Самые большие американские горки в мире. Самые длинные «американские горки» мира…. Самые экстремальные горки

Страница 1 из 2

Нидерланды – это государство в Северо-Западной Европе с ориентированной на экспорт и обладающей высоким уровнем международной интеграции третичной (то есть с преобладанием сферы услуг) экономикой, в которой чётко выражен сектор финансовых услуг.

Текущая экономическая ситуация

В рейтингах Всемирной торговой организации страна регулярно входит в пятёрку крупнейших в мире экспортёров (после , США, Германии и Японии). При этом центральная роль в экспортных операциях принадлежит морскому порту Роттердама и амстердамскому аэропорту Схипхол (нидерл.: Schiphol).

Благодаря выгодному географическому положению, Нидерланды входят в число важных транспортно-логистических узлов в системе европейского и мирового товарооборота.

Порт Роттердама является самым большим в Европе и единственным из десяти крупнейших портов мира, расположенным не на территории Азии. В 2015 году объём его грузооборота достиг приблизительно 466 млн. тонн. При этом ожидается дальнейший рост порта, и осуществляются постоянные инвестиции в расширение его мощностей. На общем фоне особенно выделяется инвестиционный проект «Маасфлакте 2» (нидерл.: Maasvlakte 2), в рамках которого была освоена новая портовая территория площадью около 2000 гектаров под современный контейнерный терминал.

Аэропорт Схипхол принадлежит к числу крупнейших в Европе (в 2015 году его пассажирооборот составил около 58 млн. человек). В 2015 году его грузооборот достиг приблизительно 1,6 млн. тонн.

Нидерланды обладают высококонкурентным сельским хозяйством и занимают по экспорту сельскохозяйственной продукции 2-е место в мире после США (в 2015 году: 8247 млрд. евро). Для нужд аграрного сектора используется около 56 % всей территории страны. В 2015-2016 годах Нидерланды заняли 5-е место в мире (среди 148 стран) по определяемому Всемирным экономическим форумом индексу глобальной конкурентоспособности.

После финансово-экономического и долгового кризиса 2008 года и вызванного им сокращения экономического продукта страна вновь переживает экономический рост. Так, в 2016 году ожидается рост экономики на 1,8 %.

На протяжении многих лет движущей силой экономики Нидерландов был экспортный сектор, но в последнее время её росту способствуют главным образом увеличившийся спрос на внутреннем рынке, оживление на рынке недвижимости и низкий уровень инфляции.

Средний уровень безработицы составлял в 2015 году около 6,9 %. Уровень безработицы среди молодёжи один из самых низких в Евросоюзе (5-е место среди стран ЕС) и составляет 11,43 %.

Наряду с городской агломерацией Рандстад (нидерл.: Randstad), которая включает в себя 4 крупных города западной части страны (Амстердам, Роттердам, Гаагу и Утрехт) и является не только движущей экономической силой, но и культурным центром Нидерландов, важную роль в национальной экономике играет инновационный высокотехнологичный кластер, созданный на территории метрополии Эйндховен в рамках инициативного проекта «Брэйнпорт» (англ.: Brainport Initiative) и основанный на партнёрстве муниципалитетов с предприятиями и научно-исследовательскими учреждениями региона.

Инфраструктура

Это государство обладает хорошо развитой сетью автомобильных дорог. Также высоко развита и сеть железных дорог, охватывающая всю территорию страны.

Однако главным логистическим преимуществом Нидерландов является наличие развитой сети внешних и внутренних судоходных путей. Во-первых, страна расположена в дельтах нескольких крупных рек (Рейна, вернее его главного рукава, Ваала, а также Мааса, Лека и Шельды), а кроме того обладает разветвлённой сетью каналов, проходимых для относительно крупных судов.

Внешняя торговля

Крупнейшим торговым партнёром страны является Германия. На долю ФРГ приходится около четверти всего нидерландского экспорта (включая реэкспорт). При этом основной объём импорта поступает в страну тоже из Германии.

Основными статьями экспорта Нидерландов являются продукты питания, свежие цветы, станки и оборудование, химическая продукция и природный газ.

К основным статьям импорта относятся фрукты и зерно, нефть и различные транспортные средства.

Нидерланды имеют небольшой положительный внешнеторговый баланс, то есть объём экспорта чуть превышает объём импорта.

