История формирования политической карты латинской америки. Как формировалась политическая карта северной америки история. Достопримечательности Латинской Америки
«Рио-де-Жанейро» - Столицей государства был оставлен Рио-де-Жанейро. Статуя Спасителя. Заключение. Солнечный берег. Достопримечательности. В городе есть ботанический сад и множество парков. "Бог сотворил мир за шесть дней. Есть города, которые можно описать несколькими словами. Зеленый берег (Green Coast). Весь двор перебрался в Бразилию.
«Народы Южной Америки» - Индейцы пампы. Основные народы Центральной и Южной Америки. Время посадки определялось по положению звёзд. В религиозных представлениях индейцев пампы значительное место занимали анимистические верования. Жили в южной части центрального Чили. Основным объектом охоты и источником пропитания были гуанако.
«Венесуэла» - Болеварнанская республика венесуэла. Административное деление венесуэлы. Основной поставщик импорта в Венесуэлу - США (27 % в 2007 году). Культ симона боливара в венесуэле. Флаг Венесуэлы. Годовой прирост - 1,5 %; Рождаемость - 21 на 1000; Смертность - 5,1 на 1000; Эмиграция из страны - 0,84 на 1000;
«Зоны Южной Америки» - Природные зоны. Растительность представлена сухими злаками и подушкообразными кустарниками. В пустыне выпадает менее 100 мм осадков, а местами менее 25 мм. Кондор. Животный мир экваториальных лесов. Капибара. Очковый медведь. Дикое просо. Орхидея. Растительный мир степей (пампы). Камыш. Животный мир саванн.
«Аргентина страна» - Животный мир. Растительный мир. Красный - Аргентина. История.Основание. Зелёный - страны, в которых находятся посольства Аргентины. Здания. Население. Культура. Аргентина. Географическое положение 1. Карта стран с посольствами Аргентины. Аргентийский Футбол. Средняя продолжительность жизни в стране составляет 76 лет.
«Рельеф в Южной Америке» - Складчатые области. Общий характер поверхности. Оринокская низменность. Выделяют 2 части: горный Запад и равнинный Восток. Каковы преобладающие высоты, наибольшая высота? Амазонская низменность. горный Запад. Вулканы. Каковы преобладающие высоты, наибольшая высота. Гвианское плоскогорье. Рельеф Южной Америки разнообразен.
Всего в теме 21 презентация
Формирование современной политической карты Латинской Америки имело длительную историю. Найдены свидетельства того, что первыми в Америку прибыли еще за 2 тыс. лет до Колумба выходцы из Северной Африки, а затем до берегов Северной Америки добрались европейцы - ирландцы в V-VI вв. и норманны (викинги) в IX в.
Открытие, исследование и захват территорий и государств Латинской Америки в XV-XVII вв. и последовавшая интеграция их в систему мировой экономики явились следствием и составной частью одного из этапов развития европейской цивилизации. Завоевания Османской империей в Передней Азии и на Балканах существенно затруднили использование морских и сухопутных торговых путей в Южную и Юго-Восточную Азию. Необходимость обеспечения прямого доступа к источникам товаров, имевших повышенный спрос в Европе (пряности, шелк и др.) определила практическую задачу поиска прямых морских путей в Индию и Китай.
Великий путешественник, генуэзец по происхождению, Христофор Колумб возглавил испанскую экспедицию по поиску кратчайшего, западного пути в Индию, но открыл 12 октября 1492 г. новую часть света - Америку.
Открытие и завоевание Америки дало мощный импульс развитию торговли, мореплавания, промышленности в Европе, стало важным фактором первоначального накопления капитала в европейских странах. В то же время колонизация Американского региона привела к разрушению существовавших здесь ранее очагов цивилизации. Проживавшие на территории Латинской Америки индейские племена майя, ацтеков, инков и другие прошли длительный путь исторического развития и имели свою письменность, у них хорошо были развиты математика, астрономия, медицина, архитектура. Европейская колонизация, завершившаяся к XVII в., сопровождалась истреблением коренных народов, уничтожением их культуры.
