Кто такие киммерийцы. История происхождения, расселения и деятельности киммерийских племен. Киммерийцы в Передней Азии

Начало I тыс. До н. е. ознаменовалось существенными изменениями в хозяйстве, культуре и быту древнего населения Украины. Это было время, когда на смену бронзовым кинжалом, пикам и серпы приходят железные орудия труда и оружие, а на широких просторах Южной Надчорноморщины появляются бесчисленные стада овец, табуны лошадей, стада крупного рогатого скота. Они принадлежали многолюдным и мощным кочевым племенам, кибитки и юрты которых на долгие века стали неотъемлемой частью степного пейзажа. Это был также и время, когда отряды вооруженных всадников покидали родные кочевья и, преодолев Кавказские горы, неудержимым потоком разливались по плодородных долинах и древних городах Передней Азии, а вблизи северного побережья Черного моря все чаще мелькали корабли греческих аргонавтов, которые искали не только золотое руно, но и удобные места для своих колоний. Так нелегко, в звоне мечей и отблесках пожаров, на арену мировой истории выходили народы, тогда заселяли территорию современной Украины. Память о них сохранилась не только в древних письменных показаниях, но и в фольклоре многих соседних народов. Назывались они киммерийцами, скифами, сарматами.
* * *
Киммерийцы – первый народ Восточной Европы, настоящее имя которого, зафиксированное в письменных источниках, дошло до нынешних времен. Самое раннее упоминание о нем содержится в бессмертной гомеровской «Одиссеи», где рассказывается о длительных путешествиях правителя острова Итака Одиссея и его верных сподвижников:
Брак конкретной информации в этом красочном поэтическом описании далекой северной страны загадочных киммерийцев во многом компенсируют документальные свидетельства совсем другого характера: сухие, лишенные каких-либо эмоций сообщение ассирийских разведчиков и дипломатов, вавилонская хроника и т. Они фиксируют, начиная с VIII в. до н. е., проникновение киммерийской конницы (а с начала VII в. до н. э.- и скифской) на земле, простирались на юг от Большого Кавказского хребта.
Исторические свидетельства о киммерийцев. В упомянутый время на территории Передней Азии и вокруг нее происходили достаточно бурные события. В частности, в конце VIII в. до н. е. крайне обострилось соперничество между двумя великими державами Древнего Востока – Ассирией и Урарту. Противники пристально следили друг за другом. Примерно в период между 722 и 715 pp. до н. е. ассирийские агенты сообщили в Урарту, обладатель этой страны Руса И потерпел тяжелое поражение от киммерийцев. Чуть позже – в 714 г.- войско ассирийского царя Саргона II нанесло решительный удар по Урарту, а Руса И ударом кинжала прервал свою жизнь. Однако счастливый победитель ненамного пережил своего врага – он погиб в 705 г. до н. Э. е. Не исключено, как считает известный знаток Востока И. М. Дьяконов, что свою смерть он нашел в битве с теми же киммерийцами.
В 679/678 pp. до н. е. киммерийцы напали на Ассирию, однако были разбиты. В 676-674 pp. до н. е. они уничтожили Фригийский царство, расположенное в центре современной Анатолии. Около 660 г. до н. Э. е. киммерийские отряды появляются в западной части Малой Азии – у границ Лидии. В битве с агрессорами погиб царь этой страны Гиг.
Опустошительная нашествие грозных северных кочевников, очевидно, произвела такое ужасное впечатление, а их вид был настолько необычным для современников, образ киммерийских воинов был воплощен не только в описаниях, но и в изобразительном искусстве. По мнению В. А. ионийскими, именно киммерийцы – времени первых их набегов на Переднюю Азию – изображены на одном из рельефов во дворце ассирийского царя Ашшурнасирпал II в Нимруд. Вероятно, они же представлены на одной из расписных этрусских ваз (хранится в Ватикане). Эхо тех бурных событий находим и в народной памяти, – не случайно этноним «киммерийцы» приобрел новый смысл в древнегрузинские языке, где слово «gmiri» соответствовало понятию «богатырь».
Точное указание на географические координаты первоначального местонахождения легендарных завоевателей есть в Геродота «Истории» (IV, II): «… страна заселена сейчас скифами, как говорят, с древними принадлежала киммерийцам». Казалось бы, этот «подсказка», дошедший до нас из глубины веков, значительно облегчил задачу археологов, и, дополнив скупые исходные данные весомым розкопковим материалом, они более или менее быстро воссоздадут картину жизни непосредственных предшественников скифов. Однако, как выяснилось, сделать это было очень и очень непросто. Ученым долгое время не удавалось соотнести письменные сообщения с конкретными находками.
Достопримечательности киммерийцев и их материальная культура. Через какие-то загадочные случайности киммерийские древности долго не попадались археологам. Вплоть только в послевоенное время ситуация изменилась к лучшему, и теперь в распоряжении исследователей есть несколько памятников киммерийского времени (IX – первая половина VII в. До н. Э.). Большая заслуга в этом принадлежит ленинградском ученому А. Иессену и основателю киевской школы скифоведения А. И. Тереножкин – они выделили основные черты киммерийской культуры, что позволяет достаточно легко определять захоронения Те носителей среди всей массы степных могил ранней железного века. Эти захоронения осуществлялись в прямоугольных или в овальных в плане ямах, перекрытых курганной насыпью (также захоронения, «впущены» в курганы предыдущих эпох). Иногда стенки ямы обшивались деревом, из этого же материала делалось и ее прекратить. Рядом с усопшими-мужчинами клали оружие, узду, иногда их сопровождали забиты боевые кони (так, два лошадиные скелеты найдены в кургане Гиреева Могила вблизи г.. Аксай Ростовской области); инвентарь женских захоронений гораздо скромнее состоит главным образом из лепной керамики.
Киммерийские захоронения – главное археологическое источник для изучения истории и культуры этого еще в значительной степени таинственного народа, поскольку поселений и городов после него не осталось. Основу его хозяйства составляло кочевое скотоводство, которое позволяло максимально использовать природные ресурсы Юга Восточной Европы. Ведущую роль в этой отрасли хозяйства играло коневодство, – оно не только обеспечивало «средствами передвижения» воинов и пастухов, и давало значительную часть продуктов питания (в гомеровской «Илиаде» жители дальних северопричерноморских степей называют «странными доителямы кобылиц» и «млекоидамы») .
Большую роль в жизни киммерийцев играла война. Походы в страны Передней и Малой Азии открывали перед ними широкие возможности для получения новых продуктов земледелия и ремесла. Постоянного давления со стороны северопричерноморских кочевников испытывало и оседлое население Украинской Лесостепи – именно в киммерийскую сутки в южных районах этой земледельческой зоны, прилегающие к пограничья двух крупных природно-климатических регионов, начали возникать укрепленные поселения с развитой фортификационной системой.
Конечно, кочевой образ жизни и воинственность киммерийских племен отразились в их материальной культуре, – речь идет прежде всего о первоклассные для своего времени образцы предметов вооружения и снаряжения верхового коня. Любимым оружием были дальнобойный лук и стрелы с бронзовыми двухлопастными наконечниками. В ближнем бою степняки использовали мечи – суцильнозализни или скомбинированы с железного клинка и бронзового древка. Длина их иногда достигала 1 м.
