Стопа примеры из литературы. Стихотворные размеры: как определять? Названия стихотворных размеров. Определение понятия «стопа»

Стопа́

(букв перевод др.-греч. pus или лат. pes - нога, стопа, ступня; ступень; степень) - это последовательность нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определенном порядке. Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорей и ямб), либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест). Стопа является минимальной структурной единицей стиха. Количество стоп в стихотворной строке уточняет название размера, например, если стихотворение написано восьмистопным ямбом, значит в каждой строке 8 стоп (8 ударных слогов).

Один из размеров силлабо-тонического стиха, двусложный размер, где ударение стоит на втором слоге:

«Куда ж поскачет наш проказник, с чего начнет он? Все равно…» (А.Пушкин).

Как и все размеры такой стихотворной системы, ямбическая стопа может быть облегченной (пиррихий) и утяжеленной (спондей).

Один из двусложных размеров силлабо-тонического стиха, где в стопе ударение стоит на первом слоге:

«Прибежали в избу дети, второпях зовут отца» (А.Пушкин) .

Как и в других размерах, в хорее очень часто присутствует утяжеление или облегчение, то есть спондей или пиррихий.

Пиррихий - гдеударение на слоге потенциально присутствует, но реально почти не слышно: «Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог …» (А.Пушкин), здесь в слове «занемог» имеется только одно ударение, поэтому третья стопа является пиррихием

Спондей - утяжеленная стихотворная стопа, когда в одной стопе соседствуют два ударных слога. Классический пример – начало «Евгения Онегина» А.Пушкина: «Мой дядя самых честных правил…» Здесь в первой ямбической стопе первый слог также кажется ударным, как в хорее. Это соседство двух ударных слогов и есть спондей.

Силлабо-тонический стих - введен в России В.Тредьяковским и М.Ломоносовым. Система стихосложения, когда учитывается количество слогов, количество ударений и места их расположения в строке. Существует пять основных размеров силлабо-тонического стиха: два двусложных (хорей и ямб) и три трехсложных (дактиль, амфибрахий, анапест).

Стихотворный размер, где в стопе ударение располагается на первом слоге, а два последующих безударны

Амфибрахий

Форма стихосложения, когда ударный слог стоит посередине трехсложной стопы:

«дубовый листок оторвался от ветки родимой

и в степь укатился, жестокой бурей гонимый» (М.Ю.Лермонтов).

Форма стихосложения, когда стопа имеет два первых безударных слога, а третий – ударный:

«Умерла моя муза. Недолго она

Озаряла мои одинокие дни». (С.Надсон)

Как и амфибрахий, анапест может быть двухстопным, трехстопным

Белый стих

– название метрически (стопных) стихов без рифм. Белые стихи могут иметь все перечисленные выше размеры. Единственное его различие с обычным стихотворением – это отсутствие какой-либо рифмы. Например (А. Пушкин)

Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет и выше. Для меня Так это ясно, как простая гамма. Родился я с любовию к искусству…

Цезура

– в метрическом стопном стихе – словораздел на определенном месте, расчленяющий стих на два полустишия или (реже - на три части.. Цезура может быть только в метрическом стихе, имеющем не менее четырех стоп. Цезура выполняет функцию интонационно-фразовой паузы.

Силлабический (слогочислительный) стих

Стих с постоянным (предсказуемым) числом слогов. Такая силлабическая система существовала в России в16-17 в.в., и в первой трети 18 в. 4-сложник Чисто нравы Суть приятны Царю славы.

Ритм в Прозе

В свою очередь проза тоже обладает специфическим ритмом, как, впрочем, и любая форма речевой деятельности человека. В отношении к ритму разные жанры прозы располагаются в иерархической последовательности: от максимальной упорядоченности ритмической организации в эмоциональной, эмфатически напряженной прозе до наименее упорядоченной – в прозе научной. В 1921 г.В.М. Жирмунский впервые высказал предположение, что ритмическая проза «построена прежде всего на художественном упорядочении синтаксических групп», «на элемента повторения и синтаксического параллелизма». Основу ритмической организации прозы по Жирмунскому, образуют «различне формы грамматико-синтаксического параллелизма, более свободного или более связанного, поддержанного словесными повторениями (особенно анафорами). Они образуют композиционный остов ритмической прозы, заменяющий метрически регулярные композиционные формы стиха». Заданность упорядоченного синтаксического членения. Важно подчеркнуть, что это членение должно быть обеспечено и соответствующим содержанием, эмоционально-смысловым напряжением, и лексико-стиллистическим наполнением фразы или совокупности фраз.

Верлибр

– представляет собой дисметрическую систему, не имеющую регулярной рифмы, однако постоянным является признак членения речевого потока на стихи. Например (А. Фет) Я люблю многое, близкое сердцу, Только редко люблю я… Чаще всего мне приятно скользить по заливу, - Так, - забываясь Под звучную меру весла, Омоченного пеной шипучей, - Да смотреть, много ль отъехал И много ль осталось, Да не видать ли зарницы… Напрашивается вопрос – Чем не проза? Именно отличие верлибра от прозаического текста – это внутренние паузы в конце каждой строки, предполагаемые автором. Отсутствие таких пауз приводит уже к совсем прозаическому тексту. Стихи в прозе

– условный термин, введенный в русскую поэтику Тургеневым. Поэтические произведения в прозаической форме. Произведение – поэтическое по содержанию и прозаическое по форме.

