Были ли у умберто нобиле дети. Крушение дирижабля «Италия. Полярная одиссея команды “Италии”

Биография

Начало жизни

Родился в многодетной семье служащего в Лауро (провинция Авеллино). Умберто Нобиле окончил инженерно-математический факультет Неаполитанского университета , в котором изучал электротехнику и инженерное дело. С 1906 года он начал работать на итальянских железных дорогах, где занимался электрификацией железнодорожного оборудования.

В 1911 году по конкурсу, объявленному военным министерством, поступил в воздухоплавательное училище в Риме .

Когда в 1915 году Италия вступила в Первую мировую войну , 29-летний Нобиле несколько раз пытался поступить на службу в армию, но ему было отказано по состоянию здоровья. Во время войны Нобиле работал над конструированием дирижаблей.

После войны Нобиле служил офицером-инженером на государственном авиазаводе в Риме, принимал участие в производстве различных типов авиационной техники и дирижаблей.

В июле 1918 года Нобиле вместе с инженерами Джузеппе Валле (Giuseppe Valle), Бенедетто Кроче (Benedetto Croce) и Челестино Узуэлли (Celestino Usuelli) основали компанию по производству дирижаблей. В это время Нобиле преподавал в университете Неаполя и написал книгу Elementi di Aerodinamica (Элементы аэродинамики). Нобиле пришёл к убеждению, что полужёсткие дирижабли среднего размера превосходят жёсткие и мягкие дирижабли.

Первым проектом компании был дирижабль T-34 (1919 г.), который был продан итальянской, а затем американской армии. В 1922 году Нобиле уехал в США, где работал консультантом Goodyear . В 1923 году он вернулся в Италию и начал постройку дирижабля N-1.

Первая полярная экспедиция

Дирижабль N-1 «Norge»

Умберто Нобиле контролирует отлет дирижабля «Norge» с базы на Шпицбергене

В 1926 году Нобиле участвовал в экспедиции на Северный полюс вместе с Руалем Амундсеном и американским миллионером Линкольном Эллсвортом . После серии испытательных полётов N-1 в марте 1926 года был передан экспедиции и 29 марта переименован в Norge (Норвегия).

15 апреля 1928 года экспедиция отправилась из Милана и прибыла на Шпицберген 8 мая, задержавшись из-за мелких поломок. Из-за плохих метеоусловий Нобиле был вынужден дважды возвращаться на базу, а в полночь с 23 на 24 мая дирижабль с шестнадцатью пассажирами (ещё двое членов экспедиции не принимали участия в этом вылете) достиг полюса . Обратный путь тоже проходил в тяжёлых погодных условиях при сильном встречном ветре. Дирижабль обледенел, в какой-то момент начал резко снижаться и упал на лёд. Катастрофа произошла 25 мая. Сначала о лёд ударилась моторная гондола, и находившийся в ней моторист погиб, затем девять аэронавтов, в том числе Нобиле, были выброшены из разбитой рубки управления . Шестеро людей, оставшихся в дирижабле, унесло в неизвестном направлении, место их гибели так и не было установлено. При аварии Нобиле сломал запястье и голень . Экипажу удалось спасти часть запасов и оборудования, включая еду, радиопередатчик и палатку, которую затем покрасили в красный цвет для облегчения поиска с воздуха. Через несколько дней после падения лагерь покинула группа из трёх человек, которые решили добраться до Шпицбергена пешком. Двое из них в результате были спасены, третий, Мальмгрен, погиб в пути.

Для спасения Нобиле были организованы экспедиции в Италии, Норвегии, Советском Союзе и других странах. Амундсен на самолёте с французским экипажем 18 июня вылетел из норвежского города Тромсё . Последний сеанс связи с Амундсеном состоялся через два часа сорок пять минут после вылета, затем его самолёт потерпел катастрофу где-то в Баренцевом море . 23 июня на льдине, где находился лагерь, сумел приземлиться лётчик шведских ВВС Эйнар Лундборг. На самолёте было только одно пассажирское место. Нобиле настаивал, чтобы первым был эвакуирован механик Чечоне, у которого была сломана нога, но Лундборг отказался взять на борт кого-то из людей, кроме Нобиле, предположительно, по приказу своего командования. Нобиле вместе со своей собакой покинул льдину на самолёте и на следующий день был доставлен на итальянское судно «Читта ди Милано» для руководства операцией по спасению остальных участников своей экспедиции. Все остальные выжившие члены экипажа «Италии» были спасены советским ледоколом «Красин» 12 июля.

Последующая жизнь

После возвращения в Италию Нобиле встретили восторженные толпы итальянцев. Однако итальянская и зарубежная пресса начала обвинять его в крушении и в том, что он оставил свой экипаж, улетев первым. К этому добавились непростые отношения Нобиле с некоторыми влиятельными фашистами .

В 1936 году он вернулся в Италию, где продолжал преподавать, но в 1939 году уехал в США. После поражения фашизма в 1945 году итальянские ВВС сняли с Нобиле все обвинения, и он был восстановлен в чине генерал-майора. Нобиле продолжал преподавать в университете Неаполя. В 1946 году баллотировался в Учредительное собрание как независимый кандидат по спискам Итальянской коммунистической партии . Умер в Риме в 1978 году в возрасте 93 лет.

