Довлеет дневи злоба его источник. Довлеет дневи злоба его. Свт. Иоанн Златоуст

Из книги Самый большой дурак под солнцем. 4646 километров пешком домой автора Рехаге Кристоф

Злоба Телефон звонит, за окном светло, а часы показывают почти одиннадцать. Неужели я действительно так долго проспал? Еще не проснувшись окончательно, я хватаю трубку и узнаю, что через полчаса я должен освободить комнату. В противном случае мне придется платить еще за

Злоба дня

Из книги Мамонты [Книга очерков] автора Рекемчук Александр Евсеевич

Злоба дня Актовый зал киевского Института инженеров гражданской авиации был набит под завязку, ни одного свободного места.Даже зная накал страстей, вызревших к лету девяностого - последнему лету в канун революционных перемен, - я не мог себе представить, что столько

Честная злоба и злоба лживая

Из книги Без зла в себе автора Виилма Лууле

Честная злоба и злоба лживая Всем нам известно, как ведет себя озлобленный человек. Лишь общественное осуждение принуждает его держаться в рамках приличия, обуздывая свой норов. Подавляемая злоба теряет остроту и ясность, ее губительная сила становится медленной и

Злоба дня

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Злоба дня Из Библии (церковно-славянский текст). Евангелие от Матфея (гл. 6, ст. 34): «...Довлеет дневи злоба его».Глагол «довлеет» означает «достаточно», «довольно», слово «злоба» - «забота», «интерес», «задача» и т. д.Стих 34 в переводе на современный русский язык: «Итак не

Злоба

Из книги Душевный свет автора Виилма Лууле

Злоба Независимо от того, злой ли я человек если ко мне относятся плохо, злятся в моем присутствии, я боюсь злых людей, не выношу = ненавижу злых и т. д. - во мне зреет стресс злобы.Наличие злобы притягивает к себе злобу, и злоба растет.I стадия - паническая злоба.1. Страх

Злоба

Из книги Кожные болезни и аллергия автора Виилма Лууле

Злоба

Из книги Женские болезни автора Виилма Лууле

Злоба Повторим вкратце действие стрессов:– Страх меня не любят блокирует разум, и человек видит все в противоположном свете. Страх притягивает к себе плохое.– Чувство вины делает человека слабым, оно вызывает лавину стрессов.– Злоба уничтожает.Все это – стрессы,

Злоба

Из книги Болезни позвоночника и суставов автора Виилма Лууле

Злоба Повторим вкратце действие стрессов:– Страх меня не любят блокирует разум, и человек видит все в противоположном свете. Страх притягивает к себе плохое.– Чувство вины делает человека слабым, оно вызывает лавину стрессов.– Злоба уничтожает.Все это – стрессы,

Злоба

Из книги Болезни пищеварительной системы автора Виилма Лууле

Злоба Повторим вкратце действие стрессов:– Страх меня не любят блокирует разум, и человек видит все в противоположном свете. Страх притягивает к себе плохое.– Чувство вины делает человека слабым, оно вызывает лавину стрессов.– Злоба уничтожает.Все это – стрессы,

Злоба

Из книги Болезни нервной системы автора Виилма Лууле

Злоба Повторим вкратце действие стрессов:– Страх меня не любят блокирует разум, и человек видит все в противоположном свете. Страх притягивает к себе плохое.– Чувство вины делает человека слабым, оно вызывает лавину стрессов.– Злоба уничтожает.Все это – стрессы,

Злоба

Из книги Главная книга о здоровье автора Виилма Лууле

Злоба Повторим вкратце действие стрессов:– Страх меня не любят блокирует разум, и человек видит все в противоположном свете. Страх притягивает к себе плохое.– Чувство вины делает человека слабым, оно вызывает лавину стрессов.– Злоба уничтожает.Все это – стрессы,

Злоба

Из книги Большая книга о здоровье автора Виилма Лууле

Злоба Повторим вкратце действие стрессов:– Страх меня не любят блокирует разум, и человек видит все в противоположном свете. Страх притягивает к себе плохое.– Чувство вины делает человека слабым, оно вызывает лавину стрессов.– Злоба уничтожает.Все это – стрессы,

Злоба

Из книги Язык любви, счастья и понимания автора Виилма Лууле

Злоба У злобы различают следующие стадии развития: Паническая злоба 1. Ее действие хорошо заметно у современных детей, которые, видя родительскую злобу, неудовлетворенность, ссоры и т. д., видя, как уничтожается наивысшая ценность на свете – любовь, пытаются спасти то,