Вопросы к контрольной работе №2

по курсу «История экономики»

Для студентов 1 курса

Группы 107-112

(2016 - 2017 уч. год.)

Экономическое развитие Нидерландов и Голландии в XVI – XVII вв.

1. Коммерциализация сельского хозяйства. Земледелие обеспечивало только половину необходимого населению зерна, в связи с этим аграрный сектор ориентировался на технические культуры, которые приносили значительную прибыль. Социальная структура сельского хозяйства была разнообразной, хотя преобладали капиталистические формы ведения хозяйства.

2. Другой особенностью Соединенных провинций явилось то, что по сравнению с другими странами здесь имелось наиболее урбанизированное население.

3. Соединенные провинции продавали копченую и соленую сельдь по всей Европе. По мнению некоторых исследователей, торговля сельдью составляла около 50% всей голландской торговли. Это была «золотая жила» Голландии. Торговля рыбой на Балтике была важным источником богатства этой страны.

4. Сильный торговый флот

5. Голландия в XVII в. превратилась в центр перевалочной торговли Европы. Голландцы были коммерческими посредниками, комиссионерами и маклерами для всей Европы.

6. Экономическое возвышение Голландии нашло свое воплощение в превращении этой страны в колониальную державу. Голландцы посылали экспедиции на Восток и Запад, пытаясь овладеть португальской и испанской колониальными системами. Наиболее удачным направлением голландцев было восточное.

Возвышение Нидерландов в конце XVI века было непосредственно связано с экономическим упадком Испании и Португалии и даже в значительной мере им обусловлено. Нидерланды в XVI-XVII веках унаследовали ту роль, которую эти страны ранее играли в мировых процессах. В итоге мировые торговые центры переместились с Пиренейского полуострова на север Европы, что привело к ликвидации монополизма Испании и Португалии в мировой торговле.

Наиболее важной предпосылкой экономического возвышения Нидерландов можно считать революцию, происшедшую во второй половине XVI века на фоне национально-освободительной борьбы с Испанией. Исторически сложилось так, что еще в конце XV века Нидерланды попали под власть европейской династии Габсбургов, а в начале XVI века в результате династических браков - под власть ее испанской ветви. Это давало возможность испанской казне получать огромные налоговые поступления из нидерландских провинций. В свою очередь, нидерландские купцы имели право торговать отечественными товарами в Испании и в испанских колониях на Американском континенте.


Но испанской короне требовалось все больше и больше средств на проведение экспансионистской внешней политики, на бесконечныевойны в Европе и за морями, поэтому сбор налогов в Нидерландах постоянно ужесточался. С 1521 года в стране начала действовать инквизиция, которая под видом борьбы с ересью преследовала в основном богатых купцов и ремесленников, конфисковывая у них деньги и имущество. Испания ежегодно получала от Нидерландов 2 млн дукатов (это составляло около 40% испанских доходов), что вызывало сильное недовольство нидерландского бюргерства.

Особенно заметно ухудшилось положение Нидерландов при короле Филиппе II, вступившем на испанский престол в 1556 году. Не желая погашать огромные государственные долги, он объявил в 1557 году свое государство банкротом. Такая акция тут же отразилась на экономике Нидерландов, и прежде всего на банкирах, которые понесли большие убытки. В 1560 году были повышены пошлины на вывоз испанской шерсти, служившей сырьем для суконных мануфактур во Фландрии. Заметное сокращение импорта шерсти отрицательно сказалось на нидерландской промышленности. Затем нидерландским купцам запретили торговлю в испанских колониях.

В 1566 году в 12 из 17 провинций Нидерландов началось народное иконоборческое восстание, которое проходило под знаменем борьбы с инквизицией. Властям восставших провинций удалось добиться запрета деятельности инквизиции на своей территории. Для подавления восстания Испания в 1567 году направила в Нидерланды свои войска под командованием фанатичного католика герцога Альбы, который установил по всей стране кровавый террор. В течение нескольких лет были уничтожены тысячи людей, но это не смогло окончательно подавить сопротивление нидерландцев.

