Матерь человеческая краткое содержание для читательского дневника. Матерь человеческая, закруткин виталий александрович

Виталий Александкович Закруткин

«Матерь человеческая»

В сентябре 1941 года гитлеровские войска далеко продвинулись в глубь советской территории. Многие области Украины и Белоруссии оказались оккупированными. Остался на занятой немцами территории и затерянный в степях хуторок, где счастливо жили молодая женщина Мария, её муж Иван и их сын Васятка. Захватив ранее мирную и обильную землю, фашисты все разорили, спалили хутор, угнали людей в Германию, а Ивана и Васятку повесили. Одной Марии удалось спастись. Одинокой, ей пришлось бороться за свою жизнь и за жизнь своего будущего ребёнка.

Дальнейшие события повести раскрывают величие души Марии, ставшей воистину Матерью человеческой. Голодная, измученная, она совершенно не думает о себе, спасая девочку Саню, смертельно раненную фашистами. Саня заменила погибшего Васятку, стала частичкой той жизни Марии, которую растоптали фашистские захватчики. Когда девочка умирает, Мария едва не сходит с ума, не видя смысла своего дальнейшего существования. И все же она находит в себе силы для того, чтобы жить.

Испытывая жгучую ненависть к фашистам, Мария, повстречав раненого молодого немца, исступлённо кидается на него с вилами, желая отомстить за сына и за мужа. Но немец, беззащитный мальчик, крикнул: «Мама! Мама!» И сердце русской женщины дрогнуло. Великий гуманизм простой русской души предельно просто и ясно показан автором в этой сцене.

Мария ощущала свой долг перед людьми, угнанными в Германию, поэтому стала собирать урожай с колхозных полей не только для себя, но и для тех, кто, может быть, ещё вернётся домой. Чувство исполняемого долга поддерживало её в тяжёлые и одинокие дни. Скоро у неё появилось большое хозяйство, потому что на разграбленное и сожжённое подворье Марии стекалось все живое. Мария стала как бы матерью всей окружающей её земли, матерью, похоронившей мужа, Васятку, Саню, Вернера Брахта и совсем незнакомого ей, убитого на передовой политрука Славы. Мария смогла принять под свой кров семерых ленинградских сирот, волею судеб занесённых на её хутор.

Так и встретила эта мужественная женщина советские войска с детьми. И когда в сожжённый хутор вошли первые советские солдаты, Марии показалось, что она родила на свет не только своего сына, но и всех обездоленных войной детей мира…

В сентябре 1941 года войска Германии продвинулись вглубь территории Советского Союза. Под оккупацией оказалась большая часть Украины и Белоруссии. Небольшой хуторок, в котором счастливо жили молодая женщина Мария, с мужем Иваном и сыном Васятком также оказался на занятой немцами территории. На захваченных землях немецкие оккупанты все разорили, хутор сожгли, а людей угнали в Германию. Иван и сын оказались среди повешенных, а Марии удалось спастись. Ей в одиночку пришлось бороться за спасение своей жизни и жизни своего будущего ребенка. В этот период раскрылось величие ее души. Мария стала воистину Матерью человеческой.

Она испытывает голод и муки, но совершенно не думает о себе, спасая дочку Саню, которая оказалась смертельно ранена фашистами. Девочка умирает, и Мария практически сходит с ума, потеряв смысл своего дальнейшего существования. Она испытывает огромную ненависть к фашистам, и, встретив молодого раненого немца, кидается на него с вилами, желая отомстить за смерть сына и за мужа. В этот момент молодой немец беззащитно крикнул: «Мама! Мама!». Сердце Марии дрогнуло.

Мария ощущала свой долг перед людьми, которые были угнаны в Германию. Она стала собирать урожай с колхозных полей для себя и для тех, кто, возможно, еще вернется домой. В эти тяжелые дни ее поддерживало только чувство исполняемого долга перед ними. Вскоре у нее появилось большое хозяйство, потому что все животные сбегались на ее подворье. Мария чувствовала себя матерью всех окружающих на земле, матерью, похоронившей мужа, сына, дочь, Вернера Брахта и совсем незнакомого ей политрука, убитого на передовой. Мария приняла на воспитание под свой кров семерых ленинградских сирот, которые волей судеб попали на ее хутор.

