Ассимиляция в языке примеры. Фонетические чередования согласных звуков. Типы аккомодации по направленности

    Комбинаторные. В зависимости от соседства других звуков.

    Позиционные изменения. Связанные с положением в неударном слоге, в конце слова и т.д.

Комбинаторное звуковое варьирование

Аккомодация. Аккомодация – это приспособление артикуляции соглас­ных под влиянием гласных и гласных под влиянием согласных.

Существует два вида аккомодации – прогрессивная и регрессивная .

Экскурсия - начало артикуляции. Рекурсия – конец артикуляции.

Прогрессивная аккомодация – рекурсия предыдущего звука влияет на экскурсию последующего. Напр., в русском языке гласные а, о, у по­сле мягких согласных более продвинутые (мат - мят, мол - мел, лук - люк ).

Регрессивная аккомодация – на рекурсию предыдущего звука влияет экс­курсия последующего. Напр., в русском языке гласный в соседстве с [ м ] или [н] назализируется (в слове дом артикуляция [м] предвосхищается наза­лизацией гласного [о] , а в слове брату [т] произносится с огублением пе­ред [у] ).

Ассимиляция и её виды

1) Консонантная и вокалическая ассимиляция

Консонантная ассимиляция – уподобление согласного согласному, напр. в слове лодка звонкий согласный [д] заменяется глухим [т] - [лотка] .

Вокалическая ассимиляция – уподобление гласного гласному, напр. вме­сто «бывает» в просторечии часто говорится [быват] .

2) Прогрессивная и регрессивная ассимиляция

Прогрессивная ассимиляция – предшествующий звук влияет на после­дующий. В рус. яз. прогрессивная ассимиляция очень редка, напр. диалект­ное произношение слова «Ванька» как «Ванькя» . Прогрессивная ассимиля­ция часто встречается в англ. (cats , balls ), фр.- subsister , нем., баш. (ат + лар = аттар) и других языках.

Регрессивная ассимиляция – последующий звук влияет на предшествую­щий. Она наиболее характерна для русского языка: «лодка [лотка]» , водка [вотка], «встал в три [фстал ф три]»

В англ. « newspaper » [z] под влиянием [р] переходит в [s], во фр. absolu [b] - в [р], нем. Staub завершается [р], в баш. «китеп бара» (уходит) переходит в «китеббара».

3) Полная и неполная ассимиляция

Примером полной ассимиляции может служить само слово «ассимиля­ция» [ ad (к) + simil (похожий, одинаковый) + atio (суффикс) = assimilatio )]. Аналогичный пример ассимиляции - «агглютинация» [ ad + glutin (клей) + atio = agglutinatio ].

Рус. сшить [шшыть], высший [вышший], анг. cupboard «шкаф», «буфет» произ­носится ["kDbad]. Нем.Zimber перешло вZimmer «комната»,selbst «сам» произно­сится .

При неполной ассимиляции звук теряет только часть своих признаков, напр., «кде - где», «седесь - здесь», где согласные теряют признак звонкости.

4) Дистактная и контактная ассимиляция

Дистактная ассимиляция . Один звук влияет на другой на расстоянии, хотя они отделены друг от друга другими звуками.

Рус. хулиган - хулюган (просторечие), англ. foot «нога» -feet «ноги»,goose «гусь» -geese «гуси». В древнеанг.яз. fori (мн. число отfot «нога»), «/"» изменил гласный корня, а затем отпал. То же в нем. яз.:Fuss «нога»-Fusse «ноги»,Gans «гусь»-Game «гуси».

При контактной ассимиляции взаимодействующие звуки находятся в непосредственном контакте.

При стечении в словах двух согласных часто наблюдается явление, которое называется ассимиляцией. Ассимиляция (от лат. слова assimilato - уподобление) - это уподобление одного звука другому в артикуляционном и акустическом отношении: просьба [проз’ба] (глухой [с] становится звонким под влиянием звонкого [б]).

