Полный тест по соционике. Тесты по соционике. Джeк Лoндoн. Лoгикo-интyитивный экcтpaвepт, ЛИЭ

В соционике выделяют два глобальных типа личности: экстраверт и интроверт. Экстраверт в своем поведении, мыслях преимущественно ориентируется на внешний мир, а интроверт – на внутренний. Экстравертированные типы в соционике условно называются «черными», а интровертированные – «белыми».

Интуиты, сенсорики, этики и логики в соционике

Типы экстраверт и интроверт в соционике подразделяются – каждый – еще на 4 типа:

  1. Интуит
  2. Сенсорик
  3. Логик

Интуиты ориентируются на мир идей, на мир нематериальных сущностей, сенсорики – напротив – предпочитают взаимодействовать с миром вещей, материальным миром. Логикам легче обрабатывать информацию, а этикам – общаться с другими людьми, взаимодействовать, поддерживать контакт.

Экстравертированные и интровертированные типы личности в соционике

В итоге получаем четыре экстравертированных типа и четыре интровертированных:

  1. Экстравертированный интуит,
  2. Экстравертированный сенсорик,
  3. Экстравертированный логик,
  4. Экстравертированный этик,
  5. Интровертированный интуит,
  6. Интровертированный сенсорик,
  7. Интровертированный логик,
  8. Интровертированный этик.

Экстравертированные интуиты ориентированы на идеи, описывающие законы жизни окружающего мира, интровертированные интуиты обращаю внимание на свой внутренний мир, на образы, состояния, переживания, населяющие его.

Экстравертированные сенсорики комфортно чувствуют себя во всех сферах, связанных с активным освоением физического пространства. Интровертированные сенсорики прекрасно ориентируются в мире собственных телесных ощущений.

Экстравертированные логики любят факты, списки, алгоритмы. Интровертированные логики заинтересованы, в первую очередь, в поиске внутренних взаимосвязей между фактами.

Экстравертированные этики – эксперты в сфере влияния на большие массы людей, умеют привлечь к себе внимание, с помощью эмоций выражают свое отношение к происходящему. Интровертированные этики отлично разбираются в отношениях между людьми, у них развиты эмпатические способности, они умеют подстраиваться под собеседника.

16 типов личности в соционике

Однако соционический тип строится таким образом, что в его структуре из восьми обозначенных позиций ведущие – всегда две. Но при этом лидировать может либо одна, либо вторая.

  • При этом одна из ведущих позиций в соционическом типе всегда экстравертированная, а вторая - интровертированная.
  • Сочетаться между собой в паре ведущих позиций могут интуиция с логикой или этикой, сенсорика с логикой или этикой.
  • Слово "экстраверт" или "интроверт" в названии соционического типа личности всегда относится к первой позиции. Например, если тип называется "Интуитивно-логический экстраверт", это значит, что первая позиция в этом типе - экстравертированная интуиция, а вторая - интровертированная логика.

В итоге мы получаем 16 возможных типов личности в соционике:

  1. Интуитивно-логический экстраверт (Дон Кихот)
  2. Логико-интуитивный интроверт (Робеспьер)
  3. Сенсорно-этический интроверт (Дюма)
  4. Этико-сенсорный экстраверт (Гюго)
  5. Интуитивно-логический интроверт (Бальзак)
  6. Логико-интуитивный экстраверт (Джек Лондон)
  7. Сенсорно-этический экстраверт (Наполеон)
  8. Этико-сенсорный интроверт (Драйзер)
  9. Интуитивно-этический экстраверт (Гексли)
  10. Этико-интуитивный интроверт (Достоевский)
  11. Сенсорно-логический интроверт (Габен)
  12. Логико-сенсорный экстраверт (Штирлиц)
  13. Интуитивно-этический интроверт (Есенин)
  14. Этико-интуитивный экстраверт (Гамлет)
  15. Сенсорно-логический экстраверт (Жуков)
  16. Логико-сенсорный интроверт (Максим Горький)

Каждый из 16 соционических типов личности имеет свои специфические особенности, благодаря уникальному строению соционического типа.