Государственные награды

  • Кавалер Савойского военного ордена - 10 июня
  • Великий офицер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» - 27 декабря

См. также

Примечания

Литература

  • Бегоунек Ф. Трагедия в Ледовитом океане.- 1962. (ZIP-файл, 1,36 МБ)
  • Амундсен Р. Моя жизнь.- 1959. (см. в том числе Предисловие и Дополнение)

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 21 января
  • Родившиеся в 1885 году
  • Родившиеся в Лауро
  • Умершие 30 июля
  • Умершие в 1978 году
  • Умершие в Риме
  • Кавалеры Военного ордена Италии
  • Великие офицеры ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой»
  • Дирижаблестроители
  • Воздухоплаватели Италии
  • Исследователи Арктики
  • Награждённые Золотой Медалью Конгресса
  • Генералы Италии
  • Выпускники Неаполитанского университета имени Фридриха II

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Флаг Николаева
  • Гидроавианосец

Смотреть что такое "Нобиле, Умберто" в других словарях:

    Нобиле Умберто - Умберто Нобиле Umberto Nobile Умберто Нобиле. 1926 Дата рождения: 21 января 1885 … Википедия

    Нобиле Умберто Энциклопедия «Авиация»

    Нобиле Умберто - У. Нобиле Нобиле Умберто (Nobile) (1885—1978) — итальянский конструктор дирижаблей, участник и руководитель ряда длительных полётов на дирижаблях и экспедиций в Арктику, генерал. Окончил университет в Неаполе (1908), училище по… … Энциклопедия «Авиация»

    Нобиле Умберто - У. Нобиле Нобиле Умберто (Nobile) (1885—1978) — итальянский конструктор дирижаблей, участник и руководитель ряда длительных полётов на дирижаблях и экспедиций в Арктику, генерал. Окончил университет в Неаполе (1908), училище по… … Энциклопедия «Авиация»

Недавно на свою стоянку на набережной им. Лейтенанта Шмидта в Петербурге, после капитального ремонта, вернулся легендарный ледокол “Красин”. Это событие заставило вспомнить одну из славных страниц в Ведь более 80 лет назад была спасена экспедиция Умберто Нобиле, выживших членов которой из полярного плена вывез именно “Красин”, которым на тот момент командовали капитан Карл Эгги и известный Р. Самойлович.

Умберто Нобиле: начало карьеры

Будущий знаменитый инженер-дирижаблестроитель родился в городке Лауро в Италии. Окончив Неополитанский университет по специальности "электротехника и инженерное дело", он стал работать в сфере железнодорожного транспорта, а в 1911 году поступил в Училище воздухоплавания. Спустя 7 лет Нобиле вместе с коллегами Бенедетто Кроче и Джузеппе Валле основал собственную компанию по изготовлению дирижаблей. Первый же проект нового предприятия оказался очень успешным, и воздухоплавательный аппарат T-34 был приобретен итальянской армией.

Первая полярная экспедиция

В 1923 году было начато строительство нового летательного аппарата N-1, который после испытаний получил название "Норвегия" и был передан в распоряжение полярной экспедиции Амундсена и Эллсворта. Причем командовать судном вызвался сам Умберто Нобиле, который давно мечтал о покорении Северного Полюса.

Старт экспедиции был дан в Риме, а дальнейший маршрут следования прошел с остановками в городах Пулхэм, Осло, Ленинград, Вадсе и Шпицберген. Утром 11 мая 1926 года дирижабль вылетел в направлении Северного Полюса и достиг его ночью 12 мая. Провисев над ним 2,5 часа, судно отправилось в направлении Аляски, где его подобрал итальянский корабль. Весть о покорении полюса вызвала ликование в Италии, а Муссолини произвел Умберто Нобиле в генералы. При этом фашистская пропаганда всячески принижала роль Амундсена.

Нобиле Умберто: вторая полярная экспедиция

В 1928 году был построен дирижабль “Италия”, на котором из Милана на Шпицберген вылетел экипаж из 18 человек, преимущественно итальянцев. Кроме того, в бухту Конгсфьорд направили корабль “Читта ди Милано”, который должен был выполнять роль плавучей базы для покорителей полюса. Эта новая, масштабная экспедиция задумывалась Умберто Нобиле как некий реванш. Дело в том, что он хотел доказать, что решающая роль в успехе прошлого путешествия принадлежала именно ему — конструктору и капитану судна, а не Амундсену, который был начальником группы. Подробности путешествия впоследствии были подробно изложены в книге Нобиле Умберто “Крылья над полюсом”, ставшей бестселлером. Однако некоторые специалисты утверждают, что не все приведенные там факты соответствуют действительности. В любом случае, несмотря на сложные метеоусловия, дирижабль с 16 членами экипажа достиг цели своего путешествия в ночь с 23 на 24 мая 1928 года и сбросил крест и

Катастрофа над Арктикой

Уже много десятилетий личность Умберто Нобиле и гибель “Италии” вызывают интерес, так как до сих пор не ясна судьба некоторых членов экипажа. Кроме того, не стихают споры по поводу поведения начальника экспедиции во время эвакуации.

