Сложное осложненное предложение примеры. Осложненные предложения. Предложения, осложнённые вставными конструкциями

Простое осложненное предложение - это предложение, в которые включены синтаксические конструкции, не имеющие грамматической основы. Среди конструкций, которые усложняют простое предложение, выделяются вводные слова, обращения и вставки.

Понятие простого осложненного предложения

Зачастую простое осложненное предложение по своей семантике весьма напоминает сложное, однако таким не является. Для того чтобы выяснить, является предложение сложным или простым осложненным, необходимо определить грамматическую основу этого предложения.

В простом осложненном предложении, осложняющий компонент никогда не имеет грамматической основы, а представляет собой дополнительное высказывание, которое зависит от основного предложения.

Например: Антон Олегович, позвольте нам нарисовать стенгазету.

В этом простом осложненном предложении, усложненная конструкция обращение взаимосвязана с основным предложением и выступает в качестве дополнения к нему.

Осложняющие компоненты простого осложненного предложения

Чаще всего, осложняющим компонентом таких предложений выступают однородные члены предложения.

Например: Ни новые игрушки, ни вкусный торт, ни веселые игры - ничто не радовало именинницу. Мы видим, что однородные члены этого предложения - игрушки, торт, игры - не выступают частью грамматической основы. Осложняют простое предложение также вводные слова.

Например: Наташа, по всей вероятности, будет смотреть сегодня фильм. Среди осложняющих компонентов - обращения.

Например: О, Петр, Иванович, позвольте мне быть сегодня откровенным. Осложняют простое предложение уточняющие члены предложения.

Например: Возле дома, на груде старых осок, уже ждали Вася и Петя.

Обособленные определения как усложняющие элементы

Простые предложения очень часто усложняются обособлениями. В русской филологии выделяют четыре основных группы обособлений, которые включаются в состав простого предложения, тем самым усложняя его. Среди них:

1. Обособленные определения. Пример: Тропинка, мощенная мелким гравием, поднималась вверх.

2. Обособленные дополнения. Пример: Весь коллектив, исключая Павла Петровича, был в сборе.

3. Обособленные приложения. Пример: Мы, юристы, знаем ценность закона.

4. Обособленные обстоятельства. Пример: Кирилл, несмотря на вмешательство отца, устроил все по своему усмотрению.

> Осложнённые предложения

ОСЛОЖНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

К осложнённым предложениям относятся:

    предложения с однородными членами;

    предложения с обособленными членами;

    предложения с вводными или вставными конструкциями;

    предложения с обращениями.

Предложения с однородными членами

Однородными называются члены предложения, характеризующиеся следующими признаками:

1) выполняют одинаковые синтаксические функции (являются одним и тем же членом предложения);

2) имеют одинаковое отношение к одному и тому же члену предложения (ср.: неоднородные определения (С миндальных деревец облетели лепестки и лежали, бледные, на тёмной земле мокрой дорожки, напоминая миндали в пряниках (Набоков) - (на) земле (какой?) тёмной и дорожки (какой?) мокрой ) и однородные определения (История завода оказалась сложной и интересной (Паустовский));

3) соединяются бессоюзной или союзной (сочинительной) связью;

4) имеют однотипные семантические отношения (ср.: неоднородные обстоятельства (За его спиной обычно возникал шёпот удивления (Шаламов) - возникал (где?) за спиной и возникал (когда?) обычно ) и однородные обстоятельства (А берёзка мила и при солнце , и в самый серый день , и при дождике (Пришвин));

5) имеют одинаковое морфологическое выражение (факультативный признак).

Однородными могут быть все члены предложения (В хорошей прозе изобразительное и повествовательное уравновешено (Катаев). Я усаживаюсь за стол президиума и оглядываю собравшихся (Катаев). Трёхлетний перерыв в образовании грозил уничтожить все надежды , все планы (Шаламов). Иволги в зелени издают свой золотой , торопливый , четырёхзвучный крик (Набоков). К трамвайной остановке шли невесело , молча (Катаев). У Лаевского была привычка во время разговора внимательно осматривать свои розовые ладони, грызть ногти или мять пальцами манжеты (Чехов)).

Примечание.

Особого внимания заслуживает разграничение однородных и неоднородных определений.

Однородные определения обозначают различные признаки одного и того же предмета (Полный , добродушный , весёлый Филиппов любил людей, любил и умел делать добро людям (Шаламов)) либо отличительные признаки разных предметов (Скромными были все простые и замечательные русские люди (Паустовский)), выражая перечислительные отношения.

Не являются однородными следующие определения:

1) одно из определений непосредственно связано с определяемым словом, а другое относится ко всему СС «определение + определяемое слово» (Есть очень насыщенные минеральные источники (Паустовский). Главная сила зелени исходила от высоких густокронных деревьев, стоявших по бокам его (Олеша));

2) между определениями существует пояснительная связь (иногда можно вставить пояснительные союзы то есть, а именно : - Мелион без одного! - подмигивая говорил близко проходивший в прорванной шинели веселый солдат и скрывался; за ним проходил другой , старый солдат (Л.Н. Толстой). Один, с белым султаном на шляпе, показался почему-то знакомым Ростову; другой , незнакомый всадник, на прекрасной рыжей лошади (лошадь эта показалась знакомою Ростову) подъехал к канаве, толкнул лошадь шпорами и, выпустив поводья, легко перепрыгнул через канаву огорода (Л.Н. Толстой)).

Образцы рядов однородных членов предложения

Однородные члены предложения образуют однородный ряд (группу, блок). В блок могут входить два и более однородных члена предложения.

