Любовная лирика в произведениях некрасова. Сочинение на тему: Любовная Лирика Некрасова

Любовная лирика Некрасова

План

1. Введение.

2.Музы Некрасова.

3. Особенности любовной лирики.

Прославился в русской литературе, прежде всего, как «крестьянский поэт». Его произведения отличаются горячим гражданским призывом. Некрасов описывал страдания и беды русского народа, его тяжелого положения.

Женщины в его самых известных произведениях упоминаются только в образах забитых крестьянок. Тем не менее в его творчестве есть место и любовной лирике. Отношения поэта с женщинами были непростыми, что отразилось в его стихах.

Первой серьезной любовью молодого Некрасова стала Аводотья Панаева - жена И. Панаева, с которым поэт был в дружеских отношениях. Семейная жизнь Панаевых не складывалась, что побудило Авдотью вести широкую гостеприимную жизнь. Она была хозяйкой известного столичного салона и считалась одной из красивейших женщин Петербурга.

Ведущие литераторы и общественные деятели посещали этот салон, и каждый в какой-то степени был влюблен в его хозяйку. Не избежал этой участи и Некрасов. Его любовь к Панаевой была всепоглощающей. Поэт с большой настойчивостью добивался ответного чувства. Один раз он даже попытался утопиться в присутствии любимой женщины. В конце концов, Авдотья ответила взаимностью. С этого начинается особый, вызывающий повсюду нарекания и насмешки, период жизни Некрасова.

Он живет вместе с Панаевыми, находясь с Авдотьей в гражданском браке. Даже в наше время такая ситуация выходит за рамки приличий. В патриархальной России этот любовный треугольник людей просто шокировал. Любовные отношения Некрасова с Панаевой начались в 1846 г. и продолжались до 1862 г. За это время любовники пережили многое. Авдотья была три раза беременна от поэта, но все дети умирали практически сразу же после рождения. Главный творческим следствием этого союза стал написанный Некрасовым т. н. «Панаевский цикл», посвященный исключительно своей возлюбленной.

Значительно позднее, уже не поддерживая отношений с Панаевой, Некрасов посвятил ей прекрасное стихотворение «Три элегии» (1874). После разрыва с Панаевой Некрасов испытывает несколько мимолетных увлечений. А в 1870 г. он встречается с девушкой, которая будет ему верна до самой смерти. Это была простая крестьянка с характерным именем - Фекла Анисимовна. Некрасов был значительно старше ее. Поэт берет девушку под полную опеку, дает ей новое «благородное» имя (Зинаида Николаевна), нанимает учителей и развивает художественный вкус.

Незадолго до смерти Некрасов обвенчался с Зинаидой. Найдя в Зинаиде долгожданный идеал, Некрасов отходит от любовной лирики. Отношения с ней уже не выставляются на читательское обозрение. В 1870 г. Некрасов посвящает своей избраннице поэму «Дедушка». А в 1876 г., уже незадолго до смерти, поэт обращается к Авдотье в стихотворениях «Ты еще на жизнь имеешь право» и «Зине (Двести уж дней…)».

Некрасов был, прежде всего, реалистом. Это чувствуется даже в его стихотворениях о любви. Поэт описывает свои реальные переживания. В произведениях «Панаевского цикла» рядом со светлыми радостными ощущениями всегда присутствуют мотивы печали и тоски, раскаяния и уныния. Лирический герой постоянно находится в состоянии раздумья. Многие стихотворения о любви написаны в торжественном стиле. В них упоминаются священные клятвы и обещания. В целом перед нами встает реальный образ влюбленного борца за справедливость.

В немногих строках, посвященных Зинаиде, Некрасов предстает в другом виде. Это последнее обращение смертельно больного человека. Речь идет не о любви, а о безграничном уважении к женщине, посвятившей ему свою жизнь. Любовная лирика Некрасова - совершенно особый раздел его творчества. Посвятив всю жизнь борьбе с несправедливостью, поэт не мог избавиться от героического пафоса в описании любовных переживаний. Тем не менее его стихи о любви предельно искренни и раскрывают одну из сторон его большого таланта.

Тема любви решена в лирике Некрасова весьма своеобразно. Именно здесь в полной мере проявилось его художественное новаторство. В отличие от своих предшественников, предпочитавших изображать любовное чувство “в прекрасных мгновениях”, Некрасов не обошёл вниманием и ту “прозу”, которая “в любви неизбежна” («Мы с тобой бестолковые люди...»). Однако, говоря словами известного некрасововеда Н.Скатова, он “не только прозаизировал поэзию любви, но и поэтизировал её прозу”.

Из трёх десятков лучших любовных стихотворений Некрасова в сочинении необходимо упомянуть семь-восемь, а рассмотреть подробно не меньше трёх-четырёх. Основное внимание естественно уделить “панаевскому циклу”. Авдотья Алексеевна Панаева - главный адресат интимной лирики Некрасова. Отношения с Панаевой стали темой многих стихотворений Некрасова, создававшихся на протяжении почти десяти лет. Это настоящий роман в стихах, в котором нашли отражение различные моменты в жизни лирических героев. Именно лирических, обратим на это внимание выпускников, так как, хотя цикл и имеет реальную биографическую основу, образы лирических героев нельзя отождествлять с их литературными прототипами. Сам Некрасов видел в своих стихах не просто стихотворное обращение к определённой женщине, а придавал им гораздо большее значение. Он печатал эти стихи в журналах, а значит, сознательно делал их предметом поэзии, общим достоянием. “Панаевский цикл” - пример того, как личное, интимное в лирике становится общечеловеческим. В нём мы почти не найдём социальных мотивов, присущих всей лирике Некрасова. Можно сказать, что стихотворения цикла намеренно асоциальны, лишены каких-то конкретных деталей и намёков. На первом плане здесь психологическая мотивировка, изображение чувств и переживаний героев, как и у Тютчева, “поединок роковой”. Что можно сказать об этих двоих? Он человек рефлектирующий, склонный к мнительности, подозрениям, унынию, озлоблению. Впрочем, о нём мало что известно. В центре “панаевского цикла” - она . И именно в создании характера героини проявилось новаторство Некрасова. Это характер совсем новый, и кроме того, он “дан в развитии, в разных, неожиданных даже, его проявлениях, самоотверженный и жестокий, любящий и ревнивый, страдающий и заставляющий страдать” (Скатов).

Далее необходимо проанализировать основные мотивы “панаевского цикла” (напомним, что мотив - устойчивый, повторяющийся элемент сюжета, характерный для нескольких произведений). Это прежде всего мотивы ссоры («Если, мучимый страстью мятежной...», «Мы с тобой бестолковые люди...»); расставания, разлуки («Так это шутка? Милая моя...», «Прощание») или их предчувствия («Я не люблю иронии твоей...»); воспоминания («Да, наша жизнь текла мятежно...», «Давно - отвергнутый тобою...»); писем («Сожжённые письма») и др. “Панаевским” стихам присуща некоторая парность (ср., например, «Тяжёлый год - сломил меня недуг...» и «Тяжёлый крест достался мне на долю...», «Прости» и «Прощание»).

Таким образом, стихотворения цикла объединяют не только общность содержания, но и художественные особенности: сквозные образы и детали; “нервность” интонации, передающая почти “достоевские” страсти; фрагментарность, обозначаемая на письме многоточиями, которыми кончаются многие стихотворения.

