Советский союз первый в мире. Юбилей ссср: что плохого и хорошего было в советском союзе. Высшая точка Союза

С начала 90-х годов советское прошлое подверглось жёсткой критике, а точнее - критиканству, со всех сторон. Его клеймили позором экономисты, политики, историки, учёные, общественные и религиозные деятели. Не все, конечно, но в большинстве средств массовой информации слово давали именно тем, кто всячески поносил советский строй. Эта кампания по травле всего советского продолжается до сих пор, хотя теперь она немного утихла, приобрела более обтекаемые формы, тем не менее для любого внимательного телезрителя очевидно, что плюнуть как бы между делом в советскую историю является для большинства тех, кто присутствует на телеэкране, признаком хорошего тона.

Антисоветская кампания имела и имеет огромное значение в формировании сознания молодого поколения. Очевидно, что люди более зрелого возраста, имеющие устойчивые воззрения на жизнь, собственную систему ценностей, меньше подвергаются воздействию пропаганды. Тем не менее, ломка стереотипов сознания, перестройка всего мировоззрения захлестнула и эту часть общества, что уж в таком случае говорить о молодёжи, чьё сознание формировалось как раз в годы яростной антисоветской информационной кампании. В её сознание глубоко вошли основные антисоветские постулаты. Новое поколение стали воспитывать на иных ценностях, идеалах, образах, нежели предыдущее. В результате традиционный конфликт отцов и детей в российском обществе перешёл все нормальные границы. Образовалась огромная пропасть во взаимопонимании поколений.

Для меня до сих пор остаётся загадкой, понимали и понимают ли те, кто распространяет антисоветские настроения, какой клин вбивают своими действиями в фундамент нашего общества? С первых лет моей жизни я попал под влияние антисоветского течения. Будучи рождённым в СССР, я не понимал, что это моя Родина. Советский Союз воспринимался мной как нечто нехорошее, устаревшее, давно умершее. Все, что напоминало о его недавнем существовании, вызывало у меня негативные эмоции. Отлично помню, как я не любил, почти ненавидел образ Ленина. Мало того, уже в семь лет я рассказывал своим «отставшим» друзьям, что В.И. Ленин это не «добрый дедушка Ленин», а злой, нехороший человек, из-за которого мы до сих пор плохо живём. Помню, какое презрение вызывали у меня советские деньги, уже вышедшие в тот момент из обращения. Герб на советских копейках прочно ассоциировался с какой-то тоскливой старостью, дряхлостью.

Образ Сталина и его эпохи был в моём сознании сильно демонизирован. Я представлял себе тридцатые годы как какой-то сплошной, непроходящий мрак, в котором людям жилось очень плохо и очень страшно. Этому способствовало чтение моими старшими родственниками книг Солженицына и их высказывания по поводу прочитанного. Сильное влияние оказали на меня политические анекдоты о советском прошлом, которые толстыми томами издавались в первой половине 90-х гг. Грязь и нищета «коммуналок», тотальный дефицит, вожди-идиоты, каждый со своим прибабахом (Хрущёв с кукурузой, Брежнев с наградами), серость и хамство повсюду, всесилие КГБ и коррумпированность бюрократии - вот те представления о Советском Союзе, которые были вложены в мою голову стараниями издателей анекдотов, телеведущих, режиссёров и прочих деятелей образования, науки, культуры.

Абсолютное непонимание вызывали у меня тогда люди, в основном преклонного возраста, остававшиеся верными коммунистическим идеалам, желавшие возвращения всего советского в нашу жизнь. Телевидение и газеты «помогли» тогда понять их мотивы: почти все коммунисты - «старые маразматики», совки, не понимающие очевидных вещей. Ещё большее отторжение вызывали те, кто любит Сталина и при удобном случае восклицает: «При Сталине такового бы не было! Сталин бы навёл порядок!».

Такие взгляды сохранялись у меня вплоть до начала 2000-х гг. Переосмысление всего, что связано с СССР, приходило далеко не сразу, постепенно, и я безмерно благодарен тем моим знакомым и тем книгам, которые позволили мне узнать советское прошлое совсем с другой стороны. Сегодня мне жаль тех молодых людей, которые до сих пор не знают, не понимают, чем был Советский Союз на самом деле, которые до сих пор доверчиво относятся и к «43 миллионам репрессированных» Солженицына, и к горьким воспоминаниям о дефиците. Но я стараюсь помогать таким моим сверстникам и считаю эту работу полезной, достойной усилий всего нашего общества.

Сегодня, когда нападки антисоветских идеологов поутихли, пора более трезво оценить наше недавнее прошлое. Многие люди, жившие уже при Брежневе, знавшие лишь по рассказам старших ужасы войны и голода, недооценивали, порой просто не видели того благополучия, в котором они жили. Между тем в Советском Союзе к 70-м гг. было построено удивительное, уникальное для всей человеческой истории общество. Это общество, в котором голод, нищета, безработица, бездомные, беспризорные практически отсутствовали. К минимуму была сведена преступность (это достижение мы сегодня как никогда можем оценить), половая распущенность, проституция.

