Как работает сокольническая линия какие станции. Выписки из тра станций сокольнической линии. Маршруты маневровых передвижений

Как обычно, у меня посты по любой теме получаются в абсолютно хаотичном порядке. В мае-июне 2009 года у меня был двухсуточный фотомарафон по московскому метрополитену, когда я внезапно захотел перефотографировать заново все станции для моего сайта "Прогулки по метро". Получившиеся фотографии я начал публиковать не с первой линии, а откуда-то ближе к концу, потому что несколько станций, которые я не успел посетить или фотографии которых не удались по независящим от меня обстоятельствам, почти все оказались как раз на Сокольнической линии. В декабре прошлого года я посетил Москву ещё раз и отснял недостающие ракурсы и станции, и теперь готов показать "первую серию".

Итак, Сокольническая линия. Первая линия Московского метрополитена, первые станции которой были открыты в 1935 году 15 мая, это был участок Сокольники - Парк Культуры. В 1950-е..60-е годы XX века линия продлевалась в обе стороны, а последние открытия новых станций были в 1990 (Черкизовская, Улица Подбельского) и 2002 году (Воробьёвы горы, второе открытие после реконструкции).

В настоящее время длина линии составляет более 26 км, количество станций - 19. На линии есть колонные и односводчатые станции мелкого заложения, открытые в 1935 году, глубокие пилонные станции "сталинской" архитектуры, а также типовые "сороконожки" и односводчатые станции более поздних лет.



[ | ]
15. Фрунзенская. Дата открытия - 01.05.1957. Тип станции - пилонная трехсводчатая глубокого заложения. Пилоны облицованы белым и красным мрамором, путевые стены - керамической плиткой белого и чёрного цветов, пол выложен красным и чёрным мрамором. Выход в город на Комсомольский проспект и переулок Хользунова.


[ | ]
16. Спортивная. 01.05.1957. Тип станции - пилонная трехсводчатая глубокого заложения. Пилоны облицованы белым мрамором, путевые стены - керамической плиткой белого и чёрного цветов. Выход в город к спортивному комплексу "Лужники", на Хамовнический вал и на улицу 10-летия Октября.

1.Станция "Улица Подбельского"

Границы станции:

по 1 главному пути – входной светофор «В»;

по 2 главному пути – входной светофор «ПД-408».

Светофор «ПД-408» – входной совмещённый с маневровым. Оборудован ПС. Имеет маршрутные указатели «2» и «К», освещаемые при синем сигнальном показании и ПС. Маршрутный указатель «К» указывает на производство манёвров за светофор «К».

Светофор «ПД-402» – входной. Оборудован ПС.

Светофор «ПД-400» маневровый. Оборудован ПС. Имеет маршрутные указатели «2», «3», «4».

Светофор «Е» - маневровый, не имеет ПС.

Светофоры «ПД-3» и «ПД-4» – маневровые. Оборудованы ПС, включающимися только на 1 путь. Имеют маршрутные указатели «1», «2».

Светофор «Г» – маневровый. Оборудован ПС.

Светофор «Д» – маневровый. Оборудован ПС. Имеет маршрутные указатели «1», «3», «4».

Светофор «В» - входной. Разрешающее показание при автоблокировке – два жёлтых. Не имеет ПС.

Светофор «ПД-403» – выходной. Оборудован ПС. Имеет маршрутные указатели «1» и «Д». Указатель «Д» освещается при следовании состава в депо Черкизово.

Светофор «А» – выходной. Не имеет ПС.

Светофор «К» – выходной. Оборудован ПС. При автоблокировке имеет показание два жёлтых.

2.Станция "Черкизовская"

Границы станции:

По 1 главному пути – входной светофор «ЧВ-407» и светофор автоблокировки «417» (погашенный).

По 2 главному пути – торец пассажирской платформы и выходной светофор автоблокировки «416».

Светофор «ЧВ-407» – входной светофор. Оборудован ПС. Имеет маршрутные указатели «1», «Д». При автоблокировке разрешающее показание при следовании в депо – два жёлтых.

Светофор «ЧВ-413» – входной светофор. Оборудован ПС.

Светофор «Ч-2» - входной светофор на парковые пути. Оборудован ПС. При автоблокировке разрешающее показание – зеленый.

Светофор «ЧВ-1» – маневровый. Оборудован ПС.

Светофор «ЧВ-2» – маневровый. Не оборудован ПС. Имеет маршрутный указатель «В», освещаемый при маршруте выдачи состава к светофору «В», имеющему разрешающее показание.

