Коллективное бессознательное примеры в жизни. Личное и коллективное бессознательное. Методы использования коллективного бессознательного

Коллективное бессознательное

Коллективное бессознательное - одна из форм бессознательного , единая для общества в целом и являющаяся продуктом наследуемых структур мозга . Основное отличие коллективного бессознательного от индивидуального в том, что оно является общим для разных людей, не зависит от индивидуального опыта и истории развития индивида, представляет собой некий единый «общий знаменатель» для разных людей. Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуальной (личной) формы бессознательного, основывается на опыте не конкретного человека, а общества в целом. Юнг обозначил его как более глубокий слой, чем индивидуальное бессознательное - за словом стоят не только прямые значения, но и более скрытые слои, смыслы, понятные на бессознательном уровне.

Коллективное бессознательное состоит из архетипов (общечеловеческих первообразов) и идей.

См. также

  • Стадный инстинкт

Примечания

Ссылки

  • Карл-Густав Юнг. Концепция коллективного бессознательного
  • Карл-Густав Юнг. Об архетипах коллективного бессознательного. Пер. А. М. Руткевича

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Коллективное бессознательное" в других словарях:

    Термин, введенный психиатром Карлом Ютом для обозначения одной из форм бессознательного (части психики, содержащей воспоминания и импульсы, не осознаваемые индивидом), общей для человечества в целом и являющейся продуктом наследуемых структур… … Философская энциклопедия

    коллективное бессознательное - понятие аналитической психологии К. Юнга, обозначающее совокупность наследуемых людьми универсальных неосознаваемых психических структур, механизмов, архетипов, инстинктов, импульсов, образов и т. д., передаваемых от поколения к поколению как… … Большая психологическая энциклопедия

    коллективное бессознательное - КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ понятие, введенное в теории аналитической психологии К. Г. Юнга. Согласно ему, психика состоит их двух сфер сознания и бессознательного, которые компенсаторно дополняют друг друга и вместе образуют тотальность … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    Понятие аналитической психологии Юнга, обозначающее совокупность наследуемых людьми универсальных неосознаваемых психических структур, механизмов, архетипов, инстинктов, импульсов, образов и т.д., передаваемых от поколения к поколению как… … Новейший философский словарь

    Англ. collective unconscious; нем. Unbewu?tes, kollektive. 1. Совокупность психических процессов и состояний, не представленных в сознании индивида (или представленных с недостаточной степенью осознанности), но оказывающих активное, а иногда и… … Энциклопедия социологии

    Сущ., кол во синонимов: 1 хайвмайнд (8) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - – сoвокупность наследуемых людьми универсальных неосознаваемых психических структур и механизмов: архетипов, инстинктов, импульсов, образов и т. д., передаваемых от поколения к поколению как субстрат психического бытия, включающий в себя… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - (Collective Unconscious; Kollectives Unbewusstes) структурный уровень человеческой психики, содержащий наследственные элементы. Следует отличать от личностного бессознательного (см. также архетип и архетипический образ). «Коллективное… … Словарь по аналитической психологии

    коллективное бессознательное - Англ. collective unconscious. Термин, обязанный своей популярностью в XX веке К. Юнгу и обозначавший тот комплекс понятий, который впоследствии получил терминологически более строгое определение культурного бессознательного. Эти два термина и… … Постмодернизм. Словарь терминов.

    КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - универсальные, всеобщие образы и идеи, имеющие психически унаследованный характер, передающиеся из поколения в поколение и лежащие в основе деятельности людей. Термин К.Б. был введен в психоаналитическую литературу швейцарским психотерапевтом К.… … Социология: Энциклопедия

Книги

  • Корпоративная память как управленческий ресурс. Коллективное бессознательное предприятия: почему человеческой памяти недостаточно. Монография , Брагина З.В.. Вовлечение в хозяйсвтенную деятельность промышленного предприятия корпоративной памяти - как динамичного, непрерывно развивающегося управленческого ресурса, аккумулирующего в себе знания и…

Коллективное бессознательное – загадочно по своей природе, оно выражает себя через множество форм: сновидения, мифы и сказания, того или иного поведения в ситуациях, предчувствиях, или, когда человек решает заниматься каким-то новым делом и руки как будто узнают это «делание». Мудрецы правильно говорили: «Все ответы в тебе!».

