Что должен делать малыш в 4. Чему научился малыш в четыре месяца

В 4 месяца ребенок переживает ответственный период, насыщенный новыми впечатлениями и навыками. Объем того, что еще предстоит освоить – огромен. При этом нужно не только осваивать новое, но и закреплять уже приобретенные умения. Чаще всего развитие детей укладывается в рамки норм. Однако родители не должны расслабляться: замеченное отклонение даст возможность своевременно обратиться к специалисту и при необходимости провести коррекцию развития.

Степень развитости малыша можно оценить по двум основным параметрам – физические данные и способность к социализации.

Физическое развитие

Физические параметры можно распределить по нескольким группам: рост, двигательные навыки, сон, зрение, питание, звуки.

Рост

В 4-месячном возрасте нормой является 4-кратное превышение имеющегося роста над изначальным. При наличии сомнений относительно недостаточного роста необходимо обратиться за консультацией к врачу.

Двигательные навыки

К достижению 4 месяцев ребенок:

  • Уверенно удерживает головку, когда находится на руках у взрослых;
  • В периоды бодрствования активно двигает ножками и ручками;
  • В отдельные моменты особенно активизируется: например, во время переодевания или во время визита знакомого человека (проявляя эмоции);
  • Завидев незнакомого человека, настораживается, а его подвижность снижается;
  • Хватает ручками интересные ему вещи, рассматривает и пытается распробовать их на вкус;
  • Когда лежит, периодически совершает движения, как будто сейчас попытается принять «положение сидя» (не следует форсировать этот навык ребенка, в особенности, если речь идет о девочке);
  • Приподнимает головку, когда лежит на спине; поворачивается на бок, когда лежит на животе;
  • В позиции «лежа на животе» способен слегка поднимать головку, поворачивая ее в разные стороны;
  • Лежа на животе и опираясь о поверхность ручками, может слегка подниматься, выгибая спинку.

Некоторые дети в этом возрасте могут самостоятельно поворачиваться с живота на спину.

Сон

В 4-месячном возрасте малыш может спать в течение 7–8 часов кряду. Вместе с дневными периодами сна общая продолжительность отдыха ребенка может достигать 14–16 часов ежесуточно.

Зрение

На протяжении первых 3 месяцев после рождения дети с трудом отличают контрастность цветов. По этой причине младенцы отдают предпочтение либо очень ярким цветам, либо черно-белым предметам. К 4-месячному возрасту зрение доходит до 20–40 единиц. Ребенок уже способен различать более утонченные цветовые сочетания (например, красная пуговица на красном платье). Четырехмесячный младенец может окинуть взглядом большие пространства, хотя все еще предпочитает фокусироваться на предметах, находящихся на расстоянии до 30 см.

Взгляд малыша должен передвигаться плавно – вслед за людьми или предметами в помещении. При подозрении на косоглазие или иные отклонения необходимо обратиться к врачу за консультацией.

В этом возрасте глаза младенца меняют цвет. До 6-месячного возраста цвет глаз может претерпевать изменения, пока не закрепится окончательно.

Питание

Существует мнение некоторых врачей о нежелательности твердых пищевых продуктов в рационе до 6-месячного возраста. Однако на практике, при интенсивном росте молодого организма, дети уже не могут насытиться лишь молоком или смесью. Поэтому, по согласованию с доктором, можно осторожно вводить прикорм для ребенка. При этом нужно удостовериться в хорошем развитии мышц шеи у младенца и способности его сидеть в прямом положении с поддержкой.


С питанием ребенок должен получать достаточное количество железа, для чего подойдут каши из риса или гречки с добавлением молока. Нельзя давать ребенку слишком много пищи, поскольку это может привести к расстройству желудочно-кишечного тракта. При кормлении нужно обращать внимание на то, как малыш воспринимает кормление с ложечки. Быстрой адаптации к ложке может мешать устойчивый сосательный рефлекс.

Звуки

Четырехмесячный ребенок издает звуки, как будто пытается что-то сказать: иногда слышны отчетливы слоги и буквы, прежде всего «а», «о», «б», «м», и «п». Для стимуляции речевого развития ребенка с ним нужно регулярно разговаривать. Можно петь ему песни, читать стихи и сказки. При этом ребенок должен понимать, что с ним не только говорят, но и слушают. Также младенцу можно показывать контрастные картинки, игрушки. При походах на улицу можно комментировать для ребенка окружающий мир.

Социальное развитие

Вопрос о том, что должен уметь ребенок в 4 месяца, актуален не только когда речь идет о физических навыках, но и в случае с умением малыша контактировать с окружающим миром. К 4-месячному возрасту малыш осознает, что взрослые реагируют на его действия. Например, ребенок знает, что родители прибегают на его крик. Младенец, видя что родители всегда поднимают и кладут обратно в манеж брошенную игрушку, может сознательно выбрасывать ее вновь и вновь. Для него это элемент игры и привлечения внимания.


В этом возрасте ребенок активно учится общаться с окружающим миром. Пока это невозможно с помощью речи, он передает свои мысли посредством звуков, смеха, визжания, плача, мимики. Также ребенок учится воспринимать тональность голоса и мимику взрослых.

Среди других социальных навыков 4-месячного ребенка:

  • Интерес к происходящему вокруг, особенно к подвижным предметам;
  • Радость при виде игрушек, особенно новых;
  • Предпочтение отдается взятию под руки, а не на руки, поскольку такое положение позволяет иметь лучший обзор вокруг;
  • Запоминает и отзывается на голоса, причем узнает не только маму, но и отца, а также людей, которые часто бывают в домашнем кругу;
  • Способен воспринимать музыку, при этом реагируя эмоциями и звуками;
  • Прислушивается к собственному голосу, издавая различные гортанные звуки, которые иногда напоминают напевы;
  • Откликается на собственное имя;
  • Понимает значение улыбок;
  • В некоторых случаях (очень редко) дети этого возраста способны смеяться.

