Семь муз аполлона. Девять муз древней греции. Муза Полигимния — муза торжественных гимнов
Для того, чтобы выразить свое восхищение относительно творчества того или иного автора или художника, мы часть используем выражение – «его или ее посетила муза». А кто же такие музы и откуда пошло это выражение?
Согласно поверьям древних греков, верховный бог Зевс не всегда отличался нравственностью и часто заводил детей от разных богинь. И музы – не исключение – они появились от его связи с богиней памяти Мнемозины. И каждая из них была покровительницей какого-то искусства или же науки. Наряду с покровителем искусства Аполлоном они сами решали, кого чем наградить.
Всего было девять муз:
Клио – муза истории;
Мельпомена – муза трагедии;
Талия – муза комедии;
Каллиопа– муза эпической поэзии;
Терпсихора – муза танца;
Полигимния – муза священных гимнов;
Евтерпа – муза поэзии и лирики;
Эрато – муза любовной и свадебной поэзии;
Урания – муза науки.
По представлениям греков, они обитали на горе Олимп вместе с Аполлоном и все время веселились и слонялись без дел.
Клио
Муза истории изображалась с пергаментом. В нем и она излагала хронологию событий, чтобы было что передать потомкам. Она была слишком нравственной и прагматичной, даже на тему любви, по легенде, у нее произошла ссора с Афродитой из-за запрещенной любви Афродиты к Адонису (Афродита была замужем за уродливого бога Гефеста, но часто ему изменяла).
Мельпомена
Изображалась с венком на голове, в мантии, а в руках у нее была маска, изображающая грусть. Великие греческие трагики все свои трагедии посвящали ей, и она была музой таких гениев трагедий, как Еврипида или Эсхила. Она была также матерью морских сирен, которые пленяли моряков своим дивным голосом.
Талия
Если у музы трагедии в руках была маска грусти, то у музы комедии Талии – маска, изображающая смех и радость. Мастер комедии Аристофан был ею одарен.
Каллиопа
Мать одного из известного героя греческих мифов и легенд – Орфея. По всей видимости, у нее он унаследовал дар певца. На скульптурах она держит в руках маленькую книгу стихов.
Терпсихора
Изображалась она с лирой. И считалось, что она одарила тех танцоров, которые чувствуют ритм сердца, души и музыки. Лишь в этом гармоничном соединении чувствовалось присутствие музы.
Полигимния
Известный оратор Цицерон не раз взимал помощи этой музы, чтобы та его одарила плавной и умной речью. Считалось, что, если оратор ведет свою речь уверенно, при этом не запинается, значит у него дар от самой музы.
Эвтерпа
Все те, кто умел слагать чувственные строки, их называли последователями Евтерпы.
Эрато
И, наконец, как обойтись без дара любить. Многие влюбленные обращались к ней в тяжелые минуты расставаний и просили воссоединения с любимой или любимым. Ее голову украшали розы как символ вечной любви.
Урания
Урания, муза науки, держит в руках глобус и циркуль. Она самая умная из сестер, поэтому, кто постиг гранит науки, тот, значит, одарен самой Уранией.
Очень часто в нашей жизни встречаются такие фразы как: “посетила муза”, “муза поэзии” и множество других, в которых упоминается слово муза. Однако что оно означает? Данное понятие исходит из античной мифологии. Греческие музы - это девять сестер, покровительниц искусств и наук. Они являются дочерьми самого Зевса и каждая из них обладает своими уникальными божественными возможностями. Давайте рассмотрим их подробнее.
Итак, как было сказано ранее, музы являются дочерьми Зевса и титаниды Мнемосины, которая является богиней памяти. Само же слово музы (мусы) происходит от греческого слова «мыслящие». Музы обычно изображались в виде молодых и красивых женщин. Они обладали пророческим даром и благосклонно относились к творческим людям: поэтам, художникам, артистам, всячески поощряя и помогая им в их деятельности. Однако за особые провинности музы могли лишить человека вдохновения. Дабы этого не произошло, древние греки строили специальные храмы в честь муз, которые назывались мусейонами. Именно от этого слова и произошло слово “музей”. Покровителем же самих муз являлся бог Аполлон. Давайте теперь рассмотрим каждую из муз подробнее.
