Реконструкции герасимова фальсифицируют. Лекарь шедевров. Кто последний к антропологу

Наверное всем, кто хотя бы хорошо учил в школе историю, уж не говоря о тех, кто интересуется этой единственной из наук, имеющей собственную музу-покровительницу - Клио, знакомо имя Михаила Михайловича Герасимова (1907 - 1970), советского археолога и скульптора, автора методики восстановления внешнего облика человека на основе его останков (знаменитый "метод Герасимова ").

М. М. Герасимов за работой по скульптурной реконструкции:

М. М. Герасимов за годы своей плодотворной работы создал около 200 скульптурных портретов-реконструкций, среди которых были облики неандертальцев (на основе станков из грота Ла-Шапель-о-Сен во Франции), кроманьонцев (стоянка Сунгирь неподалеку от Владимира), портреты Тамерлана, Шахруха, Миран-шаха, Углубека, Ярослава Мудрого, Андрея Боголюбского, Ивана Грозного, адмирала Ушакова и многих других исторических личностей.

Но все же, во всех скульптурно-антропологических портретах М. М. Герасимова есть некая очевидная странность, о которой речь пойдет ниже.

Я историк, и к антропологической реконструкции имею совсем небольшое отношение. Мое дело - изучение исторических источников, в том числе, установление степени их достоверности, проведение сравнительно-исторического анализа и т. д. (не буду забивать вам голову специальными терминами).

Но вот именно по поводу достоверности реконструкций весьма уважаемого мною М. М. Герасимова у меня и возникли некоторые сомнения: слишком уж похожими друг на друга получались у него совершенно различные исторические персонажи разных стран, времен и даже эпох.

Приведу лишь несколько примеров.

Вот четыре скульптурных портрета, работы М. М. Герасимова. Их облики давно знакомы нам во-многом благодаря именно знаменитому антропологу.
Это "великий хромец" Тимур Тамерлан , великий князь киевский Ярослав Владимирович , великий князь владимирский Андрей Юрьевич Боголюбский и первый русский царь Иван IV Васильевич:

Не кажется ли вам, что все эти безусловно очень значительные исторические персонажи, очень похожи друг на друга? Они что, близкие родственники?

Разумеется, все люди в той или иной степени родственники. Видимо именно эта мысль была основной для скульптурных историко-антропологических реконструкций, которые делал М. М. Герасимов (нет, не Адама и Еву я имею в виду!). Ведь все мы произошли от "хомо сапиенс" доисторической эпохи, и этих наших предков мы также можем наблюдать в реконструкциях Герасимова:

Неантердалец из Монте-Чирчео (реконструкция М. М. Герасимова)
и депутат Государственной думы РФ Николай Валуев:

Синантроп и Андрей Боголюбский
(ну разве не близнецы?):

Если вы думаете, что это Бенито Муссолини ,

то вы ошибаетесь. Это тот же самый Иван Грозный :

Но уж больно он на Муссолини похож, не правда ли?
(монтаж от germanych ):


Не подумайте, что этим своим постом я хочу опорочить "метод Герасимова"! Ни в коем случае!
Но ведь именно критичность мышления и способность сомневаться в том, что уже давно признано "незыбленными истинами", отличает думающего человека от тех, для кого "всё давым-давно понятно".

Сомневайтесь во всём и всегда, поскольку абсобютной истины (по крайней мере в такой науке как история) не существует!

Буду благодарен за любые критические замечания (кроме неадекватных) и постараюсь на них ответить.

Сергей Воробьев.

Археолог, антрополог, этнограф, историк, скульптор; доктор исторических наук, профессор; заведующий археологическим отделом Иркутского областного краеведческого музея, сотрудник Института истории материальной культуры и Государственного Эрмитажа; родоначальник и глава научной школы, основатель и заведующий Лабораторией пластической реконструкции Института этнографии АН СССР; лауреат Сталинской премии Михаил Михайлович Герасимов (1907–1970) получил всемирную известность благодаря своему методу пластической антропологической (портретной) реконструкции. Герасимов является создателем уникальной галереи портретов исторических деятелей (Иван Грозный, Андрей Боголюбский, Ф.Ф. Ушаков, Тимур, Улугбек и др.) и ископаемых людей по их черепам.

Находясь на стыке нескольких наук (археологии, антропологии, анатомии, истории, криминалистики) и искусства (графики, скульптуры), методика пластической реконструкции Герасимова базируется на самом важном, что создано в каждой из этих областей и в свою очередь дает им идеальный метод, позволяющий развивать их и совершать в них новые открытия. Ныне имя М.М. Герасимова услышишь не часто. Обычно с ним связывают скульптурный портрет Ивана Грозного и начало Великой Отечественной войны, вызванной якобы вскрытием Герасимовым усыпальницы Тимура и Тимуридов в мавзолее Гур-Эмир (Самарканд) в июне 1941 г. Вообще-то мистики в жизни хватает, самым ярким подтверждением чему служит как раз «воскрешение», воссоздание из скелетных остатков облика некогда жившего человека.

