Немецкие подводники второй мировой. Немецкие подводные лодки второй мировой. подводные лодки класса IX-C

В годы Второй мировой войны поединки, дуэли велись не только на суше и в воздухе, но и на море. И что примечательно – участниками дуэлей выступали также подводные лодки. Хотя основная масса немецкого ВМС была задействована в сражениях на Атлантике, весомая доля поединков между субмаринами состоялась на советско-германском фронте – в Балтийском, Баренцевом и Карском морях…

Третий рейх вступил во Вторую мировую войну, имея не самый многочисленный подводный флот в мире – всего 57 подводных лодок. Гораздо больше подводных лодок имелось в строю у Советского Союза (211 единиц), США (92 единицы), Франции (77 единиц). Самые большие морские сражения Второй мировой войны, в которых участвовали ВМС Германии (кригсмарине), происходили в Атлантическом океане, где главным противником немецких войск выступала мощнейшая группировка ВМС западных союзников СССР. Тем не менее, ожесточённое противостояние происходило и между советским и немецкими флотами – на Балтике, на Чёрном и Северном морях. Активное участие в этих боях приняли подводные лодки. И советские, и немецкие подводники проявили колоссальное мастерство в уничтожении транспортных и боевых судов противника. Эффективность использования подводного флота быстро оценили руководители Третьего рейха. В 1939–1945 гг. судостроительные верфи Германии сумели спустить на воду 1100 новых подводных лодок – это больше, чем смогла выпустить за годы войны любая страна-участница конфликта – да, впрочем, и все государства, которые входили в Антигитлеровскую коалицию.

Балтика занимала особое место в военно-политических планах Третьего рейха. Прежде всего, это был жизненно важный канал поставок сырьевых материалов в Германию из Швеции (железо, различные руды) и Финляндии (лесоматериалы, сельскохозяйственные продукты). Одна только Швеция на 75% удовлетворяла потребности промышленности Германии в руде. В акватории Балтийского моря кригсмарине расположили много военно-морских баз, а шхерный район Финского залива имел большое изобилие удобных стоянок и глубоководных фарватеров. Это создавало подводному флоту Германии прекрасные условия для активных боевых действий на Балтике. Советские подводники приступили к выполнению боевых задач уже летом 1941 г. До конца 1941 г. им удалось отправить на дно 18 немецких транспортных судов. Но и подводники платили громадную цену – в 1941 г. Балтийский ВМФ потерял 27 подлодок.

В книге эксперта по истории ВМФ Геннадия Дрожжина «Асы и пропаганда. Мифы подводной войны» есть любопытные данные. Согласно историку из всех девяти немецких подводных лодок, действовавших на всех морях и потопленных подводными лодками союзников, четыре лодки потоплены советскими подводниками. В то же время немецкие подводные асы смогли уничтожить 26 подводных лодок противника (в том числе три советских). Данные из книги Дрожжина свидетельствуют о том, что в годы Второй мировой войны происходили дуэли между подводными судами. Поединки между подлодками СССР и Германии закончились с результатом 4:3 в пользу советских моряков. Как утверждает Дрожжин, в поединках с немецкими подводными лодками участвовали исключительно советские машины типа М – «Малютка».

«Малютка» – малая подводная лодка длиной 45 м (ширина – 3,5 м) и подводным водоизмещением в 258 тонн. Экипаж подводного судна состоял из 36 человек. «Малютка» могла погружаться на граничную глубину в 60 метров и находиться в море без пополнения запасов питьевой и технической воды, провианта и расходных материалов в течении 7–10 суток. Вооружение подлодки типа «М» включало в себя два носовых торпедных аппарата и 45-мм орудие в ограждении рубки. Лодки имели системы быстрого погружения. При умелом использовании «Малютка», несмотря на свои незначительные габариты, могла уничтожить любую подлодку Третьего рейха.

Схема подводной лодки тип «М» XII серии

Первую победу в дуэлях между субмаринами СССР и Германии одержали военнослужащие кригсмарине. Случилось это 23 июня 1941 г., когда немецкая подлодка U-144 под командованием обер-лейтенанта Фридриха фон Хиппеля смогла отправить на дно Балтийского моря советскую подводную лодку М-78 (под командованием старшего лейтенанта Дмитрия Шевченко). Уже 11 июля U-144 обнаружила и попыталась уничтожить другую советскую подлодку – М-97. Эта попытка окончилась неудачей. U-144 относилась, как и «Малютка», к малым подводным лодкам и была спущена на воду 10 января 1940 г. Немецкая подлодка была тяжелее советского аналога (подводное водоизмещение в 364 т) и могла погружаться на глубину более 120 метров.


Подводная лодка типа «М» XII серии М-104 «Ярославский комсомолец», Северный флот

В этой дуэли представителей «лёгкого веса» победу одержала немецкая субмарина. Но U-144 не удалось увеличить свой боевой список. 10 августа 1941 г. немецкое судно было обнаружено советской средней дизельной подводной лодкой Щ-307 «Щука» (под командованием капитан-лейтенанта Н. Петрова) в районе о. Даго в проливе Соэлозунд (Балтика). «Щука» имела гораздо более мощное торпедное вооружение (10 торпед 533 мм и 6 торпедных аппаратов – четыре на носу и два на корме), чем её немецкий противник. «Щука» произвела двухторпедный залп. Обе торпеды точно попали в цель, и U-144 вместе со всем экипажем (28 человек) была уничтожена. Дрожжин утверждает, что немецкую субмарину уничтожила советская подлодка М-94 под командованием старшего лейтенанта Николая Дьякова. Но на самом деле лодка Дьякова стала жертвой ещё одной немецкой субмарины – U-140. Случилось это в ночь на 21 июля 1941 г. у острова Утё. М-94 вместе с ещё одной подлодкой М-98 патрулировали у острова. Сначала подлодки шли в сопровождении трёх катеров-тральщиков. Но позже, в 03:00, эскорт оставил субмарины, и они продолжили ход самостоятельно: М-94, стремясь быстрее зарядить аккумуляторные батареи, пошла большими глубинами, а М-98 направилась под берегом. У маяка Кыпу подлодка М-94 получила попадание в корму. Это была торпеда, выпущенная с немецкой субмарины U-140 (комадир Ю. Хелльригель). Торпедированая советская подлодка упёрлась в грунт, нос и надстройка субмарины возвышались над водой.


