Какие языки являются родными. Самые распространенные языки в мире. Как преодолеть языковой барьер

Я не психолог, и ниже написанное - просто мое видение. Это не теория, я не могу ее защитить, и ничего про это не читала, просто мне так видится.

Про то, как видят мир дети, и что из этого вытекает.

Мне кажется, что когда ребенок совсем маленький, весь мир для него - это такой странный цветной узор, картина абстракциониста, ведь он совсем ничего не знает, что это большое темное пятно - это шкаф, и он отдельно от белого пятна, стены, и он стоит, и открывается, и производит шум, и он неживой.

Мне кажется, перед ними течет этакая матрица из звуков, цветов, запахов, и по мере роста, наблюдая, они начинают отделять лица он не-лиц, а потом вдруг обнаруживают, что лицо и руки, которые к ним прилетают - это вместе мама, а потом, что мама может уйти, и она еще больше и у нее есть еще куча всего.

Я помню момент, когда мой сын начал замечать, что я переодеваюсь, то есть он впервые отделил одежду от меня - показывал пальцем и смеялся над новыми платьями. А потом вдруг осознал колготки и расплакался - потому что у мамы вдруг исчезли привычные части тела и появились вместо них новые, а маленькие дети боятся перемен, и мне пришлось снимать и надевать колготки, чтобы он понял - что они - это тоже такая отдельная штука.

И так во всем. Время начинается распадаться на спать и не спать, потом на день и ночь, потом на еще на кусочки поменьше, и общие понятия “есть” постепенно делятся на кусочки, и появляются завтраки, в которые едят кашу и тосты, и обеды, в которых еда распадается на первое, второе и третье, и так далее, пока весь мир не разложится на понятные кусочки лего.

Так к чему я это. Для меня понимание этого восприятия делает максимально понятным большинство “капризов” и прочих нелогичных требований.

Мне кажется, что ребенок видит ситуацию в целом, как такую целостную инстаграммку, картинку . Знаете, как у нас бывает - вот если вспомнить собственное сильное впечатление - как в нем важны детали! Вот например я помню как пустила лошадь в галоп по берегу моря, помню до сих пор, и в этой картинке есть все - и серый цвет неба, и шум шторма, и запах лошадиного пота, и взрывающая сердце радость полета и свободы. И если бы я еще раз оказалась в такой ситуации, и мне бы предложили ехать не на лошади, а на осле? Или вместо шторма сделать жару и штиль?

Вот мне почему-то кажется, что все мелкие ситуации для детей - гораздо более эмоционально насыщены, чем думаем мы, и они так же целостны и неотделимы . И если мы когда-то впервые сказали малышу “это - твоя новая чашка” то вот эта синяя чашка, и голос мамы, и гордость, которую он испытал, именно новизна какой-то этой эмоции - у него сложилось в этот отпечаток. И он снова и снова хочет пережить эту новизну гордости, или чего-то еще, чего он, маленький, впервые пережил в какой-то момент с этой синей чашкой, а мы ему говорим “да какая тебя разница, пей из желтой”. НЕТ! Гордость, самостоятельность, первые осознанные ощущения “я пью сам”, ощущения бортика пластмассы на губах, ручки чашки в руках, сока в ней - все это ОБЯЗАТЕЛЬНО, а мы говорим - “желтая”, а мы говорим - “какая разница”.

Или про время. Вот сидит он катает машинки, я говорю “пойдем ложиться, пора спать”, он кричит “нееет, не хочуу”. И я, глупая, занудно объясняю, что спать нужно. Но он не против спать, он против того, чтобы я разрушала что-то важное и здоровское, что происходило в этот момент. Он говорит “нет” отказу от радости катания машинки, всей этой радости тяжеленькой красной машинки в руки, как у нее колесики поворачиваются об ковер, интересно, и он сам их поворачивает и так, и сяк, а тут мама пришла и говорит “прекрати радость”. Нет, мама, конечно, так не говорит, мама говорит “пойдем спать”, но по сути мама говорит “прекрати радость”. И если мама скажет “бери машинку с собой, пойдем наверх”, то он с радостью пойдет, потому что он не против спать, он против - отдать машинку.


