Основы глагола образование от них глагольных форм. IV. Формообразующие основы глагола. Xl. употребление форм глагола

Все формы глагола образованы от двух основ:

Основа настоящего времени на согласный (определяется по форме 3 л., мн.ч.)

Основа инфинитива на гласный

От основы настоящего времени образуются:

Личные формы глагола в настоящем и будущем времени

Действительные причастия настоящего времени

Страдательные причастия настоящего времени

Деепричастия несовершенного вида

Глаголы в форме повелительного наклонения

От основы инфинитива образуются:

Прошедшее время глагола

Страдательные причастия прошедшего времени

Действительные причастия прошедшего времени

Деепричастия совершенного вида

Сослагательное наклонение глаголов

Классы глаголов:

Можно выделить группы глаголов, объединенные соотношением основы инфинитива и основы настоящего времени. Один из них пополняются в современном языке (продуктивные классы), а другие нет (непродуктивные классы)

5 продуктивных классов:

1. решать – решают (а – ай)

2. белеть – белеют (е – ей)

3. рисовать – рисуют (ова – уй)

4. толкнуть – толкнут (ну – н)

5. строить – строят (и – мягкий согласный) только 2 спряж.

Спряжение:

Спряжение (в одном из значений) – это система окончаний глаголов в ходе их изменения по лицам и числам. Глаголы, в зависимости от системы окончаний, делятся на 2 группы:

1. глаголы 1 спряжения ю, ем, ешь, ете, ет, ют

2. глаголы 2 спряжения ю, им, ишь, ите, ит, ят

В тех случаях, когда окончания ударные, спряжение определяется по личным окончаниям. В безударной позиции выступает в силу следующее правило: к глаголам 2 спр. Относятся глаголы которые оканчиваются на –ить (кроме брить, стелить, шить и др.), а также 11 исключений (гнать, держать, ненавидеть, смотреть, видеть, зависеть, терпеть, вертеть, обидеть, дышать, слышать).

3. Неправильные глаголы с точки зрения спряжения – дать, есть (суть)

4. Разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать)

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 39. Глагольные основы, классы глагола, типы спряжения.:

  1. 22. ОСНОВЫ ГЛАГОЛА. ИХ РОЛЬ В ОБРАЗОВАНИИ ГЛАГОЛНЫХ ФОРМ. КЛАССЫ ГЛАГОЛОВ. СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ.
  2. Способы глагольного действия. Классы русских глаголов. Терминологическое сочетание «способ глагольного действия»
  3. 19 Способы глагольного действия. Их лексико-словообразовательный характер. Продуктивны и непродуктивны классы глаголов.
  4. 27.Глагол как часть речи. Система морфологических категорий глагола. Спрягаемые и неспрягаемые глагольные формы.

У глагола выделяются две основы : основа инфинитива и основа настоящего/простого будущего времени. (Иногда выделяется ещё и основа прошедшего времени, но у большинства глаголов она совпадает с основой инфинитива.) Часть глагольных форм образуется от основы инфинитива, а другая часть - от основы настоящего/простого будущего времени. Эти две основы у многих глаголов различаются.

Чтобы выделить основу инфинитива, нужно отделить формообразующий суффикс инфинитива: нес - ти, писа - тъ, говори - ть, чита - ть, рисова - ть.

Чтобы выделить основу настоящего/простого будущего времени, нужно от формы настоящего/простого будущего времени отделить личное окончание (обычно берётся форма 3 ли­ца множественного числа): нес - ут, пиш - ут, говор - ят, читаj - ут, pucyj - ут.

Чтобы выделить основу прошедшего времени, нужно от формы прошедшего времени отбросить формообразующий суффикс -л- и окончание (можно использовать любую форму, кроме формы мужского рода единственного числа, так как в ней может быть представлен нулевой суффикс, что затрудняет выделение основы ): нес - л-а, писа - л-а, гово­ри - л-а, чита - л-а, рисов а - л-а.