Однако испанская корона по-прежнему нуждалась в денежных средствах для проведения своей внутренней и внешней политики. В 1571 году в Нидерландах была установлена новая налоговая система по испанскому образцу. Теперь надо было платить единовременный 1%-ный налог на недвижимость, 5%-ный - с продажи недвижимости и 10%-ный - с продажи всех товаров - алькабалу. Введение такой налоговой системы означало для Нидерландов полную хозяйственную катастрофу, так как делало отечественные товары очень дорогими и неконкурентоспособными на мировом рынке. Многие предприниматели стали сокращать производство и даже покидать страну.

В апреле 1572 года в Нидерландах началось всеобщее восстание северных провинций, которое вскоре охватило всю страну и переросло в национально-освободительную войну против испанского владычества. В январе 1579 года семь северных провинций во главе сГолландией подписали Утрехтскую унию, целями которой были их объединение и совместная борьба за освобождение от испанской короны. Так начиналась история нового независимого государства - республики Соединенные провинции Нидерландов, в которой центральное место заняла наиболее экономически развитая Голландия. Самостоятельность Соединенных провинций была признана Испанией лишь в 1609 году, и с этого периода данное государство вошло в историю Европы под названием Голландия.

Однако южные провинции оставались под властью Испании (позже они составили основу государства Бельгия). Суконные предприятия по-прежнему зависели от поставок шерсти из Испании, что заставляло часть голландских предпринимателей идти на компромисс с чужеземцами. Постепенно антииспанская война охватила и южные провинции, вызывая большие хозяйственные потери, массовую эмиграцию буржуазии на север страны. Но купечество северных провинций не оказало южанам помощи в самые трудные моменты их борьбы с Испанией, и в 1576 году завоевателям удалось разрушить экономический центр юга - Антверпен. Купеческая верхушка Севера настояла на включении в текст мирного договора с Испанией пункта, объявлявшего устье реки Шельды, где находился Антверпен, зоной, закрытой для торговли. В результате центр международной торговли переместился на север страны, в Амстердам, что положило конец соперничеству этих двух городов.

В результате победы буржуазной революции Голландия превратилась в самую богатую западноевропейскую страну, хозяйственной основой которой стала европейская и колониальная торговля. Голландские капиталы превышали совокупные капиталы всех остальных стран Европы. Уже в конце XVI века Голландия начала успешные "торговые войны"с Испанией и Португалией, чтобы ликвидировать их всемирную колониальную монополию. В 1595 году Голландия послала первую морскую экспедицию в Индию. Для ведения торговли в Азии в 1590-х годах возникло несколько компаний, которые в 1602 году объединились в Ост-Индскую компанию.

Учредительский капитал этой компании составлял более 6,4 млн флоринов, что позволяло ей осуществлять монопольную торговлю со странами, расположенными по побережьям Индийского и Тихого океанов. Компания имела различные привилегии, свой флот и вооруженные силы, ее представители могли назначать губернаторов в колонияхи управляющих в торговых факториях. От имени Генеральных штатов Нидерландов (парламента) Ост-Индская компания заключала торговые и мирные договоры с различными странами, воевала, строила крепости, судила своих чиновников и даже могла чеканить свои монеты. Прибыли компании обеспечивали ее акционерам в среднем 18% доходов в год, а ее руководителям - до 100% дивидендов на вложенный капитал.

Постепенно голландцы стали вытеснять из Азии португальцев. В 1605 году начался захват Молуккских островов, закончившийся в 1619 году покорением всей Индонезии со столицей Батавией (Джакартой). В эти же годы голландцы создали свои торговые пункты в Сиаме (Таиланде), а в 1640 году установили торговые отношения с Японией. В 1641 году Голландия присоединила к себе Малаккский полуостров, в 1656 году - остров Цейлон. Кроме того, в этот период голландские торговые фактории обосновались в Индии. С 1651 года, когда Голландия захватила мыс Доброй Надежды и основала там Капштадт (Кейптаун), началось ее проникновение в Южную Африку. В первые десятилетия XVII века были основаны голландские поселения в Северной Америке, в том числе в 1626 году в устье реки Гудзон - Новый Амстердам, переименованный англичанами в 1674 году в Нью-Йорк.

Ост-Индская компания осуществляла неэквивалентную торговлю с захваченными колониями, откуда вывозились в больших количествах пряности, рис, кофе, шелковые и хлопчатобумажные ткани, сахар, медь, ценные породы дерева и другие товары, приобретаемые там по крайне низким ценам. А на европейских рынках эта продукция продавалась чрезвычайно дорого, с прибылью до 700-1000%. Помимо этого, очень доходной была торговля опиумом. В 1610 году голландцы впервые привезли в Европу из Китая чай, продажа которого вскоре стала для них весьма прибыльной.

