Осень прекрасная пора очей. Унылая пора, очей очарованье…. Унылая пора! Очей очарованье

Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, самый молодой из кремлёвских монастырей, расположен в центре древнего кремля Коломны. Многие его здания гораздо древнее, так как основан он был на месте архиерейского дома, упоминающегося в писцовых книгах 1577-1578 г.г. С 1350 по 1799 гг. на территории обители располагалась архиерейская резиденция, где жили епископы, архиепископы, управлявшие Коломенской епархией.




Схема кремля и 15я прогулка (включая все предыдущие)


План Ново-Голутвина монастыря
1. Церковь Троицы Живоначальной (в подклете - церковь св. блж. Ксении Петербургской)
2. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
3. Колокольня
4. Часовня св.Равноапостольного кн. Владимира и св. вмц. Анастасии Узорешительницы
5. Часовня св. блж. Ксении Петербургской и св. прав. блж. Матроны Московской
Другие постройки монастыря:
6. Святые врата
7. Келейный(бывший архиерейский)корпус (XVII в.)
8. Служебное помещение
9. Служебное помещение
10. Служебное помещение
11. Семинарский корпус (XVII в.)
12. Настоятельский корпус
13. Стены и башни ограды (XVIII в.)

Коломенская епархия была учреждена ранее 1350 года, после нашествия на Русь монголов. Начало ее относится ко временам княжения Иоанна Даниловича Калиты (1328-1340), самое позднее - ко временам княжения Симеона Гордого (1340-1353). Она принадлежала к 3-му классу епархий и имела 10 монастырей и 931 церковь. В 1655 г. в Коломне останавливался Антиохийский патриарх Макарий. Из письма его секретаря сирийца Павла Алеппского мы узнаем о том, как выглядел архиерейский дом в XVII веке. «Архиерейский дом очень велик и обнесен кругом деревянной стеной. Епископ проходит к кельям от южной двери церкви по высокой лестнице и длинной деревянной галерее, находящейся на большой высоте от земли; бывало, когда мы проходили по ней, пред нами открывался вид на поля и деревни на далекое расстояние, ибо галерея совсем открыта. Кельи или, вернее, дворец епископа, выстроены из превосходного камня и дерева и также висячие (как и церкви); из них одни — для зимы, другие — для лета. Летние кельи имеют галереи, выходящие в сад, в коем растут чудесные яблоки, редкостные по своей красоте, цвету и вкусу …»

«Зимние покои состоят из многих помещений, из которых одни ведут в другие. Они выстроены из строганного, крепко сплоченного, чудесного дерева и имеют двери, плотно прилаженные и тщательно пригнанные, обитые войлоком и кожей... Все окна имеют передвижные ставни, плотно пригнанные; днем их открывают и вставляют в окна рамы с каменными стеклами здешней страны; (Наверно, эти слюдяные рамы)на ночь же эти рамы снимают и ставят на место их в окна ставни, обитые войлоком, дабы сквозь них не мог проникнуть холодный воздух. В каждой келье есть печь из кирпича для разведения огня, с железными дверцами; эти печи топят в зимнее время для нагревания комнат. Также в каждой келье есть иконостас с образами и не только внутри, но и снаружи над дверью, даже над дверью лестницы…»

«Здание приказа епископа сводчатое, вновь выстроенное из камня; здесь и казнохранилище его. Это епископство владеет угодьями — деревнями со многими крестьянами. В епископском доме есть большая тюрьма с железными цепями и тяжелыми колодками для преступников. Если кто из крестьян епископа провинится: украдет или убьет, то его приводят сюда, сажают в тюрьму и наказывают…смертью или ударами, смотря по вине. Воевода не имеет власти над ними… Епископству принадлежат триста стрельцов…Когда епископ едет куда-нибудь, они сопровождают его всюду, куда бы он ни отправлялся…»

Архиерейский (с домовой церковью Преподобного Сергия Радонежского) и семинарский корпуса построены в начале 1680-х годов при архиепископе Никите Тотемском.


Архиерейский корпус


Семинарский корпус

В описании архиерейского двора 1701 г. о них сказано: «На правой руке от... святых ворот на западной стране новые неотделанные палаты о двух жильях мерою извне длиною на сорокех на осми саженях без аршина а тех палат извне по концам поперечнику по семи сажен». В 1734 г. архитектором Иваном Мичуриным были составлены описания и сметы на починку всех зданий архиерейского двора, пострадавших от большого пожара. По этому описанию в «верхнем апартаменте» располагалось 16 палат, четверо сеней и 2 чулана. В «нижнем апартаменте» было 14 палат, в том числе одна «приспешная», да две житенные, 7 сеней, 1 чулан и одна кухня.