Расположение советской подлодки М-94 после попадания в неё немецких торпед
Источник – http://ww2history.ru

Экипаж подлодки М-98 решил, что «напарница» подорвалась на мине, и занялся спасением М-94 – стал спускать на воду резиновую лодку. В этот момент с М-94 заметили перископ вражеской субмарины. Командир отделения рулевых С. Компаниец кусками тельняшки стал семафорить на М-98, предупреждая об атаке немецкой субмарины. М-98 сумела вовремя уклониться от торпеды. Экипаж U-140 не стал повторно атаковать советскую подлодку, и немецкая субмарина скрылась. М-94 вскоре затонула. Погибло 8 членов экипажа «Малютки». Остальных спас экипаж М-98. Ещё одной «Малюткой», которая погибла в столкновении с немецкими субмаринами, стала подлодка М-99 под командованием старшего лейтенанта Попова Бориса Михайловича. М-99 была уничтожена во время боевого дежурства у острова Утё немецкой субмариной U-149 (командир капитан-лейтенант Хорст Хёльтринг), двумя торпедами атаковавшей советскую подводную лодку. Случилось это 27 июня 1941 года.

Кроме балтийских подводников яростно сражались с немецкими войсками и их коллеги из Северного флота. Первой подводной лодкой Северного флота, не вернувшейся из боевого похода Великой Отечественной войны, стала субмарина М-175 под командованием капитан-лейтенанта Мамонта Лукича Мелкадзе. М-175 стала жертвой немецкого судна U-584 (командир капитан-лейтенант Иоахим Декке). Произошло это 10 января 1942 г. в районе к северу от полуострова Рыбачий. Акустик немецкого судна с дистанции 1000 метров обнаружил шум дизелей советской подлодки. Немецкая субмарина начала преследование подлодки Мелкадзе. М-175 следовала зигзагом в надводном положении, осуществляя зарядку аккумуляторов. Немецкая машина двигалась под водой. U-584 обогнала советское судно и атаковала его, выпустив 4 торпеды, две из которых попали в цель. М-175 потонула, унеся с собой в морские глубины 21 члена экипажа. Примечательно, что М-175 уже однажды становилась мишенью для немецкой подлодки. 7 августа 1941 г. недалеко от полуострова Рыбачий М-175 была торпедирована немецкой субмариной U-81 (командир капитан-лейтенант Фридрих Гуггенбергер). Немецкая торпеда попала в борт советского судна, но на торпеде не сработал взрыватель. Как выяснилось позже, немецкая подлодка с дистанции 500 метров выпустила по противнику четыре торпеды: две из них не попали в цель, на третьей не сработал взрыватель, а четвертая взорвалась на предельной дистанции хода.


Германская подводная лодка U-81

Удачной для советских подводников стала атака советской средней подводной лодки С-101 немецкой субмарины U-639, проведённая 28 августа 1943 г. в Карском море. С-101 под командованием капитан-лейтенанта Е. Трофимова представляла собой довольно мощную боевую машину. Субмарина имела длину 77,7 м, подводное водоизмещение в 1090 т и могла находиться в автономном плаванье в течении 30 суток. Подлодка несла мощное вооружение – 6 торпедных аппаратов (12–533-мм торпед) и два орудия – калибром 100 мм и 45 мм. Немецкая подводная лодка U-639 обер-лейтенанта Вихмана несла боевую задачу – установку мин в Обской губе. Немецкая субмарина двигалась в надводном положении. Трофимов приказал атаковать вражеское судно. С-101 выпустила три торпеды и U-639 затонула мгновенно. В этой атаке погибло 47 немецких подводников.

Поединки между немецкими и советскими подлодками были немногочисленными, можно сказать, даже единичными, и происходили, как правило, в тех зонах, где действовали Балтийский и Северный ВМФ СССР. Жертвами немецких подводников становились «Малютки». Дуэли между немецкими и советскими подводниками не повлияли на общую картину противостояние военно-морских сил Германии и Советского Союза. В поединке между субмаринами побеждал тот, кто быстрее вычислил местонахождение противника и смог нанести точные торпедные удары.

Дальние переходы немецкие подводные лодки проделывали на поверхности воды, погружаясь только при появлении противника. 33 подводные лодки, способные выйти в Атлантический океан, потопили 420 тысяч тонн торгового тоннажа. И это всего за первые четыре месяца с начала войны. Они становились на пути движения транспортов противника и ждали, когда появится цель, атаковали и отрывались от преследовавших их сил конвоя.

Успех в первые месяцы войны подхлестнул Германию к строительству новых подводных лодок. И это еще более приносило потерь торговому флоту антигитлеровской коалиции. Пиком подводной войны был 1942 г., когда немцы потопили 6,3 миллиона тонн торгового флота. А за всю войну союзники потеряли 15 миллионов тонн.

Перелом произошел в конце 1942 г., что вызвало панику у фашистского командования. Их подводные лодки бесследно исчезали одна за другой. Командиры чудом возвратившихся подводных кораблей рассказывали, что самолеты отыскивают их, когда они идут в надводном положении в любую погоду: в тумане, ночью. И поражают бомбами.

Причина возросших потерь немцев была в появлении радиолокационного оборудования на самолетах и кораблях. Немецким подводным лодкам пришлось прятаться под воду, а там они имели недостаточную продолжительность плавания. На радарном экране самолета, летящего на высоте 9750 футов (3000 м), всплывшая подводная лодка была видна на расстоянии в 80 миль (150 км).

После начала применения радаров, самолеты союзников имели возможность постоянно контролировать район действия подводных лодок Германии. Только Англия имела 1500 самолетов противолодочного патрулирования, а общее количество самолетов союзников более чем вдвое превышало это число.