Так какие же события происходили в Арктике в период с конца мая по середину июля 1928 года? Чтобы ответить на данный вопрос, следует ознакомиться с фактами, представленными самими участниками этого путешествия.

Итак, покорив полюс, дирижабль “Италия” двинулся в обратный путь при шквальном ветре, который дул им навстречу. Спустя несколько часов обледенело и упало на льды. При этом разбилась моторная гондола, погиб моторист, 9 членов команды, в том числе и командир, были выброшены на льды, а шестерых человек, оставшихся в дирижабле, ветер унес в неизвестном направлении.

Полярная одиссея команды “Италии”

Оказавшиеся среди ледяной пустыни, 10 членов экипажа начали борьбу за выживание в экстремальных условиях Арктики. К счастью, им удалось спасти часть продовольствия и снаряжения, а самое главное — у них оказался радиопередатчик и палатка. Однако вскоре между выжившими возникли разногласия. В их результате шведский метеоролог Финн Мальмгрен, а также итальянцы А. Мариано и Ф. Цаппи покинули лагерь.

Судьба группы Мальмгрена

Отправившись в путь 30 мая, трое членов команды надеялись дойти до станции на берегу бухты Конгсфьорд на Шпицбергене. Там они собирались сообщить о катастрофе “Италии” и вернуться вместе со спасателями за своими товарищами. Однако через две недели пути Мальмгрен, у которого после падения дирижабля оказалась сломанной рука, был истощен настолько, что попросил товарищей продолжить путь без него. Они так и поступили, а почти через месяц, 12 июля, их обнаружил советский летчик Чухновский, который был среди тех, кого отправили на спасение экспедиции Нобиле.

Жизнь в аварийном лагере спасенных с “Италии”

Как уже было сказано, по счастливой случайности во время падения из дирижабля выпало несколько мешков, поэтому у терпящих бедствие оказались 4-местная палатка, один спальный мешок, довольно много еды, включая 71 кг пеммикана и 41 кг шоколада, а также секстант, пистолет с патронами, 3 хронометра и коротковолновая резервная радиостанция. Кроме того, за несколько дней до своего ухода Мальмгрену удалось застрелить медведя, и у людей в лагере оказались некоторые запасы медвежатины.

В то же время радисту Бьяджи сначала не удавалось наладить связь с “Читта ди Милано”, а позже переданные им сигналы не были опознаны и их просто проигнорировали. Однако этот корабль все же вышел на спасение экспедиции Нобиле Умберто, но так как точные координаты местонахождения лагеря “Красной палатки”, как его назвали впоследствии, не были известны, все поиски были тщетны.

Обнаружение терпящих бедствие

3 июня Николай Шмидт, радиолюбитель из Северо-Двинской губернии, поймал на приемник сигнал радиостанции Бьяджи и сообщил об этом телеграммой в Москву. Сразу же был создан Комитет помощи экипажу “Италии”, который возглавил Иосиф Уншлихт, а 4 июня информацию о том, что Умберто Нобиле и часть его команды живы, передали итальянскому правительству. Таким образом, 8 июня была налажена радиосвязь между "Читта ди Милано" и радистом “Италии”, который передал точные координаты лагеря.

Неудачные попытки

Сегодня на вопрос о том, какой ледокол спасал экспедицию Умберто Нобиле, большинство людей, интересующихся историей российского флота, ответят, что это был ледокол “Красин”. Однако на самом деле на помощь экипажу “Италии” был направлен также советский ледокол “Малыгин”, а с первых же дней после катастрофы поисками терпящих бедствие занимались норвежские китобойные корабли “Браганца” и “Хобби”, зафрахтованные правительством Италии.

Кроме того, Руаль Амундсен, у которого уже несколько лет были более чем натянутые отношения с Нобиле, забыв обо всех обидах, с первых же дней после катастрофы стал заниматься изысканием средств на организацию спасательной экспедиции. Наконец, 18 июня он вылетел на самолете “Латам-47” с французским военным экипажем на борту на Шпицберген, однако так и не прибыл к месту назначения. Что произошло — не известно и по сей день, так как отправившиеся на поиски группы Амундсена норвежские военные нашли только поплавок и пустой бензобак.

Миссия Эйнара Лундборга

Главное, чем прославился в период между двумя мировыми войнами ледокол “Красин” (экспедиция 1928 года), — спасение экспедиции Нобиле. Однако самого генерала в тот момент на борту не было. Дело в том, что 23 июня шведский военный летчик Эйнар Лундборг перевез его вместе с собакой Тиной на шведскую авиабазу. Этот поступок командира, бросившего подчиненных, впоследствии часто ставили в упрек Нобиле, но, по свидетельству членов экспедиции, у Лундборга был приказ вывезти только генерала.

Спасение экипажа “Италии”

Как бы то ни было, 23 июня “Красин” отправился из Бергена к лагерю терпящих бедствие. На борту ледокола находился самолет, которым управлял Борис Чухновский. Именно он и обнаружил Мариано и Цаппи, о чем по радио сообщил командованию “Красина”. Однако во время вынужденной посадки на льды самолет повредил шасси и не смог принимать дальнейшее участие в экспедиции по спасению “Италии”.

