Индивидуальная деятельность примеры. Основные виды деятельности человека. Ведущие виды деятельности — игра, общение и труд

Действие нормативных правовых актов во времени продолжается с момента вступления их в силу до момента утраты этой силы. Акты вступают в силу либо со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие, либо с момента их принятия, либо по истечении определенного срока после их опубликования (обнародования).

В зависимости от вида нормативного правового акта российским законодательством установлены разные сроки вступления нормативных актов в силу после их опубликования. Так, по общему правилу федеральные законы вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Акты Президента РФ , имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении семи дней после их первого официального опубликования. Постановления Правительства РФ , затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства РФ не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Ведомственные нормативные акты вступают в силу со дня присвоения им номера государственной регистрации, если в самом акте не установлен более поздний срок вступления его в силу.

Нормативные акты теряют юридическую силу в результате различных обстоятельств. Если акт был издан на определенный срок, он перестает действовать по истечении этого срока. Но чаще всего нормативный акт утрачивает силу ввиду его отмены. Указание об отмене прежнего нормативного акта дается в новом акте, заменяющем прежний, либо в специальном перечне актов, отменяемых в связи с принятием новых актов. Можно назвать и такие ситуации, когда нормативный акт фактически теряет силу вследствие издания нового акта, устанавливающего другой порядок правового регулирования; принятия судом решения о признании оспоренного в установленном порядке нормативного акта противоречащим федеральному закону или другому нормативному акту, имеющему большую юридическую силу.

По общему правилу нормативные акты не имеют обратной силы . Это означает на практике следующее: при возникновении, например имущественного спора или совершения преступления в то время, когда действовал еще не отмененный закон, дело должно решаться по действовавшему ранее закону, хотя к моменту рассмотрения дела он был уже отменен или изменен. Исключения из общего правила допускаются в редких случаях, когда в самом нормативном акте предусмотрено, что он может применяться и к событиям (действиям), возникшим до его издания.

В российском праве обратную силу имеют законы, отменяющие или смягчающие уголовную и административную ответственность либо иным образом улучшающие положение лиц, совершивших правонарушение. В некоторых случаях обратная сила признается и за гражданским законом.

По действию в пространстве нормативные правовые акты различаются в зависимости от того, распространяется ли их действие на всю территорию страны или же на какую-либо точно определенную ее часть, или предназначены для действия за пределами страны. Акты федеральных органов государственной власти распространяются, как правило, на всю территорию РФ. Под государственной территорией РФ понимается находящаяся под ее суверенитетом часть земного шара. К ней относятся суша, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, земные недра в пределах государственной границы; территория, занимаемая посольствами. Объектами, приравненными к государственной территории, являются морские и воздушные суда, космические корабли и станции, несущие российский флаг, подводные кабели, трубопроводы и другие объекты, принадлежащие России и находящиеся в открытом море или космосе. Акты субъектов РФ действуют на территории соответственно республик, краев, областей, автономных округов. А нормативные акты органов местного самоуправления имеют силу лишь на подведомственной им территории. Таким образом, действие нормативных актов в пространстве находится в прямой зависимости от того, органом какого уровня этот акт принят.

Выяснить действие того или иного нормативного акта по кругу лиц – значит определить, кому адресованы выраженные в нормах предписания. В одних случаях различия в действии норм права по лицам предопределены уже различиями действия норм в пространстве. Обычно нормативные акты обязательны для всех субъектов (граждан, юридических лиц, государственных органов, организаций), находящихся на данной территории. Однако сферы действия нормативных актов в пространстве и по кругу лиц могут и нс совпадать. Так, например, нормы обязательного на всей территории России избирательного закона в части активного избирательного права не распространяются на несовершеннолетних, а также на психически больных граждан, признанных судом недееспособными, и лиц, на день голосования отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда.

Проблема действия нормативных правовых актов многоаспектна и включает предметное действие, действие в пространстве, во времени и по кругу лиц. Традиционно проблемы предметного действия относятся к теме «Система права», поэтому будут рассмотрены ниже.

Действие нормативного акта в пространстве означает, на какую территорию распространяется юридическая сила акта. По общему правилу, нормативный акт действует на всей территории данного государства. При этом в территорию государства включается территория посольств, военных кораблей, летательных аппаратов.

