Покрышкин александр иванович. Александр Покрышкин: «небесный ужас» фашистов. Служба в период Великой Отечественной войны

Александр Иванович Покрышкин

Александр Иванович Покрышкин (6 марта 1913 года, Новониколаевск - 13 ноября 1985 года, Москва) - советский ас, второй по результативности лётчик-истребитель стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне. За время войны Покрышкин совершил 650 вылетов, проведя 156 воздушных боев и сбив 59 вражеских самолётов лично и 6 - в группе.

Маршал Советского Союза.

К концу 1943 года выполнил 550 боевых вылетов, провел 137 воздушных боёв, сбил 53 самолёта противника.

С марта 1944 года - командир 16-го гвардейского истребительного авиаполка. Однако теперь он не летал так много, как раньше. Покрышкин стал знаменитым героем и символом советской пропаганды, поэтому ему не было разрешено много летать из-за опасности потерять его в бою. Вместо полётов он стал уделять больше времени командованию частью, управляя действиями своего полка с командного пункта.

С начала мая 1944 года - вновь в боях на 2-м Украинском и с июля - на 1-м Украинском фронтах. В июне 1944 года Покрышкин получил звание полковника и принял командование 9-й гвардейской авиадивизией.

19 августа 1944, после 550 боевых вылетов и 53 официальных побед, Покрышкин был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза в третий раз.

В 1944 году участвовал в воздушном сражении в районе Ясс, в Львовско-Сандомирской операции, где одержал последние официально засчитанные ему победы, в прикрытии с воздуха Сандомирского плацдарма.

В 1945 году командовал дивизией в ходе Висло-Одерской, Нижне-Силезской, Верхне-Силезской, Берлинской и Пражской наступательных операциях. Дивизия под его командованием получила почётное наименование «Берлинская» и была награждена тремя орденами. Сам Покрышкин последний боевой вылет выполнил 30 апреля 1945 года.

После войны

После войны Покрышкин вступил в трения с Василием Сталиным, отказавшись служить в ВВС Московского военного округа. В итоге этого полковник Покрышкин, назначенный на генеральскую должность ещё в 1944 году, сам стал генерал-майором авиации только после смерти Сталина, в августе 1953 года. Из-за этого же Покрышкину после окончания в 1948 году Военной академии имени М.В. Фрунзе пришлось перейти в Войска ПВО страны. С января 1949 года - заместитель командира 33-го истребительного авиационного корпуса ПВО, с июня 1951 года - командир этого корпуса. С февраля 1955 года - командующий истребительной авиацией Северо-Кавказской армии ПВО.

Поскольку путь в Военно-воздушную академию ему был заказан, он В 1957 году окончил Высшую военную академию имени К.Е. Ворошилова. С 1958 года - командующий 52-й воздушной истребительной авиационной армией ПВО. С августа 1959 года - командующий Киевской армией ПВО - заместитель командующего Киевским военным округом по войскам ПВО. С февраля 1961 года - командующий 8-й отдельной армией ПВО, являясь одновременно заместителем командующего войсками Киевского военного округа по войскам ПВО. С июля 1968 года - заместитель Главнокомандующего войсками ПВО страны. С января 1972 года - председатель Центрального комитета ДОСААФ. С ноября 1981 года - военный инспектор-советник Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Техника

Истребитель МиГ-3 А.И. Покрышкина, 55-й ИАП, лето 1941 г.

  • МиГ-3 - именно на МиГ-3 будущий Трижды Герой Советского Союза сражался в начале войны в 55 истребительном авиаполку. Был несколько раз подбит и сбит, но и открыл счет воздушных побед. Сам Ас после войны весьма тепло отзывался об этом самолете.
  • Як-1 - Покрышкин летал на Яке около 6 месяцев, но из побед известно лишь о 3 Bf 110 в группе в небе над Славянском.
  • Р-39N-0 - с 5 мая 1943 года Покрышкин начинает летать на новой «Аэрокобре» с бортовым номером 100.

Фотографии, портреты

Покрышкин Александр Иванович (1913-1985).

Лётчик-ас, второй по результативности (после Ивана Кожедуба) летчик-истребитель среди лётчиков стран антигитлеровской коалиции во Второй Мировой войне. Первый Трижды Герой Советского Союза. Маршал авиации.