В советском обществе забота о детях не была пустым звуком: на столе у каждого ребёнка был нормальный рацион, насыщенный белками и витаминами. Пусть те, что говорит, что сегодня в России живётся лучше, чем в СССР, расскажет эту сказку сотням тысяч беспризорных детей и ещё сотням тысяч (а может, и миллионам) тех детей, которые не доедают!
Некоторые современные обществоведы приходят к выводу, что часть советских граждан воспринимала основные материальные блага как естественные. К таковым относились: жильё, отопление, горячая вода в кране, детские сады и многое другое. Живой пример такого отношения к действительности показан в комедии Э.Рязанова «Ирония судьбы или С лёгким паром».

Все, наверно, помнят эпизод, когда герои Евгения Мягкова и Барбары Брыльски сетуют на свою невысокую зарплату за свою общественно полезную работу. Они говорят об этом в то время, как совсем недавно получили по квартире в новостройке! Получили не кредит, как на Западе, и никто их из этой квартиры их не выгонит за неуплату коммунальных услуг, как в современной России. Право на жильё в Советском Союзе не было пустым звуком, а реализовывалось постоянно. Сегодня в России право на жилище - это в основном право купить жилище за его полную стоимость, а то и с процентами за кредит. Пусть же те, кто нахваливает современный российский строй в сравнении с советским, расскажет об этом нашим бездомным, до которых уже никому нет дела - их даже не считают (хотя в 2002 году пытались включить в перепись - на это у государства деньги есть)!

Когда сегодня антисоветские активисты призывают покончить с пережитками советского прошлого, которые якобы мешают России нормально развиваться, так и подмывает спросить их, что же они относят к пережиткам. Относят ли они к советским пережиткам фабрики и заводы, построенные в советское время, которые ещё отчасти работают и обеспечивают нас необходимыми вещами, относят ли к советским пережиткам гигантские ГЭС, ТЭЦ, атомные электростанции, дающие свет и тепло нашим домам? Надо ли покончить с таким «проклятым» советским пережитком, как оружие стратегического назначения, обеспечивающее России безопасность и суверенитет в столь беспокойном мире? Нравится ли критиканам такой советский пережиток, как общеобразовательная школа, в которую они водят своих детей, система высшего образования, куда по «жуткой» советской традиции ещё можно поступить бесплатно? Что греха таить: вокруг нас одни советские пережитки. Мы за счёт них ещё живём, их мы сегодня активно доедаем, донашиваем. Будет ли нами построено что-то на смену этим «советским пережиткам»?

Многое из советского наследия уже утрачено, кое-что - безвозвратно. Но благодаря этим потерям люди теперь быстрее начинают понимать, что они потеряли в лице СССР. Намного раньше россиян это поняли жители некоторых бывших советских республик, особенно тех, где в своё время рекой лилась кровь в результате межнациональных конфликтов. Пусть анти-советски настроенные граждане расскажут бедным иммигрантам-нелегалам - таджикам или узбекам, на свой страх и риск ездящим на заработки в Россию, что СССР был страшной «империей зла», что Россия угнетала и экспулатировала национальные окраины! Зато теперь она (а точнее - её часть) их действительно эксплуатирует.

Нет, я отнюдь не стараюсь идеализировать, приукрасить советскую действительность. Было в СССР и хорошее, и плохое. Но сегодня почему-то предпочитают раздувать всё плохое, ни слова не говоря о хорошем. Плохое именно раздувают, популяризируют часто надуманные проблемы. Обратимся, например, к проблеме дефицита, о котором так много говорилось и писалось. Удивительные вещи происходят в сознании общества: в Советском Союзе производство молока, например, было в два раза выше, чем сегодня в России, но о современном дефиците почему-то никто не говорит. В СССР еды хватало всем, пусть и недостаточно было некоторых продуктов питания: самые необходимые всё равно были у каждого на столе. Сегодня упало не только потребление россиян в целом, резко сократилось количество белка, витаминов, других питательных веществ в ежедневном среднестатистическом рационе. Да, сегодня нет дефицита на прилавках: часто потому, что население просто не имеет денег, и товар не покупается, а красуется на витрине. Зато абсолютно реален сегодня дефицит веса и дефицит здоровья у части населения, особенно молодой. С этой проблемой уже столкнулись наши военкоматы: призывать становится некого.

Всё же реальные проблемы в СССР были - с этим трудно поспорить. О них уже много сказано, много написано. Безусловно, если бы этих проблем не было, СССР дожил бы и до наших дней. Был и бюрократизм, и карьеризм некоторых коммунистов (впоследствии они оказались «демократами»), был недостаток свободы, была и определённая бедность (ещё бы после такой войны!), было и развитие мещанского мировосприятия, зафиксированное талантливыми писателями: Б. Васильевым, Ю. Трифоновым, А. Лихановым. Проблемы были, но была и возможность их решить мирно, постепенно, без ломки коренных устоев общества. Сегодня некоторые учёные начинают понимать, что именно обусловило проблемы в советском обществе. Тогда же воистину «мы не знали общества, в котором живём».