12 июля ледокол забрал Мариано и Цаппи, а вечером того же дня и пятерых других членов второй полярной экспедиции Умберто Нобиле. Затем все они пересели на “Читта ди Милано” и, добравшись до порта Нарвик, вернулись в Италию на поезде.

Умберто Нобиле и гибель “Италии”: история и легенда

Таким образом, из второй полярной экспедиции на дирижабле живыми вернулось только 8 человек. Кроме того, погибло и несколько человек, которые занимались поиском и спасением его членов, включая итальянский экипаж и французских военных под руководством Амундсена. Поэтому неудивительно, что со временем одиссея экипажа “Италии” обросла многочисленными легендами, однако никто и никогда не пытался усомниться в том, какой ледокол спасал экспедицию Умберто Нобиле.

В частности, высказывалось мнение, что Цаппи мог питаться останками Мальмгрена, так как на момент спасения на нем была одежда шведа, а сам он выглядел более бодрым и полным сил, чем его товарищ по несчастью — Мариано. Еще одна легенда была связана с тем, что примерно через 20 минут после падения дирижабля спасшиеся члены экипажа “Италии” видели на востоке столб дыма. По одной из версий таким способом шестеро оставшихся на воздушном судне могли просить о помощи. В ее подтверждение приводились следующие доводы: дым не мог быть от пожара на дирижабле, так как там находилось довольно много бензина и водорода, и пламя должно было полыхать гораздо сильнее.

“Красная палатка”

Теперь вы знаете, какой ледокол спасал экспедицию Умберто Нобиле и некоторые подробности о событиях, которые этому предшествовали. Впоследствии большинство из них легли в основу сценария кинокартины “Красная палатка”. Этот фильм, снятый в 1969 году, уникален, по своему звездному интернациональному актерскому составу. Достаточно сказать, что режиссер М. Калатозов пригласили Питера Финча, Шона Коннери, Клаудию Кардинале, Никиту Михалкова, Юрия Визбора и Бориса Хмельницкого. Поверьте, фильм стоит того, чтобы его посмотреть.

Сегодня “Красин” вернулся к выполнению своих обязанностей корабля-музея, и те, кого интересует, как и какой ледокол спасал экспедицию Умберто Нобиле, могут посетить его и узнать массу интересных фактов о прошлом этого заслуженного ветерана Российского флота.

(1978-07-30 ) (93 года) Род деятельности путешественник-исследователь , авиаконструктор , политик , военнослужащий , инженер

Биография [ | ]

Начало жизни [ | ]

Родился в многодетной семье служащего в Лауро (провинция Авеллино). Умберто Нобиле окончил инженерно-математический факультет Неаполитанского университета , в котором изучал электротехнику и инженерное дело. С 1906 года он начал работать на итальянских железных дорогах, где занимался электрификацией железнодорожного оборудования.

В 1911 году по конкурсу, объявленному военным министерством, поступил в воздухоплавательное училище в Риме .

Когда в 1915 году Италия вступила в Первую мировую войну , 29-летний Нобиле несколько раз пытался поступить на службу в армию, но ему было отказано по состоянию здоровья. Во время войны Нобиле работал над конструированием дирижаблей.

После войны Нобиле служил офицером-инженером на государственном авиазаводе в Риме, принимал участие в производстве различных типов авиационной техники и дирижаблей.

В июле 1918 года Нобиле вместе с инженерами Джузеппе Валле (Giuseppe Valle), Бенедетто Кроче (Benedetto Croce) и Челестино Узуэлли (Celestino Usuelli) основали компанию по производству дирижаблей. В это время Нобиле преподавал в университете Неаполя и написал книгу Elementi di Aerodinamica (Элементы аэродинамики). Нобиле пришёл к убеждению, что полужёсткие дирижабли среднего размера превосходят жёсткие и мягкие дирижабли.

Первым проектом компании был дирижабль T-34 (1919 г.), который был продан итальянской, а затем американской армии. В 1922 году Нобиле уехал в США, где работал консультантом Goodyear . В 1923 году он вернулся в Италию и начал постройку дирижабля N-1.

Первая полярная экспедиция [ | ]

Дирижабль N-1 «Norge»

Умберто Нобиле контролирует отлет дирижабля «Norge» с базы на Шпицбергене

В 1926 году Нобиле участвовал в экспедиции на Северный полюс вместе с Руалем Амундсеном и американским миллионером Линкольном Эллсвортом . После серии испытательных полётов N-1 в марте 1926 года был передан экспедиции и 29 марта переименован в Norge (Норвегия).

15 апреля 1928 года экспедиция отправилась из Милана и прибыла на Шпицберген 8 мая, задержавшись из-за мелких поломок. Из-за плохих метеоусловий Нобиле был вынужден дважды возвращаться на базу, а в полночь с 23 на 24 мая дирижабль с шестнадцатью пассажирами (ещё двое членов экспедиции не принимали участия в этом вылете) достиг полюса . Обратный путь тоже проходил в тяжёлых погодных условиях при сильном встречном ветре. Дирижабль обледенел, в какой-то момент начал резко снижаться и упал на лёд. Катастрофа произошла 25 мая. Сначала о лёд ударилась моторная гондола, и находившийся в ней моторист погиб, затем девять аэронавтов, в том числе Нобиле, были выброшены из разбитой рубки управления . Шестерых людей, оставшихся в дирижабле, унесло в неизвестном направлении, место их гибели так и не было установлено. При аварии Нобиле сломал запястье и голень . Экипажу удалось спасти часть запасов и оборудования, включая еду, радиопередатчик и палатку, которую затем покрасили в красный цвет для облегчения поиска с воздуха. Через несколько дней после падения лагерь покинула группа из трёх человек, которые решили добраться до Шпицбергена пешком. Двое из них в результате были спасены, третий, Мальмгрен, погиб в пути.