Покрышкин родился 6 (19) марта 1913 года в Новониколаевске (сейчас — Новосибирск) в семье фабричного рабочего. Увлёкся авиацией в 12 лет, наблюдая полёты первых самолётов.
В 1928 году после окончания семилетней школы он пошёл работать на стройку.
В 1930 году, несмотря на протесты отца, он покинул дом и поступил в местное техническое училище, где проучился 18 месяцев. Затем добровольно ушёл в армию и был направлен в авиационную школу. В период прохождения Покрышкиным учёбы, училище поменяло профиль. Александр Иванович был вынужден доучиваться на авиационного механика, а на официальные запросы о переводе на лётное отделение стабильно получал отказ. Выпустившись в 1933 году из Пермской военно-технической школы (ул. Монастырская, дом 12, на пересечении с Комсомольским проспектом), он быстро рос в должности.
В декабре 1934 года стал старшим авиационным техником авиазвена 74-й стрелковой дивизии. Он оставался в этой должности до ноября 1938 года. Во время этого периода Покрышкин предложил несколько улучшений к пулемёту ШКАС и к ряду других элементов вооружения.

Во время отпуска зимой 1938 года Покрышкин втайне от начальства прошёл годовую программу гражданского пилота за 17 дней. Это автоматически делало его годным к поступлению в лётную школу.
Выпустился с высшими оценками в 1939 году, и в звании лейтенанта был распределён в 55-й истребительный авиационный полк.

Он был в Молдавии в июне 1941 года, близко к границе, и его аэродром подвергся бомбардировке 22 июня, в первый день войны. Его первая воздушная схватка закончилась катастрофой: он сбил советский самолёт — лёгкий бомбардировщик Су-2 из 211-го бомбардировочного полка. Его пилот выжил, но штурман Семёнов был убит.
На следующий день он одержал свою первую победу, сбив во время разведки истребитель Мессершмитт Bf-109. 3 июля, одержав ещё несколько побед, он был подбит немецким зенитным орудием за линией фронта и четыре дня пробирался в свою часть.
Зимой 1941 года Покрышкин, управляя МиГ-3 взлетел, несмотря на грязь и дождь после того, как двое других пилотов разбились, пытаясь взлететь. Его задание состояло в том, чтобы определить местонахождение танков фон Клейста, который был остановлен перед городом Шахты и затем был потерян советской разведкой. После того как он, несмотря на кончавшееся топливо и тяжёлые погодные условия, смог вернуться и доложить эту важную информацию, он был награждён Орденом Ленина.

А.И.Покрышкин у своего истребителя МиГ-3.

Поздней зимой 1942 года его полк был отозван с фронта, чтобы освоить новый тип американского истребителя P-39N «Аэрокобра» . Во время тренировок Покрышкин часто расходился во мнениях с новым командиром полка Исаевым, который не принимал критики Покрышкиным советской военной авиадоктрины. Командир сфабриковал дело против Покрышкина в полевом суде, обвинив его в трусости, отсутствии субординации и неподчинении приказам. Однако высшая инстанция оправдала его.

А.И.Покрышкин на своем истребителе Р-39.

В январе 1943 года 16-й гвардейский авиаполк был послан за границу, в Иран, чтобы получить новую технику. Полк вернулся на фронт 8 апреля 1943 года. Во время первого же своего вылета на новом самолёте «Аэрокобра» Покрышкин сбил Bf-109. На следующий день 9 апреля он смог подтвердить ещё 2 из 7 сбитых им самолётов. Всего в этот период Покрышкин записал на свой счёт десять сбитых Bf-109.
Покрышкин получил своё первое звание Героя Советского Союза 24 апреля 1943 года, звание майора ему было присвоено в июне.
В 1943 году Покрышкин воевал на Кубани против прославленных немецких истребительных авиасоединений. Его новые тактические приёмы для патрулирования воздушного пространства: такие как «скоростные качели», «кубанская этажерка» и использование наземных радаров, а также продвинутая наземная система контроля принесли советским ВВС первую большую победу над люфтваффе.

А.И.Покрышкин с боевыми друзьями.

