Будущее московского метро: второе пришествие. Депо, обслуживавшие линию

Засекреченные линии метро Москвы в схемах, легендах, фактах Гречко Матвей

12. Бутовская линия легкого метро

Двенадцатая линия Московского метрополитена и первая линия легкого метро не только в Москве, но и в России. Фактически продолжает Серпуховско-Тимирязевскую ветку, но формально самостоятельна. Линия длиной чуть более пяти километров состоит из пяти станций и на две трети проходит по эстакаде над землей.

Это интересно

Легкое метро очень распространено во всем мире; в городах Германии его называют S-Bahn - городским поездом. У легкого метро меньше пассажиров. Его линии, как правило, лежат на земле или над землей - на эстакадах. Вагоны мельче железнодорожных. Строить такое метро дешево, но зато эксплуатировать намного дороже. С одной стороны, у легкого метро нет типичных для подземелья проблем с вентиляцией, плывунами. С другой - нужно возводить сложные развязки в местах пересечения с автомагистралями, строить эстакады, противошумные ограждения, убирать снег зимой.

Когда Бутовская линия заработала, метростроевцы поняли, что она вовсе не такая экономичная, как предполагалось, и передумали строить остальные линии легкого метро: «Новокосинскую», «Жулебинскую» и «Митинскую». Вместо этого решили достраивать уже существующие ветки. Легкое метро хотят построить в Сочи, Краснодаре, Воронеже, Ульяновске, Нижнем Новгороде, Новосибирске.

Когда Бутовская линия заработала, метростроевцы поняли, что она вовсе не такая экономичная, как предполагалось, и передумали строить остальные линии легкого метро. Вместо этого решили достраивать уже существующие ветки.

Из истории

25 мая 2005 года в Москве произошла серьезная авария: пропало электричество почти во всем городе. В некоторый статьях это отключение окрестили звучным словом «блэкаут». Насосы канализаций, свет в домах и больницах, напряжение в метро - выключилось все. Пятьдесят две станции метро остались без напряжения. Перестали ходить поезда на семи линиях подземки: Калужско-Рижской, Серпуховско-Тимирязевской, Замоскворецкой, Калининской, Люблинской, Каховской и Бутовской. Остальные работали с перебоями, поезда шли с увеличенными интервалами.

Пассажиров с обесточенных веток эвакуировали; людей выводили через тоннели. Люди паниковали, многим становилось плохо из-за духоты, и конечно, среди них были и инвалиды, которых приходилось выносить на руках. Через полтора часа все оказались на поверхности. Некоторым потребовалась госпитализация. Были организованы дополнительные автобусные маршруты, вызваны сотрудники милиции. Во второй половине дня подача электроэнергии стала постепенно возобновляться.

Были ли жертвы? Да, об этом ходили упорные слухи, а информации в СМИ было явно недостаточно. Всей правды до сих пор не знает никто.

Из книги Теория военного искусства (сборник) автора Кейрнс Уильям

Из книги Огнестрельное оружие XIX-XX веков [От митральезы до «Большой Берты» (litres)] автора Коггинс Джек

Линия Мажино К сожалению, непрерывная линия укреплений, которая должна была защищать Францию от любого германского нашествия, была на самом деле отнюдь не непрерывной фортификационной преградой, а состояла из двух отдельных секций длиной 70 километров каждая. К этому

Из книги Засекреченные линии метро Москвы в схемах, легендах, фактах автора Гречко Матвей

1. Сокольническая линия Это первая, самая старая линия Московского метро. На схемах она выделяется красным цветом. Когда-то она была очень короткой: «от Сокольников - до Парка» а теперь насчитывает 19 станций, и длина ее - более 26 км. Проехать всю линию можно за 40

Из книги Мои больные (сборник) автора Кириллов Михаил Михайлович

2. Замоскворецкая линия Некогда она называлась Горьковской, или Горьковско-Замоскворецкой, на схемах обозначается темно-зеленым цветом. Хронологически это третья линия Московского метро. Ее срединная часть была построена как часть второй очереди. Горьковский радиус,

