Красивые небоскрёбы. Самые красивые небоскребы. Здание Lloyd"s в Лондоне, Великобритания

МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти
(Michelangelo Buonarroti)
(1475-1564), итальянский скульптор, художник, архитектор и поэт. Еще при жизни Микеланджело его произведения считались наивысшими достижениями искусства Возрождения.
Юность. Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 в семье флорентийцев в Капрезе. Его отец был высокопоставленным членом городской администрации. Семья вскоре перебралась во Флоренцию; ее материальное положение было скромным. Научившись читать, писать и считать, Микеланджело в 1488 стал учеником художников братьев Гирландайо. Здесь он познакомился с основными материалами и техниками и создал карандашные копии произведений великих флорентийских художников Джотто и Мазаччо; уже в этих копиях появилась характерная для Микеланджело скульптурная трактовка форм. Вскоре Микеланджело начал работать над скульптурами для коллекции Медичи и привлек внимание Лоренцо Великолепного. В 1490 он поселился в палаццо Медичи и оставался там до смерти Лоренцо в 1492. Лоренцо Медичи окружил себя наиболее выдающимися людьми своего времени. Здесь были поэты, филологи, философы, комментаторы, такие, как Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола; сам Лоренцо был прекрасным поэтом. Восприятие Микеланджело реальности как воплощенного в материи духа несомненно восходит к неоплатоникам. Для него скульптура была искусством "вычленения" или освобождения фигуры, заключенной в каменном блоке. Не исключено, что некоторые из его самых поразительных по силе воздействия произведений, которые кажутся "неоконченными", могли быть намеренно оставлены такими, потому что именно на этой стадии "освобождения" форма наиболее адекватно воплощала замысел художника. Некоторые из главных идей круга Лоренцо Медичи послужили источником вдохновения и терзаний Микеланджело в его дальнейшей жизни, в частности противоречие между христианским благочестием и языческой чувственностью. Считалось, что языческая философия и христианские догматы могут быть примирены (это отражено в названии одной из книг Фичино - "Платоновская теология о бессмертии души"); что все знания, если они правильно поняты, являются ключом к божественной истине. Физическая красота, воплощенная в человеческом теле, является земным проявлением красоты духовной. Телесная красота может прославляться, однако этого недостаточно, ибо тело - тюрьма души, которая стремится вернуться к своему Создателю, но может осуществить это только в смерти. Согласно Пико делла Мирандола, в течение жизни человек обладает свободой воли: он может вознестись к ангелам или погрузиться в бессознательное животное состояние. Молодой Микеланджело находился под воздействием оптимистической философии гуманизма и верил в безграничные возможности человека. Мраморный рельеф Битва кентавров (Флоренция, Каса Буонарроти) имеет вид римского саркофага и изображает сцену из греческого мифа о битве людей лапифов с полуживотными кентаврами, напавшими на них во время свадебного пиршества. Сюжет был подсказан Анджело Полициано; его смысл - победа цивилизации над варварством. Согласно мифу, лапифы победили, однако в интерпретации Микеланджело исход битвы неясен. Скульптор создал компактные и напряженные массы обнаженных тел, продемонстрировав виртуозное мастерство в передаче движения посредством игры света и тени. Следы резца и неровные края напоминают нам о камне, из которого являются фигуры. Второе произведение - деревянное Распятие (Флоренция, Каса Буонарроти). Голова Христа с закрытыми глазами опущена на грудь, ритм тела определяется скрещенными ногами. Тонкость этого произведения отличает его от мощи фигур мраморного рельефа. Из-за опасности вторжения французов осенью 1494 Микеланджело покинул Флоренцию и по пути в Венецию на некоторое время остановился в Болонье, где создал три небольшие статуи для гробницы св. Доминика, работа над которой была прервана из-за смерти начавшего ее скульптора. В следующем году он ненадолго вернулся во Флоренцию, а затем отправился в Рим, где провел пять лет и в конце 1490-х годов создал два крупных произведения. Первое из них - статуя Вакха в человеческий рост, предназначенная для кругового обзора. Пьяного бога вина сопровождает маленький сатир, который лакомится виноградной гроздью. Вакх как будто готов упасть вперед, но сохраняет равновесие, отклоняясь назад; его взгляд обращен на чашу с вином. Мускулатура спины выглядит упругой, но расслабленные мышцы живота и бедер демонстрируют физическую, а значит и духовную слабость. Скульптор добился решения трудной задачи: создать впечатление неустойчивости без композиционной неуравновешенности, которая могла нарушить эстетический эффект. Более монументальное произведение - мраморная Пьета (Ватикан, собор св. Петра). Эта тема была популярна в эпоху Ренессанса, но здесь она трактуется достаточно сдержанно. Смерть и сопровождающая ее скорбь словно содержатся в мраморе, из которого изваяна скульптура. Соотношение фигур таково, что они образуют низкий треугольник, точнее, коническую структуру. Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными, богатыми светотенью одеждами Богоматери. Микеланджело изобразил Богоматерь молодой, словно это не Мать и Сын, а сестра, оплакивающая безвременную смерть брата. Идеализацию подобного рода использовал Леонардо да Винчи и другие художники. Кроме того, Микеланджело был горячим поклонником Данте. В начале молитвы св. Бернарда в последней канцоне Божественной комедии говорится: "Vergine Madre, figlia del tuo figlio" - "Богоматерь, дочь своего Сына". Скульптор нашел идеальный путь для выражения в камне этого глубокой богословской мысли. На облачении Богоматери Микеланджело в первый и последний раз вырезал подпись: "Микеланджело, флорентиец". К 25 годам закончился период формирования его личности, и он вернулся во Флоренцию в расцвете всех возможностей, которыми может обладать скульптор.
Флоренция периода республики.
В результате вторжения французов в 1494 Медичи были изгнаны, и на четыре года во Флоренции установилась фактическая теократия проповедника Савонаролы. В 1498 в результате интриг флорентийских деятелей и папского престола Савонарола и два его последователя были приговорены к сожжению на костре. Эти события во Флоренции непосредственно не затронули Микеланджело, однако вряд ли они оставили его равнодушным. На смену вернувшемуся Средневековью Савонаролы пришла светская республика, для которой Микеланджело создал свое первое крупное произведение во Флоренции, мраморную статую Давида (1501-1504, Флоренция, Академия). Колоссальная фигура высотой 4,9 м вместе с основанием должна была стоять у собора. Образ Давида был традиционен во Флоренции. Донателло и Верроккьо создали бронзовые скульптуры юноши, чудесным образом поразившего великана, голова которого лежит у его ног. В отличие от них Микеланджело изобразил момент, предшествующий схватке. Давид стоит с переброшенной через плечо пращой, сжимая в левой руке камень. Правая часть фигуры напряжена, в то время как левая слегка расслаблена, как у атлета, готового к действию. Образ Давида обладал особым смыслом для флорентийцев, и скульптура Микеланджело привлекла всеобщее внимание. Давид стал символом свободной и бдительной республики, готовой победить любого врага. Место у собора оказалось неподходящим, и комитет граждан постановил, что скульптура должна охранять главный вход в здание правительства, палаццо Веккьо, перед которым теперь находится ее копия. Возможно, при участии Макиавелли в эти же годы был задуман еще один крупный государственный проект: Леонардо да Винчи и Микеланджело было поручено создать две огромные фрески для зала Большого Совета в палаццо Веккьо на тему исторических побед флорентийцев при Ангиари и при Кашине. Сохранились только копии картона Микеланджело Битва при Кашине. На нем была изображена группа солдат, бросающихся к оружию в то время, как на них внезапно напали враги во время купания в реке. Сцена напоминает Битву кентавров; на ней изображены обнаженные фигуры во всевозможных позах, которые представляли для мастера больший интерес, чем сам сюжет. Вероятно, картон Микеланджело пропал ок. 1516; согласно автобиографии скульптора Бенвенуто Челлини, он был источником вдохновения для многих художников. К этому же времени (ок. 1504-1506) относится единственная бесспорно принадлежащая Микеланджело картина - тондо Мадонна Дони (Флоренция, Уффици), в котором нашло отражение стремление к передаче сложных поз и к пластической трактовке форм человеческого тела. Мадонна склонилась вправо, чтобы взять Младенца, сидящего на колене Иосифа. Единство фигур подчеркивается жесткой моделировкой драпировок с гладкими поверхностями. Пейзаж с обнаженными фигурами язычников за стеной беден деталями. В 1506 Микеланджело начал работу над статуей Евангелиста Матфея (Флоренция, Академия), которая должна была быть первой из серии 12 апостолов для собора во Флоренции. Эта статуя осталась неоконченной, так как двумя годами позже Микеланджело отправился в Рим. Фигура вырубалась из мраморного блока, сохраняя его прямоугольные формы. Она выполнена в сильном контрапосте (напряженная динамическая неуравновешенность позы): левая нога поднята и опирается на камень, что вызывает смещение оси между тазом и плечами. Физическая энергия переходит в духовную, сила которой передается крайней напряженностью тела. Флорентийский период творчества Микеланджело был отмечен почти лихорадочной активностью мастера: кроме перечисленных выше произведений, он создал два рельефных тондо с изображениями Мадонны (Лондон и Флоренция), в которых различная степень законченности используется для создания выразительности образа; мраморную статую Мадонны с Младенцем (собор Нотр-Дам в Брюгге) и несохранившуюся бронзовую статую Давида. В Риме времен папы Юлия II и Льва X. В 1503 Юлий II занял папский престол. Ни один из меценатов не использовал искусство в целях пропаганды так широко, как Юлий II. Он начал сооружение нового собора св. Петра, ремонт и расширение папской резиденции по образцу римских дворцов и вилл, роспись папской капеллы и подготовку великолепной гробницы для самого себя. Детали этого проекта неясны, но, по-видимому, Юлий II представлял себе новый храм со своей гробницей наподобие усыпальницы французских королей в Сен-Дени. Проект нового собора св. Петра был поручен Браманте, а в 1505 Микеланджело получил заказ на разработку проекта гробницы. Она должна была стоять свободно и иметь размер 6 на 9 м. Внутри должно было находиться овальное помещение, а снаружи - около 40 статуй. Ее создание было невозможно даже в то время, но и папа, и художник были неудержимыми мечтателями. Гробница так и не была построена в той форме, как ее задумал Микеланджело, и эта "трагедия" преследовала его почти 40 лет. План гробницы и ее смысловое содержание могут быть реконструированы по предварительным рисункам и описаниям. Наиболее вероятно, что гробница должна была символизировать трехступенчатый подъем от земной жизни к вечной. У основания должны были находиться статуи апостола Павла, Моисея и пророков, символы двух путей достижения спасения. Наверху должны были помещаться два ангела, несущие Юлия II в рай. В результате были завершены только три статуи; контракт на гробницу заключался шесть раз на протяжении 37 лет, и в конце концов памятник был установлен в церкви Сан Пьетро ин Винколи. В течение 1505-1506 Микеланджело постоянно посещал мраморные каменоломни, выбирая материал для гробницы, в то время как Юлий II все более настойчиво обращал его внимание на сооружение собора св. Петра. Гробница оставалась незаконченной. В крайнем раздражении Микеланджело бежал из Рима 17 апреля 1506, за день до заложения фундамента собора. Однако папа оставался непреклонным. Микеланджело был прощен и получил заказ на изготовление статуи понтифика, позднее уничтоженной взбунтовавшимися болонцами. В 1506 возник еще один проект - фрески потолка Сикстинской капеллы. Она была построена в 1470-е годы дядей Юлия, папой Сикстом IV. В начале 1480-х годов алтарная и боковые стены были украшены фресками с евангельскими сюжетами и сценами из жизни Моисея, в создании которых участвовали Перуджино, Боттичелли, Гирландайо и Росселли. Над ними находились портреты пап, а свод оставался пустым. В 1508 Микеланджело неохотно начал роспись свода. Работа продлилась немногим более двух лет в промежутке между 1508 и 1512, при минимальном участии помощников. Первоначально предполагалось изобразить фигуры апостолов на престолах. Позднее, в письме 1523, Микеланджело с гордостью писал, что убедил папу в несостоятельности этого замысла и получил полную свободу. Вместо первоначального проекта была создана роспись, которую мы видим сейчас. Если на боковых стенах капеллы представлены Эпоха Закона (Моисей) и Эпоха Благодати (Христос), то роспись потолка представляет собой самое начало истории человечества, Книгу Бытия. Роспись потолка Сикстинской капеллы представляет собой сложную структуру, состоящую из нарисованных элементов архитектурной декорации, отдельных фигур и сцен. По сторонам от центральной части потолка под нарисованным карнизом размещены гигантские фигуры ветхозаветных пророков и языческих сивилл, восседающих на тронах. Между двумя карнизами изображены поперечные полосы, имитирующие свод; они разграничивают чередующиеся крупные и мелкие повествовательные сцены из Книги Бытия. В люнетах и сферических треугольниках в основании росписи также размещены сцены. Многочисленные фигуры, в том числе знаменитые ignudi (обнаженные) обрамляют сцены из Книги Бытия. Неясно, имеют ли они какое-то особое значение или являются чисто декоративными. Существующие интерпретации смысла этой росписи могли бы составить небольшую библиотеку. Поскольку она находится в папской капелле, ее значение должно было быть ортодоксальным, но несомненно, что в этом комплексе воплотилась и ренессансная мысль. В настоящей статье можно изложить лишь общепринятую интерпретацию основных христианских идей, вложенных в эту роспись. Изображения распадаются на три основные группы: сцены из Книги Бытия, пророки и сивиллы и сцены в пазухах свода. Сцены из Книги Бытия, как и композиции на боковых стенах, расположены в хронологическом порядке, от алтаря ко входу. Они распадаются на три триады. Первая связана с сотворением мира. Вторая - Сотворение Адама, Сотворение Евы, Искушение и Изгнание из рая - посвящена созданию человечества и его грехопадению. Последняя повествует об истории Ноя, заканчивающейся его опьянением. Не случайно Адам в Сотворении Адама и Ной в Опьянении Ноя находятся в одинаковой позе: в первом случае человек еще не обладает душой, во втором он от нее отказывается. Таким образом, эти сцены показывают, что человечество не один раз, а дважды лишалось божественного благоволения. В четырех парусах свода находятся сцены Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Медный змий и Смерть Амана. Каждая из них - пример таинственного участия Бога в спасении своего избранного народа. Об этой божественной помощи повествовали пророки, предсказывавшие пришествие Мессии. Кульминацией росписи является экстатическая фигура Ионы, расположенная над алтарем и под сценой первого дня творения, к которой обращен его взор. Иона является провозвестником Воскресения и вечной жизни, ибо он, подобно Христу, проведшему три дня в гробнице перед вознесением на небо, провел три дня во чреве кита, а затем был возвращен к жизни. Через участие в мессе у алтаря внизу верующие причащались к тайне обещанного Христом спасения. Повествование строится в духе героического и возвышенного гуманизма; и женские и мужские фигуры исполнены мужественной силы. Фигуры обнаженных, обрамляющие сцены, свидетельствуют об особенностях вкуса Микеланджело и его реакции на классическое искусство: взятые вместе, они представляют собой энциклопедию положений обнаженного человеческого тела, как это было и в Битве кентавров, и в Битве при Кашине. Микеланджело не был склонен к спокойному идеализму скульптуры Парфенона, но предпочитал мощный героизм эллинистического и римского искусства, выразившийся в крупной, исполненной пафоса скульптурной группе Лаокоон, найденной в Риме в 1506. При рассуждениях о фресках Микеланджело в Сикстинской капелле следует принимать во внимание их сохранность. Расчистка и реставрация росписи начались в 1980. В результате были сняты отложения копоти, и тусклые цвета уступили место ярко-розовому, лимонно-желтому и зеленому; более четко проявились контуры и соотношение фигур и архитектуры. Микеланджело предстал тонким колористом: он сумел усилить скульптурное восприятие натуры при помощи цвета и учел большую высоту потолка (18 м), который в 16 в. не мог быть освещен столь же ярко, как это возможно сейчас. (Репродукции отреставрированных фресок опубликованы в монументальном двухтомнике The Sistine Chapel Альфреда А. Кнопфа, 1992. Среди 600 фотографий есть два панорамных вида росписи до и после реставрации.) Папа Юлий II умер в 1513; на смену ему пришел Лев Х из семейства Медичи. С 1513 по 1516 Микеланджело работал над статуями, предназначенными для гробницы Юлия II: фигурами двух рабов (Лувр) и статуей Моисея (Сан Пьетро ин Винколи, Рим). Раб, рвущий путы изображен в резком повороте, подобно Евангелисту Матфею. Умирающий раб слаб, он словно пытается подняться, но в бессилии замирает, склонив голову под заломленной назад рукой. Моисей смотрит влево, как Давид; в нем словно закипает возмущение при виде поклонения золотому тельцу. Правая часть его тела напряжена, к боку прижаты скрижали, а резкое движение правой ноги подчеркнуто переброшенной через нее драпировкой. Этот гигант, один из пророков, воплощенных в мраморе, олицетворяет terribilita, "устрашающую силу".
Возвращение во Флоренцию. Годы между 1515 и 1520 были временем крушения планов Микеланджело. На него оказывали давление наследники Юлия, и одновременно он служил новому папе из рода Медичи. В 1516 он получил заказ на оформление фасада семейной церкви Медичи во Флоренции, Сан Лоренцо. Микеланджело провел много времени в мраморных каменоломнях, но через несколько лет договор был расторгнут. Возможно, в это же время скульптор начал работу над статуями четырех рабов (Флоренция, Академия), оставшимися незавершенными. В начале 1500-х годов Микеланджело постоянно ездил из Флоренции в Рим и обратно, но в 1520-е годы заказы на Новую сакристию (капеллу Медичи) церкви Сан Лоренцо и библиотеку Лауренциана удерживали его во Флоренции до отъезда в Рим в 1534. Читальный зал библиотеки Лауренциана представляет собой длинное помещение из серого камня со светлыми стенами. Вестибюль, высокое помещение с многочисленными утопленными в стену сдвоенными колоннами, словно с трудом сдерживает лестницу, изливающуюся на пол. Лестница была закончена лишь к концу жизни Микеланджело, а вестибюль завершен только в 20 в.

















