль аль-Аутар».

После этого как шейх Аджур разрешил нашему наставнику начал читать проповеди в мечети Шам‘а, и пятничные хутбы, а также проводил занятия в своем доме для членов своей семьи и жителей того квартала.

Как он нам рассказывал удалял большое внимание также в изучении книгу солнца имамов Мухаммада ибн Хузаймы да будет милостив к нему Аллаха «ат-Таухид и исбат сифат ар-Рабб», почти он ее знал наизусть.
Затем, по воле Всевышнего Аллаха, ему было суждено уехать учиться к нам в Советский Союз. Он стал просить Аллаха помочь ему принять наилучшее решение и начал советоваться с учеными и студентами (туллаб аль-‘ильм). Они посоветовали ему согласиться и поехать на учебу в СССР. Кроме того, они порекомендовали ему взять с собой толкование Корана (тафсир) Ибн Кясира, а также книги «Задуль-Ма‘ад», «Сады праведных» и «Китаб ат-Таухид». Помимо этого они напомнили ему о том, что необходимо совершить эту поездку для получения мирских знаний с тем намерением, дабы принести пользу Исламу и мусульманам, чтобы он, по мере своих возможностей, призывал людей к религии Аллаха и сам открыто придерживался Его предписаний.
И, действительно, Аллах предначертал так, что он в 1986 году поступил в один из университетов Азербайджана, и именно в этой республике начался его путь призыва людей к Исламу и их наставления на истинный путь.

Абу Умар Салим аль-Газзи в Азербайджане

Деятельность Шейх Салима в Азербайджане я бы хотел указать в 15 основных пунктах:

1. Организация и проведения призыва среди студентов арабов

Как он приехал, искал если есть знающие студенты из Ахлю-с-Сунна, и по милости Аллах познакомился он с отличником аспирантом Абу Халид Муна из Набулься, и потом у узнал Имада и Мунима из Ансар ас-Сунна из Судана, и все вместе они читали книги аль-Альбни как «Силсилят аль-Ахадис ад-Дайфа», «ас-Сахиха», и «ат-Тавассуль». Также наш брат начал собирать студентов-арабов в молитвенной комнате общежития института, где и стали проводить занятия. Так продолжалось более десяти лет. Это помогло сотням студентов-арабов, возвращавшихся к себе на родину, начать призывать к единобожию, о котором раньше, возможно, они даже и не слыхали. Алжир, Йемен, Иордания, Палестина… Студенты, приезжавшие из этих стран, благодарили своего брата Салима за очищение своего вероубеждения, а также за то, что он помог им в изучении Сунны и побуждал их следовать ей. Мы слушали кассеты, лекции к этим студентам и понимали, что Шейх Салим не только объясняет им основы религии, но также указывает им на ответственность перед народом Азербайджана, большинство которых не знали свою религию. Тогда немало студентов-арабов изучив вероубеждение стали призывать других. Так начиналась школа призыва арабов, над которым руководил сам Шейх Салим и этот призыв дал пользу не только тем же арабам студентам, но и окружающим их людям. Так как знания местных людей о своей вере были очень скудными и поверхностными.

2. Выпуск первого в Баку шариатского журнала «Аль-Истикама»

Прочитав этот журнал в то время многие исламские богословы выразили свое одобрение. Более того, издание журнала способствовало тому, что они стали приезжать из Саудовской Аравии, Кувейта и Эмиратов для ознакомления с новой для них страной. Это было полезным для обеих сторон. Даже к нам приезжали уважаемые студенты шейха Мукбила аль-Вадии, да помилует его Аллах, также из студентов Шейх Салима к нему поехали для продолжения учебы.

3. Призыв в различных регионах Азербайджана

Он ездил по всей стране – по городам и деревням – призывая людей к религии Аллаха, ведь так поступали наши ученые, которые встречались с большим количеством людей, чтобы обучать их Исламу и призывать к Аллаху. Естественно, на этом пути на их долю выпадали различные испытания, однако они проявляли терпение и довольство предопределением Аллаха. Можно сказать, что Шейх Салим посетил почти все основные регионы страны и с каждым годом все больше и больше увеличивались количества мусульман и все чаще люди приглашали его к себе для получения Исламских знаний и общению с эрудированным и мудрым человеком. При призыве нас всегда поражало как Шейх Салим прекрасно знал этот народ, его обычаи, психологию, проблемы. Знания русского языка достаточно на высоком уровне, применяя мудрость и нравственные ценности при призыве делали его любимцем и уважаемым учителем. Даже в конфликтных ситуациях он мог искусно решить проблему и превратить ненависть в любовь.

Помню один из многих эпизодов произошедшим с ним при призыве. Кто-то настроил определенных людей против Шейх Салима, говоря что он не уважает наши обычаи и не признает их. Вначале они сразу спросили Шейх Салима о том, что как по вашему можно ли посещать пир (могилы, где поклонялись невежды)? Когда они задавали вопрос я увидел в их глазах ненависть, и они ждали ответ Шейх Салима и готовы были потом яростно изгнать его оттуда. Когда они задали свой вопрос, я про себя подумал («интересно как ответит наш Шейх», так как большинство там посещали пиры и я боялся что невозможно будет избежать конфликта). Но по воле Всевышнего Аллаха посмотрите как мудро начал говорить Шейх Салим: «Уважаемый, вы как хотите чтобы я ответил: по шариату или по вашим обычаям. Вас что больше всего интересует как этот вопрос по Исламу или как?» Они сказали: «Конечно по Исламу, ведь мы же мусульмане». Шейх Салим сказал: «Вы согласны с тем что Коран является главным источником Ислама?» Они сказали «Да, конечно, эта же Книга Аллаха!» Шейх Салим сказал: «Прекрасно, принесите мне Коран и читайте вслух то, что я скажу вам оттуда» Они принесли Коран и стали читать те аяты из Корана, на что указывал Шейх Салим. Когда они сами своими глазами увидели все доказательства из Корана, они смягчились и в конце обняли Шейх Салима и сказали: «Надо благодарить Аллаха, потому что он послал нам этого человека, а то мы совершали бы самый великий грех. Мы хотим чтобы Шейх часто приходил к нам и рассказывал бы об Исламе». Альхамдулиллах, воцарилась прекрасная атмосфера и я еще раз понял насколько нужно знать и уметь мудро донести истину людям.