Здесь перечислены лишь основные навыки ребенка к 4-месячному возрасту. На практике бывают отклонения от стандартов, не выходящие за рамки нормы. В случае, если есть подозрения на серьезные отклонения, родители должны обращаться к специалистам за консультацией.

Отклонения от принятых норм

Родители должны обеспокоиться и обратиться к врачу в том случае, если малыш:

  • Малоподвижен;
  • Не держит головку;
  • Не проявляет желания издавать звуки;
  • Не откликается на свое имя и посторонние звуки;
  • Мало улыбается, а если улыбается, то явно неосознанно – без цели;
  • Плохо узнает людей, которые окружают его;
  • Не проявляет интереса к игрушкам.

Наличие какого-либо из указанных признаков не всегда является фатальным. Если нарушения незначительны, доктор-педиатр порекомендует программу действий, нацеленную на преодоление проблем развития.

Коррекция развития

Если к 4-месячному возрасту имеется дефицит каких-либо физических навыков, у специалистов может возникнуть подозрение на какое-либо ранее невыявленное заболевание. В этом случае потребуется медицинское обследование. Если проблема кроется не в физических недостатках, необходимо провести коррекцию развития ребенка.

Правила общения с ребенком:

Каждодневное чтение стихов, сказок способствует развитию памяти у ребенка и выработке у него в дальнейшем правильной речи.

Ни в коем случае нельзя повышать голос, разговаривая с ребенком. Крики, истерики родителей – все это зафиксируется в памяти малыша, став причиной бессознательного страха и проблем в дальнейшем. Чтобы установить близкий психологический контакт с ребенком, без нежности и ласки не обойтись.

Общаясь с младенцем, родители не должны стесняться показывать свои эмоции – это позволит ребенку ознакомиться с палитрой чувств, присущих человеку.


Называть ребенка всегда нужно по имени, преимущественно в уменьшительно-ласкательных формах.
Малыша нужно учить разговаривать. После того, как ребенок закончить гулить, можно сказать ему какое-то слово и замолчать, дожидаясь ответа от него. Когда младенец ответит лепетом, нужно сказать еще одну фразу. Нужно превратить процесс разговора в игру – это нравится и увлекает детей. К тому же, такая игра учит ребенка пониманию сущности диалога между людьми.

У ребенка должны быть всевозможные игрушки ярких, праздничных расцветок, чтобы вызывать максимум положительных эмоций.

Развивающим элементом является прослушивание приятной, мелодичной музыки. Хорошо, если кто-то из родителей в этот момент поет под играющую музыку. Спустя какое-то время ребенок и сам начнет подпевать.

Все родители хотят, чтобы развитие их ребенка укладывалось в рамки принятых стандартов, чтобы их малыш не отставал от своих сверстников в развитии. Однако не нужно поддаваться панике, если обнаружилось какое-то несоответствие норме. Обычно скорректировать развитие ребенка можно силами его родителей. Ребенок должен получить максимум внимания и позитивных эмоций от мамы и папы, и тогда спустя какое-то время все наладится.

Совершенно незаметно промчался еще один месяц, даже не было времени оглянуться. Удивительно, насколько возрос аппетит грудничка к этому времени, не правда ли?

Мамочки при грудном вскармливании даже иногда начинают волноваться, что не хватает молока. Но не стоит переживать, все объясняется очень просто: развитие ребенка в 4 месяца совпадает с периодом усиленного роста. Пройдет несколько дней с чуть более частыми кормлениями и лактация вновь будет соответствовать потребностям. А для малышей-искусственников следует, посоветовавшись с педиатром, увеличить порции или частоту кормлений.

Что же нового появилось в жизни крохи за это время, чему он научился, на что способен?

Что должен уметь ребенок в 4 месяца

Карапуз теперь учится имитировать речь: звуки, которые он гулит, становятся все ритмичнее. Как же забавно звучат все эти повторяющиеся «мем-мем» и «ге-ге-ге»! А Вы заметили, как он затихает при звуках музыки и чутко прислушивается? Кстати, грудничок уже запоминает голоса и начинает смешно активничать (размахивать в воздухе ручками и ножками), едва услышит самые любимые — мамин или папин.

Сидя на руках у взрослого и услышав шум или чей-то голос, ребенок быстро оборачивается туда, откуда тот раздается. В этом возрасте уже нельзя рисковать, оставляя его вне кроватки или манежа в одиночестве без присмотра, потому что он все более активно разворачивается и даже учится переворачиваться. Значит, есть риск упасть с высокой поверхности без бортиков.

Грудничок все уверенней хватает погремушки, попадающие в поле зрения, хотя и часто еще промахивается. От этого особенно страдают попадающие под цепкие пальчики книги, поэтому убирайте такие предметы подальше от жаждущего новых игрушек и впечатлений карапуза. Да, он совершенно очаровательно оживляется при виде непривычных ярких погремушек, неваляшек. Особенно хороши для крошки разнообразные кольца: их так удобно хватать и тянуть к себе в рот!

Малыша по-прежнему завораживает человеческое лицо, он с огромным вниманием наблюдает за мимикой, бурно радуясь улыбке и очередной маминой шуточной гримаске. Грудничку нравится с комфортом сидеть у родителей на руках, при этом он уже с уверенностью держит головку ровно.

Понаблюдайте за здоровым и довольным ребенком, когда тот лежит в кроватке или на ровной поверхности. Есть своя специфика в поведении карапуза, исходя из которой, можно судить о том, что развитие идет нормально.

Оказавшись на животике, кроха сразу начнет приподниматься на предплечьях, свободно поворачивая голову по сторонам, едва только что-то привлечет его внимание. Таз и широко расставленные бедра должны плотно лежать на пеленке или одеяльце, как и весь живот. Ступнями он может двигать, приподнимая их.