В июле 1943 года Покрышкин присутствовал на Краснодарском процессе.
В большинстве вылетов Покрышкин брал на себя самую трудную задачу — сбить лидера. Как он понял из опыта 1941-1942 годов, подбить лидера значило деморализовать противника и часто этим заставить его вернуться на свой аэродром.
Вторую звезду Героя Советского Союза Покрышкин получил 24 августа 1943 года.
В феврале 1944 года Покрышкин получил повышение и предложение не боевой работы — управлять подготовкой новых пилотов. Но он немедленно отверг это предложение и остался в своём старом полку в прежнем звании. Однако, он не летал так много, как раньше. Покрышкин стал знаменитым героем и символом советской пропаганды, поэтому ему не было разрешено много летать из-за опасности потерять его в бою. Вместо полётов он стал уделять больше времени командованию частью, управляя действиями своего полка с командного пункта.
В июне 1944 года Покрышкин получил звание полковника и принял командование 9-й Гвардейской авиадивизией.
19 августа 1944 года, после 550 боевых вылетов и 53 официальных побед, Покрышкин был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза в третий раз. Он стал первым трижды Героем Советского Союза в стране.
Всего за годы войны Покрышкин совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолетов лично и 6 — в группе.

А.И.Покрышкин на Параде Победы в 1945 году.

Покрышкин Жуков и Кожедуб. Три Трижды Героя.

А.И.Покрышкин с семьей.

В 1948 году окончил Военную академию имени М.В.Фрунзе.
В 1957 году окончил Военную академию Генерального штаба.
В 1961-1968 годах командовал 8-й отдельной армией ПВО, являясь одновременно заместителем командующего войсками Киевского военного округа по войскам ПВО.
В 1968-1972 годах — заместитель главнокомандующего войсками ПВО страны.
В 1972-1981 годах — председатель ДОСААФ.

Маршал Авиации А.И.Покрышкин.

Александр Иванович Покрышкин умер 13 ноября 1985 года на руках своей безутешной супруги после нескольких дней беспамятства, когда в бреду звал в атаку друзей, предостерегал их об опасности, вновь настигал ненавистного врага…
Могила А.Покрышкина на Новодевичьем Кладбище. Вечная память.

Награды:
-трижды Герой Советского Союза (24.04.1943 г. медаль № 993; 24.08.1943 г. медаль № 10; 19.08.1944 г. медаль № 1);
-6-ть орденов Ленина (22.12.1941 г. № 7086; 24.05.1943 г. № 9600; 06.03.1963 г. № 124904; 21.10.1967 г. № 344099; 21.02.1978 г. № 429973; 05.03.1983 г. № 400362);
-орден Октябрьской Революции (05.03.1973 г. № 1793);
-4 ордена Красного Знамени (22.04.1943 г. № 66983; 18.07.1943 г. № 8305/2; 24.12.1943 г. № 448/3; 20.04.1953 г. № 1392/4);
-2-а ордена Суворова 2-й степени (06.04.1945 г. № 1484; 29.05.1945 г. № 1662);
-орден Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985 г. № 537850);
-2-а ордена Красной Звезды (06.11.1947 г. № 2762070; 04.06.1955 г. № 3341640);
-орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (30.04.1975 г. № 0039).

Медали:
«За боевые заслуги» (03.11.1944 г.);
«За оборону Кавказа» (01.05.1944 г.);
«За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (09.05.1945 г.);
«За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (06.06.1945 г.);
«За освобождение Праги» (09.06.1945 г.);
«За взятие Берлина» (09.06.1945 г.);
«XXX лет Советской Армии и Флота» (22.02.1948 г.);
«В память 800-летия Москвы» (07.04.1951 г.);
«40 лет Вооружённых Сил СССР» (18.12.1957 г.);
«За освоение целинных земель» (05.11.1964 г.);
«Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (07.05.1965 г.);
«50 лет Вооружённых Сил СССР» (26.12.1967 г.);
«За воинскую доблесть. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (20.04.1970 г.);
«Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (25.04.1975 г.);
«60 лет Вооружённых Сил СССР» (28.01.1978 г.);
«За укрепление боевого содружества» (31.05.1980 г.);
«В память 1500-летия Киева» (17.05.1982 г.);
«Ветеран Вооружённых Сил СССР» (30.04.1984 г.);
«Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (12.04.1985 г.);

Иностранные награды:
-медаль «За выдающиеся заслуги» (США);
-орден Народной Республики Болгария 1 степени (НРБ);
-ордена Тудора Владимиреску 2-й и 3-й степени (СРР);
-орден Карла Маркса (ГДР);
-кавалер ордена «Виртути Милитари» (ПНР);
-кавалер ордена «Возрождение Польши» (ПНР);
-орден Сухэ Батора (МНР);
-орден Красного Знамени (МНР).
А также награждён медалями Вьетнама, Кубы, Болгарии, ГДР, ЧССР.
Региональные награды:
медаль Кемеровской области «За честь и мужество» (2013 г.).
Почётный гражданин городов: Мариуполь, Новосибирск, Бельцы, Ржев, Владикавказ и др.

