Кто был правителем государства крестоносцев. Духовно-рыцарские ордены. Государства крестоносцев

Государства крестоносцев на Востоке. В 1096 г. четыре больших рыцарских ополчения отправились из Европы в Палестину. Их призывал к этому Папа римский. Он просил рыцарей вернуть из рук мусульман Гроб Господень, который, как известно, находится в Иерусалиме. Сам город был в это время захвачен турками-сельджуками.

Три долгих года продолжался поход. Ценой нескольких битв и сражений, многих жизней, жертв, лишений Иерусалим был отвоеван. Вслед за этим крестоносцы подчинили себе еще ряд городов, крепостей, территорий. В результате в руках рыцарей-паломников оказалось все сиро-палестинское побережье, а на северо-востоке их земли простирались далеко за Евфрат. Там крестоносцы создали свои государства: графства Эдесское и Триполийское, Антиохийское княжество и Иерусалимское королевство. На границах христианских владений было возведено множество мощных замков, в том числе знаменитый Крак. Их стены и башни грозно высились среди скал и песков. Дозорные день и ночь пристально всматривались в горизонт: не покажется ли вдали отряд врагов-мусульман.

Откуда нам известна история государств, созданных крестоносцами. Об истории христианских государств на Востоке, мы можем узнать из разных источников. До нашего времени дошли их законы, из которых наиболее интересны так называемые "Иерусалимские ассизы". История этих государств описана современниками, как христианами, так и мусульманами. Особенно много сведений можно почерпнуть из летописей архиепископа города Тира, Гийома, рассказавшего о том, как обстояли дела в Святой Земле до середины 80-х годов XII в., и иерусалимского казначея Бернарда, подробно описавшего более поздние события.

Духовно-рыцарские ордены. Чтобы защищать свои новые владения и расширять их, христиане создали специальные организации - духовно-рыцарские ордены. Два из них стали главными: орден тамплиеров (или храмовников) и орден госпитальеров. Ордены состояли из людей, которые одновременно были и воинами-рыцарями, и монахами. Они всегда были готовы прервать молитву и взяться за меч, чтобы отразить опасность со стороны иноверцев. Во главе ордена стоял великий магистр, которому беспрекословно подчинялись все остальные. Орденские рыцари были многочисленны, прекрасно вооружены, обучены, подчинялись строжайшей дисциплине. Это сделало ордены тамплиеров и госпитальеров главной военной силой христиан на Востоке.

Раздоры христианских князей на Востоке. Все христианские княжества Сирии и Палестины на словах подчинялись Иерусалимскому королю. Однако на деле он не имел преимуществ перед князьями. Если планы христианских князей расходились, они начинали междоусобную войну. А в качестве союзников призывали на помощь соседних мусульман.

Поединок христианского рыцаря
с мусульманским воином

В таких условиях по-настоящему укрепиться в Сирии и Палестине было трудно. Поэтому в 40-х гг. XII в. успехам крестоносцев пришел конец. Эмир Имад ад-Дин Зенги, который правил в городе Мосуле (на территории современного северного Ирака), сумел распространить свою власть на несколько сельджукских княжеств в Месопотамии и Сирии, а потом начал наступление на христианские земли. В декабре 1144 г. он захватил и разрушил столицу Эдесского графства. И хотя сельджукам не удалось совсем выбить христиан из Сирии и Палестины, падение Эдессы стало грозным сигналом для крестоносцев. Оно ясно показало, что мусульмане начали объединяться для борьбы с ними и что самим крестоносцам пора прекратить раздоры, соединить силы, чтобы вместе отстоять свои владения и святыни.

Но урок впрок не пошел. Соперничество князей приобретало все больший и больший размах.

Читайте также другие темы части VIII "Ближний и Дальний Восток: сражения и завоевания" раздела "Западная Европа и Восток в средние века":

  • 36. Ключ к Иерусалиму: борьба крестоносцев за Антиохию
    • Захват сельджуками Иерусалима. Римский папа Урбан II готовит крестовый поход
    • Поход крестоносцев до Антиохии. Осада и захват Антиохии крестоносцами
    • Осада Антиохии Кербогой. Бегство рыцарей. Находка святого копья
  • 37. Битва при Хаттине и крушение Иерусалимского королевства
    • Духовно-рыцарские ордены. Государства крестоносцев

22 июля 1099 года крестоносцами создано Иерусалимское королевство, первым главой государства («защитником Гроба Господня») избран герцог Бульонский.

