Почему понятие одаренности является качественным. Общее понятие одаренности. Обучаемость как общая способность

Словосочетанием – «одаренные дети» (одарённый ребенок) обозначается некая исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования особой группы детей. Эти дети, уже по определению, качественно отличаются от сверстников. Такой подход довольно уязвим и традиционно является предметом критики со стороны большинства отечественных педагогов и психологов, хотя это понимание вполне допустимо, и нельзя не отметить, что оно отражает реальное положение дел. Одаренные дети – дети, опережающие сверстников в развитии. Вне зависимости от содержания, вкладываемого в понятие «одаренность», а так же методики её диагностики, существование данной группы людей определяется статистически.
В психологии и педагогике, кроме одаренных, принято выделять категорию высокоодаренных детей. Иной аспект проблемы высвечивается при использовании слов «одаренность» и «дети» в ином сочетании – «детская одаренность». Произнося его, мы уже тем самым подчеркиваем, что способность к мышлению, творчеству, обучению предстает перед нами уже ни как исключительность, а как потенциал. Дар, имеющийся у каждого, но проявляющийся в разной степени. Таким образом, рядом с термином «одаренные дети», подчеркивающим их исключительность, появляется другой близкий, но вместе с тем принципиально иной по содержанию термин – «детская одаренность». И в соответствии с этим, в педагогической теории и практике возникают 2 глобальные, вырастающие из 1-го корня задачи: — разработка теории и создание системы воспитания и обучения одаренных и талантливых детей; — разработка теоретических основ и практических мер, направленных на развитие потенциала каждого ребенка. Поэтому разработка концепции одаренности важна не только как фундамент для решения проблемы обучения одаренных детей, но и как основание для построения дидактической системы, ориентированной на развитие человеческого потенциала в целом. И в этом смысле она интересна как базовая проблема, как фундамент для дальнейшей разработки не только методик диагностики и прогнозирования развития, но так же и целей, принципов, содержания, форм и методов образовательной деятельности.
Существуют разные точки зрения по вопросу: Кого считать одаренными детьми?
Ответ на этот вопрос должна давать теория одаренности. Но в жизни и в педагогической практике сказывается всё сложнее: во-первых, представления о концепции одаренности у разных педагогов различны, и, во вторых, существуют культурно-образовательные традиции, которые меняются не так быстро, как разрабатывается теория.
Ранее было упомянуто, что «одаренный ребенок» — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Это определение точно характеризует суть явления, однако остается неясным, о каких именно «ярких, очевидных» или ‘выдающихся достижениях’ идет речь.
Известный специалист в области детской одаренности Н.С.Лейтес, классифицируя разные педагогические подходы к этой проблеме, выделяет 3 категории детей, которых принято обычно называть одаренными:

  1. дети с высоким IQ;
  2. дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности,
  3. дети с высокой креативностью (способностью к творчеству).

Другой специалист в области психологии интеллекта, М.А.Холодная, утверждает, что таких категорий должно быть шесть: ‘сообразительные’, ‘блестящие ученики’, ‘креативы’, ‘компетентные’, ‘талантливые’, ‘мудрые’. Последний список излишне дифференцирован, но, наверное, в теории возможно и еще более тонкое и дробное деление. Несложно заметить, что реально принято выделять обычно 3 категории, названные Н.С.Лейтесом, и ещё 1 не отмеченную им – это академическая одаренность. Таким образом, одаренными чаще всего называют:

  • детей с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (“IQ”);
  • детей с высоким уровнем творческих способностей;
  • детей, достигших успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты) – их чаще всего называют талантливыми;
  • детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность);

Виды одаренности.

Согласно определению одаренности, индивиды могут отличаться актуальными или потенциальными возможностями в интеллектуальной, академической, творческой, художественной сферах, в области общения (лидерства) и в области психомоторики.
Одни авторы пытаются рассматривать конкретные виды деятельности, в которых проявляются незаурядные способности ребенка (математика, музыка, живопись). В соответствие с этим дифференцируют математическую, музыкальную и др. виды одаренности. Другие исследователи анализируют способности более общего плана, не связанные столь тесно с различными формами профессиональной деятельности. Дифференцируют психомоторную, интеллектуальную, творческую, академическую, социальную и духовную одаренность.