Положите карапуза в хорошем настроении на спинку, он начнет приподнимать ручки и ножки вверх. Заметив перед собой ладошки, станет рассматривать и потянет в ротик. То же произойдет и со стопами: едва окажутся в поле зрения, как он ухватит их ручками и попробует на вкус, почмокивая пальчики. Проконтролируйте, пока дитя играет, чтобы затылок, ягодицы и спинка плотно лежали на опоре.

Как и для всякого возрастного этапа, существуют свои нормативные показатели того, что должен уметь ребенок в 4 месяца. Если наблюдаются какие-то отклонения, то важно своевременно проконсультироваться с детским врачом. Известный американский педиатр Бенджамин Спок рекомендовал обратиться к доктору, если четырехмесячный карапуз:

Не способен приподнять туловище, пытаясь опираться на предплечья;

Непроизвольно отклоняет назад голову, когда его приподнимают за ладошки из положения лежа на спине;

Не пытается даже опираться на кончики пальчиков ног, когда его держат под мышки в вертикальном положении;

Не улыбается разговору родных;

Не радуется играм.

Физическое развитие ребенка в 4 месяца

За истекший месяц грудничок прибавил в массе на 450 г, а в длине подрос на 2,5 см. Не пугайтесь, если дальше прирост показателей идти будет чуть медленней: это является нормой.

Согласно разработанным ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранения) стандартным показателям основных физических параметров детей до года и старше, в этом возрасте Ваш малыш соответствует следующим критериям:

Рост девочек находится в диапазоне 59,9-64,3 см, а мальчиков — 61,8-66,0 см;

Масса маленьких принцесс варьируется от 5,7 до 7,3, а их ровесников — от 60,2 до 7,8 кг;

Окружность головы крохотных умниц составляет 39,3-41,8 см, а умников — 40,4-42,8 см.

Если дитя не попадает по своим показателям в диапазон средних значений, то не торопитесь расстраиваться: каждый ребенок уникален и развивается в собственном, удобном темпе. Тем не менее всенепременно посоветуйтесь со своим детским врачом, чтобы знать, как Вы можете помочь малышу.

Зарядка для грудничка

Физические упражнения укрепляют сердечно-сосудистую систему крохи, стимулируют кровообращение и дыхание, формируют двигательные навыки.

1. Из положения лежа на спине сначала поочередно сгибают правую и левую ножки. Затем то же выполняют обеими одновременно. Коленки при этом разведены, согнутые ножки должны коснуться животика, затем выпрямиться. Количество движений — по 3-4 раза.

2. В том же положении вложите большие пальцы рук в ладошки — кулачки рефлекторно сожмутся. Плавно разведите ручки в стороны, вытяните вперед и по кругу опустите. Движения выполняются 5-6 раз.

3. Малыш держит Вас за большие пальцы рук. Аккуратно разведите ручки в стороны, скрестите их на груди. Поочередно меняйте положение рук при скрещивании (сверху то левая, то правая). Темп ритмичный, быстрый чередуется с медленным, повторения — 6-7 раз.

Упражнения для развития ребенка в 4 месяца

Все, что должен уметь ребенок в 4 месяца, осваивается им постепенно, природосообразно. Но в силах родителей помочь карапузу. Просто надо уделять как можно больше внимания развитию, ведь это совсем несложно и требует лишь Вашего желания и терпения.

1. Разговаривайте с крохой постоянно в периоды бодрствования и обязательно провоцируйте его реакцию: пусть он гулит Вам в ответ.

2. Заменяйте поочередно одни игрушки вокруг него на другие, расширяйте его пространство, комментируйте все свои действия — так стимулируются познавательные интересы грудничка.

3. Ребенку нужно учиться захватывать с первой попытки предметы, поэтому предлагайте ему игрушки с длинной ручкой, подвески, кольца с бубенчиками. Малыш уже различает цвета, следовательно, предметы должны отличаться по данному признаку.

4. Потратьте время и создайте уникальные потешки: возьмите ткань разной фактуры, пошейте разноцветные мешочки. Внутрь положите шумовые наполнители: коробочку из-под киндер-сюрприза с горошинками или бисером, шуршащую бумагу, колокольчик. Звук будет привлекать внимание, а различные ощущения при ощупывании развивать тактильную чувствительность ребенка.

5. На расстоянии вытянутой ручки карапуза подвесьте над грудью разные игрушки. Размахивая ручонками, он обязательно наткнется на них и с упоением станет заниматься увлекательным, полезным делом: будет их рассматривать, щупать, хватать, тянуть к себе.

6. Устраивайте с малышом регулярные «переклички». Освободите время, чтобы были лишь вдвоем и ничто кроху не отвлекало. Показывайте ему игрушку и рассказывайте о ней. При этом тяните гласные, говорите то громче, то тише, повторяйте фразы по нескольку раз. Это заставляет крошку сосредотачиваться на звуках Вашей речи. Делайте паузы, чтобы он мог вставить в них свой лепет, когда затихает мамин голос: он ведь хочет услышать его вновь.

Добейтесь, чтобы маленький «собеседник» следил за Вашим ртом и произносите звуки, нарочито утрируя, артикулируя губами. Он в это время даже может начать подражать их движениям.

7. Кладите чаще дитя на животик, постепенно увеличивая время пребывания в этом положении: так формируется навык ползания. Показывайте малышу яркие игрушки, пусть тянется к ним. Протягивайте их сбоку — тогда он постепенно будет все лучше и лучше переворачиваться. Но не старайтесь поставить грудничка, или усадить его — в четырехмесячном возрасте пользы от этого не будет, исключительно вред неокрепшей костной системе.