Кроме расширения экспансии в Азии Голландия осуществляла колониальные захваты и на Американском континенте, для чего в 1621 году была создана Вест-Индская компания, которая не столько занималась торговлей, сколько грабила испанские корабли в Атлантике. В 1630 году Голландия силами Вест-Индской компании захватила Бразилию, но не смогла удержать эту колонию и в 1654 году уступила ее Португалии. Успехи голландцев в Америке были незначительными по сравнению с их деятельностью в Азии. Торговля Вест-Индской компании не приносила большой прибыли, и в 1674 году она обанкротилась.

Таким образом, Голландия в XVII веке стала европейским и мировым торговым центром, сменив в этой роли Португалию. Голландия также взяла на себя функции посреднической торговли с Северной и Восточной Европой, которые ранее выполняла немецкая Ганза. Голландские купцы торговали зерном, древесиной, вином, мясом, солью, рыбой, металлами, оружием и т.п.

После окончания Тридцатилетней войны (1618-1648) Голландия заняла господствующее положение в европейской торговле. Кроме того, имея огромный торговый флот, насчитывавший в середине XVII века около 22 тыс. судов (что составляло почти 75% европейского торгового флота), она превратилась в мирового перевозчика грузов.

В XVII веке в Голландии была создана мощная судостроительная промышленность, уровень которой был чрезвычайно высоким. Только в Амстердаме и Зандаме насчитывалось около 130 верфей, где строились первоклассные корабли. Их создание обходилось Голландии в несколько раз дешевле, чем Англии и другим странам, благодаря хорошо отлаженному массовому производству. Во многих городах страны существовали многочисленные мануфактуры, выпускавшие канаты, паруса, пиломатериалы и другую продукцию, необходимую для создания кораблей. На судостроительных предприятиях были заняты тысячи плотников, столяров и других высококвалифицированных мастеров, на эти верфи приезжали люди из разных стран, чтобы научиться строить корабли. Многие страны закупали корабли в Голландии, в том числе и Англия, пытавшаяся составить ей конкуренцию на море.

Исключительно важное место в экономике Голландии занимало рыболовство, которым жители побережья занимались с незапамятных времен. В 1610 году здесь имелось 1600 морских рыболовных судов, а к середине XVII века - около 2000. В этой отрасли было занято более 100 тыс. человек. Особую роль играла заготовка сельди, которую потом засаливали и экспортировали во многие страны Европы.

Однако в целом развитие промышленности в Голландии имело весьма ограниченный характер, за исключением суконного производства, сосредоточенного в провинции Фландрия. В середине XVII века прославились предприятия города Лейдена, выпускавшие особенно тонкие шерстяные ткани, где более 37 тыс. ткачей обслуживали 3,5 тыс. станков. Но во второй половине XVII века лейденские предприятия стали испытывать острую конкуренцию со стороны английских сукноделов, которые уже перешли на стадию мануфактур, в то время как в Лейдене еще ощущался консерватизм цехового строя.

Процесс создания мануфактур затронул прежде всего предприятия пищевой и легкой промышленности. Одними из первых возникли мануфактуры по переработке сахара, работавшие на привозном сырье и в основном удовлетворявшие потребности всей Европы в этом продукте. Следует также отметить, что мануфактуры, производившие пиво, сыры, шелковые ленты, кружева, обивку для мебели, кожу и другие продукты и товары, по своему уровню не только не уступали аналогичным предприятиям Англии и Франции, но даже превосходили их.

На достаточно высоком уровне находилось производство льняного полотна, которое широко экспортировалось во многие страны. Со временем в Гарлеме, а потом и в других городах появились шелковые мануфактуры, чья продукция успешно конкурировала по дешевизне и качеству с французскими тканями. Была широко развита переработка так называемых колониальных товаров - кофе, табака, какао, пряностей, приносившая огромные прибыли предпринимателям.