Эта мужественная женщина так и встретила вместе с детьми советские войска. Когда первые советские солдаты вошли в сожженный немцами хутор, Мария ощущала, что она родила не только своего ребенка, но и всех детей мира, обездоленных войной.

Сочинения

«Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой» (А.С. Пушкин) (по повести В. А. Закруткина «Матерь человеческая»)

Великая Отечественная война – тяжелейшее из всех испытаний, какие когда-либо выпадали на долю нашего народа. Ответственность за судьбу Родины, горечь первых поражений, ненависть к врагу, стойкость, верность отчизне, вера в победу – все это под пером разных художников отлилось в неповторимые прозаические произведения.

Теме войны нашего народа с фашистскими захватчиками посвящена книга Виталия Закруткина «Матерь человеческого», написанная практически сразу после окончания Великой Отечественной войны. В своей книге автор воссоздал образ простой русской женщины, преодолевшей страшные удары судьбы.

В сентябре 1941 года гитлеровские войска далеко продвинулись в глубь советской территории. Многие области Украины и Белоруссии оказались оккупированными. Остался на занятой немцами территории и затерянный в степях хуторок, где счастливо жили молодая женщина Мария, её муж Иван и их сын Васятка. Но война не щадит никого. Захватив ранее мирную и обильную землю, фашисты все разорили, спалили хутор, угнали людей в Германию, а Ивана и Васятку повесили. Одной Марии удалось спастись. Одинокой, ей пришлось бороться за свою жизнь и за жизнь своего будущего ребенка.

Страшные испытания не сломили эту женщину. Дальнейшие события повети раскрывают величие души Марии, ставшей воистину Матерью человеческой. Голодная, измученная, она совершенно не думает о себе, спасая девочку Саню, смертельно раненную фашистами. Саня заменила погибшего Васятку, стала частичкой той жизни Марии, которую растоптали фашистские захватчики. Когда девочка умирает, Мария едва не сходит с ума, не видя смысла своего дальнейшего существования. И все же она находит в себе силы для того, чтобы жить. С большим трудом преодолевая горе.

Испытывая жгучую ненависть к фашистам, Мария, повстречав раненого молодого немца, исступленно кидается на него с вилами, желая отомстить за сына и за мужа. Но немец, беззащитный мальчик крикнул: «Мама! Мама!» И сердце русской женщины дрогнуло. Великий гуманизм простой русской души предельно просто и ясно показан автором в этой сцене.

Мария ощущала свой долг перед людьми, угнанными в Германию, поэтому стала собирать урожай с колхозных полей не только для себя, но и для тех, кто, может быть, еще вернется домой. Чувство исполняемого долга поддерживало её в тяжелые и одинокие дни. Скоро у нее появилось большое хозяйство, потому что на разграбленное и сожженное подворье Марии стекалось все живое. Мария стала как бы матерью всей окружающей её земли, матерью, похоронившей мужа, Васятку, Саню, Вернера Брахта и совсем незнакомого ей, убитого на передовой политрука Славы. И хотя она перенесла смерть дорогих и любимых людей, её сердце не очерствело, и Мария смогла принять под свой кров семерых ленинградских сирот, волею судеб занесенных на её хутор.

Так и встретила эта мужественная женщина советские войска с детьми. И когда в сожженный хутор вошли первые советские солдаты, Марии показалось, что она родила на свет не только своего сына, но и всех обездоленных войной детей мира…

Книга В. Закруткина звучит как гимн русской женщине, прекрасному символу гуманизма, жизни и бессмертия рода человеческого.

Гражданское и частное, радость победы и горечь невосполнимых утрат, общественно-патетические и интимно-лирические интонации переплетаются в этих произведениях неразделимо. И все они – исповедь об испытаниях души на войне кровью и смертью, потерями и необходимостью убивать; все они – литературный памятник неизвестному солдату.

О самоотверженном подвиге советских воинов в годы Великой Отечественной войны создано немало произведений. Но мало кто из писателей в своем творчестве упоминает про героизм советских женщин. Именно Виталий Васильевич в своей книге показал образ русской женщины, которая перенесла много страданий, но она смогла их все пережить и остаться с чистой душой.