Lisa Visser

Знаете, как часто я прокалывалась на ерунде, пока не научилась об этом думать?

- Тесса, хочешь яблоко?

- Нет.

- Ты же хотела?

- Нет.

И тут ты понимаешь, что в двух руках у нее новые пупсики и яблоко - это не яблоко. Яблоко = в руке не будет пупсика. Поэтому я научилась смотреть на эти вещи и говорить “ты можешь положить пупсика в карман и поесть пока яблоко, а он в кармашке посидит”. Я придумываю для нее новую интересную инстаграммку “я ем яблоко и пупсик у меня в кармашке”, она уже предчувствует это новое ощущение - и самой положить его в кармашек, и чувствовать его через ткань платья, и знать, что он там, и думать, как он там, как в домике, и еще есть яблоко”. И она подпрыгивает легонько от радости и говорит “да, да!”, и кладет пупсика в кармашек, и берет яблоко, которое секунду назад не хотела.

Разве это хуже, чем галоп на лошади по берегу штормящего моря?

Я даже не могу передать, какое количество конфликтов не состоялось просто потому, что я постаралась увидеть ту “инстаграммку”, в которой ребенок сейчас, и постараться ее спасти для него, или предложить новую.

Все наши самые сильные, самые яркие воспоминания - это воспоминания сильной эмоции - радости, свободы, силы, легкости, печали, одиночества, власти, преданности, предательства, стыда, счастья.

Для ребенка каждая новизна освоения мира - это сильная эмоция, такая же сильная.

Если видеть, как проживают их дети в выборе чашки одного цвета или бутербродов только треугольничком - можно научиться их узнавать и уважать. А если уважаешь - то сможешь догадаться, что на улицу не хочется, потому что под лестницей в прошлый раз напугала паутина, а не потому, что он вдруг разлюбил гулять, он просто не хочет еще раз пройти мимо паутины и еще раз пережить этот страх.

Что из гостей нужно уйти, потому что все в платьях, а она одна в джинсах, и надо решать проблему, как стать принцессой в джинсах, ведь все девочки как принцессы, а не взрослую глупость “ну пойдем, что ты как маленькая, будет же интересно”.

И в туалет не хочу, потому что фен для рук шумит страшно, а не потому, что не хочется.

И хочу взрослую вилку, потому что когда она в прошлый раз ела взрослой вилкой, мама посмотрела любящими глазами и засмеялась. И нужны любящие глаза, а не вилка. Но она еще этого не знает, она еще не отделила любящие глаза от вилки. Поэтому нужна вилка.

И нам надо про вилку догадаться.

И надо эту вилку дать.

Американские ученые разработали уникальный метод изучения процесса визуального восприятия окружающего мира малышами. Исследования открывают новую страницу понимания младенцев и ломают устоявшиеся взгляды на поведение ребенка.

Итак, как выглядит мир в глазах малышей? Что прежде всего привлекает их внимание и почему? Ученые Нью-Йоркского университета под руководством профессора психологии и неврологии Керен Ейдолф, кажется, нашли способ это узнать. Она говорит: «...Как это ни странно, но после долгих лет исследований ученые почти ничего не знают о том, почему и куда смотрят люди в повседневной жизни», — cообщает сайт для детей и родителей KidForum.ru.

Чтобы узнать, куда именно смотрят малыши, ученые надели маленькой участницы эксперимента специальный аппарат, оснащенный двумя видеокамерами. Первая — снимает картинку, открывается перед ребенком, другая — отслеживает движение зрачка глаза. Поэтому компьютер анализирует информацию и определяет, куда именно смотрит ребенок.

Джейсон Бэбкок - основатель компании «Позитивная наука», которая разработала устройство. Инженеры специально сделали эту модель компактной и легкой — лишь немногим более 45 граммов. Бэбкок говорит: «... Как вы видите с мобильными телефонами и другой техникой, мы научились совмещать технологии, как никогда раньше».