Уже в наше время восстановлен древний облик и интерьеры архиерейских палат. В северном конце корпуса в нижнем этаже располагались две одностолпные палаты. Вторую с севера, «крестовую», палату второго этажа занимала домовая Благовещенская церковь. В церкви был резной деревянный иконостас (сгорел) и изразцовая печь. К соседнему с церковью помещению сеней с востока подводило крытое сводами парадное крыльцо с тремя площадками и лестницами. Второй этаж корпуса соединялся крытой деревянной галереей на каменных столбах с Троицкой церковью.

Ремонт в палатах был проведен в 1742 г. Более серьезной перестройке они подверглись после пожара 1777 г. Переделка фасадов и интерьеров велась под руководством архитектора графа Шереметева, Алексея Миронова. Древнерусские формы здания уступили место классическим. После устройства в зданиях архиерейского двора Ново-Голутвинского монастыря корпус был занят кельями братии и архимандрита. В 1816 г. часть помещений первого этажа была предоставлена бурсе (общежитие для учащихся при семинарии). Благовещенская церковь была упразднена.

Небольшой двухэтажный дом, стоящий против Успенского собора, является самой древней постройкой Архиерейского дома, дошедшей до нашего времени. Это перестроенная, после упразднения в 1770-х гг. церковь Покрова Пресвятой Богородицы.


Слева: здание бывшей Покровской церкви; в центре: колокольня монастыря (за ней: Покровская ц.) 1995 г.

В 1705 г. была построена Троицкая церковь, выполненная в стиле московского барокко.

В 1728 г. в Коломне (согласно регламенту 1721 г.) было положено основание учреждения духовной семинарии, окончательно сконструированной епископом Киприаном в 1739 году на территории архиерейской резиденции. Учениками ее были дети местного белого духовенства. Лучшие из учеников посылались иногда в московскую семинарию, причем они были обязаны по окончании ими московского курса, учить в родной семинарии. Среди питомцев коломенской семинарии - Филарет Дроздов, митрополит Московского, и публицист 70-х гг. Н. Гиляров-Платонов.

Размещалась Коломенская семинария в непосредственной близости от архиерейского дома, в каменном двухэтажном корпусе с подвалами, выстроенном в 1680-х гг. при архиепископе Никите и перестроенном в XIX в. Бывший семинарский корпус сохранился - сейчас это келейный корпус Свято-Троицкого Ново-Голутвинского женского монастыря.

При епископе Коломенском Савве (Шпаковском, ум. 1749) обучение в семинарии стали вести специально для этого выписанные преподаватели из киевских училищ. До конца XVIII в. духовные школы были в России основой образования - не только духовного, но и светского. В начальных классах преподавались общеобразовательные дисциплины, в старших - богословские. Языки семинаристы изучали постоянно, во всех классах. Преподавание многих дисциплин велось на латинском языке. Это усложняло обучение, но давало классическое образование и доступ к мировой литературе.

Полный курс обучения в семинариях состоял из восьми классов. Число лет, иногда весьма немалое, за которое ученик одолевал весь курс, зависело от его способностей и прилежания. Низшие классы («инфима» и «фара»), обычно назывались информаториями. Далее шли грамматический (в нем обучались 2 года), пиитический и синтаксический («синтаксима»), в этих классах обычно учились по году в каждом. В классах философии и риторики учились по 2 года.

Высший класс - богословский. Нормой для этого класса было 4 года обучения. По своему внутреннему распорядку, строгой дисциплине и системе общежития первые семинарии в XVIII в. во многом напоминали монастыри. Ректор, префект (его заместитель), а также надзиратели и ученики жили вместе. Воспитанники были изолированы от вольной домашней обстановки, с родными виделись редко.

В 1799 г. вышел указ императора Павла о том, чтобы Коломенскому епископу, который управлял церквами в Тульской, Московской и Рязанской губерниях, управлять только церквами в Тульской губернии. Коломенская епархия была упразднена, а архиерей был переведен в Тулу. В опустевший архиерейский дом по высочайшему указу императора Павла I «в уважение древности, сколько к сему архиерейскому дому, … также и для приличия самому сему древнему городу…» в 1800 году перевели штат Богоявленского Голутвина мужского монастыря, который находился на окраине Коломны, во главе с настоятелем архимандритом Варлаамом. Указом предписывалось также «в ведомство его отдать все находящиеся при том доме церкви и строения».