Памятник А.И.Покрышкину в Новосибирске.

Список источников:
Покрышкин, Александр Иванович. Cайт «Герои Страны».
А.В.Марчуков. Герои-покрышкинцы о себе и своем командире.
А.В.Тимофеев. Покрышкин.
Крылья Родины № 5 за 2001 г. Ю.Устинов. Первый трижды Герой СССР.

В городе Новониколаевске (ныне ‑ Новосибирск) в семье рабочего. Окончил 7 классов, работал слесарем на заводе. С 1930 по 1932 год был учащимся школы ФЗУ "Сибкомбайнстроя" по специальности слесарь‑инструментальщик.

В 1932 году Покрышкин стал курсантом 3‑й Военной школы авиатехников. После отличного окончания авиашколы его направили в Ленинград (ныне Санкт‑Петербург) на курсы усовершенствования авиатехников. В конце 1934 года он получил назначение на должность старшего авиатехника авиазвена 74‑й Таманской стрелковой дивизии, дислоцирующейся в Краснодаре. Четыре года Покрышкин прослужил техником, затем старшим техником, мечтая освоить профессию летчика. Для этого он настойчиво изучал историю полетов и военную историю, физику и математику, физиологию и начертательную геометрию. Покрышкин написал за эти годы 39 рапортов командирам с просьбой отпустить его в летное училище, однако каждый раз он получал отказ. Тогда в сентябре 1938 года, во время очередного отпуска, за семнадцать дней он освоил двухгодовую программу Краснодарского аэроклуба и экстерном на "отлично" сдал экзамен. В свой 40‑й рапорт он подложил аттестат об окончании аэроклуба и уже в ноябре 1938 года стал слушателем Качинской военной авиационной школы. Через год он с отличием окончил школу, став летчиком.

В декабре 1939 года Покрышкин получил должность младшего летчика 55‑го истребительного авиационного полка Одесского военного округа. За два месяца до начала Великой Отечественной войны истребительный авиационный полк, в котором он служил, прошел перевооружение с бипланов И‑15 и И‑153 на МиГ‑3. Покрышкин в числе первых начал освоение этой машины .

В 1941 году старший лейтенант Покрышкин назначен заместителем командира эскадрильи. На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. До осени 1942 года летал на МиГ‑3, И‑16, Як‑1. Весной 1943 года, после перевооружения полка на американские самолеты P‑39 "Аэрокобра", отличился во время боев на Кубани. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года за 354 боевых вылетов, 54 воздушных боев, 13 лично и 6 в группе сбитых самолетов противника командиру эскадрильи 16‑го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии капитану Александру Покрышкину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
Второй медали "Золотая Звезда" Покрышкин был удостоен 24 августа 1943 года за 455 боевых вылетов и 30 лично сбитых самолетов противника. К 20 декабря 1943 года исполняющий обязанности командира 16‑го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии подполковник Александр Покрышкин совершил 550 боевых вылетов, в 137 воздушных боях сбил 50 самолетов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и геройские подвиги на фронте борьбы с немецко‑фашистскими захватчиками был удостоен (впервые в истории страны) третьей медали "Золотая Звезда".

В мае 1944 года Покрышкин был назначен командиром 9‑й Гвардейской истребительной авиационной дивизии, которой командовал до конца войны. Всего совершил более 650 боевых вылетов , в 156 воздушных боях сбил лично 46 и в группе — 6 самолетов противника. Войну закончил в звании гвардии полковника. Во время парада Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве нёс Знамя фронта.

В 1948 году Покрышкин окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе (ныне Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации), а в 1957 году — Военную академию Генерального штаба. Служил в войсках ПВО страны, почти четверть века занимал в них ответственные должности, в 1968‑1971 годах был заместителем главнокомандующего Войск ПВО СССР. В августе 1953 года Александр Покрышкин получил первое генеральское звание, а в 1972 году — звание маршала авиации. С 1972 по 1981 год был председателем ЦК ДОСААФ СССР.

Александр Покрышкин избирался депутатом Верховного Совета СССР 2‑10 созывов от Новосибирской области. В 1979‑1984 годах он был членом Президиума Верховного Совета СССР. Кандидат в члены ЦК КПСС с 1976 года.