Из книги Советские космонавты автора Ребров Михаил Федорович

3. Арбатско-Покровская линия Это самая длинная линия Московского метро - почти 44 км. Название сразу вызывает вопрос: почему «Покровская»? Ведь такой станции в московском метро нет. Причиной курьеза является изменение в планах строительства 1938 года: уже

Из книги автора

4. Филевская линия В основном проходит по поверхности. Хотя первый участок Филевской линии был построен в составе первой очереди, официальной датой ее открытия почему-то считается 7 ноября 1958 года. Она связывает центр города с районами Фили и Кунцево. Фили прославились

Из книги автора

5. Кольцевая линия Московского метрополитена Она соединила почти все радиусы Московского метро и семь из девяти вокзалов столицы. Станции этой линии - глубокие; ее заранее рассматривали как укрытие в случае новой войны. Строилась кольцевая всего четыре года - с 1950 по 1954

Из книги автора

6. Калужско-Рижская линия Шестая линия Московского метрополитена пролегает с северо-востока на юго-запад города. Она обозначается оранжевым цветом. Некоторые ее станции - глубокие, а некоторые лишь «условно подземные». Через реку Яузу ведет крытый метромост. В составе

Из книги автора

8. Калининская линия Восьмая линия Московского метрополитена, на схемах обозначается желтым цветом, на ней всего семь станций, вся длина ветки - 13,1 км. Строили ее к Олимпиаде 1980 года.Линия полностью подземная, частично глубокая, частично - нет. Ниже всех лежит

Из книги автора

9. Серпуховско-Тимирязевская линия Девятая линия Московского метрополитена обозначена серым цветом. В 1983–1991 годах называлась Серпуховской линией. Она полностью подземная, очень глубокая (несколько станций лежат глубже 60 метров), длинная (41,2 км), на ней 25 станций. Это

Из книги автора

10. Люблинско-Дмитровская линия Десятая линия Московского метрополитена, обозначается салатовым цветом. Она целиком лежит на левом берегу Москвы-реки; сейчас в ней 14 станций, общая длина 24,7 км. 19 июня 2010 года ее дотянули до северной части кольцевой линии и дальше, но

Из книги автора

Больной с ушибом легкого (кровоизлиянием в легкое) Умение жить для другого, забыть себя, если нужно, плюс грамотность – это и есть настоящий доктор. (авт.) Кабульский госпиталь, реанимационное отделение. Там уже сутки лежит солдат А. Закрытая травма грудной клетки, ушиб

Из книги автора

Ранение легкого День закончился, было уже темно (ноябрь 1987-го года), когда в Кабульский госпиталь с аэродрома был доставлен раненый в левую половину грудной клетки в очень тяжелом состоянии. Было известно, что ранение было огнестрельным и сопровождалось массивным

Из книги автора

Рак легкого Старость– тупик вокзального перрона. Здесь не спешат (Авт.) В 1978–м году меня вызвали на консультацию в больницу НИИ сельской гигиены. Она была расположена в самом центре Саратова, у сада «Липки».Встретила меня миловидная молодая врач-терапевт. Посмотрели

Из книги автора

Добавочная долька легкого Служащая ректората нашего Университета как-то поделилась со мной своей бедой: у ее сына – студента 1-го курса – возникло кровохарканье. Он случайно обнаружил это сам, кашлянув в носовой платок, а затем уже показал матери. Кровохарканье – это

Из книги автора

ЛИНИЯ ЖИЗНИ Леонид Иванович ПоповЛетчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза полковник Леонид Иванович Попов. Родился в 1945 году в городе Александрия Кировоградской области. Член КПСС, Совершил три полета в космос: первый - в 1980 году, второй - в 1981 году, третий

Бутовская линия - 12-я линия Московского метрополитена, единственная линия метро в России с длиной станционных платформ - 92 м (минимальная длина платформ станций региональных метрополитенов в России - 102 м). По остальным параметрам линия ничем не отличается от прочих линий метрополитенов России и республик бывшего СССР. Тем не менее, вследствие коротких платформ линия при строительстве анонсировалась, как линия лёгкого метро, получила индивидуальные элементы оформления (литера «М» над входом отлична от типовой для Московского метро) и отдельный номер в системе навигации - Л1.

