Какие главные чл. Предложение. Главные члены предложения. Члены предложения в русском языке
На этом уроке мы узнаем, что в предложении выделяют главные члены - подлежащее и сказуемое. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения. Научимся находить подлежащее и сказуемое в предложении и подчёркивать их.
Запомните: подлежащее называет то, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы «кто?», «что?». При разборе предложения подчёркивается одной чертой.
Например: Школьники читают книги . О ком говорится в предложении? О школьниках . Кто - школьники - подлежащее, подчёркиваем одной чертой. Что делают школьники? Читают . Это второй главный член предложения - сказуемое. Подчёркивается двумя чертами. Школьники читают книги.
Запомните: сказуемое - главный член предложения. Называет то, что говорится о подлежащем, отвечает на вопросы что делать? что сделать? При разборе предложения подчёркивается двумя чертами.
Мы узнали, что в предложении выделяют главные члены - подлежащее и сказуемое. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.
Рис. 4. Грамматическая основа предложения ()
А теперь выполним задания, которые помогут нам закрепить полученные знания.
Выпишем грамматическую основу предложений и подчеркнём подлежащее и сказуемое.
Наступила весна. По земле побежали звонкие ручейки. Запели на ветках птицы. На проталинках появились первые травинки.
Проверим правильность выполнения этого задания.
Наступила весна. Наступила - сказуемое, весна - подлежащее.
Ручейки побежали. Ручейки - подлежащее, побежали - сказуемое.
Запели птицы. Запели - сказуемое, птицы - подлежащее.
Появились травинки. Появились - сказуемое, травинки - подлежащее.
Вставим подходящее по смыслу подлежащее.
Дует холодный северный __________. Белые _________ падают на землю. В лесу прыгает с ветки на ветку пушистая ________.
Слова для вставки: белка, ветер, снежинки.
Проверим:
Дует холодный северный ветер. Белые снежинки падают на землю. В лесу прыгает с ветки на ветку пушистая белка.
Из данных слов составим предложения. Найдём в каждом предложении грамматическую основу и подчеркнём её.
Ворона, на, сидит, ветке, чёрная.
Серый, грызёт, морковку, заяц, вкусную.
Яблоки, на, созрели, яблоне, красные.
Пальто, висит, вешалке, на, детское.
Один из вариантов ответа:
Чёрная ворона сидит на ветке.
Основа предложения: Ворона сидит .
Серый заяц грызёт вкусную морковку.
Основа предложения: Заяц грызёт .
Красные яблоки созрели на яблоне.
Основа предложения: Яблоки созрели .
Детское пальто висит на вешалке.
Основа предложения: Пальто висит .
На следующем уроке мы узнаем, какие члены предложения называются второстепенными, научимся находить их в предложении, выделять подчёркиванием. Поговорим о распространённых и нераспространённых предложениях.
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
- Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.
Члены предложения.
1 .Подлежащее обозначает о ком или о чём говорится в предложении , и отвечает на вопрос кто? или что? Подлежащее чаще всего выражено именем существитель- ным. Подчёркивается одной чертой.
2.Сказуемое - это главный член предложения, который обозначает, что в предложении говорится о подлежащем, и отвечает на вопрос что делает? что делают? что сделал? что сделала? Чаще всего выражается глаголом. Подчёркивается двумя чертами.
3. Определение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и подчёркивается
волнистой линией. Определение выражается прилагательным.
4. Дополнение - кого? чего?
кому? чему?
кого? что?
кем? чем?
о ком? о чём?
и подчёркивается отрывистой линией -------- . Дополнение чаще всего выражается существительным или местоимением.
5. Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: где? куда? откуда? как? когда? и подчёркивается отрывистой линией и точкой. Обстоятельство чаще всего выражается существительным или наречием.
Например: В зеленой роще путников встретили веселые голоса птиц .
Предложение- это слово или несколько слов, связанных по смыслу.
Повествовательные : На дворе стоит прекрасная погода.
Вопросительные: Почему вы не гуляете?
Побудительные: Идите скорее!
Восклицательные: Мне подарили щенка!
Невосклицательные: Мне подарили щенка.
Нераспространенное: Весна пришла.
Распространенное: Пришла долгожданная весна.