Говоря о самом известном некрасовском цикле, нельзя обойтись без сравнения его с “денисьевским циклом” Тютчева. (Сходство это подробно проанализировано в работах Скатова.) Как и у Тютчева, любовь у Некрасова почти никогда не бывает счастливой. Мотивы страдания, “незаконности” любви, “мятежности” пронизывают оба цикла и тем самым объединяют - в интимной лирике - двух столь разных поэтов.

В заключение ещё раз вернёмся к вопросу о новаторстве любовной лирики Некрасова. Оно состоит не только в новизне содержания (“прозы жизни”), но и в том, что для изображения “непоэтических” явлений поэт находит соответствующую художественную форму: разговорную речь, прозаизмы, новаторское стихосложение. Позже эти особенности некрасовской поэтики будут продолжены другим поэтом-новатором - В.Маяковским, у которого тема любви также получает очень своеобразную трактовку.

Тема 103. Образы народных заступников в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Первый народный заступник, который появляется в поэме, - Ермил Гирин. Читатель узнаёт о нём в связи с поисками счастливого (глава «Счастливые» первой части) от крестьянина Федосея: здесь важны несколько слов о том времени, как Ермил был писарем в конторе имения князя Юрлова (с говорящим названием Адовщина ): “А он и посоветует, // И справку наведёт; // Где хватит силы - выручит, // Не спросит благодарности, // И дашь, так не возьмёт!” Ермил был выбран бурмистром: “В семь лет мирской копеечки // Под ноготь не зажал, // В семь лет не тронул правого, // Не попустил виновному, // Душой не покривил…” И здесь отметим очень важный момент - благостный рассказ крестьянина прерывает “какой-то попик седенький”, напоминающий Федосею проступок Гирина (тот “повыгородил меньшого брата из рекрутчины”). Казалось бы, проходной эпизод - но нет, здесь принципиальный для Некрасова мотив: мотив греха и потребности покаяния, очищения от греха - вспомните, как “тосковал-печалился” Ермил и чуть не повесился от тоски; ведь явно не случайно Достоевский в некрологе Некрасова упоминает слышанный им возле гроба поэта стих из Псалтыри: “Несть человек, иже не согрешит” (Н.А. Некрасов в воспоминаниях современников. М., 1971. С. 482). Для Некрасова раскаявшийся грешник не ниже праведника - это один из важнейших мотивов его последней поэмы.

Характерно окончание “гиринского” сюжета - тот же попик стал рассказывать о бунте вотчины помещика Обрубкова: когда все меры, испробованные начальством, оказались бесполезными (“Хотели уж солдатикам // Скомандовать: пали!”), догадались позвать Ермилу Гирина, но что случилось далее, мы так и не узнаем - внимание слушателей (и читателей) отвлекла экзекуция над пьяным лакеем; мы успеваем узнать лишь то, что Гирин сидит в остроге… Нетрудно догадаться, что попал он туда из-за заступничества за крестьян деревни Столбняки, принадлежавших помещику Обрубкову, но подробностей нам узнать не дано.

Следующий персонаж, который заступился за своих братьев-крестьян и пострадал за это, - Савелий, богатырь святорусский (глава III из «Крестьянки»). Как рассказал сам Савелий, он вместе с восемью другими корёжскими крестьянами “в землю немца Фогеля // Христьяна Христианыча // Живого закопал”. Но ни сам Савелий, ни автор поэмы не считают это грехом: “Клеймёный, да не раб!” - с гордостью говорит о себе Савелий. Грех, совершённый во имя народного мира, не грех вовсе - такова нравственная проблематика поэмы Некрасова. А чтобы подчеркнуть, что дед вовсе не душегуб, поэт заставляет его совершить настоящий грех - просмотреть Дёмушку, которого заели свиньи - и тут уже Савелий отправляется замаливать свой грех в монастырь. А в рассказе странника Ионы «О двух великих грешниках» разбойнику Кудеяру простятся его прошлые грехи после того, как он убьёт пана Глуховского, злейшего грешника, с усмешкой признавшегося: “Сколько холопов гублю, // Мучу, пытаю и вешаю…”

Истинный праведник, заступник народный появляется в Эпилоге «Пира на весь мир»; это Гриша Добросклонов. У него “С любовью к бедной матери // Любовь ко всей вахлачине // Слилась…” - “и лет пятнадцати // Григорий твёрдо знал уже, // Кому отдаст всю жизнь свою // И за кого умрёт”. Эта предназначенность к подвигу напоминает житие святого - да, собственно, евангельские реминисценции обильно представлены в рассказе о Грише. Здесь и “ангел милосердия”, который “души сильные // Зовёт на честный путь”, здесь и вариация евангельской притчи о торной дороге и узкой тропе для праведника. Важно, что некрасовский праведник и заступник народный - поэт, автор песни «Русь», где есть такие слова: “Сила с неправдою // Не уживается, // Жертва неправдою // Не вызывается”. Вот истинно счастливый, по мнению Некрасова, герой: “Пел он воплощение счастия народного!”

Образ родины в лирике Н.А. Некрасова

На уроках, посвящённых разбору тем сочинений по творчеству Некрасова, очень важно обратить внимание на образ родины. Чувство страны всегда личностно. “Чтобы быть живой и действенной, любовь (к родине. - И.Е. ) должна быть личной. Не «любовь к любви», а любовь к лицу”, - писал Г.П. Федотов в статье «Лицо России». Каким же увидел лицо родной земли Некрасов?

В программном стихотворении «Родина» это - “болезненнопечальный лик” матери, “безгласной страдалицы”, чей плач отозвался в душе поэта “враждой и злостью”. Безобразия крепостнической жизни, увиденные в детстве, породили безобразность поэтического видения. Черты близких, возникающие в воспоминаниях, расплываются: лик матери - “мелькает меж ветвей”, образ сестры запечатлён “холодною и строгою улыбкой”, а имя няни вызывает в памяти лишь “немногие черты её бессмысленной и вредной доброты”. Из своего детства поэт вынес чувство глубокой ненависти, ибо отчий дом стал для него воплощением пустой и бесплодной жизни, разврата и тиранства. Не в силах простить, Некрасов отвергает всё то, что связано для него с “родным пепелищем”.

Но это лишь первый шаг поэта в установлении личностных отношений с родиной. Упрёк, брошенный отчему дому, не заслонил для Некрасова бедствий отечества. В разгар Крымской войны он разглядел материнские слёзы на лице родной земли и написал стихотворение «Внимая ужасам войны…», ставшее любимым для А.Блока и А.Ахматовой. Появление в финале стихотворения образа плакучей ивы придаёт материнскому горю вневременной масштаб, подчёркивает его сокровенность и безысходность. Оттого и слёзы - святые, ибо скорбь матери - это печалование самой земли.

Отныне источником поэзии становится сострадание - в отличие от ненависти чувство спасительное, а не разрушительное.

Стихи мои! свидетели живые
За мир пролитых слёз!
Родитесь вы в минуты роковые
Душевных гроз
И бьётесь о сердца людские,
Как волны об утёс.

Если учесть тот факт, что в этот период сам Некрасов тяжело страдал от физического недуга, ощущал себя на пороге смерти, то станет ещё более очевидным нравственное возмужание поэта, не замкнувшегося в рамках эгоистического существования.

