Придаточные обстоятельственные образа действия. Придаточное предложение меры и степени. Понятие сложноподчиненного предложения

В русском языке предложения разделяются на простые и сложные. Их отличие состоит в том, что простые имеют одну грамматическую основу, в сложных их может быть две и более. В синтаксических конструкциях, состоящих из нескольких частей, может быть использован один из трех видов связи: сочинительная, бессоюзная или подчинительная. Сложноподчиненные предложения с (9 класс) - самая обширная тема из-за количества значений зависимой части от главной.

Понятие сложноподчиненного предложения

Синтаксическая конструкция, в которой одна часть находится в зависимости от другой, называется сложноподчиненной. В ней всегда есть главная (от которой ставится вопрос) и придаточная часть. Предложения, входящие в состав подобной структуры, соединяются или например:

  1. Мальчик понял (что?), что его обман раскрыли (главная часть - мальчик понял, к которой придаточная присоединена с помощью подчинительного союза «что»).
  2. Чем быть вторым в Риме, лучше быть первым в провинции (при каком условии?) (главное предложение - лучше быть первым в провинции - соединено с зависимым союзом «чем»).
  3. С севера подул ветер (какой?), который заставил всех застегнуть куртки (главное предложение - с севера подул ветер - соединено с придаточным союзным словом «который»).

В зависимости от того, с помощью чего соединяются части сложноподчиненного предложения, они делятся на 4 типа:

  • с с помощью союзов чтобы, что, как, ли (Мне было слышно, как скрипнула калитка );
  • с определительными придаточными, присоединяемые союзными словами какой, который, чей, что, где и другие (Я купил машину, о которой давно мечтал );
  • с присоединительным придаточным с использованием союзных слов зачем, отчего, почему и что (По вечерам мама купала сына, после чего обязательно читала ему сказку );
  • Мы поднялись на смотровую площадку, откуда город был максимально виден ).

Последний тип синтаксических конструкций делятся на виды по своему значению.

Виды придаточных обстоятельственных

В сложноподчиненных предложениях зависимая часть, отвечающая на вопросы, свойственные обстоятельствам, так и называется. Ниже представлены обстоятельственными. Таблица передает кратко все их виды:

времени

как только занавес поднялся, заиграл оркестр (когда?)

места

они пришли домой, где их уже ждал горячий ужин и согревающий грог (куда?)

причины

дети засмеялись (по какой причине?), потому что собака встала на задние лапы и завиляла куцым хвостом

условия

в случае если окажитесь неподалеку, просим заехать к нам (при каком условии?)

цели

я зашел в магазин (с какой целью?), чтобы купить к ужину хлеба

уступки

он смолчал (вопреки чему?), не смотря на то, что обида на друга была сильной

сравнения

за окном что-то громыхнуло (как что?), будто далекая гроза

образа действия

мы все сделали так (каким образом?), как было указано в записке

меры и степени

девочка была настолько застенчивой (в какой степени?), что никогда бы не заговорила с незнакомцем первой

следствия

за лето Егор подрос, так что теперь занимал второе место в строю (в следствии чего?)

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными соединяются союзами и союзными словами, в зависимости от значения, которое они определяют.

Придаточные образа и степени действия

Данный вид сложноподчиненных предложений в зависимой его части дает пояснение того, каким образом совершено действие или указывает степень качества признака предмета, о котором ведется речь в главной.

В подобных синтаксических конструкциях к подчинительному предложению ставятся вопросы: «каким образом?», «как?», «насколько?», «в какой степени?» и другие. Зависимая часть соотносится:


Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным образа действия всегда строится так, что главная часть стоит перед зависимой. Если поменять их местами, то образуется другое значение. Например:

  1. Снег был таким ярким (в какой степени?), что глаза начинали слезиться спустя несколько минут нахождения на улице.
  2. Глаза начинали слезиться спустя несколько минут нахождения на улице (по какой причине?), потому что снег был таким ярким.