Советское общество родилось в тяжелейшее для нашей страны время. Российская Империя, поражённая глубоким системным кризисом, ослабленная войной, разваливалась в 1917 году на глазах. Приход к власти большевиков, сменивших недееспособное Временное правительство, обострил внутренний конфликт в российском обществе. Дело усугубила иностранная интервенция. Гражданская война наглядно показала, чего в тот момент желало большинство населения страны - главным образом, крестьянство. Крестьяне не желали буржуазных порядков на своей земле, не желали выходить из общины и становится частными собственниками, не желали господства иностранцев, хотя бы экономического, на своей земле. Наша крестьянская страна, хранитель древней христианской православной традиции, вечных заповедей, выбрала для себя особый путь. Мы свернули с проторённой дороги капиталистической модернизации и начали прокладывать путь такой модернизации, при которой сохранялись бы основные устои традиционного общества. Россия, сознательно отказавшись от всевластия рынка, от свободной конкуренции, выбрала путь братских отношений между людьми и между целыми народами.

В результате возникло общество особого типа, показавшее народам мира настоящую альтернативу капиталистическому развитию. Сегодня феномен советского общества недооценивается и плохо изучается, а нас всё чаще призывают строить в России гражданское общество по западному образцу. Весьма сомнительны эти призывы. Во-первых, потому, что они звучат со стороны тех, кто ещё недавно звал строить коммунизм. Идеал коммунизма ушёл, а «строители» остались и теперь зовут нас строить демократию, правовое государство и пресловутое гражданское общество. Во-вторых, я сильно сомневаюсь, можно ли вообще целенаправленно построить такое общество: на Западе процесс шёл стихийно, сам по себе, был обусловлен объективными причинами и длился несколько веков. Западное гражданское общество не появилось бы без Реформации, без революций вроде Великой Французской, без крайней индивидуализации сознания - неужели и к этому призывают нас наши «строители»? И в-третьих, никто из призывающих не говорит, в каком обществе мы жили до этого - ведь какое-то общество было.

Теперь можно ответить на этот вопрос: мы жили и отчасти продолжаем жить в модернизированном (осовремененном) традиционном обществе. В основе гражданского общества лежит принцип рынка: все торгуют со всеми, каждый пытается выторговать себе материальное благо. Купцы продают товар, рабочие - свой труд, кое-кто - своё тело, политики торгуют программами и обещаниями, заключают сделки с бизнесом и электоратом. В основе же нашего советского общества лежал принцип семьи: все друг другу братья, заботятся друг о друге, помогают в беде. Само государство было выразителем этой идеи семьи. Оно заботилось о детях, о стариках и инвалидах, оно распределяло материальные блага «по едокам» — как в крестьянской общине. Советский Союз стал общим домом для братских народов - никто не выяснял тогда, чья тут земля - армянская или азербайджанская, русская или татарская, чеченская или ингушская - земля была общей для всех, каждый имел право жить на ней.

Советское общество сразу же после своего возникновения стало мешать многим внешним силам. Поэтому, чтобы сохранить его, народу нашему пришлось вынести на своих плечах тяжелейшие испытания. Сначала - братоубийственную Гражданскую войну, потом - форсированную индустриализацию как подготовку к новой войне. Величайший подвиг совершили наши отцы, деды, прадеды, победив в Великой Отечественной войне. По сути они отразили натиск всей Европы, всей её военной и экономической мощи. Они избавили мир от фашистской угрозы и вызволили многие народы из фашистского плена. Они своей кровью доказали всему миру жизнеспособность и стойкость советского строя. Подобно тому, как с Куликовского поля вместо москвичей, рязанцев, тверичей вернулся с победой единый русский народ, из Великой Отечественной вышел с Победой великий советский народ, вобравший в себя более сотни разных народов и народностей.

Братство народов имело общие цели и ценности. Мы сообща строили новое общество, где будет место счастью каждого. Я уже говорил выше о достижениях советского общества. Нужно понять, насколько они велики, насколько великим, например, было избавление людей от угрозы голода, от страха остаться без дома, без работы, без смысла жизни. Советский Союз часто сравнивали и сравнивают до сих пор с Западом, который якобы благополучен, в котором всё есть и все живут счастливо. Насколько оправдано такое сравнение? Ни на сколько! Во-первых, потому что стартовые возможности западной и российской цивилизаций неизмеримо отличаются: различен климат, урожайность, различной была угроза со стороны внешних врагов - например, степных кочевников. При всех этих различиях не в нашу пользу мы смогли построить великую державу, несколько раз отразившую натиск со стороны Запада. Во-вторых, потому что сравнивать надо не Запад с Советским Союзом, а Запад и страны «третьего мира» с Советским Союзом, ведь ни для кого не секрет, откуда западная цивилизация черпала и черпает немалую долю своих богатств.

Многие бывшие колонии европейцев сегодня по-прежнему подвергаются эксплуатации - только теперь более скрытой: например, зарплата европейского рабочего может в разы, а то и в десятки раз, превышать зарплату такого же рабочего где-нибудь в Бразилии при том, что они работают на заводах одной компании. «Третий мир» — это как бы обратная сторона Запада. В результате такого проведения более корректного сравнения мы увидим, что средний советский уровень жизни был неизмеримо выше того, что было и есть за рубежом, в капиталистическом мире. Но если даже мы будем сравнивать одни только развитые страны с СССР, всё равно сравнение будет в пользу советского строя: на Западе до сих пор есть и бездомные, и беспризорные дети, и голодающие, а уж такие «блага» цивилизации, как наркомания, секс-индустрия, там процветают.