Узкая тропинка уходила далеко в лес . - простое (Имеет одну грамматическую основу)
Утром пригревало солнышко , а к вечеру стукнул мороз . - сложное
(имеет две и более грамматических основ)
На заводе человек наливает жидкое стекло в сито.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.)
Разбор предложения по членам предложения и по частям речи, выписывание словосочетаний.
В словосочетании одно слово главное, а другое зависимое. Сначала вопрос задаётся от группы подлежащего, затем от группы сказуемого, потом от группы второстепенных членов.
Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием
(так как главный член предложения (подлежащее) не может зависеть от главного члена предложения (сказуемого)).
п.,ед.ч.,м.р.,Т.п. н. п.,мн.ч.,И.п. с.,мн.ч.,И.п. г.,п.в.,мн.ч. пред.
Например:
Осенним
днём
маленькие
дети
гуляли
в
п.,ед.ч.,м.р.,П.п. с.,ед.ч.,м.р.,П.п.,2с.
городском
парке
.
Однородными членами предложения называют слова, которые:
1. Относятся к одному и тому же члену предложения.
2. Отвечают на один и тот же вопрос.
3. А для определений : Обозначают один и тот же признак (цвет, размер, форму…)
4. Однородными могут быть и главные и второстепенные члены предложения.
Например:
Суворов ценил своих солдат за храбрость , смекалку , выносливость.
какие? какие?
Маленькие, большие кораблики покачивались на воде.
(Маленькие, большие - однородные определения).
Сложное предложение.
Сложным - называют предложение, в котором несколько грамматических основ.
На письме части сложного предложения разделяются запятой.
Например:
Догорел апрельский светлый вечер , по лугам холодный сумрак лег.
День темнеет , и трава седой росой в лугах блестит.
Прямая речь.
Прямая речь - это слова, переданные от имени говорящего.
Князь печально отвечает: «Грусть- тоска меня съедает».
А: «П».
Знаки препинания в предложениях с прямой речью:
А: «П». «П», - а.
А: «П!» «П!» - а.
А: «П?» «П?» - а.
Обращение.
Обращение - слово (или словосочетание), называющее человека, животное или предмет, к которому обращаются с речью.
На письме обращение выделяется запятыми.
Например:
Колобок , спой свою песенку еще разок.
Эта пара, царь , моя и хозяин тоже я.
Мы, Муренка , с дедом в лес пойдем!
В добрый путь вам, господа.
Обращение не является членом предложения.
Слова и словосочетания, из которых состоит простое предложение (члены предложения), выполняют различные функции в его формальной и смысловой организации.
Прежде всего различаются главные и второстепенные члены предложения.
Главные члены - это члены предложения , которые образуют грамматический центр предложения, его грамматическую основу. В двусоставных предложениях это подлежащее и сказуемое, в односоставных - главный член односоставного предложения.
Второстепенные члены - это члены предложения , не входящие в грамматическую основу и распространяющие («поясняющие») или главные члены предложения, или другие второстепенные члены.
Подлежащее
Подлежащее - главный член двусоставного предложения, который обозначает предмет речи, грамматически соотносится со сказуемым, не зависит от других членов предложения и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?
Подлежащее может обозначать лицо, одушевлённый или неодушевлённый предмет, явление или понятие: Из шатра, толпой любимцев окружённый, выходит Пёт£ (А. Пушкин); Приезд богатого соседа есть важная эпоха для деревенских жителей (А. Пушкин).
Способы выражения подлежащего
Спит черёмуха в белой накидке (С. Есенин). |
Что мне поёт? Что мне звенит? (А. Блок); С тех пор уже никто не заговаривал с Татьяной (И. Тургенев); Это, кажется, наши противники? (М. Лермонтов) |
Новое в жизни требует и новых названий (С. Сергеев Ценскии); К ним стали подходить знакомые, гулявшие в саду (А. Чехов); Танцующие теснились и толкали друг друга (А. Куприн); Завтра не будет похоже на сегодня (И. Гончаров); Даже «эй» предполагает второго, могущего обернуться (Б. Шкловский). |
И опять идут двенадцать... (А. Блок); Семеро одного не ждут (пословица). |
Жить - это только привычка (А. Ахматова); Ничего не сказать теперь - значило оскорбить её (Л. Толстой). |
В песчаных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли (М. Лермонтов); Каждый из нас станет на самом краю площадки (М. Лермонтов); Ростову тотчас представилось что-то романтическое в этой встрече (Л. Толстой); Огнём горит костёр рябины красной (С. Есенин); Базаров с Аркадием уехали на другой день (И. Тургенев); Сочувствовать счастью может только весьма благородная и бескорыстная душа (А. Пушкин) (контекстуально цельное словосочетание). |
«Он меня любит!» - вспыхивало вдруг во всём её существе (И. Тургенев). |
Сказуемое, его типы и способы выражения
Сказуемое - главный член предложения, который обозначает действие, признак, качество, состояние предмета, названного подлежащим, грамматически зависит от подлежащего и отвечает на вопросы что делает предмет? каков предмет? что с ним происходит? кто он такой? что он такое? и под.