Новая сакристия церкви Сан Лоренцо (капелла Медичи) составляла пару Старой, построенной Брунеллески столетием раньше; она осталась неоконченной из-за отъезда Микеланджело в Рим в 1534. Новая сакристия была задумана как погребальная капелла Джулиано Медичи, брата римского папы Льва, и Лоренцо, его племянника, которые умерли молодыми. Сам Лев Х умер в 1521, и вскоре на папском престоле оказался другой член семьи Медичи, папа Климент VII, который активно поддерживал этот проект. В свободном кубическом пространстве, увенчанном сводом, Микеланджело разместил пристенные гробницы с фигурами Джулиано и Лоренцо. С одной стороны располагается алтарь, напротив - статуя Мадонны с Младенцем, сидящей на прямоугольном саркофаге с останками Лоренцо Великолепного и его брата Джулиано. По сторонам располагаются пристенные гробницы младших Лоренцо и Джулиано. Их идеализированные статуи помещены в ниши; взгляды обращены к Богоматери и Младенцу. На саркофагах находятся лежащие фигуры, символизирующие День, Ночь, Утро и Вечер. Когда Микеланджело в 1534 уехал в Рим, скульптуры еще не были установлены и находились на разных стадиях завершенности. Сохранившиеся наброски свидетельствуют о напряженной работе, предшествовавшей их созданию: были проекты единой гробницы, двойной и даже свободно стоящей гробницы. Эффект этих скульптур построен на контрастах. Лоренцо задумчив и созерцателен. Фигуры находящихся под ним персонификаций Вечера и Утра настолько расслабленны, что, кажется, могут соскользнуть с саркофагов, на которых лежат. Фигура Джулиано, напротив, напряжена; он держит в руке жезл полководца. Расположенные под ним Ночь и День - мощные мускулистые фигуры, скорчившиеся в мучительном напряжении. Правдоподобно предположение, что Лоренцо воплощает созерцательное начало, а Джулиано - действенное. Приблизительно в 1530 Микеланджело создал небольшую мраморную статую Аполлона (Флоренция, Барджелло) и скульптурную группу Победа (Флоренция, палаццо Веккьо); последняя, быть может, предназначалась для надгробия папы Юлия II. Победа - гибкая изящная фигура из полированного мрамора, поддерживаемая фигурой старика, лишь слегка поднимающейся над грубой поверхностью камня. Эта группа демонстрирует близкую связь Микеланджело с искусством таких изысканных маньеристов, как Бронзино, и представляет собой первый образец сочетания законченности и незаконченности для создания выразительного образа. Пребывание в Риме. В 1534 Микеланджело переехал в Рим. В это время Климент VII обдумывал тему фресковой росписи алтарной стены Сикстинской капеллы. В 1534 он остановился на теме Страшного суда. С 1536 по 1541, уже при папе Павле III, Микеланджело работал над этой огромной композицией. Прежде композиция Страшного суда строилась из нескольких отдельных частей. У Микеланджело она представляет собой овальный водоворот нагих мускулистых тел. Фигура Христа, напоминающая Зевса, расположена наверху; его правая рука поднята в жесте проклятия тем, кто находится слева от него. Произведение наполнено мощным движением: скелеты встают из земли, спасенная душа поднимается вверх по гирлянде из роз, мужчина, которого дьявол тащит вниз, в ужасе закрывает лицо руками. Страшный суд стал отражением растущего пессимизма Микеланджело. Одна деталь Страшного суда свидетельствует о его мрачном настроении и представляет его горькую "подпись". У левой ноги Христа находится фигура св. Варфоломея, держащего в руках собственную кожу (он принял мученическую смерть, с него живьем содрали кожу). Черты лица святого напоминают Пьетро Аретино, который страстно нападал на Микеланджело из-за того, что считал неприличной его трактовку религиозного сюжета (позднее художники нарисовали драпировки на обнаженных фигурах из Страшного суда). Лицо на снятой коже св. Варфоломея - автопортрет художника. Микеланджело продолжал работать над фресками в капелле Паолина, где он создал композиции Обращение Савла и Распятие св. Петра - необычные и замечательные произведения, в которых нарушены ренессансные нормы композиции. Их духовная насыщенность не была оценена; в них видели лишь то, что "это были всего-навсего произведения старого человека" (Вазари). Постепенно у Микеланджело, вероятно, формируется собственное представление о христианстве, выразившееся в его рисунках и стихах. Сначала оно питалось идеями кружка Лоренцо Великолепного, основанными на неопределенности толкований христианских текстов. В последние годы жизни Микеланджело отвергает эти идеи. Его занимает вопрос, насколько искусство соразмерно христианской вере и не является ли оно непозволительным и высокомерным соперничеством с единственным законным и настоящим Творцом? В конце 1530-х годов Микеланджело занимался в основном архитектурными проектами, которых создал множество, и построил несколько зданий в Риме, среди них наиболее значителен комплекс сооружений на Капитолийском холме, а также проекты для собора св. Петра.
В 1538 на Капитолии была установлена римская конная бронзовая статуя Марка Аврелия. Согласно проекту Микеланджело, ее обрамлением с трех сторон стали фасады зданий. Самое высокое из них - дворец Сеньории с двумя лестницами. На боковых фасадах находились огромные, в два этажа, коринфские пилястры, увенчанные карнизом с балюстрадой и скульптурами. Комплекс Капитолия был обильно украшен древними надписями и скульптурами, символика которых утверждала мощь древнего Рима, одушевленную христианством. В 1546 умер архитектор Антонио да Сангалло, и Микеланджело стал главным архитектором собора св. Петра. План Браманте 1505 предполагал сооружение центрического храма, но вскоре после его смерти был принят более традиционный базиликальный план Антонио да Сангалло. Микеланджело решил убрать сложные неоготические элементы плана Сангалло и вернуться к простому, строго организованному центрическому пространству, над которым доминировал огромный купол на четырех опорах. Микеланджело не удалось полностью воплотить этот замысел, но он успел построить заднюю и боковые стены собора с гигантскими коринфскими пилястрами с нишами и окнами между ними. С конца 1540-х годов до 1555 Микеланджело работал над скульптурной группой Пьета (Собор Санта Мария дель Фьоре, Флоренция). Мертвое тело Христа держит св. Никодим и с двух сторон поддерживают Богоматерь и Мария Магдалина (закончена фигура Христа и отчасти св. Магдалины). В отличие от Пьеты собора св. Петра, эта группа более плоскостная и угловатая, внимание сосредоточено на изломанной линии тела Христа. Расположение трех незаконченных голов создает драматический эффект, редкий в произведениях на этот сюжет. Возможно, голова св. Никодима была еще одним автопортретом старого Микеланджело, а сама скульптурная группа предназначалась для его надгробия. Обнаружив трещину в камне, он разбил работу молотком; позднее она была восстановлена его учениками. За шесть дней до смерти Микеланджело работал над вторым вариантом Пьеты. Пьета Ронданини (Милан, Кастелло Сфорцеска), вероятно, была начата десятью годами ранее. Одинокая Богоматерь поддерживает мертвое тело Христа. Смысл этого произведения - трагическое единство матери и сына, где тело изображено настолько исхудалым, что не остается надежды на возвращение жизни. Микеланджело умер 18 февраля 1564. Его тело было перевезено во Флоренцию и торжественно погребено.
ЛИТЕРАТУРА
Литман М.Я. Микеланджео Буонарроти. М., 1964 Лазарев В.Н. Микеланджело. - В кн.: Лазарев В.Н. Старые итальянские мастера. М., 1972 Хойзингер Л. Микеланджело: очерк творчества. М., 1996