Азербайджан как и все остальные республики остро нуждался в Исламской литературе. Слава Всевышнему, что именно под руководством Шейх Салима начали выпускаться десятки книг, которые четко просвещали народ про Единобожие, основы Ислама, о важности следовании достоверной Сунне, про жизнь Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и сподвижников, да будет доволен ими Аллах, про ученых Ислама и т.д. Особое значение имели книги Единобожия и намаза на различных языках (русский, азербайджанский и лезгинский) С помощью этих книг люди начали изучать истинную религию без нововведений, молитву пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и достоверную Сунну.

5. Организация и проведения летних лагерей для получения Исламских знаний

На мой взгляд мусульманские лагеря под руководством Шейх Салима имело большое значение при приобретении Исламских знаний. Нужно отметить, что он не только там преподавал нам Ислам, но и сам усердно получал знания, читал много книг и общался с известными учеными. Туда приезжали такие ученые, как Хусайн аль-Ауайша, да хранит его Аллах, один из учеников шейха аль-Албани, да помилует его Аллах, аль-Валид ибн Сайф ан-Наср да хранит его Аллах, и многие другие богословы из Александрии и Каира. Он также встречался с шейхом ‘Абд ар-Рахманом ‘Абд аль-Халиком, и посещал его уроки в Дубае, тогда еще ученые не писали о его отклонении. Также он общался с богословом Али Хашшаном – одним из первых учеников шейха аль-Альбани – когда тот был в Узбекистане, всегда Шейх Салим звонил ему и задавал различные вопросы по Шариату. Спустя годы, благодаря содействию Аллаха, он увиделся с ним в Эмиратах и извлек огромную пользу из его уроков, поскольку он часто приезжал к ним из Катара.

6. Лекции по Исламу в высших учебных заведениях

Стоит отметить тот факт что Шейх Салим мог говорить про Ислам учитывая уровень слушателей. Хорошо помню лекцию Шейх Салима в Техническом университете, где он перед многими учеными и студентами научно на высоком уровне объяснял им различные вопросы Ислама. При его лекциях все его слушали молча и внимательно. Он мог управлять над аудиторией и создать интерес к лекции. Этому была причина его хорошие знания по Исламу, грамотная речь, примеры из разных источников касающееся темы. Мы гордились, что у нас есть такой шейх, который достойно представляет Ислам в глазах ученых из разных отраслей.

7. Встречи и беседы по Исламу с представителями науки и интеллигенции

Находясь в Баку Шейх Салим встречался при мне с представителями науки и интеллигенции. При встрече с академиком Р. М. Юсифли был очень интересный диспут про поклонение и в конце академик поблагодарил Шейх Салима за полезные знания в области Ислама и обещал ему тщательно изучать Ислам. А профессор А. Мусаев признался мне, что после беседы с Шейх Салимом он получил моральное удовольствие и признал его грамотным мусульманином и добавил, что нам именно нужны такие ученые.

8. Руководство при построении мечетей и организации в них Исламских уроков

Мусульман, которые последовали призыву последовали призыву к Сунне становилось все больше, и Шейх Салим, по милости Аллаха, содействовал в открытии нескольких медресе и десятки мечетей по всей стране. Он сам лично и его ученики призывали в этих мечетях к Исламу, так, как указывал нам пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), без искажений и строгим соблюдением Единобожия. Призыв охватывал всю страну, и мечети вскоре заполнялись полностью верующими. Люди начали понимать, что такое чистый Ислам и насколько он прост.

9. Пятничные хутьбы Шейх Салима

По личной просьбе председателя исторической Лезгинской мечети (12 век по миладу) Шейх Салим был в ней имамом-хатыбом в течение двух лет. Спустя некоторое время молящихся в мечети стало так много, что им буквально не хватало места для совершения намаза. До сих пор мусульмане пересматривают на видео пленках и используют эти полезные, актуальные и содержательные хутьбы для получения знаний. Хутьбы охватывали и вопросы убеждения, историю Ислама, применение в жизнь Сунну пророка (да благословит его Аллах и приветствует), права женщин в Исламе, большие и малые грехи, нравственность и много других актуальных тем. Эти хутбы доходили до всех мусульман Азербайджана и даже до остальных в соседних государств Необходимо было задуматься о постройке новой мечети, что, благодаря Аллаху, и это удалось осуществить. В результате, эта мечеть стала светочем, озаряющим путь к знаниям, являясь венцом его предыдущей деятельности.

10. Подготовка студентов к Мединскому университету помощь им в учебе

У Шейх Салима было немало непосредственных учеников, которые отличались своими стремлениями к знаниям и усердностью, ставшие впоследствии выпускниками Исламского университета Медины. Они старательно обучались арабскому языку и единобожию. Причиной милости Аллаха, в результате которой вышеперечисленные братья поступили в Мединский Университет, было, во-первых, содействие и помощь Аллаха, а во-вторых, основы арабского языка и единобожия, которые они изучали под личным руководством шейх Салима. Впоследствии эти студенты окончили Мединский университет и успешно занимаются призывом к Исламу. Но и сейчас они часто общаются со своим наставником и принимают его ценные советы.