В начале XVII века наиболее активно развивалась банковская система Голландии. В 1609 году был создан Амстердамский банк, кредитные операции которого получили особый размах. Этот банк очень быстро стал распоряжаться невиданными ранее капиталами, что позволило Амстердаму получить статус не только столичного города, но и мирового финансового центра. Сюда устремились капиталы из многих стран, поскольку здесь были установлены самые низкие ссудные проценты. Эту роль всемирного центра кредитных операций Амстердам выполнял долгое время, являясь одновременно средоточием различных ажиотажных спекуляций. Примером тому можно считатьзнаменитую тюльпаноманию 1634-1637 годов, когда ажиотаж вокруг тюльпанов принес огромные доходы тем, кто имел монополию на выращивание и продажу этих цветов.

Большие успехи были достигнуты в сельском хозяйстве, которое развивалось в основном на осушенных полях (польдерах). Здесь применялись передовые интенсивные технологии, в частности многопольные севообороты и плодосменная система, совершенно не использовавшиеся в других странах Европы. Процветали также животноводство, огородничество и садоводство (особенно выращивание тюльпанов).

И все же, несмотря на то что Фландрия (как и Флоренция) была родиной мануфактурного производства, голландская промышленность в целом во второй половине XVII века начала отставать от английской. Причин для такого отставания было много, в том числе и то, что северным провинциям страны приходилось тратить много сил и средств на борьбу с водами Северного моря, которые постоянно заливали побережье, нанося огромный урон экономике. В этих условиях магистрат Амстердама в 1678 году объявил о восстановлении всех цеховых привилегий, получивших вскоре распространение и в других городах, что затрудняло внедрение прогрессивного мануфактурного производства в новых отраслях. К тому же для развития фабричной промышленности Голландии явно не хватало сырья и наемных работников.

Кроме того, Голландия не устанавливала таможенные тарифы, как это делали другие страны, поскольку протекционизм был невыгоден для посреднической торговли голландских купцов. Отсутствие защиты отечественных производителей со стороны государства также не способствовало расцвету голландской промышленности.

В экономике Голландии преобладал торговый капитал, который не имел достаточно мощной промышленной базы, поэтому голландские купцы находились в большой зависимости от политической и экономической ситуации в других странах Европы.

Огромные последствия для экономики Голландии в середине XVII века имело усиление позиций Англии. Особо ощутимый удар по ее интересам нанес известный Навигационный акт О. Кромвеля (1651), запрещавший поставлять в Англию товары из других стран на голландских и иных кораблях.

В конце XVII века стали ощущаться первые признаки экономического упадка, и прежде всего отток капиталов Из страны. Голландия постепенно утрачивала свои ведущие экономические и торговыепозиции. В этой роли Голландию сменила Англия, превосходившая ее по уровню промышленного развития. В конце XVII-начале XVIII века отношения между этими странами вылились в военные столкновения, которые закончились в пользу Англии. Экономическая звезда Голландии стала клониться к закату. В течение XVIII века она все больше уступала Англии и наконец утратила статус великой державы. Однако следует отметить, что экономическое отставание Голландии не явилось для нее той катастрофой, которую испытали в аналогичных условиях Испания, Италия, Португалия. Голландия по-прежнему оставалась страной с развитой рыночной экономикой.

Инновационные фермы Нидерландов September 28th, 2017

Наверное наши огромные просторы, кроме очевидных плюсов приносят нам и некоторые минусы. Например мы совсем не беспокоимся о эффективности занимаемой территории во многих отраслях жизни. А зачем, вон сколько ее пустует!

Вы знаете о том, что более половины земельной площади Нидерландов отдано под сельское хозяйство? Эта страна, несмотря на свои скромные размеры, - второй по величине экспортер продуктов питания. Вот тут мы кстати, выясняли . При этом основная цель - сделать сельское хозяйство высокотехнологичным, чтобы производить как можно больше продукции, затратив на это как можно меньше земли и ресурсов.

Ведь к 2050 году население Земли достигнет 10 миллиардов человек.

Основная "движущая сила" развитого сельского хозяйства Нидерландов - теплицы и оранжереи, занимающие, по примерным оценкам, более 175 акров земли. Развитие сельского хозяйства в сторону технологичности началось в стране почти двадцать лет назад, когда Нидерланды взяли на себя официальное обязательство повысить эффективность и увеличить объем производимой продукции вдвое при условии использования тех же ресурсов.

