В поле чистом серебрится снег. Анализ стихотворения Пушкина «В поле чистом серебрится…. Анализ стихотворения Пушкина «В поле чистом серебрится…»

В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой,
Светит месяц, тройка мчится
По дороге столбовой.

Пой: в часы дорожной скуки,
На дороге, в тьме ночной
Сладки мне родные звуки
Звонкой песни удалой.

Пой, ямщик! Я молча, жадно
Буду слушать голос твой.
Месяц ясный светит хладно,
Грустен ветра дальний вой.

Пой: «Лучинушка, лучина,
Что же не светло горишь?»

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. Ходит ветер в чистом поле, А за полем ходит гром. А в том поле чья-то доля — Белый камень под бугром. Ой ты камень под горою! Ты совсем не алатырь....
  2. На поле Лодейном Не видно лодей, Лодейное поле — Могилы людей. Над полем Лодейным Бушует зима И светит звезда Под названием Марс. На Марсе — порядок И полный покой, На...
  3. В голубом небесном поле Светит Веспер золотой — Старый дож плывет в гондоле С догарессой молодой. Воздух полн дыханья лавра, . . . . . . . . морская мгла,...
  4. Просыпаюсь я — и в поле туманно, Но с моей вышки — на солнце укажу. И пробуждение мое безжеланно, Как девушка, которой я служу. Когда я в сумерки проходил по...
  5. Экой снег какой глубокий! Лошадь дышит горячо. Светит месяц одинокий Через левое плечо. Пруд окован крепкой бронью, И уходят от воды Вправо — крестики вороньи, Влево — заячьи следы. Гнется...
  6. Вещий крик осеннего ветра в поле. Завернувшись в складки одежды темной, Стонет бурный вечер в тоске бездомной, Стонет от боли. Раздирая тьму, облака, туманы, Простирая алые к Ночи руки, Обнажает...
  7. Н. В. Станкевичу Есть поле победы, широкое поле! Там ветер пустынный гуляет по воле! На поле курганы — гробницы костей: То грозное дело булатных мечей! Давно там замолкли и крик...
  8. «Жизнь пережить — не поле перейти!» Да, правда: жизнь скучна и каждый день скучнее; Но грустно до того сознания дойти, Что поле перейти мне все-таки труднее!...
  9. Так, любезный мой Гораций, Так, хоть рад, хотя не рад, Но теперь я муз и граций Променял на вахтпарад; Сыну милому Венеры, Рощам Пафоса, Цитеры, Приуныв, прости сказал; Гордый лавр...
  10. Знакомое поле, а в поле — траншеи да рвы, Засохшая глина да куст полумертвой травы. Разбросаны трубы. Да вышки. Да снова — былье. Знакомое поле — мое — и совсем...
  11. Памяти Б. Батуева Голубеет осеннее поле, И чернеет ветла за рекой. Не уйти от навязчивой боли Даже в этот прозрачный покой. Потемнела, поблекла округа — Словно чувствует поле, что я...
  12. Баю-бай-баю-бай, засыпай, моя сова. Месяц, ясный, как май, я тебе нарисовал. Я тебе перепел всех животных голоса. Мудрый лоб твой вспотел и болезненны глаза. Ценен клоп и полкан. Очи с...
Вы сейчас читаете стих В поле чистом серебрится, поэта Пушкин Александр Сергеевич

Поэзия Пушкина обладает удивительным даром: она воздействует на человека, делая его лучше, чище, помогая разобраться в путанице мыслей, чувств, душевных стремлений. Стихотворения Пушкина мы знаем с юных лет, постоянно открываем для себя заново сказочный мир его поэзии и не устаем поражаться ее кристальной чистоте, ясности, одухотворенности. Каждая строчка его наследия - национальное достояние, каждое произведение - предмет многолетних размышлений ученых, поэтому так сложно сказать что-то новое, оригинальное о творчестве великого поэта.