Сказуемое обладает не только лексическим значением, т.е. называет действие, признак, состояние, свойство, качество того предмета, который обозначен подлежащим, но и выражает грамматическое значение наклонения и времени (то есть основное грамматическое значение предложения - предикативность).
Лексическое (вещественное) и грамматическое значения сказуемого могут быть выражены совместно (в одном компоненте) или раздельно (в двух компонентах). В соответствии с этим сказуемые делятся на простые и составные.
Простым называется сказуемое , в котором лексическое и грамматическое значения выражены одним компонентом. Простое сказуемое может быть только глагольным, так как только глагол имеет формы наклонения и одновременно с лексическим значением способен выразить и грамматическое значение.
В составном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражены разными компонентами. Оно состоит из вспомогательной части, выражающей грамматическое значение, и основной части, выражающей лексическое значение. В зависимости от того, какой частью речи выражена основная часть сказуемого, составное сказуемое может быть глагольным и именным.
Способы выражения простого глагольного сказуемого
После угомонившейся вьюги наступает в округе покой (Б, Пастернак) - (изъявительное наклонение настоящее время); На портьер зелёный бархат луч луны упал косой (Г. Иванов) - (изъявительное наклонение прошедшее время); Во время грозы, облака будут спускаться до моей кровли М. Лермонтов) - (изъявительное наклонение будущее время, сложная форма); Я бы в лётчики пошел... (В. Маяковский) - (условное наклонение); Да. здравствует солнце, да скроется тьма! (А. Пушкин) - (повелительное наклонение); [Софья]: Молчалин вам наскучил бы едва ли, когда б сошлись короче с ним (А. Грибоедов) - (условное наклонение). |
И царица хохотать, и плечами пожимать, и подмигивать глазами, и прищелкивать перстами, и вертеться, подбочасъ, гордо в зеркальце глядясь (А. Пушкин). |
Все чувства в Ленском помутились, и молча он повесил нос (= приуныл) (А. Пушкин); Каждая мелочь этого дня врезалась ему в память (=запом-нилась) (К. Паустовский); Спектакль вышел на славу (= удался) (А. Чехов); Он на лету отдавал приказания (= приказывал), сообщая необходимое, задавал вопросы (=спрашивал) (Д. Фурманов); В разговорах он редко принимает участие (= участвует) и на вопросы обыкновенно не отвечает (А. Чехов); Успехи его в полку и в обществе женщин приводили меня в совершенное отчаяние. (А. "Пушкин) |
Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихохонько Медведя толк ногой... (И. Крылов); И легче тени Татьяна прыг в другие сени... (А. Пушкин). |
Примечание . Инфинитив в значении изъявительного наклонения, а также усечённые и междометные глагольные формы свойственны главным образом разговорной речи и находят отражение в художественной литературе.
Осложнённые формы простого глагольного сказуемого
Простое глагольное сказуемое , оставаясь простым, может быть осложнено частицами или повтором, которые вносят добавочные оттенки значения в сказуемое: неожиданности действия, длительности и полноты действия и т. д.: Пусть осуждают, проклинают, а я вот назло всем возьми и погибну ... (А. Чехов) (глагольная частица возьму и вносит оттенок неожиданности действия); Зимы ждала, ждала природа (А. Пушкин) (повтор указывает на длительность действия); Пожалуй, подождать подождём , как бы только не замешкаться (Н. Гоголь).
Такие сказуемые всегда экспрессивны и стилистически окрашены (основная сфера их употребления - разговорная речь).