М.М. Герасимов

До Герасимова считалось, что делать с черепа графический или скульптурный портрет, наделяя его индивидуальными признаками, в принципе невозможно. Этой проблемой – воссозданием сначала животных, а потом и человека по скелетным остаткам, начиная с французского зоолога Ж.Л. Кювье были озабочены на протяжении века многие естествоиспытатели. Зарубежные ученые (Меркле, Брок, Мак-Грегор, Эггелинг, Шааффгаузен, Вирхов, Кольман, Бюхли и др.) немало сил приложили к выявлению закономерностей соотношения мягких тканей лица и черепа человека, однако их попытки создания портрета не увенчались успехом. Более того, в начале XX в. анатомы и антропологи пришли к единодушному выводу, что реконструкция невозможна в принципе. Самое большее, чего удалось им достичь, – это воссоздать облик в общих чертах, не всегда достоверный.

Герасимов, с юных лет загоревшись этой идеей, не был знаком с трудами своих предшественников, но пошел их путем. С 10 лет подросток участвовал в раскопках и исследованиях древних погребений. Начав сбор материалов с костей диплодока, птеродактиля, саблезубого тигра, мастодонта, мамонта, Михаил по черепу шимпанзе впервые доказал, что связь между костной частью и мягкими тканями существует. Но и после этого к человеку ученый перешел не сразу.

Несколько лет он посвятил археологическим раскопкам древних поселений эпохи палеолита в Сибири, а позднее и по всей стране, сделал несколько выдающихся открытий, опубликовал множество научных трудов. Так, например, открытая ученым «жемчужина сибирского и мирового верхнего палеолита» стоянка Мальта близ Иркутска древностью 20–23 тыс. лет произвела настоящий переворот в археологии. Именно археологические находки скелетных остатков и породили у Герасимова «мысль о возможности восстановить облик древнего человека» и подвигли его заняться антропологическими исследованиями и реконструкциями черепов.

Князь Ярослав Мудрый. Антропологическая реконструкция М.М. Герасимова

Природные способности Герасимова счастливо споспешествовали этому. «Он обладал и невероятным воображением, и внелогическим знанием, совершенно нам не понятным, и, кроме того, феноменальной наблюдательностью. Михаил Михайлович видел все, в том числе и то, чего другие никогда не заметят. И эта естественная наблюдательность, не требовавшая от него особых усилий, была существенной составляющей его таланта. Без этого поразительного дара он вряд ли смог бы разработать методику восстановления облика человека по его черепу… Когда Михаила Михайловича спрашивали, как он может с первого взгляда отличить мужской череп от женского, он отвечал, что это просто очевидно, и, поясняя, добавлял: «Женский всегда красивее…» (академик Б.В. Раушенбах).

Ученый провел массу исследований с применением рентгенографии, с использованием препарирования, вертикальных и горизонтальных распилов замороженных голов трупов, проколов закопченной иглой. Измеряя толщину мускульного покрова, изучая строения черепов различных расовых типов, людей разного пола и возраста, Герасимов установил связь между толщиной мягких тканей и микро– и макрорельефом черепа, составил соответствующую шкалу.

Работая над восстановлением лица по черепу ископаемого человека, Герасимов впервые указал на асимметрию лица как на главный фактор реконструкции; увязал возрастную изменчивость лицевого скелета с изменчивостью мягких тканей лица; нашел соотношения мягкого и костного носа, согласовал строение рта и губ с особенностями зубов и прикуса, глазного яблока и век с глазницами и переносьем, подбородка с нижней челюстью и т. д.

Иван Грозный. Антропологическая реконструкция М.М. Герасимова

Сам Герасимов называл свой метод «портретной реконструкцией» и всякий раз подчеркивал, что это не художественный портрет индивида, а «документальный» – «всего-навсего максимальное приближение к внешнему его виду». Результаты исследований Герасимов опубликовал в главных своих работах: «Основы восстановления лица по черепу» (1949), «Восстановление лица по черепу» (1955), «Люди каменного века» (1964).

Первыми реконструкциями 20-летнего сотрудника Иркутского краеведческого музея стали питекантроп и неандерталец (1927). За 15 довоенных лет Герасимов реконструировал облик русских князей – Ярослава Мудрого и Андрея Боголюбского, а также 17 лиц ископаемых людей. Самым известным из них стал 10-летний неандертальский мальчик, останки которого были обнаружены в гроте Тешик-Таш неподалеку от Самарканда (1938). Своими реконструкциями антрополог доказал, что на самых ранних этапах развития человечества «даже в рамках одной группы уже существовали значительные индивидуальные различия».

Ученому, отстаивая свой метод, пришлось преодолеть скептицизм коллег и недоверие общественности. Помогли ему в этом криминалисты. По заданиям следственных органов Герасимов сделал несколько реконструкций, которые позволили раскрыть преступления.