Акты, издаваемые местными органами власти, действуют лишь на территории соответствующей территориальной единицы: В Российской Федерации по действию в пространстве различают

федеральные акты,

акты субъектов Федерации, действующие лишь на территории соответствующего субъекта, и

акты органов местного самоуправления, действующие на территории определенного муниципального образования.

Действие нормативных актов во времени продолжается с момента их вступления в силу и до момента утраты актом юридической силы. Вступлению в силу наиболее важных НПА в РФ посвящено специальное законодательство. НПА вступает в силу одним из следующих способов.

1. В результате указания конкретной даты вступления в силу (дата указывается в самом нормативном акте).

2. В результате указания в акте на конкретные обстоятельства, ведущие к вступлению акта в силу («с момента подписания»,«с момента опубликования»).


1. Установлению подлежат не все обстоятельства, относящиеся к данному делу, а лишь те, которые имеют юридическое значение. В установлении фактических обстоятельств дела важная роль принадлежит доказательствам.

Доказательства - это фактические данные об обстоятельствах, имеющих юридическое значение по делу.

Доказательства должны обладать такими качествами, как относимость, допустимость, достоверность и достаточность.

Относимость означает, что доказательство должно относиться к обстоятельствам рассматриваемого дела.

Допустимость означает необходимость сбора доказательств лишь с помощью тех средств и процедур, которые установлены в законодательстве.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Правоприменительный орган оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению.

Доказательства можно разделить по различным основаниям, например, на обвинительные (уличающие) и оправдательные, прямые и косвенные, первоначальные и производные и т.д.

Установление фактических обстоятельств дела должно быть направлено на достижение истины по делу. Необходимо достоверно установить соответствующие обстоятельства.



2. Установление юридических обстоятельств дела :

Нахождение нормы права, подлежащей применению.

Проверка правильности текста того нормативного акта, в котором содержится данная правовая норма.

Проверка действия нормы в пространстве, во времени и по кругу лиц.

Уяснение содержания найденной нормы.

Данная стадия имеет своей целью правильно квалифицировать установленные факты с позиции права. Установленные факты оцениваются с точки зрения тех юридических последствий, которые они вызовут в силу действия норм права.

Деятельность правоприменительных органов по проверке выбранной нормы права в отечественной литературе подразделяется на высшую и низшую критику.

Так, проверка текста нормативного акта получила наименование низшей критики закона, проверка действия нормы в пространстве, во времени и по кругу лиц называется высшей критикой закона.

3. Вынесение решения по делу составляет содержание третьей стадии правоприменения.

В решении по делу властно распространяется действие применяемой нормы на факт, определяются права и обязанности конкретных субъектов. Именно в решении устанавливается окончательная связь нормы права с фактом, подлежащим разрешению. Решение по делу одновременно сопровождается совершением полномочным органом (письменно или в иной форме) индивидуального правового акта (акта применения права).

Придание источникам права формы официального документа означает лишь то, что такие источники созданы. Их "жизнь" начинается в определенных параметрах и охватывает гак называемую среду права - время, пространство и круг лиц.

В связи с этим необходимо изучение того, каковы временные пределы действия правовых норм, на какую территорию, на какие виды отношений и на каких их участников распространяется действие тех или иных норм права. Это важная проблема юриспруденции, обозначаемая как действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие нормативных правовых актов во времени есть не что иное, как временные рамки распространения его на отношения, являющиеся предметом регулирования. Эти рамки определяются установлением:

  • а) точного момента вступления нормативного правового акта в силу;
  • б) наличия или отсутствия его "обратной" или "переживающей" силы;
  • в) конкретного момента прекращения его действия.

В каждой стране существует определенный порядок вступления нормативных правовых актов в силу. При этом обычно решающее значение имеют официальное опубликование закона и срок. В соответствии с этим нормативные правовые акты, как правило, подлежат официальному опубликованию, после чего немедленно или через тот или иной отрезок времени начинают действовать.

В Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ).

Официальное опубликование - это даваемое государством свидетельство достоверности и точности содержания нормативного акта. Законы могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы адресатам, переданы но каналам связи, распространены в машиночитаемой форме, но это все не является официальной публикацией и не влечет никаких правовых последствий.