Для спасения Нобиле были организованы экспедиции в Италии, Норвегии, Советском Союзе и других странах. Амундсен на самолёте с французским экипажем 18 июня вылетел из норвежского города Тромсё . Последний сеанс связи с Амундсеном состоялся через два часа сорок пять минут после вылета, затем его самолёт потерпел катастрофу где-то в Баренцевом море . 23 июня на льдине, где находился лагерь, сумел приземлиться лётчик шведских ВВС Эйнар Лундборг. На самолёте было только одно пассажирское место. Нобиле настаивал, чтобы первым был эвакуирован механик Чечоне, у которого была сломана нога, но Лундборг отказался взять на борт кого-то из людей, кроме Нобиле, предположительно, по приказу своего командования. Нобиле вместе со своей собакой покинул льдину на самолёте и на следующий день был доставлен на итальянское судно «Читта ди Милано» для руководства операцией по спасению остальных участников своей экспедиции. Все остальные выжившие члены экипажа «Италии» были спасены советским

Экспедиция на дирижабле «Италия» состоялась в 1928 году под руководством итальянского исследователя Умберто Нобиле. Незадолго до этого, в 1926 году, Нобиле участвовал в успешной экспедиции на Северный полюс на дирижабле «Норвегия» под командованием Руаля Амундсена. Нобиле был и конструктором дирижабля, и его командиром. На родине его встретили как национального героя. Нобиле присвоили звание генерала, он получил профессуру в Неаполитанском техническом колледже. Муссолини удостоил его титула почетного члена фашистской партии. Газетная шумиха, усиленная итальянской пропагандой, в итоге привела Нобиле и Амундсена к конфликту. Норвежец являлся руководителем экспедиции, а итальянец командиром дирижабля, вклад каждого был огромен, но каждый тянул одеяло на себя. В итоге отношения между двумя учеными совершенно испортились.

Нобиле сразу после возвращения начал готовить проект новой масштабной полярной экспедиции. Хотя в ее состав планировалось привлечь иностранных ученых и специалистов, главенствующую роль в предприятии должна была играть Италия. Для экспедиции было решено использовать строившийся дирижабль N-4, той же конструкции, что и «Норвегия», и почти аналогичный по техническим характеристикам. В планы входили исследование Земли Франца-Иосифа, Северной Земли, области к северу от Гренландии и Канадского Арктического архипелага, окончательное решение вопроса о существовании гипотетической Земли Крокера, которую в 1906 году якобы наблюдал Роберт Пири, а также наблюдения в области атмосферного электричества, океанографии и земного магнетизма. Муссолини согласился поддержать проект после того, как основные расходы взяли на себя Королевское географическое общество Италии и город Милан, жителем которого был Нобиле. Экспедиция была очень хорошо снаряжена и экипирована самым современным оборудованием, часть из которого была специально разработана в Риме и Милане для «Италии».

Всего в команду дирижабля вошло 18 человек: Нобиле (руководитель экспедиции), метеоролог Финн Мальмгрен (Швеция), радиолог Франтишек Бегоунек (Чехословакия), физик Альдо Понтремолли, 12 членов экипажа и два журналиста: корреспондент Il Popolo d’Italia Уго Лаго и корреспондент Corriere della Sera Франческо Томазелли. Был и еще один пассажир «Италии» — неофициальный — маленький фокстерьер Титина, принадлежавший генералу Нобиле и являвшийся участником всех его путешествий.

Строительство «Италии» проходило на заводе воздухоплавательных конструкций в Риме, который Нобиле возглавлял с 1919 года. «Италия» стала четвертым дирижаблем серии N, построенным по проекту Нобиле. Номер N-1 носила «Норвегия», дирижабль N-2 использовался для обучения военных, дирижабль N-3 Италия продала Японии. Дирижабль «Италия» являлся усовершенствованной «Норвегией» — он был чуть меньше, тихоходнее, зато имел возможность взять на борт больше топлива. В качестве двигателей предусматривалась установка трех моторов «Майбах» по 250 л. с. каждый. Максимальная скорость «Италии» равнялась 112,3 км/ч., крейсерская — 70,2 км/ч.

, Рим , Италия) - итальянский дирижаблестроитель , исследователь Арктики , генерал.

Биография

Начало жизни

Родился в многодетной семье служащего в Лауро (провинция Авеллино). Умберто Нобиле окончил инженерно-математический факультет Неаполитанского университета , в котором изучал электротехнику и инженерное дело. С 1906 года он начал работать на итальянских железных дорогах, где занимался электрификацией железнодорожного оборудования.

В 1911 году по конкурсу, объявленному военным министерством, поступил в воздухоплавательное училище в Риме .

