Активная жизненная позиция. Моральная готовность к разумному риску

27.02.2018г. на базе муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Центр внешкольной работы и молодежной политики» с. Степное был проведен ставший уже традиционным районный конкурс «Лидер-2018». Целью, которого стало формирование условий для самореализации талантливых лидеров детских, молодежных общественных объединений и органов ученического самоуправления.

В мероприятии приняли участие лидеры детских организаций и органов ученического самоуправления образовательных учреждений Степновского района. Каждый этап отбора лидеров оценивался членами жюри. В конкурсе приняли участие 9 учащихся школ района.

В конкурсе «Я, моя организация и моя Родина!», участники представляли программу деятельности своего детского общественного объединения или ученического самоуправления, показали свое умение выступать перед аудиторией. Лучшими стали Тагиднева Алина (МКОУ СОШ № 6) и Саркисов Георгий (МКОУ СОШ № 2).

Конкурс «Лицо России» дал возможность участникам проявить интеллектуальные способности, в результате, которого большее количество баллов набрали Тагиднева Алина (МКОУ СОШ № 6), Корниенко Татьяна (МКОУ ООШ № 9) и Кононенко Алёна (МКОУ СОШ № 5).

В конкурсе «Защита социального проекта» участниками были подготовлены и представлены презентации. В своих проектах участники доказали актуальность выбранной проблемы, показали алгоритм реализации своего проекта и наличие качественного результата. Лучшими оказались Тагиднева Алина (МКОУ СОШ № 6) и Саркисов Георгий (МКОУ СОШ № 2).

В вариативном блоке конкурсов «Блиц — игра» и «Катастрофа в океане» участники показали умение быстро находить решения в новой и неожиданной ситуации. Достойно проявили свои коммуникативные умения Тагиднева Алина (МКОУ СОШ № 6) и Саркисов Георгий (МКОУ СОШ № 2).

По количеству баллов места распределились следующим образом:

1 место – Тагиднева Алина (МКОУ СОШ № 6);

2 место – Епанова Людмила (МКОУ СОШ №3);

3 место – Корниенко Татьяна (МКОУ ООШ № 9).

1 место – Саркисов Георгий (МКОУ СОШ № 2);

2 место – Кацуба Пантелей (МКОУ СОШ № 7);

3 место – Кононенко Алёна (МКОУ СОШ № 5).

В заочном конкурсе, участникам необходимо было создать страничку «Вконтакте», продвинуть ее в социальных сетях, а также разместить на ней эссе на тему: «Лидер современности: ответственность за себя или за других?».

Лучше всего представить свою точку зрения и раскрыть проблему в своем эссе получилось у Тагидневой Алины (МКОУ СОШ №6), а вот создать свою страничку и рассказать о своей детской общественной организации у Ивановой Ессении (МОУ СШ №1 им. Героя Советского Союза П.И. Николаенко).

Победители были награждены дипломами и памятными призами.

Саркисов Георгий и Тагиднева Алина представят Степновский район в г. Ставрополе, 23 марта 2018г., в финале краевого конкурса «Лидер-2018».

Пожелаем Георгию и Алине успехов в финале краевого конкурса!

Оргкомитет МКУ ДО ЦВР МП

Я никогда ничего не забываю и рано или поздно возвращаюсь к начатым когда-то темам …

Надо сказать, что до сих пор нет четкого и однозначного ответа на вопрос, кто же явлется эффективным и успешным лидером; какими качествами он должен обладать; какими средствами он должен пользоваться и каким образом ему выстраивать матрицу своих стратегических целей, тактических задач и оперативных усилий?

Для того, чтобы ответить на вопрос, каковы критерии успешного лидера, необходимо ответить на вопрос, а что же такое «успех»?

Некоторые считают, что успех - это достижение поставленной цели (или же движение в верном направлении к поставленной цели). Другие уверены, что под успехом понимается «общественное признание» и «удача в достижении чего-нибудь». Третьи считают, что успех - это богатство, слава и (нечастое мнение) уважение.

У всех разные ценности и, соответственно, разные взгляды на то, что считать успехом и кого считать лидером. Но, почти все, кстати, сходятся во мнении, что лидерство и успех должны соседствовать рядом и максимально гармонично дополнять друг друга.

