Берлинская операция кратко. Берлинская наступательная операция. Последняя операция Красной Армии. Результаты Берлинской операции

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Церковное искусство, пришедшее на Русь из Византии, сразу же попало под влияние отечественных культурных традиций. Русское искусство эпохи Средневековья (IX - XVII вв.) неразрывно связано с христианской верой, библейскими образами и сюжетами. Древнерусские зодчие при строительстве храмов быстро усваивали архитектурные приемы византийцев. Архитектура объединила фрески, иконопись, скульптуру и другие виды искусства в единый ансамбль. Древнерусские зодчие руководствовались золотым правилом: вписывать архитектуру храма в окружающий ландшафт, стремясь к гармонии рукотворных форм и природы.

3 слайд

Описание слайда:

Внешний вид храма, как правило, соответствовал его внутренней структуре. Ритму ярусов ЗАКОМАР (полукруглых или килевидной формы завершений верхней части наружной стены здания) вторили КОКОШНИКИ (ложные закомары) аналогичной формы, что создавало дополнительный декоративный эффект. Полукруглая закомара Килевидные закомары

4 слайд

Описание слайда:

КУПОЛА храма могли иметь различную форму: яйцевидную, шлемовидную и луковичную, напоминавшую пламя свечи. Количество куполов тоже было разным: два купола символизировали проявление божественного и человеческого начал в Христе, три - Святую Троицу, единство Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа, пять - Христа в окружении четырех евангелистов (Луки, Марка, Иоанна и Матфея), тринадцать куполов означали взаимосвязь Христа с двенадцатью апостолами - его учениками.

5 слайд

Описание слайда:

В восточной части храма располагался алтарь. В его глубине находился престол. Снаружи алтарную часть храма легко определить по апсидам - полуцилиндрическим выступам. С западной стороны в древних храмах устраивали притвор - помещение в виде закрытой галереи или открытого портика. В нем во время службы стояли те, кому не дозволялось входить в главное помещение храма. Гульбище - галерея снаружи храма - связывало здание с окружающим пространством.

6 слайд

Описание слайда:

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (XII в.) Он представляет собой крестово-купольное сооружение с одной главой. Ширина храма больше, чем его высота, поэтому он производит впечатление мощного и приземистого. Отличительной чертой храма является почти полное отсутствие декора. Могучий шлем главы похож на воинский, а зубчатые треугольные украшения (городки) под главой - на декор парадного шлема полководца.

7 слайд

Описание слайда:

Храмы из дерева выполнялись четырехугольными или многоугольными в плане. Почти все деревянные храмы имели одинаковую композицию: на нижней кубической части (четверике), служившей основанием, строился восьмигранный сруб (восьмерик), который венчали главы на цилиндрических шеях, криволинейные бочки, а также четырех-, шести- или восьмигранный шатер. Однако зодчие, следуя этой общей схеме, добивались необычайного разнообразия, и ни один шатровый храм не повторял другой. Каждый из них имел свой собственный силуэт, а дополнительные украшения и пристройки еще больше подчеркивали своеобразие того или иного памятника. пример Тринадцатиглавый Софийский собор в Новгороде (X в.) сгорел в начале XI века

8 слайд

Описание слайда:

Один из самых древних памятников деревянного зодчества, относящийся к концу XIV в., - церковь Воскресения Лазаря из Муромского монастыря - находится на острове КИЖИ (Карелия). Недалеко от этой церкви возвышаются девятиглавая Покровская церковь типа восьмерик на четверике (1764), шатровая колокольня (1874) и деревянное чудо - Преображенская церковь с 22 луковичными главами (внутри сохранился четырехъярусный иконостас), построенная без единого гвоздя неизвестным мастером в начале XVIII в.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Начало православному искусству на русской земле было положено в конце X в. В то время мастера-греки (так называли всех византийцев, потому что они говорили на греческом языке) приезжали на Русь целыми артелями. Они возвели много великолепных храмов, украшенных мозаиками, фресками, иконами. Первым городом на Руси, принявшим крещение, был Киев. Архитектура Киевской Руси впитывала в себя все лучшее, что создавали византийские мастера. Все храмы Киева XI в. были возведены из ПЛИНФЫ (плоского квадратного кирпича) в традициях византийского зодчества. Здесь использовали особую плинфу - светло-желтую и необычайно тонкую (2,5-3 см).