Момент вступления в силу - по истечении 10 дней после дня официального опубликования (общий порядок), если иное не предусмотрено в самом законе или специальном постановлении о порядке введения нормативного правового акта в действие.

Указы и распоряжения Президента РФ, имеющие нормативный характер, и нормативные постановления (распоряжения) Правительства РФ официально публикуются в течение 10 дней после дня их подписания. Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования, если в его тексте не указан иной срок. Иные акты Президента РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу со дня их подписания.

Иные акты Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня подписания.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительных власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Нормативные правовые акты министерств и федеральных служб и агентств подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней после дня их регистрации. Они вступают в силу одновременно на всей территории РФ но истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормативные правовые акты федеральных актов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу.

Порядок вступления в силу законов и иных нормативных актов субъектов РФ, их органов на местах существенно не отличается от общероссийского порядка.

В принципе законы и подзаконные нормативные правовые акты обратной силы не имеют, т.е. их действие распространяется только на регулируемые отношения, имевшие место после введения их в силу. Речь идет о распространении действия нормативного правового акта на все случаи только "вперед", все, что было до дня вступления его в действие, под него не подпадает.

Однако в уголовном праве издавна существует принцип, гласящий, что норма, отменяющая наказуемость деяния или смягчающая за него ответственность, имеет обратную силу, т.е. распространяется на деяния, совершенные до введения ее в действие. В отдельных случаях обратная сила может быть придана и нормам других отраслей права, если это особо оговаривается самим законодателем. При этом должны строго соблюдаться положения Конституции РФ:

  • - закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет;
  • - законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют;
  • - никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением;
  • - если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (ст. 54, 57 Конституции РФ).

Федеральным законом от 30.11.1994 № 52-ФЗ "О введение в действие первой части Гражданского кодекса Российской Федерации" такая сила придана так называемой приобретательской давности, которая распространена и на случаи, когда владение имуществом начато до введения Кодекса в действие (ст. 11).

В юридической литературе возможность нормативного правового акта иметь обратную силу называется ретроактивностью.

"Переживание" нормативного правового акта означает, что он продолжает применяться после утраты своей силы. По общему правилу, нормативный правовой акт, прекративший свое действие, не применяется к отношениям, возникшим после момента прекращения такого действия. Исключение из него может быть лишь по специальному указанию правотворческого органа, решившего в связи с какими-либо сложными ситуациями разрешить применение той или иной нормы к отношениям, возникшим после прекращения ее действия. Таким образом, "переживание" закона имеет место, когда закон, утративший свою юридическую силу, по специальному указанию нового закона продолжает действовать по отдельным вопросам. Например, если новый закон влечет усиление ответственности, то по всем правоотношениям, возникшим до его издания, применяется старый, отмененный закон. Закон в этом случае как бы продляет свою "жизнь". Такое его свойство называется ультраактивностью.

Прекращение действия закона означает и утрату им юридической силы. Это последствие наступает при наличии одного из следующих обстоятельств:

  • 1) истечение срока, на который принят закон (например, закон о бюджете);
  • 2) отмена закона (в постановлении законодательного органа о порядке введения в действие закона, как правило, указываются акты, которые утрачивают юридическую силу);
  • 3) фактическая замена данного закона другим, регулирующим те же самые вопросы (это наименее приемлемый способ прекращения действия нормативного акта, он порождает неопределенность, создает трудности на практике);
  • 4) изменение условий и обстоятельств, обусловивших принятие данного закона (например, отмена чрезвычайного положения, на время действия которого он был рассчитан). Чрезвычайное положение может вводиться лишь в установленном законом порядке; если оно связано с отдельными ограничениями прав и свобод личности, то с обязательным указанием срока действий таких ограничений (ст. 56 Конституции РФ);
  • 5) признание Конституционным Судом РФ закона неконституционным. Акты или их отдельные положения в этом случае утрачивают силу. Решение Конституционного Суда РФ окончательно, оно не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

Судам, иным правоприменительным органам иногда приходится оценивать правомерность фактов и ситуаций, которые происходили в прошлом. Поскольку применительно к указанным фактическим обстоятельствам не предусмотрена обратная сила действующего на данный момент закона, то суду, иному юрисдикционному органу следует при такой оценке руководствоваться законом, который действовал в то время, когда происходили соответствующие события.