11. Борьба на научной основе против различных течений и защита их от опасных убеждений

Несмотря на плодотворный призыв Шейх Салима это все больше раздражало членов различных течений и взглядов, которые давно отошли от пути Ахлю-с-Сунна валь джама. Мы мусульмане впервые ознакомились научно от Шейх Салима с такими убеждениями и течениями как матуридизм, хабашизм, ашариты, рафидиты, суфизм, джабариты, гадариты, хавариджи и т.д. Основательные уроки и достаточные доказательства из Корана и Сунны прояснили нам очень много полезного для защиты от них. Выпускались по этим темам многочисленные кассеты и книги и в разных дискуссиях шейх Салим всегда был на высоте. Я считаю причиной этому помощь Аллаха и нахождении его на пути, который основывается на Коран, Сунну Пророка, жизнь сподвижников, ученых и всех наших предшественников, которые были на истинном пути. Прошу Аллаха для нас и для брата Шейх Салима, чтобы мы никогда не заблуждались и не сошли с истинного пути.

12. Выпуск различных средств (аудио, видео кассет, СД и т.д) при призыве в Ислам

Призыв велся Шейх Салимом различными способами, также учитывая современные средства. Выпускались много различных аудио и видео кассет, СД и т.д по важнейшим вопросам Ислама и это все выходило за рамки страны и имело большое значение среди мусульман других стран. Все эти средства делались на достаточно высоком уровне и отличались качеством и это придавало эффективности при призыве.

13. Координация между верующими и создание братской атмосферы среди них

Нужно особо указать на то, что при Шейх Салиме среди братьев всегда присутствовала братская атмосфера, крепкие связи и дружба. Конечно, я не имею в виду, что сейчас при других требующих знания людей, усердствующих на Пути Аллаха шейхов в Азербайджане среди нас мусульман только вражда и ненависть. Нет, просто тогда (при Салиме) это особо чувствовалось для нас… И на тот момент, для только начинающих мусульман это было особо важным иметь такого наставника, за что хвала лишь Аллаху. Безусловно Шейх Салим играл существенную роль при этом как наш старший брат и знаток религии Ислам и мы всегда прислушивались к нему и советовались с ним по многим вопросам. Мы могли в трудные моменты жизни обращаться к нему и он всегда оказывал нам братскую помощь. Особо хочу отметить простоту при общении с братьями и это послужило здравым началом отношений между многими мусульманами.

14.Обучение методологии в призыве к Исламу

Мусульмане получали от Шейх Салима не только знания по Исламу, но также они брали пример как призывать людей к Исламу, обучать их вопросам веры, получать неустанно знания и следовать Сунне пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Можно сказать, что Шейх Салим поставил свою школу где обучал он всем тонкостям призыва среди разных слоев общества.

15. Взаимоотношения между верующими из других стран

Деятельность Шейх Салима в Азербайджане и плоды этого призыва донеслись по многим странам. Приходили немало мусульман в Баку и задавали свои вопросы, советовались по разным проблемам и делились с ним своими проблемами. Они всегда с восхищением рассказывали про встречи с Шейх Салимом своим братьям. Прекрасное владение русским языком позволяло ему общаться со многими мусульманами бывших стран Советского Союза. Будучи сам в одной из этих стран встретился с одним уважаемым ученым по Исламу. Тот спросил меня: «У кого ты обучался Исламу?» Я ответил: «У Шейх Салима» Он сказал: «Он действительно достойный учитель и наставник и это милость Аллаха вам, что у вас такой Шейх. Ибо он знает истину и правильно объясняет народу. Да хранит его Аллах!» Мне было очень приятно, что о нем так отзывались.

Мусульман, которые последовали призыву Шейх Салима и его единомышленников, становилось все больше и больше, а это не могло тревожить определенные власти в стране.

Итак наступил день, когда призыв к «Ля иляха илля-Ллах» (нет никого, достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха) и Сунне пугали авторитетов, думали может они потеряют доходы от «святых». Им не оставалось ничего иного, кроме как поступить подобно соплеменникам пророка Лута, которые сказали: «Прогоните семью Лута из вашего селения. Воистину, эти люди хотят очиститься» (сура «ан-Намль», аят 56). Его «грех» состоял лишь в том, что через единобожие он и многие вместе с ними очистились от многобожия. Это было в 1998 году. Таким образом, он прожил в Азербайджане 12 лет, приехав в эту республику в 1986 году.

И наш брат Абу Умар до сих не одного плохого слова в адрес нашей власти не сказал, потому что он не следует прихотям и эмоциям, все трудности выносил ради Аллаха, потому что он убежден, в том, что все это происходило за его призыв к единобожию и Сунне.

После этого он уехал в ОАЭ и стал посещать уроки и беседы, собрания и встречи происходившие в библиотеке шейха ‘Абдуллаха ибн Халафа ас-Сабта, да хранит его Всевышний Аллах. Он занимался в его великолепной библиотеке, богатой многочисленными книгами и рукописями, более двух лет. В ней читал труды исламских богословов, проводил исследовательскую работу, а также знакомился со студентами, учеными и шейхами, которые приходили туда. Кроме того, в библиотеке часто проводились уроки и лекции по различным исламским наукам.

Затем он отправился на Украину для получения докторской степени. В этой стране прожил более двух лет. Живя на Украине, увидел, что там находится очень много студентов-арабов и украинцев, которые остро нуждаются в Сунне и ее защите от религиозных нововведений. Он посчитал необходимым исполнить свой долг по защите единобожия и Сунны. Он стал руководить коллективным намазом в молельне и был имамом во время молитвы-таравих в месяц Рамадан. При этом следует отметить, что именно в Киеве ему было предначертано выучить наизусть весь Коран. Кроме того, он проводил уроки, как для мужчин, так и для женщин, в результате чего люди стали разбираться в Сунне и возвысилось слово единобожия. Однако это не могло понравиться сторонникам религиозных нововведений и многобожникам. Они не могли стерпеть этого и делали все возможное, чтобы изгнать его оттуда, обращаясь со своими жалобами к властям. Он защитил свою докторскую диссертацию на тему «международная уголовная ответственность индивидов за преступление геноцида» и уехал к себе домой в сектор Газа.