Составное глагольное сказуемое
Составное глагольное сказуемое имеет следующую структуру: вспомогательная часть + инфинитив.
Во вспомогательной части используется вспомогательный глагол в форме одного из наклонений, выражающий грамматическое значение, а в основной части - инфинитив (или устойчивое сочетание глагольного типа в форме инфинитива), который выражает лексическое значение, т.е. непосредственно называет действие: Он охладительное слово в устах старался удержать (А. Пушкин); Войдя в залу, я спрятался в толпе мужчин и начал делать свои н аблюдения (= наблюдать) (М. Лермонтов).
Кроме грамматического значения наклонения и времени, вспомогательные глаголы выражают и дополнительные значения: 1) начала, конца или продолжения действия, т.е. фазы действия (такие глаголы называются фазисными): начать, стать (= начать), продолжать, закончить, перестать и т. п.; 2) желательности/нежелательности, возможности/невозможности, целесообразности/нецелесообразности, и т. п. действия, а также склонности, привычности, эмоционального отношения к действию (такие глаголы называются модальными, они выражают отношение деятеля к действию): хотеть, мочь, желать, стремиться, пытаться, стараться, решиться, любить, бояться и др.:
1) Между тем княжна Мери перестала петь (М. Лермонтов); Наташа начинала успокаиваться ... (Л. Толстой); От горячих лучей солнца стал плавиться снег (М. Пришвин).
2) Я не хочу печалить вас ничем (А. Пушкин); Не смеют , что ли, командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки? (М. Лермонтов); Мы любим слушать иногда страстей чужих язык мятежный (А. Пушкин); Я сама стараюсь у огня по частям снежинку разобрать (Н. Матвеева).
Во вспомогательной части вместо модальных глаголов могут использоваться также глагольные фразеологизмы и устойчивые глагольно-именные обороты с модальным значением: гореть желанием, иметь обыкновение, иметь право, дать обещание, иметь намерением, иметь возможность и под.
Например: Я очень хорошо знаю Ивана Никифоровича и могу сказать, что он даже не имел намерения (= не намеревался) жениться (Н. Гоголь); Теперь хоть имеете возможность (= можете) возразить , если что не так (В. Вересаев); Я уже дал себе слово (= пообещал) больше не играть с ним (Л. Толстой).
Вместо глаголов и глагольных фразеологизмов во вспомогательной части составного глагольного сказуемого возможны и другие части речи (с модальным значением) в сочетании с глаголом-связкой быть (в настоящем времени связка опускается, т.е. имеет нулевую форту):
1) прилагательные (обычно краткие): рад, готов, обязан, вынужден, должен, согласен и др.: Шутить и он горазд , ведь нынче кто не шутит! (А. Грибоедов); Через несколько дней должен я был очутиться посреди моего семейства (А. Пушкин);
2) существительные мастер, мастерица, охотник, любитель: Он был охотник подшутить (М. Лермонтов); Фетинья, как видно, была мастерица взбивать перины (Н. Гоголь);
3) наречия и наречные сочетания, а также категория состояния (в односоставных безличных предложениях) с модальным значением: вправе, не прочь, в силах, надо, в состоянии, можно, нельзя
и под.: Не в силах
Ленский снесть
удара (А. Пушкин); Я думаю: он в состоянии был
исполнить
в самом деле то, о чём говорил шутя (М. Лермонтов); Мне нужно
на кого-нибудь молиться
(Б. Окуджава).
Следует помнить, что инфинитив не включается в состав сказуемого, а является второстепенным членом, если: 1) у действий, названных инфинитивом и глаголом в форме наклонения, разные исполнители; инфинитив в таких предложениях является дополнением; 2) инфинитив зависит от глагола движения (или прекращения движения); такой инфинитив является обстоятельством цели.
Например: 1) Непонятная душевная тревога мешала ему читать и сосредоточиться. (А. Чехов); 2) Пошёл поп по базару посмотреть кой-какого товару (А. Пушкин); Путники расположились у ручья отдыхать и кормить лошадей (А. Чехов).
Составное именное сказуемое
Составное именное сказуемое - это сказуемое, которое состоит из глагола-связки (вспомогательная часть сказуемого, выражающая грамматическое значение времени и наклонения) и именной части (основная часть сказуемого, выражающая его лексическое значение): И неподкупный голос мой был эхо русского народа (А. Пушкин).