Главной целью крестовых походов на Ближний Восток была защита Гроба Господня, однако крестоносцы очень быстро забыли о своей миссии. Захватив Иерусалим, они основали ряд феодальных государств, которые просуществовали там практически два столетия.

Защита или экспансия?

В ходе Первого крестового похода на территории Ближнего Востока одно за другим возникли 4 государства – Иерусалимское королевство, графство Эдесское, княжество Антиохии и графство Триполи.
Установление европейскими переселенцами новых порядков сопровождалось массовыми притеснениями местного населения. Несмотря на все заверения в мирных намерениях, крестоносцы не смогли устоять от соблазна разграбления богатых ближневосточных городов. Арабский хронист Ибн аль-Каланиси так описывает действия Раймунда Тулузского, приведшего свое войско к прибрежной крепости Джебейль (в античности – Библос):

«Они напали на нее, осадили и вошли внутрь, даровав горожанам жизнь. Но как только город оказался в их власти, они поступили коварно, и, не сдержав обещания защищать город, которое дали раньше, начали притеснять население, захватывать имущество и сокровища, наносить обиды и чинить расправы».

Западные завоеватели притесняли не только мусульман, но и местных христиан. Если при владычестве сельджуков христианское население региона могло беспрепятственно отправлять свои религиозные обряды, то теперь оно столкнулось с нетерпимостью католической церкви.

Значительная часть арабского населения была истреблена, а оставшиеся в живых вынуждены были покинуть обжитые места. Тех, кто не успел убежать – продавали в рабство. На рабовладельческом рынке стоимость одного раба равнялась одному безанту, что было в три раза дешевле чем давали за лошадь.

Графство Эдесское

Первым и самым большим государством крестоносцев на Востоке было графство Эдесское. Оно просуществовало с 1098 по 1146 год. Из-за отсутствия выхода к морю графство было наименее заселенным. Количество жителей города Эдесса не превышало 10 000 человек, на остальной же территории государства за исключением крепостей поселений практически не было.
Накануне прихода крестоносцев Эдесское княжество переживало непростые времена, являясь объектом раздора между правителями Алеппо, Антиохии, Самосаты и Хисн Кайфы. Не имевшее сильной армии княжество нуждалось в надежном защитнике. Именно в лице Балдуина Фландрского армянское население Эдессы увидело будущего покровителя княжества.

Под давлением совета армянских ишханов правитель княжества Торос Эдесский усыновляет рыцаря, чтобы разделить с ним власть и обеспечить безопасность земель. Однако скоро ему пришлось пожалеть о своем выборе.
Властолюбивый Балдуин при поддержке все тех же ишханов устроил в княжестве переворот, а закрепившемуся в цитадели Торосу, поклявшись на святых реликвиях, пообещал беспрепятственный уход в Мелитену. Обещания крестоносца ничего не стоили, и доверившийся ему армянский князь был казнен.
За свою короткую историю графство Эдесское пережило множество событий, в числе которых внутренние распри, сложные взаимоотношения с Византией и соседними арабскими государствами. В конечном итоге ослабленное графство пало под натиском войск сельджукского атабека Нур ад-Дин Махмуда.

Княжество Антиохии

Княжество Антиохии располагалось на северо-восточном побережье Средиземного моря (сегодня территория Сирии). К XIII веку население княжества достигало 30 000 тыс. человек, в которое преимущественно входили православные греки и армяне, за пределами города было немного мусульманских общин. Среди европейцев обосновавшихся в Антиохии большей частью были выходцы из Нормандии и Италии.
Завоевание Антиохии далось крестоносцам потом и кровью. Как писал своей жене один из воинов: «в течение всей зимы страдали ради нашего Господа Христа от непомерного мороза и страшных ливней». Затем в лагерь крестоносцев пришли болезни и голод. Воинам приходилось поедать лошадей и даже, по некоторым сведениям, умерших товарищей. Только спустя 8 месяцев осады, благодаря хитрости городские ворота для завоевателей были открыты.
Новые правители Антиохии вели достаточно агрессивную политику по присоединению к княжеству сопредельных территорий. Так на какое-то время Боэмунду I удалось захватить византийские города Тарсус и Латакию. Однако, дальнейшая экспансия в византийские земли закончилась для крестоносцев поражением и унизительным Девольским договором (1108), по которому княжество Антиохии признало себя вассалом Византии.