Существуют глаголы, у которых совпадают основы инфинитива и настоящего/простого будущего времени и от них отличается основа прошедшего времени: ид - ти, ид - ут, ш - л-а. основы различны: промокну - ть, промокн - ут, промок - л-а; тере - тъ, тр - ут, тер - л-а. Есть глаголы, у которых все три основы совпадают: нес - ти, нес - ут, нес - ла.

Глагольные формы, которые образуются от основы инфинитива Глагольные формы, которые образуются от основы настоящего/простого будущего времени
1.Формы прошедшего времени изъявительного наклонения: нес-л-а, написа-л-а, говорила, читала, рисовал-а. 1.Формы настоящего ипростого будущего времени изъяви­тельного наклонения: несу, напиш-у, говорю, 4 umaj -y (орфографически - читаю), pucyj -y (рисую).
2. Формы условного наклонения: нес-л-а бы, написа-л-а бы, говорила бы, читала бы, рисовала бы. 2. Формы повелительного наклонения: неси, напиши, говори, чита) (читай), рису) (рисуй).
3. Действительные причастия прошедшего времени: нес-ш-ий, написа-вш-ий, говоривший, читавший, рисовавший. 3. Действительные причастия настоящего времени: несущий, пиш-ущ-ий, говорящий, читаj -ущ-ий (читающий), pucyj -ущ-ий (рисующий).
4. Страдательные причастия прошедшего времени: унесённый, написанный, нарисова-нн-ып. 4. Страдательные причастия настоящего времени: нес-ом-ый, говор-и.ч-ый, читауэм-ый (читаемый), pucyj -эм-ый (рисуемый).
5. Деепричастия совершенного вида: написав, сказав, прочитав, нарисовав. 5. Деепричастия несовершен­ного вида: нес-я, говоря, чита" j а (читая), pucyj -a (рисуя).

Все глагольные формы образуются от 2-ух глагольных основ: основы инфинитива и основы настоящего времени.

Основа инфинитива находится путем отбрасывания формообразующего суффикса ТИ/ТЬ/ЧЬ. Чаще оканчивается на гласный, поэтому называется вокалической. Чаще всего совпадает с формой прошедшего времени (нес-ти, нёс ).

Основа настоящего времени находится путем отбрасывания окончаний у глаголов в форме 3 л., мн. ч. (они):читают – читай-ут; нес-ут . Чаще всего она оканчивается на согл. и ее называют консонантной.

Глагольные формы, образуемые от

От глагола могут образовываться не все формы, это зависит от переходности и вида глагола.

У неперех. гл. нет страд. прич.

У сов. в. гл. нет наст. вр.

Таким образом, самое благоприятное соотношение признаков имеют глаголы перех., несов. вида.

1. Определите форму глагола, выделите ее показатель.

Все запланировано, открой дверь, ты произвел расчет, Маша звонит, чтобы ты все подготовил, еще увидишься, мост закрыт, долго спим, население в этом заинтересовано, поймите меня правильно, свято хранимые традиции, я совсем замерз, кабы знал заранее, не разговаривай с ним, дверь заперта, развевающийся флаг, ты храним судьбою, скоро вы прилетите, напишите мне, когда приедете, если напишете, я успокоюсь, не увидел бы сам, не поверил бы.

Основа инф. образуется путем отсечения суф. инф., основа н. вр. – отсечения окончания от формы 3 л., мн. ч.

2. Определите у данных глаголов основу инфинитива и о.Н.Вр.

В основах разных форм одного глагола могут обнаруживаться исторические чередования согласных, которые возникли в результате фонетических процессов (под влиянием ст/сл яз.).

Приведите примеры глаголов с данными чередованиями в основах. Сопоставьте о.и, основу 1 л., ед. ч., основу 3 л. ед. ч. и 3 л. мн. ч. В каких личных формах глагола исторические чередования обнаруживаются.

От основы инф. данных гл. образуйте все возможные формы. Объясните различия в значении и написании глаголов.

прич. пр. вр.

дееприч. сов. в.

сослагат. накл.