Злоба

Из книги Тайное значение денег автора Маданес Клаудио

Злоба Отчаяние, вызванное тем, что человека недооценивают и он не имеет возможности помогать родителям, обычно порождает злобу и жестокость. Брюс многократно прибегал к насилию, используя его против других людей и себя самого. Ему было крайне необходимо научиться

Хорошая злоба и плохая злоба

Из книги Оставаться или идти автора Виилма Лууле

Хорошая злоба и плохая злоба Злоба является хитрым стрессом. Например, злоба на конкретного человека хорошо понятна всем. Но злоба на ситуацию, на проблему, на помеху вызывает в душе смятение. Когда я говорю, что и это – злоба, то иной человек впадает в задумчивость. Сам бы

Довлеть: довольно, полно, достаточно (Даль, довлити) См … Словарь синонимов

Ср. Год на год, век на век не подходят. Всякому времени довлеет злоба его. Тогда надо было кабалу, теперь другое дело... Мельников. На горах. 1, 10. Ср. Не те нынче времена настали: иная злоба довлеет дню... Данилевский. Девятый вал. 1, 4. Ср. И… …

довлеет дневи злоба его - Довлее/т дневи (дню) злоба его Хватает на каждый день своей заботы (из евангельского текста) … Словарь многих выражений

Из Библии (церковно славянский текст). Евангелие от Матфея (гл. 6, ст. 34): «...Довлеет дневи злоба его». Глагол «довлеет» означает «достаточно», «довольно», слово «злоба» «забота», «интерес», «задача» и т. д. Стих 34 в переводе на современный… … Словарь крылатых слов и выражений

ЗЛОБА, злобы, мн. нет, жен. Чувство гневного раздражения, недоброжелательства против кого нибудь. Испытывать злобу. Питать злобу против кого нибудь. Дышать злобой. Злоба так и душила его. Сказать что нибудь со злобой. ❖ Злоба дня (книжн.) то, что … Толковый словарь Ушакова

См. вражда, гнев выместить злобу, гореть злобой, довлеет дневи злоба его, излить злобу, сорвать злобу, таить злобу... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. злоба вражда, гнев,… … Словарь синонимов

- (иноск.) вопросъ, служащій предметомъ оживленныхъ, ожесточенныхъ споровъ (собств. вседневныя заботы). Ср. Мать хотѣла найти человѣка, который могъ бы сколько нибудь ознакомить княжну съ русскою литературою разумѣется, исключительно хорошею, т. е … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

- (иноск.) вопрос, служащий предметом оживленных, ожесточенных споров (собств. вседневные заботы) Ср. Мать хотела найти человека, который мог бы сколько нибудь ознакомить княжну с русскою литературою разумеется, исключительно хорошею, т.е.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Злоба дня - крыл. сл. Выражение употребляется в значении: интерес данного дня и вообще данного времени, волнующий общество. Возникло из Евангелия (см. «Довлеет дневи злоба его») … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

История церковнославянизмов в русском литературном языке мало изучена, хотя церковнославянской стихии в дореволюционной русской филологии придавалось очень большое значение как предмету исследования. Само понятие «церковнославянизма» остается до… … История слов

Книги

  • Хронология идиотизма, или Дорога к гибели , Адам Бен-Исраэль. У этой книги несколько свойств, которые должны обеспечить ей интерес читателей. Обычно читатель предпочитает либо "нетленку", либо короткоживущие репортажи. В данном случае мы имеем дело,…
  • Ежедневные заботы: Памфлеты, повести-хроники , Александр Кривицкий. "Довлеет дневи злоба его", что означает каждому дню хватает своих забот. Дни складываются в недели, месяцы, в годы, и ежедневные заботы людей, поставленные в бесконечный ряд с другими,…

Это фраза завершает шестую главу Евангелия от Матфея, в которой излагается учение Христа. В последних стихах главы речь идёт о том, что верующий человек должен во всем полагаться на Господа и, в частности, не заботиться о завтрашнем дне, потому что для каждого дня достаточно забот этого дня. Именно это и выражается фразой, вынесенной в заголовок.