1. Ряд однородных членов предложения, соединённых бессоюзной связью (Прилетели иволги , перепела , стрижи , береговые ласточки (Пришвин). Тросы натянулись , заскрипели , затрещали , зазвенели (Шукшин). Крупные редкие хлопья снега падают отвесно , медленно (Шаламов). Где-то в вагоне слышались глухие голоса , уютное покашливанье (Набоков). Сельская жизнь приучает смотреть на тот же предмет здраво , без преувеличения (Григорович)).

2. Ряд однородных членов предложения, соединённых союзной (сочинительной) связью (возможно соединение однородных членов попарно):

    соединительными союзами (Лицо и руки его были оранжевыми от итальянского загара (Катаев). Борис Леонидович поправил карандашом ошибки и отдал книжку (Шаламов). Наутро стали мы вспоминать да умом раскидывать (Короленко). Лица наборщиков изображали и плохо скрытое удовольствие , и испуг , и любопытство ... (Горький). Они сошлись. Волна и камень , Стихи и проза , лёд и пламень Не столь различны меж собой (Пушкин). Мы были молоды и ещё не научились ценить простоту (Шаламов). Прибывшие свалили свои мешки и сундучки в коридоре (Катаев). Мы пригласили к чаю старичка и почтальона (Короленко). За дождём не видно было ни моря , ни неба (Горький));

    противительными союзами (Талантливый человек, русский интеллигент по своим знакомствам и связям, Соболь много печатался , но искал не славу , а что-то другое (Шаламов);

    разделительными союзами (Ганчук тоже то смеялся , то хмурил брови (Трифонов). Из-за самоуверенности, с которой он говорил, никто не мог понять, очень ли умно или очень глупо то, что он сказал (Л.Н. Толстой));

    сопоставительными (градационными) союзами (Однако Ат-Даван не заметил ни этой растерянности , ни этого душевного движения (Короленко). Мой характер отлично мирится как с недостатком средств, так и с избытком их (Грин));

    присоединительными союзами (Вы все так, бросите куда, да и забудете (Л.Н. Толстой)).

3. Ряд однородных членов предложения, соединённых комбинированной связью (Его знания отличались живостью , точностью и глубиной (Набоков). На том берегу весело кудрявились ракиты , молодой дубнячок и ветлы (Короленко). Андрей вынул из кармана портмоне, достал железную монетку, медленно подошёл к столбу, положил монетку в фуражку, лежавшую перевёрнутой на шарманке, и повернулся назад (Федин)).

Ряд однородных членов предложения может включать обобщающие слова, обладающие более широким (чем однородные члены) значением. Обобщающие слова являются тем же членом предложения, что и однородные члены (Всё вокруг - хаты , подсолнухи , акации и сухая трава - было покрыто этой шершавой пылью (Паустовский). Шарманщики в Петербурге вообще бывают трёх различных происхождений : итальянцы , немцы и русские (Григорович). Вся мебель - диваны , столы и стулья - были сделаны из светлого дерева, блестели от времени и пахли кипарисом, как иконы (Паустовский). На первых двух курсах медицинского факультета читаются теоретические естественно-научные предметы - химия , физика , ботаника , зоология , анатомия , физиология (Вересаев)).

Обобщающие слова могут находиться перед рядом однородных членов предложения либо после него (Всё это - звуки и запахи , тучи и люди - было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки (Горький). Она прощала ему всё : пребывание в кухне, отвращение к урокам, непослушание и многочисленные причуды (Грин). Всё это - и ночь , и дали , и горы , и звёзды , и туманы - казалось мне исполненным невиданной прелести… (Короленко). Никто тогда этому не удивился: ни приятель мой, ни я , ни Володька (Аверченко). И растрёпанная ветром трава , и ржавая в траве лужица , и одинокая корявая сосенка на ней - всё было мило Сергею (Битов). Величественность , строгость , классичность черт, пластичность поз - всё это как нельзя лучше отвечало образам её репертуара (Гроссман). Он долго вёл бродячую жизнь, играл везде - и в трактирах , и на ярмарках , и на крестьянских свадьбах , и на балах ; наконец попал в оркестр и, подвигаясь всё выше и выше, достиг дирижёрского места (Тургенев)).

В некоторых случаях обобщающие слова могут занимать обе позиции (Мне было охота прочитать про всё : и про травы , и про моря , и про солнце и звёзды , и про великих людей , и про революцию - про всё то , что люди хорошо знают, а я ещё не знаю (Паустовский)).

Предложения с обособленными членами

Обособление - один из способов осложнения простого предложения, который заключается в смысловом, интонационном и пунктуационном выделении второстепенных членов для придания им синтаксической самостоятельности. Обособляться могут все второстепенные члены предложения.

Обособленные определения

Основные способы выражения обособленных определений:

    причастный оборот (Крупные почки конских каштанов, всё ещё как бы обмазанные столярным клеем , не собирались лопнуть (Катаев). Он не мог разобрать черты Лежнева, стоявшего к свету спиною , и с недоумением глядел на него (Тургенев). Мельком он взглянул на другого солдата, сидевшего на пне (Федин). Очень богат русский язык словами, относящимися к временам года и к природным явлениям, с ними связанным (Паустовский));

    адъективный оборот (Несвицкий с озлобленным видом, красный и на себя не похожий , кричал Кутузову, что ежели он не уедет сейчас, он будет взят в плен наверное (Л.Н. Толстой));

    одиночное прилагательное (Моросил дождичек - мелкий, серенький, прилипчивый (Домбровский). С миндальных деревец облетели лепестки и лежали, бледные , на тёмной земле мокрой дорожки, напоминая миндали в пряниках (Набоков));

    субстантивный оборот (К этой деревеньке, по узкой просёлочной дорожке, шла молодая женщина, в белом кисейном платье, круглой соломенной шляпе и с зонтиком в руке (Тургенев). Широкое лицо, с выдававшимися несколько скулами , прямыми бровями, слегка вздёрнутым носом и тонко очерченными губами , было почти прямоугольно и дышало своеобразною энергией (Короленко)).

