Артек. Е.Белоусов, "Легенды Артека". Новые легенды об «Артеке» – в мультфильмах артековцев. Полувоенный уклад жизни в советских пионерских лагерях был введён немецкой коммунисткой

Евгений Белоусов
из книги
"Легенды "Артека"

ПОЧЕМУ ТРОПИНКИ
ЗМЕЙКОЙ ВЬЮТСЯ

Приехали первые пионеры в лагерь. Шёл как раз 1925 год. С вожатым познакомились. По сторонам огляделись.

Как здорово! - говорят.

И пошли посмотреть, что да где в "Артеке". С пригорка на пригорок взбираются. Как рощу маслиновую минули, завертели головами:

Ой, смотрите! Здесь дубы да сосны!

Ой, смотрите! Здесь . - Пойдём на лужайку?

Не успели парком налюбоваться, как с пригорка зовет их товарищ:

Идите ко мне! Отсюда море хорошо видно! Подбегают ребята:

Глядите! Волны точно барашки!

Потом налево повернули. И все диву даются: - Вон белка-непоседа с ветки на ветку скачет. - Вон дятел-барабанщик нам головой кивает. Затем вправо пошли и даже плечами пожимают: - Какие деревья невиданные!

Какие цветы дивные!

И так пионеры друг за дружкой змейкой ходят. А прямо идти никак не получается.

Тут вожатый в сторону Медведь-горы показывает и говорит:

Пойдём туда? Соберём гербарий растений?

Камни все разные да блестящие.

Соберём коллекцию минералов? - вожатый спрашивает.

Соберём, - отвечают пионеры.

Так до самого подножья Аю-Дага и добрались. А как домой возвращаться стали, засмеялись:

Как сюда шли, так никакой тропинки не было.

А теперь есть.

И сама, точно змейка, вьётся.

А давайте, ребята, по ней назад идти да никуда не сворачивать.

Друг за дружкой встали и пошли с песней. Так, говорят, появилась первая артековская тропинка.

Потом и другая, и третья появилась. Уж больно красот в "Артеке" много. И что ни изгиб у тропинки, то что-нибудь особое.

Хотели как-то взрослые дорожки подровнять. Да ничего у них не получилось. Ведь столько чудес на земле артековской. И что ни поворот - то новое открытие.

О ДОКТОРЕ
И ПЕРВОЙ АРТЕКОВСКОЙ ПЕСНЕ

Было это в далеком 1925 году. В лагерь только-только заехали первые пионеры. У подножья Аю-Дага жила-была артековская Песня. Только до поры до времени никто об этом не знал. Песня тихо бродила кипарисовыми аллеями. Гладила ласково склоны прибрежные. В тихую ночь шелестела вместе с галькой блестящей. И всё норовила с пионерами подружиться. Знала, что сведёт её с ними судьба на годы долгие. Знала ещё, что первым споёт её самый главный артековец.

Был у Песни друг неразлучный - звонкий Припев. Куда она - туда и он.

Говорил печально Припев:

Жаль. Но ещё не пришло время нам с артековцами дружбу водить!

Ворковала чуть слышно Песня:

Как грустно, что не знакомы мы с этим человеком. Его сердце доброе сделает нас счастливыми.

Тут из Москвы спрашивает письмом у взрослых основатель "Артека" доктор Соловьев: - Как живется пионерам?

Те отвечают:

Палатки крепкие - брезентовые. - Кормим ребят досыта.

Клуб-библиотеку и кабинет врачебный открыл а всего и не перечислишь. Что ещё пионерам дл отдыха нужно?

Радуется Песня от слов хороших. В ветках кипариса резвится да флаг на мачте развевает. Шепчет что-то тихо-тихо и ждет, что еще взрослые скажут.

А те отвечают честно:

Вроде, всего вдоволь. А вот чего-то не хватает.

Может быть, каждую неделю вечера художественной самодеятельности проводить?

Песня мимо мальчишек пролетела. Те возьми и скажи: - А можно мы сцену построим? Сами с работой управимся. Перед отъездом петь там будем да стихи читать. - Хорошо придумали, - сказал доктор Соловьев.

Хорошо мы подсказали, - улыбнулись Песня с Припевом.

Так первая смена прошла.

Однажды на зорьке играли Песня с Припевом на линейке артековской. Смотрят - ребята с постелей поднимаются да из палаток выходят.

Говорит Песня другу своему с укором: - Это ты пионеров разбудил.

Тот не поймёт в чём дело. Неужели громко распевал?

Притихли друзья да прислушались. Оказалось, они вовсе и не виноваты. Просто артековцы второй смены - ребята деревенские. К распорядку лагерному пока не привыкли. Вот и поднялись по привычке с зарёй утренней. Что называется, с первыми петухами.

А как ещё немного времени прошло - приехал в "Артек" Зиновий Петрович. Песня с Припевом, понятное дело, за ним неотступно.

Смотри, он ручку и бумагу взял, - говорит Песня.

Смотри, он что-то пишет и тихо напевает, - сказал Припев.

Прошло несколько дней. А доктор Соловьев о6 отдыхе и не думает. То на костре с ребятами. То крабов и морских коньков с девчонками собирает. То беседу медицинскую проводит.

И вот однажды случилось то, чего так долго ждали Песня с Припевом.

Как здорово! - обрадовалась Песня. - Зиновий Петрович меня поёт.

Лагерь наш устроил РОКК (Российское Общество Красного Креста),
Комсомол ему помог.
Наш "Артем", наш "Артек",
Не забытъ тебя вовек.

Пионеры не зевали,
Комсомолу помогали.
Наш "Артем", наш "Артем",
Не забытъ тебя вовек.

Зиновия Петровича окружили ребята. Они стали подпевать:

Стал наш лагерь, как картинка,
Он - рабочая новинка.
Наш "Артек", наш "Артем",
Не забъьтъ тебя вовек.

Скоро весь лагерь пел и смеялся:

Мы здоровья наберём,
И с собою увезём.
Наш "Артек", наш "Артек",
Не забыть тебя вовек.

Песня летела над Артеком. Она расправила свои крылья. Сияли радостью ребячьи глаза. А как же иначе! Ведь родилась Первая артековская Песня!

Ура! - кричал в восторге Припев. Он хлопал в ладоши и наставлял удивленных девчонок и мальчишек:

Меня громче пойте! Меня!

Те заливисто смеялись и подхватывали Припев. А тот гордо говорил:

Слушайте все! Меня нужно петь очень красиво! Понятно? Я никогда не повторяю два раза!