Сюзеренитет Византии над Антиохией длился до 1180 года. Но после смерти византийского императора Мануила I Комнина союз, защищавший антиохийские земли от мусульман распался. Впрочем, благодаря итальянскому флоту Антиохия какое-то время оберегала свои земли и даже отразила нападение Саладина. Однако в 1268 году крестоносцы не смогли ничего противопоставить войскам мамлюкского султана Бейбарса.

Иерусалимское королевство

История Иерусалимского королевства берет свое начало после взятия крестоносцами Священного города – в 1099 году. Формально Иерусалимскому королевству подчинялись и другие государства крестоносцев на Востоке, но на деле они имели достаточную степень автономии.
Тем не менее, Иерусалим стал центром Западной цивилизации на Ближнем Востоке. С Арьергардным крестовым походом в Иерусалиме появился латинский патриарх, а итальянские города-государства Пиза, Венеция и Генуя обозначили там свою монополию на торговлю.
В частности, присутствие итальянских купцов, а также малоплодородные земли Палестины в корне изменили экономику региона – акценты с сельского хозяйства переместились в сторону торговли.
Европейские феодалы очень быстро установили свои порядки в королевстве. Местные законы – «иерусалимские ассизы», в частности, резко ограничивали в правах короля. Без «высокой палаты» – собрания крупных феодалов – король не мог принять ни одного закона. Более того, в случае нарушения прав какого-либо феодала «высокая палата» вполне могла «отказать королю в службе».
Захват Иерусалима султаном Саладином в 1187 году стал переломной точкой в истории королевства. Ни Третий крестовый поход, ни разногласия между мусульманскими правителями города не смогли вернуть утраченные позиции европейцев. Когда в 1244 году Иерусалим пал перед наступлением хорезмийских войск это стало концом христианского владычества на Ближнем Востоке.

Графство Триполи

Последним восточным государством крестоносцев стало графство Триполи, которое просуществовало с 1105 по 1289 год (располагалось на территории современного Ливана). Его основателем стал граф Тулузский Раймунд. Он и не скрывал, что едет в Святую землю чтобы получить там собственное владение.
Как расчетливый политик Раймунд заручился поддержкой Византии, благодаря которой получал всяческую помощь – продовольствие, строительный материал, золото, рабочих. Все это заметно поддерживало рвение провансальцев в создании своего государства.
Конец существованию графства Триполи в 1289 году положил египетский султан Килаун ал-Алфи.

22 июля 1099 года крестоносцами создано Иерусалимское королевство, первым главой государства («защитником Гроба Господня») избран герцог Бульонский. Главной целью крестовых походов на Ближний Восток была защита Гроба Господня, однако крестоносцы очень быстро забыли о своей миссии. Захватив Иерусалим, они основали ряд феодальных государств, которые просуществовали там практически два столетия.

Защита или экспансия?

В ходе Первого крестового похода на территории Ближнего Востока одно за другим возникли 4 государства – Иерусалимское королевство, графство Эдесское, княжество Антиохии и графство Триполи. Установление европейскими переселенцами новых порядков сопровождалось массовыми притеснениями местного населения. Несмотря на все заверения в мирных намерениях, крестоносцы не смогли устоять от соблазна разграбления богатых ближневосточных городов. Арабский хронист Ибн аль-Каланиси так описывает действия Раймунда Тулузского, приведшего свое войско к прибрежной крепости Джебейль (в античности – Библос):

«Они напали на нее, осадили и вошли внутрь, даровав горожанам жизнь. Но как только город оказался в их власти, они поступили коварно, и, не сдержав обещания защищать город, которое дали раньше, начали притеснять население, захватывать имущество и сокровища, наносить обиды и чинить расправы».

Западные завоеватели притесняли не только мусульман, но и местных христиан. Если при владычестве сельджуков христианское население региона могло беспрепятственно отправлять свои религиозные обряды, то теперь оно столкнулось с нетерпимостью католической церкви.

Значительная часть арабского населения была истреблена, а оставшиеся в живых вынуждены были покинуть обжитые места. Тех, кто не успел убежать – продавали в рабство. На рабовладельческом рынке стоимость одного раба равнялась одному безанту, что было в три раза дешевле чем давали за лошадь.