Пределы действия закона в пространстве очерчены территорией государства и государственным суверенитетом. Территория РФ включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Россия обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в своей исключительной экономической зоне в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права (ст. 67 Конституции РФ).

Территория РФ устанавливается ее государственной границей. Государственная граница есть линия и проходящая но этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории РФ (суши, вод, недр и воздушного пространства), т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета.

Таким образом, в состав государственной территории входят:

  • - сухопутная территория, т.е. суша в пределах границ государства;
  • - водная территория, которая включает в себя как внутренние (национальные) воды (например, воды заливов, бухт, морей, проливов, исторически принадлежащих Российской Федерации; воды рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат России, и т.д.), так и территориальные воды, прибрежные морские воды шириной 12 морских миль;
  • - недра, находящиеся под сухопутной и водной территорией государства, без каких-либо ограничений по глубине;
  • - воздушная территория, которая составляет все воздушное пространство, находящееся в пределах его сухопутных и водных границ. В настоящее время высотный предел каким-либо договорно-правовым либо нормативным актом не установлен, но обычно-правовой нормой признается правило, согласно которому спутники с минимально низкими орбитами находятся за пределами воздушной территории государства.

Уголовную юрисдикцию Российская Федерация осуществляет также в отношении лиц, совершивших преступления на любых территориях и объектах, принадлежащих России и находящихся в открытом море или ином указанном пространстве. Сюда относятся континентальный шельф - выровненная часть подводной окраины материков, прилегающая к берегам суши и характеризующаяся общим с ней геологическим строением, а также 200-мильная экономическая зона. Они находятся за пределами государственной границы и поэтому не входят в состав государственной территории. Но прибрежные государства имеют право на их биологические и минеральные ресурсы, а также на все виды деятельности, связанные с разведкой, разработкой и сохранением этих ресурсов. Правоотношения, которые возникают в связи с этим, регулируются законодательством РФ. В УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за нарушение законодательства

о континентальном шельфе (ст. 253). Свою юрисдикцию Россия осуществляет и в отношении объектов, находящихся в его экономической морской зоне (искусственные острова, установки, сооружения). В остальном на континентальном шельфе и в морской экономической зоне действуют принципы и нормы международного права.

При совершении преступления на борту воздушных и морских судов вне государственной территории РФ уголовная юрисдикция Российской Федерации осуществляется в зависимости от назначения судна. Военные морские корабли и военно-воздушные суда обладают экстерриториальностью. Это означает, что независимо от их местонахождения они подпадают под действие уголовного закона России. На гражданских морских и воздушных судах уголовный закон России действует лишь в том случае, если они находятся на территории РФ, а также в международном воздушном пространстве или в международных водах.

Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью.

В соответствии с началами государственного суверенитета иностранное законодательство может применяться на территории данного государства лишь постольку, поскольку это допускается его законами и определено межгосударственным соглашением с иностранным государством.

Согласно Конституции РФ определяется и непосредственное действие на территории страны международного права, в том числе общепризнанных норм о правах и свободах человека. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором

установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст. 15).

В соответствии с федеративным государственным устройством действует принцип приоритета федерального законодательства, осуществляемого в рамках общефедеральной компетенции общефедеральными органами, над республиканскими, региональными и местными муниципальными нормативными актами. Как гласит ст. 76 Конституции РФ, по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Нормативные акты субъектов РФ действуют только на их собственной территории, нормативные акты местных муниципальных органов - на управляемой ими территории.

Столкновение (коллизия) актов в связи с их действием на той или иной территории, а также в связи с компетенцией правотворческих органов и временем издания актов регулируется коллизионными нормами, которые содержатся в Конституции РФ (ст. 76) и в отраслевых законодательных актах.

Порядок действия закона по лицам является производным от порядка его действия по территории и по предмету. Общее правило здесь таково: закон действует в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся субъектами отношений, на которые он распространяется.