Понятие коллективного бессознательного

Концепция коллективного бессознательного предполагает, что каждый человек является носителем общего опыта филогенетического развития человечества в целом. Коллективное бессознательное передается через мозговые структуры и являет собой самый глубинный пласт психики, а содержание выражает себя через определенные архетипы – схемы поведения, включающиеся в ответ на конкретно возникающие ситуации. В глубинном слое коллективного бессознательного дремлют не только архаические формы существования людей, но и осадки функционирования животных предков.

Кто впервые ввел термин о коллективном бессознательном?

Автор понятия коллективное бессознательное знаменитый швейцарский психоаналитик Карл Густав Юнг, самый известный и противоречивый ученик З. Фрейда. Впервые термин прозвучал в 1916 г. в опубликованной статье Юнга «Структура бессознательного», где он подчеркнул, что З. Фрейд, при анализе сновидений пациентов первым обнаружил элементы, не являющиеся из индивидуального бессознательного, но подчеркивающих архаичную, коллективную природу. Позже К.Г. Юнгом стал использоваться термин «объективная психика», затем «трансперсональное бессознательное».

Проблема коллективного бессознательного

Теория коллективного бессознательного К.Г. Юнга была почерпнута из идей о «коллективных представлениях» этнолога Леви-Брюля ассоциирующихся с процессами социализации человека, но Юнг пошел дальше опираясь на биологические и местами мистические трактовки человеческого бытия. Религиозные отношения, мифологические связи представлялись К.Г. Юнгу одними из важных элементов человеческой психики, закрепляющихся в виде символов коллективного бессознательного, в отличие от Фрейда, не уделявшего духовному опыту человека должного внимания.


Индивидуальное и коллективное бессознательное

Понятие коллективного и индивидуального бессознательного в человеке имеет некоторое различие. Индивидуальное бессознательное открытое З. Фрейдом всегда личностно, основано на врожденных инстинктах самосохранения, размножения, генетического материала, переданного родителями. Коллективное бессознательное идентично у всего человечества, образует самый глубинный пласт психики и является предпосылкой индивидуального бессознательного каждого отдельно взятого человека.

Коллективное бессознательное по Юнгу

Коллективное бессознательное в концепции Юнга состоит из конгломерата архетипов, а самим архетипов столько, сколько типичных жизненных ситуаций, повторяющихся и закрепляющихся в психике в виде формы не наполненной содержанием, а содержащей возможности определенного типа восприятия или действия. Сами архетипы активируются в виде образа в подсознании, когда проигрывается соответствующая для них ситуация и проявляются во время сновидений, спонтанного творческого самовыражения.

Структура коллективного бессознательного

Для того, чтобы понимать, что формирует структуру коллективного бессознательного по Юнгу, важно обратиться за разъяснениями к трудам самого психоаналитика. К. Г. Юнг обозначал содержимое коллективного бессознательного опираясь на следующие параметры:

  • передается по наследству;
  • состоит из архетипов, являющихся предшественниками и образцами инстинктивного проявления;
  • архаично по природе: содержание и образы поведения идентичны у всего человечества не взирая на расовую принадлежность, и это образует единое основание душевной жизни каждого;
  • мифологично по структуре;
  • неподвластно контролю .

Архетипы коллективного бессознательного

Юнг об архетипах коллективного бессознательного говорил, что это своего рода помощь человеку адаптироваться во внешней среде. Люди подчиняются трем базовым моделям поведения:

  • хаос – стремление к войне;
  • порядок или нейтралитет – сотрудничество, кооперация, поддержание баланса;
  • гармония – стремление к процветанию, взаимопониманию и красоте во всем.