Известно, что многим людям, которые (ввиду неких убеждений) не обращаются к услугам практикующих типировщиков, интересен тот алгоритм, которого необходимо придерживаться, чтобы самостоятельно определить свой соционический тип . О таком алгоритме среди интересующихся соционикой обычно говорят “методика типирования” и ни для кого не секрет, что на данный момент этих методик очень много, и, что примечательно, разные “профессиональные” типировщики, используя свои методики, могут в разные типы вплоть до конфликтёров и дуалов (не говоря уже о неэффективности соционических тестов).

В данной статье я не стану акцентировать внимание на том, как понять, аргументы какого из социоников правильные и чьим выводам стоит придерживаться, а постараюсь изложить алгоритм, которого необходимо придерживаться тем, кто хочет самостоятельно определить свой соционический тип. Естественно, чтобы его применить, необходимо владеть пониманием . Если Вы ещё не знакомы с нами, я Вас уверяю: сделать первые шаги в её изучении с помощью нашего сайта будет совсем не сложно и вся необходимая для этого информация есть в свободном доступе.

Для начала я рекомендую Вам ознакомиться с тем, как происходит определение соционического типа в нашем центре. Для этого предлагаю посмотреть следующее видео на нашем youtube-канале .

Чтобы научиться так же как на видео различать, где в ответах типируемого Вами человека присутствуют те или иные качества его соционического типа, необходимо, чтобы Вы без труда разбирались в следующих теоретических моментах:

  1. Что такое информация, какие бывают , информации.
  2. Что такое и каким образом соционический тип воспринимает, обрабатывает и усваивает информацию.
  3. Что такое соционический тип и с помощью каких и описывается каждый тип информационного метаболизма.

После этого Вы сможете перейти к непосредственному типированию. Рассмотрим рекомендуемый нами алгоритм и пояснения к нему:

Чтобы процесс типирования был максимально эффективным, типировать необходимо непосредственно во время общения с тем человеком, чей соционический тип Вы хотите узнать (не говоря уже о самотипировании). Так Вы сможете задать все важные вопросы, что затрагивают особенности восприятия, обработки и усвоения информации этим человеком. Типирование по цитатам, высказываниям, выступлениям даёт слишком мало информации и не позволяет в полной мере проверить выдвигаемые Вами гипотезы.

Чтобы сделать первый шаг в типировании, необходимо определить, какой признак информации озвучивает типируемый: сенсорику, интуицию, логику или этику. Далее необходимо выделить свойства этого признака (статичность/динамичность или интровертность/экстравертность) и из этого вывести, какой это аспект информации. Например, была озвучена информация о свойствах объектов (сенсорика), а точнее о том, как объекты с одними свойствами влияют на объекты с другими (экстравертность), что выводит нас на аспект чёрной сенсорики.

Далее, исходя из того, что говорит типируемый, необходимо определить, через какое свойство ИМ он воспринимает, обрабатывает или усваивает информацию по этому аспекту. Например, мы видим, что типируемый очень много говорит об аспекте чёрной сенсорики, затрагивает вопросы, которые не были актуальны в момент разговора, и показывает, что на обработку информации по этому аспекту он тратит много своего времени. Это говорит о её инертности.

После определения инертной чёрной сенсорики мы ставим плюс в пользу признака Рейнина “стратегия” (инертность сенсорики и контактность интуиции). В дальнейшем, чтобы убедиться в этом признаке, необходимо найти дополнительные подтверждения, что белая и чёрная сенсорика инертны, а белая и чёрная интуиция – контактны. В случае, когда доказательств станет достаточно, можно будет с уверенностью сказать, что типируемый – “стратег”. Из следующей таблицы Вы можете посмотреть, до каких типов таким образом сократился круг Ваших подозрений:


С другой стороны инертность чёрной сенсорики даёт плюс в пользу типов с базовой, болевой, активационной или ограничительной чёрной сенсорикой (всех инертных функций). Определив в ответах типируемого другие свойства, через которые он воспринимает, обрабатывает или усваивает информацию по этому аспекту, можно будет сделать вывод о том, какая это функция. Например, если определить инертность, шаблонность и загрузочность чёрной сенсорики, это даст предположить о том, что у типируемого базовая чёрная сенсорика. Какими свойствами обладает каждая из функций Вы так же можете посмотреть из следующей таблицы:


Заключительным шагом в типировании является суммирование всех доводов в пользу различных признаков и функций. В идеале должно быть так, чтобы не было противоречащих друг другу аргументов, например, что человек по всем признакам выходит Бальзаком, но у него почему-то выражена инертная сенсорика (хотя должна быть контактная). В таком случае следует пересмотреть свои представления об инертности сенсорики и попробовать понять, почему Вы её определили. Например, может быть, что Вы перепутали сенсорику с психософской физикой, а инертность – с её принципиальностью (что свойственно людям 1Ф или 3Ф).

Рассмотрим, как нужно строить свои выводы на практике. Предположим, Вы заметили, что в ходе типирования Вами некого человека, больше всего вы говорили на тему отношений, взаимодействия с людьми, а также ощущений и того, какими способностями обладает Ваш респондент и окружающие его люди. Судя по тому, какие информационные аспекты отвечают за данные стороны жизни, из полученных сведений Вы можете оценить положения этики и сенсорики в модели типа этого человека. Так, когда речь шла о сенсорных сторонах жизни, Вы заметили свойства “инертность” и “акцептность”, и в частности, когда речь шла о ЧС, проявились свойства “ценностность” и “ментальность”. В свою очередь в ответах по чёрной этике Вы увидели проявление свойств “шаблонность”, “слабость” и “ценностность”. Из таблицы соответствия свойств функций их положению в модели А, Вы можете сделать вывод о том, что типируемый Вами человек является носителем базовой ЧС и активационной ЧЭ, то есть его тип – “Жуков” (СЛЭ). Естественно, чтобы не ошибиться, желательно определить как можно больше свойств, пройдясь по всем информационным аспектам, на что потребуется больше времени.

Надеюсь, теперь Вы лучше разбираетесь в том, как согласно методологии “Императивной соционики” определяется соционический тип . Если же Вы желаете пройти у нас обучение или узнать свой тип, более подробную информацию Вы найдете .

Сегодня многие люди интересуются наукой соционикой. Знание своего соционического типа может оказаться полезным. Тест, составленный В.В. Гуленко, позволит вам всего за несколько минут определить свой соционический тип личности. Тест включает в себя 72 вопроса и ориентирован на усидчивого человека. Для прохождения теста требуется вооружиться минимальными знаниями в области психологической науки и терпением. Нужно стараться отвечать максимально честно, подолгу не задумываясь над вопросами. Тест, предложенный В.В. Гуленко, запомнится вам надолго. Он весьма интересный и познавательный.

Польза от прохождения теста

Сам тест не выглядит чем-то особенным, он окажется интуитивно понятным каждому. Автор теста – Гуленко Виктор Владимирович. Он разработал уникальную методику определения соционического типа человека. Разобравшись в себе, человек сможет в дальнейшем строить продуктивные отношения с окружающими, правильно выбирать себе профессию. Знание собственного соционического типа позволит расширить представления о себе самом и окружающем мире в целом. Люди, которые сомневаются в себе, должны в первую очередь пройти тест, чтобы перестать ругать собственную личность. Излишне впечатлительные особы с помощью теста смогут установить контакт со своей внутренней сущностью, разобраться в тревожащей их ситуации. В любом случае опросник поможет обрести душевное равновесие, принять верное решение, усовершенствовать собственную личность, изменить отношение ко многим непредвиденным и травмирующим психику случаям.

Принцип разделения людей на соционические типы

В.В. Гуленко в своих исследованиях настаивает на том, что у каждого человека имеется своя ведущая направленность в восприятии окружающего мира. Кто-то ориентируется на звуки, зрительные образы, запахи и цвета. Другие предпочитают полагаться на интуицию и никакие логические доводы их не убедят. Большинство людей рассуждают, руководствуясь логическим мышлением. Для многих крайне значительным является мнение общества, взгляд со стороны.