Частью эксперимента было проследить за глазами ребенка, когда его движения не ограничивали и не направляли в определенном направлении. Полученная информация стала для ученых полной неожиданностью, говорит докторант-исследователь Джон Франчак: «Мы ожидали, что исследование подтвердит, что дети постоянно смотрят на своих матерей, поскольку это является частью их социального познания».

Однако в комнате, где было полно игрушек и других развлечений, малыши смотрели на своих мам лишь 50 процентов времени. Даже когда мать попадала в их поле зрения, непосредственно на лицо дети смотрели только 15 процентов времени, — подчеркивает Франчак: «Если малыши не смотрят на своих мам так часто как мы думали, то это может изменить наше понимание восприятия детьми мира через других людей».

Интересно, что малыши смотрели прямо на предмет, к которому тянулись.

Ученые надеются, что новая технология может быть использована и в других исследованиях. В будущем дальнейшие исследования могут помочь малышам, у которых имеются отклонения в развитии, медицинских исследованиях или практических экспериментах.

Ученые говорят, что это только начало изучения того, как дети ориентируются в мире. Не исключено, что будущие исследования помогут врачам в работе с детьми, больными аутизмом и другие болезни.

Рисуночный тест «Дом Дерево Человек» предназначен для того, чтобы понять другого человека. Родители смогут лучше узнать своего ребенка, если предложат ему этот тест. Информация к сведению: тест предложен Дж. Буком в 1948 г. Мы несколько видоизменили этот текст, сделав его более подходящим для детей.
Предложите вашему ребенку нарисовать дом, дерево и человека на белом листе бумаги.
Как только рисунок будет готов, родители должны задать ребенку ряд вопросов. Вопросы, которые обозначены буквой Д, предназначены для рисунка дома, Др – для рисунка дерева, Ч – для рисунка человека.
Ч 1. Это мужчина или женщина (мальчик или девочка)?
Ч 2. Сколько ему или ей лет?
Ч 3. Кто он?
Ч 4. Это твой родственник, знакомый, друг или кто то другой?
Ч 5. О ком ты думал, когда рисовал?
Ч 6. Что делает человек на картинке? Где он в это время находится?
Ч 7. О чем он думает?
Ч 8. Что он чувствует?
Ч 9. О чем заставляет тебя думать нарисованный человек?
Ч 10. Кого тебе напоминает этот человек?
Ч 11. Этот человек здоров?
Ч 12. По каким признакам ты это определил?
Ч 13. Этот человек счастлив?
Ч 14. Почему ты так думаешь?
Ч 15. Как ты относишься к этому человеку?
Ч 16. Относишься ли ты к этому человеку так же, как и к большинству людей? Почему?
Ч 17. Какая на рисунке погода?
Ч 18. Кого или что напоминает тебе человек на рисунке? Почему?
Ч 19. Что хочет человек на рисунке? Почему?
Ч 20. Как одет человек?
Др 1. Что это за дерево?
Др 2. Где находится это дерево?
Др 3. Какой возраст у этого дерева?
Др 4. Это дерево живое?
Др 5. Если ребенок считает, что дерево живое:
а) что именно на рисунке показывает, что дерево живое;
б) нет ли у дерева мертвой части? Если есть, то какая именно;
в) чем вызвана эта гибель;
г) когда это произошло (гибель)?
Др 6. Если ребенок скажет, что дерево неживое:
а) чем вызвана гибель дерева;
б) когда это произошло?
Др 7. На кого это дерево больше похоже – на мужчину или на женщину?
Др 8. Какие детали в рисунке это подтверждают?
Др 9. Если бы здесь вместо дерева был человек, в какую сторону он смотрел бы?
Др 10. Это дерево стоит отдельно или среди других деревьев?
Др 11. Когда ты смотришь на рисунок дерева, как тебе кажется: оно расположено выше тебя, ниже или находится на одном уровне с тобой?
Др 12. Какая погода на рисунке?
Др 13. Есть ли на рисунке ветер?
Др 14. В каком направлении дует ветер?
Др 15. Что это за ветер?
Др 16. Если бы на этом рисунке ты нарисовал солнце, где бы оно располагалось?
Др 17. Где солнце находится: на севере, на востоке, на юге или на западе?
Др 18. О чем заставляет думать тебя это дерево?
Др 19. О чем оно тебе напоминает?
Др 20. Это дерево здоровое?
Др 21. Почему ты так думаешь?
Др 22. Это дерево сильное?
Др 23. Почему ты так думаешь?
Др 24. Кого тебе напоминает это дерево? Почему?
Др 25. Что нужно этому дереву? Почему?
Др 26. Если бы вместо птицы или другого объекта на рисунке, не имеющего отношения к основному дереву, был человек, кто бы это мог быть?
Д 1. Сколько этажей у дома?
Д 2. Этот дом кирпичный, деревянный или какой нибудь еще?
Д 3. Это твой дом? Если нет, то чей?
Д 4. Кто хозяин дома?
Д 5. Хотелось бы тебе, чтобы дом был твой?
Д 6. Если бы дом был твой, то:
а) какую комнату ты бы выбрал для себя? Почему;
б) с кем бы ты хотел жить в этом доме? Почему?
Д 7. Когда ты смотришь на рисунок дома, то он кажется расположенным близко или далеко?