Рассуждая о чистоте Божьей матери, которая ему попадалась на склоне горы в Прикарпатье, автором предоставлена главная героиня, перенесшая потерю сына, но оставшись при этом доброй и благородной и любящей матерью. Суровые испытания войны не уничтожили все самые лучшие качества Марии.

Данное произведение учит нас любви к близким людям, доброте и умению прощать. И не важно, в мирное время или в военное, но нужно быть гуманнее по отношению к другим, уметь проявлять сочувствие, и всегда помнить, что прощение врага своего только облегчит вашу душу.

Читать краткое содержание Матерь человеческая Закруткина

С первых страниц повести мы оказываемся в тысяча девятьсот сорок втором году на оккупированной территории нашей страны. Читая строчки произведения, видно, как Мария, главная героиня, молится богу о том, чтобы поскорее умереть. И это понятно, ведь кругом грохочут снаряды, и женщина хотела поскорее добраться до своих односельчан. Но, когда ей удалось увидеть хуторян, то она ужаснулась. Гитлеровцы сожгли все дома, а людей погнали по дороге. И только одна девочка-подросток не хотела подчиняться фашистам. Она кричала, о том, что не хочет уезжать в Германию и прислуживать немцам. Ее мать всячески пыталась утихомирить ее, но никак не смогла.

Фашисты ее расстреляли. После того, как все ушли, Мария вышла из укрытия и пыталась помочь тяжелораненой Саше, но та умерла на утро. Женщина, собравшись с силами, похоронила свою землячку. Вся эта процессия настолько утомила нашу героиню, что она заснула глубоким сном.

Пробудившись через некоторое время, она увидела, что находится одна в поле. Всех ее односельчан угнали в Германию. Голодная и измученная Мария стала искать людей, когда она подошла к свекольному полю, то увидела, как к ней устремился голодный пес и коровы, которых давно не доили. Ей стало жаль животных, и Мария решила их подоить. Свежим молоком она напоила собаку, попила сама. И животные в знак благодарности, даже переночевали рядом с ней. Такой вот доброй и милосердной женщиной показывает нам автор героиню.

Спасая животных, Марию вдруг осенила мысль, что она сможет вместе с животными укрыться в небольшом подвальчике, который служил ей с мужем погребом для хранения овощей. И когда она подошла к этому месту, то увидела раненого гитлеровца. Тот смотрел на нее так, словно просил ее о пощаде. Вспомнив, как фашисты убили ее мужа и сына, женщина хотела вонзить вилы ему в его и без того прострелянную грудь, но, слово «Мама!» Вернера на русском языке заставил ее не только опустить свое оружие, но и помочь ему. В ней вновь проснулись материнские чувства, и в немецком солдате она снова увидела своего сына. Ведь у него тоже где-то была мать, которая переживала за него. Проделав все необходимые процедуры, Мария так и не смогла его выходить. Он умер. И мы опять видим, каким чутким сердцем обладала простая русская женщина. Она предала земле тело своего врага.

Оставшись одна, Мария решила помогать своей стране. Она понимала, что люди могут вернуться на свои места, и им нужно будет помочь. Тогда женщина решила обзавестись хозяйством. Убитую лошадь она разделала на мясо и запасла на зиму, обработав его солью. А кости достались собакам, которые также жили с ней. Часто она ходила к фашистским заброшенным окопам, для того, чтобы собрать с убитых солдат вещи.

Трудолюбивая Мария переоборудует старый хлев, где кроме коров будет жить и другая живность, которых спасла героиня повествования. Ни минуты не сидя без дела, она изобретала, как настоящая рукодельниц, из мешков платья, остальные же найденные вещи перестирывала, высушивала и аккуратно складывала. Весь оставленный урожай овощей трудолюбивая крестьянка собирала и складывала в погреб.

Однажды, во время очередного сбора урожая, Мария обнаружила семерых детей, которые чудом спаслись во время следования их поезда из Ленинграда. Отмыв и накормив их, женщина стала заботиться о ребятах, как о родном дитятке. В конце повести мы видим, как Мария родила сына, и назвала его именем погибшего ребенка - Васей. Именно так встретила героиня своего народа наших солдат в своем селе. И ей казалось, что она произвела на свет не только своего сына, но и других ребятишек, оставшихся сиротами.