Предметом нашего исследования стало небольшое неоконченное стихотворение А. С. Пушкина «В поле чистом серебрится…». Цель работы - сделать филологический анализ этого произведения, основываясь на литературных закономерностях и субъективном восприятии стихотворения. В процессе работы мы остановились на таких аспектах, как связь с биографией поэта, взаимоотношения формы и содержания произведения, наличие аллюзий и реминисценций в этом стихотворении.

Стихотворение А. С. Пушкина «В поле чистом…» было создано в конце творческого пути автора, в 1833 году. Он во второй раз приехал в Болдино, чтобы завершить свою «Историю Пугачева» и осуществить другие замыслы, которые стремительно зрели в дороге. Известно, что перед этим поэт очень много ездил по пугачевским местам Урала и Поволжья, так как этого требовала работа над историческими произведениями «История Пугачевского бунта» и «Капитанская дочка». Поэту было важно побывать там, где происходили эти события, поговорить со старожилами, с людьми, которые помнили вождя народного восстания. Вполне возможно, в одной из бесконечных поездок по оренбургским степям и было задумано это стихотворение. Оно осталось неоконченным, скорее всего потому, что замыслы гораздо более глобальные волновали поэта. Пушкин работал жадно, почти всегда параллельно над несколькими произведениями. Через полтора месяца творческого уединения была готова рукопись «Истории Пугачева», написаны «Песни западных славян», стихотворение «Осень», повесть «Пиковая дама», две сказки, поэма «Анджело».

« Вот уж неделю, как я в Болдине, привожу в порядок мои записки о Пугачеве, а стихи пока еще спят», - пишет он жене 8 октября 1833 года.

Затем Пушкин вплотную приступает к работе над петербургской поэмой «Медный всадник». А небольшое, скромное стихотворение «В поле чистом серебрится…» больше не привлекает внимания поэта.

Надо отметить, что 1833–1834 годы начинают последний, исключительно тяжёлый период жизни Пушкина. Авторитет первого русского поэта сохраняется за ним, но в основном как эхо славы Пушкина-романтика 20-х годов; глубочайшие же открытия зрелого Пушкина расцениваются публикой, критикой и даже некоторыми друзьями как признаки «упадка». Много позднее В. Г. Белинский напишет: «Поэзия Пушкина удивительно верна русской действительности, изображает ли она русскую природу или русские характеры: на этом основании общий голос нарек его русским национальным, народным поэтом».

Тема стихотворения «В поле чистом…» традиционна для лирики Пушкина - это тема дороги. Мы можем вспомнить такие стихотворения автора, как «Зимняя дорога» (1826 г.), «Бесы» (1830), «Путешествие в Арзрум»(1829). Он часто путешествовал по просторам России и не только по своей воле (Южная ссылка, ссылка в Михайловское).

Попробуем провести некоторые параллели. При сравнении двух произведений: «В поле чистом серебрится…» и «Зимняя дорога» - становится очевидным их тематическое и семантическое единство:

Широко использованные в стихотворении «В поле чистом серебрится…» аллюзии, например: «…еду, еду в чистом поле» («Бесы»), «скучно, грустно… путь мой скучен» («Зимняя дорога») и другие могут служить доказательством того, что стихотворение не отличается новизной содержания. Мы задались вопросом, зачем А. С. Пушкин обращается к старым мотивам, рисует заново уже использованные когда-то образы? Нужно отметить, однако, что среди всех «дорожных» стихотворений это наиболее близко к фольклору. Предмет изображения в стихотворении также характерен для русских народных песен: зимняя дорога, ранняя ночная мгла, резвая тройка, неяркий свет месяца, вой ветра… Вспомним песни, сочиненные от лица ямщика: «Тройка мчится, тройка скачет», «Ой, мороз, мороз…», «По дороге снег кружится», или же от лица седока: «Смолкнул мой ямщик…», «Молчи, ямщик!» Можно также отметить языковые особенности, которые сближают пушкинский текст с народными песнями, возьмём хотя бы обилие постоянных эпитетов: «поле чистое», «дорога столбовая», «месяц ясный», «песня удалая». Невозможно предположить, чтобы это было случайностью. Пушкин намеренно отсылает нас к фольклорной традиции. Об этом же говорит фраза «сладки мне родные звуки». Звуки могут быть приятны для слуха, но поэт выбирает фольклорное - «сладки». Делаем вывод, что стихотворение «В поле чистом серебрится…» отличается безыскусностью, обнаженной простотой, но самое главное необычной формой - по структуре мы можем отнести его к жанру сонета.

