Главный город древлян. Славянские племена и их расселение. Быт и обычаи древлян

Расселение дулебов шло с запада на восток, через Полесье по направлению к Днепру. Районом наиболее плотного расселения дулебов явились верхнее и среднее течение Случи, междуречье Горыни и Случи и верховья Тетерева, притока Днепра. На север от Тетерева поселениями охвачены бассейн его притока Ирши и верховья Ужа. Здесь явно лежали земли нескольких племен. На Тетереве располагалась Корчакская группа селищ, давшая название археологической культуре славян. Из компактно расселившихся в этих областях дулебских племен позже сложился племенной союз древлян. Изначально древлянами называлось племя (или уже ряд племен), осевшее в лесных местах этого региона, непосредственно подступавших к антской лесостепи. В древлянском племенном союзе позднее выделялись два центра княжеской власти. Одним являлся район сближения Ирши и Ужа, где тогда располагались княжеские города Малин и Искоростень. Другим были земли выше по Ужу и к северу от Жерева, где располагался город Овруч. Последний район в корчакский период был заселен еще редко. Но единичные словенские поселение уже имелись и довольно далеко к северу оттуда, на впадающей в Припять Словечне.

Древляне хоронили умерших в основном в курганах, но иногда и в грунтовых могильниках. С VIII в. в курганах хоронили лишь одного покойника, как правило, без урны. Сожжение производили обычно на стороне, но иногда и на месте. В этом случае умершего помещали на доски или в деревянную колоду, располагая по линии восток-запад.

«Приход славянских поселенцев в район Киева с запада нашел отражение в нескольких преданиях, начиная с древнерусской «Повести временных лет». В одном из украинских текстов (из поздних – наиболее логично построенном) недвусмысленно рассказывается о военных действиях. Некий «пан» неимоверно притеснял людей, «отбирал от них все, что можно было». В конце концов, «подданные» восстали. Объединенные силы восставших разбили «пана» с его войском и гнали до места нынешнего Киева, где уничтожили своего угнетателя и его присных. В этом опять-таки чрезвычайно позднем предании смутно отразилось первоначальное могущество антов (ощущавшееся соседними дулебами) и падение этого могущества в результате войны, приведшей к заселению словенами-дулебами Киевщины.» (С.Алексеев. «Славянская Европа в 5-8 вв»)

Согласно Повести временных лет, «древляне жили зверским образом, живя по-скотски, и убивали друг друга, поедая все нечистое, и брака у них не бывало, но умыкали у воды девиц». Конечно, Нестор здесь явно сгущает краски, дабы подчеркнуть обособленность полян, претендующих на первенство в славянском мире. Но кроме политических разногласий у него для этого имелись и другие основания. Древляне и по образу жизни и даже чисто внешне отличались от полян. Так, волыняне, судя по позднейшим средневековым захоронениям, обладали удлиненной головой, широким лицом, сильно выступающим носом. Это сочетание славянской широколицести с типичными чертами всех европеоидов мы видим и у южных и западных соседей волынян – древлян, уличей, тиверцев. Они, особенно потомки антов, отличались лишь несколько менее вытянутой головой. Значительно отличались – более узким лицом, чуть менее выступающим носом, средних размеров головой – только поляне. На мой взгляд, это объясняется тем, что и анты и дулебы вообще и древляне в частности были сарматскими племенами в отличие от полян-скифов. И в этой связи мне кажутся сомнительным отождествление древлян с агачирами, описанными булгарскими хронистами Гази-Бараджем и Шейх-Гали, которое делает в статье «Древляне» С. В. Трусов. «Агач» по-татарски – «дерево», но сам же Трусов дает другое прочтение этого этнонима опираясь на Шейха-Гали. Вот оно:

«Первое упоминание о них у него соответствует 1300-1200 году до н.э., когда древние греки (тирцы) вышли с территории своей северочерноморской родины и двинулись на Балканы и Грецию: «Тирцы увлекли за собой часть карасакланов, обособившихся во главе с бием Аспарчуком в области «Ака Джир» на реке Ака и поэтому прозвавшихся акаджирами». Как видно из приведенного отрывка, Гали, также как и Гази-Барадж, пользовавшийся при составлении своей истории древними текстами, даже этимологию «древлян» (агачиров) выводит не из «дерева», а от названия местности в бассейне Оки (Аки). Напомню, что древний Ростов булгары называли Джиром. Акаджиры, по словам Гали, были вечными союзниками тирцев (греков): «С помощью этих сакланов-акаджиров тирцы завоевали Малый Рум и остров Крэш и безжалостно истребили тамошних имэнцев». Здесь: Малый Рум – территория Греции и Турции; Крэш – Крит; имэнцы – минойцы..»

Во втором веке нашей эры росомоны совместно с венедами-ругами, полянами и другими славянскими племенами образовали государство Русаланию , просуществовавшую около восьмидесяти лет и павшую под ударами готов. Скорее всего, древляне входили в этот Русаланский союз, столицей которой был город Гелон, известный еще со времен Геродота. После поражения русаланцев часть дулебов оказалось под власть вестготов, другая часть – восточная – под властью гуннов, выходцев с южного берега Балтики и изначально выступавших как союзники готов.(Читайте статью «Гунны» ) Не исключаю, что во времена Русалании и готско-гуннского владычества древляне-дулебы и гольдескифы-акаджиры воспринимались болгарами-степняками именно как агачиры, то есть «лесовики». Вот только говорили болгары того времени не на тюркском и даже не на финно-угорском, а на вполне славянском языке, что впрочем не исключает наличие в этом изначально сарматском этносе как угорских, так и тюркских родов. (Читайте статью «Болгары» ). Болгары были в гуннском союзе далеко не на последних ролях, так же, впрочем, как и акаджиры, жители поочья, вошедшие в историю Европы как акациры. Византийские хронисты отмечают присутствие племени акациров в постгуннскую эпоху именно на Дону, но в данном случае речь идет просто о сохранившемся со скифских времен этническом единстве жителей Поочья и Подонья. Ни о каком древлянском, угорском или тюркском присутствии в данном случае говорить не приходится.

Древляне появляются на правом берегу Днепра в начале 7 века, во время аваро-антской войны и тут же им навстречу двинулись с Дона савиры (потомки сарматов) и русы (потомки скифов), слившиеся к этому времени в единую общность росомонов-русаланов. (Читайте статью «Поляне» ) Возглавляет савиров-русов князь Кий. Трудно сказать, был ли этот Кий потомком Кия, основателя Русалании, известного нам по «Велесовой книге», либо речь идет о титуле, ставшем именем собственным. Скорее всего – второе. Оба Кия, и русаланский, и савирский основывают города под названием Киев, но если речь идет не об имени собственном, а о титуле, то скорее всего «киев», это резиденция «кия», верховного правителя. Так или иначе, но именно со вторым, савирским или донским Кием, связано происхождение современного города Киева. Дулебы вообще и древляне в частности входят в этот вновь образованный союз наряду с полянами, савирами и русами. Видимо, принцип этого союза тот же, что и в уже известной нам «Валинане» Масуди. Во главе нового образований становится Кий, он же «Маха», то есть Великий князь, а все остальные вожди племен или племенных союзов называются малыми князьями или Малами.

Поляне, древляне и другие

Археологические данные позволяют утверждать, что восточные славяне – предки нынешних русских, украинцев и белорусов – начали обживаться на территории современной Западной Украины и Восточного Приднепровья примерно с V и в VI и VII веках нашей эры, а в верховьях Немана, на берегах Волги и Чудского озера они оседают не раньше IX и на рубеже XI–XII столетий. Местами расселения восточных славян были также земли, прилегающие к Ильмень-озеру, по течению больших и малых рек Восточно-Европейской, или Русской, равнины.

Летописи (описания событий по годам – летам), в том числе составленная в 1112 году монахом Нестором знаменитая Повесть временных лет, сохранили названия крупных восточнославянских племенных объединений и дают возможность проследить примерный географический ареал их расселения: «…славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота… Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем – славяне и построили город. И назвали его Новгород. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и назвались северянами». Всего по Повести временных лет известно двенадцать племенных союзов, из которых со временем образовались княжества. Помимо полян, древлян, дреговичей, полочан, ильменских славян, или словен, существовали следующие крупные объединения восточнославянских племен: волыняне (они же бужане), хорваты, тиверцы, уличи, радимичи, вятичи и кривичи с ответвлением от них северянами.

Славянский поселок

Раскопки археологов подтвердили эти летописные сведения и значительно пополнили их и уточнили, дав возможность нанести на карту зоны расселения восточных славян.