Античные метры

Гекзаметр - 6-стопный дактиль. (Гомер) Пентаметр – вспомогательный метр. Не употребляется без гекзаметра, как составная часть ее. Цезура – между 3-м и 4-м слогами. Бьет в гекзаметре вверх водяная колонна фонтана, (гекзаметр) Чтобы в пентаметре вновь мерно, певуче упасть. (пентаметр) Ямбический триметр – 6-стопный ямб, состоящий из трех ямбических диподий (двустопий), с цезурой посреди 3-й и 4-й стопы. О дети, Кадма, древнего побег младой, Зачем воссели здесь пред алтарями вы, Молитвенные ветви принеся с собой, Пеанами наполнен и стенаньями? (Софокл, Царь Эдип, пер. С. Шервинского) Хореический тетраметр – в современной терминологии 8-стопный хорей. Размер, состоящий из четырех хореических диподий с цезурой после 4-й стопы и усечением последней: Не судьба – незримый пастырь – властным посохом. Орфей! Боги путь твой указали промыслительной рукой, И склонили путь рыданий к безнадежным глубинам, И живым увидеть оком дали тихой Смерти дол… (Вячеслав Иванов, Орфей) Хореямб - в античной метрике сложная шестидольная стопа, составленная из хорея и ямба. В час незабвенный, в час печальный Я долго плакал пред тобой. (А. Пушкин) Холиямб – «хромой ямб», размер античного стиха, введенного в практику древнегреческимпоэтом Гиппонактом Эфесским, который последнюю стопу шестистопного ямба заменил хореем. Богатства бог, чье имя Плутос – знать, слеп он! Под кров певца ни разу не зашел в гости. (Пер. Вяч. Иванова) Наряду с этим античная метрика знала метры, составленные из разнородных, неэксиметрических стоп – логаэды. Логаэдические стихи сочетали в определенном порядке 4-и 3-морные стопы (дактиль, анапест + ямб, хорей). Логаэды использовались античными поэтами главным образом в лирике и в хоровых партиях трагедии. Античная поэзия сохранила верность метрической системе стихосложения до тех пор, пока древнегреческий язык, а затем и латынь не утратили долготу/краткость. К этому времени центр культурной жизни переместился из Эллады сначала в Рим, а затем в Византию. Через посредничество христианской церкви культурная экспансия античного стихотворства распространилась на все страны Европы. Традиции латинской версификации были усвоены странами католического вероисповедания, традиции, сложившиеся в поэзии Византии, были подхвачены южными и восточными славянами –сторонниками православия. Древняя Русь – песенный, былинный характер стиха. Былины, лирические песни, обрядовые песни, исторические песни, духовные стихи, литургические песнопения. Раешник (раек) – древнейшая форма русского народного дисметрического стиха со смежными рифмами, определяемого интонационно-фразовым и паузным членением. А вот, господа, разыгрывается лотерея. Воловий хвост да два филея!.. Еще разыгрываются часы о двенадцати камнях Да на трех кирпичах. Короче говоря, это рифмованный фразовик. Фразовик – одна из разновидностей русского свободного стиха, в основе которой лежит свободное членение поэтической речи на стиховые строки, где граница интонационной волны, отмечаемая концевой конструктивной паузой, является определяющим признаком членения. Что это у нас, братцы, В Каменной Москве приуныло, Что это приумолкло? Заунывно зазвонили У Ивана Великого в большой колокол, Язык увивали черным бархатом.

Вот они - киты поэзии.... :) Хотя многие литераторы считают, что далеко не основные. Как бы там ни было - однозначно очень важные для поэта!

РИТМ - звуковое строение конкретной стихотворной строки; общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи. Частным случаем ритма является метр.

МЕТР (греч. metron - мера, размер) - упорядоченное чередование ударных и безударных слогов в стихе, общая схема звукового ритма. См. также античные метры

РАЗМЕР - способ звуковой организации стиха; частный случай метра. Так, метр ямб может включать в себя размеры от 1-стопного до 12-стопного (и более) ямба, а также вольный ямб. В силлабическом стихосложении размер определяется числом слогов; в тоническом - числом ударений; в метрическом и силлабо-тоническом - метром и числом стоп. По количеству стоп определяется длина размера: двустопный, трёхстопный, четырёхстопный, пятистопный и т.д. Наиболее употребительны короткие размеры. Примеры:

Двустопный ямб

Играй,/ Адель,
Не знай печали;
Хариты, Лель
Тебя венчали...
(А.С. Пушкин)

Четырёхстопный ямб

О па/мять сер/дца! Ты /сильней/
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью своей
Меня в стране пленяешь дальной.
(К. Н. Батюшков

Двустопный хорей

Аты-/баты,
Шли солдаты,
Аты-баты
На базар..

(народн.)

Четырёхстопный хорей

Буря / мглою/ небо/ кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя...
(А.С. Пушкин)

Двустопный амфибрахий

Пусть сосны /и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись спят.
(Ф.И. Тютчев)

Трёхстопный амфибрахий

Средь шумно/го бала /случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна,
Твои покрывала черты.
(А.К. Толстой)

Трёхстопный анапест

Что ты жа/дно глядишь /на доро/гу
В стороне /от весё/лых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу -
Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг.
(Н.А. Некрасов)

Четырёхстопный дактиль

Утро ту/манное, /утро се/дое,
Нивы пе/чальные, /снегом по/крытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
(И.С. Тургенев)

Одностопный ямб

Весна
идёт.
Она
поёт,
Журчит,
Жужжит,
Кружит,
Влечёт.

Двустопный ямб

Весна идёт.
Она поёт,
Журчит, жужжит,
Кружит, влечёт.

Трёхстопный ямб

Весна идёт. Она
Поёт, журчит, жужжит,
Кружит, влечёт. Весна...

Четырёхстопный ямб

Весна идёт. Она поёт,
Журчит, Жужжит, кружит, влечёт.

Пятистопный ямб

Весна идёт. Она поёт, журчит,
Жужжит, кружит, влечёт. Весна идёт.

Пример сверхдлинного размера (12-стопный ямб):

Близ мед/литель/ного /Нила, /там, где/ озе/ро Ме/рида,/ в царстве/ пламен/ного /РА,
Ты давно меня любила, как Озириса Изида, друг, царица и сестра!
(В.Я. Брюсов)

ИКТ (лат.ictus - удар) - ударный слог в стихе. Второе название - арсис. Межиктовый интервал (второе название - тезис) - безударный слог в стихе.

СТОПА - единица длины стиха; повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов. Графически стопа изображается с помощью схемы, где « - » - ударный слог, а «È » - безударный.
Двухсложные стопы: ямб и хорей (двухсложники).
Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест (трёхсложники).
Четырёхсложные стопы: пеон (четырёхсложники).
Об античных стопах

ЯМБ - двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Наиболее употребительная стопа русского стиха.
Cхема « È - ». Основные размеры: 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
(А.С. Пушкин)

ХОРЕЙ (греч. choreios - плясовой) или ТРОХЕЙ (греч. trochaios - бегущий) - двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. Cхема « - È ».

Мчаться тучи, вьются тучи
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
(А.С. Пушкин)

ДАКТИЛЬ (греч. daktylos - палец)- трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.
Схема «- ÈÈ».

В рабстве спасённое
Сердце народное -
Золото, золото
Сердце народное!
(Н.А. Некрасов)

АМФИБРАХИЙ (греч. amphibrachys - с обеих сторон краткий) - трёхсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Схема «È - È».

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
(М.Ю. Лермонтов)

АНАПЕСТ (греч. anapaistos - отраженный, т.е. обратный дактилю) - трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге. Схема « ÈÈ - ».

Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.
(А. Блок)

ПЕОН - четырёхсложная стихотворная стопа с 1-м ударным и 3-мя безударными слогами. В зависимости от того, на какой слог стопы приходится ударение, различаются пеоны на 1-й (- È ÈÈ), 2-й(È- ÈÈ), 3-й(ÈÈ-È) и 4-й слог стопы (È ÈÈ -). Пеоны часто представляет собой частный случай ямба и хорея.

Спите полумёртвые увядшие цветы,
Так и не узнавшие расцвета красоты,
Близ путей заезженных взращённые творцом,
Смятые невидевшим тяжёлым колесом
(К.Д. Бальмонт)

Не думай о секундах свысока.
Наступит время, сам поймёшь, наверное, -
Свистят они, как пули у виска,
Мгновения, мгновения, мгновения.
(Р. Рождественский)

ПЕНТОН (пятисложник) - стихотворный размер из пяти слогов с ударением на 3 слоге. Пентон разработан А.В. Кольцовым и употребляется только в народных песнях. Рифма, как правило, отсутствует. Схема « ÈÈ - ÈÈ»

Не шуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Ты не пой, косарь,
Про широку степь!
(А.В. Кольцов)

ПИРРИХИЙ - стопа из двух кратких (в античном стихосложении) или двух безударных (в силлабо-тоническом) слогов. Пиррихием условно называют пропуск ударения на ритмически сильном месте в хорее и ямбе.

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…
(А.С. Пушкин)

ТРИБРАХИЙ - пропуск ударения в трёхсложном размере на первом слоге («Неповторимая дней благодать…»).

АНАКРУЗА (греч. anakrusis - отталкивание) - метрически слабое место в начале стиха перед первым иктом (ударным слогом), обычно постоянного объема. На анакрузу часто падает сверхсхемное ударение. Анакрузой также называют безударные слоги в начале стиха.

ü Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
(М.Ю. Лермонтов)

СВЕРХСХЕМНОЕ УДАРЕНИЕ - ударение на слабом месте стихотворного метра («Дух отрицанья, дух сомненья» - М. Ю. Лермонтов).

Когда я ночью жду её прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
(А. Ахматова)

СПОНДЕЙ - стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд.

Швед, русский - колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон.
(А.С. Пушкин)

УСЕЧЕНИЕ - неполная стопа в конце стиха или полустишия. Усечение, как правило, присутствует при чередовании
в стихах рифм из слов с ударением на различных слогах от конца (например, женских и мужских рифм).

Горные вершины
Спят во тьме ночной;ü
Тихие долины
Полны свежей мглой...ü
(М.Ю. Лермонтов)

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ (от старофранцузской поэмы об Александре Македонском) - французский 12-сложный или русский 6-стопный ямб с цезурой после 6-го слога и парной рифмовкой; основной размер крупных жанров в литературе классицизма.

Надменный временщик, и подлый и коварный,
Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!
(К.Ф. Рылеев)

ГЕКЗАМЕТР (греч. hexametros - шестимерный) - стихотворный размер античной эпической поэзии: шестистопный дактиль,
в котором первые четыре стопы могут заменяться спондеями (в силлабо-тонических имитациях - хореями). Гекзаметр - самый популярный и престижный античный размер, изобретение которого приписывали самому Аполлону - богу, покровительствующему поэзии. У эллинов этот размер ассоциировался с шумом набегающей на берег волны. Гекзаметром написаны величайшие поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея"(7 век до н.э.), Вергилия "Энеида", а также гимны, поэмы, идиллии и сатиры многих античных поэтов. Возможно до 32-х ритмических вариаций гекзаметра. Примеры схем:
-ÈÈ-ÈÈ-//ÈÈ-ÈÈ-ÈÈ-È ; -ÈÈ-ÈÈ-È//È-ÈÈ-ÈÈ-È ("È" - безударная часть, "-" - ударная часть, "//" - словораздел)
В русскую поэзию гекзаметр ввёл В.К. Тредиаковский, а закрепили Н. И. Гнедич (перевод "Илиады"), В. А. Жуковский (перевод "Одиссеи"), А.Дельвиг.

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:
Многие души могучие славных героев низринул
В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным
Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля),-
С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою
Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.
(Гомер «Илиада». Пер. Н. Гнедич)

ПЕНТАМЕТР - вспомогательный метр античного стихосложения; составная часть элегического дистиха, в котором первый стих - гекзаметр, второй - пентаметр. Фактически, пентаметр представляет собой гекзаметр с усечениями в середине и в конце стиха.
Схема: -ÈÈ-ÈÈ-//-ÈÈ-ÈÈ-. В чистом виде пентаметр не употреблялся.

ЛОГАЭД (греч. logaoidikos - прозаически-стихотворный) - стихотворный размер, образуемый сочетанием неодинаковых стоп (например, анапестов и хореев), последовательность которых правильно повторяется из строфы в строфу. Логаэды - основная форма античной песенной лирики, а также хоровый партий в трагедиях. Часто логаэдические размеры назывались в честь их создателей и пропагандистов: алкеев стих, сапфический стих, фалекий, адоний и др.

Будем жить и любить, моя подруга,
Воркотню стариков ожесточённых
Будем в ломанных грош с тобою ставить…
(Гай Катулла)

Логаэдами писали и многие русские поэты. Как пример, логаэд с чередованием 3-стопного дактиля и 2-стопного ямба.

Губы мо/и прибли/жаются
К твоим /губам,
Таинства снова свершаются,
И мир как храм.
(В.Я. Брюсов)

БРАХИКОЛОН - жанр экспериментальной поэзии; односложный размер (односложник), в котором все слоги ударные.

Бей
тех,
чей
смех,
вей,
рей
сей
снег!
(Н.Н. Асеев)

Дол
Сед
Шёл
Дед.
След
Вёл -
Брёл
Вслед.
Вдруг
Лук
Ввысь:
Трах!
Рысь
В прах.

(И.Л. Сельвинский)

Прежде чем остановиться на вопросе о том, как определить размеры стихотворных строк, нужно отметить, что речь идет о силлабо-тонической системе стихосложения, где определяющим элементом является стопа. Это такой повторяющийся элемент, который состоит из одного ударного и определенного количества безударных слогов. Стопа была известна уже в античности, однако там она состояла не из ударного и безударных слогов, а из долгих и кратких.

