Албанцы что за народ. Независимое Косово и три основных мифа об албанцах. В… - hayduk. Республика Албания: краткая история и общее описание

История Албании является сложной и в тоже время очень интересной. Люди на территории современной Албании жили еще в античные времена.

Южная часть страны тогда входила в состав государства Эпир. Центральная часть, с городами Аполлония и Эпидамн (позже был переименован в Диррахий, а ныне называется Дуррес), сначала входила в состав Македонии, а потом (с 146 года до н.э.), стала частью одной из римских провинций. Северная часть страны с городами Лисс и Скодра (сейчас Шкодер) входила в состав римской провинции под названием Далмация. После распада римской империи основная часть Албании вошла в состав Византии, а Далмация - в состав Западной Римской империи.

Вплоть до VI века албанская территория постоянно подвергалась нашествиям. Ее завоевывали готы и гунны, а позднее и славянские племена. После распада Византийской империи в разное время Албания находилась под властью Эпира, Венеции, Сербского и Неаполитанского королевств.

С конца XIV века после турецкого нашествия Албания превратилась в поле жесткого столкновения интересов Османской империи и Византии — после продолжительной двухвековой борьбы победили турки. Османское владычество и интенсивная исламизация албанцев длились вплоть до Первой мировой войны, когда после поражения Турции, на территории Албании обосновались войска Греции, Черногории и Сербии.

Немногим ранее, в связи со свержением султана Абдул-Хамида II, в Албании активизировалась борьба за национальную свободу от турецкого господства, которую в 1912-1913 годах поддержало несколько крупных государств Европы, в том числе и Россия.

После окончания Первой мировой войны в 1920 году началась новая история Албании когда Национальный конгресс албанского народа провозгласил независимость своей страны, объявив Албанию республикой и выбрав столицей свободной Албании город Тирану. Тогда при поддержке Англии, Италии, Франции и Югославии к власти пришла группировка Зогу, который представлял интересы албанских помещиков, а в 1928 году провозгласил себя королем Албании.

Апрель 1939 года стал тяжелым временем для страны — свои войска в Албанию ввела фашистская Италия, аннексировав при этом все ее территории. После оформления унии с Италией и бегства Зогу в Грецию, албанскому населению была вменена в обязанность служба в итальянской армии. В сентябре 1943 года, когда Италия капитулировала, Албанию заняли немецкие войска. Но рост освободительного движения и общий перелом хода войны привели к тому, что в конце 1944 года территория Албании была освобождена от фашистов войсками Национальной освободительной армии Албании.

До 1985 года страна находилась под управлением коммунистического режима. История Албании подробно описывает этот период. Предводитель «красной» Албании Энвер Ходжи, установивший в стране настоящий тоталитаризм и диктатуру пролетариата, не допускал никаких ростков инакомыслия. Тем не менее, в заслугу этому режиму можно поставить индустриализацию страны и резкий рост образованности среди населения (в 1940 году около 80% жителей Албании были неграмотными). После смерти Ходжи и крушения социалистической системы, Албания, как и остальные страны восточного блока, не избежала процесса демократизации, который проходил очень противоречиво и сопровождался многочисленными эксцессами.

Прозападная ориентация (в конце 1998 года 40 партий страны выступили за вхождение в НАТО) осложнила отношения Албании с соседними странами.

В апреле 1999 года были разорваны дипломатические отношения с Югославией, и в страну хлынул поток беженцев из Косово. Их размещение на юге Албании ущемило права живущих там греков, что привело к обострению отношений с Грецией, Македонией и рядом других стран.

В начале этого столетия интеграция Албании в Евросоюз и НАТО также остается приоритетным направлением внешней политики страны. История Албании только начинаеться…

Доисторический период

Албания была населена уже в период верхнего палеолита. Кониспольские пещеры — весьма примечательный археологический памятник, где обнаружены следы обитания со времён палеолита и до железного века. В эпоху неолита Албания находилась на рубеже нескольких крупных археологических культур, в основном связанных происхождением с Сескло и Старчево-Кришской культурой. Поздние потомки неолитического населения (культура Малик) были ассимилированы носителями индоевропейских языков, в результате чего образовался народ иллирийцы.

Античный период

В античный период территория современной Албании населена иллирийскими племенами (вероятно, предками современных албанцев), главным образом племенем тавлантиев и дарданцев. Южная её часть входила в состав Эпира. Центральная часть, с греческими городами Аполлония и Эпидамн, переименованном при римлянах в Диррахий (ныне Дуррес), со времён Филиппа II и Александра Македонского спорадически входила в состав государства Македония, а с присоединением его к Риму в 146 до н. э. — вошла в состав одноимённой римской провинции. Северная часть, с городами Скодра (ныне Шкодер) и Лисс, со II века до н. э. вошла в состав римский провинции Далмация. Диррахий был важным центром, так как он был расположен в узком месте Адриатического моря и из него обыкновенно переправлялись с Балкан в Италию, и наоборот; там начиналась стратегически важная Эгнатиева дорога, ведшая через весь полуостров в Фессалоники и дальше через Византий в Азию.

Средневековье

Основная статья: Албания (средневековое королевство)

При разделе Римской империи основная часть страны вошла в состав Византии, Далмация — в состав Западной Римской империи. Подверглась нашествиям готов и гуннов (конец IV—V вв.), с конца VI века — славянских племён. Часть территории в течение около века входила в состав так называемого Первого Болгарского царства. После взятия Константинополя крестоносцами части территории современной Албании были попеременно под властью венецианцев, Эпирского царства, Неаполитанского королевства, Сербского королевства. В середине XIV века (1336—1355) вся территория Албании была завоёвана сербским королём Стефаном Душаном. После падения Византии в 1204 г. крестоносцы создали небольшое, но стратегически важное королевство Албания со столицей в г. Дурресе (1271—1333; 1355—1368). В 1368 г. Дуррес возглавил Карл Топия — первый этнически албанский князь в истории Балкан, создавший здесь средневековое княжество Албания. До этого государственные образования в стране формировались представителями других национальностей — римлянами, греками, венецианцами и крестоносцами различных стран.

Войны Скандербега

В 1381 году турки проникают на территорию Албании и поддерживают в межплеменной войне род Топия против рода Бальшей. Албания превратилась в поле столкновения интересов венецианцев и турок. Турки называли албанцев арнаутами. В 1385 году сербские и албанские князья потерпели поражение в битве при Савре.

В середине XV века сопротивление туркам оказывал национальный герой Скандербег.

В составе Османской империи (1468—1912)

К концу 1571 года турки полностью вытесняют венецианцев с территории Албании. Горный север Албании сохранил определённую автономию. Власть там принадлежала советам старейшин во главе с байрактарами — Хранителями Знамени. В Албании постепенно распространяется ислам.

Османское владычество сохранялось до начала XX века, когда в ходе Первой Балканской войны территория Албании оказалась оккупирована войсками Черногории, Сербии и Греции, а Турция потерпела поражение в войне и Албания оказалась перед угрозой раздела между соперничающими державами.