Все, что я сказал выше, было осознано мной совсем недавно. Теперь мне стыдно за себя прежнего, за свои прежние взгляды, за то, что я не понимал очевидных вещей. Зато теперь великая гордость есть в моей душе: я родился в Союзе Советских Социалистических Республик, в великой стране. Это моя Родина. Нет и не будет у меня иной Родины - не заменит её так называемая Российская Федерация, страна со страшным настоящим и смутным будущим. Страна, идущая неизвестно куда. Страна, рвущая свои связи с родителем - СССР. Страна, плюющая в своё собственное прошлое, изменившая своим прежним священным идеалм. Страна, которая кричит, что она - «новая Россия», но при этом живущая за счёт всего того, что создано в советское время, и не создавшая пока ничего сопоставимого по величине с тем, что было создано в нашем великом прошлом.

Мы можем сегодня сколько угодно говорить о великой русской культуре, восхищаться Достоевским или Толстым, Пушкиным или Ломоносовым, Шаляпиным или Репиным - всё это будет в высокой степени цинизмом. Мы ими восхищаемся, но мы предаём их на каждом шагу. Вот уже жуткие образы Петербурга Достоевского стали для нас обычной реальностью. В наихудшем варианте эти образы воплощаются в нашей действительности. Сонечка Мармеладова теперь не стыдливо, а почти демонстративно занимается своим «делом», Родион Раскольников теперь убивает старушку не из каких-то затейливых соображений, а просто из-за денег, делец Лужин торгует всем и вся, вообще не считаясь с совестью и законом, Свидригайлов грешит ещё больше, да ещё и рассказывает об этом со смаком в популярных ток-шоу. Вернулись в нашу действительность тридцатилетние женщины с пропитыми лицами, охрипшими голосами, растерянной жизнью, красотой, здоровьем, вернулись чумазые ребятишки в лохмотьях. От этого всего хотели избавить нас наши предки, когда создавали Советский Союз. Мы в своё время радостно к этому всему вернулись, развалив СССР.

Сегодня СССР для меня - не просто Родина. Это утерянная цивилизация , с которой нужно срочно восстановить связь, иначе - катастрофа. Советский Союз - это важно звено в цепи перевоплощений нашей великой российской культуры. Только переосмыслив советский опыт , мы сможем двинуться дальше, вновь обрести свой путь, по которому шли веками. Восстановить утраченное, вернуть связь поколений, рассказать молодёжи правду о нашем прошлом - вот что нам нужно делать сегодня сообща, совместно, чтобы Россия вновь стала Великой и повела за собой народы к благополучному, счастливому будущему для каждого человека!

30 декабря 1922 года на Первом Всесоюзном съезде Советов было утверждено образование Союза Советских Социалистических республик.

В декабре Союз, в июле - правительство.

Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик был подписан 29 декабря 1922 года на конференции делегаций от съездов Советов РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР и утверждён Первым Всесоюзным съездом Советов. 30 декабря считается официальной датой образования СССР, хотя правительство СССР и союзные министерства были созданы только в июле 1923 года.

От 4 до 16.



В разные годы количество союзных республик в составе СССР колебалось от 4 до 16, но наиболее продолжительное время Советский Союз состоял из 15 республик - РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР, Молдавской ССР, Армянской ССР, Грузинской ССР, Азербайджанской ССР, Казахской ССР, Узбекской ССР, Киргизской ССР, Туркменской ССР, Таджикской ССР, Латвийской ССР, Литовской ССР и Эстонской ССР.

Три Конституции за 69 лет.



За без малого 69 лет своего существования Советский Союз сменил три Конституции, которые принимались в 1924, 1936 и 1977 годах. Согласно первой, высшим органом государственной власти в стране являлся Всесоюзный Съезд Советов, согласно второй - двухпалатный Верховный Совет СССР. В третьей конституции изначально также существовал двухпалатный парламент, который в редакции 1988 года уступил место Съезду народных депутатов СССР.

Дольше всех СССР руководил Калинин.



Юридически главой государства в Советском Союзе в разные годы считался Председатель Президиума ЦИК СССР, Председатель Президиума Верховного Совета СССР, Председатель Верховного Совета СССР и Президент СССР. Формально главой СССР дольше всех был Михаил Иванович Калинин, в течение 16 лет занимавший пост Председателя Президиума ЦИК СССР, а затем в течение восьми лет являвшийся Председателем Президиума Верховного Совета СССР.

Флаг утвердили позже Конституции.



В Договоре об образовании СССР было определено, что новое государство имеет свой флаг, однако чёткого описания его дано не было. В январе 1924 года была утверждена первая Конституция СССР, однако и в ней не было указания на то, как выглядит флаг новой страны. И лишь в апреле 1924 года Президиум ЦИК СССР утвердил в качестве флага алое полотнище с красной пятиконечной звездой, серпом и молотом.

В Америке - звёздочки, в СССР - лозунги.



В 1923 году был утверждён герб Советского Союза - изображение серпа и молота на фоне земного шара, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на языках союзных республик «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Количество надписей зависело от количества республик в составе СССР, как количество звёзд на флаге США зависит от количества штатов.

Универсальный гимн.