Размеры определяются характером стопы и количеством стоп в стихе (стихотворной строке). Одна из типичных ошибок формулировки - это тавтологическое словосочетание «стихотворный размер стиха». Это словосочетание можно довольно часто слышать от школьников и даже от учителей, оно некорректно, хотя и очень распространено. Размер стиха по своей природе является стихотворным, поэтому некорректно спрашивать: «Как определить стихотворный размер стиха?», - правильно говорить: «Как определить размер стиха?»

Двусложные стопы

От характера стопы зависят стихотворные размеры. Как определять характер стопы, подскажет скандирование, запись стиха в виде схемы и определение того, какое место занимает ударный слог в каждом повторяющемся элементе стихотворения.

Двусложные стопы состоят из двух слогов (то есть элемент повторяется каждые два слога).

Если первый слог повторяющегося элемента ударный, а второй - безударный, то Достаточно повторить несколько раз любое хореическое слово (лето, осень), чтобы почувствовать звучание хорея. Хорей очень распространен в поэзии и известен читателям как по произведениям современных авторов, так и по творчеству классиков. Хореические стихи очень характерны для поэзии, адресованной детям:

Как-то в осень ослик Ося

Ночью очень плохо спал.

И, когда пробило восемь,

Ослик Ося не вставал… (А. Чебышев)

Ежик Хоня был тихоня,

Ежик Хоня не спешил.

Вот однажды ежик Хоня

За водой сходить решил… (А. Чебышев)

Банный день у черепашки.

Очень хлопотно ему:

Надо выстирать рубашку

И помыться самому… (А. Чебышев)

Если ударным в стопе является второй слог, то Ямбические стихи не менее популярны.

Котенок был пушистый

И очень озорной.

Он бегал быстро-быстро

За кошкой и за мной.

Еще к собачке Жучке

Он часто приставал…

А если взять на ручки,

Мурлыкал он и спал. (А. Чебышев)

Чтобы «услышать» звучание ямба, достаточно повторять любое ямбическое слово (весна, жара). Ямб обычно ассоциируется со звучанием пушкинского «Евгения Онегина».

Трехсложные стопы

Трехсложные стопы состоят, соответственно, из трех слогов, один из которых - первый, второй или третий - ударный.

Если ударный первый слог, то это называется дактилем. Чтобы «услышать» дактиль, достаточно повторить любое дактилическое слово (радостно, горестно). Дактиль очень распространен в русской поэзии, однако его можно встретить несколько реже ямба и хорея.

Три и четыре, и два бегемота

Встретили два и четыре слона.

Рядом - один - это было болото,

Два - это речка.

И пальма - одна.

Три и один бегемота сказали:

«Здравствуйте, два и четыре слона».

А остальные под пальмой лежали.

Их было много,

А пальма - одна. (А. Чебышев)

Если ударный слог - второй, то После повторения амфибрахического слова (родная, собака, природа) легко почувствовать особое звучание амфибрахия. Амфибрахическое имя вымышленного персонажа Пупусика определило звучание шуточного цикла стихов Андрея Чебышева «Хозяйственный пупусик и восемь пуклых нусик»:

…Однажды пупусик водичил цветочки,

А нусики мерили воду в горшочках,

Следили, чтоб он ничего не схимичил

И в каждый горшочек помногу водичил…

Однажды пупусик кишмишил обед

И вспомнил, что соли ни горсточки нет.

А нусики сямкнули: «Не трумбамболь!

Еще в старой бубе зачухлилась соль…»

…Однажды пупусик кузюнился с другом,

Вдруг нусики взвякнули громким испугом:

«Пупусик! Пупусик! Он вовсе не друг!

Смотри, как он хищнит глазами вокруг!

Он съел три конфюшки и блямбочек шесть.

А нусики что будут вечером есть?..»

В том случае, если ударным является третий слог из трех, говорят об анапесте. Чтобы почувствовать анапест, можно несколько раз повторить любое анапестовое слово (города, вчетвером).

…а бывает еще воскресение.

А сегодня нельзя баловать,

Потому что, когда воскресение,

Нам не надо пораньше вставать.

Мама-папа не будут с будильником,

Как сегодня, ругаться с утра…

А зато у меня в холодильнике

Очень вкусная рыбья икра.

А вчерашней весной в воскресение -

Там еще продавали слонов -

С мамой-с-папой гуляли мы семьями,

А у них был Сережка Панов… (А. Чебышев)

Это пять самых распространенных, классических стоп. В русской классике в основном используются именно они, и именно они определяют самые известные и распространенные стихотворные размеры. Как определять сам размер, а не только тип стопы, будет описано ниже.

Четырехсложные стопы (пеоны)

Русская поэзия знает также четырехсложные стопы, их называют пеонами. Если ударный слог первый, то такую стопу называют пеон I, если второй, то, соответственно, пеон II, и так далее. Пеоны легко спутать с хореем или ямбом, однако, если прислушаться, то звучание их разное. В рамках школьной программы в основном говорят о классических стопах - двусложниках и трехсложниках.

Пятисложные стопы (пептоны)

Кроме того, возможны и пятисложные стопы, или пятидольники, или пептоны. Эти стопы можно встретить в русской народной поэзии или в ее стилизациях. Наибольшее распространение приобрели пятисложники с третьим ударным слогом: «Как во матушке, во сырой земле…» Звучание пептона III действительно очень характерно и незабываемо, знакомо многим по русским былинам.

Количество стоп в стихе

Стопой определяются стихотворные размеры. Как определять вид стопы, описано выше, однако для того, чтобы узнать, каким размером написано стихотворение, знания о типе стопы недостаточно. Стопа - это та единица, которой измеряется размер. Второе действие, которое нужно произвести - посчитать, сколько именно стоп образует стихотворную строку (стих).

Корректные названия стихотворных размеров поэтому звучат, например, так: «трехсложный хорей» (количество хореических стоп в строке - три), «пятисложный ямб» (количество ямбических стоп в строке - пять), «двусложный анапест» (количество анапестовых стоп в строке - две) и т. д. Типичную ошибку допускают многие школьники и студенты, отвечая на вопрос: «Какой это размер?» - называя лишь вид стопы. Неправильно говорить «Размер этого стихотворения - дактиль», правильно говорить: «Размер этого стихотворения - трехстопный (двустопный и т. д.) дактиль».

Определение количества стоп в стихе

Итак, от количества и характера стоп зависят стихотворные размеры. Как определять количество стоп? Оно зависит от количества ударных (схемных) ударений. Поясним это на примере хорея и амфибрахия.

Если я надену шляпу,

Стану я почти как папа.

Ну, а папа и без шляпы

Все равно похож на папу.

В этом стихотворении Андрея Чебышева «Про папину шляпу» размер определяется как четырехсложный хорей, так как стихотворная строка (стих) содержит четыре хореических стопы.