После этого он вернулся в ОАЭ, где, благодаря Аллаху, смог продолжить свою научную деятельность и академические исследования в области шариата и права.
Здесь же он встретился с некоторыми учениками великого шейха аль-Албани. Помимо шейха ас-Сабта, там были шейх Мухаммад ‘Али ат-Туфи, шейх аль-Гаммари, шейх аль-Халяби, а также некоторые ученики (мухаддис) Мукбила аль-Вади‘и, как его друг и земляк шейх Субхи Кишта, с которым он уже давно имел с ним отношения когда шейх Кишта жил с целью даваата в Ташкенте.
Также он повстречался и беседовал с Абу Исхаком аль-Хувайни, еще одним из учеников шейха аль-Албани. Кроме того, посещал все лекции Шуайба аль-Арнаута.
Аллах даровал ему возможность посетить во время хаджа несколько уроков великого ученого, шейха Ибн ‘Усаймина в Мекке в 1417 году хиджры. Также он посещал занятия шейха ‘Абд аль-Мухсина аль-‘Аббада и его сына ‘Абд ар-Раззака во время хаджа в 1426 году. И так продолжается почти ежегодно во время хаджа или Умры.

Что касается его вклада в просвещение русскоязычных мусульман, то он был вдохновителем и редактором смыслового перевода Священного Корана на русский язык, над которым работал наш брат его ученик Эльмир Кулиев. Кроме того, он редактировал перевод тафсира имама ас-Са‘ди, который недавно был полностью опубликован, а также перевод таких книг, как «Описание намаза Пророка, да благословит его Аллах и приветствует», «Атрибуты Всевышнего Аллаха» (он написал к ней предисловие), «Поиск приближения к Аллаху: его правила и виды», «Хадж пророка, да благословит его Аллах и приветствует» и многие другие. Написал книгу, обсуждая и осуждая актуальную проблему, «Тяжкие последствия взрывов и самоубийства».

Мы просим Всевышнего и Всеславного Аллаха, оказать нам и нашему шейху содействие в том, чтобы он и дальше мог возвышать Его религию и жить в соответствии с Сунной Его возлюбленного раба Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, вплоть до того самого Дня, когда мы встречаемся с Ним.
Это, если говорить вкратце.

Он часто нам говорил: «Я простой мусульманин, который по мере своих сил и возможностей призывает к истине. Я не говорю, что являюсь муджтахидом. Нет, я лишь следую тем шариатским доказательствам, которые нахожу в Коране и Сунне, пользуясь знаниями прошлых и современных имамов и ученых.»

Также часто говорил: «Нужно уважать ученых, нельзя унизить одних насчет других, прощать их ошибки, потому что они все равно вознагражденные, а мы это узнаём, когда будем понимать Коран и Сунну и арабский язык, тогда будем их больше уважать».

«Знание – это мое средство, доказательство – это моя цель, а довольство Аллаха – это мое стремление и моя надежда.»

«Знающий человек – это не тот, кто много знает и говорит, а тот, кто по причине своих знаний становится более богобоязненным.»

В этой связи мне очень нравится одно высказывание имама аш-Шафи‘и, да смилостивится над ним Всевышний Аллах, который сказал: «Мне бы хотелось, чтобы люди пользовались этими знаниями, не вспоминая обо мне».

«Мы старались распространять единобожие и Сунну, и наша заслуга заключается лишь в их передаче».

В заключение я обращаюсь с мольбой к Аллаху ниспослать мир и благословения нашему господину Мухаммаду и членам его семьи!

Пером доктора Абу Зияд Сафарбек, да простит его Аллах
05.07.2010

Рассылка в WhatsApp

Лидер группировки «Фронт освобождения Палестины», известный также как Мохаммед Аббас


Аббас родился в 1948 году в лагере палестинских беженцев Ярмук в Сирии, куда его семья перебралась из Тиры неподалеку от Хайфы после провозглашения независимости Израиля.

По данным израильских источников, уже в конце 60-х Абу Аббасом заинтересовался КГБ СССР. НФОП к этому моменту успел расколоться на две фракции: НФОП Жоржа Хаббаша и НФОП - Общее командование Ахмеда Джибриля. А в 1971 году Абу Аббас приехал в СССР, где прошел «курс спецподготовки» на тренировочной базе КГБ в подмосковном Солнечногорске. Показательно, что сам Абу Аббас не отрицал, что постигал ремесло профессионального террориста под Москвой. Накануне второй войны в Заливе он весьма откровенно рассказал о своей «учебе» в Москве в интервью российской газете «Время новостей». На вопрос о том, чему он учился в СССР, Абу-Аббас ответил: «Стратегии, тактике, умению руководить, организовывать народное сопротивление. Военная практика у меня и моих товарищей уже была. Так что в Москве мы, палестинские офицеры (я тогда числился майором), полгода набирались теории. Изучали опыт СССР в борьбе с оккупацией нацистов в тылу. Партизаны в Украине, в Беларуси. У вас богатый опыт. Подрыв поездов, нападение на военные базы, уничтожение коллаборационистов. Ваши партизаны, между прочим, забрасывали гранатами дома предателей вместе со всеми, кто там был, с родственниками, не важно. В военном плане палестинская ситуация сильно отличается. Но с точки зрения политики и идеологии эта учеба мне очень помогла».

Учеба действительно пошла Абу Аббасу впрок. В 1976 году он со своими сторонниками, отколовшись от НФОП-ГК, создает свою группировку - Фронт освобождения Палестины (ФОП) и тут же устанавливает связи с иракской военной разведкой, покровительством которой он пользовался, по всей видимости, до самого падения режима Саддама Хусейна. Как правило, подобные события трактуются как раскол. Однако чаще всего за кадром остается другое. Крупные террористические организации строятся по известному принципу «ячеек». Афишировать связи друг с другом и облегчать тем самым работу спецслужбам террористам незачем. Поэтому возникновение ФОП в равной степени может быть и расколом НФОП-ГК, и стремлением «спрятать» истинных вдохновителей и организаторов террора.