В 1938–1940 гг. по поручению Музея этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, кафедры антропологии МГУ и других учреждений ученый провел несколько контрольных опытов, когда по предоставляемым черепам, на которые имелись фотографии, маски или слепки лица, он в течение нескольких часов прилюдно реконструировал портрет человека. Самыми знаменитыми портретами в этой серии стали голова папуаса, которого привез в Россию Миклухо-Маклай, и голова Марии Достоевской, матери Ф.М. Достоевского. С них началась широкая известность Герасимова и его метода.

В 1950 г. Герасимов был удостоен Сталинской премии за книгу «Основы восстановления лица по черепу», а при Институте этнографии была создана Лаборатория пластической реконструкции, работой которой Герасимов руководил до самой смерти. Ученым было сделано 250 реконструкций представителей древнейших и древних людей, живших в Азии и Европе в разные эпохи, созданы десятки документальных скульптур (Рудаки, Ф. Шиллера, Авиценны, Хаджи-Мурата и др.).

Область применения «метода Герасимова» весьма обширна. Благодаря ему на качественно новый уровень перешла работа антропологов и антропология вплотную занялась проблемами антропогенеза и этногенеза. Метод широко востребован в пластической и хирургической медицине, криминалистике. Портретные реконструкции имеют колоссальное значение для исследований историков и археологов; их используют в качестве наглядных пособий и для популяризации знаний в образовании, в музейном деле, искусстве… Да и сам метод превратился в отдельную научную дисциплину.

Дело Герасимова продолжили его ученики Г.В. Дебец, В.Н. Звягин, С.А. Никитин, Т.С. Балуева, Л.Е. Веселовская во главе с Г.В. Лебединской. Школа пластической реконструкции Герасимова существует и ныне. В герасимовской галерее образов можно увидеть скифа, гунна, женщину из племени вятичей, кривича, древних жителей Армении, Хорезма, Сибири, Прибалтики, поселенцев Московского края…

В 1994 г. дочери Герасимова «решили устроить маленькую выставку работ отца, выклянчили в домоуправлении какую-то комнатенку, вроде красного уголка, и там развернули экспозицию; она просуществовала месяца два. Собственными силами, на свои деньги сделали дочери Герасимова эту выставку, но много ли народу могло ее посмотреть в этом “красном уголке”! К сожалению, утерян всякий интерес к автору необычайных, талантливых работ. А ведь это был совершенно уникальный человек, и дожил он всего до шестидесяти двух лет» (Б.В. Раушенбах).


| |

Внешность Ушакова

Первое представление о внешности Ушакова возникает у многих под влиянием портретов XIX века. На них мы видим седого адмирала в шитом золотом александровском мундире.

В конце Великой Отечественной войны, в 1944 году, стали искать могилу адмирала Ушакова, которая к тому времени была потеряна - ведь в тридцатые годы была уничтожена часовня и памятник над захоронением, а сам склеп вскрыт.

В этих исследованиях участвовал и знаменитый антрополог М. М. Герасимов. По его свидетельству, найти могилу удалось лишь благодаря тому, что имелась дореволюционная фотография часовни. Останки опознали по фрагментам мундира и адмиральскому погону с тремя орлами.

Слева – часовня над могилой Ушакова. Дореволюционная фотография.

Сверху – адмиральский погон Ушакова. Центральный Военно-морской музей. Санкт-Петербург.

Лучше всего сохранился череп адмирала. При первом же взгляде Герасимов понял, что сохранившиеся портреты вовсе не соответствуют действительности и даже нашел этому свое объяснение:

«Череп оказался значительно короче и шире живописного лица. В александровскую эпоху был в моде живописный прием, так называемый давидовский канон, по которому, в целях придания лицу большего благородства и якобы аристократизма, оно заведомо удлинялось, причем живописец все же старался сохранить ряд индивидуальных черт портретированного, так что, несмотря на полное несовпадение основных габаритов черепа с размерами живописного портрета, ряд деталей несомненно свидетельствует об единстве, что убеждает нас в том, что данный портрет был действительно написан с натуры при жизни Ф.Ф. Ушакова. Чтобы выяснить степень ошибки живописного портрета по ранее разработанной методике, был воспроизведен документальный облик адмирала Ушакова и, несмотря на то, что автор не ставил перед собой задачи решения эмоционального образа, полученный документальный портрет в значительно большей степени отвечает описаниям современников и нашим представлениям о внешности адмирала, чем ранее принятый канонизированный живописный портрет, написанный с определенной претензией и манерностью. Предлагаемый портрет Ф.Ф. Ушакова свидетельствует о значительной его физической силе, большом уме, большой моральной воле, т.е. о тех качествах, которыми и был наделен, по свидетельству современников, адмирал Ф.Ф. Ушаков, заслуженно стяжавший себе славу отца моряков русских» .

Герасимов сделал реконструкцию, по тем временам совершенно замечательную.