  1. Психомоторные тесно связаны со скоростью, точностью и ловкостью движений, кинестезически – моторной и зрительномоторной координацией. Стандартизованные тесты на перцептивно-двигательное развитие позволяет оценивать различные параметры моторного развития: темп, ритм, координацию движений, скорость реакции.
  2. Интеллектуальную одаренность связывают с высоким уровнем интеллектуального развития. Для измерения интеллектуальной одаренности в основном используют различные варианты тестов, направленных на измерение интеллекта.
  3. Академическая одаренность определяется успешностью обучения. Для выявления детей, обладающих высокими способностями в овладении основными учебными дисциплинами (математикой, естествознанием) используют стандартные тесты достижений.
  4. Социальная одаренность рассматривается как сложное, многоаспектное явление, во многом определяющее успешность в общении. Для выявления такой одаренности используется многочисленные стандартизованные методы оценки уровня и особенностей социального развития: шкалы социальной компетенции, шкалы социальной зрелости, тесты на выявление лидерских способностей.
  5. Духовная одаренность связана с высокими моральными качествами, альтруизмом. Эта важная отрасль проблематики одаренности в настоящее время мало изучена. Имеются лишь отдельные попытки использовать диагностические методы, направленные на оценку морального уровня развития.
  6. Творческая одаренность определяется теми теоретическими конструкциями, на которых базируется само понимание творчество. Помимо этих видов одаренностей Роберт Стенберг, психолог из Йельского университета, обсуждает «практическую одаренность», которая столь редко признается школой, что не рассматривается как одаренность вообще.

Люди, которые с успехом применяют интеллект к окружающей действительности, не обязательно отличаются в работе с абстрактными понятиями, и академические способности не всегда способствуют проявлению их интеллекта.
Ключевой особенностью практической одаренности Р. Стенберг называет знание своих слабых и сильных сторон и способность использовать это знание. Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.

В современном мире люди много времени и внимания уделяют процессу образования. Многие сейчас готовы плодотворно работать над собой для достижения лучшего результата. У человека всегда существовала потребность в саморазвитии, в стремлении себя чем – то дополнить и расширить собственные представления.

Понятие «одаренность» входит в число тех, что затрагивают тему саморазвития и личностного роста. Человек, стремящийся к совершенствованию, уделяет достаточно внимания собственным , изыскивает любые возможности, чтобы их проявить.

Чтобы обрести , нужно самому себе ответить на вопрос, что такое одаренность для вас? Если вы считаете себя хоть сколько – нибудь талантливым, то поверите в имеющиеся перспективы гораздо охотнее. Данная статья дает определение одаренности, раскрывает возможности личности, позволяет выявить составляющие всякой талантливости.

Определение одаренности

Под одаренностью обычно понимают выраженные способности в какой – либо области: спорте, искусстве, науке. У человека могут обнаружиться художественные способности или склонности к той или иной деятельности. Очень важно то, как сама личность относится к своему таланту, считает ли необходимым его развивать или нет. К сожалению, очень часто люди отказываются от имеющихся у них перспектив, потому что не верят в себя, в то, что могут достичь больших высот.

Нужно помнить, что любые достижения начинаются с момента принятия личностью своей сущности. К этому необходимо стремиться. Одаренность – это великое благо, но и большая ответственность. Что включает в себя понятие одаренности? Рассмотрим ее характерные черты и составляющие.

  • Способность мыслить нешаблонно. Большинство людей живет по принципу: быть как все. И чтобы не показаться странным и ненормальным, они готовы отказываться от собственного мнения, подчиняться «стадному чувству». Так губятся замечательные карьеры, уходят в забвение таланты, имеющиеся достижения, амбиции. Вместо того, чтобы обратиться внутрь себя, эти люди жалеют времени на то, чтобы прочитать познавательную книгу, предпочитая проводить свободное время за праздными занятиями. Способность мыслить оригинально существенно меняет восприятие. Именно так растет и развивается индивидуальность, уходит необходимость прятаться за социальной маской. У человека, наконец, возникает возможность приблизиться к самому себе, осознать свою ценность. У таких людей гораздо больше шансов проявить и как следует реализовать талант.
  • Желание познавать. Неважно, что это будет – музыка, чтение или танцы. Главное, пожалуй, заключается в следующем: у человека возникает огромная потребность делать что – то, посвящать этому большую часть своего времени. Желание познавать рождает , энтузиазм, стремление рисковать и претворять в жизнь самые светлые идеи. Это удивительный процесс, приносящий личности счастье, наполняющий ее новой энергией.
  • Активная жизненная позиция. Вряд ли можно увидеть скучающим человека, который занят своим делом. Ведь его переполняет вдохновение и желание достичь небывалых высот! Такая личность в целом смотрит на мир позитивно, мечтает о дальнейшей самореализации и постоянно движется в направлении развития своей цели. Научаясь преодолевать препятствия, человек ощущает себя победителем, держит себя в жизненном тонусе.
  • Склонность к уединению. Вы видели когда – нибудь писателя или художника, напрочь погруженного в себя? И это вовсе не случайно! Любому творческому человеку крайне важно иметь вокруг себя подходящее пространство. Оно необходимо для того, чтобы иметь возможность размышлять, не торопясь обдумывать свои планы, анализировать предстоящие события. Если его лишить этой перспективы, он останется неудовлетворенным и не сможет чувствовать себя в полной безопасности. Чувство комфорта приходит к нему только тогда, когда удовлетворена потребность в тишине и покое. Как известно, муза приходит к тем, кто ее ожидает. Именно в уединении часто рождаются великие шедевры.

Таким образом, одаренность представляет собой удивительную способность воспринимать окружающий мир определенным образом. Понятие одаренности подразумевает, что человек с уважением относится к собственному таланту и стремится его развивать. Он всеми силами души осознает лежащую на нем ответственность.