11 слайд

Описание слайда:

Одной из первых значительных храмовых построек Киева была многоглавая церковь Успения Богоматери (Десятинная). В ее богатом внутреннем убранстве широко применялась мозаика. Церковь была разрушена во время взятия Киева монголо-татарами и стояла в руинах до XIX века. Десятинная церковь на многие столетия определила облик русского храмового зодчества. По данным археологических раскопок, по ее образцу возводились на Руси главные храмы городов и монастырей.

12 слайд

Описание слайда:

Софийский собор (София - Премудрость Божья) (построен во время правления Ярослава Мудрого, в конце 30-х - начале 50-х годов XI в.) Его архитектуре присущи триумфальность и праздничность. Огромный пятинефный собор соответствовал византийской конструкции крестово-купольного храма. В XI в. Софийский собор был тринадцатикупольным, но позднее подвергся серьезной перестройке, и число куполов уменьшилось.

13 слайд

Описание слайда:

ДРЕВНЕРУССКАЯ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ Складывалась на основе византийских традиций. Мастера, оформляя соборы, использовали два вида техники монументальной живописи: мозаику и фреску. Все пространство храма мысленно делится на две зоны: «небесную» (купол и апсида) и «земную» (стены и западные столбы). Персонажи Священной истории в росписи собора размещаются в строгом порядке, обусловленном ходом литургии (богослужения).

14 слайд

Описание слайда:

В «небесной» зоне царит изображение Христа. Христос Пантократор (Вседержитель) с Евангелием в руках располагается в центральном куполе Софии Киевской. Суровый Пантократор, создатель и властитель мира, словно обозревает землю с небес. Мощная полуфигура его заключена в медальон, который окружают архангелы - небесное воинство. В барабане центрального купола собора изображены апостолы. На столбах, поддерживающих купол, представлены фигуры четырех евангелистов - авторов Нового Завета.

Искусство Киевской Руси развивалось в общем русле средневековой европейской культуры и было неразрывно связано с церковью и христианской верой. В то же время славянские мастера имели свои стойкие, вековые традиции языческого искусства. Потому, восприняв много чего из Византии, они произвели самобытный, неповторимый стиль и создали настоящие шедевры искусства.

В Киевской Руси сложились школы живописи, архитектуры, литературные школы, начал формироваться национальный эпос. Его героями были Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич, а также Минула Селянинович, олицетворявший мощь и упорство древнерусского крестьянина.

На протяжении столетий у восточных славян накапливался богатый опыт архитектуры, сложилась национальная традиция городостроительства. Долгое время как главный строительний материал использовалась, что была в достатке древесина.

Качественно новый уровень развития архитектуры связан с переходом от деревянного к каменному и кирпичного строительству. С принятием христианства началось сооружение храмов, которые являют собой самостоятельную древнерусскую переработку византийских образцов.

Каменное строительство христианских храмов началось сразу после принятия христианства: в 989 г. - в Киеве построена Десятинная церковь Успения Богородицы, Собор киевской Софии возведен во времена Ярослава Мудрого.

На центральной площади древнего Киева свели церковь Успения Богородице. Церковь была прозвана Десятинной потому, что Владимир специальной грамотой отдал десятую часть великокняжеских прибылей. Судьба церкви сложилась трагически: когда в Киев ворвались орды, она стала последним рубежом обороны и была разрушена. В наши дни расчищен и сохраняется ее фундамент.