Если вспомнить науку, то одно время под «лидерством» понималась функция окружения, т.е. определенных времени, места и обстоятельств, в том числе культурных. Но этот подход игнорировал индивидуальные различия людей, объясняя их поведение исключительно требованиями среды. Так, согласно Е. Богардусу, тип лидерства в группе прежде всего зависит от природы группы и проблем, которые ей предстоит решать.

Другой ученый, В. Хоккинг, предполагал, что лидерство - это функция группы, которая передается лидеру, только когда группа желает следовать выдвинутой им программе.

Р. Стогдилл и С. Шартл в своё время предложили описывать лидерство через понятия «статус», «взаимодействие», «сознание» и «поведение» индивидов по отношению к другим членам организованной группы. Следовательно, лидерство рассматривается ими скорее как система отношений людей, а не как характеристика изолированного индивида.

X. Герт и С. Миллз считали, что для понимания феномена лидерства надо уделять специальное внимание таким факторам, как черты и мотивы лидера, его общественный имидж, мотивы его последователей, черты лидерской роли, а также учитывать «институциональный контекст» и «ситуацию».

Д. Мак-Грегор разработал целых две теории организующего лидерства.

Первая, так называемая теория X, основана на предположении, что индивиды обычно пассивны, противостоят нуждам организации и, следовательно, их необходимо направлять и «мотивировать».

Вторая, теория Y, основана на предположении, что люди уже обладают мотивацией и стремятся к ответственности, поэтому необходимо так их организовывать и направлять, чтобы они одновременно реализовывали и свои цели, и цели организации. Две эти теории отражали, по сути, два этапа развития организации.

С. Аргирис также указывал на наличие конфликта между организацией и индивидом. По его мнению, природа организации предполагает структурирование ролей ее членов и контроль над исполнением ими своих обязательств. В природе человека заложено стремление к самореализации через проявление инициативы и ответственности. Значит, эффективное лидерство должно принимать это во внимание и опираться, прежде всего, на эти качества.

Р. Ликерт считал, что лидерство - процесс относительный, и лидер должен принимать во внимание ожидания, ценности, межличностные навыки подчиненных. Лидер должен дать подчиненным понять, что организационный процесс направлен на их пользу, так как обеспечивает им свободу для ответственного и инициативного принятия решений.

Лидерство - это ответственность

Моё личное мнение, которое сформировалось не сразу, но через опыт, говорит о том, что лидерство - это прежде всего ответственность в широком смысле.

Лидер - вожак некоей группы (и это не противоречит точкам зрения «мужей-профессионалов», которых я упоминал выше).

В любой социальной и профессиональной группе лидер должен прежде всего уметь нести ответственность за конечный результат, а также за те или иные действия отдельных участников группы.

Причём, если группа достигает успеха, то лидер должен позиционировать этот успех общим. То есть каждый член группы должен чувствовать так или иначе причастность к успеху. Это очень важно.

Если же возникают неудачи, то именно лидер должен брать ответственность за них на себя. Это тоже важно. Даже более важно, чем «общность успеха».

Успешный лидер должен уметь эффективно управлять процессом, в том числе (и прежде всего) со всеми его «плюсовыми» и «минусовыми» результатами.

Конечно, чёткое понимание «баланса результатов» и умение владеть им не являются единственным критерием успешности лидера. В то же время это та необходимая составляющая, без которой человек не сможет быть лидером. Вернее, сможет, но недолго…

Цена величия – ответственность.

Уинстон Черчилль.

Лидером хотят быть многие. Но многие при этом забывают, что, кроме несомненных «плюсов» (власть, полномочия, улучшенные условия), лидерство имеет и «минусы», к числу которых можно с уверенностью отнести и повышенную ответственность.

Если, к примеру, рядовой продавец, выполнив план, может спокойно ехать домой, лидер должен постоянно думать о глобальных задачах и методах их осуществления. Если на каждого сотрудника ложится ответственность за его личный участок работ, то на лидера – за отдел или компанию. У лидера и исполнителя – совершенно разный уровень задач.

Кроме того, считается, что рабочий день управленца состоит из неспешного обдумывания заранее расставленных вопросов, планирования, и, наконец, принятия решений.

В то время как на самом деле он состоит из потока проблем, не имеющего ни конца, ни начала. Приоритетность экстренных вопросов приходится определять на ходу, также возможно синхронное решение нескольких проблем, одновременное общение со многими людьми. При этом на их обдумывание зачастую практически нет времени. Но ответственности это, заметьте, не снимает!