Лошадка по полю скакала, скакала,

По полю скакала и очень устала.

И в поле стояла, и травку щипала.

И снова скакала, скакала, скакала.

И в речке купалась, и гривой играла,

И снова по полю скакала, скакала.

Ни ветру, ни птице ее не догнать.

Никто не умеет так быстро скакать.

Стихосложение (или версификация) - от лат. versus - стих и facio - делаю. Стихосложение - организаця стихотворной речи, элементов, лежащих в основе конкретной стихотворной системы. В основе стихотворной речи лежит, прежде всего, определённый ритмический принцип .

Терминология

Ритм - повторение каких-либо элементов текста через определенные промежутки. В русском языке ритм образуется с помощью ударения. Рифма - созвучие концов стихов (или полустиший). Строфа - организованное сочетание стихов (стих - поэтическая строка), закономерно повторяющееся на протяжении стихотворного произведения или его части.
Наиболее простым и распространенным способом соединения стихов в строфу является соединение их рифмой. Наиболее распространенным видом строфы является четверостишие, наименьшим - двустишие. Двустишие - простейшее строфическое образование из двух стихов, скрепленных рифмой:
Ешь ананасы, рябчиков жуй,
день твой последний приходит, буржуй.

(В. Маяковский - 1917)
Четверостишие - строфическое образование из четырех стихов.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот...
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот

(А. Ахматова - 1911)
Стопа (лат. нога, ступня) - структурная единица стиха. Стопа (лат. - нога, стопа, ступня) - это последовательность нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке.
Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорей и ямб), либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест).
Стопа является минимальной структурной единицей стиха.
Количество стоп в стихотворной строке уточняет название размера, например, если стихотворение написано восьмистопным ямбом, значит в каждой строке 8 стоп (8 ударных слогов).
Стопа - группа слогов , выделяемая и объединяемая единым ритмическим ударением (иктом). Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп. Стопы - сочетания сильной и слабой (слабых) позиций регулярно повторяющиеся через весь стих.
Простая стопа бывает:
  • двусложная, когда постоянно повторяются два слога - ударный и безударный, или наоборот (хорей, ямб...);
  • трёхсложная, когда повторяются один ударный и два безударных слога (анапест, амфибрахий, дактиль...).
Метр - мера стиха, его структурная единица. Представляет собой группу стоп , объединённых иктом (главным ритмическим ударением). Акцентные системы стихосложения
Акцентные (речевые ) системы стихосложения делятся на три основные группы:
  1. Силлабическое,
  2. Тоническое,
  3. Силлабо-тоническое - способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.
Cистемы стихосложения Характеристика Пример
1. Силлабическая

(фиксируется число слогов)

Система стихосложения, в которой ритмичность создается повторением стихов с одинаковым количеством слогов , а расположение ударных и безударных слогов не упорядочено;
обязательная рифма
С одной страны гром,
С другой страны гром,
Смутно в воздухе!
Ужасно в ухе!
Набегли тучи
Воду несучи
Небо закрыли,
В страх помутили!
(В.К.Тредиаковский - Описание грозы)
2. Тоническая

(фиксируется число ударений)

Система стихосложения, ритмика которой организуется повторением ударных слогов ;
число безударных слогов между ударениями варьируется свободно
Вьется улица-змея.
Дома вдоль змеи.
Улица - моя.
Дома - мои.
(В.В.Маяковский - поэма «Хорошо!»)
3. Силлабо-тоническая

(фиксируется число слогов и количество ударных позиций)

Система стихосложения, в основе которой лежит выравненность числа слогов, количества и места ударений в стихотворных строках Ты хочешь знать, что видел я
На воле? - Пышные поля,
Холмы, покрытые венцом
Дерев, разросшихся кругом,
Шумящих свежею толпой,
Как братья в пляске круговой.
(М.Ю.Лермонтов - Мцыри)

В основе всех групп лежит повторение ритмических единиц (строк), соизмеримость которых определяется заданным расположением ударных и безударных слогов внутри строк.

Система стихосложения , основана на равном числе ударных слогов в стихотворной строке, при этом число безударных слогов в строке более или менее свободно. Силлабо-тонические размеры
В русском силлабо-тоническом стихосложении получили распространение пять стоп:

  1. Хорей
  2. Дактиль
  3. Амфибрахий
  4. Анапест
Стихотворный размер - это порядок (правило) чередования ударных и безудорных слогов.
Размер принято определять как последовательность нескольких стоп. Стихотворные размеры никогда не выполняются в стихотворении точно, и часто бывают отступления от заданной схемы.
Пропуск ударения, то есть замена ударного слога безударным, называется пиррихием , замена же безударного слога ударным называется спондеем .

Условные обозначения

__/ - ударный слог __ - безударный слог

Стихотворные размеры

(в силлабо-тонической системе стихосложения)
  1. Двусложные стихотворные размеры: __/__ - стопа Хорея

    Хорей – двусложный размер стиха, в котором на первом месте стоит ударный слог , на втором безударный.

    Для запоминания:

    Мча́ тся ту́ чи, вью́ тся ту́ чи,
    На хорей они летят

    __ __/ - стопа Ямба

    Ямб - двусложный размер стиха, в котором первый слог безударный , второй ударный.

  2. Трехсложные стихотворные размеры: __/__ __ - стопа Дактиля

    Дактиль – трехсложный размер стиха, в котором первый слог ударный, остальные – безударные.

    Для запоминания:

    Вы́ рыта да́ ктилем я́ ма глубо́ кая

    __ __/__ - стопа Амфибрахия

    Амфибрахий - трехсложный размер стиха, в котором второй слог ударный, остальные – безударные.


    __ __ __/ - стопа Анапеста

    Анапест - трехсложный размер стиха, в котором третий слог ударный, остальные – безударные.

    Чтобы запомнить названия трёхсложных размеров стихотворений нужно выучить слово ДАМА .

    ДАМА расшифровывается так:
    Д - дактиль - ударение на первый слог,
    АМ - амфибрахий - ударение на второй слог,
    А - анапест - ударение ударение на третий слог.

Примеры

Стихотворение
(псевдоударные (со вторичным ударением в слове) слоги выделены ЗАГЛАВНЫМИ буквами)

Стихотворный размер

Пример четырехстопного хорея:
Бу́ ря мгло́́ ю не́ бо кро́ ет
__/ __ __/ __ __/ __ __/ __

Ви́ хри сне́ жныЕ крутя́ ;
__/ __ __/ __ __ __ __/

(А.С. Пушкин) Разбор:

  • Здесь после ударного слога следует один безударный – всего получается два слога.
    То есть это двусложный размер.
  • После ударного слога могут следовать два безударных – тогда это трехсложный размер.
  • В строке четыре группы ударно-безударных слогов. То есть в ней четыре стопы.