Картинка или рисунок Закруткин - Матерь человеческая

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Выпрямила Глеб Успенский

    Рассказчиком в произведении является сельский учитель Тяпушкин, достаток которого был так низок, что у него была возможность проживать лишь в небольшой избе с сырыми дровами в печке и укрываться рваным полушубком

    Существовал на свете чайник. Он был очень важен и высокомерен. Самоуверенно гордился своей красотой, брезгливо поглядывая на обычную посуду. Сделан был чайник из фарфора, у него был великолепный носик и потрясающе загнутая ручка

«Матерь человеческая» - военная повесть, созданная советским автором Виталием Закруткиным в 1969 году.

Героиня произведения – простая русская женщина, испытавшая нечеловеческие муки на своем веку и сумевшая выстоять, не потеряв себя.

В начале осени 1941 года женщину по имени Мария постигло страшное горе: немцы, захватившие деревню, в которой она жила, убили ее мужа и маленького сына. По подсказке соседки, женщине удается вовремя убежать из деревни по полям босиком и в легком платье.

Отдалившись от деревни на достаточное расстояние, героиня решается оглянуться и увидела, как немцы сгоняют всех жителей деревни в одно место и явно готовят к гибели. Женщина узнает односельчан, видит их ужасно испуганные лица. Сначала она хотела бежать обратно на помощь, но тут же остановила этот душевный порыв, понимая, что помочь им она уже не сможет, а лишь отправит этим поступком себя на смерть. Она слышит ужасный крик девочки Сани, которая заявляет, что не желает жить в Германии. Ее голос затихает в шуме пулеметной очереди.

Через некоторое время Мария видит, что толпу уводят за холм. Она надеется, что Саня не погибла, а только ранена. На свой страх и риск женщина ползком добирается до девочки. Она в кровь расцарапывает себе травой руки и ноги. Увидев девочку, Мария понимает, что та еще жива и, взяв Саню на руки, что есть сил, бежит к полю кукурузы, надеясь скрыться в ней. Героине это удается. Но в начале следующего дня девочка умирает прямо на руках спасительницы. Женщина считает, что должна похоронить девчушку и роет ей могилу прямо в поле.

Мария устала, с ее рук течет кровь. Но мысль об убитом сыне и еще не рожденном дитя, что она носит под сердцем, не дают ей остановиться. Поздно вечером она, обливаясь слезами, заканчивает похороны.

За ночь, проведенную женщиной в кукурузном поле, немцы прорвали линию защиты советских войск и ушли от хутора, ведя с собой всех его жителей.

Мария нестерпимо хочет есть и пить. Она отправляется на поиски воды в сгоревший хутор. По пути к ней выходят собака и две коровы. Она видит свой дом, превратившийся в пепелище. Одним сохранившимся объектом остался погреб. Мария открывает его и находит в нем совсем молодого немецкого солдата, который был ранен. Ненависть, порождённая в ее сердце убийством семьи, направляет ее на убийство парня: она хочет задушить врага. Но вырвавшееся из его уст слово «Мама» заставляет ее остановиться. Всего одно это слово пробудило в ней материнские чувства, и Мария начинает выхаживать солдата. Когда тот встает на ноги, они вместе ухаживают за выжившим скотом и приводят в порядок останки хутора.

Хотя Мария всеми силами ухаживала за юным немцем, ранение его было сильным и тот скончался от осложнения, когда, казалось бы, смерть уже отпустила его. Мария вновь встречает смерть. Ей тяжело морально и физически: она вновь оказалась абсолютно одна. Ее живот растет, с каждым днем ей все тяжелее работать. Но она не опускает руки: Мария чувствует себя обязанной следить за полем и скотом во имя всех ее соседей, ведомых в Германию для рабского труда. Каким-то чудом к ней приходят овцы и лошади, что выжили и убежали от пожара.

Зимой в стоге сена, находящихся на границе своего хутора, героиня обнаруживает семь ребятишек. Оказалось, что они воспитанники детского дома, который был эвакуирован из Ленинграда. На поезд, на котором они ехали, напали, все воспитатели были убиты, а им удалось бежать. Мария забрала детей к себе в подвал, накормила их частью своего урожая, отмыла и выстирала одежду. Она делится с ними историей своей жизни, следит и ухаживает за ними. Вскоре ребята начинают называть Марию мамой, старшие дети помогают ей собрать урожай. Так всем вместе им удалось пережить зиму.