3. Станция "Сокольники"

Границы станции:

По 1 главному пути – входной светофор «СК-37» и выходной светофор автоблокировки «51» (погашенный).

По 2 главному пути – входной светофор «СК-58» и знак «Граница станции», установленный на расстоянии 180 метров от середины стрелочного перевода №2.

Светофор «СК-58» – входной. Оборудован ПС.

Светофор «СК-32» – выходной, совмещённый с маневровым. Оборудован ПС. Имеет маршрутные указатели «2», «3», «4», освещаемые с синим сигнальным показанием и ПС. При автоблокировке разрешающим маневровым показанием является лунно-белое, а в режиме выходного светофора – два жёлтых.



Светофор «СК-37» – входной. Оборудован ПС.

Светофоры «СК-3» и «СК-4» - маневровые. Оборудованы ПС, включающиеся только на 1 путь. Имеют маршрутные указатели «1» и «2».

4.Станция "Комсомольская"

Границы станции:

По 1 главному пути – входной светофор «КМ-67» и выходной светофор автоблокировки «71» (погашенный).

По 2 главному пути – входной светофор «КМ-78» и знак «Граница станции», расположенный на расстоянии 180 метров от середины стрелочного перевода №2.

Со стороны соединительной ветви – знак «Граница станции», расположенный у входного светофора автоблокировки «13».

Светофор «КМ-67» – входной. Оборудован ПС.

Светофор «КМ-78» - входной. Оборудован ПС.

Светофор «КМ-62» – выходной совмещённый с маневровым. Оборудован ПС. Имеет маршрутные указатели «2», «3», «4», «Д», освещаемые при сигнальных показаниях «синий», «лунно-белый», «ПС».

Светофор «Д» – маневровый. Оборудован ПС. Имеет маршрутные указатели «3», «4», «Д», освещаемые при сигнальных показаниях «синий», «лунно-белый», «ПС».

Светофоры «КМ-3» и «КМ-4» – маневровые. Оборудованы ПС только на 1 путь. Имеют маршрутные указатели «1», «2», освещаемые при сигнальных показаниях «синий», «лунно-белый», «ПС». Есть автостопы.

Светофор «В» – входной на парковые пути. Разрешающее показание:

«один желтый мигающий огонь» - разрешается движение с установленной скоростью на деповские пути, попутный светофор «М-8» открыт;



«один желтый огонь» - разрешается движение с готовностью остановиться, попутный светофор «М-8» закрыт. Оборудован ПС.

5. Станция "Охотный Ряд"

Светофор «АС-113» является выходным со станции "Охотный Ряд". Управляется ДСЦП станции Александровский Сад Филёвской линии. Оборудован ПС образца «метро». Имеет маршрутные указатели «1» и «В», освещаемые при синем сигнальном показании и ПС. В режиме автоблокировки разрешающее показание при следовании по 1 главному пути Сокольнической линии – «зелёный» (или «жёлтый»), а при следовании на соединительную ветвь – «два жёлтых».

6. Станция "Парк Культуры"

Границы станции:

По 1 главному пути – входной светофор «ПК-137» и знак «Граница стации», расположенный на расстоянии 180 метров за середину стрелочного перевода №1.

По 2 главному пути – входной светофор «ПК-148» и выходной светофор автоблокировки «132» (погашенный).

Светофор «ПК-137» – входной. Оборудован ПС.

Светофор «ПК-141» – выходной совмещённый с маневровым. Оборудован ПС. Имеет маршрутные указатели «1», «3», «4», освещаемые при сигнальных показаниях «синий», «лунно-белый» и «ПС».

Светофор «ПК-148» – входной. Оборудован ПС.

Светофор «Д» – маневровый. Оборудован ПС. Имеет маршрутные указатели «3» и «4».

Светофоры «ПК-3» и «ПК-4» – маневровые. Оборудованы ПС только на 2 путь. Имеют маршрутные указатели «1» и «2».

7. Станция "Фрунзенская"

Границы станции:

По 1 главному пути – входной светофор «СП-147» и выходной светофор автоблокировки «151» (погашенный).

По 2 главному пути – торец пассажирской платформы и выходной светофор автоблокировки «142» (погашенный).

Светофор «СП-147» – входной. Оборудован ПС.

Светофор «Е» – маневровый. Не имеет синего сигнального показания. Разрешающее показание – «лунно-белое» при следовании на соединительную ветвь.

