Увеличение зарплаты педагогам в году. Какие существуют льготы и бонусы. Будут ли сокращения учителей

На сегодня остается актуальной проблема повышения заработной платы. До 2015 года индексация проводилась и давала положительный результат. Но нынешний год принес новые сюрпризы. Разберемся, стоит ли ждать госслужащим повышения минимальной платы.

Повышения зарплаты бюджетникам в 2016 году в России последние новости, приказ
Четыре года назад президент Путин издал «майские указы», на которые люди полагали большие надежды. Майский указ повышения зарплаты обещал учителям, врачам и другим бюджетникам доход в двойном размере от средней з/п в регионе.

Однако с декабря 2016 у правительства появилась идея экономить на зарплатах бюджетников. В этом году Путин сэкономит на них не меньше чем 34 миллиарда руб. В связи с эти будет изменена система расчета средней зарплаты в регионах. С сентября ушедшего года действует постановление «О совершенствовании статистического учета». Это значит, что начнется не резкое повышение, а снижение платы. Если следовать федеральным проектам, то ни один госслужащий не получит повышенной зарплаты. Но правительство уверяет, что данного майского указа это не касается. По словам Топилина подчиненные президента разбирают вопрос об индексации госслужащим с октября 2016, пишет Российская газета. Все же почему-то сегодня многие бюджетные учреждения переходя с оклада на хозрасчет.

Свежие новости говорят, что в экономический кризис может быть проведена индексация в соответствии с инфляцией, но об этом еще молчат.

Планируется и ожидается ли индексация?

Когда будет повышение зарплаты бюджетникам в 2016 году в России, — актуальный, как никогда вопрос, так как уровень жизни стал намного хуже и ниже, то ожидаемое повышение заработной платы теплит большие надежды. Ситуация в стране критическая – в 5 раз увеличилось количество нищих, их число составляет 20 млн. человек. Каждая сфера имеет разный средний доход. Более точные цифры покажет таблица:

Как известно, школьный учитель – это довольно широкое понятие, объединяющее несколько специальностей. Поэтому педагоги получают разные заработные платы, зависящие от многих условий начиная от конкретной должности и заканчивая спецификой региона и статусом школы. Однако порядок расчета окладов и надбавок сотрудников российских государственных школ является общим, поэтому его можно применять, в частности, осуществляя расчет зарплаты учителя начальных классов.

Составные части заработной платы

Жалование учителей состоит из:

  • базовой части;
  • компенсационной;
  • стимулирующих выплат;
  • премий.

В обычных школах, где нет классов коррекции и прочих особых условий, расчет заработной платы учителя зависит от количества проведенных уроков и числа учеников. Здесь же учитывается внеклассная нагрузка, например, проверка домашней работы, выполнение обязанностей классного руководителя и так далее. Также существуют коэффициенты, зависящие от стажа педагога и категории его квалификации.

Компенсационные выплаты предусматриваются, если педагог работает ночью, в опасных условиях, в частности, с химическими реактивами. Стимулирующие выплаты входят в премии и предназначены для поощрения педагога за хорошие показатели учеников при сдаче экзаменов, победы обучающихся на олимпиадах, внедрение новых дидактических учебных материалов и прочие успехи в работе. Однако такая премия не может превышать 60% оклада. Премирование педагогов происходит по принципу остальных бюджетных учреждений: выплачиваются квартальные и годовые премии, а также определенная сумма начисляется к праздничным датам.

Зарплаты преподавателей обязательно проходят ежегодную индексацию, составившую, например, в 2016 г. – 7%.

Как рассчитывается зарплата учителя средней статистической школы

Сегодня в Интернете существует несколько электронных онлайн-программ по расчету заработной платы педагогов. Эти программы, конечно, требуют проверки данных, но в среднем способны подсказать, как посчитать зарплату учителя. Также расчеты можно провести вручную.

Вначале необходимо взять базовую ставку (20 часов в неделю для начальной школы) оклада, составляющую сегодня 3000-3500 рублей. К базовой ставке могут применяться повышающие коэффициенты, если педагог:

К ней прибавляются имеющиеся коэффициенты:

Руководство учебного заведения вправе устанавливать коэффициенты за сложность преподаваемой дисциплины. Данные выплаты осуществляются из средств самой школы, поэтому государство их не регламентирует.

К базовой ставке добавляются остальные виды выплат. Так как рассчитать зарплату учителя начальных классов?