Когда в 1915 году Италия вступила в Первую мировую войну , 29-летний Нобиле несколько раз пытался поступить на службу в армию, но ему было отказано по состоянию здоровья. Во время войны Нобиле работал над конструированием дирижаблей.

После войны Нобиле служил офицером-инженером на государственном авиазаводе в Риме, принимал участие в производстве различных типов авиационной техники и дирижаблей.

В июле 1918 года Нобиле вместе с инженерами Джузеппе Валле (Giuseppe Valle), Бенедетто Кроче (Benedetto Croce) и Челестино Узуэлли (Celestino Usuelli) основали компанию по производству дирижаблей. В это время Нобиле преподавал в университете Неаполя и написал книгу Elementi di Aerodinamica (Элементы аэродинамики). Нобиле пришёл к убеждению, что полужёсткие дирижабли среднего размера превосходят жёсткие и мягкие дирижабли.

Первым проектом компании был дирижабль T-34 (1919 г.), который был продан итальянской, а затем американской армии. В 1922 году Нобиле уехал в США, где работал консультантом Goodyear . В 1923 году он вернулся в Италию и начал постройку дирижабля N-1.

Первая полярная экспедиция

В 1926 году Нобиле участвовал в экспедиции на Северный полюс вместе с Руалем Амундсеном и американским миллионером Линкольном Эллсвортом . После серии испытательных полётов N-1 в марте 1926 года был передан экспедиции и 29 марта переименован в Norge (Норвегия).

15 апреля 1928 года экспедиция отправилась из Милана и прибыла на Шпицберген 8 мая, задержавшись из-за мелких поломок. Из-за плохих метеоусловий Нобиле был вынужден дважды возвращаться на базу, а в полночь с 23 на 24 мая дирижабль с шестнадцатью пассажирами (ещё двое членов экспедиции не принимали участия в этом вылете) достиг полюса . Обратный путь тоже проходил в тяжёлых погодных условиях при сильном встречном ветре. Дирижабль обледенел, в какой-то момент начал резко снижаться и упал на лёд. Катастрофа произошла 25 мая. Сначала о лёд ударилась моторная гондола, и находившийся в ней моторист погиб, затем девять аэронавтов, в том числе Нобиле, были выброшены из разбитой рубки управления . Шестерых людей, оставшихся в дирижабле, унесло в неизвестном направлении, место их гибели так и не было установлено. При аварии Нобиле сломал запястье и голень . Экипажу удалось спасти часть запасов и оборудования, включая еду, радиопередатчик и палатку, которую затем покрасили в красный цвет для облегчения поиска с воздуха. Через несколько дней после падения лагерь покинула группа из трёх человек, которые решили добраться до Шпицбергена пешком. Двое из них в результате были спасены, третий, Мальмгрен, погиб в пути.

Для спасения Нобиле были организованы экспедиции в Италии, Норвегии, Советском Союзе и других странах. Амундсен на самолёте с французским экипажем 18 июня вылетел из норвежского города Тромсё . Последний сеанс связи с Амундсеном состоялся через два часа сорок пять минут после вылета, затем его самолёт потерпел катастрофу где-то в Баренцевом море . 23 июня на льдине, где находился лагерь, сумел приземлиться лётчик шведских ВВС Эйнар Лундборг. На самолёте было только одно пассажирское место. Нобиле настаивал, чтобы первым был эвакуирован механик Чечоне, у которого была сломана нога, но Лундборг отказался взять на борт кого-то из людей, кроме Нобиле, предположительно, по приказу своего командования. Нобиле вместе со своей собакой покинул льдину на самолёте и на следующий день был доставлен на итальянское судно «Читта ди Милано» для руководства операцией по спасению остальных участников своей экспедиции. Все остальные выжившие члены экипажа «Италии» были спасены советским ледоколом «Красин» 12 июля.

Последующая жизнь

После возвращения в Италию Нобиле встретили восторженные толпы итальянцев. Однако итальянская и зарубежная пресса начала обвинять его в крушении и в том, что он оставил свой экипаж, улетев первым. К этому добавились непростые отношения Нобиле с некоторыми влиятельными фашистами .

См. также

Напишите отзыв о статье "Нобиле, Умберто"

Примечания

Литература

  • Нобиле У. Крылья над полюсом.- 1984.
  • Броуде Б. Г. Умберто Нобиле.- 1992.
  • Бегоунек Ф. Трагедия в Ледовитом океане.- 1962.
  • Амундсен Р. Моя жизнь.- 1959. (см. в том числе Предисловие и Дополнение)