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Микеланджело Буонарроти, полное имя Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni). Родился 6 марта 1475, Капрезе - умер 18 февраля 1564, Рим. Итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения.

Микеланджело родился 6 марта 1475 года в тосканском городке Капрезе к северу от Ареццо, в семье обедневшего флорентийского дворянина Лодовико Буонарроти (1444-1534), городского советника.

В некоторых биографических книгах говорится, что предком Микеланджело являлся некий мессер Симоне, происходивший из семейства графов ди Каносса. В XIII веке он якобы прибыл во Флоренцию и даже управлял городом как подеста. Документы, однако, не подтверждают этого происхождения. Они даже не подтверждают существования подесты с таким именем, но отец Микеланджело, по-видимому, верил этому, да и позже, когда Микеланджело уже стал знаменитым, графская фамилия охотно признавала родство с ним.

Алессандро-ди-Каносса в 1520 году в письме называл его уважаемым родственником, приглашал его к себе в гости и просил считать его дом своим. Шарль Клеман, автор нескольких книг о Микеланджело, уверен, что происхождение Буонарроти от графов ди Каносса в целом принятое во времена Микеланджело, кажется более чем сомнительным сегодня. По его мнению, Буонарроти обосновались во Флоренции очень давно и в разные времена находились на службе у правительства республики на достаточно важных постах.

О своей матери, Франческе ди Нери ди Миниато дель Сера, рано вышедшей замуж и умершей от истощения частыми беременностями в год шестилетия Микеланджело, последний ни разу не упоминает в своей объёмной переписке с отцом и братьями.

Лодовико Буонарроти не был богатым, и дохода от его маленького владения в деревне едва хватало на то, чтобы содержать множество детей. В связи с этим он вынужден был отдать Микеланджело кормилице, жене «скарпелино» из той же деревни, называвшейся Сеттиньяно. Там, воспитанный супружеской парой Тополино, мальчик научился разминать глину и владеть резцом раньше, чем читать и писать.