В списке боевых наград Покрышкина , кроме трех "Золотых Звезд", 17 орденов СССР: шесть орденов Ленина, орден Октябрьской революции, четыре ордена Красного Знамени, два — Суворова 2‑ой степени, орден Отечественной войны 1 степени, два ордена Красной Звезды, орден "За службу Родине в ВС" 3 степени, медали.
Особое место среди многих иностранных наград Покрышкина занимает золотая медаль "За боевые заслуги" США от имени президента Франклина Рузвельта.
Покрышкин — автор книг "Крылья истребителя", "Твоя почетная обязанность", "Небо войны", "Познать себя в бою".

В 1993 году малая планета номер 3348 получила имя "Покрышкин ". В 1995 году в Новосибирске был открыт музей Александра Ивановича Покрышкина . В 2000 году в Новосибирске была открыта станция метро "Покрышкинская". В 2005 году на площади Маркса в Новосибирске был Покрышкину.
Памятник летчику установлен в городе Краснодаре. Его именем названы улицы в городах России и Украины.

В конце декабря 2012 года стало известно, что в 2013 году в Новосибирской области в честь маршала авиации Александра Покрышкина. Медаль будет вручаться за активное участие в военно‑патриотическом воспитании, личный вклад в поддержание боевой готовности, за вклад в увековечивание памяти воинов‑сибиряков, развитие авиации и космонавтики.

Александр Покрышкин был женат. Со своей женой Марией он познакомился на фронте в 1942 году. Супруги вырастили двоих детей — сына Александра и дочь Светлану.

(Дополнительные материалы: Военная энциклопедия. Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат, Москва. В 8 томах, 2004 г.).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Лётчик, трижды Герой Советского Союза, маршал авиации, Почётный гражданин города Новосибирска.

А.И. Покрышкин - выдающийся русский лётчик, участник Великой Отечественной войны, с именем которого связаны новаторские подходы в тактике применения боевой авиации.

Родился 6 марта 1913 года в г. Новониколаевске (Новосибирск) в бедной семье переселенцев из Вятской губернии.

В 1928 году Покрышкин успешно окончил семилетку. Некоторое время подрабатывал кровельщиком, а весной 1930 года, вопреки воле отца, поступил в школу фабрично-заводского училища «Сибкомбайнстроя» и ушёл из дома в общежитие. Через 4 года по комсомольской путёвке его направили в Пермь, в авиационную школу. В сентябре 1938 года, во время отпуска, за 17 дней он осваивает двухгодичную программу аэроклуба и экстерном сдаёт экзамен. Покрышкина отпускают в лётное училище, и снова на «отлично» менее чем через год он оканчивает знаменитую Качинскую школу лётчиков и получает направление в 55-й истребительный авиаполк.

Войну Покрышкин встретил в Молдавии и уже 23 июня открыл личный счёт - сбил первый Ме-109. Но вскоре - 3 июля - сам был подбит зенитным огнём. Находясь в медсанчасти, он начал вести альбом «Тактика истребителей в бою», в котором разрабатывал новые тактические приёмы воздушного боя.

А.И. Покрышкин шёл в атаку восьмью истребителями против 91 самолёта противника, четырьмя против - 50, тремя - против 23, в одиночку - против восьми и не знал поражений. О его тактике ведения боя докладывали Герингу, за ним фашисты устраивали настоящую охоту - безрезультатно. Немецкие наблюдатели на земле и в воздухе предупреждали своих пилотов: «Внимание! Внимание! В небе Покрышкин!» Александр Иванович всегда помнил сам и не уставал повторять подчинённым суворовское правило: «Сам погибай, но товарища выручай», и поэтому в каждой схватке с врагом он брал на себя самое опасное - атаку ведущего.

Александр Иванович Покрышкин владел не только высочайшим личным искусством воздушного боя, не только превосходно руководил этими боями в воздухе, выбирая каждый раз наиболее выгодные боевые порядки и уничтожая максимальное количество вражеских самолётов, но умел ещё на земле наилучшим образом подготовить лётный состав к действиям в воздухе.

Маршал авиации Покрышкин стал единственным трижды Героем Советского Союза, получившим все три Золотые Звезды во время войны.