Хохотал и повторял вместе со счастливыми ребятами и с вожатыми снова: три, потом четыре, потом пять и шесть раз:

Мы на солнце загорели,
Словно негры почернели.
Наш "Артек", наш "Артек",
Не забыть тебя вовек.

Вместе с нами будет рад
Папа, мама и отряд.
Наш "Артек", наш "Артек",
Не забыть тебя вовек.

Песня ликовала. И настала жизнь в "Артеке" совсем весёлая. Первая Песня стала сигналом для всех, кто влюблён в "Артек". Пройдет немного времени, и у неё появится много друзей. Это будут новые артековские песни.

Их будут сочинять ребята и вожатые, профессиональные поэты и композиторы, врачи и инженеры. Их будут сочинять все, чье сердце не может не петь при слове "Артек".

Проходят годы. Но слова своих друзей-песен артековцы не забывают. Даже когда за плечами целая жизнь.

Почему? - спросите вы.

Потому что живут они в душе всегда. И поют эти песни - сердцем!

ДУБ-ПОЧТАЛЬОН

Жил-был на свете кряжистый дуб. Рос он на самой вершине Медведь-горы. Ветви раскидистые прохладу путникам дарили. Дупла-окошки во все стороны света смотрели. Но главное - Дуб умел сближать людей.

С чего это началось?

Однажды летом 1925 года пришли в гости к Дубу артековцы. Дорогу указал местный проводник Осман Казак. Посидели ребята, отдохнули да песни попели. Про жизнь артековскую хорошую поговорили. А ещё сказали:

А давайте про себя да про "Артек" письма напишем. - Ещё и адреса свои укажем.

Письма в дупле у меня оставляйте. Я их новым артековцам передам.

А артековцы, как известно, такой народ, что если решили, то выполнят обязательно.

Так вот. В лагерь ребята вернулись да за ручки взялись. Про что хотели написать, написали. Письма в конверты самодельные заклеили да к Дубу снесли.

Тот говорит:

Езжайте домой спокойно. Все как есть передам. Да ещё в придачу про вас чего хорошего расскажу. Ребята Дубу лапы-ветви пожали да на том и распрощались.

Такое вот начало было в истории Дуба-почтальона.

Потом полетели одна имена за другой. Старый год сменялся новым. И стал на десятки лет Дуб лучшим другом артековцев.

Ему доверяли свои тайны.

Под его ветвями, говорят, вожатые свидания назначали.

Говорят ещё, что письма, из его дупла оказывались за тысячи километров от "Артека". Письма эти сдружили ребят из Киева и Воронежа, Харькова и Минска, Москвы и Кишинева.

Для посланий из Дуба-почтальона не было границ. Вперемешку лежали там адреса артековцев Болгарии и Финляндии, Советского Союза и Вьетнама, Польши и Египта, Кубы и Венгрии.

Да и как иначе? Разве у дружбы есть границы?

Так ведь Должно быть всегда. Правда?

Вот только конец у истории грустный. Пришёл как-то на вершину человек нехороший. Спичкой чиркнул - загорелись письма. Случилось это 15 августа 1971 года.

Так не стало у артековцев друга-почтальона. Но дружба слабее от этого не стала.

Не верите?

Тогда посчитайте, сколько адресов друзей каждую смену увозят артековцы.

Так-то вот!

КАК ВОЗНИК "ХРУСТАЛЬНЫЙ"

Когда-то в давние времена было царство Хрустальное. И правил там юный царь - Хрусталик Великий. Он любил красоту. Любил своих подданных. И самые красивые здания приказывал строить из прозрач-ного и блестящего материала - хрусталя.

Но однажды из соседнего государства на-пал на царство Хрустальное злой хан Рубинтий I.

Пусть будет тьма! - кричал он в гневе. - Разрушайте эти безобразные хрустальные домишки! Возводите кругом рубиновые своды!

Зачахли цветы. Уняли деревья.

Заплакали благородные жители Хрустального: - На нашей прекрасной земле исчезло солнце.

Всюду красным-красно от рубиновых куполов.

И тогда царь Хрусталик Великий вместе со своим народом спрятался в подземелье. А там был тайный ход, что выходил к далекой высокой горе. Сказал юный царь:

Нам предстоит освободить царство от неприятеля. Непростое это дело. Не один день тяжкий уготовила нам судьба. Но если справимся со всеми испытаниями - будем самыми счастливыми из всех счастливых.

С этими словами двинулись они в путь. Непростым было путешествие по подземным лабиринтам. Однажды разведчики доложили:

Вдали лежит громадный светящийся камень.

Подойдя к нему, люди прочитали на камне надпись: "Тот, кто найдет этот камень, будет обладать волшебной силой. Но сначала он должен построить из камня дворец".

Мы построим! - воскликнули жители царства Хрустального.

Вышли из подземного хода да огляделись: - Неприятеля не видно.

Войско Рубинтия I в двух днях ходьбы отсюда. Стали прикидывать, где сподручней дворец возводить. Внизу - море. До горы, что на Медведя похожа, рукой подать. А на склоне - поляна чудесная.

Тут и начнём, - решил Хрусталик.

Тридцать три дня спин не разгибали. Тридцать три ночи потом соленым обливались. А когда, наконец, уложили последний камень, свершилось чудо.

Смотрите! Засиял наш дворец! - воскликнули люди. Вдруг раздался страшный грохот. Солнечные лучи засветились ярче. Догадался юный царь: -

Это лопнули рубиновые своды. Это злой захватчик бежит из земли нашей.

Так сила волшебного камня спасла целую страну. А дворец этот и по сей день стоит в царстве под названием "Артек". И называется дворец - "Хрустальный".