В составе Турции Албания обладала достаточной автономией. Земли, населённые албанцами, в 1835 были разделены на эйялеты Янина и Румелия, во главе которых ставились чиновники из Константинополя. Позже, в 1846 году, были созданы пашалыки в Монастире (до 1877 года) и Ускибе (до 1863 года). После 1865 года Стамбул повторно разделил албанские земли между вилайетами Ишкодра (Шкодер), Янина (с 1867), Битола (Монастир) и Косово (с 1877).

Базар в Тиране в 1900 году

После свержения султана Абдул-Хамида II в июле 1908 появились албанские школы, возникли газеты и политические клубы, особенно на юге страны.

В ноябре 1908 в Монастире (Битоль) состоялся национальный конгресс, обсудивший вопрос о национальной автономии и едином албанском алфавите на основе латиницы. Стремясь расширить контроль над горцами, младотурками был принят т. н. закон о бандах (1909); запрещалось ношение оружия, вводилось наказание палками и др. Такой подход возмутил даже албанских мусульман.

В 1909 году в Албании вспыхнуло восстание.

Независимая Албания

28 ноября 1912 года во Влёре была провозглашена независимость. В 1912—1913 Австро-Венгрия, Великобритания, Германия, Италия, Россия и Франция признали вначале автономию, а затем — независимость Албании от Турции. Фактически над Албанией был установлен протекторат этих шести держав, которые и определили границы нового государства.

В 1914 году на короткое время князем Албании был провозглашён Вильгельм Вид, вскоре свергнутый в ходе проитальянского переворота. Столкновение итальянских интересов с германскими в Албании стало одной из причин перехода Италии на сторону Антанты.

В годы Первой мировой войны Албания превратилась в арену военных действий. В апреле 1915 года страны Антанты и Италия подписали секретный договор, ликвидировавший независимость Албании. Её территория к концу войны была оккупирована итальянскими, сербскими и греческими войсками.

21—31 января 1920 года албанский Национальный конгресс вновь провозгласил независимость страны и объявил Тирану столицей государства.

К власти в стране пришла феодально-помещичья группировка Зогу, который при военной, материальной и дипломатической помощи Югославии, Англии, Франции и Италии подавил демократическое движение и провозгласил себя вначале президентом, а 1 сентября 1928 — королём Албании.

Ахмет Зогу в 1924 год был премьер-министром Албании. В июне того же года его сверг православный епископ Фан Ноли, назначивший себя премьер-министром. Зогу обратился за помощью к русским офицерам-эмигрантам в Югославии, которые в декабре 1924 года отрядом численностью 108 человек под командованием полковника Миклашевского в течение недели захватили Албанию (в армии которой в то время было 7,5 тыс.

и 3 тыс. жандармерии). Епископ Фан Ноли бежал, Зогу созвал законодательное собрание, провозгласившее его в 1925 году президентом, а в 1928 году — королём.

Итальянская оккупация (1939—1943)

7 апреля 1939 года Италия ввела в Албанию 50-тысячный корпус и к 10 апреля аннексировала её территорию. Зогу эмигрировал в Грецию. 12 апреля правительство Албании оформило унию с Италией. Премьер-министром переходного правительства стал Шефкет Верладжи. Страной управлял наместник итальянского короля вице-король Франческо Якомони ди Сан-Савино, которому подчинялась албанская национальная администрация. За период с 1939 по начало 1941 г. были сформированы Албанская фашистская партия, Албанская Королевская гвардия, дислоцировавшаяся в Риме, четыре Албанских Фашистских Милицейских легиона (NN с 1 по 4), первые два из которых общей численностью 12 тысяч бойцов приняли участие во вторжении в Грецию (1940). С декабря 1940 по апрель 1941 Греция вновь оккупировала Южную Албанию (Северный Эпир). Помимо этого были созданы шесть Королевских Албанских пехотных батальонов, три артиллерийские батареи, две лёгких батареи ПВО, а также пять иррегулярных добровольческих батальонов. 1940—1941 гг. албанцев стали призывать в итальянские ВМС, ВВС, Пограничную и Таможенную охрану, а также в карабинеры. В самой Албании для поддержания порядка были созданы местные полицейские силы

12 августа 1941 года указом итальянского короля Виктора Эммануила III на оккупированных албанских территориях учреждалось великое герцогство Албания, включающее также в себя территории Метохии, центрального Косово и западной Македонии. С усилением деятельности партизан в конце 1941 г. были сформированы Албанские Стрелковые полки (Cacciatori d"Albania) (NN с 1 по 3). Каждый полк насчитывал 2—3 тысячи бойцов в двух пехотных батальонах, пулемётной роте и артиллерийской батарее. Весной 1943 г. в Косово был создан четвёртый полк, включенный под N1 в 1-ю Албанскую Стрелковую бригаду, однако из-за низкой боеспособности и массового дезертирства из 2-го и 3-го полков, она была расформирована перед капитуляцией Италии. Во второй половине 1941 года под руководством немецких властей в Косово для поддержания порядка была создана албанская жандармерия (ок. 1 тысячи человек) со штабом в Косовска-Митровице.

История Албании

При ней имелось около тысячи албанских добровольцев, отрядами которых командовали сельские старосты.

Немецкая оккупация (1943—1944)

C 1943 года в стране развернулось массовое партизанское движение, было начато формирование регулярной Национально-освободительной армии (НОА). В сентябре того же года, после свержения Муссолини, фашистская Италия капитулировала перед англо-американскими войсками и вышла из войны, но уже 10 сентября в страну вошли немецкие войска.

Перелом в вооружённой борьбе наступил лишь через год в результате общего изменения военной ситуации на Балканах. Освободительная борьба переросла в народно-демократическую революцию. 24 мая 1944 года был создан Антифашистский национально-освободительный совет Албании, преобразованный 20 октября того же года во Временное демократическое правительство. 17 ноября 1944 года НОА освободила Тирану, а 29 ноября завершила освобождение страны.

Социалистическая Албания (1946—1990)

В 1945 году в Албании прошли парламентские выборы, на которых 97,7% голосов получил коммунистический Демократический фронт. Страну возглавил 1-й секретарь Албанской партии труда Энвер Ходжа. 11 января 1946 года монархия была упразднена, была провозглашена Народная республика Албания. 14 марта того же года была принята Конституция.

До 1956 года Албания поддерживала отношения с СССР в противовес Югославии, однако после ХХ съезда КПСС был принят курс на политическую изоляцию. В 1960 году на встрече руководителей Компартий в Бухаресте Ходжа осудил политику Хрущёва, а в декабре 1961 года Албания разорвала дипломатические отношения с СССР, затем вышла из СЭВ (1962) и Организации Варшавского договора (1968). Впоследствии отношения поддерживались только с маоистским Китаем и Румынией. В 1978 году произошел разрыв отношений с КНР.

В 1975 году Албания стала единственной страной, которая отказалась подписать Заключительный акт СБСЕ. Таким образом, Албания осталась в стороне от мировой политики и погрузилась в пучину полной международной изоляции.