Сейчас в детских магазинах предлагают множество интерактивных программ (компьютерных, телевизионных), мультфильмов, аудиозаписей для всех возрастов. Велик соблазн их включить и оставить карапуза следить за яркими мелькающими образами, ожидая обещанного скачка в развитии.

Но мы ведь с Вами понимаем, что живого общения с мамой и близкими людьми не заменит ни одно достижение науки или техники. Только посредством эмоционального общения может происходить полноценное развитие ребенка в 4 месяца. Лучше разговаривайте во время каждого взаимодействия, пойте песенки, рассказывайте потешки — пользы будет больше во сто крат. А для всяческих технических новинок и медиаресурсов еще придет время, когда они понадобятся. Впереди множество открытий, которые предстоит сделать малышу с помощью мамы и папы.

В первые месяцы жизни ребенок развивается настолько активно, что каждый день приносит новые достижения. К концу третьего месяца он уже накопил определенный багаж умений и навыков, и продолжает это делать все с большим энтузиазмом. Для дневного сна нужно уже меньше времени, поэтому часто после кормления малыш предпочитает изучать окружающий мир, а не сразу засыпать.

Свои эмоции и желания ребенок проявляет по-разному. Но внимательной маме нетрудно общаться со своей крохой, потому что в это время еще очень сильна та тонкая связь, которая установилась во время внутриутробного развития. Но помимо собственных интуитивных навыков не помешает прислушаться к рекомендациям специалистов и получше изучить, что .

Физическое развитие

Даже по сравнению с 2- и 3-месячным малыш в 4 месяца сильно отличается своей подвижностью и жаждой познания. Для этого он использует все свои возможности, которые с удовольствием расширяет. Что умеет ребенок в 4 месяца, будучи физически здоровым, может перечислить любая внимательная мама.

Мышцы маленького тела уже заметно окрепли, и крошка все больше и уверенней использует двигательную активность. Он хорошо держит голову, когда ему помогают принять вертикальное положение. В положении лежа на животе, он упирается ручками, приподнимает головку, поворачивает ее и осматривается по сторонам. Лежа на кровати, малыш уже может перевернуться со спинки на животик, самостоятельно вытащив из-под себя ручку, а потом вернуться в положение на спине. Некоторые наиболее активные дети к концу третьего месяца уже пытаются садиться, но поощрять эти попытки не стоит. Лучше все-таки придерживаться советов специалистов и начинать присаживать ребенка не раньше полугода.

Поскольку полным ходом идет развитие хватательного рефлекса, любимым занятием карапуза становится работа ручками. Сначала он может пытаться хватать крупные фрагменты рисунков на одежде мамы или постельном белье. Но вскоре его действия переносятся на реальные предметы – все, до чего можно дотянуться. Ребенок будет перебирать их, рассматривать и даже пробовать на зуб. Ему быстро понравится не только ощупывать предметы, но и почувствовать текстуру различных материалов.

В четыре месяца также заметно развивается зрение. Маленькие глазки уже хорошо фокусируются на предметах и двигаются за объектами. Зрение обостряется, малыш уже способен различать оттенки цветов и охватить взглядом всю комнату.

Ребенок превосходно различает и звуки. Он хорошо знает голоса родных и любит вслушиваться. Чтобы помочь развитию слуха, можно демонстрировать звучание различных музыкальных инструментов – ксилофона, колокольчиков, дудочек. Даже обычные погремушки делаются с учетом того, чтобы звучать по-разному. Кроме того, ребенок быстро выясняет, что одним из наиболее интересных источников звука является он сам. И тогда начинаются всевозможные эксперименты со своим голосом: малыш меняет интонации, щелкает языком, складывает губы трубочкой и пробует еще очень много разных вариаций. В это время, если уделить таким упражнениям особое внимание, ребенок будет делать первые попытки говорить отдельные слоги или простые односложные слова.

В четыре месяца идет активное развитие моторики, поэтому обеспечьте ребенку большое количество игрушек, которые удобно хватать и удерживать в руке. Это могут быть как купленные погремушки на ручках и кольцах, так и самодельные шаркунки, а также детали от конструкторов.

Достижения на психоэмоциональном плане

Помимо физиологических навыков, идет адаптация к обществу и развивается умение взаимодействовать с другими людьми. 4-месячный малыш – вовсе не живая куколка, как думают многие. С ним тоже очень интересно общаться, нужно лишь постараться и научиться этому.

Все эмоции ребенка проявляются вполне осознанно. Он улыбается и смеется, когда ему действительно что-то нравится. Плачет он тоже всегда по-разному, и мама по интонации умеет определять причину детского расстройства. А вот страх перед чужими людьми появится немного позже. Сейчас же ребенок одинаково приветлив со всеми и не выказывает сопротивления, когда на руки его берет кто-то новый в окружении.

Дети очень быстро начинают ощущать преимущества общения и поэтому с большим удовольствием принимают все знаки внимания, особенно если они преподносятся в игровой форме. Простые игры «сорока-белобока», «шина-машина», «пальчик-мальчик», «ладушки», «коза» и другие приводят ребенка в восторг и кроме развивающего фактора обеспечивают еще множеством положительных эмоций.


Особо место в развитии четырехмесячного ребенка занимает общение с другими детьми, особенно если это сверстники. Более старшие дети нянчат малыша, как куклу или питомца, а с детьми такого же возраста устанавливается контакт немного другого плана. На первый взгляд, может показаться, что карапузы просто барахтаются и гулят, но если присмотреться, можно заметить, что между ними происходит самое настоящее взаимодействие. Они разговаривают непривычным для взрослых образом, но хорошо понимают друг друга, каждый реагирует по-своему и реакцию эту выражает тоже особенно. Так происходит первая адаптация к обществу.