С 1922 по 1943 год гимном Советского Союза являлся «Интернационал» - французская песня с музыкой Пьера Дегейтера и словами Эжена Потье в переводе Аркадия Коца. В декабре 1943 года был создан и утверждён новый гимн страны с текстом Сергея Михалкова и Габриэля Эль-Регистана и музыкой Александра Александрова. Музыка Александрова с видоизменённым текстом Михалкова в настоящее время является гимном России.

Страна размером с материк.



Советский Союз занимал территорию площадью 22 400 000 квадратных километров, являясь по этому показателю самой большой страной на планете. Размеры СССР были сопоставимы с размерами Северной Америки, включая территории США, Канады и Мексики.

Граница в полтора экватора.



Советский Союз имел самую протяжённую границу в мире, свыше 60 000 километров, и граничил с 14 государствами. Любопытно, что протяжённость границы современной России практически такая же - около 60 900 км. При этом Россия граничит с 18 государствами - с 16 признанными и 2 частично признанными.

Высшая точка Союза.



Самой высокой точкой Советского Союза являлась гора в Таджикской ССР высотой 7495 метров, в разные годы носившая название пик Сталина и пик Коммунизма. В 1998 году власти Таджикистана дали ей третье имя - пик Самани, в честь эмира, основавшего первое государство таджиков.

Уникальная столица.



Несмотря на существовавшую в СССР традицию переименования городов в честь видных советских деятелей, этот процесс фактически не затронул столицы союзных республик. Единственным исключением стала столица Киргизской ССР город Фрунзе, переименованная в честь советского военачальника Михаила Фрунзе, являвшегося местным уроженцем. При этом город сначала был переименован, а затем стал столицей союзной республики. В 1991 году Фрунзе был переименован в Бишкек.

Советский Союз в середине 1950-х – начале 1960-х годов совершил своеобразный «научно-технический хет-трик» - в 1954 году создал первую в мире АЭС, в 1957 году вывел на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли, а в 1961 году запустил первый в мире космический корабль с человеком на борту. Эти события произошли соответственно через 9, 12 и 15 лет после окончания Великой Отечественной войны, в которой СССР понёс наибольшие материальные и человеческие потери из стран-участниц.

СССР не проигрывал войн.



За время своего существования Советский Союз официально участвовал в трёх войнах - советско-финской войне 1939–1940 годов, Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и в советско-японской войне 1945 года. Все эти вооружённые конфликты завершились победой Советского Союза.

1204 олимпийские медали.



За время существования СССР спортсмены Советского Союза приняли участие в 18 Олимпиадах (9 летних и 9 зимних), завоевав 1204 медали (473 золотых, 376 серебряных и 355 бронзовых). По этому показателю Советский Союз и по сей день занимает второе место, уступая только Соединённым Штатам. Для сравнения - идущая третьей Великобритания имеет 806 олимпийских наград при 49 участиях в Олимпийских играх. Что касается современной России, то она занимает 9-е место - 521 медаль после 11 Олимпиад.

Первый и последний референдум.



За всю историю существования СССР был проведён единственный всесоюзный референдум, состоявшийся 17 марта 1991 года. На нём был поставлен вопрос о дальнейшем существовании СССР. Более 77 процентов участников референдума высказались за сохранение Советского Союза. В декабре того же года главы РСФСР Украинской ССР и Белорусской ССР объявили о прекращении существования единой страны.

Поздравляю всех пользоватей сайта СССР с наступающим Новым 2017 годом. Желаю всех благ и процветания вам и вашим родным и близким. Пусть новый год принесёт только хорошее, доброе, вечное!

За всю историю СССР не было народа, который бы настолько не соответствовал советскому строю, как цыгане. Они жили дорогой, им абсолютно не было дела ни до политики, ни до классовой розни. Власть считала их «чужаками» и с ними боролась.

Вольное племя

Цыгане - закрытая система, чужаков они в свою таборную жизнь не пускают. С древних времен их система мировосприятия сохраняет кастовую ментальность. Для цыган существуют они сами («рома») и все остальные («гадже»).

Цыгане не ведут письменной истории, все события переживаются ими в своем тесном кругу. За свою историю они перенесли не меньше бедствий, чем другие народы, но предпочитали переносить свое горе молча, особо не афишируя своей трагедии. Так было и во время геноцида рома, устроенного нацистами, и во время борьбы с цыганским образом жизни советской системы.

Коллективизация

Перепись цыган никогда не могла дать точно статистической картины, поскольку документов у цыган долгое время не было. Кочевой образ жизни также не располагал к тому, чтобы произвести точный подсчет рома. О том, насколько могли различаться цифры статистики, могут сказать такие цифры: по результатам переписи 1926 года в СССР была зарегистрирована 61 тысяча цыган, по переписи 1937 года - немногим больше двух тысяч. Очевидно, что такая разница была связана не только с кочевым образом жизни и цыган, но и другими процессами. Такими, например, как коллективизация.

Советская власть вовсю «раскулачивала» цыган, отбирала у них лошадей, имущество, но все было понапрасну - они никак не хотели становиться на путь социализма. Большой проблемой адаптации цыган к новому строю стала и их религиозность. Даже те цыгане, которые волею судьбы становились красными командирами или вступали в комсомол, продолжали держать в своих домах «красный угол», крестили детей, венчались. Советская власть выпускала для рома брошюры на цыганском языке, где объяснялось, что «религия-опиум для народа», но... Не хотели цыгане становиться частью коммунистического общества, да и не могли. Поэтому подвергались репрессиям.