Отрывок, характеризующий Нобиле, Умберто

Русские войска, отступив от Бородина, стояли у Филей. Ермолов, ездивший для осмотра позиции, подъехал к фельдмаршалу.
– Драться на этой позиции нет возможности, – сказал он. Кутузов удивленно посмотрел на него и заставил его повторить сказанные слова. Когда он проговорил, Кутузов протянул ему руку.
– Дай ка руку, – сказал он, и, повернув ее так, чтобы ощупать его пульс, он сказал: – Ты нездоров, голубчик. Подумай, что ты говоришь.
Кутузов на Поклонной горе, в шести верстах от Дорогомиловской заставы, вышел из экипажа и сел на лавку на краю дороги. Огромная толпа генералов собралась вокруг него. Граф Растопчин, приехав из Москвы, присоединился к ним. Все это блестящее общество, разбившись на несколько кружков, говорило между собой о выгодах и невыгодах позиции, о положении войск, о предполагаемых планах, о состоянии Москвы, вообще о вопросах военных. Все чувствовали, что хотя и не были призваны на то, что хотя это не было так названо, но что это был военный совет. Разговоры все держались в области общих вопросов. Ежели кто и сообщал или узнавал личные новости, то про это говорилось шепотом, и тотчас переходили опять к общим вопросам: ни шуток, ни смеха, ни улыбок даже не было заметно между всеми этими людьми. Все, очевидно, с усилием, старались держаться на высота положения. И все группы, разговаривая между собой, старались держаться в близости главнокомандующего (лавка которого составляла центр в этих кружках) и говорили так, чтобы он мог их слышать. Главнокомандующий слушал и иногда переспрашивал то, что говорили вокруг него, но сам не вступал в разговор и не выражал никакого мнения. Большей частью, послушав разговор какого нибудь кружка, он с видом разочарования, – как будто совсем не о том они говорили, что он желал знать, – отворачивался. Одни говорили о выбранной позиции, критикуя не столько самую позицию, сколько умственные способности тех, которые ее выбрали; другие доказывали, что ошибка была сделана прежде, что надо было принять сраженье еще третьего дня; третьи говорили о битве при Саламанке, про которую рассказывал только что приехавший француз Кросар в испанском мундире. (Француз этот вместе с одним из немецких принцев, служивших в русской армии, разбирал осаду Сарагоссы, предвидя возможность так же защищать Москву.) В четвертом кружке граф Растопчин говорил о том, что он с московской дружиной готов погибнуть под стенами столицы, но что все таки он не может не сожалеть о той неизвестности, в которой он был оставлен, и что, ежели бы он это знал прежде, было бы другое… Пятые, выказывая глубину своих стратегических соображений, говорили о том направлении, которое должны будут принять войска. Шестые говорили совершенную бессмыслицу. Лицо Кутузова становилось все озабоченнее и печальнее. Из всех разговоров этих Кутузов видел одно: защищать Москву не было никакой физической возможности в полном значении этих слов, то есть до такой степени не было возможности, что ежели бы какой нибудь безумный главнокомандующий отдал приказ о даче сражения, то произошла бы путаница и сражения все таки бы не было; не было бы потому, что все высшие начальники не только признавали эту позицию невозможной, но в разговорах своих обсуждали только то, что произойдет после несомненного оставления этой позиции. Как же могли начальники вести свои войска на поле сражения, которое они считали невозможным? Низшие начальники, даже солдаты (которые тоже рассуждают), также признавали позицию невозможной и потому не могли идти драться с уверенностью поражения. Ежели Бенигсен настаивал на защите этой позиции и другие еще обсуждали ее, то вопрос этот уже не имел значения сам по себе, а имел значение только как предлог для спора и интриги. Это понимал Кутузов.
Бенигсен, выбрав позицию, горячо выставляя свой русский патриотизм (которого не мог, не морщась, выслушивать Кутузов), настаивал на защите Москвы. Кутузов ясно как день видел цель Бенигсена: в случае неудачи защиты – свалить вину на Кутузова, доведшего войска без сражения до Воробьевых гор, а в случае успеха – себе приписать его; в случае же отказа – очистить себя в преступлении оставления Москвы. Но этот вопрос интриги не занимал теперь старого человека. Один страшный вопрос занимал его. И на вопрос этот он ни от кого не слышал ответа. Вопрос состоял для него теперь только в том: «Неужели это я допустил до Москвы Наполеона, и когда же я это сделал? Когда это решилось? Неужели вчера, когда я послал к Платову приказ отступить, или третьего дня вечером, когда я задремал и приказал Бенигсену распорядиться? Или еще прежде?.. но когда, когда же решилось это страшное дело? Москва должна быть оставлена. Войска должны отступить, и надо отдать это приказание». Отдать это страшное приказание казалось ему одно и то же, что отказаться от командования армией. А мало того, что он любил власть, привык к ней (почет, отдаваемый князю Прозоровскому, при котором он состоял в Турции, дразнил его), он был убежден, что ему было предназначено спасение России и что потому только, против воли государя и по воле народа, он был избрал главнокомандующим. Он был убежден, что он один и этих трудных условиях мог держаться во главе армии, что он один во всем мире был в состоянии без ужаса знать своим противником непобедимого Наполеона; и он ужасался мысли о том приказании, которое он должен был отдать. Но надо было решить что нибудь, надо было прекратить эти разговоры вокруг него, которые начинали принимать слишком свободный характер.
Он подозвал к себе старших генералов.
– Ma tete fut elle bonne ou mauvaise, n"a qu"a s"aider d"elle meme, [Хороша ли, плоха ли моя голова, а положиться больше не на кого,] – сказал он, вставая с лавки, и поехал в Фили, где стояли его экипажи.