И фермеры упорно шли к этой цели - многие сократили зависимость от воды на целых 90%, а также уменьшили и полностью прекратили использование химических пестицидов в тепличном хозяйстве. Скотоводы также двигаются в этом направлении - начиная с 2009 года на птичьих и животноводческих фермах на 60% сокращено использование антибиотиков. В целом сельскохозяйственный прогресс страны опирается на исследования университета Wageningent, являющегося центром Food Valley - своеобразного аналога Силиконовой долины, но для сельского хозяйства. Здесь берут свое начало все технологические стартапы в этой области.

Немного фактов:
Нидерланды - второй по величине (после США) мировой экспортер продуктов питания. За последние 30 лет Нидерланды стали мировым лидером по производству томатов. Томатов на квадратный метр здесь производится больше, чем где бы то ни было. Также Нидерланды уверенно держат первое место по производству зеленых перцев и чили.

Пример крупного фермерского хозяйства - 36-акровый тепличный комплекс Duijvestijn Tomaten, в котором томаты выращиваются в теплоизоляционном базальтовом волокне. Комплекс производит 15 сортов томатов, при этом система полностью автономна и независима: электроснабжение и удобрения свои, упаковочные материалы - свои.

Еще один пример инновационного фермерства - хозяйство Яна Копперта. Раньше здесь выращивали огурцы, используя пестициды для борьбы с вредителями. Но когда Ян Копперт узнал, что у него аллергия на пестициды, то научился бороться с вредителями с помощью других насекомых, а не с помощью химикатов. Теперь его компания Koppert Biological Systems продает свою продукцию в 95 странах, предлагая такие товары как хлопковые мешки с личинками божьей коровки (для борьбы с тлей) или бутылки с клещами, поедающими паутинных клещей на растениях. Большую пользу приносят также шмели и бабочки - они помогают опылять зерновые культуры и цветы. Фермеры, пользующиеся этими биотехнологиями, утверждают, что урожаи возрастают на 20-30 процентов.

Ну и напоследок добавим, что одной из крупнейших статей сельскохозяйственного экспорта Нидерландов является экспорт семенных материалов. В 2016 году экспорт семян составил 1,7 млрд долларов.

При всей грандиозности проектов, которые реализуют голландцы, они не любят привлекать особое внимание к уровню своего технического развития. Немногие знают, что американские «шатлы» на 70% оснащались электроникой нидерландской фирмы «Филипс», уникальная операция, не имевшая аналогов в мире, по подъему атомной подводной лодки «Курск» была осуществлена голландской фирмой «Маммоет».

Еще в прошлом столетии страна реализовала проект «Дельтаплан», построив дамбы в регулярно затапливаемом устье Шельды, самой крупной реки Нидерландов. Здесь были применены уникальные технологии, устелены подвижные грунты при впадении реки в море высокопрочными матами. Такая технология позволила бы развернуть аэродром для тяжелых самолетов в песках Сахары.

источники

Благодаря своему расположению в середине Западной Европы Нидерланды имеют выгодную исходную позицию. Экономика Нидерландов ориентируется на зарубежные страны. Торговля и транспорт являются важными секторами экономики. Благодаря удачному расположению Нидерландов здесь обосновываются многие промышленные предприятия. Много крупных международных предприятий имеют в Нидерландах дистрибуционные центры для Европы. Помимо этого, в Нидерландах часто размещаются те предприятия, которые зависят от транспортировки крупных партий сырья морским путем (например: нефтехимическая промышленность).

Нидерланды привлекают многие производственные предприятия также благодаря следующим факторам: надежная индустрия поставок, благоприятная для предпринимательства атмосфера и рынок труда с высококвалифицированным персоналом. Высокая международная оценка видна из большого числа расположенных в Нидерландах транснациональных предприятий и исследовательских центров.

По рейтингу экономической свободы Нидерланды являются 13-ой страной среди 157, где проводилось исследование. Экономика страны является 16ой по величине в мире. В период с 1998 по 2000 год годовой прирост ВВП составлял 4%, но затем темпы прироста несколько снизились. Инфляция в среднем составляет 1,3 – 1,5% в год. Безработица В Нидерландах одна из самых низких в Европейском союзе: по данным Евростата, она составляет 2,9%, а по данным Голландского Агентства Статистики 4%.