Признаки одаренности

Одаренность представляет собой индивидуальную характеристику интеллектуальной сферы личности. Талантливый ребенок – это, безусловно, повод для гордости родителей. Он развивается быстрее других, опережает сверстников. Признаки одаренности ребенка должен знать каждый родитель, который заботится о счастье и благополучии своего малыша. Только в ваших силах первыми увидеть ростки индивидуальности и помочь им развиться в достаточной степени. Симптом может быть и неявным, нужно быть предельно внимательными. Одаренность сама по себе очень ценна, чтобы ее не заметить. Ее признаки иногда приводят заботливых родителей в состояние смятения, растерянности, поскольку они не знают, как лучше поступить.

Быстрое развитие

Одаренность впервые проявляется, как правило, в возрасте от трех до пяти лет. Именно в это время формируется личность. Ребенок начинает осознавать свои и способности, особенно в том случае, когда что – то получается у него очень хорошо. Малыш имеет возможность сравнивать себя с остальными детьми, присутствующими в его детском коллективе. Для него самого удивительным открытием является то, что он отличается от прочих. Явный признак одаренности – это прогрессирующее развитие. Малыш, который в три – четыре года уже читает по слогам, просит обратить на себя внимание. Такой ребенок живет по своему собственному времени, у него свой ритм жизни. Скоро ему становится не интересно со сверстниками, он тянется к старшим ребятам, а иногда и к взрослым. Умение видеть главное, полностью сосредоточиваться на деле помогает развить одаренность личности до сравнительно высоких показателей. Одним из признаков можно считать постоянно возрастающий темп прогрессирования.

Любовь к чтению

Сегодня редкий ребенок с удовольствием читает художественную литературу. Несмотря на усилия со стороны родителей, часто книга остается невостребованной. Одаренного ребенка отличает то, что он любит читать. Для него книга – это возможность отправиться в захватывающее приключение, полное загадочных тайн и удивительных открытий. Если вы заметили такой признак у своего малыша, можете от души порадоваться за него. Одаренность нуждается в постоянной подпитке и в том, чтобы быть услышанной. Чтение позволяет узнавать новое, помогает развивать логическое мышление. Попробуйте оторвать одаренного малыша от источника знаний – у вас это не получится.

Стремление к самовыражению

Часто ли вам приходилось общаться с одаренными детьми? Посмотрите на маленького гения: он во всем хочет продемонстрировать свою позицию! Малыш с малых лет учится отстаивать свою точку зрения, хочет, чтобы его уважали, к его мнению прислушивались. Для него крайне важно сделаться узнаваемым. Одаренность всегда стремится к самовыражению. Такой ребенок никогда не станет скрывать от окружающих то, что он на самом деле думает, даже если рискует оказаться непонятым. Если вы заметили эти признаки у своего любимого чада, вероятно, он очень талантлив. Такой ребенок с трех — пяти лет уже является индивидуальностью и хочет во всем ее подчеркивать. Ему невозможно навязать свое мнение, заставить что – то делать. Упрямство – это тоже признак самодостаточности.

Способность часами заниматься

Там, где проявляется одаренность, возникает усидчивость. Удивительно, но маленький ребенок может часами сидеть на одном месте, с увлечением читая книгу. Одним из признаков одаренности является то обстоятельство, что ребенка не нужно специально организовывать. Вы можете заметить, как за сравнительно короткий срок он прочитал большое количество книг и хочет приобрести другие.

Наличие любимого дела

Редко кто из детей даже в подростковом возрасте четко представляет себе, чем ему хочется заниматься по жизни. Одаренный ребенок уже в младшем школьном возрасте прекрасно знает свои намерения и дальнейшие планы. Ему не нужен совет со стороны, он может только сбить его с толку. Наличие любимого дела – это верный показатель того, что ваш ребенок обладает талантом. Важно только вовремя обратить на это внимание, начать развивать его. И здесь перед родителями стоит непростая задача: найти хорошего учителя, соответствующее учебное заведение, чтобы имеющиеся способности не пропали даром. Одаренность сама по себе – это большая ответственность. И родители здесь должны действовать на благо собственного сына или дочери.

Таким образом, одаренный ребенок может стать поводом для гордости. Важно только вовремя заметить его способности, не позволить им пропасть. Хорошим признаком одаренности ребенка является то обстоятельство, когда малыш сам стремится к самопознанию.