Именно теперь становится возможным приобщение к судьбе страны, принятие её духовного пространства.

Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор! -

скажет Некрасов в стихотворении «Тишина», исполненном любви к родине. В его образах мы находим переклички и с лермонтовской «Отчизной»:

Я узнаю
Суровость рек, всегда готовых
С грозою выдержать войну,
И ровный шум лесов сосновых,
И деревенек тишину,
И нив широкие размеры… -

и с гоголевской Русью:

А тройка всё летит стрелой.
Завидев мост полуживой,
Ямщик бывалый, парень русский,
В овраг спускает лошадей
И едет по тропинке узкой
Под самый мост…

Тишина родины, открывшаяся поэту, многозначна: это и тишина врачующего пространства; и тишина мирного покоя, временного на “слёзном русском пути”; это и затишье, возвещающее “неслыханные перемены, невиданные мятежи”. Не случайно в стихотворении «В столицах шум, гремят витии…» вековую тишину глубинной России нарушает ветер. Возможно, его звуки, “песни ветровые” услышит А.Блок, в 1913-м, в преддверии мировых катастроф, создавший стихотворный цикл «О чём поёт ветер». Истоки будущих потрясений - здесь, в глубине России.

Поэт, принадлежащий шумному миру столиц (это прочитывается яснее в первой редакции стихотворения), пытается постичь “бесконечные пространства” материземли, и земля приоткрывается ему в своих ключевых образах: “придорожные ивы” создают ощущение пути - страдальческого и бесконечного; “колосья нив” напоминают о главном свойстве земли, дарующей жизнь всему сущему, земли-кормилицы, которая утешает своих детей.

И выгибаются дугою,
Целуясь с матерью-землёю,
Колосья бесконечных нив…

Все эти образы мы встречаем в народной поэзии. Г.П. Федотов в статье «Матьземля» пишет: “Мать-земля - это прежде всего чёрное, рождающее лоно земликормилицы, матери пахаря, как об этом говорит постоянный её эпитет «матьземля». Но ей принадлежит и растительный покров, наброшенный на её лоно. Он сообщает её рождающей глубине одеяние софийной красоты. И, наконец, она же является хранительницей нравственного закона - прежде всего закона родовой жизни... Мать-земля, кормилица и утешительница, является и хранительницей нравственной правды”.

Отныне Некрасов в самые сложные минуты жизни будет припадать к спасительной силе родиныматери. Для этого он неизбежно должен был покаяться перед Той, которая даровала ему жизнь. В стихотворении «Рыцарь на час» вновь появится образ родной матери, но теперь сыновнее чувство любви и раскаяния будет преобладать над юношескою отстранённостью.

О прости! то не песнь утешения,
Я заставлю страдать тебя вновь,
Но я гибну - и ради спасения
Я твою призываю любовь!
Я пою тебе песнь покаяния,
Чтобы кроткие очи твои
Смыли жаркой слезою страдания
Все позорные пятна мои!

Ощущение гибельности собственного пути, лишённого высокого подвига “за высокое дело любви”, не раз возникает в поэзии Некрасова. В финале этого стихотворения звучит своеобразный приговор самому себе.

Суждены нам благие порывы,
Но свершить ничего не дано.

Но если в «Родине» упрёк был брошен “родному пепелищу”, то теперь приходит осознание собственной пассивности и слабости, собственной греховности. Глубокое сыновнее чувство безошибочно приведёт его к родной материприроде. Здесь он надеется обрести спасительную нравственную силу (стихотворение «Надрывается сердце от муки…»).

Вековая тишина российской глубинки обретает своё звучание, для поэта целительно чувство природной жизни. Его душа жадно ловит новые звуки, его прозревшее око жаждет красоты и гармонии. Пространство родины открыло пространство души, способной теперь воспринять кристальные истины народной этики.

Люби, покуда любится,
Терпи, покуда терпится,
Прощай, пока прощается,
И - Бог тебе судья!

Как далека эта музыка весны от царящих в мире звуков злобы и вражды! И как долог путь, проделанный Некрасовым для постижения гармонии жизни. Именно чувство любви к родине открыло поэту духовные горизонты. Народное понимание глубинных основ нашего бытия стало и духовным прозрением Некрасова. Образ матери, не потеряв своих конкретных черт, обрёл иную высоту. Вспомним, что в стихотворении «Рыцарь на час» он обратился к ней со словами:

Изреки только слово прощения,
Ты, чистейшей любви божество!

Любовь сострадающая, любовь всепрощающая, любовь жертвенная - это поистине божественная любовь! Некрасов не религиозен, но суть чувства, возникающего в нём, позволяет соотнести видение поэта с ещё одним наблюдением Г.П. Федотова: “В добре своём, как и в красоте своей, матьземля не выпускает человека из своей священной власти. В кругу небесных сил - Богородица, в кругу природного мира - земля, в родовой социальной жизни - мать являются… носителями одного материнского начала. Религия материнства есть в то же время и религия страдания”. Вслушаемся в строки Некрасова.

Она была исполнена печали,
И между тем, как шумны и резвы
Три отрока вокруг неё играли,
Её уста задумчиво шептали:
“Несчастные! зачем родились вы?
Пойдёте вы дорогою прямою,
И вам судьбы своей не избежать!”
Не омрачай веселья их тоскою,
Не плачь над ними, мученица-мать!
Но говори им с молодости ранней:
Есть времена, есть целые века,
В которые нет ничего желанней,
Прекраснее тернового венка…

Некоторая авторская отстранённость вполне объяснима, если учесть, что себя-то поэт обвиняет именно в том, что разучился ходить по тернистой дороге, “погрузился в тину нечистую мелких помыслов, мелких страстей”, не принял тернового венка. В стихотворении «Возвращение», в котором вновь состоится встреча поэта с родным краем (отметим символичность названия!), он называет себя “изнеженный поэт” и ощущает упрёк своей родины, рыдающей под сентябрьским дождём.

Это Некрасов-то - изнеженный поэт! Таков суд его совести, взыскательный и беспощадный, перед лицом матери-земли. Мы же с благодарностью и смирением постараемся вслушаться в те звуки, которые различила чуткая и зоркая душа поэта, открывшего для нас родину.

Готовимся к сочинению
Темы 100-104

Лариса ТОРОПЧИНА

Обращаясь к темам сочинений, связанным с анализом поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», рассмотрим наиболее важные аспекты их раскрытия.

Во вступлении к теме «Картины народной жизни в поэме “Кому на Руси жить хорошо”» следует вспомнить, что это объёмное, многоплановое произведение создавалось как отклик на крестьянскую реформу 1861 года в России. Что же получили мужики от господ? Ответ на этот вопрос и попытался дать Н.А. Некрасов, показывая широкую панораму крестьянской жизни в пореформенной России.

Уже начало поэмы с “говорящими” названиями губернии, волости, деревень приводит к мысли о бедственном положении народа. Горькая доля “временнообязанных” мужиков толкает их на поиски тех, кому “живётся весело, вольготно на Руси”. Но при первой же встрече - с сельским священником - крестьяне сталкиваются с теми же проблемами, которые одолевают их самих: поп, человек гуманный, сочувствующий народу, с горечью говорит о бедных деревнях, о “хворых крестьянах”, о несчастных крестьянках, “рабынях и труженицах вечных”, с которых даже стыдно брать жалкие, тяжким трудом заработанные копейки. Под стать нищей крестьянской жизни и сельский пейзаж.