Д 8. Дом расположен выше тебя, ниже или на одном уровне с тобой?
Д 9. О чем заставляет тебя думать этот дом?
Д 10. О чем он тебе напоминает?
Д 11. Это дом приветливый, дружелюбный?
Д 12. Почему ты так думаешь?
Д 13. Ты как думаешь, большинство домов такие же?
Д 14. Какая погода на рисунке?
Д 15. О ком ты думаешь, когда смотришь на этот дом? Почему?
Д 16. В ком нуждается этот дом? Почему?
Д 17. Для чего нужна труба на крыше?
Д 18. Куда ведет дорожка?
Д 19. Если бы вместо этого дерева (куста или другого объекта, который напрямую не относится к дому), был человек, то кто бы это мог быть?
Когда ребенок ответит на вопросы, следует обратить внимание на следующие факторы.
Количество. Сколько обязательных деталей есть на рисунке? Например, в доме должна быть хотя бы одна дверь (за исключением случая, если нарисована только боковая стена), одно окно, одна стена, крыша и труба (если заранее не сказано, что дом расположен в теплых краях).
У дерева должен быть ствол и хотя бы одна ветвь.
У человека должна быть голова, две ноги, две руки, если он не изображен в профиль.
Если рисунок выполнен хорошо, но содержит минимум деталей, значит, у ребенка есть такие качества, как склонность к замкнутости. По количеству деталей можно судить о степени контактности с окружающей средой. А еще если на рисунке минимум деталей, то можно говорить, что ребенок игнорирует традиционные вещи.
Если ребенок изобразил очень много деталей, то можно говорить о таком качестве, как чрезмерное беспокойство в его характере.
Окна дома – это готовность к контактам. Фронтальная дверь символизирует доступность, а задняя или боковая дверь показывает бегство от действительности.
Если ребенок не рисует окна совсем, не рисует их на первом этаже, дополняет окна ставнями, закрашивает штриховкой, закрывает занавесками и т. д., кроме этого, рисует дверь с большими замками, то можно говорить, что он очень замкнут и проявляет некоторую враждебность к окружающему миру.
Если ребенок рисует дерево с кроной в виде овала или круга, а ствол – в виде двух вертикальных линий, то это свидетельствует о сильной враждебности к окружающему миру. Такая форма дерева представляет собой незаполненное пространство. Враждебность выражается в том, что ребенок не хочет рисовать дополнительные детали, листья, ветви. Он не желает показать более подробно структуру кроны. Между прочим, структура кроны является своеобразным показателем взаимосвязи, степени стремления ребенка к получению удовлетворения от окружающего мира.
Сломанные или мертвые ветви дерева символизируют, что у ребенка есть психические травмы. Если он на рисунке показывает, что дерево мертвое, это означает собственное признание чувства неполноценности, вины и т. д. Если ребенок изображает совершенно мертвое дерево, это означает, что ребенку тяжело приспосабливаться к окружающему миру.
Если он называет мертвыми ветви или корни дерева, то это означает, что окружающая среда является для него травмирующей.
Если ребенок говорит о ветре, то он подвержен внешним обстоятельствам, которые не в силах контролировать. Если он говорит, что ветер дует слева направо по горизонтали, то это считается общепринятым сведением. Если он заявляет, что ветер сильный, и направление называет другое, то это имеет особое значение.
Если ветер дует снизу вверх, это означает, что ребенок очень любит фантазировать. И от реалий окружающего мира ему хочется перенестись в мир фантазии.
Если ребенок нарисовал заходящее солнышко, это может свидетельствовать о том, что в данный момент у него плохое настроение. Если солнце скрылось за облаком, это означает, что ребенок тревожится по какому то поводу. Если ребенок говорит, что на рисунке сильная жара или сильный холод, то это означает, что он очень чувствителен к любым изменениям внешнего мира.
Если ребенок сделал очень маленький рисунок на большом листе, это означает его внутреннюю неуверенность. Вполне возможно, он боится реальной жизни, его что то заставляет тревожиться. Маленький рисунок на большой площади также может означать, что ребенок отвергает реальность вокруг себя, хотел бы, чтобы жизнь складывалась несколько иначе.
Если же рисунок слишком большой, занимает весь лист бумаги и даже не умещается на нем, то это может означать некоторую агрессию со стороны ребенка по отношению к окружающему миру.
Очень важен рисунок человека. Если ребенок изображает человека в шляпе, это означает, что он желал бы защититься от враждебного воздействия окружающего мира.
Если ребенок нечетко рисует черты лица или не рисует их совсем, то, по всей видимости, у него есть проблемы в сфере общения. Если, напротив, ребенок четко рисует все черты лица, – он заинтересован в общении, открыт для окружающих и живо интересуется людьми вокруг себя.