Дело в том, что уже с середины 70-х годов Ясир Арафат прилагал титанические усилия, чтобы сменить (в глазах западных политиков) свой образ обер-террориста на репутацию «умеренного» палестинского лидера и, таким образом, стать легитимным представителем палестинских арабов в «официальной» политике. Ответственность за теракты брали на себя «Черный сентябрь», НФОП и ФОП, являвшиеся, по существу, боевыми подразделениями ООП. Но их от Арафата отделяла целая цепочка «промежуточных звеньев», и при каждом конкретном теракте ООП при желании могла категорически от него отмежеваться, а арафатовские функционеры, как правило, и являвшиеся теневыми руководителями терактов, предлагали свои услуги в качестве посредников. В частности, именно так развивались события в 1979 году, когда некая малоизвестная организация Орлы палестинской революции захватила заложников в посольстве Египта в Турции, а на переговорах с террористами арафатовский «посредник» обсуждал планы следующих захватов заложников в Анкаре. В сентябре 1985 года в Бейруте, после захвата советских дипломатов, произошло то же самое: Арафат, выйдя на связь с советским посольством, предложил в качестве «посредников» организаторов похищения - некоего «Хаджа» и Имада Мугние, лидера «Хезболлы». Словом, широко применяемый в ООП принцип «теневого подчинения», «ячеек», «почкования» и т.д. оставлял за Арафатом широкое поле для маневров. В полной мере это касалось и Абу Аббаса, который, формально оставаясь лидером «независимого» ФОП, тем не менее, считался одним из приближенных Арафата.

Из багдадской штаб-квартиры Абу Аббас продолжал рекрутировать будущих террористов и готовить их в многочисленных лагерях в Ираке. Именно через его ФОП, считают аналитики США, «прокачивались» из Ирака деньги, предназначавшиеся членам семей палестинских террористов-«смертников».

Имя и родословная

Выдающегося ученого, хафиза, моря знаний, мухадиса и факиха, имама Аль-Аджурри звали Абу Бакр Мухаммад ибн аль-Хусейн ибн АбдуЛлах Аль-Аджурри аль-Багдади. Он происходил из близлежащего к Багдаду села Аль-Аджурр, которое на сегодняшний день осталось лишь в виде руин, как об этом упомянул Якут аль-Хамави .

Рождение и приобретение знаний

Как уже было сказано, имам родился в селе Аль-Аджур близ Багдада. Источники не указывают точную дату рождения имама, однако есть единогласное мнение относительно даты его смерти. Исходя из этого, а также из возраста имама при его смерти, можно вывести примерную дату рождения Аль-Аджурри. Одна из версий гласит, что возраст имама при его смерти составлял около 93 лет. Следовательно, примерной датой его рождения будет 264 год по хиджре. Также есть версия, что он родился в 280 году. Однако, точно утверждать о достоверности этих дат не возможно.

С ранних лет Абу Бакр аль-Аджурри начал приобретать знания в области хадиса и других шариатских наук в своем родном селе. После окончания учебы в селе он переселился в Багдад, где продолжил обучение. В начале он обучался у таких шейхов, как шейх Ибрахим аль-Кашши , АбдуЛлах ибн Хасан ибн Аби Шуайб, Муса ибн Ибрахим аль-Хаммаль и другие. Они стали его основными шейхами.
После переезда в Багдад он продолжил свой путь знаний и обучался у самых великих мухаддисов и шейхов своего времени. Среди них Абу Мухаммад Яхья ибн Са’ид аль-Хами .

В Багдаде он обучался, а в последствии и преподавал до 330 года хиджры, после чего переехал Мекку, где провел, обучаясь и обучая, около 30 лет. Там он и покинул этот мир.

Его шейхи

Абу Муслим Ибрахим ибн АбдуЛЛах аль-Кашши или аль-Каджи (ум. 292)

Абу-ль Аббас Ахмад ибн Умар ибн Муса аль-Каттан (ум. 304)

Абу Шуайб аль-Хаддани

Абу Халифа аль-Фадль ибн Хаббаб

Аль-Хафиз Абу Саид аль-Муфаддыль ибн Хаббаб аль-Джунди (ум. 308)

Харун ибн Юсуф ибн Зияд

Касим ибн Закарийа аль-Багдади (ум. 305)

Абу Бакр ибн Аби Дауд ибн Сулейман ибн аль-Аш’ас ас-Сиджистани (ум. 316)

Джаафар ибн Мухаммад ибн аль-Хасан аль-Фирьяби ат-Турки (ум. 301)

Помимо всех вышеупомянутых шейхов имам Абу Бакр аль-Аджурри обучался у многих других признанных ученых своего времени, перечислить которых в одной статье будет сложно.

Его ученики

Хафиз Абу Нуайм Ахмад ибн АбдуЛЛах аль-Исбахани (ум. 404), автор книги «Хилья».

Мухаммад ибн аль-Хусейн ибн аль-Муфаддыль аль-Каттан

Абу-ль Хасан аль-Хаммами

Абду-р-Рахман ибн Умар ибн ан-Нуххас

Али ибн Ахмад аль-Мук’ри

Махмуд ибн Умар аль-‘Акбари

Абу-ль Касым Абду-ль Малик ибн Мухаммад ибн АбдуЛЛах ин Башран аль-Багдади (ум. 403)

Слова ученых о нем

Имам Аз-Захаби сказал о нем: «Имам, мухаддис, предводитель, шейх почтенной мечети аль-Харам. Он был правдивым, благим, поклоняющимся Аллаху и следующим сунне посланника Аллаха». А также он сказал о нем в книге «Аль-Улювв»: «Аль-Аджурри был асаритом с хорошими произведениями».

Сказал Ибн аль-Муфлих аль-Ханбали: «Он был из факихов и больших ученых».

Ас-Суюты сказал о нем: «Он был знающим (алимом), практикующим свои знания, следующим сунне посланника Аллаха, религиозным, заслуживающим доверия».

Сказал Якут аль-Хамави : «Он был заслуживающим доверия, составил много произведений, преподавал в Багдаде, а потом переехал в Мекку, где жил до своей смерти».

Сказал Ан-Надим : «Он был одним из праведных, поклоняющихся рабов Аллаха. Он был из тех, кто поселился в Мекке».