Сонетом в литературоведении считают лироэпическое произведение, состоящее из четырнадцати строк, расположенных в особом порядке: 2 четверостишия (катрена) и 2 трехстишия (терцета), написанное чаще пятистопным или шестистопным ямбом (возможен четырехстопный). Есть разновидности сонетов, отличающиеся рифмовкой, стопностью, композицией. Выделают такие виды сонетов, как французский, голландский, английский. Последний рассмотрим подробнее: он состоит из 3 четверостиший и 1 двустишия, пишется пятистопным ямбом.

Как вид поэтического стихотворения сонет возник в Италии в XIII веке и стал популярен в Европе. В русской поэзии распространению жанра сонета способствовали переводы В. К. Тредиаковским сонетов французского писателя Жака де Барро. Традицию обращения к этому жанру продолжили многие известные поэты XIX-XX вв.: В. А. Жуковский, А. А. Дельвиг, А. С. Пушкин, А. А. Фет, И. А. Бунин и другие.

Интересно замечание известного советского литературоведа Л. П. Гроссмана по поводу отклонения от традиций в сонетах Пушкина. Во-первых, это невыдержанность системы рифмовки канона, во-вторых, скупость на различные грамматические глагольные рифмы, в-третьих, повторение однозначных слов в строке и прочие . Все же считается, что, «несмотря на отступления, вполне оправданные внутренней логикой этих стихотворений, сонеты Пушкина - бесспорно классические сонеты в их русской традиции» .

По мнению ведущего специалиста в современном лингвостиховедении В. Н. Перцова, в творчестве Александра Сергеевича Пушкина можно выделить три сонета, написанные в 1830 году, и еще один, обнаруженный американским исследователем Дж. Т. Шоу в конце двенадцатой сцены трагедии «Борис Годунов» .

Форма сонета также была найдена в произведении «В поле чистом серебрится…», при жизни не опубликованном.

Формально произведение написано как неоконченный английский сонет с классическим делением на три катрена и один терцет. Рифмовка перекрестная (adad), но вот размер - четырехстопный ямб. Вспомним, что классический английский сонет должен был быть написан пятистопным ямбом.

В первом четверостишие автор рисует экспозицию происходящего вокруг, тем самым задавая главную тему сонета. Далее следует основная часть, логически связанная с главной мыслью. Двустишие содержит афористическую мысль, которая подытоживает все выше сказанное и придает идейную завершенность: «Пой: «Лучинушка, лучина, Что же не светло горишь?». С первых строк автор разворачивает перед читателем картину зимней ночи: «В поле чистом серебрится снег волнистый и рябой». Динамизм повествованию придает использование параллельных синтаксических конструкций с простыми сказуемыми, выраженными глаголами несовершенного вида: серебрится снег, светит месяц, тройка мчится.

Пушкин первым из русских поэтов открыл для читателей пейзаж средней полосы России. Он лаконичен в создании образа русской дороги: «тройка мчится по дороге столбовой». Этим определением подчеркивается однообразие русских дорог, что подметил и В. Г. Белинский: «…поэзия Пушкина удивительно верна русской действительности, изображает ли она русскую природу или русские характеры…» .

Безмолвию природы противопоставлено общение пассажира и ямщика. Троекратный призыв: «Пой», выраженный глаголом повелительного наклонения, указывает на установившийся между ними контакт и родство душ: «Сладки мне родные звуки», «Я молча, жадно буду слушать голос твой». Душевная пустота и оторванность от человеческого мира, подчеркивается семантическим тропом, фрагментарным описанием природы: «Месяц ясный светит хладно, грустен ветра дальний вой». Несмотря на веселого попутчика, лирический герой хочет скорее возвратиться домой. Дорога не может подарить тепло и уют, которые ждут его дома.