Принцип разделения людей на соционические типы лежит в основе науки соционики. Тест позволяет выявить индивидуальность личности, ее подлинные стремления и побуждения к действию. Тест затрагивает темы интровертированности и экстравертированности человека. Если переживания первого направлены вглубь собственной личности, то у второго они распространяются на окружающих людей. В зависимости от данной особенности один и тот же соционический тип будет приобретать разное значение.

Логический тип

Люди этого типа принимают решения, руководствуясь только разумом. Их не удовлетворяют предчувствия, которые нельзя ничем подтвердить. Человек с сильно развитым логическим мышлением реже попадает в ситуации, когда его можно обмануть. Он не принимает решения в спешке, а предпочитает действовать осторожно.

Логико-сенсорный экстраверт – человек, который умеет быть максимально довольным жизнью. Он не рассуждает о том, проживает ли свою жизнь полно или она у него проходит напрасно. Главное – он умеет наслаждаться самой жизнью и проводит ее с пользой для себя. Такой человек любит работать, не ищет легких путей, ценит окружающих. Как правило, деятельность занимает в его жизни центральное место. Он готов иногда пожертвовать личными отношениями, чтобы только направить работу в нужное русло. Этот человек легко может отделить главное от второстепенного. Логико-сенсорный экстраверт радуется перспективе общения с окружающими людьми, любит бывать в центре внимания.

Логико-сенсорный интроверт представляет собой крайне аккуратную натуру, которая любит все дела выполнять в срок. Такие люди с удовольствием занимаются планированием и успевают сделать за день большое количество дел. Их внутренней самоорганизации позавидует любой ответственный исполнитель, который не знает, как распределить нагрузку равномерно. Логико-сенсорный интроверт несколько погружен в себя, выглядит уставшим и угрюмым. Окружающие уважают его за терпимость и беспрекословное выполнение обещанного. Такой человек умеет держать слово, все выполняет с безукоризненной точностью и аккуратностью.

Логико-интуитивный экстраверт – человек, который любит много думать, но при этом ему необходимо выражать свои мысли тем, кто в данную минуту находится рядом. Он не выносит одиночества. Если такая личность сталкивается с непониманием или неодобрением, то нередко обижается, замыкается в себе. Логико-интуитивный экстраверт хочет во всем видеть результат своих усилий. Если что-то начинает происходить не по ожидаемому сценарию, он пугается происходящих перемен, начинает суетиться и тем самым портит себе настроение.

Логико-интуитивный интроверт – человек настроения. Оно у него меняется достаточно быстро. В то же время он уравновешен и спокоен. Со стороны может показаться, что его ничто не может вывести из себя. Этот тип личности любит погружаться в размышления, кажется, что он постоянно о чем-то думает. Для него является привычным состоянием уходить в себя настолько, чтобы не замечать происходящие вокруг события. Логико-интуитивный интроверт спокоен, организован и ответственен.

Этический тип

Этический тип личности отличается умением глубоко понимать окружающих людей. Такой человек не может долгое время оставаться без общения, взаимодействие с другими позволяет ему получать жизненную энергию. Люди, у которых преобладает этика, обладают превосходным даром убеждения. Внешне они выглядят весьма обаятельными и убедительными.

Этико-сенсорный экстраверт — активный тип личности, который любит внимание. Такому человеку крайне необходимо, чтобы окружающие замечали его достижения и всячески выражали свое восхищение. Многим этот тип личности кажется обаятельным, беспроблемным и жизнерадостным. Он действительно открыт к общению, умеет ценить дружеские встречи и хорошую компанию.

Этико-сенсорный интроверт — человек, склонный анализировать свои и чужие чувства. Из людей такого типа получаются прекрасные психологи, поскольку они легко умеют понять настроение собеседника, разобраться в причинах возникшей ситуации. Сами редко становятся заложниками собственных эмоций, потому что умеют управлять своими чувствами. Склонность к самокопанию приобретает у них полезные черты.