Призрак Белой Дамы Любой Пионерский Лагерь, это в понимании пионеров обязательно веселье, с элементами шалостей и Артек не был в этом исключением. Очень модными были всевозможные розыгрыши и я попробую рассказать о наиболее безобидных из них. Конечно на самом почетном месте стояли приколы направленные в сторону Вожатых. Должен сразу сказать, что наши Вожатые были прекрасные люди, но в силу своего возраста мы не всегда это учитывали. Наш вожатый Сережа, работал очень напряженно и поэтому уставал и любил спать в тихий час, тем более спал весьма крепко. Ну а пионеры как известно, в Тихий час занимаются всем чем угодно кроме сна и вот... Когда перед концом тихого часа, к Сергею зашли его двое коллег, то они своим хохотом разбудили и его и все палаты в зоне слышимости. И было от чего хохотать. Сергей почивал держа в руках две ракетки от бадминтона, на голове у него была бумажная корона, а на ногах ласты. Естественно, что когда он разбуженный шумом вскочил с постели, то не смог сделать ни шага и величаво рухнул на пол. Но это был очень хороший человек и в добавок с чувством юмора, так что все обошлось. Была еще одна легендарная история, которую во всех пионерских лагерях, рассказывают почему то, про прошлые смены и с небольшими исключениями звучит она так... Некий пионер влюбленный в дочку Директора (Главного врача) лагеря, получает фальшивую записку с приглашением на свидание. Залезает в указанное в записке окно и натыкается на бабушку предмета своей любви. Но это не интересная легенда, а были в Артеке легенды и поинтереснее... Одна из них, это легенда о призраке "Белой дамы". Существовало много версий ее происхождения. Одна гласила что это призрак Миледи из "Трех мушкетеров" охраняющий спрятанные здесь некогда сокровища, другая версия говорила о призраке девушки, погибшей от несчастной любви. Короче все версии имели как противников, так и сторонников, но сам факт существования Призрака. сомнений у широкой общественности не вызывал. В "Кипарисном", имели большой успех ночные посиделки у речушки Черкез, и как то раз на таком мероприятии, в обществе из трех юных пионерок и двух не менее юных пионеров, зашел разговор именно на эту тему. И вот в самый разгар обсуждений по этому животрепещущему поводу, с другого берега раздались странные зловещие завывания и в сторону пионерских голубков и голубиц, двинулась белая тень со зловеще светящимися глазами. Пионеры- герои, героически естественно стали звать своих подружек пойти посмотреть мол, а что это там и стали тянуть их за руки в сторону непонятной флюктуации. Девчонки естественно подняли дикий визг, а призрак шел уже прямо по воде и когда звуковой диапазон визга пионерок приблизился к инфразвуку, призрак внезапно издал непонятное бульканье, потерял равновесие и бесплотность и стремительным домкратом рухнул в воду... На самом деле я мирно шел по лично наведенной мною переправе, в виде пары досок положенных на столбы, оставшиеся в воде от какой то старой конструкции, мирно завывал, светил системой из двух лампочек от карманного фонарика (опять же моя конструкция) и гордился успешным выполнением своего коварного плана и тут случилась та самая случайность, из за которой порой проигрывали битвы даже великие полководцы. Визг пионерок вызвал у меня нездоровый смех, который я пытался сдержать, но в результате потерял равновесие и оказался в воде. Девчонки вырвались и убежали, а мои придурки друзья катались по берегу от смеха, наблюдая как я выпутывался из мокрой простыни. А вы говорите что приведений не бывает.
Операция НОВЫЙ ГУЛЛИВЕР. Кино занимало большое место в Артековском табеле развлечений. Информацией, которая превышала пожалуй по важности тайну фашистской шифровальной машинки Энигма, был жанр, а еще лучше название фильма показываемого в ближайшую субботу. Когда в Артеке показали фильм Новый Гулливер, сразу начались споры на тему, а где же задремал мальчик Петя? На Адаларах или на какой ни будь левой съемочной площадке. В соседнем отряде была девочка Наташа, ее папа был то ли кинокритик то ли киножурналист, у них дома был кинопроектор, что по тем временам было на порядок круче чем два Домашних кинотеатра сейчас. И поэтому она считал свой авторитет в киновопросах непререкаемым. Больше того, она называла членов нашего отряда "Детишками", хотя была всего на год старше. И мы создали план возмездия... Через неделю "рыбаки" и "моряки" организовывали нашим двум отрядам экскурсию на Адалары, так что времени было мало, но надо было успеть. В "Заговор" с радостью вошли члены кружка лепки и работа закипела. Все задействованные пионеры не покладая рук лепили из художественного пластилина фигурки лилипутов, клеили из картона домики и танки. В день экскурсии дружественные рыбаки доставили на остров спецгруппу с инвентарем и вот наступил момент торжества справедливости. В разгар экскурсии, когда Наташа в окружении друзей и поклонников, продвигаясь по официальному маршруту подошла к заранее выбранной нами точке рандеву, гордая девица вдруг услышала в стороне громкие крики радости и изумления. Первая красавица снизошла до того, что бы посмотреть, а что же там нашли эти "детишки". Жалко у меня не было фотоаппарата, что бы запечатлеть выражение ее лица, когда она увидела в тени под скалой элементы боя королевской армии Лилипутии с рабочими отрядами из Подземных заводов. (Рабочих кстати было гораздо больше чем королевских солдат, так как в фильме у них были абсолютно одинаковые лица и их было гораздо легче лепить, чем характерных отрицательных героев), а вход в тоннель и машина начальника полиции, были вообще как в фильме. Короче операция "Новый Гулливер" увенчалась полным успехом, но оказывается мы несколько переборщили. Наташка побежала звонить отцу с известием о сенсации и ейный папаша перезвонил директору с просьбой установить охрану и ждать комиссию из Госкино. Я понял что мы попали, и после совещания с друзьями мы пришли к выводу, что помочь нам может только наш вожатый Сергей. Мы пришли к нему и покаялись, а я отдельно покаялся в авторстве истории с ластами и ракетками для бадминтона. Как уже говорилось выше, Сергей был очень хороший человек и он прикрыл нас и повернул перед начальством дело, как игру пионеров, которую по простоте приняла в серьез глуповато-восторженная девочка Наташа. Все обошлось и до конца смены Наташу все звали "Моя лилипуточка", а мы воспрянули духом и продолжили развлечения и шалости. Мы с Сашкой Балакиным инициировали эпидемию привязывания хвостов, которая моментально охватила чуть ли не весь Артек. С хвостами ходили даже вожатые и часть персонала, а самым распространенным жестом стала проверка рукой своей поясницы сзади, на предмет, не привязали ли чего-нибудь. И вот тут мы огребли по полной, и от вожатого и от директора. Спасибо хоть не выгнали. Артековская клятва Музыка: Юрий Чичков Слова: Константин Ибряев Над морем, морем Чёрным -Артековский салют. Поют задорно горны И барабаны бьют, Чтоб клятву дать, ребята, Мы собрались сюда - Припев/2р./: Артековец сегодня, Артековец сегодня - Артековец всегда! Идём мы дружным строем - Нам с песней по пути. Артековцы-герои Шагают впереди. А клятва их простая - Сурова и горда: Припев. Придёт пора прощанья - Умчат нас поезда, И станут расстоянья Большими, как года. Но клятву не забудем Мы нашу никогда: Припев.