Если самолет летел со скоростью 150 км/ч, то он видел подводную лодку за полчаса лета к ней, а она, в зависимости от погоды, за 5—7 ми-пут под ясным солнцем и вообще могла его не наметить в облаках и тумане. В лучшем для нее случае, она успевала погрузиться в воду, но часто погружение происходило под бомбами, рвущимися поблизости. Бомбы повреждали или топили подводную лодку.

Когда же появились самолеты берегового базирования с дальностью полета минимум 600 миль (1600 км), британская береговая оборона стала для немецких подводных лодок врагом номер один.

В ответ на радары немцы изобрели радио-локаторный приемник, который информировал немецких подводников о том, что подводная лодка обнаружена американским радаром, и в октябре 1942 г. начали устанавливать эти приемники на своих подводных лодках. Это изобретение немцев снизило эффективность американских радаров, так как подводная лодка в ряде случаев успевала погрузиться под воду. Однако немецкие приемники-детекторы (от латинского «detextor» — «открыватель») оказались бесполезными при изменении длины волны, на которой начали работать американские радары.

Гарвардская радиолаборатория США сконструировала 14 радарных установок, работающих на дециметровых волнах. Они срочно были доставлены на самолетах англичанам для установки на английские самолеты, патрулирующие Бискайский залив. Одновременно было ускорено производство аналогичной серии для самолетов морской авиации США и модели для армейской авиации.

Германские локационные приемники-детекторы не могли обнаружить облучение дециметровыми волнами и поэтому немецкие подводники находились в полном неведении, каким образом англо-американские самолеты их обнаруживали. Детектор молчал, а авиабомбы сыпались на голову.

Микроволновый радар позволил англоамериканским патрульным весной и в начале лета 1943 г. обнаружить и потопить большое количество германских подводных лодок.

Гитлер с сильным раздражением реагировал на изобретение микроволнового радара и в своем новогоднем обращении в 1944 г. к вооруженным силам Германии указал на «изобретение нашего противника», которое принесло такие невосполнимые потери его подводному флоту.

Даже после того, как немцы обнаружили дециметровый радар на одном сбитом над Германией американском самолете, они не были в состоянии обнаруживать работу этих локаторов.

Английские и американские конвои получили «глаза» и «уши». Радар стал «глазами» флота, гидролокатор добавлял «уши», но этого было мало. Был еще один способ обнаружения подводных лодок: их выдавало радио. И союзники им воспользовались. Германские подводные лодки, всплыв на поверхность воды, переговаривались между собой, со штабом подводного флота, который располагался в Париже, и получали от командующего гросс-адмирала Деница приказания. Радиограммы неслись в эфире со всех точек, где находились германские подводные лодки.

Если перехватить любую радиограмму из трех точек, определив в каждой направление, откуда распространяются радиоволны, то, зная координаты прослушивающих станций, можно узнать, из какой точки земли вышла в эфир германская подводная лодка, а следовательно, узнать ее координаты: где она сейчас находится.

Этот метод был впервые применен английским флотом для борьбы с подводными лодками противника. Для этого вдоль английского побережья установили высокочастотные радиопеленгаторы. Они-то и определяли место подводной лодки противника, ведущей переговоры с другими подводными лодками и начальством. Сама запеленгованная передача раскрывала секрет координат подводной лодки.

Полученные пеленги направлялись береговыми станциями в адмиралтейство, где специалисты наносили на карту место и курс германской подводной лодки, находящейся в Атлантике. Иногда во время работы радиостанции германской подводной лодки можно было получить до 30 пеленгов.

Система радиопеленгаторов на африканском и американском берегах, а также на Британских островах называлась «хафф-дафф». Каким образом она работала, видно из эпизода, как лейтенант Шредер потопил немецкую подводную лодку.

30 июня 1942 г. около полудня высокочастотные радиопеленгаторы в Бермуде, Харт-ланд-Пойнте, Кингстоне и Джорджтауне зарегистрировали работу радиостанции подводной лодки. Офицеры — операторы военно-морской базы нанесли на карту пеленги и выявили, что подводная лодка находится в точке 33° северной широты и 67° 30 западной долготы, что примерно в 130 милях от Сент-Джорджа.

Лейтенант Ричард Шредер патрулировал на своем самолете «Маринер» в районе Бермудских островов в 50 милях (90 км) от обнаруженной подводной лодки. Направившись к указанному ему месту, он обнаружил подводную лодку U-158 в 10 милях (18 км) от указанных координат. Лодка шла в надводном положении, и 50 членов ее экипажа грелись на солнце. Шредер сбросил две фугасные бомбы и промахнулся, но две глубинные бомбы попали в цель. Одна глубинная бомба упала близко от корпуса лодки, но вторая угодила прямо в надстройку и взорвалась в тот момент, когда подводная лодка пошла на погружение. Лодка утонула вместе со всем экипажем.

Убедившись в эффективности приборов «хафф-дафф», ими оборудовали корабли конвоя. Если высокочастотный радиопеленгатор «хафф-дафф» был только на одном корабле конвоя, то он-то и превращался в поисковый корабль и шел в хвосте средней колонны.

Немцы долго не знали, а потом игнорировали корабельные приборы «хафф-дафф». Их подводные лодки продолжали «беседовать» между собой и при подходе к конвою вести обмен информацией с гросс-адмиралом Деницем, раскрывая тем самым свое местонахождение.

Эта ценная система, название которой «хафф-дафф» непереводимо, сослужила благую службу в борьбе с германскими подводными лодками.

Всего за годы Второй мировой войны в боевых действиях приняли участие 1118 гитлеровских подводных лодок. Из них 725 (61%) были уничтожены союзниками. 53 погибли по разным причинам, 224 были затоплены самими гитлеровскими экипажами после капитуляции Германии и 184 капитулировали.

Фашистские подводники за Вторую мировую войну потопили 2 линкора, 5 авианосцев, 6 крейсеров, 88 других надводных кораблей и около 15 миллионов тонн торгового тоннажа союзников.

Минуло без малого 70 лет, как отгремела Вторая мировая война, но и сегодня далеко не все известно нам о некоторых эпизодах ее завершающего этапа. Оттого-то вновь и вновь в прессе и литературе оживают старые сюжеты о таинственных субмаринах Третьего рейха, всплывавших у берегов Латинской Америки. Особенно привлекательной для них оказалась Аргентина.