Муза Каллиопа - муза эпической поэзии
Имя этой музы с греческого может быть переведено как “имеющая прекрасный голос”. По мнению Диодора, это имя возникло в тот момент, когда было произнесено “прекрасное слово” (кален опа). Она является старшей дочерью Зевса и Мнемосины.
Каллиопа - мать Орфея, муза героической поэзии и красноречия. Она вызывает чувство жертвенности, побуждающее человека преодолеть свой эгоизм и страх перед судьбой. Каллиопа носит на челе золотую корону — знак того, что она главенствует над другими музами, благодаря своей способности приобщать человека к первым шагам на пути его освобождения. Каллиопа изображалась с вощеной дощечкой или свитком и грифельной палочкой в руках - стилос, который представлял собой бронзовый стержень, заострённый конец которого использовался для нанесения текста на дощечку, покрытую воском. Противоположный конец делался плоским, чтобы стирать написанное.
Муза Клио - покровительница истории
Сопутствующими атрибутами этой музы являются свиток пергамента или скрижаль - доска с письменами. Клио напоминает о том, чего может достичь человек, помогает найти свое предназначение.
По Диодору имя произошло от слова “Клеос”- “слава”. Этимология имени - “дарующая славу”. От Пиера греческая муза Клио имела сына Гиакинфа. Любовь к Пиеру была внушена Афродитой за осуждение ее любви к Адонису.
Муза Мельпомена - муза трагедии
В греческой мифологии Мельпомена считается музой трагедийного жанра. Имя, по Диодору, означает “мелодия, радующая слушателей”. Образ антропоморфен - описывалась как женщина с повязкой, виноградным или плющевым венком на голове. Всегда имеет постоянную атрибутику в виде трагической маски, меча или палицы. Оружие несет символику неотвратимости божественного наказания.
Мельпомена является матерью сирен - морских существ, олицетворявших собой обманчивую, но очаровательную морскую поверхность, под которой скрываются острые утёсы или мели. От матери-музы сирены унаследовали божественный голос, которым приманивали мореплавателей.
Муза Талия - муза комедии
Талия или в другом варианте Фалия — в греческой мифологии муза комедии и лёгкой поэзии, дочь Зевса и Мнемосины. Изображалась с комической маской в руках и венком плюща на голове.
От Талии и Аполлона родились корибанты - мифические предшественники жрецов Кибелы или Реи во Фригии, в диком воодушевлении, с музыкой и танцами, отправлявших служение великой матери богов. Согласно Диодору, получила имя от процветания (таллейн) на многие годы прославляемых в поэтических произведениях.
Зевс, превратившись в коршуна, взял Талию в жены. Из страха перед ревностью Геры муза скрылась в недрах земли, где от неё родились демонические существа — палики (в этом мифе она именуется нимфой Этны).
Муза Полигимния - муза торжественных гимнов
Полигимния - в греческой мифологии муза торжественных гимнов. Согласно Диодору, получила имя от создания многими восхвалениями (диа поллес химнесеос) известности тем, чье имя обессмертила славой поэзия. Она покровительствует поэтам — писателям гимнов. Считается, что она хранит в памяти все гимны, песни и ритуальные танцы, которые славят олимпийских богов, также считается, что она изобрела лиру.
Полигимния часто изображается со свитком в руках, в задумчивой позе. Полигимния покровительствует в изучении людьми риторики и ораторского искусства, которое превращает оратора в орудие истины. Она олицетворяет силу речи и делает речь человека животворящей. Полигимния помогает познать таинство слова как реальную силу, с помощью которой можно вдохновлять и оживлять, но одновременно ранить и убивать. Эта сила речи является вдохновляющей на пути к истине.