Обособленные обстоятельства

Основные способы выражения обособленных обстоятельств:

    одиночное деепричастие (Широкий лист, крутясь , падает с дерева, наклонившегося из-за забора (Катаев). Над последним словом Толпенников остановился и, подумав , отложил начатый листок в сторону и взял другой... (Андреев));

    деепричастный оборот (И, улыбнувшись приветливо , она ушла (Трифонов). Спортсмены возникают, вырастая из тренера , как ветви из ствола… (Рождественский). Учились бы, на старших глядя! (Грибоедов). Сидя в автобусе , он услышал недалеко от себя перелив русской речи (Набоков). Моросил дождик, слегка шумя по деревьям (Короленко). Жизнь медленная шла, как старая гадалка, Таинственно шепча забытые слова (Блок). Обогнув высокий мыс , пароход вошёл в залив (Короленко). Тот, не отрываясь, глядит на судей, бросая в сторону адвоката отрывистые и гулкие слова (Андреев). Он только что вышел из-за своего стола и, стоя возле , усталым и медленным движением подносил ко рту стакан крепкого чаю (Андреев));

    предложно-падежное сочетание (К стати сказать, и характер у меня сложился спокойный, мягкий, несмотря на все передряги жизни (Катаев). Полк, благодаря строгости и старательности полкового командира , был в прекрасном состоянии сравнительно с другими, приходившими в то же время к Браунау (Л.Н. Толстой). Она иногда сидит в живописной позе, но вдруг, бог знает вследствие какого внутреннего движения , эта картинная поза нарушится вовсе неожиданным и опять обворожительным жестом (Гончаров). Несмотря на свое горе или, может быть, именно вследствие своего горя , она на себя взяла все трудные заботы распоряжений об уборке и укладке вещей и целые дни была занята (Л.Н. Толстой). Только хотел послужить вам и вашей мамаше своим советом, ввиду его новых и несомненно предстоящих попыток (Достоевский));

    наречие (Надежда сидела на заборе рядом с Колей и всё спрашивала его о чём-то, тихонько и пугливо (Горький)).

Обособленные дополнения

Как правило, обособляются дополнения с предлогами кроме, наряду с, помимо, (не) исключая, за исключением, включая, сверх, вместо : Любимая женщина не должна замечать, видеть других мужчин, кроме меня ; все они должны казаться ей невыносимы (Гончаров). Но противно тому, что неизменно совершалось во всех прежних сражениях, вместо ожидаемого известия о бегстве неприятеля , стройные массы войск возвращались оттуда расстроенными, испуганными толпами (Л.Н. Толстой). Я знал все это прежде, нежели начал любить; а любя, я уж анализировал любовь, как ученик анатомирует тело под руководством профессора и, вместо красоты форм , видит только мускулы, нервы... (Гончаров).

Примечание . В научной литературе подобные конструкции также называют ограничительно-выделительными оборотами.

Обособленные члены предложения могут находиться в пре- и постпозиции по отношению к определяемому компоненту (Гремя и стуча , подкатил поезд (Аверченко). Емельян сокрушённо развёл руками и смотрел на меня, широко и добродушно улыбаясь (Горький). Даже маленькие маргаритки , выросшие на газонах , отбрасывали миниатюрные тени (Катаев). Я зачитывался великолепной описательной прозой великих русских естествоиспытателей и путешественников , открывавших новых птиц и насекомых в Средней Азии (Набоков). По лестнице , шедшей винтом , компаньоны поднялись в мезонин (Ильф и Петров)).

Предложения с вводными и вставными конструкциями

Вводные и вставные конструкции - это конструкции, характеризующиеся следующими признаками:

1) определённой степенью автономии в предложении;

2) добавочным значением по отношению к остальной части предложения (содержат комментарии, разъяснения, замечания либо указывают на отношение говорящего к содержанию предложения);

3) особой, «выделительной», интонацией.

В качестве вводных и вставных конструкций используются слова, сочетания слов и предложения. Данные компоненты не являются членами предложения.

Вводные конструкции

Вводные конструкции выражают различные виды отношений / отношение говорящего к высказыванию / сообщаемому.

Типы вводных конструкций по значению

Значение

Вводные конструкции

Текстовые иллюстрации

Указание на источник сообщения

Говорят, по-вашему, по-моему, по-твоему и др.

Омела, по местным поверьям , приносит счастье живым и долгую память умершим Паустовский). По-моему , этого не может быть (Катаев). В нём, говорят , живут совершенно чёрные, как уголь, болотные щуки (Паустовский). Эти насмешки и комические гонения, по моим понятиям , даже унижали меня (Достоевский). По их понятиям , это был странный поэт (Паустовский).

Эмоциональная оценка

Как назло, как нарочно, к счастью, к несчастью, к стыду своему, подумаешь, слава Богу, странное дело, стыдно сказать и др.

К великому счастью , оно в первую очередь принадлежит литературе русской (Паустовский). Но, к удивлению его , и звон колокольчика оказался тоже сном (Достоевский).

Указание на степень уверенности/ неуверенности

Вне сомнения, без сомнения, безусловно, бесспорно, может быть, верно, вероятно, видимо, возможно, действительно, должно быть, естественно, казалось, как видно, как известно, наверное, несомненно, очевидно, по-видимому, по всей вероятности, по всей видимости, пожалуй, положим, похоже, разумеется, стало быть и др.