обессилить

обессилеть

осиротить

осиротеть

обезлюдить

обезлюдеть

обеднить

обеднеть

обезденежить

обезденежеть

Выделите у глаголов основу н. вр. и о. инф. Определите класс глагола. Образуйте от основ все возможные формы. Объясните, почему та или иная форма не образуется.

Отцвести, отцветать, формироваться, сформировать, сформировываться, выстилать, прыгнуть, колыхаться, выздороветь, нравиться, двигать, блестеть, метать.

Традиционно выделяют две основы глагола: основу инфинитива и основу настоящего времени, от которых образуются все формы глагола. Но на самом деле для образования нужных форм глагола необходимы и другие основы. Мы будем выделять 1) основу инфинитива–прошедшего времени, 2) основу настоящего или будущего простого времени. Охарактеризуем каждую из них.

Основа инфинитива–прошедшего времени. Как правило, у глаголов обе эти основы совпадают. Основа инфинитива образуется путем отбрасывания формообразующего суффикса -ть (-ти ); основа прошедшего времени – формообразующего суффикса : чита-ть, чита-л; работа-ть, работа-л . Но у некоторых глаголов основы инфинитива и прошедшего времени расходятся: они не совпадают у глаголов на -чь (береч ьберёг, печь – пёк ) , у некоторых глаголов на -ну (достигнуть – достиг, мокнуть – мок ) , -сти (-сть) (грести – грёб, вести – вёл, плести – плёл ), -еть (запереть – запер ). При несовпадении основ инфинитива и прошедшего времени соответствующие причастия прошедшего времени и деепричастия совершенного вида обычно образуются от основы прошедшего времени: берёг – берёгший, берёгши; кла-л – клавший и т. д. Исключения составляют: шё-л – шедший, брё-л – бредший, цвё-л – цветший, мок – мокнувший.

Основу инфинитива–прошедшего времени имеют глаголы:

2) прошедшее время изъявительного наклонения: победил (-а, -о, -и), знал (-а, -о, -и);

    3) сослагательное наклонение: взял (-а, -о, -и) бы, рассказал (-а, -о, -и) бы ;

    4) компонент будущего аналитического времени: буду (-ешь, -ет, -ем, -ете, -ут ) читать;

    5) компонент аналитической формы повелительного наклонения: давай (те) работать .

    Кроме того, эту основу имеют: причастие прошедшего времени действительного и страдательного залога: читавший (-ая, -ее, -ие), читанный (-ая, -ое, -ые); деепричастие совершенного вида: увидев, промолчав.

Основа настоящего (или будущего простого) времени . Выделяя эту основу, нужно помнить, что часть глаголов имеет основу настоящего времени (это глаголы несовершенного вида), другая часть (глаголы совершенного вида) имеет основу будущего простого времени (поэтому союз «или» в названии этой основы не случаен). Объясняется это тем, что у глаголов совершенного вида отсутствует настоящее время (есть будущее простое), а у глаголов несовершенного вида нет будущего простого, но имеется настоящее время.

Основа настоящего или будущего простого времени определяется путем отбрасывания личного окончания у глаголов 3-го лица мн. ч. Форма 3 л. мн. ч. избирается потому, что в ней реже, чем в других формах, наблюдается чередование согласных. Примеры: говорят – говор’-, читают – чит аj -, нарисуют – нарисуj-.

Основу настоящего или будущего простого времени имеют следующие глаголы :

    личные формы настоящего времени у глаголов несовершенного вида: играю (-ешь, -ет, -ем, -ете, -ют );

    личные формы будущего простого времени у глаголов совершенного вида: разработаю (-ешь, -ет, -ем, -ете, -ют) ;

    формы повелительного наклонения: играй(те) ;

    окказиональные формы повелительного наклонения (глаголы 3 л. мн. ч. с особой интонацией): Идём! Споёмте, друзья! ;

    компонент аналитической формы повелительного наклонения: пусть (пускай) учит (-ат ).

Кроме того, основу этого времени имеют также: причастия настоящего времени действительного и страдательного залога: читающий (-ая, -ее, -ие), читаемый (-ая, -ое, -ые) ; деепричастия несовершенного вида: читая.