Муза Терпсихора - муза танца
Терпсихора — муза танца. Согласно Диодору, получила имя от наслаждения (терпейн) зрителей являемыми в искусстве благами. Её имя среди Муз называет и Цец. Считается покровительницей танцев и хорового пения. Изображалась в виде молодой женщины, с улыбкой на лице иногда в позе танцовщицы, чаще сидящей и играющей на лире.
Характерные атрибуты: венок на голове; в одной руке она держала лиру, а в другой плектр. Эту музу связывают с Дионисом, приписывая ей атрибут этого бога — плющ (о чём гласит надпись на Геликоне, посвященная Терпсихоре).
Муза Урания - муза астрономии
Урания — муза астрономии. Атрибутами Урании являлись: небесный глобус и циркуль. Согласно Диодору, получила имя от устремленности к небу (уранос) тех, кто постиг ее искусство. По одной из версий Урания является матерью Гименея.
Урания олицетворяет силу созерцания, она зовет покинуть нас внешний хаос, в котором существует человек и погрузиться в созерцание величественного бега звезд, который является отражением судьбы. Это сила познания, сила, которая тянет к таинственному, тянет к высокому и прекрасному — к Небу и Звездам.
Муза Эвтерпа - муза лирической поэзии
Эвтерпа (др.-греч. Εὐτέρπη «увеселяющая») — в греческой мифологии одна из девяти муз, дочерей Зевса и титаниды Мнемосины, муза лирической поэзии и музыки. Изображалась с лирой или флейтой в руках.
Мать Реса от речного бога Стримона. Согласно этимологии Диодора, получила имя от наслаждения (терпейн) слушателей, которые получают блага образования. Ее имя среди Муз называет и Цец.
Муза Эрато - муза любовной поэзии
Эрато является музой лирической и любовной поэзии. Ее имя производное от имени бога любви Эрота. По Диодору - имя получила в честь умения быть “эперастой” (желанной для любви и страсти) .
Родилась в результате союза Мнемосины и Зевса. От Мала Эрато родила Клеофему. Атрибут музы - кифара. Эта божественная героиня греческой мифологии достаточно часто упоминается в сказаниях эллинов.
Кроме того, к символике, связанной с образом греческой музы Эрато, прибегают в своих произведениях Вергилий и Аполлоний Родосский. Она умеет вдохнуть в душу любовь ко всему живущему своим искусством преображать все в красоту, скрывающуюся за пределами физического.
По материалам Википедии
Музы первоначально были не кто иные, как воодушевляющие нимфы источников. Они одаряли людей поэтическим талантом и научали их ритмическому размеру в стихах. Число их также подвергалось изменениям. Вначале упоминается только о трех музах: Мелета – размышление, Мнема – память и Айода – песня. Но уже по Гесиоду , их девять сестер, они все дочери Зевса и титаниды Мнемосины (богини памяти).
Музы Древней Греции (рассказывает Илья Бузукашвили)
Музы родились у подножия Олимпа, это прекрасные девы, сердца их чисты и девственны, у них дивные голоса, и они поют на пирах богов гармоничные песни, увеселяя богов. Они поют также о божественных обязанностях обитателей Олимпа и о великих, непреодолимых законах природы. Музы вдохновляют поэта и влагают песни в его душу. «Когда эти дочери великого Зевса хотят наделить смертного талантами, они, лишь только избранник их родится, начинают кормить его нежной небесной росой, и из уст его льются слова сладкие, как мед» (Гесиод).
Музы покровительствуют поэтам и певцам, которые признают, что только им они обязаны своими талантами, и наказывают дерзких, которые воображают, что могут состязаться с ними в пении. Им воздавались большие почести, и культ их был распространен повсюду, ибо в эпоху античности поэзия являлась могущественным фактором цивилизации.
Впоследствии греки распространили влияние муз на все отрасли искусства и наук; каждой из них отвели определенный круг деятельности и каждой придали особенные отличительные атрибуты.