Этико-интуитивный экстраверт отличается большой эмоциональностью. В порыве он может наговорить окружающим все, что угодно, о чем потом будет искренне сожалеть. Он не может держать эмоции при себе, отличается взрывным характером, нетерпимостью, не выносит несправедливости.

Этико-интуитивный интроверт ценит доверие, стремится выстроить с людьми честные, искренние отношения. Так как это ему не всегда удается сделать, он склонен расстраиваться из-за любого непредвиденного случая. Мысленно он всегда ищет в окружающих то, что сам готов им отдать, признает равноценный обмен. Осуждает обман и предательство, не изменяет собственным убеждениям.

Сенсорный тип

Сенсорный тип личности больше всех ориентирован на получение ярких впечатлений из внешнего мира. Человек данного типа не может долгое время находиться в одном пространстве, ему нужна смена впечатлений. Зрительные, слуховые, обонятельные образы, тактильные ощущения имеют большое значение.

Сенсорно-логический экстраверт представляет собой тип личности, которой не чуждо достигать цели любой ценой. Если этот человек что-то надумал, то будет добиваться и ни за что не отступит. Многим со стороны он кажется излишне прямолинейным, настойчивым и неуступчивым.

Сенсорно-логический интроверт хорошо приспособлен к физическому труду. Чаще всего он занимает скромный пост и выполняет деятельность исполнителя. Он не любит брать на себя ответственность, быть ведущим, за что-то отвечать.

Сенсорно-этический экстраверт – человек неконфликтный, мягкий, довольно простой в общении, ценит искренние отношения. У него, как правило, много друзей, нередко бывает в шумных компаниях, чувствует себя там уютно. Любит путешествия и яркие впечатления.

Сенсорно-этический интроверт отличается излишней молчаливостью и недоверчивостью. Его сложно рассмешить, вывести из состояния внутреннего оцепенения. Окружающие нередко считают его чудаком, которого ничего не интересует.

Интуитивный тип

Интуитивный тип личности отличается большой погруженностью в себя. Такие люди доверяют не разуму, основываются не на логике, а обращаются внутрь себя и ищут ответа. Решения принимают медленно, имеют склонность уходить в глубокие размышления. У них хорошо развита интуиция, они умеют чувствовать ситуацию изнутри и на основе собственных эмоций делают выводы.

Интуитивно-логический экстраверт не любит рутину и однообразие. Ему хочется постоянно испытывать новые ощущения, пробовать неизвестное, изучать какие-то книги. Такой человек очень начитан, любит общаться с единомышленниками, нуждается в большой компании.

Интуитивно-логический интроверт – часто человек творческий, имеет свои причуды и капризы. Со стороны кажется самодостаточным философом, бесконечно рассуждает о смысле жизни, занят поиском собственного индивидуального пути.

Интуитивно-этический экстраверт нередко наделен талантом художника, который любит экспериментировать. Ценит общество, но только если оно не мешает ему творить.

Интуитивно-этический интроверт – тонкий мечтатель. Это человек, чье настроение неустойчиво и меняется, как погода. От радости он может резко перейти к слезам и наоборот.

Таким образом, тест, составленный В.В. Гуленко, представляет собой полезную вещь. Опросник поможет определиться со своими целями на будущее, узнать собственный характер и стремления.

Сталкивался с вопросом, как определить свои типы личности в этих типологиях. К сожалению, стопроцентно надежных методик в настоящее время не существует. Но если использовать несколько различных способов, можно получить вполне приемлемый с точки зрения достоверности результат.

Прежде чем типироваться, нужно знать несколько важных моментов.