На что нужно обратить внимание

Все дети развиваются по-разному, и многие показатели зачастую не вписываются в строго определенные рамки. Кто-то начинает говорить раньше своих сверстников, кто-то позже встает на ножки, у кого-то зубки появляются не по одному, а по несколько сразу. Такие случаи не считаются отклонениями, это просто особенности индивидуального развития. Но, к сожалению, бывают случаи, когда развитие идет с явными нарушениями. Отклонения диагностирует опытный врач. Однако любая мама, если она внимательна и знает, что должен уметь ребенок в 4 месяца, может заметить, что с ее малышом что-то не так.

И хотя никто не ждет худшего, но все же всем полезно знать, на какие тревожные симптомы надо реагировать незамедлительно:

  • Ребенок мало двигается и не стремится к активности и приобретению новых навыков: переворачиваться, хватать предметы и удерживать их в ручке, делать попытки сесть.
  • Четырехмесячный малыш еще не научился уверенно держать голову.
  • У ребенка не вызывают интереса игрушки и любые другие предметы, особенно ярких расцветок.
  • Кроха не лопочет и не стремится проявлять эмоции, не смеется и не улыбается, а если и делает это, то как будто бессознательно.
  • Малыш не реагирует на свое имя и различные звуки, а также на близких людей, которые окружают его постоянно.
  • Ребенок вяло сосет грудь, отказывается от пищи и питья.

Вялость и апатичность могут свидетельствовать о начинающейся простуде или каких-то проблемах с пищеварением. Но такие временные недомогания сопровождаются высокой температурой, кашлем и другими симптомами. Если же врач не диагностировал никаких заболеваний, нужно обязательно обратить его внимание на признаки, вызывающие у вас тревогу. Многие отклонения в развитии удается успешно корректировать, если вовремя их заметить и начать принимать меры. Полезно будет также учесть наследственную предрасположенность к тем или иным заболеваниям.

Самыми опасными отклонениями, которые могут повлечь отставание в развитии, считаются нарушения слуха и зрения. Поэтому даже при малейших подозрениях не бойтесь перестраховаться и обратиться к врачу для профессионального обследования.

Что необходимо ребенку для дальнейшего развития

Если у малыша серьезные отклонения в развитии, то не обойтись без квалифицированной помощи. Но более простую корректировку под силу делать и членам семьи. Ведь часто ребенок не освоил какие-то умения всего лишь оттого, что ему уделяют маловато внимания.

Развитие идет интенсивно и постоянно, поэтому нужно как можно больше общаться со своим малышом. Общение не заключается только в прогулках, кормлении и купании. Ребенку необходимы разнообразные развивающие игры с игрушками и без них. Игровой момент можно использовать при любом удобном случае. Даже ежедневный профилактический массаж лучше сопровождать потешками, прибаутками, песенками и присказками.

Общение должно быть как можно более эмоциональным. Щедро используйте мимику, различные оттенки голоса, характерные жесты, чтобы ребенок видел разнообразные проявления чувств. Однако разговаривать нужно четко и отказаться от всякого «сюсюканья» – ребенок изначально должен слышать правильную речь, чтобы впоследствии не было проблемы переучивания исковерканного произношения.


Уже сейчас учите кроху диалогу, а не просто разговаривайте. Различными вопросами и действиями провоцируйте его на ответ. Конечно, он будет отвечать по-своему, но быстро поймет, что ему нужно делать, и оценит это увлекательное занятие.

Проявляйте по отношению к ребенку только ласку, любовь и нежность. Недопустимы крики и грубый тон. Все это откладывается в подсознании и напрямую влияет на развитие.

Всякими способами развивайте слух и зрение четырехмесячного малыша. Игрушки должны быть яркими и красивыми, чистых натуральных цветов и правильной формы. Оградите ребенка от телевизора. Включайте ему приятную музыку с колокольчиками и другими инструментами, издающими нежные неагрессивные звуки.

Среди причин, тормозящих развитие, специалисты упоминают неправильно питание и плохой уход. Но не менее важным является и фактор воспитания. Ошибки, которые допускают родители, могут стать серьезнейшим препятствием для формирования полноценного человека.

Яркая особенность данного периода - активность малыша во всех сферах развития. Он много двигается, стремится к общению, совершенствует социальные и интеллектуальные навык, совершенствуется физически и эмоционально. За малышом интересно наблюдать: в ответ на обращение и во время игр он улыбается и даже смеется. Развитие эмоций у ребенка в 4 месяца выходит на новый уровень.

Родителям важно знать какие навыки подвластны малышу на данном этапе, какие признаки свойственные нормальному формированию. Необходимо также знать особые знаки, которые не должны оставаться без внимания специалиста.

К тому же преодолев три первых трудных месяца, мама уже достаточно хорошо научилась понимать потребности крохи, распознавать его настроение.

Важным параметром хорошего самочувствия грудничка в четыре месяца, его полноценного развития в соответствии с утверждёнными стандартами, является своевременное преобразование пропорций тела. При рождении окружность головы малыша больше, чем аналогичный показатель обхвата грудной клетки. С возрастом объем груди и черепа приближаются к единому показателю. Допустимо, чтобы голова характеризовалась меньшим размером. В случае когда обхват черепной коробки по-прежнему больше грудной клетки, стоит посетить медицинского специалиста.

Несоответствие размеров и пропорций в определённых ситуациях свидетельствует о возможном повышенном внутричерепном давлении у малыша или его внутренние органы развиваются слишком медленно.

Кроха отлично видит. Первичное формирование глазного яблока завершено. Зрение малыша становится четким, отлично различает цвета и формы. Карапузу нравится наблюдать за окружающими, фокусировать взгляд на игрушках, искать источник шума. Слух младенца также сформирован. Малыш может испугаться резких хлопков. При звуке ритмичной музыки он начинает активно двигаться, гулить. Если мама тихо поет колыбельную, кроха успокаивается, засыпает. Кроха знает голоса мамы и папы, реагирует на собственное имя.