Недавно группа харьковских исследователей во главе с Б. А. Шрамко – известным специалистом по археологии ранней железного века, в частности по технологии тогдашнего производства – осуществила основательное Металлографическое изучения некоторых киммерийских мечей и кинжалов. Выяснилось, что металлурги киммерийской суток – а где, напомним, было только начало освоения черных металлов – могли производить не только простое кричного железо, но и высокоуглеродистой стали; кузнецы хорошо владели основными приемами и навыками своей профессии, – они уже могли различать виды стали и степень нагрева металла по цвету закаливание, искры, знали цементирования металла и кузнечное сварку.
Достаточно распространенным оружием были и каменные булавы и молотки (изображение этих предметов мы находим и на уже упоминавшемся Нимрудському рельефе). Изредка использовались копья с железными наконечниками.
По археологическим материалам и одиночными изображениями киммерийских воинов, последние в своей массе составляли легковооруженными конницу – каких достоверных данных о потреблении ими защитного доспеха мы не имеем. Однако не исключено, что на бой они все же надевали простые, но эффективные кожаные панцири, распространенные среди кочевников позднего времени, и брали с собой легкие щиты. Распространению защитного вооружения должны были способствовать и Ближнего походы, – не случайно же на Северном Кавказе в двух памятниках киммерийского времени открыты бронзовые нагрудники, которые могли «усиливать» кожаные панцири, и бронзовый умбоном от щита. Показательно: все эти предметы изготовлены мастерами Закавказья или Передней Азии.
Многочисленным находкам представлены детали конского снаряжения. Это, прежде всего, бронзовые удила с концами стреминцеподибнои или двокольчастои формы, прямые или плавно изогнутые трипетельчасти псалии, с помощью пары которых удила фиксировались в лошадиной пасти; при этом последние закреплялись в средних петлях псалиев (сюда же крепился и сообщений), а к крайним петель привязывались ремни оголовья, конечно украшены бронзовыми и костяными украшениями.
Интересно, что и эти элементы материальной культуры освещаемому времени свидетельствуют о Ближнего влияния на жителей Восточной Европы и дополняют свидетельства письменных источников по дальних походов киммерийцев. Так, в 1962 году. Киевская исследовательница Г. Т. Ковпаненко провела исследования разрушенного киммерийского кургана (близ с. Носачева Черкасской области). Среди найденных здесь бронзовых деталей узды особое внимание привлекают уникальные фигурные пряжки с желобчатыми боковыми пластинками. Ища им аналогии, Г. Т. Ковпаненко выяснила: именно такие пряжки украшали ремни верховых лошадей, изображенных на рельефах дворцов ассирийских царей Саргона II и Ашшурбанипала.
Однако киммерийцы не только заимствовали некоторые элементы материальной культуры у народов, с которыми они имели тесные контакты, но и, в свою очередь, сами глубоко влияли на них. Прежде всего это прослеживается благодаря распространению на соседних территориях киммерийских образцов оружия и конского снаряжения, что является лучшим доказательством их успешной конструкции и высокой эффективности. Они нередко встречаются, например, среди памятников местного населения Северного Кавказа, Украинской Лесостепи, Средней Европы. В археологии последней на этом основании даже выделен отдельный «фрако-киммерийский» этап развития аборигенных племен.
Социальное развитие и искусство киммерийцев. Кочевой образ жизни киммерийцев не только отражался на окружающих их вещах, но и сказывалось на их социальному развитию. Главной ценностью кочевников всегда была скот, стада которой могли достаточно легко переходить из рук в руки во время вооруженных столкновений, эпидемий, засух и сосредотачиваться в самых удачливых и мощных соплеменников. Последние забирали себе и львиную долю военной добычи, что также способствовало имущественному и социальному расслоению общества того времени. Археологически этот процесс фиксируется появлением могил военной аристократии, которые заметно отличаются от основной массы киммерийских захоронений своими размерами и пышным заупокойным инвентарем.
Следует непременно упомянуть о гробнице киммерийского вождя, открытую вблизи с. Билоградець в Болгарии. Она была сооружена в верхней части большого восьмиметрового кургана более ранних времен. В погребальной яме находился склеп из деревянных бревен, в котором обнаружен скелет мужчины в возрасте 40-45 лет. Рядом лежали железный кинжал в ножнах, украшенных золотой пластинкой (орнаментирована тонким узором), 108 стрел с бронзовыми и копье – с железным наконечниками, а также две большие глиняные корчаги биконической формы. Над могилой располагался мощеный площадка, служил фундамент для каменной статуи киммерийского воина. Высокий социальный статус киммерийского главаря, похороненного в другом болгарском кургане – вблизи с. Енджей, свидетельствовала золотая диадема, украшенная богатым орнаментом.
Киммерийские вожди упоминаются и в некоторых письменных документах, например, в работе Геродота «История» (IV, II), который называет их «царями». Известны имена трех из них – Теушпа, Тугдамме (Лигдамис Геродота) и Шандакшатра.
Все приведенные выше факты доказывают: киммерийское общество прошло уже большую часть пути к окончательной ликвидации первобытнообщинных отношений и стоял на пороге классообразования.
Киммерийское искусство мало прикладной характер – сложные орнаменты украшали рукоятки кинжалов и детали узды, наносились на посуду. Основу декора составляли разнообразные геометрические фигуры – спирали, ромбы, квадраты, комбинировались друг с другом в бага ти вариантах. Лучшими образцами киммерийского геометрического стиля является, пожалуй, резные костяные украшения конской узды из кургана вблизи с. Зольное в Крыму. До нас дошли и не очень многочисленные образцы киммерийской монументальной скульптуры – статуи, достаточно условно изображали воинов. Они выглядели каменных столбов высотой около 1,5 м, на которых рельефно изображены предметы военного доспеха и детали одежды – пояса, кинжалы, боевые цилиндрические молотки и др. Такие статуи устанавливались над захоронениями знатных кочевников, как это зафиксировано в упоминавшемся выше кургане у с. Билоградець.
Киммерийская культура складывалась и развивалась в период с X до начала VII в. до н. е. Те корни, по мнению большинства современных исследователей, следует искать в древностях срубных племен Северного Причерноморья, – их потомки, безусловно, стали одной из главных составных частей киммерийского народа. Значительную роль в формировании этого народа сыграл и переход в степи Восточной Европы достаточно больших групп населения с более восточных районов. Это событие хорошо прослеживается по археологическим материалам начала киммерийской суток. Родство киммерийцев с ираноязычными срубников, а также иранские имена киммерийских «царей» дают основания для более или менее определенного утверждения об иранской основу киммерийского этноса.
Жизнь и эволюция самобытной культуры киммерийцев были прерваны в начале VII в. до н. е. новой волной кочевников с востока – скифов, с которыми связан следующий этап в древней истории нашей страны.
Однако, прежде чем перейти к этим событиям, предлагаем читателю оставить на короткое время северопричерноморские степи и посмотреть, что происходило накануне скифской нашествия на территории Украинской Лесостепи.