Приблизительный расчет реальных доходов учителя начальной школы со средней квалификацией

Чтобы человеку было понятно, чего ему ожидать от работы в начальных классах, можно провести приблизительный расчет. Полученные данные актуальны на начало 2017 г. Для определения оклада возьмем следующие данные:

  • усредненный стаж работы (от 5 до 10 лет), который дает + 10% к окладу;
  • первую категорию (коэффициент 1.5);
  • полное высшее педагогическое образование, за которое полагается надбавка в размере трети базовой ставки;
  • предполагаемый преподаватель предположительно работает в обычной школе и не имеет дополнительных заслуг в виде почетных званий и ученой степени;
  • в школах устанавливаются коэффициенты за сложность предметов, однако для обычного учителя начальной школы такой надбавки не существует;
  • за классное руководство в начальной школе выплачивается 15% оклада;
  • еще 10% полагается в счет компенсации затраченного времени на проверку тетрадей;
  • ровно столько же выплачивается заведующему учебным кабинетом, он обычно имеется у учителя начальных классов.

В результате проведенного расчета получилась сумма 10115.88 рублей . Именно на такой доход стоит ориентироваться человеку, желающему работать в начальной школе.

Средняя ЗП учителей

Как видно, базовая заработная плата в школе до сих пор не дотягивает до средних показателей в регионах. Тем не менее в наше время реализуются региональные стимулирующие программы, в рамках которых учителям выплачиваются премиальные. Это позволяет существенно приблизить размеры учительских зарплат к среднестатистическим показателям. К тому же нельзя оставлять за рамками внимания регулярные обязательные премии, которые в целом служат хорошим дополнением к основному окладу.

С нового учебного года в московских школах начинается постепенное внедрение так называемого «эффективного контракта». С точки зрения профсоюза «Учитель», этот контракт призван жестко регламентировать обязанности педагогов и создать условия для сокращения заработной платы. В статье Всеволода Луховицкого разъясняются положения приказа №40 Департамента образования Москвы и предлагаются способы защиты трудовых прав педагогов.

Публикуем выдержки из статьи. Полный текст статьи - на сайте профсоюза «Учитель» .

При написании этого текста перед автором стояли две задачи. Во-первых, сравнить изложенные в Приказе №40 нормы с аналогичными нормами, прописанными в федеральных нормативно-правовых актах. Этот подход основан на статьях 5 и 6 ТК РФ, в соответствии с которыми «нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти». Во-вторых, предложить московским учителям способы защиты трудовых прав в том случае, если им будут предлагать подписать трудовой договор или Дополнительное соглашение к трудовому договору, написанные в соответствии с Приказом №40.

1. Нововведения Департамента образования

Первое новшество, введенное Приказом №40, касается оклада, то есть базовой части зарплаты. Дело в том, что в нормативных актах федерального уровня четко сказано, что базовая часть зарплаты не должна уменьшаться: «Заработная плата работников учреждений (без учета премий и иных выплат стимулирующего характера) при изменении системы оплаты труда не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных выплат стимулирующего характера), выплачиваемой работникам до ее изменения, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации».

Мы считаем, что п. 4.1 Приказа №40 может привести к нарушению этого требования. Дело в том, что, Фонд оплаты труда (ФОТ) = ФОТб (базовый) + ФОТк (компенсационный) + ФОТст (стимулирующий). До вступления в силу Приказа №40 ФОТб учителей (то есть, сумма базовых окладов учителей) весь уходил на оплату преподавательских часов.

Теперь в оклад входят надбавки за проверку тетрадей и за классное руководство, которые раньше входили в компенсационную или стимулирующую часть зарплаты.

Для педагогов это означает:
1. Увеличение не гарантированной нам части ФОТ. Раньше в стимулирующую или компенсационную части ФОТ входили и оплата тетрадей, и оплата классного руководства, то есть по факту получалось, что педагог мог заранее знать большую часть своей зарплаты (базовая часть за часы + проверка тетрадей + классное руководство). Теперь эти выплаты войдут в базовую часть, но при этом процентное соотношение базовой (60%) и стимулирующих (30%) частей не меняется.

Например, при ФОТ в 100 тысяч рублей базовая часть составляет 60 тысяч. До вступления в силу Приказа №40 учителя получали 60 тысяч рублей за ведение уроков, 6 тысяч рублей за проверку тетрадей и 10 тысяч рублей за классное руководство. На настоящие стимулирующие, которые определяются по неким баллам и которые невозможно просчитать заранее, оставалось 14 тысяч рублей. Теперь будет иной расчет: в 60 тысяч базовых рублей войдут те самые 10 тысяч + 6 тысяч, а за оставшиеся 30 тысяч учителя вынуждены будут конкурировать друг с другом, не зная заранее, сколько они получат.