Все лица - это граждане государства (в том числе лица с двойным гражданством), иностранцы, лица без гражданства, а также все внутригосударственные, совместные, иностранные, международные организации, не пользующиеся правом экстерриториальности. Вместе с тем существуют и определенные особенности в действии законов по лицам.

Ряд законов, прежде всего уголовные законы, распространяется на граждан данного государства независимо от места их нахождения, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства (ст. 12 УК РФ).

В то же время главы государств и правительств, сотрудники дипломатических и консульских представительств, некоторые другие иностранные 1раждане наделены дипломатическим иммунитетом и пользуются правом экстерриториальности. Это значит, что к ним не могут быть применены меры ответственности и иные меры государственного принуждения за нарушение уголовного и административного законодательства.

И еще одна особенность. Иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законом не могут быть субъектами ряда отношений (в частности, быть судьями, состоять на службе в вооруженных силах).

  • Кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
  • См. Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".
  • Теория юриспруденции: учеб. пособие / отв. ред. Р. В. Шагиева. Калуга. 2007. С. 254.

Нормативные акты имеют временные, пространственные и по кругу лиц пределы своего функционирования.

Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением акта в юридическую силу и моментом ее прекращения.

Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются». К тому же, «любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

I. Вступление в силу нормативных правовых актов

Действие закона, равно как и любого иного нормативного правового акта, начинается с момента вступления его в силу.

В государственно-правовой теории и практике признано, что в современной России нормативные правовые акты вступают в силу в связи со следующими факторами:

а) с момента, указанного в самом акте или акте, его сопровождающем, путем указания на конкретную (календарную) дату (например, Уголовный кодекс РФ вступил в юридическую силу с 1 января 1997 г.);

б) в связи с иными обстоятельствами, указанными в акте («с момента подписания», «с момента опубликования», «с момента принятия», например, Конституция РФ) и т.д.;

в) по истечении определенного срока после их официального опубликования.

Существенно следующее: ситуацию «истечение определенного срока» регулирует специальный Федеральный закон Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (от 25 мая 1994 года). Обратим внимание на содержательные положения этого закона.

1. Соответственно ст. 2 данного акта датой принятия Федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания. Датой принятия иных (текущих) федеральных законов считается день принятия их Государственной Думой в окончательной редакции.

2. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуют не позднее 10 дней после их принятия.

3. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете», «Собрании Законодательства Российской Федерации» или в «Парламентской газете».

3. Федеральные конституционные законы, федеральные законы и т.д. вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу.

Действие нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ регулируются специальным Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативно­правовых актов федеральных органов исполнительной власти». Обратим внимание на следующие положения.

1. Нормативные правовые акты Президента РФ вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после их первого официального опубликования. Иные акты Президента РФ, в том числе содержащие государственную тайну или конфиденциальные сведения, вступают в силу со дня их подписания.

2. Акты Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу через 7 дней после их опубликования. Иные акты правительства, в том числе акты, содержащие государственную тайну или конфиденциальные сведения, вступают в силу со дня их подписания.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов, служб и т.д.) межведомственного характера, а также затрагивающие права и обязанности граждан подлежат регистрации в Министерстве юстиции и вступают в силу через 10 дней после их опубликования.

Порядок вступления в силу актов субъектов федерации определяется самими субъектами в их уставах и в других нормативных правовых актах.

Прекращение действия нормативных правовых актов

Законы, также как и иные нормативные правовые акты, прекращают свое действие с момента утраты ими юридической силы.

Согласно сложившейся практике, это происходит в результате следующих обстоятельств.

1. В результате истечения срока действия закона или иного нормативного правового акта, который заранее указывается в самом акте. Такие акты издаются, например, при введении чрезвычайного положения на определенной территории на определенный срок.

2. В результате прямой отмены действующего нормативного акта, другим актом, изданным компетентным государственным органом. Например, Федеральный закон «О введении в действие Кодекса Российской об административных правонарушениях» (принят 20 декабря 2001 г. - СЗ РФ, 2002. № 1. Ст. 2) признал утратившими силу сразу 137 законов и других актов, связанных с вопросами административной ответственности.

3. В результате замены действующего нормативного правового акта другим актом, фактически устанавливающим в данной области новые принципы и нормы регулирования. Так, в связи с принятием Конституции Российской Федерации (декабрь 1993 г.) одновременно прекратила действие Конституция РСФСР, принятая 12 апреля 1978 г.

4. Прекращение действия нормативного правового акта может наступить в связи с исчезновением обстоятельств, для регулирования которых он был принят. Известно, что с распадом СССР утратили силу все акты, устанавливающие систему, полномочия союзных государственных органов.

Рассмотрение действия нормативного правового акта во времени предполагает рассмотрение еще двух понятий «обратная сила нормативного правового акта» и «переживание нормативного правового акта».

Обратная сила закона. С действием закона во времени связаны вопросы их обратной силы.

Существует общее правило, что все нормативные правовые акты действуют после принятия только на будущее. Они не распространяют свое действие на отношения, существовавшие до их вступления в силу (то есть не имеют обратной силы, ретроспективного действия). Однако из этого правила есть исключения. В некоторых случаях закону может быть придана обратная сила, то есть его нормы станут распространяться на отношения, существующие до принятия такого акта.

Обратная сила - это распространение юридической силы вступившего в действие нормативного правового акта на обстоятельства, имевшие место до его принятия.

Существенно то, что обратная сила нормативного правового акта используется в определенных исключительных случаях. Во- первых, тогда, когда законодатель по необходимости придает обратную силу нормативным правовым актам или отдельным их предписаниям, предусматривая такую возможность в самих нормативных правовых актах. Во-вторых, обратная сила придается автоматически уголовным законам, которые устраняют, отменяют наказуемость или смягчают наказание за конкретное деяние по сравнению с предшествующим законом. В ст. 54 Конституции РФ по этому поводу сказано: «Закон, устанавливающий или

отягчающий ответственность обратной силы не имеет... Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон».

Итак, обретение законом обратной силы, т.е. исключение из общего правила имеет место:

1. Если указание на это содержится в самом акте.

2. Если данный акт устраняет или смягчает уголовную или административную ответственность.

Следует подчеркнуть, что в уголовном, административном праве, предусматривающих штрафные санкции, обратная сила закона не может приводить к установлению или усилению наказания за деяния, совершенные до принятия соответствующего закона. Придание обратной силы закону используется в основном в гражданском праве.

Существует также такое понятие, как «переживание закона», т.е. закон, утративший юридическую силу по специальному указанию нового закона признается действующим применительно к отношениям, возникшим или существовавшим во время его действия. На практике это означает, например, что суд во время действия нового закона будет решать дело в соответствии с прежним законом, если имущественный спор возник до вступления в силу нового закона.

Действие нормативных правовых актов в пространстве.

Право действует не только во времени, но и в пространстве. Очевидно, законодатель, разрабатывая новые нормативные правовые акты, учитывает их пространственные возможности, пределы. Лица, организации, реализующие (применяющие) предписания правовых актов также принимают во внимание их пространственные параметры. С этим связано определение территориальной юрисдикции (в процессуальном праве) и др.

Действие нормативного правового акта в пространстве - это определение территории, на которой его нормы подлежат обязательному выполнению.

В пространстве нормативные правовые акты в зависимости от своего вида могут быть:

а) общегосударственными, распространяются на всю территорию страны;

б) региональными (действующими на территории субъектов РФ);

в) местными, действующими на территории муниципального образования;

г) локальными, действующими в пределах предприятий, организаций (ИТУ, воинской части и т.д.);

д) распространяющимися на территорию, указанную в самом нормативном правовом акте (например, районы Крайнего Севера);

е) предназначенные для действия за пределами государства.

Под территорией Российской Федерации понимается: часть

суши, которая определена государственной границей: внутренние воды; двенадцатимильные прибрежные территориальные морские воды (12 морских миль примерно 22 км); воздушное пространство над территорией государства, доступное обычным летательным аппаратам (самолетам); воздушные суда Российской Федерации, гражданские суда, находящиеся вне пределов территориальных вод под флагом Российской Федерации; военные корабли в любом месте; территория дипломатических представительств РФ за рубежом.

Объектами, приравненными к государственной территории, признаются трубопроводы, подводные кабели, недра в пределах государственной границы, континентальный шельф, космические объекты.