высшая, вершинная акме-форма развития системы общих и специальных способностей, актуализирующих психогенетические предпосылки и психофизиологические возможности организма человека, развитие которых определяется взаимодействием природных и социальных факторов, а также индивидуальных усилий и рефлексивно-творческой активности субъекта в процессе его физиологического и личностного роста и совершенствования в процессе профессиональной деятельности. Научное изучение О. началось с работ Ф. Гальтона «Наследственность таланта». Ее законы и последствия, Г. Жоди «Психология великих людей» и В. Освальда «Великие люди». Возросший в начале ХХ в. интерес к проблеме О., к диагностике, развитию, воспитанию талантливых детей и взрослых не обошел и Россию. П.Ф. Каптерев опубликовал статью под символическим названием «Аристократия ума в школе и жизни», а Я. Зеленкевич – книгу, где он обратил внимание на сходство и различие судеб и своеобразие развития талантливых и отсталых детей по сравнению с обычными учениками. После революции проблемы О. изучали психологи В.М. Экземплярский, Н.В. Петровский и др. В военные годы в фундаментальных работах Б.М. Теплова изучались соотношение способностей и О., специфики музыкального таланта и ума полководца. В современной отечественной психологии различные аспекты О. представлены в концепциях Ю.З. Гильбуха, Н.С. Лейтиса, А.М. Матюшкина, В.Н. Чудновского и В.С. Юркевич. Интенсивно развивающаяся в ХХ в. психология О., разрабатывающая проблемы диагностики и развития творческого потенциала человека, тесно взаимодействует с другими областями психологического знания, в особенности с психологией творческого мышления, исследующей общепсихологические механизмы креативности с возрастной психологией способностей, изучающей их онтогенез, а также с педагогикой творчества и акмеологией, разрабатывающих образовательные программы развития одаренных учащихся. Для этих дисциплин, в последнее время характерно обращение к изучению роли рефлексии в развитии одаренных детей. Так, в психологии творчества показана важная роль рефлексии в регуляции мыслительного процесса решения творческих задач; в возрастной психологии стали исследоваться особенности рефлексивной регуляции в онтогенезе (у дошкольников, школьников и взрослых учащихся); в педагогике творчества и акмеологии разрабатываются образовательные программы, нацеленные на развитие рефлексивных способностей учащихся. В целом, роль рефлексии в развитии О. заключается в обеспечении ее саморегуляции в процессах накопления творческих достижений, осознания творческого опыта и самоосмысления творческого саморазвития. Развитие О. осуществляется в экзистенциально-маргинальных для личности условиях и ускоряется в проблемно-конфликтных для ее интеллекта ситуациях. Именно в конструктивном преодолении экзистенциальной маргинальности и в продуктивном разрешении проблемно-конфликтных ситуаций состоит значение личностной и интеллектуальной рефлексии для творческого развития О. Учет этого необходим при разработке диагностических средств и обучающих программ развития одаренных учащихся, так как соотношение у них различных форм интеллектуальной и личностной рефлексии наиболее значимо для развития творческих способностей, реализуемых в последующей профессиональной деятельности. Оценка роли рефлексии в творческом развитии О. учащихся проводится в рамках рефлексивно-акмеологического подхода к творческой одаренности опирающегося на классическую и современную психологию и педагогику.

Экспериментально установлено, что у одаренных младших подростков, творческая активность сопровождается иногда неустойчивыми и кратковременными проявлениями рефлексии. В целом рефлексия у них пока еще недостаточно развита, носит некритический, непроизвольный характер и слабо дифференцирована на формы (интеллектуальная и личностная).

Для умственной активности одаренных старших подростков характерна уже достаточно развитая рефлексия в виде способности к обдумыванию, рассуждению, анализу, критичности, сознательности. Эти качества интеллектуальной рефлексии тесно взаимосвязаны в своем развитии с остальными видами рефлексии, прежде всего личностной, которая проявляется в виде самооценки, самоанализа, самоорганизации, саморегуляции, обеспечивающих личностный рост, творческое развитие, самовоспитание одаренных подростков. Свойства интеллектуальной и личностной рефлексии существенно усиливаются у одаренных взрослых учащихся (студентов и профессионалов), которые совершенствуют свои творческие способности и профессиональное мастерство в процессе непрерывного образования и самообразования. У взрослых рефлексивная обусловленность О. проявляется в период профессиональной реализации творческого потенциала в виде совершенствования профессионального мастерства. При этом важное значение имеет как репродуктивный компонент рефлексии в виде осознания стереотипов мышления и экспликации способов осуществления интеллектуальных операций, так и ее продуктивный компонент – в виде осмысления содержаний сознания (путем их замыкания на Я-концепцию) и их эвристического переосмысления (путем размыкания на «образ себя и мира») для инновационного продуцирования новых личностных психотехнологий, обеспечивающих развитие мастерства. У каждого профессионала имеется своя интуитивно складывающаяся программа культивирования рефлексии как предпосылка развития творческих способностей и О., накопление своего эвристического потенциала и его реализации в виде психологий профессионального мастерства. В случае индивидуальной реализации указанной программы имеет место культивирование природных способностей и творческой О., ведущее к ярким, талантливым инновациям, часто имеющим культурное значение. Однако имеются технологические для концентрации творческих возможностей профессионалов в системе непрерывного образования в тех случаях, когда используются интенсивно-игровые методы для культивирования рефлексивной культуры взрослых учащихся. При этом организуется групповая работа, направленная на осознание стереотипов, их разрушение и переосмысление открываемых в результате инновационных поисков содержаний сознания путем специально формируемой смыслотехники с использованием различных видов рефлексии: интеллектуальной, личностной, коммуникативной, кооперативной, экзистенциальной, культоральной. Лишь во взаимодействии индивидуальных и групповых форм развития рефлексивной культуры мышления осуществляется становление профессионального мастерства на базе раскрытия творческого потенциала О. человека.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми1.