Клио, муза истории , изображалась со свертком пергамента в руке.
Каллиопа, муза эпоса , в мечтательной позе держит в руках навощенные дощечки и острую палочку (stylos).
Трагическая маска, вакхический венок, котурны – вот отличительные признаки Мельпомены, музы трагедии ; иногда ей придают атрибуты Геракла для выражения ужаса, а вакхический венок должен напоминать, что трагедии впервые начали разыгрываться на празднествах Вакха (Диониса). Прекрасная античная статуя Мельпомены находится в Лувре.
Терпсихора – муза танцев , она увенчана лаврами и ударяет по струнам большой лиры вроде арфы, оживляя и вдохновляя этими звуками танцующих.
Комическая маска, венок из плюша, пастуший посох, тимпанон (род гуслей) – обычные атрибуты Талии, музы комедии и буколической поэзии.
Эрато – муза любовной поэзии и мимики , она держит в руках легкую, небольшую лиру; очень часто рядом с ней изображали Эрота (Амура).
Эвтерпа изображалась всегда с флейтой, она – муза лирической поэзии и музыки .
Полимния , или Полигимния, – муза красноречия и гимнов , у нее нет никаких атрибутов, но ее легко узнать среди ее сестер по задумчивому взгляду и по тому, что она опирается о скалу.
Наконец, Урания – муза звездоведения (астрономии) , у ног ее находится глобус, а в руках палка-радиус, который употреблялся древними астрологами для указывания звезд, видимых на небесном своде.
Первоначальный культ муз появился у древнего племени фракийских певцов, которые жили в Пиэрии, у Олимпа, а затем переселились в Беотию, близ горы Геликон. Эта гора, как и Парнас, была любимым местом пребывания муз. Там находились прекрасные тенистые рощи, прохладные пещеры и прозрачные источники Аганиппа и Иппокрена, посвященные им.
На многих античных памятниках искусства Аполлон изображается в сопровождении девяти муз. Этот же сюжет часто воспроизводится художниками эпохи Возрождения. В Лувре находится известная картина Мантеньи «Парнас», на ней изображен повелитель муз Аполлон, заставляющий девять сестёр танцевать под звуки своей лиры в присутствии
Каллиопа обучала своего сына Орфея способности чувствовать музыку. Она говорила, что поэзия должна к жизни душу человека, вселить в него веру в будущее. Свиток и грифель в руках Каллиопы – не просто символика. Воины утверждали, что могли слышать, как Каллиопа трудится над новым произведением. По мнению греков, Каллиопа – королева всех муз, ведь не зря на ее голове корона или . Даже Аполлон не в праве был перебить королеву, когда она рассуждала о том, как воин благороден и отважен. Раньше перед дальним путешествием греки заказывали крошечные картины с изображением музы и говорили, что она напоминает им о родной .Клио – историческая
О музе истории писал еще мифолог Диодор: «Величайшая из муз внушает любовь к минувшему». Безусловно, каждый народ должен знать и ценить свою историю. Говорят, что Клио в своих свитках делала записи о каждом, даже малозначительном событии, чтобы все помнили о прошлом. Мифологи зачастую описывали конфликт между Клио и Афродитой. Историческая муза была строга и никогда не испытывала любви, а Афродита, будучи божественной женой Гефеста, влюбилась в Диониса. Клио осуждала ее за это, но вскоре влюбилась безответно и поняла, что не имеет права кого-то судить.Мельпомена – трагическая муза
Мельпомену считают музой трагедии и скорби. Греки утверждают, что Мельпомена была матерью двух роковых сирен, которые попытались погубить аргонавтов. Муза дала клятву всегда скорбеть о своих дочерях и тех, кто осмелится пойти против небесной воли. На картинах ее всегда изображают в театральной мантии. В одной из рук она держит маску, в другой – пергаментный свиток или меч.Талия – комическая муза