В 1948 г. заканчивает военную Академию им. Фрунзе, а затем Академию генерального штаба. Бесстрашный воин, патриот своей Родины и своего народа, человек чести и порядочности - он никогда не гнался за славой. Лишь в 1953 г. А.И. Покрышкин получил генеральское звание, хотя уже во время войны командовал дивизией.

В конце 60-х годов Александр Иванович стал заместителем главкома ПВО, проработав в этой должности около четырёх лет, а затем, в 1972 г., назначается председателем ЦК ДОСААФ и ему присваивается маршальское звание.

Возглавив оборонное общество, А.И. Покрышкин почти десять лет находился на этом посту и сыграл особую роль в истории ДОСААФ.

Трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин награждён шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова II степени, орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах ССР» III степени, 11 иностранными орденами, многими медалями.

И в годы войны, и после её окончания не прерывалась связь Александра Ивановича с родным Новосибирском. В каждый свой приезд в город, где прошли его детские и юношеские годы, прославленный лётчик обязательно бывал на заводе «Сибсельмаш» - здесь он работал в юности и здесь получил путёвку в авиашколу.

Несмотря на свою занятость по службе и общественную деятельность, Александр Иванович находил время и для занятий литературным трудом. В 1966 г. вышла из печати его книга воспоминаний «Небо войны», а много позже (уже после его кончины) - повесть «Познать себя в бою». Книги А.И. Покрышкина и сейчас пользуются популярностью не только у ветеранов войны, но и у молодёжи.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Человек из легенды Александр Иванович Покрышкин . Биобиблиографический указатель. - Новосибирск, 2013. - 113 с.
  2. Золотые имена Новосибирска: Почётные граждане и жители города (1910-2007 гг.). - Новосибирск, 2008. - С. 38-45.
  3. Кроних Г. Высокая судьба // Созидатели: Очерки о людях, вписавших своё имя в историю Новосибирска. Т.1. - Новосибирск, 2003. - С. 358-366.
  4. Петрушин Н. Высота его подвига // Советская Сибирь. - 2003. - 5 марта. - С. 3.
  5. Шумилов В.Н. Покрышкин А.Н. // Новосибирск: Энциклопедия. - Новосибирск, 2003. - С. 681-682.

СПИСОК ВЫДАЧИ:

  1. Покрышкина, М. К. В небе - Покрышкин: [Фрагм. кн. воспоминаний М.К.Покрышкиной "Взойди, звезда воспоминаний!" о трижды Герое Сов. Союза маршале авиации А.И.Покрышкине]
  2. Устинов, Ю. С. "Соколиный удар" Покрышкина: [Ген.-майор, чл. обществ. Всерос. совета памяти трижды Героя Сов. Союза А.И.Покрышкина о некоторых эпизодах боевой биогр. летчика]
  3. Покрышкина, М. К. Ас в эпицентре мутной грозы: [Беседа со вдовой А.И.Покрышкина, трижды Героя Сов. Союза (Новосибирск)] / М. К. Покрышкина; подгот. текста А. Тимофеев
  4. Кошелев, А. Семья героя: малоизвестные страницы: К 85-летию со дня рождения А.И.Покрышкина, [трижды Героя Сов. Союза, уроженца г.Новосибирска (1913-1985 гг.) : Об истории семьи (с момента рождения родителей, И.П.Покрышкина и К.С.Мосуновой, во 2-й половине 80-х гг. XIX в. в Вятской губернии)

Александр Иванович Покрышкин родился 6 марта (по старому стилю 21 февраля) 1913 года в городе Новониколаевске (ныне ‑ Новосибирск) в семье рабочего. Окончил 7 классов, работал слесарем на заводе. С 1930 по 1932 год был учащимся школы ФЗУ "Сибкомбайнстроя" по специальности слесарь‑инструментальщик.


В 1932 году Покрышкин стал курсантом 3‑й Военной школы авиатехников. После отличного окончания авиашколы его направили в Ленинград (ныне Санкт‑Петербург) на курсы усовершенствования авиатехников. В конце 1934 года он получил назначение на должность старшего авиатехника авиазвена 74‑й Таманской стрелковой дивизии, дислоцирующейся в Краснодаре. Четыре года Покрышкин прослужил техником, затем старшим техником, мечтая освоить профессию летчика. Для этого он настойчиво изучал историю полетов и военную историю, физику и математику, физиологию и начертательную геометрию. Покрышкин написал за эти годы 39 рапортов командирам с просьбой отпустить его в летное училище, однако каждый раз он получал отказ. Тогда в сентябре 1938 года, во время очередного отпуска, за семнадцать дней он освоил двухгодовую программу Краснодарского аэроклуба и экстерном на "отлично" сдал экзамен. В свой 40‑й рапорт он подложил аттестат об окончании аэроклуба и уже в ноябре 1938 года стал слушателем Качинской военной авиационной школы. Через год он с отличием окончил школу, став летчиком.