Промышленность Нидерландов

Промышленность Нидерландов специализируется на выпуске высококачественной и конкурентоспособной продукции. Ведущие отрасли промышленности - это газо- и нефтедобывающая и перерабатывающая промышленность, металлургия, металлообработка, химическая промышленность, электротехника. Из старых, традиционных отраслей большое значение имеют: судостроительная, пищевая, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленности. В текстильной, швейной и кожевенно-обувной отраслях наблюдается спад производства.

Одна из важнейших отраслей нидерландского хозяйства - это энергетика. Основную массу электроэнергии вырабатывают тепловые станции. На уголь сейчас приходится 25 % первичного потребления энергоносителей, но основную роль играет газ - 63 %, нефть и нефтепродукты - только 5 %. Ежегодно в Нидерландах производится 60 млрд. кВт в час.

Сейчас действуют две атомные электростанции - в Додеварде (50 мВт) и в Борсселе (440 мВт). Правительство одобрило строительство ветряных генераторов электроэнергии. В 1983 году в Ветте установлен пробный солнечный коллектор площадью 2 500 квадратных метров. внешнеэкономических связей.

Нефть и нефтепродукты составляют 1/4 общего объема нидерландского импорта. Она используется не только как энергоноситель, но и как важнейшее сырье для химической и нефтехимической промышленности. Основные поставщики - Великобритания, Иран, Ливия, Норвегия, Нигерия, Алжир, Саудовская Аравия, Россия.

Черная металлургия получает все большее распространение и развитие. Ее главный центр - город Эйлейден. Более 45 % продукции металлургии экспортируется в страны ЕЭС, 10 % - в США, а 30 % идет на внутренний рынок. Цветная металлургия производит алюминий (270 000 тон), цинк (170 000 тон), свинец (7 000 тон), а также олово, кадмий и различные полуфабрикаты. Цветная металлургия сосредоточена в Делфзяйле, Юренене, Хогезанде, Хардервайде, Рурмонде, Тегелене, Фриссингеме, Арнеме, Бюдере.

Статистические показатели Нидерландов
(по состоянию на 2012 год)

Хорошо развивается машиностроение. Производится оборудование для газовой, нефтяной, химической, электротехнической, пищевой, текстильной и строительной промышленности. Важное значение производство транспортных средств, сельскохозяйственного оборудования и машин. Крупнейшая нидерландская монополия - «Philips». Крупные электротехнические предприятия находятся в Роттердаме, Эйндховене, Зволле, Херлине, Хортогенбоссе, Ситторде, Рурмонде, Леувардене и других городах. Нидерланды - один из крупнейших поставщиков аудио - и видеоаппаратуры.

Тракторное машиностроение объединяет более 470 предприятий. Центры судостроения находятся на морском побережье, наиболее крупные - Роттердам, Амстердам, Схидам, Мааслейс, Фриссенген и другие.

Автомобилестроение сложилось лишь в послевоенный период. Существует шведско-нидерландская компания «Вольво - кар». Но собственное машиностроение развито плохо. Авиационная промышленность представлена фирмой «фоккер». Пищевая промышленность имеет широко разветвленную сеть предприятий. Нидерланды поставляют 60 % производимого в стране молоко и молочных продуктов более чем в 100 стран мира. На долю Нидерландов приходится 20 % мирового экспорта сливочного масла, 55 % сгущенного и 25 % сухого молока, 55 % сыра.

Основные статьи импорта: нефть, автомобили, чугун и сталь, одежда, цветные металлы, пищевые продукты, различное транспортное оборудование.

Основные статьи экспорта: продукты химической промышленности, мясо, парниковые овощи, цветы, природный газ, изделия из металла.

Транспорт Нидерландов

Плоский рельеф создает благоприятные условия для развития сети дорог, но большое число рек и каналов создает определённые трудности и риски в дорожном строительстве.

Общая длина железнодорожной сети составляет 2753 километра (из них электрифицированы 68 % - 1897 км).

Общая длина автомобильных дорог - 111 891 км.

Общая длина судоходных рек и каналов - 5052 км.

Важную роль в экономике страны также играет океанское судоходство. Нидерланды перерабатывают значительную часть европейских грузопотоков. Авиакомпания KLM обслуживает многие международные маршруты.