Начало 1970-х гг. в Албании характеризовалось некоторым смягчением режима. В конце десятилетия Энвер Ходжа даже выбрал себе будущего преемника, им стал Рамиз Алия.

В 1986 году в Албании был объявлен курс на строительство социализма. Несмотря на то, что к этому времени политические репрессии уже немного смягчились, а также значительно улучшились отношения с ближайшими соседями, странами ЦВЕ, в этой стране стала довольно серьёзно ощущаться проблема безработицы. Одним из знаковых показателей улучшения отношений и постепенного назревания необходимости выхода из международной изоляции стало соединение железнодорожных сетей Албании и Югославии в 1986 году.

Новейшая история

В апреле 1985 года, после смерти Энвера Ходжи, его место занял Рамиз Алия. Вначале он пытался продолжать прежнюю политику, но в Восточной Европе к тому времени уже начались перемены, вызванные горбачёвской политикой гласности и перестройки. Тоталитарный режим Албании оказался под двойным давлением со стороны США, европейских государств и своего собственного народа. После того, как в декабре 1989 года был расстрелян румынский коммунистический лидер Николае Чаушеску, Алия понял, что он может оказаться следующим, если ничего не предпримет. Он (последним в Европе) подписал Хельсинкские соглашения и обязался соблюдать права человека, разрешил политические партии, и хотя его собственная партия победила на выборах в 1991, всем стало ясно, что перемены не остановить. В 1992 году на всеобщих выборах победу одержала уже Демократическая партия Албании, набравшая 62 % голосов. Крах коммунистического режима вызвал массовый отток населения из Албании, когда сотни албанцев переплывали Адриатическое море на лодках и высаживались в Италии.

Эволюция процессов демократизации страны, начатых при Рамизе Алия и проявившихся, в частности в победе на парламентских выборах 1992 года демократической партии, привела к усилению роли общественного мнения, результатом чего, отчасти, стало признание Албанией при президенте С. Бериши края Косово в 1992 году.

На всеобщих выборах в июне 1996 года Демократическая партия прибегла к манипуляции результатами голосования для получения абсолютного большинства в парламенте. В марте 1997 года страну охватили массовые волнения, связанные с утратой населением сбережений из-за участия в расплодившихся в стране «финансовых пирамидах». Во многих городах для наведения порядка пришлось привлекать милицию и создавать отряды вооружённых добровольцев. В страну в рамках операции «Альба» были введены полицейские силы Италии и ещё ряда государств. Их задачей было поддерживать порядок и охранять гуманитарные грузы, идущие в Албанию. На фоне воцарившейся анархии внеочередные выборы 1997 года выиграла посткоммунистическая Социалистическая партия, правопреемница Албанской партии труда. Лишь в 2005 году она вновь уступила большинство мест в парламенте Демократической партии.

Албания

Население

Народы Албании

Албания наиболее однородная в этническом отношении страна Балканского полуострова. Большинство населения этой страны составляют этнические албанцы (более 90% населения). Албанцы (самоназвание – шкиптары) произошли от иллирийцев, народа заселявшего значительные территории полуострова в античное время.

Албанский этнос неоднороден и подразделяется на две субэтнические группы: геги (север страны) и тоски (к югу от р. Шкумбини). На основе тоского диалекта выработался албанский литературный язык.

Кроме албанцев, в Албании проживают около 120 000 цыган (2,8%), 66 тыс. греков (1,7%), 30 тыс. македонцев (0,9%), 20 тыс. аромунов (0,6%) и 20 тыс. черногорцев (0,6%), а также небольшие группы египтян и болгар.

По официальным данным, в Албании насчитывается около 66 тыс.

История Албании.

этнических греков. Однако греческое правительство называет цифру 280 тыс. человек. В основном греческое население компактно расселено в городах и деревнях округов Гирокастра, Влёра, Дельвина и Саранда на юге страны.

Многие аромуны, или влахи (в прошлом романоязычный кочевой народ) восприняли греческую культуру и частично ассимилировались.

Большинство аромунов сконцентрированы на юго-западном побережье страны: Фиери, Люшня, Берат и Влёра, и на юго-востоке, то есть в тех же районах, что и греческое меньшинство (Гирокастра, Саранда, Пермети, Поградец). Небольшие группы, среди них преобладают торговцы, возчики и пастухи, рассредоточены по всему югу Албании. Значительные общины аромунов живут в Корче, а также в Дурресе, Тиране и Эльбасане. Точные данные об общей численности аромунов отсутствуют, так как они обычно включаются в состав греческого православного меньшинства.

Наконец, цыганское меньшинство рассеяно по всей территории страны, хотя наиболее крупные общины расположены вблизи г.Корча.

Не менее 352 тыс. жителей Албании работают за границей. Крупные албанские общины имеются в центральной Греции (включая Афины), на п-ове Пелопоннес и островах Эгейского моря (около 150 тыс. человек). Большая албанская диаспора (свыше 120 тыс. человек) находится в Италии – на юге Апеннинского п-ова и в западной Сицилии (эмиграция на Апеннины началась ещё в средние века, где в настоящее время насчитывается 48 албанских коммун), а небольшие общины – в США, Турции, Египте и на Украине. В настоящее время эти этнические группы сильно ассимилированы местным населением. Несколько тысяч албанцев (т.н. чамов) в северо-западной Греции сохранили свой язык и культуру. На юго-западе Югославии компактно проживает большая группа албанцев-косоваров (1,9 млн. человек) – преимущественно в бывшей автономной области Косово (еще ранее – автономный край Косово и Метохия, сокращенно Космет), а также в Македонии (500 тыс.) и Черногории (40 тыс.).

Отдых в Албании

Во II тысячелетии до нашей эры иллирийцы, предки сегодняшних албанцев, поселились на Западных Балканах. Прибывшие в VII веке до нашей эры греки учредили самоуправляемые колонии в Эпидамносе (Дурресе), Аполлонии и Бутринтии. Два народа до поры до времени мирно торговали между собой, а когда в IV веке до нашей эры иллирийцы создали своё государство, южная часть современной Албании отошла к Греции.

Во второй половине III века до нашей эры иллирийское королевство со столицей в Шкодере вступило в войну с Римом, который послал 200 галер против королевы Теуты (правившей в Ардианском королевстве в 228 году до н.э.). В 214 году до нашей эры, после второй римской экспедиции, Филипп V Македонский пришёл на помощь иллирийцам, своим союзникам, что положило начало продолжительной войне, закончившейся переходом Балкан под контроль Рима в 167 году до н.э.

Как и греки, иллирийцы сохранили свой язык и традиции под властью Рима. Во время владычества римлян в Иллирии воцарился мир и стало развиваться сельское хозяйство, где работали славянские рабы. Основной путь из Рима в Константинополь проходил через Дуррес и Салоники. В 285 году Иллирия была разделена на четыре провинции императором Диоклетианом (иллирийцем по национальности): Эпирус Ветус (со столицей в Янине), Эпирус Нова (Дуррес), Превалитана (Шкодер) и Дардания (современное Косово).