Земля не одевается
Зелёным ярким бархатом,
И, как мертвец без савана,
Лежит под небом пасмурным
Печальна и нага.

(Глава «Сельская ярмонка»)

С особой силой звучит мотив обездоленности в описании “селенья незавидного” - деревни Клин.

Что ни изба - с подпоркою,
Как нищий с костылём;
А с крыш солома скормлена
Скоту. Стоят, как остовы,
Убогие дома.

Описание “богатого, а пуще того - грязного торгового села” Кузьминского, где проходит “праздник-ярмонка”, поражает своей выразительностью, мастерством использования деталей. Любознательные странники замечают и “две церкви... старинные”, и училище - “дом... пустой, забитый наглухо”, и “грязную гостиницу”, и множество кабаков. А в главе «Пьяная ночь» картина села завершается “этапным зданием”, так характерным для самодержавной России, - “...низеньким бревенчатым строением, с железными решётками в окошках небольших”. Все эти описания - свидетельство того, что “в жизни крестьянина, ныне свободного, бедность, невежество, мрак”. Картина “ярмонки” с её весельем, пёстрыми красками, шумной праздничной толпой не снимает ощущения, что талантливая (вспомним хотя бы Якима Нагого, душа которого так тянется к прекрасному) крестьянская Русь бедна и бесправна. Рассказы крестьян убеждают: нет меры не только “хмелю русскому”, но и тяжкой работе, горю, а “счастие мужицкое” - “дырявое с заплатами”, “горбатое с мозолями”. Попытки найти среди “народного моря” счастливцев оказываются безрезультатными. Вот одноглазая рябая старуха, вырастившая крупную и сладкую репу на небольшой грядке; вот отставной солдат, израненный, больной, “нещадно битый палками” за повинности, “великие и малые”, но живой; вот молодой “каменотёс олончанин”, обладающий недюжинной силой, умеющий работать с утра до ночи, но пока ещё не догадывающийся, что тяжкая работа скоро его сокрушит. Поэт с горечью замечает, что даже богатырский труд не приносит крестьянину счастья, оборачиваясь трагедией к концу жизни (как не посочувствовать “мужику с одышкою, расслабленному, худому”, который тоже был “не хуже каменщик”, а теперь “зачах”). От изображения массовых сцен и эпизодических фигур отдельных крестьян в главе «Крестьянка» Некрасов переходит к подробному рассказу о жизни русской крестьянки Матрёны Тимофеевны Корчагиной, по которой “обиды смертные прошли неотплаченные”, которая в судьбе своей испытала и тяжкий труд (“первая с постели Тимофеевна, последняя в постель”), и вечные унижения в семье мужа, “большущей, сварливой”, где только “один Савелий, дедушка, родитель свёкра-батюшки” жалел молодую женщину, и страдания матери, потерявшей сына-первенца, погибшего страшной смертью, и материальную нужду: пожары, падёж скота, неурожай. И хотя при встрече со странниками Матрёна в миру считается “счастливицей”, “губернаторшей”, сумевшей отстоять свои права и дойти в поисках правды до самого губернатора, а по близлежащим деревням идёт молва, что “доброумнее и глаже - бабы нет”, сама женщина уверена:

Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У Бога самого!

Некрасов, давая разнообразные картины жизни пореформенной России, делает и экскурс в историю, рассказывая о полной драматизма судьбе старика Савелия, “корежского крестьянина”, чья молодость пришлась на жестокие годы крепостного права, когда его и односельчан “отменно драл Шалашников” - помещик села, спрятанного в дремучих лесах; зрелость - на каторгу и поселение, полученные за то, что, отстаивая честь и достоинство родной Корежины, Савелий “немца Фогеля” в землю “живого закопал”. Что же изменилось за несколько десятков лет, прошедших с той поры? Да ничего, кроме формального обретения свободы, - к такому неутешительному выводу приходит поэт. Недаром его героиня Матрёна Тимофеевна, живущая уже во времена пресловутого освобождения, говорит о себе: “Я потупленную голову, сердце гневное ношу”. Эти слова свидетельствуют о том, что терпение народа небезгранично, что зреет протест в душах крестьян. Неслучайно в главе «Пир на весь мир», где показано, как мужики села Вахлачина празднуют запоздало обретённую свободу, начав большой разговор о жизни, появляется сын батрачки и полунищего дьячка, семинарист и сельский поэт Григорий Добросклонов. Ему предстоит пройти “путь славный”, получить “имя громкое - народного заступника, чахотку и Сибирь”, потому что, “как ни темна вахлачина, как ни забита барщиной и рабством”, она, благословясь, направила своего воспитанника “на честный путь” будущего подлинного освобождения крестьян.

Как видим, народная жизнь в поэме раскрыта в самых разнообразных её проявлениях - “в работе и в гульбе”. Для поэта мужик велик во всём: и в вековых страданиях, и в рабском терпении, и в грехах (как не вспомнить хотя бы старого Вавилу, который, отправляясь на “ярмонку”, “и старому, и малому подарков насулил, а пропился до грошика”), и в разгуле, и в жажде воли. В тяжкой, нищей, наполненной каждодневным непосильным трудом жизни народ сумел сохранить “в груди своей силы необъятные” для достижения будущего счастья.

В теме «Сатирическое изображение помещиков в поэме “Кому на Руси жить хорошо”» прежде всего следует обратить внимание на главы «Последыш» и «Помещик», где читатель встречается с помещиками Утятиным и Оболтом-Оболдуевым. Оба эти героя обнаруживают враждебность к народу, а крепостное право считают необходимым условием жизни в России. Так, Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев (глава «Помещик»), с первых же строк его описания вызывающий усмешку читателя (у барина “ухватки молодецкие”, но при этом он отчаянно трусит и при встрече с мирными крестьянами-правдоискателями мгновенно выхватывает “пистолетик... как сам, такой же толстенький”, крича: “Разбойники! Грабители!”), согласившись рассказать путешественникам о своей жизни, с тоской вспоминает о тех блаженных временах, когда он жил, “как у Христа за пазухой, и знал... почёт”, когда “всё веселило барина, любовно травка каждая шептала: «Я твоя!»”. С иронией показывает автор поэмы, как намеренно вежливо обращается помещик к крестьянам, которые просят его рассказать, “сладка ли жизнь помещичья”: “Наденьте шапочки, садитесь, господа! .. Прошу садиться, граждане! ”, но при этом тут же добавляет: “...люди вы... неучёные, как с вами говорить?” Иронически относятся и Некрасов, и его герои-странники к умилённо-слащавым воспоминаниям помещика о том, что в его доме “к домашней всенощной крестьяне допускалися” (правда, при этом “страдало обоняние, сбивали после с вотчины баб отмывать полы”). Эти воспоминания тем более неприятны для крестьян, слушающих откровения “румяненького, осанистого” барина, что они перемежаются рассказом о том, как вершил суд над своими крепостными Гаврила Афанасьевич.

Кого хочу - помилую,
Кого хочу - казню.
Закон - моё желание!
Кулак - моя полиция!