Светофоры «П», «Км», «М», «С», «Б», расположенные на Фрунзенской соединительной ветви – маневровые. Оборудованы ПС за исключением светофора «К». Светофоры «П» и «М» не имеют разрешающего показания. Постоянно имеют красное сигнальное показание. Проезжаются по ПС. При неисправности пригласительного сигнала проезд в соответствии с ПТЭ, согласно правилам проезда маневровых светофоров при их неисправности.

8. Станция "Спортивная"

Границы станции:

По 1 главному пути – торец пассажирской платформы и знак «Граница станции», расположенный на расстоянии 180 м от середины стрелочного перевода №3.

По 2 главному пути – входной светофор «СП-168» и выходной светофор автоблокировки «152» (погашенный).

Светофор «СП-161» – выходной совмещённый с маневровым. Оборудован ПС. Имеет маршрутный указатель «В», освещаемый при сигнальных показаниях «синий», «лунно-белый», «ПС». Маршрутный указатель «В» информирует машиниста о предстоящем обороте по светофору «В».

Светофор «СП-163» – выходной совмещённый с маневровым. Оборудован ПС. Имеет маршрутные указатели «1» и «Т», освещаемые при сигнальных показаниях «синий», «ПС». Маршрутный указатель «Т» информирует машиниста о следовании по стрелочному переводу в тупик, за светофор «Г».

Светофор «СП-168» – входной. Оборудован ПС.

Светофор «Д» – выходной совмещённый с маневровым. Оборудован ПС. Имеет маршрутный указатель «Т», освещаемый при сигнальных показаниях «синий», «ПС» при маршруте следования в тупик за светофор «Г». При включенной автоблокировке разрешающее показание в режиме выходного светофора – «два жёлтых».

Светофор «Г» – маневровый. Оборудован ПС. Не имеет синего сигнального показания. Разрешающее показание «лунно-белый огонь» возможно только в режиме автоблокировки. В режиме АРС пригласительный сигнал на светофоре «Г» позволяет следовать до светофора «В».

Светофор «В» – маневровый. Оборудован ПС. Имеет синее сигнальное показание при маршруте по съезду 1/2 на 2 путь.

9. Станция "Университет"

Границы станции:

По 1 главному пути – входной светофор «УН-177» и знак «Граница станции», расположенный на расстоянии 180 м от середины стрелочного перевода №1.

По 2 главному пути – входной светофор «УН-188» и выходной светофор автоблокировки «172» (погашенный).

Светофор «УН-177» – входной. Оборудован ПС.

Светофор «УН-181» – выходной совмещённый с маневровым. Оборудован ПС. Имеет маршрутные указатели «1», «3», «4».

Светофор «УН-188» – входной. Оборудован ПС.

Светофор «Д» – маневровый. Оборудован ПС. Имеет маршрутные указатели «3» и «4».

Светофоры «УН-3» и «УН-4» – маневровые. Оборудованы ПС только на 2 путь. Имеют маршрутные указатели «1» и «2».

10. Станция "Юго-Западная"

Границы станции:

По 1 главному пути – торец пассажирской платформы.

По 2 главному пути – выходной светофор автоблокировки «192» (погашенный).

Светофор «ЮЗ-207» – маневровый. Оборудован ПС. Имеет маршрутные указатели «1», «2».

Светофоры «ЮЗ-3» и «ЮЗ-4» – маневровые светофоры, являющиеся сигналами продвижения. Разрешающего показания не имеют. Проезжаются по ПС. Особенность светофоров заключается в том, что по окончанию приёмки составов после длительного отстоя у указателей №2, ввиду невидимости машинистом их сигнальных показаний, для продвижения к маневровым светофорам «ЮЗ-1» (или «ЮЗ-2»), необходимо получить устное распоряжение ДСЦП под контролем ДЦХ.

Светофоры «ЮЗ-1» и «ЮЗ-2» – маневровые светофоры. Оборудованы ПС только на 2 путь. Маршрутных указателей не имеют.

Светофор «Д» – маневровый. Оборудован ПС. Имеет маршрутные указатели «1» и «2».

ГУП МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН

ЭЛЕКТРОДЕПО «СЕВЕРНОЕ»

ПОСТОЯННО-ДЕЙСТВУЮЩИЙ

ИНСТРУКТАЖ

И маршруты маневровых передвижений

_________________

______________

___________

«СЕВЕРНОЕ»

1.Станция "Улица Подбельского"

Границы станции:

по I главному пути – входной светофор «В»;

по II главному пути – входной светофор «ПД-408» и тупиковые упоры на 1,2,3,4 ст.пути.

