Как называется серая ветка. московский метрополитен - линии. Хай-тек и роща с железными кронами: дизайн станций
6. Линии
7. Станции Московского метрополитена
8. Подвижной состав
9. Эскалаторы
10. Безопасность
11. Московский метрополитен как объект гражданской обороны
12. Аварии и теракты в Московском метрополитене
13. Перспективы развития
14.
15. Московский метрополитен в массовой культуре
16. Награды
Всем линиям даны названия и краткие обозначения, а также порядковые номера. Цвета в таблице соответствуют цветам линий на вышеприведённой схеме. Более того, эти цвета устоялись и дополнительно кодируют линии. Например, немалому числу людей выражение «красная ветка метро» скажет едва ли не больше, чем «Сокольническая линия», а говорить «серая ветка» можно быстрее и легче, чем запомнить и проговаривать официальное название «Серпуховско-Тимирязевская». Иногда используются и аббревиатуры названий линий, например, АПЛ Арбатско-Покровская линия, ГЗЛ Замоскворецкая.
№ | Название | Год открытия | Год открытия последней станции | Длина, км | Число станций | Время проезда по линии, мин. |
---|---|---|---|---|---|---|
01 | Сокольническая | 1935 | 1990.12 | 26,1 | 19 | 43 |
02 | Замоскворецкая | 1938.09 | 1985 | 36,9 | 20 | 53 |
03 | Арбатско-Покровская | 1938 | 2009.03 | 43,5 | 21 | 64 |
04 | Филёвская | 1958.11* | 2006 | 14,9 | 13 | 23/12*** |
05 | Кольцевая | 1950 | 1954 | 19,3 | 12 | 30 |
06 | Калужско-Рижская | 1958.05 | 1990.01 | 37,6 | 24 | 56 |
07 | Таганско-Краснопресненская | 1966 | 1975 | 35,9 | 19 | 49 |
08 | Калининская | 1979 | 1986 | 13,1 | 7 | 17 |
09 | Серпуховско-Тимирязевская | 1983 | 2002 | 41,2 | 25 | 58 |
10 | Люблинско-Дмитровская | 1995.12 | 2010 | 23,7 | 14 | 36 |
11 | Каховская | 1995.11 | 1969** | 3,3 | 3 | 5 |
14 | Бутовская | 2003 | 2003 | 5,5 | 5 | 10 |
Всего: | 301,2 | 182 |
* Филёвская линия как обособленный маршрут открылась в 1958 году, но некоторые станции действовали ещё с 1935-го как вилка Сокольнической линии.
** Станции «Каширская», «Варшавская» и «Каховская» были открыты 11 августа 1969 года и до 20 ноября 1995 года входили в Замоскворецкую линию.
*** Время в пути на участках «Александровский сад» «Кунцевская»/«Александровский сад» «Международная».
Поезд московского метрополитена проезжает станцию «Беговая». Вид из кабины машиниста.
Административно в систему Московского метрополитена также входит монорельсовая дорога между станциями «Тимирязевская» и «ВДНХ». Технологической связи между монорельсом и метрополитеном нет, поездка на монорельсе требует отдельной оплаты.
Большинство линий московского метро проходит через центр города. Кольцевая линия соединяет все остальные линии, кроме Бутовской и Каховской.
Бóльшая часть путей и станций находится под землёй, однако есть и исключения. Так, Филёвская линия имеет длинный наземный участок от станции «Студенческая» до станции «Кунцевская» с 7 наземными станциями. Бутовская линия лёгкого метро на 2/3 проходит по поверхности. Наземные участки также есть на Таганско-Краснопресненской, Сокольнической, Замоскворецкой и на Арбатско-Покровской линиях.
Также в московском метро есть 5 открытых метромостов. Из них 4 пересекают Москву-реку и 1 Яузу. Кроме того, существуют закрытые метромосты например Медведковский, который представляет собой тоннель, проходящий над Яузой.