Аль-Хатыб сказал: «Аль-Аджурри был правдивым, заслуживающим доверия, религиозным. Он составил много трудов».

Его произведения

Аль-арбаина фи-ль хадис. Сборник хадисов.

Ахбару Умар ибн Абду-ль Азиз

Ахляку хамаляти-ль Кур’ан

Ахкаму н-ниса

Ахляку-ль уляма

Аш-Шариа. Его блестящий труд по акиде праведных предшественников (ас-саляфу с-салих).

Аль-Гураба мина-ль муъминин

Адабу н-нуфус

Мухтасару-ль фикх

Ан-Насыха

Тахриму ан-нарди уа ш-шатрандж

Фарду-ль ильм

Его смерть

Исламские ученые и историки единогласны в том, что смерть величайшего ученого исламской уммы, факиха, мухаддиса, хафиза, предводителя ученых своего времени, Абу Бакра аль-Аджурри приходится на 360 год по хиджре. Всевышний Аллах забрал его душу в досточтимой Мекке, в пятницу, первого числа месяца аль-мухаррам. Похоронен имам был там же, в городе Мекка.

Да воздаст Аллах благом от Ислама и всех мусульман имаму Абу Бакру аль-Аджурри и сделает его наследие полезным для всех мусульман!

Имам имамов, светоч уммы, предводитель факихов и муджтахидов, хафиз-хадис, хазрат, имам Абу Ханифа, рахимахуллах, был уважаемым муджтахидом, мухаддисом и авторитетной личностью. Он действительно был аскетичным, мудрым и набожным.

Огромное количество мухаддисов, а также ученых ханафитского, шафиитского, маликитского и ханбалитского мазхабов единодушны в признании достоинств и сильных сторон имама. Тысячи трудов были написаны имамом Абу Ханифой, рахимахуллах. Имам Абу Ханифа, рахимахуллах, — единственный из всех имамов, удостоившийся титула «Имам-Азам» (Величайший из имамов). Значительное количество ученых и мухаддисов остались приверженцами имама Абу Ханифы, рахимахуллах, и более половины уммы Пророка Мухаммада и по сей день продолжает придерживаться его учения.

Он родился в эпоху сахабов. Воздержанность, богобоязненность, щедрость, ученость, добродетельность — все эти качества были присущи имаму Абу Ханифе, рахимахуллах.

Он был родом из Куфы, которая в то время была мощнейшим центром хадисов. В этом городе проживали тысячи сподвижников Посланника Аллаха . В Куфе родилось более тысячи факихов, из которых сто пятьдесят были сподвижниками Святого Пророка . Куфа была тем городом, в котором когда-то проживали почтенный хазрат Абдулла ибн Масуд и почтенный хазрат Абу Хурайра .

Именно в этом известном образовательном центре и получил воспитание и образование имам. Также много знаний и пользы он извлек и у ученых Аль-Харамейн (Мекки и Медины).

Родословная
Нуман ибн Сабит ибн Зута ибн Мах (или ибн Марзубан) (расхождение во мнениях имеется только относительно формулировки, а не имени)

Год и место рождения
80-й год по хиджре, г. Куфа (Ирак).

Известные обращения к нему
Имам Азам / Абу Ханифа, рахимахуллах

Особенный факт
Единогласно признается, что имам Абу Ханифа, рахимахуллах, был табиином. В разных источниках приводятся различные данные по количеству сподвижников, которых видел имам. Сахиб-Икмаль передает, что их было двадцать шесть, в то время как хафиз Ибн Хаджар говорит о восьми. С принципиально иным мнением выступает хафиз Аль-Миззи, который говорит о семидесяти двух сподвижниках.

Получение знаний
Начальные исламские знания имам Абу Ханифа, рахимахуллах, приобрел еще в детстве, но период обучения продолжался недолго в связи со скорой кончиной его отца. Впоследствии, он продолжил семейное дело.

Источник заработка:
Торговля шелком

Продолжение обучения
К 22-м годам большая часть его свободного времени проходила в дебатах. В этот период имам Ша’би, рахимахуллах, посоветовал имаму Абу Ханифе, рахимахуллах, приобщиться к какому-нибудь ученому.

Не сумев ответить на вопрос о правильной процедуре развода в соответствии с Сунной, имам Абу Ханифа, рахимахуллах, начал посещать собрания имама Хаммада, рахимахуллах, — ученика Анаса , покончив тем самым с участием в дебатах. Следующие десять лет он провел в качестве ученика имама Хаммада, рахимахуллах. Через два года в связи со смертью одного из своих родственников имам Хаммад, рахимахуллах, внезапно уехал на два месяца в Басру, оставив имама Абу Ханифу, рахимахуллах, продолжать его работу в Куфе. Имам Абу Ханифа, рахимахуллах, оставался учеником имама Хаммада, рахимахуллах, еще восемь лет.

Наиболее значимый учитель фикха
Имам Хаммад, рахимахуллах

Наиболее значимый учитель хадисов
Имам Амир Ша’би, рахимахуллах,

Количество переданных хадисов
4000 хадисов, из которых 2000 хадисов были получены у одного только имама Хаммада, рахимахуллах.

Значимые принципы определения приемлемости хадисов, на которые опирался имам Абу Ханифа , рахимахуллах

Хадис должен запоминаться в правильной форме с самого первого дня, когда он был услышан, до самого момента его передачи.
Хадис должен исходить от Святого Пророка и передаваться только по цепочке абсолютно надежных людей.

Любые хадисы, которые противоречат Корану или другим известным хадисам, не принимаются.

Краткий список учителей имама Абу Ханифы , рахимахуллах

Амир ибн Шурахбиль, Ша’аби Куфи, Алькама ибн Мартад, Зияд ибн Илака, Ади ибн Сабит, Катада Басри, Мухаммад ибн Мункадир Мадни, Симак ибн Харб, Кайс ибн Муслим Куфи, Мансур ибн Умар и многие другие.