История проектирования Бутовской линии берёт свое начало с середины 80-х годов прошлого века, когда был разработан проект создания четырёх скоростных хордовых линий, одна из которых должна была пройти между тогда только запланированными под массовую жилую застройку районами Митино и Бутово. Трассировка несколько раз корректировалась, и по принятому итоговому варианту линию предполагалось вести из Митина через Волоколамскую - Строгино - Живописную - Народное Ополчение - Филёвский бульвар - Парк Победы - Спортивную - Площадь Гагарина - Нагорную - Варшавскую - Кавказский бульвар - Бирюлёво и ул. Подольских Курсантов в Бутово. В Бутове предполагалось построить четыре станции: «Качалово» - пересадочный узел на Серпуховско-Тимирязевскую линию, сейчас «Бульвар Дмитрия донского », станцию на пересечении Бульвара Адмирала Ушакова и Венёвской ул., станцию между пересечениями ул. Горчакова с Южнобутовской ул. и Чечёрским проездом, и конечную станцию «Новокурьяново» внутри экспериментального железнодорожного кольца ВНИИЖТ, где планировалось электродепо. В целях повышения пропускной способности было принято решение увеличить длину платформ всех хордовых линий на 40 метров для приёма 10-вагонных составов.

В начале 90-х годов проект начал воплощаться в жизнь со строительства станционных комплексов «Парк Победы» и «Строгино», однако вскоре, с началом общего кризиса метростроя, строительство было заморожено. К концу 90-х годов стали возникать различные суррогатные проекты, обещавшие в короткие сроки обеспечить скоростным транспортом районы нового массового жилищного строительства.

Первоначально было предложено строить в Бутово скоростной трамвай от ст. м. «Россошанская» (построена как «Улица Академика Янгеля»). Таким образом можно было бы отказаться от строительства станций метро «Аннино » и «Бульвар Дмитрия Донского », работы по которым уже были к тому времени начаты (и тоже остановлены).

К 1999 г. возникает идея строительства линий метро облегчённого типа: наземных, с короткими эстакадными станциями унифицированной конструкции. 19 февраля 1999 г. выходит распоряжение премьера правительства Москвы Ю. М. Лужкова № 148-РП «О разработке проектных предложений строительства линий наземного (лёгкого) метрополитена в районы новых жилых застроек г. Москвы». С этого момента в официальный оборот вводится неизвестный ранее термин «лёгкое метро». Первоочередными зонами развития нового вида транспорта были выбраны Новокосино, Жулебино, Северное и Южное Бутово, и Митино, а при разработке проектов было рекомендовано максимально использовать технические зоны, зарезервированные для строительства новых линий обычного метрополитена.

Проект Бутовской линии появился вместе с проектами подобных линий в Жулебино , Новокосино и Митино, но из всех четырёх он оказался единственным, воплощённым в жизнь. Согласно нему на линии предполагалось построить 8 станций: «Бульвар Дмитрия Донского» с пересадкой на Серпуховско-Тимирязевскую линию, «Бульвар Адмирала Ушакова», «Поляны», «Детский парк», «Бунинская аллея», «Потапово», «Чечерский проезд» (вариант названия - «Южное Бутово») , и «Новокурьяново», где предполагалось строительство электродепо. Протяжённость линии составляла 9,7 км, из них 1,8 км в тоннелях мелкого заложения (часть перегона «Бульвар Дмитрия Донского» - «Бульвар Адмирала Ушакова»). Первая станция линии - «Бульвар Дмитрия Донского» - подземная мелкого заложения, конечная станция - «Новокурьяново» - наземная, остальные станции типовые, расположены на эстакаде с наземными вестибюлями, размещаемыми в подэстакадном пространстве.