Реконструкция Герасимова

Адмирал Ушаков. Реконструкция М. М. Герасимова

Казалось, на этом дело и должно было закончиться. Но нет! Идет время, появляются новые обстоятельства... Спустя полстолетия Ушакова вновь потревожили.

Исследования В. Н. Звягина

Перед канонизацией великого флотоводца по заказу Русской Православной церкви было проведено новая медико-антропологическая экспертиза. Руководил ею Виктор Николаевич Звягин. Дело происходило в 1999-2000 гг. После обретения мощей и прославления Ушакова в 2001 году она была продолжена и завершилась лишь в 2010 году.

Экспертиза была действительно необходима. Ведь Герасимов, стремясь восстановить лицо, занимался только исследованием черепа, пренебрегая всем остальным.

К тому же в деле появились новые обстоятельства. В мае 1999 была обнаружена могила дяди адмирала, преп. Федора Санаксарского.

Звягин отмечает, что Герасимов сравнивал свою реконструкцию не с прижизненным портретом Ушакова, а с копией, сделанной художником С. Александровым в 1873 году, т. е. спустя больше полувека после смерти адмирала. Эти два изображения хоть и близки, однако немного различаются, и эти различия, безусловно, имеют значение.

Новые исследования с использованием компьютерных технологий показали, что наложение, сделанное Герасимовым, было некорректно. Герасимов не учел масштаб и ракурсивное положение. Но, правду говоря, у него попросту не было таких технических возможностей, как теперь.

При новой проверке оказалось, что прижизненный портрет и его копия 1873 года довольно точно передают облик Ушакова.

Также выяснилось, что черепа дяди и племянника имеют ярко выраженное морфологическое сходство, т. е. адмирал был похож на родственников со стороны отца.

Не подтвердилось, что Ушаков имел некоторые мордовские черты, которые столь заметны на реконструкции Герасимова. «По особенностям строения черепа Ф.Ф. Ушаков относился к среднеевропейскому антропологическому типу, обычному для русского населения Восточно-Европейской равнины» , - отмечает в своем докладе Звягин. Это значит, что у адмирала были светлые волосы, светлые глаза и светлая кожа.

В ходе экспертизы выяснилось, что Ушаков отличался тонким телосложением, небольшим ростом (164 - 168 см) и узкими плечами. Кисти рук у него были узкими и длинными. Старел адмирал медленно и всегда выглядел моложаво. Биологический возраст Ф.Ф. Ушакова - 67 ± 5 лет.

Тутанхамон, Клеопатра, Шекспир, Николай Чудотворец, Иисус Христос: сегодня мы расскажем, как ученым удается восстановить облик известных людей, живших в далеком прошлом, если от них остались лишь мумии и черепа, а в некоторых случаях — не сохранилось даже могилы.

Тамерлан

Методику восстановления внешности человека по его черепу придумал российский антрополог Михаил Герасимов (1907-1970). Он рос в семье врача, с подросткового возраста работал в анатомическом музее и проводил много времени в морге, изучая связи мягких тканей лица и костей черепа. С 14 лет Герасимов принимал участие в раскопках древних захоронений. На основе наблюдений и опыта он пришел к выводу, что толщина, вид и рельеф кожных покровов на черепе и скелете напрямую зависят от рельефа костей и их структуры. Так родилась методика восстановления лица по черепу, которой до сих пор пользуются антропологи разных стран мира. Герасимов создал более 200 скульптурных портретов-реконструкций исторических личностей и древних людей, в том числе Ярослава Мудрого, Ивана Грозного, Андрей Боголюбского и Ивана Грозного. 22 июня 1941 года его экспедиция вскрыла могилу Тамерлана, после чего началось длительное исследование. Суеверные люди считают этот факт варварством и причиной Великой Отечественной войны, но сам Герасимов видел в этом удачу, а саму реконструкцию образа Тамерлана считал своей лучшей работой.

По методу Герасимова работают и сегодняшние антропологи: они берут череп и слой за слоем покрывают его мягкими тканями, ориентируясь на рельеф костей. Некоторые все еще делают это вручную, но большинство предпочитают компьютерные технологии, позволяющие получить эффектную 3D-модель.

Клеопатра

В массовом сознании и кинематографе Клеопатра — красивая женщина европеоидной расы. Однако египтолог из Кембриджского университета Салли Энн Эштон утверждает, что к моменту прихода к власти семья Клеопатры жила в Египте уже 300 лет, а значит, египетская и греческая кровь в ней перемешалась и оттенок кожи был смуглым. Свой образ Клеопатры Эштон создала в 2008 году после серьезного исследования, которое продолжалось более года. Основой для трехмерной реконструкции послужили сохранившиеся древние изображения египетской царицы и анализ ее родословной. Полученное с помощью компьютера изображение смуглой дружелюбной женщины не слишком вяжется с образом роковой красавицы, которая была возлюбленной Юлия Цезаря и Марка Антония.