Светофор «ПД-408» – входной, совмещённый с маневровым. Оборудован ПС. Имеет маршрутные указатели «2» и «К», освещаемые при синем сигнальном показании и ПС. Маршрутный указатель «К» информирует о производстве манёвров за светофор «К» (знак «7» установлен в районе знака «Т-сбор» до светофора «ПД-402»).

Светофор «ПД-402» – входной. Оборудован ПС.

Светофор «ПД-400г» – маневровый. Оборудован ПС. Имеет маршрутные указатели «2», «3», «4». Имеет привязку к КГУ.

Светофор «Е» – маневровый, не имеет ПС.

Светофоры «ПД-3» и «ПД-4» – маневровые. Оборудованы ПС, включающимися только на I путь. Имеют маршрутные указатели «1» и «2».

Светофор «Г» – маневровый. Оборудован ПС.

Светофор «Д» – маневровый. Оборудован ПС. Имеет маршрутные указатели «1», «3», «4».

Светофор «В» – входной. Разрешающее показание при автоблокировке – два жёлтых огня светофора. Не оборудован ПС.

Светофор «ПД-403м» – выходной. Оборудован ПС. Имеет маршрутные указатели «1» и «Д». Указатель «Д» освещается при следовании состава в депо Черкизово.

Светофор «Ам» – выходной. При автоблокировке имеет показание один жёлтый или один зеленый огонь светофора. Не оборудован ПС.

Светофор «Км» – выходной. Оборудован ПС. При автоблокировке имеет показание два жёлтых.

Маршруты маневровых передвижений:

1. Маневровое передвижение со II главного станционного пути на 3 или 4 станционный путь производится по синему (АБ – лунно-белому) показанию светофора «ПД-400г» с маршрутным указателем «3» или «4» до сигнального знака «7»,ОТ или НО (3 ст.п.).

2. Маневровое передвижение со II главного станционного пути на 2 станционный путь производится по синему (АБ – лунно-белому) показанию светофора «ПД-400» с маршрутным указателем «2» до 1уп или 2уп.

3. Маневровое передвижение со 2 станционного пути на II главный станционный путь производится по синему (АБ – лунно-белому) показанию светофора «Е» до сигнального знака «Остановка головного вагона». Особенностью выезда со 2 станционного пути является то, что при задании данного маневрового маршрута на светофоре «Ам» отключается сигнал АРС-АО. При выезде состава со второго станционного пути на II главный станционный путь при разрешающем показании светофора «Е» сигнал АРС-АО в рельсовую цепь «406», расположенную перед светофором «Ам»,начинает подаваться через одну секундупосле проследования последней колесной парой последнего вагона состава изолированного стыка светофора «ПД-400г».

4. Отправление со II главного станционного пути на I главный путь перегона «Улица Подбельского-Черкизовская» (съезд 8-7) производится по синему (АБ –жёлтый или зелёный) показанию светофора «Ам» и по синему (АБ – два жёлтых) показанию светофора «Км».

5. Маневровое передвижение с 3 или 4 станционного пути на I главный станционный путь производится по синему (АБ – лунно-белому) показанию светофоров «ПД-3» или «ПД-4» до сигнального знака «Остановка головного вагона».

6. Маневровое передвижение с I главного станционного пути на 1 станционный путь производится по синему (АБ – лунно-белому) показанию светофора «Д» с маршрутным указателем «1» до 1уп или 2уп.

7. Маневровое передвижение с I главного станционного пути на 3 или 4 станционный путь производится по синему (АБ – лунно-белому) показанию светофора «Д» с маршрутным указателем «3» или «4» до сигнального знака «7»,ОТ или НО (3 ст.п.).

8. Маневровое передвижение с 1 станционного пути на I главный станционный путь производится по синему (АБ – лунно-белому) показанию светофора «Г» до сигнального знака «Остановка головного вагона».

9. Маневровое передвижение с 3 или 4 станционного пути на II главный станционный путь производятся по синему (АБ – лунно-белому) показанию светофоров «ПД-3» или «ПД-4» с маршрутным указателем «2» до сигнального знака «Остановка головного вагона».

10. Приём на II главный станционный путь станции «Улица Подбельского» от светофора «В» производится по синему (АБ – два жёлтых) показанию светофора «В» и синему (АБ – жёлтый) показанию светофора «ПД-402» до сигнального знака «Остановка головного вагона».