В декабре 1939 года Покрышкин получил должность младшего летчика 55‑го истребительного авиационного полка Одесского военного округа. За два месяца до начала Великой Отечественной войны истребительный авиационный полк, в котором он служил, прошел перевооружение с бипланов И‑15 и И‑153 на МиГ‑3. Покрышкин в числе первых начал освоение этой машины.

В 1941 году старший лейтенант Покрышкин назначен заместителем командира эскадрильи. На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. До осени 1942 года летал на МиГ‑3, И‑16, Як‑1. Весной 1943 года, после перевооружения полка на американские самолеты P‑39 "Аэрокобра", отличился во время боев на Кубани. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года за 354 боевых вылетов, 54 воздушных боев, 13 лично и 6 в группе сбитых самолетов противника командиру эскадрильи 16‑го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии капитану Александру Покрышкину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Второй медали "Золотая Звезда" Покрышкин был удостоен 24 августа 1943 года за 455 боевых вылетов и 30 лично сбитых самолетов противника. К 20 декабря 1943 года исполняющий обязанности командира 16‑го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии подполковник Александр Покрышкин совершил 550 боевых вылетов, в 137 воздушных боях сбил 50 самолетов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и геройские подвиги на фронте борьбы с немецко‑фашистскими захватчиками был удостоен (впервые в истории страны) третьей медали "Золотая Звезда".

В мае 1944 года Покрышкин был назначен командиром 9‑й Гвардейской истребительной авиационной дивизии, которой командовал до конца войны. Всего совершил более 650 боевых вылетов, в 156 воздушных боях сбил лично 46 и в группе - 6 самолетов противника. Войну закончил в звании гвардии полковника. Во время парада Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве нёс Знамя фронта.

В 1948 году Покрышкин окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе (ныне Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации), а в 1957 году - Военную академию Генерального штаба. Служил в войсках ПВО страны, почти четверть века занимал в них ответственные должности, в 1968‑1971 годах был заместителем главнокомандующего Войск ПВО СССР. В августе 1953 года Александр Покрышкин получил первое генеральское звание, а в 1972 году - звание маршала авиации. С 1972 по 1981 год был председателем ЦК ДОСААФ СССР.

Александр Покрышкин избирался депутатом Верховного Совета СССР 2‑10 созывов от Новосибирской области. В 1979‑1984 годах он был членом Президиума Верховного Совета СССР. Кандидат в члены ЦК КПСС с 1976 года.

В списке боевых наград Покрышкина, кроме трех "Золотых Звезд", 17 орденов СССР: шесть орденов Ленина, орден Октябрьской революции, четыре ордена Красного Знамени, два - Суворова 2‑ой степени, орден Отечественной войны 1 степени, два ордена Красной Звезды, орден "За службу Родине в ВС" 3 степени, медали.

Особое место среди многих иностранных наград Покрышкина занимает золотая медаль "За боевые заслуги" США от имени президента Франклина Рузвельта.

Скончался Покрышкин 13 ноября 1985 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

В 1993 году малая планета номер 3348 получила имя "Покрышкин ". В 1995 году в Новосибирске был открыт музей Александра Ивановича Покрышкина. В 2000 году в Новосибирске была открыта станция метро "Покрышкинская". В 2005 году на площади Маркса в Новосибирске был установлен памятник Покрышкину.

Памятник летчику установлен в городе Краснодаре. Его именем названы улицы в городах России и Украины.

В конце декабря 2012 года стало известно, что в 2013 году в Новосибирской области появится медаль в честь маршала авиации Александра Покрышкина. Медаль будет вручаться за активное участие в военно‑патриотическом воспитании, личный вклад в поддержание боевой готовности, за вклад в увековечивание памяти воинов‑сибиряков, развитие авиации и космонавтики.



Александр Покрышкин был женат. Со своей женой Марией он познакомился на фронте в 1942 году. Супруги вырастили двоих детей - сына Александра и дочь Светлану.