Николай Чудотворец

Шотландский антрополог Кэролайн Уилкинсон, профессор Университета Данди, воссоздала внешность святого Николая, который почитается в России как Николай Чудотворец, а на Западе считается прототипом Санта-Клауса.

Основой для 3D-моделирования послужили результаты обследования мощей, которые хранятся в базилике Святого Николая в итальянском городе Бари. В 1953 году профессор Луиджи Мартино, занимавшийся вскрытием мощей, сделал черно-белые фотографии черепа, а также рентген черепа в анфас и в профиль. Особенности костей помогли Уилкинсон восстановить форму лица, зубы подсказали форму губ, а глазницы — глаз. Детали были доделаны специалистами по графике: они наложили на трехмерное изображение структуру кожи, а также дополнили модель морщинами, волосами и бородой.

Однако не все христиане оказались довольны результатами — многие сочли изображение не таким одухотворенным, каким они привыкли видеть святого на иконе. Российские художники создали более проникновенный образ Николая Чудотворца, опираясь на иконографический лик святого и современные технологии.

Тутанхамон

Прошлой осенью мир поразила публикация трехмерного изображения Тутанхамона, созданного командой ученых, исследовавших его гробницу. Первый портрет египетского фараона в полный рост основан на анализе анатомических особенностей мумии — всего было сделано около 2000 сканов сохранившихся останков.

Полученное изображение оказалось на удивление уродливым и далеким от величественного образа, который был запечатлен в погребальной золотой маске фараона, что хранится в коллекции Каирского музея. Смоделированный на компьютере Тутанхамон изображен хромоногим женоподобным юношей с выступающими зубами, неправильным прикусом, широкими бедрами и узкими плечами.

Уильям Шекспир

Шекспироведы до сих пор не могут сойтись во мнении, как в действительности выглядел знаменитый английский драматург: все портреты и бюсты классика были изготовлены после его смерти. Многие принимают за подлинное изображение Шекспира посмертную маску, найденную в 1849 году в Германии. Немецкие криминалисты недавно подтвердили, что она принадлежит Шекспиру, так как совпадает с другими изображениями, в частности с бюстом, установленным на могиле драматурга его родственниками. Именно эта посмертная маска стала основой для реконструкции британских специалистов во главе со Стюартом Кларком: в 2010 году они воссоздали 3D-модель лица Шекспира специально для фильма «Посмертные маски» на канале History Channel 13. Однако шекспироведы отказались признать результаты реконструкции достоверными, так как у них нет полной уверенности в том, что дармштадтская маска действительно была снята с лица Шекспира.

Ричард III

В 2012 году на автостоянке в Лестере был найден скелет легендарного английского короля Ричарда III, погибшего в битве при Босворте в 1485 году — ранее считалось, что его тело было сброшено в реку Суар и навсегда утрачено. Эта находка послужила началом глобального исследования, включавшего анализ ДНК останков и живых потомков короля. Одним из результатов стала реконструкция внешности Ричарда III, что особенно важно, поскольку прижизненные изображения не сохранились.

Восстановлением облика занималась та же исследовательница, что и в случае с святым Николаем, — Кэролайн Уилкинсон: в этот раз она отталкивалась от данных генетической экспертизы и формы черепа короля. Изображение получилось похожим на портреты, написанные после смерти монарха, в том числе на самый ранний вариант — портрет Ричарда III из коллекции Общества антикваров Лондона, созданный в 1520-е годы.

Иоганн Себастьян Бах

Еще одна работа Уилкинсон — реконструкция внешности композитора Иоганна Себастьяна Баха. Эта работа, выполненная в результате тщательного анализа останков Баха в 2008 году, вызвала много критики, так как изображение получилось непохожим на известные портреты и бюсты композитора. Тем не менее, копия была выставлена в Доме-музее Баха в немецком городе Айзенах и признана рядом экспертов. Процесс работы Уилкинсон можно посмотреть на видео .

Данте

В 2007 году исследователи из университетов Болоньи и Пизы восстановили облик автора «Божественной комедии» Данте Алигьери. В основу портрета легли подробные описания и гипсовый слепок, сделанный итальянским антропологом Фабио Фрассетто во время последнего вскрытия могилы поэта в 1921 году. Особенно сложным было восстановление формы подбородка, так как челюсть у сохранившегося черепа Данте отсутствовала и подходящую ученые подобрали в коллекции Фрассетто, обследовав 90 черепов из Музея антропологии. В результате новейший Данте оказался более человечным и мягким, чем он представлен на посмертных изображениях, созданных по воспоминаниям современников. Его характерный орлиный нос стал заметно короче.

Робеспьер

Пожалуй, наиболее выразительной с визуальной точки зрения является работа французской студии Visualforensic. Образ революционера Максимилиана Робеспьера — результат 3D-реконструкции на основе посмертной маски, сделанной мадам Тюссо. К созданию образа причастны не только специалисты по компьютерной графике, но и антропологи, и патологоанатомы, и криминалисты, которые расследуют реальные преступления. Один из создателей портрета французский антрополог и специалист по лицевой реконструкции Филипп Фрош прокомментировал свою работу так: «Нет никаких сомнений, что мы видим в его взгляде страх. Высокая достоверность и четкость реконструкции стала возможна благодаря 3D-сканеру. Именно это позволило нам восстановить детали маски по методу отображения, который использует ФБР ».