Там, где солнце всходит рано утром, там, где море радует своим прибоем – на побережье южного берега Крыма лежит медведь-гора.
Хочу поведать вам, о нашем походе на гору, которую покоряют все артековцы. Аю-Даг расположен у Южного берега Крыма, в Ялтинской области , между поселками Партенит и Гурзуф , а если говорить точнее - у Международного детского центра «Артек». Высота этой горы 577 метров над уровнем моря. Внутри неё есть стержень из застывшей лавы.В разрезе он напоминает простой карандаш. Аю-Даг можно назвать вулканом-неудачником. В то время, когда лава должна была вырваться из недр земли, она не дошла до вершины четвертую часть так и застыв внутри.

У артековцев эта гора пользуется особой популярностью. Каждую смену ребята отправляться на вершину, что бы стать настоящими артековцами и пройти обряд посвящения. Вот и мы решили отправиться с ними.
Дело было летом. Подъем в 04:30 не может не радовать. Сонные, но все же с присутствующим желанием собираемся и одеваемся в самые теплые одежды: спортивная кофта, штаны, кроссовки, кепка. Объясняю: утром очень прохладно и даже холодно, воздух влажный, поэтому еще холоднее. Когда поднимаемся на гору, есть вероятность, что какой-то неприятный клещ рухнется со своими «друзьями», и начнут пировать тобой прямо там. Так что лучше штаны даже заправить в кроссовки от греха подальше. Кепка одевается опять же от клещей, плюс от солнца, которое застанет в самый разгар подъёма на вершину. С этим разобрались. Все, кто когда-либо, где-либо участвовали в походах – знают, что без воды можно и не идти. Только подходя к подножью, вам захочется выпить все запасы, что у вас есть. Ну все, собрались, можно в путь!

Самое сложное, утверждают все, кто хотя бы раз «ходил на Аю-Даг», дойти до подножья горы, дальше – легче. Есть такое поверье, что тот, кто, взяв камешек с подножья, загадав желание, пронесет его до самой вершины, будет счастливым обладателем реально исполненного желания. Тропинки от подножья очень извилистые, и тянуться ввысь прямо над пропастью.

Животных как таковых по пути мы не встретили. Говорят, что там из фауны только змеи, жучки и летучи мыши. С растительностью там дела обстоят лучше. Даже удалось ознакомиться с мне незнакомым растением, которое, как я думаю, питается насекомыми. Вообще, подножье горы очень насыщено зеленью, деревья высоченные, сосны, кедры, кипарисы и др., с названиями которых я и не очень знакома.

Подыматься советую только за гидом! Только за ним! По дороге есть очень много лишних тропинок и «лже-стрелочек», которые приведут вас в тихое уютное место, где вы почувствуете единение с природой, но, к сожалению, вернуться и присоединиться к экскурсионной группе будет необычно тяжело. А некоторые тропинки могут и вовсе обрывом или обвалом закончиться. Подымаясь все выше и выше можно запечатлеть на фотоаппарат прекрасный вид на Партенит с морскими горизонтами.

Приближаясь к вершине Аю-Дага мы проходим мимо оставшегося фундамента генуэзской крепости. Если вы знаете, хотя бы приблизительно, что она там есть, вы наткнетесь на неё, если же нет – для вас это будет практически незаметный кусок обваленной каменной стены. После этого археологического памятника начинается более ровная дорога, и ещё пару минут и вы на вершине, где и происходит момент посвящения детей в артековцы.

А происходит это так: камешек, который несли от подножья горы, бросают на кучу (огромная уже стала, столько там уже детишек побывало), кружат вокруг неё и поют песенку. Вожатые в это время подготовили приветствие юных туристов по традициям Артека. Есть такая легенда, что эту гору охраняет некий дух Абсолют (старый, бородатый). И дети должны спеть песенки, задобрить его, а он их, в свою очередь, приветствует в своих «покоях». Потом дети красками разрисовывают друг, другу лица, оставляя символы своих отрядов и лагерей. Мы тоже посвящены в артековцы! О легендах горы я расскажу в следующем посте – довольно их много.

Далее экскурсионный поход мог бы закончиться фотографированием на «горячем камне», который находиться рядом, но за последние годы это место закрыто от глаз детей, и является запретной зоной, так как грозит обвалом породы и оползнями. Камень называют «горячим», потому, что он всегда остается теплым и даже более. С самого рассвета и до заката на него падают солнечные лучи. Так получается, что за ночь он не успевает остыть и утром получает следующий заряд солнечной энергией.

Если брать во внимание то, что мы вышли где-то в 05:00, и поднялись на вершину где-то к шести с половиной – полтора часа не так уж и много, но там время летит по-другому. Встретив рассвет, и спустившись по тем же тропинкам к подножью горы, для нас оставалось последней победой в этом путешествии дойти до столовой, а трофеем – вкусить сытный и вкусный завтрак юных победителей. Это был мой первый поход на гору в жизни, и я уверена, что не последний!

Аю-Даг (медведь гора).

Легенда - 1.

Аллах, разгневавшись на людей, освободил от ледяного полярного плена Большого Медведя и заставил его плыть на юг, чтобы покарать непокорных. Медведь был огромен, как гора. Густая шерсть напоминала непроходимый лес, ребра выпячивались, как скалы. Когда он вышел из воды, вода побежала по телу, как горные ручьи. Долго шел Большой Медведь по берегу Крыма, давя своей огромной тяжестью все, что попадало под лапы, бороздя и разгребая землю страшными когтями, все сокрушая на пути. Так дошел он до Партенитской долины, которая поразила его своей красотой, и захотелось ему остаться тут навсегда. Сполз он к морю, стал на колени, погрузил пасть в воду и начал жадно пить. За непослушание проклял Аллах Большого Медведя, и тот сразу же окаменел. Так и стоит он у моря с незапамятных времен.

Легенда - 2.

В отдаленные времена в горах Крыма обитали лишь дикие звери. Много было среди них огромных кровожадных медведей. Хищники уходили далеко за горы, появлялись на равнинах, нападали на живущих там людей. Набрав побольше добычи, опять скрывались в лесных дебрях. На самом берегу моря поселилось стадо огромных зверей. Управлял им вожак - старый и грозный медведь. Однажды возвратились медведи из набега и обнаружили на берегу обломки корабля. Среди этих предметов лежал сверток. Старый вожак развернул его и увидел маленькую девочку. Только она осталась в живых после гибели корабля.