Паспортизация

Цыгане в первое время после революции даже воспринимались советской властью как союзники. Большевики видели их бедность и таборный коллективизм, ошибочно принимая их за признаки классовой близости. На самом деле, цыгане были органически аполитичны, они по определению не могли согласиться с классовой рознью, а уж тем более с военной диктатурой. Ошибались большевики и в том, что раз цыгане «бедные», то они должны ненавидеть «богатых». Напротив, именно существование зажиточных людей всегда помогало цыганам выживать. К тому же цыгане с пиететом относились к торговле и считали её не менее почетной, чем производительный труд.

Естественно поэтому, что когда советская власть осознала чуждость рома для себя, то они сразу были причислены к «неблагонадежным элементам». 27 декабря 1932 года в СССР был введен внутригосударственный паспорт. Только при получении прописки и этого документа можно было получать продуктовые карточки. Города были разделены на «открытые» и «закрытые». Доступ в последние был цыганам закрыт. Начались массовые спецоперации по их отлову и высылке. Только в период с 23 июня по 3 июля 1933 года было арестовано и выслано 5470 цыган.

Цыган высылали в Норильск, берега Оби, станцию Тайга, в Ухту. По всему Союзу проводились облавы по их отлову, цыган свозили в барачные поселки. Те, кто бежал (а их было немало), получали лагерные сроки.

Монисто как валюта

Цыган в СССР обвиняли не только по политическим статьям. В ходу также было обвинение их в незаконных валютных операциях. Доходило до абсурда. В 1934 году в Ленинграде арестовали лудильщика, цыгана-кэлдэрара. У этих цыган весь доход обращался в золотые украшения. Кроме традиционных обвинений в контрреволюционной деятельности и шпионаже цыган был также осужден за скупку валюты. Все потому, что кэлдэрары делали монисто из иностранных монет. Лудильщик был обвинен на 10 лет, конфисковал суд и его имущество.

В крупных городах подверались облавам целые артели лудильщиков. То что было для цыган (прирожденных кузнецов) традиционных ремеслом, для советской власти считалось манипуляцией с драгоценными металлами. «Правонарушители» не только получали большие сроки, но и приговаривались к расстрелу.

Указ об оседлости

Коренным образом повлиял на жизнь цыган в СССР указ об оседлости, который вышел 26 октября 1956 года. Полное название документа было таким: Постановление Совета Министров РСФСР № 658 «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». Важно в этом постановлении как то, что впервые на государственном уровне цыган назвали цыганами, так и то, что именно по национальному признаку теперь могли проводиться репрессии.

Цыган продолжили отлавливать на улицах, выносили обвинение в несанкционированной торговле (спекуляции), в тунеядстве. Однако нужно сказать, что к тому времени Постановление послужило цыганам в целом добрую службу. Многие из них уже были вполне социализированы. Не особо афишируя своей национальности, они работали на скромных должностях на предприятиях и даже в колхозах.

Такой традиционный для цыган вид деятельности как коневодство стал, в силу роста механизации труда, терять свою значимость. Цыган заставляли продавать лошадей за бесценок, тех, кто оказывал сопротивление, могли арестовать.
Впрочем, в целом этот этап истории цыган в СССР сейчас расценивается ими даже с благодарностью. Государство старалось помогать цыганам с трудоустройством, открывало школы, куда отправлялись учиться цыганские дети, давало дома и земли, приучая «вольный народ» к оседлости.

Справедливости ради нужно сказать, что с цыганами в СССР не только боролись. Их также и любили. Стремясь их социализировать, государство как могло старалось показать, что цыгане - свои.

Воронцовский дворец в Алупке, достопримечательности Севастополя, в том числе музеи с панорамой и диорамой обороны города во время Крымской и Великой Отечественной войны, увидели новгородцы, посетившие Крымский полуостров. Делегация Великого Новгорода была приглашена на празднование Дня военно-морского флота.

Лариса рассказала, что она впервые была в Крыму и почувствовала то, что ожидала: Крым – как Лазурный берег Франции, они находятся на одной географической широте, и природа, и климатические условия здесь располагают к прекрасному времяпровождению и отдыху.

Конечно, во время короткой поездки речь об отдыхе вообще-то не шла, новгородцы постарались побольше увидеть, пообщаться не только с официальными лицами, но и с жителями Севастополя и с теми членами экипажа подлодки «Великий Новгород», свободными от несения вахты, которые прибыли в город, чтобы поучаствовать в военно-морском параде.

Ненамеренно гости из Великого Новгорода сравнивали два парада в честь Дня военно-морского флота – первый, который состоялся в Санкт-Петербурге в минувшем году, и нынешний в Севастополе.

Если в северной столице, по словам наших собеседников, парад был грандиозным, то в Севастополе действо, развернувшееся на набережной и в акватории бухты было менее масштабным, но очень интересным и… домашним.