Одаренность – это качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающие успешное выполнение деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.

– общие способности или общие моменты способностей,обуславливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности;

Совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей;

Талантливость, наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности2.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Большинство психологов рассматривает креативность (творческий потенциал) человека как один из важнейших и в известной мере независимый фактор одаренности. Американский психолог П. Торренс определил креативность как процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности и дефицита информации. Этот процесс включает поиск и определение проблемы, выдвижение и проверку гипотез о путях ее решения, поиск и обоснование решений. Главную роль при этом играет дивергентное (идущее в разных направлениях) мышление, способное приводить к неожиданным выводам, в отличие от конвергентного, последовательного мышления, причем креативность обязательно предполагает интеллектуальное развитие человека выше среднего уровня, поскольку лишь такой уровень может обеспечить основу для творческой продуктивности. Кроме того, в многочисленных исследованиях была продемонстрирована важная роль мотивационно-личностных особенностей и условий социального окружения одаренных детей в реализации их потенциала. Согласно концепции Дж. Рензулли, развитие одаренности основано на взаимосвязи трех конструктов: интеллекта выше среднего уровня, креативности и приверженности к задаче3.



Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: “все дети являются одаренными” - “одаренные дети встречаются крайне редко”. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует незначительная часть детей.

Тот или другой ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным ее аспектам. Существует множество видов и форм одаренности, поскольку психические возможности ребенка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития.

Одаренность ребенка часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, ребенок, увлеченный техникой, дома строит свои модели, но к школьной либо социально организованной внешкольной деятельности (в кружке, секции, студии) его занятие не имеет никакого отношения. Другой ребенок увлеченно сочиняет стихи или рассказы, но не хочет демонстрировать их педагогу. Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьной деятельности, но и по его внешкольным делам, а также по инициированным им самим формам деятельности.

В качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток (в силу условий жизни) соответствующих знаний, умений и навыков. Стоит такому ребенку их усвоить, как его одаренность становится явной и очевидной для педагога.

В некоторых случаях причиной замаскированности проявлений одаренности являются те или иные трудности развития ребенка. Например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.п. могут привести к снижению показателей успешности ребенка (несмотря на потенциально высокий уровень его способностей).

Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидном виде. Анализируя особенности поведения ребенка, педагог, психолог и родители должны делать своего рода “допуск” на недостаточное знание о действительных возможностях ребенка, понимая при этом, что существуют одаренные дети, чью одаренность они пока не смогли увидеть.

С другой стороны, одаренность далеко не всегда можно отличить от обученности (или шире - степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Совершенно ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности сравнительно с ребенком, для которого не были созданы такие условия.

Поскольку одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности, следует учитывать сложность самой проблемы “одаренный ребенок”. В значительной мере она связана со спецификой детской одаренности. Одаренность конкретного ребенка – в значительной мере условная характеристика. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Не стоит использовать словосочетание “одаренный ребенок” в плане констатации (жесткой фиксации) статуса данного ребенка. Ибо очевиден психологический драматизм ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он – “одаренный”, на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей одаренности. Может возникнуть болезненный вопрос о том, что дальше делать с ребенком, который начал обучение в специализированном образовательном учреждении, но потом перестал считаться одаренным.

Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым4. Во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе.

Вторая особенность - непрекращающаяся познавательная активность и высоко развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание у одаренных детей интуитивного и дискурсивного мышления (в подавляющем большинстве случаев при доминировании первого над вторым) делает процесс получения новых знаний весьма продуктивным и значимым.

В-третьих, большинству одаренных присущи большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.

Исходя из этого, в практической работе с одаренными детьми вместо понятия “одаренный ребенок” следует использовать понятие “признаки одаренности ребенка” (или понятие “ребенок с признаками одаренности”).

Признаки одаренности

Признаки одаренности – это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем, об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий “хочу” и “могу”. Поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный.Инструментальный- характеризует способы его деятельности. Мотивационный - характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Инструментальный

1. Наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:

Быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;

Использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;

Выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление, на первый взгляд, неожиданных идей и решений.

Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности: новаторство, как выход за пределы требований выполняемой деятельности.

2. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности “все делать по-своему” и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. Индивидуализация способов деятельности выражается в элементах уникальности ее продукта.

3. Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области, что проявляется в способности одаренного ребенка, с одной стороны, практически мгновенно схватывать наиболее существенную деталь (факт) среди множества других предметных сведений (впечатлений, образов, понятий и т.д.) и, с другой стороны, удивительно легко переходить от единичной детали (факта) к ее обобщению и развернутому контексту ее интерпретации. Иными словами, своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности в сложном видеть простое, а в простом – сложное.

4. Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

1. Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цветам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, художественной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

2. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело.

3. Повышенная познавательная потребность, любознательность.

4. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

5. Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.

Психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как порождающие ее. Поэтому наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии.

Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности вариативны и часто противоречивы по своим проявлениям, поскольку в сильной мере зависимы от социального контекста. Тем не менее, даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание специалиста и мотивировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного индивидуального случая.

Виды одаренности

Дифференциация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации.

Современные концепции одаренности выделяют разные стороны и даже виды интеллекта, соответственно различая виды одаренности. Так, например, Г. Гарднером были описаны особенности проявлений и примеры кинестетической, пространственной, логико-математической, музыкальной, лингвистической и социальной одаренности, а в Мюнхенском исследовании продемонстрирована независимость когнитивных факторов одаренности: интеллекта, креативности, социальной компетентности, музыкальных и сенсомоторных способностей5.

В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспект.

Анализ качественных характеристик одаренности предполагает выделение различных качественно своеобразных видов одаренности в связи со спецификой психических возможностей человека и особенностями их проявления в тех или иных видах деятельности. Анализ количественных характеристик одаренности позволяет описать степень выраженности психических возможностей человека.

Среди критериев выделения видов одаренности можно выделить следующие:

1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.

2.Степень сформированности.

3.Форма проявлений.

4. Широта проявлений в различных видах деятельности.

5. Особенности возрастного развития.

По критерию вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики выделение видов одаренности осуществляется в рамках пяти видов деятельности с учетом включенности трех психических сфер и, соответственно, степени участия разных уровней психической организации. К основным видам деятельности относятся практическая, теоретическая (познавательная), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой.

Соответственно, могут быть выделены следующие виды одаренности.

В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную одаренность. В познавательной деятельности находит реализацию интеллектуальная одаренность различных видов. В художественно-эстетической деятельности выделяются, например, хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность. В коммуникативной деятельности, прежде всего, следует выделить лидерскую и аттрактивную одаренность. И, наконец, в духовно-ценностной деятельности мы отмечаем одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, служение людям.

Каждый вид одаренности предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности.

Выделение видов одаренности по критерию видов деятельности позволяет отойти от житейского представления об одаренности как количественной степени выраженности способностей и перейти к пониманию одаренности как системного качества. При этом деятельность, ее психологическая структура выступает в качестве объективного основания интеграции отдельных способностей, служит матрицей, формирующей состав способностей, которые необходимы для ее успешной реализации. Следовательно, одаренность выступает как интегральное проявление разных способностей в целях конкретной деятельности. Один и тот же вид одаренности может носить неповторимый, уникальный характер, поскольку разные компоненты одаренности у разных индивидуумов могут быть выражены в разной степени. Одаренность может состояться только в том случае, если резервы самых разных способностей человека позволят скомпенсировать недостающие или недостаточно выраженные компоненты, необходимые для успешной реализации деятельности. Особо яркая одаренность или талант свидетельствуют о наличии высоких способностей по всему набору компонентов, затребованных структурой деятельности, а также об интенсивности интеграционных процессов “внутри” субъекта, вовлекающих его личностную сферу.

Деятельность всегда осуществляется личностью. Ее цели и мотивы оказывают влияние на уровень выполнения деятельности. Если цели личности лежат вне самой деятельности, то деятельность выполняется в лучшем случае добросовестно и ее результат даже при блестящем исполнении не превышает нормативно требуемый продукт. Если ребенок что-то делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы. В результате новый продукт его деятельности значительно превышает первоначальный замысел. В этом случае можно говорить о том, что имело место “развитие деятельности”.

По критерию “степень сформированности одаренности ” можно дифференцировать: актуальную и потенциальную одаренность.

Актуальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае, безусловно, речь идет не только об учебной, а о широком спектре различных видов деятельности.

Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети. Талантливый ребенок - это ребенок с такими результатами выполнения деятельности, которые отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости. Как правило, конкретный продукт деятельности талантливого ребенка оценивается экспертом (высококвалифицированным специалистом в соответствующей области деятельности) как отвечающий в той или иной мере критериям профессионального мастерства и творчества.

Потенциальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.).

Выявление потенциальной одаренности требует высокой прогностичности используемых диагностических методов, поскольку речь идет о еще несформировавшейся системе способностей, о дальнейшем развитии которой можно судить лишь на основе отдельных признаков, предпосылок. Интеграция способностей, необходимая для высоких достижений, еще отсутствует. Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка.

По критерию “форма проявления” можно говорить о: явной и скрытой одаренности.

Явная одаренность проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы “сама по себе”), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Поэтому специалисту в области детской одаренности с большой степенью вероятности удается сделать заключение о наличии одаренности или о высоких потенциальных возможностях ребенка. Он может адекватно оценить “зону ближайшего развития” и правильно наметить программу дальнейшей работы с таким “перспективным ребенком”. Однако далеко не всегда одаренность обнаруживает себя столь явно.