Наступила весна. Все вокруг оживает. Мария понимает, что скоро должны начаться роды. Вскоре на свет родился ее сыночек, которого назвали Василием. Теперь они живут вдевятером.

Однажды Мария выходит из подвала, чтобы встретить детей, отправившихся к речке за водой и видит, как те возвращаются в сопровождении русских солдат. Душа героини ликует: русские прорвали немецкий тыл. Она верит, что больше не будет жить в страхе и голоде, что все теперь у нее и ее детей будет хорошо.

Мария смогла выжить благодаря своему не очерствевшему сердцу и светлой душе, благодаря вере в светлое будущее.

Великая Отечественная война – тяжелейшее из всех испытаний, какие когда-либо выпадали на долю нашего народа. Ответственность за судьбу Родины, горечь первых поражений, ненависть к врагу, стойкость, верность отчизне, вера в победу – все это под пером разных художников отлилось в неповторимые прозаические произведения. Теме войны нашего народа с фашистскими захватчиками посвящена книга Виталия Закруткина «Матерь человеческого», написанная практически сразу после окончания Великой Отечественной войны. В своей книге автор воссоздал образ простой русской женщины, преодолевшей страшные удары судьбы. В сентябре 1941 года гитлеровские войска далеко продвинулись в глубь советской территории. Многие области Украины и Белоруссии оказались оккупированными. Остался на занятой немцами территории и затерянный в степях хуторок, где счастливо жили молодая женщина Мария, её муж Иван и их сын Васятка. Но война не щадит никого. Захватив ранее мирную и обильную землю, фашисты все разорили, спалили хутор, угнали людей в Германию, а Ивана и Васятку повесили. Одной Марии удалось спастись. Одинокой, ей пришлось бороться за свою жизнь и за жизнь своего будущего ребенка. Страшные испытания не сломили эту женщину. Дальнейшие события повети раскрывают величие души Марии, ставшей воистину Матерью человеческой. Голодная, измученная, она совершенно не думает о себе, спасая девочку Саню, смертельно раненную фашистами. Саня заменила погибшего Васятку, стала частичкой той жизни Марии, которую растоптали фашистские захватчики. Когда девочка умирает, Мария едва не сходит с ума, не видя смысла своего дальнейшего существования. И все же она находит в себе силы для того, чтобы жить. С большим трудом преодолевая горе. Испытывая жгучую ненависть к фашистам, Мария, повстречав раненого молодого немца, исступленно кидается на него с вилами, желая отомстить за сына и за мужа. Но немец, беззащитный мальчик крикнул: «Мама! Мама!» И сердце русской женщины дрогнуло. Великий гуманизм простой русской души предельно просто и ясно показан автором в этой сцене. Мария ощущала свой долг перед людьми, угнанными в Германию, поэтому стала собирать урожай с колхозных полей не только для себя, но и для тех, кто, может быть, еще вернется домой. Чувство исполняемого долга поддерживало её в тяжелые и одинокие дни. Скоро у нее появилось большое хозяйство, потому что на разграбленное и сожженное подворье Марии стекалось все живое. Мария стала как бы матерью всей окружающей её земли, матерью, похоронившей мужа, Васятку, Саню, Вернера Брахта и совсем незнакомого ей, убитого на передовой политрука Славы. И хотя она перенесла смерть дорогих и любимых людей, её сердце не очерствело, и Мария смогла принять под свой кров семерых ленинградских сирот, волею судеб занесенных на её хутор. Так и встретила эта мужественная женщина советские войска с детьми. И когда в сожженный хутор вошли первые советские солдаты, Марии показалось, что она родила на свет не только своего сына, но и всех обездоленных войной детей мира… Книга В. Закруткина звучит как гимн русской женщине, прекрасному символу гуманизма, жизни и бессмертия рода человеческого. Гражданское и частное, радость победы и горечь невосполнимых утрат, общественно-патетические и интимно-лирические интонации переплетаются в этих произведениях неразделимо. И все они – исповедь об испытаниях души на войне кровью и смертью, потерями и необходимостью убивать; все они – литературный памятник неизвестному солдату.