ДОСТАТЬ СО ДНА!

Для подобных историй, реальных или вымышленных, имелись основания. Всем известна роль немецких подводных лодок в войне на море: 1 162 субмарины сошли со стапелей Германии за годы Второй мировой войны. Но не только этим рекордным количеством лодок мог по праву гордиться немецкий ВМФ.

Немецкие субмарины той поры отличались самыми высокими техническими характеристиками — скоростью хода, глубиной погружения, непревзойденной дальностью плавания. Неслучайно самые массовые советские ПЛ довоенного периода (серия С) строились по немецкой лицензии.

А когда в июле 1944 года в Выборгском заливе на небольшой глубине была потоплена немецкая лодка U-250, советское командование потребовало от флота любой ценой поднять ее и доставить в Кронштадт, что и было выполнено, несмотря на упорное противодействие противника. И хотя лодки VII серии, к которой принадлежала U-250, в 1944 году уже не считались последним словом немецкой техники, но для советских проектантов в ее конструкции было немало новинок.

Достаточно сказать, что после ее захвата появился специальный приказ главкома ВМФ Кузнецова о приостановке начатых работ по проекту нового подводного корабля до детального изучения U-250. В дальнейшем многие элементы «немки» перешли в советские лодки проекта 608, а позднее и проекта 613, коих более сотни было построено в послевоенные годы. Особенно высокие показатели имели лодки XXI серии, одна за другой уходящие в океан начиная с 1943 года.

СОМНИТЕЛЬНЫЙ НЕЙТРАЛИТЕТ

Аргентина, выбрав нейтралитет в мировой войне, тем не менее занимала явно прогерманскую позицию. Многочисленная немецкая диаспора была весьма влиятельна в этой южной стране и оказывала посильную помощь своим воюющим соотечественникам. Немцы владели в Аргентине множеством промышленных предприятий, огромными земельными угодьями, рыболовецкими судами.

Действующие в Атлантике немецкие ПЛ регулярно приближались к берегам Аргентины, где их снабжали продуктами, медикаментами и запчастями. Нацистских подводников как героев принимали хозяева немецких поместий, в большом количестве разбросанных вдоль аргентинского побережья. Очевидцы рассказывали, что для бородатых мужчин в морской форме устраивались настоящие пиры — жарились барашки и поросята, выставлялись лучшие вина и бочонки с пивом.

Но в местную прессу сообщения об этом не попадали. Немудрено, что именно в этой стране после разгрома Третьего рейха находили прибежище и спасались от возмездия многие видные нацисты и их приспешники, такие как Эйхман, Прибке, доктор-садист Менгеле, фашистский диктатор Хорватии Павелич и другие.

Ходили слухи, что все они попадали в Южную Америку на борту подводных лодок, особая эскадра которых, состоящая из 35 ПЛ (так называемый «Конвой фюрера»), имела базу на Канарах. До наших дней не опровергнуты сомнительные версии о том, что таким же путем нашли спасение Адольф Гитлер с Евой Браун и Борман, а также о якобы созданной с помощью подводного флота в Антарктиде секретной немецкой колонии Новая Швабия.

В августе 1942 года к воюющим странам антигитлеровской коалиции присоединилась Бразилия, принявшая участие в боях на суше, в воздухе и на море. Самую большую потерю она понесла, когда война в Европе уже закончилась, а на Тихом океане догорала. 4 июля 1945 года в 900 милях от родных берегов взорвался и почти мгновенно пошел на дно бразильский крейсер «Байя». Большинство специалистов считают, что его гибель (вместе с 330 членами экипажа) — дело рук немецких подводников.

СВАСТИКА НА РУБКЕ?

Переждав смутное время, неплохо заработав на поставках обеим воюющим коалициям, на самом излете войны, когда ее конец был всем ясен, 27 марта 1945 года Германии объявила войну Аргентина. Но после этого поток немецких лодок, похоже, только вырос. Десятки жителей прибрежных деревень, а также рыбаки в море, по их словам, не раз наблюдали ПЛ в надводном положении, чуть ли не в кильватерном строю двигающиеся в южном направлении.

Наиболее глазастые очевидцы даже разглядели на их рубках свастику, которую, кстати, немцы никогда на рубки своих лодок не наносили. Прибрежные воды и побережье Аргентины теперь патрулировались армией и флотом. Известен эпизод, когда в июне 1945 года в окрестностях города Мардель-Плата патруль наткнулся на пещеру, в которой в герметичной упаковке находились различные продукты. Кому они предназначались, осталось невыясненным. Также трудно понять, откуда взялся этот нескончаемый поток ПЛ, якобы наблюдаемых населением после мая 1945 года.

Ведь еще 30 апреля главком немецкого ВМФ гросс-адмирал Карл Дениц отдал распоряжение о проведении операции «Радуга», в ходе которой все оставшиеся субмарины рейха (несколько сотен) подлежали затоплению. Вполне реально, что до части этих кораблей, находившихся в океане или в портах разных стран, директива главкома не дошла, а некоторые экипажи просто отказались ее выполнять.

Историки сходятся на том, что в большинстве случаев за ПЛ, наблюдаемые в океане, принимались различные болтающиеся на волнах суденышки, в том числе рыбацкие, либо сообщения очевидцев были просто плодом их воображения на фоне общей истерии в ожидании ответного удара Германии.

КАПИТАН ЧИНЗАНО

Но все-таки как минимум две немецкие ПЛ оказались не фантомами, а вполне реальными кораблями с живыми экипажами на борту. Это были U-530 и U-977, вошедшие в порт Мардель-Плата летом 1945 года и сдавшиеся властям Аргентины. Когда ранним утром 10 июля на борт U-530 поднялся аргентинский офицер, он увидел выстроенный на палубе экипаж и его командира — совсем юного обер-лейтенанта, который представился как Отто Вермут (позже аргентинские моряки называли его Капитан Чинзано) и заявил, что U-530 и ее команда из 54 человек сдается на милость аргентинских властей.

После этого флаг подводной лодки был спущен и передан аргентинским властям вместе со списком экипажа.