Митрополит Московский Платон (Левшин) опасаясь, чтобы опустевший архиерейский дом не постигла участь упразднённого в 1788 году первоклассного Симонова монастыря, в чьих зданиях разместили казармы, поспешил выполнить указ. Новому штатному мужскому монастырю присвоили сразу второй класс, что позволяло настоятелей возводить в высокое духовное звание архимандрита и содержать до 17 монахов. К монастырю были приписаны обе соборные церкви: Успенская и Тихвинская. . В память о корнях - Богоявленском Голутвине монастыре - и по главному храму обитель стала именоваться Троицким Ново-Голутвиным монастырём. В архивных документах встречается и другое название: Коломенский мужской монастырь.

Жизнь насельников, в сохранённом благодаря митрополиту Платону монастыре, не была лёгкой. Здания находились далеко не в идеальном состоянии, да и соседей оказалось много. Все здания нуждались в серьезных ремонтных работах, но из-за недостатка средств их проводили только в случае необходимости. Так, для улучшения условий обучения и проживания учащихся духовного училища в 1800 году на семинарском корпусе пришлось «противу двух сеней зделать два крыльца обшивныя и крытыя с лесницами хорошими и прочными и в оных крыльцах зделать по чулану и нужнику в пристойных видах чистою работою», перекрыть крышу тёсом в два слоя, подремонтировать двери, установить в трёх комнатах перегородки. Стоимость работ по договору, заключённому с купцом 3 гильдии Фёдором Васильевичем Шкариным, составила 200 рублей.

Опасения митрополита подтвердились менее чем через три года, когда 12 сентября 1803 года он получил письмо от графа А.А. Аракчеева. Граф сообщал, что коломенский архиерейский дом удобен, «для того, чтобы поместить в нём два эскадрона кирасир с лошадьми и со всеми принадлежностями». Митрополит Платон смог аргументировано отказать в передаче зданий, заключив письмо словами: «Я собственной своей выгоды никакой в том не нахожу, а яко недостойный пастырь того града, ревную об общем благе церкви и о чести града того». Получив отказ, граф Аракчеев не стал настаивать, о чём 14 октября 1803 уведомил владыку.


М.Г.Абакумов

В 1823 г. на месте разобранного парадного крыльца и лестниц была выстроена кирпичная домовая церковь Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца (позднее освящена во имя Покрова Божией Матери) с приделом Преображения Господня.


В 1825 году архимандрит Арсений возвёл 55-метровую колокольню, ставшую второй по высоте в Коломне.

В 1871 года обитель оказалась в «совершенном упадке и нищете, во всех отношениях». В монастырской кассе нашлось около 15 рублей серебром. Причина запустения монастыря была в его штатном устройстве (штатные монастыри получали денежное содержание из государственной казны), из-за чего Ново-Голутвин монастырь «никогда не приходился по сердцу жителям Коломны». Подобные «монастыри критиковались за то, что в них жизнь построена на корысти и свободе в отношении обязанностей», когда «обычаи заменяют уставы, установленные церковью и святыми отцами».

26 ноября 1871 года, в торжественной обстановке епископ Дмитровский Леонид (Краснопевков) открыл в Ново-Голутвине монастыре общежитие (Общежительные монастыри существовали за счёт пожертвований и доходов от трудов монахов). При финансовой поддержке Гурия и Екатерины Ротиных облик монастыря преобразился.- Меценаты Ротины помогали монастырю не только деньгами, но и пожертвовали в 1876 году двухэтажный дом с земельным участком в 526 саженей, приносивший годовой доход до 3 тысяч рублей.

На 1915-1916 год монастырский капитал составлял 61670 рублей.

Налаженная монашеская жизнь была в одночасье разрушена в результате свершившейся Октябрьской революции 1917 года. Имущество монастыря, в том числе находившуюся в собственности 181 десятину земли, национализировали. С начала 1919 года часть помещений заняло управление уездной и городской милиции. В какой-то степени это спасло монастырь от худшей судьбы, так как 16 июня 1919 года на заседание коллегии отдела управления Коломенского уездного исполкома выносят вопрос о создании в Ново-Голутвине монастыре концентрационного лагеря, но этому замыслу помешал временно размещённый в монастыре госпиталь. Кельи стало обживать население.