Маленькая девочка стала жить среди медведей. Шли годы, она росла и превратилась в красивую девушку. Старый вожак и все медведи очень любили ее. Девушка громко пела песни, резвясь среди дикой природы, а медведи готовы были с утра до ночи слушать ее чудесный голос.

Однажды хищники отправились в набег на равнину. В их отсутствие недалеко от медвежьего логова, среди купающихся в воде скал прибило к берегу челн с молодым красивым юношей. Еще подростком он был угнан в рабство воинами одного из разбойничьих племен, обитавших на другом берегу моря. Теперь юноша решился на бегство, надеясь вернуться на родину. Буря долго носила его челн по волнам, пока не выбросила на крымский берег. Обессиленный голодом и жаждой, юноша лежал без движения на дне челна. Девушка перенесла юношу в укромное место, напоила и накормила, а челн спрятала и кустах под прибрежной скалой, чтобы медведи ни о чем не догадались. Много раз приносила девушка юноше еду и питье. Юноша рассказывал ей, как живут люди в его родных краях. С интересом слушала девушка, глядя в ясные синие глаза юноши. Она пела для него свои любимые песни. И в эти дни вошла пылкая любовь в сердца обоих. Юноша сказал девушке: "В моем челне хватит места для двоих. Хочешь поплыть со мной на мою родину?" И девушка ответила: "Хочу. Я готова плыть с тобою куда угодно".

Юноша уже окреп, к нему вернулись силы. Он смастерил мачту, сделал парус из звериных шкур. Влюбленные ждали теперь попутного ветра, чтобы покинуть медвежий берег. И вот подул попутный ветер. Юноша и девушка столкнули челн в воду, сели в него. Вот уже между челном и береговыми скалами легла широкая голубая гладь...

Тут задрожала земля под тяжелыми лапами, заколебался воздух от грозного рева. Это вернулись на берег из далекого похода медведи и не обнаружили девушки. Вожак посмотрел на море и понял все. Любовь к юному пришельцу, тяга к людям победили в душе девушки все прошлые привязанности. Навсегда увозит теперь челн любимицу медвежьего племени. Старый медведь яростно взревел. Вне себя от гнева стадо заметалось по берегу, оглашая окрестности громовым ревом. Вожак опустил огромную пасть в голубую влагу и с силой стал втягивать воду. Его примеру последовали остальные. Через некоторое время море стало заметно мелеть. Течение увлекало челн обратно к берегу. Девушка видела: ее возлюбленному не избежать страшной участи, его растерзают медведи. И девушка запела. Как только донесся до зверей ее голос, они подняли головы от воды и заслушались. Лишь старый вожак продолжал свое дело. Еще глубже погрузил он передние лапы и морду в холодные волны. Бурлило море у его пасти, вливаясь в нее широкими потоками. Заклинала в песне девушка все силы земные и небесные стать на защиту ее первой, чистой любви. Умоляла она старого медведя пощадить юношу. И так горяча была мольба девушки, что страшный зверь перестал тянуть в себя воду. Но не захотел он оставлять берега, продолжал лежать, всматриваясь вдаль, где исчезал челн с существом, к которому он привязался.

И лежит старый медведь на берегу уже тысячи лет. Окаменело его могучее тело. Мощные бока превратились в отвесные пропасти, высокая спина стала вершиной горы, достигающей облаков, голова сделалась острой скалой, густая шерсть обратилась в дремучий лес. Старый вожак-медведь стал Медведь-горою.

Адалары - это небольшие скалы в море. Являются достопримечательностью Гурзуфа. Они не высокие около 50 метров. Ранее эти скалы соединялись с горой, но со временем под движением земной коры и разрушением морских волн, они отсоединились и стали самостоятельными двумя объектами. Только под водой видно как они были соединены между собой и скалой. Раньше таких скал было три, одна совсем скрыта под водой сейчас, а осталось на поверхности только две.

Адалары – являются памятниками природы. О них всегда рассказывают экскурсоводы.

Люди конечно и легенды придумали про эти скалы.

Жили два брата красавца, сильные и мудрые правители, досталось им и наследство от верного слуги. Это были два ларца, в них были: костяной жезл а в другом два серебряных крыла. Жизнь у них стала еще интереснее с этими подарками. Решили братья завоевать себе жен двух сестер красавиц, да вместо того, чтобы лаской да любовью их очаровывать, они силой их взяли. Слуга когда подарки дарил наказал строго не использовать их в корыстных целях, а братья не послушались. Решили братья сестрам об этих подарках рассказать, сначала один брат в небо к солнцу полететь решил, привязал коню крылья и взмыли они в небеса, но дрогнула рука брата при услышании голоса старого слуги, повернул коня, испугался.

На другой день второй брат в морскую пучину решил повезти брата и сестер, и не послушал глас старого слуги о предупреждении смерти для всех. Так и погибли они вчетвером в море. Но тела их всплыли на поверхность и превратились в камни и ныне эти скалы зовутся Адаларами…

Самое интересное, что народ то у нас предприимчивый и придумали на одной из скал Адаларов разместить ресторанчик. Как это у них получилось не знаю, но это факт. Я не совсем представляю как это было возможным, ведь диаметр скалы, которая побольше всего 30 метров. Местные жители рассказывают, значит так и было…

Начало 20 века. Ресторан "Венеция" на ближней скале Адалар. Здесь подавались блюда из свежевыловленных морепродуктов. Хозяйка - Прасковья Дмитриевна Тикунова. В то время ближайшая из скал Адалары была более просторной (диаметр 30 м., высота-50). Она вместила в себя и строение самого заведения, и домик хозяйки Прасковьи Дмитриевны Тикуновой (см. фото). Ресторан был уникален. Ведь к скале не было подведено электричество. Не было там и природной пресной воды. Питьевая вода и все продукты доставлялись морем - на лодке. Так же, на лодке, с определённой долей романтики, прибывали сюда и посетители. Говорят, что ресторан был очень популярен. Прасковья Дмитриевна задумала даже подвести к нему подвесную дорогу от Генуэзской скалы, вложив средства в пробивку там тоннеля...