Реплики крестьян, сопровождающие рассказ Оболта-Оболдуева, обнаруживают враждебность народа к господам (“да, было вам, помещикам, житьё куда завидное, не надо умирать!”, “колом сбивал их, что ли, ты молиться в барский дом?”), открывают ту пропасть, которая всегда существовала между угнетёнными и угнетателями. Демонстративно подчёркивая на словах своё теперешнее равенство с прежними крепостными, помещик в ответ на обращение писателей, публицистов (их он презрительно называет “писаки праздные”): “Довольно барствовать! Проснись, помещик заспанный! Вставай! - учись! трудись!” - возмущённо кричит:

А как нелепы его хвастливые заявления о том, что, прожив “почти безвыездно в деревне сорок лет”, он гордится своим неумением отличить ржаной колос от ячменного. Но если хвастливый, ничего не умеющий Оболт-Оболдуев вызывает у читателя и автора всего лишь насмешку, а сердобольным крестьянам даже жаль рыдающего о прежнем житье помещика, то князь Утятин, жестокий самодур, ярый крепостник, поистине страшен. Даже внешне он напоминает хищную птицу: худой, “нос клювом, как у ястреба, усы седые, длинные и - разные глаза”. Имея “богатство непомерное, чин важный, род вельможеский”, этот помещик “всю жизнь чудил, дурил” и наслаждался своей властью не только над крепостными, но и над домашними. Царский манифест об отмене крепостного права он воспринял как крах всей своей жизни: “...озлился так, что к вечеру хватил его удар”. Лишение дворян их многочисленных привилегий Утятин считает величайшей несправедливостью, а самих помещиков, в том числе и своих сыновей, предавших, по его мнению, “права... дворянские, веками освящённые”, называет подлыми трусами. А когда младшие Утятины, боясь, что отец лишит их наследства, говорят ему, что “мужиков помещикам велели воротить”, и заключают с крестьянами своеобразное временное соглашение, уговорив их на небольшой период (старик болен, он долго не протянет) вновь вернуться - за вознаграждение - в прежнее крепостное состояние, почти потерявший в результате паралича разум Утятин верит в отмену царского указа и приказывает служить благодарственный молебен. Он вновь окунается в старую жизнь: “охота, музыка, дворовых дует палкою...”, пытается уличить крестьян в недобросовестной работе на барском поле, не зная того, что пожня отошла к крестьянам по новому закону; отдаёт приказы мужикам и дворовым - один нелепее другого (чего стоит его распоряжение поженить вдову Терентьевну и Гаврилу Жохова - невесте под семьдесят, а жениху шесть лет; или приказ уволить из сторожей бывшего “ундера” Софронова, потому что у того “собака непочтительна”, и назначить сторожем глухонемого дурака Ерёмку). Клим Лавин, жулик и пьяница, согласившийся на время болезни князя выполнять обязанности бурмистра (честный, умудрённый жизнью Влас отказывается от этой должности, не желая исполнять “дурацкие приказы” и отвечать “на спросы бестолковые”), “барина дурачит”, обделывая свои дела. Старик Утятин, который впал в детство и которого все, от сыновей и снох до последнего мужика, обманывают для того, чтобы получить свою выгоду, уверен, “что мужику у барина до светопреставления зажату быть в горсти”. И только Агап Петров не боится сказать помещику, что тот “шут гороховый”, “последыш”, что “крестьянских душ владение покончено” и что бывшие крепостные теперь могут дать “последышу пинка”. Но князь не желает верить сказанному и велит наказать Агапа “за дерзость беспримерную”. Еле-еле домашние Утятина и пройдоха-бурмистр уговаривают “бунтовщика” сделать вид, что он стонет от наказания (“последыш”, словно музыку, слушал эти притворные стоны), иначе всем им несдобровать. И с каким же облегчением воспринимают все известие о смерти старого князя, не оставившего о себе ни у кого добрых воспоминаний. А вместе с бедной деревней Вахлаки “Безграмотной губернии” облегчённо вздыхает и сам поэт, обличающий таких алчных и жестокосердных помещиков, как князь Утятин. Страшен и жесток ещё один герой поэмы - барин Поливанов (сказ «Про холопа примерного - Якова верного»), который довёл до смерти даже “по-собачьи” преданного ему холопа Якова. А как мерзок и откровенно циничен Глуховский, “пан богатый, знатный”, первый в своей округе. Бывшему разбойнику Кудеяру, пролившему много “крови честных христиан” и теперь усердно, тяжким трудом, отмаливающему свои грехи, он, не стесняясь, заявляет:

В мире я чту только женщину,
Золото, честь и вино.
Жить надо, старче, по-моему:
Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю,
А поглядел бы, как сплю!

И когда Кудеяр, потрясённый услышанным, вонзает нож в сердце злодею, с грохотом падает “древо громадное” грехов бывшего атамана разбойничьей шайки - так высшие небесные силы подтверждают правоту теперешнего схимника, отомстившего Глуховскому за всех убитых и замученных.

Показывая образы помещиков, от рождения и до смерти живущих трудами своих крепостных и уверенных в своей непогрешимости, в том, что “господский срок - вся жизнь раба”, что дворяне “Божиею милостью, и древней царской грамотой, и родом, и заслугами” поставлены господами над крестьянством, Некрасов убеждает читателя, что нужно наконец положить конец этому многовековому господству. Споры о счастье, встречи с помещиками приводят к мысли о том, что необходимы коренные преобразования жизни, чтобы народное счастье стало возможным.

Материал к теме «Барин и мужик в поэме “Кому на Руси жить хорошо”» можно почерпнуть из предыдущих тем по поэме. Обращаясь к этой проблеме, следует сосредоточиться на отношении разных представителей крестьянства к господам: от холопской преданности (вспомним дворового человека князя Переметьева, с восторгом рассказывающего, как он “с французским лучшим трюфелем тарелки... лизал, напитки иностранные из рюмок допивал”, и теперь счастливого тем, что он болен “болезнью благородною, какая только водится у первых лиц в империи”; или Ипата, преданного холопа князей Утятиных, искренне считающего издевательства господина над собой проявлением “барских милостей”), до открытого бунта (убийство барского управляющего Фогеля корежскими крестьянами; гневная отповедь “последышу” его бывшего крепостного Агапа Петрова; бунт вотчины помещика Обрубкова, “Испуганной губернии, уезда Недыханьева, деревни Столбняки”). Необходимо сравнить отношение к крепостному праву помещиков (об этом было сказано выше) и крестьян, которые, хоть и не получили обещанных царём и правительством благ и остались, будучи формально освобождёнными, в состоянии нищеты и бесправия, постепенно пробуждаются для новой жизни и даже выдвигают из своей среды народных заступников (среди них Ермил Гирин и Гриша Добросклонов). Гнев против жестокости и самодурства помещиков пробуждается даже в самых бесправных, самых преданных когда-то господам “рабах”, таких, например, как “холоп примерный - Яков верный”, для которого вся радость жизни сосредоточилась в том, чтобы “барина холить, беречь, ублажать”. В ответ на эту беззаветную преданность помещик Поливанов отправляет в рекруты единственного любимого племянника Якова Гришу, потому что молодой крестьянин просит у барина позволения жениться на Арише, глядя на которую, парализованный Поливанов думает лишь об одном: “Только бы ноги Господь воротил”. Никакие мольбы Якова не помогают, и тогда “холоп примерный” решается на протест - пусть пассивный: он завозит барина в “трущобу лесную” и вешается на высокой сосне, прямо над головой господина: “Будешь ты, барин, холопа примерного, Якова верного, помнить до Судного дня!” В отличие от жестоких крепостников-помещиков, барин - “адмирал-вдовец”, получивший в награду за свои военные подвиги восемь тысяч душ от государыни (сказ «Крестьянский грех»), перед смертью совершает добрый поступок: приказывает Глебу-старосте отпустить крестьян “из цепей-крепей на свободушку”. А крестьянский староста, сам выходец из народа, предал своих земляков, “загубил” восемь тысяч душ крестьян. После смерти адмирала его дальний родственник, посулив старосте “горы золота” и выдав вольную, уговорил корыстного и жадного мужика сжечь завещание. Вновь звучит здесь тема взаимоотношений угнетённого и угнетателя, но она ставит теперь проблему крестьянского греха: ради собственной выгоды Глеб обрёк своих земляков на муки рабства, стал виновником народного горя. И этот грех считается в народной среде самым тяжким: “всё прощает Бог, а Иудин грех не прощается”, потому что “вечно маяться” народу, пока будут в его среде предатели, пока будет терпеливое отношение к ним. Таким образом, Некрасов открыто говорит о невозможности “мирного сосуществования” барина и мужика, потому что цели их изначально противоположны.