Особенного значения предоставлялось куполу, который, с точки зрения богословия, выполнял не только эстетичную, но и культовую функцию. Его назначение концентрировать духовную энергию людей, «молитвенное горение» и направлять в небо. Считалось, если молитва отдельного человека может «не дойти» до Бога, то молитва многих людей, сконцентрированная куполом, будет обязательно услышана. Согласно с византийской традицией купола покрывали свинцовыми, позолоченными куполами. Оба цвета золотистый и зеленый считались в Византии священными.



Воплощением главных архитектурных достижений Руси стал Софийский собор, какой сохранился до наших дней, но в очень перестроенном виде. Он был построен при Ярославе Мудром на месте его победы над печенегами и задуманный как символ политического могущества Руси.

От Киевской Руси до нас дошли только памятники церковной архитектуры: церкви, монастыри. Одним из первых монастырей был Киево-Печерский, основанный в середине XI в. Явление пещерного затворничества пришло на Русь вместе с христианством, это явление христианской духовной культуры - психия - путь преображения человеческого духа через аскетизм, молчальничество, уход от мира, концентрацию на молитвах.

Памятником архитектуры мирового значения является и ансамбль Киево-печерской лавры. Сооружение главного собора Успенская церковь была важным этапом в развитии киевской архитектуры. С нее началось распространение однокупольных храмов, основного типа храма в период феодальной раздробленности. Церковь была разрушена а сегодня она возобновлена.

В целом в искусстве Киевской Руси, как и в искусстве Западной Европы, значительную роль играла архитектура.

Ведущими жанрами изобразительного искусства Киевской Руси были иконописание и книжная миниатюра.

Жанры монументального искусства фреска и мозаика складывались на основе византийских школ. Фресками, росписями водяными красками по сырой штукатурке укрывались стены православных храмов. Такая техника требовала от художника высокого мастерства, быстрого и точного нанесения рисунка. Соответственно всю композицию необходимо выполнить в течение одного дня. Зато краски хорошо высыхают вместе со штукатуркой, благодаря чему не осыпаются и не выцветают. Рецепты составления красок держались в суровом секрете, передавались от мастера к ученику. Благодаря прекрасным свойствам этой техники древнерусские росписи выдержали испытание временами. Значительной сложностью не только в художественном плане, но и технологическом отмечено искусство мозаики. Мозаичные изображения состояли из смальты, секрет изготовления которой пришел из Византии и был потерян во время монголо-татарского ига. Цветовая гама смальты насчитывала множество оттенков (например, зеленая свыше 30, красная и синяя по 20). При изготовлении золотой смальты тонкую металлическую пластину вмещали между слоями прозрачного стекла.

Целый мир древнерусского искусства в единственном ансамбле архитектуры, живописи и декоративно-прикладного и дошел до нас в Киевском Софийском соборе. И мозаики, и фрески выполнены единственным замыслом, в единственном стиле. Мозаики украшают преимущественно центральную часть собора, прежде всего алтарь. Их палитра насчитывает 177 оттенков. Способность мозаик мерцать в свете солнечных лучей и свеч объясняется тем, что мастера применяли такой прием: мозаичное цветное стекло вдавливалось в сырую поверхность штукатурки под разными углами. Фигуры были прекрасно видно из любой части помещения и словно оживали, двигались, что исправляло и производит большое впечатление. Главная мозаика величественная и суровая фигура Христа-Вседержителя на своде центрального купола. Автор обнаружил глубокое понимание особенностей монументальной живописи: изображение выполнено широкими линиями, большими цветовыми площадями. Наверно, наиболее знаменитая мозаичная Богоматир-Оранта.

Оранта название в византийской традиции сюжета с изображением Богоматери, которая в молитве. Все стены, столбы и своды Софийского собора укрывала фресковая живопись. Разработка тематики фресковых росписей собора была делом большой государственной важности, руководил ею один из наиболее приближенных к князю Ярослава людей митрополит Илларион. Росписи читаются как книга, складываются в три циклы: евангельские, библейские сюжеты и жития святых заместителей княжеского рода. Башни, где располагается лестница, которой поднимался князь и его приближенные, не являются культовым помещением, потому их стены были украшены фресками, написанными на светские бытовые темы («Скоморохи», «Охота на медведя», другие).

