Тема и основная мысль. Как в детской пирамидке. Ход мастер – класса. Колесики – предложения
- Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
- По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
- По наличию грамматических основ: простое или сложное.
- Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:
Если простое
: 5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое). 6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое. 7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено. 8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи. 9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть. | Если сложное
: 5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная. 6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы. 7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП). 8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца. 9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи. 10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть. |
Пример синтаксического разбора простого предложения
Устный разбор:
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся , распространённое, осложнено однородными подлежащими.
Письменный:
Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся , распространенное, осложненное однородными подлежащими.
Пример разбора сложного предложения
Устный разбор:
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.
Письменный:
Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , СПП.
1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.
2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.
Пример схемы (предложение, после него схема)
Другой вариант синтаксического разбора
Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.
В словосочетаниях:
- Выделяем из предложения нужное словосочетание.
- Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
- И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.
В простом предложении:
- Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
- Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
- Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
- Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
- Распространённое или нераспространённое
- Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
- Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
- Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.
- Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.
Сказуемое
- Отмечаем, чем является сказуемое - простым глагольным или составным (именным или глагольным).
- Указать, чем выражено сказуемое:
- простое - какой формой глагола;
- составное глагольное - из чего оно состоит;
- составное именное - какая употреблена связка, чем выражается именная часть.
В предложении, имеющем однородные члены.
Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.
В предложениях с обособленными членами:
Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.
В предложениях с обособленными членами речи:
Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.
В сложносочиненном предложении:
Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.
Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.
В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)
Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.
Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.
Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.
В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)
Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.
В сложном бессоюзном предложении:
Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.
Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.
Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.
В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи.
Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.
По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.
Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения
Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.
Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/sintaksicheskij-razbor
Тема: Тема и основная мысль текста. Как в детской пирамидке.
Цель:
- ввести понятия «тема» и «основная мысль текста», научить учащихся пользоваться ими, когда они обдумывают содержание текста и его озаглавливают;
- развивать навык орфографической зоркости, словарный запас учащихся, устную и письменную речь;
- формировать потребность грамотного письма, навыки сотрудничества и воспитание учебной активности.
Оборудование: учебник русского языка «К тайнам нашего языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, тетрадь-задачник, 2класс. Интерактивная доска, ЦОР.
ХОД УРОКА
1. Приветствие
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, матушка-земля!
Здравствуйте, мои друзья!
– Повернулись к гостям, здороваемся с ними:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
И каждый становится добрым, доверчивым.
И доброе утро длится до вечера!
– Я вам желаю, чтобы доброе настроение длилось весь день, и были для всех солнышками.
2. Оргмомент
– Продолжаем открывать тайны русского языка.
«Будем мы родную речь
Изучать, любить, беречь!»
3. Работа со словами по интерактивной доске
– Прочитайте запись.
к зиме
холод
по-своему
в лесу
мороз
готовится
каждый
– Что заметили?
– Чем интересны? (Орфограммы)
– Как бы вы разделили?
– Почему?
Мороз
Холод
– Что общего в словах? (Сущ., ед. ч., м. р., неод.)
– Чем отличаются? (В слове «холод» – можем
решить все орфографические задачи, в слове
«мороз» – нет.)
– Это словарное слово, правописание нужно
запомнить.
4. Чистописание
Оро мороз
5. Работа над предложением по интерактивной доске
– Прочитайте вторую группу слов. Можно ли их связать по смыслу? Подумайте о чем, нужно сначала сказать и что сказать.
В лесу каждый готовится к зиме по-своему.
– Что это? Предложение? Текст?
– Докажите, что это предложение.
– Какое оно по цели, по интонации? Почему?
– Прочитайте еще раз предложение. Как эту мысль
превратить в текст? Что такое текст?
6. Работа над текстом
– Подумайте, о чем хочется сказать. (Текст в
интерактивной доске)
– Прочитайте предложения и решите, какие из них
раскрывают мысль первого предложения, а какие –
нет.
Птицы приносят большую пользу. Птицы улетают в теплые края. Бабочки, стрекозы, жуки – это, насекомые. Насекомые прячутся под кору деревьев и засыпают.