День был солнечным, жарким, вся набережная была заполнена людьми. Во время представления постарались показать возможности кораблей и людей, которые на них служат, - рассказала Лариса Сергухина. – Несколько кораблей стояли на рейде. А на воде мы увидели, как десантируется «водная пехота», как вертолёты погружают в воду аппараты для обнаружения подлодок.

Представляете, до тебя на трибуну долетают мелкие брызги, поднятые винтами машин, - делилась Лариса. - И очень понравился красивый танец буксиров. Салют был замечательным. Правда, коллега отметил, что у нас в Новгороде салюты покруче бывают, но здесь этим зрелищем любовалось множество людей – они не расходились по домам, ожидая салют, гуляли по набережной. Морская тематика, конечно, в этом городе, буквально во всём присутствует, если говорить об одежде – то непременно тельняшки, полосатые маечки…

Севастополь новгородцы увидели чистым, прибранным. Лариса, которая не изменила своей традиции делать по утрам физзарядку, отправляясь на раннюю пробежку, непременно встречала работников городского хозяйства, которые убирали улицы.

По её мнению, городу пока ещё, может быть, не хватает изящности, тщательной ухоженности, где-то требуется засфальтировать дороги, где-то ещё что-то подправить. Севастополь напомнил ей Сочи времён Советского Союза. Там она в последний раз была где-то в 2000 году.

Но, судя по настроению жителей Севастополя, доброжелательных и гостеприимных, с которыми удалось пообщаться во время праздника, прогулок и экскурсий, на пляже в течение нескольких часов купания, здесь рады тому, что Крым теперь в составе России, говорили, что они однозначно за это присоединение, ходили на референдум и голосовали за это. Понимают, что всё сразу не изменишь, многое ещё предстоит сделать для того, чтобы город стал более комфортным и привлекательным.

Отмечали, что после 2014 года идёт новое строительство, вводятся новые жилые дома. Одна женщина на пляже, жена офицера в запасе, рассказала, что они с семьёй переехали в Севастополь, и другого определения, чем «рай», для места своего жительства подобрать она не может.

Кстати, жители советовали новгородцам, какие достопримечательности обязательно нужно увидеть. Молодой парень настоятельно рекомендовал побывать в новом музейном комплексе, посвящённом героическим защитникам Севастополя в июне-июле 1942 года – «35-я береговая батарея». И даже рассказал подробности, что это за музей. Свои деньги в его создание вложил и сейчас вкладывает в функционирование предприниматель Алексей Чалый, которого в Севастополе с 2014 года знают как «народного мэра» и затем председателя городского Законодательного собрания. Посещение музея для всех без исключения – бесплатное.

Чуть-чуть не хватило новгородцам времени, чтобы доехать до Ялты в тот день, когда они отправились на экскурсию в Воронцовский дворец в Алупке. Дворец, построенный в стиле английской архитектуры в 1828-1848 годах как летняя резиденция генерал-губернатора Новороссийского края графа М.С. Воронцова, расположен в парке, который сам по себе является памятником садово-паркового искусства.

Понравились верхние террасы с садом, цветочными клумбами, живописные три озерка, одно из них в виде сердца. Подивились труду, который был вложен в создание сада и парка – ведь землю пришлось завозить на каменистую почву. Особо обратили внимание на создание условий для перемещения туристов по дворцовой территории – для этого предназначены маленькие крытые электромобили. Получается и не жарко, и быстро.

Как музей Воронцовский дворец стал работать в 1956 году. Он много потерял из своих экспонатов, так как эвакуировать их с началом войны в 1941 году не удалось. Кстати, в феврале 1945 года во время Ялтинской конференции Воронцовский дворец был резиденцией английской делегации во главе с Уинстоном Черчиллем.

Память о героической истории города-героя Севастополя хранят многие памятники и музейные комплексы. Новгородцы посетили панораму «Оборона Севастополя», посвящённую событиям Крымской войны, когда Англия и Франция пытались вытеснить Россию из бассейна Чёрного моря.

Моряки-черноморцы спасли основные фрагменты панорамы, вынеся их из здания, попавшего под бомбардировку и артобстрелы в 1942 году. Восстановили полотно уже в 1954 году к 100-летию первой героической обороны Севастополя.

Кстати, и в этом музейном комплексе предусмотрены экскурсии на электромобилях.

Не меньшее впечатление оставляет и самая большая в мире диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года». Длина этого живописного полотна 25,5 метра, высота 5,5, площадь натурного плана с остатками подлинных оборонительных сооружений – более 80 кв. метров. Это одна из наиболее известных экспозиций Государственного музея героической обороны и освобождения Севастополя.

Перед зданием диорамы – экспозиция военной техники.

Конечно же, очень тёплой была встреча с членами экипажа подводной лодки, которая носит имя Великого Новгорода.

Моряки дважды побывали в Новгороде и теперь встречали новгородцев в Севастополе – городе, который для многих из них является родным.

Лариса поделилась, что, направляясь в Севастополь, представляла – раз город на берегу моря, значит, пляжей там имеется в неограниченном количестве. Оказалось, чтобы добраться до территории купания, надо приложить немного усилий. Не все пляжи легкодоступны из-за их расположения. Но проблемы всё-таки, чтобы попасть туда, нет. Кто не хочет преодолевать спуски и подъёмы в 400, а то и 800 ступеней до берега с галькой или песком (а таких смельчаков предостаточно), может воспользоваться транспортом, к примеру, водным такси. Что и сделали новгородцы, отправившись на катерке из бухты Балаклавы к благоустроенному городскому пляжу, где есть и кафешки, и детская комната. Такой вот удобный сервис, в том числе и транспортный, для местных жителей и туристов.