Скрытая одаренность проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, в замаскированной форме. Вследствие этого появляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу “неперспективных” и лишить помощи и поддержки, необходимой для развития его способностей. Нередко в “гадком утенке” никто не видит будущего прекрасного лебедя. Вместе с тем известны многочисленные примеры, когда именно такие “неперспективные дети” добиваются высочайших результатов.

Причины скрытой одаренности во многом связаны с наличием особых психологических барьеров. Они возникают на пути развития и интеграции способностей и существенно искажают формы проявления одаренности. Скрытые формы одаренности - это сложные по своей природе и часто непредсказуемые по характеру проявления психические феномены. Масштаб дарований ребенка со скрытой одаренностью весьма трудно (а иногда и невозможно) оценить с помощью традиционных методов (психометрических тестов, результатов различных интеллектуальных соревнований и т.п.). Выявление детей со скрытой одаренностью ни в коем случае не может сводиться к одномоментному психодиагностическому обследованию больших групп дошкольников и школьников. Идентификация детей с таким типом одаренности - это длительный процесс, основанный на использовании многоуровневого комплекса методов анализа поведения ребенка, включении его в различные виды реальной деятельности, организации его общения с одаренными взрослыми, обогащении его индивидуальной жизненной среды, вовлечения его в инновационные формы обучения и т.д.

По критерию “широта проявлений в различных видах деятельности” можно выделить: общую (или умственную) и специальную одаренность.

Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одаренности являются умственные способности (или общие познавательные способности), вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности. Общая одаренность определяет, соответственно, уровень понимания происходящего, глубину эмоциональной и мотивационной вовлеченности в деятельность, эффективность целеполагания и саморегуляции.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.).

Общая одаренность связана со специальными видами одаренности. В частности, под влиянием общей одаренности (показателей эффективности познавательных процессов, саморегуляции и т.д.) проявления специальной одаренности выходят на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности (в области музыки, поэзии, спорта и т.д.). В свою очередь, специальная одаренность оказывает влияние на избирательную специализацию общих психологических ресурсов личности, усиливая тем самым индивидуальное своеобразие и самобытность одаренного человека.

По критерию “особенности возрастного развития” можно дифференцировать: раннюю и позднюю одаренность. Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие, раннее обнаружение дарований (феномен “возрастной одаренности”) далеко не всегда связано с высокими достижениями в более старшем возрасте. В свою очередь, отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития личности. Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название “вундеркиндов”. Вундеркинд (буквально – “чудесный ребенок”) - это ребенок, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности - в музыке, рисовании, пении и т.д. Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе психического развития. Для них характерно чрезвычайно раннее, с 2-3-х лет освоение чтения, письма и счета; овладение программой трехлетнего обучения к концу первого класса; выбор сложной деятельности по собственному желанию. Их отличает необыкновенно высокое развитии отдельных познавательных процессов (блестящая память, редкостная наблюдательность, необычная сообразительность и т.п.).

Существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в искусстве, особенно в музыке. Несколько позднее одаренность проявляется в сфере изобразительного искусства. В науке достижение значимых результатов в виде выдающихся открытий, создание новых областей и методов исследования и т.п. происходит обычно позднее, чем в искусстве. Это связано, в частности, с необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других при этом проявляются математические дарования (Лейбниц, Галуа, Гаусс). Данная закономерность подтверждается фактами биографий великих людей.

Итак, любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев классификации видов одаренности. Одаренность оказывается, таким образом, многомерным по своему характеру явлением. Для практика - это возможность и, вместе с тем, необходимость более широкого взгляда на своеобразие одаренности конкретного ребенка.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Детский возраст - период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления - одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» - «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность - уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием ребенок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (кружке, секции, студии). Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога.

Таким образом, судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по инициированным им самим формам деятельности.

1.2. Виды одаренности

Выделяют три вида одаренности:

Академическую;

Интеллектуальную;

Творческую.

Академическая одаренность – «умение блестяще усваивать, то есть учиться».

Для академической одаренности значимы следующие слагаемые:

    интеллектуальные способности

    мотивация

    креативность

Психологические особенности детей, демонстрирующих академическую одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как порождающие ее. Поэтому наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об академической одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии.

Особое место среди одаренных детей занимают интеллектуальные вундеркинды . Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе развития умственных способностей. Для них характерно чрезвычайно раннее, с 2-3 лет, освоение чтения, письма и счета; овладение программой трехлетнего обучения к концу первого класса; выбор сложной деятельности по собственному желанию (пятилетний мальчик пишет «книгу» о птицах с собственноручно изготовленными иллюстрациями, другой мальчик в этом же возрасте составляет собственную энциклопедию по истории и т.п.). Их отличает необыкновенно высокое развитие отдельных познавательных способностей (блестящая память, необычная сила абстрактного мышления и т.п.).

Творческая одаренность - это характеристика не просто высшего уровня выполнения любой деятельности, но ее преобразования и развития.