–
Прочитайте исходное предложение и
подставьте к нему 1 предложение.
– Подходит оно или нет? Продолжает мысль или нет?
– Подставляем 2 предложение. Подходит ли оно?
– Подставляем 3предложение.4предложение.
Получился ли текст? Докажите. (Мысль одного
предложения продолжается в другом.)
– Какой вывод можно сделать?
Вывод: В тексте должна быть тема, то о чем говорится и главная мысль, то о чем хочется сказать.
– Определите тему этого текста, главную мысль.
– А кто сформулирует тему нашего урока?
7. Работа по учебнику
– Откройте учебник на страницу 110. Прочитайте и
подумайте почему так названа эта часть учебника?
«Как в детской пирамидке» (показ пирамиды)
Вот перед вами детская пирамидка. Как связать
темой урока?
– На что в ней насаживаются колесики? (на
стержень)
Вот и в тексте всегда есть такой стержень.
Стержень – тема и главная мысль. Колесики –
предложения.
– Прочитайте правила в учебнике на страницах 111, 112 и сравните, правильно ли мы рассуждали.
8. Физпауза под песню из мультфильма «Про кота Леопольда»
9. Первичное закрепление
–
Мы уже с вами говорили, как все живое
готовится к зиме, к холодам. Природа ждет
преображения, изменения.
– Какого изменения узнаете, отгадав загадку.
Он пушистый, серебристый
Белый, белый, чистый, чистый
Ватой наземь лег. (Снег)
–
Какие слова помогли отгадать?
– Первый снег вызывает огромную радость,
восхищение. (Показ картин)
1. Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
2. Первый снег опушил у деревьев ресницы,
И в лесу, и в полях тишина, тишина.
3. Светло-пушистая снежинка белая,
Какая чистая, какая смелая!
На бусы красные легла!
– А вот ребят попросили написать о том, как они
увидели первый снег. Откройте Тетрадь задачник
на страницу 58 упр.243. Прочитайте.
– Удалось ли ребятам написать о первом снеге?
– Прочитайте 1 предложение.
– О чем говорится?
– О чем 2 предложение?
– Получился ли текст? Почему? (Все предложения
о разном, каждое о своем – их ничто не объединяет,
поэтому текст не получился)
– Отметьте знаком + предложение, которое
относится к теме «Первый снег»
10. Упр. 246 выполнить задания
11. Работа по учебнику
– Посмотрим. Понятно ли, о чем и что хотел сказать автор другой работы? Текст ли это?
Упр.244 на стр. 112
– Почему? Какова тема и главная мысль?
– Найди предложения, в которых автор словами
рисует первый снег?
– Какое оно по цели, по интонации?
– Найдите предложения, в которых девочка
выразила главную мысль и передала свое чувство?
– Какие это предложения по цели и по интонации?
– Запишите эти 3 предложения.
11. Озаглавливание текста (заголовки написаны на доске)
1.Ура! Первый снег!
2.Первый снег.
3.Снег.;
4.Зима идет!
– Какие заголовки выражают отношение автора к
тому, о чем он пишет?
– Выбери название и впиши его на оставленную
строку.
– Прочитайте название рассказа и текст.
– Определите тему и главную мысль.
Вывод. Значит, в тексте должна быть тема – то, о чем говорится, и главная мысль – то, что об этом хочет сказать автор.
12. Работа в паре
Пришла зима. С севера подул студеный ветер и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю – одна красивее другой. И вот одна красавиц снежинка залетела к нам и оставила задание в конверте. Ваша задача: разложить тексты по темам.
Была зима.
Митя катался на санках с горы.
Румяный он вбежал в дом.
Он хотел, чтобы всегда была зима.
Зимой ему весело.Однажды мы с друзьями лепили снеговика.
Нос сделали из морковки.
Глазки – из бусинок.
Было весело.
– Проверка по интерактивной доске.
– Прочитайте тексты. Определите тему.
13. Обобщение
– Какие «открытия» сделали на уроке?
– Что было интересного?
– Какие задания были сложные, какие легко
решались?
Оценивание.
– Спасибо всем за урок!