2. Из приведенного выше расчета видно, что базовая часть оплаты именно преподавательской работы уменьшится (если не будет увеличен общий ФОТ, на что в нынешней экономической ситуации рассчитывать нельзя). Именно поэтому мы считаем пункт 4.1 Приказа №40 противоречащим предложениям Российской Трехсторонней комиссии.

Второе серьезное изменение касается компенсационной и стимулирующей части ФОТ. В федеральных рекомендациях дан большой и — самое главное — открытый список. Мы считаем принципиально важным то, что в этом документе компенсационные и стимулирующие доплаты даны единым списком, без разграничения. Это соответствует сложившейся многолетней практике: например, доплаты за квалификацию и стаж в одних Положениях о зарплате отнесены к компенсационным, в других — к стимулирующим.

В тексте приказа №40 от 12 февраля в пунктах 6.1 и 7.1 список был очень краткий и исчерпывающий, то есть все, что не предусмотрено в этих пунктах, учитывать нельзя.

Получается, что педагоги теряют несколько существовавших до сих пор компенсационных и стимулирующих выплат:
- компенсация за методическую литературу (понятно, что 100 рублей не спасают, но даже их хотят отобрать);
- доплаты за квалификационную категорию, стаж, молодому специалисту;
- доплата за заведование кабинетом.

Проблематичным становится и получение компенсационной надбавки за работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, поскольку теперь придется доказывать каждый час работы.

Наконец, некоторые основания для стимулирующих выплат, указанные в пункте 7.3 (примечание 6), не соответствуют заявленным в федеральных рекомендациях принципам объективности, предсказуемости и адекватности, потому что критерии рейтинга образовательных организаций ежегодно меняются и предугадать их заранее невозможно.

Кроме того непонятно, как стимулирующие доплаты конкретному работнику могут зависеть от рейтинга всей школы. И что делать, если вся школа внизу рейтинга? Значит ли это, что у всех работников не должно быть стимулирующих? Поскольку 30% на стимулирующие определены этим же приказом, директору придется распределять их исключительно в виде разовых премий, что еще больше повысит вероятность необъективности.

В первоначальном тексте Приказа №40 было несколько норм, противоречащих друг другу. Приказом №2055 большинство из них ликвидировано.

Однако необходимо обратить внимание на само название Приложения к Приказу №40 — «Рекомендации по разработке систем оплаты труда работников государственных образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, подведомственных Департаменту образования города Москвы». Это название противоречит его содержанию, так как уже в пункте 1.1 речь идет не о рекомендациях, а о Положении, то есть документе совсем иного уровня. Департамент образования г. Москвы не рекомендует, а приказывает там, где он приказывать не имеет права, потому что установление конкретной системы оплаты труда трудовым законодательством отнесено к компетенции не региональной власти, а работодателя (ст. 135 ТК РФ). Именно директор школы совместно с работниками должен решать, как распределять ФОТ.

2. Рекомендации педагогам

В Приказе №40 ничего не говорится о так называемом «эффективном контракте», который рано или поздно будет предложено подписать каждому педагогу. Планировался перевод всех педагогов на «эффективный контракт» с 1 сентября 2015 года, сейчас говорят о продлении подготовки к переходу до 1 января 2016 года.

Представим себе, что текст этого контракта (или Дополнительного соглашения к трудовому договору) будет основан на Приказе №40. Чем это грозит педагогам?

Кратко подытожим:
- уменьшится оплата преподавательского часа
- в зарплате увеличится «вес» стимулирующих доплат (то есть доплат, не гарантированных работнику заранее)
- не будет оплаты заведования кабинетом и методической литературы
- не будет доплат за квалификацию и стаж работы
- уменьшатся доплаты за работу с вредными веществами
- увеличится количество платных образовательных услуг
- зарплата каждого педагога будет прямо зависеть от места в рейтинге.

Как вести себя в этом случае работникам?

Во-первых, настаивать на максимально строгом соблюдении процедуры. До подписания такого договора должны быть изменены все локальные акты, потому что нынешние основаны на старых федеральных и региональных документах. Чтобы внести, например, изменения в коллективный договор, потребуется не один месяц, тем более если инициатором изменений выступает работодатель. В переговорах с работодателем главным аргументом будет принцип трудового права, о котором уже шла речь: в локальных актах гарантии работникам, содержащиеся в Трудовом кодексе и иных нормативных актах, не могут быть уменьшены, но могут быть увеличены. Если, например, педагоги решат, что среди компенсационных доплат должны быть доплаты молодому специалисту, то никакие проверяющие инспекции не смогут опротестовать эту норму, внесенную в коллективный договор.