Тема «Как представляют себе счастье герои поэмы “Кому на Руси жить хорошо”» частично отражена в вышеизложенных материалах. Следует обратить внимание также на главу «Пролог», где “семь временнообязанных” мужиков спорят о том, кого же можно назвать счастливым. Герои решают вековечный для народной жизни вопрос: о правде и счастье. После явленного им чуда - скатерти-самобранки - мужики решают “дело спорное по разуму, по-божески” и дают обет: найти счастливого человека на Руси. О встречах с сельским священником, со “счастливыми” из одноимённой главы, с “губернаторшей” и “счастливицей” Матрёной Тимофеевной, с помещиком Оболтом-Оболдуевым, имеющим своё представление о счастье, мы уже говорили. Стоит более подробно сказать о нравственном облике народного заступника Ермилы Гирина, который “над всей округою... силу взял... правдою” и которому мало иметь “спокойствие, и деньги, и почёт”, ему необходимо, чтобы это имел каждый представитель народа. О том же мечтает и другой народный заступник - Григорий Добросклонов.

Не надо мне ни золота, ни серебра,
А дай, Господь, чтоб каждому крестьянину
Жилось вольготно-весело на всей святой Руси.

Он, поэт, защитник обиженных, твёрдо знает, что “будет жить для счастия убогого и тёмного родного уголка”. Неслучайно в конце главы «Пир на весь мир» автор поэмы говорит:

Быть бы нашим странникам под родною крышею,
Если б знать могли они, что творилось с Гришею.

Показывая встречи крестьян-правдоискателей с различными представителями народа, Некрасов приводит читателя к мысли о том, что в народном представлении о счастье главным является не богатство. Народный идеал счастья предполагает человеколюбие, сострадание, братство, добро, честь, правду и свободу.

Тема женской доли в поэме «Кому на Руси жить хорошо» раскрывается прежде всего на образе Матрёны Тимофеевны Корчагиной (глава «Крестьянка»). Можно вспомнить и эпизодические персонажи: несчастных “женщин-печальниц” и нищую старуху, потерявшую сына, из рассказа сельского священника (глава «Поп»); ссорящихся между собой женщин, для которых “домой идти тошнее, чем на каторгу” (глава «Пьяная ночь»); больную горемычную мать, не знающую, чем накормить голодных ребятишек (песня «Весёлая» из главы «Пир на весь мир»); ещё одну несчастную мать, спасшую больного сынка тем, что она дала ему кусок хлеба, посоленного своими слезами (глава «Пир на весь мир», песня «Солёная»).

Вывод Некрасова однозначен: “не дело... меж баб счастливую искать”, потому что нет ничего горше и тяжелее доли русской крестьянки, к которой поэт испытывает и глубокое уважение, и великую жалость.

При знакомстве с творчеством Николая Некрасова обычно не возникает ассоциаций с любовными произведениями. В основном его строки отражают повседневную жизнь. Это видно в первую очередь по таким его произведениям, как "Женщины в русских селеньях" и "Крестьянские дети". Однако при более внимательном изучении жизненного пути и стихов поэта становится понятно, что любовная лирика в творчестве Некрасова все же присутствовала.

Чувства и жизнь в произведениях Николая Алексеевича

Некрасов, как и многие другие творческие люди, был весьма любвеобильным человеком. Страстная натура требовала постоянного присутствия в его жизни музы, и, естественно, это нашло отражение в его произведениях. По свидетельству биографа поэта, любовная появилась во время первой влюбленности в одну гувернантку. Это была милая, но в то же время лукавая девушка. Николай Алексеевич то сходился с ней, то расходился в период своего нищенствования. Но влюбленность его носила, скорее, земной характер и, по мнению многих литературоведов, была в некотором роде "плебейской любовью". Однако впоследствии в жизни классика появилась страстная и безумная любовь к непревзойденной Авдотье Панаевой.

Яркое чувство

Именно Авдотье Николай Алексеевич посвятил один из циклов своих произведений. По праву можно сказать, что любовная лирика Некрасова в этот период поистине шедевральна. Его строки пронизаны глубокими чувствами к женщине. Некрасов о любви говорит пылко, страстно и исключительно искренне. Но не стоит думать, что эти отношения были безоблачными и легкими. Ведь по факту возлюбленная поэта была дамой замужней. Однако этот «маленький» нюанс ее жизни не стал преградой. И влюбленные впоследствии, несмотря ни на что, стали жить вместе. Каковы главные особенности любовной лирики Некрасова? Читая многие его произведения, мы видим, что всю бурю своих эмоций, все, что зарождалось в его душе, он переносил на бумагу. Именно поэтому любовная лирика Некрасова в строках, посвященных Панаевой, носит определенный автобиографичный характер. Видно, что создавая этот поэтический цикл, автор был преисполнен горечи. Николай Алексеевич был искренен до предела и от того крайне уязвим. Как утверждают литературоведы, данные произведения сравнимы по откровенности чувств лишь с "Денисьевским циклом" Тютчева.

Образы героев произведений

В лирическом произведении "Поражена потерей невозвратной" поэт повествует о том, как по воле судьбы гибнет любовь.

Ей все равно - холодный сумрак гроба,

Позор ли, слава, ненависть, любовь -

Погасла и спасительная злоба,

Что долго так разогревала кровь .

Как видно из приведенных строк, герой зависим от своих чувств. Потеря же любимой делает его безвольной и слабой личностью. Женщина, к которой герой испытывает чувства, уходит из жизни, и ему крайне сложно это понять и смириться с законами мироздания. Но вернуть чувства невозможно, так же, как и нереально повернуть время вспять. Герой остается один на один со своим горем, и помочь ему никто не может. Любовная лирика Некрасова, стихотворения, написанные им в порыве страсти и нежности, отличается благоговейным отношением к избраннице. В его произведениях образ женщины обладает крайней решительностью и сильной волей, в то время как герой обычно обделен такими качествами. Можно сказать, что герой любовных произведений Николая Алексеевича списан с него самого, он такой же анализирующий, неуверенный в себе и вечно сомневающийся персонаж, тем не менее не потерявший способности любить.