На стене под арками хоров содержалась большая композиция с изображением Ярослава, который подносит Христу модель Софийского собора, и всей княжеской семьи. До наших дней наилучше сохранился портрет женщин великокняжеской семьи. Софийский собор донес к нам единственные во всей Европе образцы светской монументальной живописи ХI в.

В прямой связи с введением христианства находится возникновение и развитие национальной традиции иконописного искусства. Иконы писались на досках. Доску укрывали особенным, потом наносили рисунок, по которому писали красками, растертыми на яичном желтке. Темы, композиции, цветовая гама изображений на иконах подчинялись суровым правилам канона. Мастера умели, наделять свои произведения неповторимыми индивидуальными чертами, наполняли свои изделия настоящими чувствами. В «Киево-печерском патерике» описано житие знаменитого мастера Алимпия Печерского. Самые давние из икон, которые сохранились до сих пор, датируются приблизительно временами Владимира Мономаха. Привезенная из Византии икона «Владимирская Богоматерь» послужила основой целого ряда икон, которые получили название «Восхищения».

Появление искусства книжной миниатюры совпадает с появлением самых давних письменных достопримечательностей. Рукопись с цветными иллюстрациями называлась «лицевой». Изображением трех евангелистов Иоанна, Луки и Марка было украшено Остромирово Евангелие. «Лицевым» знаменит «Изборник» Святослава. Кроме сюжетных иллюстраций, книги много орнаментировались.

В жизни людей Киевской Руси значительное место занимали песни и танцы. Песня сопровождала разные, календарные праздники. Знаменитые фрески башни Софийского собора в Киеве дают изображение музыкантов и танцоров. За этими изображениями, а также из, летописей мы знаем о музыкальных инструментах Руси – рог и гудок.


Список использованной литературы

1. История России с древнейших времён до конца 20 века. / Колл. авторов. – М.: Дрофа, 2001.

2. История России. С древнейших времён до конца 20 века. В 3-х т. / отв.ред. А.Н. Сахаров. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.

3. История России с древнейших времён до наших дней: учебник / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахаров. – Москва: Проспект, 2011. – 768 с.

4. Ключевский В.О. О русской истории: [Сборник] / Сост., авт. предисл. и примеч. В.В. Артемов; Под ред. В.И. Буганова. – М.: Просвещение, 1993. – 576 с.

5. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. История России с древнейших времён до наших дней. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. – М.: «ПБОЮЛ Л.В. Рожников», 2001. – 520 с.

Древнерусское искусство периода Средневековья формировалось в столкновении двух укладов – патриархального и феодального и двух религий – язычества и христианства. И как следы патриархального обра-за жизни еще долго прослеживались в феодальной Руси, так и язычество напоминало о себе почти во всех видах искусства. Для искусства домон-гольской поры характерна одна отличительная черта – монументализм форм. Особое место в нем по праву занимает архитектура. С христиан-ством на Русь пришла крестово-купольная форма храма – типичная для греко-восточных православных стран.

Первым известным каменным храмом Киевской Руси была Деся-тинная церковь (989–996), построенная византийскими мастерами при князе Владимире. Была разрушена в 1240г. во время нашествия Батыя.

В годы правления Ярослава Мудрого ((978г. – 1054 г.) была основа-на монахом Антонием Киево-Печерская лавра (1051 г.). Возведен Софииевский собор (1037г.), олицетворявший величие и силу государ-ства. В архитектуре храма воплотилась идея иерархии. Главный купол символизировал Христа, а двенадцать других куполов ─ его учеников-апостолов. При строительстве применялись полукруглые арки – зако-мары, характерные только для русского зодчества. Внимание к сводча-тым аркам определялось традицией, связанной с символом неба – куполом. Все центральное пространство храма в плане образовывало крест. Внутри храм был украшен мозаикой и фресками, с изображениями князя с семьей в окружении свиты, Христа-Вседержителя, Богоматери Оранты.