Мышцы также достаточно хорошо развиты. Шея укреплена настолько, что карапуз может держать голову лежа на животе, с радостью будет вертеть ею в вертикальном положении. Родничок уменьшается в размерах, а в период 6–18 месяцев он полностью закроется. В этом возрасте проходит гипертонус нижних конечностей.

Новорожденный ребенок практически не имеет жировой ткани. На 3–4 месяце жизни начинает активно формироваться подкожная жировая прослойка. Особенность этого процесса заключается в том, что жировая ткань располагается неравномерно. Больше ее образуется в области груди и живота. Это необходимо, чтобы защитить основные органы, сосуды и нервы.

На данном этапе малыш будет набирать вес чуть медленнее, чем в первые три месяца. Норма прибавки составляет 600–700 грамм. Недоношенный младенец в норме должен набрать до 900 грамм. В росте кроха прибавляет на 2,5–3,5 см. Сколько ребенок должен весить в этот возрастной период можно узнать из представленной таблицы.

Психомоторное, социальное и речевое развитие

Грудничок развивается также с точки зрения эмоций, психических навыков, интеллекта. У малыша не слишком развита долгосрочная память, в связи с чем происходит деление людей на «своих» и «чужих». Когда кроха будет видеть знакомого человека, он будет бурно реагировать и радоваться. К посторонним детки относятся с опаской, могут заплакать. Если кого-то ребенок не видел несколько дней, он может забыть его лицо, а при попытке взять кроху на руки, громко плакать или выражать беспокойство.

В этом возрасте продолжают совершенствоваться речевые навыки. Ребенок может подолгу агукать, часто и долго произносить гласные буквы нараспев. Появляются звуки «м» и «б». Младенец может громко вскрикивать, пищать от радости. На словесное обращение он будет смеяться, махать ручками и ножками.

Кроха ярче выражает эмоции и чувства. Например, страх, радость, разочарование, удовлетворенность сопровождаются различными звуками и интонациями.


Режим сна и бодрствования

В первые три месяца жизни ребенок спит беспокойно, часто просыпается, во сне может вздрагивать, выгибаться и плакать.

Известный доктор Комаровский отмечает, что появляются колики из-за двух факторов – перекорма и перегрева малыша. И прежде чем бежать в больницу или покупать специальные лекарства, необходимо наладить режим питания и создать комфортные условия в помещении.

У большинства детей, преодолевших барьер первых трёх месяцев, боли в животике проходят, работа ЖКТ налаживается. Однако, беспокойство в период сна крохи может продолжаться и далее. Многие мамы сталкиваются с тем, что малыш начинает просыпаться по ночам, требует присутствия родителей, засыпает только после кормления. Это называется «регресс сна». Этот кризис характеризуется периодичностью и отмечается в следующие периоды взросления:

  • 4 месяца;
  • 9 месяцев;
  • 18 месяцев;
  • 2 лет.

Длится регресс сна около 2–6 недель. Чтобы преодолеть возникшие сложности, необходимо запастись терпением и пересмотреть общий режим сна и бодрствования малыша. Днем карапуз должен спать 4 раза по 1,5–2 часа. Активность между снами может достигать двух часов.

Ночной сон составляет 11–12 часов. В течение этого времени кроха будет просыпаться чтобы поесть. Норма пробуждений 1–2 раза за ночь.

Вечером рекомендуется выработать определенный алгоритм засыпания. Необходимо изо дня в день совершать единый ритуал действий: покупать, переодеть, накормить, уложить малыша. Мамам, практикующим совместный сон, часто незнакома данная проблема.

Чтобы нормализовать сон, важно подобрать удобную позу для крохи. Самым лучшим вариантом станет отдых на спине. Чтобы не деформировать череп, головку малыша нужно поворачивать то в одну, то в другую сторону. Если карапузу удобней засыпать на боку, после погружения в сон, его надо повернуть на спинку. Часто детям удобно спать на животе. Данная поза требует ответственного подхода со стороны родителей. Необходимо убедиться, что матрац довольно жесткий, а вокруг нет предметов, в которые можно уткнуться лицом. Некоторые педиатры считают оптимальной позой для сна в этом возрасте - полулежащее положение, когда под спинку крохи укладывают полотенце свёрнутое валиком.

Что умеет ребенок в 4 месяца

Укрепляя мышечную ткань, ежедневно накапливая опыт и непрерывно совершенствуя умения, ребёнок с успехом может демонстрировать следующие действия:

  • брать предмет или игрушку в ручку;
  • управлять своими движениями, поднимать и подносить игрушку к лицу, крутить и поворачивать ее;
  • переворачиваться с живота на спинку и наоборот;
  • менять положения в пространстве, пытается садиться, но поощрять это не стоит, т. к. позвоночник и мышцы ещё слабые и не готовы к таким нагрузкам.
  • совершать ползающие движения, лежа на животе, если подставить ладонь под пяточки, кроха легко самостоятельно оттолкнется;
  • произносить слоги, не имеющие смысловой нагрузки;
  • уверенно держать головку в вертикальном положении и лежа на животике;
  • лежа на спине, неуверенно приподнимать голову.

Данный набор навыков можно назвать условным. Ведь особенности развития связаны со многими факторами: степенью доношенности малыша, его веса, темперамента и многих других.


Родители продолжают помогать совершенствовать малышу уже полученные навыки и овладевать новыми в домашних условиях. Важно проводить упражнения систематически и в хорошем настроении, сопровождая каждую манипуляцию комментариями.