Один звук (иногда звуки) может уподобиться другому по одной из характеристик. Предыдущий пример демонстрирует ассимиляцию по глухости/звонкости. Может также произойти ассимиляция звука по другим параметрам:

  • по твёрдости-мягкости (бант [бант] - о банте [абан’т’ь]);
  • по месту образования (сшить [ш:ыт’], изжить [иж:ыт’] - зубные [с] и [з] уподобляются нёбным [ш] и [ж], в результате чего образуется двойной согласный звук);
  • по способу образования (отца [ац:а] - смычно-взрывной [т] ассимилируется со смычным [ц] и оба звука звучат как двойной [ц:]).

Все это примеры регрессивной ассимиляции, когда последующий звук оказывает влияние на предшествующий. Это явление очень часто встречается в русском языке, в отличие от прогрессивной ассимиляции, при которой происходит обратный процесс - предшествующий звук оказывает влияние на последующие.

Бывает, что при ассимиляции изменения претерпевают все звуки, составляющие сочетание, - в результате произносится иной, третий, звук. Так, при стечении смычного [т] и щелевого [с] происходит ассимиляция по способу образования и звучит смычно-щелевой [ц] (детский [д’эцк’ьj]), совпадающий с ними по всем прочим характеристикам.

Часто один звук уподобляется другому не по одной, а сразу по нескольким характеристикам.

Может произойти ассимиляция по глухости/звонкости и месту образования (без Шуры [б’иш:уры] - звонкий зубной [з] оглушился и стал нёбным под влиянием глухого нёбного [ш], образовался долгий согласный звук). Сочетание "дц" является примером ассимиляции по глухости/звонкости ([д] оглушается перед глухим согласным) и способу образования (смычно-взрывной [д] уподобляется смычно-щелевому [ц]). Результатом этой ассимиляции становится двойной звук [ц:]: канадцы [канац:ы].

Зубной, смычный, твёрдый [т] в позиции перед [ч’] уподобляется ему по месту образования (из зубного становится нёбным) и по способу образования (из смычного становится щелевым) и, наконец, обретает мягкость, в результате чего совпадает с [т] по звучанию. Образуется двойной, долгий звук: отчёт [ач’:от]. То же происходит со звуком [д] с той разницей, что он теряет еще и звонкость перед глухим [ч’] (зодчий [зоч":ьj]).

Зубной твёрдый [с] в сочетании "сч" может уподобиться [ч’] по месту образования (стать нёбным) и по твердости/мягкости ([з] в таком

же сочетании, естественно, теряет и звонкость): считка [ш’ч’итка], с часу [ш’ч’асу], без четверти [б’иш’ч’этв’ьрт’ь]. Такое явление наблюдается на стыке приставки и корня, предлога и слова. Но в этом же сочетании звуков может произойти ещё и ассимиляция по способу образования (смычно-щелевой [ч’] утрачивает смычку) и образуется один долгий звук [ш’:]. Это явление наблюдается на стыке корня и суффикса (подписчик [патп’иш’:ьк], резчик [р’эш’:ьк]) и в таких словах, как счастье [ш’:ас’т’jь], счёт [ш’:от] и однокоренных с ними.

Существует явление, противоположное ассимиляции, - диссимиляция (от лат. dissimilato - расподобление), при котором происходит замена одного из двух одинаковых или похожих звуков другим, менее сходным с ним по характеристикам. Для русского языка явление диссимиляции нетипично, но все-таки его можно наблюдать на примере сочетания звуков [г] и [к] (лёгкий [л’ох’к’ьj]): [г], отличающийся от [к] только звонкостью, не совпадает с ним, но заменяется [х], который имеет другой способ образования.

В то же время следует отметить, что сочетание (стечение) согласных может произноситься не так, как воспроизводится на письме, не только в результате действия фонетических законов, а в силу традиции, в соответствии с правилами орфоэпии. Примером могут послужить сочетания "чн", "чт" и "жд". Сочетание "чн" в некоторых общеупотребительных словах (конечно, двоечник и др.) принято произносить как [шн]. В то же время слов, где звуки в этом сочетании не претерпевают изменений, значительно больше (научный, порочный и др.). Сочетание "чт" произносится как [шт] только в слове что и однокоренных с ним.