Когда Римская империя раскололась на две части, Иллирия была включена в Восточную Римскую империю. Набеги пришлых народов — вестготов, гуннов, остготов и славян — позволили сохраниться иллирийскому населению лишь на юге, хотя до Римского завоевания Иллирия простиралась до Дуная. К ХI веку власть над иллирийцами была разделена между Византией, Болгарией и Нормандией.

Феодальное княжество Арберия было образовано в Круе в 1190 году, а другие феодальные государства стали появляться в XIV веке. В 1344 году Албания была оккупирована сербами, но в 1389 году, после завоевания Сербии турками, регион был открыт для захвата Османской империей. Венецианцы оккупировали прибрежные города. С 1443 по 1468 год национальный герой Албании Скандербег (Георг Кастриоти) возглавлял албанскую борьбу против турок из своего замка в Круе. Скандербег выиграл все 25 битв с турками, и даже султан Мехмет-Фатих, покоритель Константинополя, не смог взять Крую. В конце концов Албания вошла в состав Османской империи в 1479 году, а получила независимость только в 1912 году, став самым отсталым уголком Европы. В ХV и ХVI веках тысячи албанцев бежали от турецкого ига в IОжную Италию, а больше половины оставшихся приняли мусульманство, без чего нельзя было стать равноправным гражданином Османской империи. В конце XVIII века албанский дворянин Карамахмут-паша Бушатли из Шкодера и Али-паша Тепелена из Янины учредили полунезависимые провинции, но Османская империя вернула статус кво в начале XIX века.

В 1878 году Албанская лига в Призрене (нынешнее Косово) подняла восстание, которое было подавлено в 1881 году. Впрочем, между 1910 и 1912 годами была провозглашена независимость и во Влёре было сформировано временное правительство, возглавляемое Исмаилом Кемали. Это положение было утверждено на конференции в Лондоне, правда, около половины Албании (Косово) было отдано Сербии. В 1914 году, по соглашению правительств Англии, Франции, Германии, Италии, Австро-Венгрии и России, главой Албании был назначен немецкий аристократ Вильгельм фон Виед, но последовавшее восстание заставило его бежать из страны. На протяжении первой мировой войны Албания была оккупирована армиями Греции, Сербии, Франции, Италии и Австро-Венгрии.

В 1920 году конгресс в Люшне признал независимость Албании и перенёс столицу из Дурреса в менее уязвимую Тирану. Тысячи албанских добровольцев, собравшихся во Влёре, изгнали из страны итальянских оккупантов. В мае 1924 года епископ Фан Ноли образовал либеральное правительство, но в конце этого же года Ахмет Зогу совершил переворот, в результате которого к власти пришли аристократы и землевладельцы. Зогу опирался на поддержку итальянцев, а в 1928 году, под именем Зог I, провозгласил себя королём. Его дружба с итальянцами закончилась в 1939 году, когда Муссолини оккупировал Албанию. Зог I бежал в Англию и использовал золото албанской казны для аренды этажа в лондонском отеле "Ритц".

8 ноября 1941 года была создана Албанская коммунистическая партия, во главе которой встал Энвер Ходжа. Коммунисты возглавили сопротивление итальянской армии, а с 1943 года — и германской. Временное правительство было сформировано в Берате в октябре 1944 года, и к 29 ноября Албанская Национальная освободительная армия изгнала последних оккупантов.

Республика Албания: краткая история и общее описание

Албания была единственной восточноевропейской страной, не получившей помощи от Советской Армии для отпора врагу. Всего в этой маленькой стране было разгромлено 15 немецко-фашистских дивизий.

Новейшая история

Когда война закончилась, Национально-освободительный фронт был переименован в Демократический фронт, получивший 92% голосов на выборах в декабре 1945 года. В январе 1946 года была провозглашена Народная Социалистическая Республика Албания во главе с Энвером Ходжой. В феврале был одобрен социалистический путь развития, а все крупные предприятия были национализированы. К 1952 году было введено обязательное семилетнее образование (с 1963 года — восьмилетнее), и грамотность повысилась с довоенных 15% до теперешних 75 %.

В сентябре 1948 года Албания разорвала отношения с IОгославией, которая выдвинула притязания на албанские земли. Вместо этого Албания укрепила связи с СССР и скопировала систему производственных планов, первый из которых — двухлетний — был запущен в 1951 году.

Албания сотрудничала с СССР до 1960 года, пока Хрущев не потребовал строительства базы подводных лодок во Влёре. Албания разорвала отношения с СССР и наладила партнерство с Китаем. С 1966 по 1967 год Албания проводила "культурную революцию" в китайском духе. Старые кадры были убраны, а на их место посадили молодежь; коллективизация сельского хозяйства была завершена, а религия запрещена. Западная литература была изъята из библиотек, а национальная культура стала воплощать лишь идеи социализма.

После вторжения советских войск в Чехословакию Албания вышла из Варшавского договора и начала укреплять границы. До сих пор 300 тысяч бункеров стоят вдоль сухопутной и морской границ, а также защищают каждый город. На шоссе из Дурреса в Тирану, на протяжении 35 километров, сплошь стоят бункера. На их строительство было затрачено огромное количество людских и материальных ресурсов, и эти бункера и по сей день занимают огромные площади сельскохозяйственных земель.

Со смертью Мао в 1976 году и переменах в Китае с 1978 года, албанско-китайские отношения прекратились. В 1981 году большой конфликт произошёл между Албанской партией труда (КПА до 1948 года) и премьер-министром Мехметом Шеху, партизаном-героем, покончившим жизнь самоубийством после обвинений в шпионаже сразу на несколько разведок.

Шеху пытался развивать контакты Албании с другими странами, что послужило причиной его конфликта с Ходжой. До 1978 года Албания получала помощь от Югославии, СССР и Китая, а строить социализм в одиночестве, без иностранных субсидий и кредитов, стало тяжело. Экспорт перестал приносить доходы в "твёрдой" валюте, поэтому началось технологическое отставание.

В апреле 1985 года после тяжёлой болезни умер Энвер Ходжа, и его старый соратник Рамиз Алия унаследовал власть над 147-тысячной Партией труда. Алия решил преодолеть экономические трудности путём прекращения изоляции и развития контактов с другими странами. Теперь туристов, прибывших в Албанию, уже не заставляли сдавать зарубежные путеводители и приводить волосы "в порядок" в пограничной парикмахерской.

К началу 1990 года крах тоталитаризма по всей Восточной Европе обострил чувство ожидания перемен в Албании. В июне 4500 албанцев попросили убежища в иностранных посольствах в Тиране. После короткого скандала этим людям разрешили отплыть в Бриндизи, где они получили политическое убежище.

После студенческих демонстраций в декабре 1990 года правительство легализовало оппозиционные партии, и тут же была создана Демократическая партия под руководством хирурга Сали Бериша. Дальнейшие демонстрации заставили правительство пойти на новые уступки, включая свободные выборы и независимые профсоюзы. Правительство вынуждено было начать реформы.