11. Отправление с I главного станционного пути станции «Улица Подбельского» на чётную соединительную ветвь электродепо «Черкизово» производится по синему (АБ – жёлтый или зелёный) показанию светофора «ПД-403м» с маршрутным указателем «Д». Далее по синему (АБ – два жёлтых) показанию светофора «ЧВ-407м» с маршрутным указателем «Д».

12. Отправление со II главного станционного пути станции «Улица Подбельского» на чётную соединительную ветвь электродепо «Черкизово» производится по синему (АБ – жёлтый или зелёный) показанию светофора «Ам» и по синему (АБ – два жёлтых) показанию светофора «Км». Далее по синему (АБ – два жёлтых) показанию светофора «ЧВ-407м» с маршрутным указателем «Д».

Электродепо «Черкизово»

Границы станции:

По нечётной соединительной ветви - выходной с парковых путей светофор «Е-1м»;

По чётной соединительной ветви - выходной с парковых путей светофор «Е-2м».

Виды и месторасположение связи

Парк 1: 1-6 канавы. Парк 2: 7-14 канавы. Парк 3: 15-19 канавы.

Заезд в депо:

Парк 1 - Ч-2 – М-4 – М-10 – М-18 – П-1.

Парк 2 - Ч-2 – М-4 – М-10 – М-22 – П-2.

Парк 3 - Ч-2 – М-4 – М-14 – М-24 – П-3.

Заезд на 20 и 21 канавы - Ч-2 – М-4 – М-14.

Выезд из депо:

Парк 1 - (Д1 – Д6) – Г-1 – Н-9 – Н-5 – Е-1.

Парк 2 - (Д7 – Д14) – Г-2 – Н-5 – Е-1.

Парк 3 - (Д15 – Д19) – Г-3 – Н-7 – Н-5 – Е-1.

Выезд с 20 канавы - Г-4 – Н-13 – Н-7 – Н-5 – Е-1.

Выезд с 21 канавы - Г-4 – Н-11 – Н-7 – Н-5 – Е-1.

Светофоры Е-1м, 4-2, Г-1, Г-2, Г-3, Г-4, Н-5, Н-7, Н-9, Н-11, М-2, М-4, М-6, М-8, М-10, М-12, М-14, М-16, М-20, М-22, М-24, М-13, М-15, М-18 оборудованы пригласительными сигналами.

Входной на парковые пути светофор «Ч-2» и его пригласительный сигнал управляется с поста централизации электродепо «Черкизово».

Выходные с парковых путей светофоры «Е-1м», «Е-2м» и пригласительный сигнал светофора «Е-1м» управляются с поста централизации станции «Черкизовская».

Приём электросостава в электродепо при запрещающем показании входного светофора «Ч-2» после остановки состава перед светофором допускается по пригласительному сигналу, а при его неисправности – по приказу или копии приказа ДЦХ со скоростью не более 15 км/час при нажатой педали (кнопке) бдительности до появления разрешающего сигнального показания АЛС, а состава с неисправными устройствами АЛС-АРС или необорудованного устройствами АЛС-АРС до следующего светофора.

Отправление электросостава из электродепо при запрещающем показании выходного светофора «Е-1м» или «Е-2м», а также при сигнальном показании «О» или «ОЧ» в кабине машиниста, после остановки состава перед светофором допускается по пригласительному сигналу, а при его неисправности или отсутствии на светофоре «Е-2м» - по приказу или копии приказа ДЦХ со скоростью не более 20 км/час при нажатой педали (кнопке) бдительности до появления разрешающего сигнального показания АЛС, а состава с неисправными устройствами АЛС-АРС или необорудованного устройствами АЛС-АРС, хозяйственных поездов - до следующего светофора.

В период движения электропоездов при запрещающем показании светофоров «Е-1м» или «Е-2м» ДЦХ даёт указание дежурным по станциям проверить наличие ключей в блокировочных выключателях на станциях: «Черкизовская» (для светофора «Е-1м» МК 414 на ПК 01+15), «Улица Подбельского» (для светофора «Е-2м» МК 415 на ПК 108+22). При отсутствии ключа ДЦХ даёт указание работникам Электромеханической службы и Службы сигнализации и связи проверить положение устройств. Дежурный по станции «Черкизовская» включает рабочее и аварийное освещение. Дежурный поста централизации электродепо «Черкизово» выписывает, а дежурный по электродепо выдает машинисту письменное предупреждение о проследовании металлоконструкции с особой бдительностью и со скоростью не более 10 км/ч от первого до второго сигнального знака «Ограждение металлоконструкции» и далее согласно ПТЭ. В предупреждении указывается месторасположение металлоконструкции.