Если ребенок рисует у человека красивые глаза, длинные ресницы, это означает, что у него развиты эстетические наклонности, а также что он много внимания уделяет внешнему виду. Если он рисует у человека уши, это знак открытости восприятия или настороженности по отношению к окружающему миру.
Большие глаза и прорисованные зрачки, а потом закрашенные могут быть символом страха или тревоги.
Если ребенок рисует открытый или полуоткрытый рот, это в некотором роде символ агрессии. Даже если его поведение нельзя назвать агрессивным, возможно, он рано или поздно проявит склонность к агрессивным действиям. Если на рисунке прорисованы зубы, это означает явную агрессию и стремление любой ценой отстаивать свои убеждения.
Если ребенок рисует у человека длинную шею, это означает любопытство.
Руки, спрятанные в карманах или за спиной, означают внутреннюю нерешительность, замкнутость и недовольство своим положением. Тщательно прорисованные пальцы могут говорить о явных способностях к управлению и преобразованиям. Длинные ногти или кулаки, поднятые вверх руки являются признаком агрессии.
Если на рисунке руки практически не видны, это означает пассивность.
Как только ребенок ответит на вопросы, родителям нужно их проанализировать. Вопросы могут быть несколько иными, вы можете ориентироваться на интересы и характер именно своего ребенка.
Итак, если на вопросы, касающиеся рисунка, ребенок отвечает предельно кратко, не составляя пространных комментариев к своему рисунку, это может свидетельствовать о том, что малыш замкнут, окружающий мир и люди вокруг представляются ему чужими, непонятными, даже в некотором роде враждебными.
Иногда ребенок может в ответ на вопрос давать несколько странные комментарии. Они могут быть сказочными, фантастичными. Если это так, то скорее всего ребенку окружающий мир кажется скучным, неинтересным. И поэтому малыш хочет приукрасить его, сделать более ярким и красочным. Если он отвечает на вопросы именно с учетом фантастических историй, в дальнейшем постарайтесь направить его богатое воображение в нужное русло. Вашему ребенку просто необходимо найти хобби, которое поможет сделать жизнь более интересной.
Бывает, что в его рассказе фантастикой и не пахнет, ребенок старается разложить все как бы по полочкам, дать точные и предельно серьезные ответы на вопросы относительно дома, дерева, человека. Это может означать, что он чувствует себя незащищенным перед окружающим миром. И старается защититься. Вполне возможно, что к нему взрослые предъявляют слишком большие требования. Они желают, чтобы малыш быстрее повзрослел и стал серьезным. Но самому ему это пока ни к чему, так что, уважаемые родители, пожалуйста, будьте снисходительнее к своему сыну или дочке.
Если на ваши вопросы ребенок отвечает: «Я не знаю», это также должно вас насторожить. Ведь именно в этом случае можно говорить о том, что ребенок как бы проводит черту между собой и окружающим миром. Он живет в своем, замкнутом мирке, не желая всматриваться в окружающий мир, искать общий язык с людьми. В данном случае можно говорить не только о мире вещей и явлений, но и о мире живых людей. Если ребенок намерен обосабливаться от окружения, то ему очень тяжело найти общий язык с другими людьми.
Если ребенок легко отвечает на вопросы, причем ответы достаточно простые, ясные, это означает, что он прекрасно себя чувствует среди людей. Ребенок не проводит черту между собой и окружающим миром, легко находит новых друзей, не обижается ни на кого вокруг.
Если ребенок говорит, что в доме живут люди, что дерево – живое, что человек – здоров, значит, он хорошо приспособлен к жизни; воспринимает ее со всеми радостями и трудностями нормально. Такой ребенок жизнерадостен, легко заводит новые знакомства. И наоборот. Если он заявляет, что дом нежилой, что дерево больное, что человек болен, это означает, что ребенок с трудом адаптируется к окружающий действительности. Еще хуже, если он говорит, что человек мертвый. Это означает, что ребенок испытывает враждебность и ненависть к окружающему миру.
Если ребенок при ответах на вопросы выражает эмоции (дерева, человека), на это нужно обязательно обратить внимание. Например, он говорит, что дереву плохо, оно болеет, ему скучно и т. д., и то же самое рассказывает о доме и о человеке, то скорее всего он ощущает себя очень и очень несчастным. Дело в том, что ребенок практически всегда отождествляет, т. е. ставит знак равенства между собой и тем, кто изображен на рисунке. Он может рассказать о себе очень много, сам того не осознавая. И родители должны это прекрасно понимать. Ведь то, что касается человека на рисунке, так или иначе относится к самому малышу.