Виды связок
В составном именном сказуемом может использоваться три вида связок.
1) Наиболее часто используется глагол- связка быть в форме одного из наклонений: был, будет, был бы, пусть будет и т. д.. Эта связка не имеет лексического значения и служит только для выражения грамматического значения времени и наклонения, поэтому её называют отвлечённой (или незнаменательной) связкой : Пусть добрым будет им у вас, а сердце умным будет (С. Маршак).
Связку быть следует отличать от знаменательного глагола быть, который выполняет функцию простого глагольного сказуемого и имеет три основных значения: 1) «присутствовать, находиться»; 2) «существовать, иметься»; 3) «происходить, случаться ».
Ср.: Oti [огонь] был (= находился) в версте от нас (М. Горький); У неё и у Дымова денег было (= имелось) очень немного, в обрез... (А. Чехов); Выл (= происходил) бенефис трагика Феногенова (А. Чехов) и Одним словом, он был не в духе и хандрил (А. Чехов).
2) Реже употребляются связки с более конкретным, хотя и ослабленным значением: казаться, становиться, стать, сделаться, оставаться, оказаться, считаться, называться, выглядеть, являться и др. Такие связки называются полу знаменательными. Например: Красно-золотой з вездой казался огонь под деревьями (И. Бунин); Пёс дружества слывёт пример ом с давних дней (И. Крылов); Характер у него тоже изменился: стал тяжёлым, раздражительным (А. Чехов); Во сне его круглое лицо ... выглядело совсем юным (Ю. Казаков).
Полнозначные глаголы в функции связок , т.е. знаменательный глагол, способный сочетаться с именной частью (чаще всего это глаголы движения, положения в пространстве и некоторые другие). Такие связки называются знаменательными: ушёл успокоенный, сидел притихший, расстались друзьями, растёт здоровым
Например: Онегин жил анахоретом* (А. Пушкин); Мы расстались большими приятелями (А. Пушкин); Я родился перекати-полем ... (И. Тургенев); Я_ возвратился к Зурину грустен и молчалив (А. Пушкин).
Использование понятия связки по отношению к знаменательному глаголу несколько условно. Оно основывается на том, что знаменательный глагол играет роль выразителя значений наклонения и времени. Кроме того, именная часть в сказуемом со знаменательным глаголом нередко является коммуникативно более значимой, а роль глагольного компонента в той или иной степени ослаблена: сидит расстроенный.
В роли связок могут использоваться и устойчивые сочетания: Новорождённый появился на свет (= родился) здоровым (К. Федин).
Способы выражения именной части
* Анахорет - отшельник; живущий в уединении.
При первой же попытке ей дадут почувствовать, что она ничто (Н. Добролюбов); Итак, кто же я на самом деле? (В. Короленко); Граф был для неё всё (Н. Карамзин). |
Детское моё любопытство было сильно задето (И. Тургенев); Дела мои расстроены (И. Тургенев); И ныне я новым для меня желанием томим... (А. Пушкин); Сейчас он [сад] стоял облетевший, озябший (К. Паустовский). |
азгадка мрачного настроения доктора была налицо (Д. Мамин-Сибиряк); ...Шинель была совершенно и как раз впору (Н. Гоголь); Как некстати было это воспоминание! (А. Чехов) |
Она в семье своей родной казалась девочкой, чужой (А. Пушкин); Он был думающий и наблюдательный человек (К. Паустовский); Докторская квартира служила притчей во языцех (Д.Н. Мамин-Сибиряк). |
Любить - значит бороться и побеждать (М. Горький). |
Вопрос о сложном сказуемом
Вспомогательная часть составного глагольного и составного именного сказуемого иногда может включать в себя добавочные компонентах. Например: 1) Я_ не должна сметь говорить вам об этом (И. Тургенев). - Вспомогательная часть сказуемого включает три компонента: краткое прилагательное должна (с модальным значением), глагол сметь (тоже с модальным значением) и нулевую связку, которая выражает грамматическое значение (значение реальности и настоящего времени); основная часть сказуемого выражена инфинитивом говорить поэтому сказуемое в этом предложении составное глагольное, но с осложнённой вспомогательной частью. 2) Ты не имеешь права продолжать настаивать на своих взглядах... (В. Вересаев) - Вспомогательная часть сказуемого включает два компонента: устойчивый оборот не имеешь права с модальным значением (не можешь) и фазисный глагол продолжать; основная часть выражена инфинитивом настаивать - сказуемое составное глагольное. 3) Человек на любом месте должен оставаться человеком (Д. Гранин). - Вспомогательная часть включает три компонента: краткое прилагательное должен (с модальным значением), полузнаменательную связку оставаться и нулевую связку быть, выражающую грамматическое значение реального настоящего; основная часть выражена существительным (человеком), сказуемое составное именное. 4) Больше всего он боялся показаться смешным (Д. Гранин). - Вспомогательная часть включает два компонента: глагол эмоционального отношения боялся и полузнаменательную связь показаться; основная часть выражена прилагательным смешным, сказуемое составное именное.