На линиях 2, 6, 7, 8, 9 и 10 поезда 8-вагонные; на линии 1 7-вагонные; на линиях 5 и 11 6-вагонные. На линиях 3, 4 и Л1 ходят секционные поезда «Русич» из 5, 4 и 3 вагонов соответственно, которые примерно в 1,5 раза длиннее обычных. На Кольцевой линии в настоящее время внедряются 5-вагонные составы «Русич».
Лёгкое метро
Эстакада Бутовской линии
В 2001 году началась проработка проекта лёгкого метро в составе системы Московского метрополитена. Было решено провести линии в «спальные районы», остро нуждающиеся в высокоскоростном транспортном сообщении.
Изначально предполагалось сооружение эстакад с кривыми предельно малого радиуса и эксплуатация сочленённых двухвагонных составов «Яуза», однако позже было решено начать создание нового типа вагонов специально для наземных линий метрополитена. Допустимые радиусы кривых на лёгком метро определены в 150 м согласно СНиП. Для сравнения: допустимые радиусы кривых для обычного метро определены в 200 м
О строительстве новых радиальных веток задумывались ещё в ХХ веке. Как менялись грандиозные планы? Какие проекты вынашивает город сейчас? Какой будет Кожуховская ветка, которую хотят открыть в 2018 году, и как она изменит жизнь Некрасовки?
Вторая половина 1980-х: в московском метро девять веток общей протяжённостью 212,5 километра и 132 станции. Каждый день в подземку спускаются семь миллионов пассажиров, на многие линии вместо шестивагонных выходят семи- и даже восьмивагонные составы, эскалаторы едут со скоростью около метра в секунду. Поезда ходят с интервалами до 80 секунд, и это самая высокая интенсивность движения в мире. Места для пассажиров стало больше: кабины машинистов, которые были раньше во всех вагонах, теперь есть только в хвостовом и головном.
Но этого мало. Подземка буквально задыхается от наплыва пассажиров, толчеи на станциях и в вагонах; бывают сбои в движении. Поэтому и рассматривается проект строительства пяти линий: четырёх хордовых и одной периферийной кольцевой. На них выпустят десятивагонные поезда. Хорды должны миновать центр, а пересекаясь, образовать четырёхугольник — своего рода второе кольцо. Они соединят Митино с Бутовом, Химки с Люберцами, Мытищи с Внуковом и Балашиху с Бутовом.
Однако масштабным планам не суждено было сбыться в прошлом веке. Проект скоростных хорд начали разрабатывать ещё в 1985 году. Спустя четыре года генплан одной их них, которая соединила бы Химки и Люберцы, рассматривали, но так и не утвердили. На рубеже столетий проект не брали во внимание.
Замыслы прошлого века постепенно воплощаются в жизнь сейчас: строится Третий пересадочный контур (ТПК), а радиальных веток становится больше. запланировано открытие новой линии — Кожуховской, которая станет 15-й по счёту. Она протянется на 17,2 километра параллельно Таганско-Краснопресненской линии из района Некрасовка на юго-востоке и упрётся в «Авиамоторную» Калининской ветки, на которой будет пересадка. На Кожуховской откроют девять станций.
Розовая ветка: двухпутные тоннели и самый большой щит
Проект планировки участка линии утвердили в 2014 году, от — в прошлом. Сначала строить и запускать Кожуховскую ветку планировали частями, но потом от этой идеи отказались, и работы начались одновременно.
Изначально, в 2009 году, Кожуховскую линию хотели проложить вдоль Волгоградского проспекта, но потом решили перенести её ближе к Рязанскому проспекту. Это уменьшило строительные расходы. затраты снижает и так называемый испанский метод, когда щит прокладывает тоннель для движения сразу двух поездов. Так строится участок от «Нижегородской улицы» до «Юго-Восточной». Специально для этих работ из Германии в Москву привезли самый большой диаметром 10,8 метра. Потом его отправят .
Свою лепту в создание новой линии внесли и горожане. На портале «Активный гражданин» они для неё цвет. Более 70 процентов проголосовавших решили, что подходит лучше всего. За чёрный высказались только 18 процентов.