Каким образом отличается детское мышление от взрослого. И нужно ли детям учиться всему, что умеют взрослые, или некоторые способности даются от рождения?

Фантазия или реальность?

Детям сложно отличить фантазию от реальности. Они могут быть искренне убеждены, что то, что они себе вообразили, действительно происходило. Если вы попросите ребенка описать какое-нибудь воображаемое событие, а затем серьезно спросите о нем же некоторое время спустя, ребенок поверит в то, что сам же и выдумал. Но есть четкое разграничение. Если малыш сам сочинил свою фантазию, он в ней сомневаться не будет. Но если услышит нечто неправдоподобное от другого человека, в половине случаев не поверит, как и взрослый. Как предполагают ученые, проводившие тестирование, скорее всего у детей нет четкой грани между реальностью и своими фантазиями, потому что они пока не понимают, какие знания можно считать верными, а какие — нет. Этот навык приходит, когда дети становятся старше.


Постоянство объекта

Если прямо перед вашими глазами кто-то спрятал предмет, а затем внезапно переместил бы его в другое место, вы бы без труда смогли ответить, куда он делся. Это очевидно. Однако, если вы будете прятать детскую игрушку, например, под салфеткой, платком или одеялом, позволяя ребенку видеть ее, а затем переместите игрушку под другую салфетку, ребенок ее не найдет. Кажется нереальным, но именно так происходит с детьми примерно до 10−12 месяцев.

Почему? Впервые этот эффект заметил известный психолог Жан Пиаже. Он показал, что до определенного возраста дети реагируют так, будто пропавший из их поля зрения предмет перестает существовать вовсе. По мнению Пиаже, понятие «постоянства объектов» не дано нам с рождения. Мы начинаем понимать, что предметы существуют и без нашего восприятия, только повзрослев. А 10 месячный малыш еще не знает, что исчезнувший объект все еще существует.