Архетипов много, но К. Г. Юнг выделяет основные или базовые, которые определяют существование, тактику поведения, взаимодействие с миром у большинства людей:

  1. Анима и Анимус . Женская и мужская дуальность в человеке.
  2. Тень – темная часть психики, тщательно охраняемая бессознательным.
  3. Герой – решает задачи связанные с опасностью, спускается в подземелье, побеждает драконов.
  4. Мудрый старец – Отец, положительный Анимус, сегодня К.Г. Юнга можно отнести к этому архетипу.
  5. Трикстер – он же Джокер, Дурак, архетип хитрости, коварства, но и невероятной мощи и энергии, всегда всплывает в сказаниях о Героях.
  6. Персона – то как человек являет себя обществу, «защитная кожа» .

Коллективное бессознательное у М. Фуко

Коллективное бессознательное в психологии совокупность архетипов, а коллективное бессознательное в философии это историческое или культурное бессознательное, по мнению Мишеля Фуко, философа и психолога, представителя антипсихиатрии создавшего первую психоаналитическую кафедру во Франции. Фуко определяет бессознательное как текст. При изучении разных эпох, Фуко заметил, для каждого отрезка времени существует «проблемное поле», образующееся из имеющихся дискурсов научных дисциплин, но все они образуют единую эпистему (систему знаний).

Эпистема реализуется в речи современников как определенный языковой код с предписаниями, нормами и запретами, бессознательно определяя поведение и мышление характерное для данной эпохи образуя единое коллективное историческое бессознательное. В противовес этому М. Фуко противопоставляет индивидуалистов аутсайдеров «социально отверженных» мыслителей, художников, безумцев, способных разрушить существующую эпиконструкцию.


Коллективное бессознательное – примеры

Коллективное бессознательное – примеры в жизни можно обнаружить при анализе поведения людей, которые находятся в толпе, и здесь коллективное или трансперсональное бессознательное проявляет себя через два вида поведения:

  1. Объединяющее массовое поведение – толпа становится единым целым в результате заражения одинаковым эмоциональным фоном, идеями – так бывает во время митинг, где группа людей отстаивает свои права, или это толпа фанатиков в состоянии всеобщего экстаза.
  2. Разъединяющее массовое поведение – здесь коллективное бессознательное выступает как «сеющее» панику и хаос. Люди эмоционально потрясены, и поведенческие механизмы в незнакомой ситуации срабатывают на уровне выживания, люди действуя иррационально – внешне это выглядит, что человек не отдает себе отчета в своем поведении.

Пример из психиатрической практики К.Г. Юнга. Один из пациентов был под влиянием архетипа Спасителя и подозвал доктора посмотреть вместе с ним на солнце, чтобы лицезреть солнечный фаллос, и если попробовать качать головой из стороны в сторону, то фаллос будет также раскачиваться, создавая ветер. В 1910 г. Юнг изучая мифологию наткнулся на описание древней литургии культа Митры, где описывалось видение солнечной трубки на светиле, порождающей ветер. Сходство между этими описаниями очевидно, и в пациенте пробудилась информация из коллективного бессознательного древности.

32. теория юнга о коллективном бессознательном

Коллективное бессознательное - одна из форм бессознательного, единая для общества в целом и являющаяся продуктом наследуемых структур мозга. Основное отличие коллективного бессознательного от индивидуального в том, что оно является общим для разных людей, не зависит от индивидуального опыта и истории развития индивида, представляет собой некий единый «общий знаменатель» для разных людей. Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуальной (личной) формы бессознательного, основывается на опыте не конкретного человека, а общества в целом. Юнг обозначил его как более глубокий слой, чем индивидуальное бессознательное - за словом стоят не только прямые значения, но и более скрытые слои, смыслы, понятные на бессознательном уровне.

Юнг Карл (1875-1961). Он увлекался оккультизмом, представлениями о сверхъявлениях. Он понял очень рано, что человеческая психика является местом, встречи науки и религии, – конфликт между ними преодолим на пути подлинного самопознания. К главным положениям своего учения по анализу проблематики бессознательного психического он пришел еще до встречи с Фрейдом.