В результате ассимиляции согласные звуки, утрачивая свойственные им характеристики, теряют и смыслоразличительную функцию. Это часто является причиной появления в речи омофонов: лесть - лезть [л"эс"т"]; водица - водиться [вад"ица] и т. п.

1. Фонетический закон конца слова . Шумный звонкий согласный на конце слова оглушается, т.е. произносится как соответствующий ему парный глухой. Оглушение конечного звонкого происходит в следующих фонетических условиях:

А) перед паузой: пришел поезд – пришел пое[ст];

Б) перед следующим словом с начальным не только глухим, но и сонорным, гласным, а также [в] и [j]: прав он – пра[ф] он; сад наш – са[т] наш и т.д. Сонорные согласные не подвергаются оглушению.

2. Закон ассимиляции согласных по звонкости и глухости. Сочетания согласных, из которых один глухой, а другой звонкий, не свойственны русскому языку. Поэтому, если в слове оказываются рядом два разных по звонкости согласных, происходит уподобление первого согласного второму. Такое изменение называется регрессивной ассимиляцией.

В силу этого закона звонкие согласные перед глухими переходят в парные глухие, а глухие в том же положении – в звонкие. Озвончение глухих согласных встречается реже, чем оглушение звонких: вперемежк у - впереме[ш]ку, косьб а – ко[з]ьба.

Перед сонорными, а также перед [j] и [в] глухие остаются без изменения: тр ут, пл ут и т.д.

Звонкие и глухие согласные ассимилируются при наличии следующих условий:

    на стыке морфем: походк а - похо[т]ка (на стыке корня и суффикса); сбор - [з]бор (на стыке приставки и корня) и т.д.;

    на стыке предлогов со словом: к делу - [г] делу, с делом - [з] делом и т.д.;

    на стыке слова с частицей: год-то - го[т] -то

    на стыке знаменательных слов, произносимых без паузы: рог козы - ро[к] козы.

3. Закон ассимиляции согласных по мягкости.

Ассимиляция по мягкости имеет регрессивный характер: согласный смягчается, уподобляясь последующему мягкому согласному. В указанном положении не все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются и не все мягкие согласные вызывают смягчение предыдущего звука.

Все согласные, парные по твердости – мягкости, смягчаются в следующих слабых позициях:

    перед гласной Е: [б"]ел, [в"]ес, [с"]ел и т.д.;

    перед [и]: [м"]ил, [п"]и[л]"и и т.д.

Перед внепарными [ж], [ш] и [ц] мягкие согласные невозможны за исключением [л"]: кон це – коль це.

Не смягчаются перед мягкими согласными [г], [к], [х], [л]: г люкоза, к люч, х леб, напол ню.

Губные согласные перед мягкими зубными не смягчаются: п тенчик, в зять.

4. Ассимиляция согласных по твердости осуществляется на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: слесар ь – слесар ный. Перед губным [б] ассимиляция по твердости не происходит: про[с"]ит – про[з"]ба; ассимиляции не подвергается [л"]: по[л"]е, запо[л"]ьный

5. Ассимиляция зубных перед шипящими. Этот вид ассимиляции распространяется на зубные [з], [с] в положении перед шипящими (передненебными) [ж], [ш], [ч], [ш"] и заключается в полном уподоблении зубных [з], [с] последующему шипящему.

Классификация гласных звуков строится на трех основных признаках: участии губ, степени подъема языка по отношению к нёбу, степени продвинутости языка вперед или отодвинутости назад.

По участию губ гласные делятся на огубленные (или лабиализованные) и неогубленные (или нелабиализованные). При образовании огубленных гласных губы сближаются, округляются и выпячиваются вперед, уменьшая выходное отверстие и удлиняя ротовой резонатор. Степень огубленности может быть различной: меньшая у [о], большая у [у]. Гласные [а, э, и, ы] - неогубленные.