Группа офицеров военно-морской базы Мардель-Плата, выполнившая осмотр U-530, отметила, что ПЛ не имела палубной пушки и двух зенитных пулеметов (они были сброшены в море перед сдачей в плен), а также ни одной торпеды. Вся корабельная документация уничтожена, как и шифровальная машинка. Особо было отмечено отсутствие на ПЛ надувного спасательного бота, что навело на мысль, не был ли он использован для высадки на берег каких-то нацистских деятелей (возможно, самого Гитлера).

В ходе допросов Отто Вермут сообщил, что U-530 вышла из Киля в феврале, 10 дней скрывалась в норвежских фьордах, после чего курсировала вдоль побережья США, а 24 апреля двинулась на юг. Никаких внятных объяснений по поводу отсутствия бота Отто Вермут дать не смог. Были организованы поиски пропавшего бота с привлечением кораблей, самолетов и морской пехоты, однако результатов они не дали. 21 июля корабли, участвующие в этой операции, получили приказ вернуться на свои базы. С этого момента уже никто немецкие подводные лодки в водах Аргентины не искал.

СКАЗ О ПИРАТЕ

Завершая рассказ о похождениях немецких ПЛ в южных морях, нельзя не упомянуть некоего корветтен-капитана Пауля фон Реттеля, ставшего благодаря журналистам широко известным как командир U-2670. Он, якобы находясь в мае 1945 года в Атлантике, отказался затопить свою ПЛ или сдаться и попросту начал пиратствовать у берегов Африки и Юго-Восточной Азии. Новоявленный флибустьер будто бы сколотил себе огромное состояние. Горючее для своих дизелей, воду и продукты питания он пополнял за счет своих жертв.

Оружие практически не применял, т. к. мало кто решался сопротивляться его грозной ПЛ. Чем кончилась эта история, журналистам неизвестно. Зато доподлинно известно, что ПЛ за номером U-2670 в составе немецкого флота не числилась, а сам фон Реттель в списке командиров не значился. Так что, к разочарованию любителей морской романтики, его история оказалась газетной уткой.

Константин РИШЕС

Подводный флот стал частью ВМС разных стран уже во время Первой мировой войны. Изыскательские работы в области подводного кораблестроения начались задолго до ее начала, но только после 1914 года были окончательно сформулированы требования руководства флотов к тактико-техническим характеристикам субмарин. Главное условие, при котором они могли действовать, заключалось в скрытности. Подводные лодки Второй мировой войны по своему устройству и принципам действия мало отличались от своих предшественниц предыдущих десятилетий. Конструктивная разница, как правило, состояла в технологических новшествах и некоторых изобретенных в 20-е и 30-е годы узлах и агрегатах, улучшающих мореходные характеристики и живучесть.

Немецкие субмарины перед войной

Условия Версальского договора не позволяли Германии строить многие типы кораблей и создавать полноценный военный флот. В предвоенный период, игнорируя навязанные в 1918 году странами Антанты ограничения, немецкие верфи тем не менее спустили на воду полтора десятка субмарин океанского класса (U-25, U-26, U-37, U-64 и др.). Их водоизмещение в надводном положении составляло около 700 тонн. Меньшие по (500 т) в количестве 24 шт. (с номерами от U-44) плюс 32 единицы каботажно-прибрежного радиуса действия имели то же водоизмещение и составляли вспомогательные силы кригсмарине. Все они были вооружены носовыми орудиями и торпедными аппаратами (обычно 4 носовых и 2 кормовых).

Итак, несмотря на многие запретительные меры, к 1939 году на вооружении немецких ВМС состояли достаточно современные подводные лодки. Вторая мировая война сразу после ее начала показала высокую эффективность этого класса вооружений.

Удары по Британии

Британия приняла на себя первый удар гитлеровской военной машины. Как ни странно, адмиралы империи наиболее высоко оценивали опасность, исходящую от немецких линкоров и крейсеров. По опыту предыдущего крупномасштабного конфликта они предполагали, что зона действия субмарин будет ограничиваться относительно узкой прибрежной полосой, а их обнаружение не составит большой проблемы.

Применение шнорхеля способствовало снижению потерь субмарин, хотя помимо радаров были и другие средства их обнаружения, например сонар.

Новшество осталось без внимания

Несмотря на очевидные преимущества, шнорхелями оснащались только СССР и другие страны оставили это изобретение без внимания, хотя условия для заимствования опыта были. Считается, что первыми шнорхели применили нидерландские судостроители, но известно также и то, что в 1925 году подобные устройства спроектировал итальянский военный инженер Ферретти, однако тогда от этой идеи отказались. В 1940 году Голландия была захвачена фашистской Германией, но ее подводный флот (4 единицы) успел уйти в Великобританию. Там тоже не оценили этого, безусловно, нужного устройства. Шнорхели демонтировали, сочтя их очень опасным и сомнительно полезным приспособлением.

Других революционных технических решений строители подводных кораблей не применяли. Совершенствовались аккумуляторы, аппараты для их зарядки, улучшались системы регенерации воздуха, но принцип устройства субмарин оставался неизменным.

Подводные лодки Второй мировой войны, СССР

Фото героев-североморцев Лунина, Маринеско, Старикова печатали не только советские газеты, но и иностранные. Подводники были настоящими героями. Кроме этого наиболее успешные командиры советских субмарин становились личными врагами самого Адольфа Гитлера, и лучшего признания им не требовалось.

Огромную роль в морской битве, развернувшейся на северных морях и в Черноморском бассейне, сыграли советские подводные лодки. Вторая мировая война началась в 1939 году, а в 1941-м гитлеровская Германия напала на СССР. На тот момент на вооружении нашего флота состояли субмарины нескольких основных типов:

  1. ПЛ «Декабрист». Серия (кроме титульной единицы еще две - «Народоволец и «Красногвардеец») заложена в 1931 году. Полное водоизмещение - 980 т.
  2. Серия «Л» - «Ленинец». Проект 1936 года, водоизмещение - 1400 тонн, корабль вооружен шестью ТА, в боезапасе 12 торпед и 20 два орудия (носовое - 100 мм и кормовое - 45 мм).
  3. Серия «Л-XIII» водоизмещением 1200 т.
  4. Серия «Щ» («Щука») водоизмещением 580 тонн.
  5. Серия «С» , 780 т, вооружена шестью ТА и двумя орудиями - 100 мм и 45 мм.
  6. Серия «К» . Водоизмещение - 2200 т. Разработанный в 1938 году подводный крейсер, развивающий скорость в 22 узла (надводное положение) и 10 узлов (подводное положение). Лодка океанского класса. Вооружена шестью торпедными аппаратами (6 ТА носовых и 4 кормовых).
  7. Серия «М» - «Малютка». Водоизмещение - от 200 до 250 т (в зависимости от модификации). Проекты 1932 и 1936 годов, 2 ТА, автономность - 2 недели.