Стихотворение автор заканчивает строчкой из народной песни: «Пой: «Лучинушка, лучина, Что же не светло горишь?» Здесь за кажущейся бессюжетностью, скрывается гамма чувств. Именно в этом сонете Пушкин соединил дорожную скуку, одиночество, бесприютность с ощущением величия природы и стремлением к безмятежности и домашнему уюту. Ступенями лестницы, по выражению еще одного исследователя творчества поэта, В. Д. Берестова, были чувства, вызванные, в душе поэта народной песней . Выразительность художественной речи усиливается при использовании приема аллитерации. В первой строфе повторением звуков (ч), (с), (р) автору удалось передать звук скрипа снега под ногами лошадей. Погрузить читателя в атмосферу дороги, путешествия по безграничному полю, засыпанному снегом. Поэт не приукрашивает природу, а показывает её в естественной красоте. Белинский отмечал способность Пушкина видеть прекрасное в простых вещах: «…он созерцал природу и действительность под особенным углом зрения, и этот угол был исключительно поэтический» . Проанализировав построение стихотворения «В поле чистом серебрится…» и его содержание, можно прийти к выводу о том, что это не что иное, как сонет. Количество строк, как и должно быть, четырнадцать. Строки разбиваются как в английском сонете, то есть три четверостишия (катрена) и одно двустишие. Каждая строфа имеет синтаксическую законченность. Проявляется точность рифм: adad и присутствует чередование мужских и женских рифмовок: серебрится-мчится; рябой-столбовой.

Итак, произведения «Зимняя дорога» и «В поле чистом серебрится…» очень похожи друг на друга, можно предположить, что после написания трех сонетов и их публикации в 1830 году, поэт решил вернуться к этому литературному жанру и видоизменить свое предыдущее стихотворение «Зимняя дорога». Пушкин, по справедливому замечанию В. Д. Берестова, не просто вывел «лестницу чувств» из народной поэзии и сделал ее явлением литературы. Он сочетал ее с сюжетом, с фабулой, с иными, не песенными жанрами, с нерусским жизненным материалом, внеся вклад русского народа в мировую литературу. Экспериментируя с формой стихотворения «Зимняя дорога», Пушкин написал английский сонет «В поле чистом серебрится», в котором развил тему дорожной скуки и ожидания скорейшего возвращения домой.

Литература:

1. Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина. Издательство Советская Россия. М.: 1984.

2. Берестов В. Д. Лестница чувств (http://vagant2003.narod.ru).

3. Гроссман Л. П. Мастера сонета./Собрание сочинений в пяти томах, Том IV. Мастера слова, Москва, 1928 г.

4. Добролюбов Н. А. О степени участия народности в развитии русской литературы. Литературная критика, М., ГИХЛ, 1961 г.

5. Перцов Н.В Сонетный триптих Пушкина (http://feb-web.ru).

6. Романов Б. А. Русский сонет [Текст]: сонеты русских поэтов XVIII - начала XX века / сост., вступ. ст., подготовка текстов и примеч. Б. Романова. - М.: Сов. Россия, 1983. - 512 с.

2 338 0

Вырос на русских народных сказках и преданиях. К тому же, эстетика села ему была знакома не понаслышке, ведь детские годы поэта прошли в родовом поместье Михайловское. Став взрослым, Пушкин неоднократно мысленно возвращался в детство и с удовольствием вспоминал вечера, проведенные в обществе няни Арины Родионовны.

Поэту приходилось довольно много путешествовать, и дорога доставляла ему огромное удовольствие. Именно в пути Пушкин мог предаваться воспоминаниями и наслаждаться красотой родной природы. Кроме этого, ему доставляло удовольствие общаться с ямщиками, которые нередко рассказывали ему удивительные истории из собственной жизни. Именно одной из таких поездок поэт в 1833 году посвятил стихотворение , наполненное дорожной романтикой и предвкушением праздника, ведь поэт вновь ехал в свое родное имение Михайловское.