В просторной, лучшей избе мужика Андрея Савостьянова в два часа собрался совет. Мужики, бабы и дети мужицкой большой семьи теснились в черной избе через сени. Одна только внучка Андрея, Малаша, шестилетняя девочка, которой светлейший, приласкав ее, дал за чаем кусок сахара, оставалась на печи в большой избе. Малаша робко и радостно смотрела с печи на лица, мундиры и кресты генералов, одного за другим входивших в избу и рассаживавшихся в красном углу, на широких лавках под образами. Сам дедушка, как внутренне называла Maлаша Кутузова, сидел от них особо, в темном углу за печкой. Он сидел, глубоко опустившись в складное кресло, и беспрестанно покряхтывал и расправлял воротник сюртука, который, хотя и расстегнутый, все как будто жал его шею. Входившие один за другим подходили к фельдмаршалу; некоторым он пожимал руку, некоторым кивал головой. Адъютант Кайсаров хотел было отдернуть занавеску в окне против Кутузова, но Кутузов сердито замахал ему рукой, и Кайсаров понял, что светлейший не хочет, чтобы видели его лицо.
Вокруг мужицкого елового стола, на котором лежали карты, планы, карандаши, бумаги, собралось так много народа, что денщики принесли еще лавку и поставили у стола. На лавку эту сели пришедшие: Ермолов, Кайсаров и Толь. Под самыми образами, на первом месте, сидел с Георгием на шее, с бледным болезненным лицом и с своим высоким лбом, сливающимся с голой головой, Барклай де Толли. Второй уже день он мучился лихорадкой, и в это самое время его знобило и ломало. Рядом с ним сидел Уваров и негромким голосом (как и все говорили) что то, быстро делая жесты, сообщал Барклаю. Маленький, кругленький Дохтуров, приподняв брови и сложив руки на животе, внимательно прислушивался. С другой стороны сидел, облокотивши на руку свою широкую, с смелыми чертами и блестящими глазами голову, граф Остерман Толстой и казался погруженным в свои мысли. Раевский с выражением нетерпения, привычным жестом наперед курчавя свои черные волосы на висках, поглядывал то на Кутузова, то на входную дверь. Твердое, красивое и доброе лицо Коновницына светилось нежной и хитрой улыбкой. Он встретил взгляд Малаши и глазами делал ей знаки, которые заставляли девочку улыбаться.
Все ждали Бенигсена, который доканчивал свой вкусный обед под предлогом нового осмотра позиции. Его ждали от четырех до шести часов, и во все это время не приступали к совещанию и тихими голосами вели посторонние разговоры.
Только когда в избу вошел Бенигсен, Кутузов выдвинулся из своего угла и подвинулся к столу, но настолько, что лицо его не было освещено поданными на стол свечами.
Бенигсен открыл совет вопросом: «Оставить ли без боя священную и древнюю столицу России или защищать ее?» Последовало долгое и общее молчание. Все лица нахмурились, и в тишине слышалось сердитое кряхтенье и покашливанье Кутузова. Все глаза смотрели на него. Малаша тоже смотрела на дедушку. Она ближе всех была к нему и видела, как лицо его сморщилось: он точно собрался плакать. Но это продолжалось недолго.
– Священную древнюю столицу России! – вдруг заговорил он, сердитым голосом повторяя слова Бенигсена и этим указывая на фальшивую ноту этих слов. – Позвольте вам сказать, ваше сиятельство, что вопрос этот не имеет смысла для русского человека. (Он перевалился вперед своим тяжелым телом.) Такой вопрос нельзя ставить, и такой вопрос не имеет смысла. Вопрос, для которого я просил собраться этих господ, это вопрос военный. Вопрос следующий: «Спасенье России в армии. Выгоднее ли рисковать потерею армии и Москвы, приняв сраженье, или отдать Москву без сражения? Вот на какой вопрос я желаю знать ваше мнение». (Он откачнулся назад на спинку кресла.)
Начались прения. Бенигсен не считал еще игру проигранною. Допуская мнение Барклая и других о невозможности принять оборонительное сражение под Филями, он, проникнувшись русским патриотизмом и любовью к Москве, предлагал перевести войска в ночи с правого на левый фланг и ударить на другой день на правое крыло французов. Мнения разделились, были споры в пользу и против этого мнения. Ермолов, Дохтуров и Раевский согласились с мнением Бенигсена. Руководимые ли чувством потребности жертвы пред оставлением столицы или другими личными соображениями, но эти генералы как бы не понимали того, что настоящий совет не мог изменить неизбежного хода дел и что Москва уже теперь оставлена. Остальные генералы понимали это и, оставляя в стороне вопрос о Москве, говорили о том направлении, которое в своем отступлении должно было принять войско. Малаша, которая, не спуская глаз, смотрела на то, что делалось перед ней, иначе понимала значение этого совета. Ей казалось, что дело было только в личной борьбе между «дедушкой» и «длиннополым», как она называла Бенигсена. Она видела, что они злились, когда говорили друг с другом, и в душе своей она держала сторону дедушки. В средине разговора она заметила быстрый лукавый взгляд, брошенный дедушкой на Бенигсена, и вслед за тем, к радости своей, заметила, что дедушка, сказав что то длиннополому, осадил его: Бенигсен вдруг покраснел и сердито прошелся по избе. Слова, так подействовавшие на Бенигсена, были спокойным и тихим голосом выраженное Кутузовым мнение о выгоде и невыгоде предложения Бенигсена: о переводе в ночи войск с правого на левый фланг для атаки правого крыла французов.