В 1488 году отец Микеланджело смирился с наклонностями сына и поместил его учеником в мастерскую к художнику Доменико Гирландайо. Он занимался там в течение одного года. Год спустя Микеланджело переходит в школу скульптора Бертольдо ди Джованни, существовавшую под патронатом Лоренцо де Медичи, фактического хозяина Флоренции.

Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находится при дворе Медичи. Возможно, в это время были созданы «Мадонна около лестницы» и «Битва кентавров». После смерти Медичи в 1492 году Микеланджело возвращается домой.

В 1494-1495 годах Микеланджело живёт в Болонье, создаёт скульптуры для Арки святого Доминика.

В 1495 году он возвращается во Флоренцию, где правит доминиканский проповедник Джироламо Савонарола, и создаёт скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон». В 1496 году кардинал Рафаэль Риарио покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим, куда Микеланджело прибывает 25 июня. В 1496-1501 годах он создаёт «Вакха» и «Римскую Пьету».

В 1501 году Микеланджело возвращается во Флоренцию. Работы по заказу: скульптуры для «алтаря Пикколомини» и «Давид». В 1503 выполнены работы по заказу: «Двенадцать Апостолов», начало работы над «Святым Матфеем» для флорентинского собора.

Приблизительно в 1503-1505 годах происходит создание «Мадонны Дони», «Мадонны Таддеи», «Мадонны Питти» и «брюггерской Мадонны». В 1504 году заканчивается работа над «Давидом»; Микеланджело получает заказ на создание «Битвы при Кашине».

В 1505 году скульптор был вызван римским папой Юлием II в Рим; тот заказал ему гробницу. Следует восьмимесячное пребывание в Карраре, выбор необходимого для работы мрамора.

В 1505-1545 годах проводится (с перерывами) работа над гробницей, для которой создаются скульптуры «Моисей», «Связанный раб», «Умирающий раб», «Лия».

В апреле 1506 года - вновь возвращение во Флоренцию, в ноябре следует примирение с Юлием II в Болонье. Микеланджело получает заказ на бронзовую статую Юлия II, над которой работает в 1507 году (позже была разрушена).

В феврале 1508 года Микеланджело вновь возвращается во Флоренцию. В мае по просьбе Юлия II он едет в Рим для писания фресок потолка в Сикстинской капелле; над ними он работает до октября 1512 года.

В 1513 году Юлий II умирает. Джованни Медичи становится папой Львом Х. Микеланджело заключает новый договор на работу над гробницей Юлия II. В 1514 году скульптор получает заказ на «Христос с крестом» и капеллы папы Льва X в Энгельсбурге.

В июле 1514 года Микеланджело вновь возвращается во Флоренцию. Ему поступает заказ на создание фасада церкви Медичи Сан Лоренцо во Флоренции, и он подписывает третий договор на создание гробницы Юлия II.

В 1516-1519 годах состоялись многочисленные поездки за мрамором для фасада Сан Лоренцо в Каррару и Пьетразанту.

В 1520-1534 годах скульптор работает над архитектурным и скульптурным комплексом Капеллы Медичи во Флоренции, а также проектирует и строит Библиотеку Лауренцина.

В 1546 году художнику были доверены наиболее значительные в его жизни архитектурные заказы. Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго. Но, безусловно, наиболее важным заказом, препятствовавшим ему вплоть до самой смерти вернуться в родную Флоренцию, было для Микеланджело его назначение главным архитектором собора Святого Петра. Убедившись в таком доверии к нему и вере в него со стороны папы, Микеланджело, дабы показать свою добрую волю, пожелал, чтобы в указе было объявлено, что он служит на строительстве из любви к Богу и без какого-либо вознаграждения.

Скончался Микеланджело 18 февраля 1564 года в Риме. Погребён в церкви Санта-Кроче во Флоренции. Перед смертью он продиктовал завещание со всей свойственной ему немногословностью: «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным». По словам Бернини, великий Микеланджело перед смертью сказал, что сожалеет, что умирает именно тогда, когда только научился читать по слогам в своей профессии.

Известные работы Микеланджело:

Мадонна у лестницы . Мрамор. Ок. 1491. Флоренция, Музей Буонарроти
Битва кентавров . Мрамор. Ок. 1492. Флоренция, Музей Буонарроти
Пьета . Мрамор. 1498-1499. Ватикан, Собор Святого Петра
Мадонна с младенцем . Мрамор. Ок. 1501. Брюгге, церковь Нотр-Дам
Давид . Мрамор. 1501-1504. Флоренция, Академия изящных искусств
Мадонна Таддеи . Мрамор. Ок. 1502-1504. Лондон, Королевская академия художеств
Мадонна Дони . 1503-1504. Флоренция, Галерея Уффици
Мадонна Питти . Ок. 1504-1505. Флоренция, Национальный музей Барджелло
Апостол Матфей . Мрамор. 1506. Флоренция, Академия изящных искусств
Роспись свода Сикстинской капеллы . 1508-1512. Ватикан. Сотворение Адама
Умирающий раб . Мрамор. Ок. 1513. Париж, Лувр
Моисей . Ок. 1515. Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи
Атлант . Мрамор. Между 1519, ок. 1530-1534. Флоренция, Академия изящных искусств
Капелла Медичи 1520-1534
Мадонна . Флоренция, Капелла Медичи. Мрамор. 1521-1534
Библиотека Лауренциана . 1524-1534, 1549-1559. Флоренция
Гробница герцога Лоренцо . Капелла Медичи. 1524-1531. Флоренция, собор Сан-Лоренцо
Гробница герцога Джулиано . Капелла Медичи. 1526-1533. Флоренция, собор Сан-Лоренцо
Скорчившийся мальчик . Мрамор. 1530-1534. Россия, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Брут . Мрамор. После 1539. Флоренция, Национальный музей Барджелло
Страшный суд . Сикстинская капелла. 1535-1541. Ватикан
Гробница Юлия II . 1542-1545. Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи
Пьета (Положение во гроб) собора Санта Мария дель Фьоре . Мрамор. Ок. 1547-1555. Флоренция, Музей Опера-дель-Дуомо.

В 2007 году в архивах Ватикана была найдена последняя работа Микеланджело - зарисовка одной из деталей купола Собора Святого Петра. Рисунок, выполненный красным мелом, представляет собой «изображение детали одной из радиальных колонн, составляющих барабан купола собора Святого Петра в Риме». Считается, что это последняя работа знаменитого художника, выполненная незадолго до его смерти в 1564 году.

Это далеко не первый случай, когда работы Микеланджело находят в архивах и музеях. Так, в 2002 году в запасниках Национального музея дизайна в Нью-Йорке среди работ неизвестных авторов эпохи Возрождения был найден другой рисунок: на листе бумаги размером 45×25 см художник изобразил менору - подсвечник для семи свечей. В начале 2015 года стало известно об обнаружении первой и, вероятно, единственной сохранившейся до наших дней бронзовой скульптуры Микеланджело - композиции из двух всадников на пантерах.


Эпоху Возрождения можно разделить на три основные части: 1420-1500 гг. — Ранний Ренессанс (Кватроченто); с 1500 по 1527 г. — Высокое Возрождение (Чинквеченто, именно на этот короткий период пришлось творчество трех великих итальянских мастеров: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти и Рафаэля Санти); с 1530 по 1620-е гг. — Поздний Ренессанс. К Позднему Ренессансу относится архитектурная деятельность Микеланджело Буонарроти.

Микеланджело говорил Дж. Вазари: «Если есть что хорошее в моем даровании, то это от того,

что я родился в разреженном воздухе аретинской вашей земли, да и резцы, и молот,

которыми я делаю свои статуи, я извлек из молока моей кормилицы».

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО

Эпоха Возрождения уникальна благодаря количеству настоящих титанов в искусстве, которых она подарила миру. За три столетия они совершили больше, чем иные цивилизации — за тысячелетие. И Микеланджело Буонарроти (Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони, 6 марта 1475 года, Капрезе — 18 февраля 1564 года, Рим) был одним из наиболее выдающихся среди них. Микеланджело известен как человек страстной убежденности, как мастер невероятной универсальности: он работал и скульптором, и живописцем, и архитектором. В идеале он стремился к синтезу всех трех искусств. Также Микеланджело писал прекрасные стихи, был неординарным мыслителем, остро переживал религиозные искания эпохи. В числе любимых литературных произведений гения была «Божественная комедия» Данте, которую он почти всю знал наизусть. На отдельные богословские воззрения из нее мастер опирался в своих творениях.

У Микеланджело был неспокойный и принципиальный характер, что свойственно столь одаренным натурам. Это часто приводило его к конфликтам с заказчиками, даже с такими, как римский папа или представители семейства Медичи, а порою создавало ситуации опасные не только для карьеры мастера, но и для его жизни. Недаром один знакомый Микеланджело писал ему в 1520 году: «Вы всякому внушаете страх, даже папе». А папа Лев X прямо говорил про гения, что тот «страшен, с ним нельзя иметь дело». Но талант художника был выше предубеждений.