При наличии ключа в блокировочных выключателях, движение электропоездов
осуществляется порядком, установленном ПТЭ для проследования светофоров
полуавтоматического действия с запрещающим показанием с особой бдительностью при следовании в зоне металлоконструкций и с обязательным уведомлением поездного диспетчера о возможности проследования металлоконструкции.

Если к началу движения электропоездов ключа от металлоконструкции не окажется в блокировочных выключателях на станциях «Черкизовская» или «Улица Подбельского», движение поездов разрешается только после выяснения положения металлоконструкции.

Машинисту первого и последующим электропоездам до закрепления металлоконструкции ДСЦП электродепо выписывает, а дежурный по электродепо выдаёт письменное предупреждение о проследовании металлоконструкции с особой бдительностью со скоростью не более 10 км/ч от первого до второго сигнального знака «Ограждение металлоконструкции» и далее согласно ПТЭ.

В письменном предупреждении указывается месторасположение металлоконструкции.

Если первый поезд проследовал перегон беспрепятственно, а ключ от металлоконструкции продолжает отсутствовать, движение поездов осуществляется согласно ПТЭ и с особой бдительностью при следовании в зоне металлоконструкции и с обязательным уведомлением поездного диспетчера.

Электродепо «Северное»

Границы станции:

Со стороны соединительной ветви - выходной светофор «Е», у которого установлен сигнальный знак «Граница электродепо «Северное».

Станция «Охотный Ряд»

Границы станции:

По I главному пути: «АС-105» – знак «Граница станции», расположенный на расстоянии 180 метров от середины стрелочного перевода № 1.

По II главному пути: торец пассажирской платформы – светофор автоблокировки «102м» (погашенный).

ГУП МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН

ЭЛЕКТРОДЕПО «СЕВЕРНОЕ»

ПОСТОЯННО-ДЕЙСТВУЮЩИЙ

ИНСТРУКТАЖ

ТРА станций Сокольнической линии

Сокольническая линия метро пересекает почти все остальные ветки, а потому является одной из самых важных городских артерий. Именно на ее станциях находятся почти все значимые объекты Москвы - главный вуз, Красная площадь, парк имени Горького и т. д. Что она представляет собой сегодня, и что будет с ней дальше?

История строительства

Именно Сокольническая линия стала так называемой пробой пера, когда в 1931 году было решено, что в Москве должен появиться новый вид транспорта - метрополитен. Вскоре на Русаковской улице была заложена шахта, а первый поезд проехал по участку до станции "Парк Культуры" уже в 1935 году - строительство шло ударными темпами. Протяженность пути на тот момент составила 11,6 километра, а название вплоть до 1990 года было "Кировско-Фрунзенская линия".

Во второй половине 1950-х строительство было продолжено, в 1959 году открылась станция расположенная на Лужнецком мосту через Москву-реку. К 1963 году был построен участок вплоть до станции, совсем недавно бывшей конечной - "Юго-Западной". Тогда же была открыта охватившая восточные районы Москвы.

Позднее, в 1980-х, построены "Черкизовская" и "Улица Подбельского", введено в дело новое депо, значительно разгрузившее всю ветку. В таком виде Сокольническая линия и просуществовала практически до сегодняшнего дня - в конце 2014 года была открыта станция "Тропарево", ставшая новой конечной на юго-западной хорде.

Текущее состояние

На данный момент Сокольническая линия метро насчитывает 20 станций. Ее общая протяженность составляет более 28 километров. Еще две станции находятся на этапе строительства, их открытие планируется в 2016 году. В середине 2014 года была переименована в "Бульвар Рокоссовского", к чему на конец 2015 привыкли еще не все, а потому старое название также упоминается на картах.

Среднее время поездки по всей ветке составляет 40 минут, ежедневно она принимает около миллиона пассажиров. С Сокольнической можно напрямую пересесть на 8 других линий, так что она является крайне удобной для многих москвичей. В дальнейшем планируется сделать еще и пересечение с Калининской веткой в районе "Кропоткинской".

"Комсомольская"

В целом очевидно, что первая ветка строилась изначально как транспортная артерия. Станции Сокольнической линии метро не отличаются красотой и изяществом московской подземки, знаменитой на весь мир. Любопытной для туристов можно назвать разве что "Комсомольскую", да и то, соседняя с ней станция, расположенная на Кольцевой ветке, гораздо более привлекательна внешне.