Вскоре после закрытия монастыря возник вопрос о сохранности монастырского архива, где, по предположению специалистов, могли находиться документы со дня основания обители. Архивные дела находились в башне ограды, но помещения оказались вскрыты, а папки с делами разбросаны. Что стало с ценными документами в дальнейшем, неизвестно.

Весной 1922 годаризница Ново-Голутвина монастыря была включена в «Список монастырей, соборов и церквей, хранящих исключительные историко-художественные ценности, подлежащих ведению Главмузея Н.К.П.», но все же изъятия были проведены. По мнению членов комиссии «лишними» в храме оказались серебряные 4 кадила, трехсвечник, помазок и елейница, сосуд с прибором, 8 лампадок, дарохранительница, крест и ризы общим весом 2 пуда 10 фунтов 24 золотника. С митры был снят жемчуг, «количество и вес коего не определён ни весом ни счётом. Изъятие не смогло приостановить службу в Троицком храме.


Фотография Уильяма Брумфилда. 1992 Слева : колокольня монастыря; поодаль в центре: Троицкая ц; на заднем плане в центре: ц. Иоанна Богослова; справа: кельи. (Вид с колокольни Успенского собора) 1992

В разработанной специалистами треста «Мособлстройреставрация» в 1971 году программе немаловажная роль отводилась Ново-Голутвину монастырю. Бывший архиерейский корпус и здание консистории предполагалось использовать под гостиничные номера для будущих туристов, а в семинарском корпусе поместить красный уголок и администрацию комплекса. Подклет Троицкого, как вариант Покровского храма отводился под ресторан. Верх реставрированной церкви Троицы планировался под музей. При благоустройстве территории предполагалось разбить плодовый сад, примерно такой, как он был в XYIII веке. Первоочередным объектом реставрации мог стать архиерейский корпус.


Покровский храм - вид с Соборной площади. 1989 г

К 1982 году был выселен архиерейский корпус, и сразу к обмерным и исследовательским работам приступили архитекторы К.В. Ломакин и В.А. Мозжеров. Для этого пришлось освободить помещения от поздних перегородок, полов, сбить штукатурку, удалить засыпку пазух сводов. При производстве работ в строительном мусоре удалось обнаружить многочисленные фрагменты изразцов XYII-XIX веков. После склейки и зарисовки реставраторы передали их в Коломенский краеведческий музей.


Фотография Уильяма Брумфилда 1992

С этого времени начался этап возрождения обители под управлением настоятельницы игуменьи Ксении (Зайцевой), по значимости сравнимый со всей предыдущей историей Ново-Голутвина монастыря. Отстроили храм и «архиерейский» корпус, по площади равный жилому, где живут сегодня сто монахинь, инокинь и послушниц. Монастырский парк насчитывает четыре легковых автомобиля, джип, два автобуса, несколько грузовиков, два трактора. Плюс верблюд. Синайку малышом привезли из Египта и подарили космонавты.

В монастыре есть керамическая мастерская, медицинский центр (прием ведут инокини монастыря - специалисты по терапии, невропатологии, гомеопатии), иконописная мастерская, вышивальная мастерская. Работают: воскресная школа, клуб любителей животных, общество садоводов. Кроме газет: "Камешки", "Агрономический вестник", «Медицинский вестник», "Педагогический вестник", выпущено более 60 наименований книг различной тематики. В питомнике выращивают среднеазиатских овчарок (30 собак имеет титул "Чемпион России") и вятскую породу лошадей, занесенную в Красную книгу.



Концертные выступления хора в рамках Саксоно-Богемского фестиваля в Германии в июне 2000 г. по приглашению Российского международного центра культурного и научного сотрудничества, в гг.Берлине, Дрездене, Вроцлаве, познакомило зарубежных слушателей с красотой богослужебного пения Русской Православной Церкви.