Краткий список учеников имама Абу Ханифы , рахимахуллах

Кади Абу Юсуф, Мухаммад ибн Хасан, Зуфар ибн Хузайль, Хаммад ибн Абу Ханифа, Абу Исмат Мугира ибн Миксам, Юнус ибн Исхак, Абу Бакр ибн Айяш, Абдулла ибн Мубарак, Али ибн Асим, Джафар ибн Аун, Убайдулла ибн Муса и многие другие.

Труды имама Абу Ханифы , рахимахуллах

«Китаб-уль-Асар» — труд, созданный на основе 70 тысяч хадисов, «Алим-уаль-мута‘аллим», «Аль-Фикх аль-Акбар», «Джами’уль Масанид», «Китабуль Рад аляль Кадирия» и многие другие.

Качества имама Абу Ханифы , рахимахуллах :

Беспристрастность
Имам Абу Ханифа, рахимахуллах, никогда ни от кого не принимал покровительственных даров и поэтому не был никому обязан.

Гуманность и щедрость
Однажды, увидев проходившего мимо имама Абу Ханифу, рахимахуллах, прохожий свернул на другую дорогу. Когда имам Абу Ханифа, рахимахуллах, спросил его о причине такого поступка, тот ответил, что он устыдился, поскольку был должен имаму Абу Ханифе, рахимахуллах, 10 тысяч дирхамов. Скромность человека поразила имама Абу Ханифу, рахимахуллах, и он простил должнику его долг.

Отзывчивость
Однажды, находясь в мечети, имам услышал весть о том, что с крыши упал человек. Имам немедленно покинул собрание и, не надевая туфли, босиком устремился к месту происшествия. До тех пор, пока здоровье упавшего не пришло в норму, имам ежедневно навещал его, ухаживая за ним.

Манеры
Имам никогда не начинал говорить, если только в этом не было необходимости. Один человек как-то сказал Суфьяну ас-Саури, рахимахуллах, что он никогда не слышал, как имам злословил о ком-то. Суфьян, рахимахуллах, ответил: «Абу Ханифа, рахимахуллах, не настолько глуп, чтобы разрушать свои собственные хорошие поступки».

Воздержанность и богобоязненность
Передают: «Я ни разу не видел, чтобы имам Абу Ханифа, рахимахуллах, отдыхал в ночные часы».

Передает Абу Нуайм: «Даже перед исполнением намаза имам Абу Ханифа, рахимахуллах, плакал и взывал к Аллаху».

«В Коране нет такой суры, которую бы я не читал во время нафль-намазов» (Абу Ханифа).
Хариджа ибн Мусаб передает, что есть четыре религиозных лидера, которые полностью прочитали весь Коран за один ракаат. Это Усман ибн Аффан , Тамин Дари , Саид ибн Джубайр, рахимахуллах, и имам Абу Ханифа, рахимахуллах.

Однажды прошла весть об украденной овце. Имам Абу Ханифа начал узнавать, как долго живут овцы. Разузнав, он не ел мясо овцы в течение семи лет, боясь, что это мясо может принадлежать украденному животному.
Сорок лет подряд имам Абу Ханифа, рахимахуллах, совершал намаз фаджр с омовением, которое он брал для намаза иша.

Количество хатмов Корана каждый Рамадан
Шестьдесят

Количество совершенных им хаджей
Пятьдесят пять

Испытания и невзгоды

Испытание первое
Во время правления Ибн Хубайры имам Абу Ханифа, рахимахуллах, отказался от его предложения занять пост верховного судьи (так как имам не хотел помогать в порочных делах).

Последствия отказа
Его проводили через весь город на лошади, при этом хлестая его 10 раз, ежедневно в течение 11 дней подряд.

Испытание второе
Во время правления Абу Джафара Мансура это предложение было сделано повторно, и снова последовал отказ.

Последствия отказа
Заключение в темницу и жестокое избиение.

Продолжение испытания
Халиф Абу Джафар Мансур снова настоятельно потребовал от имама пересмотреть свое решение. В конце концов, имам поклялся Аллахом, что не примет его.

Последствия
С имама сняли рубашку и нанесли 30 ударов плетью. Кровь текла до самых пяток. Его в очередной раз заточили в темницу и 15 дней ограничивали питание, после чего его заставили выпить яд, из-за которого он и пал смертью шахида.

Положение при наступлении смерти
Саджда

Возраст и дата смерти
В возрасте 70 лет: в 150-м г. по хиджре в месяц Раджаб (есть также мнения, что это произошло в месяц Шаабан или в Шавваль).

Похороны
Было проведено шесть джаназа-намазов, для того чтобы смогли принять участие более пятидесяти тысяч человек, собравшихся на его похороны. Хаммад, его сын и единственный ребенок, возглавил последний джаназа-намаз.

Родился в 1983 году в Мурманской области, детство провел в Дагестане, до 2013 года жил в Москве, а затем уехал учиться в ЮАР, где находится на данный момент. Придерживается ханафитского мазхаба.

Арабский язык начал изучать, будучи студентом академии им. Плеханова. Около двух лет изучал язык у выпускника Дамасского университета, затем приступил к чтению книг по исламским наукам с несколькими выпускниками дагестанских медресе и исламских институтов. Также изучал убеждения псевдосалафитов «из первых рук», в частности, у шейха Аделя из Ливана. Прочитал с ним шарх на «Акыду аль-Васатыя» Ибн Таймиййи и «Аль-Люма’» Ибн Кудамы аль-Макдиси.

Затем приступил к углубленному изучению акыды Ахлю-с-Сунна Валь-Джама’а, слушая уроки и читая книги одного из крупнейших современных ученых по акыде - шейха Саида Фуды из Иордании. Изучил таким образом «Акыду ат-Тахавийя», «Умм аль-Барахин» имама ас-Сануси, «Джавхара ат-Таухид» имама аль-Лякани, «Аль-Харида аль-Бахия» имама Ахмада ад-Дардира и «Матн аль-Варакат» имама аль-Джувейни с шархом имама аль-Махалли по усуль аль-фикх. Все - с комментариями шейха Фуды, хафизахуЛлаху Та’аля. Одновременно с этим начал изучать (и продолжает изучать по сей день) книги по акыде и усулю самостоятельно. Особую пользу получил от работ имама Мухаммада Захида аль-Каусари.