Графство Эдесское

Первым и самым большим государством крестоносцев на Востоке было графство Эдесское. Оно просуществовало с 1098 по 1146 год. Из-за отсутствия выхода к морю графство было наименее заселенным. Количество жителей города Эдесса не превышало 10 000 человек, на остальной же территории государства за исключением крепостей поселений практически не было.

Накануне прихода крестоносцев Эдесское княжество переживало непростые времена, являясь объектом раздора между правителями Алеппо, Антиохии, Самосаты и Хисн Кайфы. Не имевшее сильной армии княжество нуждалось в надежном защитнике. Именно в лице Балдуина Фландрского армянское население Эдессы увидело будущего покровителя княжества.

Под давлением совета армянских ишханов правитель княжества Торос Эдесский усыновляет рыцаря, чтобы разделить с ним власть и обеспечить безопасность земель. Однако скоро ему пришлось пожалеть о своем выборе.

Властолюбивый Балдуин при поддержке все тех же ишханов устроил в княжестве переворот, а закрепившемуся в цитадели Торосу, поклявшись на святых реликвиях, пообещал беспрепятственный уход в Мелитену. Обещания крестоносца ничего не стоили, и доверившийся ему армянский князь был казнен.

За свою короткую историю графство Эдесское пережило множество событий, в числе которых внутренние распри, сложные взаимоотношения с Византией и соседними арабскими государствами. В конечном итоге ослабленное графство пало под натиском войск сельджукского атабека Нур ад-Дин Махмуда.

Княжество Антиохии

Княжество Антиохии располагалось на северо-восточном побережье Средиземного моря (сегодня территория Сирии). К XIII веку население княжества достигало 30 000 тыс. человек, в которое преимущественно входили православные греки и армяне, за пределами города было немного мусульманских общин. Среди европейцев обосновавшихся в Антиохии большей частью были выходцы из Нормандии и Италии.

Завоевание Антиохии далось крестоносцам потом и кровью. Как писал своей жене один из воинов: «в течение всей зимы страдали ради нашего Господа Христа от непомерного мороза и страшных ливней». Затем в лагерь крестоносцев пришли болезни и голод. Воинам приходилось поедать лошадей и даже, по некоторым сведениям, умерших товарищей. Только спустя 8 месяцев осады, благодаря хитрости городские ворота для завоевателей были открыты.

Новые правители Антиохии вели достаточно агрессивную политику по присоединению к княжеству сопредельных территорий. Так на какое-то время Боэмунду I удалось захватить византийские города Тарсус и Латакию. Однако, дальнейшая экспансия в византийские земли закончилась для крестоносцев поражением и унизительным Девольским договором (1108), по которому княжество Антиохии признало себя вассалом Византии.

Сюзеренитет Византии над Антиохией длился до 1180 года. Но после смерти византийского императора Мануила I Комнина союз, защищавший антиохийские земли от мусульман распался. Впрочем, благодаря итальянскому флоту Антиохия какое-то время оберегала свои земли и даже отразила нападение Саладина. Однако в 1268 году крестоносцы не смогли ничего противопоставить войскам мамлюкского султана Бейбарса.

Иерусалимское королевство

История Иерусалимского королевства берет свое начало после взятия крестоносцами Священного города – в 1099 году. Формально Иерусалимскому королевству подчинялись и другие государства крестоносцев на Востоке, но на деле они имели достаточную степень автономии.

Тем не менее, Иерусалим стал центром Западной цивилизации на Ближнем Востоке. С Арьергардным крестовым походом в Иерусалиме появился латинский патриарх, а итальянские города-государства Пиза, Венеция и Генуя обозначили там свою монополию на торговлю.

В частности, присутствие итальянских купцов, а также малоплодородные земли Палестины в корне изменили экономику региона – акценты с сельского хозяйства переместились в сторону торговли.

Европейские феодалы очень быстро установили свои порядки в королевстве. Местные законы – «иерусалимские ассизы», в частности, резко ограничивали в правах короля. Без «высокой палаты» – собрания крупных феодалов – король не мог принять ни одного закона. Более того, в случае нарушения прав какого-либо феодала «высокая палата» вполне могла «отказать королю в службе».

Захват Иерусалима султаном Саладином в 1187 году стал переломной точкой в истории королевства. Ни Третий крестовый поход, ни разногласия между мусульманскими правителями города не смогли вернуть утраченные позиции европейцев. Когда в 1244 году Иерусалим пал перед наступлением хорезмийских войск это стало концом христианского владычества на Ближнем Востоке.