Глубокая, казалось , космическая тишина остановилась над берегом (Паустовский). Вероятно , это всего лишь игра воображения (Катаев). Очевидно , большому поэту мало быть только поэтом (Олеша). Я, конечно , сознавал всю разумность этих советов, но последовать им не мог (Короленко). В то же время и гость, видимо , догадался, что Вельчанинов совершенно узнал его: это блеснуло в его взгляде (Достоевский). Без сомнения , Вельчанинов спал и заснул очень скоро после того, как потушили свечи; он ясно припомнил это потом (Достоевский). Должно быть , у каждого человека случается своё счастливое время открытий (Паустовский). Теперь мне, пожалуй , лучше всего не думать об этом (Аксёнов). Слов нет , мастерство - дело хорошее (Шаламов). Казалось , он хочет просто отдохнуть, напиться чаю, прилечь… (Короленко).

Указание на отношения между частями высказывания

Более того, во-первых (во-вторых, в-третьих и т.д.), в общем, значит, к примеру, кроме того, кстати, кстати говоря, наконец, например, по сути, по существу, предположим, следовательно, с одной стороны, с другой стороны, с точки зрения, судя по всему, таким образом и др.

С другой стороны , воображение очень часто в какой-то мере влияет на течение нашей жизни, на наши дела и мысли, на наше отношение к людям (Паустовский). Кроме того , нужно купить в Москве хорошие карманные часы для всех своих судоводителей (Катаев).

Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и, следственно , была влюблена (Пушкин). Тут, кстати , заочно достаётся Техничке (Катаев). Во-первых , её мало кто не любил, а во-вторых - ветреница и сама была не слишком разборчива в выборе друзей своих… (Достоевский).

Указание на способ выражения мысли

Другими словами, иначе говоря, иными словами, короче, короче говоря, одним словом и др.

Словом , с солдатом происходило нечто незадачливое, вызывающее хохот (Олеша).

Указание на степень обычности

Бывало, как всегда, как обычно, как полагается, как положено, как правило и др.

Княгиня, как всегда , говорила улыбаясь и слушала смеясь (Л.Н. Толстой).

Стремление привлечь внимание

Видишь, видишь ли, знаешь, как видишь, видите, как хочешь, хотите, между нами говоря, можете себе представить, не поверишь и др.

Заметьте , человек, повернувший бинокль на удаление, начинает просветлённо улыбаться (Олеша). И, поверьте мне , они несут наказание за свою измену делу Бурбонов (Л.Н. Толстой).

Уточнение информации

Вернее, вернее сказать, в сущности, в сущности говоря, лучше сказать, можно сказать, правильнее, правильнее говоря, точнее и др.

Другой район являлся, в сущности , другим миром (Катаев).

Вставные конструкции

Вставные конструкции содержат дополнительные сообщения, заметки, уточнения, попутные замечания, поправки и т.п. к основному содержанию предложения (Инженер (тоже с русской фамилией ) конструирует «машину времени», способную двигаться как в будущее, так и в прошлое (Олеша). Она вздохнула и - первый раз я видел это у неё - перекрестилась трижды, шепча что-то сухими губами (Горький). Солодовников прошёл в свой кабинетик (у него стараниями всё той же добрейшей Анны Афанасьевны зачем-то был свой кабинетик ), сел к столу и задумался (Шукшин). Глеб пришёл с работы (он работал на пилораме ), умылся, переоделся … (Шукшин). Лысый старичок - его звали Иваном Гордеевичем - был ласков по-прежнему, но тоже молчал (Мамин-Сибиряк)).

Предложения с обращениями

Обращение - слово (имя существительное - собственное или нарицательное, субстантивированное слово) или сочетания слов, называющие адресат речи; это позволяет говорящему привлекать внимание собеседника.

Обращения могут располагаться в начале, середине или конце предложения (Друг , нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок? (Грибоедов). Нам, Алексей Степаныч , с вами Не удалось сказать двух слов (Грибоедов). - Ах, Настя , как ты скучна с вечными своими подробностями (Пушкин). Как хорошо ты, о море ночное , - Здесь лучезарно, там сизо-тёмно… (Тютчев). Ты опять, опять со мной, бессонница ! (Ахматова). Отдыхай же и ты, мой добрый город ! (Катаев). Прощай, дорога на Ланжерон , прощай! (Олеша). Я знаю вас не понаслышке, О, верхней Волги города ! (Кузьмин)).

Обращение может не только называть адресата речи, но и выражать отношение говорящего к нему (Давай, Юрка , вместе готовиться во ВГИК, на сценарный факультет! (Аксёнов)).

сгенерировано за 0.041328907012939 сек.

Осложненное простое предложение - это что такое? Исчерпывающий ответ на поставленный вопрос будет дан в представленной статье. Кроме того, мы поведаем вам о том, чем может осложниться простое предложение, а также о том, какие действуют в том или ином случае.

Общая информация

Осложненное простое предложение - это предложение, в которое включается какая-либо синтаксическая конструкция. Причем она не должна иметь грамматическую основу.

Следует отметить, что среди конструкций, усложняющих простое приложение, выделяются определения, дополнения, обстоятельства и проч. Рассмотрим каждую из них более подробно.

Однородные члены

Как выглядит простое осложненное предложение? Примеры представлены в данной статье.

Если вам необходимо осложнить какое-либо предложение, то для этого идеально подойдут однородные члены. Как правило, данный термин используется по отношению к тем лексическим единицам, которые отвечают на одни и те же вопросы, а также связаны с одним и тем же словом. Следует отметить, что такие члены предложения обычно обособляются запятыми (друг от друга). Приведем наглядный пример: «Он собирал информацию для статьи и в Москве, и в Оренбурге, и в Уфе».