Во-вторых, можно настаивать на максимально точном соблюдении всех требований к «эффективному контракту». Например, пусть работодатель проставит в договоре все конкретные цифры: базовая оплата ставки часов, все виды компенсационных и стимулирующих. Поскольку контракт (Дополнительное соглашение) подписывается в начале учебного года, а финансирование может измениться с начала нового финансового года, работники могут воспользоваться ситуацией и обеспечить себе гарантированную зарплату. Особенно интересно будет посмотреть, как директора решат проблему обозначения в Дополнительном соглашении выплаты стимулирующих в соответствии с Приказом №40. Ведь должны быть указаны конкретные цифры и показатели. Ни в коем случае нельзя соглашаться на формулировки «по результатам работы», «в соответствии с Положением о стимулирующих выплатах» — в крайнем случае возможно указание в процентах от оклада (например, «стимулирующие выплаты в виде разовой премии раз в квартал в размере 50% от оклада»).

В-третьих, помнить о том, что работник имеет право не согласиться с любым пунктом «эффективного контракта». У работодателя нет права уволить педагога, заключившего договор на неопределенный срок, только за то, что тот не согласен с какими-то пунктами Дополнительного соглашения. Обратите внимание: распоряжение какого-либо вышестоящего начальника не является законной причиной изменения условий договора!

Таким образом, можно смело говорить, что уволить педагога, используя ст. 74, очень сложно.
О том, как представляют себе «эффективный контракт» в Минтруда и Минобразования, придется писать уже в отдельной статье.

В. Луховицкий, член Совета профсоюза «Учитель»

(2 оценок, среднее: 4,50 из 5)

Профессия учитель — одна из наиболее социально значимых. Получение образования в хороших условиях и под влиянием квалифицированного педагога основной интерес каждого отдельного гражданина, семьи и всего общества в целом.

К сожалению, сфера образования сегодня сталкивается с проблемами:

Сегодня система образования стремится отразить потребности рыночных отношений. Целью получения образования родители и учителя считают не формирование полноценной многогранной личности, а возможность реализовать свои способности на рынке занятости и быть востребованным специалистом.

Учитель: особенности профессии и ее необходимость в обществе

Профессия учителя возникла сотни лет назад. Обучение и воспитание — две миссия возлагаемых обществом на педагога. Необходимость педагогического труда объясняется такими функциями его в обществе:

Обобщив все функции и цели работы учителей, можно сказать, что педагог оказывает непосредственное влияние на будущее общества. Повышение зарплаты учителям происходит незначительное, но зато всегда можно найти работу.

Из чего рассчитывается зарплата

Оклад учителя в зависимости от региона страны

На сегодняшний день наиболее высокий уровень оплаты педагогического труда имеют учителя, работающие Магаданской области, Ненецком и Ханты-Мансийском округе. Наиболее низкие зарплаты у учителей, трудовая деятельность которых проходит в Дагестане, Мордовии.

Исходя из данных статистики, средняя учительская зарплата в стране превышает показатель среднестатистической заработной платы россиянина. Данный уровень придерживается во всех регионах, кроме Курской области.

Для педагогов столицы средняя оплата труда равняется 70 тысяч рублей. Практически на таком же уровне и заработная плата учителя в Санкт-Петербурге — 65 тысяч.

Для крупных городов характерна заработная плата в размере 44 тысяч рублей . А в маленьких населенных пунктах заработная плата учителя находится на уровне 20 тысяч. Для сельской местности характерны наиболее низкие заработные платы 8−10 тысяч рублей.

Какие существуют льготы и бонусы

Средняя зарплата учителя в России составляет 15 000 рублей. Но нельзя забывать про дополнительные финансовые бонусы.

Стимулирующие выплаты — денежные надбавки, присваиваемые учителям за достижения в работе. Законодательно к стимулирующим выплатам относятся надбавки, премии и доплаты. Назначение вознаграждения происходит в индивидуальном порядке руководителем учебного заведения.