Иисус Христос

Вопрос о внешности Иисуса Христа будоражит умы людей уже 2000 лет. Поскольку реальных останков и образцов ДНК не сохранилось, антропологи ищут альтернативные способы воссоздания его внешности. Например, художник-криминалист из Манчестерского университета Ричард Нив в изображении Христа основывался на археологических данных и библейских источниках. В Евангелии от Матфея он нашел подтверждение, что черты лица Иисуса были характерны для семитов из Галилеи того времени. Израильские археологи смогли предоставить Ниву несколько черепов евреев — современников Христа, трем из них была сделана компьютерная томография. На основе этих данных исследователи создали трехмерную цифровую реконструкцию лица, а затем и шаблон черепа.

Нив проанализировал все имеющиеся описания Иисуса из библейских источников и рисунки I века, найденные археологами. Так решились вопросы о цвете глаз, длине волос, цвете кожи, росте и телосложении Христа. Портрет, смоделированный программистами на основе данных Нива в 2002 году, оказался разительно не похож на известные изображения Иисуса и вызвал возмущение у верующих. В ответ Нив заявил, что воссоздал всего лишь облик взрослого мужчины, жившего в одном месте и в одно время с Иисусом.

Другим источником для реконструкции внешности Христа служит Туринская плащаница. Считается, что эта христианская реликвия, которая хранится в соборе Святого Иоанна Крестителя в Турине, запечатлела подлинный лик Спасителя. Согласно верованиям именно в это полотно было обернуто тело Иисуса после перенесенных истязаний и смерти. Первая попытка создания 3D-реконструкции на основе отпечатка с плащаницы была предпринята американцем Джоном Джексоном в 1976 году: он проанализировал лик на полотне с помощью микроденситометра (прибор, который замеряет степень потемнения изображения) и затем реконструировал трехмерную форму тела, используя компьютерные программы для обработки аэрофотоснимков.

В 2010 году воссоздать облик Христа по плащанице пытались американские художники из Studio Macbeth для документального фильма «Реальное лицо Иисуса» на канале The History Channel. Используя современные 3D-технологии, специалисты во главе с Рэем Даунингом трансформировали изображение, полученное с плащаницы, из двухмерного в трехмерное. Оно также получилось непохожим на канонические образы Христа. Это стало поводом для негодования многих, как и сам факт использования для реконструкции отпечатка с Туринской плащаницы, в подлинности которой многие сомневаются.

Наверное это глупо, но мне всегда было интересно, как выглядели те, кто жил до нас. Были ли они другими, не похожими на нас. Судя по этим реконструкциям, внешне человечество за последние несколько тысяч лет не изменилось.

" Однако надо отметить, что мы намеренно избегаем изображать какие-либо эмоции на реконструкциях; воспроизводим лишь то, что удается увидеть на черепе. Можно ведь так увлечься "созданием образа", что физические признаки лица просто потеряются, т.е. художники преднамеренно "искажают" - увеличивая или уменьшая - ту или иную черту лица для большей выразительности. Для нас каждый череп строго индивидуален, а методика воспроизведения черт внешности по костным структурам точна и выверена до мелочей... Мы - не художники, результат нашей работы, скульптурный или графический портрет, не является произведением искусства. Именно поэтому восстановление лица по черепу широко применяется в судебной практике... " (Из статьи Т.С. Балуевой).

ПРИМЕРНО ТАК 5.5 ТЫСЯЧ ЛЕТ НАЗАД ВЫГЛЯДЕЛИ ЛЮДИ.Встретила бы на улице-не обратила внимания. Абсолютно заурядная морда.
Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из могильника Коскудук, Западный Казахстан (энеолит, 2-я половина 4 тыс. до н.э.)

Автор Л.Т. Яблонский "Мужчина Ямной культуры"
Оренбургская область, могильник Болдырево I,
Ямная культура. Конец III тыс. до н.э.
БОЛЬШЕ 4 ТЫСЯЧ ЛЕТ ТОМУ НАЗАД! ОН БЫ СЕГОДНЯ МОГ В ГОЛЛИВУДЕ СНИМАТЬСЯ

Килур - царь скифов. II век до н.э.
Реконструкция М.М. Герасимова, создана в 1946 году.