«Свети месяц, тройка мчится по дороге столбовой» , - это простая картина вызывает в душе поэта чувство спокойствия и умиротворения. Автор испытывает легкую скуку, которая является постоянной спутницей его путешествий, но при этом наслаждается обществом своего попутчика, который развлекает его народными песнями. Поэтому Пушкин обращается к нему со словами: «Пой, ямщик! Я молча, жадно буду слушать голос твой» .

Любовь к народным песням поэту была привита с детства, поэтому он знает многие из произведений, исполняемые ямщиком, и признается: «Сладки мне родные звуки, звуки песни удалой» . В этом признании нет бахвальства или же высокомерия – Пушкин не считает зазорным восхищаться русской культурой, которая в то время считалась несовершенной и «простонародной» . При этом не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что сам поэт получил блестящее образование и прекрасно разбирался в литературе других стран. Но при этом даже простая мужицкая песня содержала для него гораздо больше ярких образов и эмоций, чем самая популярная романтическая баллада средневековья или же лирика эпохи романтизма.

«Месяц ясный светит хладно, грустен ветра дальний вой» , - этот пейзаж как нельзя лучше соответствует настроению автора, который предается воспоминаниям и мечтает о теплоте домашнего очага. Поэтому он просит ямщика: «Пой: «Лучинушка, лучина, что же не светло горишь?» . Эта песня согревает сердце и вселяет надежду на то, что душа обретет спокойствие в родном поместье, куда так торопится поэт.

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются - это закономерно.

«В поле чистом серебрится…» Александр Пушкин

В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой,
Светит месяц, тройка мчится
По дороге столбовой.

Пой: в часы дорожной скуки,
На дороге, в тьме ночной
Сладки мне родные звуки
Звонкой песни удалой.

Пой, ямщик! Я молча, жадно
Буду слушать голос твой.
Месяц ясный светит хладно,
Грустен ветра дальный вой.

Пой: «Лучинушка, лучина,
Что же не светло горишь?»

Анализ стихотворения Пушкина «В поле чистом серебрится…»

Александр Пушкин вырос на русских народных сказках и преданиях. К тому же, эстетика села ему была знакома не понаслышке, ведь детские годы поэта прошли в родовом поместье Михайловское. Став взрослым, Пушкин неоднократно мысленно возвращался в детство и с удовольствием вспоминал вечера, проведенные в обществе няни Арины Родионовны.

Поэту приходилось довольно много путешествовать, и дорога доставляла ему огромное удовольствие. Именно в пути Пушкин мог предаваться воспоминаниями и наслаждаться красотой родной природы. Кроме этого, ему доставляло удовольствие общаться с ямщиками, которые нередко рассказывали ему удивительные истории из собственной жизни. Именно одной из таких поездок поэт в 1833 году посвятил стихотворение «В поле чистом серебрится…», наполненное дорожной романтикой и предвкушением праздника, ведь поэт вновь ехал в свое родное имение Михайловское.

«Свети месяц, тройка мчится по дороге столбовой», — это простая картина вызывает в душе поэта чувство спокойствия и умиротворения. Автор испытывает легкую скуку, которая является постоянной спутницей его путешествий, но при этом наслаждается обществом своего попутчика, который развлекает его народными песнями. Поэтому Пушкин обращается к нему со словами: «Пой, ямщик! Я молча, жадно буду слушать голос твой».

Любовь к народным песням поэту была привита с детства, поэтому он знает многие из произведений, исполняемые ямщиком, и признается: «Сладки мне родные звуки, звуки песни удалой». В этом признании нет бахвальства или же высокомерия – Пушкин не считает зазорным восхищаться русской культурой, которая в то время считалась несовершенной и «простонародной». При этом не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что сам поэт получил блестящее образование и прекрасно разбирался в литературе других стран. Но при этом даже простая мужицкая песня содержала для него гораздо больше ярких образов и эмоций, чем самая популярная романтическая баллада средневековья или же лирика эпохи романтизма.