Лидер - это обыкновенный человек с необыкновенной решимостью (поговорка).

Готов ли человек, понимая все это, занять пост руководителя? Проверьте сейчас себя! Настоящий управленец всегда ответит «ДА», пройдя, таким образом, проверку на входе. Вы ответили утвердительно? В таком случае, можете и дальше продолжать читать мои статьи.

Подробнее об этой теме читайте в моей книге (в соавторстве с Гали Новиковой) – «Лидерство и руководство».

Лидерство – полезно для здоровья

Ученые доказали, что лидерство повышает иммунитет. Французские и американские специалисты на протяжении 27 лет наблюдали за жизнью бабуинов в Кении. Результаты их работы, опубликованные в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, позволили сделать вывод, который противоречит общепринятым представлениям о лидерстве.

Оказалось, что бабуины с высоким социальным статусом намного быстрее восстанавливаются после болезней, чем их соплеменники-подчиненные. Принято считать, что альфа-самцы, в том числе люди, чаще подвергаются стрессовым ситуациям, чем остальные собратья. Как полагают, это неизбежно отрицательно сказывается на их здоровье. Однако, в Кении ученые выяснили, что это не совсем так. Действительно, самцы-лидеры чаще оказываются в ситуациях, когда надо подтвердить свой статус. Но такой тип стресса, наоборот, «закаляет» их организм. После подобной «встряски» у них повышается иммунитет и стимулируется работа всех систем организма.

Бет Арчи из Университета Нотр-Дам, который возглавил аналитическую группу, рассказал о проецировании результатов исследования на людей. Работа ученых доказала, что в человеческом обществе действуют такие же механизмы, как у обезьян. Люди, которые занимают высокие посты, намного лучше справляются со стрессовыми ситуациями, несмотря на то, что чаще в них попадают.

Генри Форд говорил, что вопрос «Кто должен быть боссом?» похож на вопрос «Кто должен быть тенором в квартете?». Очевидно, человек, который может петь тенором. Настоящий лидер не боится ответственности и готов отвечать за людей, которые ему доверились.

Не каждому человеку дано быть лидером в самом лучшем смысле этого слова. Многие уверены, что быть впереди всех – это очень престижно, но на самом деле плохо осознают, каким же должен быть истинный лидер, какими качествами он должен обладать, чтобы люди стремились за ним идти и хотели бы на него равняться.

Ведь, в сущности, этот человек, словно маяк, который указывает, куда нужно двигаться доверяющим ему людям.

Лидером может стать тот человек, чьи интересы гораздо обширнее, чем просто свои собственные, потому что он мыслит чрезвычайно широко – и, в первую очередь, его более всего интересует личностный рост, развитие и самореализация других людей.

Качества, которые обязательно присущи настоящему лидеру

1. Четкое осознание собственной цели

Настоящий лидер абсолютно точно знает и реально осознает, куда и зачем он идет - ведь это дает ему возможность повести за собой других людей – его последователей. В другом случае он будет просто маленькой единицей большой толпы.

2. Владение собой, умение прислушиваться к своей интуиции

Хорошо знать себя, умение разобраться с происходящим внутри себя, умение понять и в нужный момент прислушаться к собственным эмоциям, ощущениям, интуиции – действительно важное качество настоящего лидера.

Вы удивлены, что столько внимания уделяется обычным чувствам? Напрасно. Именно они помогают в нужный момент правильно сориентироваться в происходящем и вовремя «заметить» тот шанс, который заботливо предоставляет жизнь. Истинным лидером невозможно манипулировать, его не получится сбить с намеченного пути – ведь он четко представляет, чего он хочет.

3. Адекватная самооценка

Лидер должен быть спокойным, трезвомыслящим, и в своих силах. Все эти важные качества помогают ему правильно вести себя в тех или иных критических случаях, а благодаря им иной раз он может в чем-то даже пойти на риск, потому что в определенных критических ситуациях его решительность и смелость реально повышены.

Адекватная самоуверенность значительно расширяет пределы возможностей лидера, в результате чего он может приобрести новый положительный жизненный опыт. Обычно у подобного человека чувство собственной уверенности гораздо выше, чем у его последователей.

4. Моральная готовность к разумному риску

Настоящий лидер готов рисковать не только в бизнесе, собственном деле, на собственной работе, но и в своей обычной повседневной жизни.