Хорей

__/__
Пример пятистопного хорея:
ВЫхожу́ оди́ н я нА доро́ гу;
__ __ __/__ __/__ __ __ __/__

СквОзь тума́ н кремни́ стый пу́ ть блести́ т;
___ ___ __/ ____ __/ ___ __/ _____ __/

НОчь тиха́ . Пусты́ ня вне́ млет Бо́ гу,
___ ___ __/ ___ __/ __ __/ ___ __/ __

И звезда́ с звездо́ ю гОвори́ т.
__ __ __/ _____ __/__ __ __ _/

(М.Ю. Лермонтов)

Хорей

__/__
Пример трехстопного хорея:
Ла́ сточкИ пропа́ ли,
__/ __ __ __ __/ __ А вчера́ заре́ й
__/ __ __/ __ __/ Всё грачи́ лета́ ли
__/ __ __/ __ __/ __ Да, как се́ ть, мелька́ ли
__/ __ __/ __ __/ __ Во́ н над то́ й горо́ й.
__/ __ __/ __ __/

(А. Фет)

Хорей

__/__
Пример четырехстопного ямба:
Мой дя́ дя са́ мых че́ стных пра́ вил,
__ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __ Когда́ не в шу́ тку зАнемо́ г,
__ __/ __ __/ __ __ __ __/ Он Уважа́ ть себя́ заста́ вил
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ И лу́ чше вы́ думАть не мо́ г.
__ __/ __ __/ __ __ __ __/

(А.С. Пушкин)

__ __/
Пример четырехстопного ямба:
Я по́ мню чу́ дноЕ мгнове́ нье
__ __/ __ __/ __ __ __ __/ __ ПерЕдо мно́ й яви́ лась ты́
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ Как мИмоле́ тноЕ виде́ нье
__ __ __ __/ __ __ __ __/ __ Как ге́ ний чи́ стой крАсоты́
__ __/ __ __/ __ __ __ __/

(А.С. Пушкин)

__ __/
Пример пятистопного ямба:
Наря́ женЫ мы вме́ сте го́ род ве́ дать,
__ __/ __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ Но, ка́ жетсЯ, нам не́ за кЕм смотре́ ть…
__ __/ __ __ __ __/ __ __ __ __/

(А.С. Пушкин)

__ __/
Пример пятистопного ямба:
Ты пОгрусти́ , когда́ умрЁт поэ́ т,
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ Поку́ да зво́ н ближа́ йшей и́ з церкве́ й
__ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ Не вОзвести́ т, что э́ тот ни́ зкий све́ т
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ Я прОменя́ л на ни́ зший ми́ р черве́ й.
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/

(Шекспир; перевод С.Я. Маршак)

__ __/
Пример трехстопного дактиля:
Кто́ бы ни зва́ л - не хочу́
__/ __ __ __/ __ __ __/ На́ суетли́ вую не́ жность
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ Я́ променя́ ть безнаде́ жность
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ И́ , замыка́ ясь, молчу́ .
__/ __ __ __/ __ __ __/

(А. Блок)

Дактиль

__/__ __
Пример четырехстопного дактиля:
Ту́ чки небе́ сные, ве́ чные стра́ нники!
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ Сте́ пью лазу́ рною, це́ пью жемчу́ жною…
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __

(М.Ю. Лермонтов)

Дактиль

__/__ __
Пример четырехстопного дактиля:
Сла́ вная о́ сень! Здоро́ вый, ядре́ ный
__/ __ __ __/ __ ___ __/ __ __ __/ __ Во́ здух уста́ лые си́ лы бодри́ т…
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

(Н.А. Некрасов)

Дактиль

__/__ __
Пример трёхстопного амфибрахия:
Не ве́ тер бушу́ ет над бо́ ром,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Не с го́ р побежа́ ли ручьи́ -
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ Моро́ з-воево́ да дозо́ ром
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Обхо́ дит владе́ нья свои́ .
__ __/ __ __ __/ __ __ __/

(Н.А. Некрасов)

Амфибрахий

__ __/__
Пример четырехстопного амфибрахия:
Доро́ же отчи́ зны - не зна́ л ничего́
__ __/ __ __ __/ __ ___ __/ ___ __ __/ Бое́ ц, не люби́ вший поко́ я.
__ __/ __ __ __/ ___ __ __/ __

(Н.А. Некрасов)

Амфибрахий

__ __/__
Пример трехстопного амфибрахия:
Есть же́ нщины в ру́ сских селе́ ньях
__ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ ___ С споко́ йною ва́ жностью ли́ ц,
___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ С краси́ вою си́ лой в движе́ ньях,
___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ __ С похо́ дкой, со взгля́ дом цари́ ц.
__ __/ __ ___ ___/ ___ __ __/

(Н.А. Некрасов)

Амфибрахий

__ __/__
Пример трехстопного амфибрахия:
Средь шу́ много ба́ ла случа́ йно,
__ ___/ __ __ __/ __ __ __/ __ В трево́ ге мирско́ й суеты́ ,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ Тебя́ я уви́ дел, но та́ йна,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Твои́ покрыва́ ла черты́ .
__ __/ __ __ __/ __ __ __/

(А.К. Толстой)

Амфибрахий

__ __/__
Пример трёхстопного анапеста:
О, весна́ без конца́ и без кра́ ю -
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Без конца́ и без кра́ ю мечта́ !
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ Узнаю́ тебя, жи́ знь! Принима́ ю!
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ И приве́ тствую зво́ ном щита́ !
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

(А. Блок)

Анапест

__ __ __/
Пример трёхстопного анапеста:
Есть в напе́ вах твои́ х сокрове́ нных
___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Рокова́ я о ги́ бели ве́ сть.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ Есть прокля́ тье заве́ тов свяще́ нных,
___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Поруга́ ние сча́ стия е́ сть.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

(А. Блок)

Анапест

__ __ __/
Пример трёхстопного анапеста:
Пропаду́ от тоски́ я и ле́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Одино́ кая жи́ знь не мила́ ,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ Сердце но́ ет, слабе́ ют коле́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ В каждый гво́ здик души́ стой сире́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Распева́ я, вполза́ ет пчела́ .
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

(А. Фет)

Анапест

__ __ __/

Как определить стихотворный размер?