По свидетельству современников, в том числе религиозного мыслителя Виттории Колонны, Микеланджело отличали нравственная чистота и крайний аскетизм. Как творец, как художник он самозабвенно жил в мире своих идей. Для него гуманизм был не просто отвлеченным учением, а сутью образа мышления и творений. Мастер безгранично верил в возможности и красоту человеческих духа, души и тела, что доказывается всеми его произведениями, в которых человек предстает совершенным венцом Божественного творения.

При всей своей универсальности Микеланджело наиболее знаменит в качестве скульптора. Сам он говорил, что не является архитектором, как, впрочем, и живописцем. Это, однако, не помешало росписям Сикстинской капеллы стать всемирно известными — именно в них Микеланджело впервые проявил неординарное архитектоническое мышление. Возможно, дело архитектора, произведения которого воплощались каменщиками и инженерами по чертежам, противоречило его главному призванию — работать собственными руками. Микеланджело не получал специального архитектурного образования, что, возможно, помогло ему быть крайне смелым в обращении с канонами и ордерами. В итоге он создал особенный архитектурный стиль — новаторский, смелый, без монотонности, который лег в основу дальнейшего развития зодчества в XVII веке. Как сказал один исследователь: «Микеланджело опередил свой век даже в своих ошибках».

Микеланджело родился 6 марта 1475 года в небольшом тосканском городке Капрезе к северу от Ареццо, недалеко от Флоренции. Будущий гений эпохи Возрождения происходил из не очень богатой семьи: его отец — Лодовико Буонарроти (1444-1534) был обедневшим дворянином. Он занимал должность городского советника (подеста) в Капрезе, а затем и в Кьюзи, позднее стал управляющим флорентийской таможни. Мать Микеланджело, Франческа ди Нери ди Миниато дель Сера, умерла, будучи истощенной частыми беременностями, когда мальчику было лишь шесть лет. Он ни разу не упоминал ее в его обширной переписке с родственниками.

Самое раннее детство будущий художник провел в Сеттиньяно, где у отца было небольшое имение. Обстоятельства заставили его отдать сына на воспитание супружеской паре Тополино, которая жила в той же деревне. Биограф Микеланджело Джорджо Вазари пишет о теплом отношении, которое мастер сохранил к своей кормилице и в зрелом возрасте. Микеланджело считал себя обязанным приемным родителям за то, что лепить из глины и владеть резцом он научился раньше, чем читать и писать (по сведениям, кормилица была дочерью каменотеса, и мальчик, вероятно, помогал их семье в работе). В столь простой деревенской среде прошли его детские годы.

Отдельные документы указывают на то, что предком Микеланджело был знатный мессер Симоне, который происходил из семейства графов ди Каносса. После того как Микеланджело стал знаменитостью, эта графская фамилия признала кровную связь с ним. Алессандро ди Каносса в 1520 году приглашал мастера к себе в гости, просил считать его дом своим и называл его уважаемым родственником. Впрочем, многие из современных исследователей считают, что история этого родства не более чем выдумка.

По творческому воспитанию и обучению Микеланджело принадлежал флорентийской школе, хотя вся его жизнь прошла между двумя величайшими городами Возрождения: Флоренцией и Римом. Родной отец, видимо, желал для сына более надежного будущего и не хотел отдавать его на обучение ремеслам. Он считал, что нет никакой разницы между работой каменотеса и скульптора, а занятие artes mechanicae («механическими искусствами», в это понятие входила архитектура, скульптура, торговля и т. д.) казалось ему недостойным рода Буонарроти. Об этом сообщают оба биографа — Вазари и Кондиви, — и сведения выглядят правдоподобно.

В 1485 году Лодовико Буонарроти отдал сына в латинскую школу Франческо да Урбино, но Микеланджело учился неохотно, пропускал занятия и вместо них посещал храмы, где копировал картины. На этой почве возник конфликт с отцом, но все же родителя удалось сломить, во многом благодаря поддержке живописца Франческо Граначчи, близкого друга и единомышленника Микеланджело. В 1488 году Лодовико смирился с творческими наклонностями сына и поместил его учеником в мастерскую к художнику Доменико Гирландайо. Мальчик занимался у Гирландайо год, но слишком спокойный темперамент и не очень свободная творческая фантазия наставника быстро оттолкнули его подопечного. Ему больше были по душе Джотто и Мазаччо, то есть те живописцы, в работах которых было ярко выражено монументальное и скульптурное начало (сохранились учебные копии Микеланджело с их работ). В 1489 году он перешел в школу, организованную семьей Медичи в монастыре Сан-Марко, в саду Казино Медичео. Главным мастером в ней был скульптор Бертольдо ди Джованни. Ученик Донателло, он преклонялся перед античным искусством и привил любовь к нему Микеланджело.

Семья Медичи была богатейшей во Флоренции. До 1492 года ее возглавлял Лоренцо, который лично покровительствовал Микеланджело, рано распознав в нем талант с безошибочной проницательностью человека, повидавшего уже не одного гения Возрождения. С 1490 по 1492 год юноша жил при дворе Лоренцо, где он мог продолжать обучение, копируя античные образцы, а также познакомиться с прославленными итальянскими поэтами и гуманистами — Анджело Полициано, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола. Они заложили в Микеланджело основы гуманистического мировоззрения и познакомили с флорентийским неоплатонизмом (учением о высоком достоинстве и призвании человека), что повлияло на все его творчество. В этот период созданы рельефы «Мадонна около лестницы» и «Битва кентавров». После смерти своего покровителя — Лоренцо Медичи Микеланджело вынужден был ненадолго вернуться домой, не получив от новых преемников фамилии никакой поддержки.

Несомненно, на юного скульптора сильно подействовали бурные политические события, захватившие Флоренцию в 1490-х годах. Они были связаны с вторжением французских войск, изгнанием Медичи, восстановлением республики под властью пожизненно избранного Пьетро Содерини. В городе все кипело и бурлило, фракции и партии вступили в яростную борьбу друг с другом, обстановка накалялась с каждым днем. Яркое место в истории Флоренции занимал доминиканский проповедник Джироламо Савонарола, который осуждал новые веяния эпохи в искусстве и религии и открыто боролся даже с римскими папами, а не только с семьей Медичи. У последних он фактически отнял власть над Флоренцией и присвоил ее себе. Савонарола был настоятелем монастыря Сан-Марко, где учился Микеланджело, так что юный мастер наверняка близко наблюдал развитие событий вокруг этой фигуры. Вслед за ярким возвышением Савонаролы последовало столь же ошеломительное падение. После недолгого судебного процесса фанатически настроенный монах был повешен и сожжен при общем согласии народа, который совсем недавно восхищался его проповедями. На время этих событий, в 1494-1495 годах, Микеланджело переехал жить в Болонью, где работал над скульптурами для гробницы святого , а также тщательно изучал творчество Данте, Петрарки и Боккаччо. Под впечатлением от произведений последнего Микеланджело начал писать свои первые стихи и сохранил это увлечение до конца дней, оказавшись в ряду лучших поэтов своей эпохи. После того как политические страсти во Флоренции немного поутихли, он вернулся в родной город, где вскоре получил заказ на скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон». Последнее произведение в 1496 году продали кардиналу Рафаэлю Риарио под видом римского детского надгробия. Обман, как и имя настоящего автора скульптуры, вскоре открылся. Кардинал недолго гневался и, видя талант юноши, пригласил его для работы в Рим, что стало началом первого римского периода в жизни мастера. Во время этой поездки на Микеланджело произвели сильное впечатление античные памятники, с которыми он, конечно, уже соприкасался во Флоренции, но не так близко и не так часто, как в Риме, где можно было почувствовать живое дыхание Античности.

В 1496-1501 годах Микеланджело создал «Вакха». Мрамор для статуи пожертвовал стесненному в средствах скульптору сам кардинал. А вскоре он получил заказ на «Римскую Пьету», которая быстро стала знаменитой (сейчас находится в соборе Святого Петра). По своей отточенности и тонкости она соперничает с лучшими произведениями Бернини. Композиция с Богоматерью и мертвым Христом, лежащим на ее коленях, воплощает знаменитые строки Данте: «Дочь своего Сына». Вазари сообщает такой факт: когда Микеланджело узнал, что авторство «Пьеты» приписали другому мастеру, он выбил свое имя на поясе Богоматери. Впоследствии он раскаивался в таком тщеславном порыве и свои произведения оставлял анонимными.

В 1501 году Микеланджело возвратился во Флоренцию, где за несколько лет создал ряд скульптурных произведений, в том числе грандиозную по размерам и значению статую «Давид», ставшую символом эпохи Высокого Возрождения. Было решено поставить ее перед палаццо Веккио на том месте, где стояла статуя «Юдифь» Донателло. Вазари написал о значении фигуры Давида для Флорентийской республики: Микеланджело «создал Давида в знак того, что он защитил свой народ и справедливо им правил, — так и правители города должны мужественно его защищать и справедливо им управлять». Это был один из самых благоприятных периодов в жизни художника. Общественные заказы так и сыпались, он оказался на пике славы, что отразилось на решении городских властей построить для него личный дом с мастерской.