Отражение сердечных привязанностей в произведениях поэта

Кроме любовной связи с Панаевой, в жизни поэта были и другие влюбленности. Так, Николай Алексеевич состоял в отношениях с Селиной Лефрен, француженкой по происхождению. К тому времени Некрасов сумел значительно поправить свое материальное положение. Это, несомненно, радовало его новую возлюбленную. Конечно, он прекрасно осознавал, что руководит Селиной, но его чувства были слишком сильны. Любовная лирика Некрасова в то время была пропитана его сомнениями, страданиями и тяжелыми мыслями. Вскоре место француженки занимает не очень отличающаяся от нее Прасковья Мейшен. Эта дама уже к тому времени была вдовой и также изрядно успела воспользоваться состоянием поэта.

Последняя любовь Некрасова

Ближе к пятидесятилетнему рубежу в душе поэта вновь вспыхивают любовные чувства, но уже к двадцатилетней Фекле Анисимовне Викторовой. Возраст не мешает Николаю Алексеевичу с прежним жаром, восторгом и пылом отдаться своим чувствам. Тем более что девушка отвечает ему взаимностью и не мыслит своего существования без него. Через некоторое время, приложив немало стараний и восполнив пробелы в воспитании, возлюбленная поэта Фекла превращается в Зинаиду Николаевну. Естественно, что в то время произведения поэта стали несколько другими. В тот период им был написан целый цикл стихотворений. Чувства Николая Алексеевича к этой девушке были последними в его жизни. Видимо, именно это и подтолкнуло Некрасова к тому, чтобы скрепить их союз в церкви.

Заключение

Изучив жизнь поэта, можно сделать вывод, что разнообразие и многочисленность произведений о любви связаны со множеством сердечных привязанностей поэта. Такое количество лирических циклов, несомненно, существенно обогатило русскую литературу. Для поэта любовь - это всегда боль и страдания. С одной стороны, такие чувства делают человека богаче, а с другой - он внутренне слабеет и становится зависимым. Но в этом и заключается закон любви:

Прости! Не помни дней паденья,

Тоски, унынья, озлобленья, -

Не помни бурь, не помни слез,

Не помни ревности угроз!

Богатый и разносторонний поэтический мир Н.А. Некрасова, которого обычно называют защитником угнетенного крестьянства и певцом женской доли, включает в себя и тему любви. У поэтов она обычно ассоциируется с чудными мгновениями. У Некрасова же любовь - всегда земное чувство, с его прозой жизни и сложными отношениями, когда «жизнь течет мятежно»:

Встречался грустно я с тобой.

Ни смех, ни говор твой веселый

Не прогоняли темных дум...

«Я посетил твое кладбище...»

Я знаю, ты другого полюбила,

Щадить и ждать наскучило тебе...

«Тяжелый крест достался ей на долю...»

Теперь - один, забыт тобою...

«Давно - отвергнутый тобою...»

Духовные и нравственные искания лирического героя раннего Некрасова являются продолжением личной драмы.

То сердце не научится любить,

Которое устало ненавидеть.

Эта мысль рефреном пройдет через все творчество поэта.

Впрочем, подлинным открытием некрасовской любовной лирики стало появление на ее страницах рядом с традиционным лирическим героем лирической героини, которая нередко оказывается даже сильнее и привлекательнее его.

В одном из лучших стихотворений на тему любви «Я не люблю иронии твоей...» отношения героя и героини пронизаны иронией и тонким проникновением в сокровенные уголки их внутреннего мира:

От ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в крови

Уведи меня в стан погибающих

За великое дело любви...

Исследуя тонкие движения человеческой души, поэт не боится изображать размолвки любящих, ссоры и взаимные упреки. Но это не мешает ему увидеть светлое начало даже в самых горьких событиях. Ведь никакая ссора не страшна, когда веришь, что ей на смену не может не прийти «возвращенье любви и участья».

Да, лирический герой Некрасова обычно умен, наблюдателен, деликатен, но жизнь обернулась для него утратой надежд и веры в будущее. Герой стихотворения «Застенчивость» даже понимает причины своей житейской драмы и «бессилья обидного»: «Придавила меня бедность грозная». Поэт психологически точно передает переживания человека, готового перевернуть мир ради любимой, но при встрече с ней постоянно чувствующего на ногах «гири железные».

Что не менее важно, некрасовская лирическая героиня - личность тоже незаурядная, сильная, наделенная глубоким и острым умом. Перед нами не просто возлюбленная, любящая женщина, это подруга и единомышленница, способная и прийти на помощь, поддержать, и помочь найти выход из горестных обстоятельств («Ты всегда хороша несравненно...»).

Тщательная прорисовка характера, обилие конкретных деталей быта, какие мы видим в целом ряде стихотворений, таких как «Прости! Не помни дней паденья...», «Да, наша жизнь текла мятежно,..», «Мы с тобой бестолковые люди...», позволяют не только говорить о том, что у поэта был реальный прообраз, но и назвать имя той, любовь с которой подвигла на создание этого цикла стихов, вошедшего в историю литературы под названием панаевского. Отношения Некрасова с А. Панаевой, наделенной красотой, обаянием, умом и сильным характером, считается, и легли в основу этих стихов.

Атмосфера присущей некрасовской любовной лирике напряженности отношений, жизни, полной тревог и утрат, зависимость чувства от воздействия окружающего мира представлены в одном из лучших стихотворений цикла «Да, наша жизнь текла мятежно...»:

Но с той поры, как все кругом пустынно,

Отдаться не могу с любовью ничему,

И жизнь скучна, и время длинно,

И холоден я к делу своему.

В последней строфе звучит мотив, особо характерный для того времени, - свободы женского чувства, права женщины принимать самостоятельное решение:

Скажи! я должен знать... Как странно я люблю!

Я счастия тебе желаю и молю,

Но мысль, что и тебя гнетет тоска разлуки,

Души моей смягчает муки...

О противоречивости чувств и человеческих поступков, порой зависящих и от настроения, и от социальных обстоятельств, читаем мы в таких стихотворениях поэта, как «Горящие письма», «Ты меня отослала далеко...». Но чем дальше, тем сильнее звучит у Некрасова новая для русской лирики и злободневная тема женского равноправия в любви, тема женщины-друга, способной не только на бурные страсти, но и на совместные с мужчиной дела («В неведомой глуши, в деревне полудикой...»):

И думал, что душе, довременно убитой,

Уж не воскреснуть никогда.

Но я тебя узнал...

И как закономерное развитие Некрасовым темы любви, впервые в лирику входит тема семьи, отношений супругов, в которых также случаются беды и радости, тревоги и заботы, потрясения и смятенье. Мотив горя в семье, горя, вторгшегося в разделенную любовь, звучит в лирическом стихотворении «Поражена потерей невозвратной...», написанном поэтом после смерти его маленького сына.