Основные занятия полян, древлян и прочих названных выше племен вполне традиционны для всех славян. Это земледелие и скотоводство. Причем первое играет заметно большую роль, чем второе. Жизнь в восточнославянском поселке была простой и не баловала разнообразием. Один день был похож на другой, и почти каждый из них был заполнен напряженным трудом. Но зато какое наступало веселье в редкие, но оттого особенно долгожданные праздники! Песни чередовались с играми, состязаниями в силе, ловкости, сноровке. А потом опять приходили будни со своими делами и заботами.

Восточные славяне избегали селиться на открытых местах. Жилищем им служили небольшие квадратные землянки, надежно укрытые в лесу кронами деревьев и густым кустарником. Быть может, точнее называть дома восточных славян не землянками, а полуземлянками, поскольку они были углублены в землю не больше чем на метр, крыши над ними крепились на шестах и опорных столбах. Стены были двух типов: бревенчатые и свитые из прутьев, обмазанных глиной. Пол или оставляли земляным, застилая его хвойным лапником, или делали глинобитное покрытие. Помещалась в такой хижине семья не более чем из шести-семи человек. Обогревался дом-землянка сложенным в углу из камней очагом или печью-каменкой. Помимо леса, излюбленным местом расположения восточнославянских деревень были крутые, неприступные берега рек.

Среди древнейшей утвари, обнаруженной во время раскопок учеными, преобладает примитивная керамика – вылепленные вручную, без гончарного круга, из глины с примесью песка изделия в форме горшка с расширяющимися к вершине выступами и вертикальными насечками. То ли в ритуальных целях, то ли для придания крепости в состав керамики входили также раздавленные части насекомых. К посуде более позднего времени (VIII–IX вв.) относятся сосуды из глины, изготовленные уже на гончарном круге и украшенные резьбой или волнистыми линиями, нанесенными словно гребнем. Примерно тогда же в обиходе появляются круглые бронзовые тарелки, а из орудий труда – железные резаки, серпы, лемехи, ножи для плугов, долота, топоры, наконечники для бороны и копий. Из металлических предметов археологами найдены пряжки от ремней, пастовые бусины, браслеты, серьги, перстни, брошки, а также характерные женские украшения, известные как височные кольца, которыми славянки пользовались как заколками для того, чтобы красиво уложить волосы. Интересно, что у каждого восточнославянского племени была своя форма височных колец: в виде спирали, незамкнутого круга с изогнутыми концами, трилистников, причудливых цветков на пышном стебле, солнечного диска с расходящимися лучами, изделий из витой жгутом проволоки или тонких металлических пластин с кручеными подвесками и т. д. По этим отличиям ученые устанавливают, где какое племя обитало.

Община, которой жили восточные славяне, была не родовой, а территориальной. Это значит, что она представляла собой объединение на общей территории малых семей, занятых коллективным трудом.

Расчистка подходящих земель под поле и пастбище требовала групповых усилий. Но, помимо борьбы с природой, восточным славянам приходилось отстаивать право на место под солнцем, отбиваясь от агрессивных соседей. Подчас враг был столь многочислен и силен, что одолеть его можно было, лишь пустившись на какую-то хитрость. Потому-то и в свои вожди на общем собрании племени – вече выбирали тех, кто обладал не только большим жизненным опытом, но и изворотливым умом и знал, как в случае опасности защитить соплеменников, сохранить скарб и домашнюю живность. При набегах чужеземцев восточные славяне показывали буквально чудеса маскировки. Они становились практически невидимы, делая себе простейший камуфляж из ветвей и трав и сливаясь таким образом с листвой деревьев. Пока женщины, дети и старики прятались в лесах, мужчины, искусно изображая паническое бегство, заманивали врага в ближайшее болото или заставляли при преследовании ступить на покрытые дерном жерди – зыбкий настил над глубоким оврагом с острыми кольями на самом дне. Попав в такие ловушки, враги находили там неминуемую смерть.

Восточные славяне были язычниками. Волхвы или жрецы как посредники между грозными божествами и людьми обладали немалой властью. Их боялись и почитали, потому что верили, что от них зависит и жизнь племени, и судьба отдельного человека. Ведь они, по общему мнению, могут влиять на все происходящее, нести одним добро, другим зло, вызывать дождь и насылать засуху. Конечно, все это они творят не сами, а взывая то к могучему громовержцу Перуну, то к повелителю неба и огня Сварогу и его сыну Даждьбогу, во власти которого находится солнце, то к Велесу – покровителю домашних животных и скота.

Идолов – вырезанные из дерева или высеченные из камня фигуры этих божеств – выставляли на видном месте и приносили им в жертву животных, птиц, а иногда и людей. Особенно щедрые подношения делались, если у племени возникали какие-то серьезные трудности и нужно было задобрить всемогущих богов, ведающих силами природы, и добиться от них помощи. Если боги оставались глухи к просьбам и мольбам людей, это расценивалось как плохой знак. И тогда начинался поиск виновных, то есть тех, кто мог чем-то прогневать, рассердить носителей высших сил. Бывало и так, что все старания угодить богам оказывались напрасными, и тогда славяне в сердцах ругали своих идолов, пинали их, дружно оплевывали, колотили по ним палками, тем самым желая «наказать» за отсутствие помощи. Потом, правда, если что-то менялось к лучшему, являлись к истуканам с дарами, плакали и раскаивались, осыпая ударами и затрещинами самих себя и друг друга, униженно просили прощения.

Подобно диким зверям, восточные славяне умели «видеть» и «слышать» носом. Не слишком хорошо различая цвета, они зато прекрасно чувствовали запахи и могли издалека как бы считывать информацию из воздуха – например, учуять приближение чужого человека или хищного животного. Им были известны секреты целебных трав и кореньев. С их помощью они лечили себя от разных болезней, останавливали кровь, снимали зубную боль, изгоняли простуду. Кроме того, каждый из них был немножко магом и, используя возможности своего биополя, помогал и сам себе, и ближнему.

До сих пор, когда в лесу кукует кукушка, русский человек механически задает ей вопрос, сколько еще лет будет он жить, причем особо не задумывается, почему это делает. Если разобраться, птиц в лесу много. Отчего же принято адресоваться, как к пророчице-весталке, именно к кукушке, у которой, кстати, в царстве пернатых не самая безупречная репутация? Ведь она плохая и легкомысленная мать, ибо ленится высиживать птенцов, предпочитая подкидывать свои яйца в чужие гнезда. Куда большего доверия заслуживает, например, трудолюбивый дятел. Но вот не сложилось так, чтобы по его стуку, точнее, по количеству ударов железного клюва этой неутомимой птицы определялось бы человеческое долголетие. В чем же причина того, что в качестве предсказательницы выбор пал на кукушку? А дело в том, что этот древний обычай пришел от далеких предков, в давние-предавние времена считавших, что с наступлением весны в кукушку превращается родоначальник всего живого – славянский бог Род. От него, по языческим поверьям, зависело и пополнение семьи, и длительность жизни людей.

О почитании Перуна сегодня напоминает суеверная привычка некоторых людей три раза стучать по дереву, дабы не вспугнуть удачу. Когда-то во избежание сглаза стучали не по всякому дереву, а лишь по дубу, потому что этот лесной исполин был напрямую связан со славянским Зевсом Перуном – повелителем грома и молний, грозы и дождя, града и снега. Заметив, что именно в дубовое дерево чаще всего попадают молнии – Перуновы стрелы, люди стали высаживать в честь главного божества священные дубовые рощи и устраивать святилища, где неподалеку от идола-громовержца, представлявшего собой стоящую на железных ногах вырезанную из дерева статую с серебряной головой, бородой и усами из золота, горел неугасимый огонь. Кстати, вечный огонь в память о павших воинах – традиция, берущая начало именно из тех времен. Перуну приносили кровавые жертвы: птиц, домашних животных, а бывало, и человека. Так, существовало правило: каждого сотого пленного из вражеского племени закалывали мечом и обагряли кровью убитого железные ноги деревянного истукана.

Язычество живет и в современном русском языке. Имя Лихо – одного из персонажей славянской мифологии – огромной, безобразной и очень сильной одноглазой великанши, отвращающей людей от добрых дел, превращающей их жизнь в невыносимое хождение по мукам, а то и не останавливающейся перед людоедством, стало нарицательным, синонимом слов «беда», «горе», «несчастье». Языческого происхождения глагол «чураться». Это значит боязливо чего-нибудь избегать, уклоняться от общения с кем-либо. Чур (Цур или Щур) – языческий бог семьи, домашнего очага, в которого переселилась душа умершего родственника, предка. Славяне верили, что чуры заботятся о своих близких, людях одной с ними крови. Для того чтобы чур пришел на помощь человеку, с которым его связывали кровные узы, нужно было обратиться к нему со словами: «Чур меня!», то есть «Защити меня, предок!». Когда люди произносили «чур», они ограждали себя от чего-то плохого, от неприятностей, от возможной опасности, хвори, от того, что угрожало их жизни.