Вначале многое у него соответствует воззрениям Фрейда. Но Юнг делает открытие, что бессознательное – «не просто склад воспоминаний из прошлого», – там могут возникать совершенно новые мысли и идеи, которые никогда ранее не осознавались. И таким образом он переходит к трактовке коллективного бессознательного и архетипов ив этом его главное отличие от Фрейда (хотя надо отметить что поздний Фрейд сходным образом трактует Сверх - Я).

Чаще всего, отмечает Юнг, это проявляется как свойство гения, – многие художники, философы, ученые лучшими своими идеями обязаны вдохновению, которое рождается из таких истоков. Речь идет об архетипах некоего коллективного бессознательного, то есть не только об унаследованном архаическом остатке психического, но еще и о том, что может быть является неким резервуаром этих остатков, общим для всех индивидов. Именно такого рода архетипы по Юнгу дают стимул к созданию мифов, религий, философий, оказывающих влияние на целые народы, исторические эпохи, – они лежат в их основе. Но они же могут порождать и некие психозы, индивидуальные и массовидные, возникающие под их влиянием.

В связи с анализом бессознательного Юнг глубоко анализирует проблему символа. Через анализ религиозных символов он вновь возвращается к проблеме коллективного бессознательного. Символы, особенно религиозные символы, выполняют охранительную функцию: они не могут быть устранены из нашей жизни без значительных потерь, – там, где они подавляются или игнорируются, их психическая энергия исчезает в бессознательном (индивидуальном, коллективном) с непредсказуемыми последствиями. Она может служить оживлению тенденций, которые иначе не могли бы проявиться.

Юнг выдвинул концепцию, согласно которой индивидуальное бессознательное Фрейда – всего лишь часть гораздо более обширного «коллективного бессознательного » (общей памяти всего человеческого рода, хранящейся в тайниках человеческой души, в глубине человеческого сознания ), а также сформулировал идею архетипов – общечеловеческих первообразов – содержания коллективного бессознательного. Коллективное бессознательное – понятие аналитической психологии Юнга, обозначающее совокупность наследуемых людьми универсальных неосознаваемых психических структур, механизмов, архетипов, инстинктов, импульсов, образов и т.д., передаваемых от поколения к поколению как субстрат психического бытия, включающий в себя психический опыт предшествующих поколений. Согласно Юнгу, основное содержание коллективного бессознательного составляют инстинкты и архетипы. По Юнгу, оно идентично у всех людей и образует всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным. Этот слой психики непосредственно связан с инстинктами, то есть наследуемыми факторами. Динамика архетипов согласно Юнгу, лежит в основе мифов, символики художественного творчества, сновидений. В качестве основной задачи психотерапии полагал восстановление нарушенных связей между различными уровнями и системами психики. Юнг разработал типологию характеров («Психологические типы» – 1921), в основе которой располагается выделение доминирующей психической функции (мышление, ощущение, интуиция, чувство) и преобладающей направленности на внешний и внутренний мир. Исследовал обширный круг разнообразных проблем: мифы, обряды, ритуалы, символику, сновидения, фольклор, религии, астрологию, алхимию, психические расстройства, культуру и др. Принадлежа к протестантской церкви, Юнг считал ее косвенным источником психологического кризиса западной цивилизации в 19-20 веках, завершившегося невиданным распространением атеизма. Остерегаясь этих тенденций, Юнг тем не менее полагал, что они являют собой новую эпоху в эволюции культуры Запада. По Юнгу, любой Бог – только лишь символ Бога, обитающего внутри нас, в коллективном бессознательном, – следовательно, если мы перестаем верить в этот символ, мы сталкиваемся с Богом лицом к лицу. У людей появляется шанс постигнуть Бога как один из феноменов собственного внутреннего мира. Значительное внимание уделял разработке оригинальной концепции личности (вопросам ее становления, структуры и самореализации), которую частично изложил в трудах «Отношения между Я и бессознательным» (1928), «Неоткрытое Я» (1957) и др. В качестве основного содержания психической жизни человека принимал стремление личности к полному воплощению своих возможностей и потенций. Наше «Я», по Юнгу, не является подлинным центром психики, его считает таковым лишь современный человек, сознание которого оторвано от бессознательного. Необходима «амплификация » – расширение сознания, постигающего свои глубинные основания. Эти психические процессы, ведущие также и к исчезновению невротических симптомов, Юнг обозначил понятием «индивидуация». Подчеркивая мощь и опасность архаического наследия человечества, таящегося в структурах коллективного бессознательного, Юнг отмечал, что психологически люди все еще пребывают на стадии детства. У них пока нет необходимого опыта развития и биопсихической фиксации феноменов культуры. Полагая, что основой культуры выступает прогресс символообразования, Юнг истолковывал развитие культуры и человека как болезненный процесс подавления инстинктивной природы людей. Трагический разрыв между природой и культурой породил, по Юнгу, универсальный человеческий невроз, который значительно осложняется по мере прогресса культуры и деградации окружающей среды. Индустриальная революция, по мнению Юнга, еще более отдалила человека от его бессознательного и природы. Это повлекло за собой усиление коллективных иррациональных сил, психическую инфляцию, обезличивание и атомизацию людей, появление массового человека с его труднопреодолимым стремлением к катастрофе. Вследствие этого, по Юнгу, нарастает опасность возникновения различных массовых психозов и господства тоталитаризма. Средствами для обуздания неискоренимой агрессивности людей и их неизбывного влечения к власти Юнг считал демократию как форму организации общественной жизни и гуманистическое изменение жизненных ориентаций индивидов.