Тем не менее, именно "Комсомольская" является очень важным транспортным узлом, ведь над ней расположено сразу 3 вокзала, принимающих жителей Подмосковья каждое утро.

"Воробьевы горы"

Эта уникальная станция была открыта в начале 1959 года, однако уже в 1983-м ей понадобилась реконструкция из-за того, что в ходе строительства Лужнецкого моста, на котором она расположена, был допущен ряд ошибок. В 1960-х конструкция начала постепенно разрушаться из-за динамических нагрузок и стремления к удешевлению строительства. Почти 20 лет станция пустовала. Движение велось по временным мостам. Активная фаза реконструкции пришлась уже на 2000-е, и в конце 2002-го станция "Воробьевы горы" вновь открыла свои двери для пассажиров, будучи фактически отстроенной заново.

Станция является по-своему красивой - проектировщики решили воспользоваться уникальным расположением и сделали стены прозрачными, так что прямо из вагонов открывается вид на Москву-реку, стадион "Лужники" и парк. Кроме того, вдоль путей, за пределами собственно линии, есть пешеходные переходы, и можно наблюдать за движением поездов, стоя на мосту.

Достопримечательности

Немало километров под землей преодолевает Сокольническая линия. Станции, которые лежат на ней, построены под многими важными столичными объектами. Например, над "Черкизовской", расположенной довольно неудобно, стоит стадион "Локомотив", рядом с "Сокольниками" - одноименный парк. Как уже было упомянуто, "Комсомольская" с площадью трех вокзалов образует важный транспортный узел, над "Лубянкой" находятся центральный магазин "Детский мир" и ряд важных государственных учреждений. "Охотный ряд" располагается в непосредственной близости к Кремлю и Красной площади - сердцу столицы. находится над этой станцией.

Рядом с "Кропоткинской" высится храм Христа Спасителя и неподалеку стоит музей имени Пушкина, а в сторону следующей станции тянется "золотая миля" - Остоженка. Рядом с "Парком Культуры" находится одна из самых популярных в Москве рекреационных зон. Наконец, вблизи "Университета" располагается главный вуз страны - МГУ. Конечно, рядом со станциями Сокольнической линии находится еще очень много любопытных и важных объектов, но перечислить их все не представляется возможным.

Закрытие станций

Время от времени руководство метрополитена ограничивает или вовсе прекращает движение на некоторых участках. Так, частичное закрытие Сокольнической линии на участке от "Комсомольской" до "Парка Культуры" состоялось в субботу, 10 октября 2015 года, и длилось примерно сутки. В это время рабочие проверяли и ремонтировали различные системы, чтобы обеспечить в остальное время бесперебойную работу метрополитена. Все остальные станции работали в обычном режиме.

Кроме того, согласно специальному графику, для ремонтных работ в период с 14 по 15 и с 28 по 29 ноября будет закрыт один из вестибюлей станции "Юго-Западная". Ожидается, что в течение 2016 года может быть произведено кратковременное закрытие метро Сокольнической линии в связи с введением в эксплуатацию новых станций.

Перспективы развития

Уже в 2016 году Сокольническая ветка, как ожидается, удлинится на 2 новые станции, расположенные на юго-западе столицы. В плане до 2020 года есть дальнейшее продление участка еще на 2 перегона. В основном дальнейшее развитие ветки связано со строительством третьего пересадочного контура, который должен будет вовлечь в активное использование станции "Черкизовская" и "Проспект Вернадского".

После 2020 года, возможно, развитие пойдет в сторону соединения с Арбатско-Покровской линией, так что задел, оставленный в ходе строительства перегона от "Преображенской площади", может пригодиться, чтобы построить полноценный тоннель к "Щелковской" и дальше, в сторону Гольяново и поселка Восточного. Это позволит несколько разгрузить конечную станцию "синей" ветки, куда по утрам стремится много людей, создавая пробки на выездах из района. Таким образом, Сокольническая линия имеет достаточно перспектив и все еще остается одной из главных транспортных артерий столицы.

Довольно часто люди, проживающие в Москве или прибывшие на некоторое время в столицу, пытаются разобраться в структуре местного метро. Им трудно сразу понять, это какая ветка - радиальная, и почему ее так называют.

В нашей статье мы дадим ответы на данные вопросы. Кроме того, ниже будет представлен перечень станций, которые являются таковыми.