В начале марта 1991 года после назначения даты выборов 20 000 албанцев приплыли в Бриндизи на корабле, чем спровоцировали кризис в итальянском правительстве, которое увидело в них прежде всего экономических эмигрантов, впрочем, большинству из них было разрешено поселиться в Италии. Алия победил на выборах в марте 1991 года в основном благодаря поддержке крестьян, которым обещал раздать землю и разрешить продавать урожай на рынках. Это позволило Партии труда занять 169 кресел в 250-местной Народной ассамблее.

В середине мая всеобщая забастовка заставила социалистическую партию войти в коалицию с демократами для подготовки выборов в следующем году. Промышленность переживала кризис, в магазинах был хронический дефицит продовольствия, а безработица росла. В августе ещё 15 000 молодых албанцев попробовали просить убежища в Италии, но были остановлены итальянской полицией и быстро высланы обратно. К концу 1991 года число безработных возросло, началась инфляция и тотальный дефицит, которые привели Албанию в голодным бунтам декабря 1991 года. Стремясь избежать новых потоков беженцев, Европейский Союз расширил продовольственную помощь Албании, а итальянская армия открыла базу недалеко от Дурреса для обслуживания кораблей с гуманитарной помощью.

Мартовские выборы в 1992 году сбросили 47-летнее коммунистическое правительство, поскольку Демократическая партия заняла 92 места в 140-местном парламенте. После отставки Алия в апреле президентом был избран Сали Бериша. В предвыборной компании демократы обещали, что их победа привлечет иностранных инвесторов, а на Западе будут выделены квоты для албанских эмигрантов, но сдержать эти обещания не сумели, проиграв социалистам на муниципальных выборах в июне 1992 года.

Албанцы (самоназвание — shqiptar (штиптар), что на албанском языке означает «горный орел») — нация, основное население Республики Албании, также проживают на территории Сербии, Косово, Македонии, Черногории, Италии, Болгарии, Греции и других странах. Разговаривают албанском языке.

1. Этногенез

Албанцы считаются потомками древних иллирийцев и частично фракийцев.

2. Группы

Албанцы делятся на северных — гэгов и южных — тоска. Отдельно выделяют арберешив, проживающих в Италии. Это потомки тех албанцев, которые бежали на Апеннинский полуостров от турецкого нашествия в XV веке.

Среди верующих албанцев более двух третей мусульман, остальные — православные и католики. Албанцы занимаются скотоводством и земледелием. Все больше растут кадры промышленного рабочих, национальной интеллигенции.

3. Албанцы в Украине

В Запорожской и Одесской областях Украина является 4 албанские (собственно, этнически смешанные) села: Октябрьское (прежнее название — Каракурт) в южной Бессарабии (основано на 1811 года) и Дивнинське, Гамивка и Георгиевка в Приазовье (основаны в 60-х годах XIX века) . Переселение албанцев к Украине началось с середины XVIII века, когда Российская империя начала вести активную борьбу с Османской империей за южные земли Украины. Русско-турецкая война 1768-1774 годов вызвала наиболее многочисленную волну эмиграции балканских народов за всю историю юга Украины. Большую часть этой эмиграции составляли греки и болгары, но были и другие этносы, среди них и албанцы, которые тогда назывались устаревшей названием арнауты. 1775 из военных переселенцев, прибывших в Керчи, Еникале и Таганрога, было сформировано так называемое Албанское войско (несмотря на название большинство в этом войске составляли же греки, но албанцы тоже были). 1784 в Крым прибыло 2353 албанца из Молдовы.

Какая история у Албании?

Их тоже планировали включить в Албанского войска, но они не проявили особой склонности к военной службе и были расселены в пределах Таврического полуострова. Таким образом, албанцы появились в Украине не напрямую из Албании, а являются потомками переселенцев в Добруджу . Частично они сохранили родной язык (есть данные за 1959 год: на родном языке тогда владело 76% украинских албанцев; этот язык отличается от литературного албанского), но их количество постепенно уменьшается благодаря ассимиляционные процессы. Так, по переписи 1970 албанцев в Украине насчитывалось 3972 человека, 1979 — 3874, 1989 — 3343 . По данным переписи 2001 года, албанцев в Одесской области насчитывалось 1,9 тысячи человек (число приведено в соответствующей статье Википедии; Интернет-версия не конкретизирует численность албанцев).

4. Галерея

Литература

Примечания

  1. В. И. Наулко. Албанцы / / Советская энциклопедия истории Украины. Киев: Главная редакция Украинской советской энциклопедии, 1969, т. 1, с. 43-44.
  2. Конечно, исключения были: например политические эмигранты из Османской империи. Так, в Одессе некоторое время жил албанский писатель и общественный деятель Мильто Сотир-Ура.
  3. Е. Исып. Формирование диаспор балканских народов на юге Украины / / Украинская диаспора, 1993, число 3, с. 145-157.

Больше интересных статей:

:
~ 1 245 730 (2009)

Название

Происхождение названия «Албания» и «албанцы» неясно, оно отмечено в источниках начиная с II века и связывается рядом этимологов с индоевропейским *alb- "гора" или лат. albus "белый". Современное их самоназвание - от shqip- "говорящий понятно". В Греции существует также народная этимология от греч. αλβανος, αρβανιτης "грубый, дикий". Также есть предположение, что название страны и народа происходит от иллирийского «olba» - «селение».

История

В 1940-1980-е годы в Албании действовала «сталинская модель» режима Энвера Ходжи , проводивший политику изоляционизма. Во второй половине 1980-х годов Албания, уровень жизни в которой был крайне низким, открыла границы. В связи с этим началась двусторонняя миграция албанцев в Грецию и Италию .

В 1990-е годы албанцы заявили о планах создать свою государственность в сербском крае Косово и Метохия (получивший при поддержке войск НАТО после фактическую независимость от Сербии; албанцы уже в первой половине XX века стали составлять в нём подавляющее большинство населения) и некоторых районах Македонии .

Расселение

Проблема расселения албанцев является дискуссионной в связи с современными этническими конфликтами с сербами , македонцами и греками .

В 1270-1280-х гг. албанское население начало массовый спуск на равнину возле города Диррахий . Из сообщений императора Иоанна Кантакузина следует, что албанцы-католики, вытесняя греков и сербов, переселялись целыми общинами вместе с женщинами, детьми и скотом.

В XIV в. албанцы и валахи упоминаются в районе Калканделен и Скопье , на что указывают не только упоминания в актовом материале, но и конкретные имена: Прогон, Радул, Фрацил, позднее Гьин.

В грамоте Душана (1334/1335) упоминается село Арбанаси вблизи Прилепа, а в районе отмечено присутствие и влахов, и албанцев-католиков.

После победы при Ахелое (1359) при поддержке венецианцев над Никифором II Ангелом албанцы-католики начали заселение Этолии и Акарнании , называемых также Малой Валахией.

К XV в. наибольшее число албанцев было зарегистрировано в вилайете Калканделен , нахии Манастир , нахии Филорина и в вилайете Пирлипе . После военной экспедиции

Независимое Косово и три основных мифа об албанцах. В предверии анти-албанской компании в среде армянских, греческих и славянских патриотов.