Кроме Софийского собора в Киеве были построены Ирининский и Георгиевский храмы, а также Золотые ворота, сооруженные в подража-ние константинопольским.

Необходимым элементом украшения культовой архитектуры была станковая живопись иконопись . Православная церковь никогда не допускала написания образов с живых людей и требовала соблюдения канона. Чтобы неукоснительно следовать требованиям, иконописцы пользовались в виде образцов либо древними иконами, либо подлин-никами, которые содержали словесное описание сюжета, либо графичес-кими изображениями на доске, которые необходимо было дорисовать. К шедеврам иконописного искусства домонгольского периода относят иконы: «Спас Нерукотворный», «Великая Панагия», «Дмитрий Солун-ский», «Ангел Златые Власы», «Архангел Михаил», «Владимирская Бого-матерь». Все эти иконы, написанные в разное время, объединяет следо-вание византийской традиции. История сохранила мало имен иконно-писцев этого периода. Среди наиболее известных значится Алипий, который принимал участие в росписи и создании мозаик Успенского собора Киево-Печерской лавры .

В ряду изобразительных искусств Киевской Руси ведущее место принадлежит монументальной живописи – мозаике и фреске . Систему росписи культового здания, как и сам тип здания, русские мастера восприняли от византийцев.В тоже время языческое народное творчество повлияло на формирование приемов древнерусского искус-ства и способствовало созданию собственных традиций.

Не менее значимой в синтезе искусств Киевской Руси была духов-ная музыка. Как для иконописных изображений, так и для музыкальных сочинений был обязателен канон, регламентирующий творчество распев-щиков и гимнографов. Единственным совершенным музыкальным инстру-ментом признавался только человеческий голос, поэтому церковное пение не имело инструментального сопровождения. Наравне с церковно-певческим искусством, высокого мастерства достигло искусство колоколь-ного звона.

Широкое распространение в Киевской Руси получила светская музыка. В обычаях княжеского двора было сопровождать музыкой официальные церемонии и пиршества. Особой популярностью пользова-лись героические песни-славы, исполняемые при встречах князя по возвращении из похода и при восхождении его на престол. В обычаях княжеского двора было присутствие скоморохов, чье искусство было синкретическим, соединявшим в себе музыку, пение, акробатику, танцы, фокусы. Скоморохи также были сказителями и потешниками, участниками народных игр и гуляний, связанных с языческими традициями, сохранив-шимися на Руси после распространения христианства. В историических документах и фольклоре сохранились упоминания об участии скоморохов в свадебных, похоронных обрядах и других семейных цере-мониях. Высоко ценилось творчество поэта XI ─ XII вв. Баяна, слагавшего устные сказания, песни и сопровождавшего их игрой на гуслях.

В народном быту широко использовались духовые и щипковые инструменты: трубы, флейты, свирели, пищали, роги, сопилки, деревян-ные трубы, гусли, смычки. Применялась также волынка, известная в Древней Руси как козица. Очень разнообразны были и ударные инстру-менты, куда входили барабаны, бубны, ложки, погремушки, трещотки. Бóльшая часть их сохранилась в народной музыке по сей день.

Значительное место в искусстве Киевской Руси занимало приклад-ное, декоративное искусство, в котором особенно оказались живучи обра-зы языческой мифологии. Древнерусские мастера были искусны в разного вида техниках: в скани (так называлось искусство филиграни, изделий из тонкой проволоки); зерни (маленькие металлические зернышки, напаян-ные на изделие); черни (рельеф изделия сохранялся серебряным, а фон заливали чернью); финифти (в технике выемчатой и перегородчатой эмали).

Впитав и творчески переработав разнообразные художественные влияния и прежде всего Византии, Киевская Русь создала свою самобыт-ную культуру, предопределила пути развития искусства отдельных зе-мель и княжеств.

Контрольные вопросы:

1. Какие культурные достижения имели место в средневековой культуре?