Целиком линия должна была быть пушена в эксплуатацию в 2005 году. Линию преполагалось открывать в 3 этапа. На первом этапе, в конце 2003 г., должно было быть открыто движение от ст. «Бульвар Дмитрия Донского» до ст. «Бунинская аллея». На втором этапе, в конце 2004 г., предполагалось продление линии на юг ещё на две станции: «Потапово» и «Чечерский проезд», а к концу 2005 г. планировалось завершить строительство линии: должна была быть построена наземная станция «Новокурьяново» и открыто собственное депо. До этого момента ремонт и отстой поездов Бутовской линии временно должен был бы осуществляться в электродепо ТЧ-8 «Варшавское» Серпуховско-Тимирязевской линии.

Южнее станции сооружен перекрестный съезд между двумя путями за уже построенным в 1997 году 315-метровым участком тоннелей Бутовской ЛРТ (ранее предназначавшихся для перспективного продления Серпуховско-Тимирязевской линии в Южное Бутово). Строительство велось в глубоком котловане в связи с тем, что над готовым участком находятся еще 2 этажа подземно-надземного гаражного комплекса, начатого еще в середине 90-х, а после замороженного из-за отсутствия инвестора. Наличие комплекса необходимо для недопущения деформации тоннелей после снятия водопонижения в результате их "всплытия".

Проходка тоннелей мелкого заложения под Бутовским лесом на участке от портала тоннелей севернее Новооскольской ул. в Южном Бутове до ул. Академика Глушко в Северном Бутове началась в июле 2002 г.: 12 июля из монтажной камеры стартовал тоннелепроходческий механизированный комплекс Lovat Клавдия ТО-6 Мосметростроя. Первым был пройден левый (восточный) перегонный тоннель, его проходка была завершена в марте 2003 г., после чего щит был перемонтирован обратно в монтажную камеру, и оттуда начал проходу параллельного правого перегонного тоннеля. Небольшой 300-метровый участок правого перегонного тоннеля от промежуточной монтажной камеры до камеры съездов перед "Улицей Старокачаловской" пройден в июле 2003 г. щитом отечественного производства ЩН-1С.

На линии пущен специальный подвижной состав нового типа, созданный на заводе "Метровагонмаш" в Мытищах и носивший проектное название "Скиф ". (Правда, официально он получил название "Русич".) Вагоны в составе состоят из 2-х сочлененных секций, соединенных "гармошкой". Платформы станций длиной 90 м рассчитаны на прием 3-х вагонов. В 2002 г. состав прошел испытания на полигоне во ВНИИЖТ в Щербинке, а в 2003 г. и на действующей сети метрополитена.

Надо заметить, что с постройкой участка до станции "Новокурьяново" сооружение Бутовской линии не должно закончиться. Уже сейчас прорабатывается вариант продления от "Улицы Старокачаловской" на северо-восток до ст "Битцевский парк", с созданием пересадочного узла на Калужско-Рижскую линию. Это позволит перераспределить пассажиропотоки из Южного и Северного Бутова между Серпуховско-Тимирязевской и Калужско-Рижской линией.

Последнее обновление в 2003 г.

В условиях недостаточного финансирования метрострое ния в конце 90х, было решено уменьшить стоимость возведения объектов метрополитена. Первой идеей стало убрать пути из под земли, что бы исключить строительство дорогостоящих тоннелей. И тогда появилось понятие подвозящего рельсового транспорта на эстакаде, который назвали лёгкий метрополитен.
И началось проектирование первой линии этого "чуда", которую решили расположить в перегруженном районе Южное Бутово. (Данный район в конце 90х разросся довольно сильно и людям приходилось тратить много времени добираясь до близлежащего метро на переполненных автобусах.) Тут вы скажете, а почему бы не построить две станции тяжёлого метро удлинив Серпуховско-Тимирязевскую линию от конечной станции "Бульвар Дмитрия Донского"? Ответ прост - скорость! Основные конструкции линии возвели за 18 месяцов, рекордный срок!
И наконец 27 декабря 2003 года первые поезда провезли первых пассажиров.

1. Станция "Улица Старокачаловская", единственная подземная станция на линии. Является пересадочной на станцию "Бульвар Дмитрия Донского" стандартного метро.