Языки

Не секрет, что научиться иностранному языку ребенку намного проще. Чем старше мы становимся, тем больше усилий приходится прикладывать, чтобы хотя бы освоить разговорную речь. А, например, дети из двуязычных семей могут одновременно и с успехом говорить на двух языках, несмотря на отсутствие специального обучения.

Ученый-лингвист Ноам Хомский выдвинул идею универсальной грамматики и предположил, что у любого языка есть общий набор синтаксических правил, встроенных в наш мозг с рождения. Он предположил, что есть некий общий инструмент, связывающий все языки, и дети, похоже, четко понимают, что почти все предложения строятся по принципу «субъект-глагол-объект». Логика, по которой мы выстраиваем предложения, продиктована природой и биологическими особенностями нашего мозга.

С возрастом способность к овладению языками становится намного слабее. Есть много точек зрения, когда проще всего воспринимается иностранный язык. Кто-то считает, что до 18 летнего возраста, а кто-то, что способность слабеет уже с 9-ти.


Понятие обратимости

Если перелить воду из широкого стакана в высокий, вы останетесь уверены в том, что воды в стакане столько же, потому что никто ее туда не добавлял и не отливал.

Детям до 7 лет объяснить это невозможно, им будет казаться, что раз стакан выше, то и воды в нем больше. Им будет не понятно, почему количество жидкости остается неизменным, раз стакан изменил форму. Также считается, что дети не могут совмещать «высоту» и «ширину», а фокусируются только на одной величине, игнорируя другую.

Лица

Ученые считают, что уже через пару часов после рождения младенец способен отличать лицо матери от других. Но чтобы полностью адаптироваться к восприятию человеческих лиц, у ребенка не хватает опыта и времени. Он способен улавливать множество тонких черт и различать эмоции, но отличать лица людей другой расы не может.


Абстрактное мышление

Мысли детей в возрасте до 11 лет в основном основаны на конкретной реальности. Дети не могут предпринимать какие-то действия и размышлять над воображаемыми проблемами и не очень хорошо разбираются в абстрактных суждениях.

Когда психолог Рудольф Шаффер попросил девятилетних детей подумать, где было бы здорово разместить на теле третий глаз, все указали на свой лоб, хотя этот ответ был довольно бессмысленным, потому что на лбу и так уже есть два глаза. Однако, 11-летние дети уже были способны размышлять над абстрактными вещами, и стали предлагать другие решения, например кисти рук, чтобы видеть что-нибудь за углом или сзади.


Рисуют не то, что видят

Техника рисования у детей хуже, чем у взрослых: не до конца развита моторика и дети пока не могут твердо держать карандаш или кисть в руке.

Но любопытно другое: психологи провели эксперимент, поставив перед детьми в возрасте 5−9 лет кружку с ручкой. Кружка была размещена так, чтобы дети не могли видеть ручку. А детей попросили нарисовать именно то, что они видят.

Дети 5−7 лет нарисовали кружку с ручкой, хотя видно ручки не было, а дети старшего возраста нарисовали очевидное. В этом же заключается разница между детьми и взрослыми. Если взрослого попросят нарисовать именно то, что он видит, он, очевидно, не будет рисовать ручку на кружке. А дети рисуют, потому что знают, что она должна там быть.


Морали

У вас скорее всего есть собственные понятия о морали. Вы понимаете, как важно совершать хорошие поступки или соблюдать законы, и, возможно, вы понимаете, что иногда эти правила можно нарушать.

Моральные суждения ребенка проще. У самых маленьких они основаны на том, как избежать наказания. Позднее рассуждения развиваются, и ребенок начинает осознавать, что правильный способ поведения это тот, который вознаграждается. А со временем эти рассуждения формируются, превращаясь в моральные аргументы, как у большинства взрослых.

В одном из исследований на эту тему детям задали простой вопрос: что хуже, сломать много очков, но случайно или сломать одни, но специально. Для взрослого будет понятно, что второй поступок, когда это делается со злыми намерениями, гораздо хуже. Но большинство маленьких детей ответило, что тот, кто сломал больше очков — совершил худший поступок, потому что причинил больше вреда.