Придаточное времени

Когда зависимая часть в указывает на то, когда совершалось событие, то это сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным времени. При этом зависимая часть относится не к отдельному понятию, а ко всей главной, и дает ответы на вопросы «когда?», «как долго?», «до каких пор?», «с каких пор?»

Они соединяются с помощью временных союзов «когда», «как только», «едва», «пока», «до тех пор пока», «с тех пор как» и другими. При этом в основном предложении могут находиться слова, имеющие значение времени, например «тогда», «после того», «до тех пор» и др. Например, сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными из литературы:

  1. В тот день (когда именно?), когда я принял это решение, в баре Критерион кто-то ударил меня по плечу (А. Конан Дойл).
  2. А теперь немного посидите здесь (как долго?), пока я сбегаю перекусить (Ж. Сименон).

В подобных синтаксических конструкциях могут употребляться сложные союзы, которые разделяются запятой на две части. При этом одна из них находится в главном предложении в качестве указательного слова, а вторая - в придаточном в виде союза (Уже минуло 30 лет с тех пор, как он покинул родной город ).

В том случае, если указательное слово отсутствует, зависимая часть может находиться как до, так и после главной, но в двух случаях она фиксируется:

  1. Если сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными используют союзы «как», «как вдруг», то они находятся после главного (Обед уже шел к концу, как вдруг приехал еще один гость ).
  2. Если используются двойные союзы, такие, как «когда… тогда», «лишь только… как», «когда…. то». В данном случае придаточное находится перед главной частью, а второй фрагмент двойного союза при этом может быть опущена (Когда выпадет первый снег, то стая двинется на юг ).

В остальных случаях место придаточного может меняться, не влияя на смысл предложения.

Придаточные места

Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным (примеры ниже) может указывать на место действия или его направление. Оно отвечает на вопросы «где?», «куда?», «откуда?» и относится к конкретному слову в главной части, которое может быть выражено наречием (там, туда, оттуда, всюду, везде и другими).

  1. Всюду (где именно?), куда ни кинь взгляд, была вода.
  2. Я родом оттуда (откуда?), где никогда не знали бедности.

Связывают сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным места союзные слова «куда?», «где?», «откуда?» Зависимая часть в подобных синтаксических конструкциях стоит после определяемого слова.

Придаточное условия

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными условия дают ответ на вопросы «при каком условии?», «в каком случае?» Подобные синтаксические конструкции обозначают условия, при которых совершаются действия, названные в главной части. В них зависимое предложение может относиться как к главной части, так и к отдельному сказуемому, и присоединяться с помощью союзов «если», «как» (в определении «если»), «коли», «коль» и «когда» (в роли «если»).

Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным (примеры ниже это подтверждают) условия могут находиться, как до главного, так и после него:

  1. Коль ты так хочешь, быть по сему (на каком условии?).
  2. Можно получить шанс выиграть в лотерею (в каком случае?), если покупать билеты регулярно.
  3. Если покупать билеты регулярно, можно выиграть в лотерею (от перестановки содержание предложения не изменилось).

Часто подобные синтаксические конструкции используют союзы, состоящие из двух частей: «если…то», «если…. так», «если…. тогда» (Если завтра будет дождь, то мы не пойдем за грибами ).

Придаточное цели

Цели указывают на то, с какой целью совершается действие, указанное в основной его части. Они дают ответы на вопросы «зачем?», «с какой целью?», «для чего?»

Части подобной синтаксической конструкции присоединяются союзами «чтобы», «для того чтобы», «с тем чтобы», «лишь бы», «затем чтобы» и другими, например:

  1. Чтобы дойти быстрее, он ускорил шаги (с какой целью?).
  2. Для того чтобы быть полезным людям, нужно много работать над собой (для чего?).
  3. Я сказал это для того (зачем?), чтобы позлить отца.

Сложные союзы могут быть разделены, тогда между ними стоит запятая. Одна часть остается в главном предложении, а союз «чтобы» - в зависимом.