2. Отъезжая от станции поезд скоро въезжает на эстакаду и прибывает на следующую станцию "Улица Скобелевская".

3. Выйдя на улицу, первое, что ощущаешь, это шум от проходящих поездов! В целях экономии верхнее строение пути выполнено по стандартной технологии (деревянные шпалы уложенные на подушку из щебня), а не с применением вибропоглощающих материалов. Шумозащитные экраны почти не помогают.

4. Панорама станции.

5. Перед станцией установлен бюст Адмиралу Ушакову .

6. Южный вестибюль станции.

7. Лёгкое метро, это не только пути на эстакаде, а также короткие составы. На линии эксплуатируются трёхвагонные поезда серии 81-740/741 "Русич" , спроектированные специально для линий мини и Лёгкого метро. "Русич" на станции "Бунинская аллея":

8.

9. Салон.

10. Поезд едет по эстакаде.

11. Вид из окна поезда на перегоне "Улица Горчакова" - "Бунинская аллея".

12. Станция "Бунинская аллея".

13. Она же. Лёгкий метрополитен тоже самое, что и мини, только на эстакаде. Из-за чего я эту линию называю Бутовская линия мини-метро.

14. Со станции открывается красивый вид.

15. Подъездные эстакады к станции "Бунинская аллея".

16. Перегон "Бунинская аллея" - "Улица Горчакова".

17. Станция "Бунинская аллея" и подъездные эстакады к ней.

18. Перегон "Улица Скобелевская" - "Бульвар Адмирала Ушакова".

Спасибо за промостр!

Смотреть больше фотографий на

оборотный тупик
Битцевский парк
Лесопарковая
р. Битца
Улица Старокачаловская
съезд к Бульвару Дмитрия Донского
Изюмская улица
Улица Скобелевская Скобелевская улица
Бульвар адмирала Ушакова
оборотный тупик Пр. проезд № 675
Улица Горчакова
Бунинская аллея

Бу́товская ли́ния - двенадцатая линия Московского метрополитена . Связывает районы Северное и Южное Бутово с конечными станциями Серпуховско-Тимирязевской и Калужско-Рижской линий . Состоит из семи станций, первый участок - от «Улицы Старокачаловской » до «Бунинской аллеи » - был запущен в году, а в году линия была продлена до станции «Битцевский парк ». На схемах обозначается серо-голубым цветом и числом 12 , на настенных путевых указателях и указателях перехода на линию можно встретить старый номер Л1.

Линия построена по стандартам обычного метро, но станции рассчитаны на приём укороченных составов, а участок от «Улицы Скобелевской » до «Бунинской аллеи» проходит по эстакаде над землёй. Тоннели линии после станции «Улица Старокачаловская» фактически являются продолжением тоннелей Серпуховско-Тимирязевской линии, однако поезда не следуют с одной линии на другую, пассажирам требуется пересадка. Изначально (до марта 2014 года) Бутовская линия обозначалась как «Л1» и называлась «лёгким метро», а также являлась единственной в Московском метрополитене, полностью находившейся за пределами МКАД . На всех станциях линии вход и выход пассажиров осуществляется с левой стороны относительно движения поезда.

Среднесуточный пассажиропоток линии в году составил 44 тыс. человек, в году - 51 тыс. человек , в году - 58 тыс. человек.

История

Первый участок линии был открыт 27 декабря года. В его состав входило 5 станций: «Улица Старокачаловская» с переходом на Серпуховско-Тимирязевскую линию, «Улица Скобелевская», «Бульвар Адмирала Ушакова», «Улица Горчакова», «Бунинская аллея».