Таким образом, осложнение составного сказуемого затрагивает только вспомогательную часть и не затрагивает основную, а тип сказуемого (глагольное или именное) определяется всегда по основной части.
На этом уроке мы узнаем, что в предложении выделяют главные члены - подлежащее и сказуемое. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения. Научимся находить подлежащее и сказуемое в предложении и подчёркивать их.
Запомните: подлежащее называет то, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы «кто?», «что?». При разборе предложения подчёркивается одной чертой.
Например: Школьники читают книги . О ком говорится в предложении? О школьниках . Кто - школьники - подлежащее, подчёркиваем одной чертой. Что делают школьники? Читают . Это второй главный член предложения - сказуемое. Подчёркивается двумя чертами. Школьники читают книги.
Запомните: сказуемое - главный член предложения. Называет то, что говорится о подлежащем, отвечает на вопросы что делать? что сделать? При разборе предложения подчёркивается двумя чертами.
Мы узнали, что в предложении выделяют главные члены - подлежащее и сказуемое. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.
Рис. 4. Грамматическая основа предложения ()
А теперь выполним задания, которые помогут нам закрепить полученные знания.
Выпишем грамматическую основу предложений и подчеркнём подлежащее и сказуемое.
Наступила весна. По земле побежали звонкие ручейки. Запели на ветках птицы. На проталинках появились первые травинки.
Проверим правильность выполнения этого задания.
Наступила весна. Наступила - сказуемое, весна - подлежащее.
Ручейки побежали. Ручейки - подлежащее, побежали - сказуемое.
Запели птицы. Запели - сказуемое, птицы - подлежащее.
Появились травинки. Появились - сказуемое, травинки - подлежащее.
Вставим подходящее по смыслу подлежащее.
Дует холодный северный __________. Белые _________ падают на землю. В лесу прыгает с ветки на ветку пушистая ________.
Слова для вставки: белка, ветер, снежинки.
Проверим:
Дует холодный северный ветер. Белые снежинки падают на землю. В лесу прыгает с ветки на ветку пушистая белка.
Из данных слов составим предложения. Найдём в каждом предложении грамматическую основу и подчеркнём её.
Ворона, на, сидит, ветке, чёрная.
Серый, грызёт, морковку, заяц, вкусную.
Яблоки, на, созрели, яблоне, красные.
Пальто, висит, вешалке, на, детское.
Один из вариантов ответа:
Чёрная ворона сидит на ветке.
Основа предложения: Ворона сидит .
Серый заяц грызёт вкусную морковку.
Основа предложения: Заяц грызёт .
Красные яблоки созрели на яблоне.
Основа предложения: Яблоки созрели .
Детское пальто висит на вешалке.
Основа предложения: Пальто висит .
На следующем уроке мы узнаем, какие члены предложения называются второстепенными, научимся находить их в предложении, выделять подчёркиванием. Поговорим о распространённых и нераспространённых предложениях.
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
- Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.
Член предложения — синтаксическая функция слов и словосочетаний в предложениях.
Главные члены предложения:
Подлежащее - это главный член двусоставного предложения, обозначающий носителя признака (действия, состояния, свойства), названного сказуемым. Подлежащее может быть выражено именительным падежом имени, местоимением, инфинитивом. Отвечает на вопрос кто? что? :
Фабрика работает. Я занимаюсь. Друг поёт. Семеро одного не ждут. Курить вредно.