  1. Самое распространенное заблуждение - то, что соционический тип определяет целиком и полностью характер человека, его привычки и поведение. Это не так, на самом деле социотип - это особенности восприятия информации, своего рода фильтр, который пропускает те или иные ее виды. Поскольку поведение человека зависит от принимаемой им информации, социотип, конечно же влияет, но не следует забывать про другие факторы: предыдущий опыт, воспитание, ценности, которые так же могут оказывать не меньшее влияние.
  2. Психософский и соционический типы могут сочетаться между собой любым образом. При этом одни из сочетаний являются гармоничными, а другие - противоречивыми. Как правило, гармоничные сочетания типируются легко, а противоречивые дают большой разброс версий как по соционике, так и по психософии. Подробнее о том, как такие сочетания влияют на самого человека, рассказано в статье «взаимосвязь соционики и психософии» .
  3. По описаниям те или иные типы могут нравиться или не нравится, что может сказаться на желании «попасть/не попасть в этот тип». Чтобы такого не происходило, желательно читать описания типов только на завершающем этапе типирования, после того, как типировщик назвал свою версию (или несколько версий).
  4. Описания типов пишутся с гармоничных сочетаний, поэтому обладатели противоречивых сочетаний могут узнавать себя с трудом. Но даже у гармоничных типов полное совпадение с описанием встречается редко. Нормальным для соционики является совпадение описания на 70-80%. Кроме того, почти во все существующие сейчас описания соционических типов попало много того, что на самом деле к соционике как к учению об информационном метаболизме отношения не имеет (так называемые «поведенческие описания»). Наиболее свободными от этого являются пофункционные описания, размещенные на сайте Wikipedia в статье "Соционический тип ", а также описания Юлии Колесниченко, размещенные на нашем сайте SOCTYPE.RU .
  5. В психософии желательно читать описания не типов в целом, а пофункционные за авторством самого Афанасьева или Александры Василенко aka Spyke. Описания психософских типов в целом от Афанасьева хорошо показывают связь типа и мировоззренческой картины человека, но узнать себя по ним достаточно трудно.

Тесты. С чего же начинается типирование? Большинство людей начинает его с прохождения тестов , так как это самый быстрый способ получить результат, но вместе с тем и самый ненадежный. Поэтому желательно пройти все доступные тесты несколько раз в различных состояниях: утром, после пробуждения, вечером (ночью), когда начинает хотеться спать, и днем, на пике активности.

Если у вас гармоничное сочетание ТИМа и ПЙ-типа, то разброс будет небольшим: 2-3 типа максимум, которые будут отличаться между собой одной или двумя дихотомиями. (Посмотреть таблицу соответствия типов и признаков можно в статье «Как образуется соционический тип ».) И те признаки, которые совпадают, можно считать надежно определенными. Если же разброс типов будет существенно больший (более 4 типов), то скорее всего, у вас противоречивое сочетание ТИМа и ПЙ-типа, и необходимо прибегнуть к более надежным методикам.

Анкетное типирование. Анкетное типирование обладает оптимальным соотношением между затратами времени и надежностью результатов. Основная сложность при определении типа по анкете - невозможность проверить достоверность ответов типируемого. Причин этому несколько: это и желание быть лучше (или хуже), чем есть на самом деле, и переключение с базовой на ролевую, и искажение квадральных ценностей.

Поэтому заполнять анкету рекомендуется в спокойной обстановке, убрав все раздражители (радио, телефон, телевизор, сторонние сайты в броузере). После заполнения желательно показать анкету человеку, который хорошо вас знает и которому вы доверяете. Если он решит эта анкета - совершенно не о вас, то надежность типирования будет низкой и целесообразно перезаполнить анкету.

Типироваться по анкетам желательно там, где типировщики типируют по обеим типологиям: и соционике и психософии. Примером такого сайта является TIPIRUEM.RU . Определение типа желательно начать с психософского типа, а уже потом переходить к соционическому, так как психософский тип менее подвержен искажениям.

Типирование по анкете в простых случаях идет до конкретного типа, в более сложных - выдаются две наиболее вероятных версии (или два возможных сочетания ТИМ+ПЙ-тип). После того, как эти версии названы типировщиками, следует прочитать описания типов, рассказать типировщикам о найденных несоответствиях, а так же сообщить версии, полученные в результате тестов. Это даст дополнительную информацию, на основе которой версия может быть скорректирована (или наоборот, типировщики объяснят вам, почему эти несоответствия несущественны). Не бойтесь задавать дополнительные вопросы или даже спорить с типировщиками! Не забывайте, что вы себя знаете всю жизнь, а они про вас - только то, что вы написали про самих себя в анкете.