Из времен архаики берет свое начало и так называемая обсценная лексика – сквернословие, особо грубая брань, известные как мат, то есть неприлично-гнусные выражения с упоминанием слова «мать».

Однако если сегодня эти ругательства однозначно воспринимаются как грязные оскорбления, обидные для человека, унижающие его достоинство, то у древних славян они были речевыми явлениями иного порядка и выполняли охранительную функцию заклятий, оберег, были призваны защитить от бесплодия, обеспечить продолжение рода. И, если разобраться, все слова из ряда тех, что в наше время относят к нецензурным и непечатным, когда-то давным-давно были ритуальными формулами, подобающими тому или иному случаю. Так, была в ходу свадебная брань – залог того, что у молодоженов родится здоровое потомство, а ратная ругань преследовала цель обезопасить, отвести от себя беду и посрамить врага.

За пресловутым матом наши далекие предки не то что имели в виду нечто невинное, безобидное и произносившееся без всяких ограничений, но они и не вкладывали в него теперешний сугубо непристойный смысл. Таинство сотворения жизни, по их представлениям, нуждалось в особых восклицаниях, выполнявших сакрально-магическую роль в детородной сфере. Эти заклятия выкрикивались громким голосом, или благим матом, что, кстати, навело некоторых филологов на мысль выводить слово «мат» также и из этой основы.

В обсценной лексике все так или иначе сводится к мужскому и женскому началам и вертится вокруг главного и осевого, из чего завязывается и слагается новая жизнь. И в общем-то в эпоху архаики в мате не было ничего предосудительного или порочного, но после крещения Руси он как бы уходит в подполье. Ведь все языческое отныне осуждается как нечистое, поганое. Однако прежние заклятия как крепкий и надежный приворот на зачатие отнюдь не вышли из употребления – только постепенно приобрели совсем иную окраску, попали в разряд стыдных, непотребных, запретных слов и выражений, какими раньше вовсе не были.

Из книги История, мифы и боги древних славян автора

Поляне Населяли земли вокруг Киева, Вышгорода, Родни, Переяславля, расселились по западному берегу Днепра.Имя свое получили от слова «поле». Обработка полей стала главным их занятием, следовательно, у них было хорошо развито сельское хозяйство и скотоводство.По данным

Из книги История, мифы и боги древних славян автора Пигулевская Ирина Станиславовна

Древляне Жили по течению рек Тетерев, Уж, Убороть и Свига, в Полесье и на правом берегу Днепра (современные Житомирская и запад Киевской области Украины). С востока их земли ограничивал Днепр, а с севера Припять, за которой жили дреговичи. На западе они граничили с дулебами,

Из книги Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций автора Мансурова Татьяна

Те самые древляне После похода 944 года князь Игорь больше не воевал и даже на сбор дани отправлял дружину своего боярина Свенельда, что стало сказываться на уровне благосостояния дружины самого Игоря. В дружине Игоря скоро стали роптать: «Отроки (дружинники) Свенельда

Из книги Потаенная жизнь Древней Руси. Быт, нравы, любовь автора Долгов Вадим Владимирович

«Древляне живяху зверинскимъ образомъ»: свои «чужие» Вопрос об отношении к населению чужих земель-волостей тесно связан с проблемой осознания единства Руси. Как известно, в XII в. русские земли не составляли единого монолитного государства. В то же время они не были

Из книги Начало русской истории. С древнейших времен до княжения Олега автора Цветков Сергей Эдуардович

Поляне, ледзяне, куявы Своеобразие ранней истории Русской земли состояло в том, что ведущую роль в ее создании играли три этнических компонента: славяне, остатки местного ираноязычного («скифо-сарматского») населения и русы.В VI-VII вв. степная и лесостепная зоны

Из книги Золото скифов: тайны степных курганов автора Янович Виктор Сергеевич

5. Поляне Предполагается, что название одного из славянских племен - поляне происходит оттого, что их основным занятием было земледелие. Однако при этом летописные поляне не были, как можно было бы ожидать, жителями открытых степных пространств и даже лесостепей. Они

Из книги Русская земля. Между язычеством и христианством. От князя Игоря до сына его Святослава автора Цветков Сергей Эдуардович

Древляне в Среднем Поднепровье и «древляне» в Крыму В той же летописной новелле под 914 г., которая повествует о покорении угличей, мимоходом сообщается о походе руси на «древлян» (из нижеследующего будет ясно, что кавычки здесь необходимы). Причем «древлянская» война

Из книги Черты народной южнорусской истории автора Костомаров Николай Иванович

I ЮЖНОРУССКАЯ ЗЕМЛЯ. ПОЛЯНЕ-РУСЬ. ДРЕВЛЯНЕ (ПОЛЕСЬЕ). ВОЛЫНЬ. ПОДОЛЬ. ЧЕРВОНАЯ РУСЬ Древнейшие известия о народах, занимавших Южнорусскую землю, очень скудны; впрочем, не без основания: руководствуясь как географическими, так и этнографическими чертами, следует отнести к

автора Нидерле Любор

Древляне Это племя обитало, как об этом свидетельствует само название (от слова «древо»), в дремучих лесах, простиравшихся на юг от Припяти, а именно, судя по различным позднейшим летописным сообщениям, между рекой Горынь, ее притоком Случь и рекой Тетеревом, за которой уже

Из книги Славянские древности автора Нидерле Любор

Поляне По сравнению с древлянами соседнее племя полян находилось на значительно более высокой ступени культуры благодаря тому, что на земле полян издавна сталкивалось влияние скандинавской и византийской культур. Земля полян простиралась вдоль Днепра на юг от Тетерева

автора

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

автора

Древляне Занимались земледелием, пчеловодством, скотоводством, развивали промыслы и ремесла. Земли древлян составляли отдельное племенное княжество во главе с князем. Большие города: Искоростень (Коростень), Вручий (Овруч), Малин. В 884 г. киевский князь Олег покорил

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Поляне «…славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами» («Повесть временных лет»). Племенной союз полян занимает в летописях особое место. Полянам принадлежит первая роль в процессе создания Киевской державы. Полянские князья Кий, Щек и Хорив построили Киев.

автора Плешанов-Остоя А. В.

Поляне Поляне жили по Днепру и не имели отношения к Польше. Именно поляне являются основателями Киева и основными предками современных украинцев.По легенде, в племени полян жили три брата Кий, Щёк и Хорив со своей сестрой Лыбедью. Построили братья на берегу Днепра город и

Из книги Что было до Рюрика автора Плешанов-Остоя А. В.

Древляне Древляне имеют скверную репутацию. Киевские князья дважды облагали древлян данью за поднятие восстания. Милосердием древляне не злоупотребляли. Князя Игоря, решившего собрать повторную дань с племени, связали и разорвали надвое.Князь древлян Мал тут же

Древляне - одно из племенных объединений восточных славян, в VI-X вв. занимавших лесную полосу днепровского правобережья и бассейн рек Тетерев, Припять, Уж, Уборть, Ствига (Свига), в Полесье и на правом берегу Днепра.

Древляне - одно из племенных объединений восточных славян, в VI-X вв. занимавших лесную полосу днепровского правобережья и бассейн рек Тетерев, Припять, Уж, Уборть, Ствига (Свига), в Полесье и на правом берегу Днепра. На западе они доходили до реки Случь и р. Горынь, северной и северозападной Припяти, где граничили с волынянами и бужанами, на севере - с дреговичами, к югу некоторые исследователи расселяли древлян вплоть до Киева.

Однако решающая роль определения границ расселения древлян принадлежит курганному археологическому материалу.

Анализ курганных материалов проделан в 1960 г. И.П. Русановой, которая выделила курганы с чисто-древлянской чертой - тонкий слой пепла и угольков выше погребения. Отсюда спорная граница легла по реке Тетереву и в междуречье Тетерева и его притока Роставицы.

Вероятно, в 6-8 вв курганный обряд погребения был главным. Здесь сожженные кости вместе с пеплом складывались в глинянные урны, принадлежащие к керамике пражско-корчакского типа. Но есть часть погребений в бескурганных могильниках. Более поздние погребения 8-10 вв. характерны безурновым захоронением сожженного пепла.

Захоронения, как правило, не содержат какого-либо инвентаря. Редкими находками керамики были лепные сосуды Луки-Райковецкого типа и раннегончарные горшки. Были также найдены перстнеобразные височные кольца со сходящимися концами.

В 10-м веке обряд сожжения заменяется обрядом трупоположения на горизонт с насыпанием кургана с прослойкой пепла от погребального костра. Направление головы чаще западное, только в 2-х случаях головой на восток. Довольно часто встречаются гробы из двух продольных длинных досок и 2-х коротких поперечных, встречались погребения прикрытые березовой корой. Бедный инвентарь во многом подобен волынскому.