Распад колониальной системы в Латинской Америке начался раньше, чем в других регионах мира. Первой подняла восстание и провозгласила независимость в 1804 г. французская колония на о. Гаити.
Большинство испанских колоний завоевало независимость в ходе освободительной войны 1810-1825 гг., которая была во многом народной. Армии вождя венесуэльских патриотов Симона Боливара, разбив противника на севере Южной Америки, двинулись на освобождение соседних колоний и дошли до нынешней Боливии, получившей свое название в честь Боливара.
Аргентинские армии Хосе де Сан-Мартина участвовали в освобождении Чили, Перу, Эквадора.
Островные колонии Испании в Вест-Индии не смогли освободиться одновременно с континентальными. Здесь испанское владычество было особенно сильно, а островная изоляция и значительный испанский флот мешали вторжению освободительных армий с континента. Впоследствии эти экономически слабые государства попали в финансово-экономическую зависимость вначале от Великобритании и Франции, а потом от США.
США, руководствуясь доктриной президента Монро, главным девизом которой стал тезис «Америка для американцев», продолжают контролировать захваченные ими ранее территории: Пуэрто-Рико (объявлено «свободно присоединившимся к США государством»), Виргинские острова. Они удерживают созданную в Латинской Америке систему военных баз, в том числе Гуантанамо на территории Кубы.
Большинство стран Центральной и Южной Америки входят в группу развивающихся государств, но при этом имеют разный уровень социально-экономического развития. Поэтому с учетом исторических, географических и социально-экономических факторов страны Латинской Америки можно разделить на следующие подгруппы: НИС (Бразилия, Аргентина, Чили), нефтеэкспортеры (Венесуэла), страны-квартиросдатчи- ки, к ним относятся страны Карибского бассейна (Багамы, Панама, Виргинские острова, Барбадос, Антигуа и др.), «классические развивающиеся» (экономически слаборазвитые), к которым относятся все остальные страны региона.
Кроме того, у Латиноамериканского региона есть и своеобразные политические особенности. В первую очередь это политическая нестабильность, проявляющаяся в частых сменах правительства, нахождении у власти военных хунт (в период с 1930-х по 1980-е гг. в большинстве стран региона). В настоящее время в Колумбии и Перу продолжается сопротивление правительству в виде партизанского движения, так называемой герильи. Нередки в этом регионе локальные военные конфликты, например, между Эквадором и Перу. Крайне негативным явлением в регионе стало культивирование наркотических растений, которые выращиваются крестьянами на склонах гор в широко известном «Андском треугольнике». Впоследствии наркотики из этого треугольника переправляются в США и другие страны мира.
Что такое Латинская Америка – особенности эконом-географического положения. Политико-географические «членения» макрорегиона. Открытие, исследование и захват территорий и государств Латинской Америки. Загадочные цивилизации: майя и ацтеки – “греки” и “римляне” Нового Света. Христофор Колумб. Испано-португальская колонизация и деколонизация. Состав населения. География обретения независимости. Типология стран Латинской Америки. Роль США в Центральной Америке
Основные черты хозяйства латиноамериканских государств. Особенности политических режимов и политической культуры. Федерализм в государствах Латинской Америки.
Латинская Америка как «особый путь»?
Литература основная:
Литература дополнительная:
Национальные процессы в Центральной Америке и Мексике. М:Наука, 1974
Гуляев В.И. Загадки погибших цивилизаций. М:Просвещение, 1992
Magstadt Thomas. Nations and Governments. Comparative Politics in Regional Perspective. Boston: Bedford/St.Martin’s, pp.369-478
Тема 10. Субрегионы Латинской Америки.
Латиноамериканские субрегионы. Мексика. Центральная Америка и Вест-Индия. Андские страны (Перу, Боливия, Чили, Эквадор, Венесуэла, Колумбия). Ла-Платская группа (Аргентина, Уругвай, Парагвай), «Гвианский треугольник» (Суринам, Гайана, Французская Гвиана). Бразилия.