Первая мировая война помешала хозяйке оборудовать подвесную дорогу. Потом революция, события гражданской войны в Крыму. Национализация частной собственности. Словом, к 1927-му году строения на скале уже пустовали. Землетрясение 11-12 сентября 1927 года почти всё разрушило. "Почти" это потому, что и сейчас следы ресторана на скале зримо прослеживаются. Сам ресторанный зал был внутри скалы, в камнях. Развалины его можно и сейчас увидеть. Уже во времена детского лагеря, в середине прошлого века, здесь поработали сейсмологи и археологи, давшие свои заключения и о разрушениях случившегося землетрясения, и о том, что рядом с Адаларами в давние времена терпели крушения торговые корабли (были найдены их фрагменты, остатки керамических сосудов, старинные монеты). Есть мнение также, что тоннель был пробит ещё генуэзцами, а потом, с годами, морские ветра завалили его песком и камнями. Что хозяйка ресторана П. Д. Тикунова не пробивала его, а очищала от завалов камней. Может это и так. По крайней мере, тоннель до сих пор существует. Туда можно попасть из "Кипарисного" лагеря. Вход и обрыв над морем ограждены металлическими решётками (в целях безопасности).

Так же хотели сделать канатную дорогу к скалам, но так эта идея и осталась неосуществленной.

Ученные говорят, что такого рода скалы не долговечны. Не так давно у подножия горы Кошка исчезла одна из небольших скал, так же было замечено исчезновение под водой одной из скал Адаларов. Все связано с оползнями и смещениями горного массива, все таки камни движутся, да еще и люди «помогают», своим строительством домов в неположенных местах и т.д. Так, что нам еще не так долго наблюдать эти две скалы в море, все равно скроются они под водой. Они не так далеко от берега всего то - четверть километра. Так, что к ним свободно подплывают прогулочные катера и лодки полюбоваться этими скалами.

Так же пользуются эти скалы популярностью у дайверов, говорят они не раз находили здесь какие то глиняные изделия, якоря, остатки каких то грузов и другие старинные находки. Наверное здесь были или кораблекрушения или типа небольшого порта, иначе как бы на дне оказались все эти предметы обихода.

Рассказы.

Шаляпинская скала находится в Артеке возле лагеря «Лазурный». Напротив скал-островков Адалар, на берегу возвышается (высота 40 метров) скала Шаляпина. В древности эту скалу знали под названием Футя или еще мыс Ява. Рядом с ней есть еще одна именная скала, которая носит имя Пушкина. Очевидцы свидетельствуют, что великий русский поэт поднимался на эту скалу и оттуда читал стихи. От скалы Шаляпина, а она больше выдается в море, чем скала Пушкина, по обе стороны находятся две превосходные бухточки, где есть дикие пляжи, там поистине отменные места для тех, кто любит подводное плавание. Эту скалу назвали в честь великого русского певца Федора Ивановича Шаляпина. Он многократно посещал Гурзуф и ему очень понравились здешние места. Скалу стали называть Шаляпинской с 1917 года, это случилось после того, как певец приобрел ее у Ольги Соловьевой, она была владелицей курорта Суук-Су. Как-то раз Шаляпин прогуливался с мадам Соловьевой и дочерью Ириной по этим местам и зашли на эту скалу. Певца сразил наповал открывшийся перед ним пейзаж. От увиденного, он пришел в дикий восторг и ему в душу закралась мысль выстроить тут замок искусств для талантливой молодежи. Однако мадам Соловьева была категорически против этой идеи, Шаляпин чего только не предлагал ей взамен, но она оставалась неприступной. Но, как-то в июле 1916 года теплым крымским вечером, сидя у костра среди своих друзей после ухи и бокала хорошего таврического вина, Ф. И. Шаляпина вдруг понесло, он спел несколько песен, и в конце запел свою «Ноченьку» и … сердечко мадам Соловьевой всколыхнулось. Непреклонная миллионерша, владелица курорта Суук-Су до слез растрогалась пением великого баса и уже на следующее утро просто взяла и подарила скалу певцу. Таким образом, великий певец стал владельцем целой скалы. По строительству замка искусств были уже начаты работы, но в 1917 году началась революция, которая и свела на нет все задумки и работы.

История № 2

Что же касается роскошного курорта «Суук-Су», на котором располагался грот Пушкина и скала… У него и на этот счёт возникли свои грандиозные планы – построить на этой скале «замок искусств для талантливой молодёжи». Курорт принадлежал Ольге Михайловне Соловьёвой, вдове известного русского инженера, строителя мостов и железных дорог, Владимира Ильича Березина. Безуспешно уговаривал Шаляпин продать ему полюбившийся участок. Ольга Михайловна резонно возражала:

«А ты, Фёдор Иванович, хотел бы, чтобы посреди твоего имения кто-нибудь выстроил бы дворец или даже избу?».

Но помог случай, о котором также рассказала дочь певца:

«Однажды… решили огромной компанией поехать к рыбакам жарить на кострах кефаль, печь картошку и, вообще,– повеселиться. Зачинательницей и вдохновительницей всей этой затеи была Ольга Михайловна…

Ясное синее небо. А ещё – синее море, каменистый берег, небольшой залив. Рыбаки встретили нас радушно. Устроили стол под корявым деревом. Появилось вино и закуски, привезённые из Суук-Су, а Ольга Михайловна запаслась ещё и целой батареей наилучшего французского шампанского. Рыбаки разводили костёр, а мы, дети, им помогали…

Отец сидел, крепко задумавшись, потом встал и прислонился к дереву. Лунный блик едва освещал его лицо. Вдруг… он запел. Полились грустные, заунывные русские мелодии, рассказывающие о горе-горюшке людском – такие простые, такие глубокие и в то же время щемящие душу…

Я взглянула на Ольгу Михайловну. Она сидела, напряжённо выпрямившись. Смотрела как-то никуда, а может быть, внутренним взором видела она себя в тот момент молодой, где-то там далеко, и по лицу её ручьём катились слёзы, и она их не замечала. Улетая далеко в ушедшее, неведомое и вечное, прозвучала последняя нота. Наступила тишина, в которой была такая насыщенность, как будто души говорили с душами. И вдруг Ольга Михайловна резко поднялась:

«Фёдор Иванович, твоя скала!»

(У Шаляпина было много детей, дочь Марина, 1912гр., умерла в 98 лет)

У подошвы скалы Шаляпина просто фантастические места для загорания, купания и ныряния с маской и аквалангом. Морская вода здесь чистая как слеза и прозрачная, не сравнить с пляжами Ялты, где всегда находятся толпы отдыхающих. Здесь можно половить рыбу, заняться фотосъемкой под водой или же поохотится на морских обитателей. Тут много и мидий и рапанов. Следует запомнить, что много мидий ловить нельзя, а то вам выпишут штраф. В данное время у подножия горы можно увидеть обломки стены, к сожалению это все, что осталось от мечты великого Шаляпина.