Выплаты корректируются руководством учебного заведения исходя из бюджета. Назначение выплаты учителю выполняется одним из способов:

  • представители профсоюза рассматривают предложение руководителя по распределению стимулирующих выплат, и принимается решение о назначении.
  • создание комиссии для рассмотрения подробно всех аспектов деятельности каждого учителя, проведению анализа и назначению стимулирующих выплат на основе анализа.

Финансирование стимулирующих выплат осуществляется муниципальными бюджетами.

Перспективы на будущее

В перспективе на основе решения Президента оплата труда педагогов должна быть увеличена на 150%. Увеличение заработной платы учителей производится с целью повышения социальных стандартов и привлечение в работу молодых специалистов.

Сегодня средний доход школьного учителя в Московской области составляет 30 000 рублей .

На основе зарубежного опыта можно сделать вывод, что образовательную реформу нужно начинать с повышения окладов педагогам. Это и поставлено в основу государственной образовательной политики — повышение заработной платы педагогам с целью повышения престижа школьного труда и решения проблемы утечки кадров из профессии. Если стаж преподавателя более 25 лет, то это , позволяющая раньше выйти на пенсию.

Зарплаты учителей в Америке и Европе

В различных уголках земного шара к оплате труда учителей принимается различный подход. Наиболее высокие доходы у европейских учителей. Опытный преподаватель в Люксембурге получает годовой доход в размере 67 тысяч евро. Не отстают от Учителей Люксембурга и педагоги в Германии, Ирландии и Нидерландах. Ежемесячный доход европейских учителей составляет около 3000 евро.

В США труд педагога оплачивается в районе 44 тысяч долларов в год. В сравнении с педагогами в Америке и Европе, российские специалисты имеют значительно более низкий доход. В сторону повышения социальных стандартов и проведения образовательной реформы направлена сегодня политика правительства РФ.

Пенсия за выслугу лет у учителя: размер

Школьные учителя, преподаватели техникумов и высших учебных заведений могут претендовать на государственное пенсионное обеспечение до достижения ими пенсионного возраста. Для этого нужно наработать трудовой стаж 25 лет и приобрести пенсионное право на пособие по выслуге лет. Кроме того, на момент выхода на пенсию индивидуальный пенсионный коэффициент педагога должен составлять не менее 11, 4.

Стаж формируется такими трудовыми и нетрудовыми периодами: непосредственно работа, очередной отпуск, период болезни, обучение.

Для того чтобы оформить пенсию по выслуге лет нужно работать на должности узаконенного названия. Перечень должностей регламентируется Постановлением № 781. Будущая пенсия педагога зависит от заработной платы, которая в свою очередь зависит от категории, нагрузки и регионального коэффициента. Размер пенсии зависит и от страны, обязательно

Сумма минимальной пенсии учителя на выслуге должна быть не менее 40% от его заработной платы . Максимальный предел начисления пенсионного обеспечения — 75% от зарплаты.

Видео «Сколько на самом деле получают учителя в России»

August 17th, 2016

По сравнению с прошлым годом "преподавательский голод" увеличился на 44%. Чаще всего работодатели ищут педагогов начальных классов. Педагогов нет. Никто не хочет идти в Москве работать в школу за зарплату в 70-100 тысяч рублей.

При этом по сравнению с январём 2016 года количество вакансий в Москве для учителей средней школы увеличилось к концу июля на 136%. Учителя увольняются из школ. Лето всегда обостряет "голод работодателей" в школах, так как нужно к началу учебного года сформировать новый штат (в этот период появляется 40% всех вакансий для педагогов).

Средняя зарплата школьного учителя в столице на сегодняшний день составляет от 40 до 60 тысяч рублей без учёта премий и других надбавок(!). С надбавками и премиями зачастую выше 100 тысяч.

Востребованнее всего на рынке учителя начальных классов (20% всех объявлений в сфере среднего образования), 15% вакансий - для педагогов по математике, 11% - по русскому языку и литературе. Каждая десятая вакансия - поиск преподавателя по английскому языку или по физике.

Уровень зарплат зависит от нескольких факторов: возможности учебного заведения, стажа работы, наличия премий и от нагрузки (количество учебных часов). Также на оклад влияет предмет, который педагог ведёт.

Максимальная зарплата учителя в Москве - 90 тысяч рублей. Без премий и надбавок! Самый высокий доход у столичных педагогов по биологии и химии, английскому языку, математике и информатике (от 46 тысяч до 65 тысяч рублей голого оклада). Но обычно все берут дополнительные часы, факультативы, получают премиальные.

& ***САМЫЕ ОБСУЖДАЕМЫЕ ПОСТЫ*** &