Литература основная:
Родионова И.А. Политическая карта мира. М., 2001, сс.51-58
Социально-экономическая география зарубежного мира. Под ред. В.В.Вольского. М:Крон-Пресс, 1998, сс.342-390
Голубчик М.М. Политическая карта мира. Смоленск, 1998, сс.263-275
Киссинджер Генри. Нужна ли Америка внешняя политика. М: «Ладомир», 2002, сс.79-110
Литература дополнительная:
Малая энциклопедия стран. Под ред. Н.Г.Сиротенко, В.А.Менделева, М., 2001
Comparative Politics Today. Gabriel Almond et al. New York: Pearson, Longman. 2004 (Politics in Mexico, pp.466-519; Politics in Brazil, pp.520-579)
Семинар 5. Формирование политической карты и субрегионы Латинской Америки.
Вопросы к семинару:
Перечислите основные вехи становления системы национальных государств в Латинской Америке?
Перечислите и дайте краткую характеристику основных субрегионов Латинской Америки (по карте).
Какие типы стран формируют Латинскую Америку?
Почему федерализм «прижился» в Латинской Америке и «не прижился» на Африканском континенте?
Тема 11. Формирование политической карты и территориальные структуры Северной Америки.
Колонизация Северной Америки. Тринадцать колоний: генезис и внутренние различия. «Англо-саксонская Америка». Заселение Новой Англии – «Мэйфлауэр». Война за невависимость. 1776 г. – образование США. Принятие Конституции. «Федералист» Гамильтона, Мэдисона и Джея. Война между Севером и Югом. Управление Югом.
Этапы заселения североамериканской территории. Ордонанс 1787 г. Акт о гомстедах. Проблема фронтира. «Иди на Запад, юноша, и расти вместе с этой страной…»
«Новая Франция». Онтарио и Квебек. Канада: формирование современной федеративной структуры государства. Проблема Квебека. Колониальная политика Великобритании и Франции на Североамериканском континенте: сравнительный аспект.
США: внутренние территориальные политико-культурные различия. Северо-Восток (Новая Англия, Мегалополис, Верхний Нью-Йорк, Питтбургская Пенсильвания). Средний Запад (Приозерье, Огайские равнины, Сент-Луис, кукурузный и пшеничный пояса). Американский Юг (Стары и Глубокий Юг, Флорида, Каджунский Галф, Озарки, Пограничный и Новый Юг). Запад (Горный Запад, Северо-Запад, Калифорния). Аляска и Гавайи.
Литература основная:
Социально-экономическая география зарубежного мира. Под ред. В.В.Вольского. М:Крон-Пресс, 1998, сс.297-341
Смирнягин Л.В. Районы США. М:Мысль, 1989
Голубчик М.М. Политическая карта мира. Смоленск, 1998, сс.258-262
American Space / American Place. Geographies of the Contemporary United States. Ed. by J.Agnew and J.Smith, Edinburgh University Press, 2002
Gilbert Martin. Atlas of American History. London and New York: Routledge, 2006
Литература дополнительная:
Федералист. Политические эссе Александра Гамильтона, Джеймса Мэдисона и Джона Джея. М:Прогресс, 1993
Агеев А.Д. Сибирь и американский Запад: движение фронтиров. М: «Аспект Пресс», 2005
Zagarri Rosemarie. The Politics of Size. Ithaca and London: Cornwell University Press, 1987
All Over the Map. Rethinking American regions. The John Hopkins University Press, 1996
Zelinsky W. The Cultural Geography of the United States. Prentice-Hall, 1973
Семинар 6. Формирование политической карты Северной Америки.
Вопросы к семинару:
Как «начинались» США? Перечислите и покажите по карте первые колонии.
Каковы этапы заселения североамериканского континента?
В чем отличие колониальной политики Великобритании и Франции на североамериканском континенте?
Расскажите о территориальной структуре США и Канады.