Действие нормативных правовых актов в пространстве может осуществляться на основе экстерриториального принципа. Этот принцип означает: во-первых, в пределах границ государства в соответствии с нормами международного права могут находиться участки территории (например, территории посольств) и лица (например, дипломатические представители), на которых не распространяется юрисдикция данного государства. Во-вторых, нормы, содержащиеся в Федеральных законах могут применяться за пределами Российской Федерации в отношении российских граждан. В-третьих, при рассмотрении определенных категорий юридических дел допускается применение иностранного законодательства (например, при рассмотрении судом определенных внешнеторговых сделок), по некоторым делам о наследстве допускается использование иностранного законодательства.

Итак, по пространственному (территориальному) критерию все нормативные правовые акты подразделяются на акты, действие которых распространяется на всю территорию государства, акты, охватывающие определенную ее часть и акты, действие которых распространяется за пределами страны.

Действие нормативных правовых актов по кругу лиц.

Данный аспект действия нормативных правовых актов предполагает выяснение вопроса о том, кому адресуются, предназначаются предписания, содержащиеся в этих актах, т.е. определение круга субъектов, в отношении которых данный правовой акт обладает юридической силой.

Существенно то, что порядок действия нормативных правовых актов по кругу лиц определяется правовым статусом соответствующих субъектов. В соответствии с этим критерием действие нормативных правовых актов по лицам определяется так:

1) нормативные правовые акты, действующие в отношении всех граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства, находящихся на территории государства (Конституция РФ);

2) акты, действующие только в отношении российских граждан (Закон о выборах Президента РФ);

3) нормативные правовые акты, действующие в отношении иностранцев и лиц без гражданства (Закон о правовом положении иностранцев и лиц без гражданства);

4) акты, действующие в отношении субъектов, обладающих специальным (профессиональным) правовым статусом (адвокаты, военнослужащие, сотрудники ОВД, врачи и т.д.);

Время действия нормативно - правового акта является основным параметром, без которого остальные роли не играют.

Время действия акта определяется двумя моментами:

  1. Вступление акта в силу;
  2. Утрата актом юридической силы;

Нормативный акт считается действующим от момента вступления в юридическую силу и до момента утраты им юридической силы.

Вступление нормативно - правового акта в силу определяется либо в самом акте, либо в специальном документе, касающемся этого акта, либо же, если этого не сделано, действуют общие правила вступления акта в силу.

Вступление нормативного акта в силу определяется следующими способами:

  1. Указанием на точную дату;
  2. Увязывается с каким-либо фактом, с наступлением каких-либо событий;
  3. Увязывается с моментом официального опубликования, либо с момента опубликования, либо по истечении какого-то времени с момента опубликования;
  4. В случае, если никакой из вышеназванных способов не был использован, действуют общие правила вступления нормативных актов в силу;

Общие правила вступления нормативных актов в силу зависят от того, к какому виду актов относится данный документ. Эти правила регламентированы законодательством.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен иной порядок вступления в силу.

Указы Президента, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

Иные акты Правительства РФ вступают в силу со дня их официального подписания.

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве Юстиции РФ и официальному опубликованию.

Без выполнения этих условий указанные акты не вступают в юридическую силу.

Общие правила вступления в силу нормативных актов всегда связаны с моментом официального опубликования.

Официальными изданиями, источниками официального опубликования являются:

  1. Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента РФ и Правительства РФ – «Российская газета» и Собрание законодательства РФ;
  2. Для нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и обязанности граждан – «Российская газета» и Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти;
  3. Для отдельных видов нормативных актов законодательно могут предусматриваться особые источники официального опубликования, например, «Вестник Центробанка РФ2 для актов Центробанка РФ;
Прекращение действия нормативно-правовых актов (утрата актами юридической силы) осуществляется следующими способами:
  1. Прямая отмена НПА (издается документ, который официально отменяет действие одного или ряда актов);
  2. Фактическая отмена (по тем же вопросам принимаются новые правила регулирования, хотя формально предыдущие акты и не отменялись);
  3. Истечение срока действия нормативно - правового акта (действует в отношении нормативных актов временного действия);