Мамочка продолжает выполнять общеукрепляющий массаж. Лёгкие поглаживания, которые надо начать с животика и затем перейти на спинку, ножки и ручки производятся мягко и тактично. Обязательно надо осуществлять аккуратное разведение конечностей в суставах, прокручивания. Кожа малыша очень нежная, поэтому и массировать ее необходимо плавными и мягкими движениями. Длительность сеанса составляет около 10–15 минут. Проводить занятия следует на пеленальном столе или другой твердой и ровной поверхности.

После массажа рекомендуется провести гимнастику. Делать зарядку можно по утрам, в вечернее время. Крайне полезными и интересными будут следующие занятия:

  • Упражнения на переворачивание. Чтобы ускорить способность переворачиваться, необходимо помочь малышу. Развитию навыка способствует выкладывание на живот. Согнув его ножку в коленном суставе, следует повернуть ее в сторону переворота, пока она не коснется поверхности. Карапуз должен автоматически потянуться в эту же сторону рукой. Можно дать ему палец. Ухватившись за мамину руку и подтянувшись, он перевернется набок, а затем и на животик.
  • Потягивания малыша за ручки в лежачем положении помогут крохе укрепить спинку и своевременно сесть.
    Игры с мячом (фитбол). Можно использовать гимнастический мяч, и положив на него ребенка, раскачивать малыша и удерживать за ножки. Постепенно занятия становятся более разнообразными, появляются новые элементы. Можно использовать надувной пляжный мяч. Необходимо показать его крохе, вращать и водить предмет из стороны в сторону. Карапуз захочет его схватить, помогите ему в этом, придерживайте мяч, если он слишком большой.

Специалисты не рекомендуют высаживать малыша, ставить его на ножки, использовать ходунки и прыгунки. Считается, что ребёнок начнёт садится и вставать, когда опорно-двигательная система подготовится к таким серьёзным нагрузкам, укрепится мускулатура в процессе ползания.

Важно в этом возрасте продолжать развивать мелкую моторику. Для этого следует использовать предметы разного размера, цвета, формы и текстуры. Отличным вариантом станет изготовление сенсорной коробочки. Взяв картонный ящичек, внутри надо обклеить его разными предметами – бантиками, пуговицами, тканями, фольгой, шнурками. По бокам коробочки делаются отверстия. Малыш будет засовывать ручки вовнутрь и на ощупь знакомится с предметами.

Не используйте для развития моторики слишком мелкие изделия. Кроха может захотеть оторвать детальки и засунуть в ротик, носик, что может быть очень опасно.

Социальное развитие и адаптация ребенка зависит от многих факторов. Маме надо научиться все время общаться с крохой, комментировать свои действия, обращаться к малышу. Обязательно надо носить кроху на руках, читать сказки, петь песенки, больше гулять на улице, показывать яркие картинки.

Для развития зрения и слуха прекрасным решением станет музыкальный мобиль. Это подвесная игрушка или карусель, которая крепится к кроватке. Кроха будет наблюдать за движением, прислушиваться к звукам.

Чтобы стимулировать развитие речи, нужно проводить с младенцем логопедическую зарядку. Для этого возьмите карапуза на ручки, а затем пофыркайте, надуйте щеки, еще можно высовывать язык и шевелить им из стороны в сторону, складывать губы трубочкой. Через время малыш начнет повторять эти движения, подражая маме. Полезно произносить гласные звуки и простые слоги. При этом важно чтобы ребенок видел вашу артикуляцию.

Можно укреплять мышцы пресса, разрешая крохе подтягиваться на ваших пальцах, но недолго, несколько минут в день.

Когда необходима консультация врача

Каждая мама должна понимать в каких случаях необходимо незамедлительно обращаться за медицинской помощью. Ребенку, возможно, потребуется лечение, если вы заметили отсутствие следующих действий со стороны крохи:

  • Эмоций и гуления. «Разговоры» малыша и ярко выраженные эмоции – главный признак здорового четырехмесячного ребенка. Если кроха почти ничего не говорит, не улыбается и не смеется, нужно показать его неврологу.
  • Двигательной активности. Карапуз стремится играть, тянуться за предметами, перевернуться со спины на живот и наоборот. Если кроха малоактивен стоит проконсультироваться с педиатром.
  • Интереса к игрушкам и ярким предметам. Если грудничок не реагирует на яркие вещи и игрушки, возможно, у него проблемы со зрением. Также это могут быть симптомы невротических нарушений, поэтому без врача и тщательного обследования не обойтись.
  • Реакции на звуки и голоса. Малыш успешно различает голоса и звуки, старается подражать им, пугается громких хлопков. Если этого не происходит - обращайтесь к врачу. Он осмотрит оба уха, проведет тесты и возьмет анализы. По итогу обследования будет установлена патология.
  • Концентрации внимания. Малыш может сосредоточиться на игрушке или лице разговаривающего с ним человека.
  • Реакции на собственное имя. Когда кроха слышит свое имя, он затихает, прислушивается, поворачивает головку. Если этого не происходит, начните наблюдение, проконсультируйтесь с врачом.
  • Появление представленных признаков может напугать родителей. Не стоит паниковать. При своевременном обнаружении, начинающиеся патологии легко лечатся и все функции малыша восстанавливаются. Главное – быть внимательнее к состоянию и настроению ребенка.

Другие возрастные особенности

В этот период у некоторых деток может появиться первый зуб, несмотря на то, что у большинства они возникают лишь в 5–7 месяцев. О прорезывании зубика могут свидетельствовать следующие признаки:

  • частое беспокойство;
  • отказ от еды;
  • повышение температуры тела;
  • обильное слюноотделение;
  • все тянет в рот, чешет десна.

Помочь карапузу могут специальные колечки с жидким содержимым. Их следует охладить и давать ребенку. Он начнет активно грызть холодное изделие, что снижает болезненные ощущения. Также можно купить в аптеке специальные гели.