Географическое положение Нидерландов, а также особенности предшествующего экономического развития способствовали развитию Голландии как торговой державы. В результате образования Европейского сообщества, которое позитивно сказалось на голландской экономике, Нидерланды стали воротами европейского континента и главным распределительным центром Западной Европы.

Параллельно возросла транзитная функция Голландии, в результате чего Нидерланды стали важнейшим в Европе перевалочным пунктом нефти и нефтепродуктов, газа, металлов, какао, других сельскохозяйственных продуктов.

Нидерланды располагают развитой транспортной системой и специальной дистрибуторской инфраструктурой. Голландские транспортные компании превратили Нидерланды в четвертую по величине транспортную страну мира. Принимая во внимание размеры Нидерландов, приходящиеся на их долю 6,5% международного транспорта можно считать значительным достижением. Сфера услуг охватывает транспорт товаров, пассажирский транспорт и вспомогательные транспортные услуги. Роттердам продолжает оставаться самым крупным портом мира по грузообороту и вторым по переработке сырой нефти, а также основным европейским распределительным центром.

Центральное место в стране по грузообороту занимает водный и автомобильный транспорт. Вследствие благоприятного налогового законодательства количество судов под нидерландским флагом увеличилось в последние годы примерно в шесть раз, а Роттердам продолжает оставаться самым крупным портом мира по грузообороту и вторым по переработке сырой нефти, а также основным европейским распределительным центром. И на внутренних водах голландский флот - крупнейший в Европе.

На долю голландских морских портов приходится около 40% западноевропейского рынка. По внутренним водам Западной Европы Нидерландами осуществляется также 40% транспортных перевозок.

Продолжает расти роль Нидерландов и в международных автоперевозках. Протяженность автомобильных дорог страны составляет около 115 тыс. км, и на долю Нидерландов приходится около четверти всех автомобильных перевозок Европейского сообщества.

В результате либерализации мирового воздушного транспорта особый рост произошел в авиатранспорте. В конце 90-х годов воздушный транспорт стал основным источником дохода от экспортируемых транспортных услуг, заняв место морского транспорта. В стране в настоящее время насчитывается 12 международных и 10 внутренних аэродромов. Гражданская авиация представлена главным образом компанией KLM, занимающей двенадцатое место среди крупнейших авиакомпаний мира.

Сельское хозяйство Нидерландов

Сельское хозяйство в Нидерландах является высокоинтенсивным и значимым сектором экономики, хотя в нём в 2005 году было занято всего около 1,0 % населения страны и производилось не более 1,6 % ВВП. В 2005 году сельскохозяйственный экспорт превысил 17 млрд евро (более 6 % товарного экспорта страны), около 80 % экспорта потребляют страны Евросоюза (Германия - 25 %, Великобритания - 12 %). В структуре аграрного экспорта преобладают овощи и цветы (12 млрд евро) и продукты молочного животноводства (5 млрд евро).

Земельные угодья. Земли сельскохозяйственного назначения занимают около 65 % территории страны. Около 27 % сельскохозяйственных угодий занято пахотными землями, 32 % - пастбищами и 9 % покрыто лесами. Доля пастбищ непрерывно падает, с 1995 по 2005 года эти угодья сократились на 8,2 %, что связано в основном с расширением жилищного строительства.

За почвой в Нидерландах ухаживают тщательно, кроме того, по количеству вносимых минеральных удобрений на 1 гектар страна в 2005 году занимала первое место в мире.

Растениеводство. В некоторых районах страны преобладает цветоводство. Выращивается также картофель, сахарная свекла и зерновые культуры. Важная статья экспорта - высококачественные парниковые и консервированные овощи. Животноводство. Пятое место в Европе по производству масла и четвёртое по производству сыра. Наиболее распространено пастбищное животноводство, на польдерах выпасается более 4,5 миллиона голов крупного рогатого скота (около 3,5 % от скота ЕС). Молочное стадо в 2005 году насчитывало около 1,4 миллионов голов (в середине 1980-х было около 2,5 миллионов голов), продуктивность стада очень велика - средние надои составляют более 9 тысяч литров молока в год.

Тепличное хозяйство. По площадям, отведённым под тепличное хозяйство, Нидерланды занимают первое место в мире. С 1994 года по 2005 год площадь теплиц возросла с 13 до 15 тысяч гектаров, обогреваются теплицы обычно при помощи местного природного газа. 60 % защищённого грунта отведено под цветоводство.