Генуэзская крепость (из интернета)

Крепость, построенная византийцами в Гурзуфе, находилась на скале Дженевез-Кая . Место для крепости было выбрано очень удачно. Со скалы полностью просматривается Гурзуфская долина, главная гряда Крымских гор в районе Гурзуфа, перевал Гурзуфское седло . Крепость контролировала гурзуфскую бухту, куда могли пришвартовываться морские суда. Сама крепость находилась в труднодоступном месте, окруженная с трех сторон отвесными скалами. Сейчас на скале Дженевез-Кая расположено белое каскадное здание артековской гостиницы «Скальная», которая хорошо видна со всей гурзуфской набережной. Как раз на том месте, где сейчас находится гостиница, и была построена византийцами крепость. С трех сторон крепостную скалу окружает море, с севера же она примыкает к склону горы Балготур, застроенному домами. Планировка Гурзуфа в старинной, центральной части повторяет расположение улиц и построек средневекового поселения. В 1965–1967 гг. в связи с началом строительства гостиницы «Скальная», на скале Дженевез-Кая были проведены археологические раскопки. В результате исследований было установлено, что крепость в Гурзуфе просуществовала более девяти веков - с VI по XV вв. В истории крепости можно выделить пять периодов. Первый период (VI–VIII вв.), - византийский. Это время постройки крепости и владения ею Византией. В VIII в., после захвата Таврики хазарами, начинается второй, хазарский период, пожалуй, самый мрачный в истории крепости, поскольку хазары полностью разрушили ее, и крепость пролежала в руинах до X в. - того времени, когда хазары ушли из Крыма. Третий период (X–XIV вв.) можно назвать промежуточным (между хазарским и генуэзским). Как показали раскопки, крепость в X в. была восстановлена и до середины XIV в. в ней была резиденция местных феодалов - топархов, под властью которых находилось население Гурзуфской долины. В XIII в. Гурзуф, как и все Южнобережье, вошел в состав княжества Феодоро. Гурзуфская крепость и другие поселения на ЮБК во второй половине XIV в. были захвачены генуэзцами и образовали так называемое «Капитанство Готия», входившее в состав генуэзских колоний в Крыму. С этого периода начинается четвертый, генуэзский, этап истории крепости в Гурзуфе. Он продлился до конца XV в., точнее - до лета 1475 г., когда Крым был захвачен турками-османами, и Гурзуфская крепость была полностью разрушена. После 1475 г. крепость уже никогда не восстанавливалась.

Основной частью крепости являлась цитадель, обнесенная мощными, толщиной до 4 м, стенами из камня на известковом растворе. Здесь, в цитадели, находился основной узел оборонительного комплекса. От основания цитадели отходили стены внешнего оборонительного пояса крепости. Возле ворот, отделяющих цитадель от внешних оборонительных стен, находился донжон - главная башня крепости с помещениями для жилья, арсеналом и запасами продовольствия. Рядом с донжоном располагалось двухэтажное помещение кордегардии - военного караула. Гурзуфская крепость имела метательную артиллерию. Метательные механизмы представляли собой аркабалисты - крепостные самострелы, имеющие длину до 2-х метров. Это был деревянный станок с направляющей для снаряда, в передней части которого располагался большой лук. Снарядами для баллисты служили каменные ядра, диаметр которых доходил до 12 см. Дальность стрельбы из таких баллист доходила до 300 метров. Кроме ядер, камнеметные крепостные механизмы использовались также для стрельбы керамическими сосудами, наполненными мелкой галькой или горящей смолой. При раскопках Гурзуфской крепости были найдены значительные склады каменных ядер и множество небольшой круглой морской гальки. Эта галька служила снарядами для пращи. С приходом генуэзцев появилось огнестрельное оружие, и в крепостной стене были сооружены большие амбразуры для пушек.

Итак, с середины VI по конец XV в. Гурзуфская крепость на скале Дженевез-Кая была одним из наиболее мощных фортификационных сооружений на Южном берегу Крыма. Крепость сплотила вокруг себя все поселения Гурзуфской долины, контролировала перевал Гурзуфское седло (Гурбет-Дере-Богаз) и служила промежуточным пунктом каботажного плавания между Феодосией и Херсонесом.

Хотя Гурзуфская крепость в 1475 г. была разрушена, но еще довольно длительное время эти руины напоминали местным жителям о ее некогда былом могуществе. В XIX в. остатки крепости хорошо выделялись на фоне скалы Дженевез-Кая. Е. Л. Марков так описывает крепостные развалины в конце XIX в. «На самом пике утеса еще высится полуразрушившийся замок, и от него сбегают по неприступному обрыву обломки стен, башенок и лестниц. Это древняя Горзувита…»

Поселения в Гурзуфской долине

Кроме поселения у скалы Дженевез-Кая, в средневековье на территории Гурзуфской долины существовал еще целый ряд поселений. Прежде всего, довольно крупное поселение (около сотни жилых домов) у юго-западного склона Аю-Дага , недалеко от мыса, выступающего в море. Возникло оно в VIII в., а разрушено в XV в., скорее всего при турецком нашествии. Толщина стен домов Аю-Дагского поселения достигала 1 м, что говорит о наличии в домах второго этажа. Там же обнаружены следы двух кузнечных мастерских, где изготовлялись железные якоря и металлические детали корабельной оснастки. Дома строили из местного бутового камня на глине. Защищала поселение стена толщиной около 3 м, игравшая в трудное время роль оборонительной. В хозяйстве преобладали морские промыслы. Значительные средневековые поселения обнаружены также в урочище Гугуш близ Ай-Даниля, на холме в бывшем имении «Суук-Су» (ныне это артековский лагерь «Лазурный») и на юго-восточном склоне горы Балготур. Найдены следы средневековых сооружений и на пути от Гурзуфа до перевала Гурбет-Дере-Богаз - на горе Кобоплу, где в VIII–IX вв. находилось небольшое дозорное укрепление, и на скале Красный камень в поселке Краснокаменка (укрепление Гелин-Кая). Небольшая крепость на Красном камне возникла примерно в XII в. и просуществовала до 1475 г. Особую роль она сыграла в конце XIV - в первой половине XV в., когда развернулась борьба между княжеством Феодоро и генуэзцами за контроль над Южным берегом Крыма. Тогда сложилась как бы двойная цепочка укреплений. Прибрежными укреплениями владели генуэзцы, а укреплениями, расположенными чуть выше (так называемыми исарами), владели феодориты. Крепость феодоритов Гелин-Кая противостояла генуэзской крепости на скале Дженевез-Кая и не давала возможности генуэзцам продвинуться в глубь территории княжества Феодоро. До наших дней на вершине Красного камня сохранились остатки боевой башни укрепления Гелин-Кая.