«…Унылая пора! Очей очарованье…» (отрывок из романа «Евгений Онегин»)

…Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

Из книги Комментарий к роману "Евгений Онегин" автора Набоков Владимир

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы автора Лебедев Юрий Владимирович

Творческая история романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В черновых бумагах Пушкина периода болдинской осени 1830 года сохранился набросок схемы «Евгения Онегина», зримо представляющий творческую историю романа:«Онегин» Примечание:1823 года, 9 мая. Кишинев.1830 года, 25

Из книги При свете Жуковского. Очерки истории русской литературы автора Немзер Андрей Семенович

Поэзия Жуковского в шестой и седьмой главах романа «Евгений Онегин» Жук жужжал. А. С. Пушкин Отголоски поэзии Жуковского в «Евгении Онегине» неоднократно отмечались исследователями (И. Эйгес, В. В. Набоков, Ю. М. Лотман, Р. В. Иезуитова, О. А. Проскурин). При этом внимание,

Из книги От Пушкина до Чехова. Русская литература в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

«Евгений Онегин» Вопрос 1.57 «Но, боже мой, какая скукаС больным сидеть и день и ночь,Не отходя ни шагу прочь!»Сколько дней Онегин сидел со своим умирающим

Из книги 100 великих литературных героев [с иллюстрациями] автора Еремин Виктор Николаевич

«Евгений Онегин» Ответ 1.57 «Но, прилетев в деревню дяди,Его нашел уж на столе,Как дань готовую

Из книги Герои Пушкина автора Архангельский Александр Николаевич

Евгений Онегин Как отмечал В.Г. Белинский, «Евгения Онегина» А.С. Пушкин «писал о России для России». Утверждение очень важное. Вообще необходимо сказать, что более полного и более точного раскрытия образа Евгения Онегина, чем это сделано Белинским в 8 и 9 статьях

Из книги Универсальная хрестоматия. 1 класс автора Коллектив авторов

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН - главный герой пушкинского романа в стихах, действие которого разворачивается в России от зимы 1819-го до весны 1825 года, (см.: Ю. М. Лотман. Комментарий.) Введен в сюжет сразу, без предисловий и прологов.Евгений Онегин (гл. 1) едет в деревню к

Из книги Универсальная хрестоматия. 2 класс автора Коллектив авторов

«Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» (отрывок из романа «Евгений Онегин») Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетётся рысью как-нибудь; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном

Из книги Сочинения Александра Пушкина. Статья восьмая автора

«Уж небо осенью дышало…» (отрывок из романа «Евгений Онегин») Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливый караван Тянулся к югу:

Из книги Сочинения Александра Пушкина. Статья девятая автора Белинский Виссарион Григорьевич

«Опрятней модного паркета…» (отрывок из романа «Евгений Онегин») Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета. Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет лёд; На красных лапках гусь тяжёлый, Задумав плыть по лону вод, Ступает бережно на лёд, Скользит и

Из книги Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ автора Ситников Виталий Павлович

«Гонимы вешними лучами…» (отрывок из романа «Евгений Онегин») Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потоплённые луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея блещут небеса. Ещё прозрачные, леса Как будто пухом

Из книги автора

«Евгений Онегин» Признаемся: не без некоторой робости приступаем мы к критическому рассмотрению такой поэмы, как «Евгений Онегин».{1} И эта робость оправдывается многими причинами. «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии и

Из книги автора

«Евгений Онегин» (Окончание) Велик подвиг Пушкина, что он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, то есть мужскую, сторону; но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый

Из книги автора

Белинский В. Г «Евгений Онегин»

Из книги автора

«Евгений Онегин» (окончание) Велик подвиг Пушкина, что он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, то есть мужскую сторону; но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый

Из книги автора

Н. Г. Быкова «Евгений Онегин» Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве А. С. Пушкина. Это его самое крупное художественное произведение, самое богатое содержанием, самое популярное, оказавшее наиболее сильное влияние на судьбу всей русской

Стихотворение в октавах «Осень» А. С. Пушкина написано осенью в 1833 году во время второго приезда поэта в с. Болдино, по возращению с Урала.

Как в прозе, так и в стихах А. С. Пушкин неоднократно писал, что осень – его любимая пора года, время его вдохновения, творческого подъема и литературных трудов.

Поэт неспроста был рад осени и считал ее временем своего расцвета: вторая осень А. С. Пушкина в имении Болдино протяженностью в полтора месяца оказалась не менее плодотворной и богатой на произведения, чем первая, эпохальная, Болдинская осень 1830 года.

Наиболее известен отрывок «Унылая пора! Очей очарованье!», являющийся VII октавой стихотворения «Осень», принадлежит к пейзажной лирике А. С. Пушкина. Строки отрывка являют собой законченную картину, реалистически точно передавшую пробуждение поэзии в душе вдохновленного любимой порой поэта.