Курганный обряд погребения окончательно исчезает в 13 веке, как и у остальных славян.

Свое имя древляне, жившие в густых лесах, получили от слова «древо» - дерево.

Древляне имели множество городов, наиболее крупные из них - Искоростень (совр. Коростень Житомирской области, Украина) на реке Уж, игравший роль столицы, Вручий (совр. Овруч). Кроме того, были еще и другие города - Городск около совр. Коростышева, несколько иных, названий которых мы не знаем, но следы их остались в виде городищ.

«Повесть временных лет» сообщает, что древляне «седоша въ лесехъ… живяху звериньскимъ образом, живуще скотьски: убиваху другъ друга, ядяху вся нечисто, и брака у нихъ не бываше, но умыкиваху у воды девиця». Древляне имели развитую племенную организацию - своё княжение и дружину.

Археологическими памятниками древлян являются остатки многочисленных земледельческих поселений с жилищами-полуземлянками, бескурганные могильники, курганы и укрепленные «грады» - упомянутые Вручий (совр. Овруч), городище близ г. Малина и многие другие.

В конце 1-го тыс. н. э. у древлян было развито сельское хозяйво, слабее развиты ремёсла. Древляне долгое время сопротивлялись включению их в состав Киевской Руси и христианизации. По летописным преданиям, во времена Кия, Щека и Хорива «в древлях» было своё княжение, древляне воевали с полянами.

Древляне были самым враждебным восточнославянским племенем по отношению к полянам и их союзникам, образовавшим древнерусское государство с центром в Киеве.

В 883 г. киевский князь Олег Вещий обложил древлян данью, а в 907 г. они участвовали в составе киевского войска в походе на Византию. После смерти Олега перестали платить дань. По летописи, вдова убитого ими киевского князя Игоря Ольга уничтожила древлянскую знать, взяла штурмом несколько городов и в том числе столицу древлян Искоростень, а их земли превратила в киевскую удел с центром в г. Вручий.

Имя древлян последний раз встречается в летописи (1136), когда их земля была подарена великим князем киевским Ярополком Владимировичем Десятинной церкви.

Русская Цивилизация

Причисление убийц князя к литве ведет нас в круг балтских племен.

В «Повести временных лет» древляне отнесены к славянам:

Тако же и тии словене пришедше и седоша по Непру и нарекошася поляне, а друзии деревляне, зане седоша в лесѣх... (18,12)

В начальный период существования Киевской Руси ее территория ак­тивно заселялась славянами. Во многих местах более ранние насельники довольно быстро ассимилировались переселенцами. формирование «Повести временных лет» завершилось более чем через полтора века после Игоря. В это время Деревская земля могла считаться славянской областью, но языковая принадлежность ее населения сер. X в. могла быть и иной.

Незадолго до своей гибели древлянский князь Мал сватался к овдо­вевшей св. Ольге. Польский историк Ян Длугош (1415‒1480) называет сватавшегося к русской великой княгине древлянского князя Нискиной или Мискиной. (25,364) Германские и славянские языки для разгадки этого имени ничего существенного не дают. Иное дело балтские. В литовском языке слово «mi skinis» имеет значение «лесной». (12,409)

Летописи называют мать крестителя Руси Владимира Святого Малушей, а его деда по материнской линии - Малком Любечанином. Брат Малуши Добрыня был ближайшим сподвижником своего царственного племянника. Сведения о нем сохранились как в летописях, так и в русских былинах. Один из крупнейших русских историков А. Шахматов занимался разысканиями об отце Добрыни. Ему удалось установить следующее:

Былины сохранили отчество Добрыни, вытекавшее из первона­чального о нем рассказа в Древнейшем Киевском своде: они называют его Никитичем, а Древнейший Киевский свод указывал, что он был сыном Мистиши. Ввиду этого мы вправе искать в былинах воспоминаний о самом Мистише, которого ждем, между прочим, в виде Никиты. Предполагаю, что образ Никиты Залешанина (Заолешанина) отразил в себе образ Мистиши Древлянина... (17,18‒19)

С одной стороны мы имеем древлянского князя Мала-Мискину, т.е. Мала Лесного, с другой - отца Добрыни Малка, или Мистишу Древлянина, т.е. Малка Лесного. Представляет интерес, что и имя Малк имеет соответ­ствие в литовском языке, где слово «malka» означает «полено», «дрова». (12,392)

Близость звучания имен Мал и Малк, Мискина (Нискина) и Никита, а также принадлежность двух имен к лесной тематике позволяют отождествить древлянского Мала с отцом Добрыни и Малуши.

Причисление Малуши к древлянскому княжескому роду хорошо согласу­ется с иными известиями о ней. Летописец называет ее «ключницей Ольги», т.е. помещает в число служанок великой княгини, а гордая Рогнеда отка­зывает сватам Владимира Святого на том основании, что не хочет «разу­вать робичича», т.е. прислуживать сыну рабыни. Но имя Малк Любечанин говорит о том, что отец Малуши был довольно известной личностью и, уж во всяком случае, не рабом. Следовательно, в судьбе Малуши произошли крупные перемены и она из свободного состояния перешла на положение невольницы. Судя по всему, Малуша оказалась в числе военных трофеев, пришедшихся на долю великой княгини после разгрома древлян.

Князь Игорь нашел свой конец близ города Искоростеня. Древнерус­ский город Искоростень (Изкоростень) стоял на месте современного города Коростеня (Житомирская область). (15,79) Известен еще один древлянский город - Вручий (современный город Овруч). (15,51) Вручий упоминается в связи с гибелью сына Святослава Великого - Олега.

Летописцы знают древлян среди участников ранних событий русской истории, но в древнейших перечнях городов Руси ни Искоростень, ни Вручий не приводятся.

В рассказе о выделении уделов сыновьям Святослава Великого сообща­ется, что Ярополк получил Киев, Владимир - Новгород, Олег же был поса­жен «в Деревах». Далее в летописи называются стольные города семи сыновей Владимира Святого и только о Святославе говорится, что он сел «в Деревах». По каким-то причинам имя древлянской столицы замалчива­ется.

В составе племен, принявших участие в летописном походе 6415 г., последовательно названы кривичи, меря, древляне. После успешных боевых действий Олег заключил с византийцами мирный договор. В договоре перечислены русские города: Полоцк, известный в качестве главного горо­да кривичей, Ростов - центр мери - и Любеч. Так как Любечу в списке племен соответствуют древляне, его и следует признать их столицей. На принадлежность Любеча древлянам, например, указывал еще Шахматов. (16,45)

Древнерусский Любеч стоял на Днепре на месте одноименного совре­менного города. (15,105) Политические центры средневековых областей, как правило, находились вблизи их географических центров. Применим подобный подход к Любечу и очертим вокруг него окружность радиусом, равным расстоянию от этого города до Искоростеня. Во внутрь окружности попадет территория, включающая Киев и Чернигов, т.е. столицы летописных полян и северян. Замалчивание имени Любеч, судя по всему, было обус­ловлено переселениями племен. В эпоху составления «Повести временных лет» его причисление к древлянам воспринималось уже как явное недо­разумение.

В летописной статье 6454 г. обрисованы деяния св. Ольги по устрое­нию земель:

И иде Олга по Деревьской земли с сыномъ своимъ и со дружиною, уставляющи уставы и уроки; и суть становища еа и ловища. И приде в град свои к Киевъ сыномъ своимъ Святославом, и пребывше лѣто едино. (18,30)

Под следующим, 6455 г. находим еще один рассказ об устроении зе­мель:

Иде Олъга к Новугороду и устави по Мьстѣ погосты и дани и по Лузѣ оброки и дани; и ловища еа суть по всей земли, знамениа, и мѣста, и погосты, и сани ея стоать въ Пьскове и до сего дни, и по Днепру перевѣсища и по Десне, и есть село еа Олжичи и доселе. И изрядивши, възратися ко сыну своему к Киеву и пребывше с ним в любви. (18,13)

При сравнении этих сообщений создается впечатление о том, что перед нами две половины одного и того же рассказа. Вначале дана общая характеристика деяний княгини, а затем перечисляются конкретные облас­ти, ставшие предметом ее забот.

Второй рассказ, упоминающий «места» и «знамения», следует сравнить с древней надписью псковского креста:

Приде блаженная Ольга близ реки, глаголемыя Псковы и ста на устьи тоя реки. Бяше тогда лес и дубие велие, и внезапну преславное видение виде, светлыми лучами осиеваемое место оное, пророчествуя глаголаше: на месте сем будет храм Пресвятыя Троицы, и град велик зело и славен будет, и потом на месте том постави пресвятой крест на поклонение право­славным христианам. (21,7)

Автор «Степенной книги» уточняет, что между посещением св. Ольги «места» и возникновением города прошло время, за которое была построена церковь Живоначальной Троицы. (21,4) Строительство княжеского храма предполагает наличие поселения близ него. Подобные великокняжеские опорные пункты обычно именовались погостами, также упоминаемыми во втором рассказе.