Афанасий Никитин в Гурзуфе

На этом можно было бы закончить рассказ об античном и средневековом Гурзуфе, но нельзя не упомянуть одно интересное событие. В 1472 г. Гурзуф посетил знаменитый путешественник - тверской купец Афанасий Никитин, который возвращался из длительного путешествия в Индию. Он пробыл в Гурзуфе пять дней, пережидая бурю на море. Свой трудный и опасный путь он описал в «Хождении за три моря». Сейчас одна из улиц Гурзуфа названа именем Афанасия Никитина.

Крымские легенды

У крымского народа много прекрасных сказаний и легенд. Это богатое творчество делается достоянием приехавших в Артек пионеров. Ребята очень любят слушать крымские сказки и легенды, которые им рассказывают вожатые, но еще большее впечатление на них производят встречи с местными народными сказителями и певцами. Это впечатление усиливается благодаря тому, что встречи происходят в поэтическом окружении моря, гор, прибрежных скал, часто являющихся объектами слушаемой легенды, как любимая ребятами легенда о происхождении горы Аю-Даг.

«Порой-угрюмый он и мрачный,

Порой - его прелестен вид,

Когда с закатом дня прозрачной.

Вечерней дымкой он обвит».

(Вяземский.)

Из книги Тюремная энциклопедия автора Кучинский Александр Владимирович

Легенды и мифы К легендам и мифам тюрьмы и зоны относятся всевозможные личности (в основном – воры в законе), события (приезд вора), сами зоны (сверхголод или сверхсытость), амнистия, побеги и многое другое.В частности, якобы на одной лесной зоне умелец соорудил вертолет из

Из книги Инки. Быт. Культура. Религия автора Боден Луи

Из книги Теория военного искусства (сборник) автора Кейрнс Уильям

Из книги Будни отважных автора Семенюта Н.

Люди из легенды По пыльной дороге, вдоль реки Аксаут, двигалась повозка. Гнедой конь тащил за собой тяжелую телегу. Колеса ее сильно скрипели: видно, давно не смазывались. Над головой синело августовское солнце. А справа бурливо шумела река. Ее быстрые потоки, стекавшие с

Из книги Бездна. Повествование, основанное на документах автора Гинзбург Лев Владимирович

По ту сторону легенды В таганрогском гестапо канцелярией - «шрайбштубе» - заведовал молодой зондерфюрер Георг Бауэр. Он прибыл в Таганрог в феврале 1943 года, вскоре после событий на Волге: возвращался из Германии, из отпуска, в полевое гестапо на станцию Чир, но Чир к тому

Из книги Тайна гибели группы Дятлова. Документальное расследование автора Буянов Евгений Вадимович

Рождение легенды 31 марта в 4 часа ночи дежуривший у печки дневальный Мещеряков вышел из палатки за дровами и увидел на небе яркую звезду в сияющем ореоле «огненного шара». Он подал сигнал спавшим поисковикам, которые выскочили наружу и наблюдали, как «звезда» медленно

Из книги Все, что я знаю о Париже автора Агалакова Жанна Леонидовна

Легенды, суеверия БРОНЗОВАЯ СТАТУЯ МИШЕЛЯ МОНТЕНЯ.Писатель и философ эпохи Возрождения сидит, улыбаясь и закинув ногу на ногу. К нему приходят, чтобы… подержать философа за правую туфлю. Есть поверие, что если прикоснуться к ней, загадать желание и произнести «Салют,

Из книги Три цвета знамени. Генералы и комиссары. 1914–1921 автора Иконников-Галицкий Анджей

Легенды и факты Боевой путь Андрея Шкуры в Первой мировой войне рисуется совершенно по-разному в двух группах источников, которые можно назвать так: мифологические и реалистические.Согласно мифологической схеме, сотник Шкура уже в первых боях проявил неслыханную

Из книги Тайна гибели группы Дятлова автора Буянов Евгений Вадимович

Рождение легенды 31 марта в 4 часа ночи Сергей Согрин вышел из палатки и увидел на небе яркую звезду в сияющем ореоле «огненного шара». Он подал сигнал дневальному Мещерякову, а тот – спавшим поисковикам, которые выскочили наружу и наблюдали, как «звезда» медленно

Из книги Природные катастрофы, потрясшие мир автора Жмакин Максим Сергеевич

КРЫМСКИЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ История землетрясений в Крыму насчитывает не одну тысячу лет. Самый древний из известных катаклизмов на полуострове случился в 63 г. до н. э. Предполагают, что его упоминал даже древнегреческий историк Геродот. С того времени Крым периодически

Из книги Размышления о личном развитии автора Адизес Ицхак Калдерон

Мир и легенды Во время чтения книги молитв в Дни трепета меня посетили некоторые идеи.Существует связь между словами и, соответственно, концепциями «священного», «целостного» и «мира». Давайте начнем с иврита. В состоянии полного умиротворения вы не занимаетесь

Из книги Вокруг света за 280$. Интернет-бестселлер теперь на книжных полках автора Шанин Валерий

Легенды маори Погода испортилась. Спать под открытым небом я не рискнул и отправился на поиски ночлега. Возле дороги обнаружилась католическая миссия: церковь, школа и еще несколько домов. Свет горел только в школе. Туда я и зашел. И вместо крыши над головой получил совет:

Из книги Записки кладоискателя автора Иванов Валерий Григорьевич

Смоленские легенды Километрах в тридцати от города Вязьма, немного северо-западнее по направлению к Смоленску, находилась простая русская деревня, название которой было связано с лесной чащей. Вокруг действительно были леса. Это - моя Родина. Здесь жили мои предки. Уже

Из книги Современные страсти по древним сокровищам автора Аверков Станислав Иванович

4. Легенды о Ахтубе В своем доме на берегу Ахтубы Михаил Иванович Роданев развернул перед нами атлас. На одной из его страниц мы увидели старинную карту дельты Волги с протокой Ахтубой. Михаил Иванович сказал, что эта карта – копия капты 1614 года. Это первое обозначение

Из книги Легенды Львова. Том 2 автора Винничук Юрий Павлович

Еврейские легенды Честная община О еврейской общине Рудно никто ничего хорошего сказать не мог. Всё, что плохо лежало, рудновские евреи ловко тащили домой. Амбары их были забиты разным хламом.Как-то раввин из Чехии ехал во Львов, и ночь застала его в пути. Вот он и решил

Из книги Легенды Львова. Том 1 автора Винничук Юрий Павлович

Легенды о чудесах