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

“АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

К. ЮНГА И КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕЗСОЗНАТЕЛЬНОЕ”

Бессознательность человека делится на личное и коллективное. Именно так считал психоаналитик и социолог К. Юнг. Карл Густав Юнг еще подростком пришел к выводу, что в нем живет две абсолютно разные индивидуальности. Первая - сын своих родителей, неуверенный в себе школьник. Вторая - взрослый, даже пожилой мужчина, скептичный, недоверчивый, весьма близкий по своей сути и характеру к природе. Поступил в университет на медицинский факультет. Еще в университете, Юнг начинает понимать, что его истинное призвание - психиатрия. В 1890 году Юнг начинает работать ассистентом в психиатрической клинике в Цюрихе. Здесь он знакомится с трудами З. Фрейда и становится его открытым последователем и пропагандистом фрейдовской теории. В 1906 году он послал Фрейду свою первую работу, между ними завязалась переписка, а позднее - дружба. Нельзя сказать, что отношения между Фрейдом и Юнгом были всегда дружественные. Признавая авторитет Фрейда и даже называя его своим учителем, Юнг во многом не соглашался с ним, а в 1912 году дружественные отношения между учеными прекратились. Карл Юнг критически относился к европейской науке, внес большой вклад в изучение мифологии, занимался алхимией, астрологией.

Как психиатру, ему немало приходилось заниматься проблемами личности и ее развития. Изучая эти вопросы, Юнг сделал вывод, что душевное развитие личности и ее болезни в значительной степени имеют корни в социально-культурных процессах. Согласно сложной концепции Юнга, структура человеческой психики состоит из четырех универсальных элементов:

1.Личного сознания

2.Коллективного сознания

3.Личного бессознательного

4.Коллективного бессознательного

В общем, под коллективным бессознательным Юнг понимал “разум наших древнейших предков, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человечески существа”. В центре юнговской концепции культуры лежит “коллективное бессознательное”. Оно, по словам Юнга, “идентично у всех людей и образует тем самым всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным.” В этой предпосылке юнговской теории мы можем легко проследить определенную аналогию с фрейдовской концепцией “суперэго”. По мнению Юнга, “коллективное бессознательное” передается по наследству и является базой, на которой вырастает человеческая психика. Изучая поведенческую мотивацию поступков как индивидов так и групп (причем, на различных уровнях - от малых групп до национальных сообществ включительно), Юнг выдвинул идею архетипа, некого глубинного, подсознательного фактора поведения.