Стихотворный размер отрывка – шестистопный ямб; строфа стихотворения – октава.

Унылая пора! очей очарованье!

Произведение «Осень», и в частности отрывок, не было опубликовано при жизни автора, впервые его издал В. А. Жуковский в посмертном собрании произведений А. С. Пушкина в 1841 году.

Предлагаем Вашему вниманию и текст стихотворения полностью:

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

Теперь моя пора: я не люблю весны;

Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;

Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.

Суровою зимой я более доволен,

Люблю ее снега; в присутствии луны

Как легкий бег саней с подругой быстр и волен,

Когда под соболем, согрета и свежа,

Она вам руку жмет, пылая и дрожа!

Как весело, обув железом острым ноги,

Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!

А зимних праздников блестящие тревоги?..

Но надо знать и честь; полгода снег да снег,

Ведь это наконец и жителю берлоги,

Медведю, надоест. Нельзя же целый век

Кататься нам в санях с Армидами младыми

Иль киснуть у печей за стеклами двойными.

Ох, лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Ты, все душевные способности губя,

Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;

Лишь как бы напоить, да освежить себя —

Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,

И, проводив ее блинами и вином,

Поминки ей творим мороженым и льдом.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Так нелюбимое дитя в семье родной

К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,

Из годовых времен я рад лишь ей одной,

В ней много доброго; любовник не тщеславный,

Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

Как это объяснить? Мне нравится она,

Как, вероятно, вам чахоточная дева

Порою нравится. На смерть осуждена,

Бедняжка клонится без ропота, без гнева.

Улыбка на устах увянувших видна;

Могильной пропасти она не слышит зева;

Играет на лице еще багровый цвет.

Она жива еще сегодня, завтра нет.

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русской холод;

К привычкам бытия вновь чувствую любовь:

Чредой слетает сон, чредой находит голод;

Легко и радостно играет в сердце кровь,

Желания кипят — я снова счастлив, молод,

Я снова жизни полн — таков мой организм

(Извольте мне простить ненужный прозаизм).

Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,

Махая гривою, он всадника несет,

И звонко под его блистающим копытом

Звенит промерзлый дол и трескается лед.

Но гаснет краткий день, и в камельке забытом

Огонь опять горит — то яркий свет лиет,

То тлеет медленно — а я пред ним читаю

Иль думы долгие в душе моей питаю.

И забываю мир — и в сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,

Излиться наконец свободным проявленьем —

И тут ко мне идет незримый рой гостей,

Знакомцы давние, плоды мечты моей.

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута — и стихи свободно потекут.

Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,

Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут

Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны;

Громада двинулась и рассекает волны.

Плывет. Куда ж нам плыть?. . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . .

Чего в мой дремлющий тогда не входит ум?

Державин.

Октябрь уж наступил - уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.
Журча ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь - весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен,
Люблю её снега; в присутствии луны
Как лёгкий бег саней с подругой быстр и волен,
Когда под соболем, согрета и свежа,
Она вам руку жмёт, пылая и дрожа!

Как весело, обув железом острым ноги,
Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!
А зимних праздников блестящие тревоги?..
Но надо знать и честь; полгода снег да снег,
Ведь это наконец и жителю берлоги,
Медведю, надоест. Нельзя же целый век
Кататься нам в санях с Армидами младыми
Иль киснуть у печей за стёклами двойными.

Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;
Лишь как бы напоить, да освежить себя -
Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,
И, проводив её блинами и вином,
Поминки ей творим мороженым и льдом.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечёт. Сказать вам откровенно,
Из годовых времён я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной.

Как это объяснить? Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева;
Играет на лице ещё багровый цвет.
Она жива ещё сегодня, завтра нет.

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.

И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русской холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят - я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн - таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм).

Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,
Махая гривою, он всадника несёт,
И звонко под его блистающим копытом
Звенит промёрзлый дол и трескается лёд.
Но гаснет краткий день, и в камельке забытом
Огонь опять горит - то яркий свет лиёт,
То тлеет медленно - а я пред ним читаю
Иль думы долгие в душе моей питаю.

И забываю мир - и в сладкой тишине
Я сладко усыплён моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем -
И тут ко мне идёт незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.

И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекут.
Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
Но чу! - матросы вдруг кидаются, ползут
Вверх, вниз - и паруса надулись, ветра полны;
Громада двинулась и рассекает волны.