Определения

Чем осложнено предложение (простое), которое представлено далее: «Дорога, выстеленная плиткой, уходила в лес». Оно осложнено определением. Это второстепенный член, обозначающий признак какого-либо предмета и отвечающий на следующие вопросы: "какой?", "каков?", "чей?" В данном случае это обособленное определение. Следует отметить, что такие выражения могут являться именами прилагательными или местоимениями с зависимыми словами и без них, а также причастиями или причастным оборотом и (редко) числительными.

Приведем наглядный пример:

  • «По природе робкий и скромный, он все время досадовал на свои особенности характера». Это обособленное определение, которое относится к местоимению.
  • «На серебряном от мороза окошке за ночь отцвели цветы». Это необособленное определение.

Как обособляется такое осложненное простое предложение? Это можно увидеть из вышепредставленных примеров. Запятыми следует выделять определения, которые стоят после определяемой лексической единицы или относятся к личному местоимению.

Приложения

Простое осложненное предложение (тест на проверку знаний по этой теме очень часто дается после теоретической части) может включать в себя какое-либо приложение, то есть определение, выраженное именем существительным. Как правило, оно дает совершенно другое название, которое своеобразно характеризует выбранный предмет. Приведем несколько наглядных примеров:


Пунктуация простого осложненного предложения с приложением:

  • обособляются личные местоимения;
  • обособляются приложения с союзом «как»;
  • обособляются распространенные приложения, стоящие после определяемого слова;
  • запятая заменяется тире, если приложение располагается в самом конце предложения.

Дополнения

Дополнением называют второстепенный член предложения, обозначающий какой-либо предмет и отвечающий на вопросы косвенных падежей. Обособляются такие обороты, если они включают в себя следующие слова: помимо, кроме, сверх, включая, за исключением, наряду с, исключая, вместо и пр. Для наглядности приведем пример:

  • «Она ничего не слышала, кроме шума дождя».
  • «Статья мне очень понравилась, за исключением некоторых деталей».

Обстоятельства

Обстоятельством называют второстепенный член предложения, указывающий на время, место, образ действия и причину, а также отвечающий на вопросы "когда?", "где?" "почему?", "как?" Приведем пример:

Следует отметить, что обстоятельства всегда обособляются, если они выражены деепричастием или а также оборотами «несмотря на + имя существительное».

Вводные конструкции и обращения

Осложненное простое предложение - это то предложение, в котором присутствует (обращение), называющее того человека или предмет, к кому или чему обращаются с определенной речью. Также вместо обращения могут использоваться и вводные конструкции. Это слова, сочетания или целые предложения, при помощи которых говорящий человек выражает свое субъективное отношение к содержанию того или иного высказывания (например, чувства, не/уверенность, порядок мыслей, источник высказывания, способы выражения мысли и проч.).

Следует отметить, что обращения всегда выделяются запятыми. Что касается вводных конструкций, то они могут обособляться при помощи тире или скобок. Для наглядности приведем несколько примеров:

  • «Однажды - не помню, почему - концерта не было».
  • «Зима, кажется, будет холодная».
  • «Суть американских фильмов (если вы их видели) несколько однообразна».
  • «О, Мария, как ты прекрасна».

Уточняющие члены предложения

Уточняющими называют члены предложения, поясняющие другие. Следует отметить, что чаще всего уточняющими являются обстоятельства времени и места. Кроме этого, в роли таких членов предложения иногда выступают и определения.

Приведем несколько примеров:

  • «Ливень начался вечером, часов в восемь».
  • «Впереди, у самой обочины, горел большой костер».

Уточняющие члены всегда отделяются запятыми.

Как определить простое осложненное предложение

Если вам попалось задание, в котором необходимо найти простое осложненное предложение, то, возможно, вам поможет следующий алгоритм:

  • Исключите все те предложения, где отсутствуют знаки препинания.
  • Выделите основу и исключите те предложения, где знаки препинания отделяют основу друга от друга.
  • Касательно остальных предложений следует попытаться выяснить, почему в них имеются те или иные знаки препинания (вводные слова, однородные члены, деепричастные или причастные обороты и пр.).


































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • повторить основные условия осложнения простого предложения;
  • развивать и совершенствовать умение учащихся различать конкурирующие синтаксические конструкции при выполнении задания В-5 единого государственного экзамена по русскому языку;
  • работать над формированием умения осознанно выполнять определенную последовательность действий при анализе синтаксической структуры простого осложненного предложения.

Оборудование:

  • презентация к уроку;
  • раздаточный материал: блок-схема «Чем может быть осложнено простое предложение»; таблица – материал для наблюдений (Приложение 1 ); тестовые задания (Приложение 2 )

При выполнении задания В-5 единого государственного экзамена учащиеся сталкиваются с серьезными трудностями. Их причина заключается в плохо сформированном у многих наших учеников умении отличать друг от друга конкурирующие синтаксические конструкции, т.е. такие, которые внешне очень похожи друг на друга (например, придаточное определительное предложение и обособленное определение, сравнительный оборот и обособленное приложение и т.д.). Именно на этой похожести зачастую строится задание В-5, при выполнении которого наши ученики то и дело попадают в так называемые «ловушки», расставленные для них авторами экзаменационных тестов. Поэтому важнейшая цель данного урока – учить ребят видеть эти «ловушки» и не попадаться в них.

При подготовке к уроку ученики получают задание рассмотреть предложенную схему (Приложение 1 ), которая выдается каждому ученику. Ребята должны прочитать данные пары примеров и подумать над тем, что в них общего и в чем заключаются различия. Никаких записей до урока делать в схеме не надо.