По степени подъема языка по отношению к нёбу различаются гласныe трех основных подъемов: верхнего - [и, ы, у], среднего - [э, о], нижнего - [а]. Между ними находятся гласные верхнее - среднего и средне - нижнего подъемов.

По степени продвинутости языка вперед или отодвинутости его назад различаются гласные трех основных рядов: переднего - [и, э], среднего - [ы, а], заднего - [у, о].

Правильное и более точное определение звуков в тексте должно опираться также на знание фонетических чередований звуков.

Звуковой закон в области гласных звуков называется редукцией. Изменение (ослабление) звучания гласных звуков в безударном положении называется редукцией, а безударные гласные – редуцированными гласными. Различают позицию безударных гласных в первом предударном слоге (слабая позиция первой степени) и позицию безударных гласных в остальных безударных слогах (слабая позиция второй степени). Гласные в слабой позиции второй степени подвергаются большей редукции, чем гласные в слабой позиции первой степени.

Различают количественную и качественную редукции. Количественной подвергаются все без исключения гласные звуки в безударной позиции, а качественной – звуки [а], [о], [и].

Анализ звукового составa слова

1) Привести наиболее точную фонетическую транскрипцию;

2) охарактеризовать все звуки слова, указав признаки: у согласных место и способ образования, шумность/сонорность, глухость/звонкость, твердость/мягкость, а также лабиализованность / нелабиализованность; у гласных - ряд, подъем, лабиализованность / нелабиализованность, полного образования или редуцированный и стeпень редукции, а также продвинутость начальной или конечной фазы гласного вперед и вверх рядом с мягким согласным.

Образец : ОДУРМАНИВАТЬСЯ

[Л/ДУР/МА"/Н"И/ВЪ/ЦЪ]

[аЛ] - гласный среднего ряда, средне-нижнего подъема, нелабиализованный, редуцированный l-й степени;

[д] - согласный переднеязычный зубной, смычный взрывной, шумный, звонкий, твердый, лабиализованный;

[у] - гласный заднего ряда, верхнего подъема, лабиализо ванный, редуцированный l-й степени;

[р] - согласный переднеязычный передненёбный, смычный, дрожащий, сонорный, звонкий, твердый, нелабиализованный;

[м] - согласный губно-губной, смычный носовой, сонорный, звонкий, твердый, нелабиализованный;

[а"] - .гласный среднего ряда, нижнего подъема, продвинутый вперед и вверх в конечной фазе, нелабиализованный, полного образования;

[н"] - согласный переднеязычный зубной, смычный носовой, сонорный, звонкий, мягкий, нелабиализованный;

[и] - гласный переднего ряда, верхне-среднего подъема, нелабиализованный, редуцированный 2-й степени;

[в] - согласный губно-зубной, щелевой срединный, шумный звонкий, твердый, нелабиализованный;

[ъ] - гласный среднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный, редуцированный 2-й степени;

[ц] - согласный переднеязычный, зубной, смычный аффриката, шумный, глухой, твердый, нелабиализованный;

[ъ] - гласный среднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный, редуцированный 2-й степени.

14 букв, 12 звуков.

В последнее время для обозначения таких понятий, как "фонетическая единица" и "фонетическое средства" часто стали употреблять иные термины: сегментные и суперсегментные единицы , которые, конечно, более четко передают функциональное своеобразие самих фонетических явлений (единиц и средств).

Таким образом, сегментные фонетические единицы - это разные по структуре линейные отрезки речевого потока (звуки, слоги, фонетические слова, такты, фразы ).

Суперсегментные, или просодические, единицы как бы накладываются на линейные единицы, комплектуя, выстраивая из наименьших (звуков) структурно более высокие образования (слоги, фонетические слова и т.д.). Все это достигается с помощью таких суперсегментных средств (единиц), как ударение и интонация.

Поэтому для более доходчивого объяснения таких фонетических единиц, как слог, фонетическое слово и т. п., необходимо предварительно ознакомиться с фонетическими средствами, способствующими их выделению из потока речи.