Где находится

Практически только в московском метро можно услышать слово «радиальная», если речь идет о конкретной станции. Дело в том, что в столичной подземке существует Кольцевая линия. На схемах метро прошлых лет она отмечена как геометрическая окружность коричневого цвета. Но ведь помимо нее существуют и другие линии, которые пересекают ее.

Стоит ненадолго углубиться в историю, чтобы понять, откуда появились данные ветки (радиальные), какие это станции. Первым делом в 1935 году построили ("Парк Культуры" - "Сокольники"), затем началось строительство Замоскворецкой линии, далее со временем появились остальные ветки. Кстати, даже в настоящее время на карте метро, а также в современных поездах с электронным табло над дверями можно увидеть цифры, обозначающие номер линии (ветки). Нумерация выбрана не случайно. Она как раз и означает хронологическую последовательность строительства.

Кольцевая линия - пятая по счету. Она стала, по сути, пересадочной. И у каждой станции на этой линии есть пересадочный узел (соседние станции, относящиеся к другим линиям). Именно они и являются радиальными. Какая ветка метро пересекается с Кольцевой, будет рассказано чуть ниже.

Почему «радиальная»

Почему придумали такой странный термин - «радиальная», и почему этим словом пользуются москвичи? Дело в том, что оно используется по причине наличия радиуса у Кольцевой линии. То есть, как говорилось ранее, данная ветка - это окружность. А у любой окружности всегда есть радиус, то есть расстояние от ее центра до любого края. И как раз на этих краях расположены пересадочные станции. Отсюда и появился термин «радиальная».

Например, едет пассажир с "Выхино" на станцию "Таганская-радиальная", какая ветка, он не знает. Ему нужно попасть на "Павелецкую-Кольцевую". И, разумеется, знающие люди ему объяснят, что нужно доехать до «Таганки», а там с радиальной перейти на «Кольцо». То есть на Таганско-Краснопресненской линии станция «Таганская» является радиальной.

Какие станции

Чтобы было проще понять, какие же станции радиальные, какие это ветки метро, стоит рассмотреть их полный перечень, начиная со станции «Парк Культуры» Сокольнической линии и по часовой стрелке:

  • «Парк Культуры» Сокольнической;
  • «Киевская» Арбатско-Покровской;
  • «Киевская» Филевской;
  • «Баррикадная» Таганско-Кранопресненской;
  • «Белорусская» Замоскворецкой;
  • «Менделеевская» Серпуховско-Тимирязевской;
  • «Проспект Мира» Калужско-Рижской;
  • «Комсомольская» Сокольнической;
  • «Курская» Арбатско-Покровской;
  • «Чкаловская» Люблинской;
  • «Таганская» Таганско-Кранопресненской;
  • «Марксистская» Калининской;
  • «Павелецкая» Замоскворецкой;
  • «Серпуховская» Серпуховско-Тимирязевской;
  • «Октябрьская» Калужско-Рижской.

У каждой ветки имеется свое цветовое обозначение. Кольцевая же линия, мы повторимся, с самого начала своего существования имеет коричневый цвет.

Как не запутаться в переходах

Нужно сразу отметить, что официально слово «радиальная» не используется. Информатор в поездах применяет другие фразы, например, по приезду на станцию «Комсомольская» Кольцевой линии, информатор поезда объявит: «Станция «Комсомольская». Переход на Сокольническую линию». Точно также и с указателями. Нет нигде фразы «переход на радиальную», вместо нее, например: «Переход на Арбатско-Покровскую линию».

Для удобства используется цветная схема. Москвичи, часто пользующиеся подземкой, знают, какого цвета радиальные ветки. Для гостей и людей, редко пользующихся метрополитеном, мы можем сделать подсказку.

Название линии

Цвет

Сокольническая

Замоскворецкая

темно-зеленая

Арбатско-Покровская

темно-синяя

Филевская

Кольцевая

коричневая

Калужско-Рижская

оранжевая

Таганско-Краснопресненская

фиолетовая (сиреневая)

Калиниская

Люблинская

салатовая

Серпуховско-Тимирязевская

Московский метрополитен - достаточно сложный транспортный объект. По-началу новичку будет очень сложно сориентироваться. Поэтому желательно всегда при себе иметь схему или напечатанную, или в качестве приложения на смартфоне.

В заключение хочется отметить одну очень частую ошибку. Иногда, по незнанию, люди спрашивают: что же такое "радиальная", какая это ветка? А понятие "радиальная", как вы убедились, относится к пятнадцати станциям, перечисленным выше. Поэтому нужно знать, о какой из них идет речь.