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Учебно-воспитательные задачи:
– Сформировать понятие и представление о
Латинской Америке, как историко-культурном и
историческо-географическом регионе.
– Сформировать у учащихся представление о
странах Латинской Америки, их особенностях
экономико-географического положения.
Развивающие:
– Развивать умение оформлять ответ в виде
схемы.
– Продолжить формировать географические умения:
анализировать картографические и
статистические материалы, давать краткую
характеристику странам.
– Вести работу над общеучебными умениями:
сравнивать и обобщать, слушать.
Оборудование:
- Настенная политическая карта мира, атлас, мультимедийный проектор.
- Раздаточный материал для учащихся: ТПО(примеч. Материалы Фестиваля 2009-2010г.) технологическая карта, тест.
- Методы формы учебной деятельности: частично-посковый, эвристическая беседа.
- Презентация “ Особенности стран Латинской Америки”.
- План изучения территории.
- Сам. работа с ТПО (тетрадь с печатной основой).
- Изученик нового материала Состав региона.
- Работа по карте у доски “Особенности географического положения материка Южная Америка”.
- История открытия региона. Формирование политической карты.
- Разнообразие стран Латинской Америки (с.р., схема).
- Задания-загадки.
- Тест.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя:
– Сегодня, мы начнём наш урок не совсем обычно, сначала мы совершим виртуальное путешествие по некоторым странам. Перед вами стоит задача: после просмотра презентации ответить на вопрос: Какой регион мы будем сегодня изучать?
2. Показ Презентации. (1-14 слайд )
3.
После просмотра детям задаётся вопрос.
– Ребята, вы определили, с каким регионом мы будем сегодня знакомиться? (Латинская Америка)-(слайд 15).
– Покажите его на карте. (слайд 16)
– Давайте вспомним план, по которому мы даём характеристику региона.
учебник стр.330: территория, границы, положение; природные условия и ресурсы; население; хозяйство, территориальная структура; характеристика крупнейших стран (Бразилия); охрана окружающей среды и экологические проблемы.
– Итак, назовите тему нашего урока. “ Территория, границы, положение региона на политической карте ” – запишите в тетрадь.(слайд 17)
– Цель нашего урока: Изучить состав региона, закрепить умение определять географическое положение стран и их особенности.
Чтобы перейти к изучению нового материала, давайте вспомним, что нам уже известно о странах данного региона.
Для этого откройте ТПО (Тема 5, блок 1, работа по вариантам).
4.
Самостоятельная работа учащихся с ТПО (10мин.). Приложение 15. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя.
– Что входит в состав Латинской Америки?
Латинской Америкой называют регион Западного полушария между США и Антарктидой. В него входят: Мексика, страны Центральной Америки, Вест-Индии и Южной Америки. Причём, Мексику, Вест– Индию и Центральную Америку часто объединяют в субрегион Карибских стран. Всего в состав региона входит 33 суверенных государства, а также 14 стран, являющихся владениями Великобритании, Франции, Нидерландов и США. (Это маленькие острова в Карибском море).
Территория Латинской Америки протягивается с севера на юг на 13 тыс. км., а с запада на восток до 5 тыс. км.
В какой части света расположен регион? (Америка), что в неё входит? (два материка).
– В честь какого путешественника названа Америка? (Америго Веспуччи).
– Ребята, кто открыл материк Южная Америка?(Христофор Колумб). Х.Колумб жил в Португалии. Он решил открыть путь в Индию западным путём. Впервые он открыл Багамские острова, один из которых он назвал Сан-Сальвадор.Так как он искал путь в Индию, туземцев стали называть индейцами. Открытые им табак и картофель на острове Куба, завоевали потом весь мир. С открытием новых земель (15-17века) началась эпоха их колонизации испанцами и португальцами.
– Как вы понимаете слово колонизация? (захват, освоение новых земель).
6. История заселения, освоения региона.Формирование политической карты: Название “Латинская Америка” происходит от исторически сложившегося в этой части мира преобладающего влияния языка, культуры и обычаев романских (латинских) народов Пиренейского полуострова– испанцев, португальцев. Которые в 15-18 веках завоевали эту часть Америки и колонизовали её.