Прогрессивная и регрессивная ассимиляция

Консонантная и вокалическая ассимиляция

Комбинаторные фонетические процессы.

Позиционные изменения

Комбинаторные

ВИДОИЗМЕНЕНИЯ ЗВУКОВ В ПОТОКЕ РЕЧИ

ИНТОНАЦИЯ

Интонацией называются все просодические явления в синтаксических единицах - словосочетаниях и словах. Интонация состоит из следующих 5 элементов, два первых из которых - основные компоненты интонации:

2. ударение;

Звуки речи, употребляясь- в составе слова, такта и фра­зы, оказывают друг на друга влияние, претерпевая изме­нения. Видоизменение звуков в речевой цепи называют фо­нетическими процессами. Фонетические процессы бывают комбинаторными (от лат. combinare - соединять, сочетать) и позиционными. Комбинаторные процессы вызываются взаимным влиянием звуков, находящихся в непосредственном или близком соседстве. Позиционные процессы связаны с положением звука в слове- в ударном или без­ударном слоге, на конце слова и т.д. .

В зависимости от соседства других звуков.

Связанные с положением в неударенном слоге, в конце слова и т.д.

Ассимиляция (от лат. assimilatio - уподобление) - это артикуляционное уподобление звуков друг другу в потоке речи в пределах слова или словосочетания. Например, если предшествующий звук звонкий, а последующий глухой, то предшествующий может стать глухим: лотка

АССИМИЛЯЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ.

Консонантная ассимиляция - уподобление согласного

согласному, напр, в слове «лодка» звонкий согласный «д» заменяется глухим «т» - («лотка»);

Вокалическая ассимиляция - уподобление гласного гласному, напр., вместо «бывает» в просторечии часто говорится «быват».

Прогрессивная ассимиляция - предшествующий звук влияет на последующий. В рус. яз. прогрессивная ассимиляция очень редка, напр., диалектное произношение слова «Ванька» как «Ванькя». Прогрессивная ассимиляция часто встречается в англ. (cats, balls), фр.- subsister, нем., баш. (ат + лар = аттар) и других языках.

Регрессивная ассимиляция - последующий звук влияет на

предшествующий. Она наиболее характерна для русского языка «лодка [лотка]», водка [вотка], «встал в три [фстал ф три] ».

В анг. "newspaper" [z] под влиянием [р] переходит в [s], во фр.absolu [b] - в [р], нем. Staub завершается [р].

В баш. «китеп бара» (уходит) переходит в «китеббара».

При полной ассимиляции оба взаимодействующих звука становятся со­вершенно, одинаковыми, например, бе[ш\шуМный, [ж]жечь. Если после ассимиляции звуки сохраняют различие, то ассимиляция является неполной, или частичной. Напри­мер, в слове сбить [с] уподобляется [б] только по зйонко-сти и мягкости [з"]битъ, оставаясь при этом переднеязыч­ным зубным звуком;


Примером полной ассимиляции может служить само слово «ассимиляция» [ ad (к) + simil (похожий, одинаковый) + atio (суффикс) = assimilatio)]. Аналогичный пример ассимиляции - "агглютинация» [ ad + glutin (клей) + atio = agglutinatio].

Рус. сшить [шшыть], высший (вышший), анг. cupboard "шкаф", "буфет" произносится ["клЬэё]. Нем. Zimber перешло в Zimmer "комната", selbst "сам" произносится .

При неполной ассимиляции звук теряет только часть своих признаков, напр., «кде - где», «седесь - здесь», где согласные теряют признак звонкости.

В потоке речи звуки взаимодействуют между собой, влияя друг на друга определенные фонетические изменения. Подвергаться влиянию могут согласные со стороны других согласных или гласные со стороны гласных, т.е. взаимодействуют артикуляционно однотипные звуки. Но возможно также и взаимодействие между разнотипными звуками, когда согласные влияют на гласные или, наоборот, гласные влияют на согласные.

Среди изменений выделяют комбинаторны е и позиционные изменения.