Более того, он абсолютно не боится этого делать, а все потому, что он достаточно четко осознает, что за непроявленную вовремя инициативу в последствии придется платить серьезную цену. Именно поэтому он готов в некоторых случаях буквально опередить возможные события и осознанно пойти на определенный риск.

5. Честность и надежность

Любой лидер является в некотором смысле носителем определенных общеморальных норм определенного объединения людей, поэтому его собственное мировоззрение и действия должны соответствовать привычным для нас общечеловеческим и моральными нормами – справедливости, честности, надежности, определенной ответственности и четкой последовательности в собственных поступках и действиях.

6. Мотивационная активность и адекватная инициативность

Истинный лидер никогда не ждет, пока кто-то другой сможет вызвать в нем продуктивное желание работать. Он понимает и четко осознает, что вся ответственность по убеждению себя сделать что-либо лежит исключительно на нем. Поэтому сначала он старается научиться правильно мотивировать себя, а позже делает самомотивацию нужной и абсолютно регулярной практикой.

7. Активная жизненная позиция

Именно она помогает лидеру верно и адекватно ориентироваться в любой сложившейся ситуации. Благодаря ей он всегда находится практически в гуще любых событий, умеет все узнавать непосредственно из первых уст, а в результате этого он хорошо информирован обо всем происходящим и имеет абсолютно четкое собственное мнение по каждому поводу.

8. Умение собрать людей в команду

Как правило, постоянно притягивает к себе людей своими мыслями или идеями, определенными идеалами, а также силой своей способности убеждать, так собирается определенная группа единомышленников, которая становится сплоченной командой.

Именно это умение простого человека является важнейшей способностью, которая впоследствии определяет его в успешном становлении в качестве лидера. А грамотная постановка правильных ценностей и рациональный контроль над приверженностью самих последователей этим целям – важное качество самого лидера.

9. Определение и четкое видение перспективы

Согласитесь, что человек, ведущий за собой команду, обязательно должен знать направление, куда он идет. Поэтому к важнейшим организационным качествам настоящего лидера, кроме других, также относятся наблюдательность, определение и четкое осознание перспективы конкретной деятельности своей команды – людей, которые следуют за ним. Истинный лидер не замечает преград, возникающих у него на пути, но он абсолютно ясно и четко видит конкретную цель, к которой он стремится.

10. Умение организовать и замотивировать команду на быстрое решение поставленных задач

Это фундаментальное организационное качество истинного лидера. Оно заключается в умении грамотно и адекватно распределять обязанности между участниками команды, а также в способности правильно мотивировать и в нужный момент воодушевлять людей на выполнение конкретных поставленных задач и координировать работу в случае действительной необходимости.

11. Умение быстро ориентироваться в любой сложившейся ситуации

На самом деле лидер – главный участник сложного процесса, он буквально находится в центре событий, где взаимодействуют и противоборствуют различные силы, которые очень часто по объективным причинам самостоятельно контролировать не может. Поэтому истинный лидер должен чувствовать потенциальное развитие событий, буквально «ощущать ситуацию» и при этом уметь моментально ориентироваться в ней, чтобы принятое им решение было исключительно верным.

12. Готовность прийти на помощь и поддержать своих последователей в трудную минуту

Эти качества характеризуют истинного лидера как Человека. Люди начинают еще больше его уважать за то, что он всегда помнит об их интересах, а если он еще и озадачен тем, что может им дать, а не тем, что он как лидер может от них получить, то уважение и любовь к нему просто не будут знать границ. Плох тот лидер, который не замечает проблем своих последователей и не считает возможным поддерживать их в трудной ситуации, особенно когда он может и способен это сделать.

Кроме этого обширного списка лидерских качеств истинный лидер должен уметь благодарить и вовремя поощрять своих последователей. Это поможет ему гораздо более успешно выполнять конкретные функции по организации процесса управления.

Как часто вам в жизни встречались подобные люди? Скорее всего, действительно редко. Порой жизнь испытывает на прочность подобных товарищей. Начинают они как истинные лидеры, но испытания, увы, так и не проходят, потому что слабы характером или они не лидеры вовсе, а так, обычные выскочки.

Если вдруг вы заметили у себя определенные лидерские задатки, то знайте – положительные качества нуждаются в развитии, а это значит, что вы в силах преодолеть все возникающие препятствия, избежать возможные соблазны превышения полномочий и стать настоящим лидером, только достигается это не сразу. Не бойтесь работать над совершенствованием собственной личности!