Миф первый – албанцы выжили сербов с исторических сербских территорий, из в Косово и Метохии.

Многочисленные исторические свидетельства, дают основание считать албанцев потомками иллирийцев и одним из самых автохонных народов Балкан. Албанский язык принадлежит к индоевропейской группе языков. Албанцы населяли Балканы задолго до прихода туда славянских племён, мигрировавших в регион примерно в V – VI веках н.э. Значительная часть албанцев, была уничтожена, изгнана и ассимилированна, с большей части заселённых ими регионов Балкан. В османский период, исламизированные албанцы вновь были переселены на Балканы в целях османской политики.

Миф второй – албанцы мусульмане.

Албанцы первоначально приняли христианство. Ислам им был навязан насильно. Среди алюанцев примерно равное число православных,католиков и мусульман. Большинство албанцев-мусульман не являются фанатиками ислама и относятся к нему с прохладцей, обвиняя турков в этнической и религиозной ассимиляции. Известно, что часть абхазцев (примерно половина из проживающих в Абхазии - Гудаута и Гагра) и осетин (Дигорцы) тоже официально исповедуют ислам. Но мы их почему-то мусульманами не считаем. Впрочем, конфессиональные различия у абхазов,осетин и албанцев не столь резки благодаря сохранившимся дохристианским и доисламским верованиям, от которых они никогда не отказывались и всегда их исповедывали параллельно с новой верой принятой ими вольно или невольно.

15 июня 1389 года в знаменитой битве на Косовом поле, войска албанских княжеств вместе с сербами сражались против турецкой экспансии на Балканах. Примечательно, что находившийся в составе турецкой армии армянский контингент примерно в 5 000 человек, во время сражения,узнав что им предстоит биться против христиан - перешёл на сторону сербов и албанцев. Битва с турками всё же была проиграна. Впоследствии эти осевшие на Балканах армяне основали в Косово армянский монастырь Эрменчич.

Миф третий – сербов в Косово и Метохии проживало больше чем албанцев, которые их-сербов оттуда выжили.

Этническое самосознание албанцев всегда было довольно слабым. Это часто их и подводило. Различные общины албанцев не поддерживали друг друга. Албанский менталитет можно сравнить с менталитетом закрытого традиционалистского типа сзамедленной реакцией на происходящие вокруг события.

В 1879 году косовские ичерногорские албанцы отказались выполнить решение Берлинского конгресса о включении албанских земель в состав Сербии и Черногории.

В 1913 году, по решению Лондонской конференции территории Косово и Метохии заселённые в основном албанцами в состав Албании не вошли и были «поделены» между Сербией и Черногорией. При передаче этих территорий, Сербии был предоставлен только мандат управления территорией и не более того.

В 1921 году «конференция послов» подтвердилаграницы Албании 1913 года и факт протектората над албанцами Косово - "Королевством сербов, хорватов и словецев" , так тогда называлась Югославия.

В 1922 году, по соглашению Великобритании, Франции и СССР над центральной Албанией (нынешняя республика Албании) был ещё раз подтверждён протекторат Италии, но южный Эпир отошёл к Греции, а северная часть (имеется в виду часть Косово и Метохии) была оставлена в составеСербии и Черногории.

В 17-м веке, этнический состав Косово постоянно менялся в зависимости, от его вхождение в Сербию или в состав Османской империи. Сербы вытесняли албанцев, а турки заселяли ими край для противодействия сербам.

После первой мировой войны, сербское правительство, ставя целью изменить этнический составКосово, стало активно вытеснять и изгонять из негоалбанцев. Албанские деревни жгли и разрушались, а мусульманское албанское население вынуждено переселятли в Турцию. К 1944 году в Турцию было изгнано около 250 000 албанцев. Но даже несмотря на эти, так сказать, мероприятия, сербское население Косово в период его максимального увеличения составляло не более 30% от населения края.

В 1946 году Иосиф Броз Тито пообещал, что со временемКосово и Метохия войдут в состав Албании.

В 1963 году после многочисленных межнациональных столкновений Косово получает статус национальнойавтономии.

В 1974 Косово году становится конституционным субъектом с ещё большей независимостью от центральных властей Югославии.


Ну и ещё пару строк в заключение. Признание независимости Косово показывает пример тому как относятся США и Запад к своим союзникам. А пример Сербии и Карабаха показывает отношение наших союзников. Пожалуй на сегодня всё...

Происхождению албанского этноса посвящена большая научная литература, но споры на эту тему не утихают до сих пор. Значительное внимание этому вопросу уделяют албанские ученые. Они подходят к проблеме албанского этногенеза с позиции комплексного рассмотрения всех данных смежных наук — языкознания, археологии, истории культуры, в первую очередь привязав эти данные к территории, ныне населяемой албанцами. Эта территория включалась в свое время в область расселения южных иллирийских племен.

Для выяснения этногенеза албанцев очень важны находки в местности Коман (в долине реки Дрин): металлические украшения одежды очень похожи на те, которыми украшены современные традиционные костюмы албанцев. Они не идентичны ни римским, ни византийским формам. Отсюда напрашивается естественный вывод о преемственности, о переходе элементов иллирийской культуры непосредственно в культуру албанского этноса. Находки команской культуры показывают, что жизнь населения этих мест в средние века была в значительной степени урбанизированной. Города, сохранившиеся с древних времен, и те, которые возводили в VII-X вв., в одинаковой мере были наследниками античной и эллинистической городской традиции и продолжали эту традицию в эпоху средневековья. Таковыми являлись, например, Дришт (античный Дривастум), Бальш (бывший Бюлис), Сарда, Круя и др.

Погребения в этот период совершались по местному обычаю, а имена погребенных имели иллирийское происхождение. Божества же носили римские имена, но иконография их оставалась верна местным традициям. Оружие, орудия труда, как и упоминавшиеся выше украшения, были местного производства. Археологические памятники, по мнению албанских археологов не показывают существенного присутствия иноэтничного населения ни в римский период, ни в эпоху Великого переселения народов. Более того, материальная культура римских поселенцев на иллирийских землях в начале средних веков приобрела местные черты. К доводам археологов об иллирийском происхождении предков албанцев присоединяются этнографы Р. Зойзи, А. Гёрги, М. Тирта и другие специалисты. Изучается традиционный костюм, религиозные культы, погребальные обычаи, орнаментальные мотивы и многое другое. Однородность элементов культуры служит для албанских ученых доказательством культурной общности древнего, средневекового и современного населения албанских земель.