Сказуемое - это главный член двусоставного предложения, обозначающий признак (действие, состояние, свойство), отнесенный к носителю, который выражен подлежащим. Сказуемое выражается спрягаемой формой глагола, инфинитивом, существительным, прилагательным, числительным, местоимением, наречием, словосочетанием. Отвечает на вопросы что делает (делал, будет делать)? какой?:
Он читает . Жить - значит бороться . Сестра инженер . Сын высокого роста . Погода жаркая . Она теплее , чем вчера. Эта книга моя . Этот урок второй . Учиться интересно . Учёба играет большую роль .
Второстепенные члены предложения:
Определение - это второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? который? Определения делятся на:
согласованные определения . Согласуются с определяемым членом в форме (падеже, числе и роде в единственном числе), выражаются прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, местоимениями:
Большие деревья растут возле отцовского домика. В нашем классе нет отстающих учеников. Он решает эту задачу второй час.
несогласованные определения . Не согласуются с определяемым членом в форме. Выражаются существительными в косвенных падежах, сравнительной степенью прилагательных, наречиями, инфинитивом:
Шумели листья берёзы . Ему нравились вечера в доме бабушки . Выбери ткань с рисунком повеселее . На завтрак дали яйца всмятку . Их объединило желание увидеться .
Приложение - это определение (обычно согласованное), выраженное существительным (одним или с зависимыми словами): город-герой , студенты-узбеки ; Мы встретили Архипа-кузнеца . Явился лекарь, человек небольшого роста . Не согласуются в форме с определяемым словом приложения, выраженные прозвищами, условными названиями, помещенные в кавычках или присоединяемые при помощи слов по имени , по фамилии :
В газете “Аргументы и факты” интересный репортаж. Он читает про Ричарда Львиное Сердце . Я пошёл на охоту с лайкой по кличке Боня .
Дополнение - это второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей (кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём? ). Выражается существительными, местоимениями в косвенных падежах или именными словосочетаниями:
Отец развивал в нём интерес к спорту . Мать послала брата с сестрой за молоком .
Обстоятельство - это второстепенный член предложения, выражающий характеристику действия, состояния, свойства и отвечающий на вопросы как? каким образом? где? куда? откуда? почему? зачем? и т.п. Выражается наречиями, существительными в косвенных падежах, деепричастиями, инфинитивом, фразеологизмами:
Вдали громко стучал дятел. Песня звучит всё тише . Она говорила улыбаясь . Он выехал из Москвы в Киев .
Однородные члены предложения - это главные или второстепенные члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию (т.е. являющиеся одними и теми же членами предложения: подлежащими, сказуемыми, определениями, дополнениями, обстоятельствами), отвечающие на один и тот же вопрос и произносящиеся с интонацией перечисления:
Всю дорогу ни он, ни я не разговаривали. Мы пели и плясали . Весёлый, радостный, счастливый смех огласил комнату. Она долго, растерянно, но радостно жала ему руку. Однородные определения надо отличать от неоднородных, характеризующих предмет с различных сторон: в этом случае отсутствует интонация перечисления и нельзя вставить сочинительные союзы: В землю врыт круглый тёсаный дубовый столб.
Вводные слова и предложения - слова и предложения, равнозначные слову, которые занимают в предложении независимую позицию, выражают разные аспекты отношения говорящего к предмету речи:
безусловно, вероятно, по-видимому, разумеется, вернее, точнее сказать, грубо говоря, одним словом, к примеру, между прочим, представьте, я думаю, как говорится, казалось бы, если не ошибаюсь, можете себе представить и т.п.
Вставные конструкции - слова, словосочетания и предложения, содержащие добавочные замечания, уточнения, поправки и разъяснения; в отличие от вводных слов и предложений, не содержат указания на источник сообщения и на отношение к нему говорящего. В предложении выделяются обычно скобками или тире:
В жаркое летнее утро (это было в начале июля) мы отправились за ягодами. Солдаты - их было трое - ели, не обращая на меня внимания. Я не понимал (теперь я понял) , как жесток я был с нею.
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :Присоединяйтесь к нам в Facebook !
Смотрите также:
Предлагаем пройти тесты онлайн: