Железная рука геца фон берлихингена. Смотреть что такое "гец фон берлихинген" в других словарях

Железная рука Геца фон Берлихигена Железная рука Геца фон БерлихингенаГотфрид (Гец) фон Берлихинген (1480-1563 гг.) - швабский рыцарь, участник Крестьянской войны в Германии. Предал крестьян перед решающим сражением в 1525 году. Был известен под прозвищем Железная Рука, так как утратил одну из рук в сражении и позднее вместо нее носил железный протез. Сюжет с его железной рукой неоднократно обыгрывался в литературных произведениях.2 За этой краткой справкой скрывается удивительная история человека, в жизни которого магия тесно переплелась с реальностью. Иоганн Вольфганг Гете написал драму «Гец фон Берлихинген, рыцарь с железной рукой», а Карл Маркс упоминал его в работе «Крестьянская война в Германии». Долгое время судьба Берлихингена ничем не отличалась от судеб других рыцарей. Смолоду он состоял на военной службе, переходя от одного немецкого князя к другому, любил веселые попойки и не брезговал грабить купцов.

При осаде города Нюрнберг Берлихинген лишился руки. "Искусный ремесленник, железных дел мастер сработал ему руку с пятью пальцами на пружинах и он смог владеть мечом с тем же искусством, что и прежде".3 Известность пришла к Гецу во время Крестьянской войны 1524-1525 гг., когда он, увлеченный неистовством восставших крестьян, примкнул к повстанцам и возглавил крупный отряд. Под его умелым руководством крестьянская вольница превратилась в настоящее войско и с успехом сражалась с имперскими войсками. Военную добычу Гец свозил в свой замок, где и закапывал в потайных местах. Именно в эти лихие годы фон Берлихинген и заключил, по легенде, договор с нечистой силой.

В этом ему помогла некая «черная женщина», находившаяся в его отряде. Она заговаривала повстанцев от копий, пуль и мечей. Для проведения своих ритуалов колдунья использовала жир убитых врагов, чаще всего дворян, который добывала, вспарывая убитым животы. Берлихинген проводил в ее палатке много времени и, кто знает, может быть, именно там рука Геца обрела свою страшную силу.

Современники Геца считали, что это был не просто искусно сделанный протез, а живое существо, наделенное магической силой и защищающее своего хозяина лучше любого телохранителя. Дар сатаны невозможно было потерять, он всегда возвращался к своему владельцу. Два года по всей Германии шли кровопролитные бои, пока весной 1525 года военное счастье не начало склоняться на сторону правительственных войск. Тогда Берлихинген вступил в закулисные переговоры с командующим имперской армией и выторговал себе амнистию в обмен на предательство. В последовавшей вскоре битве крестьяне, оставшись без предводителя, потерпели страшное поражение, а Гец спокойно отбыл домой. Вскоре он занялся любимым делом - разбоем. Гец прожил богатую приключениями и опасностями жизнь, но его бы наверняка давно позабыли, если бы не таинственная железная рука. Об адской перчатке Берлихингена сложено много жутких легенд, суть которых сводится к следующему.

Как-то он находился по делам службы в городе Гент (Бельгия), входившем в XVI в. в состав Священной Римской империи, где правила германо-испанская династия Габсбургов. Однажды вечером Гец отправился в трактир. Выпито было, наверное, целое море, потому что рыцарь потерял свой любимый протез. Протрезвев на следующее утро, Берлихинген был очень мрачен и испуган и, прогнав слуг, заперся в одиночестве. Телохранители и прислуга говорили потом, что долгое время из комнаты Геца доносились странные звуки, слышались голоса, а сквозь щель под дверью пробивалось мертвенно-голубое сияние. Гец вышел из комнаты бледный и изможденный.

Он вызвал к себе командира городских стражников и, назвав ему адрес некоего дома, велел отправляться туда за потерянной железной рукой.Солдаты обнаружили знаменитую руку своего командира спокойно лежащей на столе. А рядом - мертвых пожилых супругов, бывших владельцев дома. Причем у обоих на горле явственно запечатлелись синяки, свидетельствующие об удушении... Говорили, что раз в месяц, в полнолуние, железная рука покидала жилище Берлихингена и возвращалась только под утро.

Рыцарь не видел этого ни разу, так как каждый раз крепко спал. Правда, иногда Гецу приходилось смывать со своего протеза неизвестно откуда взявшуюся запекшуюся кровь... До сих пор немецкие крестьяне рассказывают, как, разъезжая по Германии, Берлихинген отыскивал места древних языческих капищ, производя там раскопки и совершая странные мистические церемонии. Шло время. Тяготы жизни и подступающая старость постепенно давали о себе знать. Уставший от политических интриг, Берлихинген удалился в свой замок Хорнберг, расположенный неподалеку от города Байройт, где и коротал в одиночестве долгие дни. Умер Гец фон Берлихинген в 82 года. По легенде, дворецкий, пришедши будить господина, увидел синие отпечатки пальцев на его горле...

После смерти хозяина «адская перчатка» пропала, никто из тщеславных рыцарей и черных магов не смог отыскать ее, пока она не была обнаружена археологами в развалинах монастыря Файлосдорф (Германия) в 70-х годах XIX века. И была она именно такой, как о ней рассказывали легенды. Великолепно сделанный железный протез человеческой руки представляет собой поистине чудо механики того далекого времени. Похожий на крюк большой палец протеза неподвижен, а другие четыре палца приспособлены для попарного движения. Каждая пара пальцев (безымянный и мизинец, указательный и средний) может последовательно закрепляться в четырех различных положениях, что дает инвалиду возможность прекрасно управляться с предметами. Делается это с помощью рычажка, расположенного на запястье. Ныне железная рука рыцаря хранится в музее города Эйсфельд. Берлихинген нередко называл железную руку не иначе, как своей судьбой.

ГЕЦ ФОН БЕРЛИХИНГЕН

ГЕЦ ФОН БЕРЛИХИНГЕН (нем. Goto von Berlichingen) - герой драмы И.-В.Гете «Гец фон Берлихинген, рыцарь с железной рукой» (1771-1773). Историческим прототипом Г. стал живший в XV-XVI в. рыцарь Гец фон Берлихинген. Он оставил подробное описание своей жизни, материалами которого и воспользовался Гете, ознакомившийся с ними еще в годы своего студенчества в Страсбурге. Исторический Г. принимал участие в распрях между императорским швабским союзом и баварскими пфальцграфами (1504-1505). В битве при Лансгуте он лишился правой руки. В 1519 г. исторический Г. оборонял крепость Мекмюль от войск швабского союза (в пьесе Г. обороняет свой собственный замок от посланного императором карательного отряда), был пленен и провел в тюрьме четыре года. После заступничества своего друга фон Зикингена был отпущен с клятвой «более не враждовать». Однако вскоре после этого началась крестьянская война, и крестьяне вынудили Г. стать их предводителем. Г. согласился, потому что считал, что его руководство могло бы предотвратить множество бедствий. Через месяц Г. был захвачен швабским союзом и провел два года в тюрьме. Он вторично поклялся не враждовать и с тех пор прожил в своем поместье 40 лет, принимал участие в походе против турок и умер в возрасте 78 лет.

Гете создавал образ своего Г., во многом находясь под впечатлением шекспировских исторических хроник, стараясь следовать его «совершенно верному жизни реализму» и «неприкрашенному языку страстей». По мнению Эк-кермана, Гете, как и Шекспир, вместо единства времени и места достигает в этой драме «единства впечатления». Г. - персонаж, несущий в себе сугубо национальные черты немецкого рыцаря. В сцене суда над Г., в сценах с крестьянскими предводителями Гете достигает истинно шекспировского накала страстей. Однако литературная природа Г. двойственна. Он не только и даже не столько «шекспировский» герой, он один из первых героев «бури и натиска». Г. намного более цельная личность, имеющая свои твердые внутренние основания - рыцарскую честь и совесть. В отличие от героев Шекспира страсти в пьесе бушуют скорее вокруг Г., а не в нем самом. Г., во всем следующий своим представлениям о рыцарстве, вступает в конфликт с людьми, уже переставшими различать благородство и низость. Гете противопоставляет Г. его бывшего друга Вейс-лингена, предавшего его ради темной страсти и влечения к власти. Вейслинген завидует Г., ненавидит его и преследует именно за то, что тот сумел не нарушить законов чести. Г. вступает в конфликт и с предводителями крестьянского восстания из-за их низости, стремления к грабежам и убийствам. Конец пьесы не столько трагичен, сколько печален - захваченный в плен, приговоренный к казни, но в последний момент помилованный, Г. умирает от невыносимой усталости, от бесплодной борьбы с забывшими о чести и благородстве людьми.

Во многом образ Г. близок Дон Кихоту - то же противостояние, «несмотря ни на что», низости и цинизму окружающих. Но в отличие от Дон Кихота Г. не пародия рыцарства, он сражается не с ветряными мельницами, а с реальным злом. И, несмотря на смерть, он побеждает, душевный взор его видит «золотые ворота» рая.

Литературная критика XIX-XX вв. видела в Г. прежде всего образ, через который Гете впервые ввел в литературу «исторически правдивое» изображение социально-общественных процессов и катаклизмов. Сам же Гете говорил: «То, что я напал на Геца фон Берлихин-гена, - большая моя удача. Он ведь был плоть от плоти моей, а значит, я многое мог из него сделать».

Видимо, образ Г. оказал немалое влияние на творчество Вальтера Скотта, который в 1798 г. перевел пьесу Гете на английский язык. В русской литературе образ Г. соотносится с Князем Серебряным А.К.Толстого.

Лит.: Эккерман И.-П. Разговоры с Гете. М., 1986; Miller R. The drama of Goethe. H., 1966.

А.Л.Цуканов


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "ГЕЦ ФОН БЕРЛИХИНГЕН" в других словарях:

    См. Берлихинген Гец фон …

    - (Götz v. Berlichingen, с железной рукой) знаменитый рыцарь (1480 1562), служил у Фридриха IV, маркграфа бранденбург ансбахского, и под его начальством участвовал в войнах эпохи конца XV и начала XVI в. При возникновении войны между Пфальцем и… …

    - … Википедия

    Гёц фон Берлихинген Götz von Berlichingen швабский рыцарь Имя при рождении: Gottfried von Berlichingen … Википедия

    - (полностью Готфрид фон Берлихинген; Berlichingen) (1480 23 июля 1562 года), немецкий рыцарь, участник Крестьянской войны 1524 1526 годов (см. КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА 1524 1526 годов в Германии) . В 1514 году служил герцогу Ульриху Вюртембергскому,… … Энциклопедический словарь

    С железной рукой (Гец или Готтфрид фон Berlichingen) храбрейший и благороднейший представитель рыцарства XVI века, когда оно уже клонилось к упадку; родился в 1480 году в Вюртемберге, в родовом замке Берлихингенов. Воспитанием Б. руководил его… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (Готфрид) фон (1480 1562) немецкий рыцарь, участник Крестьянской войны 1524 26. Командовал крупным крестьянским отрядом во Франконии; перед решающим сражением в мае 1525 предал крестьян … Большой Энциклопедический словарь

    Франц фон Дингельштедт Franz von Dingelstedt Дата рождения: 30 июня 1814(1814 06 30) … Википедия

    Гёте Иоганн Вольфганг фон - Гёте и его отношение к романтизму Иоганн Вольфганг фон Гёте (1749 1832) несомненно, величайший немецкий поэт, в нем воплотилась целая эпоха устремлений, чаяний и разочарований. В отличие от Шиллера, он держал дистанцию по отношению к… … Западная философия от истоков до наших дней

    - (Goethe) (1749 1832), немецкий писатель, основоположник немецкой литературы нового времени, мыслитель и естествоиспытатель, иностранный почетный член Петербургской АН (1826). Культ античности и пантеистическое наслаждение полнотой жизни в… … Энциклопедический словарь

Книги

December 2nd, 2009

Действовать, действовать — в этом душа мира, не наслаждаться, не чувствовать, не мудрствовать, но действовать, чтобы походить на Творца, который беспрестанно действует и беспрестанно радуется своим делам.

Якоб Михаэль Рейнхольд Ленц «О Гёце фон Берлихингене»


Драма «Гёц фон Берлихинген» («Götz von Berlichingen mit der eisernen Hand») — первое знаменитое произведение Иоганна Вольфганга фон Гёте, которое прославило его как поэта. Тогда, в 1773-ем году, Гёте было всего двадцать три года. Он стал известностью, стал считаться представителем нового стиля в поэзии; одни люди превозносили его, другие — ругали; в пьесе поэт отверг пресловутые единства времени, места и действия, а также сильно изменил реальную историю о рыцаре XVI века по имени Гёц.

Первые планы пьесы обдумывались Гёте в период его обучения в Страсбурге с апреля 1770-го по август 1771-го. После учёбы Гёте вернулся на родину во Франкфурт, где работал девять месяцев в качестве адвоката. Его целиком поглотила работа над первой редакцией «Гёца фон Берлихингена» — «История Готфрида фон Берлихингена с железной рукой в драматической форме». «Весь мой гений поглощен предприятием, ради которого забыты Гомер и Шекспир и всё остальное. Я перелагаю в драматическую форму историю одного из благороднейших немцев, спасаю память о честном человеке, и тот труд, который я трачу, служит мне истинным развлечением, в каковом я здесь весьма нуждаюсь, ибо грустно жить там, где приходится вариться в собственном соку» — так 28 ноября 1771 г. писал Гёте в письме своему страсбургскому другу юристу Иоганну Даниелю Зальцману о работе над драмой и о жизни во Франкфурте. Поздней осенью 1771-го года было на едином дыхании написано 59 сцен. Закончив пьесу и в начале 1772-го года переслав ее на суд Иоганну Готфриду Гердеру , Гёте назвал её весьма сдержанно — наброском. В мае 1772-го года Гёте уже продолжал своё юридическое образование при имперском суде в Вецларе. Вторая редакция написана в короткое время, весной 1773-го года, и вышла под новым заголовком: «Гёц фон Берлихинген с железной рукой. Пьеса».

«Гёц фон Берлихинген» был издан в июне 1773 года Гёте и Иоганном Генрихом Мерком (1741-1791); успех оправдал риск, сопряженный с публикацией. Это произведение (как и годом позже «Страдания юного Вертера») прославило имя Гёте. Позднее слава могла стать обузой, когда заинтересованная публика ждала от него произведений в том же роде, что «Гёц» или «Вертер», в то время как писатель пришел уже давно к другим представлениям о жизни и творчестве. Естественным образом мнения о «Гёце» разделились. Те, кто, как и прежде, ждал от пьесы — во всяком случае, в отношении действия — «правильного» построения, стояли в растерянности перед вольной сменой сцен и были шокированы якобы «безыскусной» непосредственностью и грубоватой силой языка. Те же, кто после многих теоретических рассуждений о Шекспире как истинном образце для немецкой драмы ждал соответствующей пьесы, были в восторге. Когда в 70-х годах выступили со своими драмами Якоб Михаэль Рейнхольд Ленц (1751-1792), Фридрих Максимилиан фон Клингер (1752-1831), Генрих Леопольд Вагнер (1747-1779), критикам представился случай отнести эти драмы к произведениям той же манеры.

В «Гёце» юный «шекспиризующий» драматург не заботился больше о том, чтобы действие развивалось с железной последовательностью, сцена за сценой; сцены в пьесе быстро меняются, некоторые доведены до обрывков разговора в несколько строк, различные линии действия пересекаются друг с другом. Гёте, восхищавшийся шекспировским театром как «чудесным ящиком редкостей», где «мировая история, как бы по невидимой нити времени, шествует пред нашими глазами», хотел, чтобы и в каждой пьесе в пестроте и многообразии перед зрителем проходили люди и события. Эта пьеса отвергает пресловутые единства времени, места и действия.

Исторический Гёц (1480-1562) — имперский рыцарь, участвовавший в Крестьянской войне 1525 года и принимавший участие в турецком походе императора, герой ничем не примечательный, кроме своей искусственной руки и своей автобиографии. Но этот образ дал Гёте возможность показать конфликт, о котором поэт говорил в своей шекспировской речи: противоречие между свободой значительной индивидуальности и необходимым ходом целого. У Гёте Готфрид фон Берлихинген предстаёт как «честный человек», «один из благороднейших немцев», «суровый, добрый и самоуправный»; он привлек Гёте как значительная индивидуальность.

Пьеса сконцентрирована на трех сюжетных линиях: на борьбе Готфрида с епископом Бамбергским (сюда относится и драма Вейслингена); на борьбе с Нюрнбергом, с последующей карательной экспедицией против Гёца и с императорским судом в Хайльбронне; на участии Гёца в Крестьянской войне. Вскоре после этой войны гётевский Гёц умирает. Гёте свободно обращается с историческими фактами о Гёце также, как и при создании образов враждебной стороны — епископа Бамбергского, Вейслингена, Адельгейды и других персонажей: Элизабеты и Марии, Олеариуса и Либетраута, обязанных своим существованием фантазии драматурга.

Гёц боролся за свои права, сохраняя безусловную верность как императору, так и своим людям. Их судьба была его собственной судьбой. Он стремился оставаться деятельным, безделье было не по нему. Жить так, как написал однажды о себе его создатель — «вариться в собственном соку», — он не желал. Именно потому, что он был большим человеком, не желавшим покоряться, он мог стать героем драмы. На историческом этапе гибели средневековых политических порядков гётевскому Гёцу не остается ничего иного, как самоуправство, которое произвело большое впечатление на Гёте и не меньшее — на его поколение. С каким энтузиазмом молодежь приняла эту драму, говорит статья писателя Якоба Михаэля Рейнхольда Ленца «О Гёце фон Берлихингене»; он писал, что «действовать, действовать — в этом душа мира, не наслаждаться, не чувствовать, не мудрствовать, но действовать, чтобы походить на Творца, который беспрестанно действует и беспрестанно радуется своим делам; это мы знаем оттого, что действующая в нас сила — это наш дух, наш высший удел... Это мы знаем оттого, что действующая в нас сила до тех пор не обретает покоя, не перестает действовать, противиться, бушевать, пока не доставляет нам свободу, место, чтобы действовать: боже милостивый, место, чтобы действовать, — пускай бы это был даже хаос, тобою созданный, пустынный и запустелый, лишь бы там была свобода и мы могли в подражание тебе создавать, пока что-нибудь не получилось бы» .

Гётевский Гёц ввязывается в Крестьянскую войну отнюдь не с политическими целями. Для него это был случай начать действовать — и не больше, и как раз беспощадные насильственные действия революционных крестьян заставили его заколебаться. Чтобы удержать их в определенных границах, он принял в конце концов предложение стать во главе восставших и по логике пьесы тем самым оказался виновным: он противопоставил себя праву и закону, которые всегда, как он считал, были на его стороне.

Гёте снабдил своего Гёца представлениями о некой сомнительной утопии, где сочетаются свобода и порядок. Тем самым он касается вопросов, выходящих далеко за пределы специфической ситуации, в которой находился рыцарь эпохи кулачного права: каким образом могут претвориться в жизнь деятельность и свобода и какой этому должен соответствовать порядок. Показывая своего Гёца в прошлом действующим, он указывал на современность, где возможности действовать оказывались под вопросом.

На всем протяжении драмы возникают контрасты, оттеняющие образ жизни и образ мыслей Гёца, и не только в виде персонажей «противной стороны», но и в рассказах и размышлениях в кругу рыцарей. Свобода и активность контрастируют с пленом и бездельем; отвращению к беззаконию, верности данному слову противостоят нарушение слова, хитрость, коварство (потому-то нарушение слова самим Гёцем, втянутым в Крестьянскую войну, так много значит); безусловной верности во взаимоотношениях между патроном и подчиненными ему людьми противостоит эгоизм стремления к власти; сильной воле — слабоволие; прямоте — хитрость; естественной простоте — придворный мир видимостей, интриг и этикета.

Пересказ событий этой драмы не позволяет судить о насыщенности, плотности отдельных сцен, о силе поэтического языка, способного немногими словами и фразами передать своеобразие каждого персонажа. Император и крестьянин, слуга и епископ, юрист и придворный шут, нерешительный и неверный Вейслинген и соблазнительная и коварная Адельгейда, любящие и заботливые Мария и Элизабета и, наконец, Готфрид фон Берлихинген — в языке каждого из них выражена его индивидуальность, так что возникает живая панорама бурного времени, чего не было ранее ни в одной немецкой драме. У юного писателя, умеющего психологически вчувствоваться и живо сочинять, некоторые сцены благодаря творческому переизбытку получились слишком красочными и резкими.

Юным Гёте, когда он на одном дыхании писал своего «Готфрида фон Берлихингена», двигало желание испытать свои творческие возможности с оглядкой на Шекспира. Он показал себе и другим, какой силой обладает его язык. Ему удалось из языка Лютера (1483-1546) и народных речевых оборотов создать своеобразный язык и к тому же варьировать его применительно к каждому действующему лицу, так как при дворе или среди законоведов говорят иначе, чем в среде цыган.

Поэтическое исследование многообразия человеческих жизней, включающих в себя добро и зло, — вот к чему стремился Гёте в «Гёце» и в дальнейшем, сам всегда вопрошающий и ищущий. Только таким образом можно понять различия его пьес: «Гёц», «Клавиго», «Эрвин и Эльмира», «Клаудина де Вилла Белла», «Стела» и наряду с ними — фарсы и фастнахтшпили. Сказанное Гёте после «Стелы» можно отнести к его творчеству начиная с «Совиновников» (уже «Капризы влюбленного» были попыткой анализа собственного опыта и поведения): «Мне надоело жаловаться на судьбу людей нашего поколения, но я хочу их изобразить, дабы они узнали себя так же, как их узнал я, и стали бы если не спокойнее, то более сильными в своем беспокойстве» (Иоганне Фальмер, март 1775 г.). И удивительная, много раз обсуждавшаяся «открытость» эпилогов гётевских драм становится теперь понятной. Не окончательная гибель, не полная катастрофа, а намек хотя бы на примирение, смягчение катастрофы, проблеск надежды. Зритель, читатель, исследователь поставлены в затруднительное положение относительно концовок, не легко поддающихся истолкованию: не только «Фауста», но уже и «Совиновников», но и «Гёца фон Берлихингена», где мирно умирающий Гёц произносит слова: «На деревьях наливаются почки, все полно надежды».

С использованием:
«Гёте. Жизнь и творчество» Карт Отто Конради (1982)
Сайт о Гёте «Goethezeitportal» (нем.):