Это касается, например, туникообразной рубахи с прямыми рукавами (алб. «линья»), известной по памятникам в окрестностях Берата, Корчи, Влёры. Во II-IV вв. данный тип одежды под названием «далматика» распространился среди римлян как в народных массах, так и среди аристократов. Интересен костюм «фуста» — нижний край белой хлопчатобумажной рубахи со сборками или складками ниспадает до колен. По мнению албанских ученых, этот очень удобный для верховой езды костюм широко распространился в кельтском мире именно из иллирийских земель, где найдены его изображения начиная с V-IV вв. до н. э. В античное время указанный костюм носили мужчины и женщины, позже он стал специфическим элементом мужской одежды. Скромные варианты рубахи с широким складчатым подолом были приняты в повседневном быту румын и греков еще в первые десятилетия XX в. В течение XIX в. под влиянием моды костюм фуста получил весьма изысканный вид пышной юбочки (сшивали до 100 клиньев). В итоге он стал обязательным для мужчин, живших на территориях от Боснии до Пелопоннеса (ныне существует лишь в фольклорном реквизите).

«Бруцэ» («гожуп», «лэкурче», «струка») — несшитый плащ из четырехугольного куска плотной шерстяной материи — применялся наездниками, воинами, пастухами. На памятниках иллирийской эпохи (бюст женщины из Димали, датируемый III — II вв. до н. э., рельеф из Коплика, рельеф позднего римского времени, найденный в Дурресе) изображен капюшон, которым женщины покрывали голову. Сейчас им пользуются женщины Ляберии (юго-запад Албании), окрестностей Корчи на юговостоке страны, до начала XX в. его носили и в Мирдите (Северная Албания), в Югославии и Румынии.

Другой вид женского головного убора — несшитое четырехугольное покрывало, свободно спускавшееся с головы на плечи и спину, скрепленное перевязью по лбу, — известен по изображениям, обнаруженным в Боснии и Албании (в Аполлонии). Ныне головные платы употребляются женщинами в прибрежной зоне Албании, а перевязи — в Пострибе, Мальсии-э-Маде и других местах. На предметах из иллирийских памятников (пряжки, застежки), раскрытых на современных албанских землях, весьма распространен сюжет, характерный для всей Европы древнего времени: солнечные символы (круг, круг с розеткой внутри него, в том числе с завихряющейся розеткой, круги концентрические, прямой крест и крест с изогнутыми лучами и т. п.). Тот же солнечный символ (круг) широко применялся и в погребальном инвентаре в средневековой Албании. Следы солярного культа можйо проследить в обрядах и обнаружить в фольклорных текстах даже на протяжении XX в.

Все это указывает, с одной стороны, на включенность албанской этнической традиции в широкий культурный круг, а с другой подчеркивает преемственность культуры на территории современного албанского ареала. Еще один сюжет, соединяющий в единый комплекс памятники искусства и фольклора, а также древнейшие религиозные представления земледельческого круга, — это образ змеи. Змея — мифологический образ подземного мира, связанный с культом предков, плодородием почвы и деторождением. Не потому ли в современных верованиях албанцев (как и других балканских народов) змея является хранительницей домашнего очага, семейного благополучия. Хотя образ змеи чрезвычайно широко распространен среди большого круга средиземноморских народов, но особая его концентрация именно на землях расселения иллирийцев позволяет ученым говорить о преемственности между иллирийской и албанской культурами. Наиболее основательно прорабатывается вопрос об албанском этногенезе на материалах языкознания. Язык албанцев (он принадлежит к индоевропейской семье) исследователи возводят либо к иллирийскому. Однако определить соотношение элементов иллирийского и фракийского языков чрезвычайно трудно, главным образом из-за скудости документированных источников.

Современные албанские ученые считают непродуктивным острый спор между приверженцами иллирийской или фракийской теорий. Они не отрицают определенного участия фракийцев в этногенезе албанцев: общие черты с фракийцами в языке и культуре албанцев прослеживаются, но не являются, по их мнению, решающими. Основываясь на выводах археологии и преемственности культуры, они полагают, что язык должен был формироваться в географических границах, в общих чертах совпадающих с современной этнической территорией, которая, как мы знаем, включалась в ареал расселения иллирийцев. Европейские ученые второй половины XIX в. и первой половины XX в. выявили в албанском языке очень большое количество латинских элементов, проникших из народной латыни — непосредственно или через славянские и греческий языки — либо позже из итальянского. Исследователи обращали внимание на качество латинских элементов в албанской лексике: множество слов самого широкого употребления, включая такие, которые, как правило, не поддаются влиянию иных языков (например, предметы быта, явления природы и др.). Г. Мейер выявил влияние латинского на албанские грамматические формы, а Н. Йокль указал на сложный процесс формирования языка: скрещивание и соединение отдельных форм языковых влияний.

При существенной разнице методов и принципов научного анализа, при несхожести выводов о путях проникновения латинизмов в албанский язык и его соотношении с восточнороманскими языками выводы этих ученых однозначны: албанский язык — это наследник языка древних иллирийцев, подвергшегося сильной, но отнюдь не полной романизации. Современный албанский ученый Э. Чабей, пользующийся заслуженным международным авторитетом, утверждает, что ареал формирования албанского языка совпадает с современной албанской этнической территорией, что контакты между населением южного Адриатического побережья с римлянами начались до образования провинции Иллирик, древнейшие латинизмы в албанском подвергались общим со всем языковым фондом грамматическим и фонетическим изменениям.

Советская исследовательница А. В. Десницкая считает твердо доказанным иллирийское происхождение албанского языка. По ее мнению, в течение длительного римского периода язык римлян, так же как и их культура, оказывал сильное воздействие на жителей Южной Иллирии, но все же такой глубокой романизации, как в других землях Европы, а также Балкан, не произошло. Славянский слой в албанской лексике А. В. Десницкая объясняет длительным состоянием двуязычия, которое сложилось на землях древних албанцев в период расселения славян, оживленными экономическими связями и обменом культурными навыками. Иную позицию по отношению к истории формирования албанского языка занимают советские исследователи Л. А. Гиндин и О. С. Широков. Л. А. Гиндин и некоторые другие советские ученые вслед за Г. Вейгандом, В. Георгиевым признают генетическую близость раннеалбанского языка с фракийским; они отмечают, что контакты раннеалбанского и славянских языков имели место в начальный период славянизации Балкан. При этом подчеркивается, что контакты эти являлись весьма неоднозначными. Следует принять во внимание, что носители раннеалбанского языка были расселены гораздо шире, чем современные албанцы.

В начале VI в. славяне застали албанцев восточнее нынешней территории, в районе современного города Ниша. Античное его наименование Наиссус уже тогда получило албанское звучание Ниш, которое и усвоили славяне. С волнами славянского движения предки албанцев передвинулись ближе к побережью и там застали славян, которые расселились незадолго до этого и через посредство славян восприняли романскую топонимию. Например, Диррахий славяне называли Драч, а от этого названия произошло албанское наименование Дуррес. Но при всех сложностях межэтнических контактов и непрямолинейности передвижений предки албанцев, по мнению Л. А. Гиндина, обитали на Балканах уже в первые века нашей эры в рамках Римской империи, именно поэтому в их язык проник уже отмечавшийся выше обширный запас романских слов, обозначающих понятия государственности, церкви, пава и т. п., который не мог быть усвоен славянами периода их расселения на Балканах. О. С. Широков на основании этимологического анализа албанской лексики, специфических черт его исторической фонетики и грамматики приходит к выводу о северных глоттогенетических связях албанского языка. Он присоединяется к тем ученым, которые полагают, что предки албанцев продвигались с Карпат (где занимались отгонным скотоводством) к Дунаю (возможно, восточнее Тиссы), позже через Дунай на юг, в Македонию, оттуда на запад.