До прихода сюда европейцев на материке существовали развитые государства: ацтеков (слайд 18 )со столицей Теночтитлан, территория современной Мексики и майя (слайды 19,20) на полуострове Юкатан (Мексика), а также империя инков (слайды 21,22) на западном побережье Южной Америки (Перу, Эквадор) со столицей в Куско.
Все эти цивилизации были уничтожены с приходом европейских колонизаторов.
Большая часть современных государств Латинской Америки– это бывшие колонии Испании, а Бразилия– бывшая португальская колония.
Найдите тому подтверждение в атласе с….(правильно, только в Бразилии– население говорит на португальском языке, на остальной территории господствует испанский язык).
Есть ли в этом регионе развитые страны? (нет).
Все 33 суверенных государства относятся к числу развивающихся.
6.
Обратите внимание на схему, которую нужно кратко заполнить, применяя условные знаки. По мере заполнения схемы в тетради, заполним схему на доске.
– Что послужило основой выделения региона Латинская Америка? (с.331 уч.)
– Особенности проведения границ между странами.
– Составить схему “ Разнообразие стран Латинской Америки”.
(Слайд 23 )
7
. Работа по карте: Задания-загадки.А) Государство омываеся двумя океанами, образующими у терриории два залива. С
севера оно граничит с одной более развитой в экономическом оношении страной.
Назвать страну, заливы, пограничное государство. (Мексика слайды 24-27).
Б) На территории этой страны расположена самая сухая пустыня мира-Атакама. Ей принадлежит остров в Тихом океане – о.Пасхи (слайды 28-32 ).
В) Часть территории страны имеет суровый климат. Территория носит название Патагония.(Аргенина слайд 33).
Г) На территории этой страны находится самый высокий водопад в мире– Анхель.
(Венесуэла слайд 34).
Д) Страна где выращивают тростник, какао-бобы и сырьё для химической промышл енности.(Бразилия слайд 35-36).
Е) Отгадай картинку. (Куба слайд 37-40 ).
8.
Закрепленние материала: ТЕСТ. Приложение 39.
Подведение итога урока.Ребята, сегодня мы изучили особенности географического положения стран Латинской Америки. Скажите, на что же влияют особенности территории? (На разнообразие природных условий и наличие природных ресурсов, которые определяют специализацию хозяйства).Значит тема нашего следующего урока: “Природные ресурсы”.
Д/З
.– Повторите виды природных ресурсов, выполните практическую работу на к/к “Особенности стран ”. Найдите на карте “географические имена”, выпишите их и нанесите на к/к.
Видеоурок посвящен теме «Состав Латинской Америки. Политическая карта». Данная тема является первой в разделе уроков, посвященных Латинской Америке. Вы познакомитесь с разнообразными и интересными странами региона, которые играют значительную роль в современном мире. Преподаватель подробно расскажет о составе, границах, своеобразии стран Латинской Америки. Как дополнительный материал в уроке рассмотрены три темы: «Остров Свободы», «Хунта», «Захват Гренады».
Тема: Латинская Америка
Урок: Состав Латинской Америки. Политическая карта
1. Общая характеристика Латинской Америки. Состав
Латинской Америкой называют регион Западного полушария, расположенный между США и Антарктидой. В составе Латинской Америки выделяют несколько субрегионов. Это Средняя Америка (Мексика, страны Центральной Америки и Вест-Индии), Андские страны (Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия, Чили), страны бассейна Ла-Платы (Парагвай, Уругвай, Аргентина), Бразилия. Название «Латинская Америка» происходит от исторически сложившегося в этой части мира преобладающего влияния языка, культуры и обычаев романских (латинских) народов Пиренейского полуострова.
Регион занимает площадь 21 млн кв. км с населением более 570 млн человек.