Скифы - степные кочевники, известные с VII в. до н.э. по IV в. н.э. и занимавшие территорию от Средней Азии до Дуная. Центром скифской державы были степи Причерноморья, где жили «царские скифы», известные богатыми погребениями в курганах с конями, оружием и множеством золотых и серебряных украшений в особом «зверином» стиле. В конце III века до н.э. под натиском сармат скифы отступили в Крым, где недалеко от Симферополя основали новую столицу - Неаполис Скифский. Скифское царство в Крыму достигло расцвета во II-I веках до н.э

. Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из Гумаровских курганов, Южное Приуралье, (скифский период. 7 век до н.э.)
Автор реконструкции: Т.С.Балуева

Рудаки - таджикский поэт. Х век.
Реконструкция М.М. Герасимова, создана в 1957 году.

Абу-Абдулло Джафар Рудаки (860-х - 941 год) - родоначальник классической таджико-персидской поэзии. Родился в селении Панджруд. По преданию был слепым от рождения. Прославился как певец, музыкант и поэт. Был приближен ко двору правителей Бухары, но к концу жизни впал в немилость и умер на родине в нищете. До нас дошла лишь малая часть его стихов.
В 1956 году М.М. Герасимову предложили найти могилу и создать скульптурный портрет Рудаки. . Анализ ранних стихов показал, что в них есть множество красочных описаний, в более поздних зрительные образы отсутствуют. Значит он ослеп уже в зрелом возрасте. В «Оде о старости» есть слова: «Искрошились у меня и выпали все зубы». Герасимов сформулировал десять условий, при совпадении которых останки можно было считать принадлежащими поэту. Затем он выехал в кишлак Панджруд, где на старом кладбище могилу Рудаки. Череп был без зубов. Скелет принадлежал человеку 75-78 лет. Судя по форме шейных позвонков он держал голову откинутой назад, как ходят слепые. При изучении глазниц обнаружена атрофия их верхнего края и глазничного нерва, но глазное яблоко разрушено не было. Это говорит о том, что он был ослеплен в возрасте около 60 лет. На скелете найдены следы заживших переломов ребер.

Ярослав Владимирович Мудрый. Реконструкция М. М. Герасимова по черепу.

Яросла́в Влади́мирович, Яросла́в Му́дрый; (978 — 1054) великий князь Киевский.
Ярослав Владимирович — сын крестителя Руси князя Владимира Святославича (из рода Рюриковичей) и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны, отец, дед и дядя многих правителей Европы. При крещении был наречён Георгием.
При Ярославе Владимировиче был составлен первый известный свод законов русского права, который вошёл в историю как «Русская правда».

Не́стор Летописец (ок. 1056 — 1114) — древнерусский летописец, агиограф конца XI — начала XII веков, монах Киево-Печерского монастыря. Традиционно считается одним из авторов «Повести временных лет», которая наряду с «Чешской хроникой» Козьмы Пражского и «Хроникой и деяниями князей или правителей польских» Галла Анонима имеет фундаментальное значение для славянской культуры.

Портрет великого князя Андрея Боголюбского (реконструкция М.М. Герасимова,
Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева, Москва)

Андре́й Ю́рьевич Боголю́бский (ум. 29 июня 1174) — великий князь Владимирский. Сын Юрия Владимировича (Долгорукого) и половецкой княжны, дочери хана Аепы Осеневича.
В правление Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальское княжество достигло значительного могущества и было сильнейшим на Руси, а впоследствии оно стало ядром современного Российского государства.

Великая княгиня Евдокия Дмитриевна. Антропологическая реконструкция С. А. Никитина.

Евдоки́я Дми́триевна (1353—1407) — дочь великого князя Суздальского Дмитрия Константиновича. В 13-летнем возрасте выдана замуж за 15-летнего великого князя Московского Дмитрия Донского Ивановича

Тимур / Тамерлан (1336-1405 гг.) Реконструкция М. М. Герасимова, 1941 г.

София Палеолог. Реконструкция по черепу С. А. Никитина, 1994 г.

Софи́я Фоми́нична Палеоло́г, она же Зоя Палеологиня (1455 — 1503) — великая княгиня московская, вторая жена Ивана III, мать Василия III, бабушка Ивана Грозного. Происходила из византийской императорской династии Палеологов.

Хан Махмуд (1420-х -1460-х годов).Основатель Казанского царства.
Реконструкция Т.С.Балуевой, создана в 1994 году.

Хан Махмуд (начало 1420-х - начало 1460-х годов) происходил из династии прямых потомков Чингис-хана. Его отец, хан Золотой Орды Олуг-Мухаммед, правил недолго, был свергнут и бежал. В 1439 году Олуг-Мухаммед совершил набег на Москву, но москвичи выдержали осаду и отбились. В этом походе еще юношей участвовал и Махмуд. Летом 1445 года ордынцы под командованием сыновей Олуг-Мухаммеда Махмуда и Якуба разбили под Суздалем войско великого князя Василия II, захватили в плен его самого и освободили только после уплаты выкупа. Той же осенью Махмуд захватил столицу Волжской Булгарии город Казань и основал Казанское ханство. Опасаясь своих родственников, боровшихся за власть в Золотой Орде, Махмуд восстановил мирные отношения с Московским государством. Даты его жизни неизвестны, но по летописным сведениям он умер в начале 1460-х годов в возрасте около 40 лет.