В 2004 году было принято решение о продлении Бутовской линии до станции «Битцевский парк» с промежуточной станцией «Лесопарковая», а также организацией пересадки на станцию «Новоясеневская» Калужско-Рижской линии. На протяжении 7 лет на картах московского метрополитена участок был указан как строящийся, хотя реально работы не велись вплоть до октября 2011 года, именно тогда началась расконсервация заделов под продление линии за станцией «Улица Старокачаловская». В соответствии с заданием, этот участок Бутовской линии проектировался в подземном исполнении, в тоннелях и со станциями мелкого заложения. После выступлений жителей Ясенева в защиту «Битцевского леса» было принято решение о том, что тоннели по территории природно-исторического парка будут прокладываться закрытым способом на глубине 20-30 м, чтобы не навредить природному комплексу . Сдача участка планировалось на декабрь 2013 года, к 10-летию открытия линии, однако, по причине неготовности объектов открытие состоялось лишь 27 февраля года.

Переход на станцию Бульвар Дмитрия Донского длительное время осуществлялся через неработающие турникеты из-за того, что изначально предполагалась отдельная оплата билета для проезда. Перед самым открытием от этой идеи было решено отказаться, однако турникеты убрали лишь в 2013 году.

Авария энергосети 25 мая 2005 года

В 2005 году Московский метрополитен столкнулся с самым масштабным сбоем в работе за всю свою историю. 25 мая в 11:10 началось массовое отключение питающих центров «Мосэнерго », подающих напряжение в том числе и на линии метрополитена. В результате из работы были исключены 52 из 170 станций Московского метро.

Бутовская линия также была обесточена, однако движение было восстановлено около 12:30 в следующем режиме: поезд-челнок следовал по 2 главному пути от станции «Улица Старокачаловская» до станции «Бунинская аллея» со всеми остановками, обратно без остановок.

Вход на станцию «Бульвар Дмитрия Донского» осуществлялся через неработающую секцию турникетов . Эскалаторы и турникеты не работали, оплата проезда не контролировалась.

Официально на основной сети объявлялось «Бутовская линия работает только на выход» во избежание перегрузки автобусов и [прояснить ] для перенаправления пассажиров к станции «Ясенево», где движение фактически было восстановлено около 14:00.

Пересадки

Пересадка на линию Со станции На станцию
06 Калужско-Рижская Битцевский парк Новоясеневская
09 Серпуховско-Тимирязевская Улица Старокачаловская Бульвар Дмитрия Донского

Депо и подвижной состав

Депо, обслуживавшие линию

Количество вагонов в составах

Типы вагонов, использовавшихся на линии

Тип вагонов Годы
81-717.5М/714.5М в
81-740/741 с
81-740.1/741.1 с 2016
81-740А/741А - , с
81-740.4/741.4 с

Пассажирские особенности

Так как линия является самостоятельной, следствием этого является::