На первый взгляд, она может показаться непонятной. Точнее, понятным окажется только местоимение «его». Но если взять в руки словарь церковнославянского языка, без которого не обходится ни один наш выпуск, посвящённый церковнославянизмам, и подумать, то окажется, что нам понятно и словоформа «дневи»: это дательный падеж слова «день» (на современном русском – «дню»). Смотрите, если сравнить прилагательные от слова «день», с одной стороны, «дневной» или «двухдневный», а с другой, – «день деньской», то легко заметить, что в последнем суффикс –ск(ой) присоединяется к корню «день», а в первых двух между корнем и суффиксом –н(ый) обнаруживаем «вставочку» -ев. Вот она присутствовала и в склонении слова в церковнославянском.

Вот что получается: злоба дня – это заботы этого дня, насущные потребности, требующие немедленного удовлетворения (так толкует современный словарь русского языка). Отсюда известные нам выражение «на злобу дня» и «злободневный» – это то, что представляет наибольший интерес, наиболее важно именно сегодня. Иначе говоря, актуальное.

Остаётся понять глагол «довлеть». Он и означает «быть достаточным». Вспомним книжное слово «самодовлеющий» – означает то же, что самодостаточный.

Возвращаясь к смыслу евангельской истины, можно сказать, что она учит решать прежде всего насущные проблемы, составляющие злобу дня, а не переноситься в своих мечтах в день завтрашний.

А о глаголе «довлеть» стоит сказать особо. Он вошёл в словарь современного русского языка, и довольно часто используется. Но в каком-то особом значении, которое можно сформулировать как «давить, подавлять, господствовать, преобладать». И рядом с ним обычно стоит предлог «над» – над чем. Не буду приводить примеров, хотя такое употребление столь массовое, что уже словари соглашаются с этим и приписывают глаголу второе значение. Но не пойму, честное слово: если надо сказать «господствует», зачем использовать глагол «довлеть». Тем более помня, что он церковнославянский, а с таковыми надо обращаться осторожно, как я пытаюсь показать в каждом выпуске этой серии.

Итак, евангельское высказывание «довлеет дневи злоба его» оказалось весьма цитируемым в русских текстах. Кроме того, из него в русский язык вошли выражения «на злобу дня», «злободневный» и «довлеет». Но вот что удивительно: последнему не повезло, его стали использовать в иных смыслах и с иным грамматическим окружением. И хотя трудно спорить с тем, что язык меняется и слова переосмысливаются, в этом случае всегда призываю: лучше обходиться без этого глагола, оставив его для библейских цитат.

Ведь нам довлеет современный русский словарь, в котором нашли место и многочисленные правильно понятые церковнославянизмы.

Фото Галины Варламовой (сообщество

Павел Басинский, литературовед, автор книг о семье Льва Толстого: «Лев Толстой: бегство из рая» (2010), Святой против Льва (2013), Лев в тени Льва (2015), все – в Редакции Елены Шубиной. ФОТО Редакция Елены Шубиной/аст

«Эта фраза поразила меня дважды. Первый раз, когда я узнал, что она означает. «Злоба» – это забота, «довлеть» – значит не доминировать, а «достаточно». По-русски будет «Довольно для каждого дня своей заботы». Теперь, читая – и довольно часто! – что над кем-то что-то «довлеет», я усмехаюсь: вот какой я умный!

Второй раз эти слова поразили меня, когда я понял их смысл. Мы ведь живем начерно: все у нас впереди, все будет завтра, а сегодня мы только готовимся жить. И это глубоко неправильно. Говорят, в ванной одного китайского императора была надпись: «Каждый день рождайся заново». Пришел день, началась жизнь. Но и пришла своя забота, то, что нужно решать сегодня. Не откладывай, но и не переживай, если не успел: с утра родишься, и опять будет забота. Ничего мудрее этой мысли я пока в своей жизни не нашел».

Евангелие от Матфея, 6:34

Читайте также

Пять уроков жизни от Маленького принца

Мы выбрали пять уроков жизни, польза от которых теперь доказана психологической наукой.

ЗЛОБОДНЕВНЫЙ

История церковнославянизмов в русском литературном языке мало изучена, хотя церковнославянской стихии в дореволюционной русской филологии придавалось очень большое значение как предмету исследования. Само понятие «церковнославянизма» остается до сих пор недостаточно определенным и дифференцированным. Разные хронологические пласты церковнославянизмов в составе русского литературного языка (в особенности нового периода) исторической лингвистикой почти вовсе не разграничены. Принципы семантического использования церковнославянизмов в разных стилях и в разные эпохи не описаны и даже не открыты. Именно вследствие этой семантической нерасчлененности разных типов церковнославянизмов, самый термин «церковнославянизм» в наше время иногда кажется предосудительным, иногда в него вкладывается чересчур широкое и общее содержание. С точки зрения современного литературного языка этот термин в большинстве случаев осмысляется в этимологическом плане. Он обозначает или источник, откуда то или иное слово, а обычно даже не слово, а его составные части вошли в национальный русский литературный язык, или же очерчивает основную область древнего применения слова. Во всяком случае, по большей части, он говорит об этимологии или о морфологической природе слова, но не об его семантической или стилистической истории и даже не о времени и среде возникновения самого данного слова.

Так, многие элементы церковнославянского языка послужили в русском литературном языкеXVIII – XX вв. средством выражения передовой, революционной идеологии. Достаточно сослаться на роль славянизмов в языке Радищева, в языке декабристов и особенно в языке разночинно-демократической радикальной интеллигенции второй половины XIX в.

В ряду слов, образовавшихся на основе церковнославянской лексики и фразеологии в серединеXIX в., находится и слово злободневный . Оно представляет собою имя прилагательное к церковнославянскому выражению злоба дня . Это выражение, как часть библейской цитаты, вошло в историю русского языка вместе с церковнославянским переводом Евангелия (напр. в Галицком Еванг. 1144 г.: довълѣеть бо днии злоба своя. ; ср. Срезневский, 1, с. 1000). Однако до 30–40-х г. XIX в. выражение «злоба дня », как самостоятельная фразовая единица, не существовало в русском литературном языке. Оно лишь потенциально было заложено в церковной цитате: «довлеет дневи злоба его » (, т. е. довольно для каждого дня своей заботы) . Например, в статье Д. И. Писарева «Цветы невинного юмора» (1864): «Сатира хороша только тогда, когда она современна. Что мне за охота и за интерес смеяться над тем, что не только осмеяно, но даже уничтожено законодательным распоряжением правительства? ”Довлеет дневи злоба его “, и ”пускай мертвецы сами хоронят своих мертвецов“». Поэтому нельзя найти отдельного выражения злоба дня ни в одном словаре русского языка до появления сборника М. И. Михельсона «Ходячие и меткие слова» (с. 126) и «Словаря русского языка» Грота – Шахматова (1907, т. 2).

В словарях же церковного («церковнославянского») языка объяснялись или своеобразное значение слова злоба («забота») (Дьяченко, Ц.-сл. сл., с. 203) в евангельском тексте «довлеет дневи злоба его », или смысл и происхождение этого библейского изречения в целом. Так, в «Церковном словаре» Петра Алексеева (1794, 1, с. 303) можно прочесть под словом злоба : «Инде значит труд, печаль, скуку, . Довлеет дневи злоба его . Ибо евреи все то, что весело и приятно, называют благом, а что скучно, трудно и досадно, злом или злобою именуют».

Понятно, что в среде духовенства или в социальных кругах, идеологически привязанных к церковной культуре, слово злоба могло применяться в евангельском значении «насущная забота, неприятность». Например, у Мельникова-Печерского встречается в романе «На горах» лексическое видоизменение евангельского текста: «Год на год, век на век не подходят. Всякому времени довлеет злоба его » (сл. Грота – Шахматова, т. 2, вып. 9, с. 2663). По свидетельству Н. Барсукова, в речи славянофила Ю. Ф. Самарина встречалось такое словоупотребление: «За оградою церковною... практика со всей суетой, всею случайностью, всею преходящею деятельностью, всеми временными нуждами и злобами исторического мира» (Барсуков, Погодин, 7, с. 111).

Ср. статьи Н. И. Соловьева «Как нас учили» (Рассказ из духовно-семинарской жизни): «Все говорили про строгость о. ректора, про то, что он клялся половину из всех училищ прогнать назад, и про прочие печальные злобы » (Русск. старина. 1899, ноябрь, с. 379).

Естественно, что в духовной среде прежде всего оформилось и само выражение– злоба дня в значении «повседневная забота; нужда данного момента, требующая немедленного удовлетворения». Ср. примеры подобного употребления у Вяземского и Короленко: «В самое то время было оно [письмо] вопросом и злобою дня » (Вяземский, Проект письма к С. С. Уварову, 2, с. 204); «Злобой раскатовского дня служил покос и расчеты по сенному делу» (Короленко, Смиренные).