Елена Глинская. Реконструкция по черепу, С. Никитин

Елена Васильевна Глинская (1508 — 1538) — великая княгиня Московская и всея Руси, дочь князя Литовского Василия Львовича Глинского, жена великого князя Московского и всея Руси Василия III, мать Ивана IV — великого князя Московского и всея Руси, первого Царя всея Руси. Правила на Руси в качестве регента малолетнего сына Ивана IV после смерти мужа Василия III в течение 1533—1538 годов.

Скульптурный портрет Ивана Грозного, реконструкция по Герасимову.

Ива́н IV Васи́льевич, прозванный Гро́зным, по прямому имени Тит и Смарагд.(1530 — 1584,) — великий князь московский и всея Руси. Первый царь всея Руси
Старший сын великого князя московского Василия III и Елены Глинской. По отцовской линии происходил из московской ветви династии Рюриковичей, по материнской — от Мамая, считавшегося родоначальником литовских князей Глинских. Бабушка по отцу, София Палеолог — из рода византийских императоров.

Царица Ирина Фёдоровна, урождённая Годунова, в иночестве Александра (1557 — 1603) сестра Бориса Годунова и супруга царя Фёдора І Иоанновича, номинальная правительница на русском престоле после смерти Фёдора І Иоанновича и до избрания царём Бориса Годунова с 16 января по 21 февраля 1598 года.

Фёдор I Иоа́ннович, известен также по имени Феодор Блаженный, (1557 — 1598, Москва) — царь всея Руси и великий князь Московский, третий сын Ивана IV Грозного и царицы Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой, последний представитель московской ветви династии Рюриковичей.

Реконструкция облика по черепу, академик М. М. Герасимов.

Фёдор Фёдорович Ушако́в (1745 - 1817) — русский флотоводец, адмирал), командующий Черноморским флотом (1790—1792); командующий российскими военно-морскими силами в Средиземном море (1798—1800).
Не потерял в боях ни одного корабля, ни один его подчинённый не попал в плен

Реконструкция В.Н. Звягина, создана в 1992 году.

Витус Йонассен Беринг (1681 - 1741 гг.) - мореплаватель, капитан-командор русского флота. Выходец из Дании. Начал плавать на кораблях с 14 лет. После приглашения на русскую службу плавал на Балтийском и Азовском флотах. С 1725 года он возглавил Первую и Вторую Камчатские экспедиции. Различными отрядами экспедиции было обследовано все северное побережье России от Архангельска до Чукотки, предприняты плавания к берегам Северной Америки, к Алеутским, Курильским островам и Японии. Витус Беринг открыл пролив между Азией и Америкой, названный его именем, ряд Алеутских и Командорские острова. Именем Беринга названо море в северной части Тихого океана. Он умер на обратном пути, во время зимовки на острове, носящем его имя.
В 1991 году российско-датская археологическая экспедиция нашла захоронение Беринга и пяти членов его команды. Капитан-командор был похоронен в гробу, что позволило установить принадлежность останков именно ему. В 1992 году его останки были перезахоронены в отдельной могиле, на которой установлены деревянный крест и надгробная плита с памятной надписью.

Шотландский антрополог Кэролайн Уилкинсон (Caroline Wilkinson) создала реконструкцию лица немецкого композитора XVIII века Иоганна Себастьяна Баха. Бронзовый бюст Баха с марта можно видеть в доме-музее композитора на его родине в Эйзенахе, Тюрингия, сообщает Reuters.

Реконструкция Уилкинсон, профессора университета Данди, не слишком напоминает известные портреты композитора. Впрочем, на них его изображали неизменно в парике. Голова Баха, по версии Уилкинсон, массивна, черты лица композитора крупны, у него широкий и высокий лоб, большие уши, основательный подбородок и выдающаяся нижняя губа. Директор эйзенахского музея Йорг Хансен (Joerg Hansen) в интервью Reuters сказал, что новый портрет Баха соответствует тому, что о нем писали современники: композитор был энергичен и подвижен.

Останки Баха были эксгумированы в 1894 году, а в 1908 году скульпторы впервые попытались воссоздать его облик,


Было сделано 3D-сканирование черепа. Результат был направлен в университет Данди, где мышцы и кожа были смоделированы Кэролайн Уилкинсон, профессором Craniofacial и группой ученых из Университета Данди. Используя компьютерную программу стереолитографии была восстановлена внешнось Ричарда 3.

Ри́чард III (1452-1485) — король Англии с 1483 года из династии Йорков, последний представитель мужской линии Плантагенетов на английском престоле. В битве при Босворте (1485) потерпел поражение и был убит. Один из двух королей Англии, погибших в бою


Реконструкцию лица Генриха IV, сделанную на основе найденного черепа.
Генрих (Анри) IV Великий,Генрих Наваррский, Генрих Бурбон, (1553- 1610,) — король Франции с 1589 года, основатель французской королевской династии Бурбонов