Своеобразие любовной лирики Некрасова заключается в том, что он впервые отходит от описания исключительно мужских проявлениях чувства любви и создает новый женский характер: самоотверженный и жесткий, любящий и ревнивый, но свободный и равноправный, а потому бесконечно сложный и непредсказуемый. «Я не люблю иронии твоей.. .»-уже в одной этой первой фразе зачина стихотворения дают о себе знать характеры двух людей и невероятная сложность их взаимоотношений.

Тема любви решена в лирике Н.А. Некрасова весьма своеобразно. Именно здесь в полной мере проявилось его художественное новаторство. В отличие от своих предшественников, предпочитавших изображать любовное чувство «в прекрасных мгновениях», Н.А. Некрасов не обошёл вниманием и ту «прозу», которая «в любви неизбежна» («Мы с тобой бестолковые люди…»). Однако, говоря словами известного некрасововеда Н. Скатова, он «не только прозаизировал поэзию любви, но и поэтизировал её прозу». В его стихах рядом с любящим героем появился образ независимой героини, подчас своенравной и независимой («Я не люблю иронии твоей…»). А потому и отношения между любящими стали в лирике Некрасова более сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой («Да, наша жизнь текла мятежно…»). Такое непонимание вызвано иногда разным воспитанием, разными условиями жизни героев. В стихотворении «Застенчивость» робкий, неуверенный в себе разночинец сталкивается с надменной светской красавицей. В «Маше» супруги не могут понять друг друга, так как получили разное воспитание, имеют разное представление о главном и второстепенном в жизни. В «Гадающей невесте» - горькое предчувствие будущей драмы: наивной девушке нравится в избраннике внешнее изящество манер, модная одежда. А ведь за этим наружным блеском чаще всего скрывается пустота. Наконец, очень часто личные драмы героев являются продолжением социальных драм. Некрасов предвосхищает образ Сонечки Мармеладовой Достоевского в стихах «Еду ли ночью по улице темной…». И хотя в «Записках из подполья» Достоевский иронизирует над наивной верой в «прекрасное и высокое» лирического героя стихов Некрасова «Когда из мрака заблужденья…», эта ирония, даже полемика не отменяет сочувственного отношения писателя к благородным порывам человека, стремящегося «выпрямить» и спасти «падшую душу». «Спаситель» в стихах Некрасова хорошо знает психологию «падшей души», ее затаенные комплексы. Сам поднявшись над болезненным состоянием унижаемого человека, он старается избавить от него и героиню. Он знает, что ей нужно жить самой собой, а не чужим мнением о себе, приводящим героиню к тайным сомнениям, гнетущим мыслям, болезненно-пугливому состоянию души: «Зачем же тайному сомненью / Ты ежечасно предана? / Толпы бессмысленному мнению / Ужель и ты покорена?».

По сути, перед нами женский вариант драмы «маленького человека», униженной и обиженной, а потому и болезненно-гордой души, напоминающей будущую Настасью Филипповну из «Идиота» Достоевского, тоже пригревшую «змею на груди». А лирический герой Некрасова своим активным и пронзительным состраданием напоминает князя Мышкина.

Основное внимание хотелось бы уделить «панаевскому циклу». Авдотья Яковлевна Панаева - главный адресат интимной лирики Н.А. Некрасова. Отношения с А.Я. Панаевой стали темой многих стихотворений Н.А. Некрасова, создававшихся на протяжении почти десяти лет. Это настоящий роман в стихах, в котором нашли отражение различные моменты в жизни лирических героев. Именно лирических, так как, хотя цикл и имеет реальную биографическую основу, образы лирических героев нельзя отождествлять с их литературными прототипами. Сам Н.А. Некрасов видел в своих стихотворениях не просто обращение к определённой женщине, а придавал им гораздо большее значение. Он печатал эти произведения в журналах, а значит, сознательно делал их предметом поэзии, общим достоянием. «Панаевский цикл» - пример того, как личное, интимное в лирике становится общечеловеческим. В нём мы почти не найдём социальных мотивов, присущих всей лирике Н.А. Некрасова. Можно сказать, что стихотворения цикла намеренно асоциальны, лишены каких-то конкретных деталей и намёков. На первом плане здесь психологическая мотивировка, изображение чувств и переживаний героев, как и у Ф.И. Тютчева, «поединок роковой».

Что можно сказать об этих двоих? Он человек рефлектирующий, склонный к мнительности, подозрениям, унынию, озлоблению. Впрочем, о нём мало что известно. В центре «панаевского цикла» - она. И именно в создании характера героини проявилось новаторство Н.А. Некрасова. Это характер совсем новый, и кроме того, он, по словам Николая Скатова, «дан в развитии, в разных, неожиданных даже, его проявлениях, самоотверженный и жестокий, любящий и ревнивый, страдающий и заставляющий страдать».

Основные мотивы (мотив - устойчивый, повторяющийся элемент сюжета, характерный для нескольких произведений) «панаевского цикла»: мотивы ссоры («Если, мучимый страстью мятежной…», «Мы с тобой бестолковые люди…»); расставания, разлуки («Так это шутка? Милая моя…», «Прощание») или их предчувствия («Я не люблю иронии твоей…»); воспоминания («Да, наша жизнь текла мятежно…», «Давно - отвергнутый тобою…»); писем («Сожжённые письма») и др. «Панаевским» стихам присуща некоторая парность (ср., например, «Тяжёлый год - сломил меня недуг…» и «Тяжёлый крест достался мне на долю…», «Прости» и «Прощание»).

Таким образом, стихотворения цикла объединяют не только общность содержания, но и художественные особенности: сквозные образы и детали; «нервность» интонации, передающая почти «достоевские» страсти; фрагментарность, обозначаемая на письме многоточиями, которыми кончаются многие стихотворения.

Итак, любовная лирика Н.А. Некрасова своеобразна прежде всего тем, что в ней проявляется «проза любви». В его лирическом цикле показана сложность отношений людей: споры, ссоры, встречи и расставания. Лирический герой видит достоинства и недостатки своей возлюбленной, ему с ней нелегко. Отношения героев неровные: от взаимных обид, укоров, недоверия - к былой страсти. Но разрыв неизбежен, герой предчувствует его:

Не торопи развязки неизбежной!

И без того она недалека:

Кипим сильней, последней жаждой полны,

Но в сердце тайный холод и тоска…

Каждое стихотворение цикла заканчивается многоточием, словно намекает на некую недосказанность, недоговоренность, а начала стихотворений - продолжение вновь и вновь начинаемого спора, диалога, даже ссоры.

В любовной лирике Н.А. Некрасова нет атрибутов романтической поэзии: соловьев, цветущих роз, но есть психологический анализ чувства и взаимоотношений, показан внутренний мир героев. Лирический герой словно оценивает свое чувство.

Новаторство любовной лирики Н.А. Некрасова состоит не только в новизне содержания («прозы жизни»), но и в том, что для изображения «непоэтических» явлений поэт находит соответствующую художественную форму: разговорную речь, прозаизмы, новаторское стихосложение.

В стихотворениях «панаевского цикла» много вопросительных, побудительных предложений, много обращений к возлюбленной и к самому себе.

Прости! Не помни дней паденья,

Тоски, унынья, озлобленья,

Не помни бурь, не помни слез,

Не помни ревности угроз!

Это позволяет достичь глубины самоанализа и отразить противоречивость эмоций.