Отрывок, характеризующий Бутовская линия

– Quant a celui. Sire, – продолжал Паулучи с отчаянностью, как будто не в силах удержаться, – qui a conseille le camp de Drissa, je ne vois pas d"autre alternative que la maison jaune ou le gibet. [Что же касается, государь, до того человека, который присоветовал лагерь при Дрисее, то для него, по моему мнению, есть только два места: желтый дом или виселица.] – Не дослушав и как будто не слыхав слов итальянца, государь, узнав Болконского, милостиво обратился к нему:
– Очень рад тебя видеть, пройди туда, где они собрались, и подожди меня. – Государь прошел в кабинет. За ним прошел князь Петр Михайлович Волконский, барон Штейн, и за ними затворились двери. Князь Андрей, пользуясь разрешением государя, прошел с Паулучи, которого он знал еще в Турции, в гостиную, где собрался совет.
Князь Петр Михайлович Волконский занимал должность как бы начальника штаба государя. Волконский вышел из кабинета и, принеся в гостиную карты и разложив их на столе, передал вопросы, на которые он желал слышать мнение собранных господ. Дело было в том, что в ночь было получено известие (впоследствии оказавшееся ложным) о движении французов в обход Дрисского лагеря.
Первый начал говорить генерал Армфельд, неожиданно, во избежание представившегося затруднения, предложив совершенно новую, ничем (кроме как желанием показать, что он тоже может иметь мнение) не объяснимую позицию в стороне от Петербургской и Московской дорог, на которой, по его мнению, армия должна была, соединившись, ожидать неприятеля. Видно было, что этот план давно был составлен Армфельдом и что он теперь изложил его не столько с целью отвечать на предлагаемые вопросы, на которые план этот не отвечал, сколько с целью воспользоваться случаем высказать его. Это было одно из миллионов предположений, которые так же основательно, как и другие, можно было делать, не имея понятия о том, какой характер примет война. Некоторые оспаривали его мнение, некоторые защищали его. Молодой полковник Толь горячее других оспаривал мнение шведского генерала и во время спора достал из бокового кармана исписанную тетрадь, которую он попросил позволения прочесть. В пространно составленной записке Толь предлагал другой – совершенно противный и плану Армфельда и плану Пфуля – план кампании. Паулучи, возражая Толю, предложил план движения вперед и атаки, которая одна, по его словам, могла вывести нас из неизвестности и западни, как он называл Дрисский лагерь, в которой мы находились. Пфуль во время этих споров и его переводчик Вольцоген (его мост в придворном отношении) молчали. Пфуль только презрительно фыркал и отворачивался, показывая, что он никогда не унизится до возражения против того вздора, который он теперь слышит. Но когда князь Волконский, руководивший прениями, вызвал его на изложение своего мнения, он только сказал:
– Что же меня спрашивать? Генерал Армфельд предложил прекрасную позицию с открытым тылом. Или атаку von diesem italienischen Herrn, sehr schon! [этого итальянского господина, очень хорошо! (нем.) ] Или отступление. Auch gut. [Тоже хорошо (нем.) ] Что ж меня спрашивать? – сказал он. – Ведь вы сами знаете все лучше меня. – Но когда Волконский, нахмурившись, сказал, что он спрашивает его мнение от имени государя, то Пфуль встал и, вдруг одушевившись, начал говорить:
– Все испортили, все спутали, все хотели знать лучше меня, а теперь пришли ко мне: как поправить? Нечего поправлять. Надо исполнять все в точности по основаниям, изложенным мною, – говорил он, стуча костлявыми пальцами по столу. – В чем затруднение? Вздор, Kinder spiel. [детские игрушки (нем.) ] – Он подошел к карте и стал быстро говорить, тыкая сухим пальцем по карте и доказывая, что никакая случайность не может изменить целесообразности Дрисского лагеря, что все предвидено и что ежели неприятель действительно пойдет в обход, то неприятель должен быть неминуемо уничтожен.
Паулучи, не знавший по немецки, стал спрашивать его по французски. Вольцоген подошел на помощь своему принципалу, плохо говорившему по французски, и стал переводить его слова, едва поспевая за Пфулем, который быстро доказывал, что все, все, не только то, что случилось, но все, что только могло случиться, все было предвидено в его плане, и что ежели теперь были затруднения, то вся вина была только в том, что не в точности все исполнено. Он беспрестанно иронически смеялся, доказывал и, наконец, презрительно бросил доказывать, как бросает математик поверять различными способами раз доказанную верность задачи. Вольцоген заменил его, продолжая излагать по французски его мысли и изредка говоря Пфулю: «Nicht wahr, Exellenz?» [Не правда ли, ваше превосходительство? (нем.) ] Пфуль, как в бою разгоряченный человек бьет по своим, сердито кричал на Вольцогена:
– Nun ja, was soll denn da noch expliziert werden? [Ну да, что еще тут толковать? (нем.) ] – Паулучи и Мишо в два голоса нападали на Вольцогена по французски. Армфельд по немецки обращался к Пфулю. Толь по русски объяснял князю Волконскому. Князь Андрей молча слушал и наблюдал.