«Малютка»

Субмарины серии «М» представляют собой самые компактные подводные лодки Второй мировой войны СССР. Фильм «ВМФ СССР. Хроника Победы» рассказывает о славном боевом пути многих экипажей, умело использовавших уникальные ходовые характеристики этих кораблей в сочетании с их малыми размерами. Иногда командирам удавалось незаметно подобраться в хорошо защищенные базы противника и уйти от преследования. «Малютки» можно было перевозить по железной дороге и спускать на воду в Черном море и на Дальнем Востоке.

Наравне с достоинствами серия «М» имела, конечно, и недостатки, но без них никакая техника не обходится: непродолжительная автономность, всего две торпеды при отсутствии запаса, теснота и утомительные условия службы, связанные с немногочисленностью экипажа. Эти трудности не помешали героическим морякам-подводникам одержать внушительные победы над врагом.

В разных странах

Интересны количества, в которых подводные лодки Второй мировой войны находились на вооружении флотов разных стран перед войной. По состоянию на 1939 год самым большим парком субмарин обладал СССР (свыше 200 шт.), за ним следовал мощный итальянский подводный флот (более сотни единиц), третье место занимала Франция (86 шт.), четвертое - Великобритания (69), пятое - Япония (65) и шестое - Германия (57). В ходе войны соотношение сил поменялось, и этот список выстроился практически в обратной последовательности (за исключением числа советских лодок). Помимо спущенных на воду на наших судоверфях в строю ВМФ СССР находилась и субмарина английской постройки, вошедшая в состав Балтийского флота после присоединения Эстонии («Лембит», 1935).

После войны

Отгремели сражения на суше, в воздухе, на воде и под ней. В течение многих лет советские «Щуки» и «Малютки» продолжали защищать родную страну, затем их использовали для обучения курсантов морских военных училищ. Некоторые из них стали памятниками и музеями, другие ржавели на кладбищах подводных лодок.

Субмарины за прошедшие после войны десятилетия почти не принимали участия в боевых действиях, которые постоянно происходят в мире. Случались локальные конфликты, иногда перераставшие в серьезные войны, но субмаринам боевой работы не находилось. Они становились все более скрытными, двигались тише и быстрее, получили благодаря достижениям ядерной физики неограниченную автономность.

«Волчьи стаи» во Второй мировой. Легендарные субмарины Третьего рейха Громов Алекс

Тактико-технические характеристики наиболее распространенных типов подлодок

Вооружение и оборудование немецких подводных лодок, в первый год войны имевшее множество изъянов и часто дававшее сбои, постоянно совершенствовалось, помимо создания новых более надежных модификаций. Это являлось «ответом» на появление у противника новых средств противолодочной обороны и способов обнаружения субмарин.

Лодки типа II-B («Einbaum» - «каноэ») были приняты на вооружение в 1935 г.

Было построено 20 субмарин: U-7 - U-24, U-120 и U-121. Экипажи насчитывали 25–27 человек.

Габариты лодки (длина/наибольшая ширина/осадка): 42,7 х 4,1 х 3,8 м.

Водоизмещение (в надводном/подводном положении): 283/334 т.

Максимальная скорость в надводном положении - 13 узлов, в подводном - 7 узлов.

Надводный радиус действия - 1800 миль.

На вооружении находились 5–6 торпед и одно 20-мм орудие.

Лодки типа II-C вошли в строй в 1938 г.

Было построено 8 субмарин: U-56 - U-63.

Экипаж насчитывал 25 человек.

Габариты лодки (длина/наибольшая ширина/осадка): 43,9 х 4,1 х 3,8 м.

Водоизмещение (в надводном/подводном положении): 291/341 т.

Максимальная скорость в надводном положении - 12 узлов, в подводном - 7 узлов.

Надводный радиус действия - 3800 миль.

На вооружении находились торпеды и одно 20-мм орудие.

Лодки типа II-D введены в строй в июне 1940 г.

Было построено 16 субмарин: U-137 - U-152.

Экипаж насчитывал 25 человек.

Габариты лодки (длина/наибольшая ширина/осадка): 44,0 х 4,9 х 3,9 м.

Водоизмещение (в надводном/подводном положении): 314/364 т.

Максимальная скорость в надводном положении - 12,7 узла, в подводном - 7,4 узла.

Надводный радиус действия - 5650 миль.

На вооружении находились 6 торпед и одно 20-мм орудие.

Глубина погружения (максимальная рабочая/предельная): 80/120 м.

Лодки типа VII-A вошли в строй в 1936 г. Было построено 10 субмарин: U-27 - U-36. Экипаж насчитывал 42–46 человек.

Габариты лодки (длина/наибольшая ширина/осадка): 64 х 8 х 4,4 м.

Водоизмещение (в надводном/подводном положении): 626/745 т.

Максимальная скорость в надводном положении - 17 узлов, в подводном - 8 узлов.

Надводный радиус действия - 4300 миль.

На вооружении находились 11 торпед, одно 88-мм и одно зенитное 20-мм орудие.

Глубина погружения (максимальная рабочая/предельная): 220/250 м.

Лодки типа VII-B были более совершенными по сравнению с лодками типа VII-A.

Было построено 24 субмарины: U-45 - U-55, U-73, U-74, U-75, U-76, U-83, U-84, U-85, U-86, U-87, U-99, U-100, U-101, U-102, среди них легендарные U-47, U-48, U-99, U-100. Экипаж насчитывал 44–48 человек.