В 1505 году Микеланджело был вызван новоизбранным римским папой Юлием II в Рим. Понтифик заказал ему масштабный проект своей гробницы, строительство которой превратилось в многолетнюю эпопею, настоящую легенду. Микеланджело предложил возвести монументальный архитектурный памятник с обильным скульптурным украшением. Это должно было быть самостоятельное сооружение в три яруса, которое можно обойти кругом. Предполагалось, что его украсят 40 статуй высотой больше человеческого роста. Наверху находилась бы фигура спящего папы Юлия II. Гробница предназначалась для размещения в центре нового собора Святого Петра, который возводился под руководством архитектора Браманте. В 1505-1545 годах работа над гробницей по подготовленным Микеланджело эскизам наконец началась. Мастер провел в каррарских каменоломнях восемь месяцев, выбирая подходящий для такого огромного проекта мрамор. Но из-за сложностей с финансированием проект был остановлен. Отчасти это произошло из-за накалившейся политической обстановки, требовавшей участия Рима в междоусобной войне, но отчасти и из-за интриг, которые развязали против Микеланджело его враги (по слухам, среди них был и Браманте). Не добившись аудиенции папы и не получив никакой платы за последние месяцы, мастер в 1506 году в бешенстве покинул Рим и вернулся во Флоренцию — без разрешения понтифика, что было невероятной дерзостью. Во Флоренции Микеланджело собирался вернуться к работе над двенадцатью статуями апостолов, которые были заказаны ему еще в 1503 году консулами цеха шерстяников. Но недолгое время спустя по инициативе Юлия II, высоко ценившего художника, произошло их примирение в Болонье, в палаццо деи Седичи. Вазари пишет, что Микеланджело долго сопротивлялся встрече и не отвечал на неоднократные вызовы папы в Рим, но в итоге, соблюдая приличия, даже просил у него прощения.

Гробница в изначально запланированном масштабе так никогда и не была осуществлена, хотя ее возведение возобновлялось несколько раз в последующие годы: с мастером еще три раза заключались новые контракты. В конце концов измученный этим заказом и перипетиями вокруг него Микеланджело поставил значительно более скромную гробницу папы Юлия II в церкви Сан Пьетро ин Винколи в Риме. Из 40 задуманных фигур из мрамора были высечены скульптуры «Моисея», «Связанного раба», «Умирающего раба», «Лии». Фигуры других рабов, так и оставшиеся незаконченными, поражают своей экспрессией, трагичностью, напряженной надломленностью духа.

После возвращения в Рим по призыву Юлия II скульптор получил заказ на его бронзовую статую. Папа римский, несомненно, был личностью с сильным характером, волевым и в то же время великодушным, но он сильно оскорбил Микеланджело, а увековечивание обидчика — не вполне простое занятие. Тем не менее скульптор работал над статуей весь 1507 год, а в 1508 году ее установили в Болонье. К сожалению, она была утрачена в 1511 году, когда Аннибале Бентивольо, поддержанный французскими отрядами, вернулся в Болонью.

В 1508 году Микеланджело получил от папы Юлия II новый заказ — на роспись потолка Сикстинской капеллы. Мастер пытался отказаться, заявляя, что он скульптор, а не живописец. Но папа смог его уговорить — и этот шедевр обессмертил имя гения. Работа над огромным потолком капеллы (40,23 х 13,41 метра) длилась четыре долгих года — с мая 1508-го по октябрь 1512 года. Она была весьма напряженной, и не только из-за сложности поставленной задачи: еще с давних времен вокруг мастера плелись интриги. Юлий II постоянно торопил Микеланджело, доходило даже до угроз сбросить его с лесов, а однажды папа ударил его посохом. Художник отрешился от всего, ни с кем не встречался и погрузился исключительно в роспись: «Я не забочусь ни о здоровье, ни о земных почестях, живу в величайших трудах и с тысячью подозрений». Это был новый рубеж в его творчестве, зрелое, монументальное произведение 33-летнего мастера, в котором воплотилась его теологическая программа и соединились все три вида искусства: живопись, скульптура и архитектура. Этой огромной теме посвящены тома исследований. Отметим лишь архитектурный аспект работы: вся вытянутая поверхность потолка поделена на стройные зоны, сочетающиеся с треугольными распалубками над тимпанными завершениями стен в районе окон. Все сцены заключены в мощный иллюзорный каркас, который имитировался живописными средствами. Роспись Сикстинской капеллы — одна из вершин всего ренессансного искусства.

В 1513 году умер Юлий II. Новым папой — Львом X — стал Джованни Медичи. Микеланджело снова получил покровительство влиятельной семьи. Ему было заказано строительство капеллы Льва X в Энгельсбурге, возобновились его связи с Флоренцией. В июле 1514 года мастеру поступило задание спроектировать фасад флорентийского храма Сан-Лоренцо, который Медичи считали своим. К сожалению, была выполнена лишь его подробная модель. Над церковью в прошлом уже работал Филиппо Брунеллески: он не только возглавил общую перестройку, но и возвел усыпальницу для отдельных членов семьи Медичи (Старую сакристию). Микеланджело приступил к работе с огромным энтузиазмом. В 1516-1519 годах он неоднократно ездил за мрамором для фасада церкви Сан-Лоренцо в Каррару и Пьетразанту, а на следующем этапе, в 1520-1534 годах, архитектор начал трудиться над капеллой Медичи, или Новой сакристией. В ней он занимался общим проектированием помещения, во многом в стилистике Брунеллески. Планировалось также сооружение трех гробниц (но были построены только две: для Джулиано, погибшего во время «заговора Пацци», и для его брата Лоренцо Медичи). Гробницы украшены изваяниями самих усопших и статуями, олицетворяющими утро, день, вечер и ночь. Едва ли можно представить более напряженные, сконцентрированные и выразительные образы, исполненные трагизма и эсхатологических предчувствий, что отражало общее состояние тревоги, царившее в республике. В это же время Микеланджело проектирует библиотеку Лауренциана, также во Флоренции.

В те годы произошли угрожающие благополучию республики исторические события: Рим был разграблен испанскими войсками, после чего новый папа Климент VII (в миру Джулио Медичи) был вынужден заключить союз с Карлом V против Флоренции. Город принял вызов. Микеланджело назначили главным строителем фортификационных сооружений, проектированием которых мастер немедленно занялся. Далее произошла не вполне ясная история: Микеланджело почему-то покинул Флоренцию, отправился в Венецию, но затем вернулся и встал в ряды защитников города. Флоренции, однако, пришлось капитулировать, и художник был вынужден скрываться, опасаясь гнева папы. Но Климент VII, заинтересованный в окончании многих начатых мастером работ, даровал ему прощение. Во Флоренции по приказу понтифика установилась власть деспотичного и жестокого Алессандро Медичи, что заставило Микеланджело, республиканца по убеждениям, покинуть город, на этот раз навсегда. В Риме, где он обосновался, художник становится эмигрантомреспубликанцем, предпочитавшим общество таких же изгнанников, как и он сам. Тем временем подходит 50- летний рубеж, сил не становится больше, и Микеланджело все чаще чувствует усталость: «Если я поработаю день, — пишет он в июле 1523 года, — то я должен отдыхать четыре».

К 1532 году относится упоминание о знакомстве мастера с Томмазо Кавальери, юношей из знатной римской семьи, который оставался его близким другом на протяжении последующих 30 лет. Кавальери, оказавшему большое влияние на внутренний мир Микеланджело, стареющий гений посвятил ряд сонетов. Также художник подарил наперснику, ценителю антиков и владельцу обширной коллекции, большое число тщательно выполненных рисунков на античные темы («Падение Фаэтона», «Титий», «Ганимед» и другие). Часть из них дошла до нашего времени.

В 1537 году был убит Алессандро Медичи, его место занял Козимо Медичи, также жестокий и расчетливый политик, опиравшийся на Испанию. Влияние испанского двора распространяется на все сферы жизни флорентинцев, начинается возвращение к давно отмененному феодальному строю. В отличие от своего предшественника Козимо ценил Микеланджело и неоднократно просил его вернуться во Флоренцию, впрочем, неизменно получал отказы. Вазари, будучи зависимым от Козимо, вынужден был замаскировать конфликт в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» и объяснить уклончивость художника тяжелым климатом республики. В одном из писем мастера вскрывается подлинная причина: он говорит, что не только вернется, но и поставит Козимо статую за собственные деньги, если тот вернет Флоренции свободу. В этом убеждении Микеланджело был явным сторонником идей Савонаролы, хотя сам в молодые годы испытал немало трудностей из-за отношения проповедника к новому искусству.

Общественное беспокойство сопровождалось также контрреформацией в религиозной сфере и антиклерикализмом, с которыми Католическая церковь активно боролась. Круг философов и гуманистов, во главе которого стояли Контарини, Поле и Садолето, ратовали за моральное очищение церкви, за принципы Савонаролы и выдвигали новые мистические идеи общения с Богом. Микеланджело сочувствовал им, а также сблизился с видным философским деятелем — Витторией Колонной, маркизой Пескара. Все это находит отражение в его творчестве. Главная его работа 1530-х годов — огромная фреска «Страшный суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы, над которой мастер трудился около шести лет (1535-1541). Ее эсхатологический смысл поражает воображение.

В 1546 году, когда уже свершился переход от Высокого Возрождения к Позднему, художнику были доверены наиболее значительные в его жизни архитектурные заказы. Для папы Павла III он закончил палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал новое убранство Капитолийского холма. В 1563 году он приступил к перестройке древних терм Диоклетиана в церковь Санта-Мария дельи Анжели.