2. Какую роль и значение имело христианство при формировании европейской средневековой культуры?

3. Охарактеризуйте направления средневековой литературы.

4. Какие главные стили сформировались в искусстве Средневе- ковья?

5. Охарактеризуйте социально-политическую культуру Киевской Руси на момент ее становления.

6. Какие факторы повлияли на выбор князем Владимиром право- славного направления христианства?

7. Почему назрела необходимость отказаться от языческой веры? Какие преимущества обеспечивала христианская вера?

8. Охарактеризуйте основные направления искусства Киевской Руси.

Литература: основная 1, с. 46–56, 99–106; 4, с. 75–83, 134–137]; дополнительная .

На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с архитектурными памятниками Древней Руси.

Новый этап в истории архитектуры Киевской Руси связан с правлением Ярослава Мудрого. Между 1017 и 1037 гг. по его указанию был возведен самый величественный и знаменитый из всех русских храмов — собор Святой Софии (Премудрости Божьей) в Киеве. Для его архитектуры характерны триумфальность и праздничность, связанные с утверждением авторитета князя и могущества молодого государства.

Огромный собор соответствовал византийской конструкции крестово-купольного храма. В середине храма — крестообразное свободное пространство, увенчанное куполом. Обширные хоры опирались на мощные столбы, делившие храм на пять частей (нефов) с запада на восток. В XI в. Софийский собор был тринадцатикупольным, но позднее подвергся серьезной перестройке, и число куполов уменьшилось. Древние фрески едва заметны на стенах собора, но мозаики так же ярки, как и много веков назад. Ими украшены главные части храма: купол — символ Церкви небесной и алтарь — символ Церкви земной.

Рис. 2. Софийский собор в Киеве(реконструкция) ()

Еще одним памятником эпохи Ярослава Мудрого стали Золотые Ворота. Ворота были каменными в силу того, что этому сооружению придавалось особенное значение. Строили их в технике смешанной кладки, известной еще со времен Древнего Рима: слои камней перемежались с выравнивающими рядами плинфы. Венчала Ворота надвратная церковь Благовещенья, чтобы каждый путник, подъезжающий к Киеву, мог видеть, что это христианский град. В ходе археологических исследований Золотых Ворот были обнаружены кубики смальты, фрагменты фресковой штукатурки, что свидетельствует о том, что древняя церковь была украшена фресковой росписью и мозаиками. Ворота предназначались для церемониального въезда в столицу и располагались в южной части города. Это главные ворота города, одни из трех крупных городских ворот, сооруженных при Ярославе Мудром. Со стороны поля перед воротами проходил ров шириной 15 метров и глубиной 8 метров. Следы этого рва читаются сейчас в перепаде уровня Золотоворотского проезда. Строительство ворот вместе с Софийским собором упоминается в летописи под 1037 годом. В 1240 году ворота сильно пострадали во время осады и взятия города полчищами Батыя.

Рис. 3. Золотые ворота в Киеве ()

В XII веке начинается строительство храмов в Полоцке, Чернигове, Вышгороде и Новгороде. Самым замечательным является Софийский собор в Новгороде. Этот храм строже киевского, здесь всего лишь пять куполов, расположенных в четком симметричном порядке. Мощные стены сложены из известняка. Внутри храма нет ярких мозаик, а только суровые и спокойные фрески. Софийский собор стал символом Великого Новгорода.

Рис. 4. Софийский собор в Новгороде ()

В древнерусском искусстве были творчески переработаны культурные достижения Византии и других стран, сформированы свои самобытные культурные традиции.

  1. Мавродин В.В. Откуда есть пошла Русская земля. М., 1986.
  2. Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М., 1984
  1. История архитектуры ().
  2. Софийский кафедральный собор ().
  1. Как изменилась архитектура Древней Руси после принятия христианства?
  2. Какие памятники архитектуры были построены в Киеве и Новгороде?
  3. Какие традиции византийского зодчества применялись в русской архитектуре?