1.3. Портрет одаренного ребенка

1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.

2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

4. Склонен к рискованным действиям.

5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.

6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.

7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.

10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

1.4. Социально-психологический портрет одаренного ребенка

I. Влияние социальной среды на одаренность.

1. Результаты разных исследователей, рассматривающих влияние социальной среды (социально-экономические отношения, материальное обеспечение, социально-бытовые условия и т.д.) на одаренность не однозначно. Но, возможно сделать следующие выводы: социально-экономические условия влияют на развитие одаренности, т.к. они определяют уровень жизни человека; чем более экономически развито общество, тем более благоприятны возможности для развития человека.

2. Очень важным условие развития одаренности является семья, а именно: структура и эмоциональный климат семьи, стили родительских отношений, отношение родителей к детской одаренности.

Р. Хесс и в. Шипман разделили родительские стили взаимодействия на императивный и инструктивный.

Для первого характерны однозначные команды, например: «Делай так, как я сказал…», «Сиди спокойно…».

Родители ждут от ребенка беспрекословного соблюдения их указаний, их отношения основываются на авторитете взрослого.

Такой стиль развивает в ребенке пассивную податливость и наряду с зависимостью и конформизмом.

Инструктивный стиль содержит больше информации, а требования обосновываются: «Убери игрушки, а я подмету пол…».

Родители беседуют с ребенком «на равных», доказывают, что их требования закономерны и разумны. Это воспитывает инициативу и твердость.

Еще одним важным аспектом является отношения родителей к детской одаренности. Очевидно, что этот фактор – один из основных, влияющих на реализацию возможностей ребенка. Типы отношений: отрицательное, игнорирующее, положительное,

II. Особенности познавательной деятельности.

Отличаясь широтой восприятия, одаренные дети остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.

Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравиться в своем воображении создавать альтернативные системы.

Отличная память в сочетании с ранним речевым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.

Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать свои мысли.

Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранить высокий порог восприятия в течении длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами они не терпят, когда им навязывают готовые ответы.

Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении задач.

Характерная для одаренного ребенка увлеченность заданиями в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он пытается заниматься тем, что ему еще пока не по силам.

III. Психосоциальная чувствительность.

Одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.

Они остро реагируют на несправедливость окружающего мира, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья и сестры) весьма характерны для одаренных детей.

Дети обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.

Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к невербальным сигналам окружающих.

Эгоцентризм в этом возрасте как у обычных детей.

Нередко у одаренных детей развиваются негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.

IV. Физические характеристики.

Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.

Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.

Зрение одаренных детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее.

V. Особенности системы отношений.

В дошкольном возрасте ведущая деятельность – ролевая игра.

У детей возникает достаточно выраженная и устойчивая потребность общения со сверстниками развивается потребность в признании их со стороны.

В старшем дошкольном возрасте наряду с наиболее значимыми взрослыми для ребенка становиться референтной и группа сверстников Некоторые особенности поведения и личности одаренного ребенка могут привести к непониманию их сверстниками, конфликтности их взаимоотношений, вплоть до изоляции ребенка со стороны детей.

Среди причин называются: неумение слушать собеседника, стремление к доминантности, брать на себя роль организатора совместных игр, тенденция к демонстрации собственных знаний (которая во многом закрепляется взрослыми), стремление монополизировать внимание взрослого, нетерпимость по отношению к менее успешным детям, некомформность, привычка поправлять других и т. д. Л. Хомиенгуерт указывает еще на одну причину возможной изоляции одаренных детей – в силу высокого умственного развития им могут быть неинтересны игры сверстников.

Сталкиваясь с трудностями во взаимоотношениях со сверстниками и не понимая их причин, такие дети часто стремятся к дружбе с взрослыми или со старшими детьми.

Но в общении с последними у них могут возникнуть трудности.

Причина в том, что старшие опережают в физическом развитии, в силу чего одаренным детям трудно стать лидером в таком обществе.

Одаренные дети в большей степени, чем их сверстники с обычным уровнем развития, подвержены негативному влиянию неблагополучия в сфере взаимодействия и взаимоотношений из-за их повышенной чувствительности к социальной действительности.

Поэтому различные нарушения в общении с людьми могут существенно сказаться на их представлении о себе и своих возможностях, тогда как важнейшим условием реализации их потенциала является наличие у таких детей позитивной Я-концепции.

VI. Поведенческие особенности, свидетельствующие о социально-психологической дезадаптации.

Продолжительное подавление интеллектуальных и экспрессивных потребностей одаренного ребенка может привести к эмоциональным сложностям, неврозам и даже психозам.

Неврозы могут вызвать периоды депрессии, когда ребенок не в состоянии понять причины неприятия окружающими естественных для него тенденций и стремлений.

Он может уйти в воображаемый мир, где стирается граница между реальностью и вымыслом.

Из-за скрытых, неосознаваемых высоких родительских ожиданий у ребенка у ребенка может развиться стремление доводить все совершенства – перфекционизм.