Для практического применения полученных знаний выполняем тестовые задания (Приложение 2 ).

В зависимости от подготовленности учеников возможна организация работы с предлагаемым материалом на одном или на двух (лучше сдвоенных) уроках.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя: обоснование актуальности темы урока (см. выше).

2. Повторение: чем может быть осложнено простое предложение. Работа со схемой (слайд 2)

Ученики отвечают на поставленный вопрос, предлагают свои варианты заполнения пустых окошек в схеме, в результате чего приходим к выводу: простое предложение может быть осложнено однородными членами предложения, обособленными членами предложения (определениями, приложениями, дополнениями и обстоятельствами), уточняющими обособленными членами предложения, а также словами, не являющимися членами предложения, – вводными конструкциями и обращениями. В ходе обсуждения учитель выводит информацию на интерактивную доску (заполнение пустых окошек в блок-схеме), а каждый ученик делает записи в своей схеме, полученной до урока.

3. Наблюдение над примерами, формирование рекомендаций для работы с конкурирующими конструкциями; выполнение тестовых заданий.

Дальнейшая работа на уроке проводится по следующей схеме:

1) Анализ примеров. Ученики должны обязательно ответить на вопросы: ЧТО с ЧЕМ можно перепутать? ПОЧЕМУ это можно сделать? (Что объединяет эти конструкции, чем они похожи).
Пары примеров записаны в таблицах – раздаточном материале, а также ученики видят их на слайдах презентации. Каждая пара примеров скомпонована по принципу: ЧТО можно перепутать / С ЧЕМ можно перепутать. Конкурирующие синтаксические конструкции выделены зеленым цветом в презентации и курсивом в таблице. Название этих конструкций выводится на доску и записывается в таблицы только ПОСЛЕ обсуждения в классе.

2) КАК избежать ошибки? (В чем различие между конструкциями, что надо сделать, чтобы выявить это различие). Вся информация, получаемая в ходе обсуждения примеров и составления алгоритма действий, выводится на интерактивную доску ПОСЛЕ обсуждения в классе, а ребята заносят ее в свои таблицы.

3) Выполнение тестовых заданий. Каждое задание ученики сначала выполняют самостоятельно, а затем обсуждаем результат с помощью интерактивной доски.

Все примеры, над которыми проводится наблюдение, представлены на слайдах презентации к уроку .
Графические комментарии, необходимые для объяснения (выделение определяемого слова, основы предложения, границ частей предложения и т.д.), учитель может выполнить на интерактивной доске с помощью стилуса, а ученики – традиционным способом в своих таблицах, при помощи простого карандаша или цветной пасты.

Итак, слайд 3.

Простое предложение с однородными членами / сложное предложение.
Общее: перечисление явлений, употребление сочинительных союзов. Различия: структура предложения. Рекомендации: найти основы в предложении, выделить границы частей; установить, что именно соединяют в предложении сочинительные союзы.

Выполняем ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ (Приложение 2 , тест I).

Обособленные определения / однородные определения.

Общее: отвечают на один и тот же вопрос, выделены запятыми (или разделены, но запятые при этом могут стоять и до, и после определения – для однородных определений). Различия: позиция по отношению к определяемому слову, разный характер запятых в предложении (выделительные и разделительные знаки). Рекомендации: выяснить положение определений по отношению к определяемому слову, установить характер запятых.

Обособленные определения / придаточные определительные предложения.
Общее: отвечают на один и тот же вопрос, стоят после определяемого слова. Различия: отсутствие / наличие грамматической основы. Рекомендации: найти основы в предложении, выделить границы частей.

Выполняем ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ (Приложение 2 , тест II).

Обособленные обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами , / придаточные предложения, присоединенные составными союзами.
Общее: присоединяются похожими словами, отвечают на один и тот же вопрос. Различия: отсутствие / наличие грамматической основы. Рекомендации: найти основы в предложении, выделить границы частей. Обращать внимание на морфологическую принадлежность слов-присоединителей (предлоги – союзы).

Выполняем ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ (Приложение 2 , тест III).

Сравнительные обороты / придаточные сравнительные предложения.
Общее: присоединяются похожими словами, отвечают на один и тот же вопрос, в предложении имеется сопоставление явлений. Различия: отсутствие / наличие грамматической основы. Рекомендации: найти основы в предложении, выделить границы частей.

Предложение со сравнительным оборотом , присоединенным союзом как / предложение с обособленным приложением, присоединенным союзом как
Общее: конструкции присоединяются словом КАК, выделяются запятыми. Различие: наличие / отсутствие в предложении сопоставления явлений. Рекомендации: обращать внимание на названный фактор.

Выполняем ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ (Приложение 2 , тест IV).

Уточняющие члены предложения / придаточные предложения места или времени.

Общее: отвечают на один и тот же вопрос, выделены запятыми. Различия: отсутствие / наличие грамматической основы. Рекомендации: найти основы в предложении, выделить границы частей.

Выполняем ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ (Приложение 2 , тест V).

Предложение с вводными словами / предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
Общее: конструкция представляет собой деепричастие с зависимым словом (зависимыми словами). Различие: не является / является членом предложения. Рекомендации: установить связь / отсутствие связи конструкции с другими членами предложения, для этого необходимо помнить, что деепричастный оборот – это дополнительное сказуемое (по смыслу); помнить, что к деепричастному обороту можно задать вопрос от сказуемого, а к вводным словам вопрос не задается, т.к. они не являются членами предложения.

Предложение с вводной конструкцией / предложение с придаточным изъяснительным, сравнительным, образа действия или времени.