На основе этого-то церковнославянского употребления возникает в среде разночинно-демократической интеллигенции общественное, публицистическое значение фразы злоба дня – «все то, что привлекает общественное внимание в данный момент, острые общественные интересы текущего дня; общественный вопрос, требующий неотложного обсуждения».

В языке Белинского еще нет этого выражения. Оно вошло в литературный оборот не раньше 50–60-х годов XIX в. Характерно, что Лесков пользуется им, ставя его в кавычки, как газетную фразу. Например, в очерке «Дух г-жи Жанлис»: «Мать хотела найти человека, который мог бы сколько-нибудь ознакомить княжну с русскою литературою – разумеется, исключительно хорошею, т. е. настоящею, а не зараженною ”злобою дня “». Ср. у Тургенева в «Воспоминаниях о Белинском» (1968): «Другое замечательное качество Белинского, как критика, было его понимание того, что именно стоит на очереди, что требует немедленного разрешения, в чем сказывается ”злоба дня “».

У Я. П. Полонского:

Так разгорелись аппетиты,

Что злобы дня почти забыты.

(Разговор)

У А. К. Толстого:

Со злобой дня души постыдный торг

Стал для меня без смысла и значенья.

(Земля цвела)

Ср. в рассказе Н. В. Успенского «Книжный магазин»: «...в совершенном неведении относительно ”злобы дня “ и ”жгучих вопросов“».

Выражение злоба дня типичная принадлежность языка Салтыкова-Щедрина и Достоевского. Например, у Достоевского в «Подростке»: «О, когда минет злоба дня и настанет будущее, тогда будущий художник отыщет прекрасные формы». У Салтыкова-Щедрина в «Письмах к тетеньке» (1881–1882): «...моя деятельность почти исключительно посвящена злобам дня » (письмо четырнадцатое). «Представим себе, что Вы получили дар компетентности по части устранения насущных злоб дня » (письмо шестое). «По простоте и крайней вразумительности этого ”печатать дозволяется“, никакие новшества не удавались, так что самые смелые экскурсии в область злобы дня прекращались по мановению волшебства, не дойдя до первого этапа» (письмо одиннадцатое). «Но злоба дня , вот уже почти тридцать лет, повторяется в одной и той же силе, с одним и тем же содержанием, в удручающем однообразии» (письмо четырнадцатое). Ср. также выражение «насущная злоба » вместо «насущная злоба дня »: «Эта полная отчужденность литературы от насущных злоб сообщала ей трогательно-благородный характер» (письмо одиннадцатое).

В «Отечественных записках»(1877, № 1) была напечатана статья К. Морозова (М. А. Протопопова) под заглавием: «Литературная злоба дня ».

Само собою разумеется, что – с распространением в публицистическом стиле выражения злоба дня – появляется и правильно образованное сложное прилагательное к нему – злободневный . В «Словаре русского языка» Грота – Шахматова (т. 2, с. 2665–2666) приведены примеры на употребление слов злободневный и злободневность лишь из языка газет 1890-х годов XIX в., но едва ли появление прилагательного злободневный могло быть отделено таким большим промежутком от литературной канонизации выражения злоба дня . Ср.: «И мы повели опять злободневный разговор» (Аникин, Деревенские рассказы. «Гараська-диктатор», с. 208). У Короленко: «Михайловский перемешивал изложение своей теории с постоянными экскурсами публициста в самую злободневную современность» (Короленко, 2, с. 283).

Опубликовано в Ученых записках Моск. пед. дефект. ин-та (т. 1, 1941) в составе большой статьи «Лексикологические заметки» вместе со статьями об истории слов и выражений витать, мерцать, животрепещущий, втереть очки, квасной патриотизм . Сохранился более полный машинописный экземпляр с поздней авторской правкой, не вошедший в опубликованный текст.

Здесь печатается по этому машинописному экземпляру с добавлением нескольких цитат из художественной литературы, сохранившихся в архиве на отдельных очень ветхих рукописных листках.

В архиве также сохранился листок из письма С. А. Копорского В. В. Виноградову, в котором он сообщает цитату из рассказа Н. Успенского «Книжный магазин» (ж. «Нива», 1882), включенную в текст статьи. – Е . К .