Габариты лодки (длина/наибольшая ширина/осадка): 66,5 х 6,2 х 4 м.

Водоизмещение (в надводном/подводном положении): 753/857 т.

Максимальная скорость в надводном положении - 17,9 узла, в подводном - 8 узлов.

На вооружении находились 14 торпед, одно 88-мм и одно 20-мм орудие.

Лодки типа VII-C были самыми распространенными.

Было построено 568 субмарин, в том числе: U-69 - U-72, U-77 - U-82, U-88 - U-98, U-132 - U-136, U-201 - U-206, U-1057, U-1058, U-1101, U-1102, U-1131, U-1132, U-1161, U-1162, U-1191 - U-1210…

Экипаж насчитывал 44–52 человека.

Габариты лодки (длина/наибольшая ширина/осадка): 67,1 х 6,2 х 4,8 м.

Водоизмещение (в надводном/подводном положении): 769/871 т.

Максимальная скорость в надводном положении - 17,7 узла, в подводном - 7,6 узла.

Надводный радиус действия - 12 040 миль.

На вооружении находились 14 торпед, одно 88-мм орудие, количество зениток варьировалось.

Лодки типа IX-A явились дальнейшим развитием менее совершенного типа субмарин I-A.

Было построено 8 субмарин: U-37 - U-44.

Экипаж насчитывал 48 человек.

Габариты лодки (длина/наибольшая ширина /осадка): 76,6 х 6,51 х 4,7 м.

Водоизмещение (в надводном/подводном положении): 1032/1152 т.

Максимальная скорость в надводном положении - 18,2 узла, в подводном - 7,7 узла.

Надводный радиус действия - 10 500 миль.

На вооружении находились 22 торпеды или 66 мин, палубное 105-мм орудие, одно зенитное 37-мм орудие, одно зенитное 20-мм орудие.

Глубина погружения (максимальная рабочая/предельная): 230/295 м.

Лодки типа IX-B во многом были идентичны субмаринам типа IX-A, отличаясь в первую очередь бо льшим запасом топлива и, соответственно, дальностью плавания в надводном положении.

Было построено 14 субмарин: U-64, U-65, U-103 - U-111, U-122 - U-124.

Экипаж насчитывал 48 человек.

Габариты лодки (длина/наибольшая ширина/осадка): 76,5 х 6,8 х 4,7 м.

Максимальная скорость в надводном положении - 18,2 узла, в подводном - 7,3 узла.

Водоизмещение (в надводном/подводном положении): 1058/1178 т (или 1054/1159 т).

Надводный радиус действия - 8700 миль.

На вооружении находились 22 торпеды или 66 мин, одно палубное 105-мм орудие, одно зенитное 37-мм орудие, одно зенитное 20-мм орудие.

Глубина погружения (максимальная рабочая/предельная): 230/295 м.

Лодки типа IX-C имели бо льшую длину по сравнению с предыдущими модификациями.

Было построено 54 субмарины: U-66 - U-68, U-125 - U-131, U-153 - U-166, U-171 - U-176, U-501 - U-524. Экипаж насчитывал 48 человек.

Габариты лодки (длина/наибольшая ширина/осадка): 76,76 х 6,78 х 4,7 м.

Водоизмещение (в надводном/подводном положении): 1138/1232 т (часто 1120/1232 т).

Максимальная скорость в надводном положении - 18,3 узла, в подводном - 7,3 узла.

Надводный радиус действия - 11 000 миль.

На вооружении находились 22 торпеды или 66 мин, одно палубное 105-мм орудие, одно зенитное 37-мм орудие, одно 20-мм орудие.

Глубина погружения (максимальная рабочая/предельная): 230/295 м.

Лодки типа IX-D2 обладали самой большой во флоте Третьего рейха дальностью плавания.

Было построено 28 субмарин: U-177 - U-179, U-181, U-182, U-196 - U-199, U-200, U-847 - U-852, U-859 - U-864, U-871 - U-876.

Экипаж насчитывал 55 человек (в дальних походах - 61).

Габариты лодки (длина/наибольшая ширина /осадка): 87,6 х 7,5 х 5,35 м.

Водоизмещение (в надводном/подводном положении): 1616/1804 т.

Максимальная скорость в надводном положении - 19,2 узла, в подводном - 6,9 узла.

Надводный радиус действия - 23 700 миль.

На вооружении находились 24 торпеды или 72 мины, одно палубное 105-мм орудие, одно зенитное 37-мм орудие, две сдвоенные 20-мм пушки.

Глубина погружения (максимальная рабочая/предельная): 230/295 м.

Лодки типа XIV («Milchkuh» - «дойная корова») - дальнейшая разработка типа IX-D, были способны перевозить свыше 423 т дополнительного топлива, а также 4 торпеды и довольно большой запас продовольствия, в том числе на борту субмарин была даже собственная пекарня.

Было построено 10 субмарин: U-459 - U-464, U-487 - U-490.

Экипаж насчитывал 53–60 человек.

Габариты лодки (длина/наибольшая ширина/осадка): 67,1 х 9,35 х 6,5 м.

Водоизмещение (в надводном/подводном положении): 1668/1932 т.

Максимальная скорость в надводном положении - 14,9 узла, в подводном - 6,2 узла.

Надводный радиус действия - 12 350 миль.

На вооружении находились лишь два зенитных 37-мм орудия и одно зенитное 20-мм орудие, торпед не имели.

Глубина погружения (максимальная рабочая/предельная): 230/295 м.

Лодки типа XXI являлись первыми сверхсовременными субмаринами, при серийном производстве которых использовались готовые модули. В этих субмаринах были установлены системы кондиционирования воздуха и удаления отбросов.

Было построено 118 субмарин: U-2501 - U-2536, U-2538 - U-2546, U-2548, U-2551, U-2552, U-3001 - U-3035, U-3037 - U-3041, U-3044, U-3501 - U-3530. На момент окончания войны в боевой готовности было 4 лодки этого типа.

Экипаж насчитывал 57–58 человек.

Габариты лодки (длина/наибольшая ширина/осадка): 76,7 х 7,7 х 6,68 м.