Придаточное причины

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными причины указывают на основание того, о чем говорится в главной части. Зависимое предложение полностью относится к главному и отвечает на вопросы «по какой причине?», «почему?», «отчего?» и присоединяется союзами «потому что», «благо», «так как», «ибо», «оттого что» и другими, например:

  1. Благодаря тому, что мы сплотились, соперники не смогли победить нас (по какой причине?).
  2. Она была печальна (отчего?), оттого что осень принесла дожди и холод.
  3. Мы решили сделать привал (почему?), потому что шли шесть часов подряд.

Придаточное предложение в подобных синтаксических конструкциях обычно стоит после главного.

Придаточное следствия

В сложноподчиненных предложениях с подобными придаточными указывается на вывод, который сделан по содержанию основной части. Оно отвечает на вопрос «что случилось из-за этого?» Зависимый фрагмент присоединяется к главному союзом «так что» и всегда идет после него, например:

  1. Жара усилилась (что произошло из-за этого?), так что пришлось искать укрытия.
  2. Девочка заплакала (что произошло из-за этого?), так что пришлось уступить ее просьбе.

Не следует путать этот вид конструкций с придаточными степени и меры, в которых используют наречие «так» и союз «что» (За лето он так загорел, что его волосы казались белыми ).

Придаточное уступки

Сложноподчиненные предложения с этими придаточными дают объяснения событиям, которые произошли вопреки тому, о чем шла речь в основной части.

Они отвечают на вопросы «несмотря на что?», «вопреки чему?» и присоединяются к основной части:

  • союзами «хотя», «хоть… но», «не смотря на то что», «пусть», «пускай» (На улице были большие лужи, хотя дождь шел вчера );
  • союзными словами с частицей «ни» - «как ни», «сколько ни» «чтобы ни» (Сколько ни мастерил дед кресло - качалку, оно у него выходило кривобоким) .

Таким образом, придаточные уступки указывают, почему действие не сработало.

1. Вопросы: придаточные образа действия и степени отвечают на вопросы как? каким образом? в какой мере? в какой степени? сколько? насколько?

2. Главное слово: придаточные образа действия и степени прикрепляются к словосочетанию знаменательного слова (глагол, наречие, прилагательное, причастие, наречие, существительное) и указательного слова ().

3. Средства связи: придаточные образа действия и степени прикрепляются к главному предложению при помощи: а) союзных слов (как, сколько, насколько ); б) союзов (что, чтобы ). В главном предложении обязательно есть указательное слово - обстоятельство образа действия, меры и степени (столько, настолько, так, до такой степени, до того, такой ).

4. Место в предложении: если средством связи является союз, то придаточное стоит после главного предложения; если придаточное прикрепляется к главному предложению с помощью союзного слова, придаточное может стоять и перед главным, и после него.

    Стрелки поймали столько рыбы [сколько?], что не могли вытащить сеть (Арсеньев).

    [сущ. + указ. сл.], (что - союз).

    С тех пор она старалась всё делать так [как?], чтобы её хвалили (Панова).

    [гл. + указ. сл.], (чтобы - союз).

    Люди были интересны Самгину настолько [насколько?], насколько он, присматриваясь к ним, видел себя не похожим на них (М. Горький).

    [кр. прил. + указ. сл.], (насколько - союз. слово).

Обратите внимание!

1) Как отмечалось, сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени в главном предложении обязательно имеют указательное слово. Если указательного слова со значением образа действия, меры и степени нет, значит, это другой тип придаточного. Указательные слова обычно бывают обстоятельствами образа действия, меры и степени, но иногда они могут выполнять другую синтаксическую функцию. Однако и в этом случае указательные слова подчёркивают степень проявления признака и др.

Она такая красивая , что просто дух захватывает (Гольцов).

2) Каждый из союзов, используемых в придаточных образа действия и степени, привносит в значение сложноподчинённого предложения свой оттенок значения: союз что - значение следствия (Поляна так пестреет, что рябит в глазах ); союз чтобы - целевое значение, значение желательности, возможности (Деньги спрячь так, чтобы не нашли ). Однако значение образа действия и степени является в них основным, что подчеркивается указательным словом в главном предложении с тем же значением.