Эти продвижения проходили одновременно с переселением славян, причем предки албанцев то опережали славян в своем движении, то следовали за ними. Замена латинского свистящего звука «с» на албанский «ш» в топонимах Македонии, Западной Болгарии и Юго-Восточной Сербии показывает, что местные названия попали к славянам через посредство албанцев. По пути продвижения на запад к югу от Дуная протоалбанцы, по мнению этого ученого, должны были встретить местное романизованное население. В язык его вошли албанские слова, сохраняющиеся и в современном румынском, а в албанский — лексика из народной латыни. Продвигаясь на запад, предки албанцев встретились с более западными народнолатинскими диалектами — предками далматинского языка, что также не могло не отразиться на их языке.

А в самой Албании, особенно в ее южных и приморских районах, большинство древних топонимов попали в албанский через посредство славян. Следовательно, заключает этот исследователь, предки албанцев на территорию современной Албании прибыли или позже славян, или одновременно с ними. Приверженцы данной теории обращают внимание на этимологию албанской, как и румынской, лексики, где названия, связанные с отгонным скотоводческим хозяйством, а также с луговой растительностью и высотным ландшафтом, оказываются очень древними, а понятия весьма детализированными. В то же время лексика земледельческих работ, названия равнинных растений, слова, отражающие практику речного и морского рыболовства и мореходства, заимствованы из славянских языков и ранних диалектов романских языков. Когда в XI в. появились первые письменные свидетельства средневековых авторов об албанцах, они, как и влахи, упоминались как скотоводы-пастухи, пасшие стада на высокогорных пастбищах.

Отсюда делается вывод: горные районы, где предки албанцев и румын (влахов) содержали свои стада, непосредственно соприкасались с плодородными низинами, на которых оседали землепашцы-славяне. Подобная точка зрения уже высказывалась в середине XX в. Г. Штадтмюллером: предки албанцев — кочующие пастухи — концентрировались в горах в области Мат (современная Средняя Албания) и лишь периодически вступали в сношения с романизованным населением окружающих долин. Против этого тезиса категорически возражают албанские ученые А. Буда и др. Они замечают, что в документах времен Римской империи, а позже Византийской обычно упоминаются те народы, которые представляли опасность для политической власти.

Население бывшей Иллирии привлекло к себе внимание в XI в. в связи с его восстаниями и поэтому именно с той поры стало постоянно упоминаться в письменных документах. Но это не означает, что предки албанцев до того не жили на данной территории. Возникает вопрос: как могли кочевники-скотоводы ассимилировать население, достигшее достаточно высокого уровня городской культуры? Уже доказано, отвечают их оппоненты, что смены культуры на интересующей нас территории не происходило. Речь идет не о биологическом вытеснении одних людских контингентов другими, а о смене языка, который местное древнее население усвоило от пришельцев. Примеры такой смены — и нередкие — известны в мировой истории. Такова вкратце суть споров вокруг происхождения албанского этноса и албанского языка. Наука полагает, что об этносе как сформировавшейся общности можно говорить по отношению к тому времени, когда установилось его самоназвание (эндоэтноним) или название, данное ему другими народами (экзоэтноним или же этникон).

Этникон «албаны» «Apavoi» впервые употребил древнегреческий географ Птолемей во II в. н. э. Он привязал его к местности у реки Дрин современная Центральная Албания). Однокорневые с этим именем названия известны на пространстве от современной Центральной Албании (Arbona в окрестностях Тираны) далее на север до Arbonadbona в Истрии. Здесь уместно сообщить о современном самоназвании албанцев. В конце XVIII в. появилось, а в течение первой половины XIX в. закрепилось самоназвание албанцев «шчиптар» (или «шкиптар») — shqiptar и наименование страны Шчиперия (или Шкиперия) — Shqipëria. «Shqip», «shqiptoj» означает «произносить», «выговаривать», т. е. «говорить ясно, понятно». Понятие это встречается в исторических документах начиная с XIV в. В то время как средневековый вариант «арбен», «арбереш» имел распространение на большом протяжении побережья, новый проник больше вглубь полуострова. Образование от одного корня наименования языка (в данном случае shqipe) и названия народа, говорящего на этом языке, — всеобщая этногенетическая закономерность.

Добавить себе закладку на эту станицу:

:
1 571 503 (2007)

Язык Религия Этнические группы

Индоевропейцы

Индоевропейские языки
Анатолийские · Албанский
Армянский · Балтские · Венетский
Германские · Греческие Иллирийские
Арийские : Нуристанские , Иранские , Индоарийские , Дардские
Италийские (Романские)
Кельтские · Палеобалканские
Славянские · Тохарские

курсивом выделены мёртвые языковые группы

Индоевропейцы
Албанцы · Армяне · Балты
Венеты · Германцы · Греки
Иллирийцы · Иранцы · Индоарийцы
Италики (Романцы) · Кельты
Киммерийцы · Славяне · Тохары
Фракийцы · Хетты курсивом выделены ныне не существующие общности
Праиндоевропейцы
Язык · Прародина · Религия
Индоевропеистика

Название

Происхождение названия «Албания» и «албанцы» неясно, оно отмечено в источниках начиная с II века и связывается рядом этимологов с индоевропейским *alb- "гора" или лат. albus "белый". Современное их самоназвание - от shqip- "говорящий понятно". В Греции существует также народная этимология от греч. αλβανος, αρβανιτης "грубый, дикий". Также есть предположение, что название страны и народа происходит от иллирийского «olba» - «селение».

История

В 1990-е албанцы заявили о планах создать свою государственность в сербском крае Косово и Метохия (получивший при поддержке войск НАТО после фактическую независимость от Сербии; албанцы уже в первой половине ХХ века стали составлять в нём подавляющее большинство населения) и некоторых районах Македонии .

Расселение

Проблема расселения албанцев является дискуссионной в связи с современными этническими конфликтами между албанцами и сербами , албанцами и македонцами , албанцами и греками .

В 1270-1280-х гг. албанское население начало массовый спуск на равнину возле города Диррахий . Из сообщения императора Иоанна Кантакузина следует, что албанцы переселялись целыми общинами вместе с женщинами, детьми и скотом.

В XIV в. албанцы и валахи упоминаются в районе Калканделен и Скопье , на что указывают не только упоминания в актовом материале, но и конкретные имена: Прогон, Радул, Фрацил, позднее Гьин.

В грамоте Душана (1334/1335) упоминается село Арбанаси вблизи Прилепа, а в районе отмечено присутствие и влахов, и албанцев-католиков.

После победы при Ахелое (1359) над Никифором II Ангелом албанцы начали заселение Этолии и Акарнании , называемых также Малой Валахией.

К XV в. наибольшее число албанцев было зарегистрировано в вилайете