Водоизмещение (в надводном/подводном положении): 1621/1819 т, с полной загрузкой - 1621/2114 т.

Максимальная скорость в надводном положении - 15,6 узла, в подводном - 17,2 узла. Впервые была достигнута столь высокая скорость лодки в подводном положении.

Надводный радиус действия - 15 500 миль.

На вооружении находились 23 торпеды и две сдвоенные 20-мм пушки.

Лодки типа XXIII («Elektroboot» - «электролодки») были ориентированы на постоянное нахождение под водой, став таким образом первым проектом не ныряющих, а действительно подводных лодок. Были последними из построенных Третьим рейхом во время Второй мировой войны полноразмерных субмарин. Их конструкция - максимально упрощенная и функциональная.

Спущена на воду 61 субмарина: U-2321 - U-2371, U-4701 - U-4707, U-4709 - U-4712. Из них только 6 (U-2321, U-2322, U-2324, U-2326, U-2329 и U-2336) приняли участие в боевых действиях.

Экипаж насчитывал 14–18 человек.

Габариты лодки (длина/наибольшая ширина/осадка): 34,7 х 3,0 х 3,6 м.

Водоизмещение (в надводном/подводном положении): 258/275 т (или 234/254 т).

Максимальная скорость в надводном положении - 9,7 узла, в подводном - 12,5 узла.

Надводный радиус действия - 2600 миль.

На вооружении находились 2 торпеды.

Глубина погружения (максимальная рабочая/предельная): 180/220 м.

Из книги Портреты революционеров автора Троцкий Лев Давидович

Опыт характеристики В 1913 году в Вене, в старой габсбургской столице, я сидел в квартире Скобелева за самоваром. Сын богатого бакинского мельника, Скобелев был в то время студентом и моим политическим учеником; через несколько лет он стал моим противником и министром

Из книги Атомная подводная эпопея. Подвиги, неудачи, катастрофы автора Осипенко Леонид Гаврилович

Тактико-технические данные подводного ракетоносца США “Огайо” Водоизмещение: подводное 18700 т надводное 16600 т Длина 170,7 м Ширина 12,8 м Осадка 10,8 м Мощность ядерной энергоустановки 60000 л.с. Скорость хода в подводном положении 25 узлов Глубина погружения 300

Из книги Загадка Скапа-Флоу автора Корганов Александр

Тактико-технические данные атомного подводного ракетоносца СССР (России) “Тайфун” Водоизмещение: подводное 50000 т надводное 25000 т Длина 170 м Ширина 25 м Высота с рубкой 26 м Число реакторов и их мощность 2?190 МВт Число турбин и их мощность 2?45000 л.с. Мощность

Из книги Стальные гробы рейха автора Курушин Михаил Юрьевич

II Тактико-технические данные П/Л U-47 (Подводная лодка VII В серии) Прибытие U-47 в Киль.ТИП VIIBЛодки типа VIIB стали новым шагом в развитии типа VII. Они оснащались парным вертикальным рулем (по перу позади каждого винта), что позволило сократить диаметр циркуляции под водой до

Из книги Авиаконструктор А. С. Москалёв. К 95-летию со дня рождения автора Гагин Владимир Владимирович

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ГЕРМАНСКИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК, ДЕЙСТВОВАВШИХ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ

Из книги Реквием линкору «Тирпиц» автора Пиллар Леон

Лётно-технические характеристики самолётов конструкции А.С. Москалёва (по данным книги В.Б. Шаврова «История конструкций самолётов в СССР) Год выпуска Самолет Назначение самолета Двигатель Длина самолета, м Размах крыла, м Площадь крыла, м. кв. Масса,

Из книги Зодиак автора Грейсмит Роберт

Из книги «Волчьи стаи» во Второй мировой. Легендарные субмарины Третьего рейха автора Громов Алекс

I. Тактико-технические характеристики «Тирпица» Водоизмещение:максимальное 56 000 тонн типовое 42 900 тонн.Длина:общая 251 метр по ватерлинии 242 метра.Ширина: 36 метров.Глубина осадки: от 10,6 до 11,3 метра (в зависимости от загруженности).Артиллерия:калибр 380 миллиметров - 4 башни по 2

Из книги Автомат Калашникова. Символ России автора Бута Елизавета Михайловна

РЕЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗОДИАКА 22 октября 1969 г., управление полиции Окленда - голос явно немолодого человека.5 июля 1969 г., 0.40, управление полиции Вальехо (беседа с Нэнси Словер) - речь без акцента; впечатление того, что текст зачитывается по бумажке либо отрепетирован.

Из книги Максимализмы [сборник] автора Армалинский Михаил

Первые жертвы немецких подлодок Все больше немецких лодок топили чужие транспорты. В мире кайзеровская Германия приобрела имидж «злобного агрессора», однако так и не смогла взять под контроль морские вражеские коммуникации. 7 мая 1915 г. на линии Ливерпуль - Нью-Йорк

Из книги Вселенная Алана Тьюринга автора Ходжес Эндрю

Немецкие запчасти для советских подлодок Необходимо уточнить, что в 20–30-х годах XX века Германия не только заказывала комплектующие для своих подводных лодок, но и продавала их за рубеж, в частности - в СССР. Так, военный историк А. Б. Широкорад («Россия и Германия. История

Из книги автора

Задачи немецких подлодок Они были сформулированы К. Дёницем накануне его вступления в должность командующего первой флотилией подлодок «Веддиген» в конце сентября 1935 г. За несколько лет до начала неограниченной подводной войны он предусмотрел ее возможность:

Из книги автора

Роль немецких подлодок в Норвежской операции Это была первая операция командования рейха, в которой большую роль играли все три вида вооруженных сил - армия, флот (в том числе и подводный) и авиация, - поэтому организации взаимодействия разных родов войск придавалось

Из книги автора

Из книги автора

Характеристики

Из книги автора

Немцы топят английские суда: Расшифровка позывных германских подлодок Капитуляция под Сталинградом ознаменовала для Германии начало конца. Ход войны был переломлен. Хотя на юге и западе успехи союзников еще выглядели недостаточно убедительными. На Африканском