В «Повести временных лет» отражено мнение о псковском происхожде­нии св. Ольги, согласно которому город возник до древлянского восста­ния. Но в этом случае в рассказе об устроении земель имя Пскова должно было появиться скорее в связи с таким замечательным фактом, как проис­хождение княгини, нежели брошенными ею санями. В действительности мне­ние летописца ошибочно. Псков возник после древлянского восстания. Безымянные авторы надписи псковского креста и «Степенной книги» дают более достоверную картину возникновения Пскова. Рассказ об устроении земель эту картину дополняет. Получается, что он более древнего проис­хождения, чем «Повесть временных лет».

Святослав Великий погиб весной 972 г. В летописях время его прав­ления исчисляется в 28 лет. В этом случае, последний год жизни отца Святослава, Игоря Старого, был 944 г.

Описанию поездки Игоря к древлянам в летописи предшествует фраза «и приспе осень», т.е. началась осень. Константин Багрянородный свиде­тельствует о том, что русы начинали сбор дани с подвластных племен в ноябре. (7,51) Использование древлянами в качестве орудия казни гибких стволов деревьев также говорит в пользу теплого времени года. Трагедию в Древлянской земле следует приурочить к осени 944 г.

По устроении земель св. Ольга посетила Константинополь. Она была в Царьграде в сентябре - октябре 946 г. (11)

Самая дальняя поименованная точка маршрута по устроению земель - место будущего Пскова. Великая княгиня прибыла сюда на санях, т.е. в холодное время года. Брошенные сани говорят о наступлении распутицы, которая не могла случиться позднее весны 946 г.

В описании сватовства Мала упоминается езда на возах, ночевка в ладьях, что предполагает теплое время года. Затем, на следующий год, русы пошли войной на древлян, разбили их в сражении и осадили Искоростень. Осада продолжалась «лето». Под словом «лето» мог пониматься как сезон, так и весь год. Эти события приходятся на интервал времени с осени 944 г. по зиму 945/946 гг. Сватовство Мала приурочится к осени 944 г., а осада Искоростеня - к 945 г. Так как на осаду города прихо­дится явно меньше года, «лето» обозначает сезон. На события обоих рассказов по устроению земель остается период с осени 945 г. по весну 946 г. На осуществление двух летописных походов времени недостаточно. Это означает, что первоначальный рассказ был разбит на две части, которые позднейший редактор поместил под разными годами.

Отнесение древлянского сватовства к осени 944 г. объясняет поведе­ние св. Ольги. Судя по летописному рассказу, она, притворно соглашаясь выйти замуж, стремилась выиграть время. Дело в том, что из средневеко­вых арабских сочинений известно о боевых действиях армии русов в 944 г. в Закавказье. (27) Пробыв в захваченной агванской столице Бердаа полго­да, русские витязи неожиданно для своих врагов вернулись на родину. Великая княгиня, затягивая переговоры, намеревалась дождаться подхода русских полков из заграничного похода, и преуспела в этом.

Из-за объединения содержания статей 6454 и 6455 гг. в состав Деревской земли следует включить обширные территории. Если принадлеж­ность древлянам части днепровского течения и бассейна Десны довольно определенно вытекает из древлянской принадлежности Любеча, то северные области возникают неожиданно.

В одной из летописей XVII в. записано: «и убиша его (Игоря. - В.Г .) вне града Коростеня близ Старыя Русы». (17,306) Старая Русса лежит недалеко от впадения Ловати в озеро Ильмень. Город с именем близким имени Искоростень в этом районе неизвестен. Но ошибочное мнение летописца тем не менее говорит о существовании какой-то связи древлян с южным Приильменьем. Действительно, одна из новгородских пятин называ­лась Деревской. Она лежала между Метой и Ловатью.

Исследователи настаивают на болгарском происхождении св. Ольги. (10,219; 21,9 и 6,6) Основанный ею Плесков-Псков получил свое имя в честь древней болгарской столицы Плиски. Кроме того, великая княгиня носила христианское имя Елена, а в личном уделе имела город Вышгород. В этой связи отметим некоторые топонимы, расположенные примерно в тех же местах, где проходил летописный маршрут княгини.

Близ истоков Западной Двины стоит город Андреаполь, а южнее горо­да Резекне - Андрупене. (1,27‒28) Эти имена по звучанию близки имени балканского Адрианополя. К северо-западу от Андрупене находим название Велена, т.е. Елена, к северо-востоку - Вышгородок, к юго-востоку от Андреаполя - Оленино. Олена - распространенная русская форма имени Елена. Судя по всему, эти соответствия не случайны и каким-то образом связаны с событиями 945‒946 гг.

Путь св. Ольги пересекал область новгородских словен. Значит, древним информатором в состав Деревской земли области включались не обязательно из-за их принадлежности собственно древлянам. Видимо, древ­ляне главенствовали в разноплеменной коалиции.

Былинное имя отца Малуши и Добрыни звучит как Мистиша. Оно имеет соответствия в западнославянских языках, где слово «место» означает «город». (23,608) В литовском языке «miestas» имеет аналогичное значе­ние. (9,121) В свете этих соответствий имя Мистиша имеет значение «горожанин», что по смыслу близко прозвищу Любечанин, т.е. житель столичного города.

Былинам известен богатырь Микула Селянинович, т.е. житель села, деревенщина. Под стать прозвищу Микулы и его обличие мужика-пахаря. Давно было подмечено, что в основе былинного рассказа лежало повество­вание о герое отнюдь не крестьянского происхождения. Наоборот, мужицкий образ возник за счет народного переосмысления прозвища Микулы. Проводи­лось и сближение имени Микула Селянинович с именем Мистиша. (26,11)

В былинах о Микуле упоминаются города Гурчевец (Курцовец, Круцей), Ореховец и Крестьяновец. Гурчевец и Крестьяновец исследователями отождествляются с древлянскими городами Вручий и Искоростень. Следова­тельно, Микула был древлянином.

Имя Микула, восходящее к христианскому имени Николай, и Никита, имевшее форму Микита, по звучанию близки имени Мискина (Нискина). У восточных славян слово «место», в отличие от славян западных, обознача­ло не «город», а «селение». Если в имени Мистиша позволительно видеть прозвище Горожанин, то прозвище Селянинович есть не что иное, как восточнославянское осмысление этого же имени.

Имя Мистиша имело вариант Мстислаша. (26,9) Появление в великокня­жеском именнике имени Мстислав следует связать с дедом Владимира Свято­го по материнской линии. В древнейших летописях упоминается некий «отець Мстишинъ». В более поздних редакциях «Повести временных лет» имя Мстиша приводится уже в форме Мистиша. Былинная же традиция имени

Мстиша не знала, так как в противном случае следовало бы ожидать появления мотивов, близких по значению слову «мстить». Получается, что в письменной и устной традициях имя отца Малуши бытовало в разных формах и при этом форма Мстиша была более древней.

Если мы предположим, что в основании имени Мстиша лежало слово «мстить», то имя Мстислав будет представлять собой бессмысленное выра­жение «мстить за славу». Следовательно, природа имени Мстиша не славян­ская. На территории распространения имени «древляне» есть река Мета.

Это название возводится к финскому слову «musta», т.е. «черная». (23,668) Имя Мстиша, например, могло быть прозвищем выходца из бассейна Меты. В этом случае славянское соответствие этому прозвищу звучало бы как Черный. Это имя также не чуждо древлянской территории. Достаточно вспомнить легендарного князя Черного и города Чернигов, Чернобыль. Имя Чернобыль появилось в результате соединения славянского и греческого корней и означает «черный город». Наличие греческой компоненты сближает его с группой городских имен, возникших, предположительно, в эпоху Ольги.

В летописном рассказе о разгроме древлян и последовавшем взятии Искоростеня о гибели князя Мала ничего не сообщается. Между тем он погиб во время событий 945 г. или зимы 945/946 гг. Не исключено, что известие о гибели Игоря в южном Приильменье в действительности следует отнести к настигнутому русскими отрядами Малу.

Мал, судя по всему, стоял во главе племенного объединения, зани­мавшего обширную территорию от Припяти на юге до Меты и Луги на севере. Многообразие имен, под которыми он вошел в историю, говорит как об его популярности, так и о существовании разных эпических традиций у разных племен.

В одной из летописей сохранилось сообщение о том, что Игорь был убит «Малдитом князем, наследником Дировым, древлянским государем». (16,71) Согласно этому сообщению, Мал был последним правителем из ту­земного царского рода. В подобных случаях последний повелитель очень часто становился героем аборигенных сказаний и его личность быстро обретала мифологический покров.

В последний год жизни Игоря в Киев прибыли посланники из Констан­тинополя, чтобы привести русов к присяге под мирным договором. Получив в подарок «скору, челядь и воск», они вернулись на родину. Возвращать­ся послы должны были в теплое время года, так как основной способ сообщения Руси с Византией был водный. Далее в летописи появляется указание «и приспе осень».

По осени Игорь начал собираться к древлянам, «хотя промыслити большую дань». Но под предшествующим сбору дани годом описан поход русов на Византию. Древлян в составе русской армии не было, т.е. во время похода они были от Руси независимыми.

Сбору дани должно было предшествовать покорение древлянской терри­тории. Это событие могло произойти не ранее летописного похода 6452 г. и не позднее весны 944 г., так как летом 944 г. русы уже воевали в Закавказье. «Повесть временных лет» подобной русско-древлянской войны не знает. Но, судя по всему, описание интересующего нас покорения древлян мы имеем в летописных статьях 6421 и 6422 гг.!

Деревляне затворишася от Игоря по Ольговѣ смерти...

Иде Игорь на деревляны, и победивъ а, и возложи на нь дань болши Олговы. (13,23‒24)

История подчинения русами древлян насчитывает три этапа. Вначале древляне вошли в державу Олега Вещего, но после его гибели обрели самостоятельность. За год до сбора дани, т.е. в 943 г., Игорь двинулся на Византию. Ромеям удалось откупиться. С этим неожиданно высвободив­шимся войском великий князь, видимо, и вернул Деревскую землю под русскую руку. Осенью следующего года он отправился в эту землю за данью, но был убит. Прибывшие из Закавказья русы обрушились в 945 г. на восставших в очередной раз древлян и окончательно подчинили своей власти это непокорное племя.

В летописи главной причиной древлянского бунта названо увеличение дани. Вина за случившееся событие целиком возложена на русского князя, якобы проявившего неумеренную жадность. В первоначальном же рассказе увеличение дани объяснялось отпадением по смерти Олега Древлянской земли от Руси и служило наказанием за нелояльность. Редактирование текста, в результате которого произошло очернение образа Игоря, явно осуществлялось при участии какого-то древлянского доброхота.

В рассказе о заговоре древлян нет никаких намеков на их желание открыто выступить против русов. Они хотели не битвы с князем, а его убийства: «аще не убьем его и вся ны погубить». В соответствии со своим намерением заговорщики вышли из города «и убиша Игоря и дружину его». О каком-либо сражении и здесь ничего не говорится. Поражение в открытом бою было бы отмечено анонимным редактором, так как подобный поединок в средневековье рассматривался как суд Божий. Честная победа оправдывала бы действия древлян. Следовательно, великий князь не пал на поле брани, а был погублен каким-то иным способом.

В летописях участие деда Владимира Святого в древлянском восстании тщательно скрывается. У погибшего Мала был сын Добрыня, потомки которо­го занимали на Руси важные посты новгородских посадников, киевских тысяцких. Этот могущественный боярский род не был заинтересован в отождествлении своего предка с убийцей великого князя. Его представи­тели проявляли интерес к летописанию. Вот что, например, сообщается о киевском тысяцком Яне, т.е., выражаясь современным языком, генерал- губернаторе столичного города:

В се же лѣто (1106 г. - В.Г .) преставися Янь, старець добрый, живъ лѣт 90, въ старости мастите; жив по закону Божью, не хужъши первых праведникъ. У него же и азъ многа словеса слышах, еже и писах въ летописании сем, от него еже слышавъ. (18,102)

В летописных статьях 6453‒6454 гг. упоминается Свенельд, отец Мстишин. Он назван воеводой великой княгини. В описании сражения с древлянами появление его имени имеет характер позднейшей вставки. Свенельду и Асмуду приписано обращение к дружине перед битвой. Судя по контексту, первоначально к дружине обращался один кормилец Асмуд, чей юный воспитанник начал битву. Еще Шахматов отмечал, что перед этим обращением слово «рече» стоит в единственном числе. (14,63) По каким-то причинам неизвестный редактор счел необходимым ввести Свенельда в число организаторов разгрома древлян.

Свенельд на страницах истории появляется и позднее. Он упоминается в тексте русско-византийского мирного договора и возглавляет возвращав­шуюся с русско-византийской войны армию. Назван он при этом «воевода отен», т.е. отцов.

Свенельд, судя по всему, не мог быть воеводой Игоря. В тексте договора Игоря с византийцами среди имен русской правящей элиты имя Свенельд отсутствует. Не был он воеводой Святослава и в начальный период русско-византийских войн на Балканах. Лев Диакон оставил их подробное описание. Среди предводителей войска русов вторым по досто­инству после Святослава называется Икмор, третьим - Сфангел. (8,76‒73) По мнению Льва, Икмор и Сфангел пали в боях. Но если о гибели Икмора рассказывается достаточно подробно и приводится имя поразившего его воина, то о кончине Сфангела сообщается бегло. Этот историк систе­матически преувеличивал успехи своих соотечественников. Известие о смерти Сфангела, видимо, было одним из таких преувеличений. Учитывая близость звучания имен Свенельд (вариант Свингельдъ) и Сфангел, а также тенденциозность Льва, оба имени следует отнести на счет одного лица. По всей видимости, Свенельд в воеводы Святослава был произведен по смерти Икмора.

Сын Святослава Великого, Олег, убил сына Свенельда, Люта. Воевода Святослава возненавидел убийцу и постоянно подбивал великого князя Ярополка отобрать у брата удел. Через два года уговоры увенчались успехом и в междоусобице Олег пал у стен города Вручего. вдохновителем распри между Рюриковичами был Свенельд.

В былинах о Вольге и Микуле Селяниновиче Шахматовым справедливо усматриваются отголоски исторического противостояния Свенельда и Олега Святославича. (26,11) Получается, что образ былинного Микулы вобрал в себя черты как Мала, так и Свенельда.

Сбору дани с древлян предшествовал совет великого князя со своей дружиной:

В се же лѣто рекоша дружина Игореви: «Отроцы Свѣньлжи изодѣлися суть оружьемъ и порты, а мы нази; и поиди, княже, с нами в дань, да и ты добудеши и мы». (18,23)

Согласно этому сообщению, Свенельд не мог быть воеводой Игоря, так как в противном случае он стоял бы во главе дружины. Но кем же был этот Свенельд, богатству которого завидовало войско Игоря, и почему оно уговорило великого князя идти не в вызвавшую зависть область, а в древлянские владения Мала?

В Новгородской 1-й летописи рассказывается о покорении Игорем уличей и древлян. Русские войска три года осаждали столицу уличей

Пересечень, а затем вдруг отказались от плодов своей победы и отдали право взимания с них дани «воеводе» Свенельду. Покорение древлян завер­шилось тем же. А собственная дружина столь щедрого правителя Руси оказалась в бедственном положении. Вся эта фантастическая картина гово­рит о том, что среди новгородских летописцев у Свенельда были большие поклонники.

Согласно новгородской летописи, перед гибелью Игоря древлянами правил Свенельд. Уговоры дружины приобретают искомую логику. Именно с древлянских владений Свенельда, только что покоренных русскими войска­ми, должен был начаться сбор дани в 944 г.

Наивные ухищрения древних шифровальщиков были давно изобличены русскими историками, отождествившими правителя Древлянской земли со Свенельдом. (25,365 и 16,71) Но тут возникает новая сложность. В лето­писи правителем древлян и предводителем их бунта назван Мал. Вроде бы Мал и Свенельд - имена одной и той же личности. Но Мал погиб от русских мечей, а Свенельд известен и позднее древлянского восстания.

Свенельд назван отцом Мстиши, т.е. Мала. Если мы поверим этому указанию, то окажется, что в 944 г. Свенельд имел взрослого сына, которого пережил по крайней мере на 33 года. Несколько десятилетий отец Мала провел в безвестности, пока, в возрасте ок. 70 лет, не получил звания воеводы за свои богатырские подвиги в войне с ромеями.

Если мы предположим, что Мстиша был отцом Свенельда, а затем это указание было слегка подправлено неизвестным редактором, то получим пусть и не столь романтичную, но зато более логичную версию событий. Воевода Святослава Свенельд приходился сыном погибшему древлянскому князю. Мстиша было прозвищем древлянского мятежника, личное же его имя было также Свенельд. Назовем его Свенельдом Старшим. Идентичность имен отца и сына привела со временем к слиянию их образов как в летописи, так и в былинах. При этом образ исторического Свенельда Старшего рас­пался на два самостоятельных летописных персонажа. Один, под именем Мал, погибает, а другой, слившийся с образом Свенельда Младшего, благо­получно живет еще много лет.

Свенельд Младший имел сына Люта. Лют погиб молодым. Если у Све­нельда и остались потомки, то они на страницах летописи ничем себя не обозначили. Но кто в этом случае выступал в роли ходатая, доказывавшего летописцам непричастность Свенельда к восстанию? И почему было скрыто родство Свенельда с Добрыней, Малушей и Владимиром Святым?

Имя Свенельд норманисты выводят из германского имени Свейналдр. (22 и 24) В данном случае они правы, с тем лишь уточнением, что исход­ной формой летописного имени служило имя Свейнгольд (Свейнгельд).

Былинный Никита Залешанин имел сестру Мальфред Мистиничну. (17,19) С учетом слияния в былинной традиции образов двух Свенельдов, Мальфред необходимо признать сестрой Свенельда Младшего. Мальфред - германское имя. Получается, что Мал имел двух детей со славянскими именами, Малуша и Добрыня, и двух с германскими - Мальфред и Свенельд. Но тогда почему же в былинном эпосе не отразился Свенельд Младший, произведенный в воеводы за доблесть в войне с ромеями, и встречается Мальфред, а не Малуша - мать героя эпического сказания Владимира Святого?

Летописи не знают у Добрыни и Малуши братьев и сестер, из чего можно сделать вывод о том, что Добрыня имел германское имя Свенельд, а Малуша - Мальфред. На то, что Малуша имела второе имя Мальфред, указы­вал, например, все тот же Шахматов. В роду Рюриковичей было в обычае давать имена в честь своих предков. В «Повести временных лет» под 6508 г. сообщается, что преставилась Мальфрид. Характер летописного сообщения не оставляет сомнений в принадлежности Мальфрид к великокня­жеской фамилии.

Появление у исторических персонажей в славянской среде наряду с германскими именами славянских имен легко объяснимо. Свенельд Старший, например, закрепился в народном сознании под вошедшими в состав славян­ского именника именами Микула и Никита.

Расщепление образа дяди Владимира на два самостоятельных лето­писных персонажа - Добрыню и Свенельда - следует связать с двумя основ­ными причинами. Попытки доказательства непричастности Свенельда к вос­станию говорят о том, что была жива и иная традиция, сохранявшая память о Свенельде - убийце Игоря. В этом случае причисление к Свенельдичам ставило потомков Добрыни в не очень удобное положение. Наряду с этим и сам Свенельд Младший был повинен в гибели представителя русского вели­кокняжеского дома, Олега, что также не украшало боярский род Добрыничей.

Германский именник Свенельдичей позволяет наметить путь сужения круга прозвищ их родоначальника. В древнескандинавской географической традиции известна область Маркланд. Локализуют ее в Северной Америке. (13,211) Переводится это название как «лесная страна» (от «mork» - «лес»). В «Гренландской песни об Атли» и «Песни о Хледе» в связи с Днепром упоминается лес Мюрквид (буквально «темный лес»), с тем же «лесным» корнем. (2)

В одной из летописей Свенельд Старший, как уже отмечалось, считал­ся потомком Дира. Дира летописцы причисляли к варягам, т.е. германцам. Следовательно, именник Свенельдичей был связан с их германским проис­хождением.

В германских языках прозвищу Свенельда Лесной соответствуют слова с корнем «мюрк» («марк»). Имя Мюрквид должно было по-разному прелом­ляться и осмысляться в балтской, финской и славянской стихиях. Среди балтов этот корень мог переиначиться на более привычный для их слуха лад и принять форму Малк. Имя Мальдит, бытовавшее в негерманской среде, генетически также могло восходить к имени Мюрквид. Цветовая окраска этого имени близка значению финского слова «musta». Имя Мстиша очень похоже на финскую кальку с германского имени. В свою очередь прозвище Селянинович является славянским переводом финской формы. Из гипотети­ческой первоосновы Мюрквид возможно выведение почти всех прозвищ Све­нельда Старшего.

В Киеве Никиту звали Залешанин, т.е. «залесский». Залесскими землям в древности называли территорию Владимиро-Суздальской земли. Самый знаменитый лес древнейших летописных известий - Волоковский. Если мы станем ориентироваться на него, то родину Никиты будем вынуждены искать к северу или северо-востоку от истоков Днепра.

Первоначальную былинную форму прозвища Никиты некоторые исследова­тели восстанавливают как Заолешанин. (17,19) Нижнеднепровский город Олешье в летописях упоминается под 6592 г. (1084 г.). В сочинении ал-Идриси его имя звучит как Алеска. (19,31) На современных картах близ древнего города сохранилось название Алешкинские пески. Оснований свя­зывать происхождение Свенельда Старшего с низовьями Днепра мы не имеем. Но между гипотетическим прозвищем Заолешанин и названием Олешье какие-то генетические связи могли быть.

Трем историческим древлянским городам, Искоростеню, Вручему и Любечу, в былинах соответствуют Коростень, Кручей и Ореховец. Сравнение обоих списков показывает, что Любечу тождествен былинный Ореховец. Названию Ореховец, судя по звучанию имени Любеч, предшествовала форма Олеховец. По звучанию прозвище Заолешанин близко этой предполагаемой форме.

Имя Олешье близко слову «ольха», Ореховец - слову «орех». Отличные между собой формы бытования в славянской среде одного и того же имени говорят о том, что первоначально оно не принадлежало славянской речи и по-разному осмысливалось в разных местах. Объединение разных форм имени дает нам гипотетическое исходное имя Олюбеч (Алюбеч) или Алюбеска. Средневековые источники на интересующей нас восточноевропейской терри­тории знают только одно подобное название - Алаборг (Alaborg, Aluborg), которое и следует признать наиболее вероятной исходной формой имени Любеч. (4,234)

В «Саге о Хальвдане сыне Эйстейна» Алаборг упоминается в связи с событиями, происходившими в Ладоге. (3) Видимо, Алаборг этой саги лежал значительно севернее летописного Любеча. Но для нас представляет инте­рес само присутствие германского названия Любеча-Алаборга на землях Свенельда Старшего. Это присутствие поднимает проблему происхождения названий и двух других древлянских городов. Так как Вручий и Искоростень явно не славянские имена, имеет смысл обратиться к германской речи.

У средневековых германцев в названия городов часто входили слова «by», «stadr», «borg». (20,146) У готов слово «город» звучало как «baurgs». (5,45) Имя Вручий, видимо, восходит к слову «борг» или «баургс».

Тексты скандинавских саг знают город Дампарстадир, т.е. «город на Днепре». (4,231) В состав этого имени входит корень «стадр». Конечная часть имени Искоростень, возможно, также восходит к этому корню.

Под 6600 г. (1092 г.) в летописях сообщается о том, что город Полоцк наводнили бесы. Жители, встречавшиеся с ними, были невидимо уязвляемы и погибали. Поветрие это затронуло обширные территории, так как началось от города Друцка. В отличие от современных, древние бесы не назывались «демократами». «Навье ест полочан», - сокрушался летопи­сец.

Название древних бесов не что иное, как готское слово «naweis», т.е. «мертвецы». (5,64) Германцы в Полоцке известны. При Владимире Святом этим городом правил Рогволод, «пришедший из-за моря». О нацио­нальности Рогволода ничего не сообщается, но всех заморских находников автор «Повести временных лет» считал варягами, т.е. германцами.

Сколь-нибудь существенного количества скандинавских древностей в Полоцке не обнаружено. Либо заморских переселенцев было немного, либо Рогволод был аборигенным германцем. Широкое употребление готского слова предполагает значительное количество германоязычного населения. Его появление затруднительно связать с приходом дружины Рогволода. Летопис­ный рассказ скорее свидетельствует о том, что во время его написания автохтонные германцы жили в районе Полоцка, входившего в государство Свенельда Старшего или граничившего с этим государством.

В XVI в. литовцы называли белорусов именем «гуды». Это имя исследователями связывается с именем «готы». (5,7) Следовательно, сла­вянское население на территории Белоруссии сменило более древних гер­манцев.

Наличие в регионах, прилегающих к Древлянской земле, готов-туземцев позволяет вернуться к этимологии имени «древляне». Вывод его из славянской речи сталкивается со сложностями. Готы же называли лесных жителей тервингами (буквально «обитатели лесов»). (5,9) Видимо, имя «древляне» появилось в результате славянского переосмысления готского слова.

Древлянская история предстает перед нами в виде переплетения сла­вянских, балтских и германских элементов. В эпоху Игоря Старого населе­ние Древлянской земли было разнородным. Тем не менее суждение Льва Диакона о том, что князь погиб в земле германцев, следует признать не совсем беспочвенным.