Комбинаторными называются изменения фонем под влиянием соседних (или несоседних) фонем. Большинство таких изменений можно объяснить удобством произношения. В одних случаях легче произнести два одинаковых или два похожих звука, например, два глухих или два звонких согласных. В других случаях, наоборот, труднее произнести два одинаковых соседних звука, например, два смычных или две аффрикаты. Поэтому в зависимости от свойств взаимодействующих звуков между ними может происходить или сближение в произношении или расхождение.

Другой тип фонетических изменений – позиционные изменения . В этом случае изменение фонем обусловлены их отношением к ударению, а также их позицией в абсолютном начале или в абсолютном конце слова, т.е. исключительно их позицией и не зависит от влияния других звуков.

К наиболее распространенным комбинаторным изменениям относятся: ассимиляция, диссимиляция, аккомодация .

Рассмотрим их более подробно.

Ассимиляция фонетический процесс, в результате которого взаимодействующие звуки сближаются полностью или частично. Другими словами – эти звуки становятся более похожими или одинаковыми. Ассимиляция характеризуется следующими признаками:

1. Контактная (от лат. contactus «соприкосновение») – взаимодействие двух рядом стоящих звуков и дистактная (от лат. dis «раз» и tangere, tactum «касаться») – взаимодействие несоседних звуков, разделенных другими звуками. Пример контактной ассимиляции но жк а [шк ], пример дистактной б а д а .

2. Прогрессивная (от лат. progressus «движение вперед») – влияние предыдущего звука на последующий (ванькя ) и регрессивная (латинская приставка указывает на противоположность действия) – влияние последующего звука на предыдущий, например, ко сьб а [зьб].

Разновидностью прогрессивной ассимиляции является сингармонизм (от греч. syn «вместе» и harmonia «связь», «созвучие»), гармония гласных в тюркских языках, когда гласным корня обусловливается соответствующий же гласный в последующей морфеме: турецк. oda – комната, odalar – комнаты; ev – дом, evler – дома .

3. Полная – два разных звука превращаются в два одинаковых, которые обычно сливаются и произносятся как один долгий звук (например, о тд ать [дд]. При полной ассимиляции уподобление происходит по всем признакам, свойственным взаимодействующим звукам (по глухости – звонкости, твердости – мягкости, по типу артикуляции и т.д.).

Неполная ассимиляция – два разных звука остаются разными, но сближаются между собой по какому-либо признаку, например, слово сд оба [зд ]. При неполной ассимиляции уподобление происходит по части названных признаков. В слове сдоба происходит уподобление согласных по звонкости, в остальном эти звуки остаются различными.

Диссимиляция – фонетическое изменение, когда из двух одинаковых или двух похожих звуков образуются или разные или менее похожие звуки. По своим результатам это процесс, обратный ассимиляции. Поэтому диссимиляция характеризуется теми же понятиями, что и ассимиляция. Прогрессивная (февраль из феврарь ), регрессивная (секлетарь из секретарь ), контактная (хто, дохтор ), дистактная (февраль из феврарь ).

Возможны случаи, когда один и тот же звук подвергается влиянию нескольких факторов, в результате чего происходят и разные фонетические изменения. Так, в слове легко (лехко) отмечается регрессивная ассимиляция по глухости и диссимиляция по способу образования.

Аккомодация – фонетический процесс, при котором взаимодействуют разнотипные звуки – гласные и согласные. Влияние согласных на гласные определяется двумя направлениями:

1. после мягких согласных гласные а, о, у становятся более передними: мал – мял, вол – вёл, лук – люк . В этом случае мы наблюдаем прогрессивную аккомодацию.

2. перед мягкими согласными те же гласные а, о, у становятся более узкими, закрытыми: дал – даль, год – голь, струн – струй . Здесь налицо регрессивная аккомодация.

Гласные влияют на согласные только в одном направлении – регрессивно: перед гласными и, э согласные становятся тоже более передними – мягкими: книга – книге, книги .

Кроме фонетических изменений в словах могут происходить и другие фонетические процессы.