У Александра Кочевника была запланирована и своя программа прогулок по городу. Он поднялся к «нашему» танку. К этому памятнику имеет самое непосредственное отношение Александр Петрович Попов, почётный гражданин Великого Новгорода, награждённый орденами Красного Знамени, Великой Отечественной войны I степени, Александра Невского. Экипаж возглавляемого им танка Т-34 при освобождении Севастополя от немецко-фашистских захватчиков одним из первых 9 мая 1944 года ворвался в город.

Возвращалась домой делегация Великого Новгорода, улетая самолётом из Симферополя. Отличный аэропорт - отметили новгородцы.

СССР был многонациональной страной с провозглашенным принципом дружбы народов. И эта дружба далеко не всегда была лишь декларацией. Иначе в стране, которую населяли более 100 различных наций и народностей, было невозможно. Равенство всех народов при формальном отсутствии титульной нации – вот почва для пропагандистского мифа о «единой исторической общности – советском народе».
Тем не менее, все представители единой исторической общности в обязательном порядке имели паспорта, в которых имелась пресловутая «пятая графа» для указания в документе национальности гражданина. Как же определяли национальность в СССР?

По паспорту

Паспортизация населения страны началась в начале 30-х годов и завершилась незадолго до войны. В каждом паспорте обязательно указывалось социальное положение, место проживания (прописки) и национальность. Причем тогда, до войны, согласно секретному распоряжению НКВД национальность должна была определяться не путем самоопределения гражданина, а исходя из происхождения родителей. Милиция имела инструкции проверять все случаи несовпадения фамилии с национальностью, которую декларирует гражданин. Статистики и этнографы составили список из 200 национальностей, и, получая паспорт, человек получал одну из национальностей из этого списка. Именно на основании этих самых паспортных данных и проводились в 30-е годы и позднее массовые депортации народов. Согласно подсчетам историков тотальной депортации в СССР были подвергнуты представители 10 национальностей: корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы. Кроме того, существовал и неявный, но вполне очевидный антисемитизм, и практика репрессий по отношению к представителям других народов, таких как поляки, курды, турки и т.п. С 1974 года национальность в паспорте указывали на основании заявления самого человека. Тогда и появились шутки наподобие такой: «Папа армянин, мама еврейка, кто будет их сын? Конечно, русский!». Впрочем, в большинстве случаев национальность все же указывали по одному из родителей.

По маме и папе

В подавляющем большинстве случаев свою национальную принадлежность гражданин определял по национальности отца. В СССР довольно сильны были патриархальные традиции, согласно которым отец определял и фамилию, и национальность ребенка. Однако, были и иные варианты. Например, очень многие в случае, если приходилось выбирать между «еврей» и «русский», выбирали «русский», даже если русской была мама. Делалось это потому что «пятая графа» давала возможность чиновникам дискриминировать представителей некоторых нацменьшинств, в том числе и евреев. Впрочем, после того, как в 1968 году разрешили выезд евреев в Израиль, иногда наблюдалась обратная ситуация. Некоторые русские выискивали среди родни какого-нибудь еврея, и предпринимали невероятные усилия, чтобы изменить надпись в «пятой графе». Национальности и в этот период свободной национальной самоидентификации определялись по спискам официально признанных народов, проживавших в СССР. В 1959 году в списке было 126 названий, в 1979 – 123, а в 1989 – 128. При этом некоторых народов, например, ассирийцев, в этих списках не было, в то время как в СССР жили люди, определяющие свою национальность именно таким образом.

По лицу

Есть печальный анекдот о еврейском погроме. Избили еврея, а соседи говорят ему: «Как же так, вы ведь купили себе паспорт, с «пятой графой», где написано русский!». На что тот грустно отвечает: «Да, но били-то меня не по паспорту, а по лицу!».Собственно, этот анекдот довольно точно иллюстрирует ситуацию в силовых ведомствах, где учили определять национальность именно так: не по паспорту, а по лицу. И если цыгана от якута отличить, в общем, просто, то понять, где якут, а где бурят будет несколько сложнее. А как понять, где русский, а где латыш или белорус? Существовали целые таблицы с этническими типами лиц, позволявшие милиционерам, сотрудникам КГБ и других структур безошибочно различать людей «не по паспорту». Разумеется, это требовало хорошей памяти на лица и наблюдательности, но кто же говорил, что разбираться в национальности людей в стране, где живет больше 100 народов, будет легко?

По велению сердца

«Пятую графу» отменили в 1991 году. Теперь в паспорте и в иных документах национальность не указывается или указывается в специальных вкладышах, исключительно по желанию. И списков национальностей, из которых должен выбирать гражданин, теперь тоже нет. Снятие ограничений на национальную самоидентификацию привело к занятному результату. Во время переписи населения 2010 года некоторые граждане указывали свою принадлежность к таким народам, как «казак», «помор», «скиф» и даже «эльф».