Общее: наличие основы предложения, могут присоединяться похожими словами (Союз / союзное слово как ), выделяются запятыми. Различие: отсутствие / наличие грамматической связи со второй частью предложения. Рекомендации: помнить значение вводных конструкций (чувства говорящего, степень уверенности и т.д.); помнить, что к придаточному предложению можно задать вопрос от главного , а к вводному предложению вопрос не задается.

Выполняем ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ (Приложение 2 , тест VI).

Предложение с обращением / односоставное назывное предложение.

Общее: обращение и подлежащее в назывном предложении, как правило, выражены существительным в именительном падеже (или существительным с зависимыми словами); обе конструкции могут выделяться восклицательным знаком. Различие: наличие / отсутствие звательной интонации , что может быть определено только в контексте. Рекомендации: обращать внимание на контекст; помнить, что называется обращением (слово или сочетание слов, которое называет того, к кому обращаются с речью )

Выполняем ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ (Приложение 2 , тест VII).

4. Подведение итогов урока

На сегодняшнем уроке мы еще раз убедились, что анализ структуры предложения требует внимательного, вдумчивого отношения. Увидели, как важно уметь правильно находить грамматическую основу, устанавливать границы частей предложения. Поняли, я надеюсь, что без систематических упражнений невозможно добиться успеха. Это, конечно, относится к любому делу, тем более к такому непростому, как выполнение задания В-5.

Литература :

  1. Багге М.Б., Гвоздинская Л.Г., Ивлева В.Н. и др. Единый государственный экзамен: русский язык: контрольные измерительные материалы. М., «Просвещение», 2008.
  2. Блинов Г.И. Тексты и задания по пунктуации. М., «Просвещение», 1982.
  3. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе. М., «Просвещение», 2002.
  4. Егораева Г.Т. Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий и методических рекомендаций. М., «Экзамен», 2009.
  5. Львова С.И., Цыбулько И.П. Единый государственный экзамен: Русский язык. Сборник заданий. М., «Просвещение», «Эксмо», 2006.
  6. Островский С.Л. Как сделать презентацию к уроку? М., «Первое сентября», 2010.
  7. Цыбулько И.П., Капинос В.И., Пучкова Л.И. и др. ЕГЭ 2010. Русский язык. Федеральный банк экзаменационных материалов. М., «Эксмо», 2010.
  8. Цыбулько И.П., Львова С.И. ЕГЭ – 2006: русский язык. Репетитор. М., «Просвещение», «Эксмо», 2006.

А.Ф. Прияткина выделяет следующие признаки, отличающие осложненное предложение от неосложненного (далее - ОП и НП):

1. В неосложненном предложении есть только такие элементы, которые выражаются недублирующими словоформами. В осложненном предложении есть особые синтаксические позиции: позиция дублируется, то есть предложение содержит два (и более) подлежащих, дополнений и др. Например : В нашем городе зимой, особенно в январе, очень часто бывает гололедица. Выделенный компонент создает осложненное предложение, поскольку происходит дублирование синтаксической позиции обстоятельства («зимой, особенно в январе»).

2. Неосложненное и осложненное предложения различаются синтаксическими отношениями. В неосложненном предложении существуют синтаксические отношения двух видов: предикативные и подчинительные. В осложненном предложении обязательно присутствуют синтаксические отношения других видов: полупредикативные, пояснительные, уточняющие и др.

3. Различие между неосложненным и осложненным предложениями проявляется также в синтаксических связях. В неосложненном предложении связи двух типов - предикативная и присловные подчинительные (согласование, управление, примыкание). В осложненном предложении, помимо указанных связей, обязательно есть связи других типов: сочинительная, пояснительная, двунаправленные связи, оформленные собственно синтаксическими показателями.

4. Четвертый различительный признак - формальные показатели, оформляющие синтаксические связи . В неосложненном предложении - только морфолого-синтаксические показатели (словоформы и непроизводные предлоги). В осложненном предложении - морфолого-синтаксические и собственно синтаксические показатели.

К последним относятся союзы - сочинительные и подчинительные, производные предлоги «союзного» типа (с обстоятельственными значениями типа «несмотря на», «вопреки», с сопоставительно-выделительными значениями типа «кроме», «вместо»), различные аналоги союзов - частицы, вводно-модальные слова, а также порядок слов и интонация.

Роль порядка слов и интонации особенно велика при отсутствии других формальных показателей. Например: В конце мая приехал художник Петров. - В конце мая приехал Петров, художник. Первое предложение неосложненное, второе - осложненное. Средствами осложнения являются порядок слов и интонация.

Виды осложнения простого предложения .

ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ — простое предложение, в котором присутствуют «осложняющие элементы», выражающие добавочное сообщение. Осложняющие элементы подразделяются на два подтипа. 1- однородные члены предложения и обособленные члены предложения; 2 - слова и словосочетания, не являющиеся членами предложения и не входящие в его структуру: вводные и вставные конструкции, обращения и междометия.


Поэтому выделяют такие виды осложнения:

1) с однородными членами,

2) с обособленными членами,

3) из вводными и вставными конструкциями,

4) с обращениями.

ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ называются одноименные члены, связанные друг с другом сочинительной связью и выполняющие одинаковую синтаксическую функцию в предложении. Однородные члены соединяются или могут быть соединены сочинительными союзами и произносятся с так называемой интонацией перечисления.

Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения, например: Вот уже потянулись по берегам луга, огороды, поля, рощи. - однородные подлежащие; Пашня заросла сильными, живучими, неприхотливыми сорняками - однородные определения.

Однородные члены предложения могут быть нераспространенными и распространенными, т.е. могут иметь при себе пояснительные слова: Каждый год он приезжает свежий, подтянутый, южными ливнями искупанный .