  1. Определяем количество слогов в строке. Для этого подчеркиваем все гласные буквы.
  2. Произносим строку нараспев и расставляем ударения.
  3. Проверяем, через какое количество слогов повторяется ударение:
    а) если ударение повторяется каждые 2 слога, это двусложный размер: хорей или ямб; б) если повторяется каждые 3 слога, это трехсложный размер: дактиль, амфибрахий или анапест.
  4. Объединяем слоги в строке в стопы (по два или три слога) и определяем размер стихотворения.
    (Например: четырехстопный хорей или пятистопный ямб и т.д..)

Метры, стопы и размеры стиха

Стихотворный размер- определенный порядок, в котором размещаются в стопе ударные и безударные слоги в современных стихотворениях (или длинные и короткие по звучанию слоги для античного стихосложения). Этот порядок задает звучание и ритм стиха .

Определенное чередование ударных и безударных слогов может повторяться в строке несколько раз, и это также отражается при обозначении размера. Например, 3-стопный ямб или 4 стопный хорей, где ямб и хорей - способы чередования сильных и слабых слогов, а количество стоп указывает на число повторов этого чередования в одной строке.

В силлабическом стихосложении определяется числом слогов;

В тоническом числом ударений;

В метрическом и силлабо-тоническом метром и числом стоп, и здесь обычно различаются понятия метр (напр., "ямб"), стихотворный размер (напр., "4-стопный ямб") и разновидность стихотворного размера (напр., "4-стопный ямб со сплошными мужскими окончаниями").

Метр стиха

Этот термин появился еще в античные времена. Античное стихосложение значительно отличалось от современного, в частности тем, что в современной поэзии стихотворное звучание достигается последовательным чередованием ударных и безударных слогов, в то время, как античные стихотворцы добивались поэтического звучания, растягивая одни слоги и быстро произнося другие. Однако и в современной, и в античной поэзии стихотворения имеют определенный повторяющийся ритм. Сочетание ударных и безударных слогов в современном стихосложении (или протяжных и коротких слогов в античном) и называется метром.

Так, в силлабо-тоническом анапесте сильные места приходятся на каждый 3-й слог и заполняются исключительно ударными слогами (ударение здесь является "константой"), а слабые на промежуточные слоги и заполняются преимущественно безударными слогами (безударность здесь является "доминантой").



Метр в таком значении слова имеется в метрическом, силлабо-тоническом, мелодическом стихосложении и отсутствует в силлабическом и тоническом

СТОПА - повторяющееся сочетание сильного и слабого места в стихотворном метре, служащее единицей длины стиха (напр., 2-, 3-, 4- стопные размеры стихотворные).

Стопа

Поэзию от прозы отличает упорядоченное, ритмичное звучание, которое достигается путем многократного повтора выбранной последовательности ударных и безударных слогов. Один цикл такого повтора называется стопой . Обычно в одной строке стихотворения повторяется не более 6 стоп.

Часть стопы, на которую приходится ударение, называется тесисом, слабые, безударные слоги в стопе принято обозначать как арсисы. Это деление, как и сам термин «стопа» пришло из античности, и используется в стихосложении до сих пор.

Билет №2

1. Текстология.

3. Рифма в стихосложении.

1. Текстология (от лат. textum - связь слов и др.-греч. λόγος - учение) - филологическая отрасль, изучающая и восстанавливающая историю и судьбу произведений письменности и литературы с целью дальнейшего исследования, интерпретации, публикации и иных целей.

Проблематика. Одной из проблем текстологии является проблема атрибуции текста, которая проводится в рамках судебной психологии на основе методов контент-анализа и психолингвистики.

Значительная часть литературных произведений либо остаётся неопубликованной при жизни автора, либо бывает опубликована с неточностями и искажениями как вследствие небрежности, так и сознательно (условия цензуры и т. д.). Неопубликованные в печати произведения часто существуют в ряде списков, из которых ни один нельзя предпочесть другому по достоверности (напр. «Горе от ума» Грибоедова). Наконец, все произведения литературы до середины XV века, когда было изобретено книгопечатание, вообще остались в виде рукописей, которые только в самых редких случаях были автографами или просмотренными и исправленными автором копиями (авторизованные копии). От произведений античной литературы до нас ни одного автографа не дошло. В средневековой литературе почти каждое произведение имело сложную историю текста и целый ряд авторов, причём часто древнейший из дошедших до нас списков отделяется несколькими столетиями от времени написания произведения (напр. «Песнь о Роланде», возникшая в конце XI века, представлена только одним списком конца XII века и большим количеством списков XIII-XIV веков).

Критика текста в основном сводится к двум моментам:

1) К установлению подлинности или подложности источника

2) К реконструкции, в случае констатирования подлинности первоначального текста, искажённого переписками и переделками и дошедшего до нас в виде разрозненных и неполных фрагментов.

Сводка этого анализа всех существующих вариантов данного текста и их отношений друг к другу называется «критическим аппаратом», который в настоящее время считается необходимой принадлежностью всякого научного критического издания литературных произведений.

Критика текста источника, признанного подлинным, в свою очередь состоит из двух последовательных моментов:

диагноза (то есть констатирования испорченности данного места текста), основой которого служит либо нарушение логического смысла, либо несоответствие архитектонике целого, показаниям других памятников или других частей того же памятника

конъектуры, то есть составления проекта исправления текста, источником которого могут быть или косвенные указания в самом исследуемом памятнике и близких к нему, или же гадательное предположение, исходящее из общего толкования логического смысла памятника, исторических условий его возникновения, отношения к другим памятникам, его художественной структуры (например, ритм) и т. д.

В последнем случае мы часто имеем дело с так называемой «дивинаторской критикой» (от лат. divinatio - «способность угадывать»), когда сильно испорченный текст реконструируется по косвенным данным.

Задачи текстологии . Основная задача текстологии - дать правильный текст издаваемого литературного произведения. Вопрос же о том, что считать «правильным» или «каноническим» текстом, не всегда понимается одинаково. Различные филологические школы по-разному понимали пути восстановления на основании оставшихся различных редакций текста одного и того же произведения. Так, до середины XIX века в издательской технике преобладает точное («дипломатическое») воспроизведение одной рукописи, признанной по каким-либо соображениям лучшей. С середины XIX века обычны так называемые «критические» издания, реконструирующие предполагаемый прототип путём контаминации вариантов всех доступных исследованию рукописей. Текстология начала XX века характеризуется очень большим психологизмом в подходе к вопросу о так называемой «воле автора» (ср. работы М. Гофмана над пушкинским текстом, Н. К. Пиксанова над текстом Грибоедова, а также всю историю издания текста лермонтовского «Демона»).