Хай-тек и роща с железными кронами: дизайн станций
Атмосфера Средней Азии, подвиг Стаханова, чистая вода и экология, хай-тек — у каждой станции новой линии метро будет . В оформлении , которая откроется на Рязанском проспекте, сквозят мотивы архитектуры Нижнего Новгорода и традиционных для этой области народных промыслов.
Два подземных вестибюля станции будут вести на обе стороны Рязанского проспекта. «Нижегородская улица» объединит розовую ветку с Третьим пересадочным контуром. В общем зале пройдут четыре пути: посередине — для Кожуховской линии, а по бокам — для ТПК. Западный вестибюль станции и Рязанский проспект свяжет . А позже «Нижегородская улица» станет частью транспортно-пересадочного узла, который соединит метро, МКЖД и Горьковское направление железной дороги. ТПУ создадут и на базе станции .
На базе метро формируется новая интегрированная сеть, которая объединит сразу несколько видов транспорта, разгрузит пересадочные станции и сделает поездки более быстрыми и комфортными. Новые станции оборудуют по самым современным стандартам: оплачивать проезд на них можно банковскими картами и смартфонами с технологией NFC, на интерактивных информационных стойках прокладывают и печатают маршрут, на специальных стойках заряжают гаджеты. В вендинговых аппаратах продаются напитки и закуски, специальные аппараты упаковывают мокрые зонты в полиэтилен.
Наклейка 65× 55 см для размещения внутри вагона
Кольцевая линия в форме геометрически правильного круга — самый узнаваемый элемент и визитная карточка московской схемы метро, поэтому ее привычный вид важно беречь до тех пор, пока есть техническая возможность.
Второй язык
Традиционно в Московском метро названия станций по-английски пишутся с апострофами. В студийной схеме с этим покончено.
Все английские надписи покрашены одинаковым серо-голубым цветом, чтобы их было легче найти. Цвет специально выбран неяркий, а кегль шрифта уменьшен, чтобы перевод не мешал — в Московском метро на тысячи русскоговорящих пассажиров приходится один иностранец.
Надписи на разных языках не смешиваются в общую кашу
Названия станций на русском предельно точно соотнесены с метками на схеме, английские надписи — дублирующие, поэтому занимают второстепенное положение.
Русские подписи всегда стоят ближе к объекту, а английские — дальше
Во второй версии схемы вместо одного алфавитного указателя станций стало два (иностранцы ищут «Зябликово» в конце списка, а «Чертановскую» — ближе к началу).
В английском своя сортировка
Само собой, подразумевается выпуск и двух раздельных схем на разных языках.
Наземный транспорт
В схеме 2013 года, кроме прочего, заложена идея усиления роли электричек в системе транспорта Москвы. Передвижение на электричках снижает нагрузку на метрополитен, при этом зачастую добираться куда-либо таким способом удобнее и быстрее. Например, от «Дмитровской» до «Рижской» на метро четыре перегона и две пересадки, а электричка от Дмитровской платформы до Рижского вокзала идет всего девять минут.
На схеме указаны и соседние с метро платформы электричек, и их линии, которые приходят на соответствующие вокзалы.
От «Дмитровской» до «Рижской» на электричке
В этом же ключе выполнены линии «Аэроэкспрессов» и автобусов-экспрессов — все маршруты наземного транспорта приведены к одному стилю и привязаны к географическому положению на карте.
Линии аэроэкспресса, электрички и маршрута скоростного автобуса
Схема легко отвечает на вопрос о том, как добраться из любого аэропорта в город и наоборот.
Переходы на станциях
Особого внимания заслуживает визуализация пересадочного узла «Библиотека им. Ленина» — «Боровицкая» — «Арбатская» — «Александровский сад». У пересадки есть неприятная особенность: со станции «Боровицкая» нельзя перейти на станцию «Александровский сад». Попытка отразить это на схеме предпринималась и в предыдущей версии, но на этот раз удалось найти более изящное и понятное решение — теперь невозможность прямой пересадки очевидна сразу.
Схема-2013 полностью избавлена от неприятных пересечений веток в наиболее важных узлах — в местах пересадок. Теперь ветки не попадают внутрь пересадочных колец, за счет чего схема стала визуально чище и повысилась ее удобочитаемость.