4. Классы глаголов

Глаголы с одинаковым соотношением основы инфинитива–прошедшего времени и основы настоящего или будущего простого времени объединяются в морфологические классы (словоизменительные типы). Все классы делятся на продуктивные инепродуктивные . К продуктивным классам относятся глаголы, имеющие такое соотношение основ, по образцу которых создаются новые глаголы. Выделяют 5 продуктивных классов.

Соотношение

Основа инфинитива –

прошедшего времени

Основа настоящего или

будущего простого времени

-а-(-я-) – -аj-(-я j- )

чита-ть – чита-

гуля- ть – гуля-

сопернича- ть – сопернича-

читают – читаj-

гуляют – гуляj-

соперничают – соперничаj-

-е - – -еj-

владе- ть – владе-

уме- ть – уме-

беле- ть – беле-

владеют – владеj

умеют – умеj-

белеют – белеj-

-ова- (-ева-)

-уj- (-юj-)

зимова- ть – зимова-

беседова- ть – беседова-

жева- ть – жева-

зимуют – зимуj-

беседуют – беседуj-

жуют – жуj-

-ну- –- -н-

крикну- ть – крикну-

шагну- ть – шагну-

верну- ть - верну-

крикнут – крикн-

шагнут – шагн -

вернут – верн-

-и- – нуль звука (после мяг­кого согласного или шипящего)

вози- ть – вози-

вороши- ть – вороши -

хвали-ть - хвали-

возят – воз`-

ворошат – ворош-

хвалят – хвал`-

В некоторых грамматиках IV и V классы меняются местами. Глаголы I–IV кл. относятся к I спряжению, V кл. – ко II спряжению.

К глаголам непродуктивных классов относится сравнительно небольшое количество слов – около 400 (без учёта префиксальных образований). Они имеют разнообразные соотношения глагольных основ; в некоторых грамматиках насчитывают более 20 непродуктивных классов. Сюда относятся:

глаголы I спряжения с основой инфинитива на –а писа-ть – пиш-ут, паха-ть – паш-ут ;

глаголы II спряжения с основой инфинитива на –а(-я ), выпадающую в основе настоящего или будущего простого времени: ворча-ть – ворч-ат, стоя-ть – стоj-ат;

глаголы II спряжения с основой инфинитива на букву –е , выпадающую в основе настоящего или будущего простого времени: терпе-ть – терп`-ат, блесте-ть – блест`-ат;

глаголы с суффиксом -ну- в инфинитиве, выпадающим в основе прошедшего времени, и основой настоящего времени с -н -: утихну-ть – утих – утихн-ут. Эти глаголы имеют некоторое сходство с глаголами IV продуктивного класса и соответственно образуют в ряде случаев параллельные формы прошедшего времени (чаще – в форме мужского рода): гас – гаснул, мок – мокнул, пах – пахнул (уст.), вял – вянул, стыл – стынул, избег – избегнул, достиг – достигнул и др.

В числе глаголов непродуктивных классов выделяют изобилующие глаголы, имеющие параллельные основы настоящего времени с чередованием конечных согласных основы и без чередования; первые из них чаще используются в разговорной речи и просторечии, вторые – в литературном языке: алкать – алчут и алкают, брызгать – брызжут и брызгают, внимать – внемлют и внимают, глодать – гложут и глодают, двигать – движут и двигают, капать – каплют и капают, клепать клеплют и клепают, кликать – кличут и кликают, колыхать – колышут и колыхают, кудахтать – кудахчут и кудахтают, махать – машут и махают, метать – метают и мечут, мурлыкать – мурлычут и мурлыкают, плескать – плещут и плескают, полоскать – полощут и полоскают, рыскать – рыщут и рыскают, страдать – сраждут и страдают, тыкать – тычут и тыкают, хныкать – хнычут и хныкают, щипать – щиплют и щипают. Некоторые формы изобилующих глаголов отличаются по семантике; например, глагол двигает имеет следующие значения: передвигает, перемещает, толкая или таща что-л. (двигает книгу по столу ); шевелит (двигает ушами ); заставляет идти вперед (полководец двинул войска ); содействует развитию чего-л. (двигают науку вперед ). Глагол движет имеет значения: приводит в действие, движение (механизм движет пружина ); руководит (им движет честолюбие ).