Графство Триполи

Последним восточным государством крестоносцев стало графство Триполи, которое просуществовало с 1105 по 1289 год (располагалось на территории современного Ливана). Его основателем стал граф Тулузский Раймунд. Он и не скрывал, что едет в Святую землю чтобы получить там собственное владение.

Как расчетливый политик Раймунд заручился поддержкой Византии, благодаря которой получал всяческую помощь – продовольствие, строительный материал, золото, рабочих. Все это заметно поддерживало рвение провансальцев в создании своего государства.

Конец существованию графства Триполи в 1289 году положил египетский султан Килаун ал-Алфи.

общее название нескольких феодальных государств, образованных крестоносцами в XII - XIII веках в Малой Азии и Палестине. В конечном итоге эти земли были отвоеваны мусульманами.

Левант

По окончании 1-го крестового похода на территории Леванта были основаны четыре христианских государства.

* Графство Эдесское, первое государство крестоносцев на Востоке. Было основано в 1098 году.

* Княжество Антиохии

* Графство Триполи

* Иерусалимское королевство, просуществовало вплоть до падения Акры в 1291 году. В подчинении у королевства находилось несколько вассальных сеньорий, в том числе четыре наиболее крупные:

o Княжество Галилеи

o Графство Яффы и Аскалона

o Трансиордания-сеньория Крака,Монреаля и Сент-Авраама

o Сеньория Сидона

Кроме того дворянский род Лузиньянов некоторое время управлял Киликийским царством.

Кипр

Во время 3-го крестового похода король Ричард Львиное Сердце завоевал Кипр. Так было основано Кипрское королевство, которым до 1489 года управляли потомки смещенных королей Иерусалима.

Греция

Во время 4-го крестового похода Византийская империя была частично завоевана крестоносцами, которые основали на ее территории четыре государства.

* Латинская империя

* Королевство Фессалоники

* Герцогство Афинское

* Княжество Ахейское

Кроме того на островах Эгейского моря венецианцы основали герцогство Архипелага (или герцогство Наксос).

Эти государства столкнулись с атаками греческих государств - преёмников Византии. Фессалоники и Латинская империя были отвоёваны греками в 1261. Наследники крестоносцев продолжали править в Афинах и на Пелопонессе, пока эти земли не были захвачены Османской империей в XV веке.

Средиземное море

Духовно-рыцарский орден госпитальеров обосновался в 1310 году на острое Родос, и нескольких других островах Эгейского архипелага, в 1522 был изгнан турками-османами на Мальту.

Пруссия

Однако самое долговечное государство крестоносцам удалось создать не в Палестине, а в Восточной Европе. В 1217 году Папа Римский Гонорий III объявил поход против язычников-пруссов, а в 1225 году польский князь Конрад Мазовецкий сам пригласил рыцарей Тевтонского ордена для того что бы они помогли ему в борьбе с неспокойными соседями. В течение XIII века орден захватил не только земли пруссов, но и часть земель недавних союзников-поляков. На этой территории было создано теократическое католическое государство со столицей сначала в Мариенбурге (ныне Мальборк в Польше), позднее - в Кёнигсберге (ныне - Калининград в России).

В XV веке начался упадок ордена. В 1410 году он потерпел поражение от объединённого польско-литовского войска (в состав которого входили и русские дружины из входивших в состав Великого княжества Литовского западно-русских земель). Наконец после ещё нескольких поражений, 8 апреля 1525 года, последний гроссмейстер тевтонского ордена подписал акт о ликвидации орденского государства и создании на его территории светского Прусского герцогства, находившегося в ленной зависимости от Польши.

Вскоре после взятия Иерусалима крестоносцы овладели значительной частью восточного побережья Средиземного моря. При помощи флота венецианцев, генуэзцев и пизанцев, которые присоединились к крестоносному движению в надежде извлечь из него выгоду, они захватили многие портовые города. К началу XII в. на Востоке образовалось четыре государства крестоносцев: на территории Южной Сирии и в Палестине - королевство Иерусалимское во главе с Год ф руа Бульонским, к северу от него - графство Триполи, княжество Антиохийское и графство Эдесское.

Поделив между собой новые владения, крестоносцы установили в них феодальные порядки, во многом схожие с теми, которые существовали на их родине. Местные крестьяне превратились в крепостных, обязанных отдавать господам в виде оброка от трети до половины урожая зерновых и определенную часть фруктов, олив, винограда. Они подвергались жестокой эксплуатации и были совершенно бесправны. Поэтому вся история государств крестоносцев заполнена непрерывной борьбой местного крестьянства против пришлых господ.