Если в результате всего этого не удалось прийти к однозначной версии или у вас остались сомнения, имеет смысл попробовать протипироваться по другим методикам.

Типирование по внешности. Типирование по внешности является одним из самых спорных вопросов, особенно в соционике. Существуют как противники, так и сторонники этого метода. С точки зрения Единого Типологического Проекта, типировать по внешности можно, если тип виден сразу, и такое типирование не может быть описано с помощью формальных признаков (хотя в некоторых соц. школах такие попытки предпринимались), ему можно научиться только опытным путем.

Поэтому при типировании все же целесообразно прикладывать к анкете несколько фотографий: возможно, это даст дополнительную информацию, которая помогает определиться в сложных случаях, особенно когда по результатам анкетного типирования получаются два непохожих друг на друга ТИМа.

Альтернативные методики типирования. Сюда относится проективное типирование и типирование по почерку. При проективном типировании вам будет предложено нарисовать рисунок на заданную тему (например, дом, дерево и человека), по которому и будет производиться определение типа. При типировании по почерку вас попросят прислать скан какого-либо написанного вами текста. Оба подхода хороши тем, что позволяют минимизировать влияние искажений типа в результате наработанного (или наоборот, недостаточно проработанного) опыта и влияния окружения. Однако на данный момент эти методики находятся скорее в экспериментальном состоянии, кроме того, достаточно малое количество типировщиков владеет этими методиками.

Типирование в форме интервью. Может осуществляться либо очно, либо с помощью удаленных средств связи (Skype, Mail.Agent) и, как правило, является платной услугой. Распространено мнение, что такое типирование «у профессионалов» или «в соционических школах» - самое надежное. Это утверждение верно только для индивидуальных консультаций длительностью не менее 30 минут. Различные групповые экспресс-типирования, когда за час типируют группу из десятка или более человек, задав каждому по 3-4 вопроса, по надежности сопоставимы разве что с типированием по тестам и фото. Кроме того, типироваться следует у профессиональных типировщиков, то есть таких, у которых имется наличие статей, книг, выступлений на конференциях и целостного, законченного взгляда на соционику.

Самотипирование. В соционических кругах существует мнение о том, что самостоятельно определить свой ТИМ нельзя (в некоторых сообществах доходит до дискриминации самотипированных). Это неверно. Определить свой тип личности как в соционике, так и в психософии вполне возможно, однако для этого нужно адекватно воспринимать себя, не делить типы на «плохие» и «хорошие» и достаточно глубоко разобраться в соответствующей типологии.

В частности, в соционике необходимо изучить не только дихотомии базиса Юнга, но хорошо разобраться в семантике аспектов, описанной в аспектонике, изучить свойства функций модели А, определить квадральные ценности и хотя бы 2 или 3 признака Рейнина. Если результаты, полученные с помощью всего вышеперечисленного, будут непротиворечивыми, можно говорить о надежном определении ТИМа.

В психософии для определения типа следует изучить не только особенности проявления функции в той или иной позиции, но и дополнительные признаки: процессионность/результативность, согласнованность/несогласованность (он же подстраивающаяся/доминирующая), высокая/низкая, а так же особенности влияния Воли на другие функции.

И еще раз хотелось бы подчеркнуть: ни в коем случае нельзя самотипироваться по описаниям!

В заключение остается отметить, что не следует восприимать свой тип личности как приговор. Нет хороших или плохих типов (хотя есть более или менее востребованные обществом на определенном этапе его развития). Соционический ТИМ - это всего лишь показатель потенциала развития в тех или иных областях деятельности, а психософский тип - показатель субъективной значимости этих областей. Решение, что с этим делать: развивать ли слабые функции, чтобы в любом деле быть не хуже других, или же сосредоточиться на достижении результатов по сильным функциям, доверив прикрытие слабых дуалу, - остается за вами.