Кроме глаголов продуктивных и непродуктивных классов выделяют изолированный класс глаголов, имеющих индивидуальное соотношение основ: бежа-ть – бег-ут, бы-ть – буд-ут, бри-ть – бреj-ут, да-ть – дад-ут, ес-ть – ед`-ат, еха-ть – ед-ут, ид-ти – ид-ут, ошиби-ть(ся) – ошиб-ут(ся), созда-ть – создад-ут и под.

Глагол, как правило, обладает двумя формообразующими основами, которые у большинства глагольных слов последовательно отличаются по своему составу. Основа инфинитива (неопределённой формы глагола) остаётся, если отбросить суффиксы инфинитива –ть и –ти.

Основа настоящего времени получается путём отделения окончаний 3-го л. мн.ч. в форме настоящего (или простого будущего) времени:

См. Табл. 1

См. Табл. 2

Основы непродуктивных групп глаголов на –сть, -зть; -ти.

У глаголов на –чь основа инфинитива восстанавливается по форме прошедшего времени:

При определении основы инфинитива у глаголов на –сти (мести, плести, брести) надо учитывать чередование, которое также объясняется исторически:

В подавляющем большинстве глаголов основа инфинитива совпадает с основой прошедшего времени.

Исключение составляют: 1) глаголы, у которых основа инфинитива оканчивается на –ну, а в основе прош. времени –ну может отсутствовать, напр.: гибну-ть – гиб и гибну-л, блёкну-ть – блёк и блёкну-л; 2) глаголы, у которых основа инфинитива оканчивается на –е или –и, а в основе прошедшего времени эти гласные отсутствуют: тере-ть – тёр, простере-ть – простёр, ошиби-ться – ошиб-ся и др.

От каждой основы образуется строго определённый набор форм. От основы инфинитива образуются формы:

1) прошедшего времени и сослагательного (условного) наклонения: учи-л, работа-л, сея-л, вёз, нёс; берёг, мог; учи-л бы, сея-л бы и т.д.;

2) причастий прошедшего времени: учи-вш-ий, работа-вш-ий, сея-вш-ий, вёз-ш-ий, нёс-ш-ий; берёг-ш-ий; отработа-нн-ый, рисова-нн-ый;

3) деепричастий совершенного вида: отучи-в, поработа-в.

От основы настоящего (простого будущего) времени образуются формы:

1) настоящего (будущего простого) времени: работа(j)ют, посе(j)ют;

2) повелительного наклонения: работай, учи;

3) причастий настоящего времени: работа(j)-ющ-ий, пиш-ущ-ий, чита(j)-ем-ый, вед-ом-ый, люб-им-ый;

4) деепричастия несовершенного вида: чита(j)-я, работа(j)-я.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Вопрос 3. Две формообразующие основы глагола.:

  1. 34. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола. Инфинитив. Основы глагола.
  2. 16. Глагол как часть речи; особенности морфемной структуры и словоизменения глагола. Система лексико-грамматических разрядов и морфологических категорий глагола. Глагол.
  3. 22. Традиционное учение о глагольной основе. Принципы выделение классов глаголов. Ваше отношение к современной классификации типов словоизменения глагола А.А. Зализняка
  4. 36. Категория лица глаголов. Изобилующие и недостаточные глаголы. Безличные глаголы. Употребление личных и безличных форм глаголов.
  5. 21. место глагола в системе частей речи сря. Особенности глагола как части речи. Объем глагольной лексемы. Однозначно ли оценивают исследователи парадигму русского глагола?
  6. 26. Глагол как часть речи, категории и формы глагола. Условия и приемы изучения глагола в начальной школе. Организация внеклассной воспитательной работы. Учитель как субъект педагогической деятельности.