В основе политического строя крестоносных государств лежала феодальная иерархия. Первым среди сеньоров считался король Иерусалимский. В вассальной зависимости от него находились три остальных государя, но фактически они были самостоятельны. Вся территория разделялась на рыцарские феоды разной величины, владельцы которых были связаны отношениями вассалитета. Вассалы должны были нести военную службу сюзерену. При этом в отличие от западноевропейских обычаев король имел право требовать ее в течение всего года, так как государства крестоносцев постоянно находились в состоянии войны с соседями. Бароны и другие вассалы обязаны были участвовать в заседаниях феодального совета - ассизах или куриях. Королевская курия - «высокая палата», состоявшая из крупных феодалов, одновременно являлась и феодальным судом, и военно-политическим советом. Она ограничивала королевскую власть; без ее согласия король не мог принять ни одного сколько-нибудь важного решения. Все эти положения были зафиксированы в «Иерусалимских ассизах» - судебнике, представлявшем собой запись феодальных обычаев Иерусалимского королевства. В этих ассизах, детально перечислявших права сеньоров и обязанности вассалов, порядки феодального общества, по словам Ф. Энгельса, получили классическое выражение.

Развитию политической централизации в Иерусалимском королевстве мешало отсутствие прочных экономических связей. Торговля играла большую роль в его хозяйственной жизни, но ее вели в основном Венеция, Генуя, Пиза, ориентировавшиеся на развитие внешнего рынка, но не стремившиеся создавать экономические связи внутри государств крестоносцев. Итальянские купцы получили в портовых городах Сирии и Палестины важные привилегии. Они были независимы от местных властей и управлялись консулами, назначавшимися из Италии.


Церковь приобрела в государствах крестоносцев огромные земельные владения. Католические иерархи составили влиятельную часть феодалов на Востоке. Они собирали большие средства в виде десятины и не платили налогов.

Государства крестоносцев были очень непрочными. Это были небольшие разрозненные владения, занимавшие узкую прибрежную полосу в Сирии и Палестине. Их восточная граница, растянувшаяся почти на 1200 километров, была весьма уязвима. При этом крестоносцы жили главным образом в прибрежных юродах и укрепленных замках, которые им пришлось построить, чтобы обеспечить себе безопасность. С юга Иерусалимскому королевству угрожал Египет. С Востока, со стороны Сирийской пустыни, государства крестоносцев то и дело подвергались нападениям сельджукских эмиров. К тому же сами завоеватели непрерывно враждовали друг с другом. Организации обороны мешало и непостоянство состава крестоносцев, и то, что их численность была сравнительно небольшой. Под началом иерусалимских королей, например, никогда не было более 600 конных рыцарей. Эта привилегированная верхушка жила среди озлобленного, враждебно настроенного населения, составляя своего рода военный лагерь. С целью упрочения положения крестоносных владений вскоре после Первого крестового похода были созданы особые организации - духовно-рыцарские ордены: тамплиеров (или храмовников) и иоаннитов (или госпитальеров). В конце XII в. возник еще Тевтонский орден, объединявший немецких рыцарей. Ордены были полувоенными-полумонашескими объединениями. Под монашеским плащом «орденских братьев» (у тамплиеров - белого цвета с красным крестом, у госпитальеров - красного с белым крестом, у тевтонских рыцарей - белого с черным крестом) скрывались рыцарские латы. Задачей орденов являлась оборона и расширение владений крестоносцев, а также подавление выступлений местного населения. Ордены имели строго централизованное устройство. Они возглавлялись «великими магистрами» и подчинялись непосредственно папе, не завися от местных властей; они пользовались множеством привилегий и со временем стали богатейшими землевладельцами не только на Востоке, но и в Западной Европе.

XII в. ордены являлись наиболее мощной и сплоченной силой Иерусалимского королевства. Однако их независимое положение, распри с другими феодалами и между собой в конечном итоге привели к еще большему ослаблению государств крестоносцев. После утраты владений на Востоке ордены перенесли свою деятельность в Европу. Иоанвиты и в особенности тамплиеры использовали накопленные богатства для ростовщических и банковских операций. Тевтонский орден направил свою агрессию на берега Балтийского моря, где вместе с Орденом меченосцев основал свое государство.