Но наиболее важным для Микеланджело стало назначение главным архитектором собора Святого Петра. Мастер, оценив важность грандиозного проекта, пожелал, чтобы в указе было подчеркнуто то, что он участвует в строительстве из любви к Богу и папе, без какого-либо специального вознаграждения. Именно эти произведения станут главными архитектурными доминантами эпохи, несмотря на одновременное развитие маньеризма и зарождение академизма и барокко.

Микеланджело в своих архитектурных творениях строго относился ко всем мелочам, проектировал здания так, что все детали были обусловлены и взаимозависимы, конструктивны; план был живым организмом в его понимании. Он подчеркивал, что «архитектурные члены зависят от членов тела. И кто не был или не является хорошим мастером фигуры, а также анатомии, тот не сможет это уразуметь...». В том, что вместо четких планов и разрезов он обычно создавал наброски, по которым затем лепил детальные глиняные модели, сказывалось его призвание скульптора.

Архитектурная стилистика работ Микеланджело отличалась от стилистики зданий, созданных его предшественниками — Брунеллески и Браманте. В ней было больше свободы от античных ордерных основ, к которым обращалась эпоха Ренессанса. Микеланджело подходил к старым канонам вольно и фантазийно, смело нарушая их. Одних современников это раздражало: Витрувианская академия в Риме называла искусство Микеланджело «варварским». Лагерь маньеристов, напротив, восхищался его работами. Но всем было ясно, что выдвинутые им архитектурные идеи открывают новую эпоху в истории итальянского зодчества. В результате в архитектуре утвердился именно стиль Микеланджело.

Микеланджело прожил долгую жизнь, в течение которой произошло несколько исторических переломов в , каждый из них драматически повлиял на судьбу мастера. Количество осуществленных произведений сильно уступает задуманным им. Он скончался 18 февраля 1564 года в Риме в возрасте 89 лет. Его тело было тайно вывезено во Флоренцию и погребено в церкви Санта-Кроче. Перед смертью он пожалел, что покидает этот мир тогда, когда в своем ремесле научился только читать по слогам. Напоследок он произнес лаконичную фразу, свойственную для него: «Я отдаю душу Богу, тело — земле, имущество — родным».

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ТВОРЧЕСТВА МИКЕЛАНДЖЕЛО

Гробница папы римского Юлия II ок. 1503-1545 Рим, Италия
Роспись потолка Сикстинской капеллы 1508-1512 , Италия
ок. 1516-1520 Флоренция, Италия
Надгробия Джулиано Медичи и Лоренцо II Медичи; Новая сакристия церкви Сан-Лоренцо (завершил Дж. Вазари в 1556 году) ок. 1520-1534 Флоренция, Италия
(завершили Дж. Вазари и Б. Амманати в 1571 году) ок. 1524-1534 Флоренция, Италия
Лестница библиотеки Лауренциана (завершил Б. Амманати в 1558 году) ок. 1524-1558 Флоренция, Италия
Фортификации города ок. 1528-1529 Флоренция, Италия
(ансамбль завершен после смерти Микеланджело) ок. 1538-1552 Рим, Италия
ок. 1545-1563 Рим, Италия
Палаццо Фарнезе ок. 1545-1550 Рим, Италия
План храма Сан-Джованни деи Фиорентини ок. 1559-1560 Рим, Италия
Ворота Пия ок. 1561-1564 Рим, Италия
ок. 1561-1564 Рим, Италия

Когда говорят, что Микеланджело - гений, не только выражают суждение о его искусстве, но и дают ему историческую оценку. Гений, в представлении людей шестнадцатого века, являл собой некую сверхъестественную силу, воздействующую на человеческую душу, в романтическую эпоху силу эту назовут «вдохновением».
Божественное вдохновение требует одиночества и размышления. В истории искусства Микеланджело - первый художник одиночка, ведущий почти непрерывную борьбу с окружающим миром, в котором он ощущает себя чужим и неустроенным.
В понедельник 6 марта 1475 года в небольшом городке Капрезе родился ребенок мужского пола у подесты (градоправителя) Кьюзи и Капрезе. В семейных книгах старинного рода Буонарроти во Флоренции находится подробная запись об этом событии счастливого отца, скрепленная его подписью - ди Лодовико ди Лионардо ди Буонарроти Симони.
Отец отдал сына в школу Франческо да Урбино во Флоренции. Мальчик должен был учиться склонять и спрягать латинские слова у этого первого составителя латинской грамматики. Мальчик был чрезвычайно любознателен от природы, но латынь его угнетала. Учение шло все хуже и хуже. Огорченный отец приписывал это лености и нерадению, не веря, конечно, в призвание сына. Он мечтал для него о блестящей карьере, мечтал увидеть сына когда нибудь в высших гражданских должностях.
Но, в конце концов, отец смирился с художественными наклонностями сына и однажды, взяв перо, написал: «Тысяча четыреста восемьдесят восьмого года, апреля 1 го дня, я, Лодовико, сын Лионардо ди Буонарроти, помещаю своего сына Микеланджело к Доменико и Давиду Гирландайо на три года от сего дня на следующих условиях: сказанный Микеланджело остается у своих учителей эти три года как ученик для упражнения в живописи, и должен, кроме того, исполнять все, что его хозяева ему прикажут; в вознагражденье за услуги его Доменико и Давид платят ему сумму в 24 флорина: шесть в первый год, восемь во второй и десять - в третий; всего 86 ливров».
В мастерской Гирландайо он пробыл недолго, ибо хотел стать ваятелем, и перешел в ученики к Бертольдо, последователю Донателло, руководившему художественной школой в садах Медичи на площади Сан Марко. Биографы рассказывают, что он занимался там рисованием со старых гравюр, а также копированием, достигнув в этом громадных успехов.
Молодого художника сразу же заметил Лоренцо Великолепный, оказавший ему покровительство и введший его в свой неоплатонический кружок философов и литераторов. Уже в 1490 году стали говорить об исключительном даровании совсем еще юного Микеланджело Буонарроти. В 1494 году, с приближением войск Карла VIII, он оставил Флоренцию, вернулся в нее в 1495 году. В двадцать один год Микеланджело отправляется в Рим, а затем в 1501 году снова возвращается в родной город.
К сожалению, мало сведений о ранних живописных работах Микеланджело. Единственная законченная им и сохранившаяся картина это - тондо «Святое семейство». Точных документальных данных о времени создания этого тондо (тондо - станковое живописное или скульптурное произведение, имеющее круглую форму) нет.
В композиции картины господствует фигура мадонны. Она молода и прекрасна, спокойна и величественна. Микеланджело не счел нужным рассказать более подробно, чем вызвано ее сложное движение. Но именно этим движением связываются в одно целое мадонна, Иосиф и младенец. Это - не обычная счастливая семья. Здесь нет и следов интимности. Это - величавое «святое семейство».



В 1504 году Флорентийская синьория заказала две фрески прославленным художникам - Леонардо да Винчи и Микеланджело для украшения стен зала Большого совета в Палаццо Веккио. Леонардо сделал картон с изображением «Битвы при Ангиари», а Микеланджело - «Битвы при Кашине».
В отличие от Леонардо Микеланджело хотел изобразить на картине не битву, а купающихся солдат, которые, услышав тревогу, спешат выбраться из воды. Восемнадцать фигур написал художник, все они в движении.
В 1506 году оба картона были выставлены для обозрения. Однако фрески так и не были написаны. Картон «Битва при Кашине», ценившийся современниками больше всех других произведений Микеланджело, погиб: он был разрезан на части и разошелся по разным рукам, пока последние его куски не исчезли бесследно. Вазари, видевший некоторые его части, говорит, что «то было скорее творение божественное, чем человеческое», а скульптор Бенвенуто Челлини, имевший возможность изучать оба картона - и Микеланджело и Леонардо, - свидетельствует, что они были «школою для всего мира».
Вазари отмечает, что в своем картоне Микеланджело применял разную технику, стремясь блеснуть своим совершенным владением рисунка: «Было там еще много фигур, объединенных в группы и набросанных на разный манер: контуры одних были очерчены углем, другие нарисованы штрихами, третьи исполнены тушевкой и цвета на них положены мелом, так как он (то есть Микеланджело) хотел показать все свое умение в этом деле».
В 1505 году папа Юлий II вызывает к себе Микеланджело. Он решил еще при жизни создать себе достойную гробницу. В течение более чем тридцати лет бесчисленные осложнения, связанные с этой гробницей, составляли трагедию жизни Микеланджело. Проект неоднократно менялся и полностью перерабатывался, пока вконец измученный художник, занятый на склоне лет другими заказами, не согласился на уменьшенный вариант гробницы, установленной в церкви Сан Пьетро ин Винколи.
Микеланджело неохотно согласился с данным ему в 1508 году Юлием II поручением расписать свод Сикстинской капеллы. Согласно первоначальному замыслу на плафоне предусматривалось изобразить в соответствующих люнетах лишь двенадцать апостолов и самые обычные орнаментальные украшения.
«Но уже начав работу, - писал Микеланджело, - я увидел, что это будет выглядеть бедно, и я сказал папе, что с одними апостолами будет бедно. Папа спросил: почему? Я ответил: потому что они сами были людьми бедными. Тогда он согласился и сказал, чтобы я поступал, как знаю…»
В.И. Суриков писал П.П. Чистякову: «Пророки, сивиллы, евангелисты и сцены св. писания так полно вылились, нигде не замято, и пропорции картин ко всей массе потолка выдержаны бесподобно».
«Первоначально Микеланджело хотел расписать свод мелкими композициями, почти декоративно, но затем отказался от этой мысли. Он создает на своде свою собственную нарисованную архитектуру: мощные столбы как бы поддерживают карниз и арки, "переброшенные" через пространство капеллы. Все промежутки между этими столбами и арками заняты изображениями человеческих фигур. Эта изображенная Микеланджело "архитектура" организует роспись, отделяет одну композицию от другой.
Входящий в капеллу человек сразу видит весь цикл росписей: еще не начав рассматривать отдельные фигуры и сцены, он получает первое общее представление о фресках и о том, как излагает мастер историю мира…
Вся история мира, чрезвычайно трагически и лично прочтенная, предстает перед нами в росписях Сикстинской капеллы. На этих грандиозных фресках Микеланджело будто создает мир, подобный его великой душе, - мир гигантский, сложный, полный глубоких чувств и переживаний» (И. Тучков).
Видящие и прежде и теперь «Сикстинский плафон» были и будут потрясены. Тому масса свидетельств, одно из них Бернарда Бернсона, крупнейшего современного искусствоведа: «Микеланджело… создал такой образ человека, который может подчинить себе землю, и, кто знает, может быть, больше, чем землю». «Как подлинно великое произведение искусства, эта роспись бесконечно широка и многообразна по идейному замыслу, так что люди самого различного склада ума… испытывают при ее созерцании благодатный трепет… На этом потолке как бы прокатываются вал за валом гигантские волны человеческой жизни, всей нашей судьбы…» (Л. Любимов).
Создание этой росписи было для художника мучительным и сложным. Микеланджело приходится самому строить леса, работать лежа на спине. Кондиви рассказывает, что, расписывая Сикстинскую капеллу, «Микеланджело так приучил свои глаза смотреть кверху на свод, что потом, когда работа была закончена и он начал держать голову прямо, почти ничего не видел; когда ему приходилось читать письма и бумаги, он должен был их держать высоко над головой. Понемногу он опять стал привыкать читать глядя перед собой вниз».
Сам Микеланджело так передает свое состояние на лесах:

Грудь как у гарпий; череп мне на злобу
Полез к горбу; и дыбом борода;
А с кисти на лицо течет бурда,
Рядя меня в парчу, подобно гробу…

Избрание папой в 1513 году Льва X из семейства Медичи способствовало возобновлению связи художника с родным городом. В 1516 году новый папа поручает ему разработать проект фасада церкви Сан Лоренцо, построенной Брунеллески. Это стало первым архитектурным заказом. Микеланджело проводит длительное время в каменоломнях, подбирая мрамор для предстоящих работ. Он начинает работы над капеллой, но в 1520 году папа Лев X аннулирует договор на сооружение фасада Сан Лоренцо. Четырехлетние труды художника уничтожены росчерком пера.
В 1524 году Микеланджело приступает к строительству библиотеки Лауренцианы. Падение Флорентийской республики ознаменовало собой самый тревожный период в жизни Микеланджело. Несмотря на свои твердые республиканские убеждения, Микеланджело не выдержал тревоги перед наступающими событиями: он бежал в Феррару и Венецию (1529 год), хотел укрыться во Франции. Флоренция объявила его бунтовщиком и дезертиром, но затем простила и пригласила вернуться. Скрываясь и переживая огромные мучения, он стал свидетелем падения родного города и лишь позднее робко обратился к папе, который в 1534 году поручил ему закончить роспись Сикстинской капеллы.
Художник навсегда покидает Флоренцию, ставшую столицей герцогства Тосканского, и переселяется в Рим. Спустя год папа Павел III назначает его «живописцем, скульптором и архитектором Ватикана», а в 1536 году Микеланджело приступает к росписи алтарной стены Сикстинской капеллы. Он создает свое самое знаменитое произведение - картину «Страшный суд». Над этой фреской он работал шесть лет, в полном одиночестве.
«Тема приговора над миром была близка старому Микеланджело. На земле он видел горе и несправедливость; и вот, в этом своем произведении он вершит суд над человечеством.
В центре композиции святые окружают молодого и грозного Христа. Они толпятся у его трона, предъявляя доказательства испытанных ими мучений. Они требуют, именно требуют, а не просят, справедливого суда. В испуге льнет к сыну Мария, а Христос, приподнимаясь с трона, как будто отстраняет наступающих на него людей. Нет, это не добрый и не всепрощающий бог, это, говоря словами самого Микеланджело, "лезвие суда и гиря гнева". Повинуясь его жесту, из недр земли встают умершие, чтобы предстать перед судом. С железной неотвратимостью поднимаются они ввысь, часть из них вступает в рай, а часть низвергается в ад. Обезумев от ужаса, падают грешники. А внизу их ждет Харон, чтобы переправить в объятия Миноса. Начавшись внизу слева, хоровод человеческих тел, совершив круг, смыкается внизу справа в преддверии ада.
"Страшный суд" задуман настолько грандиозно, насколько это вообще возможно, как последний момент перед исчезновением Вселенной в хаосе, как сон богов перед своим закатом…» (Бернсон).
Павел III то и дело наведывался в капеллу. Однажды он зашел туда вместе с Бьяджо да Чезена, своим церемониймейстером.
- Как тебе нравятся эти фигуры? - спросил у него папа.
- Прошу прощения у вашего святейшества, но эти голые тела кажутся мне просто кощунственными и неподходящими для святого храма.
Папа промолчал. Но когда посетители ушли, Микеланджело, кипевший от негодования, взял кисть и написал дьявола Миноса, придав ему портретное сходство с папским церемониймейстером. Прослышав про это, Бьяджо побежал к папе с жалобой. На что тот ответил: «Бьяджо, дорогой мой, если бы Микеланджело поместил тебя в чистилище, я бы приложил все усилия, чтобы вызволить тебя оттуда, но поскольку он определил тебя в ад, мое вмешательство бесполезно, там я уже не властен».
И Минос со злющей физиономией церемониймейстера так и пребывает на картине по сие время.


Во время католической реакции фреска Микеланджело с обилием красивых и сильных обнаженных тел казалась чем то кощунственным, в особенности если учесть ее размещение за алтарем. Пройдет немного времени, и папа Павел IV прикажет записать драпировками наготу отдельных персонажей. Драпировки выполнил друг художника Даниэле да Вольтерра. Возможно, этим он спас великую фреску от разрушения деятелями католической реакции.
Окончив «Страшный суд», Микеланджело достиг вершины славы среди современников. Он забывал обнажить голову перед папой, и папа, по его собственным словам, не замечал этого. Папы и короли сажали его рядом с собой.
С 1542 по 1550 год Микеланджело создает последние свои живописные произведения - две фрески Капеллы Паолина в Ватикане. Как пишет Е. Ротенберг: «Обе фрески представляют собой многофигурные композиции с центральным героем, изображенным в решающий момент его жизни, в окружении свидетелей этого события. Многое здесь выглядит непривычным для Микеланджело. Хотя сами фрески достаточно велики (размеры каждой 6,2x6,61 метра), они уже не наделены той сверхобычной масштабностью, которая прежде была неотъемлемым достоянием микеланджеловских образов. Концентрация действия очень своеобразно сочетается с рассредоточенностью действующих лиц, образующих внутри композиций отдельные эпизоды и обособленные мотивы. Но этой рассредоточенности противопоставлен единый эмоциональный тон, выраженный очень ощутимо и составляющий, собственно, основу воздействия этих работ на зрителя, - тон гнетущего, сковывающего трагизма, неразрывно связанный с их идейной концепцией».
В последние годы Микеланджело занимается проектом центрального плана церкви Сан Джованни деи Фьорентини, набрасывает план Капеллы Сфорца в церкви Санта Мария Маджоре, строит Порта Пиа, придает перспективно монументальный вид площади Капитолия.
В жизни Микеланджело не знал нежной ласки и участия, и это отразилось, в свою очередь, на его характере. «Искусство ревниво, - говорит он, - и требует всего человека». «Я имею супругу, которой весь принадлежу, и мои дети - это мои произведения». Большим умом и врожденным тактом должна была обладать та женщина, которая бы поняла Микеланджело.
Он встретил такую женщину - Витторию Колонну, внучку герцога Урбанского и вдову знаменитого полководца маркиза Пескаро, но слишком поздно: ему было тогда уже шестьдесят лет. Виттория интересовалась наукой, философией, вопросами религии, была знаменитой поэтессой эпохи Возрождения.
До самой ее смерти, 10 лет, они постоянно общались, обменивались стихами. Ее смерть явилась тяжелой утратой для Микеланджело.
Дружба Виттории Колонны смягчила для него тяжелые утраты - сперва потерю отца, потом братьев, из которых остался один Лионард, с которым Микеланджело поддерживал сердечную связь до своей кончины. Во всех поступках и словах, всегда однородных, последовательных, ясных, в Микеланджело виден строгий мыслитель и человек чести и справедливости, как и в его произведениях.
Умирая, Микеланджело оставил краткое завещание, как и в жизни, он не любил многословия. «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным», - продиктовал он друзьям.
Микеланджело умер 18 февраля 1564 года. Тело его погребено в церкви Санта Кроче во Флоренции.