Из всех этих лиц более всех возбуждал участие в князе Андрее озлобленный, решительный и бестолково самоуверенный Пфуль. Он один из всех здесь присутствовавших лиц, очевидно, ничего не желал для себя, ни к кому не питал вражды, а желал только одного – приведения в действие плана, составленного по теории, выведенной им годами трудов. Он был смешон, был неприятен своей ироничностью, но вместе с тем он внушал невольное уважение своей беспредельной преданностью идее. Кроме того, во всех речах всех говоривших была, за исключением Пфуля, одна общая черта, которой не было на военном совете в 1805 м году, – это был теперь хотя и скрываемый, но панический страх перед гением Наполеона, страх, который высказывался в каждом возражении. Предполагали для Наполеона всё возможным, ждали его со всех сторон и его страшным именем разрушали предположения один другого. Один Пфуль, казалось, и его, Наполеона, считал таким же варваром, как и всех оппонентов своей теории. Но, кроме чувства уважения, Пфуль внушал князю Андрею и чувство жалости. По тому тону, с которым с ним обращались придворные, по тому, что позволил себе сказать Паулучи императору, но главное по некоторой отчаянности выражении самого Пфуля, видно было, что другие знали и он сам чувствовал, что падение его близко. И, несмотря на свою самоуверенность и немецкую ворчливую ироничность, он был жалок с своими приглаженными волосами на височках и торчавшими на затылке кисточками. Он, видимо, хотя и скрывал это под видом раздражения и презрения, он был в отчаянии оттого, что единственный теперь случай проверить на огромном опыте и доказать всему миру верность своей теории ускользал от него.
Прения продолжались долго, и чем дольше они продолжались, тем больше разгорались споры, доходившие до криков и личностей, и тем менее было возможно вывести какое нибудь общее заключение из всего сказанного. Князь Андрей, слушая этот разноязычный говор и эти предположения, планы и опровержения и крики, только удивлялся тому, что они все говорили. Те, давно и часто приходившие ему во время его военной деятельности, мысли, что нет и не может быть никакой военной науки и поэтому не может быть никакого так называемого военного гения, теперь получили для него совершенную очевидность истины. «Какая же могла быть теория и наука в деле, которого условия и обстоятельства неизвестны и не могут быть определены, в котором сила деятелей войны еще менее может быть определена? Никто не мог и не может знать, в каком будет положении наша и неприятельская армия через день, и никто не может знать, какая сила этого или того отряда. Иногда, когда нет труса впереди, который закричит: „Мы отрезаны! – и побежит, а есть веселый, смелый человек впереди, который крикнет: «Ура! – отряд в пять тысяч стоит тридцати тысяч, как под Шепграбеном, а иногда пятьдесят тысяч бегут перед восемью, как под Аустерлицем. Какая же может быть наука в таком деле, в котором, как во всяком практическом деле, ничто не может быть определено и все зависит от бесчисленных условий, значение которых определяется в одну минуту, про которую никто не знает, когда она наступит. Армфельд говорит, что наша армия отрезана, а Паулучи говорит, что мы поставили французскую армию между двух огней; Мишо говорит, что негодность Дрисского лагеря состоит в том, что река позади, а Пфуль говорит, что в этом его сила. Толь предлагает один план, Армфельд предлагает другой; и все хороши, и все дурны, и выгоды всякого положения могут быть очевидны только в тот момент, когда совершится событие. И отчего все говорят: гений военный? Разве гений тот человек, который вовремя успеет велеть подвезти сухари и идти тому направо, тому налево? Оттого только, что военные люди облечены блеском и властью и массы подлецов льстят власти, придавая ей несвойственные качества гения, их называют гениями. Напротив, лучшие генералы, которых я знал, – глупые или рассеянные люди. Лучший Багратион, – сам Наполеон признал это. А сам Бонапарте! Я помню самодовольное и ограниченное его лицо на Аустерлицком поле. Не только гения и каких нибудь качеств особенных не нужно хорошему полководцу, но, напротив, ему нужно отсутствие самых лучших высших, человеческих качеств – любви, поэзии, нежности, философского пытливого сомнения. Он должен быть ограничен, твердо уверен в том, что то, что он делает, очень важно (иначе у него недостанет терпения), и тогда только он будет храбрый полководец. Избави бог, коли он человек, полюбит кого нибудь, пожалеет, подумает о том, что справедливо и что нет. Понятно, что исстари еще для них подделали теорию гениев, потому что они – власть. Заслуга в успехе военного дела зависит не от них, а от того человека, который в рядах закричит: пропали, или закричит: ура! И только в этих рядах можно служить с уверенностью, что ты полезен!“