Однородные члены могут иметь одинаковое морфологическое выражение, но могут быть морфологически разнородными: Всегда он был бледен, худ, подвержен простуде, мало ел, дурно спал.

Не усматривается наличие однородных членов предложения при повторении одних и тех же слов с целью подчеркнуть длительность действия, множество лиц или предметов, усиленное проявление признака и т.д., например: Еду, еду в чистом поле. Или в фр. выражениях: ни свет ни заря, ни пуха ни пера.

ОДНОРОД.ОПРЕДЕЛЕНИЯ связаны каждое непосредственно с определяемым словом и находятся в одинаковых отношениях к нему. Между собой однородные определения связаны сочинительными союзами и перечислительной интонацией или только интонацией перечисления и соединительными паузами.

Однородные определения употребляются в двух случаях:

а) для обозначения отличительных признаков разных предметов: Красные, зеленые, лиловые, желтые, синие цветы были собраны в огромный букет для сестры.

б) для обозначения различных признаков одного и того же предмета: Любил он сильное, решительное, твердое слово.

Определения являются НЕОДНОРОДНЫМИ, если предшествующее определение относится не непосредственно к определяемому существительному, а к сочетанию последующего определения и определяемого существительного: Солнце скрылось за передовым низким разорванным облаком.

НЕОДНОРОДНЫЕ определения характеризуют предмет с разных сторон, в разных отношениях, например: большой кожаный портфель (размер и материал).

Однородные члены конкретизируют содержание понятия, выражаемого обобщающим словом, поэтому грамматически выступают в функции уточняющих слов по отношению к обобщающему слову: Вся усадьба состояла из четырех, а именно: из флигеля, конюшни, сарая, бани. Обобщающее слово может находиться впереди однородных членов или следовать за ними.

ОБОСОБЛЕНИЕ - смысловое и интонационное выделение второстепенных членов с целью придать им некоторую самостоятельность в предложении. Обособленные члены предложения содержат элемент добавочного сообщения: Очнулся он от конского топота, внезапно вырвавшегося из-за бугра.

Между обособленными членами и определяемыми словами существуют так называемые полупредикативные отношения, вследствие чего обособленные члены по своей смысловой нагрузке и по интонационному оформлению приближаются к придаточным предложениям.

Также существует интонационно-смысловое выделение слов, которые могут быть не только второстепенными, но и главными членами. Это так называемое УТОЧНЕНИЕ и ПОЯСНЕНИЕ.

УТОЧНЕНИЕ - сужение объема понятия, его ограничение: Впереди, у самой дороги, горел костер.

Чаще всего уточняющими являются обстоятельства места и времени, также обстоятельство образа действия: Тихо, с боязнью, она говорила ему что-то странное.

В роли уточняющих членов часто выступают определения: Он со всех сторон осмотрел маленького гимназиста, в длинной, до пят, шинели.

ПОЯСНЕНИЕ - это обозначение в данном контексте одного и того же понятия другим словом или другими словами.

Пояснительными могут быть как второстепенные, так и главные члены предложения, например: Мне нужно только одно - предостеречь вас . - поясняется подлежащее; Совсем другие, городские звуки слышались снаружи и внутри квартиры - поясняется определение.

Предложения с обособленными определениями, приложениями, обстоятельствами, дополнениями - самостоятельно.

ВВОДНЫЕ СЛОВА, СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ грамматически не связаны с членами, не являются членами предложения и выражают отношение говорящего к высказываемой мысли.

Вводные слова и словосочетания могут относиться или ко всему предложению в целом, или к отдельным его членам: К счастью, никто меня не заметил; - ... Наше ветхое судно пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте.

По выражаемому ими значению вводные слова и сочетания подразделяются на несколько разрядов:

1. ОЦЕНКА говорящим степени ДОСТОВЕРНОСТИ сообщаемого: конечно, без всякого сомнения, может быть: Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека.

2. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОЦЕНКА сообщаемого: к счастью, к сожалению, странное дело и др.: Но, как на беду, в это время подвернулся губернатор.

3. На связь мыслей, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ указывают вводные слова и словосочетания во-первых, во-вторых и т.д., с одной стороны, напротив, однако, в частности, кроме того, например: Вся жизнь Никиты не была постоянным праздником, а, напротив, была неперестающей службой.

4. УКАЗАНИЕ НА ИСТОЧНИК сообщаемого: по словам, по мнению, говорят, как утверждают психологи, по-моему, с точки зрения: По словам капитана, до ближайшего порта остается два дня пути.

ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ вносят в основное предложение дополнительные сведения, попутные замечания, уточнения, пояснения, поправки и т.д. Они обычно синтаксически не связаны с основным предложением, не выражают отношения говорящего к высказываемой мысли, не содержат оценки сообщения, указания на его источник, на связь с другими сообщениями и т.д. Вставные конструкции могут находиться только в середине и, реже, в конце основного предложения: Отец лишился обыкновенной своей твердости, и горесть его (обыкновенно немая ) изливалась в горьких жалобах.

ОБРАЩЕНИЕ - это имя адресата, чье внимание хочет привлечь говорящий: Таня, включи свет! Вася, это ты мне звонил? Оно произносится (или пишется) для установления контакта. Такое обращение не является членом предложения. Обращение может занимать место в начале, в середине и в конце предложения: Сергей Сергеич, это вы ли!

Естественной формой выражения обращения является имя существительное в именительном падеже, выполняющем назывную функцию. В древнерусском языке для этой цели использовалась форма звательного падежа, которая и в современном языке иногда употребляется в стилистических целях: Чего тебе надобно, старче? Господи, прости! Отче наш, помилуй! Очень редко в роли обращения выступают слова, называющие признак лица, к которому обращена речь: Эй, в белой косынке , где мне найти председателя?