Киммери́йцы - кочевые племена, вторгшиеся в Закавказье во второй половине VIII века до н. э. и в VII веке до н. э. завоевавшие некоторые районы Малой Азии. Также условное название так называемых «доскифских» народов Северного Причерноморья Железного века. Гимирру из ассирийских источников могут быть тождественны киммерийцам античных авторов, вытесненным из степей на Ближний Восток движением скифов.Киммерийцы - кочевые племена, которые проникли в Закавказье из степной зоны и были в 714 году до н. э.зафиксированы ассирийскими текстами под именем народа «гимирру» . Данные, полученные из анализа архивов Саргона II, Ассархаддона и Ашшурбанипала сводятся к следующему. В 714 году до н. э. киммерийцы фиксируются в районе к северу или северо-западу от озера Севан, и что в предыдущий период они платили дань Урарту. Царь Урарту Руса I совершил следующий поход на кочевников и потерпел крупное поражение, в результате которого многие знатные лица попали в плен. В это же время киммерийцы напали на соседнюю с Манной область Уаси, в районе озера Урмия. После этих событий киммерийцы не упоминаются в ассирийских текстах в течение 35 лет.

За это время часть их продвинулась в западную часть Малой Азии, а другая группа находилась вблизи восточных границ Ассирии. Малоазийские киммерийцы в союзе с Табалом, Хиллакку и племенем мушков враждовали с Ассирией. В 679 году до н. э. ассирийский царь Ассархаддон разбил в Каппадокии войско киммерийского царя Теушпы, но эта победа не имела особых последствий. Вскоре киммерийцы напали и частично подчинили себе Фригию, убив при этом царя Мидаса, одноимённого легендарному фригийскому правителю. Восточная группа кочевников приняла участие в восстании Каштарити в 671-669 годах до н. э., в результате которого образовалось Мидийское царство. Видимо, вскоре после этого восточные киммерийцы ассимилируются с местным населением и исчезают с исторической арены, что нельзя сказать об их западных соплеменниках.В 660-х годах до н. э. они усиливают натиск на Лидию, в результате чего царь Гиг обратился за помощью к Ассирии. Вскоре лидийцам удалось нанести поражение киммерийцам, на некоторое время обезопасившее царство. В это время кочевникам удалось отторгнуть у Ассирии ряд западных территорий, что заставило Ашшурбанипала считать их весьма опасными противниками. Усилившись, киммерийцы во главе с царёмДугдамми

(Тугдамме; Лигдамисом греческих текстов) в 644 году до н. э. вновь атакуют Лидию, в результате чего были взяты Сарды и погиб царь Гиг. В это время происходит единственное столкновение греков с киммерийцами, которым удалось захватить некоторые города Ионии, в частности Магнесию-на-Меандре и, видимо, Эфес (cогласно Архилоху, в Эфесе киммерийцы разорили храм Артемиды). Опорным пунктом завоевателей на западе Анатолии стал Антандр, который впоследствии даже получил название Киммерида. Но для постоянного расселения своих соплеменников Тугдамме выбрал более отдаленную Каппадокию.Вскоре были предприняты новые нападения на Ассирию, но в ходе одного из этих походов царь Дугдамми умер от болезни (Страбон предполагал, что Тугдамме был побеждён и убит царём скифов Мадием; Ашшурбанипал утверждает, что Тугдамме победил бог Мардук), и киммерийцы отступили. Его наследник Сандакурру (Сандакшатра), также названный царём скифов-саков, упоминается как враг Ассирии в одном из текстов Ашшурбанипала, но кочевникам больше не удалось восстановить своё могущество. Больше они не упоминаются в ассирийских документах.Киммерийцами часто именуются археологические культуры Северного Причерноморья, относящиеся к раннему железному веку, соответственно, и это время носит название «Киммерийской эпохи» (XI-VII вв. до н. э.). Происхождение киммерийцев связывается с племенами срубной культуры позднего бронзового века. А. И. Тереножкин выделил в культуре «киммерийцев» две хронологические ступени: первая (ранняя) получила название черногоровская (по названию кургана у хут. Черногоровский на Украине), вторая (поздняя) - новочеркасская (по названию города Новочеркасск, у которого был найден клад предметов) (Тереножкин, 1976). Для погребений характерно скорченное положение скелетов, многочисленны находки конской упряжи (удила, стремена).Также, исторические киммерийцы отождествляются с представителями белозерской культуры, а также белогрудовской и чернолесской.

Для юга европейской части СССР это древнейшие племена, о которых нам известно из античных письменных источников. Сведения о киммерийцах содержатся в "Одиссее" Гомера (IX - начало VIII вв. до н. э.), ассирийской "Клинописи" (VIII-VII вв. до н. э.), в "Истории" Геродота (V в. до н. э.), у Страбона (I в. до н. э. - I в. н. э.) и других древних авторов. Из этих сообщений вытекает, что киммерийцы - древнейшие аборигены Северного Причерноморья и Северо-Западного Кавказа. Они жили здесь еще до прихода скифов. Границы их расселения - северные берега Черного моря и от устья Дуная на Кишинев, Киев, Харьков, Новочеркасск, Краснодар и Новороссийск. Позже эти племена появляются в Малой Азии, а к VI в. до н. э. сходят с исторической арены. Как считает ряд исследователей, название "киммерийцы" - собирательное имя. Киммерийцев связывают со многими культурами эпохи бронзы и раннего железа - катакомбной и срубной на юге Украины, кобанской на Кавказе, кизилкобинской и таврской в Крыму, гальштатской в Придунавье и другими. Особое место в решении этого вопроса занимает Крым, в частности Керченский полуостров. Именно с ним связаны наиболее достоверные и наичаще встречаемые сведения о киммерийцах: "киммерийская область", "Киммерийский Боспор", "город Киммерик", "гора Киммерик" и т. д. Материальная культура киммерийцев характеризуется археологическими памятниками двух основных видов - погребениями и поселениями. Захоронения, как правило, совершались под небольшими курганами в грунтовых, часто подбойных, могилах. Обряд погребения - на спине в вытянутом положении или со слегка подогнутыми в коленях ногами. Поселения, состоящие из надземных каменных построек жилого и хозяйственного назначения размещались на возвышенных местах поблизости от источников пресной воды. Хозяйственная утварь представлена главным образом лепными сосудами - мисками, чашами, горшками и т. д.Выделяются крупные плоскодонные сосуды для хранения продуктов с высоким узким горлом, выпуклыми боками и черной или коричневато-серой лощеной поверхностью. Для орнамента сосудов характерен невысокий рельефный валик или несложный резной геометрический узор. При раскопках находят костяные и мелкие бронзовые предметы - шилья, проколки, украшения, а также изредка изделия из железа - мечи, ножи, наконечники стрел. В Крыму памятники киммерийского времени известны на Керченском полуострове, в Присивашье, на Тарханкуте и в зоне предгорий. В районе Главной гряды Крымских гор, в том числе на яйлах и Южном берегу характерных киммерийских памятников X-VIII вв. до н. э. не обнаружено.

В конце VIII в. на Кавказе происходят значительные перемены. Как уже говорилось, урарты оказываются в это время перед лицом нового врага. Племена киммерийцев, а затем и скифов, населявшие степи Восточной Европы, вторгаются в Закавказье, наносят тяжёлые удары Урарту и проникают в Переднюю Азию.

Развитие кочевого хозяйства в степях Восточной Европы и Средней Азии

В начале 1 тысячелетия до н. э. в связи с развитием земледель ческого и скотоводческого хозяйства (в частности, в связи с дальнейшим развитием коневодства) на большой территории от Черного моря до степей Средней Азии ускоряется процесс разделения племён на земледельцев и кочевников-скотоводов.

В то время как в приречных низменностях (например, в Приднепровье) продолжает развиваться мотыжное земледелие, дающее уже значительное количество продукта, в степных районах с целью расширения возможности пастьбы скота и увеличения стада население постепенно переходит от оседлого к кочевому скотоводству. Возможность перехода на кочевое скотоводство обеспечивалась не только большей подвижностью племён, которую создало приручение лошади и изобретение кибитки-юрты на колёсах, но и ростом межплеменного обмена, что позволяло удовлетворять некоторые нужды кочевников за счёт продуктов, создаваемых земледельцами. В то же время подвижные и воинственные племена кочевников могли обеспечивать свои нужды - в той мере, в какой они не покрывались собственным кочевым хозяйством,- и путём набегов на земледельческие области, а иногда даже путём установления более постоянной зависимости этих областей.

Заманчивым объектом для набегов кочевников являлись, конечно, области древних цивилизаций, откуда издавна в степи Северного Причерноморья доходили различные культурные изобретения. Отдельные группы кочевников, сдвинутые, как полагают, со своих мест перемещениями каких-то племён, проникают через Кавказский хребет и устремляются к странам Передней Азии.

Киммерийцы в Передней Азии.

Первое такое крупное нашествие из известных в истории совершили киммерийцы. Впоследствии греческие авторы называли киммерийцами вообще всех жителей Северного Причерноморья. Это были, по всей вероятности, племена, родственные иранским, а возможно, .и фракийским племенам, жившим и впоследствии по берегам Чёрного моря. Конечно, не всё население Причерноморья двинулось на юг через Кавказ. Киммерийцами древневосточные памятники называют лишь одно сильное племя или племенной союз, обитавший первоначально, повидимому, в Прикубанье и Крыму. Греческие источники говорят, что киммерийцы якобы были согнаны со своих мест скифами, которых в свою очередь вытеснили из Закавказья племена массагетов или исседонов.

Возможно, что киммерийцы двинулись на юг вдоль Кавказского побережья Чёрного моря, хотя некоторые исследователи считают более вероятным их продвижение через перевалы. Движение этих племён началось в V111 в. до н. э. В 30-х годах VIII в. мы застаём их в Западном Закавказье или в восточной части Малой Азии. Киммерийское войско, состоявшее сплошь из конницы, обладавшее большой подвижностью, владело незнакомой дотоле народам древнего Востока массовой коннострелковой тактикой. Оно представляло серьёзную угрозу для древневосточных рабовладельческих государств. Подвергая полнейшему разграблению захваченную территорию, киммерийское войско внушало ужас жителям соседних стран.

Длительные успехи небольшой группы кочевников, проникших в Переднюю Азию, можно объяснить только предположив, что к ним присоединялись некоторые полукочевые скотоводческие племена и ранее уже обитавшие в Закавказье и Малой Азии на периферии больших государств. Кроме того, к ним, вероятно, примыкали также земледельцы и рабы, которые бегством из своей страны спасались от эксплуатации; таких беглецов было немало в эти времена в державах Востока.

В 20-х годах VIII в. до н. э. поражение от киммерийцев потерпел Руса I, царь Урарту. Урартское государство киммерийцы не смогли разрушить, но им удалось стать хозяевами восточной части Малой Азии. Есть предположение, что именно в битве с ними погиб в 705 г. до н. э. ассирийский царь Саргон II. Около 679 г. киммерийцы попытались проникнуть на ассирийскую территорию, но были отбиты. Часть киммерийцев в это время появилась и на территории нынешнего Южного Азербайджана, где приняла участие в восстании мидян против Ассирии. Однако возможно, что в данном случае восточные источники под общим названием киммерийцев понимают скифов, о проникновении которых в Мидию в начале VII в. до н. э. точно известно.

В начале 70-х годов VII в. вожди основных племён киммерийцев вступили в соглашение с Ассирией и Урарту. В ассирийских памятниках встречается упоминание «начальника киммерийского (очевидно, наёмного) полка». Есть основания предполагать, что киммерийцы выступали и вместе с Урарту в качестве союзников или наёмников.

Наиболее тяжело пострадала от киммерийцев Фригия. В первой четверти VII в. до н. э это государство было разрушено, невидимому, совместными действиями Урарту и киммерийцев. Центральная часть Малой Азии стала добычей кимморийских племён. В течение первой половины VII в. почти все области Малой Азии подвергаются разрушительным набегам киммерийцев, которые нападают и на столицу Лидии - Сарды и на греческие города побережья Эгейского моря. Угроза для Лидии стала ещё более серьёзной в связи с тем, что киммерийцы, повидимому, соединились с трерами - скотоводческим фракийским племенем, проникшим с Балкан в Малую Азию через Босфор и Дарданеллы. Треры были поддержаны также горным народом - ликийцами, жившими на юго-западе Малой Азии и сохранившими многие древние порядки, в том числе сильные пережитки матриархата. Повидимому, только после того, как Лидия дважды получила помощь от Ассирии, а киммерийцы были ослаблены столкновениями со скифами, лидийпы одержали победу. Мощь киммерийцев была сломлена. Остатки киммерийцев осели в северовосточной части Малой Азии, где постепенно слились с местным населением.

Скифы в Передней Азии

Через 50-60 лет после вторжения киммерийцев в Переднюю Азию туда вторгается другое кочевое ираноязычное племя или группа племен - скифы. Первоначально это название принадлежало племени, обитавшему к востоку от нижнего течения Волги, а затем проникшему на её западный берег и на Северный Кавказ. Отсюда скифы через современный Дагестан и Дербентский проход устремились на территорию нынешнего Азербайджана. Здесь они обосновались и, включив, вероятно, в свой состав значительные группы местного скотоводческого населения, совершали походы в различные части Передней Азии.

Восточные памятники называют вождей скифов «парями» и их область - «царством». Вероятно, оно было расположено в низменной части междуречья Куры и Аракса, хотя некоторые исследователи склонны считать, что это царство находилось на территории Маны, в районе Урмийского озера.

Скифы столкнулись с ассирийпами впервые в 70-х годах VII в. до н. э.; в борьбе с ассирийпами погиб скифский вождь Ишпакай. Затем около 673 Р. скифы поддержали восстание мидян против ассирийской власти, но в конце кондов вождь скифов Партатуа заключил союз с ассирийским царём Аеархаддоном, который, невидимому, выдал за него замуж свою дочь. G этих пор скифы умело используются ассирийцами против своих врагов. В 50-х годах VII в. Мадий, сын Партатуи, возглавил поход скифов в Малую Азию - по всей вероятности, с ведома Ассирии, которую просил тогда о помощи против киммерийцев парь Лидии Ардис. Киммерийцы в это время представляли серьёзную угрозу и для ассирийских границ,--это ясно видели в Ассирии. Столкновение друг с другом двух групп кочевников привело к разгрому киммерийцев. Зато скифы выросли в большую политическую силу, с которой древневосточные цари не смогли справиться. Так, Мадий добился подчинения скифам новообразованного Мидийского царства в Северном Иране и Южном Азербайджане. Правда, это подчинение было, вероятно, более или менее формальным; скифы ограничивались лишь получением определённого выкупа от Мидии. Возможно также, что этот конфликт скифов с Мидией был спровоцирован ассирийцами, желавшими ослабить Мидию как своего опасного соседа.

После смерти ассирийского царя Ашшурбанапала около 633г. дон. э., когда Ассирия была охвачена внутренними смутами, скифы, повидимому, вторглись на контролировавшиеся Ассирией территории, в частности в Сирию и Палестину. Во время своих походов скифы доходили тогда до границ Египта.

Значительной силой скифы оставались в Передней Азии во времена падения Ассирийской и Урартской держав, но из-за скудости источников нам не ясна их роль в событиях, развернувшихся в конце VII в. Во всяком случае в то время скифы уже потеряли влияние в Мидии. Судя по древнееврейским данным, Скифское царство ещё существовало в конце 90-х годов VI в. до н. э. После этого времени источники о нём уже не упоминают.

Основная часть скифов в это время, повидимому, постепенно уходила обратно на Северный Кавказ и проникала в Северное Причерноморье, населённое в то время родственными им частью кочевыми, частью земледельческими племенами различных наименований. В науке эти племена также получили общее название «скифов»; так их впервые стали называть греки (начавшие около этого времени появляться на северных берегах Чёрного моря), повидимому, по имени уже известного им племени, вторгавшегося в Малую Азию.

Часть скифов, как и киммерийцы, однако, осталась в Закавказье, а может быть, также и в Малой Азии. Археологические данные о раннем железном веке в Закавказье показывают наличие там значительных элементов скифской культуры.

Историческое значение скифского нашествия в Переднюю Азию

Роль скифского нашествия в истории как Передней Азии, так и Восточной Европы была значительной. Оно привело к установлению более тесных связей между Причерноморьем и странами древнего Востока.

Вполне возможно, что на Северном Кавказе происходило слияние местного населения, говорившего на кавказских языках, с пришельцами - скифами, причём элементы местной культуры переплетались со скифскими. В культуре Закавказья VII-VI вв. до н.э., как сказано, можно отчётливо проследить наряду с элементами переднеазиатскими и местными также и скифские. На Северном Кавказе памятники VIII-V вв. имеют в своём инвентаре наряду с предметами, типичными для местной культуры бронзового века на Кавказе, также и настоящие скифские предметы. Вместе с тем скифская культура в это время сама подвергается сильному влиянию культур древнего Востока и, в частности, урартской. Кавказ в этот период в ещё большей степени, чем раньше, становится тем мостом, по которому восточные влияния проникают далеко на запад. Кавказские бронзовые сосуды VI в., обладающие весьма типичной формой, обнаружены на пространстве от подошвы Арарата до правого берега Днепра, несколько ниже Киева. Скифский художественный орнамент на бытовых предметах (так называемый «скифский звериный стиль»), распространившийся в последующий период в степной полосе от Чёрного моря до Монголии, имеет определённые связи с искусством горных племён Западного Ирана. Влияние древнего Востока, преломлённое сквозь призму кавказских традиций, глубоко проникает в это время в культуру скифских степей.

С другой стороны, скифское нашествие оказало определённое влияние и на Переднюю Азию. Скифы и киммерийцы ввели новую массовую конно-стрелковую тактику; скифы способствовали широкому распространению нового типа стрел - с гранёными бронзовыми наконечниками со втулкой. Эти стрелы позволяли намного повысить эффективность стрельбы из лука. С VII в. до н. э. скифские стрелы были в употреблении у мидян и народов Средней Азии, а потом быстро распространились и среди других народов древности.

Скифское нашествие, расшатывая силы старых держав Востока, способствовало их разрушению, что в свою очередь подготовляло почву для создания новых крупнейших рабовладельческих держав - Мидийской и Персидской.

2-урна из Венгрии

Киммерийский орнамент



оружие киммерийцев

Вещи из гробницы № 2 в кургане Высокая могила:
1 - бляха; 2 - кинжал; 3 - обойма от ножен кинжала; 4 - точильный брусок; 5 - сосуд; 6 - застежка.
1, 3 - золото; 2- железо; 4 - камень; 5 -глина;
6 - кость.

Вещи из гробницы № 5 в кургане Высокая могила:
1 - кинжал; 2 -точильный брусок; 3 - височное кольцо; 4-6 - обивки от деревянного сосуда; 7-нож;
8 - удила; 9 - сосуд; 10 - фрагмент штукатурки от стен гробницы; 11 - застежка. 1, 1, 8 - бронза;
2, 2 - камень; 3-6 - золото, 9-10 - глина.

8, Сосуд в обломках.
9. Бронзовые удила.
10. Колчанный набор (рис. 7) наконечников стрел.

11. Застежка.


Сосуд с высоким сужающимся горлом, округлым корпусом и небольшим плоским
дном, лощеный, серовато-коричневого цвета. Украшен по плечикам широким поясом резного орнамента со следами бывшей белой инкрустации. По поясу идет лента гладкого зигзага, по нижнему краю - низкие свисающие треугольники. Высота сосуда 37 см, диаметр венчика 13,5 см, диаметр корпуса 33 см, диаметр дна 10,5 см. Застежка алебастровая, с тремя поперечными желобками. Бронзовые удила похожи на обычные двукольчатые, с дополнительными звеньями для повода. В отличие от удил новочеркасского типа, у них вместо вторых
кольчатых отверстии находятся короткие массивные стержни с парой отверстий для прикрепления к ним псалиев, которые не сохранились, так как были или деревянными, или роговыми. Колчанный набор состоял из 38 втульчатых наконечников стрел, 11 из которых - бронзовые, с короткой выступающей втулкой и плоской ромбической головкой (рис. 7, 1-11), 13 таких же наконечников, но с килевидными головками (рис. 7, 12-24) и 14 костяных наконечников стрел, из числа которых 12 наконечников имеют глубокие треугольные вырезы в основании (рис. 7, 25-36), а два - миниатюрных, круглой пулевидной формы

Колчанный набор наконечников стрел из гробницы № 5 в кургане Высокая могила:
1-24 - бронзовые наконечники; 25-38 - костяные наконечники; 39 - часть древка бронзового наконечника стрелы.

Комплексы из курганов Стенного Подонья и Поволжья:
1 - план погребения; 2 - наконечник стрелы; 3 - застежка; 4 - предмет неопределенного назначения;
5 - обломок ножа (с. Васильевка); 6 - план погребения, 7 - сосуд (с. Бережновка); 8 - точильный брусок (Верхнепогромное); 9 - план погребения; 10 - сосуд (Веселая Долина); 11 - боевой топор; 12 - наконечник стрелы; 13 - план погребения (хут. Верхнеподпольный). 2-4 - кость; 5 - железо; 7, 10 - глина; 8, 11 - камень; 12 - бронза.

8. с. Березки Новоаненского р-на Молдавской ССР. В разрушенном в 1960 г. кургане бронзового века краеведом колхозником Л. М. Кравец была обнаружена впускная могила со стенами, обшитыми деревом, четырьмя столбами и деревянным перекрытием. В ней находился скелет в скорченном положении, головой на запад. При нем оказался цельножелезный кинжал хорошей сохранности (рис. 3, 7) с грибовидным навершием, плоской рукоятью, коротким перекрестием, образованным острыми треугольными выступами и постепенно сужающимся к острию линзовидным в разрезе клинком. Длина кинжала 42 см, длина клинка 29,5 см, ширина клинка 2 см .

9. с. Благодаровка бывш. Бузулукского уезда Самарской губ. В кургане кладоискатели в 1891 г. (?) нашли бронзовые удила с двукольчатыми концами (рис. 3, 1), которые ныне хранятся в ГИМс .

10. Станица Букановская Воронежской обл. В. Н Гуляев о ходе работ Воронежской Лесостепном экспедиции Института археологии АН СССР раскопал курган № 1, в котором открыто впускное погребение № 2, отнесенное исследователем к раннескифскому времени. Захоронение нарушенное, находилось в центре кургана на глубине 1,75 м от поверхности. Судя по остаткам, скелет лежал вытянуто, головой на юго-запад. При нем находился узкогорлый залощенный темносерый сосуд с яйцевидным корпусом и малым дном (рис. 3, 5). Высота сосуда 38 см, диаметр венчика 14 см, диаметр корпуса 25 см, диаметр дна 10 см [В. 11. Гуляев. Отчет о работе Воронежской лесостепной экспедиции.- Архив ПА АН СССР, стр, 48, табл XIII, 1, 3].

11. с. Васильевна Старобешевского р-на Донецкой обл. Азовский отряд Севсрскодонецкой экспедиции Института археологии АН УССР при раскопках кургана № I V с. Васильевка в 1972 г обнаружил впускное погребение (№ 25) позднейшего предскифского времени (рис. 10, 1-5). Глубина могилы 2,55 м, длина 1,8 и, ширина 1 м. В ней на 15 см выше дна - деревянное перекрытие поперечными плахами. Скелет взрослого человека лежал вытянуто с протянутыми вдоль тела руками, головой па запад. При нем были следующие предметы:
1. Между локтем правой руки и грудной клеткой находилась желтая масса (остатки напутственной пищи?), при которой был сильно окислившийся железный нож
2. Рядом лежал костяной четырехгранный втульчатый наконечник стрелы.
3. У поясницы справа находилось костяное стержневидное орудие с муфтообразным кольцом по ободку и короткой втулкой. Длина поделки 6,3 см, диаметр втулки 2 см.
4. На той же линии, но с левой стороны скелета находилась костяная застежка с тремя поперечными желобками. Длина ее 3,2 см, ширина 1 см .

Костяные псалии и бляшки от узды из кургшы у с. Веселая Долине.

Погребения и находки из степной полосы Восточной Европы:
1 - план погребения № 2 в кургане № 1 у хут. Веселый; 2 - план погребения № 6 кургана № 3 у хут. Веселый; 3 - сосуд из погребения N° 1 кургана № I у хут. Веселый; 4 - кинжал (Демкино); 5 - меч (Гербино); 6 - бляшка; 7-височное кольцо; 8 - браслет;
9 - пронизь: 10 - сосуд (Волошское). 3, 10 - глина; 4 - бронза н железо; 5-9 - бронза.

Кубки и кубковидные сосуды из курганов Степного Поднепровья и Поднестровья:
1 - Пивдение; 2 - Огородное; 3 - Вольногрушевское; 4 - Кут; 5 - погребение № 2 кургана № 40 у с. Софиевка, б - Привольное; 7 - Маякн; 8 - Терновое; 9 - курган № 97 у с. Парканы.

Комплексы из курганов на Керченском полуострове и степной полосы Восточной Европы:
1 - план захоронения; 3 - точильный брусок (погребение № 6 кургана № 4 у с. Зеленый Яр); 2 -план захоронения; 4 - боевой молоток (погребение № 1 кургана № 5 у с. Зеленый Яр); 5 - боевой молоток (курган на Днепрострое); 6 - кубок; 7 - нож; 8 - план захоронения (г. Днспрорудный); У-13 - уздечные принадлежности (хут. Жирноклеевский). 3-5 - камень;
б -глина; 7 - бронза; 9-13 - кость.

1. Бронзовые удила с двукольчатыми концами, поступившие от И. Ф. Жевахова .
2. Бронзовый трехпетельчатый псалий с концом в виде лопасти .
3. В Екатеринославский музей поступили от И. Ф. Жевахова бронзовые удила со стремечковидными концами, в которых есть дополнительные отверстия

Основные предметы из Зольного кургана близ г. Симферополя:
1, 2 - удила и псалий; 3-12- принадлежности от узды; 13-22 - наконечники стрел; 23 - точильный брусок; 24 - меч; 25 - план захоронения. 1, 2; 15-19 - бронза; 3-8; 10-14 - коcть; 9 - железо и кость; 20- 22, 24 - железо.

Находки из кургана у с. Львово:
1 височные кольца; 2-кубок. 1 - бронза и золото; 2 - глина

Комплекс из погребения № 2 кургана № 5 у с. Суворово:
1-2 - план и разрез могилы; 3 - сосуд; 4 - точильный брусок; 5 - рукоять кинжала; 6 - лунница. 3 - глина; 4 - камень; 5 - бронза и железо; 6 - бронза.

котел

Киммерийские стрелы, удила и псалии. VIII-VII вв. до н.э.

Зольный курган. Крым

Самоквасов Д.Я.

Одним из первых, кто попытался определить киммерийский период в древней истории нашей страны, был известный археолог Самоквасов Д.Я. В вышедшем в 1892 г. в Варшаве труде под названием «Основания хрогологической классификации древностей Европейской России» он выделил наиболее ранние древние погребения, сопровождавшиеся каменными и бронзовыми орудиями, и отнес их к эпохе, которую назвал киммерийской. Ученый признал эту эпоху временем, предшествующим вторжению основной массы скифов в Северное Причерноморье, в соответствие с тем, как оно было освещено в историческом придании у греческого историка V в. до н.э. Геродота. Распространение железа в наших степях Самоквасов Д.Я. непосредственно связывал с приходом скифов. «Могильники киммерийской поры, - писал он, - отличаются от могильников последующих исторических эпох главным образом тем, что не содержат в себе оружия и орудий домашнего быта из глины, кости, камня, меди; могильники этой эпохи относятся к тому времени, когда древнейшим обитателям Русской земли еще неизвестно было употребление железа на человеческие нужды». В работе «Могилы Русской земли» (Москва, 1908 г.) ученые выделили киммерийскую, а также следующие за ней скифскую, сарматскую и другие исторические эпохи. Он считал, что этническая атрибуция известных ему археологических памятников должна явиться дальнейшей задачей науки. В начале ХХ века большинство археологов обычно относило к киммерийским все захоронения бронзового века со скрюченными костяками, найденные в курганах на юге Российской империи.

В 1901 и 1903 гг. археологом Городцовым В.А. были осуществлены массовые раскопки курганов в Екатеринославской и Харьковской губерниях. Выделив древнеямную, катакомбную и срубную культуры, достаточно прочно обосновав их относительную и даже абсолютную хронологию, исследователь ускорил ход развития киммерийской проблемы. Еще в середине 20-х годов ХХ века он, ранее других ученых, поставил в науке вопрос о необходимости изучения киммерийцев. Кимме6рийскую культуру Городцов В.А. предложил выделить по тому кругу кладов бронзовых орудий из Северного Причерноморья, которые можно было бы поставить приблизительно в один хронологический ряд с такими известными на соседних территориях культурами, как гальштатская (в Запрадной Европе), Кобанская (на Кавказе) и ранняя ананьинская (в области Волги и Камы). Данные культуры он считал хронологически соответствующими позднейшему предскифскому периоду.

Городцов В.А.

Гипотеза Городцова В.А., к которой он не раз возвращался в своих трудах («К вопросу о киммерийской культуре», Москва, 1928 г. и др.), получила широкое признание. Многие бронзовые вещи (клепанные котлы, кельты, кинжалы некоторых типов), обнаруженные в южных степях, стали называть киммерийскими. После того, когда выяснилось, что эти орудия являются позднесрубными, эту культуру также стали отождествлять с киммерийцами.

Известный советский ученый Граков Б.Н. еще в конце 30-х годов ХХ века пришел к выводу, что в наших степях в предскифское время одновременно обитали киммерийцы и прямые предки скифов, отождествленные со срубной культурой. Данную гипотезу он впервые высказал в своей работе «Скіфи», вышедшей в Киеве в 1947 г. на украинском языке. Более аргументировано ученый изложил ее в труде «Каменское городище на Днепре».

Граков Б.Н.

Киммерийцы - древнейший из известных по-своему название народов, живших в наших степях. Они принадлежали к одной языковой группе со скифами и сарматами, а также имели схожие культуры. По мнению профессора Бориса Гракова, киммерийской эпохой следует считать «время, от рубежа II и I тысячелетий до н.э. до начала собственно скифской эпохи, то есть до второй полвины VII века до н.э.».

Первое упоминание о киммерийцах относятся к XIV-XII вв. до н.э. Живший в VIII в. до н.э. греческий поэт Гомер помещает их земли у крайних границ обитаемого мира, у входа в подземное царство Аида. В «Одиссее» говорится, что родина киммерийцев всегда окутана «мглою и тучами», через которые не проглядывают солнечные лучи. В «Илиаде» они называются народом «удивительных доильщиков кобылиц», жившим к северу от Трои, за «конеборными фракийцами и сражающимися врукопашную мисийцами». Весьма примечательно, что более поздние античные писатели и историки называют «доильщиками кобылиц» то скифов (Гессиод VII в. до н.э.), то киммерийцев (Каллимах, 310-235 гг. до н.э.). По всей видимости, данная путаница лишний раз свидетельствует о том, что оба этих народа с давних времен жили в наших степях, входили в единый военно-племенной союз и совершали совместные походы. В клинописных документах VII в. до н.э., относящихся ко временам царствования Асархаддона (681-668 гг. до н.э.) и Ашурбанипала (668-626 гг. до н.э.) бок о бок упоминаются ишкуза-ашкуза (скифы) и гамирра-гимирра (киммерийцы). Известный географ древности Страбон (63 г. до н.э. - 23 г. н.э.) упоминает, что киммерийцы совершали свои походы в Азию и области Средиземноморья еще до времен Гомера.

В библейских текстах (пророчестве Иезекииля и др..) вторжение скифов и киммерийцев отражено как «божья кара»: «Вот идет народ из северной страны… держит лук и короткое копье (возможно, речь идет о дротике - С.Т.), жесток он! Они не сжалятся! Голос их ревет, как море, скачут на конях, выстроились как один человек…». «Народ издалека… Народ древний, языка которого ты не знаешь, колчан его, как открытый гроб (по всей видимости, столь образно библейский автор описывает скифские и киммерийские гориты - С.Т.), все они люди храбрые…». Первые ассирийские надписи (разведывательные данные - глиняные письма шпионов царю) о походах в Закавказье народа «гимири», относятся еще ко второй половине VIII в. до н.э. В этих же документах содержатся упоминания о том, что такие походы имели место еще столетием раньше, т.е. в IX в. до н.э. Весьма показательно, что память о славных воинах, пришедших с севера, долгое время сохранялась в легендах и преданиях многих народов Закавказья и Малой Азии, а слово «гмири» в грузинском языке до сих пор означает великан.

Посуда, конское снаряжение и орудия труда киммерийцев

При киммерийцах, которые овладели секретом получения железа из болотной руды в XVI-XV вв. до н.э., в Северном Причерноморье произошло переход от бронзового века к железному. Следует отметить, что по уровню железоделательного производства они значительно превзошли все народы Восточной и Средней Европы, а в X-IX вв. до н.э. у них уже получила распространение цельножелезное оружие. Вооружение киммерийского воина позднего периода состояло из длинного (до 1м 8 см) стального меча, кинжала, круглой булавы с каменным или бронзовым навершием, сложного лука и стрел с втульчатыми наконечниками. Последние сначала изготавливались из кости и бронзы, а в более позднее время из железа. Киммерийский лук был предшественником знаменитого скифского лука и отличался отменными боевыми качествами. Из него киммерийцы, лихо обернувшись в седле, могли поразить преследовавшего их противника. Для ношения лука и запаса стрел использовался специальный футляр - горит. Киммерийский горит имел одну оригинальную особенность - сверху он закрывался крышкой.

В героических сказаниях и былинах времен Киевской Руси фигурируют мечи-кладенцы, завладеть которыми стремятся богатыри и герои. Так, знаменитому Илье Муромцу удается завладеть таким мечом, одержав победу над Святогором, богатырем колосального роста. Создатели народного эпоса наделяют это оружие магической, поистине всепобеждающей силой. Очевидно само слово «кладенец» происходит от слова «клад» («обнаруженный в кладе»). Вероятно, упоминаемые в былинах мечи-кладенцы являются киммерийскими мечами, которые средневековые жители нашей страны могли находить в древних кладах. К таким мечам относились с большим уважением, считая их оружием героических предков. Сами собой распространялись легенды о волшебных свойствах «кладенцов». Один из таких мечей был обнаружен украинскими археологами в киммерийском кладе на Суботовском городище в Чигиринском районе. Этот великолепный стальной меч был снабжен бронзовой крестовидной рукоятью, а его длина превышала 1 м.

Иногда в погребениях киммерийских воинов находят бронзовые секиры и боевые каменные топоры (архаичное оружие предков). Лишь немногие киммерийцы пользовались деревянными и обтянутыми кожей щитами. Отсутствие в погребениях киммерийских воинов защитных доспехов говорит о том, что последними они, скорее всего, не пользовались. Лишь в конце VIII-начале VII вв. до н.э. у некоторых знатных киммерийцев могли появиться доспехи, изготовленные в Закавказье и Малой Азии. Во времена совместных со скифами походов в Малую Азию основу киммерийского войска составляла легкая конница. Тяжелой кавалерии, в отличии от скифов, у киммерийцев не было.

В прежние годы ряд исследователей относили киммерийцев к числу народов фракоязычной группы, однако более поздние исследования подтвердили и ранее бытовавшую точку зрения о том, что киммерийцы принадлежали к той же группе ираноязычных племен, что и скифы, составляя западную ветвь этого огромного мира. Очевидно, что они жили в наших степях еще в эпоху бронзы, поэтому ученые обычно отождествляют их с племенами срубной культуры, которые вели оседлый образ жизни и имели комплексное земледельческо-скотоводческое хозяйство. Рубеж I тыс. до н.э. ознаменовался переходом к более прогрессивному в то время кочевому скотоводству, позволявшему с наименьшими затратами труда овладевать обширнейшими и богатейшими пастбищными степными угодьями. Основной специализацией скотоводства киммерийцев было коневодство - не зря многие древние авторы называли их народом «удивительных доильщиков кобылиц». С прекращением оседлости единственными памятниками киммерийцев стали их захоронения в курганах. На территории Никопольского района такие захоронения были обнаружены в окрестностях города Орджоникидзе (Свинарева могила), поселка Шахтер, города Никополя и во многих других местах.

Киммерийская одежда была во многом похожа на скифскую. Это сходство в первую очередь связано с тем, что оба народа жили в сходных климатических условиях. Одежда степных кочевников была идеально приспособлена для открытых обширных просторов Евразии и умеренно-континентального климата - лютых зимних морозов, продолжительной летней жары, пронизывающих ветров и т.д. Киммерийские мужчины носили короткие кожаные куртки, узкие штаны, мягкие полусапоги. Самыми распространенными головными уборами киммерийцев были высокие островерхие башлыки. Их изображения можно обнаружить на греческих и этрусских вазах, ассирийских фресках и рельефах, относящихся к VIII-VI вв. до н.э. О женской одежде киммерийцев, к сожалению, почти ничего не известно.

Скорее всего, киммерийские мужчины носили головные уборы различных типов. Многие слышали о так называемом «фригийском колпаке» - головном уборе, ставшем в конце XVIII в. символом свободы в революционной Франции. Государство под названием Фригия в древние времена действительно существовало и находилось в Малой Азии, вот только сами фригийцы вряд ли являлись авторами «фригийского колпака», изобретение которого им упорно пытаются приписать уже не одно столетие. По всей видимости, они лишь позаимствовали его у киммерийцев, которые не раз посещали и завоевывали Фригию. Ярким подтверждением данной точки зрения являются изображения киммерийцев в головных уборах, точь в точь похожих на знаменитые «фригийские колпаки». Такие изображения встречаются на греческих и этрусских вазах.

В первые века I тыс. до н.э. значительная часть оружия, которым пользовались киммерийские воины (главным образом, киммерийская знать) имела кавказское происхождение. В этот период многие районы Закавказья и Кавказа служили своеобразной мастерской, снабжая бронзовым оружием окружающие народы в поразительном изобилии. Особенно популярными там были булавы, топоры, мечи, кинжалы, копья и вилы из бронзы. Щиты в основном были плетеными, обтянутыми шкурой. Наконечники стрел часто изготавливали из обсидана - стекловатой вулканической горной породы красного и серого цвета, с раковистым, режущим изломом. Данная порода, иногда также называемая вулканическим стеклом, образуется при застывании вязких разновидностей кислой липаритовой лавы. Она хорошо полируется и еще с давних времен широко использовалась для изготовления различных поделок и оружия. Стрелы с обсидановыми наконечниками обладали незаменимыми боевыми качествами. Очень твердые, они легко пробивали мягкие панцири, и в то же время, будучи очень хрупкими, они часто ломались в теле врага. На Кавказе и в Закавказье изготавливались кожаные панцири, обшитые круглыми бляхами различной величины. Для защиты тела служили и широкие пояса из листовой бронзы или толстой кожи. Бронзовые шлемы использовались редко и походили на те, что изготавливались в Малой Азии.

Многочисленные античные историки непосредственно связывают скифов с таинственными «народами моря», которые вторглись на Ближний Восток и Балканы в конце ХІІІ - начале ХІІ вв. до н.э. Примерно к этому же времени относятся и первые легенды о походах амазонок в Европу и Малую Азию (вплоть до Афин и Трои). Они даже нашли свое отражение на знаменитом паросском мраморе - учебной хронологической таблице 264-263 гг. до н.э., по которой эти события датируются 1256/1255 гг. до н.э. О них упоминается и в рассказе современника Цезаря и Августа Николая Дамасского. По всей видимости в данных легендах отражены реальные исторические события, связанные с древнейшими походами живших у Меотиды (Азовского моря) племен, скифов и киммерийцев, в Малую Азию и Грецию. По свидетельству историка Павла Оросия, около 1234 г. до н.э. произошла война скифов под руководством царя Таная с Египтом. Лишь прибегнув к помощи других африканских народов (ливийцев и эфиопов), египетский фараон сумел отразить нападение.

Около 800 г. до н.э Скифская империя простиралась от Волги до Дуная. Примерно в это время была установлена и тройственная система правления: первый род правил от Волги до Северного Кавказа и Дона, второй - между Доном и Днепром, третий - между Днепром и Дунаем. Такое деление страны отражено в рассказе о трех соединениях скифского войска во время войны с Дарием (512 г. до н.э.). Царь Идантирс (Иданфирс) - предводитель самого крупного и сильного воинского соединения, считался старшим.

Племена, относившиеся к зависимым, «подвластным», платили царским скифам дань, размер которой, вероятно, во многом зависел от степени этнического родства. В наиболее привилегированном положении, по сравнению со всеми остальными, находились скифы-кочевники и скифы-земледельцы.

Возможно,так выглядел киммерийский воин

киммерийские стелы

киммерийские коньки

киммерийцы на греческой вазе

Погребальный инвентарь киммерийского захоронения (феодосийский музей древностей)

Киммерийцы - загадочный народ, упоминающийся в древнегреческих и древневосточных источниках, сегодня имеет определённое место в истории.

Киммерийцы выделились в ходе распада так называемой срубной археологической культуры, существовавшей во II тысячелетии до н.э. в степной полосе от Урала до Дуная. В «Одиссее», созданной в VIII веке до н.э., мелькает описание знакомства древних греков с этим народом, который живет на крайнем пределе обитаемой земли. Грекам времён «Одиссеи» это должно было казаться именно так.

По Геродоту, пришедшие из-за Волги скифы напали на киммерийцев и вынудили их оставить родные степи. По преданию, киммерийцы не смогли договориться между собой, оказать ли сопротивление скифам или спасаться бегством и искать новых мест для поселения. Этот спор привёл к братоубийственной войне между киммерийцами, в которой полегло множество народа, в основном знати, которая стояла за противоборство скифам. Всех павших в этой роковой битве, по Геродоту, киммерийцы похоронили где-то в районе реки Днестр (где ещё во времена Геродота якобы можно было видеть курган киммерийских царей), а оставшимся ничего не оставалось, как покинуть страну. Исход киммерийцев, преследуемых скифами, проходил вдоль Черноморского побережья Кавказа.

В конце VIII века до н.э. киммерийцы появляются на Ближнем Востоке. В 714 году до н.э. они поселяются в определенной части государства Урарту, на территории современной Армении. Урартский царь Руса I, попытавшийся подчинить их, потерпел страшное поражение. Через некоторое время, в конце VII века, киммерийцы двинулись на Ассирию, Каппадокию и Фригию – царства в Малой Азии. Где-то они проигрывали сражения, где-то одерживали победы. Во Фригии в бою они убили царя Мидаса – того самого, которому, если верить мифу, бог Аполлон за дерзость и глупость "подарил" ослиные уши. Но в целом эта область была плотно населена ещё до киммерийцев, и им нигде не удалось прочно закрепиться. Во второй половине VII века до н.э. они, очевидно, полностью растворились в местном населении, теряя свою идентичность.

Экспансия киммерийцев в западной части Малой Азии продлилась дольше. Она пришлась на время правления в Лидии царя Ардиса II – первого в истории государственного деятеля, начавшего чеканку монеты определённого веса и пробы. Ардис II c 678 года по 644 год до н.э. был соправителем своего отца Гигеса, а после до 629 года царствовал самостоятельно. Как раз в этот период киммерийцы напали на его государство и овладели его столицей Сарды. Царскому войску удалось удержать только акрополь города. По восточным источникам, Гигес пал при защите Сарды. Киммерийцы хозяйничали в Лидии, пока сыну Ардиса Садиатту (629-617 гг.) не удалось изгнать их из своей страны. Вскоре после этого киммерийцы полностью исчезли с исторического горизонта.

Географическая память о киммерийцах осталась у греков в тогдашнем названии Керченского пролива – Боспор Киммерийский. Какую-то область они именовали Киммерией – по-видимому, это нынешний Керченский полуостров. Греки считали, что всей страной, в которой позднее обитали скифы, прежде владели киммерийцы.

С точки зрения большинства историков, киммерийцы были ираноязычным народом, родственным скифам. Но есть и альтернативные мнения. Согласно одному из них, киммерийцы относились к арийской общности, когда она еще не разделилась на иранскую и индоарийскую ветви.

Обращает на себя внимание также созвучие имени киммерийцев с кимврами – народом, вторгшимся в Римскую державу в конце II века до н.э. Кимвров обычно считают германцами. Но здесь можно указать на распространение в древности одних и тех же названий народов на разных территориях. Так, известны ещё и кимбры - племя в древней Британии. Причём это не обязательно могло быть совпадение слов по звучанию.

Например, первые славяне носят у античных авторов имя венедов, и в то же время там, где позднее была основана Венеция, а также на западе Галлии (Франции) жили племена венетов. Академик В.В. Седов утверждал, что венетами (венедами) звалась ещё не разделившаяся центрально-европейская общность, из которой впоследствии выделились италийцы, кельты, германцы, балты и славяне (последние дольше других сохраняли это древнее имя); и венеты севера Италии и Галлии тоже были выселенцами из этого ареала. Точно так же упомянутые Геродотом невры на западе Скифии могли быть родственны кельтскому племени нервиев, либо их самоназвание развилось из одного корня (кстати, и те и другие поклонялись змеям и практиковали ритуальное оборотничество).

Названия киммерийцев, кимвров и кимбров также могли быть наследием ещё нерасчленённой индоевропейской общности. Иногда самоназвание народа надолго переживает тот язык, в котором оно первоначально возникло.

Интересный след оставило имя киммерийцев в русском языке. Посредством аланского «гимир», что означало «великан, исполин», оно перешло в русский язык в слове «кумир» (истукан, идол).