Талия - жена Аполлона и Мельпомене, которая вдохновляла многих на радость и счастье. На картинах изображена с комедийной маской, которая смех.Эвтерпа – лирическая и поэтическая муза
Эвтерпа славилась особым восприятием поэзии. Главными ее атрибутами является флейта и венок из живых цветов. Как гласят мифы, одна из самых прекрасных и женственных муз помогла несчастному Орфею вновь обрести свою душу после потери своей любимой.Эрато – муза любви и поэзии
Музу всегда изображают с тамбурином или лирой. Многие поэты-песенники обрели вдохновение, думая о ней. Эрато пела и открыла новое направление в музыке – свадебное.Терпсихора – муза танца
С давних времен греки пытались прочувствовать музыку и двигаться под ее ритм. Терпсихора доказала что танец помогает проявить эмоции, и культуре своей страны.Полигимния – муза гимнов
Полигимния даровала многим голос и навыки ораторства. Тем, кто получил от нее такой подарок, делал пламенные и животворящие речи, которые имели влияние на людей.Урания – муза астрономии
Древние греки считали, что Урания могла определить любое расстояние между звездами и являлась покровительницей всех точных наук.Музы (Μοΰσαι), в древнегреческом мифотворчестве богини и покровительницы искусств и наук. Музы считались дочерьми Зевса и богини памяти Мнемосины. Слово «муза» происходит от греческого «муса» («мыслящие»), их еще называли аонидами, аонийскими сестрами, парнасидами, касталидами, пиэридами и ипокренидами. Всего было девять сестер:
Богини обычно выступали под водительством покровителя искусств Аполлона, получившего от богов второе имя Мусагет. Их имена, кроме Урании («небесной») и Клио («дарующей славу»), связаны с пением, танцами, музыкой, наслаждением. Этим богиням поклонялись ученые мужи и деятели искусства . Сначала главными местами почитания муз были беотийские города Аскра и Феспии, на склонах Геликона, где находились и древние школы прорицателей и певцов; такое соединение школы с центром культа, вероятно, существовало и в Пиерии, у северного подножия Олимпа, на родине почитания муз, называвшихся отсюда Пиеридами.
Считалось, что первыми, кто принес жертвы музам на Геликоне, были не поэты и певцы, а ужасные великаны алоады — От и Эфиальт. Именно они ввели культ муз и дали им имена, думая, что их всего три: Мелета (Mελέτη, Опытность), Мнема (Μνήμη, Память), Айода (Λοιδή, Песня).
Спустя некоторое время число муз было увеличено до девяти прибывшим из Македонии эматийским царем Пиэром, который и дал им имена. Эти олимпийские музы восходят к архаическим хтоническим существам. О хтоническом прошлом муз свидетельствует также то потомство, которое музы, будучи дочерьми земли Геи, рождали и от Зевса, и от Аполлона. От Зевса и Каллиопы родились корибанты (Страбон, X 3, 19), по другой версии, куреты родились от Талии и Аполлона (Аполдлодор, I 3, 4). Музы были женщинами небесной красоты, и это их качество не осталось незамеченным другими богами.
Многие из муз производили потомство от богов: например, Талия родила от Зевса-коршуна сицилийских близнецов — Паликов; Мельпомена и бог Ахелой произвели на свет чудовищных существ сирен, привлекающих своим пением путников и пожирающих их.
Олимпийские музы классической мифологии — дочери Зевса, они обитают на Геликоне, воспевая все поколения богов — Гею, Кроноса, Океана, Ночь, Гелиоса, самого Зевса и его потомство, то есть они связывают прошлое и настоящее. Им ведомо прошлое, настоящее и будущее. Они покровители певцов и музыкантов, передают им свой дар.
Музы наставляют и утешают людей, наделяют их убедительным словом, воспевают законы и славят добрые нравы богов. Классические музы неотделимы от упорядоченности и гармонии олимпийского мира (Гесиод, Теогония, 1-103). У древних римлян богинями-покровительницами поэзии, соответствовавшими греческим музам, были камены.