2.2. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении

  • 2.2.5. Придаточные образа действия и степени

2.3. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению

Придаточное предложение меры и степени

Придаточное предложение, отвечающее на вопросы насколько? в какой мере? до какой стене н и? и указывающее на степень качества или степень действия; прикрепляется к главному предложению при помощи союзов что, чтобы, словно, точно, союзных слов насколько, поскольку и др.; иногда имеет дополнительные оттенки значения следствия, сравнения. Сильвио был слишком умен и опытен, чтобы этого- не заметить (Пушкин). Вчера мы до того были утомлены, что даже не осмотрелись как следует (Арсеньев). Окрик показался Аксинье настолько громким, что она ничком упала на землю (Шолохов). До сих пор думалось так же легко, как ехалосъ до узловой станции (Никулин).


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "придаточное предложение меры и степени" в других словарях:

    Придаточное предложение это зависимая часть главного предложения в сложноподчинённом предложении. Пример: Петя убежал с урока, чтобы не пропустить концерт. По аналогии со второстепенными членами предложения (определениями, дополнениями и… … Википедия

    Придаточное предложение,поясняющее содержание главного предложения путем сравнения, основанного на каких либо ассоциациях; прикрепляется к главному предложению путем союзов как, будто, как будто, словно, точно, подобно тому как, как если бы и др …

    Предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами. Не жалко сил, если они дают такие результаты (Н. Островский). Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть (Л. Толстой). Подчинительная связь… … Словарь лингвистических терминов

    Нареч., частица и союз. I. нареч. 1. вопросительное. Обозначает вопрос об обстоятельствах, образе, способе действия: каким образом? [Чацкий:] Ах! как игру судьбы постичь? Грибоедов, Горе от ума. Как эта замазка попала ему в карман? Чехов, Степь.… … Малый академический словарь

    - (указательные) слова. Указательные и определительные местоимения и наречия, находящиеся в главном предложении и прикрепляющие к себе придаточное предложение, которое конкретизирует их значение. Особенно страшно было то, что над огнем в дыму… … Словарь лингвистических терминов

    1) чего, чему, что, чем, о чём, мест. 1. вопросительное. Обозначает вопрос о предмете, явлении, признаке и т. п. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? Лермонтов, Парус. Чего тебе: чаю или кофе? Эй, Афанасья, кофе доктору, да… … Малый академический словарь

Цель: Формировать умения определять типы обстоятельственных предложений, выяснять общее и различия между ними.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, индивидуальные карточки.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока “Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, степени и сравнительными”. Цель нашего урока заключается в том, чтобы в ходе поиска прийти к выводу: что общего между этими придаточными и в чем их различие. Всем понятна цель урока? Значит, нам нужно максимально сконцентрироваться и работать в темпе, так как у нас много работы.

Словарная работа.

А сейчас проведем словарную работу. Смотрим на экран: кано нада. Это слово заимствовано из французского языка. Лексическое значение – продолжительная сильная частая стрельба из многих орудий. Запишите это слово.

Повторение изученного материала.

Теперь 1-й вариант составит сложноподчиненное предложение с придаточными определительными, 2-й вариант – сложноподчиненное предложение с придаточными изъяснительными. Хорошо. Ответьте на следующие вопросы: На какие группы делятся сложноподчиненные предложения? Сколько видов придаточных обстоятельственных?

Объяснение нового материала.

Внимание на экран. Будьте внимательны. Мы с вами переходим к основному этапу урока. Вспомним цель нашего урока: что общего между придаточными образа действия, степени и сравнительными и в чем их различие.

1. Партизаны выполнили задание так, как приказал командир.
2. Немцы двигались так осторожно, что Сашка даже на миг успокоился.