Архетип – содержание бессознательного, некоторые первичные отпечатки, по форме и содержанию сходны с мифологическими мотивами, в чистом виде присутствуют в фольклоре, мифах, легендах. Архетип – это абстракция, которая в культуре наполняется содержанием, хотя имеется множество общих мотивов – приключение героя, битва за отделение от матери – архетипы, архетипичные фигуры – божественное дитя, двойник, старый мудрец. Архетипы эмоционально окрашены и связаны с личным бессознательным, потому что коллективное и личное бессознательное находятся в тесном взаимодействии.

Выделяют элементы архетипов :

1) Эго – оценка в сознании, игнорирование бессознательного, эго- сугубо сознательное.

2) Персона – каким человек являет себя миру, это в какой-то степени личность человека. Персона – лат "маска, личина". Выражение неадекватной персоны – человек без кожи.

3) Тень – центр личного бессознательного, антипод персоны, не стоит пытаться искоренить тень, необходим компромисс с тенью.

4) Анима – женский компонент в душе мужчины

5) Анимус – мужской компонент в душе женщины. (Эти оба компонента – целостность человеческой натуры).

6) Самость – индивидуальный архетип личности, её центр, структура, которая связывает воедино сознательное и бессознательное.

Эго – центр, Самость – наружность. “Самость" выступает, как субъект целостной психики человека, как центр личности, предопределяющий всю жизнедеятельность человека, направленную на достижение целостности и единства составляющих его частей. По Юнгу, человек подсознательно осознает свое отдаление от природы, растущую пропасть между его естественным и нынешним состоянием. Он ищет выход в магии, заклинаниях, но чем сильнее он развивается, тем менее начинают его устраивать эти субституты и подсознательный процесс сублимации заходит в тупик.

Сублимация перестает действовать, растет психическое напряжение, внутренний дисбаланс как личности так и общества в целом. При этом бессознательное стремится компенсировать односторонность и безрассудство сознания. Вторжение “коллективного бессознательного” ведет не только к индивидуальным, но и массовым психозам, появлению лжепророков (в истории XX века это ярко проявляется в появлении таких одиозных фигур как Гитлер, Сталин, Муссолини), а в итоге к массовым беспорядкам, насилию, войнам, тоталитаризму.

По мнению Юнга, коллективное безумие современного ему мира, являлось закономерным следствием развития европейской культуры, особенно ее технократической направленности. История Европы - это история упадка символического знания. Торжество технической цивилизации куплено дорогой ценой - ценой отказа от единения с “душой” природы, от символа как образа бессознательной энергии. Символы, как считал Юнг, открывают человеку священное в природе и одновременно предохраняют его от непосредственного губительного соприкосновения с колоссальной психической энергией архетипов. Юнг ввел в психоанализ понятие “комплекс “, в том числе и “комплекс Электры “, под которым понималось врожденное эротическое влечение девочки к отцу и связанное с ним неприятие матери.

Отвергнув теорию сексуальности Фрейда, Юнг предложил понимать под либидо психическую энергию человека, определяющую интенсивность психических процессов личности и психоэнергетическую основу развития культуры и цивилизации.

Юнг выделил два основных противоположных типа личностей:

1. Экстравертированный - чуждый самосозерцанию, самоанализу, направляющий психическую энергию во внешнюю среду.

2. Интравертированный - обращающий психическую энергию внутрь самого себя.

Эта типологизация, как и ряд других фрагментов психосоциологии Юнга, стимулировала интерес ученых к проблемам взаимоотношения личности и социальной Среды и оказала определенное влияние на развитие, как социологии, так и социальной психологии.

Многие современники К. Юнга восприняли его идеи в штыки. Теперь, несколько десятилетий спустя, можно сказать, что определенный отбор среди идей Юнга завершен. Многие постулаты признаны, некоторые отвергнуты. Определенной ошибкой, точнее, упрощенным взглядом на вещи, можно считать то, что культура у Юнга - лишь предмет психоанализа. Он не учитывал факт комплексности и неоднородности явления культуры, что привело к определенной однобокости теории. И все же, интерес к идеям автора теории “архетипов” сохраняется и по сей день. Нужно отдать должное той стройной, убедительной и во многом справедливой теории, которую создал Карл Юнг.