Киев был центром летописных полян. Поляне хранили предания о своем древнем противоборстве с древлянами. Согласно одному из этих преданий, легендарный Кий основал город для защиты от древлян, а впоследствии в войне с ними пал и сам Кий, и весь его род. У жителей Северской земли также сохранялась память о борьбе с древлянами легендарного основателя города Чернигова. (16,45‒46)

Антропологи отмечают, что на Полянской территории в X‒XI вв. резко изменился состав населения. Преобладавший здесь ранее подлинно­головый антропологический тип был близок антропологическому типу обита­телей Древлянской земли. Летописные же поляне имели подкороткоголовые черепа, аналогичные черепам современных им жителей округи Чернигова. Данные антропологии также говорят в пользу того, что древлян потеснили новопоселенцы.

В «Повести временных лет» нет никаких намеков на существование на территории Руси каких-либо государств докиевской эпохи. Возникновение мощного феномена Киевской Руси довольно неожиданно, т.к. древним вос­точным славянам ни особенных государственных навыков, ни высокого уров­ня культуры учеными, как правило, не приписывается. Парадокс Руси привел к появлению целой серии теорий, объясняющих проблему привнесени­ем начатков цивилизации извне некими героями-культуртрегерами.

Не покушаясь в целом на роль и значение всяких-разных богоизбран­ных народов, сегодня можно утверждать, что их привлечение в русские дела - без надобности. Славянские строители Руси имели развитые госу­дарственные навыки еще в лоне мощной салтовской культуры. В местах своей новой родины они столкнулись с крупными державами, воздвигнутыми усилиями германцев, балтов, гуннов и других аборигенов. Включение этих держав в восточнославянское государство и позволило в короткий срок воздвигнуть грандиозную русскую постройку, занявшую территорию от Бал­тийского до Черного моря.

В истории обретения восточными славянами земли обетованной име­лись острые сюжеты. Для своего становления русское царство наряду с мирной колонизацией использовало и непобедимых воинов. Многие земли брались с меча. Сколько было надобно, столько и брали.

Новые территории присоединялись зачастую в бою и обильно полива­лись русской кровью. Но затем на них воцарялись длительный мир и спо­койствие. По сравнению с иными многоплеменными державами, Руси была присуща удивительная внутренняя прочность. Ее правителям удалось отыс­кать чудесный рецепт духовного снадобья, залечивавшего противоречия различных вер, культур, обычаев. Преисполненное магнетизма имя Русь собрало племена в единый организм исполинской силы, и понять природу этой силы можно, только исследовав все ее составляющие.

Наследники некогда сходившихся в смертельном единоборстве племен обрели в русском доме общую отчизну. Потомки готов, стоя плечом к плечу с исконными славянами, били псов-рыцарей на Чудском озере, а потомки гуннов разили налезавших на русское порубежье хищников из Великой степи. На том Русь и стояла.

Список использованной литературы

  1. Атлас мира. Под ред. А.Н. Баранова. М., 1954.
  2. Беовульф . Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975.
  3. Глазырина Г.В. Alaborg «Саги о Хальвдане сыне Эйстейна». К истории русского Севера. - В кн.: Древнейшие государства на территории СССР. 1983. М., 1984.
  4. Глазырина Г.В. География Восточной Европы в сагах о древних временах. - В кн.: Древнейшие государства на территории СССР. 1986. М., 1988.
  5. Гухман М.М. Готский язык. М., 1956.
  6. Иловайский Д.И. Вероятное происхождение св. княгини Ольги и новый источник о князе Олеге. М., 1914.
  7. Константин Багрянородный . Об управлении империей. М., 1989.
  8. Лев Диакон . История. М., 1988.
  9. Лемхенас X . Русско-литовский словарь. Вильнюс, 1955.
  10. Леонид . Откуда родом была св. великая княгиня русская Ольга? - В кн.: Русская старина, т.59. СПб., 1888.
  11. Литаврин Г.Г . О датировке посольства княгини Ольги в Констан­тинополь. - В кн.: История СССР. М., 1981, № 5.
  12. Мельникова Е.А . Древнескандинавские географические сочинения. М., 1986.
  13. Насонов А.Н. «Русская земля» и образование территории древне­русского государства. М., 1951.
  14. Нерознак В.П. Названия древнерусских городов. М., 1983.
  15. Пархоменко В.А . У истоков русской государственности. Л., 1924.
  16. Повесть временных лет, ч. 2. М.-Л., 1950.
  17. Полное собрание русских летописей, т. 38. Радзивиловская лето­пись. Л., 1989.
  18. Рыбаков Б.А . Русские земли по карте Идриси 1154 г. - В кн.: Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института Истории Материальной Культуры, вып. 43. М., 1952.
  19. Рыдзевская Е.А. Древняя Русь и Скандинавия в IX‒XIV вв. М., 1978.
  20. Серебрянский Н. К вопросу о времени возникновения Пскова. Псков, 1907.
  21. Томсен В. Начало русского государства. М., 1891.
  22. Фасмер М . Этимологический словарь русского языка, т. 2. М., 1967.
  23. Фасмер М . Этимологический словарь русского языка, т. 3. М., 1971.
  24. Шахматов А.А . Разыскания о древнейших русских летописных сво­дах. СПб., 1908.
  25. Шахматов А . Мстислав Лютый в русской поэзии. - В кн.: Сборники Харьковского Историко-филологического Общества, т. XVIII. Харьков, 1908.
  26. Якубовский А.Ю. Ибн-Мискавейх о походе русов в Бердаа в 332 г. = 943/944 г. - В кн.: Византийский временник, т. XXIV. Л., 1926.

Древляне.

Восточнославянское племя, обитавшее в украинском Полесье, Житомирской обл и на западе Киевской области. С востока их земли ограничивал Днепр, а с севера Припять, за которой жили дреговичи. Окончательно вошли в состав Киевской Руси при Ольге в 946 году.

VI век - 884 год.

912 год - 946 год

Язык(и)Древнерусский язык

СтолицаИскоростень

Преемственность: Произошли отДулебов, перешли в Киевскую Русь

Имя древляне, по объяснению летописца, дано им потому, что они жили в лесах. Летописи говорят о происхождении древлян, наряду с дреговичами, полянами (днепровскими), и кривичами (полочанами), от племен белых хорватов, сербов и хорутан, пришедших в VI-VII веках.

Период самостоятельности

Описывая нравы древлян, летописец выставляет их, в противоположность их современникам полянам, народом крайне грубым: «живяху скотьски, убиваху друг друга, ядяху все нечисто, и брака у них не бываще, но умыкиваху у воды девица». Ни археологические раскопки, ни данные, заключающиеся в самой летописи, не подтверждают такой характеристики. Из археологических раскопок в стране древлян можно заключить, что они обладали известной культурой. Установившийся погребальный обряд свидетельствует об определенных религиозных представлениях о загробной жизни. Отсутствие оружия в могилах свидетельствует о мирном характере племени; находки серпов, черепков и сосудов, железных изделий, остатков тканей и кож указывают на существование у древлян хлебопашества, промыслов гончарного, кузнечного, ткацкого и кожевенного; множество костей домашних животных и шпоры указывают на скотоводство и коневодство; множество иноземных изделий из серебра, бронзы, стекла и сердолика указывает на существование торговли, а отсутствие монет дает повод заключить, что торговля была меновой.

Политическим центром древлян в эпоху их самостоятельности являлся город Искоростень, позже центр этот, по-видимому, сместился в город Овруч.

К. В. Лебедев. Князь Игорь собирает дань с древлян в 945 году

По сказанию летописи, в давние времена древляне обижали своих соседей полян; но уже Олег (882-912) подчинил их Киеву и наложил на них дань. В числе племен, подчинённых Олегу и участвовавших в походе его на греков, упоминаются и древляне; но они покорились не без упорной борьбы. По смерти Олега они сделали было попытку освободиться; князь Игорь победил их и наложил на них еще большую дань.

При попытке киевского князя Игоря собрать повторную дань с древлян (945) те возмутились и убили князя. Вождь древлян Мал предпринял попытку посвататься к вдове Игоря, княгине Ольге, но та, движимая чувством мести, обманом убила Мала и его сватовское посольство, заживо закопав в землю. После этого Ольга вместе с малолетним сыном Игоря Святославом пошла войной на древлян и разгромила их. Вдове Игоря, Ольге, летопись приписывает окончательное подчинение древлян.

Святослав Игоревич посадил (970-977) в Древлянской земле своего сына Олега. Владимир Святой (ок. 960-1015), раздавая волости своим сыновьям, посадил (ок. 990-1015) в Древлянской земле Святослава, который был убит (1015) Святополком Окаянным. Со времени Ярослава Мудрого (1016-1054) Древлянская земля входит в состав Киевского княжества.

Антонович В. Б. «Древности Юго-Западного края. Раскопки в стране древлян» («Материалы для археологии России», № 11, СПб., 1893).

Белорусы - статья из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона

ЛѢТОПИСЬ ПО ЛАВРЕНТЬЕВСКОМУ СПИСКУ

Соловьев С. М., История России с древнейших времен.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб.: 1890-1907.