  1. Найдите грамматические основы.
  2. Определите главные и придаточные предложения.
  3. На какие вопросы отвечают придаточные?
  4. Что поясняют придаточные? Какие это придаточные?
  5. При помощи чего прикрепляются придаточное к главному предложению? Придаточные образа действия и степени могут прикрепляться при помощи союзов и союзных слов. Если придаточное прикрепляется союзными словами, то оно однозначное. Если же союзами, то многозначное.
  6. Графически изобразите схемы сложноподчиненных предложений.

На экране схемы этих предложений. Проверьте, правильно ли вы выполнили.

Во втором предложении в строении словосочетания может быть не только наречие, но и имя прилагательное и имя существительное. Ребята, давайте сделаем вывод. Что общего между придаточными образа действия и степени?

Ответы учащихся.

Общее: придаточные образа действия и степени могут быть однозначными и многозначными; поясняют словосочетания; одинаковые указательные слова являются членами предложения и не могут быть опущенными.

Отличие: придаточные образа действия и степени отвечают на разные пары вопросов и поясняют словосочетания различного строения.

Закрепление.

Выполнение упражнения 127 на странице 60. Первый вариант работает со сложноподчиненными предложениями с придаточными образа действия. Второй вариант со сложноподчиненными предложениями с придаточными степени.

[Незнакомец не рассматривал нас так], (как рассматривали мы его).

Продолжение объяснения нового материала.

Внимание. Вот третье предложение.

Еще долго не умолкала победная канонада, словно война не хотела покидать русскую землю.

  1. Найдите грамматические основы предложения.
  2. Определите главное и придаточное предложения.
  3. На какой вопрос отвечает придаточное предложение?
  4. Что поясняет придаточное?
  5. При помощи чего прикрепляется придаточное сравнительное?

Проверяем. Итак, схема вашего предложения должна выглядеть так.

Придаточные сравнительные, ребята, прикрепляются только при помощи союзов. Ответьте на вопрос: Чем отличаются сравнительные придаточные от придаточных образа действия и степени?
На первый взгляд легко. На самом деле очень часто путают. Итак, сделаем самый главный вывод на этом уроке.

Придаточные сравнительные поясняют все главное предложение, а придаточные образа действия и степени – словосочетания. Придаточные сравнительные отвечают на один вопрос как, а придаточные образа действия и степени на пары вопросов. В сложноподчиненном предложении с придаточными сравнительными нет указательных слов, в сложноподчиненных предложениях с придаточными образа действия и степени указательные слова обязательны. Еще один одно главное отличие: в основе СПП с придаточными сравнительными лежит сравнение, а в СПП с придаточными образа действия и степени нет даже намека на сравнение.

Воспитательный момент.

Ребята, прочитайте еще раз эти три предложения и посмотрите на них с другой точки зрения. Что между ними общего?

В этом году наша страна отмечает 65-летие Победы над фашистской Германией. Мы с вами должны чтить погибших и уважать память о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны.

Закрепление.

Работа по карточкам. Расставьте пропущенные знаки препинания. Определите придаточные образа действия, степени и сравнительные.

  1. На войне солдаты поступали так как велел им долг.
  2. Из груди так сильно била кровь что санитарка не успевала менять марлевые салфетки.
  3. Мина взорвалась так неожиданно что Сашка оказался в неглубокой воронке полной мутной водой.
  4. Засмеялся он точно сталь зазвенела.
  5. Ветер дул так сильно что стоять на ногах было невозможно.
  6. Где-то рядом грянуло так что задрожала вся улица.
  7. Это были люди настолько страшные что они были закутаны и одеялами и платками.

Проверка задания. Еще раз вернемся к выводу. Чем отличаются придаточные сравнительные от придаточных образа действия и степени? Ответы учащихся. На следующем уроке продолжим изучение этой темы.

Домашнее задание. Знать отличия СПП с придаточными образа действия, степени и сравнительными. Упражнение по учебнику № 130, 168.

Спасибо всем за урок. Выставление и комментирование оценок.