История текстологии .

Текстология развивалась первоначально на основе изучения рукописной традиции античных (и позже средневековых) авторов, то есть как раз на основе таких документальных материалов, среди которых, как было указано выше, не встречается (за редчайшими исключениями) автографов. В последнее время она успешно применяется и к текстам произведений новой и новейшей литературы, причём наличие автографов ввело в текстологию совершенно новый круг проблем - «творческую историю произведения», являющуюся новым видом «истории текста» - видом, ограниченным хронологическими рамками жизни автора, и даже ещё уже - хронологическими рамками его работы над данным произведением.

Конкретный материал, на котором развивались и совершенствовались методы текстологии, можно разбить на следующие категории:

Памятники, дошедшие до нас в незначительных фрагментах (например, тексты древнегреческих лириков, комедии Менандра)

Памятники, дошедшие до нас в многочисленных, расходящихся одна с другой, редакциях:

а) подвергшихся многочисленным искажениям при переписке (до конца книгопечатания), - таковы тексты большинства античных авторов

б) подвергшихся неоднократным переделкам и переработкам вплоть до объединения (контаминации нескольких произведений в одно), - такова история текста большинства произведений художественной литературы феодального периода

Памятники, являющиеся сводом ряда других, слагавшихся в течение ряда столетий памятников, относящихся к различным эпохам и возникших в различной общественной среде (например Библия, отчасти поэмы Гомера или русские летописные своды и хронографы)

Памятники, сохранившиеся в немногочисленных или даже в единственной, иногда сильно искажённой, редакции: сюда можно отнести иногда и произведения новой литературы, не напечатанные при жизни автора и не получившие окончательной отделки, как например, «Горе от ума» Грибоедова или «Демон» Лермонтова

фальсификации:

Памятники, целиком подложные - «Дар Константина», так называемые «Лжеисидоровы декреталии», недостающие книги Тита Ливия, письма Фаллариса, «Любушин суд», «Краледворская рукопись», окончание пушкинской «Русалки» и т. п.

интерполяции или вставки (например, христианские интерполяции у языческих авторов, позднейшие вставки эпизодов или хронологических дат в летописях и хрониках).

Анализ каждой из этих категорий памятников связан с особыми техническими приёмами текстологии.

Наиболее часто встречается на практике вторая из перечисленных категорий памятников, которая в свою очередь разбивается на три группы. Такую разбивку можно довольно чётко провести на памятниках древнерусской литературы:

Списки почти тождественные (имеются только орфографические и стилистические варианты, незначительные вставки или пропуски)

Списки как сходные, так и значительно отличающиеся друг от друга (различные варианты сюжета, вставные эпизоды)

Списки, резко расходящиеся между собой, сохраняя лишь общий остов сюжета.

Каждый из этих трёх случаев требует особых методов исследования. Так, например, в первом случае в основу сравнения кладётся один список, а все остальные подводятся под него как варианты, образуя собой критический аппарат; при этом основой сравнения должен быть старший список с типичным текстом, хотя «типичный» текст отнюдь не всегда является древнейшим текстом (древнейший текст может дойти до нас как раз в одном из позднейших списков); в результате построения аппарата, то есть подведения всех вариантов под один список, устанавливается взаимоотношение списков, и они разбиваются на группы, затем устанавливается «архетип» каждой группы и, наконец, взаимоотношение между группами.

Таким путём строится «генеалогическое древо списков», являющееся схематическим изображением истории текста. Работа эта является более или менее сложной, в зависимости от относительной полноты списков; чем больше промежуточных звеньев утеряно, тем она сложнее. Так, например, в одном случае мы можем установить, что один из списков первой группы является архетипом для всей второй группы, в другом случае мы можем ограничиться только утверждением, что вторая группа восходит к такому-то списку первой группы, но сам этот список - архетип - должен считаться утерянным.

Этот путь исследования, методологически проверенный для первого из приведённых трёх случаев, значительно модифицируется для второго и третьего случаев. Конечно, встречаются и в средневековой литературе несколько иные случаи: так, например, среди списков «Песни о Роланде» один, так называемый оксфордский, по структуре сюжета может быть противопоставлен как особая группа всем остальным спискам XIII-XIV веков, образующим вторую группу, но в этой последней один из самых молодых списков, венецианский (конца XIV века), сближается по одному признаку (ассонансы вместо рифм) с древнейшим, оксфордским.

Предположим, что у нас есть замысел произведения. То есть мы в общих чертах знаем, о чем будем рассказывать. Это значит, что мы знаем фабулу.

Фабула - это события, происходящие в литературном произведении, но выстроенные в их естественном, хронологическом порядке, так, как они происходили бы или могли бы происходить в действительности.

То есть это наш рассказ, повесть или роман, изложенные "просто", "напрямую", в одной или нескольких фразах. Например, упрощенную фабулу шекспировской трагедии "Гамлет" мы могли бы сформулировать так: "Брат датского короля тайно убивает брата, завладевает короной и женится на королевской вдове. К сыну убиенного, принцу Гамлету, является призрак отца и рассказывает о совершенном злодействе. Гамлет пытается отомстить королю-убийце, но гибнет на дуэли". Просто и понятно. Но в "Гамлете" действия разворачиваются в совершенно иной последовательности! К примеру, первая сцена трагедии - явление призрака отца Гамлета перед охраной замка и другом Гамлета, Горацио. А убийство короля происходит задолго до того, как начинается представляемое нам Шекспиром действие, да и то "за кадром", в пьесе его нет. Наблюдать же мы его можем только в интерпретации заезжих в королевский замок актеров, которых Гамлет попросил (в третьем акте трагедии) сыграть пьесу по подсказанному им сценарию.

Если мы в пересказе будем строго следовать авторской последовательности изложения, то расскажем сюжет.

Сюжет - художественно целесообразная система описываемых событий, которые автор излагает в такой последовательности и с использованием таких литературных форм и приемов, которые наиболее полно отвечают его творческой задаче .

Понятно, что рассказать сюжет порой непросто - настолько, насколько непросто автор "выстроил" произведение. Ведь направление событийного плана в сюжете может совпадать с фабульным (и тогда фабула "равна" сюжету), но чаще всего отличается от него (как в "Гамлете"). Поэтому фабулу называют еще "выпрямленным" сюжетом, а в случае, когда она сюжету "не равна", говорят об обратной сюжетной композиции.

Композиция - построение, расположение всех элементов художественной формы.