Прочитал «Джавхара ат-Таухид», «Умм аль-Барахин» и «Тахавийю» перед Махди Шамсуддином, студентом шариатского знания из Ливана, ученика крупного алима по акыде и усулю шейха Му’тасима аль-Багдади. Позже брал у устаза Махди уроки по шафиитскому фикху: по шарху Ибн Касима на Абу Шуджа’, «Мукаддима аль-Хадрамийя», «Ас-Сирадж аль-Вахадж», толкованию имама аль-Гумрави на «Минхадж» имама ан-Навави.

В 2009-2012 годах учился у шейха Алихаджи аль-Кикуни из Дагестана, получившего исламское образование в Сирии, а также переводил и озвучивал уроки шейха по нескольким книгам, в том числе «Ихья улюм ад-дин» имама аль-Газали. Также брал уроки у шейха Мухаммада Шафи из Кокрека (Дагестан), учителя многих дагестанских ученых, по «Ас-Сирадж аль-Вахадж».

Также брал уроки у шейха Биляля Захида из Триполи (Ливан). Шейх Биляль - ученик муфтия Триполи шейха Усамы ар-Рифаи, который в течение 10 лет учился в Медине у великого деобандийского алима шейха Мухаммада Ашика Иляхи аль-Барни. У шейха Биляля Абу Али брал уроки по книге «Тасхиль ад-Дарури» шейха Ашика Иляхи по ханафитскому фикху и шарху аль-Гунейми на «Акыду ат-Тахавийя».

Читал «Умм аль-Барахин» имама ас-Сануси с шейхом Билялем Наджаром, учеником шейха Саида Фуды.

С Ибн Хусейном аш-Шафии, изучавшим шафиитский фикх в Медине у шейхов из Йемена, прошел «Умдат ас-Салик» (разделы ибадат и муамалят).

В 2011 году прочитал шарх имама Махалли на «Матн аль-Варакат» с шейхом Абдуррахимом ибн Нахилем аль-Магриби, учеником крупнейших ученых Магриба и Дамаска. Получил от шейха иджазу по матну, также иджазы по всем основным сборникам хадисов.

С доктором Зиядом Хамданом из Ливана изучил несколько книг по акыде и шарх Ибн Дакык аль-Ида на "40 хадисов" имама Навави.

С шейхом Идрисом, учеником муфтиев Мухаммада Рафи и Мухаммада Таки Усмани, прочитал матн «Исагуджи» по науке мантык и «Нузхат ан-Назр, шарх Нухбат аль-Фикар» имама Ибн Хаджара аль-‘Аскаляни, читал «Любаб фи шарх аль-Китаб», толкование на мухтасар Кудури по ханафитскому фикху и закончил «Усуль аш-Шаши».

С шейхом Мухаммадом Насыром ат-Тараблиси (Ливан) читал «Кифая аль-Ахьяр» и некоторые разделы «Умдат ас-Салик» по шафиитскому фикху и шарх на «Катр ан-Нада» по нахву.

Прочитал с шейхом Абдуррауфом аль-Азхари - известным ученым по акыде из Бахрейна - несколько матнов по акыде (Тахавия, Харида, Акыда аль-Газалийя, Акыда имама аль-Маджишуна, Акыда имама ас-Саури и др.), по которым получил иджазы.

После переезда в ЮАР в 2013 - 2015 гг. учился в Дар аль-ифта аль-Мухмудийя (Дурбан) у муфтия Ибрахима Десаи и муфтия Хусейна Кадодия. Закончил под их руководством тахассус (специализацию) по ифта, в результате чего стал муфтием ханафитского мазхаба, получив право самостоятельно давать фетвы по этому мазхабу. Также изучил у муфтия Десаи сборники хадисов имама аль-Бухари и ат-Тирмизи, и получил по ним иджазы. От муфтия Хусейна получил иджазу на «Сабат Ибн Абидина» (сборник иджаз по всем книгам, на которые были иджазы у имама Ибн Абидина).

Получил иджазы от муфтия шейха Фазлюррахмана аль-Аꞌзами, ученика великого мухаддиса Хабибуррахмана аль-Аꞌзами, на основные сборники хадисов («Аваиль ас-сунбулийя»).

Затем переехал в Йоханнесбург для прохождения двухлетнего курса тахассуса по наукам хадиса при Дар аль-улюм Бенони под руководством муфтия Мухаммада Исхака Бана, одного из ближайших учеников шейха Мухаммада Аввамы, и муфтия Биляля Сабира, у которых учится в настоящий момент.

В 2008-2012 годах года давал уроки в Исторической мечети г. Москвы. С 2009-го года - официально. Также в 2009-ом году стал одним из основателей сайта «Дарульфикр.ру», целью которого является распространение исламских знаний и защита истинного суннитского вероучения от искажений заблудших сект.

Продолжает работать на исламских сайтах annisa-today.ru и azan.kz. Автор и переводчик книг и статей по акыде, фикху, хадису и другим исламским наукам.

Книги:

  • «Ашариты - Ахлю Сунна валь-Джамаа» (составитель, автор статей);
  • «Озарение сердец» (составитель, автор статей);
  • «Комментарий имама аль-Бабирти к «аль-Акыда ат-Тахавийя»» (переводчик);
  • «Два комментария к «Завещанию» имама Абу Ханифы» (автор, переводчик);
  • «Убеждения спасенной общины (аль-Иꞌтикад)» шейха Саида Фуды (переводчик);
  • «Сорок хадисов о женщинах» (автор);
  • «Малфузат. Комментарии к изречениям хазрата Мухаммада Масихуллаха аль-Джалялябади» (автор).