Верстка
За пределами Кольцевой линии пересадок почти нет, а станции превращаются в равномерный список. Как и в прошлой версии схемы, этот список везде набран самым простым, правильным и читаемым способом: в столбик с выравниванием по левому краю.
«Пеньки», обозначающие станции, стали крупнее и стоят на одной линии с названиями, благодаря чему не выйдет пропустить станцию на ветке, даже если считать их издалека.
Шрифт и крупные детали
В схеме-2013 шрифт стал легче и тоньше (теперь используется светлая версия Директа), но при этом крупнее. Названия станций и сопроводительные тексты набраны в соответствии с нормами русской орфографии, с правильным использованием прописных и строчных букв, но, вопреки популярному заблуждению, текст от этого не стал мельче — строчные буквы теперь больше прописных на «классической» вагонной схеме.
Сетка
В сетке схемы-2013 сохранено прежнее количество ячеек по горизонтали и значительно увеличено их число по вертикали. Раньше в одном квадрате оказывалось около 15-20 станций (например, все «внутренности» кольцевой линии практически попадали в один квадрат, что заметно усложняло поиск), теперь на ячейку приходится 2-3 станции, среди которых нужная находится за пару секунд.
Ячейка B3 на схеме-2010
Ячейка C12 на схеме-2013
Проблемы цветовосприятия
В схеме учтены особенности зрительного восприятия пассажиров, плохо различающих цвета. Разными формами дальтонизма страдают около 5-6% людей, а это около 250 тысяч посетителей Московского метрополитена ежедневно. Специально для них цвета веток на новой схеме сделаны предельно контрастными по отношению друг к другу: например, из красной ветки убран лишний желтый, чтобы она максимально отличалась от оранжевой; усилилась разница в оттенках зеленой и салатовой веток; более различимыми стали синяя, голубая и фиолетовая линии.
Дополнительно в легенде подписан цвет каждой линии. Людям, не воспринимающим цвета, фразы «Вверху красной ветки» или «Встретимся на оранжевой „Октябрьской“» ни о чем не говорят. Не подписана только кольцевая — ее и так ни с чем не перепутать.
Вся палитра Московского метро
В указателе, кроме цвета ветки (который в мелком размере и при плохой печати нелегко различить и не дальтоникам), присутствует еще ее номер.
Вспомогательная нумерация
Мелочь, но приятно
Схема-2013 сделана с любовью к мелочам, которые не бросаются в глаза. Например, станция «Воробьевы горы» впервые в истории схемы Московского метро нарисована не посередине реки, а на мосту, в точках пересечений учтена глубина пролегания веток, а в местах пересадок на монорельс показано, что придется пройтись пешком.
Форматы и вариации
Как и в первой версии, схема может существовать в любом из необходимых форматов и бесконечном количестве вариантов: с рекой и без нее, с железнодорожными путями и без, с основными дорогами, достопримечательностями, парками, сталинскими высотками, причалами на Москве-реке, Измайловским парком и многим другим. Для выбора нужной версии дизайнеру не требуется совершать никаких сложных действий, достаточно включить или выключить нужные слои — ни плотность, ни читаемость схемы не пострадают.
В последние годы московский метрополитен ставит рекорды по строительству новых станций. В ближайшем будущем москвичей даже ждёт появление новой линии - Кожуховской. Какого она будет цвета и кто вообще решает, какая ветка на схеме метро будет красной, а какая фиолетовой, The Village спросил у пресс-службы московского метро, которая заодно рассказала и про цветоопределение петербургской подземки.
Пресс-служба Московского метрополитена
До 1957 года схема линий московского метро была монохромной. Обычно все линии рисовали чёрным цветом или красным . Это было связано как с достаточно скромными полиграфическими возможностями тех лет, так и с отсутствием потребности в цветовой дифференциации: все москвичи прекрасно знали «своё метро».
Очередной новой линией московского метро в ближайшее время станет Кожуховская - она протянется от станции «Авиамоторная» в новый спальный район Некрасовка. Среди возможных вариантов цвета этой линии рассматриваются розовый и чёрный.