Рис. 1. Политическая карта Латинской Америки
2. Разнообразие стран Латинской Америки по площади
Страны Латинской Америки различны по площади: самая большая страна региона - Бразилия, самые маленькие находятся в бассейне Карибского моря.
3. Границы, ЭГП, форма правления и устройства стран
Границы между странами проходят в основном по рекам, хребтам и другим орографическим объектам.
Экономико-географическое положение Латинской Америки:
1. Близость к США.
2. Удаленность от других регионов мира.
3. Наличие Панамского канала.
4. Почти все страны (кроме Боливии и Парагвая) имеют выход к морю.
По форме правления все страны региона - республики. В состав Латинской Америки входит более 33 стран. Некоторые страны входят в состав Содружества (например, Гайана, Доминика, Тринидад и Тобаго). Гвиана принадлежит Франции. Куба является социалистическим государством.
По форме административно-территориального устройства преобладают унитарные государства, федеративное устройство имеют следующие страны: Бразилия, Аргентина, Мексика, Венесуэла, Сент-Китс и Невис.
Рис. 2. Флаг Сент-Китса и Невиса
4. Этапы формирования политической карты
Этапы формирования политической карты Латинской Америки:
1. Этап доевропейской колонизации.
2. Колониальный этап.
3. Послеколониальный этап.
4. Этап после Второй мировой войны.
На территории Латинской Америки располагались цивилизации майя, ацтеков, инков.
Территорию Латинской Америки осваивали в основном Испания и Португалия.
Особый статус имеет Пуэрто-Рико. Пуэрто-Рико является зависимой от США территорией и имеет статус «неинкорпорированной организованной территории», что означает, что данная территория находится под управлением США (а не является их неотъемлемой частью), действие на территории Конституции США ограничено; верховная власть принадлежит Конгрессу США, но территория имеет собственную систему самоуправления.
Рис. 3. Пуэрто-Рико на карте
В настоящее время не решены многие вопросы, касающиеся границ и принадлежности территорий. Ярким примером могут служить спорные Фолклендские (Мальвинские) острова между Великобританией и Аргентиной.
5. Остров Свободы
Куба. Официальное название - Республика Куба, неофициальное с 1959 года - Остров Свободы - островное государство в северной части Карибского моря. Столица - Гавана. Куба - самое большое островное государство региона, протянувшееся на 1250 км. Оно расположено на стыке Карибскогo моря и Мексиканского залива, образующих «американское Средиземноморье». Изображенный на гербе страны ключ - символ тoгo, что открытый Колумбом в 1492 г. остров на протяжении столетий был свoего poда ключом к Новому Свету. Куба является социалистическим государством, долгое время она была союзником СССР.
Рис. 4. Герб Кубы
6. Хунта, захват Гренады
Хунта. Во многих странах этим словом обозначаютразличные органы государственного управления, в том числе гражданские. В современном русском языке (как и в ряде других языков мира) слово «хунта» используется в основном для обозначения военной диктатуры, установившейся в результате государственного переворота. Ярким примером является Правительственная хунта Чили.
Домашнее задание
Тема 10, П. 1
1. Какие регионы (субрегионы) выделяют в Латинской Америке?
2. Назовите особенности ЭГП Латинской Америки.
Список литературы
Основная
1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А. П. Кузнецов, Э. В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.
2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В. П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.
3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. - 76 с.
Дополнительная
1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А. Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.
Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники
1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.
Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ
1. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э. М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.
2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю. А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.
3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э. М. Амбарцумова, С. Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.
4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю. А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 223 с.
5. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.
6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю. А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.
7. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е. В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.
8. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 240 с.
9. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика / В. П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.
10. ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О. В. Чичерина, Ю. А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 144 с.
11. ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В. В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2011. - 288 с.
12. ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В. В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2010. - 280 с.
Материалы в сети Интернет
1. Федеральный институт педагогических измерений .
2. Федеральный портал Российское Образование.
3. School. xvatit. com .
4. Википедия.
5. Википедия.
Нужно скачать поурочный план по теме » Состав Латинской Америки. Политическая карта (география 10 класс) ?