Еще одной распространенной проблемой является сохранение гипертонуса. В норме он проходит к 3 месяцам и карапуз учится напрягать и расслаблять мышцы самостоятельно. Если же этого не произошло стоит посетить невролога. Главным симптомом повышенного мышечного тонуса является сопротивление малыша в момент, когда мама пытается раскрыть его руки или ножки. Беспокойный сон, частый плач также могут быть признаками наличия нарушения.

Если у детей в организме не хватает витамина D могут возникнуть негативные признаки являющиеся симптомами рахита. Для данного нарушения характерны следующие признаки:

  • кроха начинает беспокойно ворочаться, постоянно капризничает;
  • возможна деформация черепа;
  • на затылке выпадают волосы.
  • мама всё чаще замечает, что у ребёнка влажные ножки и ладошки, кроха может интенсивно потеть даже в прохладном помещении.

Таким малышам показано больше бывать на солнце, дышать свежим воздухом, употреблять витамин в виде водного или масляного раствора.

Некоторые мамы обеспокоены тем, что у крохи трясётся подбородок. Дрожание у детей не всегда свидетельствует о нарушении в работе нервной системы. Тремор может возникнуть при длительном плаче. Дрожать могут губы, ручки. Консультация с врачом поможет избавиться от необоснованных беспокойств.

Обильные срыгивания. В большинстве случаев, это нормальная реакция организма. Кроха становится активней, часто вращается с живота на спину и обратно, что и вызывает обратное движение пищи. К тому же часто причиной возврата смеси становится перекорм, поэтому очень важно соблюдать распорядок кормлений, концентрацию смеси. По назначению врача используются антирефлюксные смеси, которые способны уменьшить частоту негативных проявлений.

Любите и берегите своего малыша, уделяйте ему больше внимания, говорите, играйте с ним. Только тесный контакт со взрослыми, ощущение заботы и любви поможет крохе полноценно развиваться, быть счастливым.

  • Начиная с 4 месяца, лежа на животике, малыш высоко поднимает головку, опираясь на предплечья. В это время он постигает сложные виды движения. Например, он пытается работать мышцами спины и ног. Ощущение собственного тела для малыша играет очень важную роль! Это ощущение очень важно стимулировать массажем, играми и нежными прикосновениями.

4 месяц для вашего малыша “тренировочный”. Спинка еще слабенькая, малыш начинает подтягиваться, чтобы в будущем сесть. Он любит, когда его поддерживают под мышки, поднимают за ручки и стремится подтанцовывать.
В этом возрасте ребенок спит только 3 раза в сутки, а бодрствует в течение двух часов подряд.

  • Малыш активно гулит и узнает маму, радуется, у него легко возникает «комплекс оживления».

Уже к концу 4 месяца малыш умеет громко и заразительно смеяться! То, что его окружает – это становится все более интересным для него. По звуку он может отыскивать людей, смотреть вперед и назад, через плечо. Родным он отвечает радостным гулением.
Малыш пугается, если слышит сердитый голос близкого человека. Его личико меняет мимику, он может даже заплакать!
В этом возрасте кроха легко различает тембр и силу звуков, под красивую классическую музыку он бодрствует и радуется ей, а устав, засыпает под нежную колыбельную. Ели вам нравится танцевать с малышом, танцуйте! Бережно качайте ребенка под медленную мелодию и более быстро под ритмичную. Таким образом вы разовьете чувство ритма у вашего крохи через движения.
В этом возрасте малыши получают огромное удовольствие от игры со звуками. Совершенно независимо от материнской речи, детки всего мира начинают произносить первые слоги: “ба”, “ма”, “ам”, “та”и пр. Некоторые малыши могут изменять тональность и громкость своей речи и даже напевать целые мелодии.
Все звуки для крохи живые! Он просто наслаждается ими. Чувство речи, каждой гласной и согласной имеет определенные свойства и для ребенка. Поэтому малыши любят слушать стихи, даже такие, которые для вас покажутся странными.

  • В это время завершается первоначальное развитие глазного яблока.

Он рассматривает предметы, как бы ощупывая их взглядом, определяя их форму и размер. Такое длительное и разнообразное зрительное сосредоточение, его внимание к предметам, активное гуление – все это свидетельство нормального психофизического развития.
Развитие зрения позволяет малышу детально рассматривать и запоминать предметы и людей. В этом возрасте он начинает различать некоторые цвета, улавливать разницу в форме фигур, например, овала, треугольника и прямоугольника. Он начинает реагировать на изменение облика человека, которого он хорошо знает. Мама одела новое платье, шапку или очки – все это для него интересно, все он пытается рассмотреть и изучить, в новом образе он стремиться узнать родное лицо.
В 4 месяца малыш уже будет радоваться своему отражению в зеркале. Он будет приветствовать своего “незнакомца” радостной и сияющей улыбкой.

  • На четвертом месяце малыш уже пытается повернуться на бочок. Чуть позже он сможет перевернуться с живота на спинку. Все эти движения еще неуверенные, и больше похожи на опрокидывания.

Натолкнувшись на игрушки, он их рассматривает, стремится захватить и потрогать. Самостоятельно захватывать предметы он еще не умеет, но держит, вложенную погремушку в ладошку, достаточно крепко.
Любые предметы, которые попадают в ручки малыша, обязательно попадают в ротик для дальнейших исследований. Это новый шаг в развитии ребенка! Кроха стремиться познавать мир с помощью своего чувствительного ротика. Так он накапливает опыт тактильных ощущений

  • Во время кормления кроха умело захватывает и придерживает своими ручонками грудь мамы или бутылочку.

Малыш уже умеет воспринимать тактильно различные материалы и предметы. Дайте ему возможность накапливать опыт все новых и новых ощущений.
Это время незабываемых впечатлений и эмоций, как для крохи, так и для молодой мамы!